Санкт-Петербург, м. Пл. Восстания,
ул. Гончарная, дом 13

+7 (812) 458-53-53

+7 (921) 771-65-11

[email protected]

Школы в швеции


Шведское школьное образование — Швеция

Other languages

Главное в школьном образованиии в Швеции  – выявить и развить таланты и способности каждого ребенка, а также научить школьников ставить перед собой цели и достигать их. Работая с детьми, учитель берет на себя роль, скорее, помощника, нежели строгого педагога с указкой.

Читать

Главное в школьном образованиии в Швеции  – выявить и развить таланты и способности каждого ребенка, а также научить школьников ставить перед собой цели и достигать их. Работая с детьми, учитель берет на себя роль, скорее, помощника, нежели строгого педагога с указкой.

Формально образовательный процесс начинается буквально с ясель: aбсолютное большинство шведских детей начинают ходить в детские сады уже в возрасте 1,5-2 лет. Дошкольное образование – неотъемлемая часть шведской образовательной системы и доступно для всех, независимо от уровня доходов. Шведское дошкольное образование подчеркивает важность игры в развитии ребенка. Все более популярным становится гендерно-ориентированное образование, основная цель которого – дать детям равные возможности в жизни, независимо от пола. Каждому ребёнку в возрасте 6 лет гарантировано место в подготовительном классе (förskoleklass), где детей готовят к первым шагам в общеобразовательной школе.

Личность ребенка и его достоинство – неприкосновенны, и дети в Швеции имеют такое же право на уважение и равноправие, как и взрослые.

Поэтому, несмотря на то, что большинство занятий в школе проходит в классах в групповой форме, преподаватель никогда не будет хвалить одних и ругать других прилюдно. Все, что касается успеваемости или поведения конкретного ребенка в школе, обсуждается индивидуально, с самим ребенком и его/её родителями. Все учителя, работающие в школах, как преподаватели-предметники, так и те, кто занимаются внеклассной работой с детьми, имеют специальное педагогическое образование и проходят обязательную аттестацию.

С шестилетнего возраста каждый ребенок в Швеции имеет право на бесплатное образование в школе. Закон Швеции «Об образовании» предписывает девять лет обязательного обучения в школе для всех детей.

Обязательное школьное образование в Швеции подразумевает три этапа обучения: начальная школа – lågstadiet (1–3 классы), средние классы – mellanstadiet (4–6 классы), старшие классы – högstadiet (7–9 классы). После окончания обязательной 9-летней школы следует гимназическое образование (10-12 классы).

Для поступления в гимназические классы (10-12 годы обучения) ученики должны иметь проходные баллы по шведскому, английскому языкам и математике. Обучение в гимназии не является обязательным, однако, её необходимо закончить, если собираешься поступать в университет, а также чтобы устроиться на работу по некоторым специальностям сразу после школы. В 2017 году примерно 75,2% учащихся гимназических классов получили свидетельства об окончании полной 12-летней средней школы.

До шестого класса ученикам в шведских школах вообще не ставят оценок, чтобы не мешать индивидуальному развитию и не вызывать чувство конкуренции и стресс. За последние сто лет Швеция перепробовала много систем оценки знаний. В 2011 году шведские школы перешли с трехбалльной на шестибалльную шкалу. Ученикам могут поставить такие оценки: A (отлично), B (очень хорошо), C (хорошо), D (удовлетворительно), E (адекватно), F – непроходной балл. Система аттестации и оценки знаний школьников – вечный предмет острых споров, как среди политиков, так и школьных работников. Шведы считают, что любая система оценок всегда несовершенна и таит в себе несправедливость. Поэтому новые подходы к аттестации учеников регулярно обсуждают в риксдаге и муниципальных органах власти.

Физкультура тоже значится в расписании, но больше в форме подвижных игр, походов в лес и на природу, если погода позволяет.

