Система образования в финляндии
Слишком расслабленное: как устроено образование в Финляндии
В Финляндии сумели провести реформы образования, результатом которых, по мнению многих, стала «школа будущего». Там произвольно комбинируют предметы и пропагандируют «расслабленную концентрацию внимания». Никакого принуждения, только стимулирование тяги к знаниям. Ева Резван рассказывает об одной из самых модных и обсуждаемых систем среднего образования в мире.
Специальная рассылка
Для тех, кому до школы остался год. Как подготовить ребёнка и себя к походу в первый класс
Еще тридцать лет назад система образования Финляндии была не просто отстающей, но и вовсе не рассматривалась как нечто достойное внимания. Сегодня это одна из самых эффективных образовательных моделей в мире. Ее изучают, ей следуют. Ее даже почти не критикуют, что случается крайне редко в нашем беспокойном информационном пространстве, ведь вся критика легко разбивается о высочайшие показатели авторитетных рейтингов. Почти десять лет Финляндия занимала лидирующие позиции в главном мировом мониторинге PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся).
Даже радикально настроенные оппоненты финской образовательной системы признают, что ее главное преимущество состоит в том, что она relaxed («расслабленная»). Правда, дальше они добавляют, что главный недостаток ее же в том, что она too relaxed («слишком расслабленная»). Парадоксально, но для того, чтобы добиться ощутимых успехов в реформе образования, Финляндия применила мудрость, заимствованную из культуры своего идейного антипода — Китая. В восточных единоборствах есть понятие «расслабленная концентрация внимания».
Чтобы быть эффективным, человек не должен быть напряжен. Ведь напряжение — это стресс, когда ресурсы организма направлены не на развитие, а на выживание
Комфортная среда, построенная на принципах гуманизма, предполагающих равенство и уважение ко всем участникам процесса, — вот отправная точка финского успеха. Психологическая безопасность, создание возможностей и штучное отношение к индивидуальности открывают в детях поразительный потенциал, который в масштабах нации дает удивительные результаты.
Однако внутри страны эйфорию разделяют не полностью. Местные считают всемирные дифирамбы, восхваляющие финскую школу, правомерными примерно на 75%. Определяющая цель финской системы — обязательно довести всех до среднего уровня. И в результате основной упор делается на то, чтобы помочь отстающим.
Анна Данцева,
мама двоих детей, больше 15 лет живет в Финляндии, инженер и топ-менеджер крупной финской компании
«Если вы помните, в советской школе двойки в качестве итоговой оценки были исключением. Но не потому, что учителя были такими добрыми и внимательными, а потому что им не хотелось портить отчетность. Здесь фактор отчетности не так важен, но в систему заложен определенный средний уровень, и если ребенок не успевает, делается все, чтобы ему помочь. Организуют дополнительные занятия, помогают с домашней работой. В общем, всеми силами дотягивают слабенького до среднего уровня».
Однако если ребенок выше среднего уровня, умный, способный и учеба ему дается легко, то здесь и выплывают 25%, которые условно относятся к недостаткам системы. Одарённый ребенок, как правило, получает недостаточную нагрузку. Его потенциал оказывается невостребованным, и дальнейшее развитие уже находится полностью в компетенции родителей. В столице и крупных городах детям, планирующим карьеру в медицине или юриспруденции, обязательно нанимают репетиторов для подготовки к поступлению в вузы.
Среднего школьного уровня не достаточно, чтобы претендовать на высшее образование, и родителям приходится организовывать дополнительные занятия самостоятельно.
Кстати, стоимость таких занятий совсем не маленькая — средняя цена часа с репетитором составляет 40-60 евро. Тут же проявляется еще одно достоинство финской школы (да и государства в целом): проблемы не замалчиваются. Сейчас идет широкая дискуссия о том, как можно улучшить ситуацию. Причем учителя на местах не ждут готовых решений «лучших умов», чтобы потом взять под козырек и приступить к исполнению. Поскольку финский учитель обладает достаточной свободой в выборе методики преподавания, корректировка начинается практически сразу, как выявляется проблема.
Успешная модель не была бы таковой, не имей она своеобразного системного подхода к решению непростых задач. Вместо того чтобы загрузить способных учеников до потери пульса, как сделали бы, например, в Китае или Южной Корее, школа «переформатирует» учебные предметы таким образом, чтобы стимулировать самостоятельную познавательную активность детей.
Прежде всего, учебный день перестают делить на уроки. Жесткая схема, когда 45 минут отводятся на, допустим, математику, следующие — на родной язык и так далее, заменяется единым обучающим пространством.
У учителя есть план того, чему он должен научить детей. Но как именно он это сделает, педагог выбирает сам, произвольно комбинируя предметы. Природоведение легко может объединиться с родным языком или литературой. Тут же могут быть сделаны акценты на математику и искусство. Таким образом, давление на школьника уменьшается. Зато происходит вовлечение в миросозерцание, развитие умственных способностей и умения думать комплексно.
