Правовое положение беженцев
Правовой статус беженцев.
Гражданско-правовое положение иностранцев в РФ. Правовое положение юридических лиц и государства, как участников международных гражданско-правовых отношений.
Физические лица, как субъекты международного частного права.
Коллизионные вопросы гражданской право- и дееспособности иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ.
Гражданская правоспособность российских граждан за рубежом.
Национальность и статут юридического лица. Основные организационно-правовые формы юридических лиц в развитых зарубежных странах.
Правовое положение государства, как участника международных гражданско-правовых отношений.
1 вопрос.
Наряду с традиционными субъектами МЧП, такими как иностранные физические лица и лица без гражданства, к субъектам МЧП также относят 3 категории субъектов:
беженцы,
вынужденные переселенцы,
лица, которым предоставлено политическое убежище.
Беженец – это лицо, которое не является гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений. Или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений. Правовое положение беженцев определяется ФЗ «О беженцах» и Международной конвенцией о статусе беженцев, принятой 28 июля 1951 г., к которой в 1992 г. присоединилась и Россия.
Беженцем не может быть признано лицо, совершившее преступление против мира, человечности, военное преступление или другое тяжкое преступление неполитического характера.
Ходатайство лица, желающего получить статус беженца, рассматривается компетентными органами, которые при наличии необходимых данных выдают ему свидетельство, предоставляющее ряд прав (проживать в центре временного размещения, получать питание, пользоваться медицинской помощью, получать пособие). Такое лицо несет обязанность соблюдать Конституцию РФ, законы и иные правовые акты, своевременно прибыть в центр временного размещения, проходить медицинские осмотры и др.
Компетентный орган МВД принимает решение о признании лица беженцем и выдаёт ему удостоверение, на основании которого лицо пользуется правами российского гражданина, а также рядом льгот по налогам и сборам. Лицо, ходатайствующее о признании его беженцем и находящееся на территории Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации проходит процедуру идентификации личности, включая обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию, по месту подачи ходатайства. Лицо признается беженцем на срок до трех лег. При сохранении обстоятельств, вынудивших его покинуть свою страну, этот срок может продлеваться на каждый последующий год. Статус беженца позволяет работать по найму или заниматься предпринимательской деятельностью, приобретать в собственность недвижимое имущество (на условиях для иностранных граждан), ходатайствовать о получении российского гражданства. Беженец не может быть возвращен против его воли в страну, которую он покинул, но он при определенных условиях утрачивает статус беженца:
при получении гражданства РФ или другого государства,
выезде за пределы России на постоянное жительство,
при умышленном представлении ложных сведений,
при добровольном принятии защиты государства, территорию которого он был вынужден покинуть.
Государство оказывает помощь в приеме, признании, размещении и обустройстве беженцев. Согласно постановлению Правительства РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые не признаются беженцами в соответствии с Федеральным законом «О беженцах», но по гуманитарным соображениям не могут вернуться на свою родину, предоставляется возможность временного убежища на территории Российской Федерации.
Лицо утрачивает статус беженца:
после получения разрешения на постоянное проживание на территории РФ либо при приобретении гражданства РФ,
если снова добровольно воспользовалось защитой государства своей гражданской принадлежности,
если, лишившись гражданства, снова его добровольно приобрело,
если приобрело гражданство иностранного государства и пользуется защитой государства своей новой гражданской принадлежности,
если добровольно вновь обосновалось в государстве, которое покинуло или вне пределов которого пребывало вследствие опасений преследований,
если не может более отказываться от пользования защитой государства своей гражданской принадлежности, территорию которого вынуждено было покинуть,
если не имеет определенного гражданства и может вернуться в государство своего прежнего обычного местожительства.