Фото: Лена Гранфельт / imagebank.sweden.se

С первого класса по третий основу школьной программы составляют математика, шведский язык, домоводство, обществоведение и природоведение. Занятия по большей части – в форме игры. Уже в 7-10 лет на уроках обществоведения детей активно приобщают к обсуждению происходящего в мире, например, после совместного просмотра детской программы новостей – Lilla Aktuellt. Эта программа идет ежедневно по шведскому телевидению. В простой и доходчивой форме она знакомит самых маленьких телезрителей с главными событиями Швеции и мира. С третьего класса школьники начинают изучать английский. Зубрежкой и грамматикой им пока не докучают – разучивают простые песенки, учат считать и в игровой форме знакомят с некоторыми словами и выражениями. Физкультура тоже присутствует в расписании, но больше в форме подвижных игр, походов на природу, если погода позволяет. Занятия по домоводству – одни из самых любимых. На них мальчики и девочки вместе учатся шить и вязать, мастерить игрушки и нехитрую домашнюю утварь своими руками, а также готовить и печь по несложным рецептам.

Со средних классов учебная нагрузка и объем требований к знаниям и умениям школьников заметно растут. Становится больше домашних заданий – и возможностей для самостоятельного выбора предметов. К примеру, с шестого класса можно выбрать второй язык, помимо английского. Наиболее популярны немецкий, французский и испанский. В некоторых школах даже есть возможность изучать русский язык.

Национальный экзамен

Ученики третьего, шестого и восьмого классов проходят обязательное тестирование по некоторым предметам. Цель экзаменов, правда, не только оценить успеваемость каждого ученика, но и измерить общий уровень качества образования в школах страны и определить, насколько хорошо или плохо они справляются со своей образовательной миссией.

  • В Швеции 83% взрослых в возрасте 25–64 лет получили диплом об окончании старшей средней школы (гимназии), в то время как в среднем по странам ОЭСР такой диплом получили около 75%  взрослых.
  • Образование в Швеции финансируется в основном за счет муниципальных налогов, но существует также общая государственная дотация. Ее выделяют муниципалитетам, у которых недостаточно средств в бюджете на образование
  • Швеция была первой страной в мире, которая запретила телесные наказания детей в 1979 году. Она также была одной из первых стран, подписавшей Конвенцию Организации Объединенных Наций о правах ребенка в 1990 году.

Психологическое самочувствие детей – приоритет шведских школ. В каждой есть куратор, к которому ребенок может прийти и рассказать, например, о своих проблемах с успеваемостью, о трудностях в шведской семье или со сверстниками. Кроме того, учителя регулярно проводят индивидуальные беседы с каждым ребенком, в ходе которых стараются выяснить, насколько комфортно ребенок себя чувствует в классе, среди одноклассников, успевает ли усваивать материал, нуждается ли в дополнительной помощи со стороны школы или родителей. В начале и конце каждого учебного полугодия проводится аттестация учеников. Проходит она индивидуально, в форме беседы с самим ребенком и его родителями. Её цель – помочь ребенку определить проблемные точки в учебе и понять, над чем нужно работать в будущем. При этом учитель выступает лишь как модератор, задает наводящие вопросы, помогает ребенку сформулировать мысль, но не навязывает свою точку зрения.

Знаешь ответ – докажи

При решении задач, к примеру, по математике, физике или химии, в шведской школе особое внимание уделяют тому, как мыслит и как анализирует задачу ученик. То есть, важно не только дать правильный ответ, но и показать, каким образом ты приходишь к решению.

