Санкт-Петербург, м. Пл. Восстания,
ул. Гончарная, дом 13

+7 (812) 458-53-53

+7 (921) 771-65-11

[email protected]

Иностранное юридическое лицо это


Понятие иностранного юридического лица в 2019 году

Рыночная экономика, развивающаяся в России с момента обретения государственного суверенитета, способствовала приходу в страну иностранного капитала и инвестиций. Огромный российский рынок является весьма привлекательным для зарубежного бизнеса. В контексте этого актуальным представляется вопрос правового регулирования и законодательной базы, которой должно руководствоваться каждое иностранное юридическое лицо, действующее в России. Для ведения легального бизнеса данная информация является обязательной к изучению. Рассмотрим эту тему подробнее.

Понятие иностранного юридического лица

В первую очередь следует разобраться, чем юридическое лицо отличается от физического. Для этого обращаемся к ст. 48 Гражданского кодекса РФ, согласно которой юридическим лицом является организация, имеющая собственное имущество, отвечающая по собственным обязательствам и обладающая гражданской правоспособностью.

Исходя из этого, иностранными юридическими лицами по российскому законодательству считаются лица, которые созданы, зарегистрированы и действуют на территории и по законам иностранного государства. В силу действия такого определения иностранным юрлицом может быть признан достаточно широкий круг организаций, действующих или планирующих действовать на территории РФ практически во всех формах.

Нужно понимать, что основной смысл, который несет понятие иностранного юридического лица, состоит в том, что правоспособность этого субъекта возникает по законодательству других стран. Но в это же время его участие в гражданском обороте на территории РФ, в силу ГК, должна регулироваться российским законодательством.

Таким образом, несмотря на разную трактовку в международном праве понятия юридических лиц, иностранные юрлица, действующие в России, имеют те же определение и признаки, что применяются для организаций с российским происхождением.

Правовое положение иностранных компаний

Анализ законодательства РФ показывает, что квалификация компании как иностранной может происходить по различным правовым нормам, исходя из сферы ее деятельности и характера правоотношений, в которых она участвует. Главное условие – это создание ее по законам иностранного государства.

Согласно ст. 2 ГК, правовое положение иностранных юридических лиц в Российской Федерации определяется в первую очередь отечественным законодательством.

При этом, согласно ст. 1202 ГК, главным условием квалификации компании как юридического лица является такая же ее квалификация в стране происхождения.

Иностранные компании уравниваются в правах с российскими организациями, поэтому они вправе заниматься практически всеми видами хозяйственной деятельности, право на которую имеют и российские юр. лица.

Правовой статус иностранных компаний

Правовой статус любого субъекта определяется его правовым положением на конкретной территории и в сфере деятельности. Таким образом, правовое регулирование статуса иностранной компании осуществляется как отечественным, так и зарубежным законодательством. Исходя из этого, все иностранные компании обладают правовым статусом, который позволяет им заключать сделки, совершать финансовые и иные операции, выступать в суде, выдавать доверенности и т.д.

Вместе с этим законодательство предусматривает некоторые условия для допуска иностранных организаций к работе в России. В частности, ст. 21 ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» требует от иностранных компаний обязательной государственной аккредитации, при помощи которой осуществляется государственный контроль.

Правовой статус иностранной организации в качестве юридического лица признается, согласно приказу ФНС от 22.12.14 № ММВ-7-14/668 , налоговыми органами РФ, которые и проводят аккредитацию. Аккредитацию можно рассматривать в качестве некоего процесса легализации.

Таким образом, иностранным компаниям не требуется регистрироваться второй раз, они лишь вносятся в специальный государственный реестр и могут действовать на территории РФ в качестве филиалов и представительств зарубежной компании.

Разновидности правовых режимов

Правовые режимы иностранных физических и юридических лиц в РФ традиционно формулируются в международных договорах, заключенных государством. В качестве базовых режимов обычно используются национальный режим и режим наибольшего благоприятствования.

Режим наибольшего благоприятствования, зафиксированный Россией посредством заключения двустороннего международного договора или соглашения, обязывает предоставить юрлицам и гражданам другой страны не менее благоприятные льготы, привилегии, права и преимущества, чем те, которые Россия предоставляет представителям третьих стран. Это, в частности, касается и таможенного режима, налогообложения, правил оформления и иных формальностей.

При действии национального правового режима Россия обязуется предоставить юридическим лицам и гражданам иностранного государства тот объем прав и свобод, которыми пользуются российские граждане и компании.

Национальный режим традиционно фиксируется в двусторонних соглашениях о защите инвестиций и может формулироваться как общий режим недискриминации, основанный на нормах международного публичного права.

Тем, кто осуществляет сопровождение иностранной компании в России, нужно учитывать, что нормы, определяющие конкретный правовой режим для представителей других государств, могут содержать не только базовые принципы, но и иные вопросы, связанные с деятельностью иностранных компаний. В частности, порядок разрешения споров, выплаты компенсаций, возмещения ущерба, порядка совершения транзакций и т. д.

При этом, согласно ст. 4 ФЗ «Об иностранных инвестициях», правовой режим для иностранных инвесторов не может быть менее благоприятным, чем режим для российских инвесторов, за исключением изъятий, предусмотренных законом. Исходя из смысла статей 29, 33 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», в отношении товаров и услуг устанавливается национальный правовой режим, препятствующий созданию условий, менее благоприятных, чем для российских товаров и услуг.

Организационно-правовые формы зарубежных компаний

Так как иностранные компании вправе заниматься хозяйственной деятельностью, они обязаны действовать в той или иной организационно-правовой форме. Поскольку иностранные организации не имеют никаких ограничений в РФ, могут быть зарегистрированы любые организационно-правовые формы иностранных юридических лиц, соответствующих российскому законодательству.

Выбор организационно-правовой формы зависит от целей создания компании, количества инвесторов, числа учредителей, уставного капитала и иных субъективных факторов.

Иностранные компании могут создавать дочерние предприятия на территории РФ, участвовать в их создании, приобретать доли, создавать филиалы и представительства. При этом, исходя из ст. 50 ГК, эти компании могут действовать как в качестве коммерческих, так и некоммерческих организаций.

Некоммерческие иностранные организации

Некоммерческими организациями являются те, которые не ставят в качестве основной цели извлечение прибыли. Они, согласно ч.3 с. 50 ГК, вправе создаваться в форме:

  • потребительских кооперативов;
  • общественных организаций и движений;
  • ассоциаций;
  • товариществ собственников недвижимого имущества;
  • фондов, общин, религиозных организаций и т.д.

При этом некоммерческие организации могут получать доход, согласно положениям своего устава, однако лишь постольку, поскольку он способствует достижению целей, для которых они создаются. Для осуществления своей деятельности такая некоммерческая иностранная организация должна иметь имущество, рыночная стоимость которого должна быть не ниже, чем минимальный размер уставного капитала для ООО.

