Уведомление о заключении трудового договора с белорусом
Форма трудового договора с белорусом в 2018 г
В остальных случаях медицинская справка и медосмотр от белоруса не требуются.Требовать при приеме на работу белоруса такие документы, как военный билет или полис медицинского страхования, работодатель не вправе. Поэтому они являются необязательным при приеме на работу. Другие нюансы и особенности приема на работу белорусов в 2018 году При истребовании у белоруса документов при его приеме на работу, работодатель может потребовать от него лишь оплаты услуг по приобретению бланка трудовой книжки. Медицинский осмотр в данном случае оплачивается работодателем. Однако переводы и апостилирование документов также оплачивает соискатель из Белоруссии. Патент на работу в 2018 году для граждан Белоруссии не требуется. Более того – ответственные миграционные органы не смогут оформить данный документ в принципе.
Более чем просто убедительными являются штрафы, которые предприятию придется заплатить при нарушении российского законодательства в этом вопросе в 2018 году: • индивидуальному предпринимателю придется пожертвовать суммой от 400 000 до 500 000 рублей; • личная ответственность начальника исчисляется в размере установленных 40 000 – 50 000 рублей. Чтобы поставить гражданина Республики Беларусь на учет, произведите какое-либо из действий: 1.
Прием на работу граждан белоруссии в 2018 году
Для этого направьте в свое отделение ПФР анкету работника по форме АДВ-1 и опись по форме АДВ-6-1утв. Постановлением Правления ПФР от 31.07.2006 № 192п в течение 2 недель с момента заключения с ним трудового договорапп. 9, 10 Инструкции, утв. Приказом Минздравсоцразвития от 14.12.2009 № 987н Временно пребывающий в РФ, трудовой договор с которым заключен на срок:
Взносы не начисляютсяп.
1 ст. 7 Закона № 167-ФЗ; п. 15 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ
Только на страховую часть по тарифу 22%*п. 1 ст. 7, п. 1 ст. 22.1 Закона № 167-ФЗ Взносы не начисляютсяп. 15 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ * Страхователи, имеющие право на пониженные ставки взносов в ПФР, уплачивают их по своему льготному тарифустатьи 58, 58.1 Закона № 212-ФЗ.
Соглашения от 19.11.2010 «О правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей»;
- работодатели не должны уведомлять органы ФМС и занятости о заключении/расторжении трудового договора с работником из Белоруссии, а также о предоставлении ему отпуска без сохранения зарплаты продолжительностью более 1 месяца в течение годап. 1 Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.96 № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий» (далее — Решение от 22.06.96 № 4);
- на белорусов не распространяются ограничения на наем временно пребывающих иностранцев для работ в сфере розничной торговли (например, алкоголем либо фармацевтическими товарамиПостановление Правительства от 01.12.2012 № 1243)п.
Особенности миграционного учета граждан беларуси
В заключение скажем, что все упоминаемые в статье льготы распространяются и на тех белорусских граждан, которые привлекаются к труду по гражданско-правовому договоруп. 1 Решения от 22.06.96 № 4. Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «Иностранные работники»: 2017 г.
- Мигранты с патентом: все внимание на НДФЛ, № 23
- «Наличная» зарплата для мигранта = штраф для работодателя?, № 22
- На момент увольнения иностранец стал россиянином: уведомлять ли миграционный орган, № 16
- Мигрант-совместитель: на что обратить внимание, № 9
2016 г.
- Работник — мигрант с временным убежищем стал россиянином: действия работодателя, № 18
- Работник был нерезидентом, стал резидентом, № 15
- Работники-мигранты «на патенте»: разбираем отдельные НДФЛ-ситуации, № 5
2015 г.
Трудовой договор 2018: оформляем по всем правилам
Внимание
Посетите ближайшее отделение почты и отправьте оттуда уведомление. 2. Если в вашем регионе есть Центр предоставления государственных и муниципальных услуг, оформите уведомление прямо там. 3. Составьте уведомление и передайте его компетентным сотрудникам ФМС, к отделению которой относится ваша фирма.
