Санкт-Петербург, м. Пл. Восстания,
ул. Гончарная, дом 13

+7 (812) 458-53-53

+7 (921) 771-65-11

[email protected]

Магистратура в норвегии


Лучшие программы магистратуры в Норвегии 2019

Норвегия, несмотря на свой статус одного из богатейших государств в мире, имеет репутацию тихой и доброжелательной страны c прекраснейшими пейзажами. Норвежские города, окруженные красивой природой, опрятны, хорошо организованы и имеют интернациональную атмосферу. Это делает норвежские университеты привлекательными для иностранных студентов, которые приезжают сюда для учебы в магистратуре.

Магистратура в Норвегии предлагается университетами, спонсируемыми государством, а также множеством специализированных вузов и десятками частных колледжей. Магистерские программы охватывают множество различных дисциплин: бизнес, менеджмент, предпринимательство, инженерное дело, энергоснабжение, политология, средства массовой информации, информатика и многое другое. Продолжительность учебы в магистратуре составляет минимум один год и зависит от программы и формы обучения.

Учеба в Норвегии – это отличный вариант! Начните поиск с просмотра списка на данной странице. Вы также можете сузить область поиска магистерских программ в Норвегии, если уже знаете, где и чему вы хотите учиться.

Степень магистра в Норвегии

Недавно я закончил магистратуру в Норвегии по специальности «Электротехника» и, наконец, созрел для написания своего поста на Хабр. Тем, кому интересно, как попасть в страну троллей и фьордов с пользой для карьеры, прошу под кат.

Почему Норвегия?
«Там холодно и темно», — скажут многие. Но на самом деле это… ну в целом, так. Однако смотря с чем сравнивать. Если с Испанией или Францией, то да. Но мне, парню из Мурманска, такой климат был весьма привычен (хотя не обошлось и без сюрпризов, об этом — ниже). Норвегию я полюбил давно, по многим причинам. Во-первых, поразительная природа. Во-вторых, безмятежный образ жизни. В-третьих, уважение права человека быть самим собой. Для мурманчан поездка в близлежащий Киркенес — дело весьма обыденное. Стоит отметить развитое сотрудничестве норвежских и мурманских вузов, что облегчает процесс поступления.
Образовательная система Норвегии
Школьное образование
Тут всё просто — после детского сада ребёнок отправляется в Ungdomsskole — это что-то вроде нашей школы до 9-го класса (только тут они учатся в таком режиме 10 лет). Потом начинается Videregåendeskole — 2-3 года старшей школы. Они бывают разные. Часть таких школ даёт сразу профессию (парикмахер, бухгалтер, слесарь, электрик), а часть — подготавливает для дальнейшего обучения по техническим, экономическим или гуманитарным направлениям. Школы разные, часто ученики переезжают в другую губернию для учёбы именно в VGS. Бывает так, что ученик выбрал школу со специальностью, но по окончанию решил таки продолжить учиться дальше — ничего страшного, берёт Forkurs и добирает необходимые предметы для поступления.
Высшее образование
Высшее образование можно получить в университетах и университетских колледжах (Høgskole — дословно «высшая школа»). Если в первых сделан упор на фундаментальные знания, то во вторых — более практикоприменимые. И там, и там — степени бакалавра (3 года, 180 кредитов) и магистра (+2 года, 120 кредитов) или магистра сразу (5 лет, 300 кредитов). Образование бесплатно для всех (есть несколько частных школ, но разговор не про них).
Поступление
Итак, я закончил 4-й курс (2011 год) по специальности «Автоматизация технологических процессов и производств» в Мурманском государственном техническом университете. Пора была задуматься о дальнейшей судьбе, а тут до меня дошла информация о том, что наш вуз пачками отправляет студентов в Норвегию, да ещё и со стипендиями. Зашёл на сайт МГТУ — там международный отдел. Увидел, что есть путёвки в Университет Трумсё (UiT) и в Колледж Нарвика (HiN). Так как фундаментальных знаний мне уже хватило, я решил подать документы в Нарвик на направление «Master of Science in Electrical Engineering». Обучение на английском. Пришёл в отдел; мне ответили, что пока рано, приходи после нового года. Пришёл я, значит, после нового года, в январе, кажется. Мне рассказали, что есть стипендия на полгода (8900 крон в месяц), а вроде есть ещё и на два года по квотам (7800 крон в мес). Понятное дело, что я захотел сразу на всю магистратуру, но бланк заявления — всё равно один. Мне надо было подготовить письмо (даже не мотивационное, а просто, кратко рассказать о себе, и почему хочу в Нарвик, полстранички) и перевести зачётку. Специалист в международном отделе всё заверила и отправила в школу. Потом было долгое молчание, но в конце апреля координатор с норвежской стороны задал вопрос — а учил ли я в школе английский в течение 7 лет? (Надо отметить, что знание английского обычно подтверждается на собеседовании). Мы ответили «да, конечно» и на следующий день пришло письмо о зачислении с грантом на полгода. Вот такие они, норвежцы. Радоваться или огорчаться времени не было, надо было подавать на студенческий вид на жительство. Одновременно я познакомился с парнем, который поступил вместе со мной, Ваня. Стоимость вида на жительство — 2500 крон (около 14000 рублей). Если ты поступаешь не по стипендии, необходимо предварительно подтвердить свою платежеспособность — на счёт школы или университета отправляется обеспечительный залог в размере около 95000 крон (около полумиллиона рублей), которые потом по приезду будут переведены на счёт студента до последнего 'ёре. Пока ждал визу, защитил диплом, чуть подтянул язык и сдал на права. За недели 3 до отъезда вспомнил, что вопрос с жильём не решён, на сайте общежитий висело «not processed». После нескольких звонков и писем нам с Ваней выделили по комнате в гостинице-хостеле. Стоимость — 3800 крон в месяц (включая электричество, интернет и тв). Насчёт поездки. Мы решили ехать на машине (Мурманск-Киркенес-Инари (Финляндия)-Кируна (Швеция)-Нарвик). Около 1300 км, но было занятно, когда программа навигатор уже на территории Норвегии запросила докачать 90 Мб трафика. Большую часть пути проехали реально чуть ли не по пачке Беломорканала. Студентам машину разрешается без пошлины иметь на территории Норвегии до одного года. На данный момент могу сказать, что это было очень здравое решение. На дорогу на двоих ушло около 6 тысяч рублей.

