Решение вопросов предоставления политического убежища
Вопросы политического убежища решает
16. Территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъектам Российской Федерации на основании свидетельства о предоставлении Российской Федерацией политического убежища оформляют лицам, указанным в пункте 15 настоящего Положения, вид на жительство.
2. Российская Федерация предоставляет политическое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права.
Статья 89 Конституции РФ
Указом Президента РФ от 21.07.1997 N 746 (в ред. от 27.07.2007) утверждено Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, которым в соответствии со ст. 63 Конституции конкретизируются условия и порядок предоставления политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства. В Положении подробно определены основания, по которым лицу может быть предоставлено убежище, основания, по которым политическое убежище не предоставляется, в каких случаях утрачивается право на убежище, а также основание лишения права на политическое убежище, определяется порядок решения вопросов о предоставлении убежища. Предоставление убежища, как и его лишение, производится указом Президента. Лицу, которому предоставляется политическое убежище, а также членам его семьи выдается свидетельство установленного образца, а затем оформляется вид на жительство.
Согласно п. «с» ст. 71 Конституции государственные награды и почетные звания отнесены к предметам ведения Российской Федерации, по которым принимаются федеральные законы (ч. 1 ст. 76). В связи с высказанным тезисом существенное значение имеет сформулированная Конституционным Судом РФ в Постановлении от 09.01.1998 N 1-П «По делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации»*(981) правовая позиция. В частности, по мнению одного из заявителей (Правительство Республики Карелия), из ч. 2 ст. 76 Конституции, согласно которой по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации, следует, что по предметам совместного ведения не могут издаваться никакие иные федеральные нормативные правовые акты, кроме законов, поэтому ряд статей Кодекса, прямо предусматривающие либо предполагающие издание именно иных федеративных нормативных актов, не соответствуют Конституции.
Порядок рассмотрения вопроса и принятия решения о предоставлении политического убежища в Российской Федерации
В заключении отражаются основные биографические данные заявителя, его доводы в обоснование ходатайства, информация о внутриполитическом положении в стране происхождения заявителя, а также выводы и предложения о возможности принятия ходатайства к рассмотрению.
Рекомендуем прочесть: Пособие на погребение пенсионный фондПосле подачи ходатайства заявитель подлежит обязательной дактилоскопической регистрации в порядке, предусмотренном п. «и» статьи 9 Федерального закона от 25 июля 1998 года № 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации». Обязательную дактилоскопическую регистрацию заявителя проводит уполномоченный сотрудник территориального органа ФМС России по месту подачи заявителем ходатайства о предоставлении Российской Федерацией политического убежища.
Право политического убежища
В ходатайстве на имя Президента о предоставлении политического убежища в Республике Казахстан должны быть изложены основания предоставления убежища. К ходатайству прилагаются автобиография, фотографии, справка о состоянии здоровья, в том числе об исследовании на вирус иммунодефицита, а также другие документы, имеющие отношение к данному вопросу. Компетентный государственный орган запрашивает заключение Министерства иностранных дел, Министерства внутренних дел и Комитета национальной безопасности Республики Казахстан о целесообразности предоставления обратившемуся лицу политического убежища в Республике Казахстан. Оформленные материалы вместе с мотивированным заключением о возможности трудового, жилищного и иного обустройства направляются в Отдел гражданства Администрации Президента.
В соответствии со статьей 14 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем. Однако это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении неполитического преступления или деяния, противоречащего целям и принципам ООН.
Правительство РФ руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству РФ и ответственны перед ним за выполнение порученных задач.
2) Президент РФ утверждает представленные ему Председателем Правительства РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти (ч. 1 ст. 112). Указом Президента РФ от 17 августа 1999 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти» * выделен ряд министерств и ведомств, которые напрямую подчиняются Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Право политического убежища в РФ
Вместе с тем, законодателем предусмотрены и основания, по которым лицо может быть лишено политического убежища в Российской Федерации. Так, лицо, которому Российской Федерацией предоставлено политическое убежище, утрачивает право на предоставленное политическое убежище в случаях:
Так, по данным РИА «Новости», Россия занимает третье место в мире (после Ирака и Сомали) по числу поданных её гражданами просьб о предоставлении политического убежища за рубежом: в 2008 году около 20 тысяч 477 россиян обратились с просьбами о предоставлении политического убежища — это на 9 % больше показателя 2007 года. Чаще всего россияне искали убежища в Польше (6647 человек), Франции (3579), Австрии (3436), Бельгии (1615), Норвегии (1078), Швеции (933). В этом списке для россиян стали куда менее привлекательными бывшие ранее безусловными лидерами Германия (768) и США (691).
