Особенности привлечения к труду иностранных работников
Новости
Версия для печати
Порядок привлечения к труду иностранных граждан установлен Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». В соответствии с положениями указанного закона иностранный гражданин может быть принят на работу в Российской Федерации, если он въехал на территорию государства и находится в нем на законных основаниях, т.е. имеет действительный вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, дающие ему право на временное пребывание в Российской Федерации, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в России. Работников-иностранцев можно разделить на тех, кто проживает на территории Российской Федерации постоянно (имеют вид на жительство) или временно (имеют разрешение на временное проживание), и тех, кто пребывает временно (поставлены на миграционный учет по месту пребывания). Кроме того, правовой статус иностранных работников отличается в зависимости от порядка пересечения ими государственной границы (в визовом либо безвизовом порядке). Иностранным гражданам, имеющим вид на жительство либо разрешение на временное проживание, при осуществлении трудовой деятельности не требуется разрешение на работу либо патент. Иностранные граждане, временно пребывающие на территории Российской Федерации на основании виз, вправе осуществлять трудовую деятельность только при наличии обыкновенной рабочей визы. При наличии туристической, частной и иных видов виз иностранный гражданин осуществлять трудовую деятельность не вправе. Иностранные граждане, временно пребывающие на территории Российской Федерации в порядке, не требующем получения визы, вправе осуществлять трудовую деятельность на основании патента. Для получения патента иностранный гражданин в течение 30 календарных дней со дня въезда в Российскую Федерацию обязан обратиться в органы внутренних дел. Неисполнение указанной обязанности является основанием для привлечения к административной ответственности по ст. 18.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме того, получить патент могут лишь те иностранные граждане, которые в миграционной карте указали в качестве цели въезда «работу». При этом следует отметить, что срок пребывания указанной категории иностранцев продлевается на срок действия патента. Работодатели обязаны уведомлять о заключении и прекращении (расторжении) иностранным гражданином трудового договора в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора. Форма и порядок направления уведомлений утверждены Приказом МВД России от 10.01.2018 № 11. Статьями 18.15, 18.16, 18.17 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушения требований федерального законодательства при привлечении к труду иностранных граждан.
Старший помощник прокурора Сулейман-Стальского района
младший советник юстиции Я.К.Исмаилов Количество показов: 9413.08.2018
Иностранные работники: особенности привлечения к трудовой деятельности - Эпиграф
Опубликовано: 15 Октябрь 2007 Просмотров: 970
В 2007 году порядок привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности на территории Российской Федерации претерпел значительные изменения. Вступили в силу поправки в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, Федеральный закон «О миграционном учете», а также ряд нормативных актов Правительства РФ, приказов ФМС России и других министерств и ведомств. Изменениями установлен новый порядок получения разрешительных документов для привлечения иностранцев к трудовой деятельности; установлен особый порядок привлечения к трудовой деятельности граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы; определены сферы деятельности, в которых запрещается использовать труд иностранцев; значительно увеличен размер административной ответственности за нарушение порядка приема на работу иностранцев.
Особенности привлечения иностранных работников к трудовой деятельности зависят от их правового статуса.
Законно находящийся на территории России иностранный гражданин может быть:
1) постоянно проживающим в Российской Федерации – лицо, получившее вид на жительство;
2) временно проживающим в Российской Федерации – лицо, получившее разрешение на временное проживание;
3) временно пребывающим в Российской Федерации – лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.
Основные отличия этих трех категорий иностранных граждан приводятся в таблице (см. табл).
С 15 января 2007 года установлен упрощенный порядок оформления привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы (безвизовых иностранцев). К иностранным гражданам, прибывающим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, относятся иностранные граждане, имеющие гражданство тех стран, с которыми у Российской Федерации заключены соглашения и протоколы о безвизовых поездках, а именно: Украина, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, Армения, Азербайджан, Молдова.
Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников и разрешений иностранных граждан на работу. Иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу. Правила выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.11.06г. № 681.
Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан:
1) постоянно проживающих в Российской Федерации;
2) являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в Российскую Федерацию;
3) являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;
4) являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шеф-монтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования;
5) являющихся журналистами, аккредитованными в Российской Федерации;
6) обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул;
7) обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и работающих в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образовательных учреждениях, в которых они обучаются;
8) приглашенных в Российскую Федерацию в качестве преподавателей для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением лиц, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия преподавательской деятельностью в учреждениях профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждениях).
Кроме того, разрешительный порядок трудоустройства иностранных граждан не распространяется на граждан Республики Беларусь, которые в соответствии с Решением № 4 Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.96г. «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-правовых гарантий» приравнены в правах к гражданам Российской Федерации.
Также не требуется разрешение на работу лицам, получившим статус временно проживающих и заключившим трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) до 15 января 2007 года.
С 15 января 2007 года установлен дифференцированный порядок получения разрешительных документов для привлечения к трудовой деятельности:
– иностранных работников, прибывших в РФ по визе;
– безвизовых иностранцев.
Приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранного работника, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, в целях осуществления трудовой деятельности выдается ФМС России или ее территориальным органом по ходатайству о выдаче приглашения, поданному работодателем или заказчиком работ (услуг) в соответствующий орган.
Решение о выдаче разрешения на привлечение и использование иностранных работников принимается органом миграционной службы в течение 30 дней со дня подачи заявления и прилагающихся к нему документов.
Работодатель, получивший разрешение на привлечение и использование иностранных работников, обязан в месячный срок направить сведения о привлечении иностранных работников к трудовой деятельности в службу занятости и в государственную инспекцию труда соответствующего субъекта РФ;
Полученное работодателем разрешение на привлечение и использование иностранных работников не может быть передано другому работодателю.
Работодатель может использовать иностранных работников только по профессиям и в субъекте (субъектах) Российской Федерации, которые указаны в разрешении на привлечение и использование иностранных работников.
Разрешение на работу безвизовому иностранному гражданину (за исключением иностранцев, привлеченных для работы в составе экипажей российских морских судов) выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом на основании заявления данного иностранного гражданина о выдаче ему разрешения на работу.
Орган миграционной службы не позднее 10 рабочих дней со дня принятия от безвизового иностранца заявления о выдаче ему разрешения на работу обязан выдать ему разрешение на работу или уведомление об отказе в выдаче такого разрешения.
Если разрешение на работу безвизовому иностранцу выдано на срок более 90 суток, он обязан в течение 30 суток со дня получения такого разрешения представить в миграционную службу документы, подтверждающие отсутствие у него заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.04.03г. № 188, а также сертификат об отсутствии у него ВИЧ-инфекции.
Работодатели или заказчики работ (услуг) вправе привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности безвизовых иностранцев, имеющих разрешение на работу, без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но с обязательным уведомлением о таких привлечении и использовании миграционной службы и службы занятости населения в соответствующем субъекте РФ. Порядок подачи уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, утвержден Постановлением Правительства РФ от 23.12.06г. № 798.
Правительство Российской Федерации вправе ежегодно с учетом региональных особенностей рынка труда и необходимости в приоритетном порядке трудоустройства граждан Российской Федерации устанавливать допустимую долю иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации. При установлении указанной допустимой доли Правительство Российской Федерации определяет срок приведения в соответствие с ней хозяйствующими субъектами численности используемых ими иностранных работников. Такой срок устанавливается с учетом необходимости соблюдения работодателями порядка расторжения трудового договора (контракта), установленного трудовым законодательством Российской Федерации.
Необходимые изменения внесены Федеральным законом от 31.12.06г. № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», которым часть 1 ст. 83 ТК РФ дополнена п. 12, устанавливающим, что приведение общего количества работников – иностранных граждан или лиц без гражданства в соответствие с допустимой долей таких работников, установленной Правительством Российской Федерации, служит основанием для увольнения как обстоятельство, не зависящее от воли сторон.
Трудовой договор в рассматриваемой ситуации, согласно новой ч. 3 ст. 83 ТК РФ, должен быть прекращен не позднее окончания срока, установленного Правительством Российской Федерации для приведения работодателями общего количества работников – иностранных граждан или лиц без гражданства в соответствии с допустимой долей таких работников.
