Санкт-Петербург, м. Пл. Восстания,
ул. Гончарная, дом 13

+7 (812) 458-53-53

+7 (921) 771-65-11

[email protected]

Сколько в москву ежедневно приезжает людей


Московский магнит

Ежедневно на работу из Московской области в Москву едут 3,2 млн человек, рассказывал министр транспорта области Игорь Тресков на Moscow Urban Forum летом 2017 г. Это сопоставимо с 75% трудоспособного населения Подмосковья: его численность, по данным областного министерства экономики, – 4 млн человек (всего в области живут 7,4 млн человек).

Дисбаланс во всем

Усредненного маятникового мигранта можно описать так: это неплохо зарабатывающий молодой человек, который ежедневно ездит на работу в Москву примерно из Ногинска (если считать от Третьего транспортного кольца, в его пределах сосредоточена почти половина рабочих мест).

В среднем жители Подмосковья, участвующие в маятниковой трудовой миграции, тратят на дорогу в одну сторону около часа и проезжают 50 км, подсчитали экономисты Юлия Шитова и Юрий Шитов (их исследование, посвященное индивидуальным характеристикам маятниковой миграции, есть на сайте Высшей школы экономики). Чем моложе человек, тем дальше он готов ехать.

Дело в больших возможностях, объясняет представитель Superjob Сергей Денисенко: предложений от работодателей на отдельно взятую позицию в Москве в разы больше, чем в любом подмосковном городе.

Дорога белых воротничков

Большинство россиян считают, что идеальное время в пути до работы не должно превышать 20 минут, показывают исследования Superjob. Если удастся сэкономить время, россияне согласны даже меньше зарабатывать: почти каждый второй готов снизить зарплатные ожидания на 10%, если дорога не будет занимать у него больше получаса, рассказывает Денисенко.

На практике все иначе. Меньше остальных времени на дорогу до места работы тратят учителя (в среднем около 32 минут) и продавцы (38 минут). А дольше всех ездят на работу топ-менеджеры: директора компаний тратят почти час ежедневно в одну сторону (Superjob в декабре 2016 г. опросил 2250 работающих представителей 15 наиболее популярных на рынке труда профессиональных групп).

Топ-соискатели обращают внимание на уровень оплаты труда, интересные задачи и стабильность компании, рассказывает Денисенко, а удобное расположение места работы у них в конце списка приоритетов. Белым воротничкам приходится искать работу на более широком ареале, поскольку для них степень уникальности работы выше, писали Шитова и Шитов.

Проблемы для мегаполисов

Маятниковая миграция – порождение мегаполисов: при быстром росте городов развитие инфраструктуры не поспевает за увеличением числа горожан. В результате – перегруженный транспорт, скученность, дороговизна, загрязненный воздух, шум. Город начинает расти, включая в орбиту своего влияния соседние населенные пункты.

50 км

столько в среднем проезжает маятниковый мигрант в одну сторону ежедневно, подсчитали эксперты. Это как пересечь Москву с запада на восток, а потом немного не доехать обратно. А вечером повторить маршрут.

С одной стороны, маятниковая миграция позволяет городу ограничивать чрезмерный рост его центра, говорится в исследовании Шитовой и Шитова, с другой – создает проблемы, увеличивая нагрузку на инфраструктуру.

Москва уже столкнулась с этим. «Основные объемы строительства жилья были вытеснены на периферию, за МКАД, создав колоссальные потоки людей, которые приезжают на работу утром, уезжают обратно», – говорил мэр Москвы Сергей Собянин на Moscow Urban Forum 2017.

С середины 80-х гг. население Подмосковья выросло на 1 млн до 7,4 млн человек, показывают данные Росстата. Но не за счет естественного прироста (в 1986–2014 гг. смертность в Московской области была выше, чем рождаемость). В Подмосковье покупают жилье те, кто переезжает из регионов, а сама Москва строит здесь жилье, например, для военных и очередников. Областные города, расположенные в радиусе 50 км от центра столицы, фактически превратились в ее отдаленные спальные районы.