Эта практика уже сегодня широко используется в начальной школе. Параллельно обсуждается идея применять ее и в старших классах. Собственно, таким образом достигается ненасильственная диверсификация учеников согласно их способностям и возможностям. Не принудительным делением на сильные и посредственные группы, а путем создания возможностей, когда пытливый ум сам в состоянии взять столько знаний, сколько ему нужно.
Модель, в которой не нужно применять сверхусилий для достижения результата, не всегда понятна тем, кто вырос в иной системе координат. «Боже, какой ужас!» — вот характерное впечатление от школы русских родителей, живущих в Финляндии. Даже выдающиеся результаты на всемирных школьных Олимпиадах не могут конкурировать со сложившимся мировоззрением.
Анна Данцева,
мама двоих детей, больше 15 лет живет в Финляндии, инженер и топ-менеджер крупной финской компании
«В Советском Союзе был такой слоган: „Не можешь — научим, не хочешь — заставим“. В Америке он звучит иначе: „Не можешь — твоя проблема, не хочешь — твоя проблема“. А для Финляндии актуальное третье прочтение: „Не можешь — научим, не хочешь — твоя проблема“. Вот это желание учиться, отданное на откуп самому ребенку, и есть самое сложное для принятия взрослыми. Мне, честно говоря, совершенно непонятно, каким образом у меня дети ухитряются учиться. Домашних заданий не так много. Но ребята отлично ориентируются в школьных предметах, плюс еще находят время на спорт и иностранные языки».
Иностранные языки в финской школе начинают учить с третьего класса. Каждый ученик может выбрать язык на свое усмотрение. Но чтобы обучение началось, должна набраться группа не менее 12 человек. Самыми распространенные, как и везде, английский, немецкий и французский. Если первым языком выбран не английский, то в четвертом классе его нужно будет учить уже принудительно.
Вообще, английский не считается таким уж «иностранным»: Финляндия занимает седьмое место в мире по уровню владения английским языком среди неанглоязычных стран
Многие директора школ настраивают родителей, что английский — это второй родной язык. Или даже третий, потому что в шестом классе начинается обязательное изучение шведского языка. Финляндия считается страной двуязычной, хотя шведский язык — родной лишь для 6% населения.
В восьмом классе можно взять еще один язык. Тут школьники обычно выбирают испанский, русский или китайский. Русский язык в последние годы набирает популярность: если раньше им владело около 3% финнов, то сейчас прослеживается тренд на увеличение числа изучающих его школьников. Родной язык плюс четыре иностранных — вот набор, с которым покидает учебное заведение финский школьник.
Конечно, не все смогут свободно рассуждать о литературе и философии на любом из выученных языков, но на бытовые темы разговор поддержать может каждый.
Анна Данцева,
мама двоих детей, больше 15 лет живет в Финляндии, инженер и топ-менеджер крупной финской компании
Для меня мистика, как они это учат. Для меня изучение языка — это бесконечная долбежка, отработка произношения, заучивание и повтор лексики. Здесь же я зубрежки вообще не вижу. И гораздо меньше упора на грамматику. Я даже не вижу, чтобы дети начинали учить язык с алфавита. Начинают с элементарных вещей, близких к твоей жизни. И в процессе как-то наращивается словарный запас. По моим наблюдениям, каждый следующий язык, по крайней мере в индоевропейской группе, дается все легче и легче.
Чтобы добиться таких потрясающих результатов, финская методика использует принцип познания родного языка младенцами. Ведь никому из родителей не приходит в голову учить новорожденного буквам или грамматике. Ребенок просто погружается в разговорную среду и в течение приблизительно двух лет осваивает устную речь. Примерно так же поступают и финские учителя, создавая прикладной контекст, который в ненавязчивой форме дает необходимые навыки. Кроме того, свою лепту в поразительное финское многоязычие вносит телевидение. Все программы и фильмы, как правило, не дублируются, а идут на языках оригинала.
Любая мировая система образования не живет в вакууме. Она, прежде всего, служит целям общества, в котором существует. Финская система на самом деле довольно прагматична и не тратит деньги на то, в чем не нуждается.
Если советская педагогика готовила всех поголовно «для Оксфорда», что до сих пор считается ностальгическим идеалом в нашей стране, то финская задача состоит в том, чтобы подготовить всех для профессиональной жизни.
Вряд ли кто-то вёл подсчеты, но ни одна экономика не нуждается в большом количестве «Эйнштейнов»
Более того, специалистов высокого класса — врачей, ученых, юристов — нужно лишь определенное количество. А кассиры, продавцы, уборщики, сантехники и медсёстры даже в постиндустриальном обществе востребованы гораздо больше. К тому же без этих специальностей цивилизованное общество быстро потеряет человеческий облик.
Для выживания социуму нужно разнообразие. Но для того, чтобы это разнообразие обеспечить, нет необходимости в поголовном высшем образовании. Зато есть необходимость в твердом интеллектуальном среднем уровне и грамотно привитых гуманистических ценностях. А также в возможностях достичь большего при наличии потенциала и желания. И это как раз то, что прекрасно обеспечивает финская модель.
Все об образовании в Финляндии читайте по этому тегу.