Заполнение формы уведомления невозможно без наличия паспорта гражданина Беларуси. Когда процедура подойдет к своему логичному завершению, иностранец получит отрывную часть документа, где будет проставлена метка почтового отделения или ФМС. Обязательно отксерокопируйте бумагу и подшейте к остальным документам, находящимся в личном деле работника.В данном случае никаких премудростей не применяется.Как оформить гражданина белоруссии на работу в 2018 году
Какие документы нужны при приеме на работу белорусов в 2018 году Как и для российских граждан, законодательством устанавливается определенный перечень документации, которую должен предъявить соискатель при трудоустройстве. В отношении белорусов документы для приема на работу в 2018 году требуются следующие:
- Национальный паспорт гражданина Республики Беларусь. Данный документ является основным, который используется для удостоверения личности соискателя, которого достаточно для подтверждения законности пребывания на территории РФ.
- СНИЛС. Работники из Белоруссии оформляют СНИЛС в общем порядке и предоставляют его работодателю. Если же соискатель ранее не работал в России, то СНИЛС оформляется за него непосредственно работодателем.
- Трудовая книжка. Российское законодательство обязывает работников из Беларуси, ка и россиян, предоставлять трудовую книжку.
Вернуться назад на Прием на работу 2018Допустим, вам нужно принять на работу высококлассного специалиста-иностранца. Процедура оформления иностранного физического лица значительно упрощается, если он гражданин Беларуси. Многим может казаться, что прием на работу граждан с близлежащих государств – единичный случай, но это не так.
Исходя из официальной статистики, на сегодняшний день в России официально работает более полумиллиона белорусов. Интересно, что большинство из занимаемых ими должностей связаны с интеллектуальной деятельностью, также прослеживается тенденция создания белорусами в России собственного бизнеса. Почему в 2018 году гражданина Беларуси рады принять на работу в РФ? Прежде всего, это связано с особым привилегированным статусом рабочей силы из Беларуси.
М.Г. Суховская, юрист Читатели давно просят нас опубликовать отдельный материал по найму работников, имеющих белорусское гражданство. Что неудивительно, ведь по самым скромным оценкам в нашей стране работает более полумиллиона граждан Белоруссии, причем большинство из них — на квалифицированных должностях. Этому очень способствует «привилегированный» (по сравнению с другими мигрантами) статус белорусов, да и работодатели практически не обременены различными «миграционными» обязанностями.
Судите сами:
- чтобы принять на работу гражданина из Республики Беларусь, фирме или предпринимателю не требуется разрешения на привлечение иностранной рабочей силы. Самому белорусу разрешение на работу в РФ также не нужност.
Форма трудового договора с белорусом в 2018 году
Категория иностранца Как начисляются страховые взносы в ПФР в ФСС (на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) в ФОМС Постоянно проживающий в РФ (имеет вид на жительство) Так же, как с выплат российским гражданамп. 1 ст. 7, п. 1 ст. 22.1 Закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ (далее — Закон № 167-ФЗ); п. 15 ч. 1 ст. 9 Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее — Закон № 212-ФЗ); п. 1 ст. 10 Закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ Временно проживающий в РФ (имеет разрешение на временное проживание) Только на страховую часть по тарифу 22%*п. 2 ст. 22.1 Закона № 167-ФЗ; ч. 1 ст. 58.2 Закона № 212-ФЗ Так же, как с выплат российским гражданамп. 15 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ; п. 1 ст. 10 Закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ Если ко дню заключения трудового договора у такого белоруса нет свидетельства пенсионного страхования, вам нужно его оформитьп. 2 ст. 7, п. 1 ст. 9, ст. 15 Закона от 01.04.96 № 27-ФЗ.
Важно
В 2018 году при заключении трудового соглашения, которое является бессрочным или предусматривает осуществление профессиональной деятельности иностранцем на вашем предприятии от полугода и дольше, доходы сотрудника исчисляются из расчета ставки НДФЛ в размере 13%. Белорус также имеет право рассчитывать на соответствующие налоговые вычеты (если он подпадает под данную категорию). Если же до конца календарного года пребывание иностранца составит менее 183 дней, НДФЛ действует в величине 30%, о вычетах тоже можно забыть.
