Санкт-Петербург, м. Пл. Восстания,
ул. Гончарная, дом 13

+7 (812) 458-53-53

+7 (921) 771-65-11

[email protected]

Лица не имеющие гражданства называются


Термины лицо без гражданства

Гуманистические принципы современных цивилизованных государств направлены на то, чтобы человек, проживая на их территории, не чувствовал себя чужим. Для этого предусмотрены различные процедуры интеграции в общество, в том числе, предоставление вида на жительства и вступление в гражданство. В то же время продолжает существовать такая категория людей, индивид которой именуется как лицо без гражданства. Рассмотрим понятие данного термина, статус таких лиц, их права, способы интеграции в социум и правила пересечения государственных границ.

Лицо без гражданства: кто это

Лицо без гражданства, с точки зрения международного права, есть человек, который вследствие тех или иных причин не имеет документальных связей ни с одним государством мира. Проще говоря, данная категория лиц не имеет документа о гражданстве и не может подтвердить наличие последнего иными способами.

На языке законодательства такие лица именуются как апатриды, что в переводе с латинского именно это словосочетание и означает. На бытовом уровне также иногда для обозначения данного термина применяется аббревиатура ЛБГ, но она не является общепринятой и может быть не всегда понятна.

Статус лиц без гражданства, а также их права и обязанности устанавливаются как на международном уровне (в виде конвенций, международных многосторонних договоров и т.д.), так и на национальном уровне конкретной страны (в виде, законов, подзаконных акта, а иногда и в основном законе – Конституции).

Документы апатрида

Отсутствие гражданства РФ не означает, что человек без гражданства, проживающий в стране, не имеет совсем никаких документов. Безусловно, что-то должно подтверждать его личность и иные персональные данные, будь то возраст, место проживания, наличие детей и т.д. В России в качестве официальных документов, подтверждающий статус апатридов и их личность, признаются:

  • Удостоверение личности лица без гражданства, выдаваемого любым участником мирового сообщества в форме любого документа, признаваемого нашей страной на основании международных договоров или конвенций.
  • Разрешение на временное нахождение лица без гражданства в РФ, выдаваемое миграционными властями (в настоящее время миграционное подразделение министерства внутренних дел).

Передвижение таких лиц как по стране, так и за ее границы, в целом, является свободным и регулируется тем же законодательством, что и в отношении граждан, однако Российская Федерация, как и большинство государств мира, оставляет за собой право ограничивать передвижение из соображений безопасности страны и ее жителей.

По каким причинам человек может быть без гражданства

Причины, по которым люди получили статус ЛБГ, могут быть абсолютно различны, и зависят они от различных факторов, в первую очередь – страны проживания. Итак, люди могут остаться без какого-либо гражданства вследствие следующих факторов:

  • Человек при оформлении своего нового гражданства вынужденно (такое требование присутствует практически в любом государстве) отказался от своего предыдущего гражданства, но процедура оформления связей с новой родиной так и не была завершена.
  • В силу своих взглядов и убеждений лицо умышленно отказалось от гражданства своей родины в связи с тем, что оно не хочет ассоциировать себя с властями державы, а иного гражданства оно не имело.
  • Государство как административная единица прекратило свое существование, а связи с вновь образованным на его территории оформлены не были в силу тех или иных причин (например, при распаде Советского Союза или Югославии).
  • Новый член общества появился от лиц, являющихся апатридами, в государстве, законы которого не предполагают автоматическое присвоение гражданства человеку, появившемуся на свет на его территории или в зоне его юрисдикции (например, на морском судне, осуществляющем плавание под флагом нашей страны).
  • Исключение человека из гражданства по закону его родины.

Следует отметить, что последний случай в цивилизованном мире может происходить крайне редко, случается, как правило, лишь в странах с несвободным строем и в связи с оппозиционной деятельностью гражданина или деятельностью, носящей экстремистский или террористический характер.

Права и обязанности апатридов

Статус апатридов, т.е. его права и обязанности, регламентируется в первую очередь соответствующей конвенцией, участником которой является и наше государство. Называется она – «О статусе апатридов», и регулирует права данной категории лиц в различных сферах общественной жизни. Лицо без гражданства в соответствии с упомянутым документом имеет следующие основные права:

  • Личные неимущественные (свобода вероисповедания, отсутствие расовой, половой и иной дискриминации и прочие основные права и свободы человека).
  • Трудовые права (осуществление труда за плату, участие в профсоюзах, занятие творческими профессиями и, как следствие, участие в соответствующих творческих союзах).
  • Экономические права (занятие предпринимательством, владение недвижимостью, обладание на законных основаниях движимыми вещами).
  • Защита своих прав (включая право на обращение в суды и иные правоохранительные органы, будь то полиция, прокуратура, институт уполномоченных и т.д.).
  • Авторские права (которые должны защищать государством, где проживает апатрид, в том же объеме, как и авторские права его граждан).
  • Социальные права (право на пособия, пенсии).
  • Жилищные права (охрана жилища, право на его получение и т.п.).
  • Образовательные права (получение образование, повышение квалификации, дополнительное образование и т.д.).