Образование
Дошкольное образование В год предшествующий поступлению ребенка в школу, в Финляндии предусмотрено дошкольное образование в детских садах. Начиная с 6 лет, ребенка в игровой форме обучают всеми необходимыми знаниями и навыками, которые потребуются ему для усвоения школьной программы на первом этапе. Дошкольное образование бесплатно, однако участие в нем ребенка необязательно и этот выбор остается за родителями.Общеобразовательная школа
Как и в России, по-настоящему учеба в Финляндии начинается с 7-летнего возраста – с момента поступления ребенка в школу, колледж или лицей.В общеобразовательной школе учатся 9 лет: до 13 лет дети учатся в младшей школе, потом переходят в старшую, где остаются до 16 лет.
В государственных школах обучение бесплатное. Общее образование в Финляндии обязательно и это относится не только к финским детям, но и также к детям иностранных граждан постоянно проживающих в Финляндии. Страна гордится своей 100% грамотностью населения.
В финских школах принята 10-балльная система оценок. Школьные учебники, принадлежности – бесплатные. Кроме того, ученики ежедневно получают в школе бесплатные горячие обеды.
Если расстояние от дома до школы превышает 5 км, транспортные расходы учащихся оплачиваются муниципалитетом.Муниципалитеты же получают от государства субсидии на содержание основных школ, причем размер субсидии зависит от экономического положения каждой данной коммуны и иногда составляет 100 % расходов.
Учебный год состоит из 190 рабочих дней. Обучение ведется только в дневную смену, а по субботами воскресеньям школы не работают. Учеба заканчивается в конце мая или в начале июня большим весенним праздником, после чего дети уходят на летние каникулы.
Новый учебный год, обычно, начинается в середине августа. В середине осени, на Рождество и в конце февраля детей отпускают на недельные каникулы.
По окончании основного обучения
После общеобразовательной школы учащиеся имеют возможность продолжить учебу в гимназии (3 года), дающей законченное среднее общее образование, или в профессионально-техническом училище (от 1 до 4 лет).
Гимназии сами отбирают учеников на основе их успеваемости в общеобразовательной школе своих учеников на основе их успеваемости в общеобразовательной школе. В гимназии обучение ведется по курсовой системе, поэтому классического разделения на классы нет.
Обязательно преподаётся ряд дисциплин: финский и шведский языки, один или два иностранных языка, математика, химия, география, биология, религия (изучается и в основной школе), музыка или рисование, физкультура, гигиена.Обучение в гимназии заканчивается сдачей государственных письменных экзаменов по родному языку (финскому или шведскому), по второму государственному языку страны , по иностранному языку, а также по математике или по гуманитарным дисциплинам.
После этих экзаменов выпускники получают в торжественной обстановке белые фуражки и начинают именоваться абитуриентами. Сдача студенческих экзаменов дает право поступать в любое высшее учебное заведение.Профессиональное обучение
Альтернативой учебе в гимназии, являются профессиональные училища. Они отбирают новых учащихся преимущественно на основе их успеваемости в школе, но некоторые организуют и вступительные экзамены.
Спектр профессиональных училищ в Финляндии столь широк, что охватывает все сферы деятельности: широк: от лесного хозяйства до спорта и искусства. Всего около 75 специальностей.
Подготовка в профучилище длится три года и предоставляет также возможность продолжения учебы в высшем учебном заведении. В учебный план обязательно включена практика.Также возможна процедура получения профессиональной квалификации путём сдачи экзаменов экстерном.
Высшее образование
Система высшего образования в Финляндии представлена двумя самостоятельными направлениями, это – университеты (и приравненные к ним ВУЗы) и высшие профессиональные школы.
Университеты, по роду своей деятельности, больше сориентированы на научно-исследовательскую работу, на основе достижений которой, и ведется обучение.
Здесь можно получить, как первоначальную ученую степень бакалавра, так и высшую степень магистра с последующей защитой диссертацией и присвоением лицензиата или доктора наук.Для получения степени бакалавра, как правило, требуется три года (минимум 120 т. н. учебных недель), а для получения степени магистра – около пяти или шести лет (160-180 учебных недель).
Высшие профессиональные школы свою работу основывают на тесной связи с деловой и хозяйственной жизнью конкретного региона.
Учебные программы обязательно включают в себя практику на фирмах и предприятиях, а по окончании четырехгодичного обучения выпускники получают научную степень бакалавра в выбранной области знаний.
На высшие профессиональные школы следует обратить особое внимание тех, кто собрался получать европейский диплом в Финляндии. Поступить в такой ВУЗ легче, чем в университет, а финские предприятия всегда с удовольствием принимают выпускников этих школ на работу.
Платы за обучение в высших учебных заведениях Финляндии – нет, но студенты должны сами оплачивать жилье, питание и другие текущие расходы. Финские студенты имеют право на получение стипендий, а также банковской ссуды под небольшой процент.
Высокого уровня достигла система обучения взрослых, к которой относятся народные и рабочие училища, «летние университеты», «открытые университеты» и учебные центры для безработных. В них ежегодно занимается более 600 тыс. человек.
Обучение в университетах доступно всем, и никакой платы за учебный семестр не взимается.