Прием иностранного коллеги на работу предусматривает обязательные отчисления страховых взносов в казну России. Большое влияние здесь имеет статус мигранта: 1. Итак, если физическое лицо имеет вид на жительство в РФ, с его заработной платы удерживаются те же суммы, что и с российского гражданина, работающего по найму. 2.Жители Белоруссии при приеме на работу предоставляют немного отличный пакет документов от тех, которые требуются от россиян. Данный список более подробно будет рассмотрен далее.
- Заключение трудового договора с гражданином Белоруссии. В своих основных принципах, заключение трудового договора с иностранцем не имеет ключевых отличий в сравнении с договорами, оформляемыми между работодателем и резидентами РФ.
- Уведомление органов исполнительной власти в вопросах миграции. Поскольку с 2016 года ФМС упразднена, работодателю необходимо в трехдневный срок направить уведомление УВМ МВД о приеме на работу иностранца.
ВС РФ: информировать о трудовых договорах с белорусами не надо
Строительная компания, зарегистрированная в Санкт-Петербурге, не проинформировала о заключении трудового договора с каменщиком — гражданином, приехавшим на работу из соседней Белоруссии. Обнаружив нарушение, сотрудники УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (на тот момент полномочия были у миграционной службы) выписали организации штраф на основании ч. 4 статьи 18.15 КоАП РФ. Работодателю надо было заплатить 400 тысяч рублей, поскольку организация зарегистрирована в городе федерального значения, где санкции за нарушение миграционного законодательства выше.
Однако в Петродворцовом районном суде посчитали, что такое наказание лучше заменить на приостановлении деятельности сроком до 14 суток. По мнению судьи, выносившего решение, денежный штраф достаточно значительный, может ухудшить финансовое состояние организации, а временное приостановление деятельности научит работодателя уважать закон.
Справедливости ради надо отметить, что сами инспекторы не считали правонарушение тяжким, а его негативные последствия признали минимальными. Но на тот момент в законе отсутствовала возможность заменить наказание на предупреждение, поэтому у судьи был выбор небольшой: либо штраф, либо приостановление деятельности.
Предпринимателю пришлось выполнить требование суда, но с ним он не согласился и обратился в Верховный суд. Арбитры встали на его сторону.
О белорусах договорились отдельно
В Постановлении от 30.05.2017 № 78-АД17-19 Верховный суд РФ признал, что работодателя, не уведомившего о приеме на работу гражданина из Республики Беларусь, привлекли к ответственности незаконно. Судьи напомнили, что для мигрантов из соседней страны работает особое законодательство. В частности, согласно Решению Высшего совета сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий», на белорусов не распространяется порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы. Аналогично и белорусским работодателям не надо информировать о привлечении на работу российских специалистов.
Кроме того, этим же соглашением предусмотрено, что:
- для реализации трудовых прав и получения социально-трудовых гарантий граждане могут пользоваться документами (копиями), выданными в России или Белоруссии, без дополнительной легализации;
- россияне и белорусы имеют равные права в оплате труда, режиме рабочего времени и времени отдыха, охране и условиях труда и других вопросах трудовых отношений (с учетом национального законодательства);
- трудовая деятельность мигранта регулируется на основе трудового договора (контракта) в соответствии с законодательством государства, где он трудоустраивается.
Штрафов больше не будет?
Решение Высшего совета сообщества Беларуси и России практически уравнивает граждан обеих стран в трудовых правах, подтверждает эксперт Клуба ТК, юрист рекрутингового агентства «Арес» Татьяна Магера. Однако в целях миграционного учета граждане Белоруссии ранее рассматривались как иностранные граждане. Поэтому от работодателя, как принимающей стороны, требовали безусловного выполнения обязанностей по своевременному уведомлению компетентных органов о заключении и расторжении трудовых договоров с такими работниками.