Коммерческие иностранные организации

Иностранные юрлица могут действовать на территории РФ и в качестве коммерческих организаций, целью которых является получение дохода. Согласно ч. 2 ст. 50 ГК, они могут действовать форме хозяйственных товариществ и обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов. Цели, для которых создается коммерческая организация, должны быть указаны в ее статуте.

Национальность и личный статут иностранных юридических лиц

При характеристике юридических лиц в международном частном праве традиционно используются две категории – личный статут и национальность. В терминологии российского законодательства под личным статутом понимается понятие «личный закон», которым, согласно ст. 1202 ГК, является право страны, где было создана такая организация. Для ее определения необходимо подтверждение места нахождения иностранного юридического лица.

Этой же статьей определен перечень вопросов, решаемых на основе применения личного закона, а именно:

  • сам статус юрлица и его организационно-правовая форма;
  • требования к его наименованию;
  • порядок создания, реорганизации и ликвидации;
  • правоспособность и правосубъектность;
  • отношения между участниками;
  • ответственность учредителей и самой организации.

Соответственно, актуальным становится вопрос национальности юридического лица, который является доктринальным и в законодательных актах не упоминается. Правовая литература трактует национальность юрлиц как принадлежность их к тому или иному государству, в которых они были учреждены. Отметим, что в остальных вопросах обязательным является применение российского законодательства к иностранным компаниям, если законом не предусмотрено иное.

Основные ограничения для иностранных компаний

Несмотря на национальный правовой режим, действующий на территории РФ, федеральное законодательство содержит ряд изъятий, в некотором смысле ограничивающих права иностранных компаний. Основные из них касаются прав собственности на земельные участки.

Это не означает, что приобретение земельного участка иностранным юридическим лицом невозможно, но некоторые ограничения все-таки существуют. В частности, законодатель допускает возможность приобретения земельных участков иностранными компаниями. Однако, согласно ч. 3 ст. 15 Земельного кодекса РФ, они не вправе обладать землей, находящейся на приграничных территориях, определенных указом Президента РФ от 09.01.11 № 26. Согласно ему, к таким территориям отнесены 380 муниципальных образований, городских округов и районов, находящихся на приграничных территориях.

Кроме того, существуют ограничения и в части владения землями сельскохозяйственного назначения. В частности, ст. 3 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», запрещает иностранным компаниям владеть такими землями, допуская лишь их аренду. Данный запрет распространяется также на российские юрлица, в уставном капитале которых доля иностранных граждан и компаний превышает 50%. Кроме того, действуют некоторые ограничения относительно страховой и банковской деятельности, а также в сфере телекоммуникаций.

Собственность иностранных компаний

Российское законодательство не предусматривает какой-либо особый тип собственности иностранных юридических лиц, позволяя им обладать частной собственностью на равных правах с отечественными компаниями. При этом в Общероссийском классификаторе форм собственности они имеют собственный идентификационный код, присваиваемый статистическими органами в соответствии с учредительными документами предприятия. При внесении в ОКФС иностранных юридических лиц их идентифицируют кодом «23» под наименованием «собственность иностранных юр. лиц».

Деятельность иностранных компаний в РФ

Хозяйственная деятельность иностранных компаний, в силу действия ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ», осуществляется через филиалы и представительства. Они не являются самостоятельными организациями, поскольку считаются структурными подразделениями этих компаний.

Правовая доктрина различает понятия филиалов и представительств. Так, если первыми, согласно ст. 55 ГК, может осуществляться вся административно-хозяйственная и иная деятельность в иностранных компаниях или часть этих функций, то вторые создаются лишь для защиты интересов и обеспечения этой деятельности, но не для осуществления хозяйственных функций.

Согласно ст. 21 ФЗ «Об иностранных инвестициях», над деятельностью иностранных компаний государство осуществляет контроль посредством их аккредитации, которая осуществляется в течение 25 дней с момента подачи документов.

После этого представителям иностранной компании выдается документ, подтверждающий полномочия иностранного юридического лица. Им следует считать документ, подтверждающий внесение соответствующей записи об аккредитации в реестр. Согласно ч. 3 ст. 21 ФЗ, компании может быть отказано в аккредитации.

С момента получения аккредитации в налоговых органах иностранная организация обретает право заниматься предпринимательской и иной деятельностью в России, в том числе и брать заем иностранной компании от российской банковской организации.

Как начало, так и прекращение деятельности иностранной компании на территории РФ осуществляется филиалами и представительствами по решению юридического лица или органов исполнительной власти РФ. С момента прекращения деятельности прекращается и оформленная ранее аккредитация.

Налогообложение зарубежных компаний в РФ

Зарубежные компании, осуществляющие деятельность на территории РФ, обязаны платить налоги с получаемых доходов. Кроме того, обязательными являются также взносы в ФОМС и ПФР для иностранной компании, нанимающей персонал. Согласно ст. 307 Налогового кодекса, объектами налогообложения для иностранных компаний являются доходы, полученные от предпринимательской деятельности, владения, пользования и распоряжения имуществом, а также иные доходы. К их налогообложению применяется общая ставка налога на прибыль организаций, которая, согласно ст. 284 НК, составляет 20%.

Такие компании применяют общий порядок исчисления и уплаты налога, установленный ст. 286-287 НК. Реквизиты для перечисления налога на доходы иностранных юридических лиц в 2019 году можно получить в налоговом органе по месту нахождения постоянного представительства зарубежной компании. Туда же подается и налоговая декларация по итогам налогового периода.

Следует учесть, что статьями 306-309 НК определены некоторые особенности налогообложения зарубежных компаний, которые необходимо учитывать.

Читайте подробнее про налогообложение иностранных юридических лиц.

Регистрация зарубежных компаний в РФ

Под регистрацией зарубежных компаний в России следует понимать их аккредитацию в налоговых органах. Зарубежная компания не требует повторной регистрации на территории РФ, а вносится лишь в специальный реестр аккредитованных филиалов и представительств.

Согласно приказу ФНС России от 22.12.2014 NММВ-7-14/668@, регистрация иностранных юридических лиц осуществляется межрайонной инспекцией ФНС России № 47 по г. Москве. Регистрация осуществляется в течение 12 месяцев после принятия юрлицом решения о создании или открытии филиала/представительства на территории РФ.

В соответствии с приказом ФНС России NММВ-7-14/680@ от 26.12.2014г., в налоговую инспекцию направляется заявление об аккредитации по форме № 15АФП, вместе с которым подаются:

  • учредительные документы зарубежной компании;
  • выписка из реестра юридических лиц из страны происхождения или равный документ;
  • документ, подтверждающий регистрацию в стране происхождения;
  • решение о создании филиала или представительства;
  • документ об уплате госпошлины;
  • опись всех документов.

Прохождение процедуры требует уплаты госпошлины в размере 120 тыс. рублей.

Читайте более подробно о регистрации ООО с иностранным учредителем.