Читать: В Финляндии открыта школа будущегоОсобенности системы образования в Финляндии в 2018 году
Финляндия – лидер по качеству образования, чьи вузовские дипломы котируются во всем мире. Поэтому другие страны, обеспокоенные состоянием своей системы образования, внимательно присматриваются, что именно внедряют в жизнь финские коллеги, что можно у них позаимствовать. А качественная бесплатная подготовка специалистов в вузах побуждает молодых иностранцев, в том числе и россиян, стремиться получить образование в Финляндии.
Особенности финского образования
Финны разрушили привычную систему школьного образования. Основной постулат – необходимость получать знания в междисциплинарной форме. Например, изучая курс «Организация туризма», учащиеся знакомятся с элементами микро- и макроэкономики, говорят на иностранных языках, учатся общаться. Образование максимально приближено к жизни. Школьники не задаются вопросом: «Зачем запоминать то, что никогда не пригодится?», поскольку им преподают только то, что понадобится обязательно. Чтобы узнать, какова жизнь в Финляндии и каково ее образование, можно посетить тематические русскоязычные сайты, где эмигранты делятся своим опытом.
Тому, что финское образование лучшее в мире, способствуют выработанные финнами принципы.
Равенство, но не уравниловка
В Финляндии не делят школы на элитные, «продвинутые» и обычные. Практически все они государственные, финансируются по потребностям.
Каждый предмет считается важным, нет профильных классов с углубленным изучением какой-либо дисциплины. Единственным исключением являются группы для работы с детьми, одаренными в музыке, живописи, спорте.
Социальный статус родителей администрацию школы и педагогов не интересует. Даже вопросы об этом запрещены.
Учащихся не делят на хороших и плохих. «Особенными» считают как очень способных ребят, так и детей с недостатками развития. Учатся в обычных классах, других попросту нет. Дети-инвалиды с детства интегрируются в коллектив.
Учителя – наставники. Если педагог выделяет «любимчиков» и «изгоев», его увольняют. Преподаватели дорожат профессией, так как она хорошо оплачивается. А вот трудовые договоры с ними перезаключаются ежегодно.
Интересно соотношение прав учащегося и педагога. Дети в разговоре с социальным работником жалуются на взрослых, в том числе родителей и учителей, порой предвзято. Когда обсуждают плюсы и минусы финского образования, этот факт приводят в качестве последнего.
Почему финская система образования лучшая в мире: Видео
Бесплатность
Детей не только бесплатно учат, но и кормят, возят на экскурсии, проводят внеклассные мероприятия, при необходимости доставляют до школы и обратно. За учебники, канцелярию и даже планшеты платит школа. О сборах с родителей на какие бы то ни было цели здесь не может быть и речи.
Индивидуальный подход
Педагог учитывает особенности каждого ученика и подстраивает учебный процесс под него: выбирает учебники, дает упражнения, которые соответствуют умственным способностям школьника. Оцениваются работы тоже по разным критериям.
Кроме обычных уроков есть поддерживающее обучение неуспевающих (что-то вроде репетиторства), а также коррекционное — когда не устраивает поведение ребенка или надо «подтянуть» неродной язык. Со всем этим справляются те же учителя.
Подготовка к жизни
Экзамены как таковые в финских школах отсутствуют. Учителю разрешается на свое усмотрение проводить контрольные и проверочные работы. Есть единственный обязательный тест при окончании школы. К нему специально не готовятся.
Не преподают то, что в реальной жизни конкретному ребенку не пригодится, например, не учат вычислять на логарифмической линейке, не призывают досконально знать таблицу Менделеева. А пользоваться компьютером, банковской картой, создавать свой сайт в интернете, высчитывать кэшбэк на скидочный товар – с ранних лет.
Доверительные отношения
Доверяют учителям, исключив проверки, избавив от многочисленных отчетов. Образовательная программа в стране единая, есть общие рекомендации, в соответствии с которыми педагоги выстраивают свою личную.
Доверяют детям: нет тотального контроля, на уроках не заставляют заниматься чем-то одним всему классу. Ученик – это личность, которая сама знает, что для нее полезнее.
Добровольность
Ребенка не заставляют учиться, если он не хочет или не может. Усилия, конечно, педагоги предпринимают, но в «тяжелых» случаях просто ориентируют на рабочую профессию, тем более что в стране всякий труд почетен и достойно оплачивается. Задача школы – понять, на каком поприще человек принесет максимальную пользу себе и государству. Профориентация – забота «учителя будущего», имеющегося в штате каждой школы.
Разумеется, контроль за обучением присутствует. Пропуск уроков, например, наказывается дополнительными заданиями. Вызовы родителей к директору для разбора поведения ребенка не практикуются. Не успевает ученик – останется на второй год. Это не считается позором и сенсацией.
Самостоятельность
В детях воспитывают самостоятельность, т.к. считают, что это единственно возможное средство помочь им построить успешную жизнь. Отсюда отсутствие излишней опеки, поощрение тех, кто мыслит, а не заучивает, сам ищет нужную информацию, используя все имеющиеся ресурсы и гаджеты. По той же причине педагоги не вмешиваются в конфликты детей. Они сами должны найти взаимопонимание, если нужно, отстоять свои права.