— Принятое Верховным судом РФ Постановление от 30.05.2017 N 78-АД17-19 поставило точку в двояком регулировании трудового статуса работников — граждан Белоруссии. Теперь работодатели могут не уведомлять миграционную службу о приеме на работу гражданина соседней страны, — говорит она. — Правда, работодатели не спешат менять порядок работы и не перестают вести миграционный учет в общем порядке.
Какие еще особенности есть при трудоустройстве работников из Белоруссии
На трудовых мигрантов из соседней страны в принципе распространяются все те же правила, которые действуют для работников из России. В частности, при приеме на работу им не требуется полис ДМС либо договор между работодателем и медицинской организацией о предоставлении работнику платных медицинских услуг. Им также не требуется патент или разрешение на работу. Кроме того, работодатели могут продолжать заполнять трудовые книжки образца 1974 года, выданные в Белоруссии. Если документ выдан по новым требованиям, то необходимо завести новую трудовую.
Татьяна Магера также напоминает, что по Соглашению об избежании двойного налогообложения (заключено Правительствами РФ и Республики Беларусь 21 апреля 1995 г.) и протоколу от 24 января 2006 г., доходы работника-белоруса облагаются по ставке 13%. Это при условии, что он находится на территории РФ не менее 183 дней в течение одного календарного года либо непрерывно в течение 183 дней, начавшихся в прошлом году, а истекающих в текущем. Факт пересечения границы РФ следует подтверждать проездными документами либо считать первым днем первый рабочий день гражданина Белоруссии в России.
Нужно ли уведомление ФНС о приеме белоруса? | Вопросы подписчиков | Журнал «Кадровое дело»
Добрый день! Подскажите, пожалуйста, нужно ли о приеме на работу белоруса сообщить в ФНС России, или теперь это не является обязательным? Было ли это обязательным в 2014 г. и какие штрафы предусмотрены, если ФНС не было послано уведомление? Заранее спасибо!
Ответ на вопрос:
В настоящее время о приеме на работу белорусов, как и любых других иностранцев, необходимо уведомить только миграционную службу, уведомлять ФНС не нужно. Миграционная служба самостоятельно передает сведения об иностранцах в другие госорганы.
До 01.01.2015 г. рекомендовалось уведомлять ФНС России о приеме белоруса в течение 10 дней (п. 4 ч. 8 ст. 18 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). За данное нарушение работодатель мог быть привлечен к административной ответственности по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, которая предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
При этом согласно ст. 4.5 КоАП РФ, срок давности привлечения к ответственности за данное нарушение (как в 2014 г., так и сейчас) составляет один год.
Таким образом, если Вы в 2014 г. приняли на работу белоруса и не уведомили ФНС, Вас не могут привлечь к административной ответственности в связи с истечением срока давности.
Подробности в материалах Системы Кадры:
Вы узнаете больше о Трудовом договоре с гражданином Белоруссии, если перейдете в материал.
1. Ответ: Как принять на работу граждан государств, которые входят в Евразийский экономический союз
Нина Ковязина, заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России
При приеме на работу граждан государств, которые входят в Евразийский экономический союз, необходимо руководствоваться Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.,* Договором о присоединении Республики Армении к Договору о Евразийском экономическом союзе от 10 октября 2014 г., Договором о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 23 декабря 2014 г., которые регулируют порядок привлечения к трудовой деятельности указанных граждан.
В частности, для осуществления трудовой деятельности в России им не нужно получать патент (п. 1 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).
Для заключения трудового договора граждане государств, которые входят в Евразийский экономический союз, должны представить работодателю документы, предусмотренные Трудовым кодексом РФ (п. 4 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.).
Также при заключении трудового договора такие граждане должны предъявить действующий на территории России договор (полис) ДМС. При этом предъявлять договор (полис) ДМС не нужно, если работодатель заключает с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг сотруднику-иностранцу (ч. 1 ст. 327.3 ТК РФ, п. 3 ст. 98 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.). Это подтверждают и специалисты Минтруда России в письме от 17 декабря 2015 г. № 16-4/В-823.