Инструкция о порядке предоставления политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства в Республике Казахстан
Утверждена Министром иностранных дел Республики Казахстан 3 февраля 1997 г. Зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Казахстан 8 апреля 1997 г. № 278. Утратил силу приказом Министра иностранных дел Республики Казахстан от 4 июля 2012 года № 08-1-1-1/296
Рекомендуем прочесть: Порядок заполнения декларации по земельному налогуНастоящая Инструкция разработана на основе Положения «О порядке предоставления политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства», утвержденного Указом Президента Республики Казахстан N 3057 от 15.07.1996 г. и предназначена для практического использования дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Республики Казахстан за рубежом. См. U060000198
В течение проведения административного расследования было выяснено, что причиной отъезда вышеуказанному лица с территории Украины было запланированное проживания в Германии с целью лечения. Заявление о предоставлении международной защиты вышеуказанная лицо подало в связи с появлением страха перед органами государственной власти Украины, за его политическую деятельность в 2007-2010 г.г. как члена политической партии, которая в настоящее время является оппозиционной.
Разговор от 29.11.2010 года было проведено по требованию вышеуказанного русском языке в присутствии переводчика. В разговоре также по требованию вышеуказанного участвовала и его представитель. В течение разговора вышеуказанный подробно рассказал о своей жизни в стране происхождения, и повторил и объяснил причины, по которым он выехал из страны и подал заявление о предоставлении международной защиты. Также вышеуказанный пояснил административному органу все свое страхи, связанные с его возможным возвращением в страну.
Кто и как может получить политическое убежище в России
Обратим внимание, что конкретные сроки рассмотрения законом не предусмотрены, однако территориальные органы УВМ должен принять решение и передать обращение в течение 5 дней, а ГУВМ, ФСБ, МВД и МИД дают свои заключения на протяжении месяца. Сроки рассмотрения вопроса Комиссией при Президенте и самим Президентом законом не регламентированы.
Порядок предоставления политического убежища Российской Федерацией определен Положением, утвержденным указом Президента РФ № 746 от 21.07.1997, а также Административным регламентом, утвержденным приказом ФМС № 451 от 05.12.2007. Указанные нормативные акты предусматривают поэтапное прохождение установленных законом процедур, включающих в себя обращение в миграционные органы и подачу ходатайства, анкетирование и собеседование, прохождение медосмотра и дактилоскопической экспертизы.
Выдача (экстрадиция) граждан РФ не допускается, как и в других странах (в 2008 г. Россия отказалась выдать жену и сына бывшего президента Сербии С. Милошевича 9 ). Не допускается выдача лиц, преследуемых за политические убеждения или за действия, не признаваемые в России преступлениями. Экстрадиция других лиц, обвиняемых в совершении преступлений в других странах, и передача осужденных для отбывания наказания в других странах возможна на основании федерального закона или международного договора РФ (ч. 2 ст. 63 Конституции РФ).
Следует различать политическое убежище на территории Российской Федерации и в дипломатическом представительстве или консульском учреждении Российской Федерации (дипломатическое убежище) ст. 41 Венской конвекции о дипломатических сношениях 1961 г. запрещает использование помещений дипломатического представительства в целях, несовместимых с функциями представительства.
Политическое убежище
Общепризнано, что право убежища является институтом, имеющим своим основанием государственный суверенитет, и носит исключительно политический характер. Кроме того, характерным признаком права убежища является наличие в каждом конкретном случае заявления (просьбы, прошения) со стороны заинтересованного лица о предоставлении политического убежища.
Одним из основных вопросов данного правового института является вопрос о круге лиц, которым может быть предоставлено убежище.
По сложившейся внутригосударственной практике законоположения о праве убежища включаются в конституционные акты государств с указанием категорий лиц, которые могут претендовать на приобретение указанного права. На государстве, предоставившем убежище лицу на своей территории, лежит обязанность в обеспечении гарантии безопасности этого лица, в невыдаче и невысылке его в страну, где оно может подвергнуться преследованию, и в предоставлении ему основных прав и свобод. Различие между выдачей и высылкой заключается в следующем:
- высылка является административно — правовым актом, а выдача является актом правовой помощи;
- высылка представляет собой внутригосударственный институт, в то время как выдача является институтом международно-правовым;
- высылка производится по инициативе государства, на территории которого находится лицо, а выдача — лишь при условии наличия требования о выдаче.
Необходимо отметить, что как международно-правовой институт право убежища как является правом государства, а не правом физического лица. Более того, исходя из норм международного права, не существует обязанности государств предоставлять убежище даже определенным категориям лиц в бесспорном порядке. В равной мере во внутригосударственных правовых нормах ни одного из государств не содержится положение о том, что граждане того или иного государства имеют право просить убежища у другого государства. Индивид, обратившийся с просьбой к иностранному государству о предоставлении убежища, совершает неправомерные действия по внутреннему законодательству его государства, Такая просьба представляет собой попытку выйти из-под юрисдикции своего государства противоправным способом.
В национальном законодательстве различных государств об убежище общим основанием для его предоставления является тот или иной вид преследования лица у себя на родине по политическим мотивам.
Считается общепризнанным, что убежище не может быть предоставлено:
- лицам, совершившим международное преступление (военным преступникам и др.);
- уголовным преступникам, совершившим преступления международного характера, выдача которых предусмотрена многосторонними международно- правовыми документами (например, угон самолетов, незаконное распространение наркотических веществ и психотропных препаратов и др.);
- уголовным преступникам, выдача которых предусмотрена двусторонними или многосторонними договорами государств о выдаче;
- лицам, совершившим деяния, противоречащие целям и принципам ООН.
