Санкт-Петербург, м. Пл. Восстания,
ул. Гончарная, дом 13

+7 (812) 458-53-53

+7 (921) 771-65-11

[email protected]

В россии иностранные граждане лица без гражданства


В россии иностранные граждане лица без гражданства

Вид на жительство не предоставляется, если:

  1. въезд лица может повредить обороноспособности или безопасности государства либо общественному порядку, а также защите здоровья населения;.2) в период своего предыдущего пребывания в РФ иностранный гражданин или лицо без гражданства депортировались;
  2. ходатайствующее лицо имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение преступления, признаваемого РФ тяжким или особо тяжким;
  3. при обращении за визой иностранный гражданин или лицо без гражданства не смогли подтвердить наличие средств для проживания на территории РФ и последующего выезда за ее пределы;
  4. в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства принято решение о нежелательности пребывания в РФ.

Иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды) обладают всеми правами и свободами человека и несут общие обязанности перед РФ, при этом в объем их прав не входят права и обязанности граждан РФ. Иностранные граждане и апатриды могут законно находиться на территории РФ при наличии визы и действительных документов, удостоверяющих их личность и признаваемых на территории РФ как удостоверения личности иностранного гражданина.

Граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства как субъекты административного права

  • абсолютные административно-правовые обязанности возлагаются на каждого и не зависят от конкретных обстоятельств (например, соблюдение законов, уплата установленных налогов и т.п.);
  • относительные административно-правовые обязанности возникают из правомерных действий, направленных на приобретение прав и пользование ими (обязанности собственника автомобиля — платить налоги, поступающие в дорожные фонды и т.п.).

С точки зрения первичного источника, первичной правовой основы можно различать конституционные права граждан, а также права, первично урегулированные законами и подзаконными актами. Соответственно права граждан, закрепленные административными нормами, можно поделить на две группы:

Постановление Правительства РФ от 17 января 2007 г

8. Прием уведомления подтверждается подписью уполномоченного должностного лица территориального органа Федеральной миграционной службы или сотрудника организации федеральной почтовой связи на бланке уведомления и отрывной части бланка уведомления. Отрывная часть бланка уведомления остается у иностранного гражданина.

В уведомлении указываются следующие сведения: фамилия, имя иностранного гражданина; место проживания; место работы и продолжительность осуществления трудовой деятельности в течение очередного года со дня получения им разрешения на временное проживание (вида на жительство); период нахождения данного иностранного гражданина за пределами РФ в течение очередного года со дня получения им разрешения на временное проживание или вида на жительство (с указанием государств выезда). Постоянно проживающий в РФ иностранец указывает также размер и источники дохода за очередной год со дня получения им вида на жительство. Временно проживающий в РФ иностранец обязан приложить к уведомлению справку о доходах, копию налоговой декларации или иного документа, подтверждающего размер и источник дохода данного иностранного гражданина за очередной год со дня получения им разрешения на временное проживание.

Правовой статус иностранного гражданина и лица без гражданства в РФ (стр

Я уже подчеркивала, что правовое положение иностранных граждан в РФ определяется международными договорами РФ. Ратифицированные международные акты являются базисом национального законодательства РФ. В силу ч.4 ст.15 Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Прежде всего, необходимо выделить Декларацию о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают (утв. Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/144 от 13 декабря 1985 г.), наряду с Декларацией это следующие акты: — Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.)[5] ; — Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.)[6] ; — Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.)[7] и другие.

ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» даёт следующие определения понятиям «иностранный гражданин» и «лицо без гражданства». Иностранный гражданин — физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лицо без гражданства — физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Конституционное право России

  1. стихийного бедствия, задержавшего движение поезда, автотранспортного Средства, судна или самолета;
  2. болезни, если дальнейшее следование, по заключению врачей, больного представляется опасным для его жизни и здоровья;
  3. необходимого ремонта соответствующего транспортного средства, поврежденного в результате порчи его частей или транспортного происшествия;
  4. не предусмотренной задержкой при пересадке с одного вида транспорта на другой в пункте пересадки.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. «Об утверждении правил аккредитации и пребывания корреспондентов иностранных средств массовой информации на территории Российской Федерации» особым статусом пользуются аккредитованные в соответствующем порядке иностранные корреспонденты. К этой категории относятся также высокого ранга деятели иностранных государств, работники ООН.

Правовое положение иностранцев

Введенные в 2006 г. изменения в законодательство об иностранных гражданах существенно улучшили регулирование процессов трудовой миграции в России. Предусматривается возможность самостоятельного получения иностранными гражданами, прибывшими в Россию в безвизовом порядке, разрешений на работу в 10-дневный срок со дня подачи заявления. Работодателям предоставляется право привлекать таких иностранных работников без получения разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы и исполнения связанных с его получением обременений при условии соответствия иностранного работника установленным законодательством обязательным требованиям к состоянию здоровья, профессии, специальности и квалификации.