Принимая на работу сотрудников – граждан государств, которые входят в Евразийский экономический союз, организация должна уведомить миграционную службу о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров (п. 8 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).
Граждане государств, которые входят в Евразийский экономический союз, и члены их семей могут не вставать на учет по местопребыванию в течение 30 суток с даты въезда в Россию. По истечении указанного срока они обязаны зарегистрироваться в общем порядке. Срок временного пребывания таких иностранцев определяется сроком действия их трудового договора. Такой порядок установлен пунктами 5–6 статьи 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.
Если по истечении 90 суток пребывания иностранца в России трудовой договор с ним будет расторгнут, то выезжать необязательно. Гражданам государств, которые входят в Евразийский экономический союз, отводится еще 15 дней на заключение нового трудового договора, в том числе и с другим работодателем. Об этом говорится в пункте 9 статьи 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.
Сотрудники – граждане государств, которые входят в Евразийский экономический союз, и члены их семей подлежат социальному страхованию на тех же условиях и в том же порядке, что и российские граждане. При этом под социальным страхованием следует понимать обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и обязательное медицинское страхование. Другими словами, указанные сотрудники имеют право на получение следующих пособий: по временной нетрудоспособности, беременности и родам, за постановку на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком. При этом пенсионное обеспечение таких сотрудников и членов их семей регулируется законодательством государства их постоянного проживания, а также международными договорами между Россией и соответствующим государством. Это следует из пункта 5 статьи 96 и пункта 3 статьи 98 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. Аналогичную позицию высказывают специалисты Минтруда России в письме от 5 декабря 2014 г. № 17-1/10/В-8313.
Граждане государств, которые входят в Евразийский экономический союз, наравне с российскими гражданами имеют право вступать в профсоюзные организации (п. 5 ст. 98 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.).
По обращению иностранца работодатель обязан безвозмездно предоставить ему:
- информацию о порядке пребывания, условиях осуществления трудовой деятельности, а также прав и обязанностей, предусмотренных российским законодательством в отношении сотрудников;
- справку или ее копию о работе с указанием профессии, специальности, квалификации или должности, периода работы, а также размера заработной платы. Такая справка предоставляется в том же порядке, как и для российских граждан.
Об этом говорится в пунктах 6–7 статьи 98 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.
Из ответа «Как принять на работу временно пребывающего иностранца, въехавшего на территорию России без визы»
2. Справочник: Особенности трудовой деятельности иностранных граждан в России (Редакция утратила силу 1 января 2015 г.)
Статус иностранного гражданина | Документы, подтверждающие право пребывания в РФ | Постановка на миграционный учет | Разрешение на привлечение иностранных сотрудников (для работодателей) | Разрешение на работу (для сотрудников) | Уведомление ФМС России, службы занятости населения, ФНС России | Особенности осуществления трудовой деятельности |
Иностранные граждане, постоянно проживающие в России | Вид на жительство (ст. 8 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ) | Иностранный гражданин регистрируется по местожительству (ст. 15 Закона от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ). Максимальный срок действия вида на жительство – пять лет. По заявлению обладателя этот срок может быть продлен еще на пять лет (п. 3 ст. 8 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ, п. 97 и 155 Административного регламента, утвержденного приказом ФМС России от 22 апреля 2013 г. № 215) | Не требуется (подп. 1 п. 4 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ) | Не требуется (подп. 1 п. 4 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ) | Рекомендуется уведомление ФНС России – в течение 10 дней (п. 4 ч. 8 ст. 18 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). Не требуется уведомлять ФМС России и службу занятости (подп. 1 п. 4 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ) | Специальных правил для этой категории не установлено |
Иностранные граждане, временно проживающие в России | Разрешение на временное проживание (п. 1 ст. 2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ) | Иностранный гражданин регистрируется по местожительству (ст. 15 Закона от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ). Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года (ст. 6 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ) | Не требуется (подп. 1 п. 4 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ) | Не требуется (подп. 1 п. 4 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ) | Не требуется уведомлять ФМС России и службу занятости (подп. 1 п. 4 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ) | Не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание (п. 5 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). За исключением случаев, установленных Правительством РФ (ч. 2 п. 6 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ, п. 2 приложения к приказу Минздравсоцразвития России от 28 июля 2010 г. № 564н) |