Перечисленные принципы подвергаются и критике, но результаты их внедрения говорят сами за себя.
Структура
Многоступенчатая система образования в Финляндии включает дошкольную подготовку, общеобразовательную, среднюю специальную и высшую.
Дошкольное обучение
Дети до 5 лет получают дошкольное образование. Правильнее назвать «воспитание», потому что основная задача сотрудников – уход за детьми. Детсады платные. Размер взноса рассчитывается исходя из дохода родителей.
Чем младше группа, тем меньше воспитанников и больше работников. Если в населенном пункте не хватает мест в садиках, родителям платят пособие из казны.
В 6 лет детей переводят в подготовительную группу (при садике или школе). Туда бесплатно ходят и те ребята, которые не посещали детсад.
Читаем также: Нужна ли виза в Финляндию из Питера Гражданство Финляндии для россиян
Общеобразовательная школа
Она дает среднее образование. Учатся 9 или 10 лет. Родители контролируют успехи детей в едином электронном журнале. При отсутствии дневников (так как домашних заданий, как правило, тоже нет) им ежемесячно передается табель с оценками ребенка. Ученикам оценки сообщаются устно.
Учебный год длится с середины августа до середины мая. Есть и каникулы. Рабочая неделя – 5 дней. В две смены школы не работают.
Такого же режима придерживается школа при посольстве в Финляндии, хотя учебные планы и принципы преподавания здесь полностью соответствуют общероссийским.
Начальный уровень
С 7 до 13 лет дети обучаются в начальной школе. В первом-втором классах проходят родной язык, чтение, математику, природоведение. Обязательны физзанятия. Финская школа – это и обучение творчеству: пению, игре на музыкальных инструментах, лепке, рисованию. Позднее прибавляются остальные предметы, включая два иностранных языка.
Верхняя ступень
Старшая школа начинается с 7 класса. Если в начальной дети учились в одном классе с одним учителем, то теперь каждый педагог ведет отдельный предмет, практикуется кабинетная система. В штате учебного заведения есть помощники учителя.
После 9 класса общеобразовательная ступень заканчивается. «Сверхплановый» десятый класс для тех, кто хочет углубить свои знания. Выпускники продолжают образование на новой ступени либо идут трудиться. Профессиональный выбор они делают в период учебы в школе, тогда же знакомятся с будущей специальностью.
Лицеи и колледжи
Согласно итоговому тесту, девятиклассники поступают в колледж (те, что послабее), где обучаются рабочим специальностям, или лицей, совершенствуясь в выбранных дисциплинах. В первых большее внимание уделяется практическим навыкам и умениям, во вторых – теории. Но после окончания тех и других молодые люди могут учиться в вузах.
Высшее образование
Высшее образование в Финляндии – это университеты и институты прикладных наук (политехнические). Процесс обучения современный, качественный, дающий выпускникам уверенность в своей востребованности на рынке труда.
Первые ориентированы на приобретение практических знаний и навыков во всех отраслях экономики, управления, социальной сфере. Даже по местоположению приближены к конкретному региону. Выпускникам помогают начать работу по приобретенной специальности.
Университеты дают академические знания в области естественных и гуманитарных наук, технологии. Программа обучения двухэтапная: три года готовят бакалавров, еще два – магистров. Есть предрасположенность к научной деятельности – предлагают продолжение обучения в течение двух лет и по окончании выдают диплом лиценциата (кандидата наук). Чтобы стать доктором наук, надо поступить в докторантуру, четыре года проучиться в ней и защитить диссертацию. Магистратура доступна и выпускникам институтов, только прежде им предстоит три года посвятить работе по специальности и год готовиться к поступлению.
В вузах бесплатно учатся свои и иностранные граждане.
Популярные учебные заведения
В стране полсотни вузов, лидирует среди которых столичный Хельсинкский университет. Здесь 11 факультетов, 35 тыс. студентов, 2 тыс. из которых – иностранцы. Очень ценится медицинский факультет. Один из научных центров вуза – Александровский институт – занимается изучением России. Отличный профессорский и преподавательский состав, развитая инфраструктура. Преподавание на английском только для магистрантов и докторантов.
Другие университеты менее «населенные». В Аалто 20 тыс. студентов, 2 тыс. – иностранцы. 390 профессоров. Научные центры оснащены отличным оборудованием. Школа бизнеса (бакалавриат) обучает на английском.
В главном вузе г. Турку свыше 19 тыс. студентов, из них 3,5 тыс. – иностранцы, 7 факультетов. Глубоко изучают биотехнологии, астрономию, всё, что связано с компьютерами, а также медицину, право, экономику, социальные и прочие науки.
На русском языке читают ряд предметов в университете прикладных наук Миккели, в том числе в бакалавриате.
Как поступить в университет
Выбрав вуз, следует внимательно изучить правила приема иностранных абитуриентов. Пока еще обучение в Финляндии для русских студентов бесплатно.
