Санкт-Петербург, м. Пл. Восстания,
ул. Гончарная, дом 13

+7 (812) 458-53-53

+7 (921) 771-65-11

[email protected]

Обязательная дактилоскопическая регистрация


Обязательная дактилоскопическая регистрация подсудимого, как повод вызова в полицию

Вчера, одному моему знакомому, являющемуся подсудимым по уголовному делу (носящему все признаки заказного), по телефону поступил вызов для прохождения дактилоскопической регистрации от сотрудника органов ОРД, который ранее, до момента направления уголовного дела в суд, осуществлял его оперативное сопровождение, а также неоднократно оказывал на него (моего знакомого) психическое давление, результатом которого явились вызовы знакомому в ИВС  и непосредственно после его освобождения из этого учреждения скорой медицинской помощи. Ранее мой знакомый задерживался в порядке ст. ст. 91, 91 УПК РФ и содержался в ИВС в течение двух суток. Как подозреваемый в совершении преступления, во исполнении: — п. «ж» ч.1 ст. 9 Федеральному закону от 25.07.1998 N 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в РФ», гласящего, что: «обязательной государственной дактилоскопической регистрации подлежат: граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства: подозреваемые в совершении преступления, обвиняемые в совершении преступления, осужденные за совершение преступления, подвергнутые административному аресту; совершившие административное правонарушение, если установить их личность иным способом невозможно»; — п. 25 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД России от 22.11.2005 N 950 (ред. от 18.10.2012) «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел», гласящего, что: «подозреваемые, поступившие в ИВС, подвергаются дактилоскопированию», он был подвергнут дактилоскопированию. Знакомый мой вполне оправданно предполагает, что с учетом того, что вину свою он не признает, подобный вызов явно будет использован для оказания на него психического давления, что при его больном сердце, может закончится весьма плачевно. Кроме того, сама по себя процедура «откатки пальчиков» весьма неприятна и психику явно не оздоравливает (см. фото) — хотите на такой сеанс?  Рассмотрим ситуацию принудительного дактилоскопирования подсудимого в свете имеющихся в РФ НПА:

Положения ст. 11 Федерального закона от 25.07.1998 N 128-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственной дактилоскопической регистрации в РФ», гласят что: «обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию лиц, указанных в п. «ж» ч.1 ст. 9 настоящего Федерального закона производят органы предварительного следствия, органы дознания, органы, осуществляющие производство по делам об административных правонарушениях, или по их поручению органы внутренних дел; осужденных — органы уголовно-исполнительной системы».

Согласно п.27 ст. 12, п.п. 3, 19, 32 ч.1 ст. 13 ФЗ РФ «О полиции»:

— полиция обязана проводить в соответствии с федеральным законом государственную дактилоскопическую регистрацию;

— полиция вправе: — вызывать в полицию граждан и должностных лиц по расследуемым уголовным делам и находящимся в производстве делам об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции; получать по таким делам, материалам, заявлениям и сообщениям, в том числе по поручениям следователя и дознавателя, необходимые объяснения, справки, документы (их копии); подвергать приводу в полицию в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом, граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову;

— производить дактилоскопирование лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, заключенных под стражу, обвиняемых в совершении преступления, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, иных задержанных лиц, если в течение установленного срока задержания достоверно установить их личность не представилось возможным, а также других лиц в соответствии с федеральным законом;

— получать, учитывать, хранить, классифицировать, использовать, выдавать и уничтожать в соответствии с законодательством Российской Федерации дактилоскопическую информацию и геномную информацию.

Согласно Федеральному закону от 25.07.1998 N 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в РФ» повторная дактилоскопическая регистрация не предусмотрена, как и право сотрудников полиции вызывать гражданина специально для её проведения; также не предусмотрено дактилоскопирование подсудимых. Дактилоскопирование подсудимых и не может быть предусмотрено, так как дактилоскопирование должно производиться в ходе предварительного следствия (либо работе по административной практике), когда лицо либо является задержанным, либо вызвано для допроса, предъявления обвинения и т.п., т. е. находится в наличии у предварительного следствия.

Таким образом, с учетом того, что предварительное расследование по уголовному делу уже завершено, подсудимый, не может быть вызван сотрудником органа, ранее осуществлявшего ОРД по уголовному делу для проведения вторичной дактилоскопической регистрации, тем более за пределами срока предварительного следствия. Более того, у сотрудника органа ОРД, в соответствие с п. 32 ч.1 ст. 13 ФЗ РФ «О полиции» есть возможность получить дактокарту в ИВС, которое также является учреждением системы органов внутренних дел.