Напомним, что при прекращении трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, в трудовую книжку должна быть внесена запись об основаниях прекращения трудового договора со ссылкой на конкретный пункт ст. 83 ТК РФ (п. 5.4 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утвержденной Постановлением Минтруда России от 10.10.03г. № 69). Поэтому при увольнении иностранцев запись в трудовой книжке в рассматриваемой ситуации может выглядеть следующим образом: «Уволен в связи с приведением численности иностранных работников в соответствие с их допустимой долей, п. 12 ст. 83 ТК РФ».
Основные отличия трех категорий иностранных граждан
Постоянно проживающий
Временно проживающий
Временно пребывающий
Документы, подтверждающие правовой статус - паспорт иностранного гражданина;
- вид на жительство с отметкой о регистрации по месту жительства в РФ - паспорт иностранного гражданина;
- разрешение на временное проживание и отметкой о регистрации по месту проживания в РФ - паспорт иностранного гражданина (загранпаспорт);
- миграционная карта (с отметкой о пересечении границы РФ);
- отрывная часть бланка уведомления о прибытии с отметкой органа миграционного учета (или почтового органа)
Срок действия документов Вид на жительство выдается на 5 лет с возможностью его повторного получения неограниченное количество раз Разрешение на временное проживание выдается сроком на 3 года в пределах квоты, утвержденных Правительством РФ Срок действия визы (для безвизовых – не более 90 суток, при заключении трудового договора – на срок действия разрешения на работу)
Право осуществлять трудовую деятельность Имеет равные права на трудоустройство с гражданами РФ Имеют право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу, за исключением иностранных граждан, заключивших трудовые договоры до 15.01.07г. Имеют право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу
Софья Гладкова,
«Мысль»Особенности привлечения к трудовой деятельности в России визовых иностранцев. Институт квотирования.
Особенности регулирования рынка труда иностранных работников, прибывающих в Россию в порядке, требующем получения визы (далее по тексту - визовые иностранцы, иностранцы-визовики, иностранные работники-визовики), установлены статьей 18.1 Закона о правовом положении иностранных граждан и предполагают ежегодное определение потребности в привлечении и использовании иностранных работников Правительством РФ.
Потребность в привлечении иностранных работников определяется через реализацию института квотирования, закрепленного в Концепции Государственной миграционной политики Российской Федерации до 2025 года, утв. Президентом РФ, которая определяет квотирование привлечения иностранной рабочей силы как регулирование численности иностранных работников, привлекаемых к осуществлению трудовой деятельности на территории Российской Федерации [1].
Квоты на привлечение и использование иностранной рабочей силы устанавливаются Правительством РФ на основании ежегодно определяемой потребности и фиксируют:
а.)количество документов, выдаваемых визовым иностранцам на право въезда на территорию Российской Федерации с целью осуществления трудовой деятельности (квота на выдачу приглашений [2]);
б.) количество документов, выдаваемых на право осуществления трудовой деятельности (квота на выдачу разрешений на работу [3]).
При этом квоты на выдачу разрешений на работу устанавливаются с учетом профессии, специальности, квалификации иностранцев, страны их происхождения, а также с учетом региональных особенностей рынка труда. Как правило, квоты формируются из расчета именно профессии, специальности, квалификации иностранных граждан и их гражданской принадлежности с учетом востребованности профессий на региональном рынке труда. При этом гражданская принадлежность иностранных граждан зачастую играет определяющий фактор. Например, принимается во внимание, относится ли государство исхода иностранного гражданина к странам миграционного риска (является ли «миграционно опасной страной»). Решения о том, какие иностранные государства относятся к странам миграционного риска, принимаются Межведомственной комиссией по упорядочению въезда и пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, созданной на основании совместного приказа от 30.03.2005г. МИД России № 3769, МВД России № 227, Минздравсоцразития № 244, ФСБ России № 183, Службы внешней разведки РФ № 20.
Правила подготовки предложений по определению потребности в привлечении иностранных работников-визовиков и утверждению квоты на выдачу им приглашений на въезд в Российскую Федерацию и разрешений на работу (далее - Правила, Правила подготовки предложений) в соответствии с пунктом 1 статьи 18.1 Закона о правовом положении иностранных граждан устанавливаются Правительством РФ. В настоящее время они утверждены Постановлением Правительства от 12.09.2013г. N 800.
