Санкт-Петербург, м. Пл. Восстания,
ул. Гончарная, дом 13

+7 (812) 458-53-53

+7 (921) 771-65-11

[email protected]

Школа в финляндии


Школа в Финляндии

Финское образование давно и стабильно занимает лучшие позиции во всевозможных рейтингах, перечислять которые не позволяет масштаб статьи. Однако самый главный «приз» образовательной системы страны стоит упомянуть: согласно международным исследованиям, которые раз в 3 года проводит авторитетная организация PISA, финские школьники показали самый высокий в мире уровень знаний. Они также стали самыми читающими детьми планеты, заняли 2-е место по естественным наукам и 5-е – по математике.

Но даже не это так восхищает мировое педагогическое сообщество. Невероятно, что при таких высоких результатах финские школьники проводят наименьшее количество времени за учебой, а финское государство затрачивает на свое качественное и бесплатное образование весьма умеренные средства в сравнении со многими другими странами.

В общем, есть какая-то тайна, разгадать которую пытаются педагоги разных держав. Финны ничего не скрывают и с удовольствием делятся опытом, организуя семинары, как в своей стране, так и по всему миру.

Среднее общеобразовательное обязательное обучение в Финляндии включает школу двух ступеней

– нижняя (alakoulu), с 1-го по 6-й класс

– верхняя (yläkoulu), с 7-го по 9-й класс.

В дополнительном 10-м классе учащиеся могут улучшить свои оценки. Затем дети отправляются в профессиональный колледж, либо продолжают учебу в лицее (lukio), 11–12 классы, в нашем, привычном понимании.

Финская школа исповедует постепенную нагрузку, доведенную до максимума только для добровольцев, выбравших «лукио», тех, кто очень хочет и способен учиться.

7 принципов «средней» ступени финского образования

1. Равенство:

– школ.

Нет ни элитных, ни «слабеньких». В самой крупной школе страны учится 960 учеников. В самой маленькой – 11. Все имеют абсолютно одинаковое оборудование, возможности  и пропорциональное финансирование. Почти все школы – государственные, есть десяток частно-государственных. Разница, кроме того, что родители вносят частичную оплату, в повышенных требованиях к ученикам. Как правило, это – своеобразные «педагогические» лаборатории, следующие выбранной педагогике: Монтессори, Френе, Штайнера, Мортана и Вальдорфская школы. К частным относятся и учреждения с преподаванием на английском, немецком, французском.

Следуя принципу равенства, в Финляндии существует параллельная система образования «от детских садов до университетов» на шведском языке.

Не забыты и интересы саамского народа, на севере страны можно обучаться на родном языке.

До недавнего времени финнам было запрещено выбирать школу, следовало отдавать детей в «ближайшую». Запрет сняли, но большинство родителей так и отдают детей «поближе», ведь все школы одинаково хороши.

– всех предметов.

Углубленное изучение одних предметов в ущерб другим не приветствуется. Здесь не считается, что математика важнее, к примеру, искусства. Наоборот, единственным исключением для создания классов с одаренными детьми могут быть склонности к рисованию, музыке и спорту.

– родителей.

Кто по профессии (социальному статусу) родители ребенка, учитель узнает в последнюю очередь, в случае необходимости. Вопросы учителей, анкеты, касающиеся места работы родителей, запрещены.

– учеников.

Финны не сортируют учеников на классы, учебные заведения по способностям или карьерным предпочтениям.

Также нет «плохих» и «хороших» учеников. Сравнение учеников друг с другом запрещено. Дети, как гениальные, так и с большим дефицитом умственных способностей, считаются «особенными» и учатся вместе со всеми. В общем коллективе обучаются и дети на инвалидных креслах. При обычной школе может быть создан класс для учащихся с заболеваниями органов зрения или слуха. Финны стараются максимально интегрировать в общество тех, кому требуется особое отношение. Разница между слабыми и сильными учащимися – самая маленькая в мире.

«Меня возмущала финская система образования, когда в школе училась моя дочь, которую по здешним меркам можно отнести к одаренным. Но когда в школу пошел сын, у которого обилие проблем, мне сразу все очень понравилось», – делилась впечатлениями русская мама.

– учителей.

Нет «любимых» или «ненавистных грымз». Учителя тоже не прикипают душой к «своему классу», не выделяют «любимчиков» и наоборот. Любые отклонения от гармонии ведут к расторжению контракта с таким учителем. Финские учителя должны лишь выполнять свою работу наставника. Все они одинаково важны в трудовом коллективе, и «физики», и «лирики», и учителя труда.

– равенство прав взрослого (учителя, родителя) и ребенка.

Финны называют этот принцип – «уважительное отношение к ученику». Детям с первого класса объясняют их права, в том числе, и право «жаловаться» на взрослых социальному работнику. Это стимулирует финских родителей к пониманию, что их ребенок – самостоятельная личность, обижать которую запрещено как словом, так и ремнем. Унижать учеников у педагогов не получается в силу особенностей профессии учителя, принятых в финском трудовом законодательстве. Главная особенность состоит в том, что все учителя заключают контракт только на 1 учебный год, с возможным (или нет) продлением, а также получают высокую зарплату (от 2 500 евро – помощник, до 5 000 – учитель-предметник).

2. Бесплатность:

Кроме самого обучения, бесплатны

– обеды

– экскурсии, музеи и вся внеклассная деятельность

– школьное такси (микроавтобус), которое забирает и возвращает ребенка, если ближайшая школа находится дальше двух км.

– учебники, все канцелярские принадлежности, калькуляторы, и даже ноутбуки-планшетники.

Любые сборы родительских средств на любые цели запрещены.

3. Индивидуальность:

Для каждого ребенка составляется индивидуальный план обучения и развития. Индивидуализация касается содержания используемых учебников, упражнений, количества классных и домашних заданий и отводимого на них времени, а также преподаваемого материала: кому «корешки» – более подробное изложение, а от кого требуются «вершки» – кратко о главном.

На уроке в одном и том же классе дети выполняют упражнения разного уровня сложности. И оцениваться они будут согласно персональному уровню. Если отлично выполнил «свое» упражнение начальной сложности, получи «отлично». Завтра  дадут уровень выше – не справишься, ничего страшного, снова получишь простое задание.

