Легализация заработной платы
Легализация заработной платы
В настоящее время легализация теневой занятости и скрытых форм оплаты труда, повышение уровня заработной платы и создание условий для своевременной ее выплаты остается одной из основных задач в сфере социально-трудовых отношений.В настоящее время легализация теневой занятости и скрытых форм оплаты труда, повышение уровня заработной платы и создание условий для своевременной ее выплаты остается одной из основных задач в сфере социально-трудовых отношений.
Проблема «теневой» заработной платы — одна из актуальных и острых по всей стране. Под теневой заработной платой подразумевается выплата работникам, не учитываемая при налогообложении, — это заработная плата, выдаваемая в «конвертах» или промышленными и продовольственными товарами. Значительное число организаций малого и среднего бизнеса, не желая уплачивать налоги с фонда оплаты труда в полном объеме, часть заработной платы выплачивают официально, а другую, как правило, большую ее часть, выплачивают, не отражая в бухгалтерских документах, либо выплачивают полностью в конвертах.
Сокрытие сумм реально выплачиваемой заработной платы, занижение работодателями суммы страховых взносов, перечисляемых в Пенсионный фонд, ведет к нарушению конституционных прав граждан на получение трудовых пенсий в полном объеме. «Теневая» заработная плата не обеспечивает социальной защищенности наемных работников. Распространено явление, когда работодатели используют труд наемных работников без оформления трудовых договоров, тем самым работодатель лишает своих сотрудников заслуженного пенсионного обеспечения. А сами граждане, соглашаясь с такой формой расчетов за труд, лишают себя, в свою очередь, возможности оплаты больничных листов и других видов пособий и в перспективе могут рассчитывать только на минимальные пенсии, т. к. при начислении любых выплат учитываются только официальные данные, представленные работодателями.
В частности, у такого работника не идет трудовой стаж, в том числе льготный трудовой стаж, который необходим для ряда категорий работников для досрочного получения трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Работник также не защищен от травматизма и профессиональных заболеваний, т. к. он исключается из сферы действия Закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Работник лишается гарантированного минимального размера оплаты труда: работодатель может платить столько, сколько он захочет.
Легализация налоговой базы по начислению и удержанию с заработной платы и отражение в бухгалтерских и налоговых документах сумм фактически выплачиваемой заработной платы работникам — это возможность получить в полном объеме помощь по временной нетрудоспособности, отпускные, выходное пособие при увольнении, банковский кредит, налоговый вычет при приобретении квартиры, получении платного образования и платных медицинских услуг, а также достойную пенсию в дальнейшем.
Необходимо отметить, что при любом варианте «серых трудовых отношений» и, как следствие, выплаты зарплаты «в конверте» возникает проблема следующего рода: с одной стороны работнику платят, как правило, достаточно большую заработную плату, при этом с неё не уплачиваются налоги, различные взносы в фонды обязательного социального страхования, т. е. фактически у работника «в кармане» должно оставаться больше денег. Однако работник, работая в условиях «серой схемы трудовых отношений» остается полностью незащищенным в своих взаимоотношениях с работодателем; он не в состоянии отстоять и защитить свои права и законные интересы в том случае, когда их нарушает или иным образом ущемляет работодатель. Доказать факт трудовых отношений в суде очень сложно, т. к. для этого требуются свидетельские показания, однако, далеко не всегда действующие работники организации соглашаются дать показания на суде против собственного работодателя.
Вызывает вопросы и денежно-налоговая составляющая трудовых отношений. Записав в договор полную сумму вознаграждения, предприятие автоматически обязано заплатить страховые взносы в пенсионный фонд и иные внебюджетные фонды. И работодатель начинает думать: вычесть эти деньги из зарплаты сотрудника или записать на собственные убытки? При стольких трудностях вменяемый руководитель вряд ли пойдет на полную легализацию трудовых отношений, а значит, кодекс останется на бумаге, а зарплата — в конверте.
В связи с достаточно широким распространением практики выплаты «теневой» зарплаты работает ряд федеральных, областных и муниципальных ведомств. В ФНС России разработана программа по «обелению» зарплат и работают телефоны «горячей линии», по которым можно сообщить о фактах выплаты заработной платы «в конверте». Сравниваются фактические заработные платы с прожиточным минимумом, а также со сложившимся уровнем заработных плат в организациях с определенным видом деятельности. Эти сведения запрашиваются в региональных органах Госкомстата РФ. Прокуратура рассматривает все заявления, жалобы и иные обращения граждан, содержащие сведения о нарушении законов. Государственная инспекция труда работает по всем вопросам, связанным с нарушением трудового законодательства.