Участие иностранного инвестора в ООО

Иностранные инвесторы, исходя из положений ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ», могут участвовать в хозяйственной деятельности путем создания новых предприятий или привлечения капитала в уже существующие. Поскольку в России действует национальный режим деятельности иностранных инвесторов, они могут приобретать доли в обществах и товариществах на равных правах с российскими инвесторами. При этом инвестицией признается приобретение не менее 10% доли в уставном капитале коммерческой организации.

Однако участие иностранного капитала допускается во всех хозяйственных обществах, не являющихся стратегическими для обороны и безопасности страны. Статья 6 ФЗ № 57 от 29.04.08 не допускает этого в отдельных видах деятельности, связанной, в частности, с:

  • гидрометеорологическими и геофизическими процессами;
  • возбудителями инфекционных заболеваний;
  • ядерными установками, материалами и радиацией;
  • производством шифровальных средств;
  • вооружением и военной техникой;
  • авиационной и космической безопасностью.

Ознакомьтесь подробнее с тем, как происходит продажа доли в ООО нерезиденту.

Постоянное представительство

Налоговое законодательство воспринимает предпринимательскую деятельность зарубежных компаний как такую, которая создает постоянные представительства или действует без их создания. Постоянным представительством, согласно ст. 306 НК, является филиал, представительство, бюро, контора, агентство и любое другое обособленное структурное подразделение, через которое зарубежная компания осуществляет предпринимательскую деятельность на территории РФ. Оно считается образованным с момента начала осуществления хозяйственной деятельности и действующим – до момента ее прекращения.

Узнайте более подробно о том, что такое представительство иностранной компании в России.

Счет в банке для иностранной компании

Согласно ст. 13 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», зарубежные компании вправе открывать счета в валюте и рублях только в уполномоченных банках. Порядок открытия таких счетов и их ведения определяется Положением Центробанка от 04.05.2005 N 269-П. При этом каких-либо ограничений на переводы с собственных счетов в других странах на счета уполномоченных банков не предусмотрено.

Иностранные компании и счета в России, открытые ими, подлежат налоговому учету по месту нахождения банка. Но, если компания уже встала на налоговый учет до этого в силу других обстоятельств, дополнительная постановка на учет не требуется.

Для открытия счета зарубежной компании в России ей потребуется предоставить:

  • учредительные документы;
  • выписку из торгового реестра страны происхождения;
  • справка из налогового органа страны происхождения;
  • свидетельство о постановке на учет в ФНС;
  • документы, подтверждающие правовой статус.

Узнайте подробнее о том, как открыть счет в банке.

Контролируемые зарубежные компании

Согласно ст. 25.13 Налогового кодекса, контролируемой иностранной компанией является зарубежная организация, находящаяся под контролем гражданина РФ или российской организацией. Контролирующим лицом может быть признан гражданин или организация, чьи доли участия превышают 25% или 10%, если совокупная доля резидентов РФ превышает половину уставного капитала организации.

Такой статус в ряде случаев, предусмотренных ст. 25.23-1 НК, позволяет контролируемой иностранной компании избегать налогообложения. При этом порядок налогообложения такой компании имеет некоторые особенности, определенные положениями ст. 309.1 НК.

Узнайте подробнее про контролируемые иностранные компании.

Проверка иностранных компаний

В контексте сотрудничества с зарубежными компаниями важны вопросы проверки ее существования, добросовестности и легальности ее деятельности. В перечень мероприятий, направленных на проверку иностранных партнеров, входит анализ официальной информации из государственных реестров.

Все необходимые сведения об иностранном юридическом лице позволяет получить интернет-сервис ФНС, предоставляющий информацию из государственного реестра аккредитованных филиалов и представительств. Все данные предоставляются бесплатно.

Получение информации возможно, если указать сервису наименование представительства, государственный номер записи об аккредитации или регистрационный номер ИИН/КПП. По результатам поиска сервис выдает список всех официально аккредитованных филиалов и представительств зарубежного партнера. Кроме того, сервис позволяет получить реквизиты официальных документов, адрес регистрации, информацию о руководстве, видах осуществляемой деятельности, численности штата.

Прочитайте подробнее как проверить иностранное юридическое лицо.

Зарубежный бизнес в России

Экономический кризис, безусловно, отразился на выручке и доходах иностранных компаний, что привело к их массовому уходу с отечественного рынка. Однако, несмотря на снижение показателей, международный бизнес, как и раньше, представлен на российском рынке. В контексте этого многих интересует, сколько и какие иностранные компании работают в России.

По данным ФНС, на территории РФ действует около 23 тыс. компаний с иностранным участием. В это число входят не только зарубежные компании, но и российские предприятия с иностранными инвестициями. При этом, несмотря на негативные оценки российского рынка, на нем продолжают присутствовать крупнейшие игроки.

В частности, согласно ежегодному рейтингу Forbes, в число крупнейших представителей иностранного бизнеса в России вошли такие иностранные предприятия, как:

  • “Ашан”,
  • “Метро Кэш энд Керри”,
  • ДЖ.Т.И Россия,
  • Toyota Motors,
  • IKEA,
  • Volkswagen Group,
  • PepsiCo,
  • Mercedes-Benz.

Интересно, что российский рынок приносит иностранным предприятиям неплохую прибыль. Например, доля российской выручки в общем объеме мировых продаж лидера списка – компании “Ашан” – достигала в 2015 году 14%. Очевидно, что многие зарубежные фирмы не желают покидать Россию, и по мере выхода страны из кризиса такая тенденция будет лишь усиливаться.

Виды юридических лиц – понятие, функции, примеры: Видео

Похожие статьи

Банкротство юридических лиц

Валютный контроль после инструкции 181-И. Паспортов сделок нет. Как проводить валютные операции?

Регистрация юридических лиц: изменения 2016

Международная экономическая деятельность (26.03.2018)

Иностранное юридическое лицо и его правовые особенности

С обретением государственного суверенитета в России начала развиваться рыночная экономика. Это явление способствовало притоку в страну инвестиций, а также  иностранного капитала. Для зарубежных бизнесменов актуальными становятся  знание законодательной базы и правового регулирования, которыми должно руководствоваться работающее в РФ  иностранное юридическое лицо. 

Что это такое – иностранное юридическое лицо

Прежде всего выясним признаки  юрлица. В статье 48 ГК РФ сказано, что в эту категорию входят организации, которые характеризуются гражданской правоспособностью, имеют в собственности различное  имущество – движимое и/или недвижимое – и отвечают по принятым на себя обязательствам. С учётом  этого можно сказать, что иностранными юридическими лицами по российскому законодательству считаются лица, которые были учреждены, прошли процедуру регистрации и действуют в ином государстве в соответствии с его законами.

Надо понимать, что возникает право- и дееспособность данного субъекта по законодательству, действующему в другой стране. Но при этом регулирование всех вопросов, связанных с его участием  в гражданском обороте уже на российской территории, должно выполняться  в соответствии с отечественными правовыми актами. Таким образом, невзирая на то, что понятие «юридическое лицо» в международном праве трактуется по-разному, функционирующие в нашей стране юрлица-«иностранцы» характеризуются определениями и признаками, которые применяются в отношении предприятий, созданных в РФ.