В финских школах, наряду с обычным обучением, есть две уникальные разновидности образовательного процесса:

– Поддерживающее обучение «слабых» учеников – то, чем в России занимаются частные репетиторы. В Финляндии репетиторство популярности не имеет, школьные учителя добровольно справляются с дополнительной помощью во время урока или после него.

– Коррекционное обучение – связано с устойчивыми общими проблемами в усвоении материала, например, из-за непонимания неродного финского языка, на котором ведется обучение, или в связи со сложностями с запоминанием, с математическими навыками, а также с асоциальным поведением некоторых детей. Коррекционное обучение проводят в малых группах или индивидуально.

4. Практичность:

Финны говорят: «либо мы готовим к жизни, либо – к экзаменам. Мы выбираем первое». Поэтому экзаменов в финских школах нет. Контрольные и промежуточные тесты – на усмотрение учителя. Существует только один обязательный стандартный тест по окончании средней общеобразовательной школы, причем, учителя не пекутся о его результатах, ни перед кем за него не отчитываются и детей специально не готовят: что есть, то и хорошо.

В школе преподают только то, что может понадобиться в жизни. Логарифмы или устройство доменной печи не пригодятся, их и не изучают. Зато здешние детишки с детства знают, что такое портфолио, контракт, банковская карта. Умеют высчитать процент налога на полученное наследство или заработанный в будущем доход, создать сайт-визитку в Интернете, просчитать цену товара после нескольких скидок, или изобразить «розу ветров» на данной местности.

5. Доверие:

Во-первых, к школьным работникам и учителям: нет проверок, РОНО, методистов, обучающих как обучать и проч. Программа образования в стране – единая, но представляет собой только общие рекомендации, и каждый педагог использует тот метод обучения, который считает подходящим.

Во-вторых, доверие к детям: на уроках можно заниматься чем-то своим. Например, если на уроке литературы включен учебный фильм, но ученику не интересно, он может читать книгу. Считается, что ученик сам выбирает, что для него полезнее.

С этим принципом тесно связаны два других:

6. Добровольность:

Учится тот, кто хочет учиться. Педагоги постараются привлечь внимание ученика, но если у него начисто отсутствует интерес или способности к учебе, ребенка сориентируют на практически полезную в будущем, «несложную» профессию и не будут бомбить «двойками». Не всем строить самолеты, кто-то должен хорошо водить автобусы.

В этом финны тоже видят задачу средней школы – выявить, стоит ли данному подростку продолжать обучение в лицее, или достаточно минимального уровня знаний, кому полезнее пойти в профессиональное училище. Надо отметить, что и тот и другой путь в стране одинаково ценится.

Выявлением склонностей каждого ребенка к определенному виду деятельности путем тестов и бесед занят штатный школьный специалист – «учитель будущего».

В общем, процесс обучения в финской школе мягкий, деликатный, но это не значит, что можно «забить» на школу. Контроль школьного режима обязателен. Все пропущенные уроки будут «отсижены» в прямом смысле. Например, для ученика 6-го класса учитель может найти «окошко» в расписании и посадить его на урок во 2-м классе: сиди, скучай и думай о жизни. Будешь мешать младшим – час не засчитают. Не выполняешь заданное учителем, не работаешь на уроке – никто не будет вызывать родителей, грозить, оскорблять, обращаясь к умственной неполноценности или лени. Если родители так же не озабочены учебой своего ребенка, он спокойно не перейдет в следующий класс.

Оставаться на второй год в Финляндии не позорно, особенно после 9-го класса. К взрослой жизни нужно готовиться серьезно, поэтому в финских школах есть дополнительный (необязательный) 10-й класс.

7. Самостоятельность:

Финны полагают, что школа должна научить ребенка главному – самостоятельной будущей успешной жизни.

Поэтому здесь учат размышлять и самим получать знания. Новых тем учитель не рассказывает – все есть в книгах. Важны не заученные формулы, а умение пользоваться справочником, текстом, Интернетом, калькулятором – привлекать нужные ресурсы к решению текущих проблем.

Также школьные педагоги не вмешиваются в конфликты учащихся, предоставляя им возможность подготовиться к жизненным ситуациям всесторонне, и развить умение постоять за себя.

Школа, школа, ты мне снишься

Учебный процесс в «одинаковых» финских школах, тем не менее, организован очень по-разному.

1. Когда и сколько учимся?

Учебный год в Финляндии начинается в августе, с 8 по 16, единого дня не существует. А заканчивается в конце мая. В осеннем полугодии имеется 3–4 дня осенних каникул и 2 недели рождественских. Весеннее полугодие включает по неделе февральских – «лыжных» каникул (финские семьи, как привило, отправляются вместе кататься на лыжах) и пасхальных.

Обучение – пятидневка, только в дневную смену. Пятница – «короткий день».

2. Чему учимся?

1–2 кл.:

изучаются родной (финский) язык и чтение, математика, природоведение, религия (согласно вероисповеданию) или «Жизнепонимание» для тех, кого религия не волнует; музыка, ИЗО, труд и физкультура. На одном уроке может изучаться сразу несколько дисциплин.

3–6 кл.:

начинается изучение английского языка. В 4-м классе – еще один иностранный язык на выбор: французский, шведский, немецкий или русский. Вводятся дополнительные дисциплины – предметы по выбору, в каждой школе они свои: скорость печатания на клавиатуре, компьютерная грамотность, умение работать с деревом, хоровое пение. Почти во всех школах – игра на музыкальных инструментах, за 9 лет обучения дети попробуют все, от дудочки до контрабаса.

В 5-м классе добавляется биология, география, физика, химия, история. С 1-го по 6-й класс обучение ведет один учитель почти по всем предметам. Урок физкультуры – это любая спортивная игра 1–3 раза в неделю, в зависимости от школы. После урока обязателен душ. Литература, в привычном для нас понимании, не изучается, это скорее, чтение. Учителя-предметники появляются только в 7-м классе.

7–9 кл.:

финский язык и литература (чтение, культура края), шведский, английский, математика, биология, география, физика, химия, основы здоровья, религия (жизнепонимание), музыка, ИЗО, физкультура, предметы по выбору и труд, который не разделяется отдельно «для мальчиков» и «для девочек». Все вместе учатся варить супы и вырезать лобзиком. В 9-м классе – 2 недели знакомства с «трудовой жизнью». Ребята находят себе любое «рабочее место» и с великим удовольствием отправляются «на работу».