Граница Финляндия — Швеция

Граница Швеция — Норвегия

Ветропарк недалеко от Нарвика
Нарвик
Приехав в Нарвик первым делом разместившись в гостинице (нас реально там ждали). Затем сходили в полицию, в школу, погуляли. Вечером после долгой дороги я благополучно вырубился. На следующий день мы снова пошли в полицию, чтобы сфотографироваться на вид на жительство, и начали изучать город. Городок, в принципе, маленький, 12-13 тысяч населения.

Часть гостиницы, предназначенного для долгого проживания, в том числе, для студентов Через несколько дней прошло открытие учебного года. Нас торжественно поприветствовали, провели экскурсию, зарегистрировали в единой информационной системе, накормили. Всё было очень мило.

Раньше это было несколько корпусов, но потом улицу между ними накрыли стеклянной крышей, получилась Glassgata — стеклянная улица.

Приветственное барбекю.

Потом нас возили на гору — центровое место в Нарвике.

Нас следующий день — экскурсия по городу и церемония посвящения в студенты-магистры.

В качестве мотивации дали вот такую бумажку, дескать, студент. Стоит отметить, что в целом, у разных студентов первая неделя прошла по-разному. У нас, магистров, 3 дня подряд был вводный курс линейной алгебры, но вообще ненапряжный, вспоминали матрицы. У бакалавров и тех, кто на курс норвежского записался, программа включала несколько другие мероприятия. Также можно было играть в боулинг, были вечеринки в клубе и так далее.
Бумажные вопросы
Вид на жительство
Через 10 дней после фотографирования пришла карточка и письмо, что я такой-то такой, имею право полгода не вылезать из Норвегии. В качестве бонуса — имею право до 20 часов в неделю работать не в ущерб учёбе.
Персональный номер
Он же — fødselsnummer. 11-значный персональный код, в виде ДДММГГЦЦЦЦЦ — дата рождения и 5 случайных цифр. Выдаётся в налоговой. Ожидается около месяца, без него — и шага не ступить. Так же в налоговой заказывается налоговая карточка — skattekort, где исходя из предполагаемого дохода (на самом деле от балды) пишется налоговая ставка. Мне установили сразу 36%.
Банковская карточка
Сейчас не все банки хотят давать студентам Visa Classic. DNB вредничает. Поэтому я заказал по интернету карточку в Skandiabanken, подтверждение личности осуществлялось на почте. Потом я заказал уже карточку в Sparebank1, там выдают нормальную карточку с фотографией (может быть использована как удостоверение личности) и генератор одноразовых паролей для Bank-id (единая система идентефикации, с помощью одного id можно заходить в интернет-банки, в личные кабинеты на сайт госуслуг, страховой, почти и так далее).
Водительские права
Российские действительны в течение 3-х месяцев с момента первого въезда. Хоть международные, хоть какие. После этого периода надо получать местные права. Удовольствие долгое (около 3 месяцев) и дорогое (я заплатил порядка 34 тысяч крон).
Учебный процесс
По идее — это самое главное. Расписание бакалавров похоже на типичное расписание в России — пары вперемешку. У магистров в Нарвике всё не как у людей. Семестр состоит из двух подсеместров, каждый из которых длится 9 недель. Неделя 1 и 5 отводится одному предмету, 2 и 6 — второму, 3 и 7 — третьему. На самоподготовку отводятся недели 4 и 8, неделя 9 (и обычно — пятница/четверг недели 8) отводится на экзамены. Иногда, чтобы подстроиться под приглашённых преподавателей, недели меняются местами. За каждый предмет начисляется 5 кредитов, но иногда один предмет читается 3 недели, тогда за него полагается 7,5 кредитов, или одну неделю — 2,5. Кроме того, есть проекты вместо лекций, то есть вместо экзамена по окончании происходит публичная защита. Каждый день на академической недели с 8:15 до 12:00 проводятся 4 часа лекций (45 минут + 15 минут перерыва), потом часовой ланч и решение практических/лабораторных заданий с 13:00 до 16:00. В это время можно спросить совета у преподавателя, иногда преподаватель ведёт такие занятия, но редко. На портал It's Learning преподаватель выкладывает задания и вспомогательные материалы. Сдача заданий обычно происходит тоже через этот портал. StudentWeb нужен для изменения учебного плана, проверки оценок за экзамены, заказа переэкзаменовок или дополнительных предметов. Также на нём происходит оплата семестрового сбора — 700 крон в полгода. Все гниги приобретаются самостоятельно. В школьном магазине книги дорогие, стоят около 700 крон за учебник. Можно взять в библиотеке, но там чаще всего старые издания на короткий срок и в малом количестве. Можно купить с рук за полцены. Ещё можно в интернете заказать, в среднем, на 30-40% дешевле, доставка бесплатна, но занимает до недели. Получается, что 50% предмета ты сидишь без учебника. Список необходимой литературы публикуется заранее редко, учебный план может меняться каждый год. Обычно я старался взять учебник в библиотеке и заказывал сразу в интернет-магазине. Экзамен проводится анонимно, за 2-3 дня студенту выдаётся уникальный номер, который и указывается на всех бланках вместо фамилии или студенческого номера. На экзамене присутствуют цензоры — обычно пенсионеры, которые к школе не имеют никакого отношения, выдают бланки и следят за порядком. На некоторые предметы можно принести учебник, дополнительную литературу, собственные записи, словари. Это указано в заглавном листе. На все экзамены разрешены Оксфордские словари, они школьные и лежат по 3-5 штук на класс, могут принести дополнительный. Если задание сформулировано некорректно или непонятно, на отдельном листе пишется уточняющий вопрос, который анонимно передаётся преподавателю через цензора. В кабинете обычно сидят вперемешку студенты с разных направлений. Экзамен проверяется месяц преподавателем и рецензентом, каждый выставляет свою оценку, потом они обсуждают все несоответствия между собой. Оценки от А до Е, F — не сдал. На оценку может повлиять задание, если такое предусмотрено учебным планом. Например, расчётка — 30%, экзамен — 70%. Результаты загружаются в систему отдельно (экзамен — по номеру кандидата, расчётка — по студенческому, открытому номеру), которая и рассчитывает итоговую оценку для публикации. Есть общие предметы для нескольких направлений (линейная алгебра 2, численные методы, экономика и инновации, менеджмент и инновации, инженерная термодинамика, ООП, компьютерные технологии), но большая часть предметов — индивидуальные. В нашем плане были «Теория контроля 1 и 2», «Энергосистемы», «Альтернативная энергетика», «Стабильность и восстановление энергосистем», «Электрорынок», «Проект». В рамках одного предмета была поездка в Осло, там мы посетили головные офисы крупнейших норвежских компаний — Statkraft (производство энергии) и Statnett (распределение энергии). Также съездили в Хандел (час от Осло), там молодая компания занимается Smartgrid. Плюс была небольшая культурная программа. Перелёты и проживание полностью покрывалось школой. В рамках учебного процесса лабораторные работы были только по Power systems, лаборатории маленькие, но аккуратные.