В целях регулирования миграционных потоков иностранных граждан, прибывающих в Россию в порядке, не требующем получения визы. Правительству РФ предоставляются полномочия по увеличению или сокращению установленного 90-суточного срока временного пребывания в Российской Федерации как в целом, так и на территории одного или нескольких субъектов РФ для отдельных категорий временно пребывающих иностранных граждан. Новые миграционные квоты позволят учитывать не только количественные, но и качественные (профессия, квалификация) характеристики трудовых мигрантов, регулировать миграционные потоки на уровне Российской Федерации и уровне субъектов РФ.

Рекомендуем прочесть:  Изменится ли пенсия при переезде с севера

Муниципальное право России

3. Местное население – это … все жители, независимо от пола, возраста, расы, должностного положения, которые постоянно или преимущественно проживают в данном поселении

совокупность граждан России, постоянно или преимущественно проживающих на территории муниципального образования

совокупность жителей муниципального образования

граждане России, проживающие на территории муниципального образования

4. В России иностранные граждане, лица без гражданства … не являются субъектами муниципально-правовых отношений

могут быть субъектами муниципально-правовых отношений

не обладают субъективными правами в области местного самоуправления

выступают равноправными субъектами муниципального права

Законодательство различает иностранных граждан, постоянно проживающих в Российской Федерации, и временно пребывающих на территории Российской Федерации, связывая с этим определенные правовые последствия. Иностранные граждане могут постоянно проживать на территории Российской Федерации, если они на то имеют разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел. Иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации на ином законном основании, считаются временно пребывающими. Постоянно проживающие иностранные граждане имеют больший объем прав в некоторых областях, чем временно пребывающие (например, в вопросах трудовой деятельности, социального обеспечения).

Кроме связанных с этим исключений и изъятий, вытекающих из международных договоров, административное законодательство Российской Федерации предоставляет иностранным гражданам и лицам без гражданства права и свободы, а также преимущества, установленные для граждан Российской Федерации.

Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

Постоянное проживание иностранных граждан в Российской Федерации осуществляется на основании вида на жительство. Вид на жительство подтверждает право иностранного гражданина на постоянное проживание в Российской Федерации, свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию и является одновременно документом, удостоверяющим личность иностранного гражданина.

При этом временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу, а временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин — вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание.

СНИЛС иностранным гражданам и лицам без гражданства

Для регистрации в системе обязательного пенсионного страхования и оформления страхового свидетельства вышеуказанной категории граждан необходимо соблюдение только одного условия – они не должны относиться к категории высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ.*

Для регистрации в системе обязательного пенсионного страхования и оформления СНИЛС иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие на территории Российской Федерации (при условии, что они не являются высококвалифицированными специалистами), должны представить в территориальный орган ПФР Анкету застрахованного лица.

05 Июл 2018      toplawyer         78      

Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

Многих иностранцев, прибывших на территорию РФ, интересует вопрос административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.

В представленной статье обобщены их основные права и обязанности в пределах Российской Федерации. Все права иностранцев на территории России регулируются Федеральным Законом №115 «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

В чём различие между иностранным гражданином и лицом без гражданства?

Иностранные граждане и лица без гражданства обладают одинаковым набором прав в пределах РФ. Единственное различие между этими категориями лиц в том, что иностранцы могут рассчитывать на поддержку своего государства, а у лиц без гражданства (апатридов) такой возможности нет.

Иностранные граждане и лица без гражданства подразделяются на три категории:

  • Те, кто приехал в Россию на время;
  • Те, у кого есть разрешение на временное проживание в России;
  • Те, кто обладает видом на жительство в России.

О временном нахождении в РФ

Статьёй 5 Федерального закона 115 предусмотрены конкретные положения, касающиеся временного нахождения иностранцев и лиц, не имеющих гражданства, в РФ:

  • Указанные лица могут находиться в России в течение времени, предусмотренного полученной визой;
  • Если въезд в РФ не требует оформления визы, то указанные лица могут находиться на территории РФ в течение 90 дней;
  • В том случае, если указанные лица являются специалистами высокой квалификации, срок их нахождения в России зависит от срока действия их разрешения на работу;
  • Время нахождения в России можно продлить или сократить. Это зависит от изменения условий и конкретных обстоятельств. При этом решение о продлении или сокращении срока принимается органами УВМ МВД России.

О праве временного проживания на территории России

Если иностранный гражданин, а также лицо без гражданства хотят перебраться в Россию на постоянное место жительства, для начала им необходимо оформить разрешение на временное проживание (РВП), длительность действия которого составляет 3 года и не подлежит продлению.

РВП может быть выдано следующим категориям лиц:

  • Тем, кто родился в РСФСР, СССР или на территории России;
  • Тем, кто является нетрудоспособным гражданином, но при этом имеющим детей с российским гражданством;
  • Тем, кто состоит в браке с лицом, являющимся гражданином России;
  • Тем, кто инвестирует в Россию в определённых размерах;
  • Тем, кто участвует в госпрограмме добровольного переселения соотечественников;
  • И другим категориям лиц, полный перечень которых можно посмотреть в статье 6 ФЗ-115.