Около половины жителей Подмосковья, которые ежедневно ездят в Москву, приезжают столицу на личных автомобилях, треть – на электричках, остальные – на автобусах, говорил Тресков.

Москва ждет поезд

Андрей Гордеев / Ведомости

В генеральном плане Москвы сказано, что к 2025 г. маятниковая миграция в регионе может достичь 3 млн человек (если верить Трескову, этот рубеж уже пройден). Чтобы сократить нежелательное воздействие на инфраструктуру и экологию, Москва развивает Троицкий и Новомосковский административные округа (новая Москва; к 2035 г. в двух округах должно появиться более 1 млн рабочих мест), создает перехватывающие парковки, развивает транспортную инфраструктуру и перераспределяет точки деловой активности.

Половина пассажиропотока из Подмосковья в Москву приходится на 12 крупнейших городов – это Мытищи, Железнодорожный (с 2015 г. в составе Балашихи), Королев, Одинцово, Люберцы, Подольск, Балашиха, Химки, Красногорск, Пушкино, Долгопрудный и Раменское, писали Шитова и Шитов. Их суммарное население – 2,2 млн человек.

В 2013 г. была принята программа развития транспортного комплекса Московского региона до 2020 г. Приоритеты в развитии общественного транспорта – это обеспечение безопасности и комфортных условий, обновление подвижного состава и развитие безналичной системы оплаты проезда, говорил Тресков.

А в ноябре 2017 г. президент Владимир Путин одобрил идею строительства наземного метро – Московских центральных диаметров (МЦД). Первые две ветки – Одинцово – Лобня и Нахабино – Подольск – планируется ввести в 2018–2019 гг. Всего веток может быть до 15 и тогда на 10–12% разгрузится вся транспортная инфраструктура, в том числе и МКАД, говорил Собянин на встрече с Путиным.

Создание наземного метро позволит не только перевозить пассажиров внутри Москвы, но и совместить межрегиональные перевозки, включив в них высокоскоростное движение, отметил глава РЖД Олег Белозеров: «Мы планируем, что движение между аэропортами по результатам завершения этого проекта будет не более одного часа».

Маятниковая миграция неизбежна, причем Московский регион в вопросе связи между городами внутри агломерации отстает от заграничных примеров, говорит гендиректор Института экономики города Александр Пузанов. Московской агломерации, конечно, необходимо оптимизировать транспортные потоки и развивать скоростной транспорт, но важно и развитие самого города. Сейчас 40% рабочих мест сосредоточено в Центральном административном округе Москвы, это значит, что люди едут не просто в столицу, а в ее центр, объясняет Пузанов. Из-за этого не только растут транспортные издержки, но и снижается производительность труда – необходимо более равномерное распределение рабочих мест.

Москве и области пора совместно решать транспортные проблемы агломерации, резюмирует эксперт.

Текст: Татьяна Бочкарева

Как живут те, кто каждый день тратит долгие часы на дорогу в Москву

Я жил на окраине Серпухова и на учёбу в Москву ездил каждый день. Сперва минут десять шёл до остановки, дальше час-полтора ехал на автобусе или попутке до станции метро «Аннино», потом на метро минут 30 и пешком до учебного корпуса ещё около десяти минут. В хорошие дни от двери до двери получалось примерно два, два с половиной часа. Но если большие пробки, на дорогу уходило порядка четырёх часов в одну сторону. Плохие дни — это понедельник и пятница: в пятницу выехать из Москвы практически нереально, а в понедельник, наоборот, — въехать. Пробка может растянуться на 20–30 километров, и приходится стоять по несколько часов. Весной и летом каждый день — плохой. Начинается сезон дачников, а в это время как раз экзамены, сессия.