В соответствии с пунктом 2 Правил подготовка предложений по определению потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников-визовиков и утверждению квот осуществляется Минтруда России на основании обоснованных предложений исполнительных органов государственной власти субъектов о потребности в привлечении иностранных работников.
Правила определения органами государственной власти субъекта Российской Федерации потребности в привлечении иностранных работников утверждены Приказом Минтруда России от 23.01.2014 N 27н.
Потребность определяется на основании заявок работодателей о потребности в привлечении иностранных работников для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест либо выполнения работ (оказания услуг) в предстоящем году. Форма заявки установлена Приложением № 1 к Правилам, утв. Приказом Минтруда от 23.01.2014г. № 27н.
В случае необходимости увеличения или уменьшения ранее обозначенной работодателем потребности в привлечении иностранных работников он вправе заявить об этом, опять же через подачу заявки (форма заявки предполагает возможность указать цель обращения – сообщение о потребности, увеличения или уменьшения потребности). Подать заявку об изменении потребности допускается как на текущий год, так и на год предстоящий. Рекомендации по заполнению заявки утверждены Приложением № 2 к Приказу Минтруда от 23.01.2014г. № 27н. Время подачи заявки в течение календарного года законодательством не ограничено. Однако, работодателям приходится принимать во внимание сроки рассмотрения заявок соответствующими органами. На практике можно, пожалуй, обозначить крайний срок их подачи как август – сентябрь.
Заявки предоставляются работодателями в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации на бумажном носителе или в электронной форме через портал: www.migrakvota.gov.ru. Интерент-ресурс позволяет заполнить заявку в электронной форме и отправить ее в уполномоченный орган, а также отслеживать ее статус. Предоставление каких-либо иных документов, помимо заявки в уполномоченный орган работодателем не предусмотрено.
Уполномоченный орган субъекта РФ по поступлении заявок либо направляет их на доработку работодателю (в случае если форма или содержание заявки не соответствуют установленным требованиям), либо представляет их на рассмотрение членам межведомственной комиссии субъекта Российской Федерации по вопросам привлечения и использования иностранных работников. Комиссия формируется из числа представителей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений субъекта Российской Федерации, а также заинтересованных территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, включая органы МВД, ФНС, территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости, и пр. (далее - комиссия субъекта).
Комиссия субъекта является своего рода первым ситом, через которое проходит отсев заявок работодателей в части их востребованности на местном рынке труда и проверки «кредитной истории» работодателя. Перечень критериев, которыми обязана руководствоваться Комиссия субъекта при рассмотрении заявок работодателей является исчерпывающим, и не предполагает возможность полного или частичного отклонения заявки по иным основаниям (например, включения иностранного государства, граждан которого хотел бы привлекать работодатель к трудовой деятельности в список стран миграционного риска)
Комиссия субъекта по итогам рассмотрения заявок направляет соответствующую информацию в Уполномоченный орган субъекта РФ, который оформляет решения комиссии (в течение 3-х календарных дней с момента их принятия) и направляет работодателю уведомление о принятом Комиссией субъекта решении по его заявке (в течение 5-ти календарных дней с момента принятия решения).
Однако, принятие Комиссией субъекта решения об удовлетворении заявки является лишь промежуточным результатом.
В соответствии с пунктом 18 Правил подготовки предложений Уполномоченный орган субъекта РФ не позднее 15 августа текущего года формирует общую потребность региона в привлечении иностранных работников-визовиков на основании решений Комиссии субъекта и не позднее 1 сентября текущего года представляет ее в Минтруд России.
Минтруд России представляет поступившие из регионов сведения о потребности на рассмотрение в межведомственную комиссию (МВК) уже на федеральном уровне. Таким образом, в роли второго сита при формировании потребности в иностранных работниках и квот на их привлечение выступает МВК (Положение о межведомственной комиссии по определению потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников утверждено Приказом Минтруда России от 23.01.2014г. № 28н).