Правовое положение в России зарубежных юридических лиц

Для классификации компании в качестве иностранной (в соответствии с актуальным отечественным законодательством) необходимо использовать различные правовые акты, учитывая:

  • сферу её деятельности.
  • характер правовых отношений, в которых организация принимает участие.

Но превалирующее условие формулируется так: компания должна быть создана по законам иной страны.

Правовое положение иностранных юридических лиц в Российской Федерации, согласно статье 2 ГК, определяется по нормам, установленным на законодательном уровне. При этом следует знать: относить компанию к категории юридических лиц  допускается, только если так её квалифицируют законы страны, в которой она была создана.

Права у иностранных фирм такие же, какими наделены и российские организации. По этой причине они могут осуществлять практически все те же виды деятельности, что и отечественные предприятия.

В целом гражданское российское законодательство при определении «национальности» юрлица применяет критерий инкорпорации. Данный принцип предусматривает: чтобы выяснить, обладает ли некое образование таким статусом, необходимо установить, в первую очередь его государственную принадлежность.

В контексте правового положения зарубежных  предприятий кратко остановимся на их регистрации в государственном реестре (более подробно эта тема будет раскрыта ниже). Проводится данная процедура уполномоченными федеральными структурами исполнительной власти. В России таковыми являются территориальные органы Министерства налогов и сборов (далее МНС). В ЕГРЮЛ того же региона и будет находиться регистрационный номер иностранного юрлица.

Правовой статус субъекта бизнес-деятельности подтверждается обычно выпиской из торгового либо другого реестра страны,  в которой он создавался.

С этой целью могут использоваться и другие доказательства, прописанные в законе соответствующего государства. Следует знать, что применение российского законодательства к иностранным компаниям распространяется на юрлица, «прописанные» в России, если в их учредительных документах сказано, что на  граждан другой страны приходится доля  уставного капитала, превышающая отметку 50%.

Правовой статус зарубежных юрлиц

В российском законодательном пространстве также действует ряд условий относительно допуска иностранных учреждений к работе в РФ. В частности, эти субъекты предпринимательской деятельности должны в обязательном порядке пройти процедуру государственной аккредитации. Так власть контролирует деятельность учреждений из иных государств.

Правовой статус иностранной организации в качестве юридического лица признается фискальными органами на основании приказа ФНС № ММВ-7-14/668, изданного в конце декабря 2014 года. Они же, собственно,  и осуществляют аккредитацию. А сама эта процедура расценивается ими как определённый процесс легализации.

Юрлицам-«иностранцам» регистрироваться ещё раз не надо. Они могут работать на российской территории в качестве официальных представительств и имеющих такой же статус филиалов зарубежных компаний после внесения их данных в специальный госреестр.

Правовые режимы иностранных юрлиц

Правовые режимы иностранных физических и юридических лиц в РФ обычно прописываются  в заключенных на межгосударственном уровне договорах. Бывают следующие базовые виды правовых режимов:

  • национальный правовой режим. Россия принимает на себя обязательство по предоставлению   юрлицам и гражданам иной страны прав и свобод в том же объёме, который доступен российским гражданам и отечественным компаниям;
  • режим наибольшего благоприятствования. Вводится в действие путём заключения  между сотрудничающими государствами соглашения либо договора. Такой режим обязывает обеспечить граждан и организаций иной страны преимуществами, льготами, привилегиями и правами столь же благоприятными , которые предоставляются российскими законами предпринимательским структурам третьих стран.

Лицам, ответственным за сопровождение иностранной компании в России, потребуется учесть множество юридических нюансов. Один из них звучит так: в нормах, устанавливающих предприятиям иных государств определённый правовой режим, могут содержаться, наряду с базовыми, и прочие принципы, связанные с проведением деятельности на территории нашей страны. Под таковыми обычно  подразумевается порядок проведения  транзакций, а также порядок возмещения нанесённого ущерба, разрешения спорных ситуаций, выплаты компенсаций.

Организационно-правовая форма зарубежного юридического лица

Иностранные компании, обладая правом вести на территории нашей страны хозяйственную деятельность, должны делать это в определенной организационно-правовой форме. И в данном аспекте законом ограничения не предусмотрены. Проще говоря, могут регистрироваться все возможные организационно-правовые формы иностранных юридических лиц. Нормы закона (статья.50 ГК) допускают функционирование организаций  двух видов. Рассмотрим их подробнее.

Некоммерческие зарубежные компании

В эту категорию входят учреждения, основная деятельность которых не  направлена на получение прибыли. В части 3 статьи 50 ГК указаны формы, в которых они могут  быть созданы. Там речь идёт о:

  • потребительских кооперативах;
  • товариществах собственников недвижимости;
  • общественных движениях;
  • ассоциациях;
  • общественных организациях;
  • религиозных организациях, общинах, фондах и т. д.

Между тем, получать некий доход в соответствии с положениями действующего устава некоммерческие компании вправе. Но лишь в том случае, если он будет способствовать достижению поставленных перед организацией целей.

Чтобы успешно осуществлять деятельность, на балансе учреждения данной категории должно числиться имущество. Для предприятия типа ООО его оценочная стоимость – не меньше объёма уставного капитала.

Коммерческие иностранные компании

Юрлица-«иностранцы» также наделены правом действовать в России, ставя перед собой цель получить прибыль, то есть как коммерческая организация. Их формы указаны в той же части ГК, что и предыдущий вариант зарубежных фирм. Допускается создание коммерческих юрлиц-«иностранцев» в виде:

  • хозяйственных товариществ и обществ;
  • крестьянских (фермерских) хозяйств;
  • производственных кооперативов;
  • муниципальных и государственных унитарных предприятий;
  • хозяйственных партнёрств;

Цели создания коммерческой организации должны найти отражение в статуте.

Государственная принадлежность и личный статут зарубежного юрлица

В соответствии с нормами международного права для характеристики юридических лиц  применяются 2 категории – национальность и личный статут. В отечественном законодательстве под последним термином подразумевается «личный закон». В соответствии со статьёй 1202 ГК  – это право государства, в котором конкретная  организация была создана. Для того, чтобы его выяснить, потребуется подтверждение места нахождения иностранного юридического лица.

Вышеуказанная статья устанавливает, что на основе личного закона юрлица определяются:

  • его организационно-правовая форма;
  • содержание правоспособности;
  • порядок обретения таким субъектом гражданских прав, а также принятия гражданских обязанностей;
  • требования к его наименованию;
  • вопросы как создания, так и ликвидации, включая аспект правопреемства и ряд других моментов.

Что касается национальности юрлица, то в законодательстве этот вопрос не упомянут, и является, по сути, доктринальным. В правовой литературе существует единая трактовка данного понятия. Формулируется она так: национальность организации – это принадлежность  к той стране, в которой она была учреждена.