В случае неправомерного предоставления убежища государство гражданства вправе требовать выдачи лица, получившего таковое, а государство убежище обязано выдать его.
- Предоставление убежища в РФ
Во внутригосударственном праве право политического убежища — особое личное право, которое конституции и законы демократических государств предоставляют иностранным гражданам и лицам без гражданства. Предоставление политического убежища является суверенным правом РФ как субъекта международного права. Принятие решений о предоставлении политического убежища — прерогатива Президента, который реализует свои конституционное полномочие от имени Российского государства с учетом государственных интересов России на основании общепризнанных принципов и норм международного права в соответствии с Конституцией. Этим вопросам посвящена ст. 63 и ст. 89 Конституции РФ.
Ст. 63 Конституции РФ гласит26:
- РФ предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.
- В РФ не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействия), не признаваемые в РФ преступлениями.
Ст. 89. Президент РФ:
- Решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища.
РФ предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства, ищущим убежища и защиты от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно — политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанными мировым сообществом, нормами международного права.
Положение о порядке предоставления РФ политического убежища, утвержденное Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. акцентирует внимание на том, что предоставление убежища должно соответствовать государственным интересам России, не принижая при этом значения упоминаемых общепризнанных принципов и норм международного права, к которым отсылает конституционный текст. Однако сформулированные и признанные государствами договоренности в сфере предоставления политического убежища не носят характера общепризнанных принципов и норм международного права хотя бы потому, что положения Декларации о территориальном убежище по своей юридической природе являются рекомендательными.
В соответствии с названным положением РФ предоставляет политическое убежище лицам, которые ищут убежища и защиты, т.е. политически преследуемым лицам, под которыми Женевская Конвенция о беженцах (принята 28 июня 1951 г. в соответствии с резолюцией 429 (v) ГА ООН от 14 декабря 1950 г.) понимает каждого, кто по причине своей расовой, религиозной, национальной, социальной принадлежности или за политические убеждения подвергается преследованию с угрозой для жизни или ограничению личной свободы либо с достаточными основаниями опасается такого преследования.
Российские правила предполагают предоставление политического убежища и защиту не просто за политическую деятельность и убеждения, а что очень важно — за деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, и нормам международного права.
Преследование по политическим мотивам, согласно российским правилам должно быть направлено непосредственно против лица, которое обращается с ходатайством о предоставлении политического убежища.
Предоставление политического убежища производится указом Президента РФ.
Порядок предоставления РФ политического убежища и процедура рассмотрения ходатайств по этим вопросам установлены Положением, утвержденным Указом Президента от 21 июля 1997 г. № 746.
Лицо, желающее получить политическое убежище на территории РФ, обязано в течение 7 дней по прибытию на территорию России или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих этому лицу вернуться в страну своей гражданской принадлежности либо страну своего обычного местожительства, обратиться лично в территориальный орган Федеральной миграционной службы России по месту своего пребывания с письменным ходатайством, которое затем направляется в Федеральную миграционную службу России.
Федеральная миграционная служба России рассматривает поступившие ходатайства, запрашивает заключение Министерства внутренних дел РФ, Министерства иностранных дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ и затем направляет все материалы в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ со своим заключением о возможности и целесообразности предоставления лицу политического убежища РФ.
Комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ рассматривает ходатайства и материалы к ним и вносит свои предложения по каждому ходатайству Президенту РФ для принятия им решения. Срок рассмотрения ходатайств во всех перечисленных выше органах не должен превышать одного месяца в каждом из этих органов.
Указ Президента РФ о предоставлении РФ политического убежища лица вступает в силу со дня его подписания.
Федеральная миграционная служба России в 7-дневный срок со дня издания указа Президента РФ уведомляет лицо, ходатайствующее о предоставлении политического убежища, через свои территориальные органы о принятом решении.
Лицо, которому предоставлено политическое убежище, пользуется на территории РФ правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или международным договором РФ27.
Предоставление политического убежища распространяется и на членов семьи лица, получившего политическое убежище, при условии их согласия с ходатайством.
Согласия детей, не достигших 14 лет, не требуется. Положением регулируется также порядок лишения РФ политического убежища на основе указа Президента по соображениям национальной безопасности, а также в случае занятия деятельностью, противоречащей целям и принципам ООН, либо если лицо совершило преступление и в отношении него имеется вступивший в законную силу приговор.
Таким образом, в международном праве право политического убежища регулируется в основном обычаями международно-правовыми, а также Декларацией «О территориальном убежище», принятой Генеральной Ассамблеей ООН от 14 декабря 1967 г. Во внутригосударственном праве право политического убежища — особое личное право, которое Конституция и законы демократических государств предоставляют иностранным гражданам и лицам без гражданства.