Шведские Законы «Об образовании» и «О запрете дискриминации» защищают детей и учащихся от обращения, унижающего их достоинство, травли и притеснения. Директора школ, детсадов и руководители образовательных программ для взрослых обязаны гарантировать отсутствие дискриминации и обеспечение уважительного обращения со всеми учащимися. В 2006 году Швеция назначила первого омбудсмена, на которого была возложена задача предоставлять информацию о дискриминационных действиях, чтобы помочь школам в предотвращении травли детей и представлять интересы учащихся. Омбудсмен является членом шведской Школьной инспекции, правительственного органа, которому поручено инспектирование школ. Немаловажно также, что в каждой школе есть медсестра, психолог и социальный работник.

www.skolinspektionen.se

www.do.se

Ученики, которым с трудом даются чтение и/или письмо, имеют право на дополнительную индивидуальную помощь со стороны преподавателей. Некоторым детям бывает сложно сосредоточиться на том, что говорит учитель. По статистике, практически в каждом классе есть ребенок с диагнозом ADHD (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Таким детям нужна особая поддержка, чтобы научиться концентрироваться и не отвлекаться. Для них разрабатывают индивидуальный план учебы, чтобы они смогли догнать своих сверстников и раскрыться в полной мере.

Фото: Симон Паулин / imagebank.sweden.se

Кроме школьной программы, ученики в возрасте от 6 до 13 лет обычно занимаются в группе продлённого дня – после уроков или до начала занятий, если родители начинают рано работать. Специальные педагоги ведут творческие, игровые, развивающие занятия. Обычно это рисование, декор, рукоделие, поход в лес или командные игры. За группу продлённого дня родители платят взнос в зависимости от доходов семьи. Соответственно, более обеспеченным родителям продленка обойдется дороже – в пределах 450 крон в месяц.

Обновлено: 28/11/2018

Это официальный сайт Швеции. Всё о нашей стране на русском языке.

Этот сайт находится в ведении Шведского института. Это совместный проект:

Copyright © 2013-2018 Swedish Institute.

20 особенностей шведской школы

Двадцать особенностей и отличий шведской школы от российской, касающихся учебы, перемен, распорядка дня и оценок.

  1. Начало и окончание учебного года проходит в разные дни в разных школах. Иногда, даже проходит в разные недели. Поэтому шведские детишки не идут первого сентября в школу.
  2. В Швеции есть продленка. Но особенность продленки, что туда могут ходить только дети до 12 лет. Кроме того, эта продленка работает еще и до начала занятий. Например, в моей школе продленка работает с 6:30 до 18:00. Вот такой длинный день получается.
  3. Нет бумажных дневников. Зато есть электронные дневники, в которые учителя выставляют оценки и родители могут посмотреть их в онлайн-режиме.
  4. Оценки ставятся, начиная с 6 класса.
  5. Оценки — это не цифры, а буквы. A B C D E F, где F — это незачет.
  6. Все учебники даются бесплатно всем ученикам школы.
  7. Вся канцелярия, все ручки, карандаши, ластики, клей и другое. Все это дается бесплатно в шведской школе.
  8. Дети пишут в самих учебниках. Тетрадей в шведских школах практически нет. Все пишется в учебниках или на распечатанных листочках.
  9. Дети пишут простыми карандашами, шариковые ручки не используются.
  10. Шведские дети пишут печатными буквами. Все годы вплоть до выпуска из школы.
  11. Нет домашнего задания. Иногда его все же задают старшеклассникам, но оно гораздо меньше, чем в России. И если его дают, то дают минимум на неделю. Например, с текущего понедельника на следующий понедельник.
  12. В Швеции ненормированные уроки. Некоторые уроки длятся полчаса, некоторые длятся час или час с четвертью. Даже в одной и той же школе, в одном и том же классе длина урока может варьироваться.
  13. Вы не услышите любимого звонка с урока и на урок. Звонков нет. Дети, как правило, знают когда и куда нужно идти. Иногда учителя помогают собрать детей и вывести их на улицу или привести в класс.
  14. Перемены. Дети младших классов в обязательном порядке проводят свои переменки на улице, не смотря на погоду. На улице они бегают и играют.
  15. Шведские школьники часто ездят в различные музеи, в театры на спектакли и все эти поездки организует школа. Родители не платят ни за транспорт, ни за входные билеты. Если какой-то класс желает ездить чаще на какие-то экскурсии, то класс может собрать деньги на дополнительные поездки, самостоятельно заработав их. Что дети для этого делают? Дети пекут для этого различные пирожки, булочки и пирожные и ходят по соседям продавать. Или, например, продают какую-то одежду из каталогов или различные сувенирчики на рождество. Все эти заработанные деньги детишки складывают и отправляются в совместную поездку с классом.
  16. В старших классах есть уроки по половому воспитанию. Но это только в старших классах.
  17. В шведской школе есть уроки труда и домоводства. Но эти уроки проходят одинаково и для мальчиков, и для девочек. То есть шведские мальчики и девочки вместе вяжут, шьют, готовят еду, стучат молотком, строят скворечники. Все это они делают вместе.
  18. После урока физкультуры, дети принимают душ в любом возрасте. Начиная с маленьких детей и заканчивая старшеклассниками.
  19. Кроме английского языка, обязательно изучают еще и второй иностранный язык. Это может быть французский, испанский или же немецкий.
  20. В Швеции есть развивающие разговоры. Это альтернатива привычных нам родительских собраний. На этих встречах сидят ребенок, его родитель и учитель. Они втроем разговаривают 45 минут об успехах ученика и над чем ему еще нужно поработать.