Заявление и документы можно послать электронной почтой. Инструкции приведены на сайтах университетов и институтов. Так, копия аттестата об окончании средней школы должна быть переведена на финский; обязателен сертификат о сдаче международного экзамена по английскому языку; требуется рассказать, почему отдано предпочтение именно этому вузу (на английском языке).
Если документы удовлетворили администрацию, высылается приглашение пройти вступительные испытания, которое является основанием для выдачи визы. Для набора российских абитуриентов из некоторых учебных заведений в Россию приезжают приграничные приёмные комиссии.
Зачисленные в вуз подают документы на получение студенческой визы. Понадобятся также:
- загранпаспорт;
- фотографии 47 х 36 мм;
- сообщение о зачислении в число студентов;
- аттестат об окончании общеобразовательной школы в России;
- банковское подтверждение наличия средств для проживания за границей;
- медицинская страховка (полис);
- для несовершеннолетних требуется разрешение от родителей на выезд в Финляндию.
Студентам-иностранцам ежегодно предстоит регистрироваться в полиции по месту жительства.
Стоимость финского образования для иностранцев
Несмотря на декларированную бесплатность образования, стоимость обучения складывается из расходов на жилье, пропитание, оплату дополнительных занятий, профсоюзные взносы. Платными являются учебники и пособия. Стипендии не выплачиваются. Подработки для очников во время семестров разрешены, но не более 20-25 часов в неделю.
Жить можно в общежитии, но количество мест ограничено, приходится снимать комнату. Разброс цен на жилье, как везде, большой – 100-400 евро в месяц в зависимости от города и качества квартир.
На учебники и взносы уйдет порядка 100 евро. Продукты питания дороги.
Читаем также: Стоимость грин-карты в Финляндию в 2018 году
Преимущества обучения в Финляндии для россиян
Молодые россияне стремятся учиться здесь, так как уверены, что заработанный упорным трудом диплом здешнего университета или института поможет найти работу в Финляндии и других европейских странах.
Что еще привлекает?
- Возможность не оплачивать обучение.
- Близость к границам России, транспортная доступность.
- Возможность обучаться на английском языке.
- Перспектива подтянуть финский и шведский.
- Жить в спокойной благоустроенной стране.
Хорошее образование – лучший капитал, не теряющий ценности во времена экономических потрясений. Дипломы финских высших учебных заведений – гарантия успешного трудоустройства и быстрого продвижения по карьерной лестнице.
Образование в Финляндии: система образования, особенности школ и университетов :
Финское образование постоянно приковывает интерес мировой общественности. Сегодня мы с вами подробно познакомимся с системой образовании Финляндии, ее структурой и главными особенностями.
Общая характеристика
Трудно поверить, но пресловутая система образования в Финляндии была сформирована относительно недавно. Она начала зарождаться в шестидесятые годы прошло столетия, и за небольшой промежуток времени сумела пройти серьезный путь. На сегодняшний день в государстве работает 29 университетов. 10 из них имеют узкую специализацию: 3 экономических, 3 политехнических, и 4 художественных. Остальные университеты являются многофакультетными и покрывают широчайший спектр знаний.
Большинство высших учебных заведений страны было основано в послевоенные годы. Однако есть и некоторые исключения. Королевская Академия Турку была основана в 1640 году, когда Финляндия еще входила в состав Шведского королевства. После большого пожара 1828 года она переехала в город Хельсинки. В начале двадцатого века были открыты Технологический университет, а также Школа экономики и правления. Академии в городах Турку и Або были основаны в 1918 году. Впрочем, образование в Финляндии, ровно, как и в любой другой стране, начинается не с высших учебных заведений, а с детских садов. С них и начнем наш обзор.
Дошкольное образование в Финляндии
Как известно, среднее и высшее образование в государстве бесплатное, чего не скажешь о дошкольном. Финские садики бывают трех видов: частные, муниципальные и семейные. Родители могут самостоятельно выбрать, куда отдать на обучение своего ребенка. Оплата садика колеблется в весьма широком диапазоне. Максимальная месячная плата за финский детский сад составляет порядка 250 евро, а минимальная – в 10 раз меньше. В детские садики принимают детей возрастом от девяти месяцев до восьми лет. С 6 лет их бесплатно начинают готовить к школе.
Иногда в детских садах не хватает мест. В таком случае государство выплачивает семье 500 евро в месяц, чтобы один из родителей мог сидеть дома и заниматься с ребенком. При этом в детских садах, согласно закону, на одного воспитателя приходится всего 4 ребенка. Группы в садиках обычно небольшие. Начальное образование в Финляндии призвано полноценно подготовить ребенка к школе. Поэтому ему правительство уделяет особое внимание.
Среднее образование
Школьное образование в Финляндии имеет свои особенности, о нем знает весь мир. Причиной тому стали выдающиеся успехи финских школьников. Последние регулярно отличаются в рамках программы по международной оценке образования PISA. В 2000 и 2003 годах страна не только завоевала в этом «конкурсе» первое место, он и стала единственным европейским государством, вошедшим в число лидеров. В чем же причина такого успеха?