Правовое положение беженцев
Цамаев Рахман Рамзанович, студент 4-го курса Чеченского Государственного Университета, г. Грозный
E-mail: [email protected]
Проблема лиц, вынужденно оставляющих страну своего происхождения или постоянного местожительства и ищущих новое местожительство, является одной из глобальных проблем в мире. По данным Организации Объеденных Наций (далее ООН), сегодня только беженцев, находящихся в ведении Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (далее УВКБ ООН), насчитывается свыше 17 млн.
Правовой статус беженцев закреплен Международной Конвенцией о статусе беженцев, которая была принята 28 июля 1951 г., к которой Россия присоединилась 19 февраля 1993 года. В Российской Федерации в настоящее время действует Федеральный закон «О беженцах», первая редакция которого принята 19 февраля 1993 года.
Беженец — это особая категория иностранцев на территории Российской Федерации. От иных иностранцев их отличает то, что они покидают место своего постоянного жительства за пределами России не по своей воле.
В первую очередь в Российской Федерации просят убежище наши бывшие соотечественники из стран СНГ и Балтии. Возвращающиеся лица больше подходят под понятие «репатриантов», принятое в других странах, но из-за отсутствия необходимого законодательства они вынуждены ходатайствовать о получении статуса беженцев.
Вторая категория — это беженцы из третьих стран. Большинство из них афганцы, около 100 тысяч которых находились или бежали в СССР к моменту вывода советских войск из Афганистана и которые не могут вернуться на родину по различным причинам. Кроме них просят убежище также беженцы и из других стран. По экспертным оценкам, на территории России только нелегально находится от 700 тыс. до 1,5 млн. иммигрантов, как правило, это выходцы из Афганистана, Северной Кореи, Югославии, Судана, Эфиопии, Сомали и других стран. Более 250 тыс. из них, нуждаются в предоставлении им статуса беженцев в соответствии с международными обязательствами России. Чаще всего они находятся в России проездом в Западную Европу и не намерены поселяться в стране. Тем не менее многие ходатайствуют о предоставлении убежища, ожидая возможности выехать на Запад или получив отказ от страны, где они рассчитывали получить убежище.
Признание лица беженцем представляет довольно сложную процедуру, которая начинается, представлением ходатайства о признании беженцем в Российской Федерации и завершается выдачей удостоверения беженца либо уведомление об отказе в признании беженцем.
Лицо, заявившее о желании быть признанным беженцем, которое достигло возраста восемнадцати лет, обязано лично или через уполномоченного на то представителя обратиться с ходатайством в письменной форме:
— в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации вне государства своей гражданской принадлежности;
— в пост иммиграционного контроля федерального органа по миграционной службе;
— в орган пограничного контроля федерального органа исполнительной власти по безопасности;
— в территориальный орган федерального органа исполнительной власти по миграционной службе по месту своего пребывания на законном основании на территории Российской Федерации.
Решение о признании беженцем является основанием для предоставления лицу и членам его семьи прав и возложения на них обязанностей, предусмотренных Федеральным законом «О беженцах», другими федеральными нормативными правовыми актами государственных органов Российской Федерации и ее субъектов. Выданное удостоверение является документом, удостоверяющим личность лица, признанного беженцем.
Лицо признается беженцем на срок до трех лет, который, в случае необходимости, может продлеваться на каждый последующий год.
Статус беженца позволяет работать по найму или заниматься предпринимательской деятельностью, приобретать в собственность недвижимость на условиях, предусмотренных для иностранных граждан, ходатайствовать о получении российского гражданства.
В большей или меньшей степени, но обе эти категории населения, находящиеся на территории РФ, обладают пакетом прав, свобод и обязанностей. Соответственно, на них распространяется действие гарантий в механизме реализации прав, свобод и обязанностей человека. Гарантии — это условия и средства, обеспечивающие фактическую реализацию и всестороннюю охрану прав и свобод человека. Согласно Конституции РФ (ст. 45) и мнению специалистов юридические гарантии прав и свобод человека можно разделить на объективные и субъективные. Объективные гарантии — это условия и средства осуществления прав и свобод, которые создаются, и в особенности используются, в охранительной деятельности общества, государства, его органов и должностных лиц. Субъективные гарантии — это условия и средства, которые применяет человек для защиты своих прав и свобод по собственному усмотрению.
