Школы в швеции
Шведское школьное образование — Швеция
Other languages
Главное в школьном образованиии в Швеции – выявить и развить таланты и способности каждого ребенка, а также научить школьников ставить перед собой цели и достигать их. Работая с детьми, учитель берет на себя роль, скорее, помощника, нежели строгого педагога с указкой.
ЧитатьГлавное в школьном образованиии в Швеции – выявить и развить таланты и способности каждого ребенка, а также научить школьников ставить перед собой цели и достигать их. Работая с детьми, учитель берет на себя роль, скорее, помощника, нежели строгого педагога с указкой.
Формально образовательный процесс начинается буквально с ясель: aбсолютное большинство шведских детей начинают ходить в детские сады уже в возрасте 1,5-2 лет. Дошкольное образование – неотъемлемая часть шведской образовательной системы и доступно для всех, независимо от уровня доходов. Шведское дошкольное образование подчеркивает важность игры в развитии ребенка. Все более популярным становится гендерно-ориентированное образование, основная цель которого – дать детям равные возможности в жизни, независимо от пола. Каждому ребёнку в возрасте 6 лет гарантировано место в подготовительном классе (förskoleklass), где детей готовят к первым шагам в общеобразовательной школе.
Личность ребенка и его достоинство – неприкосновенны, и дети в Швеции имеют такое же право на уважение и равноправие, как и взрослые.
Поэтому, несмотря на то, что большинство занятий в школе проходит в классах в групповой форме, преподаватель никогда не будет хвалить одних и ругать других прилюдно. Все, что касается успеваемости или поведения конкретного ребенка в школе, обсуждается индивидуально, с самим ребенком и его/её родителями. Все учителя, работающие в школах, как преподаватели-предметники, так и те, кто занимаются внеклассной работой с детьми, имеют специальное педагогическое образование и проходят обязательную аттестацию.
С шестилетнего возраста каждый ребенок в Швеции имеет право на бесплатное образование в школе. Закон Швеции «Об образовании» предписывает девять лет обязательного обучения в школе для всех детей.
Обязательное школьное образование в Швеции подразумевает три этапа обучения: начальная школа – lågstadiet (1–3 классы), средние классы – mellanstadiet (4–6 классы), старшие классы – högstadiet (7–9 классы). После окончания обязательной 9-летней школы следует гимназическое образование (10-12 классы).
Для поступления в гимназические классы (10-12 годы обучения) ученики должны иметь проходные баллы по шведскому, английскому языкам и математике. Обучение в гимназии не является обязательным, однако, её необходимо закончить, если собираешься поступать в университет, а также чтобы устроиться на работу по некоторым специальностям сразу после школы. В 2017 году примерно 75,2% учащихся гимназических классов получили свидетельства об окончании полной 12-летней средней школы.
До шестого класса ученикам в шведских школах вообще не ставят оценок, чтобы не мешать индивидуальному развитию и не вызывать чувство конкуренции и стресс. За последние сто лет Швеция перепробовала много систем оценки знаний. В 2011 году шведские школы перешли с трехбалльной на шестибалльную шкалу. Ученикам могут поставить такие оценки: A (отлично), B (очень хорошо), C (хорошо), D (удовлетворительно), E (адекватно), F – непроходной балл. Система аттестации и оценки знаний школьников – вечный предмет острых споров, как среди политиков, так и школьных работников. Шведы считают, что любая система оценок всегда несовершенна и таит в себе несправедливость. Поэтому новые подходы к аттестации учеников регулярно обсуждают в риксдаге и муниципальных органах власти.
Физкультура тоже значится в расписании, но больше в форме подвижных игр, походов в лес и на природу, если погода позволяет.