Обычно пары начинаются в 08:00, а значит, встать я должен в 04:00 и уже в 05:00 сидеть в автобусе. Если даже на пять минут позже выйти, на первую пару гарантированно не попадёшь. Это только в теории автобус ходит каждые полчаса. На деле же может опоздать и на 20 минут. По пятницам и вовсе опаздывает и на час, и на полтора. Заканчиваю учиться я около трёх часов дня. Обратно автобусы идут со станции метро «Южная». Я обычно садился на тот, который отходил в 16:15, и добирался до дома где-то к семи часам.

Утром, когда едешь в Москву, ни на что нет сил. Ты ненавидишь весь мир. Ты ненавидишь себя и то, чем занимаешься. Не хочется ни сериалов, ни книг — ничего. Поэтому самое прекрасное утром — просто поспать в автобусе. С одной стороны, ты вроде спишь, а с другой — понимаешь, что тратишь время абсолютно впустую. Это главный фактор, побудивший меня к переезду.

По дороге домой я обычно делал домашку. В МГЛУ с этим очень строго. Единственное, что у тебя есть в жизни, — это домашняя работа. Если не сделал, будешь страдать. Чтобы не страдать, приходилось не спать. Нужна огромная мотивация, чтобы выдерживать такую дорогу.

Однажды со мной случилась не самая смешная история, я её надолго запомню. У меня был важный экзамен по французскому языку. Утром я вышел из дома заранее, поймал машину, едем. Тут вижу, что автомобильный поток совсем не двигается: мы встали в жуткую пробку, и я начинаю опаздывать. Тогда я вышел из машины и пробежал 15 километров с портфелем. Была зима, я нёсся по грязи и думал: «Господи, только бы не опоздать, это же последний экзамен». В итоге, весь грязный и злой, я опоздал на 20 минут, но был очень горд собой. Если бы остался в машине, приехал бы только часа через три.

Из-за такой долгой дороги я отказывался от всех развлечений. В Москве гулять некогда, а в Серпухов приезжаешь поздно — ни в футбол не поиграешь, ни сходишь никуда. Да и сил не хватало.

Дорога, кстати, не только долгая, но ещё и дорогая. Туда и обратно в день выходит 400 рублей без учёта метро. За пять будних дней набегает круглая сумма. Чтобы не обременять себя и родителей, приходилось отказываться от обеда, от лишнего кофе и других вещей.

Единственный плюс такой ситуации — это новые знакомства в дороге и дисциплина. Сейчас для меня не проблема проснуться в 07:00, встаю уже автоматически.

Сейчас я трачу максимум 50 минут на дорогу и считаю это оптимальным. Могу позволить себе читать в метро, так как стабильно высыпаюсь. Появилось огромное количество свободного времени. Приезжаю домой — и вау, ещё светло. Полно времени, чтобы написать курсовую или сделать уроки на неделю вперёд. И хватает сил, чтобы просто прогуляться по Москве.

Дорога — это главная причина, по которой я начал снимать квартиру в Москве. Наконец-то я могу учиться себе в удовольствие, а не во вред. Когда больше трёх лет подряд встаёшь в 04:00, это очень сказывается на здоровье. И мешки под глазами, как сумки у кенгуру, и настроение плохое, и ничего не хочется. Но сейчас я больше чем доволен — я счастлив. Я готов платить за дорогое жильё в Москве. Я действительно наелся дорогой.

Лимитчики: сколько людей переехали в Москву во время СССР?

Если согласно данным переписи конца 1926 года, в Москве проживало 2 080 000 человек, то к началу 1939 года – уже 4 609 000. За один лишь 1930 год сюда прибыло более 830 тысяч мигрантов.

Ехали в столицу со всех концов необъятного Советского Союза, но больше всего – из соседних с центром регионов, например, из Нечерноземья. Такой наплыв мигрантов был связан с тем, что у Москвы была огромная потребность в рабочей силе: строились новые предприятия, расширялись старые, формировались разного рода учреждения, расширялась сфера профессионального образования всех уровней… Также принудительно проведенная коллективизация заставила многих жителей сельской местности податься «за лучшей жизнью» в город.