Лаборатория электрических машин Стоит отметить, что техническое оснащение школы весьма на высоком уровне — во всех кабинетах экран и проектор, в большинстве — учительский компьютер. 4 компьютерных класса + возможность удалённого подключения. МФУ по всей школе (на каждый семестр даётся 150 кредитов. Если Коран не ксерить, хватает). Лаборатории Электроники, Электротехники, Электрических машин, Сопромата, механики. Мастерские электроники, механической обработки. 3д-принтеры, фрезеровальный станок для печатных плат. В общем, всё, что надо. Большая часть работников всегда готова прийти на помощь, подсказать, найти того, кто знает. Есть, конечно, пофигисты, но редко кто из норвежцев. Диплом взял по теме «sample only when necessary control» — я сам выбрал, в каком направлении двигаться, преподаватель (старый финн, немного не от мира сего, но очень милый дядька) не то, чтобы совсем отстранился, нет. Но он реально поддерживал меня в начинаниях, когда я строил те или иные гипотезы. Встречались мы с ним раз в неделю-две, по 2-3 часа беседовали о продвигающейся работе и просто о жизни. Он всегда спрашивал, требуется ли мне помощь в техническом оснащении, ничего ли не мешает написанию диплома. В общем, только положительные эмоции (за исключением того, что оценку жду уже почти 3 месяца). Диплом печатается в 4-х экземплярах и записывается на 4 компакт-диска. Дополнительные кредиты для диплома, обложки и спирали выдаёт школа бесплатно.
Язык
Как я уже писал, обучение проводилось на английском. В Нарвике практически все магистерские программы на английском, за исключением стройки. Бакалавриат — на норвежском. Английского также вполне достаточно для повседневной жизни. Однако мне хотелось выучить и норвежский, но школа для магистров никаких курсов не имела. Поэтому первые полгода я учил язык сам. А потом школа все-таки профинансировала короткий 30-часовой курс, где я уже отшлифовал свой начальный уровень. После этого я смог начать разговаривать с норвежцами по-норвежски, ну и продолжил изучать сам. Конечно, на данный момент мой уровень ещё очень далёк от хорошего, но буду честен, два года назад мой уровень английского был не лучше, чем сейчас норвежского, что не помешало мне два года отучиться на приличные оценки.
Финансирование
Как я уже писал, мне выделили грант на полгода. Потом продлили ещё на полгода. А второй год я покрывал уже сам. Благодаря друзьям устроился в гостиницу в середине первого курса, этих денег вполне хватило для подтверждения платежеспособности. В чём отличие гранта от стипендии? Грант даётся на срок (3 месяца, полгода, год), финансирование идёт из разных фондов. Цель — дарить добро за пределами Норвегии, делиться знаниями. Если поступаешь по квоте (или норвежец) — то здесь уже работает Lånekassen. Лон — это образовательный кредит, состоит стипендии (около 1200 крон) и непосредственно займа — всё остальное. Если заваливаешь сессию, стипендия переходит в займ, надо будет отдавать и её. Если по истечении обучения уехал из Европейской Экономической зоны и не запрашивал в течении 3 лет вида на жительства ни в одной из этих стран — займ списывается. Выплата же займа происходит весьма медленно — порядка 20 тысяч в год, но при зарплате инженера (от 450 тысяч в год) не напрягает (напрягает больше то, что выплата растягивается на очень долгий срок).
Итоги
Цель данной статьи была — не инструкция, как поступить, а рассказать, как это сделал я. Норвегия не входит в Евросоюз, поэтому там (в отличии от той же Швеции) образование бесплатно для неевропейцев, экология прекрасна, народ приветлив и дружелюбен (хотя и грубоват). Если кто-то заинтересовался — проверьте, в вашем вузе должен быть отдел международных отношений, скорее всего, у них есть связи с норвежскими вузами. В других случаях без проблем выбирается программа на сайте конкретного вуза, далее нужно связаться с координатором и уточнить моменты. Иногда умно будет поступить в тот российский вуз, у которого есть связи, тогда можно поступить на льготных основаниях. Сейчас я закончил образование и работаю в Норвегии по специальности. Есть вопросы по обучению — с радостью отвечу. Если кому интересна тема поиска работы в Норвегии — я напишу статью. PS. Фотографий непосредственно с учёбы почти и нет. Не до фотоаппарата было. UPD. Только сейчас заметил, что упустил сюрприз от природы Нарвика. Исправляюсь. За Полярным кругом есть такое явление — Полярная ночь (mørketid — тёмное время). Приехав в Нарвик, я думал, что явление привычное для меня как для мурманчанина (та же широта), однако из-за горы, которая закрывает солнце, полярная ночь начинается на месяц раньше и заканчивается на месяц позже. То есть ты видишь, что противоположный берег фьорда освещается солнцем, но сам сидишь в тени. Это реально давило сильно, всё время хотелось спать и повеситься. Однако Рыбий жир и Геримакс очень помогли. Если кто-то собрался в такой регион поехать, тем более на долгий срок, по 2-3 капсулы жира и таблетка геримакса — каждое утро обязательно!

А сама погода очень мягкая по сравнению с Мурманском. Близость Гольфстрима приводит к тому, что в декабре-январе спокойно могут журчать ручьи. Но в межсезонье могут быть хорошие метели с перекрытием прилежащих дорог, поэтому топливный бак пустым оставлять не рекомендуется (часто в жёсткий объезд приходится ехать), да и пожевать в машине всегда надо что-то иметь. Теперь вроде всё.