Основная школа – так называется вторая ступень финского образования, обучает детей с 7 до 16 лет. В принципе, в этом нет ничего удивительного – привычная мировая практика. Но если копнуть глубже, то можно заметить ряд интересных особенностей финского школьного образования. Во-первых, в школах страны не сдают совершенно никаких экзаменов, и даже выпускных. Во-вторых, в Финляндии совершенно не приветствуется дифференциация обучения, то есть углубленное изучение одних образовательных дисциплин, в ущерб другим. В-третьих, такого понятия как «элитные классы» в государстве не существует. Сектор частных школ здесь если и развит, то совершенно не значительно.
Финское министерство образования активно проводит политику выравнивания образования. Оно стремится к тому, чтобы образование было одинаковым по доступности и содержанию на всей территории страны и для всех слоев населения. Политика выравнивания затрудняется географическими особенностями страны. Согласно данной парадигме, плотность образовательных учреждений должна быть одинаковой на всей территории такой неоднородной, с точки зрения густоты населения, страны, как Финляндия. Хельсинки и другие центральные города, согласно этой политике, должны иметь столько же школ, сколько и слабозаселенные регионы.
Индивидуальный подход
Интересно отметить, что здания финских школ проектируются профессиональными архитекторами. При этом при строительстве новой школы учитываются предпочтения будущих учеников и их семей. Поэтому типичная финская школа не похожа на больницу или казарму, как во многих других странах.
Подход к занятиям здесь имеет индивидуальный характер, то есть к каждому ребенку учитель старается подойти с особой стороны. Каждого обучающегося здесь уважают как личность. Индивидуальность детей не только ценят, но и всецело развивают. В каждом классе работает одновременно два учителя. Это, с одной стороны, снимает нагрузку с каждого из них, а с другой – упрощает и ускоряет процесс принятия ответственных решений. По окончании каждого урока школьники рассказывают, что они поняли, а что нет. При этом учителя спрашивают учеников о том, насколько они усвоили материал, так, что тем действительно хочется ответить и разобраться в непонятных моментах. Неполноценное освоение учеником материала считается недоработкой учителя в проектировании системы подачи знаний.
Согласно финской традиции, детей всегда отдают в ту школу, которая находится ближе к дому. Более того, раньше закон страны запрещал родителям самостоятельно подбирать школу для ребенка. Этот запрет был снят совсем недавно. Тем не менее, как правило, родители не утруждают себя подбором наиболее подходящей школы для своего чада, а отдают его в самую близкую к дому. Они делают это совершенно спокойно, помня о политике выравнивая образования, проводимой в государстве.
Училища и гимназии
В качестве альтернативы старшей школе ученики могут пойти учиться в гимназии или профессиональные училища. Для них это первая возможность самостоятельно выбрать учебное заведение. На сегодняшний день в стране работает 441 гимназия (общее количество учащихся – порядка 130 тысяч человек) и 334 профессиональных училища (общее количество учащихся – около 160 тысяч человек). Как и в случае со школьным образованием, государство полностью заботится об учениках гимназий и училищ – оплачивает им питание, проезд и учебные пособия. По большому счету, такое образование приравнивается к старшей школе.
Высшее образование в Финляндии
В 19 лет финны заканчивают обучение в школе. На этом этапе им таки предстоит сдать свой первый и единственный школьный общенациональный матрикуляционный экзамен. При поступлении в вуз он практически не сказывается на шансах абитуриента. Именно поэтому данное испытание не считается экзаменом в привычном понимании этого слова.
Чтобы стать студентом вуза, абитуриент должен сдать в нем вступительные экзамены. От них зависит буквально все. Организация этих испытаний в полной мере ложится на высшие учебные заведения. Во время вступительных экзаменов проявляются отличия между гимназистами и выпускниками профессиональных училищ. Первые, как правило, проходят в университеты, а вторые – в институты. Конечно же, выпускникам училищ никто не запрещает поступать в университеты – формальных ограничений тому нет. Это статистика, основанная на многолетнем опыте финских образовательных учреждений. Говоря о статистике, нельзя не упомянуть тот факт, что лишь треть выпускников школ в Финляндии продолжает учиться.
Высшее образование в Финляндии имеет ряд особенностей. Здесь нет частного сектора. Небольшое количество действующих частных вузов пребывает под полным контролем министерства образования страны и получает финансирование в виде субсидий. Среднего образования как такового в Финляндии нет. Благодаря этому существенно облегчен переход страны на Болонскую систему унификации статусов вузов. Раньше в стране существовало такое понятие, как средние специальные учебные заведения, но сейчас большинство из них приравнивается по статусу к вузу.
Вообще говоря, высшее образование в Финляндии несколько своеобразно. Как уже говорилось выше, в стране функционируют 29 университетов. Кроме них, работает Высшая школа обороны, которая действует вне рамок Министерства образования, но имеет университетский статус. Финские политехнические институты, как и аналогичные вузы других стран Европы, имеет практическую наклонность. Их образовательный процесс в обязательном порядке включает профессионально-трудовую практику.