Статус данных лиц был не полон, если бы в отношении них не закреплялись и соответствующие обязанности. В их числе:

  • Соблюдение установленных внутренним законодательством страны запретов и ограничений.
  • Уплата налогов в количестве и порядке, требуемом налоговым законодательством.
  • Подчинение миграционному порядку страны.
  • Недопустимость нарушения прав и законных интересов иных лиц.
  • Иные обязанности, вытекающие из необходимости подчинения всем правовым актам страны и поддержания общественного порядка.

Обозначенные правомочия и обязанности носят общий характер и конкретизируется законами того или иного государства, в том числе актами органов российской власти в отношении апатридов, законно проживающих на территории нашей страны.

Правила пересечения границы

Право на свободное передвижение предоставлено апатридам на самом высоком, международном уровне, а десятки стран ратифицировали данный источник международного права, тем самым распространив его действие на ЛБГ, проживающих на их территории. В то же время для пересечения государственной границы как Российской Федерации, так и страны посещения необходимо предъявление соответствующих документов.

Ни одно государство не должно отказывать апатридам, законно проживающим на их территории, в выдаче документов, позволяющих передвигаться за пределами страны. Подобные документы в Конвенции называются проездными. На основании такого документа лицо пересекает границу, проходит паспортный контроль, получает визовые разрешительные документы. В остальной части правила пересечения границы апатридами ничем не отличается от правил, установленных в отношении лиц с паспортами граждан.

Положение людей, не имеющих гражданства какой-либо страны, на уровне нормативных документов мало отличается от статуса гражданина. На практике же, к сожалению, так бывает далеко не всегда. Это зависит, в первую очередь, от страны, в которой представитель данной категории лиц проживает.

Международное право закрепило стремление государств сделать все возможное, чтобы апатриды, законно проживающие в стране, были максимально интегрированы в общество и по возможности получали гражданство страны. В России данный принцип реализуется не в полном объеме, хотя действующее миграционного законодательство и закон о гражданстве предусматривают право таких лиц получать вид на жительство и впоследствии гражданство страны или сразу последнее миную этап ВНЖ.

ЛИЦА БЕЗ ГРАЖДАНСТВА

Современная энциклопедия . 2000 .

Смотреть что такое «ЛИЦА БЕЗ ГРАЖДАНСТВА» в других словарях:

ЛИЦА БЕЗ ГРАЖДАНСТВА — (апатриды) лица, не имеющие прав гражданства в каком либо государстве. ЛИЦА БЕЗ ГРАЖДАНСТВА подчиняются законам страныпребывания, однако их правоспособность ограничена: они обычно не пользу ются избирательными и иными правами, которые… … Финансовый словарь

Лица без гражданства — лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и не имеющие доказательств своей принадлежности к гражданству иностранного государства. Административно правовой статус лиц без гражданства определяется Конституцией Российской Федерации и… … Административное право. Словарь-справочник

Лица Без Гражданства — См. Условия труда иностранных граждан и лиц без гражданства Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

ЛИЦА БЕЗ ГРАЖДАНСТВА — см. Апатриды … Большой Энциклопедический словарь

Лица без гражданства — Конституционно правовой статус физических лиц Основные статусы Гражданство … Википедия

лица без гражданства — смотри Апатриды. * * * ЛИЦА БЕЗ ГРАЖДАНСТВА ЛИЦА БЕЗ ГРАЖДАНСТВА, см. Апатриды (см. АПАТРИДЫ) … Энциклопедический словарь

ЛИЦА БЕЗ ГРАЖДАНСТВА — в соответствии со ст. 9 Закона от 1 августа 2002 г. О гражданстве Республики Беларусь лицами без гражданства считаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и не имеющие доказательств своей принадлежности к гражданству другого… … Юридический словарь современного гражданского права

лица без гражданства — (апатриды) лицо, не являющееся гражданином данной страны и не обладающее доказательствами его принадлежности к гражданству какого либо иностранного государства. Безгражданство возникает в случаях, когда лицо утрачивает свое гражданство и не… … Большой юридический словарь

Документы, удостоверяющие личность лица без гражданства в РФ — 2. Документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в Российской Федерации, являются: 1) документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа,… … Официальная терминология

Учет иностранца или лица без гражданства по месту пребывания — 6) учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания (далее учет по месту пребывания) фиксация в установленном порядке уполномоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом органами сведений о нахождении… … Официальная терминология

ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ

Апатрид — лицо без гражданства, оно пользуется покровительством гуманитарного права в вооруженных конфликтах.

Беженец — лицо, вынужденное покинуть место постоянного жительства вследствие военных действий или изгнанное оттуда одной из сторон вооруженного конфликта.

Вероломство — действия, направленные на то, чтобы вызвать доверие противника и заставить его поверить, что он имеет право на защиту или обязан предоставить такую защиту согласно нормам международного права, применяемого в период вооруженных конфликтов, с целью обмана такого доверия. Вероломство запрещается (ст. 37 Протокола I).

Военнопленный — любой комбатант, указанный в ст. 4 Конвенции III и попавший во власть неприятеля.

Госпитализация — помещение раненого или больного на лечение в постоянное санитарное учреждение.

Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны. Принята первой Гаагской конференцией мира 1899 г. и подтверждена второй Гаагской конференцией мира 1907 г.

Впервые установила правила ведения войны и приняла положения, которые содействовали формированию гуманитарного права. Так, она впервые дала юридическое определение воюющего (комбатанта), установила правила гуманного отношения к военнопленным, выдвинула положение о защите гражданского населения от военных действий. Все эти положения вошли затем в гуманитарные Конвенции.

Включена в Преамбулу также так называемая оговорка Мартенса, которая почти дословно повторяется в Женевских конвенциях (общие ст. 62, 63, 142, 158) и в Дополнительных Протоколах (ст. 1 Протокола I, Преамбула Протокола II). Последняя редакция «оговорки Мартенса» гласит: «В случаях, не предусмотренных Конвенцией и прилагаемыми к ней Протоколами или другими международными соглашениями, гражданское население и комбатанты остаются под защитой и действием принципов международного права, проистекающих из установившихся обычаев, из принципов гуманности и требований общественного сознания» (Конвенция об обычном вооружении, 1980 г., Преамбула).

Гражданские лица — лица, находящиеся в период вооруженного конфликта или оккупации под властью оккупирующей Державы, гражданами которой они не являются. Практически это все гражданское население оккупированной территории. Оно находится под покровительством международного гуманитарного права (Конвенция IV).

Денонсация — надлежащим образом оформленный отказ государства от заключенного им международного договора. Женевские конвенции 1949 г. и Дополнительные Протоколы 1977 г. имеют такое положение, но с оговоркой, что денонсация не имеет силы в то время, когда денонсирующая Держава участвует в вооруженном конфликте.

Демилитаризованная зона. Конфликтующие стороны могут в устной форме заключить соглашение о демилитаризованной зоне, на которую не распространяются военные операции (ст. 60 Протокола I).

Депортация — насильственная высылка гражданского населения с постоянного места проживания. Воспрещается угон, а также депортирование

населения из оккупированной территории на территорию оккупирующей Державы или любого другого государства (ст. 49 Конвенции IV).

Держава-Покровительница — нейтральное государство, которое с согласия конфликтующих сторон оказывает содействие и осуществляет контроль за соблюдением гуманитарных норм на территории одной из сторон, представляя интересы другой стороны. В качестве делегатов стороны могут использовать представителей какой-нибудь беспристрастной международной организации. Особенно часто эти функции выполняет Международный Комитет Красного Креста.

Добровольное общество Красного Креста (Красного Полумесяца, Красного Льва и Солнца) — общественная организация, руководствующаяся задачами международного гуманитарного права и его нормами. Первое добровольное общество помощи раненым было создано в Швейцарии в 1863 г. (в России — в 1867 г.). Свое наименование общество Красного Креста получило после введения этой эмблемы Женевской конвенцией 1864 г. Признанные правительством и международной Федерацией обществ, в настоящее время добровольные общества имеются в подавляющем большинстве стран.

Добрые услуги — международно-правовая процедура по установлению контактов и начала переговоров между конфликтующими сторонами. Державы-Покровительницы и Международный Комитет Красного Креста могут предлагать добрые услуги конфликтующим сторонам (ст. 23 Конвенции I, ст. 11 Конвенции III).

Дюнан А. — швейцарский общественный деятель (1828—1870). В 1862 г. опубликовал книгу «Воспоминания о Сольферино», в которой содержались предложения создать добровольные общества для ухода за ранеными и принять международную конвенцию в их защиту. Предложения А. Дюнана нашли широкий отклик.

Женевская конвенция об облегчении участи раненых на поле боя 1864 г.

— первая гуманитарная Конвенция, положившая начало гуманитарному праву (10 статей, 16 участников).

Женевские конвенции 1949 г. Четыре Конвенции и два Дополнительных Протокола к ним 1977 г. содержат в кодифицированном виде современное международное гуманитарное право в вооруженном конфликте.

Заложник — лицо, произвольно и насильственно захваченное для получения выкупа, обмена на захваченное неприятелем лицо или в каких-то иных целях. Заложника или группу заложников могут захватить власти одной стороны, отдельные подразделения его вооруженных сил, отдельные группы сражающихся. Взятие заложников запрещается и будет запрещаться всегда и всюду (ст. 3 Конвенции I).

Интернирование — особый режим ограничения свободы, устанавливаемый одной конфликтующей стороной для граждан другой стороны или иностранцев, а также апартеидов. Конвенция IV отводит часть IV правилам обращения с интернированными.

Комбатант (сражающийся) осуществляет вооруженный конфликт. Он должен отвечать определенным условиям, установленным Женевскими конвенциями и Протоколами (ст. 13 Конвенции I). Попав под власть неприятеля, комбатант становится военнопленным.

Красный Крест — отличительная эмблема гуманитарных учреждений. Запрещаются любые враждебные акты против лиц и объектов, носящих Красный Крест, а также использование этой отличительной эмблемы не по назначению.

Те же правила действуют в отношении эмблемы Красного Полумесяца и Красного Льва и Солнца.

Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца.