Теги:
  • образование зарубежом
  • норвегия

Экспертная помощь с поступлением на магистерские программы в лучшие мировые университеты и бизнес-школы

Норвежская школа экономики (Norges Handelshøyskole или NHH) отметила свой 75-летний юбилей в 2011 г. — это старейшая экономическая школа и один из лидирующих университетов Норвегии. Выпускники NHH представляют деловую и правительственную элиту страны, и сама школа является членом престижных международных организаций (CEMS, PIM, EQUIS).

Но сами студенты говорят, что NHH — это гораздо больше, чем просто блестящая подготовка в области бизнеса. Школа дает невероятные возможности для исключительного опыта студенчества. Об этом рассказала Лена Трагудистис, которая заканчивает магистерскую программу по международному менеджменту CEMS в NHH.

 С чего все началось?

В 2009 я закончила специалитет в ВШМ СПбГУ по направлению «управление персоналом» и это время для управления персоналом было самое худшее в каком-то роде. В частности, многие начальные позиции в этой области подразумевают рекрутинг, а тогда естественно никто никого не нанимал. То есть рынок HR был в таком немного замороженном состоянии, поэтому я решила немного сместить фокус и обратилась в наш центр карьер в ВШМ за помощью в поиске работы. Я подумала, что ок, у меня самой что-то не получается, но может быть в центре карьер мне что-то подскажут. Я пришла туда за советом, а в итоге они пригласили меня к себе работать. Я совсем не ожидала такого разворота событий, но все сложилось очень удачно и я там проработала 2 года.

А почему ты решила продолжать свое образование?

Во время обучение на специалитете в ВШМ я ездила по обмену в Дублин на полгода в 2008. И, пожалуй, тогда у меня появилось желание получить полноценное образование за границей. Это все-таки совсем другой мир. Для меня это было временем открытий во всех областях жизни, и я захотела полноценного опыта такого обучения. Потому что, конечно, когда ты приезжаешь как студент по обмену, опыт формируется немного лимитированный: ты не во всем можешь принять участие, не узнаешь такого количества «местного» людей, поскольку в основном, общаешься только со студентами по обмену. Это несомненно замечательный опыт и, конечно, у всех складывается по-разному, но мне захотелось чего-то большего. Идея поехать учиться в магистратуру за рубежом «витала в воздухе» еще сразу после специалитета. Но я поняла, что после 5-ти лет обучения в университете я не готова сразу уехать еще на 2 года обучения. Мне хотелось почувствовать, что я могу, что я умею, и вообще получить какой-то «выхлоп», поскольку образование это, конечно, прекрасно, но его необходимо куда-то «приложить». Иными словами, пришло время для практики.

И в плане работы, все получилось очень удачно, потому что я в какой-то степени осталась в образовательной среде, работала с очень многими прекрасными студентами и познакомилась со структурой магистратуры изнутри. И, безусловно, эта атмосфера очень заразительна — идея учиться дальше начала оживать во мне снова. Прошел год с момента моего устройства на работу, и я просто решила, что нужно с этим желанием учиться что-то делать — и либо прямо сейчас, либо не совсем понятно когда.

Чем ты руководствовалась для выбора страны и школы для учебы?

К счастью, на момент принятия решения в какую страну поехать учиться, мне удалось посетить достаточное количество европейских стран и получить о них некоторое представление. Но есть, безусловно, две большие разницы между нахождением в стране как турист и постоянным проживанием там в течение двух лет. И в плане проживание меня всегда очень привлекала Скандинавия. Мне безумно импонирует их системность, их организованность, ориентированность на комфортную жизнь для своих граждан. При этом у них приветствуется и всячески «пропагандируется» неформальность в отношениях и, что немаловажно, действительно существует баланс работы и личной жизни. Иными словами, мне захотелось изучить все это на практике, и узнать, и попробовать больше. Дальше я просто начала изучать разные школы в Скандинавии. Коме этого, у меня есть несколько знакомых, которые ездили учиться в Швецию, Данию и Норвегию. В частности, одна моя подруга ездила на семестр по обмену в NHH и я ездила к ней в гости. И должна признаться, это стало весомых фактором в выборе школы. Мне очень понравилась NHH и что важно, мне удалось посмотреть на школу изнутри, пообщаться со студентами, поучить впечатление из первых уст. После этой поездки я решила, что туда буду подавать документы обязательно. Конечно, она до этого у меня была в моем списке школ для поступления, но когда все видишь своими глазами, это все воспринимается по-другому. Признаюсь, что еще до визита в Берген, когда я думала о Норвегии, мне представлялась какая-то совершенно незнакомая северная страна. И если к Швеции и Финляндии мы более-менее все привыкли и многие (по крайней мере, из Петербурга) там побывали, то Норвегия для меня была чем-то далеким и неизведанным.

Я подавала документы в Норвегию (в NHH) и в Швецию (в University of Gothenburg и Lund University). Поступила я везде, но с принятием решения все получилось очень удачно. Вуз в Норвегии еще предоставлял заем на обучение (он предоставляется всем норвежским студентами и еще некоторым иностранным студентам). Я была номинирована на этот заем, и это для меня было, пожалуй, решающим фактором. И плюс, именно в тот год, когда я подавалась в Швецию, образование там стало платным для граждан из стран, не входящих в Европейских союз. В Норвегии же оно все еще бесплатное.

Еще одним важным фактором было для меня отсутствие GMAT в NHH. ВШМ, где я окончила специалитет, и NHH являются школами CEMS (Глобальный альянс в области образования по менеджменту — www.cems.org — прим. автора), поэтому как выпускнику ВШМ для поступления в NHH мне не нужно было сдавать GMAT. Это такое условие, которое идет под «звездчкой» в требованиях NHH, но оно работает. Для меня это было критично, потому что я просто физически не успевала к нему подготовиться. Я начала готовиться к TOEFL в сентябре, чтобы сдать его в декабре. И я понимала, что с темпом моей работы и при этом желанием иметь какую-то личную жизнь, я могла успеть качественно подготовится только к одному экзамену. И, конечно же, когда я пообщалась с ребятами, которые учились в NHH, и все однозначно мне говорили, что NHH это просто какая-то фантастическая школа, и это нужно пробовать)

photo credit Solfrid Helgesen

Какие документы и когда ты отправляла для поступления?