За обнаружение нелегальной выплаты заработной платы работодателю грозит ответственность в соответствии со статьей 122 Налогового кодекса РФ, административная ответственность по ст. 15.11 КоАП РФ, а в крайних случаях — уголовная ответственность согласно Уголовному кодексу РФ. Поводом для проведения проверки может стать обращение гражданина или организации.
Отдел защиты прав трудящихся
Пермского крайсовпрофа
← Вернуться
Легализация заработной платы в 2018 году: ждите вызов на Межведомственную комиссию
В целях легализации заработной платы работников и увеличения контроля за соблюдением прав этих работников, государство пристально следит за уровнем оплаты труда и проверяет размер зарплаты на соответствие среднему показателю по отрасли. Если сотрудник получает значительно меньше среднеотраслевого показателя зарплат или меньше, чем другой сотрудник на той же позиции в этой же компании, то работодателя вызывают на Межведомственную комиссию в администрацию и налоговую инспекцию для разъяснения причин расхождения этих показателей. Ключевая задача комиссии в части легализации заработной платы состоит в том, чтобы содействовать легализации трудовых отношений между работодателем и работником, устранить задолженности по заработной плате сотрудникам предприятий, уравнять зарплаты по отрасли, получить зарплатные налоги с работодателя в полной мере и провести легализацию теневой заработной платы. Межведомственная комиссия активно сотрудничает с органами надзора в данной сфере, прокуратурой, Государственной инспекцией труда, налоговой инспекцией и органами внутренних дел. Ежемесячно Межведомственная комиссия проводит заседания, результаты которых могут быть переданы в органы контроля для решения вопроса, связанного с привлечением работодателя к ответственности и пресечением вероятных нарушений в области оплаты труда. На Межведомственную комиссию преимущественно приглашается руководство компаний, которые выплачивают зарплату меньшего МРОТ. Кроме того, в качестве основы берут и среднеотраслевую заработную плату по ОКВЭД – среднюю зарплату по видам экономической деятельности, значительно превышающую МРОТ. Главной целью таких заседаний является узаконивание теневого заработка: повышение заработной платы сотрудникам и легализация серых зарплат и вывод их из тени, так как это напрямую влияет на НДФЛ и суммы страховых взносов за каждого работника. Несмотря на то, что Межведомственная комиссия в администрации является совещательным органом, ее вызов не рекомендуем игнорировать. Следует подготовить документы, которые являются подтверждением факта начисления и выплаты заработной платы, которая не меньше установленного в регионе по отрасли размера. Идеальным вариантом является предоставление копии штатного расписания. Работодатель, отправляющийся на комиссию, должен подготовиться к тому, чтобы предоставить внятное пояснение причины сниженной зарплаты сотрудника, чтобы избежать неверных выводов членов комиссии о том, что зарплата была начислена необоснованно, так как выводы делаются на основании общей статистики. Объяснение по легализации заработной платы должно быть убедительным. Необходимо, чтобы ответы на вопросы членов комиссии были как можно полнее, они должны подтвердить обоснованность низкой зарплаты на предприятии. Руководитель должен позаботиться о том, чтобы были исключены даже малейшие намеки на то, что компания ведет себя недобросовестно по отношению к своим сотрудникам. В процессе заседания комиссии секретарь ведет протокол. По результатам заседания комиссии руководству компаний предлагается поднять заработную плату сотрудникам и представить отчет об этом впоследствии. В подобной ситуации следует помнить о том, что решения комиссии носят характер рекомендаций. Тем не менее, высока вероятность того, что такое решение комиссии могут переадресовать в орган, обладающий полномочиями для того, чтобы привлечь юридическое лицо и его руководство к ответственности вследствие допущенных с их стороны нарушений требований российского законодательства и применить серьезные меры по легализации заработной платы в компании. В целях легализации заработной платы в 2018 предусматривается административная ответственность за нарушения в сфере трудовых отношений за каждого работника. Специалисты советуют исполнять решения комиссии поэтапно, потому что в результате будет повышена нагрузка по выплате налогов и обязательных платежей. Кроме того, это позволит исключить возможные подозрения в недобросовестности организации и осознать, какие размеры зарплат для персонала доступны юридическому лицу в актуальных на сегодняшний день условиях экономической деятельности. Чтобы точно не попасть под пристальный надзор государственных органов после комиссии, убедитесь, что средняя заработная плата специалистов в вашей компании соответствует среднему показателю по отрасли по ОКВЭД. Также помните, что сотрудники одной должности должны получать примерно одинаковую зарплату. Значительная разница в оплате труда может привлечь внимание. Также не злоупотребляйте оформлением сотрудников на пол ставки.