Фото: Лена Гранфельт / imagebank.sweden.se
С первого класса по третий основу школьной программы составляют математика, шведский язык, домоводство, обществоведение и природоведение. Занятия по большей части – в форме игры. Уже в 7-10 лет на уроках обществоведения детей активно приобщают к обсуждению происходящего в мире, например, после совместного просмотра детской программы новостей – Lilla Aktuellt. Эта программа идет ежедневно по шведскому телевидению. В простой и доходчивой форме она знакомит самых маленьких телезрителей с главными событиями Швеции и мира. С третьего класса школьники начинают изучать английский. Зубрежкой и грамматикой им пока не докучают – разучивают простые песенки, учат считать и в игровой форме знакомят с некоторыми словами и выражениями. Физкультура тоже присутствует в расписании, но больше в форме подвижных игр, походов на природу, если погода позволяет. Занятия по домоводству – одни из самых любимых. На них мальчики и девочки вместе учатся шить и вязать, мастерить игрушки и нехитрую домашнюю утварь своими руками, а также готовить и печь по несложным рецептам.
Со средних классов учебная нагрузка и объем требований к знаниям и умениям школьников заметно растут. Становится больше домашних заданий – и возможностей для самостоятельного выбора предметов. К примеру, с шестого класса можно выбрать второй язык, помимо английского. Наиболее популярны немецкий, французский и испанский. В некоторых школах даже есть возможность изучать русский язык.
Национальный экзамен
Ученики третьего, шестого и восьмого классов проходят обязательное тестирование по некоторым предметам. Цель экзаменов, правда, не только оценить успеваемость каждого ученика, но и измерить общий уровень качества образования в школах страны и определить, насколько хорошо или плохо они справляются со своей образовательной миссией.
- В Швеции 83% взрослых в возрасте 25–64 лет получили диплом об окончании старшей средней школы (гимназии), в то время как в среднем по странам ОЭСР такой диплом получили около 75% взрослых.
- Образование в Швеции финансируется в основном за счет муниципальных налогов, но существует также общая государственная дотация. Ее выделяют муниципалитетам, у которых недостаточно средств в бюджете на образование
- Швеция была первой страной в мире, которая запретила телесные наказания детей в 1979 году. Она также была одной из первых стран, подписавшей Конвенцию Организации Объединенных Наций о правах ребенка в 1990 году.
Психологическое самочувствие детей – приоритет шведских школ. В каждой есть куратор, к которому ребенок может прийти и рассказать, например, о своих проблемах с успеваемостью, о трудностях в шведской семье или со сверстниками. Кроме того, учителя регулярно проводят индивидуальные беседы с каждым ребенком, в ходе которых стараются выяснить, насколько комфортно ребенок себя чувствует в классе, среди одноклассников, успевает ли усваивать материал, нуждается ли в дополнительной помощи со стороны школы или родителей. В начале и конце каждого учебного полугодия проводится аттестация учеников. Проходит она индивидуально, в форме беседы с самим ребенком и его родителями. Её цель – помочь ребенку определить проблемные точки в учебе и понять, над чем нужно работать в будущем. При этом учитель выступает лишь как модератор, задает наводящие вопросы, помогает ребенку сформулировать мысль, но не навязывает свою точку зрения.
Знаешь ответ – докажи
При решении задач, к примеру, по математике, физике или химии, в шведской школе особое внимание уделяют тому, как мыслит и как анализирует задачу ученик. То есть, важно не только дать правильный ответ, но и показать, каким образом ты приходишь к решению.
Шведские Законы «Об образовании» и «О запрете дискриминации» защищают детей и учащихся от обращения, унижающего их достоинство, травли и притеснения. Директора школ, детсадов и руководители образовательных программ для взрослых обязаны гарантировать отсутствие дискриминации и обеспечение уважительного обращения со всеми учащимися. В 2006 году Швеция назначила первого омбудсмена, на которого была возложена задача предоставлять информацию о дискриминационных действиях, чтобы помочь школам в предотвращении травли детей и представлять интересы учащихся. Омбудсмен является членом шведской Школьной инспекции, правительственного органа, которому поручено инспектирование школ. Немаловажно также, что в каждой школе есть медсестра, психолог и социальный работник.