Тесно связано с международным гуманитарным правом и действует на основе его принципов и норм. Оно состоит из трех автономных частей: Международного

Комитета Красного Креста, Международной федерации обществ КК и КП и самих национальных обществ. Высший орган Движения — международные конференции, в работе которых на равноправной основе принимают участие государства, подписавшие Женевские конвенции (в 1997г. — 188). Участие государств придает принимаемым конференциями резолюциям дополнительную юридическую силу.

Международный Комитет Красного Креста — независимая международная гуманитарная организация.

Мартенс Ф.Ф. — российский юрист, дипломат и публицист. Инициатор и автор Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1899 г., внесшей большой вклад в формирование гуманитарного права.

Наемник — лицо, нанятое за деньги одной из сторон в конфликте. Он не имеет статуса комбатанта и не может быть военнопленным (ст. 47 Протокола I). Международное право квалифицирует наемничество как международное преступление.

Необороняемая местность. Соответствующие власти одной из конфликтующих сторон могут объявить необороняемым и открытым для оккупации неприятелем любой населенный пункт. Необороняемая местность не подлежит нападению.

Оккупированная территория — занятая неприятельскими силами территория, позволяющая им осуществлять такой контроль, который дает возможность вести непрерывные и согласованные военные действия или создавать собственную администрацию.

Покровительство — термин международного гуманитарного права,, означающий, что на покровительствуемых распространяется его действие. Обычно применяется к гражданскому населению, которое не является жертвой вооруженного конфликта, но находится под властью неприятельской стороны.

Прокровительствуемое лицо. Находится под защитой (покровительством) Женевской конвенции, если оно в случае вооруженного конфликта или оккупации оказалось во власти неприятеля. Покровительство оказывается без всякой дискриминации.

Право войны. Юридический термин, обозначающий совокупность законов и обычаев ведения войны и ее средств. В настоящее время употребляется редко. Чаще пишут о праве вооруженного конфликта.

Право Гааги. Совокупность норм и принципов, относящихся к войне. В виду имеются прежде всего Гаагские конвенции 1899 и 1907 гг. В настоящее время термин употребляется в литературе редко.

Право Женевы. Юридический термин, обозначающий совокупность принципов и норм гуманитарных Женевских конвенций. В настоящее время употребляется редко, будучи вытеснен термином «международное гуманитарное право».

Раненые и больные. Пользуются покровительством и защитой при всех обстоятельствах, если раненые и больные лица относятся и к категориям, перечисленным в ст. 13 Конвенции I. В то же время Протокол I относит к раненым и больным как военнопленных, так и гражданских лиц, которые вследствие травмы, болезни или другого физического либо психического расстройства или инвалидности нуждаются в медицинской помощи и уходе и которые воздерживаются от любых враждебных действий. Это определение относится также к роженицам, новорожденным, беременным женщинам, которые нуждаются в уходе и воздерживаются от враждебных действий (ст. 8).

Регистрация. Стороны в конфликте должны зарегистрировать все данные, способствующие установлению личности раненых, больных и умерших неприятельской стороны, попавших в их руки (ст. 16 Конвенции I). Сведения должны быть как можно скорее доведены до Справочного Бюро.

Репатриация — возвращение в страну гражданства, постоянного проживания или происхождения лиц, оказавшихся во власти одной из конфликтующей сторон и удерживаемых ею. Военнопленные освобождаются и репатриируются тотчас же по прекращении военных действий (ст. 118 Конвенции III).

Реквизиция — принудительное изъятие имущества. Имущество обществ помощи, на которое распространяется действие Конвенции I, рассматривается как частная собственность и реквизиции не подлежит. Реквизиция осуществляется лишь в случае крайней необходимости после того, как судьба раненых и больных будет обеспечена (ст. 34).

Репрессалии — принудительные действия, предпринимаемые одной из сторон в отношении другой стороны как возмездие. Репрессалии по отношению к военнопленным воспрещаются (ст. 13 Конвенции III). Воспрещаются репрессалии также в отношении покровительствуемых лиц и их имущества (ст. 33 Конвенции IV).

Ратификация — утверждение высшим органом государственной власти международного договора, подписанного от имени этого государства.

Санитарные зоны и зона безопасности. Могут создаваться по соглашению конфликтующих сторон для ограждения от военных действий раненых и больных, инвалидов, престарелых и детей до 15-летнего возраста, беременных женщин и матерей с детьми до 7-летнего возраста (ст. 14 Конвенции IV).

Серьезные нарушения. Женевские конвенции 1949 г. выделяют среди нарушений норм гуманитарного права серьезные нарушения, которые уголовно преследуются. К ним относятся всяческие виды убийства, взятие заложников, пытки, истязания и др. Перечень серьезных нарушений приводится в ст. 3 Конвенций, ст. 11 и 85 Протокола I, ст. 4 Протокола И.

Смешанные медицинские комиссии. Создаются с начала вооруженного конфликта и предназначены для освидетельствования раненых и больных, в частности для установления необходимости их немедленной репатриации, например в нейтральную страну (ст. 112—115 Конвенции III).

Справочное Бюро по делам военнопленных. Создается каждой конфликтующей стороной, которая получает от своих властей сведения о военнопленных, раненых, больных и иных жертвах конфликта. Эти сведения незамедлительно пересылаются соответствующей державе (ст. 122 Конвенции III, ст. 137 Конвенции IV).