Заключение
Конституционными положениями определяются условия и порядок выдачи лиц, обвиняемых в совершении преступлений, иностранному государству. Основанием является федеральный закон и международный договор. Речь идет об иностранных гражданах и лицах без гражданства, так как запрет выдачи российских граждан установлен Конституцией РФ.
Уголовный кодекс РФ от 13 июля 1996 г. в ст. 13 закрепляет, что граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству. В свою очередь, иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации. Следовательно, выдача лиц, обвиняемых в совершении преступлений, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах производится на основе процедуры, предусмотренной нормами уголовного закона России и международных договоров Российской Федерации.
Факт принятия Закона РФ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» следует считать положительным, поскольку действовавший до принятия этого закона Закон СССР «О правовом положении иностранных граждан в СССР» 1981 года с изменениями 1996 года явно устарел и не отражал новой сложившейся реальности. Многие нормы этого закона фактически не действовали и не могли применяться правоприменительными органами.
С принятием нового закона о правовом положении иностранных граждан ожидалось создание общей правовой базы, которая отражала бы правовое положение (правовой статус) иностранных граждан и лиц без гражданства как совокупности прав и обязанностей публично-правового и частноправового характера, сформированной на основе общепризнанных принципов и норм международного права. К сожалению, Закон РФ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» 2002 года не содержит целого ряда принципиальных норм, создающих основу статуса иностранцев.
Международное право исключает из числа преследуемых по политическим убеждениям лиц, в отношении которых есть основания полагать, что они совершили преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества, незаконный захват воздушных судов и заложников, акты терроризма.
Как получить статус политического убежища в РФ в 2019 году
Наряду с иными гуманитарными статусами, которые могут получить иностранцы на территории РФ, в силу ограниченного круга причин им также может быть предоставлено политическое убежище. Как и в других случаях, оно предоставляется по результатам обращения субъекта и является основанием для законного пребывания на территории России. Вместе с этим порядок получения политического убежища, в контексте ограниченного перечня оснований, сложен.
Понятие политического убежища
По сути, политическое убежище – это закрепленный Конституцией статус иностранного гражданина или апатрида, обладатель которого имеет законное право на въезд и пребывание на территории России.
Право искать укрытия на территории других стран в силу преследования закреплено за каждым человеком в ст. 14 Всеобщей декларации прав человека, поэтому право просить политического убежища дается иностранцам большинством конституций стран мира.
Нужно понимать, что такое политическое убежище в России является гарантией для иностранца в том, что его не выдадут властям страны гражданской принадлежности или пребывания (если он апатрид), даже если та запросила экстрадицию.
Отказ в экстрадиции в силу такого статуса в трактовке ООН не может рассматриваться как недружелюбный акт. Однако вместе с этим на обладателя статуса возлагается перечень обязанностей, выполнять которые он обязано беспрекословно: в противном случае это чревато утратой предоставленного убежища.
Понятие политического убежища следует отличать от понятий временного убежища и статуса беженцев. В то время как последние два могут быть предоставлены в силу обоснованной угрозы преследования по этническим, национальным, языковым, расовым и иным мотивам или же в результате гуманных побуждений, первое затрагивает исключительно политические мотивы и общественную деятельность.
Рекомендуем узнать больше о статусе временного убежища.
Законодательная база
Правовое регулирование предоставления политического убежища на территории России осуществляется как российскими, так и международными нормативно-правовыми актами. Центральным документом, определяющим правовой статус политического убежища, является Всеобщая декларация прав человека. Наряду с ней стоит рассматривать Декларацию о территориальном убежище, принятую Генассамблеей ООН от 14.12.1967. Она закрепляет международное право на политическое убежище в РФ и других странах-членах ООН, определяет основные принципы его предоставления, порядок определения оснований для наделения статусом, правовой статус лиц, которые обращаются за убежищем, и иные общепринятые членами ООН положения.
Нормативы, изложенные в международных нормативных документах, нашли отражение и в российском законодательстве. Так, институт политического убежища в РФ изначально закреплен в ст. 63 Конституции, которая допускает его предоставление в России по общепринятым международным нормам и исключает возможность экстрадиции лиц, которые его получили. Конкретный порядок предоставления статуса урегулирован Положением, утвержденным указом Президента РФ № 746 от 21.07.1997. Оно рассматривает порядок рассмотрения ходатайств, порядок исполнения принятых решений, основания для утраты и лишения статуса, сроки.
Кроме того, нельзя исключать и Административный регламент, утвержденный приказом ФМС № 451 от 05.12.2007, который пошагово определяет порядок предоставления политического убежища и является внутренним нормативным актом миграционных органов.
Обратим внимание, что еще в 2015 году ФМС разработала проект ФЗ о политическом убежище. Данным документом предлагалось собрать воедино и упорядочить основания и порядок предоставления гуманитарных статусов, регламентировать порядок создания центров временного размещения, закрепить единым документом права и обязанности лиц, находящихся в поисках укрытия на территории РФ, а также такие новеллы, как «очевидно необоснованное заявление о предоставлении убежища» и «заявление, носящее характер злоупотребления». Однако по прошествии двух лет документ так и не был принят.