Не всем нравилось такое положение дел. В июне 1931 года на Пленуме ЦК ВКП(б) было заявлено, что «нагромождение большого количества предприятий в ныне сложившихся крупных городских центрах» является нецелесообразным. Начиная с 1932 было решено остановить строительство новых промышленных предприятий в таких мегаполисах, как Москва и Ленинград. В том же году была проведена паспортизация городского населения. Одной из основных ее целей являлось регулирование миграционных процессов. Далеко не всех приезжих прописывали, а без прописки нельзя было устроиться на работу.

10 июля 1935 года было принято постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР о Генеральном плане реконструкции города Москвы. В нем называлась предельная перспективная численность населения столицы - 5 миллионов. При этом в ней разрешалось строить только предприятия, обслуживающие столичное население и городское хозяйство.

Расчетной цифры в пять миллионов столичное население достигло уже к началу Великой Отечественной войны. В Генеральном плане развития Москвы на 1971-1990 годы предельная численность населения столицы составляла уже целых 8 миллионов человек. И во многом эта цифра была достигнута благодаря притоку мигрантов.

Москва в своих не верит

Москва — центр страны во всех смыслах. Она притягивает людей активных, амбициозных, тех, кто стремится сделать карьеру, вырасти, заработать — словом, занять высокую ступеньку на социальной лестнице.

В регионах люди быстро достигают карьерного потолка, а дальше тупик: рабочих мест мало, и все они уже заняты чьими-нибудь родственниками. В Москве потолка нет и родственных связей иметь не нужно. Вот жители регионов и едут в Москву — работать и зарабатывать.

Возможно, исходя из этих соображений (а может быть, из каких-то других), Олег Дерипаска перевозил в свое время в Москву специалистов с заводов Новокузнецка и Красноярска — им снимали квартиры, выплачивали высокие зарплаты.

Мостовая у офиса РУСАЛа на Николоямской была уставлена праворульными машинами с красноярскими номерами.

Правда, через 12 лет, когда все эти люди ассимилировались, пересели на «леворукие» машины и купили квартиры, Олег Дерипаска, выступая на красноярском форуме, вдруг заявил, что Москва не резиновая и ехать сюда незачем.

Это было странно: разве не он привез сюда всех этих людей 12 лет назад? Не обратно же им теперь ехать?

В нашем среднего размера московском офисе из 60 человек всего лишь 8 москвичей.

Выезжая компанией знакомых на шашлыки в выходные, мы обнаруживаем, что среди нас нет ни одного человека, который родился бы в Москве.

Можно уехать из родного города, но ты навсегда останешься выходцем с Урала, из Сибири, с юга России или из маленького городка Среднерусской возвышенности.

По моим наблюдениям, у всех есть свои особенности, которые полезно знать и работодателям, и сотрудникам офисов.

В общем, всем тем, кто хочет знать о коллегах, которые делят с ними утренний кофе с офисными печеньками, чуть больше, чем те готовы рассказать.

Вы сможете найти с ними что-то общее или понять, почему вы такие разные. Да и кто знает, может быть, вы сами откроете в себе внутреннего сибиряка, москвича или петербуржца?

Санкт-Петербург

Из Питера человек может уехать только вынужденно. Интеллигентные закомплексованные питерцы традиционно терпеть не могут Москву, жалуются на нее при каждом удобном и неудобном случае и при первой же возможности уезжают обратно — туда, где все родное и любимое. И квартиру снимать не надо, можно и у родителей пожить.

Возможностей, правда, не особенно много: петербуржцы прекрасно понимают, что в их городе работы в разы меньше, чем в Москве.

Однако шанса уколоть москвича они не упустят. Так культивируется миф об интеллектуальном превосходстве и отличном воспитании питерцев, который москвичи, как это ни удивительно, подпитывают сами.