Иностранным гражданам и лицам без гражданства может быть отказано в получении разрешения на временное проживание в случаях, предусмотренных статьёй 7 ФЗ-115:

  • Если указанные лица представляют угрозу для РФ и её граждан;
  • Если деятельность указанных лиц носит террористический характер;
  • Если указанные лица намеренно предоставили неверную информацию о себе;
  • Если указанные лица выехали из России и находятся вне её территории больше 6 месяцев;
  • Если указанные лица имеют наркотическую зависимость, ВИЧ-инфекции и другие подобные заболевания;
  • Если проживание указанных лиц на территории РФ нежелательно;
  • И другие случаи, полный список которых указан в статье 7 ФЗ-115.

О праве постоянного проживания на территории России

Вид на жительство (ВНЖ) выдаётся иностранным гражданам и лицам без гражданства при наличии у них разрешения на временное проживание.

Некоторые категории указанных лиц могут получить ВНЖ, не имея РВП:

  • Специалисты высокой квалификации;
  • Носители русского языка;
  • Беженцы;
  • Участники госпрограммы.

ВНЖ оформляется на 5 лет с возможностью продления ещё на 5 лет неограниченное число раз.

Основаниями для отказа в предоставлении ВНЖ служат те же составляющие, что и для отказа в оформлении РВП. Полный перечень указан в статье 8 ФЗ-115.

О праве иностранных граждан и лиц без гражданства перемещаться по территории России

Иностранные граждане, а также лица без гражданства, имеют право беспрепятственно перемещаться в пределах России. При этом у них на руках должны быть соответствующие документы.

Кроме этого, следует иметь в виду следующие моменты:

  • Указанные лица, при наличии РВП, не могут добровольно сменить место жительства в РФ;
  • Иностранцы, являющиеся политическими деятелями иностранных государств, а также иностранные журналисты, подтверждённые в РФ, могут беспрепятственно перемещаться по России.

Есть ли у иностранных граждан и лиц без гражданства право голосовать?

Указанные лица не наделены правом голоса. Также они не могут избираться в органы госвласти.

Однако, в некоторых случаях, те иностранные лица, а также лица, не имеющие гражданства, которые постоянно проживают на территории России, имеют право голоса и могут избираться в органы местного самоуправления и принимать участие в местном референдуме.

О работе иностранцев и лиц без гражданства в пределах России. Общие положения

Иностранцам предоставлено право самим решать какую именно трудовую деятельность осуществлять на территории России. Кроме того, они имеют право вести предпринимательскую деятельность.

Работодатели могут нанимать на работу иностранцев или людей без гражданства только если у них есть соответствующее разрешение. В свою очередь иностранцу, для того чтобы трудоустроиться, должно быть более 18 лет. Кроме этого, на руках у него должно быть разрешение на осуществление трудовой деятельности или патент на работу.

Однако, здесь есть некоторые исключения, для которых актуален другой порядок:

  • Иностранцы, имеющие РВП или ВНЖ;
  • Иностранцы, принимающие участие в госпрограмме;
  • Сотрудники иностранных компаний, предоставляющих гарантийное обслуживание продукции, которая поставляется в Россию;
  • Иностранные журналисты, подтверждённые в России;
  • Иностранцы, которых пригласили в Россию как научных и педагогических сотрудников;
  • Весь список исключений представлен в статье 13 ФЗ-115.

Право на получение государственных услуг

Законодательством (статьёй 19 ФЗ-115) предусмотрен ряд государственных услуг, предполагающих оплату государственной пошлины, а именно:

  • Оформление РВП;
  • Оформление ВНЖ;
  • Оформление приглашения на въезд в Россию;
  • Выдача разрешения на привлечение к работе зарубежных сотрудников;
  • Создание разрешения на работу;
  • Увеличение длительности временного нахождения иностранца в России;
  • Регистрация по месту проживания.

Также существует перечень услуг, которые не облагаются пошлиной:

  • Оформление приглашения на въезд с целью обучения в одном из образовательных учреждений;
  • Увеличение длительности временного нахождения иностранца в России. Здесь важным условием является то, что изначально целью нахождения иностранца в России должна быть благотворительность, другая безвозмездная помощь, лечение или смерть близкого родственника;
  • Регистрация по месту проживания тех иностранцев и лиц без гражданства, которые участвуют в госпрограмме переселения соотечественников.

О госконтроле за иностранцами в РФ

Органы УВМ МВД РФ осуществляют контроль иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих или временно находящихся на территории России.

Для осуществления этого контроля в России существует определённый порядок въезда иностранных граждан на территорию РФ:

  • При пересечении границы РФ, иностранец заполняет миграционную карту, которую вместе с паспортом он предъявляет работнику пограничного органа службы безопасности на границе, чтобы тот поставил отметку о въезде;
  • Покидая РФ, иностранец возвращает миграционную карту работнику пограничного органа на границе для проставления отметки о выезде из РФ.

Однако, не все иностранцы подвергаются надзору, осуществляемым федеральным органом. В статье 30 ФЗ-115 указываются лица, освобождающиеся от контроля:

  • Руководители иностранных посольств и консульств в РФ, а также работники этих посольств и консульств. Помимо этого, освобождаются от контроля члены их семей и их гости;
  • Должностные лица министерств по управлению иностранными делами, имеющие служебные паспорта;
  • Иностранные лица, приехавшие в Россию с визитом по работе и имеющие дипломатические привилегии.