3. Кому нужны оценки?

В стране принята 10-балльная система, но до 7-го класса применяется словесная оценка: посредственно, удовлетворительно, хорошо, отлично. С 1-го по 3-й класс отметки в любых вариантах отсутствуют.

Все школы подключены к государственной электронной системе «Wilma», что-то вроде электронного школьного дневника, к которому родители получают личный код доступа. Педагоги выставляют оценки, записывают пропуски, информируют о жизни ребенка в школе; психолог, социальный работник, «учитель будущего», фельдшер тоже оставляют там нужную родителям информацию.

Оценки в финской школе не имеют зловещей окраски и требуются только для самого ученика, применяются для мотивации ребенка в достижении поставленной цели и самопроверки, чтобы мог улучшить знания, если пожелает. Они никак не отражаются на репутации учителя, школы и районные показатели не портят.

Мелочи школьной жизни:

– территория школ не огорожена, охрана при входе отсутствует. Большинство школ имеет систему автоматического замка на входной двери, попасть в здание можно только согласно расписанию.

– дети не обязательно сидят за партами-столами, могут и на полу (ковре) разместиться. В некоторых школах классы оборудованы диванчиками, креслами. Помещения младшей школы устланы коврами и ковриками.

– форма отсутствует, так же как и какие-то требования по поводу одежды, можно прийти хоть в пижаме. Сменная обувь требуется, но большинство детей младшего и среднего звена предпочитают бегать в носках.

– в теплую погоду уроки часто проводятся на свежем воздухе у школы, прямо на травке, или на специально оборудованных в виде амфитеатра лавочках. Во время перемен учеников младшей школы обязательно выводят на улицу, пусть даже на 10 минут.

– домашнее задание задают редко. Дети должны отдыхать. И родители не должны заниматься с детьми уроками, педагоги рекомендуют вместо этого семейный поход в музей, лес или бассейн.

– обучение «у доски» не применяется, детей не вызывают пересказывать материал. Учитель коротко задает общий тон уроку, затем ходит между учениками, помогая им и контролируя выполняемые задания. Этим же занимается и помощник учителя (есть такая должность в финской школе).

– в тетрадях можно писать карандашом и стирать сколько угодно. Мало того, и учитель может проверить задание карандашом!

Первый раз в первый финский класс

Одна моя знакомая, недавно переехавшая в Финляндию, в прошлом году повела ребенка в 1-й класс. Она волновалась и готовилась к событию, как и положено, согласно русским традициям. Позже эмоционально делилась необычным опытом:

«Сбор возле школы в 9 утра, 14 августа. Первый шок. Впечатление, что дети «как спали, так и пришли». Мой сын в пиджачке с галстуком и букетом выглядел как приглашенный артист. Цветов кроме нас никто не дарил, бантов, шаров, песен и прочих атрибутов праздника не было. Директор школы вышла к школьникам 1–4 классов (старшие – в другом здании), сказала пару приветственных слов и поименно указала ученикам, кому в какой класс. Все. Здравствуй, наше самое первое сентября!

Все иностранцы определены в один класс: шведы, арабы, индус, англичанка, по паре детишек из Эстонии, Украины, России. Финская учительница и 3 переводчика. Некоторые дети посещают 1-й класс второй год, поэтому они тоже «на подхвате»,  в помощь.

Второй шок, уже с положительной стороны: от родителей никакой подготовки к школе не требуется. Буквально все, «от ранцев до сланцев» (портфель, наполненный «канцелярией», шлепки для бассейна, даже полотенце) ребенку выдали в школе. От родителей вообще ничего не требуется: «все хорошо, ваш ребенок замечательный», говорят всем. Единственное, о чем заботятся – достаточно ли времени проводят вместе ребенок и родители.

Третий, запомнившийся момент – столовая. На сайте школы меню на месяц, ребенок сам накладывает себе, что хочет из предложенного, на его школьной странице в Интернете есть «корзина». Меню учитывает любые предпочтения ребенка, любую диету, если таковая имеется, нужно только сообщить, также есть вегетарианская кухня. В столовой дети, как и в классе, сидят каждый за своим столом».

Вот так выглядит финское среднее образование в очень кратком изложении. Может быть, кому-то оно покажется неправильным. Финны не претендуют на идеал и не успокаиваются на достигнутом, даже в самом хорошем можно найти минусы. Они постоянно исследуют, насколько их школьная система соответствует происходящим изменениям в обществе. Например, в данный момент готовятся реформы, предполагающие разделить математику на алгебру и геометрию, и увеличить часы преподавания по ним, а также выделить литературу и общественную науку как отдельные предметы.

Однако самое главное финская школа определенно делает. Их дети не вскрикивают по ночам от нервного перенапряжения, не мечтают поскорее вырасти, не испытывают ненависти к школе, не терзают себя и всю семью, готовясь к очередным экзаменам. Спокойные, рассудительные и счастливые, они читают книжки, легко смотрят фильмы без перевода на финский язык, играют в компьютерные игры, гоняют на роликах, великах, байках, сочиняют музыку, театральные пьесы, поют. Они радуются жизни. И между всем этим успевают еще и учиться.

Наталья Киреева, Хельсинки

Чем привлекательны школы в Финляндии для иностранцев

Географическое положение и распространенность русского языка сделали Финляндию оптимальным вариантом для иностранных граждан, желающих получить образование. Школы в Финляндии – одни из лучших в Европе по итогам аналитического исследования Newsweek, а международная проверка PISA подтвердила высокий уровень подготовки учеников.

Как учатся дети в Финляндии

Финская школа, как и российская, предусматривает два учебных семестра, осенние и зимние каникулы.

Новый учебный год начинается в период с 8 по 16 августа – фиксированная дата не предусмотрена, а заканчивается в конце мая. Учебная неделя состоит из пяти дней, пятница – сокращенный день.

Ученику из Восточной Европы каникулы могут показаться короткими: всего 3–4 дня осенью, две недели зимой и пасхальные праздники.

В Финляндии у школьников электронные дневники, доступ к которым имеют все родители. Кроме того, раз в месяц школьный куратор отправляет родителям информационное письмо со всеми достижениями ученика.

Отметки выставляются по десятибалльной шкале, начиная с 4 класса.