www.skolinspektionen.se
www.do.se
Ученики, которым с трудом даются чтение и/или письмо, имеют право на дополнительную индивидуальную помощь со стороны преподавателей. Некоторым детям бывает сложно сосредоточиться на том, что говорит учитель. По статистике, практически в каждом классе есть ребенок с диагнозом ADHD (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Таким детям нужна особая поддержка, чтобы научиться концентрироваться и не отвлекаться. Для них разрабатывают индивидуальный план учебы, чтобы они смогли догнать своих сверстников и раскрыться в полной мере.
Фото: Симон Паулин / imagebank.sweden.se
Кроме школьной программы, ученики в возрасте от 6 до 13 лет обычно занимаются в группе продлённого дня – после уроков или до начала занятий, если родители начинают рано работать. Специальные педагоги ведут творческие, игровые, развивающие занятия. Обычно это рисование, декор, рукоделие, поход в лес или командные игры. За группу продлённого дня родители платят взнос в зависимости от доходов семьи. Соответственно, более обеспеченным родителям продленка обойдется дороже – в пределах 450 крон в месяц.
Обновлено: 28/11/2018
Это официальный сайт Швеции. Всё о нашей стране на русском языке.
Этот сайт находится в ведении Шведского института. Это совместный проект:
Copyright © 2013-2018 Swedish Institute.
20 особенностей шведской школы
Двадцать особенностей и отличий шведской школы от российской, касающихся учебы, перемен, распорядка дня и оценок.
- Начало и окончание учебного года проходит в разные дни в разных школах. Иногда, даже проходит в разные недели. Поэтому шведские детишки не идут первого сентября в школу.
- В Швеции есть продленка. Но особенность продленки, что туда могут ходить только дети до 12 лет. Кроме того, эта продленка работает еще и до начала занятий. Например, в моей школе продленка работает с 6:30 до 18:00. Вот такой длинный день получается.
- Нет бумажных дневников. Зато есть электронные дневники, в которые учителя выставляют оценки и родители могут посмотреть их в онлайн-режиме.
- Оценки ставятся, начиная с 6 класса.
- Оценки — это не цифры, а буквы. A B C D E F, где F — это незачет.
- Все учебники даются бесплатно всем ученикам школы.
- Вся канцелярия, все ручки, карандаши, ластики, клей и другое. Все это дается бесплатно в шведской школе.
- Дети пишут в самих учебниках. Тетрадей в шведских школах практически нет. Все пишется в учебниках или на распечатанных листочках.
- Дети пишут простыми карандашами, шариковые ручки не используются.
- Шведские дети пишут печатными буквами. Все годы вплоть до выпуска из школы.
- Нет домашнего задания. Иногда его все же задают старшеклассникам, но оно гораздо меньше, чем в России. И если его дают, то дают минимум на неделю. Например, с текущего понедельника на следующий понедельник.
- В Швеции ненормированные уроки. Некоторые уроки длятся полчаса, некоторые длятся час или час с четвертью. Даже в одной и той же школе, в одном и том же классе длина урока может варьироваться.
- Вы не услышите любимого звонка с урока и на урок. Звонков нет. Дети, как правило, знают когда и куда нужно идти. Иногда учителя помогают собрать детей и вывести их на улицу или привести в класс.
- Перемены. Дети младших классов в обязательном порядке проводят свои переменки на улице, не смотря на погоду. На улице они бегают и играют.
- Шведские школьники часто ездят в различные музеи, в театры на спектакли и все эти поездки организует школа. Родители не платят ни за транспорт, ни за входные билеты. Если какой-то класс желает ездить чаще на какие-то экскурсии, то класс может собрать деньги на дополнительные поездки, самостоятельно заработав их. Что дети для этого делают? Дети пекут для этого различные пирожки, булочки и пирожные и ходят по соседям продавать. Или, например, продают какую-то одежду из каталогов или различные сувенирчики на рождество. Все эти заработанные деньги детишки складывают и отправляются в совместную поездку с классом.