Иностранные граждане, временно пребывающие в Россию на основании визы | Виза (выдается на основании приглашения на въезд в Россию) (п. 2 ст. 18 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ) | Иностранец должен: – при въезде через границу получить и заполнить миграционную карту; – встать на миграционный учет по местопребыванию не позднее семи рабочих дней с даты въезда (ст. 25.9 Закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ, п. 1, подп. 2 п. 2 ст. 20 Закона от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ). Срок пребывания иностранца на территории России ограничен сроком действия визы (п. 1 ст. 5 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ) | Требуется (п. 4 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ) | Требуется (п. 4 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ) | Требуется уведомление территориального органа ФМС России о заключении трудовых или гражданско-правовых договоров – в течение трех рабочих дней (п. 4.7 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). Требуется уведомить налоговую инспекцию по месту учета организации (подп. 4 п. 8 ст. 18 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ) | Не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выдано разрешение на работу (п. 4.2 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). За исключением случаев, установленных Правительством РФ (ч. 1 п. 6 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ, п. 1 приложения к приказу Минздравсоцразвития России от 28 июля 2010 г. № 564н) |
Иностранные граждане, временно пребывающие в Россию в порядке, не требующем получения визы (за исключением граждан республик Беларусь и Казахстан) | Не требуется | Иностранец должен: – при въезде через границу получить и заполнить миграционную карту; – встать на миграционный учет по местопребыванию не позднее семи рабочих дней с даты въезда (ст. 25.9 Закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ, п. 1, подп. 2 п. 2 ст. 20 Закона от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ). Срок пребывания иностранца ограничен сроком 90 суток (суммарно) в течение каждого 180-дневного периода. Однако сотруднику-иностранцу этот срок может быть продлен на срок действия трудового (гражданско-правового) договора, но не более чем на один год с даты въезда (п. 1 и 5 ст. 5 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ) | Не требуется (подп. 1 п. 4.5 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ) | Требуется (п. 4 ст. 13, п. 1 ст. 13.1 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ) | Требуется уведомление территориального органа ФМС России и службы занятости населения о заключении и расторжении трудовых или гражданско-правовых договоров, а также о предоставлении отпусков без сохранения заработной платы на срок более одного календарного месяца в течение года – в течение трех рабочих дней (п. 4.7 ст. 13, п. 9 ст. 13.1 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ, п. 2 Порядка, утвержденного приказом ФМС от 28 июня 2010 г. № 147). Не требуется уведомлять налоговую инспекцию (за исключением случаев, когда на работу привлекаются граждане тех стран, с которыми заключены международные соглашения, прямо предусматривающие оформление приглашений на въезд в Россию) (п. 1 ст. 2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ, постановление Президиума ВАС РФ от 2 февраля 2010 г. № 11773/09) | Не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выдано разрешение на работу (п. 4.2 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). За исключением случаев, установленных Правительством РФ (ч. 1 п. 6 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ, п. 1 приложения к приказу Минздравсоцразвития России от 28 июля 2010 г. № 564н). Не вправе осуществлять трудовую деятельность по профессии (специальности, должности), не указанной в разрешении на работу (п. 4.2 ст. 13 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ) |
Граждане Республики Беларусь | Паспорт гражданина Республики Беларусь и иные виды документов, предусмотренные Соглашением о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей от 19 ноября 2010 г. | На миграционный учет иностранец может не вставать в течение 30 суток с даты въезда в Россию (ст. 5 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей от 19 ноября 2010 г.). По истечении указанного срока он обязан зарегистрироваться в общем порядке | Не требуется (Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей от 19 ноября 2010 г.) | Не требуется (Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей от 19 ноября 2010 г.) | Уведомлять ФМС России и службу занятости не нужно (ст. 7 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 25 декабря 1998 г., п. 1 решения Высшего совета сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 г. № 4, Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей от 19 ноября 2010 г.). Рекомендуется уведомление ФНС России – в течение 10 дней (п. 4 ч. 8 ст. 18 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ) | Специальных правил для этой категории не установлено. Действуют те же правила, что и в отношении российских граждан (Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей от 19 ноября 2010 г.) |