Если говорить о том, сколько лет учатся в школе финны, то среднее образование длится 12 лет. Оно включает в себя не только освоение базовых школьных знаний, но и получение профессии в лицее или профессиональном колледже. После окончания 12-го класса школьники получают возможность поступить в любой университет страны.

Типы школ

Школьное образование в Финляндии неоднородное, учебные заведения принято делить на школы нижней и верхней ступени, а также лицеи. Кроме того, в 2019 году в стране функционируют частные школы и заведения пансионного типа.

Школа нижней ступени – alakoulu

Учебный процесс стартует с младшей или нижней школы, которая предусматривает обучение с первого по шестой класс.

Как и в России, в первые годы дети учатся в одном помещении и с одним преподавателем. За первые два года школьники знакомятся с финским языком, изучают чтение, математику, рисование, музыку и физкультуру. По согласию родителей ребенок также изучает религию, согласно вероисповеданию семьи. Атеисты могут освоить курс жизнепонимания.

Начальная школа предусматривает смешанный формат занятий: на одном уроке детям могут преподавать сразу несколько дисциплин.

В 3–6 классах ученики уже изучают английский язык, а также выбирают второй иностранный. Среди факультативов, доступных для детей, отметим компьютерные курсы, хоровое пение и работу по дереву.

В младшей школе большое внимание уделяют творческому развитию ребенка. Однако не забывают и о фундаментальных науках. Уже на пятом году обучения дети начинают осваивать историю, химию, физику и географию.

Школа верхней ступени – yläkoulu

С седьмого класса дети переходят в старшую школу, где обучаются три года – до девятого класса включительно. На этом уровне к работе с учениками подключаются педагоги-предметники. К основным предметам добавляются факультативные – в соответствии с будущей профессией ученика.

В 9-м классе школьники знакомятся с профессиональной деятельностью.

Отдельно следует сказать о десятом классе – он в Финляндии не считается обязательным. Доучиться этот год могут ребята, которые хотят улучшить свои показатели, подтянуть или углубить знания в определенном направлении .

Лицей – lukio

Поступить сразу в университет после девятого или десятого класса невозможно. Среднее образование завершается в колледже или лицее. Стандартный срок обучения – 2 года, так называемые 11-й и 12-й классы.

После окончания обучения выпускники в торжественной обстановке получают аттестаты и белые фуражки. После этого молодые парни и девушки могут поступать в университет или работать по уже освоенной специальности.

Обучение в частной школе

Частных школ в Финляндии не так уж и много, поскольку уровень обучения в государственных учебных заведениях достаточно высок. Кроме того, государство делает все возможное, чтобы обеспечить равенство учебных заведений средней школы.

Частные заведения в основном нацелены на профильное образование.

Здесь ученики получают возможность со школьной скамьи обучаться выбранной профессии, если в стандартных образовательных учреждениях такой возможности нет. Например, среди частных выделяются детские спортивные школы.

Школы-пансионы

Школы-пансионы или школы-интернаты предназначены для детей, чьи родители не имеют возможности жить в городе, где обучается ребенок. Такие школы обустроены как университеты: на одной территории находятся кампусы, где дети живут под присмотров кураторов, и школьные залы, где проходит обучение.

Учеба в таких школах стоит дороже по сравнению с классическими вариантами, однако в дополнение к безопасному проживанию ученик получит полезный досуг. Жизнь жителей кампуса наполнена экскурсиями, спортивными и интеллектуальными развлечениями.

А еще пансионы – это международные школы, где комфортно будет чувствовать себя гражданин любой страны.

За счет удобной системы “проживание + обучение” пансионы остаются наиболее востребованными среди иностранцев.

Как поступить в школу в Финляндии

Дети иммигрантов зачисляются в школы по месту жительства. Если ребенок не знает финский язык, то его определяют в русско-финский класс. Как правило, для этого нужно предоставить минимальный пакет документов: заполненную заявку и копию паспорта родителя.

Если ребенок поступает не в первый класс, то к пакету документов придется добавить табель успеваемости за предыдущий год и рекомендательное письмо от руководителя предыдущей школы.

Частные школы имеют право требовать результаты языковых экзаменов или организовывать дополнительные тесты.

Процесс поступления в школу Финляндии несложный, но если родители приехали в страну с ребенком специально для обучения, то потребуется оформлять вид на жительство.

При продлении такого документа особое значение имеет способность иностранца содержать ребенка.

Конкурс относительно маленький, поэтому в школы поступают все.

Несколько учебных заведений в Финляндии практикуют так называемое очно-заочное обучение. Оно не представляет собой дистанционное обучение, но предусматривает какую-то часть учебных часов в сети. Такой вариант удобен для детей, проживающих далеко от школы.

Стоимость обучения в школах Финляндии

Среднее образование в Финляндии бесплатное. Государство ежегодно выделяет на средние школы несколько миллиардов долларов – они покрывают не только заработную плату преподавателям, но и образовательные материалы и питание детей.

Поступив в государственную среднюю школу, ученик может бесплатно питаться в столовой и получать учебники. Кроме того, предусмотрены школьные автобусы – они доставят ребенка в школу и обратно.

Покупать канцтовары, конечно, должны родители.

Частные школы в Финляндии имеют право взимать плату за обучение. Один год учебы в международной школе в Хельсинки обойдется в 12 000 евро.

Пансионы – наиболее дорогой вариант среднего образования, поскольку в стоимость входит не только образовательная программа, но и проживание в учебном кампусе.

Особенности финских школ

Территория финских школ не огорожена, охрана внутри зачастую отсутствует. Однако сами здания оборудованы системой автоматического замка на входной двери, так что попасть внутрь могут только преподаватели, ученики и их родители.

Дети не всегда сидят за партами: некоторые предметы проходят в игровых комнатах, где ученики располагаются на коврах, диванах или креслах.

Школьная форма отсутствует, как и любые требования в отношении одежды. Теоретически ребенок может прийти даже в пижаме, и его за это не отругают. Но сменная обувь необходима, младшим детям разрешают бегать по школе в носках.

Если погода позволяет, то уроки проводятся на свежем воздухе – ребята располагаются на траве или на лавочках.

Перемены школьники проводят на свежем воздухе.

Домашнее задание не является обязательным атрибутом обучения, его задают редко, соответственно, родителям не приходится делать уроки с детьми.