Таким образом, исходя из того, что согласно п.3 ч.1 ст. 13 ФЗ РФ «О полиции», сотрудники полиции вправе подвергать приводу в полицию в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом, а Федеральный закон от 25.07.1998 N 128-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственной дактилоскопической регистрации в РФ» не предусматривает право сотрудников полиции вызывать гражданина специально для её проведения, подсудимый, находящийся по подпиской о невыезде, не может быть вызван и подвергнут приводу в полицию с указанной целью.

В дальнейшем, подсудимый может быть подвергнут дактилоскопированию только в случае его осуждения сотрудниками органов уголовно-исполнительной системы в порядке п. «ж» ч.1 ст. 9 Федеральному закону от 25.07.1998 N 128-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственной дактилоскопической регистрации в РФ»

То, что ранее сотрудник органа ОРД своевременно не воспользовался своим правом, не предоставляет ему право нарушать федеральное законодательство и пытаться «вытащить» на свою территорию интересующего его субъекта.

Разумеется, по вышеуказанному поводу в прокуратуру «запущена» «пилотная жалоба», с учетом того, что согласно ст. 16 Федерального закона от 25.07.1998 N 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в РФ» надзор за данной сферой возложен на прокуратуру.

Обязательная дактилоскопическая регистрация иностранных граждан ( иностранцев) - по месту пребывания

Именно эта категория впервые полностью подлежала снятию отпечатков пальцев, и данные дактилокарт подлежали обязательному внесению в картотеку Центров информации областных, региональных и республиканских Отделов МВД.

Общие понятия

Обязательное взятие отпечатков пальцев сегодня производится в соответствии с законодательными актами Российской Федерации:

п/п Название закона Дата регистрации Публикация
1 ФЗ № 128 25 июля 1998 года Изменения от 25 июля 2002 года
2 ФЗ № 115 25 мая 2002 года «Российская газета», № 140, за 31.07.02 г.
3 ФЗ № 25 09 марта 2001 года «Российская газета» № 52 от 14.03.01 г.
4 ФЗ № 116 25 июля 02 года «Российская газета», № 138 и 139, 30 июля 02 г.

В п. п. з, и, к, л, Федеральный закон N 305-ФЗ от 20 июля 2018 регламентирует необходимость таможенного и иного фактора в части взятия дактилоскопического опечатка в частности – в отношении граждан зарубежных стран.

Когда была создана Российская федеральная автоматизированная дактилоскопическая система, которая удовлетворяет показателям технических и эксплуатационных требований.

В свою очередь это позволило создать систему Дактилоскопической регистрации, сформированную из Территориальных отделов УФМС России и органов Министерства Внутренних дел РФ.

В полномочия которой в первую очередь входит осуществление на практике положений и норм Закона «О государственной дактилоскопической регистрации в РФ».

Государственный документ об организации данной структуры принят 25 июля 98 г. проведение дактилоскопии граждан России и иностранцев ведется исключительно на основании этого основополагающего нормативного акта.

Собственно процедура дактилоскопии – это получение специализированной информации относительно особенностей строения капиллярного узора на пальцах рук. Достоверность подобных сведений имеет научно подтвержденный факт — рисунок на пальцах человека действительно уникален, и не имеет аналогов у двух индивидуумов.

Полученные отпечатки на сегодня вносят в общегосударственную компьютерную базу данных, что позволяет быстро и качественно идентифицировать личность.

Согласно с нормативами современного федерального законодательства РФ дактилоскопия подразделяется на два вида – добровольная и обязательная.

Обязательную ГДР проводят полномочные органы, исключительно точно соблюдать права и свободы человека и гражданина, которые установлены Конституцией РФ, и нормами международного права.

Процедура проводится на следующих принципах:

  1. Законность;
  2. Гуманизм;
  3. Конфиденциальность;
  4. Сочетание доброй воли и обязательности.

Обязательная дактилоскопическая регистрация иностранных граждан, как и добровольная процедура в отношении наших соотечественников не представляет угрозу состоянию здоровья дактило копируемого, никоим образом не унижает честь и человеческое достоинство.