Если вы будете соблюдать приведенные правила, ваша организация никогда не получит вызов на комиссию и вам не придется давать объяснение по вопросам легализации заработной платы в налоговой инспекции или администрации района.
Сезон охоты на «серых», или легализация зарплаты.
Контролирующие органы объявили «холодную войну» организациям, скрывающим реальный размер заработной платы своих сотрудников в целях неуплаты единого социального налога и страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФ РФ).
Управлением Федеральной налоговой службы (УФНС) по г. Москве сделана попытка определить понятие «серая заработная плата». Согласно Письму УФНС по г. Москве от 17 мая 2006 г. № 15-11/290 «О работе налоговых органов г. Москвы по обеспечению полноты уплаты налогов и взносов с сумм оплаты труда» «теневой» или «серой» заработной платой налоговые органы называют выплаты работникам, не учитываемые при налогообложении, - это неофициальная заработная плата, выдаваемая в «конвертах», страховые премии и аннуитеты, выплачиваемые через страховые компании, и другие формы сокрытия реальной заработной платы. Такие схемы позволяют организациям уйти от уплаты единого социального налога (ЕСН), страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налога на доходы физических лиц.
Как отмечено в указанном Письме, уклоняясь от уплаты этих налогов и взносов, организации не только обманывают государство, но и ухудшают социальное обеспечение своих сотрудников. Ведь от размера «официальной» заработной платы зависит размер будущей пенсии работающих граждан, оплата больничных листов, в том числе по беременности и родам, сумма налоговых вычетов при приобретении сотрудником квартиры или затратах на обучение его детей.
Налоговики пытаются привлечь работников, получающих «серые» заработные платы, на свою сторону при выявлении организаций, выплачивающих зарплаты в «конвертах». Так, налоговики г. Санкт - Петербурга уже объявили о начале работы с анонимными заявлениями работников, желающих вывести своих работодателей на чистую воду (то есть выплачивать «белую» заработную плату).
Предположим, что налоговики подтолкнут работников к оказанию небезызвестной «анонимной», а может, и не только анонимной помощи налоговым органам. При этом работнику следует задуматься о возможных для него последствиях такого обращения в налоговые органы.
Работодателю также следует позаботиться о том, чтобы у работников не возникло подобного желания, так как «взрыв изнутри» может породить больше проблем, чем официальные проверки извне.
Механизм «отбеливания» заработной платы
1. Комиссия при Управлении Федеральной налоговой службы по г. Москве.
В Письме УФНС по г. Москве от 17 мая 2006 г. № 15-11/290 отмечено, что с начала этого года УФНС России по г. Москве ведется активная работа по выявлению организаций, работающих по «теневым» схемам выплаты заработной платы.
Так, при УФНС по г. Москве создана специальная Комиссия по рассмотрению вопросов полноты уплаты предприятиями и организациями налогов и взносов с сумм оплаты труда (Комиссия).
При каждой московской инспекции действует рабочая группа этой Комиссии. Разработан и утвержден приказом УФНС России по г. Москве Регламент по реализации мер, направленных на легализацию «теневой» заработной платы. В работе Комиссии и рабочих групп принимают участие представители Правительства Москвы, правоохранительных органов, государственных социальных внебюджетных фондов: Пенсионного фонда России, Фонда социального страхования Российской Федерации и Московского городского фонда обязательного медицинского страхования.
На подобных заседаниях налоговики предлагают организациям, уровень заработных плат которых ниже прожиточного минимума, повысить заработные платы сотрудникам, а также предоставлять вместе с бухгалтерской и налоговой отчетностью Отчет о принятых мерах по повышению заработной платы с обязательной расшифровкой сумм начисленного ЕСН и численностью работников.
Такое «предложение» не имеет под собой правовой основы, следовательно, организации не обязаны извещать налоговые органы о мерах по повышению заработной платы сотрудников, в том числе предоставлять указанные отчеты, а равно и повышать уровень заработных плат до требуемого ими уровня.