Также нет никаких вызовов к доске и пересказывания учебного материала.

В столовой у каждого ребенка есть свой собственный стол, а меню могут корректировать сами родители. При этом величина порций не ограничивается, дети могут накладывать себе в тарелку сколько угодно.

Русские школы в Финляндии

Русские школы в Финляндии не являются редкостью, что в первую очередь связано с близостью России.

Помимо отдельных учебных заведений, о которых мы расскажем ниже, во многих образовательных учреждениях есть смешанные классы – в них финны и россияне учатся вместе, при этом в классе присутствует как минимум два преподавателя, что позволяет уделять ученикам достаточно внимания.

Наиболее известна школа при посольстве РФ. Изначально она создавалась для детей служащих, но в данный момент открыта для всех желающих.

Обучение для детей, у которых родители работают в посольстве, бесплатное. Для других действуют такие расценки: для иностранцев, не имеющих государственного контракта РФ на работу в Финляндии, очное обучение стоит 120–200 евро в месяц, очно-заочное – 205–270 евро в месяц.

Более подробную информацию предоставляет официальный сайт.

Еще одно популярное учреждение – Финско-русская школа в Хельсинки. В данный момент поступить в учебное заведение реально также в Иматре, Лаппеенранте и Йоэнсуу – в каждом из этих городов работает свой филиал.

Вспомним и о финской старшей школе Matinkylän koulu в Эспоо. Здесь обучается 400 учеников в 19 классах. В штат, помимо преподавателей, входят социальный работник, психолог, учитель-консультант и медицинский персонал, включая даже стоматолога. Школьный бюджет равен 1,5 млн евро в год, а обучение, конечно, бесплатное.

Школы Финляндии, открытые для иностранцев

Многие читатели стараются заблаговременно выяснить, где находятся хорошие школы для иностранных граждан, и это логично – родители желают, чтобы их дети получили лучшее образование.

Основной принцип образовательной системы этой страны – равенство. Все без исключения финские школы дают высокий уровень знаний, и практически во все из них могут поступить русскоязычные дети.

Даже если школа не является финско-русской, а ребенок не говорит на финском, он может пойти в школу, где его вместе с остальными иностранцами определят в отдельный класс – ребятам будут преподавать финский как иностранный. Как свидетельствует практика, уже за год учебы дети начинают свободно общаться на финском.

Заключение

Финские школы уже давно завоевали доверие всей Европы либеральностью, эффективностью и новаторским подходом к процессу обучения. Российские дети могут обучаться в Лахти, Хельсинки, Порвоо и других городах.

Финские школы организованы таким образом, чтобы каждый ребенок чувствовал себя легко и комфортно. Иностранные школьники вначале осваивают финский язык, что позволяет им быстрее влиться в новую среду.

ПОЧЕМУ ФИНСКАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ЛУЧШАЯ В МИРЕ? 1/2: Видео

Финская политика. Сравнение России и Финляндии. Finnish Policy

WineLife. Учёба мечты. Обучение и жизнь за границей. Грант Erasmus (WINTOUR).

У вас очень добрые люди: насколько Беларусь готова к увеличению потока туристов

ЛИЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО Финна. Сколько, как и почему?

Школьное образование в Финляндии: особенности финской образовательной системы

Автор: Евгения Климкович

Добрый день, дорогие друзья!

Сегодня на блоге «ШколаЛа» очередная статья из серии «Путешествия по школам мира». Мы уже успели побывать в Германии и в Японии, а сегодня отправимся на север и посмотрим, сможет ли нас чем-нибудь удивить школьное образование в Финляндии

Итак, Финляндия – небольшая страна с населением менее 6 млн. человек, из них примерно полмиллиона школьников. Для сравнения в России в 2017 году за школьные парты сели более 15 млн. детишек разных возрастов.

Как утверждает всемогущая Википедия, в Финляндии индекс образования один из самых высоких в мире.

А еще финские школьники среди всех школьников мира выделяются своим высоким уровнем владения различными школьными навыками.

Так что же делают со школьниками в Финляндии, чтобы они добивались таких выдающихся результатов? Давайте посмотрим на различные сферы их школьной жизни и постараемся понять, почему весь мир поет дифирамбы школьному образованию финнов.

Школьные ступени

Финские детишки отправляются в школу, как и наши, в 7 лет и продолжают учиться до 16-17.

Первая ступенька – нижняя – 1-6 классы.

Вторая – верхняя – 7-9 классы.

Есть еще и необязательный 10 класс, в котором дети могут улучшить свои знания и повысить показатели по предметам, на которые не хватило времени или сил за 9 лет обучения.

А что потом? А потом юноши и девушки либо отправляются учиться в профессиональные колледжи, где приобретают определенную профессию, либо в лицей, где на протяжении двух лет готовятся к поступлению в высшие учебные заведения.

Нижняя ступень

До того, как поступить в школу, дошколята проходят предварительное начальное образование, типа нашей подготовки к школе.

С 1 по 6 класс все предметы детям преподает один учитель.

В 1 и 2 классах детки изучают финский язык, чтение, математику, природоведение, музыку, изобразительное искусство, религию (или жизнепонимание, если религия совсем не волнует). Также проводятся уроки труда и физкультуры. Причем, уроком физкультуры считается любая спортивная подвижная игра, которая проводится 1 – 3 раза в неделю.

Уроки труда не разделяются на девчоночьи и мальчишечьи. Если пилим лобзиком, то все вместе, соответственно, и супчики варить тоже будем всем классом.

На уроках музыки дети не просто сидят и слушают музыкальные произведения или переписывают под диктовку тексты песен в свои тетрадки, они реально музыкой занимаются. Поют и учатся играть на музыкальных инструментах.

На одном уроке дети могут изучать сразу несколько дисциплин, то есть если идет урок природоведения, то сюда могут быть добавлены, к примеру, и элементы математики. Применяется сквозное изучение предметов, что дает возможность быстрее понять мироустройство, охватить, так сказать, его более широким взглядом.

Первый иностранный язык появляется в школьной программе уже в 3 классе, а потом еще один и еще, об этом подробнее расскажу чуть ниже.

Плюс, в 4 классе добавляются еще некоторые интересные предметы на выбор: это может быть компьютерная грамотность, или уроки печатания на клавиатуре, а также предметы творческой направленности, как, например, резьба по дереву или хоровое пение. Как можно заметить, система в данном случае учитывает желания и способности учеников.