Я сдала TOEFL, написала мотивационное письмо, подготовила CV, были еще рекомендации, и еще диплом. Я все это собрала и отправила уже где-то в феврале. Насколько я помню, 15 февраля был дедлайн в шведских вузах, и 15 марта — в NHH. Где-то в конце апреля я получила ответ из Швеции, а в мае из Норвегии. И потом несколько недель я ждала ответа по этому студенческому заему в NHH.

А что это за заем?

Это можно называть по разному — заем или стипендия. Особенность в том, что если ты возвращаешься в свою родную страну, то ты не должен ничего выплачивить обратно. Потому что эта стипендия в принципе создана для того, чтобы поддерживать и развивать экономику тех стран, из которых приезжают студенты. Соответственно, мне, как гражданке России, предоставлялись средства на проживание в Норвегии во время обучения, и если я возвращаюсь после обучения обратно в Россию, то заем обратно я выплачивать не должна. Но если я остаюсь в Норвегии или любой другой стране, резидентом которой я не являюсь, я возвращаю порядка 70% суммы (часть суммы превращается в стипендию, они принимают ее на себя). И это абсолютно стандартная схема для всех студентов Норвегии, они все так учатся. Они получают образование, получают кредит на бакалавриат, магистратуру и после окончания они выплачивают этот заем.

То есть, это такая стандартная процедура, но заем предоставляется не всем иностранцам. Поэтому когда у меня появилась возможность его получить, я сразу решила им воспользоваться. Я понимала, чем это «грозит», но условия выплаты очень лояльные — выплачивать нужно раз в 3 месяца, процентную ставку можно в какой-то момент заморозить, и вообще условия возврата «сделаны для людей». Конечно, ты должен вернуть этот заем, но условия удобны для всех сторон.

А как можно получить такой заем?

Во-первых, ты должен быть из определенной страны. Затем, школа тебя номинирует на стипендию (они оценивают твой профайл и дальше решают, рекомендовать тебя или нет). Но я знаю нескольких русских студентов, которые изначально решили не обращаться за этой стипендией, потому что они знали, что потом обязательно останутся в Норвегии или какой-то другой стране и, соответственно, не хотели иметь такой долг за спиной. Но опять же, если говорить об адекватности условий стипендии, зарплаты в Норвегии абсолютно соотносятся с той суммой, которую тебе потом нужно выплатить.

Что нужно, чтобы школа тебя номинировала на эту стипендию?

Признаюсь честно, я не знакома с их «кухней». Но насколько я знаю, есть определенное количество стипендиальных мест, которые выделяют на каждый университет. Но как дальше это происходит внутри, я, к сожалению, не знаю. После того, как я получила результаты по поступлению, я сразу написала в школу, что знаю о такой программе, и спросила, как я могу в ней участвовать. Никаких дополнительных документов не требовалось, школа просто подтвердила, что получила мой запрос, и сказала ожидать ответа. И потом, через несколько недель я получила письмо с подтверждением, что я получу стипендию.

На какой программе ты учишься в NHH?

Я учусь на магистерской программе по международному бизнесу и CEMS. На CEMS ты подаешь заявку во время первого года обучения, соответственно, второй год — это обучение уже по программе CEMS.

Сложно было попасть на CEMS?

Мне сложно дать объективную оценку, поскольку когда я работала в ВШМ, я с другой стороны смотрела на процесс отбора на программу. Я была «за занавесом», и видела, как это организуется изнутри. На CEMS я подала документы, прошла интервью, дальше был assessment-центр, и после этого я ждала результатов. Как мне кажется, поступить на CEMS было сложнее в ВШМ. Но я не могу судить адекватно, потому что у меня совершенно 2 разные перспективы в двух разных вузах. Но я очень рада, что мне удалось попасть на CEMS.

Но по программе CEMS я планирую выпускаться в следующем, потому что у меня еще остается экзамен по языку и международная стажировка (для получения диплома CEMS необходимо сдать экзамен на уровень B2 по второму иностранному языку (помимо английского) и пройти 10 недель стажировки за рубежом — прим. автора).

Я поступала на CEMS с испанским языком, а на семестр по обмену я ездила в Копенгаген, там испанский вообще никак не применим. К тому моменту я уже начала учить норвежский, и я решила, что сделаю своим языком CEMS норвежский. Поэтому я сейчас в активной стадии осваивания нового для меня языка. И плюс, со стажировкой у меня еще не решен вопрос. Но в случае устройства на работу мои первые 10 недель работы могут быть засчитаны как стажировка для CEMS.

Какие у тебя впечатления от NHH?

Опыт обучения в NHH — это идеальное представление о студенчестве, лучшее из того, что вообще можно представить. Для меня, как бывшего студента ВШМ, очень ориентированного и направленного на бизнес в плане студенческих активностей, это был совершенно новый опыт. NHH — лучшее место для того, чтобы быть студентом в классическом понимании. Там огромный студенческий клуб, который, кстати, самый большой в Норвегии. В рамках этого клуба они организовывают совершенно колоссальные вещи — музыкальные фестивали, на которые приезжают 50 Cent, Tiesto и в следующем году гостем будет Backstreet Boys, конференции на любую тему (некоторые из которых открывает принц Норвегии!), при этом постоянно проходят какие-то тематические вечеринки, мероприятия, у них есть группа, которая активно сотрудничает с unicef (они регулярно ездят на волонтерские программы в Африке), собирают деньги на строительство школ.. Помимо этого есть любой спорт, который только может быть. Есть танцевальная группа. Есть 3 или 4 хора. Конечно, есть тематические клубы — клуб консалтинга, для финансистов. и т.д. Есть совершенно уникальное место — это медиа-центр. У школы есть своя газета, свое телевидение. И соответственно, медиа-центр — это группа из студентов, среди которых есть фотографы, журналисты, графические дизайнеры. У них даже есть свое помещение с огромным телевизором, play station, настольным футболом…. Все оборудовано маками для работы студентов медиа-центра. Я тоже приняла участие в работе студенческого клуба — я была и в графике, и в фото. Фото аппаратура, конечно, совершенно фантастическая. Задания есть совершенно разные — можно брать интервью у политиков, у актеров, выдающихся деятелей в разных областях. Если нужно поехать в Осло, или еще куда-то для интервью, школа всегда это тоже спонсирует. И помимо этого совершенно невероятная атмосфера, потому что все fun, все друг друга знают. И как только ты попадаешь в эту систему, то есть, начинаешь участвовать в чем-то одном, дальше не остановиться, потому что хочется попробовать все.