На сегодняшний момент беженцы и вынужденные переселенцы, согласно российскому законодательству, имеют право на следующие способы самозащиты своих прав и свобод: право на труд, на обращение, право на мирные публичные мероприятия и на участие в управлении делами государства (только граждане РФ), право на информацию, необходимую оборону, на выбор места жительства и на свободу передвижения.
Таким образом, законодательство РФ предусматривает достаточно большой объем возможностей самостоятельной защиты беженцами и вынужденными переселенцами своих прав и свобод, но их реализация во многом безосновательно ограничивается самим государством. Изменив свою политику в этом вопросе, разработав и реализовав соответствующий механизм, государство, возможно, разрешит одну из самых сложных, болезненных и насущных проблем России.
Правовой статус беженцев
Правовой статус беженцев и переселенцев
Подробности Категория: Правовой статус беженцевПравовой статус беженцев и переселенцев регламентируется очень лояльной, действующей среди стран ООН, законодательной базой. Власти стран – участниц ООН руководствуются актом Конвенции о статусе беженцев, изданном в 1951 году. Законодательно беженцам гарантируется множество прав, а также свобод, что делает получение вид на жительство в развитых государствах со стороны соотечественников предметом интереса.
За последний десяток лет, начиная примерно с 2000 года, в странах Евросоюза резко возросло число беженцев, которые стремились получить вид на жительство из русскоговорящего населения. Это обусловлено множеством причин. Во-первых, правовой статус беженцев и переселенцев предполагал множество перспектив, оформление запроса не требовало значительной бюрократической волокиты, короткие сроки рассмотрения по вопросу беженства. Во-вторых, высокая государственная защита в Европе всех лиц, имеющих статус беженцев: предоставление им государственной и социальной помощи, выплаты денежной помощи в размере минимального прожиточного уровня, предоставление прав на льготное жилье, возможности беженцам бесплатно получать начальное образование, а также медицинское страхование и многое другое.
Все это повлекло массовый наплыв беженцев в страны – члены ООН, что потребовало от властей создания мощной законодательной базы, которая бы определяла права беженцев, их статус среди коренных граждан, а также обязанности беженцев по отношению к новому государству.
Основные правовые режимы статуса «беженец» и «переселенец»
Конвенцией в 1951 году было установлено, что правовой статус беженцев и переселенцев должно регулировать государство, гарантируя им права, которые бы не ущемляли ни личной, ни гражданской свободы. Именно из этого вытекли нормативно-правовые режимы, существующие на сегодняшний день.
- Режим национальных прав для беженцев;
- Правовой режим, подобный режиму для всех коренных граждан;
- Наиболее благоприятный режим для беженцев и переселенцев;
- Благоприятный режим для переселенцев и беженцев, соответствующий режиму, общему для всех иностранных лиц.
Таким образом, первый правовой режим в отношении беженцев и переселенцев гарантировал возможность свободного вероисповедания, право обращения в суд, права на получение социальной защиты, пайков и помощи, предоставления беженцам грандов и стипендий, возможности получать бесплатно начальное образование, а также права беженцев на получение медицинского обслуживания. Главнейшим положением, определяющим национальный статус, является право на возможность трудоустройства и социальной, и правительственной поддержки.
Согласно второму режиму, который является общим и для коренных граждан стран, беженцы и переселенцы имеют право на регистрацию интеллектуального труда, регистрацию собственных изобретений, получения патентов. Все это включает защиту авторских и промышленных прав.
Наиболее благоприятный режим при получении вида на жительство и переселении предусматривает права и возможности в участии в организациях неполитического и некоммерческого характера. В этом случае, беженцы и переселенцы имеют возможность участвовать в профессиональных союзах и прочего. Подробности прописаны в статьях Конвенции – 15 и 17.