Граждане Республики Казахстан | Паспорт гражданина Республики Казахстан и иные виды документов, предусмотренные Соглашением о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей от 19 ноября 2010 г. | На миграционный учет иностранец может не вставать в течение 30 суток с даты въезда в Россию (ст. 5 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей от 19 ноября 2010 г.). По истечении указанного срока он обязан зарегистрироваться в общем порядке | Не требуется (Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей от 19 ноября 2010 г.) | Не требуется (Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей от 19 ноября 2010 г.) | Уведомлять ФМС России и службу занятости не нужно (ст. 3 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей от 19 ноября 2010 г.). Рекомендуется уведомление ФНС России – в течение 10 дней (п. 4 ч. 8 ст. 18 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ) | Специальных правил для этой категории не установлено. Действуют те же правила, что и в отношении российских граждан (Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей от 19 ноября 2010 г.) |
Иностранные граждане – высококвалифицированные специалисты | Виза (если необходимо), вид на жительство (п. 24, 25, 27 ст. 13.2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ) | Иностранец может не вставать на миграционный учет, если будет находиться в России не больше 90 дней с даты въезда. Если по истечении данного срока он не уехал из России, то в течение семи рабочих дней он обязан встать на миграционный учет. В случае переезда в другой регион (если местопребывание изменилось) такой иностранный гражданин вправе не вставать на учет в течение 30 дней после прибытия в новую местность (п. 1, 3 и 4.1 ст. 20 Закона от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ) | Не требуется (подп. 2 п. 4.5 ст. 13, п. 2 ст. 13.2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ) | Требуется (п. 12 ст. 13.2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ) | Требуется уведомить территориальный орган ФМС России: – не позднее семи дней с даты приезда о прибытии сотрудника-иностранца в местопребывание; – ежеквартально, а именно не позднее последнего рабочего дня месяца, следующего за отчетным кварталом, о фактической выплате зарплаты иностранцу, о предоставлении отпуска без сохранения зарплаты на срок более одного календарного месяца в течение года, о расторжении трудового или гражданско-правового договора (п. 3 ст. 20 Закона от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ, п. 13 ст. 13.2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ, п. 2 приложения 12, утвержденного приказом ФМС России от 28 июня 2010 г. № 147). Если речь идет о визовом иностранце, временно пребывающем в России, то требуется уведомить налоговую инспекцию (подп. 4 п. 8 ст. 18 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ) | Не могут привлекаться для занятия проповеднической и иной религиозной деятельностью (п. 1.2 ст. 13.2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). Ограничено привлечение к труду в сфере торговли (п. 1.3 ст. 13.2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). Разрешение на работу высококвалифицированные специалисты могут получить для трудовой деятельности как в одном субъекте РФ, так и в нескольких (п. 12 ст. 13.2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). Вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему было выдано разрешение на работу (п. 3 приложения к приказу Минздравсоцразвития России от 28 июля 2010 г. № 564н) |
3. Нормативная база: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (редакция утратила силу 01.01.2015 г.)
Статья 18.15. Незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства
(введена Федеральным законом от 05.11.2006 N 189-ФЗ)
1. Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, -
(в ред. Федерального закона от 19.05.2010 N 86-ФЗ)
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 23.07.2013 N 207-ФЗ)
2. Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 23.07.2013 N 207-ФЗ)
3. Неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего полномочия в области содействия занятости населения, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства либо неуведомление соответствующего органа о расторжении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным работником или о предоставлении ему отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, -
(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 162-ФЗ, от 23.07.2013 N 207-ФЗ)
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 23.07.2013 N 207-ФЗ)
4. Нарушения, предусмотренные частями 1 - 3 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
(часть 4 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 207-ФЗ)
5. Неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления работодателем или заказчиком работ (услуг), привлекающими высококвалифицированных специалистов, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его уполномоченного территориального органа в соответствии с перечнем, установленным указанным федеральным органом исполнительной власти, об исполнении обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) высококвалифицированным специалистам, или о расторжении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с высококвалифицированным специалистом, или о предоставлении ему отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года либо непредоставление или несвоевременное предоставление сведений о постановке высококвалифицированного специалиста на учет в налоговом органе, если такое уведомление или предоставление таких сведений требуется в соответствии с федеральным законом, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати пяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей.