Обязательная дактилоскопическая регистрация иностранных граждан позволяет не только идентифицировать лицо, но и облегчить их легализацию на территории России:

  • На основании полученной дактилокарты упрощается восстановление утерянных личных документов;
  • Розыск и установление личности людей, нелегально находящихся в России и совершивших противозаконные поступки в своей стране и других станах;
  • Установить особу попавшего в сложные жизненные ситуации – несчастные случаи, наводнения, землетрясения, пожары, террористические акты, авиационные и железнодорожные катастрофы.

Большое значение зарегистрированные отпечатки облегчают идентификацию при невозможности полноценного общения – расстройствах психики, отсутствии языковой базы, когда иностранец по определенным причинам не имеет возможности сообщить о себе какие-либо сведения.

Видео: Антитеррористическая мера

Основные задачи

Федеральная система дактилоскопического регистрирования и фиксирования отпечатков в автоматизированном виде решает масштабные задачи государственной важности.

Информационную базу используют в следующих случаях:

  1. Розыскные мероприятия в отношении пропавших без вести, граждан иностранных государств и РФ, перемещенных и людей без гражданства;
  2. Идентификация личности неопознанных трупов людей;
  3. Процедуры по установлению личности российских граждан, иностранцев и при отсутствии гражданства, которым состояние здоровья или возрастная категория временно или постоянно не позволяет сообщать сведения о себе;
  4. Выдача документов о подтверждении гражданства Российской Федерации, особы зарубежных гостей и людей без гражданства.
Помимо этих задач единая система позволяет осуществлять главные мероприятия в области следственной практики. Это предупреждение, раскрытие, расследование уголовных преступлений, профилактика и выявление правонарушений в области административного права.

Требования к хранению и использованию

Все позиции по поводу хранения, извлечения данных, использования элементов базы и поисковых систем нормативно сформулированы российским нормативным актом – ФЗ № 128 от 25 июля 1998 года.

В Главе III, присутствуют изменения, внесенные в ст. 12 на основании Федерального Закона № 305 от 03.07.16 г. Нормативный государственный акт отражает особую важность и ценность полученной путем дактилоскопии информации.

В первую очередь регламентированы мероприятия по обеспечению условий хранения и применения сведений относительно граждан РФ и иностранцев.

Принципы и обеспечения сохранности базы данных должны полностью исключить любые пути и возможности внесения в нее искаженных данных, частичной или полной потери, полностью пресечь несанкционированный доступ к базам.

Системное обеспечение, приведение к единому реестру, сохранность, осуществление разрешительных процедур по допуску к использованию данных дактилоскопии, которая содержится на различных типах материальных носителей, обеспечивается подразделениями Министерства Внутренних дел России.

Кроме правоохранительных органов аналогичные функции лежат в компетенции:

  • Органов ФСБ, Внешней разведывательной службы;
  • Органов Следственного Комитета РФ, Фискальной службы, Таможенного комитета, службы Государственной охраны;
  • Федеральных органов муниципальной исполнительной власти, которая оказывает государственные услуги и управляет государственным имуществом;
  • Административных учреждений, которые могут самостоятельно осуществлять функции по получению, учету, хранению, выдаче дактилоскопических данных, созданию массивов информации на основании настоящего Федерального Закона – аэропортов, морских и международных речных портов.

Нормативный акт ст. ст. 11, 14 предусматривает ответственность должностных лиц перечисленных выше органов за нарушение принципов конфиденциальности и безопасности использования сведений об отпечатках пальцев, как граждан РФ, так и иностранцев.

Право пользования

Использовать полученные и сохраненные данные дактилоскопии имеют право следственные и правоохранительные органы. Районные, городские, региональные отделения МВД России, Прокуратура и Следственный Комитет, таможня и служба охраны Государственной границы в местах организованного пересечения рубежей РФ.

Согласно ст. 6 ФЗ № 128 разрешение использовать данные имеют право организации со следующими функциями:

  1. Розыскные процедуры относительно различных категорий граждан – россиян, иностранцев, без гражданства;
  2. Судебно – криминалистические бюро, которые устанавливают личность на основании не идентифицированных трупов или фрагментов человеческих останков;
  3. Экспертные государственные службы. Восстанавливающие личность различных категорий лиц, по объективными причинам не способных владеть сведениями о себе;

Использование данной информации органами, проводящими надзор и профилактику дальнейших уголовных и административных преступлений.

Процедура и ее сроки

На проведение добровольной процедуры отводится трое суток после подачи заявления гражданина РФ. Обязательное дактилоскопическое обследование в условиях, оговоренных законодательством, проводится в течение не более чем трех часов с момента обнаружения субъекта дактилоскопии, на практике это проводится практически сразу.