Результаты нарушения иностранным гражданином сроков нахождения в России

Статья 31 ФЗ-115 предусматривает определённые меры наказания для тех иностранцев, которые не соблюдают российское законодательство и нарушают сроки нахождения в пределах РФ.

Иностранцы подлежат депортации в следующих случаях:

  • Когда РВП или ВНЖ, выданные иностранцу, аннулируются, в связи с чем он должен покинуть пределы РФ в течение 15 дней;
  • Когда срок временного нахождения или проживания иностранца в РФ сокращается по каким-либо причинам, он вынужден покинуть Россию в течение 3 дней.

Какую ответственность несут иностранные граждане на территории РФ?

Иностранец привлекается к ответственности согласно законодательству РФ в том случае, если он нарушает нормы этого законодательства. Стоит также отметить, что если иностранный гражданин нелегально пребывает в России, его ставят на учёт, фотографируют и подвергают дактилоскопии. Вся эта информация отправляется в центральный банк данных.

Об авторе

Иностранные лица без гражданства РФ (апатрид) в 2018 году - правовое положение, административный статус

Как и в любом иностранном государстве в Российской Федерации действуют свои законы, которые дают ее подданным и гостям из-за рубежа некоторые установленные права и обязательства перед страной.

Первоначальные аспекты

Иностранцы, которые пребывают на территорию Российской Федерации, автоматически подпадают под юрисдикцию действующих здесь законов.

Приезжее лицо подпадает под действие законодательств сразу двух государств. На территории РФ урегулирование всех прав и обязательств иностранных представителей происходит в соответствии со 115 Федеральным законом и Конституцией Российской Федерации.

Находясь во временном пребывании на территории РФ, на это лицо также распространяют свое действие нормативно правовые акты его государства.

Права и обязательства иностранных подданных на территории РФ значительно ограничены на момент их пребывания в статусе гостя.

Как только оформляются соответствующие документы, то иностранные представители могут рассчитывать на все положенные им по закону привилегии и обязательства перед Российской Федерацией.

Главные понятия

Чтобы более детально понять суть вопроса относительно прав и обязательств иностранных представителей, следует рассмотреть некоторые основные понятия:

Гражданство РФ Подданство Российской Федерации со всеми установленными верховным законом, Конституцией правами и обязательствами перед государством
Иностранный подданный Гражданин иностранного государства, выполняющий въезд на территорию РФ по соответствующему разрешению или визе
ВНЖ Вид на жительство Российской Федерации, который предоставляется иностранцам и лицам со статусом «Апатрид»
РВП Разрешение на временное пребывание на территории РФ с целью заработка или прохождения обучения
Виза Разрешение на въезд на территорию Российской Федерации для представителей иностранных государств, с которыми установлен межвизовый въезд и выезд

Иностранные представители пребывают на российскую территорию с целью заработка или прохождения обучения в российских высших учебных заведениях и колледжах, либо в качестве туристического путешествия или короткой командировки.

В последних случаях не требуется оформления соответствующего разрешения на временное пребывание на территории РФ.

Наличие административного статуса

Трудовая деятельность иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ требует у них наличия соответствующего статуса и разрешения на временное пребывание в стране.

В России иностранные представители имеют права и обязательства, установленные в соответствии с действующим законодательством.

В нем предусмотрен порядок предоставления иностранным гражданам рабочих мест на российской территории, а именно:

  • своевременное получение и при необходимости продление РВП;
  • получение в налоговом органе свидетельства ИНН;
  • отметка о получении временной регистрации в органах власти УФМС МВД России;
  • трудоустройство на работу и последующая уплата всех налогов и сборов.

Наряду с этим иностранные представители, находясь на российской территории, полностью подпадают под ее юрисдикцию.

Это обязывает их нести ответственность за правонарушения в соответствии с ее законами, а также рассчитывать на соответствующую защиту прав и свобод, которые также предусмотрены законодательством.

Законодательная база

Урегулирование вопросов относительно прав и обязательств иностранных представителей на территории Российской Федерации выполняется на основаниях следующих нормативно правовых актов:

  • Федеральный закон № 115 от 25.07.2002 года «О правовом положении иностранных граждан на территории РФ»;
  • Федеральный закон № 114 от 15.08.1996 года «О порядке въезда и выезда в страну»;
  • Федеральный закон № 109 от 18.07.2006 года «О миграционном учете иностранных представителей или лиц без гражданства на территории РФ»;
  • Конституция Российской Федерации.

В тексте документов содержится вся информация относительно привилегий и свобод, а также обязательств иностранных представителей на территории РФ.

На какие права может претендовать апатрид

Иностранные представители, имеющие статус «Апатрид» или безгражданство имеют в Российской Федерации установленные законом права и обязательства перед государством.

Этим лицам при выявлении обстоятельств утраты подданства в силу обстоятельств может быть представлен внеочередной вид на жительство, а также гражданство России, при наличии у таких переселенцев оснований для предоставления подданства.

При посещении территории РФ и получении РВП, такие лица автоматически подпадают под юрисдикцию только Российской Федерации, что открывает перед ними больше прав и обязательств в сравнении с иностранными представителями.