Между университетами и профессиональными вузами есть четкая грань. Университеты занимаются фундаментальными научными исследованиями. Они могут присваивать своим студентам степень бакалавра и магистра. В них же защищаются докторские диссертации. Но прежде чем защитить диссертацию, ученый получает звание лиценциата – промежуточное научное звание, стоящее между магистром и доктором. В других странах мира такого звания не существует. В рамках отечественной системы образования оно отождествляется с кандидатом в доктора наук.
Что касается профессиональных вузов (они же политехнические или политехники), то в их компетенцию все вышеперечисленное не входит. Однако в последнее время профессиональные вузы стали присваивать студентам степень магистра, чего ранее не было. В 2002 году таким вузам дали разрешение на проведение преддипломной подготовки специалистов. Таким образом, единственное, что объединяет университеты Финляндии и профессиональные вузы – их равномерное распределение по всей территории страны.
Наибольшей популярностью у студентов на сегодняшний день пользуются такие направления образования: управление и бизнес, технологии и транспорт, а также здравоохранение. Также молодых людей привлекает образование в сфере культуры и туризма. Курс образования в таких вузах длится от трех с половиной до четырех лет.
Образование для иностранцев
В вузах Финляндии преподают преимущественно на финском и шведском языках, но с каждым годом все больших оборотов набирает англоязычная программа обучения, которая создана в основном для иностранных студентов. Чтобы иностранцу получить высшее образование в Финляндии, он должен в совершенстве владеть английским языком. В противном случае абитуриент просто не будет допущен к обучению. Навыки владения английским языком все приезжие подтверждают посредством сдачи теста. Каждый из иностранных абитуриентов может выбрать из двух тестов: IELTS или TOEFL. Стоит отметить, что первый из них считается стандартным испытанием для любого студента, желающего получить образование за границей, чьим родным языком не является английский. А второй тест чаще всего используется при поступлении в вузы Америки и Канады.
Если иностранный абитуриент хочет поступить на учебу в финский университет, он должен не только сдать вступительные экзамены и доказать знание одного из допустимых языков, но и подтвердить свое финансовое положение. Также от иностранцев, поступающих в финские вузы, требуют оконченного среднего образования. Некоторые вузы вводят квоты на прием иностранцев.
Стоит отметить, что высшее образование в Финляндии для русских и других приезжих проводится по международным программам и имеет более узкую направленность, нежели классическое образование, проводимое на финском языке. Поэтому для получения более качественного и емкого образования желательно овладеть финским языком. К примеру, экономический университет (Хельсинки) честно признается, что на английском языке в вузе преподается гораздо меньше предметов по специальности «международный бизнес», нежели на финском.
Ежегодно в Финляндии обучается примерно 250-300 тысяч своих студентов и около 6-7 тысяч приезжих. Университеты Финляндии пользуются наибольшей популярностью как у местных студентов, так и у приезжих. На них приходится порядка 60-70% человек, получающих высшее образование в этом государстве. Политехникам отдают предпочтение, соответственно, от 30 до 40% студентов. Стоит отметить, что иностранные студенты чаще выбирают университеты, нежели местные. Система образования в Финляндии довольно сложна и проработана. При этом северное государство опекает иностранную молодежь, предоставляя ей право на бесплатное обучение.
Стоимость образования
Финское образование бесплатно, в том числе для иностранцев. Система образования в Финляндии финансируется государством на 72 процента. Студентам высших учебных заведений все же необходима некоторая сумма. На проживание, питание и обязательное членство в профсоюзах студенты тратят от 600 до 1000 евро в месяц. Стоит отметить, что некоторые направления обучения в вузах все-таки платные. К примеру, программа MBA в школе экономики города Хельсинки обойдется студенту в 18 тысяч евро.
Финские вузы
Для наглядного примера рассмотрим несколько знаменитых финских вузов.
Университет Хельсинки. Один из старейших и крупнейший университетов Финляндии. В вузе обучается порядка 40 тысяч студентов, 5 тысяч из которых - аспиранты. Здесь можно получить степень бакалавра, магистра и доктора наук. В рамках учебного заведения функционирует ботанический сад и много других организаций.
Университет искусств (Хельсинки). Вуз был учрежден в 2013 году путем слияния трех университетов государства, специализирующихся на живописи, музыке и театре. Сегодня здесь учится около двух тысяч человек. Примечательно, что данное учебное заведение лидирует по количеству иностранцев (29% от общего количества приезжих студентов Финляндии).
Технологический университет Лаппеэнранта. Еще один вуз, которым может похвастаться Финляндия. Хельсинки – не единственный город, в котором можно получить качественное высшее образование, и университет города Лаппеэнранта является отличным тому оказательством. Вуз вместе с городской администрацией разработал концепцию, по которой малые домашние хозяйства могут помогать централизованной городской энергосети, переводя в нее избыточную солнечную энергию со своих панелей.
Заключение
Сегодня мы с вами познакомились с системой образования такой замечательной страны, как Финляндия. Обучение в этом государстве абсолютно заслужено имеет мировое признание. Резюмируя данную статью, можно отметить, что правительство Финляндии по-настоящему заботится о своей молодежи. Это проявляется во всем, начиная от финансовых отчислений родителям детей, которые не смогли попасть в детский сад, заканчивая бесплатным высшим образованием.