Основные ограничения прав иностранных юрлиц

Несмотря на то, что на территории нашей страны действует национальный правовой режим, в законах федерального уровня содержится ряд изъятий, ограничивающих зарубежные организации в правах. Главное из них распространяется на возможность стать собственником земельного надела.

Это вовсе не значит, что приобретение земельного участка иностранным юридическим лицом по закону не разрешается, но без определённых ограничений всё-таки здесь не обошлось. Так, в части 3 статьи 15 Земельного кодекса  говорится, что зарубежные компании не имеют право владеть землёй на территориях, имеющих статус приграничных. К таковым, согласно указу Президента РФ № 26 от 09.01.2011, относятся 380 административно-территориальных единиц. Это различные округа, районы крупных населённых пунктов и муниципальные образования.

Существуют также определённые ограничения на владение земельными угодьями сельхозназначения. Так, Федеральным Законом «Об обороте земель сельхозназначения» N113-ФЗ от 07.07.2003 зарубежным юрлицам разрешается только аренда участков данной категории, а владеть ими запрещено.

Помимо того, существуют некоторые ограничения на проведение деятельности в банковской и страховой сферах, а также в телекоммуникационном секторе промышленной инфраструктуры.

Какие бывают виды собственности у иностранных юрлиц в РФ

Отечественными правовыми актами не предусмотрен некий эксклюзивный тип собственности иностранных юридических лиц. Данный фактор предоставляет им возможность  владеть частной собственностью на тех же правах, которыми наделены компании с российской «пропиской».

В ОКФС (Общероссийский классификатор форм собственности) у них имеется уникальный код идентификации. Его присваивают органы Росстата на основе учредительных документов организации. Когда производится внесение в ОКФС иностранных юридических лиц, их идентифицируют  кодом «23» под названием «собственность иностранных юрлиц».

Деятельность зарубежных юрлиц

Отечественное законодательство устанавливает, что хозяйственная деятельность предприятий-«иностранцев» осуществляется через открытые ими представительства и филиалы. Они рассматриваются в только как структурные подразделения данных фирм и поэтому самостоятельными учреждениями не являются.

Нормы права вносят отличия в  понятия «представительство» и «филиал». Так, если последними, согласно статье 55 ГК, может производиться вся без исключения  административно-хозяйственная и иная деятельность в иностранных компаниях, то первые создаются исключительно для обеспечения их работы и защиты интересов, а не для реализации хозяйственных функций.

Возвращаясь к рассмотрению Закона «Об иностранных инвестициях», выделим такой нюанс. В его статье 21 сказано, что государство производит контроль деятельности иностранных юридических лиц посредством их аккредитации. Сроки проведения данной процедуры – 25 дней (рабочих) с момента подачи необходимых бумаг.

После того, как в реестр будет внесена соответствующая запись об аккредитации, зарубежной организации выдаётся документ, подтверждающий полномочия иностранного юридического лица.

Но бывали случаи, когда результат оказывался для зарубежных компаний  не столь благоприятным. Проще говоря, некоторые из них получили отказ в аккредитации и по этой причине доступ на российский рынок им был закрыт.  А вот при положительном решении данного вопроса юрлица другого государства обретают возможность заниматься бизнесом на территории РФ, в том числе брать заем иностранной компании от российской кредитной организации.

Представительства и филиалы зарубежной организации начинают и прекращают деятельность в России по решению своего учредителя либо органов, входящих в структуру исполнительной власти РФ.

А действие ранее полученной аккредитации завершается  с того момента, как иностранное  предприятие прекратит свою деятельность.

Налогообложение зарубежных компаний

Работающим в России зарубежным юрлицам вменена в обязанность оплата налогов с полученных доходов. Помимо этого, обязательным является также проведение взносов в ФОМС и ПФР для иностранной компании, в которой работает наёмный персонал.

В статье 307 Налогового кодекса РФ сказано, что налогообложению подлежат доходы, полученные от проведения предпринимательской деятельности и, кроме того, от владения, распоряжения и пользования имуществом. В данном случае размер применяемой общей ставки налога на прибыль предприятий равен 20% (статья.284 НК).

Что же касается практикуемого этими компаниями порядка расчёта и оплаты налога, то он устанавливается статьями № 286-287 НК РФ. Реквизиты для перечисления налога на доходы иностранных юридических лиц можно узнать в подразделении ФНС по месту нахождения представительства зарубежного предприятия. Туда же подаётся и налоговая декларация по результатам очередного налогового периода.

Существуют также некоторые особенности в налогообложении зарубежных организаций, которые необходимо учитывать. Указаны они в статьях 306 – 309 НК РФ.

Регистрация зарубежных юридических лиц

Ситуации, когда в качестве учредителя организации выступает иностранец, присущи некоторые особенности.  Немаловажным моментом является его статус: таковым может быть и физическое, и юридическое лицо. Коротко остановимся на процедурных вопросах.

Физическое лицо

Иностранный учредитель заполняет форму Р11001. Там он указывает адрес своего места жительства в другом государстве. При этом регистрация иностранных  лиц проводится после подачи в орган ФНС следующих бумаг:

  • любой документ, подтверждающий личность учредителя-иностранца;
  • документ, способный подтвердить место жительства за рубежом;
  • учредитель-иностранец, проживающий в России, представляет справку о временной регистрации.

Юридическое лицо

Регистрация иностранных юридических лиц похожа. В данном случае в дополнение к стандартному пакету бумаг  в  налоговую службу подаётся выписка из реестра страны регистрации юрлица-учредителя.

Продажа доли в ООО гражданину другой страны

Регулирует подобные сделки Федеральный Закон N 14-ФЗ от 08.02.1998. Он предусматривает, что учредитель, принявший решение продать принадлежащую ему долю в уставном капитале организации, должен уведомить о своём намерении других участников ООО. Если на протяжении 30 суток с момента отправления своим партнёрам  письменного уведомления ответ не поступит, либо  они не выразят желание купить его долю, он может заключить договор с третьими лицами, в том числе подданными других государств. Экономике нашей страны это выгодно, поскольку при такой сделке предполагается привлечение иностранного капитала.

Поэтому сама процедура продажи доли в ООО иностранцу максимально упрощена, и выполняется по тому же алгоритму, что и в случае, когда покупателем является россиянин. Единственное отличие – документы нужно перевести на русский язык, после чего потребуется их нотариально заверить. Тем, кого эта тема заинтересовала, рекомендуем ознакомиться со статьёй «Продажа доли в ООО нерезиденту».

Представительство зарубежной компании в России

Представительством называется обособленное подразделение юридического лица, находящееся не по месту его расположения, наделённое правом выполнять функции данного юрлица (либо только их определённую часть) и  его представительства. Работает такая структурная единица на основе положений, утверждённых учредившей её зарубежной организацией.

. Отметим: несмотря на то, что расположено представительство в России, подчиняется оно законам страны местонахождения головного предприятия. Касается это следующих аспектов:

  • процедуры создания;
  • перечня прав и обязанностей;
  • схемы функционирования и завершения деятельности;
  • объёма полномочий руководства и правил его назначения.