Разновидность привилегий

Иностранные подданные, а также лица без гражданства вправе претендовать на следующие привилегии в пределах российского государства:

  • право осуществлять трудовую деятельность на территории РФ;
  • возможность отдыхать;
  • обеспечение охраны здоровья и жизни;
  • право на социальное обеспечение;
  • права на жилище, имущество и иные личные неимущественные права;
  • возможность получения образования на территории РФ;
  • доступность использования достижений культуры;
  • на участие в различных массовых общественных мероприятиях, при условии что оно не противоречит внутреннему уставу организации, которая проводит это мероприятие;
  • право свободы совести;
  • возможность вступать в барки с гражданами РФ и расторгать их при необходимости;
  • право на неприкосновенность личности и жилищную собственность;
  • перемещение по территории Российской Федерации и свободный доступ к выбору места жительства;
  • осуществлять своевременную уплату налогов, а также иных сборов;
  • делать обращение в судебные инстанции и силовые ведомства для защиты своих прав и свобод.

Все эти привилегии закреплены в законе №115, а также Конституции Российской Федерации.

Конституционные

Конституция Российской Федерации предусматривает для иностранных подданных, а также лиц без гражданства следующие привилегии:

  1. Свобода слова и мысли.
  2. Право трудиться на российской территории в официальном порядке.
  3. Право заключать браки с российскими или иностранными гражданами.
  4. Право свободы совести.
  5. Возможность предоставления убежища для некоторых категорий переселенцев.

Наряду с этим лица без гражданства и иностранные представители не имеют права избирать и быть избранными, а также привлекаться к срочной военной и гражданской службе.

Миграционные (учет)

После въезда на территорию РФ иностранные представители, а также лица без подданства обязаны встать на миграционный учет до получения РВП.

Это необходимо сделать в соответствии с текстом 109 Федерального закона. Здесь присутствует информация о том, что иностранцы или лица без гражданства, совершившие въезд на территорию РФ, должны встать на учет в органе власти УФМС МВД России при длительном визите более 10 дней с момента въезда.

Трудовые

В соответствии с Конституцией и 115 Федеральным законом иностранные представители и лица без гражданства имеют право осуществлять трудовую деятельность на территории Российской Федерации.

Для этого им потребуется следующее:

  • оформить разрешение на временное пребывание;
  • получить временную регистрацию по месту проживания;
  • получить индивидуальный налоговый номер;
  • трудоустроиться на официальную рабочую должность;
  • уведомить об этом компетентные органы власти.

Особенности правового положения

Несмотря на то, что иностранные представители имеют юрисдикцию сразу двух государств, на территории Российской Федерации они наряду с привилегиями имеют ответственность за правонарушения в соответствии с Уголовным и Административным Кодексами Российской Федерации.

В любом случае они несут всю полноту наказания, как и соотечественники. Отличительной особенностью является лишь то, что в случае серьезного нарушения иностранные представители и лица без гражданства могут быть депортированы за пределы государства с последующим запретом на въезд в страну.

Нарушение административной ответственности

Как правило, любая административная ответственность для иностранных граждан, лиц без гражданства и соотечественников может быть сведена к штрафам и административным арестам.

В случае с иностранными подданными и лицами без гражданства, при серьезном административном правонарушении они могут быть выдворены за ее пределы с последующим запретом на въезд на срок от 5 лет и выше.

Иностранные представители, не имеющие российского подданства, имеют на ее территории целый ряд привилегий и обязательств перед государством.

Все эти привилегии и полномочия прописаны в тексте действующих нормативно правовых актов. При нарушении прав и свобод иностранных представителей, они вправе сделать обращение в компетентный орган власти.

При выявлении нарушения закона с их стороны, они получают наказание, предусмотренное Административным и Уголовным кодексами.

Видео: порядок оформления патентов для иностранных граждан и лиц без гражданства

Правовой статус иностранного гражданина и лица без гражданства в РФ

Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права

Предмет Конституционное право России

Правовой статус иностранного гражданина и лица без гражданства в РФ

Санкт-Петербург, 2010 г.

1. Понятие и основа правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства

2. Порядок въезда, временного пребывания и выезда из РФ

3. Основные права, обязанности и ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства

Список использованной литературы

12 декабря 1993 г. российский народ на Референдуме принял Конституцию России[1] . Одним из основных её положения является положение о том, что Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Государства, в соответствии с действующими международно-правовыми актами, в своей законодательной и правоприменительной практике должны гарантировать соблюдение прав и свобод граждан. Такой подход следует распространять на все категории лиц, которые находятся в пределах юрисдикции государства. Свобода внешнеэкономической деятельности для российских предпринимателей и открытость отечественной экономики для иностранных инвестиций, снятие многих ограничений на въезд в Российскую Федерацию и пребывание на ее территории для иностранных граждан и лиц без гражданства, развитие деловых связей и туризма — все это привело к резкому увеличению числа иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих в нашей стране. Таким образом, в связи с развитием международных отношений проблема правового регламентирования сроков пребывания и депортации иностранных граждан и лиц без гражданства приобретает для России все большую актуальность.