Лица, претендующие на политическое убежище
Основания для предоставления политического убежища закреплены нормами п. 2 Положения, утвержденного указом Президента РФ № 746 от 21.07.1997. Согласно ему, убежище может быть предоставлено иностранцу или апатриду, который ищет укрытия за пределами страны своей принадлежности или пребывания в силу преследования или обоснованной угрозы стать жертвой преследования, которое обусловлено общественно-политической деятельностью и убеждениями.
При этом политическое убежище может быть предоставлено лицу, преследуемому лишь за те убеждения и общественные позиции, которые не противоречат демократическим принципам, и лишь в том случае, если преследование прямо направлено на это лицо, то есть не имеет массового характера.
Обратим внимание, что убежище предоставляется всем членам семьи лица, которое получает укрытие, если они согласны с поданным им прошением. Согласие от малолетних лиц не требуется.
Кому не предоставят убежище
Пунктом 5 Положения определен перечень лиц, которым право политического беженца не может быть предоставлено. В число таких субъектов входят лица:
- преследуемые за деяния, квалифицируемые в РФ как преступление или противоречащие принципам ООН;
- привлекаемые или привлеченные к уголовной ответственности на территории РФ;
- прибывшие в РФ с территории страны, в которой им не грозят преследования;
- прибывшие в РФ из страны, имеющей развитые демократические институты;
- прибывшие в РФ из стран, с которыми у РФ безвизовый режим;
- предоставившие неправдивые сведения;
- имеющие гражданство третьей страны, где это лицо не преследуется;
- не желающие вернуться в свою страну по экономическим, продовольственным и иным причинам, не связанным с политическими преследованиями.
Права и обязанности лиц, получивших убежище
Согласно п. 4 Положения, лица, получившие в РФ политическое убежище, обладают теми же правами и обязанностями, что и россияне, за исключением ограничений, установленных для иностранцев и апатридов на территории РФ в силу их правового положения. Такие исключения, в частности, касаются избирательных прав, занятия конкретных государственных должностей, отдельные ограничения в праве собственности, касающиеся владения землей.
Порядок предоставления политического убежища
Порядок предоставления политического убежища Российской Федерацией определен Положением, утвержденным указом Президента РФ № 746 от 21.07.1997, а также Административным регламентом, утвержденным приказом ФМС № 451 от 05.12.2007. Указанные нормативные акты предусматривают поэтапное прохождение установленных законом процедур, включающих в себя обращение в миграционные органы и подачу ходатайства, анкетирование и собеседование, прохождение медосмотра и дактилоскопической экспертизы.
Куда следует обращаться
Чтоб определить, кто в России решает вопрос о предоставлении политического убежища, необходимо обратиться к разделу II Положения, утвержденного указом Президента РФ № 746 от 21.07.1997. Согласно п. 8 Положения и п. 25 Административного регламента, иностранцы, желающие получить указанный статус, обращаются в территориальный миграционный орган по месту своего пребывания. В субъектах федерации это управления по вопросам миграции УМВД в областях и подконтрольные им территориальные подразделения. Однако данный орган проводит лишь первичные процедуры и принимает решение о принятии обращения лица к рассмотрению.
В дальнейшем, в соответствии с пп. 36, 37 Административного регламента, решение вопросов предоставления политического убежища осуществляет Главное управление по вопросам миграции МВД, куда материалы направляются территориальными подразделениями.
ГУВМ рассматривает обращения и запрашивает заключения по этому вопросу в Министерстве иностранных дел, Министерстве внутренних дел и Федеральной службе безопасности. Заключение ГУВМ основывается на заключениях других органов и представленных заявителем материалах.
В случае положительного заключения все необходимые документы направляются в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте. Согласно п. 11 Положения, комиссия рассматривает все поступившие материалы, вносит свои предложения и передает их Президенту РФ, ведь предоставление политического убежища в РФ относится к компетенции именно Президента. Все дальнейшие решения принимаются именно им, а предоставление убежища фиксируется указом Президента.
Обратим внимание, что конкретные сроки рассмотрения законом не предусмотрены, однако территориальные органы УВМ должен принять решение и передать обращение в течение 5 дней, а ГУВМ, ФСБ, МВД и МИД дают свои заключения на протяжении месяца. Сроки рассмотрения вопроса Комиссией при Президенте и самим Президентом законом не регламентированы.
Как подается ходатайство
То, как попросить политического убежища в РФ, определено в п. 8 Положения и п. 25 Административного регламента. Согласно им, иностранцы и апатриды, желающие получить политическое убежище, обращаются в вышеуказанные органы посредством подачи ходатайства.
Указанное ходатайство не может быть подано в свободной форме или форме электронного документа – требуемая форма определена Приложением №1 к Административному регламенту. В документе указываются анкетные данные, данные о гражданстве и личных документах, данные о членах семьи и их отношении к ходатайству, а также собственно просьба предоставить политическое убежище.
Как установлено п. 22 Административного регламента, заполнение формы осуществляется на русском языке, поэтому, если заявитель не может заполнить его самостоятельно, оно заполняется компетентным сотрудником миграционных органов. Документ подается на имя Президента РФ лично самим заявителем.