Однако, чтобы представительство начало работать, потребуется  пройти аккредитацию, то есть получить у российских властей разрешение. А уже аккредитованные подразделения зарубежной фирмы ставятся на учёт в ФНС для контроля отчислений, совершаемых ими в бюджет России.

Открытие счета в банке для иностранной организации

Иностранные компании и счета в России отнюдь не взаимоисключающие понятия. Однако сразу необходимо сказать, что открывать р/с зарубежным предприятиям разрешается исключительно в уполномоченных банках (п.1 ст. 13 №173-ФЗ «О валютном регулировании…»).

Для того чтобы выполнить эту процедуру, нерезиденту необходимо предоставить такие бумаги:

  1. Заявление.
  2. Устав.
  3. Учредительный договор.
  4. Свидетельство о регистрации.
  5. Доверенность на лицо, которому будут предоставлены полномочия открыть от имени нерезидента счёт в определённом банке, подписывать платёжные документы и т.д.
  6. Копию документа о назначении бухгалтера.
  7. Банковскую карточку с оригинальной подписью уполномоченного лица.
  8. Документ из органа ФНС о присвоении КИА, а также ИНН.
  9. Подписанный договор с банком.

Бумаги под номерами 2,3 и 4 должны быть переведены аттестованным переводчиком и легализованы с помощью апостиля. Документ №5 предоставляется в нотариально заверенном переводе, а №6 – и в оригинале, и в нотариально заверенном переводе.

Что такое контролируемые иностранные компании

Зарубежные структуры, деятельность которых контролируется налогоплательщиками-россиянами – явление далеко не новое. Однако это понятие закрепилось в отечественном законодательном пространстве сравнительно недавно – после внесения в ноябре 2014 года изменений в Налоговый кодекс.

Контролируемая иностранная компания – это организация, имеющая заграничный регистрационный адрес,  которая:

  • находится под контролем резидентов РФ (юридических и физических лиц);
  • не входит в число налогоплательщиков РФ.

Например, фирма, юридический адрес которой находится в офшорной зоне (в Белизе) с капиталом $1,5 млн. и резидентом РФ, владеющим 51% активов.

Как можно проверить иностранное юридическое лицо

Цель проверки зарубежной организации обычно триедина. Это оценка степени выгодности сотрудничества, исключение связанных с ним неприятностей, ограждение своего финансового состояния от рисков.

Чтобы проверить  зарубежную фирму на легальность, применяются два способа:

  • запросить из иностранных реестров актуальные данные через интернет. Государственные реестры, аналогичные российским ЕГРЮЛ и ЕГРИП, существуют и в других странах. В них учтены все официально учреждённые предприятия. И что интересно – узнать таким способом сведения об иностранном юридическом лице наш соотечественник может даже в более полном объёме, чем об организации, «прописанной» в РФ.
  • отправить в занимающийся ведением реестра уполномоченный орган запрос на предоставление необходимых данных в письменном виде. Этот способ проверки схож с тем, который используется для выяснения актуальных сведений об отечественных партнёрах. Реализуется он путём подачи запроса на получение из иностранного реестра нотариально заверенной выписки.

Зарубежные компании, работающие в России

Выход на российский рынок  иностранных фирм обусловлен следующими основными причинами:

  • развитие глобализации активизирует интеграционные процессы;
  • снижение издержек производства и повышение спроса на выпускаемую продукцию за счёт использования квалифицированной рабочей силы российского рынка труда;
  • иностранные предприятия получают дополнительные выгоды в результате использования конкурентных преимуществ перед отечественными организациями в высокотехнологичных отраслях.

Немаловажно также, что в различных административно-территориальных единицах  нашей страны зарубежные компании имеют возможность применять разнообразные методы ведения бизнеса, которые практикуются ими с учётом регионального развития.

Многих интересует, сколько и какие иностранные компании работают в России. Что касается количественных показателей, то в прошлом, 2017 году, их было учреждено 12,6 тыс. Вряд ли эти цифры могут многое сказать рядовому россиянину. А вот сведения, что за их  счёт объём иностранных инвестиций в российскую экономику увеличился до отметки $27,9 млрд, более информативны. В частности, от бюджетных доходов 2017 года это составляет 12,4%.

Несмотря на введение антироссийских санкций, с рынка не ушли иностранные компании, входящие в число лидеров конкретного  сегмента промышленного производства. Так, продолжает работать филиал PepsiCo, зарабатывая в России около $5 млрд в год, или около 7% от объёма консолидированной выручки всей корпорации.

Также вопреки санкциям было подписано соглашение между General Electric и Роснефтью. В соответствии с ним американский бренд будет выпускать для российских танкеров инновационное оборудование.

Не закрыли свои проекты в России  такие зарубежные компании, как Toyota Motors, Volkswagen Group Rus, IKEA и другие.

Заключение

Предоставление иностранным юридическим лицам национального режима, основанное на нормах ГК РФ, не требует его фиксации в отдельных законодательных актах. Сам же национальный режим может выходить за рамки подпадающих под действие гражданско-правового законодательства отношений. Но юридической базой для этого должен выступать федеральный закон либо международный договор, заключённый с другим государством.

Иностранные  юрлица могут быть участниками и учредителями создаваемых в России товариществ и хозяйственных обществ. Государственную принадлежность зарубежного предприятия определяет его статут.

Договор подряда: виды и особенности договора подряда с физическим лицом - иностранным гражданином

Договор поставки. Особенности и юридические тонкости

Индивидуальный субъект административного права

Лекция 4. Что такое контролирующее лицо иностранной структуры без образования юридического лица?

Понятие иностранного юридического лица.

Иностранное юридическое лицо – это юридическое лицо, созданное на территории иностранного государства.

Под юридическими лицами в отличие от физических лиц понимаются обычно такие субъекты права, имущество которых обособлено от имущества его создателей (учредителей, участников). В международном частном праве в отношении юридических лиц применяется понятие личного закона юридического лица.

Согласно третьей части ГК РФ, на основе личного закона юридического лица определяются, в частности, следующие вопросы:

  • правовой статус организации в качестве юридического лица;
  • организационно-правовая форма юридического лица;
  • требования к наименованию юридического лица;
  • вопросы создания, реорганизации и ликвидации юридического лица, в том числе вопросы правопреемства;
  • содержание правоспособности юридического лица;
  • порядок приобретения юридическим лицом гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей;
  • отношения внутри юридического лица, включая отношения юридического лица с его участниками;
  • способность юридического лица отвечать по своим обязательствам.

Из этого перечня видно, какое значение придается личному закону (иногда применяют термин «личный статут») юридического лица

Каким образом можно определить, закон какой страны будет рассматриваться в качестве личного закона? Это определяется так называемой национальностью юридического лица. Термин «национальность», как и многие термины в области международного частного права, применяется к юридическим лицам условно, в ином смысле, чем он применяется к гражданам. Речь идет об установлении принадлежности юридического лица к определенному государству. В международной практике наряду с определением личного закона юридического лица государственную принадлежность юридического лица («национальность») необходимо установить для того, чтобы знать, какое государство может оказывать дипломатическую защиту таким лицам.