- В старших классах есть уроки по половому воспитанию. Но это только в старших классах.
- В шведской школе есть уроки труда и домоводства. Но эти уроки проходят одинаково и для мальчиков, и для девочек. То есть шведские мальчики и девочки вместе вяжут, шьют, готовят еду, стучат молотком, строят скворечники. Все это они делают вместе.
- После урока физкультуры, дети принимают душ в любом возрасте. Начиная с маленьких детей и заканчивая старшеклассниками.
- Кроме английского языка, обязательно изучают еще и второй иностранный язык. Это может быть французский, испанский или же немецкий.
- В Швеции есть развивающие разговоры. Это альтернатива привычных нам родительских собраний. На этих встречах сидят ребенок, его родитель и учитель. Они втроем разговаривают 45 минут об успехах ученика и над чем ему еще нужно поработать.
Если вы знаете и другие особенности шведской школы, напишите их в комментарии.
Среднее образование в Швеции
Среднее образование в Швеции для русских не является таким же доступным, как в других странах. Узнайте про систему среднего образования, возраст обучения детей и классификацию школ и гимназий страны.
В Швеции школьное образование является обязательным для всех детей в возрасте от 7 до 16 лет. Обучение состоит из двух ступеней - обязательной средней школы (9 лет) и гимназии (3 года). Гимназия не является обязательной, но большинство школьников после окончания средней школы идут в гимназию - без этого нельзя будет потом поступить в вуз.
В Швеции есть и государственные, и частные школы, и дети из России могут учиться и в тех, и в других.
Государственные школы принимают иностранных учеников в возрасте 14-17 лет, то есть на второй ступени среднего образования (гимназия). Правда, отучиться все три года и получить шведский аттестат зрелости по этой программе не получится. Иностранные школьники (кроме тех, кто проживает в стране постоянно) могут провести в шведской школе только один академический год. Зато опыт обучения в иноязычной среде в другой стране будет колоссальный.
Для того, чтобы попасть на программу, нужно хорошо знать английский язык (обучение в школе ведется на шведском по национальной образовательной программе, но знание шведского не является обязательным требованием при зачислении) и иметь хорошие оценки в российской школе. С каждым претендентом обязательно проводится собеседование. Предпочтение отдается тем детям, которые продемонстрировали коммуникабельность и эрудицию. Во время учебы в шведской школе дети обычно живут в семье - это помогает освоиться в стране и быстро выучить язык.
Для шведских детей и тех, кто проживает в Швеции постоянно, обучение в государственной школе бесплатное. Для иностранцев, не имеющих гражданства или вида на жительство, обучение в шведской государственной школе идет по программе обмена, и за нее нужно платить. Однако стоит такая программа недорого - около 6 тыс. евро за учебный год.
Второй вариант - отправиться учиться в частную школу. Однако считается, что по уровню образования частные школы не превосходят государственные, которых в стране подавляющее большинство. Тем не менее, почти четверть учеников старших классов учится в частных школах.
Существуют в Швеции и школы с международными программами, хотя частично финансируются они шведским правительством. Учатся в таких школах, в основном, дети иностранцев. Такие школы привлекательны тем, что многие из них предлагают обучение по программе международного бакалавриата, представляющего собой смесь самых сильных сторон образовательных систем разных стран. С таким аттестатом можно поступать в университеты всего мира. Как правило, обучение в таких школах ведется на английском языке.
Шведские частные школы, в отличие от средних учебных заведений в других странах, часто являются бесплатными и финансируют государством или городом (хотя есть и небольшой процент платных школ): шведы считают, что у каждого ребенка, независимо от финансовой состоятельности родителей, должны быть равные права на хорошее образование. Однако обычно это правило распространяется на детей, имеющих шведское гражданство или вид на жительство. Стоимость обучения в школе для иностранцев следует уточнять в каждом конкретном случае. В платных школах обучение стоит, в среднем, 90 тыс. крон (10 тыс. евро) в год.