Центральное Справочное Агентство по делам покровительствуемых лиц.

Создается в нейтральной стране (ст. 136 Конвенции IV). В нейтральной стране создается также Центральное Справочное Агентство по делам военнопленных (ст. 133 Конвенции III). Если Международный Комитет Красного Креста и заинтересованные Державы сочтут необходимым, то оба Агентства могут быть превращены в одно.

Эвакуация — вывоз раненых, больных, военнопленных, детей и групп гражданского населения из зоны боевых действий (например, в тыл, в нейтральную страну). Эвакуация военнопленных должна всегда проводиться гуманно (ст. 20 Конвенции III). Ни одна из сторон, находящихся в конфликте, не принимает мер по эвакуации детей, кроме как своих собственных граждан, в иностранное государство (ст. 78 Протокола I).

Установки, содержащие опасные силы. Среди гражданских объектов в особой защите нуждаются установки, содержащие опасные силы, — плотины, дамбы, атомные электростанции. Они должны иметь международный специальный

знак (группа из трех кругов ярко-оранжевого цвета) и не могут быть объектом нападения, если даже являются военными объектами (ст. 56 Протокола I, ст. 16 Приложения I).

Юридический советник в вооруженных силах. В период вооруженного конфликта он дает советы командирам соответствующего уровня о применении Конвенций и Протокола I и о соответствующем инструктаже вооруженных сил по данному вопросу.

Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства — деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об иностранных гражданах и о лицах без гражданства и о перемещениях иностранных граждан и лиц без гражданства;

Органы миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее — федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), и его территориальные органы;

Регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства — фиксация в установленном порядке органами миграционного учета сведений о месте жительства.

Разрешение на работу

Приглашение на въезд в Российскую Федерацию — документ, являющийся основанием для выдачи иностранному гражданину визы либо для въезда в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации;

Миграционная карта — документ, содержащий сведения о въезжающих или прибывших в Российскую Федерацию иностранном гражданине или лице без гражданства и о сроке их временного пребывания в Российской Федерации, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в Российской Федерации, а также служащий для контроля за временным пребыванием в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

Разрешение на временное проживание — подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность;

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;

Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, получившее разрешение на временное проживание;

Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, получившее вид на жительство;

Иностранный работник — иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность;

Разрешение на работу — документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности.

Гражданство Российской Федерации — устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей;

Двойное гражданство — наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства;

Иностранный гражданин — лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства;

Лицо без гражданства — лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства;

Территория Российской Федерации — территория Российской Федерации в пределах Государственной границы Российской Федерации или территория РСФСР в пределах административной границы РСФСР на день наступления обстоятельств, связанных с приобретением или прекращением гражданства Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом;

Общий порядок приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации — порядок рассмотрения вопросов гражданства и принятия решений по вопросам гражданства Российской Федерации Президентом Российской Федерации в отношении лиц, на которых распространяются обычные условия, предусмотренные настоящим Федеральным законом;

Упрощенный порядок приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации — порядок рассмотрения вопросов гражданства и принятия решений по вопросам гражданства Российской Федерации в отношении лиц, на которых распространяются льготные условия, предусмотренные настоящим Федеральным законом;

Вид на жительство — документ, удостоверяющий личность лица без гражданства, выданный в подтверждение разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации лицу без гражданства или иностранному гражданину и подтверждающий их право на свободный выезд из Российской Федерации и возвращение в Российскую Федерацию.

ЛИЦА БЕЗ ГРАЖДАНСТВА (см.: Безгражданство) — физические лица, не являющиеся гражданами России и не имеющие доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства (ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»). Лица без гражданства (апатриды) подчиняются законам страны пребывания, однако их правоспособность ограничена: они обычно не пользуются избирательными и иными правами, которые предоставляются только гражданам. Лица без гражданства не пользуются также правами, которые данное государство предоставляет иностранным гражданам в силу международных договоров, они не могут пользоваться дипломатической защитой.

Лица без гражданства (наряду с иностранцами) пользуются в России правами и несут обязанности наравне с гражданами России, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Срок временного пребывания лица без гражданства в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток, за исключением случаев, предусмотренных вышеуказанным Федеральным законом.

Временно пребывающее в Российской Федерации лицо без гражданства обязано выехать из России по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 упомянутого Федерального закона. Срок временного пребывания лица без гражданства в Российской Федерации может быть соответственно продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию.

Решение о продлении либо сокращении срока временного пребывания лица без гражданства в России принимается Федеральной миграционной службой или ее территориальными органами. Срок временного пребывания в Российской Федерации лица без гражданства, прибывшего в Россию в порядке, не требующем получения визы, и заключившего трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с соблюдением требований вышеназванного Закона, продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда иностранного гражданина в Россию. Решение о продлении срока временного пребывания лица без гражданства в Российской Федерации принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, о чем делается отметка в миграционной карте.