Кроме того, без определения «национальности» юридического лица нельзя будет установить, на какие юридические лица распространяется национальный режим или режим наибольшего благоприятствования, предусмотренный двусторонними договорами о правовой помощи, например, по договорам РФ с Латвией и Эстонией, соглашениями о торгово-экономическом сотрудничестве, о поощрении и взаимной защите капиталовложений, действующими для России в отношении большого числа государств.

Вопрос о критериях определения «национальности» юридических лиц решается по-разному в различных государствах.

Личный закон юридического лица. Критерии его определения. Виды юридических лиц.

Статья 1202. Личный закон юридического лица

1. Личным законом юридического лица считается право страны, где учреждено юридическое лицо.

2. На основе личного закона юридического лица определяются, в частности:

1) статус организации в качестве юридического лица;

2) организационно-правовая форма юридического лица;

3) требования к наименованию юридического лица;

4) вопросы создания, реорганизации и ликвидации юридического лица, в том числе вопросы правопреемства;

5) содержание правоспособности юридического лица;

6) порядок приобретения юридическим лицом гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей;

7) внутренние отношения, в том числе отношения юридического лица с его участниками;

8) способность юридического лица отвечать по своим обязательствам.

3. Юридическое лицо не может ссылаться на ограничение полномочий его органа или представителя на совершение сделки, неизвестное праву страны, в которой орган или представитель юридического лица совершил сделку, за исключением случаев, когда будет доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать об указанном ограничении.

Прежде всего это критерий инкорпорации - регистрации, или учреждения. Говоря вообще, юридическое лицо имеет соответствующую юридически значимую правовую связь с тем государством, в котором оно занесено в реестр юридических лиц (либо торговый реестр).

Закон Юридического Лица выступает критерий контроля (относящий лицо к правопорядку страны, из которой оно фактически контролируется, управляется), который часто использовался в периоды мировых войн, иногда применяется судами и в современную эпоху благодаря его комплексности, что иногда более предпочтительно, нежели сугубо формальные признаки и основанные на них подходы.

Личный закон (статут) определяет непосредственно правовое положение предприятия (является ли оно юридическим лицом, его правоспособность, порядок совершения сделок, вопросы учреждения, существования и ликвидации). Таким образом, личный закон предполагает определение конкретного государства, которому принадлежит юридическое лицо.

   Национальность юридического лица означает его принадлежность к конкретному государству и определяется в соответствии с критериями, установленными в стране, суд которой рассматривает возникший спор.

   Понятие “личного статута” и “национальности” взаимосвязаны и взаимообусловлены: национальность юридического лица определяет его личный статут, а содержание личного статута зависит от того, какую национальность имеет юридическое лицо. В каждой правовой системе существуют коллизионные нормы, определяющие гражданскую правоспособность (личный статут) юридических лиц.

Различают следующие наиболее распространенные критерии определения национальности:

   1. Критерий инкорпорации: юридическое лицо имеет национальность государства, в котором оно зарегистрировано.

   2. Критерий оседлости: юридическое лицо имеет национальность государства, где находятся правление или главные органы управления юридического лица.

3. Критерий деятельности: юридическое лицо имеет национальность того государства, в котором оно осуществляет свою деятельность (извлекает прибыль, получает доходы, делает налоговые отчисления).

4. Критерий контроля: юридическое лицо имеет национальность государства, где проживают (или имеют гражданство) учредители данного юридического лица.

Виды юридических лиц

В зависимости от формы собственности:

государственные

частные (негосударственные)

В данной классификации можно учесть прямую аналогию с принятым зарубежным делением:

юридические лица публичного права

юридические лица частного права

В зависимости от целей деятельности:

Коммерческие

Некоммерческие

По составу учредителей:

Юридические лица, учредителями которых являются только юридические лица (союзы и ассоциации)

Только государственные (унитарные предприятия)

Любые субъекты гражданского права (все остальные юридические лица)

По характеру прав участников выделяют организации:

на имущество которых учредители имеют право собственности или иное вещное право (государственные и муниципальные предприятия, а также учреждения)

в отношении которых их участники имеют обязательственные права (хозяйственные товарищества и общества, кооперативы)

в отношении которых их участники не имеют имущественных прав (общественные объединения, религиозные организации, фонды и объединения юридических лиц)

В зависимости от объема вещных прав организации выделяют юридические лица, обладающие правом:

оперативного управления на имущество (учреждения, казённые предприятия)

хозяйственного ведения (государственные и муниципальные предприятия, кроме казённых)

собственности на имущество (все другие юридические лица)

11. Иностранные юридические лица в рф.

Правовое положение иностранных юридических лиц в РФ определяется как правилами нашего зако­нодательства, так и положениями международных до­говоров РФ с другими государствами.

Действующее законодательство исходит из того, что гражданская правоспособность иностранных юридиче­ских лиц определяется по праву страны, где учреждены юридическое лицо или организация.

Согласно многосторонней Конвенции о правовой по­мощи стран СНГ от 22 января 1993 г. правоспособ­ность юридического лица определяется законодатель­ством государства, по законам которого оно было учреж­дено.

Под юридическими лицами всегда подразумеваются юридические лица, учрежденные по нашим законам и имеющие место пре­бывания на территории РФ. Участие иностранного капитала в совместных предприятиях, учрежденных в РФ, не меняет дела, поскольку все они являются юридическими лицами права России.

Какими правами пользуются иностранные юри­дические лица в России и других странах СНГ? Ино­странные предприятия и организации могут без особого разрешения совершать в РФ сделки по внешней тор­говле и по связанным с ней расчетным, страховым и иным операциям с российскими предприятиями, органи­зациями.

Иностранные юридические лица имеют право на су­дебную защиту своих прав.

Разрешение на открытие представительства РФ выда­валось иностранным фирмам, известным на мировом рынке; положительно зарекомендовавшим себя в качест­ве партнеров наших организаций по сотрудничеству в различных сферах; заключившим с нами крупномас­штабные сделки; осуществляющим промышленную ко­операций с нашими предприятиями и организациями;. заключившим с нашими организациями наиболее важ­ные соглашения о научно-техническом сотрудниче­стве.

Деятельность представительства прекращается с ис­течением срока разрешения; прекращением деятельности фирмы; прекращением действия межправительственно­го соглашения, на основании которого было открыто представительство; по решению самой фирмы, а также по решению соответствующего министерства и ведом­ства, при котором было аккредитовано представитель­ство (в случае нарушения представительством усло­вий его деятельности).

Наряду с представительствами иностранные юри­дические лица могут создать на территории РФ свои филиалы. В соответствии с Законом об иностранных инвестициях от 4 июля 1991 г. иностранные юриди­ческие лица могут создать на территории России предприятия с долевым участием российских и иностранных инвестиций (совместные предприятия) и предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам.