Среди лучших школ с международными программами - учебные заведения Стокгольма (The British International Primary School, Kungsholmen's Upper Secondary School, Sigtuna School, The International School, Vittraskolorna/Vittra schools, Internationella Engelska Skolan), Гетеборга (The International School Gothenburg, Hvitfeldska Upper Secondary School, Internationella Engelska Skolan) и Мальмо (Bladin's International School, Söderkulla International School, Malmö Borgar School).
Читайте далее:
Как устроена шведская школа?
От редакции: эта статья продолжает серию публикаций про то, как устроена изнутри шведская школа и система школьного образования. Первую статью серии можно посмотреть здесь: Как мой ребенок пошел в шведскую школу Так выглядит кабинет первоклашек в школе Фонтин — именно там учится мой ребенокFörskolan или неофициально dagis — аналог российских детских садов. Туда ходят дети от 1 до 5 лет. Принято, что ребенок начинает посещать садик, когда ему исполняется год или чуть позже. Довольно часто первые полгода мама берет отпуск по уходу за ребенком, потом еще полгода папа, и дальше мама, пока ребенок не адаптировался в садике.
Оптимальным размером групп на сайте школьного министерства указано 6–12 детей на группу 1–3-х леток, и 9–15 детей в старших группах (4–5 лет). В реальности по данным статистики в среднем на группу приходится 15,9 ребенка (на 2016 год).
Видео на шведском языке про размеры групп в детских садах.Когда ребенку исполнилось шесть лет, он имеет право на обучение в нулевом классе (förskoleklass), основная задача — адаптация к школе. Нулевой класс обычно размещен в здании школы, рядом с первым классом. Дети из нулевого класса тем же составом переходят в первый класс. Они понемногу учатся читать, писать, считать, привыкают к школьным рутинам. Расписание довольно свободное — можно опоздать, хотя каждый день начинается с планерки. Большую часть времени дети сидят на полу, играя или чем-то занимаясь.
От государства положено бесплатно 525 часов в год, но можно оставить ребенка на «продленку» (fritids — дословно свободное время). На фритидз они будут ходить вместе с детьми, которые уже ходят в первый класс. Фритидз платный, но стоимость зависит от семейного дохода. В моем случае из 1050 крон детского пособия в месяц около 900 крон мы платим коммуне (в бюджет области) за продленку. Стоимость зависит от количества дней в месяце и немного растет из года в год. Считается, что туда могут ходить только те дети, чьи родители работают. Возможное время пребывания с 6.30 утра до 18 вечера, но забирать ребенка после 17 вечера считается не очень правильным, да и большинство знакомых мне детей проводят в школе с 8 утра до 4 часов дня.
«Детей через забор не перекидывать». То есть ребенка надо сдать в руки фрёкен и из рук же забрать.Учебный план для начальной школы, нулевого класса и групп продленного дня на 2017 год. Можно скачать и изучить здесь — 294 страницы, шведский язык.Grundskola — это классы с 1 по 9. В нашей школе учится около 350 учеников с нулевого по шестой. С шестого по девятый класс у моей дочери будет другая школа и другое здание.
Согласно информации на сайте министерства, часы в средней школе распределяются следующим образом (с оговорками, что у школы и учеников есть право варьировать количество часов):
• Рисование (Bild) — 230 часов;• Домоводство и умение быть клиентом (Hem-och konsumentkunskap) — 118 часов;• Спорт и здоровье (Idrott och hälsa) — 500 часов;• Музыка (Musik) — 230 часов;• Ремесла (Slöjd) — 330 часов;• Шведский или шведский как иностранный (Svenska eller svenska som andraspråk) — 1 490 часов;• Английский (Engelska) — 480 часов;• Математика (Matematik) — 1 125 часов;• География, история, религиоведение, обществознание (Geografi, historia, religionskunskap, samhällskunskap) — 885 часов;• Биология, физика, химия, технология (Biologi, fysik, kemi, teknik) — 800 часов;• Язык по выбору (Språkval)— 320 часов;• Предмет по выбору ученика (Elevens val)— 382 часов.