Лицо без гражданства это апатрид, лицо не имеющее гражданства

В наши дни лица без гражданства — это большая группа людей в Российской Федерации, права и свободы которых описаны в статье законодательства N 109 — ФЗ О миграционном учете. Лица без гражданства — это физические лица, не обладающие статусом гражданина какой-либо страны. Несмотря на то, что лица без гражданства не признаются полноправными гражданами, они обязаны подчиняться действующему законодательству принявшей их страны. Лица без гражданства (или апатриды, как они часто называются в узких кругах) наделены всеми правами человека, но все же не обладают основными привилегиями полноправного гражданина.

Причины отсутствия статуса гражданина у апатридов

Как ни странно, но гражданин бывшего СССР также называется лицом без гражданства, и предоставить ему свой паспорт стремится далеко не каждое государство. Даже в России, стране, которая по праву считается преемником большинства территорий бывшего СССР, бывшие советские граждане испытывают некоторые проблемы с получением паспорта. Да, в некоторых случаях для жителей бывшего Союза предоставляется упрощенная схема получения паспорта, но это далеко не решение проблемы.

Например, важнейшим документом для оформления разрешения на временное проживание является действующая миграционная карта, на которой сотрудники пограничной или миграционной службы сделали определенные отметки. Далеко не у каждого представителя бывшего СССР есть такой документ, поэтому образуется некий юридический вакуум, создающий немалые проблемы для апатридов.

Правовой статус апатрида

Отдельного рассмотрения требует правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства. В большинстве стран люди без гражданства обладают полноценным правовым статусом и могут пользоваться практическими всеми правами, кроме права участвовать в выборах, выдвигать свою кандидатуру на высокопоставленный государственный пост и проходить службу в армии. Помимо этого, правовой статус апатрида не дает возможности занимать некоторые должности, не имеющие отношения к политике — например, стать командиром экипажа в самолете. В остальных аспектах человек, лишенный гражданства, принимается на общих положениях — может получать образование и работать при условиях официального трудоустройства.

В РФ люди без гражданства не могут стать хранителями государственных тайн и получить возможность участвовать в политических объединениях. Силовые структуры вполне могут ограничить апатрида в передвижении по территории РФ, если правительство официально огласит подобное распоряжение. В РФ люди без гражданства имеют право получить полноценный медицинский полис, и даже в большинстве случаев пересекать границу на определенный срок.

Бесплатная юридическая поддержка по телефону:

8 (800) 775-65-04 (звонок бесплатен)

Правовой статус человека без гражданства варьируется в зависимости от страны, которая его приютила. Например, правовой статус находящихся в РФ апатридов считается образцовым в силу своей лояльности к отсутствию гражданства (даже несмотря на то, что закон N 109 — ФЗ был принят сравнительно недавно). Напротив, если у человека без гражданства есть диплом о получении высшего образования по востребованной специальности, во время собеседования при поступлении на работу он будет обладать преимуществом перед законным гражданином без востребованных навыков. Для сравнения, в США правовой статус мигрантов без определенного гражданства довольно удручающий и уступает по всем параметрам.

Документы, подтверждающие личность апатрида

В РФ у человека, лишенного гражданства, отсутствуют все основные документы, удостоверяющие личность — такие как паспорт, свидетельство о рождении и т.д. В этом случае для удостоверения личности и правового статуса им приходится использовать другие документы, имеющие соответствующую юридическую силу в РФ.

Возникла проблема? Позвоните юристу:

8 (804) 333-68-85 (звонок бесплатен)

Закон N 109 — ФЗ О миграционном учете иностранных подданных и лиц без российского гражданства

Апатридам на территории РФ следует ознакомиться с законом N 109 — ФЗ О миграционном учете. Благодаря закону N 109 — ФЗ можно получить исчерпывающую информацию и стать действительно подкованным в данном вопросе. N 109 — ФЗ не предусматривает жестких ограничений для людей без подданства, и при этом поможет не стать нарушителем закона по незнанию (особенно это касается пересечения границы).

Лица не имеющие гражданства называются

Как живется человеку без гражданства

Откуда берется данный статус

Возможные причины

Нелишним будет знать, что может служить поводом к тому, что новорожденный житель планеты не получит гражданский статус или лишится его в более сознательном возрасте:

Вместе с тем международная конвенция гласит, что в категорию «люди без гражданства» нельзя отнести беженцев.

Какими правами могут пользоваться апатриды

Вопреки отсутствию четкого гражданского статуса, большая часть стран все же не пытается лишить таких жителей основных прав, которыми могут пользоваться граждане государства. К числу немногочисленных ограничений можно отнести:

  • невозможность участвовать в выборах;
  • занимать важные посты в государственных структурах;
  • служить в армии.

По законам РФ

При этом российское государство отличается особой лояльностью к жителям с данным статусом, чего не скажешь о других странах. Что значит лицо без гражданства, например, в США? Это не вполне полноценный член общества с довольно урезанными правами.

Таким образом, во многом положение указанных жителей страны напоминает статус иностранцев, которые также гражданством РФ не наделены.

Что может подтвердить личность апатрида

Наличие у апатрида документа, который мог бы подтвердить его личность, является обязательным.

Исчерпывающее описание прав и обязанностей апатридов можно найти в статье 109 закона «О миграционном учете».