Согласно четвертому режиму, регламентирующему права и свободы беженцев-переселенцев, такие лица имеют право приобретать недвижимое, а также движимое имущество. Согласно Конвенции, беженцы на законных основаниях могут подписывать сделки о сдачи недвижимости в аренду, обладают правом заниматься в работах по сельскому хозяйству, учреждать промышленные и торговые организации. Согласно последнему режиму о правовой базе переселенцев и беженцев, им позволено получать образование среднее и высшее, иметь права на жилищное обеспечение и поддержание. Детальнее о правах можно прочесть в статьях 13, 18-19, а также 21-22.
Как комментируют правовой статус «беженец» и «переселенец» специалисты?
На сегодняшний день вопросами оформления беженства занимается много организаций. Наши эксперты, работая в этой сфере не один год, сумели занять лидерские позиции по вопросам оформления беженства и статуса «переселенец». Правовой статус беженцев и переселенцев в развитые страны – это перспективы, уверенны наши эксперты.
Так, каждому клиенту мы предлагаем комплексные услуги по вопросам организации и сбора документов, необходимых для получения статуса беженца и переселенца. Каждый заказчик получает при этом исчерпывающие консультации по юридическим аспектам в получении статуса, консультационное информирование доступно для клиентов и в режиме онлайн по скайпу, что увеличивает эффективность оформления статуса.
Получить статус беженца и переселенца с нами возможно в максимально короткие сроки, с абсолютными гарантиями и практически со 100% положительным исходом иммиграционной комиссии любых стран, начиная с Европы (Англия, Германия, Швеция и Швейцария, Финляндия) и заканчивая США и странами СНГ- Казахстан, Беларусь и Украина.
Правовой статус беженцев
Беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может, либо не желает вследствие таких опасений пользоваться защитой этой страны; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений;
Правовое положение беженцев определяется ФЗ от 19.02.93г. в ред. От 22.08.2004 г. «О беженцах» (СЗ РФ. 2004. № 35. ст. 3607).
Лицо, заявившее о желании получить статус беженца и достигшее 18 лет, обязано обратиться с ходатайством либо в дипломатическое представительство (консульское учреждение) РФ, если оно находится не в РФ, либо в органы миграционного контроля. Ходатайство рассматривается по существу и выдается свидетельство, удостоверяющее личность лица, ходатайствующего о признании беженцем.
Лицо проходит процедуру идентификации личности, включая обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию, по месту подачи ходатайства.
Основания для отказа лицу в рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу:
1) если в отношении лица возбуждено уголовное дело за совершение преступления на территории Российской Федерации;
2) если лицу ранее было отказано в признании беженцем в связи с отсутствием обстоятельств, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при условии, что обстановка в государстве его гражданской принадлежности со дня получения отказа и до дня подачи нового ходатайства не изменилась;
3) если лицо получило обоснованный отказ в признании беженцем в любом из государств, присоединившихся к Конвенции Организации Объединенных Наций 1951 года о статусе беженцев и (или) к Протоколу 1967 года, касающемуся статуса беженцев, при условии, что правовые нормы признания беженцем в данном государстве не противоречат законодательству Российской Федерации;
4) наличие у лица гражданства третьего государства, защитой которого лицо может воспользоваться, или права на пребывание на законном основании на территории третьего государства при отсутствии обоснованных опасений стать жертвой преследований в третьем государстве;
5) если лицо прибыло из иностранного государства, на территории которого имело возможность быть признанным беженцем;
6) если лицо отказывается сообщить сведения о себе и (или) об обстоятельствах прибытия на территорию Российской Федерации;
7) если лицо состоит в браке с гражданкой (гражданином) Российской Федерации и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет возможность получить разрешение на постоянное проживание на территории Российской Федерации;
8) если лицо уже имеет разрешение на постоянное проживание на территории Российской Федерации.