В 5 классе начинается изучение биологии, химии, географии, физики и истории. Напомню, все предметы преподает один и тот же учитель, который, судя по всему, должен быть очень разносторонне образованным человеком.

Верхняя ступень

В 7 классе ребят ожидает знакомство с учителями-предметниками. Изучают родной и иностранные языки, литературу (которая представлена банальным чтением книг), математику, биологию, географию, основы здорового образа жизни, религию. Такие предметы как труд, физкультура и музыка присутствуют в школьном расписании до самого конца.

Интересно, что в 9 классе 2 недели отводятся на знакомство с трудовой жизнью. Задача школьников – найти себе любое рабочее место и пару недель там хорошенечко поработать. Говорят, подросткам это очень нравится.

Углубленное изучение какого-либо предмета в ущерб другому не практикуется. Здесь не считают, что математика, к примеру, может быть важнее музыки или биологии. Все школьные дисциплины считаются одинаково важными.

В 10 класс отправляются только те школьники, которые считают, что им это нужно. По сути, это как у нас остаться на второй год. Только вот в Финляндии ничего позорного в данной ситуации не видят, ведь все обучение направлено на подготовку ко взрослой жизни, а это дело серьезное.

Иностранные языки

Иностранные языки школьники начинают изучать с 3 класса. Можно выбрать язык на свой вкус, самыми популярными, как и у нас, считаются английский, немецкий и французский. Но если школьник в 3 классе выбрал не английский, то в 4 классе он начинает его изучать в обязательном порядке.

Это интересно! Финляндия занимает 7 место в мире среди неанглоязычных стран по знанию английского языка.

Еще одним обязательным иностранным языком считается шведский, его начинают изучать в 6 классе. Хотя, не такой уж он и иностранный. Финляндия вообще считается двуязычной страной, финский и шведский признаны государственными языками, но на шведском говорят лишь 5% населения.

Ну а в 8 классе можно по желанию выбрать еще один иностранный язык и начать его изучать, здесь в лидерах китайский, испанский и русский. Причем, в последнее время популярность русского языка возросла.

Таким образом, на выходе из учебного заведения финский школьник владеет родным языком и четырьмя иностранными. Да, конечно, может он и не сможет на этих языках рассуждать на какие-то глубокие философские темы, но поддержать разговор на бытовом уровне вполне способен.

Интересно, как же учителям удается достичь таких высот в преподавании языков? Ведь наши российские школьники за 11 лет еле-еле с английским справляются, да и то далеко не все. А секрет здесь в подходе к обучению.

Применяется принцип познания родного языка младенцами. Ведь для того, чтобы наши русские детишки в два года могли понимать и изъясняться на русском, мы не учим их с пеленок грамматике и буквам. Малыш просто напросто погружен в конкретную языковую разговорную среду, благодаря чему примерно за два года и осваивает устную русскую речь.

Примерно также поступают и учителя в школах Финляндии, создают языковой контекст и постепенно дают необходимые навыки. Причем, каждый последующий язык учится намного легче предыдущего.

О важном: каникулы, оценки и экзамены

Учебный год начинается в августе. Какого-то одно конкретного дня начала учебы, как у нас 1 сентября, не существует. Начинают все по-разному, с 8 по 16 число последнего месяца лета. Ну а заканчивается учебный год в мае.

Год делится на два полугодия: осеннее и весеннее. В осеннем полугодии предусмотрены 3-4 дня осенних каникул и длинные двухнедельные каникулы на Рождество. А в весеннем –школьников радуют так называемые «лыжные каникулы» в феврале и еще одни пасхальные.

Учатся ребята пять дней в неделю только в первую смену, пятница – короткий день.

Теперь про оценки. Получить пятерку в финской школе – это не есть хорошо. Так как система оценивания 10-балльная. В первом классе оценок не ставят, так же как и во втором и в третьем, четвертом, пятом и шестом. На нижней ступени обучения возможно только устное оценивание учеников учителем с помощью таких понятий как «хорошо», «удовлетворительно», или «посредственно».

Первые «настоящие» оценки появляются только у семиклассников. Но в дневник их не ставят. Почему? А потому, что такой штуки как дневник у финских школьников просто нет. В стране действует государственная электронная система, типа наших электронных дневников, куда учителя заносят данные об успеваемости, о пропусках уроков, о проблемах и достижениях. А родители к этой системе имеют прямой доступ.

А теперь об экзаменах. Какие там ВПР, ЕГЭ или ОГЭ? Ничего подобного нет. Девиз таков: «Мы готовим не к экзаменам, а к жизни». Поэтому выпускники сдают лишь один обязательный тест в самом конце обучения. А контрольные работы и промежуточные тесты может провести учитель на свое усмотрение.

И никто о результатах данного теста сильно не переживает и не печется, как говорится, что получилось, то и хорошо. И это никак не роняет рейтинг школы или конкретного учителя. И учебные заведения ни перед кем за результаты данного теста отчитываться не должны.

Как живется учителям?

В Финляндии быть учителем престижно, что подтверждают учительские зарплаты. Учитель-предметник получает 5000 евро, а помощник учителя (есть такая должность в финских школах) – 2500.

Нет конкретных разработанных на государственном уровне учебных планов, которым должен следовать каждый преподаватель, ну разве что общие рекомендации.  Педагоги используют те методы обучения, которые считают самыми эффективными. Никаких проверок, РОНО или методистов.

Ну а чтобы все-таки держать учительский состав в тонусе, в финском трудовом законодательстве есть такой пункт, учитель может заключить договор с учебным заведением только сроком на 1 год. А потом контракт либо будет продлен, либо нет. Поэтому, чтобы быть трудоустроенным гражданином, учителю приходится вести себя адекватно и заниматься постоянным самосовершенствованием.

Доносить новую тему до школьников – не есть задача учителя, ведь все написано в книгах. Задача педагога – научить школьника думать, находить необходимую информацию и правильно ее применять. И в конфликтных ситуациях, возникающих между учениками, учителя не участвуют, считается, что это тоже определенная школа жизни и детям даже здесь учиться не мешают.