По результатам вынесенных МВК решений Минтруд России:
- представляет в Правительство Российской Федерации проект Постановления Правительства об определении потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранцев-визовиков и утверждении квот на очередной год, предусматривающий установление резерва квот в размере не более 30 процентов согласованных предложений субъектов Российской Федерации;
- утверждает распределение квот по субъектам России на очередной год (распределение квот происходит с учетом установления резерва квот в размере не более 30 процентов согласованных предложений субъектов Российской Федерации, который расходуется при рассмотрении заявок работодателей об увеличении потребности в иностранных работниках);
- утверждает перечень профессий (специальностей, должностей) для привлечения иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, на очередной год и размещает его на официальном сайте Министерства.
На основании изложенного выше следует отметить, что в соответствии с нормами законодательства участие работодателя в заявочной компании происходит на «общественных началах» с целью сбора статистической информации для определения той самой потребности в иностранных работниках. Квоты, устанавливаемые Правительством и распределяемые Минтрудом России по субъектам РФ, имеют обезличенный характер. Искусственная привязка работодателей к квоте по принципу «заявил – получил» происходит уже на уровне Приказов Минтруда об утверждении перечня профессий (специальностей, должностей) для привлечения иностранных работников, который дается с разбивкой по работодателям, заявки которых попали в категорию одобренных. Хотя смысловая нагрузка подпункта «в» пункта 4 Правил подготовки предложений по определению потребности в иностранных работниках, утв. Постановлением Правительства от 12.09.2013г. № 800 сводится к фиксации Минтрудом только перечня профессий (специальностей, должностей) по которым предполагается привлекать к трудовой деятельности иностранцев-визовиков.
[1] Подпункт «г» пункта 5 статьи 1 Концепции Государственной миграционной политики Российской Федерации до 2025 года
[2] См. пункт 1 статьи 18 Закона о правовом положении иностранных граждан
[3] См. пункт 3 статьи 18 Закона о правовом положении иностранных граждан
Проблемы привлечения на работу иностранных граждан
Бинятова Ф. М. Проблемы привлечения на работу иностранных граждан // Молодой ученый. — 2016. — №25. — С. 455-457. — URL https://moluch.ru/archive/129/35605/ (дата обращения: 28.12.2018).
В данной статье будут описываться основные проблемы привлечения на работу иностранных граждан, порядок трудоустройства иностранных в Российской Федерации.
Прежде чем начать рассматривать данную проблематику, необходимо выделить ключевые слова, которые в дальнейшем будут использованы в данной работе:
– иностранный гражданин — лицо, не имеющее гражданства страны пребывания, но обладающее доказательством принадлежности к гражданству другого государства.
– иностранный работник — иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность;
– правовое положение (правовой режим) иностранных граждан представляет собой совокупность их прав и обязанностей на территории данного государства. Он устанавливается внутренними законами государства с учетом его обязательств по международным договорам.
– миграция — перемещение, переселение населения внутри страны или из одной страны в другую.
– разрешение на работу — документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории РФ трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в РФ в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности.
Хотелось бы начать с того, что в настоящее время вопросы положения иностранных граждан в Российской Федерации становятся все более актуальными. Рассматривая данную проблематику, нужно отдать должное российскому законодательству, которую с катастрофической скоростью пытаются модернизировать, с одной стороны облегчая иностранцам процедуру при оформлении на работу, а с другой вводя все больше ограничений.
Актуальность темы исследования определяется остротой проблемы формирования цивилизованного рынка труда в РФ. Отсутствие постоянного четко определенного законодательного разрешения проблем трудового правового статуса иностранных работников влечет произвол работодателей по отношению к иностранным работникам.
Международная миграция будет иметь как экономические, так и юридические и политические последствия как для принимающей, так и для посылающей страны. Как и любое социальное явление, миграция имеет свои плюсы и минусы. Эмиграция уменьшает давление на рынок труда страны-экспортера, сокращая безработицу. Трудовые мигранты, заботясь о благополучии своих семей, как правило, пересылают значительную часть заработанных денег на родину, обеспечивая поступление сюда валюты. Странам-импортерам миграция дает возможность использовать образовательный потенциал квалифицированных иностранных работников без затрат на подготовку.