Как получить российский паспорт апатриду

Путь легализации апатридов в РФ непрост и отличается особой длительностью. Для того чтобы заменить паспорт лица без гражданства на российский, необходимо отвечать ряду требований:

  • обладать источником легального дохода;
  • не быть судимым;
  • жить в РФ в течение нескольких лет легально.

Выяснив, как называется, человек без гражданства или подданства, перейдем к вопросу, как будет выглядеть процесс его натурализации в российском обществе.

Разделить процесс можно на несколько этапов:

Проходит процедура легализации в общем порядке #8211; через отделения миграционной службы. Прежде чем приступить к любому из перечисленных этапов, сотрудники службы непременно проверят личность заявителя. В частности, не выдворялся ли он из страны.

http://emigranto.ru/spravochnaya/grazhdanstvo/chelovek-bez-grazhdanstva.html

Жизнь человека без гражданства (апатрида)

Как теряют гражданство

Еще гражданин может быть лишен гражданства РФ, если он сообщал заведомо неверную информацию в период подачи документов на гражданство, и его настоящей целью было желание проводить террористическую деятельность в России, захватывать заложников, создавать незаконные вооруженные формирования.

Иностранцы и апатриды: одно и то же?

В остальном иностранцы и апатриды имеют одинаковые права, обязанности и ограничения. Как и иностранных граждан, их не призывают в армию, не предоставляют права голоса, не разрешают занимать юридические и некоторые другие должности.

В законе №62-ФЗ о лицах без гражданства сказано, что Россия поддерживает принятие ее гражданства апатридами, находящимися в ней (п. 6 ст. 4).

Кроме того, дети, родившиеся от апатридов в границах страны, становятся россиянами по «праву почвы» (п. «г» статьи 12 ФЗ-62).

Что нужно знать апатридам: Видео

Права и обязанности человека без гражданства

Главные обязанности апатрида: он должен уважать и соблюдать Конституцию и законодательство России. Апатрид не вправе голосовать на выборах и создавать свои политические партии, замещать государственные должности, служить в армии России.

Удостоверение личности для пересечения границы

Чтобы жить в России, въезжать или выезжать из страны апатрид должен иметь определенные удостоверения. В ст. 10 ФЗ № 115 установлены следующие документы, удостоверяющие личность лица без гражданства:

Для пересечения границы лицу без гражданства не нужен биологический паспорт. Действительным документом является только виза, а ее получить можно лишь при условии наличия приглашения, которое оформляет российская сторона.

Первые шаги по легализации в России

В статье 11 ФЗ-62 указаны основания для приобретения гражданства РФ. Апатриду можно стать россиянином при следующих условиях:

  • он был раньше гражданином СССР (на 05.09.1991 и ранее);
  • получил паспорт РФ до 1.07. 2002 года и не обрел гражданства;
  • он не гражданин другой державы и располагает документами, позволяющими ему проживать в ней.

Разберем поэтапно, как лицу без гражданства получить гражданство РФ. Во-первых, зарегистрироваться в УВМ ГУ МВД (бывшае ФМС); во-вторых, получить РВП, а затем ВНЖ, и последнее – стать гражданином.

Апатрид вправе подать заявление о гражданстве, не обладая РВП и ВНЖ. Перед началом легализации сотрудники УВМ ГУ МВД будут проверять личность апатрида на наличие в его биографии правонарушений и фактов выдворения из страны.

ВНЖ в РФ для апатридов

Вид на жительство – это очень важный для апатрида документ, который:

  • дает ему право беспрерывно проживать в РФ;
  • подтверждает его личность;
  • позволяет ему пересекать границу.

ВНЖ значительно облегчает трудоустройство лиц без гражданства РФ. Процедура получения происходит так, как описано далее.

Не только для получения официальной работы оформляют ВНЖ, этот вопрос важен и тому, кого интересует, как иностранному студенту получить гражданство РФ. До получения ВНЖ апатриду необходимо прожить в России не меньше одного года вместе с РВП в качестве основания для проживания.

Причины отказа в выдаче

Получение гражданства РФ

http://migrant.guru/grazhdanstvo/lico-bez-grazhdanstva-apatrid

Статус апатрида или кто такие люди без гражданства

Апатриды и бипатриды: определение статуса в международном и российском праве

Плюсы и минусы положения человека, не имеющего гражданства
Видео: кто такие апатриды

Как становятся лицами без гражданства

Причин утраты гражданства можно назвать несколько:

Видео: ты или гражданин СССР, или апатрид (мнение)

Административно-правовой статус апатридов, права, обязанности и ответственность

Иностранные граждане и лица без гражданства поль­зуются в Российской Федерации правами и несут обя­занности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Процесс легализации апатрида в Российской Федерации

Ситуация человека без гражданства не безнадёжна. Для того чтобы получить больше прав и свобод, апатриду следует пройти процедуру легализации. Как правило, этот процесс предусматривает несколько этапов.

Установление личности

Ко всем вышеперечисленным документам прилагается квитанция об уплате государственной пошлины.

Обратите внимание, что после принятия всех необходимых документов, сотрудники МВД России обязаны выдать специальную справку, подтверждающую опись переданных документов.