Если вы знаете и другие особенности шведской школы, напишите их в комментарии.

Среднее образование в Швеции

Среднее образование в Швеции для русских не является таким же доступным, как в других странах. Узнайте про систему среднего образования, возраст обучения детей и классификацию школ и гимназий страны.

В Швеции школьное образование является обязательным для всех детей в возрасте от 7 до 16 лет. Обучение состоит из двух ступеней - обязательной средней школы (9 лет) и гимназии (3 года). Гимназия не является обязательной, но большинство школьников после окончания средней школы идут в гимназию - без этого нельзя будет потом поступить в вуз.

В Швеции есть и государственные, и частные школы, и дети из России могут учиться и в тех, и в других.

Государственные школы принимают иностранных учеников в возрасте 14-17 лет, то есть на второй ступени среднего образования (гимназия). Правда, отучиться все три года и получить шведский аттестат зрелости по этой программе не получится. Иностранные школьники (кроме тех, кто проживает в стране постоянно) могут провести в шведской школе только один академический год. Зато опыт обучения в иноязычной среде в другой стране будет колоссальный.

Для того, чтобы попасть на программу, нужно хорошо знать английский язык (обучение в школе ведется на шведском по национальной образовательной программе, но знание шведского не является обязательным требованием при зачислении) и иметь хорошие оценки в российской школе. С каждым претендентом обязательно проводится собеседование. Предпочтение отдается тем детям, которые продемонстрировали коммуникабельность и эрудицию. Во время учебы в шведской школе дети обычно живут в семье - это помогает освоиться в стране и быстро выучить язык.

Для шведских детей и тех, кто проживает в Швеции постоянно, обучение в государственной школе бесплатное. Для иностранцев, не имеющих гражданства или вида на жительство, обучение в шведской государственной школе идет по программе обмена, и за нее нужно платить. Однако стоит такая программа недорого - около 6 тыс. евро за учебный год.

Второй вариант - отправиться учиться в частную школу. Однако считается, что по уровню образования частные школы не превосходят государственные, которых в стране подавляющее большинство. Тем не менее, почти четверть учеников старших классов учится в частных школах.

Существуют в Швеции и школы с международными программами, хотя частично финансируются они шведским правительством. Учатся в таких школах, в основном, дети иностранцев. Такие школы привлекательны тем, что многие из них предлагают обучение по программе международного бакалавриата, представляющего собой смесь самых сильных сторон образовательных систем разных стран. С таким аттестатом можно поступать в университеты всего мира. Как правило, обучение в таких школах ведется на английском языке.

Шведские частные школы, в отличие от средних учебных заведений в других странах, часто являются бесплатными и финансируют государством или городом (хотя есть и небольшой процент платных школ): шведы считают, что у каждого ребенка, независимо от финансовой состоятельности родителей, должны быть равные права на хорошее образование. Однако обычно это правило распространяется на детей, имеющих шведское гражданство или вид на жительство. Стоимость обучения в школе для иностранцев следует уточнять в каждом конкретном случае. В платных школах обучение стоит, в среднем, 90 тыс. крон (10 тыс. евро) в год.