Конечно, это все проходит параллельно с групповыми работами, написанием курсовых, и презентациями.. То есть, ты приходишь с утра в школу и сразу на целый день — уходишь часов в 9-10 вечера. Но это совершенно потрясающий опыт!!

photo credit Hannah Kristin

А в чем еще ты участвовала помимо медиа-центра?

Вообще участвовать можно абсолютно во всем, в независимости от того, владеешь ты чем-то или нет. Конечно есть группы, для участия в которых необходимо знание норвежского, но с каждым годом «англоговорящих» групп становится все больше, и возможности для иностранных студентов только увеличиваются. Честно признаюсь, я ничего не умела, когда пришла в группу графического дизайна или фото, но мне это было очень интересно попробовать. Во все кружки проводится отбор (чаще всего, ты просто проходишь интервью). В фото часто приходят ребята, которые увлекаются фотографией, у многих даже есть свои портфолио, своя камера. Я абсолютный новичок в этом деле, пришла просто потому, что мне это было очень интересно и хотелось открыть для себя эту область. В принципе, состав студентов в таких «кружках» обычно очень смешанный. Набор обычно проходит в осеннем семестре, на 2-й или 3-й неделе после начала учебы. По всей школе стоят стенды разных групп, ты можешь подойти к любой организации и выяснить кого они набирают, что необходимо, когда дедлайн и пр.

Я еще участвовала в так называемом promotion committee, который занимался продвижением студенческого союза, привлечением студентов. Мы разрабатывали разные маркетинг материалы (чашки с логотипом школы и пр., брелки, буклеты и пр.)

Еще я принимала участие в организации, которая называется MEBA — она заботится обо всех иностранных студентах, которые находятся там full-time. Я там отвечала за финансы.

Вообще, самое приятное во всем опыте обучения — это то, что ты можешь почувствовать себя в совершенно разных ролях. За свою учебу я была фотографом, графическим дизайнером, казначеем, участвовала в организации музыкального фестиваля. Кстати, там для концерта Tiesto и других мероприятий в рамках этого фестиваля (он идет почти месяц) мы натягивали тенты шапито. Я действительно канатами связывала шатер, делая это все вместе с поляками, которые владеют этим шатром. Это было очень забавно, шел ужасный дождь, мы были в резиновых сапогах, куртках и вот так связывали шатры канатами. Я даже не могу себе представить подобную ситуацию, например, в Питере, где я могла бы делать то же самое. И еще в рамках концерта Tiesto я была пожарником, отвечала за пожарную безопасность. Это, конечно, все очень техническая работа, но это какой-то очень особенный опыт, когда еще ты можешь побыть в такой роли. Я никогда в жизни не могла этого представить, и это все жутко интересно.

И в NHH можно быть кем угодно, можно всегда найти что-то что нравится. А если чего-то нет, то ты всегда можешь это организовать. Например, в 2010 году NHH первый раз провел TEDxNHH. И это все появилось по инициативе ребят, которые решили, что они это хотят, а этого еще нет. И сейчас это уже традиция, это проходит ежегодно в школе. Там я тоже немного участвовала. И что самое приятное — не нужно никаких длительных согласований с администрацией школы. Конечно, если это какой-то грандиозный коктейль с участием ректора, это нужно заранее обсуждать, но практически все инициативы студентов поддерживаются. Администрация очень открыта к студентам, очень гордится тем, что они делают.

Но вообще все, что происходит вне курсов, это организовано студентами, по их собственной инициативе. У студенческого союза NHH есть огромное количество своих спонсоров. У каждой группы тоже. Кого-то спонсирует KPMG, кого-то — PWC. Школа всячески старается это все поддерживать и ни в коем случае не ограничивать. Это все очень отрадно.

photo credit Daniel Bernstein

И все эти возможности доступны как для норвежцев, так и для иностранцев?

В большинстве своем, да. Но есть несколько групп, где требуется знание норвежского языка. Хотя с каждым годом школа становится все более международной, открытой для иностранцев, и даже желающей включить больше иностранных студентов. И местные студенты школы тоже начинают привыкать, что иностранные студенты — это не только студенты по обмену. Школа становится более и более открытой к иностранцам. Для самих норвежцев в силу исторических причин, иммиграция — это совершенно новое явление, но сейчас они постепенно к этому привыкают.

Отношение к иностранным студентам все равно очень дружелюбное?

photo credit: Valeria Polyakova

Абсолютно! Многие считают, что норвежцы такие закрытые, холодные, не пускают внутрь… Я считаю, что это абсолютная неправда. Ну и например, если взять русских студентов, когда я училась в ВШМ, я никогда не «бегала» за иностранцами, не спрашивала, чем я могу помочь, что я могу сделать для них, нужно ли что-то обсудить и пр.. Конечно, если ко мне кто-то обратится, я обязательно помогу, объясню, и т.д. На мой взгляд, очень важно понимать, что когда ты приезжаешь в новую страну, скорее от тебя требуется первый шаг и какое-то действие с твоей стороны. А ожидать какой-то активности или действий со стороны местного населения, мне кажется, не совсем честно, потому что ты гость, и это ты приехал.

Кто-то говорит, что норвежцы — это как орех. У них огромная и толстая скорлупа, но при этом, если ее «пробить», то ничего более мягкого, вкусного и уютного найти невозможно. Я с этим согласна. Мне кажется, что это такая даже скандинавская тема. У них есть некое зонирование своего пространства. Но если тебя пустили внутрь, ты вошел в круг, то это очень теплые, очень приветливые люди. Они не ходят по улицам улыбаясь, но мы тоже этого не делаем.

В NHH сейчас учится много иностранцев?

Да, много, и их становится все больше и больше. Сейчас здесь есть 3 программы, которые постоянно проходят на английском языке — это международный бизнес, маркетинг и бренд-менеджмент и energy, natural resources and environment. Все остальные программы — на норвежском языке. Возможно они будут дополнительно открывать новые программы, но поскольку я сейчас уже отошла от курсов и учебных вопросов, то я не до конца об этом осведомлена. Соответственно, на англоязычных программах доминирующее количество иностранцев, хотя норвежцев становится больше.