Сибирь

Про выходцев из Сибири нельзя сказать однозначно, какие они, — слишком уж большая территория.

Очень сильные работники приезжают из Новосибирска: там традиционно высокий уровень образования, так что в Москву новосибирцы приезжают серьезно подготовленными. Наверное, благодаря этому они так уверены в себе, иногда даже слишком.

Выходцы из богатых нефтяных городов — другое дело. Обычно они приезжают учиться: в это время у них здесь есть уже квартира, купленная родителями из Тюмени, Сургута или Нефтеюганска.

Много работать им не надо — деньги всегда подкинут родители. Поэтому они особенно не стараются — на хорошую жизнь им уже заработали мама и папа.

Урал

Урал, как и Сибирь, слишком большая территория, чтобы высказываться о нем однозначно.

Жители Екатеринбурга — интеллигентные, рассудительные, слегка наивные, надежные и — главное, что вам нужно про них знать, — очень медлительные. Ждать от них быстрых решений не имеет смысла, зато вероятнее всего это будут правильные решения.

Однажды у меня был случай в командировке на «Уралмашзаводе». Один местный начальник отдела простыл и кашлял. На наши пожелания здоровья он так возмутился и отреагировал: я же уральский парень, я вообще не должен болеть, никогда.

Дальний Восток

С Дальнего Востока едут самые смелые — слишком дальнее расстояние, чтобы преодолевать его просто так. Очень часто это парни, хотя девушки тоже встречаются. И тогда это «парень в юбке».

Понять, что человек приехал из Владивостока или Хабаровска, можно по его машине. Обычно из Приморья человек приезжает на своей «тойоте» с правым рулем — подержанной, но высокого класса.

Первое время доказывает всем, что только это и есть настоящая машина и с левым рулем таких не найти. Но когда он делает карьеру и начинает прилично зарабатывать, он пересаживается на немецкий автомобиль и забывает навсегда про свою лучшую в мире «праворукую» машину.

Средняя полоса России

Из городов средней полосы — Владимира, Тамбова, Твери, Рязани — в Москву стараются переехать многие толковые люди: наш сотрудник из города Мичуринска Тамбовской области утверждает, что из ее города уезжают в Москву все, кто может.

Молодежь быстро мимикрирует под москвичей: обычно молодые люди превращаются в хипстеров, начинают ездить на велосипедах, подворачивать брюки, носить слипоны без носков и фотографировать на пленочный фотоаппарат. Те, кто попроще, очень правильные и страшно экономные. У нас в офисе есть один такой человек из Пензы.

Он принципиально не сдает на дни рождения и другие ненужные развлечения, но на корпоративные бонусы вроде пиццы в офисе претендует первым.

Другой товарищ показал себя еще более экономным.В его московском офисе коллеги решили купить кофемашину: каждому нужно было скинуться по три тысячи рублей, а потом еще регулярно покупать кофе.

Его спрашивают: «Ты участвуешь?» А он не может решить. Кофе, конечно, хочется, но тратить лишние деньги нет.

Он нашел выход — вывел математическую модель и рассчитал, сколько он собирается работать в этой компании и во сколько ему обойдется каждая чашка кофе. Больше всего он волновался вот о чем: если он уволится раньше, будут ли остальные скидываться и отдавать ему его долю? В итоге он отказался. Теперь семеро пьют кофе, а он нет.

Впрочем, возможно, это не скупость, а жажда справедливости. Она для выходцев из Пензы тоже характерна. Если они оказываются, например, в журналистике, то начинают писать трогательные тексты на социальные темы и  преуспевают в борьбе за права обиженных.

Юг России

Выходцы с юга России четко ориентированы на деньги. Южане хозяйственные: зарабатывать любят, но тратят крайне неохотно. Каждый сэкономленный рубль равен заработанному. Поэтому в долг у них лучше не просить.