(часть 5 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 207-ФЗ)
Примечания:
1. В целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
2. В случае незаконного привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.
03.02.2016
С уважением и пожеланием комфортной работы, Юлия Месхия,
эксперт Системы Кадры
Задайте свой вопрос экспертам «Системы Кадры»
Моментальный ответ от эксперта «Системы Кадры»
Уведомление о заключении трудового договора с гражданином Белоруссии
Вопрос
Мы приняли на работу гражданина Республики Беларусь. При заполнении бланка уведомления о приеме на работу иностранного гражданина мы столкнулись со следующим: юридический адрес нашей компании МО, Красногорский район, место работы работника — г. Москва (отличается от юридического адреса) . Примут ли у нас уведомление с разными адресами и как нам правильно поступить? Или в отношении гражданина Беларуси уведомление можно не подавать? Заранее спасибо за оперативный ответ.
Ответ
Работодатели или заказчики работ (услуг), привлекающие к трудовой деятельности иностранных граждан, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте РФ, на территории которого такие граждане трудятся, о заключении и прекращении (расторжении) с ними трудовых (гражданско-правовых) договоров. Срок уведомления — не позднее трех рабочих дней с даты заключения (прекращения, расторжения) соответствующего договора. Это следует из абз. 1 п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ.
Вместе с тем предусмотренный законодательством РФ порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы не распространяется на граждан Республики Беларусь в силу абз. 1 п. 1 решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4.
В настоящее время нельзя достоверно установить, что понимается под названным порядком и включается ли в него предусмотренное абз. 1 п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ положение о необходимости уведомить территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о заключении и прекращении (расторжении) трудового (гражданско-правового) договора с иностранцем.
С учетом мнения, высказанного УФМС России по г. Москве в Письме от 08.06.2015 N МС-9/21-4586н, во избежание штрафных санкций целесообразно уведомлять упомянутый орган о заключении и прекращении (расторжении) указанных договоров с гражданами Республики Беларусь.
Уведомление нужно представлять в территориальное отделение ФМС России в субъекте РФ, на территории которого трудится сотрудник — иностранный гражданин пп. «а» п. 2 Указа Президента РФ от 05.04.2016 N 156, п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Письмо УФМС России по г. Москве от 08.06.2015 N МС-9/21-4586н).
Например, компания-работодатель зарегистрирована в Московской области, а работники — иностранные граждане фактически трудятся в ее обособленном подразделении в Москве. Уведомить о заключении или расторжении трудового договора нужно УФМС России по г. Москве.
В этом случае в уведомлении юридический адрес и фактический адрес осуществления трудовой деятельности работника будут отличаться, это не является нарушением.
Уведомление нужно представлять в территориальное отделение ФМС России в субъекте РФ, на территории которого трудится сотрудник — иностранный гражданин (пп. «а» п. 2 Указа Президента РФ от 05.04.2016 N 156, п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Письмо УФМС России по г. Москве от 08.06.2015 N МС-9/21-4586н).
Исключений законодатель не предусмотрел. Таким образом, уведомление необходимо направить в УФМС по г. Москве.
Формы и порядок подачи уведомления (в том числе в электронном виде) о заключении и прекращении (расторжении) трудовых (гражданско-правовых) договоров с иностранцами устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции (абз. 3 п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). В настоящее время применяются формы и порядок представления уведомлений, установленные Приказом ФМС России от 28.06.2010 N 147. И согласно порядку заполнения формы указывается наименование территориального органа ФМС России в соответствующем субъекте Российской Федерации.