А иностранные студенты каких национальностей?

Со всего мира! У меня есть подруга из Тринидад и Тобаго. На самом деле, мне было немного забавно, все всё время говорят о несходстве, различиях, культурной несочетаемости разных национальностей, но у меня с девушкой с другого конца света оказалось очень много общего во взглядах на мир. Это просто невероятно. Я даже не со всеми русскими знакомыми так легко себя чувствую. Конечно, каждый случай индивидуален, мне кажется, что схожестей намного больше, чем различий, я сама в этом убеждаюсь здесь постоянно.

Сложно учиться в магистратуре NHH?

Я не могу сказать, что учиться очень сложно. Для меня лично, пожалуй, специалитет ВШМ был сложнее, однако системы очень разные и объективно сравнить не получится. Помимо этого, норвежские студенты мне рассказывали, что бакалавриат NHH намного сложнее магистратуры. Поэтому сказать сложно. Одна из важных положительных сторон для меня это возможность выбирать курсы, которые для тебя наиболее интересны. Конечно по программе есть ряд обязательных предметов, все остальное — ты выбираешь абсолютно на свой вкус, можно даже на норвежском брать курсы. У меня есть друзья, которые также со мной учатся на международном бизнесе, но они все свои курсы по выбору брали по энергетическому направлению. Я, например, ушла больше в маркетинг, то есть все курсе по выбору я взяла по этой специализации.

Как проходят экзамены?

Практически все экзамены письменные (может быть, только на бакалавриате есть какие-то устные), в основном, в формате эссе. Но я сужу по своему опыту, а я брала все курсы, не связанные с математикой, финансами, больше как бы гуманитарные курсы в рамках бизнеса — маркетинг, стратегия. Обычно в экзамене 4-5 вопросов, тебе дается в среднем 3 часа, и дальше просто на каждый вопрос ты пишешь эссе, все от руки. Для меня сначала это было шоком, потому что в ВШМ почти всегда был формат multiple-choice и какие-то маленькие вопросы, но на все давалось час, полтора максимум.

Что еще очень хорошо в NHH, ты можешь пересдавать экзамены, если ты не доволен своей оценкой. К примеру, я получила С и хочу это пересдать, то это можно будет сделать через год, когда этот курс будет опять, либо в следующем семестре. То есть, ты заново регистрируешься на курс, но тебе не обязательно его посещать, ты просто приходишь сдавать экзамен.

А какой состав преподавателей — есть те, кто занимаются параллельно бизнесом?

Очень часто преподаватели совмещают деятельность, преподавание — это их основное направление, но при этом они занимаются еще консалтингом, или какими-то проектами. Тут недавно курс на бакалавриате NHH выиграл премию правительства Норвегии за особо инновационный и прогрессивный подход. Но в целом, NHH — это очень академическая школа, у них есть «конкурент» — школа BI в Осло, но это частная школа, там все обучение платное, и она очень ориентирована на практику. Там очень много преподавателей из бизнеса, и все процессы совсем по-другому построены.

В NHH очень важна академическая основа, теория, при этом, конечно, есть case-studies и много других практических заданий и проектов. Не могу сказать, что в формате обучения в NHH чего-то не хватает.

Школа помогает с карьерным стартом? Можно получить поддержку от центра карьер?

Скажу честно, центра карьер у них не было, он образовался только сейчас или полгода назад. Есть студенческая группа, которая проводит день карьеры с огромным количеством компаний, но это была некая проектная работа. Каждый год делали новый набор студентов для организации этого мероприятия, не было никакой стабильной структуры. Поэтому регулярных оповещений о каких-то новых позициях и возможностях в компаниях просто не было. В Норвегии все всегда очень заранее планируют. Например, если программа для молодых выпускников начинается в августе 2014, то скорее всего, набор заявок будет закрыт уже в октябре 2013. И так для очень многих компаний. Раньше это нужно было узнавать самостоятельно, но сейчас Центр Карьер в NHH планирует это взять на себя.

Потом, практически каждый день в школе проходят гостевые лекции, правда 90% из них — на норвежском. Организуется это обычно так: с утра в школу приходит компания, у них есть свой стенд, на котором они работают до вечера, а потом они проводят гостевую лекцию или case-study, или еще что-то. И к представителю компании всегда можно подойти, либо на стенде, либо уже после лекции.

Насколько русскому студенту реально найти работу в Норвегии после окончания NHH?

Реально, и насколько я понимаю, с визой вопрос абсолютно решаемый, все упирается в норвежский. Конечно, во многих крупных и международных компаниях официальный язык — английский, но внутренняя коммуникация, переписка, общение с коллегами в неформальной ситуации — это все, конечно, на норвежском. И им комфортнее, если ты говоришь на норвежском, и тебе самому, конечно, потому что ты не чувствуешь себя каким-то аутсайдером. В Норвегии есть правило, что если ты получил норвежское образование, то у тебя есть возможность продлить визу после окончания обучения на пол года для поиска работы.

А потом, соответственно, когда ты находишь работу, ты уже оформляешь рабочую визу?

Да, именно так. На своем опыте я еще с этим не столкнулась, но то, что я знаю по опыту других студентов и выпускников, в том числе русских, проблем с этим нет. То есть в отличие, например, от французов, и даже тех же болгар, которые при приеме на работу иностранца должны доказать, что ты чем-то на порядок лучше, чем местный сотрудник, то здесь такой проблемы нет. Тут все больше по принципу «ты хороший специалист и ты мне нравишься — ты мне подходишь», и вот так, все получается)

Ну, и как я сказала, нужен норвежский. Но при его изучении возникает сложность в том, что они все говорят на английском, и заставить себя что-то говорить на норвежском, когда знаешь, что быстрее и проще можешь все обсудить на английском, довольно сложно.

Когда я первый раз ездила учиться по обмену в Дублин, там других опций не было — говоришь только на английском. А здесь всегда есть возможность перейти на английский с норвежского. Это все, конечно, расслабляет) Нужно заставить почувствовать себя «идиотом», убедить, что это временно и только для учебных целей.