Я даже не знаю, зачем им столько денег, но они четко считают и перепроверяют. Если это подчиненный из какого-нибудь южного города, он будет грозой бухгалтерии.

У нас в офисе есть такой парень из Белгорода: когда он получает зарплату, то несколько раз перепроверяет сумму и приходит в бухгалтерию скандалить. Его там уже боятся: каждый месяц происходит одна и та же история.

Москва

Это тоже регион со своими особенностями. Если в вашем офисе есть москвич, он может принадлежать к одному из двух типов.

Первый тип — нацеленные на карьеру трудолюбивые люди. Многие из них стараются уехать за границу, чтобы учиться или работать, сейчас таких москвичей в Европе и США очень много.

Второй тип — те, кого я называю домашними москвичами .В 17 лет им не надо было уезжать за сотни километров от родного дома.

Они живут в одном и том же городе, одном и том же районе и не пытаются ничего изменить. Квартиру им покупать не нужно: как только такой человек обзаводится семьей, его родители либо разменяют свою трехкомнатную на две поменьше или в районое похуже, либо съедут на дачу.

Если в регионах люди после окончания школы резко меняют свою жизнь, то для москвича никаких перемен не происходит: после школы он идет в институт и по-прежнему живет с мамой и папой.

На работе они не пытаются прорваться или выделиться, не выбивают себе никаких бонусов. Вместо этого гордятся собой и имеют особое мнение относительно всего происходящего вокруг.

Подмосковье

Работников из ближнего Подмосковья нужно выделить в отдельный подтип. Они выглядят почти как москвичи и разговаривают почти как москвичи.

Приезжие, но не приезжие, и понять, кто есть кто, очень трудно. Проще всего это сделать по тому, как они говорят. Москва и Подмосковье сглатывают добрую половину согласных: когда по всей России идут дожди, в Москве выпадают «дожжи». А «водопровод» вообще с двумя гласными звуками произносится.

Судьба в мегаполисе

Москва притягивает самых способных и предприимчивых — это нормальная судьба мегаполиса. Первое время их тянет домой, и они ездят в родной город три-четыре раза в год. Но в какой-то момент в голове переключается тумблер, и, прилетая в Москву, ты понимаешь, что возвращаешься домой.

Чтобы стать после этого москвичом, нужно перестать говорить «я с Москвы» и научиться ворчать, увидев белые пластиковые окна и кондиционеры на фасадах дореволюционных зданий.

Если вы приезжий, не завидуйте москвичам. Да, большинству из них не нужно копить на квартиру, влезать в ипотеку и вообще откладывать каждую копейку, и всю свою зарплату они могут попросту проесть. Зато у них нет стимула двигаться вперед

Не создавайте диаспор из одного региона. Их опутывают невидимые сети прошлых событий с малой родины. Собирая в одном офисе людей из разных регионов, вы защититесь от сборищ земляков, интриг внутри коллектива и внутривидовой борьбы. Учитывая особенности выходцев из каждого региона, вы сможете создать по-настоящему сильную команду.

Иллюстрации: Константин Амелин

Голос проекта «Большие планы»—Димитрий Чумак , диктор, тренер по публичным выступлениям, ораторскому мастерству и развитию голоса.Подробности с удовольствием расскажет лично. Пишите [email protected]

Послесловие:

Сергей Козлов, Генеральный директор Мегаплана

Я родился на юге Сибири, чуть-чуть москвич.

Главный редактор Юля Серышева из Вологды, некоторое время жила в Сургуте и Перми.

Иллюстрации москвича Константина Амелина,

с текстом помогала Анна Лозинская — коренная москвичка.

Голос «Больших планов» диктор Димитрий Чумак из Тольятти.

А вы, друзья, что думаете о Москве и ее жителях ?  

Подписывайтесь на наш чат в Телеграме

Слушайте статью в iTunes и SoundCloud.

Вы просили решение для Android. Попробуйте такой вариант и обязательно напишите, как вам.


Смотрите также