Сроки подачи ходатайства
Согласно п.п. 19, 25 Административного регламента и п. 8 Положения, ходатайство подается иностранцами и апатридами в течение недели с момента прибытия в РФ или возникновения обстоятельств, которые препятствуют выезду в страну принадлежности. Однако каких-либо санкций за нарушение этого срока указанными НПА не предусмотрено.
Пакет документов
Лица, желающие получить политическое убежище в России, согласно п. 14 Административного регламента, при подаче ходатайства обязаны предоставить:
Фотографирование при наличии технической возможности может производиться непосредственно в миграционных органах.
Отсутствие документов, удостоверяющих личность, не является основанием для отказа в приеме ходатайства. В таком случае заявитель объясняет причину отсутствия документов и подтверждает свою личность иными способами, в том числе свидетельскими показаниями.
Обратим внимание, что согласно п. 26 Административного регламента, заявитель вправе представить компетентным органам любые другие документы, которыми он обоснует свое прошение предоставить убежище.
Дактилоскопическая экспертиза
Согласно п. 31 Административного регламента, после подачи ходатайства заявитель подлежит обязательной дактилоскопической регистрации, которая заключается в предоставлении отпечатков пальцев. Указанная регистрация проводится сотрудниками миграционных органов по месту подачи ходатайства.
Опрос и собеседование
Кроме прочего, схема предоставления политического убежища в РФ предусматривает проведение анкетирования и индивидуального собеседования с заявителем. Опрос с заполнением анкеты, согласно п. 27 Административного регламента, проводится сразу после подачи ходатайства.
Анкета является составной частью ходатайства – в ней отображаются:
- обстоятельства, которые породили мотивы для обращения;
- автобиографические сведения, касающиеся самого заявителя и членов его семьи;
- прежние места проживания;
- данные о документах лица; обстоятельства въезда на территорию РФ;
- факты представления гуманитарных статусов другими государствами.
Анкета должна соответствовать форме, установленной Приложением №1 к ходатайству, утвержденному Административным регламентом.
После заполнения анкеты и перерыва проводится индивидуальное собеседование, результаты которого фиксируются в опросном листе. В нем, в частности, отражаются вопросы, касающиеся мотивов обращения заявителя, а также ответы на эти вопросы. Опросный лист должен соответствовать форме, установленной Приложением № 2 к ходатайству, утвержденному Административным регламентом.
Свидетельство
По результату рассмотрения ходатайства в территориальных управлениях УВМ, ГУВМ, МИД, МВД, ФСБ, Комиссии по вопросам гражданства и Президентом выносится решение, в результате которого президент подписывает соответствующий указ о предоставлении убежища или отклоняет ходатайство.
В случае предоставления статуса, согласно п. 39 Административного регламента, лицу выдается свидетельство о предоставлении политического убежища. Оно заполняется в соответствии с требованиями регламента по форме, установленной Приложением № 5 к Административному регламенту.
Срок действия статуса
Нормативно-правовые акты, регулирующие предоставление убежища, не регламентируют сроков действия данного статуса. В силу этого логично предположить, что политическое убежище в России для граждан Украины и других стран предоставляется бессрочно – до появления обстоятельств, свидетельствующих об устранении причин его предоставления.
Что делать после получения убежища
Как уже сказано, лица, которым предоставлено политическое убежище, обладают равными с россиянами правами, за исключением ограничений, предусмотренных российским законодательством для иностранцев и апатридов. Таким образом, имеющие данный статус лица наделены правом на:
иными правами, необходимыми для полноценного обустройства и обеспечения жизнедеятельности на территории РФ.
Утрата и лишение статуса
Основания для утраты убежища установлены нормами п. 6 Положения и п. 41 Административного регламента. Согласно им, иностранец утрачивает статус, если:
- вернулся в страну принадлежности или пребывания;
- выехал для постоянного проживания в третью страну;
- добровольно отказался от статуса;
- приобрел гражданство РФ или другой страны.
Утрата политического убежища определяется Комиссией при Президенте РФ на основании представления ГУВМ и заключения МИД и ФСБ.
Кроме того, лицо может быть лишено статуса принудительно, если:
- этого требует государственная безопасность;
- лицо занимается деятельностью, противоречащей принципам ООН;
- лицо совершило преступление и осуждено за это.
Лишение статуса оформляется указом Президента РФ.
Самые простые способы получения российского гражданства: Видео
Похожие статьи
Политическое убежище в США 2018
Я получил политическое убежище в Германии из России...
1.3 Узнайте ВСЕ о Свидетельстве на временное убежище в РФ /Убежище в РФ/ HD / «Из Украины в Россию»
Доказательства для политического убежища в США
Решение вопросов предоставления политического убежища
13.09.2018 Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь БЕСПЛАТНОЙ консультацией позвонив по телефонам: или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже. Это быстро и БЕСПЛАТНО!