Итого, получается 6 890 гарантированных учебных часов. Из них по выбору школы — 600.
В шестом классе ученики начинают получать отметки по всем предметам, кроме родного (не шведского)языка. Успеваемость по родному языку оценивается с седьмого класса. Ребенок, у которого шведский язык не родной, имеет право на обучение родному языку.
До шестого класса раз в полгода проходит встреча с родителями, на которой обсуждаются образовательные цели и их достижение конкретным ребенком.
С этого года в среднем образовании будут уделять больше внимания информационным технологиям, то есть детей будут учить программированию в значительно большем объеме, чем раньше.
После окончания средней школы все дети имеют право на трехлетнее обучение по гимназической программе (Gymnasieutbildning). Обучение в гимназии не обязательно.
Ученики могут выбрать одну из восемнадцати образовательных программ. 12 программ связаны с рабочими специальностями, 6 — подготовка к университету. Еще 5 программ разработаны для тех, кто по каким-то причинам не может учиться по одному из этих направлений (в основном это иностранцы).
После окончания этих программ, ученик может сразу приступать к работе. Все ученики имеют право на выбор дополнительных предметов, чтобы потом иметь возможность поступить в высшую школу или университет.
Примерные области профессиональной подготовки:
- Дети и внешкольное образование;
- Строительство;
- Энергетика;
- Транспорт;
- Управление;
- Гостиничное дело и туризм;
- Ремесла;
- Промышленное производство;
- Сельское хозяйство;
- Рестораны;
- Обслуживание недвижимости;
- Медицина.
Обучение по этим программам не дает возможность получить специальность после окончания гимназии, но дает возможность подготовиться к поступлению в высшее учебное заведение.
Примерные названия направлений:
- Экономика;
- Эстетика;
- Гуманитарное направление;
- Естественно-научное направление;
- Обществоведение;
- Техническое направление.
Дальше начинается высшая школа, которая не относится к среднему образованию. Еще особняком стоят танцевальные и спортивные школы.
Так проходят занятия для будущих медиков в гимназии Мимерш хюс города КунгэльвВсе дети, проживающие в Швеции, обязательно должны учиться с 1 по 9 класс. Сам образовательный процесс, учебники, расходные материалы и питание оплачиваются государством.
У детей с 1 года до 5 лет есть право ходить в детский сад, а дети с 6 до 12 лет могут посещать fritids (продленку), при условии, что родители работают или учатся.
Ребенок имеет право на учебу в ближайшей школе. Если родители выбрали другую школу, то надо связаться с ее директором и, при наличии свободных мест, ребенка возьмут.
Отметки ставятся с 6 класса. В 9 классе ученики получают аттестаты. Шкала выглядит так: A, B, C, D, E и F, где А — отлично, F — не сдал.
Подростки с 16 до 20 лет имеют право на бесплатное трехлетнее гимназическое образование, при условии, что они закончили среднюю школу.
До 1958 года в школах были разрешены телесные наказания, а дети не имели права обращаться к учителю на «ты», только «фрёкен» или «магистр». Сейчас учитель выполняет роль лидера группы, но отношения между ним и учениками более равные.В шведской школе обучение сексу и совместному проживанию является частью учебной программы. На уроках рассказывают о любви и о том, как жить в уважительных, равных и любящих отношениях с другим человеком. Этот предмет преподается в Швеции более полувека.
Если вас заинтересовала тема, и вы хотите что-то спросить или уточнить, напишите нам по адресу [email protected] или оставьте комментарий под этой публикацией в соцсетях: VK ● Facebook ● Одноклассники ● Google+И, конечно, следите за следующими публикациями этой серии!