Данная работа посвящена исследованию правового института конституционно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ. Объектом данного исследования является конституционно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ. Предметом данного исследования являются правовые нормы, регулирующие правовой статус иностранных граждан в Российской Федерации. Итак, цель данной работы – исследовать правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ.

1. Понятие и основа правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства

Законодательство о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации основывается на нормах Конституции РФ и состоит из ФЗ от 25 июля 2002г. №115-ФЗ О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации[2] и ФЗ от 15 августа 1996г. №114-ФЗ О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию[3] , иных законодательных актов. Наряду с этими нормами правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется международными договорами Российской Федерации.

Наряду с законодательными актами, действует большое количество подзаконных актов, принятых, прежде всего, во исполнение положений Закона О правовом положении иностранных граждан в РФ.

Лица, находящиеся на территории того или иного государства, в зависимости от наличия или отсутствия гражданства государства пребывания, могут относиться к одной из следующих категорий: гражданин данного государства, иностранный гражданин или лицо без гражданства (апатрид). Гражданами называются физические лица, имеющие устойчивую правовую связь с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей[4] .

ФЗ О правовом положении иностранных граждан в РФ даёт следующие определения понятиям иностранный гражданин и лицо без гражданства. Иностранный гражданин — физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лицо без гражданства — физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

В целях Закона понятие иностранный гражданин включает в себя понятие лицо без гражданства, за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан (п.2 ст.2 Закона).

Различие между иностранцами и лицами без гражданства в основном состоит в том, что иностранцы имеют юридическую связь с отечественным государством и это государство несет определенную ответственность за своего гражданина и обязано в случае возникновения необходимости прийти к нему на помощь. Что же касается лиц без гражданства, то единственным защитником их прав и свобод является государство места их пребывания.

Я уже подчеркивала, что правовое положение иностранных граждан в РФ определяется международными договорами РФ. Ратифицированные международные акты являются базисом национального законодательства РФ. В силу ч.4 ст.15 Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Прежде всего, необходимо выделить Декларацию о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают (утв. Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/144 от 13 декабря 1985 г.), наряду с Декларацией это следующие акты: — Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.)[5] ; — Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.)[6] ; — Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.)[7] и другие.

2. Порядок въезда, временного пребывания и выезда из РФ

Основные положения режима въезда в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства в настоящее время определяются Федеральным законом от 15 августа 1996 г. О порядке выезда из РФ и въезда в РФ. В статье 24 данного закона указано, что иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. Лица без гражданства могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии визы по действительным документам, выданным соответствующими органами государства их проживания, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Срок пребывания иностранного гражданина в России определяется сроком выданной ему визы, а срок временного пребывания в порядке, не требующем визы, не может превышать 90 дней. В данном случае введен уведомительный порядок при приглашениях: приглашающая сторона уведомляет об этом соответствующий орган. Для заключивших трудовое или гражданско-правовое соглашение по выполнению работ или услуг срок временного пребывания продлевается на срок договора, но не более чем на год. От этого порядка следует отличать временное проживание иностранца в РФ. Такое разрешение иностранцу выдается сроком на три года (но в пределах квоты, число таких лиц утверждается Правительством РФ)[8] . В течение срока действия разрешения на временное проживание иностранцу может быть выдан вид на жительство (с 14 лет) с фотографией (дети до 14 лет вносятся в вид на жительство родителей). Он дает право на постоянное проживание в РФ. Вид на жительство выдается на 5 лет и может неоднократно продлеваться[9] . Иностранные граждане, получившие вид на жительство в РФ, осуществляют въезд в РФ и выезд из РФ на основании действительных документов, удостоверяющих их личность и признаваемых РФ в этом качестве и виде на жительство. Лица без гражданства, получившие вид на жительство в РФ, осуществляют въезд РФ и выезд из РФ на основании вида на жительство[10] .

Иностранные граждане и лица без гражданства, признанные в порядке, установленном федеральным законом, на территории РФ беженцами, могут выезжать из РФ, и въезжать в РФ на основании проездного документа беженца[11] .

Иностранец может быть приглашен в РФ любым физическим лицом, организацией, в том числе для обучения и трудовой деятельности, но приглашения оформляются официально и выдаются федеральным органом исполнительной власти.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства при въезде в РФ обязаны получить и заполнить миграционную карту. Миграционная карта заполняется на каждого иностранного гражданина независимо от возраста.

Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин обязан выехать из РФ по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания. При выезде из РФ иностранный гражданин обязан сдать миграционную карту должностному лицу органа пограничного контроля в пункте пропуска через Государственную границу РФ. Должностное лицо органа пограничного контроля проставляет в миграционной карте отметку о въезде иностранного гражданина в РФ и отметку о его выезде из РФ[12] .

Транзитный проезд через территорию РФ осуществляется, как правило, без права на остановку. Транзитный проезд через названную территорию иностранных граждан и лиц без гражданства в государство назначения всеми видами транспорта разрешается по предъявлении российской транзитной визы, визы на въезд в сопредельное с РФ по маршруту следования государство либо визы государства назначения и действительных для выезда из РФ проездных билетов или подтвержденной гарантии их приобретения в пункте пересадки на территории РФ.