Иными словами, указанные в п. «с» ст. 79 и ч. 1 ст. 76 Конституции положения в их системном единстве с п. «б» комментируемой статьи — Президент «награждает государственными наградами Российской Федерации» — означают, что учреждение государственных наград, как и почетных званий, являющихся разновидностью государственных наград, — полномочие федерального законодателя, а не Президента. Между тем учреждение государственных наград РФ осуществлено Положением о государственных наградах Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 02.03.1994 N 442 (в ред. от 12.08.2008). Если в 1994 г. «указное» регулирование данной сферы отношений было вполне оправдано относительной неразвитостью правовой системы и пробельностью законодательства, то его сохранение в настоящее время едва ли возможно считать отвечающим требованиям Конституции.
Суд подчеркнул: что касается подзаконных нормативных актов, то о них ничего не сказано не только в ч. 2, но и в ч. 1 ст. 76 Конституции, согласно которой по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ. Следуя аргументации заявителя, надо было бы предположить, что и по этим вопросам (которые согласно ст. 71 Конституции находятся в ведении Российской Федерации) не предусмотрено издание никаких других нормативных правовых актов, кроме законов, а значит вообще не может быть федеральных нормативных правовых актов подзаконного характера. Более того, надо было бы признать, что по предметам совместного ведения не может быть и индивидуальных правоприменительных актов, притом не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов РФ, поскольку издание таких актов, в том числе по предметам совместного ведения, в ст. 76 Конституции не предусмотрено.
Жертвы преследования: политическое убежище в России
- Принять документы.
- Сделать их ксерокопию.
- Убедиться в подлинности документов.
- Провести собеседование с заявителем, внося данные в графы опросного листа.
- Сформировать пакет документов в личное дело.
- Провести дактилоскопическую регистрацию заявителя.
- Установить наличие/отсутствие оснований, по которым ходатайство не принимается;
- Мотивировать заключение перед главой территориального органа.
Убежище можно получить только в исключительных случаях и лишь на время, необходимое для обеспечения защиты просителя. Кому не предоставляется право политического убежища, определено п. 5 Положения; в перечне основными причинами можно назвать то, что мигрант:
Право политического убежища в РФ
Справка наряду с документами, удостоверяющими личность заявителя, является подтверждением его законного пребывания на территории Российской Федерации. Выдача справок регистрируется в Книге учета обращений с ходатайством о предоставлении Российской Федерацией политического убежища. Выдаваемой справке присваивается соответствующий порядковый номер, под которым она зарегистрирована.
После заполнения ходатайства сотрудником территориального органа ФМС России, ответственным за прием ходатайства, проводится опрос заявителя с заполнением анкеты, которая является составной частью ходатайства. На первую страницу анкеты наклеивается фотография заявителя.
Кто и как может получить политическое убежище в России
Кроме прочего, схема предоставления политического убежища в РФ предусматривает проведение анкетирования и индивидуального собеседования с заявителем. Опрос с заполнением анкеты, согласно п. 27 Административного регламента, проводится сразу после подачи ходатайства.
Наряду с иными гуманитарными статусами, которые могут получить иностранцы на территории РФ, в силу ограниченного круга причин им также может быть предоставлено политическое убежище. Как и в других случаях, оно предоставляется по результатам обращения субъекта и является основанием для законного пребывания на территории России. Вместе с этим порядок получения политического убежища, в контексте ограниченного перечня оснований, сложен.
Указ Президента РФ от 21 июля 1997 г
Не принимаются к рассмотрению ходатайства о предоставлении политического убежища на территории Российской Федерации при наличии оснований, указанных в пункте 5 настоящего Положения. Министерство иностранных дел Российской Федерации ежегодно составляет список стран с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека и представляет его в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации и Министерство внутренних дел Российской Федерации.
Рекомендуем прочесть: Удержание при увольнении отпускных проводкиДорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь БЕСПЛАТНОЙ консультацией позвонив по телефонам: или задайте вопрос юристу через форму обратной связи, расположенную ниже. Это быстро и БЕСПЛАТНО!7. Лицо может быть лишено предоставленного ему Российской Федерацией политического убежища по соображениям государственной безопасности, а также если это лицо занимается деятельностью, противоречащей целям и принципам Организации Объединенных Наций, либо если оно совершило преступление и в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.
Вопросы гражданства
Президент образует Комиссию по вопросам гражданства из представителей федеральных органов государственной власти, учёных и общественных деятелей. Комиссия на общественных началах осуществляет информационное и аналитическое обеспечение деятельности Президента по реализации возложенных на него Конституцией полномочий по вопросам гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища. Кроме того, Комиссия готовит предложения по совершенствованию законодательства и проведению единой государственной политики в этой области. По Закону Комиссия предварительно рассматривает ходатайства, поступившие на имя Президента, готовит предложения и проекты указов, которые представляются Президенту. Комиссия работает на общественных началах.
Право на гражданство — одно из неотъемлемых прав человека. Оно провозглашено во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. Конституция Российской Федерации, российское законодательство о гражданстве в полной мере обеспечивают осуществление норм и принципов международного права в области гражданства и прав человека. Важнейшим проявлением этого является тот факт, что решение вопросов гражданства и предоставления политического убежища Конституцией возложено на Президента — гаранта прав и свобод человека и гражданина.