На кого распространяется

Проведение регистрации отпечатков пальцев и на кого она распространяется, регламентируется п. п. е, ж, з, и ст. 9 ФЗ № 128.

А именно — это иностранцы, люди без установленного гражданства с серьезными дефектами здоровья, расстроенной психикой, на которых лежит подозрение в совершении преступлений, арестованные, люди, которых следует выдворить за границы РФ, претенденты на политическое или иное убежище.

Условия и систематизацию, алгоритм проведения регламентируют законодательные акты России. Где чаще всего делают дактилоскопию пальцев?

Пункт фотографии или сканирования папиллярных линий пальцев на сегодня можно найти в каждой точке въезда на территорию РФ или в отделении полиции территориального назначения.

Фиксация реальных отпечатков пальцев является одним из наиболее значительных достижений криминалистики прошлого века. Системная дактилоскопическая регистрация в полной мере осуществила поставленную перед ней задачу — установление личности лиц, которые подлежат дактилоскопической регистрации в связи с уголовной ответственностью, а это лица, осужденные, или привлекавшиеся к ответственности.

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ДАКТИЛОСКОПИЧЕСКАЯ РЕГИСТРАЦИЯ

Юридические понятия :: юридическая энциклопедия

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ДАКТИЛОСКОПИЧЕСКАЯ РЕГИСТРАЦИЯ (англ. obligatory/mandatory dactyloscopic registration) — в РФ вид дактилоскопической регистрации. О.д.р. подлежат: а) граждане РФ, призываемые на военную службу; б) граждане РФ, проходящие военную службу в федеральных органах исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба; в) граждане РФ, проходящие службу в: органах внутренних дел; органах федеральной службы безопасности; органах внешней разведки; федеральных органах налоговой полиции; органах гос-ной налоговой службы; органах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; органах и подразделениях службы судебных приставов органов юстиции; таможенных органах; органах государственной охраны; органах правительственной связи и информации; г) спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований) РФ; д) члены экипажей воздушных судов гос-ной, гражданской и экспериментальной авиации РФ; е) граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, не способные по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности, если установить указанные данные иным способом невозможно; ж) граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, подозреваемые в совершении преступления, обвиняемые в совершении преступления либо осужденные за совершение преступления, подвергнутые административному аресту, совершившие административное правонарушение, если установить их личность иным способом невозможно; з) иностранные граждане и лица без гражданства, подлежащие выдворению (депортации) за пределы территории РФ; и) иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в РФ в поисках убежища и подавшие ходатайства о предоставлении политического или иного убежища либо о признании их беженцами на территории РФ.

О.д.р. подлежат все неопознанные трупы (см. Дактилоскопирование трупа).

О.д.р. определенной категории лиц проводят: федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба; органы федеральной службы безопасности, органы внешней разведки, федеральные органы налоговой полиции, органы гос-ной налоговой службы, органы гос-ной охраны, органы правительственной связи и информации; органы предварительного следствия, дознания, органы, осуществляющие производство по делам об административных правонарушениях, или по их поручению органы внутренних дел; органы Федеральной миграционной службы России; органы уголовно-исполнительной системы; органы внутренних дел.

Экземпляр материального носителя, содержащий дактилоскопическую информацию, в случаях, определенных ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации»**, направляется в органы внутренних дел в порядке, определяемом Правительством РФ. В нем должны содержаться следующие данные: а) фамилия, имя, отчество, гражданство, пол, дата и место рождения, сведения о регистрации по месту жительства или по месту пребывания лица, прошедшего О.д.р.; б) наименование органа исполнительной власти, получившего дактилоскопическую информацию; в) основание и дата проведения гос-ной дактилоскопической регистрации.

Порядок проведения О.д.р. граждан РФ, проходящих службу в органах внутренних дел РФ, призываемых на военную службу и проходящих военную службу во внутренних войсках МВД РФ, определяется в соответствии с Наставлением по проведению обязательной государственной дактилоскопической регистрации сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом Министра внутренних дел РФ от 19.05.1999 г. № 417. Постановлением Правительства РФ от 6.04.1999 г. № 386 утвержден Перечень должностей, на которых проходят службу граждане Российской Федерации, подлежащие обязательной государственной дактилоскопической регистрации (см. также Добровольная дактилоскопическая регистрация).


Смотрите также