Из действующего законодательства РФ можно сде­лать вывод, что иностранное юридическое лицо может осуществлять на территории России предприниматель­скую деятельность лишь путем создания каких-либо организационно-правовых структур.

12. СОВМЕСТНАЯ ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РФ.

Организационные формы совместной деятельности отличаются большим разнообразием. Однако общим для них, как правило, является то, что происходит объеди­нение капиталов, принадлежащих участникам из различ­ных стран, осуществляется совместное управление с целью достижения определенного результата, имеет мес­то совместное несение рисков и убытков.

Одной из возможных организационно-правовых форм является консорциум. Обычно во внешнеэкономической сфере консорциумы создавались на договорной основе для реализации, как правило, крупномасштабных про­ектов, которые требуют объединения усилий нескольких организаций.

На практике, а также в силу постановлений правитель­ства об отдельных консорциумах применяются два вида консорциумов.

1) Консорциумы, создаваемые для отношений с иностранными партнерами временного характера. В меж­дународной практике известны два вида таких консор­циумов: закрытый и открытый.

2) Консорциумы, создаваемые для внешнеторго­вой деятельности на длительный период времени. При­мером такого консорциума является так называемый Советский внешнеэкономический консорциум, который был создан специально в области советско-американских экономических отношений.

Совместные предприятия, созданные в РФ,—это юридические лица российского права. Однако их пра­вовой режим отличается от режима обычных юридиче­ских лиц, что обусловливается наличием в соответствую­щих правоотношениях ряда иностранных элементов.

13. ГОСУДАРСТВО КАК СУБЪЕКТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ.

Развитие международного сотрудничества в области экономики, производства, торговли, науки и культуры приводит к тому, что государство вступает в самые различные имущественные правоотношения с другими государствами, а также с международными организа­циями, юридическими лицами и отдельными гражданами других государств. При этом обычно различают два вида правоотношений, в которых участвуют государства. Во-первых, правоотношения, возникающие между государ­ствами, а также между государством и международными организациями (по экономическому и научно-техничес-кому сотрудничеству, кредитные и т. д.). Во-вторых, правоотношения, в которых государство выступает в качестве только одной стороны; другой стороной в этих правоотношениях могут быть иностранные юридические лица, международные хозяйственные (немежгосударст­венные) организации и отдельные граждане.

Отношения первого вида регулируются исключитель­но нормами международного публичного права.

Государство может выступать стороной в соответст­вующих правоотношениях при выпуске им займов, обли­гации которых продаются иностранным гражданам.

Российское государство само выступает субъектом имущественных отношений при строительстве здания для посольства за границей, аренде земельного участка или найме жилого дома. Во всех случаях эти сделки заклю­чаются торгпредством или посольством РФ от имени государства. Следует строго различать случаи, когда субъектом имущественных отношений выступает госу­дарство и когда субъектом отношений являются государ­ственные юридические лица или любые другие юридические лица.

14. ИММУНИТЕТ ГОСУДАРСТВА И ЕГО ВИДЫ.

Иммунитет государства основывается на том, что оно обладает суверенитетом, что все государства равны. Это начало международного права выражено в следую­щем изречении: «Par in parem non habet imperium» («Равный не имеет власти над равным»).

В теории и практике государств обычно различают несколько видов иммунитета: судебный, от предваритель­ного обеспечения иска и от принудительного исполне­ния решения.

Судебный иммунитет заключается в неподсудности одного государства судам другого государства. Без согласия государст­ва оно не может быть привлечено к суду другого государства. Причем не имеет значения, в связи с чем или по какому вопросу государство намереваются привлечь к суду.

Иммунитет от предварительного обеспечения иска состоит в следующем: нельзя в порядке предваритель­ного обеспечения иска принимать без согласия госу­дарства какие-либо принудительные меры в отношении его имущества.

Под иммунитетом от исполнения решения понима­ется следующее: без согласия государства нельзя осу­ществить принудительное исполнение решения, вынесенного против государства.

Вступая в гражданско-правовые отношения с иност­ранной компанией, государство может дать в заключае­мом им соглашении согласие на предъявление к нему исков в суде, а также на применение к нему мер по предварительному обеспечению иска или же в отношении принудительного исполнения.

Комиссия международного права в 1991 году приняла проект статей о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности и рекомендовала Гене­ральной Ассамблее ООН созвать международную конфе­ренцию для рассмотрения этого проекта.

До принятия универсальной международной конвен­ции по этому вопросу существенную роль продолжает играть судебная практика каждого государства.

15. ВОПРОСЫ СОБСТВЕННОСТИ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ.

Проблемы собственности в современных международ­ных отношениях многообразны. В традиционных кур­сах международного частного права стран Запада раздел о праве собственности сводится, как правило, исключи­тельно к изложению коллизионных вопросов.

В законодательстве многих государств проводится различие между правом на недвижимое имущество и правом на движимое имущество. В отношении недви­жимости законодательство, судебная практика и доктри­на этих государств придерживаются принципа, согласно которому право собственности на недвижимость регули­руется законом места нахождения недвижимости. Этот закон определяет и содержание права собственности на недвижимость, и форму и условия перехода прав на недвижимость.

Более сложным является положение с движимым иму­ществом. Сюда относятся обычно права требования, цен­ные бумаги, транспортные средства, личные вещи и т. д. В отношении этой категории имущества в различных государствах по-разному решается вопрос о значении принципа закона места нахождения вещи, хотя и в от­ношении режима движимого имущества указанный прин­цип имеет решающее значение.

В доктринах международного частного права сущест­вуют различные точки зрения на то, какой закон регу­лирует переход права собственности, если вещь приобре­тается не в том государстве, где она находится. В од­них странах доктрина высказывается в пользу приме­нения закона места нахождения вещи, в других предпо­чтение отдается личному закону собственника.

В действующем в России законодательстве имеет­ся несколько коллизионных норм, касающихся права собственности. Основное правило содержится в ст. 164 Основ гражданского законодательства 1991 года, нося­щей название «Право собственности». В этой статье закреплен ряд положений. Во-первых, установлено, что «право собственности на имущество определяется по праву страны, где это имущество находится» (ч. 1). Во-вторых, предусматривается, что право собственности на транспортные средства, подлежащие внесению в госу­дарственные реестры, определяется по праву страны, где транспортное средство внесено в реестр. В-третьих, предусмотрено, что «возникновение и прекращение пра­ва собственности на имущество определяются по праву страны, где это имущество находилось в момент, когда имело место действие или иное обстоятельство, послу­жившее основанием для возникновения или прекраще­ния права собственности, если иное не предусмотрено законом» (ч. 2).

Таким образом, в РФ закон места нахождения вещи признается исходным коллизионным началом для решения вопросов права собственности. Закон места нахождения вещи определяет прежде всего, какие вещ­ные права возможны вообще и каково их содержа­ние.


Смотрите также