- лицо преследуется за действия (бездействие), признаваемые в Российской Федерации преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций;
- лицо привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда на территории Российской Федерации;
- лицо прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование;
- лицо прибыло из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека;
- лицо прибыло из страны, с которой Российская Федерация имеет соглашение о безвизовом пересечении границ, без ущерба для права данного лица на убежище в соответствии с Законом Российской Федерации «О беженцах»;
- лицо представило заведомо ложные сведения;
- лицо имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется;
- лицо не может или не желает вернуться в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Сроки и последовательность действий Федеральной миграционной службы России по рассмотрению ходатайств о предоставлении Российской Федерацией политического убежища, исполнению указов Президента Российской Федерации о предоставлении Российской Федерацией политического убежища, а определяет Административный регламент Федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по исполнению законодательства Российской Федерации по предоставлению политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства,
Инструкция о порядке предоставления политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства в Республике Казахстан
15. Предоставление политического убежища производится Указом Президента Республики Казахстан. 16. Указ Президента Республики Казахстан о предоставлении политического убежища либо об отклонении ходатайства о предоставлении политического убежища направляется для исполнения в Министерство иностранных дел. 17. Дипломатическое представительство или консульское учреждение уведомляет о принятом решении лицо, ходатайствующее о предоставлении политического убежища в Республике Казахстан. 18. Лицу, которому предоставлено политическое убежище в Республике Казахстан, и членам его семьи, достигшим 16-летнего возраста, выдается свидетельство установленного образца. Свидетельство о предоставлении политического убежища выдает Департамент миграции. 19. Лицо, которому предоставлено политическое убежище в Республике Казахстан, утрачивает право на политическое убежище в случае: 1) добровольного отказа от политического убежища в Республике Казахстан; 2) приобретения гражданства Республики Казахстан или гражданства другой страны; 3) добровольного возврата в страну своей гражданской принадлежности или выезда на постоянное жительство в третью страну; 4) утраты оснований, установленных пунктом 2 настоящей Инструкции. Утрата права на политическое убежище регистрируется Департаментом миграции с последующим сообщением об этом в Отдел гражданства Администрации Президента Республики Казахстан и органы внутренних дел.
20. Лицо может быть лишено политического убежища в Республике Казахстан Президентом Республики Казахстан в случаях занятия деятельностью, противоречащей интересам национальной безопасности Республики Казахстан, целям и принципам Организации Объединенных Наций, либо если лицо совершило умышленное преступление и в отношении него имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор.
1. Политическое убежище в Республике Казахстан предоставляется иностранным гражданам и лицам без гражданства (далее — лица) на основании общепризнанных норм международного права, в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, законодательством Республики Казахстан и Положением «О порядке предоставления политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства». 2. Республика Казахстан предоставляет политическое убежище лицам и членам их семей, ишущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране гражданства и/или проживания, за общественно-политическую деятельность, расовую или национальную принадлежность, за религиозные убеждения, а также в случаях нарушения прав человека, предусмотренных нормами международного права. 3. Решение о предоставлении политического убежища или об отказе в предоставлении политического убежища в Республике Казахстан принимается Президентом Республики Казахстан. 4. Политическое убежище в Республике Казахстан не предоставляется, если лицо: 1) преследуется за действия (или бездействие), признаваемые законодательством Республики Казахстан преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципах Организации Объединенных Наций; 2) привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда на территории Республики Казахстан; 3) проживало в третьей стране, где ему не грозило преследование; 4) предоставило заведомо ложные сведения; 5) имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется;
6) если это серьезным образом повлияет на развитие двухсторонних отношений Республики Казахстан с тем или иным государством.
Политическое убежище
РФ предоставляет политическое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. Принимается во внимание, что преследование направлено непосредственно против лица, обратившегося с ходатайством о предоставлении политического убежища.
Лицо, которому предоставлено политическое убежище, пользуется на территории РФ правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или международным договором РФ.
Как получить убежище в РФ
Получение политического убежища – это особое право гражданина, которое закрепляется в Конституции и в иных нормативных актах. Россия, как субъект международного права имеет полномочия, как предоставлять политическое убежище заявителям, так и отказать в этом.
- анкета специальной формы (бланк ходатайства), заполняется по специальному образцу. Здесь указываются данные (ФИО и иные сведения). С содержанием анкеты можно предварительно ознакомиться на сайте ФМС;
- паспорт лица, которое просит предоставить убежище (оригинал и копии 2-х первых страниц), а также копии всех остальных заполненных страниц;
- диплом об образовании (если есть);
- если есть трудовая книжка, ее тоже подают;
- если прошение подается и на детей заявителя, предоставляется свидетельство о рождении;
- свидетельство о браке (если имеется);
- 4 фотографии;
- копия миграционной карты;
- уведомление о прибытии;
- специальное заявление, где указываются причины, по которым человек просит предоставить убежище.