Транзитный проезд через территорию РФ без визы разрешается иностранному гражданину или лицу без гражданства в случаях, если они:

— совершают беспересадочный полет воздушным транспортом через территорию РФ;

— следуют на самолете международной авиалинии с пересадкой в аэропорту на территории РФ и имеют надлежащим образом оформленные документы на право въезда в государство назначения и авиабилет с подтвержденной датой вылета из аэропорта пересадки на территории РФ в течение 24 часов с момента прибытия, за исключением случаев вынужденной остановки;

— проживают на территории государства, с которым РФ имеет соответствующий международный договор[13] .

В период проведения Олимпийских игр и Паралимпийских игр иностранные граждане, принимающие участие в организации и проведении Олимпийских игр и Паралимпийских игр, а также иностранные граждане, являющиеся участниками Олимпийских игр и Паралимпийских игр, осуществляют въезд в Российскую Федерацию, пребывание на территории Российской Федерации и выезд из Российской Федерации без оформления виз на основании действительных документов, удостоверяющих личность и признаваемых Российской Федерацией в этом качестве, и олимпийского удостоверения личности и аккредитации. Олимпийским удостоверением личности и аккредитации признается выданный Международным олимпийским комитетом или Оргкомитетом Сочи 2014 документ, дающий его обладателю право на участие в Олимпийских играх и Паралимпийских играх или осуществление иной деятельности, связанной с организацией и проведением Олимпийских игр и Паралимпийских игр[14] .

3. Основные права, обязанности и ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства

Как уже отмечалось, иностранные граждане, и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором (ч.3ст. 62 Конституции РФ). Россия гарантирует полное соблюдение в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства принципов равноправия.

Проживающие в России иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правом на труд, на предпринимательскую деятельность, на отдых, на образование, правом собственности и другими социально-экономическими и культурными правами. Они вправе вступать в профсоюзы, кооперативы, спортивные и другие объединения (кроме политических), если это не противоречит их уставам. Иностранцы и лица без гражданства пользуются личными конституционными правами (свобода совести, неприкосновенность личности, жилища и др.), могут вступать в брак с гражданами РФ и другими лицами (во всех случаях — иного пола), вправе обращаться в суд[15] .

Иностранцы и лица без гражданства не могут участвовать в выборах в органы государственной власти, в референдумах РФ и субъектов РФ (при определенных условиях, на основе международных соглашений и взаимности вправе участвовать в местных выборах и референдумах), не могут быть членами политических партий, занимать государственные должности. В соответствии с российским законодательством иностранцы не вправе иметь контрольный пакет акций в электронных средствах массовой информации (на газеты, журналы это ограничение не распространяется). Ограниченно право собственности иностранцев на землю. Некоторые рабочие места могут быть закрыты для иностранцев (иностранец не может быть командиром воздушного судна, работать ведущим на радио и телевидении, иностранцы не могут быть приняты на любую работу в военные городки, объекты, связанные с государственной тайной, организации, связанные с ядерным производством), а преимущества при приёме на разрешенные виды работ могут отдаваться собственным гражданам[16] .

Для посещения ряда объектов иностранцам требуется разрешение (территории закрытых административно-территориальных образований, военных городков, пограничных зон, объекты, на которых размещены органы государственной власти, есть ограниченные зоны в субъектах РФ и др.)[17] .

Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на политическое убежище. Политическое убежище в России предоставляется в соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 21.07.1997 г. [18] При этом предоставление убежища тем или иным лицам не должно рассматриваться как недружественный акт по отношению к другим государствам. Политическое убежище предоставляется лицам, преследуемым (если есть реальная угроза преследования) в стране их гражданской принадлежности или обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые соответствуют общедемократическим принципам, признанным мировым сообществом, и нормам международного права[19] . В РФ не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в РФ преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляется на основе федерального закона или международного договора РФ (ч.2 ст.63 Конституции РФ).

Основные конституционные обязанности — это конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, которые предъявляются к поведению любых лиц, находящихся на территории государства, либо только к поведению собственных граждан, независимо от места их нахождения, в связи с необходимостью их участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан.

Конституция РФ возлагает на всех обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы (п.2 ст.15).

Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Ст. 58 Конституции РФ устанавливает обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Гарантии основных прав, свобод и обязанностей — это условия и средства, обеспечивающие их реализацию. Главные же условия эффективной реализации основных прав, свобод, обязанностей и их конституционных гарантий в целом определяется тем уровнем демократии, который достигнут обществом и государством, а также их экономическими возможностями[20] .

Иностранный гражданин, виновный в нарушении законодательства Российской Федерации, привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом иностранный гражданин, незаконно находящийся в Российской Федерации, либо подлежащий передаче в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, либо принимаемый в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, подлежит учету, фотографированию и обязательной государственной дактилоскопической регистрации с последующим помещением полученных сведений в центральный банк данных. При нарушении иностранцами сроков пребывания в России к ним может быть применена департация — административное выдворение (без судебного решения) за пределы России. Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, или его территориальный орган либо федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами безопасности, или его органы осуществляют административное выдворение иностранного гражданина за пределы Российской Федерации и направляют информацию об этом в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, а также в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции.