Никаких любимчиков или нелюбимчиков у финских учителей нет. А если такая ситуация случается и учитель начинает распределять свое внимание не равномерно на всех учеников, то можно ждать расторжения или непродления контракта.

Как живется родителям школьников?

Начнем с того, что в финских школах анкеты с указанием места работы родителей отсутствуют. Никого вообще не должно волновать, кем работает мама или папа кого-то из учеников. Запрещены сборы денежных средств с родителей.

Государство гарантирует бесплатное школьное образование. Бесплатным для школьников является:

  • само обучение;
  • школьное питание;
  • экскурсии, посещения музеев и вся внеурочная деятельность;
  • школьные автобусы, которые обязаны доставить ребенка в школу и вернуть домой, если учебное заведение расположено хотя бы за 2 километра от дома ребенка;
  • учебники, канцелярские принадлежности;
  • ноутбуки-планшетники, которые широко используются во время учебного процесса.

Красота, согласны?

Финские родители наверняка не рискнут обидеть своего ребенка хоть словом, хоть ремнем, поскольку прекрасно знают, что еще в 1 классе детишкам в школе объяснят все их обязанности и права, в том числе и право жаловаться на взрослых социальному работнику школы.

Как живется школьникам?

Про то, что школяры прекрасно осведомлены о своих правах, я уже упомянула. Теперь еще о некоторых радостях.

Никто никого учиться не заставляет. Здесь принцип такой «Не можешь, научим, не хочешь – твои проблемы».

Как говорится, стране нужны не только великие врачи и юристы, но и без хороших дворников далеко не уедешь, и все это прекрасно понимают.

В случае трудностей с овладеванием школьными предметами юношу или девушку просто сориентируют на какую-нибудь несложную, но нужную профессию, в соответствии с личными склонностями, а не будут заваливать двойками и требовать супер-успеваемости.

А кто решает, к чему у юного человека склонности? Учитель будущего, конечно же. Есть такая должность в финских школах. Он проводит определенные тесты и беседы и помогает ученику определиться с его будущим.

Учатся мальчики и девочки по индивидуальным программам. У каждого ученика может быть свое задание на уроке, задания могут быть разного уровня сложности. Эта индивидуализация касается всего: применяемых учебников, преподнесения материала (кому поглубже, кому поверхностно), количества домашних заданий и т.п.

На уроке ученик может заниматься чем-то своим, например, если весь класс смотрит научный фильм, а ему не интересно, то он может взять и, к примеру, почитать книгу.

И преподают в школах то, что может реально потребоваться в жизни. Школьники прекрасно знают, что такое портфолио, бизнес-план, контракт, сайт-визитка. Умеют обращаться с банковскими картами и высчитывать налоги, предусмотреть будущую прибыль от каких-то конкретных действий и нарисовать розу ветров на определенной местности. К жизни готовят, словом.

Нет никакого разделения учеников на хороших и плохих, такая градация строго-настрого запрещена. Все равны и все особенные, хоть ребенок гений, хоть ребенок хорошо отстающий.

Дети-инвалиды имеют все возможности для того, чтобы обучаться вместе со своими здоровыми ровесниками. И вид инвалидного кресла никого не шокирует и не смущает. А для тех, кто слабо видит или слабо слышит создаются специальные классы в обычных школах.

Несмотря на всю эту ненапряжность и легкость и даже какую-то вседозволенность, контроль за обучением все-таки имеется. Быть в школе и посещать уроки — обязательное условие. Правда, если школьник уроки пропускает и учиться не хочет совсем, то родителей в школу никто вызывать не будет. Ребенок просто останется на второй год и все дела.

Еще одна радость школьников из Финляндии, которой были бы рады и наши российские школяры – полное отсутствие школьной формы, правда, сменка все равно нужна. Уроки частенько проводятся не за партами, а на природе. Многие учебные классы оборудованы удобными диванчиками или коврами, на которых можно сидеть во время уроков.

Домашку учителя задают редко и понемногу, считается, что родители не должны заниматься с детьми уроками, лучше пусть вместе сходят на прогулку или посетят музей.

К доске никого не вызывают, пересказывать материал не заставляют. Учитель задает общий тон уроку, а потом просто ходит, смотрит, как ученики справляются, в случае чего направляет в нужную сторону.

Расслабленная система обучения

Финская система школьного обучения многое взяла из восточной культуры. В восточных единоборствах есть такое понятие как «расслабленная концентрация внимания». Считается, что для того чтобы быть эффективным, человек не должен быть напряжен. Вот и создается для школьников комфортная среда, построенная на принципах гуманизма и равенства.

Основная цель системы образования в Финляндии – довести абсолютно всех до среднего уровня. Поэтому большое значение уделяется дополнительным занятиям с отстающими учениками. Родителям таких детишек не приходится обращаться к репетиторам, чтобы догнать класс по какому-либо предмету. Такие репетиторские услуги оказывают абсолютно бесплатно сами школьные учителя. Ну прямо целая бочка меда, не правда ли?

А там где стоит бочка меда найдется и ложка дегтя. И заключается она в том, что с учениками преуспевающими дополнительных занятий никто проводить не будет. Если есть желание дать своему отпрыску знания, превосходящие школьную программу, по максимуму развить его потенциал, то добро пожаловать в объятия репетиторов на дополнительные занятия, за которые родителям уже придется заплатить.

Но и эту ложку дегтя в Финляндии пытаются ликвидировать. Реформа образования продолжается.

Как попасть в финскую школу?

Очень просто, для этого всего-навсего нужно жить в этой стране. Школьное образование считается обязательным для всех, в том числе и для детей иностранцев. Если малыш совершенно не знает финского языка, то для начала его устраивают на специальные языковые курсы, а потом уже принимают в школу.

Русско-финские школы в государстве также имеются, и их достаточно много, ведь примерно 20% населения страны говорит на русском языке.

На этом наша небольшая экскурсия по финским школам окончена. Надеюсь, вам было интересно.

А куда отправимся в следующий раз? Предлагайте варианты в комментариях.

С наступающими каникулами! Ваша, ШколаЛа)

Школы, в которых хочется учиться. Опыт Финляндии :: Статьи

Роль здания школы в образовательном процессе Юлия Каусте называет неоспоримой, но предлагает рассматривать финский успех как следствие многолетней работы, которую вели архитекторы, преподаватели и власти Финляндии.