Статус беженца не может быть присвоен лицу:
1) в отношении которого имеются серьезные основания предполагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против;
2) которое совершило тяжкое преступление неполитического характера вне пределов территории Российской Федерации и до того, как оно было допущено на территорию Российской Федерации в качестве лица, ходатайствующего о признании беженцем;
3) которое виновно в совершении деяний, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций;
4) за которым компетентные власти государства, в котором оно проживало, признают права и обязательства, связанные с гражданством этого государства;
5) которое в настоящее время пользуется защитой и (или) помощью других органов или учреждений Организации Объединенных Наций, кроме Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев.
6) иностранным гражданам и лицам без гражданства, покинувших государство своей гражданской принадлежности по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Права лица, признанного беженцем
Лицо, признанное беженцем, получает удостоверение, подтверждающее его статус. Он имеет право:
1) на получение услуг переводчика и получение информации о своих правах и обязанностях;
2) на получение содействия в оформлении документов для въезда на территорию РФ в случае, если данные лица находятся вне пределов территории России;
3) на получение содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания;
4) на получение питания и пользование коммунальными услугами в центре временного размещения;
5) на охрану представителями территориального органа федерального органа исполнительной власти по внутренним делам в центре временного размещения в целях обеспечения безопасности данных лиц;
6) на пользование жилым помещением из фонда жилья для временного поселения.
7) на медицинскую и лекарственную помощь наравне с гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами РФ;
8) на получение содействия в направлении на профессиональное обучение или в трудоустройстве наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;
9) на работу по найму или предпринимательскую деятельность наравне с гражданами Российской Федерации;
10) на социальную защиту, в том числе социальное обеспечение, наравне с гражданами Российской Федерации;
11) на получение содействия в устройстве детей лица, признанного беженцем, в государственные или муниципальные дошкольные и общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения начального профессионального образования, а также в переводе их в образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования наравне с гражданами Российской;
12) на содействие федерального органа исполнительной власти по миграционной службе в получении сведений о родственниках лица, признанного беженцем, проживающих в государстве его гражданской принадлежности;
13) на обращение в территориальный орган федерального органа исполнительной власти по миграционной службе по месту пребывания лица и членов его семьи в целях оформления проездного документа для выезда за пределы территории Российской Федерации данных лиц.
14) на пользование иными правами, предусмотренными законодательством и международными договорами Российской Федерации, а также законодательством субъектов Федерации.
Обязанности лица, признанного беженцем:
1) соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации;
2) своевременно прибыть в центр временного размещения или иное место пребывания, определенное федеральным органом исполнительной власти по миграционной службе либо его территориальным органом;
3) соблюдать установленный порядок проживания и выполнять установленные требования санитарно-гигиенических норм проживания в центре временного размещения;
4) сообщить в течение семи дней в территориальный орган федерального органа исполнительной власти по миграционной службе сведения об изменении фамилии, имени, состава семьи, семейного положения, о приобретении гражданства РФ или гражданства другого иностранного государства либо о получении разрешения на постоянное проживание на территории России;
5) сообщать о намерении переменить место пребывания на территории России либо выехать на место жительства за ее пределы;
6) сняться с учета в территориальном органе федерального органа исполнительной власти по миграционной службе при перемене места пребывания и в течение семи дней со дня прибытия к новому месту пребывания встать на учет в территориальном органе федерального органа исполнительной власти по миграционной службе.
7) проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом федерального органа исполнительной власти по миграционной службе.
Лицо лишается статуса беженца, если оно:
1) осуждено по вступившему в силу приговору суда за совершение преступления на территории Российской Федерации;
2) сообщило заведомо ложные сведения, либо предъявило фальшивые документы, послужившие основанием для признания беженцем, либо допустило иное нарушение положений Федерального закона «О беженцах».