В результате деятельности указанных комиссий и рабочих групп на начало 2006 года выявлено 58516 организаций, в которых уровень заработной платы, заявленный для налогообложения, ниже прожиточного минимума, из них в 15615 организациях заработная плата ниже минимального размера оплаты труда 1100 рублей.
К таким организациям будут применяться соответствующие меры правоохранительными органами и Инспекцией труда г. Москвы, так как в их деятельности имеет место прямое нарушение трудового законодательства.
Остальные организации с уровнем заработной платы в диапазоне от 1100 рублей до 4815 рублей , согласно Письму УФНС по г. Москве от 17 мая 2006 г. № 15-11/290, будут находиться на постоянном контроле налоговой службы.
В какой форме будет осуществляться подобный контроль, сказать на данный момент однозначно нельзя.
Как сообщает УФНС по г. Москве, с 19 326 организациями уже проведена соответствующая работа. В результате 15 492 компании представили налоговикам документы, подтверждающие увеличение заработной платы сотрудников. Более 70 организаций до заседания комиссии самостоятельно приняли меры по повышению уровня оплаты труда работников.
Как особо отметили в УФНС по г. Москве, тем компаниям, которые не прислушались к рекомендациям Комиссии, грозят выездные проверки.
Таким образом, можно сказать, что меры, принимаемые государственными органами в целях повышения уровня заработной платы, т.е. в целях пополнения бюджета и внебюджетных фондов, возымели действие. Получается, что стоило налоговикам только пригрозить, как организации «добровольно» выполняют «рекомендации».
Отметим, что комиссия при УФНС по г. Москве не единственный инструмент в руках чиновников, направленный на легализацию заработных плат.
2. Межведомственная комиссия при Правительстве г. Москвы.
При Правительстве Москвы создана Межведомственная комиссия по взаимодействию органов государственной власти города Москвы, федеральных органов государственной власти, предприятий и организаций города Москвы по вопросам оплаты труда, уплаты налогов и страховых взносов (далее - Межведомственная комиссия), а также утверждено Положение о Межведомственной комиссии и ее состав (Распоряжение Правительства Москвы от 24 мая 2006 г. № 867-РП).
Межведомственная комиссия создана в целях взаимодействия и координации работы органов государственной власти города Москвы, федеральных органов государственной власти, предприятий и организаций города Москвы по обеспечению социальной защищенности работающего населения в части оплаты труда, а также полноты собираемости налогов и страховых взносов в бюджетную систему Российской Федерации.
Обязанности по организации деятельности Межведомственной комиссии возложены на Комитет города Москвы по делам о несостоятельности (банкротстве).
В связи с этим Комитету города Москвы по делам о несостоятельности (банкротстве) дано право запрашивать у ряда государственных органов для предоставления в Межведомственную комиссию информацию о предприятиях и организациях, задерживающих оплату труда работникам, выплачивающих ее в размерах ниже уровня прожиточного минимума, а также не уплачивающих в установленные сроки налоги и страховые взносы в бюджетную систему Российской Федерации.
В число таких государственных органов входит УФНС по г. Москве, территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по г. Москве, Государственная инспекция труда в городе Москве, Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве и Московской области, Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Московский городской фонд обязательного медицинского страхования.
3. Рабочие группы при административных округах (районах).
Аналогичные комиссии в форме рабочих групп созданы в административных районах г. Москвы.
Полномочия созданных на территории административных округов города Москвы рабочих групп (комиссий) определены Распоряжением Правительства Москвы от 24 мая 2006 г. № 867-РП.
Так, рабочим группам предоставлено право запрашивать у органов государственной власти города Москвы, федеральных органов государственной власти, а также организаций всех форм собственности необходимую информацию по вопросам, относящимся к компетенции Межведомственной комиссии.
Однако возникает вопрос, на каком основании организации, получившие такой запрос, должны предоставлять рабочим группам запрашиваемую ими информацию, относящуюся к конфиденциальной.
Отметим, что действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрены санкции за непредоставление информации указанным рабочим группам.
Кроме того, рабочие группы вправе привлекать к участию и заслушивать на своих заседаниях представителей органов государственной власти города Москвы, федеральных органов государственной власти, а также организаций всех форм собственности. Но комиссии предоставлено только право привлекать к участию в своих заседаниях руководителей организаций. Требовать их присутствия на заседании чиновники не могут, т.е. у руководителей организаций нет обязанности посещать указанные мероприятия. На комиссии могут лишь дать соответствующие рекомендации, но вот следовать им организации не обязаны.