Разрешение на временное проживание (РВП) и вид на жительство (ВНЖ) в России

Следующий этап в легализации апатрида — это процедура получения РВП и ВНЖ. Добиться законного разрешения на временное проживание в России можно, имея на руках справку апатрида, процедура получения которой уже была описана выше.

Хотя разрешение на временное проживание можно оформить и другим путём, не добиваясь квоты. Законом предусмотрено несколько условий упрощённого получения РВП для апатридов :

Несовершеннолетние, чьи родители получают разрешение на временное проживание, также имеют право его получения.

РВП выдаётся на год. По истечении этого срока апатрид имеет право подать заявление на получение вида на жительство.

Трудоустройство
Как апатриду стать гражданином РФ и получить паспорт

Прожив на территории страны более пяти лет, человек имеет право на получение статуса подданного Российской Федерации. Также существует упрощённая процедура для лиц:

  1. Носителей русского языка.
  2. Людей, которые родились или учились в СССР.
  3. Лиц, которые состоят в браке с гражданами Российской Федерации более чем три года.

Подробнее о получении гражданства РФ носителями русского языка можно почитать по ссылке: //emigrant.guru/kak/nositel-russkogo-yazyika-i-grazhdanstvo-rossii.html

Для людей, утративших гражданство по причине распада Советского Союза, существует ряд особенностей упрощённого получения гражданства РФ:

Более подробно об упрощённой процедуре получения гражданства Российской Федерации можно почитать на нашем портале: //emigrant.guru/kak/grazhdanstvo/poluchenie-rossiyskogo-grazhdanstva-v-uproshhennom-poryadke.html

http://emigrant.guru/kak/grazhdanstvo/status-apatrida-ili-kto-takie-lyudi-bez-grazhdanstva.html Комментариев пока нет!

Лицо без гражданства

Правовое положение лиц без гражданства и граждан иностранных государств в Российской Федерации. Право убежища. Эти вопросы будут рассмотрены в статье.

Гражданин другой страны или лицо без гражданства (апатрид), безусловно, наделены всеми правами и свободами человека, находясь на территории РФ, они несут общие обязанности перед Российской Федерацией, но в объем их прав не включаются права, принадлежащие исключительно гражданам России.

Иностранцы и апатриды при наличии визы или других необходимых и действительных документов, с помощью которых возможно удостоверить их личность, признанных на территории РФ как удостоверяющие личность иностранца, могут находиться в РФ.

Иногда иностранные граждане и лица без гражданства не имеют права находиться на территорий РФ без вида на жительство (документ выдается вышеуказанным категориям граждан и апатридам с целью удостоверения их личности, и подтверждают их право свободного выезда и въезда на территорию РФ).

Обратившись к компетентным органам власти Российской Федерации с ходатайством, лицо без гражданства может получить вид на жительство.

После того, как документ получен, гражданин зарубежной страны или лицо без гражданства приобретает право выезда с территории России и право возвращения на территорию при предоставлении удостоверяющего личность документа, а также признаваемого Россией в этом качестве.

Существуют отдельные случаи, когда вид на жительство по ряду причин не предоставляется.

1. Например, тогда, когда иностранец или лицо без гражданства своим пребыванием на территории РФ может повредить ее обороноспособности или безопасности. Либо несет угрозу общественному порядку. Либо может стать причиной опасности для жизни или здоровья населения РФ.

2. Не предоставляется вид на жительство для тех лиц, которые были ранее депортированы из Российской Федерации.

3. Если подающий ходатайство не погасил судимость по статье, которая в Российской Федерации считается тяжкой или особо тяжкой.

4. Обращающийся за визой гражданин другой страны или лицо без гражданства не в состоянии подтвердить наличие достаточных средств для проживания в РФ на весь срок своего пребывания в стране и для последующего выезда из РФ.

5. Если компетентные органы приняли решение о нежелательности нахождения лица на территории России.

Выдворение гражданина за пределы Российской Федерации (депортация) допускается как ответная, административная мера в тех случаях, когда это лицо совершило на территории РФ наказуемые деяния.

Депортируемый обязан покинуть Российскую Федерацию сразу после принятия компетентными органами соответствующего решения в двадцатичетырехчасовой срок.

РФ предоставляет политическое убежище для некоторых категорий лиц.

Убежище может получить гражданин другого государства либо апатрид в том случае, если в стране постоянного пребывания ему угрожает преследование за общественно-политическую деятельность или убеждения, соответствующие нормам и принципам, которые признаются мировым сообществом.

Не могут претендовать на политическое убежище те категории лиц, которые проповедуют расовую или национальную рознь и нетерпимость, антигуманные настроения или идеи превосходства одних групп людей над другими.

Получившие политическое убежище граждане или апатриды одновременно становятся носителями всех свобод и обладателями всех прав, а также всех обязанностей гражданина Российской Федерации. Кроме тех случаев, когда федеральные законы или международные обязательства РФ не предусматривают иное.

Для получения убежища, необходимо предоставить заявление и получить подтверждение в виде указа президента РФ. Указ вступает в силу с момента подписания.


Смотрите также