Среди лучших школ с международными программами - учебные заведения Стокгольма (The British International Primary School, Kungsholmen's Upper Secondary School, Sigtuna School, The International School, Vittraskolorna/Vittra schools, Internationella Engelska Skolan), Гетеборга (The International School Gothenburg, Hvitfeldska Upper Secondary School, Internationella Engelska Skolan) и Мальмо (Bladin's International School, Söderkulla International School, Malmö Borgar School).

Читайте далее:

Как устроена шведская школа?

От редакции: эта статья продолжает серию публикаций про то, как устроена изнутри шведская школа и система школьного образования. Первую статью серии можно посмотреть здесь: Как мой ребенок пошел в шведскую школу Так выглядит кабинет первоклашек в школе Фонтин — именно там учится мой ребенок

Förskolan или неофициально dagis — аналог российских детских садов. Туда ходят дети от 1 до 5 лет. Принято, что ребенок начинает посещать садик, когда ему исполняется год или чуть позже. Довольно часто первые полгода мама берет отпуск по уходу за ребенком, потом еще полгода папа, и дальше мама, пока ребенок не адаптировался в садике.

Оптимальным размером групп на сайте школьного министерства указано 6–12 детей на группу 1–3-х леток, и 9–15 детей в старших группах (4–5 лет). В реальности по данным статистики в среднем на группу приходится 15,9 ребенка (на 2016 год).

Видео на шведском языке про размеры групп в детских садах.

Когда ребенку исполнилось шесть лет, он имеет право на обучение в нулевом классе (förskoleklass), основная задача — адаптация к школе. Нулевой класс обычно размещен в здании школы, рядом с первым классом. Дети из нулевого класса тем же составом переходят в первый класс. Они понемногу учатся читать, писать, считать, привыкают к школьным рутинам. Расписание довольно свободное — можно опоздать, хотя каждый день начинается с планерки. Большую часть времени дети сидят на полу, играя или чем-то занимаясь.

От государства положено бесплатно 525 часов в год, но можно оставить ребенка на «продленку» (fritids — дословно свободное время). На фритидз они будут ходить вместе с детьми, которые уже ходят в первый класс. Фритидз платный, но стоимость зависит от семейного дохода. В моем случае из 1050 крон детского пособия в месяц около 900 крон мы платим коммуне (в бюджет области) за продленку. Стоимость зависит от количества дней в месяце и немного растет из года в год. Считается, что туда могут ходить только те дети, чьи родители работают. Возможное время пребывания с 6.30 утра до 18 вечера, но забирать ребенка после 17 вечера считается не очень правильным, да и большинство знакомых мне детей проводят в школе с 8 утра до 4 часов дня.

«Детей через забор не перекидывать». То есть ребенка надо сдать в руки фрёкен и из рук же забрать.Учебный план для начальной школы, нулевого класса и групп продленного дня на 2017 год. Можно скачать и изучить здесь — 294 страницы, шведский язык.

Grundskola — это классы с 1 по 9. В нашей школе учится около 350 учеников с нулевого по шестой. С шестого по девятый класс у моей дочери будет другая школа и другое здание.

Согласно информации на сайте министерства, часы в средней школе распределяются следующим образом (с оговорками, что у школы и учеников есть право варьировать количество часов):

• Рисование (Bild) — 230 часов;• Домоводство и умение быть клиентом (Hem-och konsumentkunskap) — 118 часов;• Спорт и здоровье (Idrott och hälsa) — 500 часов;• Музыка (Musik) — 230 часов;• Ремесла (Slöjd) — 330 часов;• Шведский или шведский как иностранный (Svenska eller svenska som andraspråk) — 1 490 часов;• Английский (Engelska) — 480 часов;• Математика (Matematik) — 1 125 часов;• География, история, религиоведение, обществознание (Geografi, historia, religionskunskap, samhällskunskap) — 885 часов;• Биология, физика, химия, технология (Biologi, fysik, kemi, teknik) — 800 часов;• Язык по выбору (Språkval)— 320 часов;• Предмет по выбору ученика (Elevens val)— 382 часов.