Подобные рабочие группы уже создаются и в Московской области, и в других регионах.
«Белая ворона», или кто в очереди первый
Особого внимания требуют принципы, которые используют чиновники при выявлении организаций, выплачивающих, по мнению чиновников, «неофициальную» заработную плату.
УФНС по г. Москве разработан порядок автоматизированного отбора и мониторинга налогоплательщиков с низким уровнем официальной заработной платы.
В первую очередь, согласно Письму УФНС по г. Москве от 17 мая 2006 г. № 15-11/290, внимание привлекают:
- организации, имеющие задолженность по выплате заработной платы своим сотрудникам, превышающую 500 тысяч рублей;
- организации, в которых уровень заработной платы ниже прожиточного минимума (по Москве он составляет 4815 рублей с IV квартала 2005 г., а с I квартала 2006 г. - 5752 рублей);
- организации, в которых уровень заработной платы ниже среднеотраслевого уровня.
Каким образом будет определяться среднеотраслевой уровень заработных плат, налоговыми органами пока не разъяснено. Может оказаться, что среднеотраслевой уровень заработной платы будет выше прожиточного минимума. Видимо, в таком случае налоговые органы также могут «попросить» увеличить уровень заработных плат иных работодателей отрасли до среднеотраслевого.
Безусловно, чиновников также заинтересуют организации, уровень заработной платы которых ниже минимального размера оплаты труда.
Согласно Федеральному закону от 29.12.2004 № 198-ФЗ, с 1 мая 2006 г. размер минимального размера оплаты труда составляет 1100 рублей.
Хотя статьей 133 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) установлено, что минимальный размер оплаты труда (МРОТ) не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека, в действительности МРОТ значительно меньше прожиточного минимума. Для сравнения, прожиточный минимум для трудоспособного населения в целом по России на данный момент составляет 2690 рублей (установлен Постановлением Правительства РФ от 02.03.2005 № 105); для Москвы - 5752 рублей, а МРОТ - только 1100 рублей.
Месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
При этом возникает вопрос, какой размер МРОТ брать: установленный Федеральным законом от 29.12.2004 № 198-ФЗ либо определяемый в соответствии со ст. 133 ТК РФ размером прожиточного минимума, поскольку налоговики возьмут на заметку и те организации, где заработная плата ниже МРОТ, и те, где ниже прожиточного минимума.
Особое внимание следует обратить на следующий критерий отбора организаций-кандидатов на «разъяснительную беседу», не предусмотренный правовыми документами.
Как оказалось на практике, организации, в которых установлена заработная плата ниже уровня, определенного трехсторонними соглашениями (обычно такими соглашениями размер заработной платы устанавливается выше прожиточного минимума) между профсоюзами, представителями предпринимателей и администрацией муниципальных районов (для регионов, где такие соглашения заключены), также могут привлечь внимание чиновников.
Так, в компанию РУСКОНСАЛТ обратились представители организации, зарегистрированной в Московской области (точнее, в Одинцовском муниципальном районе), с просьбой осуществить правовую оценку действий и требований администрации Одинцовского района.
Суть ситуации заключалась в том, что обратившаяся организация получила письмо из администрации с просьбой в установленный письмом срок представить информацию об уровне минимальной и средней заработной платы, а в случае несоответствия минимальной и средней заработной платы требованиям, изложенным в письме, представить график повышения заработной платы до указанного уровня.
В письме было изложена «просьба» о повышении средней заработной платы к концу 2006 г. до 15 тысяч рублей.
Такая просьба обосновывалась тем, что Одинцовским районным трехсторонним соглашением между администрацией Одинцовского муниципального района, Координационным советом профессиональных союзов и Обществом предпринимателей Одинцовского района на 2006 – 2008 годы определено, что в организациях независимо от формы собственности (кроме финансируемых из бюджетов) доводят среднемесячную зарплату до уровня не менее 13,5 тысяч рублей в первом полугодии 2006 г., а в четвертом квартале 2006 г. – до 15 тысяч рублей.
Отметим, что обратившаяся организация не является членом Общества предпринимателей Одинцовского района, т.е. на нее не распространяется действие указанного трехстороннего соглашения.