Миграция обычно сопровождается усилением безработицы в странах-импортерах рабочей силы, осложнением жилищных проблем, понижением уровня оплаты труда (иммигранты готовы работать за низкую зарплату).
Основные права и обязанности иностранных работников в Российской Федерации закреплены в следующих нормативных актах:
– Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993);
– «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001г. N 197-ФЗ;
– Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;
– Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»;
– Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;
– Закон РФ от 19.04.1991 N 1032–1 «О занятости населения в Российской Федерации»;
Согласно Конституции РФ каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34 и ст. 37). Аналогичные положения закреплены также в российском законодательстве в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства (ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).
Тем не менее, для иностранцев предусмотрен ряд ограничений и особенностей осуществления трудовой деятельности на территории России, которые также непосредственно затрагивают и работодателя. В частности, на последнем лежат обязанности и ответственность, связанные с получением разрешения на привлечение иностранных работников, разрешений на работу, приглашений, постановке на учет по месту пребывания, обеспечением жильем, медицинской помощью, уведомлением государственных органов о заключении и изменении трудовых или гражданско-правовых договоров с такими лицами.
Несмотря на то, что использование труда иностранных граждан крайне выгодно работодателям с экономической точки зрения, их оформление и дальнейшее сопровождение является достаточно сложным процессом. Свою роль в этом играет как чрезмерно усложненная процедура привлечения иностранных работников, так и постоянно изменяющаяся нормативная база в данной области. В результате создаются предпосылки как для неумышленного нарушения законодательства иностранными работниками и работодателями, так и сознательного применения ими различных нелегальных подходов.
Главный недостаток существующей миграционной политики в том, что сам процесс привлечения иностранных работников, предоставления жилищных и медицинских гарантий и документов является чрезмерно сложным и затратным: разрешение на привлечение и использование иностранной рабочей силы работу придется получать каждый год (в большинстве случаев это касается и разрешения на работу), ограниченное время на оформление иностранных работников, оформление патентов и сдача экзаменов занимает у иностранных работников достаточно много времени и средств.
В силу более низких требований иностранных работников к оплате труда, работодатели в ближайшее время не откажутся от их привлечения, в то же время, действующий порядок трудоустройства таких работников им крайне невыгоден. В итоге единственным решением в данном случае представляется облегчение соответствующих административных и трудовых процедур, что позволит избежать дальнейшего ухода процесса привлечения иностранных работников за пределы правового поля.
Тем не менее, данные проблемы в меньшей степени касаются иностранных работников, отнесенных к категории высококвалифицированных специалистов. Так, у работодателя отсутствует необходимость получения разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы, на таких работников не распространяются квоты, применяется сокращенный срок рассмотрения заявления о выдаче разрешения на работу. Однако в силу специфических требований к заработной, работники, привлеченные в таком порядке, составляют подавляющее меньшинство.
В заключении хочется отметить, что на данный момент трудовые отношения с иностранными гражданами и лицами без гражданства оформляются в соответствии с ТК РФ, но при этом учитываются особенности, предусмотренные ФЗ от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и рядом других нормативных актов. Речь идет об уже описанных выше ограничениях, указанному в разрешении на работу, также стоит принимать во внимание сроки действия визы, разрешения на работу (или временное проживание), патента.
Литература:
- «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
- «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.07.2016) от 03.07.2016 N 347-ФЗ,
- «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 06.07.2016) от 06.07.2016 N 375-ФЗ,
- Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ (ред. от 29.12.2015) от 03.07.2016 N 250-ФЗ, «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
- Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 01.05.2016) от 01.05.2016 N 124-ФЗ«О гражданстве Российской Федерации»
- Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 03.07.2016) от 03.07.2016 N 305-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.07.2016)
- Закон РФ от 19.04.1991 N 1032–1 (ред. от 09.03.2016) от 09.03.2016 N 66-ФЗ, «О занятости населения в Российской Федерации»
- Постановление Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 (ред. от 25.03.2013), от 25.03.2013 N 257 «О трудовых книжках» (вместе с «Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей»)
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, работник, правовое положение, иностранный гражданин, трудовая деятельность, РФ, гражданин, работа, иностранная рабочая сила, иностранный работник.