Итого, получается 6 890 гарантированных учебных часов. Из них по выбору школы — 600.

В шестом классе ученики начинают получать отметки по всем предметам, кроме родного (не шведского)языка. Успеваемость по родному языку оценивается с седьмого класса. Ребенок, у которого шведский язык не родной, имеет право на обучение родному языку.

До шестого класса раз в полгода проходит встреча с родителями, на которой обсуждаются образовательные цели и их достижение конкретным ребенком.

С этого года в среднем образовании будут уделять больше внимания информационным технологиям, то есть детей будут учить программированию в значительно большем объеме, чем раньше.

После окончания средней школы все дети имеют право на трехлетнее обучение по гимназической программе (Gymnasieutbildning). Обучение в гимназии не обязательно.

Ученики могут выбрать одну из восемнадцати образовательных программ. 12 программ связаны с рабочими специальностями, 6 — подготовка к университету. Еще 5 программ разработаны для тех, кто по каким-то причинам не может учиться по одному из этих направлений (в основном это иностранцы).

После окончания этих программ, ученик может сразу приступать к работе. Все ученики имеют право на выбор дополнительных предметов, чтобы потом иметь возможность поступить в высшую школу или университет.

Примерные области профессиональной подготовки:

  • Дети и внешкольное образование;
  • Строительство;
  • Энергетика;
  • Транспорт;
  • Управление;
  • Гостиничное дело и туризм;
  • Ремесла;
  • Промышленное производство;
  • Сельское хозяйство;
  • Рестораны;
  • Обслуживание недвижимости;
  • Медицина.

Обучение по этим программам не дает возможность получить специальность после окончания гимназии, но дает возможность подготовиться к поступлению в высшее учебное заведение.

Примерные названия направлений:

  • Экономика;
  • Эстетика;
  • Гуманитарное направление;
  • Естественно-научное направление;
  • Обществоведение;
  • Техническое направление.

Дальше начинается высшая школа, которая не относится к среднему образованию. Еще особняком стоят танцевальные и спортивные школы.

Так проходят занятия для будущих медиков в гимназии Мимерш хюс города Кунгэльв

Все дети, проживающие в Швеции, обязательно должны учиться с 1 по 9 класс. Сам образовательный процесс, учебники, расходные материалы и питание оплачиваются государством.

У детей с 1 года до 5 лет есть право ходить в детский сад, а дети с 6 до 12 лет могут посещать fritids (продленку), при условии, что родители работают или учатся.

Ребенок имеет право на учебу в ближайшей школе. Если родители выбрали другую школу, то надо связаться с ее директором и, при наличии свободных мест, ребенка возьмут.

Отметки ставятся с 6 класса. В 9 классе ученики получают аттестаты. Шкала выглядит так: A, B, C, D, E и F, где А — отлично, F — не сдал.

Подростки с 16 до 20 лет имеют право на бесплатное трехлетнее гимназическое образование, при условии, что они закончили среднюю школу.

До 1958 года в школах были разрешены телесные наказания, а дети не имели права обращаться к учителю на «ты», только «фрёкен» или «магистр». Сейчас учитель выполняет роль лидера группы, но отношения между ним и учениками более равные.

В шведской школе обучение сексу и совместному проживанию является частью учебной программы. На уроках рассказывают о любви и о том, как жить в уважительных, равных и любящих отношениях с другим человеком. Этот предмет преподается в Швеции более полувека.

Если вас заинтересовала тема, и вы хотите что-то спросить или уточнить, напишите нам по адресу [email protected] или оставьте комментарий под этой публикацией в соцсетях: VK ● Facebook ● Одноклассники ● Google+И, конечно, следите за следующими публикациями этой серии!


Смотрите также