Иностранные граждане, подлежащие административному выдворению за пределы Российской Федерации, по решению суда содержатся в специально отведенных помещениях органов внутренних дел или безопасности либо в специальных учреждениях, создаваемых в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, до исполнения решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации.

В последнее время в Российской Федерации остро встала проблема нелегальной иммиграции.

На сегодняшний день эта проблема приобретает особую актуальность в связи с тем, что Россия становится с каждым днём все привлекательнее для эмигрантов, а это в свою очередь создает проблемы, в первую очередь финансовые. Это связано с тем, что основная масса иммигрантов направляется в Россию с целью заработков. Как правило – это граждане из республик бывшего СССР. Работодатели таких иммигрантов с удовольствием принимают, т.к. оплата их труда составляет гораздо меньший размер, чем за такую же работу необходимо платить гражданам России. При этом, как правило, иностранные работники работают без заключения трудового договора, что соответственно влечет уклонение работодателя от уплаты целого ряда налогов и сборов, установленных законодательством Российской Федерации.

Сейчас отсутствует реальный контроль со стороны государства за въездом, пребыванием и выездом данной категории лиц. Въезжая в Российскую Федерацию они, как правило, теряются на её просторах. И часть из этой категории мы видим в криминальных сводках, причём далеко не в роли пострадавших. Эта категория лиц не ограничивается простыми кражами или ограблениями. Очень часто дело доходит и до убийств.

В заключении можно сделать вывод, что правовое регулирование правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в законодательстве Российской Федерации осуществляемое на основе норм Конституции РФ, федеральных законов полностью соответствует стандартам международного права и обеспечивает надежную защиту прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации. // Российская газета от 25. 12. 1993 г.

2. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. №114-ФЗ О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию (с изм. и доп. от 21.12.2009 №337-ФЗ) // СЗ РФ. 1996г. №34. Ст.4029.

3. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации (в ред. ФЗ №374-ФЗ от 27.12.2009 / СЗ РФ от 28.12.2009) // СЗ РФ. 2002г. №30. Ст.3032.

4. ФЗ РФ от 1.12. 2007г. N 310-ФЗ Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ // РГ от 5.12.2007.

5. Указ Президента РФ от 21.07.1997г. №746 Об утверждении Положения о порядке предоставления РФ политического убежища // СЗ РФ. 1997. №30. Ст. 3601.

6. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // РГ. 10 декабря 1998г.

1. Авакьян С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. – СПб.: Издательство Юридический центр Пресс. 2003.

2. Баглай М.В. Конституционное право РФ: Учебник. М.: БЕК, 2000.

3. Герасименко Ю.В, Лица не являющиеся гражданами России, как субъект конституционно-правовых отношений // Государство и право. 2002. № 6.

4. Конституционное право России: Уч. Пособие / Под ред. А.В. Малько. М.: Юристъ, 2002.

5. Рождествина А.А. Комментарий к ФЗ от 25.07.2002г. N 115-ФЗ О правовом положении иностранных граждан в РФ. М.: Юстицинформ, 2006.

6. Чиркин В.Е. Конституционное право России: Учебник. М.: Юристъ, 2008.

[1] Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.). // РГ от 25 декабря 1993 г. [2] Федеральный закон от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации (в ред. ФЗ №374-ФЗ от 27.12.2009 / СЗ РФ от 28.12.2009) // СЗ РФ. 2002г. №30. Ст.3032. [3] Федеральный закон от 15 августа 1996 г. №114-ФЗ О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию (с изм. и доп. от 21.12.2009 №337-ФЗ) // СЗ РФ. 1996г. №34. Ст.4029. [4] Герасименко Ю.В, Лица не являющиеся гражданами России, как субъект конституционно-правовых отношений // Государство и право. 2002. № 6. [5] Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // РГ. 10 декабря 1998г. [6] Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976г. №17(1831). [7] Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976г. №17(1831). Ст. 291. [8] СЗ РФ. 2002. №30. Ст. 3032. [9] Чиркин В.Е. Конституционное право России: Учебник. М., 2008. С.138-139. [10] Рождествина А.А. Комментарий к ФЗ от 25.07.2002г. N 115-ФЗ О правовом положении иностранных граждан в РФ (постатейный). М., 2006. [12] Авакьян С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. – СПб.: Издательство Юридический центр Пресс. 2003. С. 150. [13] Фалюш Е.А. Закон О правовом положении иностранных граждан в РФ и российская действительность // Тюмень, 2003. Вып. 5. С.125-128 [14] ФЗ РФ от 1.12. 2007г. N 310-ФЗ Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ // РГ от 5.12.2007. [15] Баглай М.В. Конституционное право РФ: Учебник. М., 2000. [16] Конституционное право России: Уч. Пособие / Под ред. А.В. Малько. М., 2002. [17] Чиркин В.Е. Конституционное право России: Учебник. М., 2008. [18] СЗ РФ. 1997. №30. Ст. 3601. [19] Чиркин В.Е. Конституционное право России: Учебник. М., 2008. [20] Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция / Авакьян С.А. СПб., 2003.

ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ [можно без регистрации]

перед публикацией все комментарии рассматриваются модератором сайта — спам опубликован не будет


Смотрите также