Три постулата определили эту работу: реформы в образовании, архитектурные конкурсы и смена строительных норм. Образовательная система определяет развитие, за ней подтягиваются остальные. Конкурсы привлекают молодые архитектурные бюро, которые привносят свежий взгляд и нестандартные решения. И как раз нормы помогают реализовать более смелые идеи.

Из лекции Юлии мы выбрали несколько архитектурных принципов, три примера разных по формату школ и в конце ответили на вопрос «что нам от этих проектов, если нормы запрещают?».

Принцип 1. Социализация + соучастие

Здание школы часто делится на части, отделяя учеников старших и младших классов, но не изолирует их друг от друга. Широкие лестничные пространства, просторные входные группы, школьные столовые, спортивные площадки и внутренний двор служат местом встреч учеников и местом их социализации.

Большую роль в создании каждой новой школы в Финляндии играет взаимодействие архитекторов проекта с преподавательским составом, администрацией школы, государственными служащими и даже рядовыми жителями города.

Принцип 2. Свобода выбора

Все меньше проектируется традиционных классов с рядами столов и выделенным местом для учителя. В новых школах преобладают открытые пространства, залы для интерактивных занятий, классы-трансформеры, где учитель сам определяет, как именно будет проходить урок и как сегодня в нем будет расставлена мебель. Ученикам дают шкафчики с замками, где они могут оставлять свои вещи, а сами располагаться не за партами, а на мягких пуфах. Учителя обсуждают с архитекторами свои пожелания и предпочтения. Это уже не просто школы, а центры обучения.

Школьные здания не только работают в дневные часы, а после этого закрываются. Нет, школа является многофункциональным пространством, в ней проводятся различные мероприятия и активности, которые доступны всем жителям окрестностей.

Принцип 3. Синтез искусств

1% бюджета на строительство идет на оформление школы предметами искусства. Так в школьной столовой, например, может появиться необычная люстра, созданная дизайнером специально для этого проекта, или декоративное панно, украшающее вход в школу.

Архитектура современных школ в Финляндии является отражением этих базовых ценностей для финского образования. Ниже несколько примеров таких школ.

Пример 1. Средняя школа Enter—Sipoo для старших классов

Сиппо, Хельсинки

K2S Architects

Здание построено по принципу павильона и имеет Г-образную форму. Такая форма здания позволила организовать два изогнутых внутренних дворика: один находится по направлению к саду кампуса, второй соединен с главным входом на территорию.

Фасадное остекление позволяет преподавателям и ученикам наблюдать за происходящим во дворе. В саду есть беспроводной интернет, что дает заниматься там в хорошую погоду. А фруктовые деревья, растущие в нем, зацветают как раз во время выпускных мероприятий, в конце мая.

В центральном лобби расположена литая бетонная лестница, которая является местом встреч учащихся, неподалеку находятся небольшая медиатека и кафе.

Пример 2. Общеобразовательная школа Hiidenkivi

Хельсинки

Häkli Architects

Школу построили на месте бывшего завода по производству асбеста, что повлияло на облик здания. Часть фасадов облицевали разноцветными цементными панелями, а со стороны парка архитекторы выбрали кирпич. Для внутреннего двора использовали алюминиевые и стеклянные панели и фанеру, на которой художник Стиг Баумгартнер (Stig Baumgartner) изобразил абстрактные рисунки — тот самый 1% на искусство.

Школа рассчитана приблизительно на 830 учеников. Исходя из этого было рассчитано количество входов, их восемь. Пять из них для старшеклассников, они открывают проход в вестибюли, расположенные вокруг двора. Три — для учеников младших классов — ведут сразу на первый этаж.

 

Часть здания вокруг внутреннего двора включает кластеры кабинетов по различным предметам, имеющих необычную форму трехлистника клевера. Все три кабинета, составляющие кластер, имеют стеклянные стены, которые выходят в коридор. В коридоре расположены столы и лавки, и он может стать также местом проведения занятий. Столовая, библиотека и главный вход были перенесены в центр здания, между двумя дворами.

Другая часть здания с учебными классами обрамляет учительский дворик с высаженными кустарниками. К ней имеется прямой доступ с улицы для удобства использования этих помещений в вечернее время.

В отличие от довольно яркого фасада здания, в оформлении интерьеров использовались спокойные светлые оттенки. Единственным исключением стала темно-красная стена, которая помогает ученикам ориентироваться в здании.

Пример 3. Международная школа Opinmäki

Эспоо, Хельсинки

Esa Ruskepää Architects

Opinmäki — современный учебный центр, архитектура которого призвана вдохновить учеников на совместную работу. Это не просто школа, а полноценный многофункциональный комплекс для всех жителей близлежащих районов. Кроме школы и детского сада на территории работают тематические клубы и организации.

Помещения в школе выполняют несколько функций. Например, столовая и зрительный зал соединены перегородкой, которая может быть убрана и на ее месте появится большая сцена. Школьные мастерские могут быть арендованы и использованы вечером, после того как школьники отправятся домой.

В школе приветствуются педагогические принципы обучения в команде. Поэтому многие классы представляют собой мобильные пространства без привычных рядов из столов и стульев, их стены могут передвигаться в случае необходимости. В зависимости от поставленной задачи преподаватель может формировать различные группы учеников для выполнения учебных заданий. Вся мебель подвижная, она или имеет колеса или может быть легко переставлена. Часто стулья заменяют мягкие пуфы.

«Что нам от этих проектов, если нормы запрещают?» Ответ есть

Только Юлия Каусте закончила лекцию, первый же вопрос задали про нормы. Дескать, в презентации все красиво, но российские реалии такого не позволяют, как тут быть?

Сходу было сложно что-то посоветовать, но часть ответов есть на «Архспиче». Архитектор бюро «Атриум» Анна Шапиро доказывала, что российские нормы позволяют больше, чем мы привыкли думать. Остроумные решения из практики бюро и советы по общению с органами Экспертизы читайте в материале «Через не могу. Мешают ли Российские нормы проектировать современные школы».

И еще про школы

5 школ, в которые ваши дети ходили бы с удовольствием

Два детских сада и школа, где детям разрешают бегать по крышам

Школы для «других детей»

Архитектура — детям: лучшие примеры из России и Европы за последние 5 лет

14-й номер журнала speech: «Архитектура для детей»


Смотрите также