А что касается потом оформления рабочей визы, то насколько я знаю, ты приходишь в визовый центр, подаешь свой рабочий контракт и контракт на квартиру, и все. То есть, компании даже не вовлечены в этот процесс, им не нужно предоставлять какие-то дополнительные документы или еще что-то подтверждать со своей стороны. Конечно, если ты из Евросоюза, то это все намного легче, но основное требование в доминирующем количестве случаем — это знание языка.

Норвежцы, конечно, немного консервативны. Для них важно понимание «откуда ты». Иными словами если ты учился в норвежском университете, то для них более понятна система и качество твоего образования. Также очень показательно если у тебя есть хотя бы какой-то опыт работы в норвежской компании. И если нужно что-то, например, узнать про тебя как работника, то для них сразу понятно как это можно сделать. И поскольку в Норвегии всего около 5 мил. жителей, то в какой-то мере все друг друга знают. То есть образование можно рассмативать как входной билет. Но как мне кажется, это логично для любой страны. Если ты хочешь работать в конкретном месте, то это самый естественный и самый адекватный вариант.

А какие у тебя впечатления от самого Бергена?

Берген — совершенно сказочный город. Да, конечно, погода временами не очень (хотя мне, как человеку из Питера, жаловаться не на что), но когда светит солнце, это совершенная фантастика. Это фьорд, маленькие деревянные домики, которые покрашены во все цвета радуги, это все на холме — невероятно уютный город. Жителей — всего около 240 тыс., хотя по размеру это второй город в Норвегии) Но все рядом, все удобно, и все потрясающе дополняется богатой студенческой жизнью.

Было что-то, что тебя удивило в Норвегии?

Скажу так, Норвегия — это дорогая страна, но я ни разу в жизни не видела такого огромного количества бесплатных вещей. К примеру, абсолютно нормальная ситуация, если ты идешь по центру Осло, а на улице стоит группа людей от какой-то компании, и раздает бесплатные зонтики (и да, зонты отличные!-)) Любой может подойти и взять. В школе почти каждый день представлены стенды с компаниями, на всех стендах всегда какие-то кофе, конфеты, брауни или маффины, или еще что-то приготовленное. Еще есть бесплатные ручки, тетради.

Каждую осень проходят выборы в студенческий совет и в другие организации. И когда проходят такие выборы, у тебя свой стенд, и очень часто кто-то печет вафли, кто-то готовит пирог, кто-то находит спонсора, который привозит огромное количество бесплатной содовой, йогуртов или еще чего-то. Каждый готовит все, что хочет и вообще, атмосфера очень семейная, домашняя. Это совершенно чудесно, все это делают ради друг друга.

Очень сложно описать эти 2 года в одном интервью, но NHH это опыт, который действительно изменил мою жизнь!

Большое спасибо Лене за открытое общение и прекрасный рассказ про обучение в Норвегии!

Эту статью хорошо дополняют советы:

- Обзор необходимых документов для поступления

- Как выбрать лучшую для себя магистерскую программу и вуз

Цель нашей работы — дать Вам практические и проверенные рекомендации для успешного поступления в магистратуру лучших мировых университетов и бизнес-школ.

Мы оказываем профессиональную помощь c подбором вуза и программы за рубежом и подготовкой документов для поступления.

Результаты и отзывы наших клиентов говорят сами за себя — обращайтесь, если Вы хотите увеличить свои шансы на поступление!

Магистратура в Норвегии (University of Stavanger) | Нефтегазовое образование

Часто темы на подобие этой как-то обрываются не на чем. Сначала люди спрашивают советы, иногда даже обещают отписаться как всё прошло в результате... и затем тишина, на вечно. От части я догадываюсь почему так происходит - реальность всегда немного расходится с тем как всё себе изначально представляешь и часто не в лучшую сторону, не первый раз уже так. То что было мечтами, превращается в рутину.

Приехал я в Норвегию, учусь, и вот честно говоря, не чувствую каких-то больших перспектив здесь, одни только призрачные шансы по всюду. И, не смотря на многие советы, в России продолжаю работать - да, так тоже можно, хотя со стороны выглядит странно. Те кто давал совет бросить всё и ехать учиться несколько ошибались - это была очень плохая идея, особенно в текущих условиях, поверьте. И поэтому я дам встречный совет тем кто может быть планирует образование зарубежом, а точнее даже несколько вариантов (вдруг кому пригодится): 1) Если Вы только что получили российский диплом и есть приглашение на работу и предложение от европейского университета, но без стипендии - лучше идите и работайте, даже если есть деньги на учебу. 2) Если всё также, но универ предлагает стипендию, на которую можно жить - лучше идите учиться - это какой-никакой шанс в жизни. 3) Если уже есть нормальная стабильная работа, то не бросайте почти ни при каких условиях, мало ли что там и кто советует - не бросайте. Или пытайтесь совместить с учебой или лучше не рискуйте. Хотя если стипендия в университете выше чем зарплата, то конечно можно и сконцентрироваться на учебе, почему нет, но сначала эту стипендию нужно получить ещё - не так это просто. А, ну и конечно, если за ваше обучение платит компания, то Вам можно только позавидовать. Хотя, те кто поступил - уже всё для себя решили, да и ситуация у каждого своя, так что советы скорее всего нерелевантны.

Да, конечно во многом ситуацию осложняет и добавляет негатива весь этот кризис в нефтяной сфере - в Норвегии в этом плане ничуть не лучше чем в России на мой взгляд. Скорее всего, всё рано или поздно стабилизируется, и цены на нефть вырастут, и перспективы вернутся, но заранее этого не скажешь, а сейчас никакое образование особо не поможет в такое время - всем немного не до этого, а жить как-то надо.

Была как-то на форуме достаточно популярная тема - девушка спрашивала совета о поступлении в зарубежные университеты и о работе в топовых компаниях. Все в той теме спорили, потому что, на мой взгляд, вопрос изначально был задан слишком легкомысленно. В результате, подозреваю, что девушка так и работает, где работала... и как не странно, правильно делает. Поступить нелегко, а ведь еще учиться нужно, жить на что-то, и самое главное, в итоге как-то сделать так, чтобы 1-2 года учебы в университете не превратились в результате просто в пару строчек в резюме, а такой исход куда более реален, чем многие могут предположить.       


Смотрите также