Фактически полученное письмо является требованием о повышении заработной платы, не имеющим под собой правовых оснований.
Последствия. Информация к размышлению
Каковы реальные последствия отказа организаций от сотрудничества с чиновниками, в настоящий момент до конца не известно; правовые рычаги, используемые чиновниками, ограничены положениями действующего законодательства Российской Федерации.
Поэтому при отказе работодателя от сотрудничества с чиновниками никаких последствий может и не быть, за исключением случаев, когда запрос документов осуществлен в рамках проведения мероприятий налогового контроля.
Однако, согласно Письму УФНС по г. Москве от 17 мая 2006 г. № 15-11/290, к организациям, не обеспечившим в ближайшее время положительной динамики по заработной плате, налоговыми органами будут применяться все меры воздействия, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации. Активно будет использоваться практика совместных проверок с органами внутренних дел. В части таких организаций расширят контрольные функции государственные внебюджетные фонды, заинтересованные в увеличении налоговых поступлений на финансирование различных социальных программ.
Как отмечено в указанном Письме, в рамках поставленных задач к организациям, не упорядочившим выплату заработной платы и расчеты по налогам, по предложению Межведомственной комиссии могут применяться более жесткие меры воздействия, в том числе ограничивающие финансово-хозяйственную деятельность этих организаций на территории города.
В чем будут заключаться ограничения финансово-хозяйственной деятельности организаций и каков механизм таких ограничений, чиновники пока не сообщают.
В случае, если чиновники смогут доказать «конвертные» схемы выплаты заработной платы, организация будет вынуждена уплатить доначисленные ЕСН, пени и штрафы за их несвоевременную уплату (статьи 122, 123 НК РФ), а также взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).
Административная ответственность за нарушение трудового законодательства предусмотрена ст. 5.27. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ).
Нарушение законодательства о труде и об охране труда (а выплата заработной платы ниже уровня, установленного действующим законодательством Российской Федерации, бесспорно, является нарушением трудового законодательства) может повлечь наложение на юридических лиц административного штрафа (ч. 1 ст. 5.27. КоАП РФ), административное приостановление деятельности (ч. 1 ст. 5.27. КоАП РФ), либо дисквалификацию должностного лица (ч. 2 ст. 5.27. КоАП РФ).
Как поступить в случае, если организация получила соответствующее «приглашение», решать руководителю организации. Как было отмечено, организации вправе не обращать внимания на действия и рекомендации чиновников, но готовиться к налоговой проверке будет в таком случае не лишним.
Если у организации нет возможности единовременно «обелить» заработную плату, то следует внедрять методы повышения лояльности сотрудников. Кроме того, сотрудникам необходимо понимать, что если будет доказано наличие «конвертной схемы» выплаты заработной платы и организации будут доначислены налоги, то с «серых» сумм, полученных сотрудниками на руки, налоговики могут также высчитать НДФЛ в размере 13 %. В этом случае доначисленную сумму НДФЛ работнику придется выплатить из своего кармана.
Если сотрудники дорожат своим местом и уважают интересы своих коллег, то им следует аккуратно подходить к вопросу сотрудничества с соответствующими органами, желающими выяснить, как реально обстоят дела с выплатой заработной платы в организации.
Так, в нашумевшем удмуртском деле , где, не без помощи сотрудников, было доказано наличие «конвертной схемы», организация вследствие начисления крупных налоговых сумм была доведена до банкротства и сотрудники, добивавшиеся легализации их заработной платы, вовсе потеряли рабочие места. Конечно же, это не призыв мириться с конвертной заработной платой, а совет подходить обдуманно к вопросу борьбы с нею изнутри.
Тем не менее, принимая во внимание актуальность проблемы легализации заработной платы, учитывая то, что государственные органы всерьез объединяют свои усилия в работе над этим вопросом, считаем, что руководству организаций, применяющих «конвертные» выплаты, следует задуматься об эффективном налоговом планировании вместо того, чтобы продолжать рисковать, применяя некогда безопасные методы выплаты заработной платы, которые сегодня могут поставить под угрозу их бизнес.
Следует обратить внимание, что для трудоспособного населения города Москвы прожиточный минимум с I квартала 2006 г. составляет 5752 рубля, согласно Постановлению Правительства Москвы от 11 июля 2006 г. № 491-ПП.
Прожиточный минимум в размере 4815 рублей был установлен на IV квартал 2005 г., согласно Постановлению Правительства Москвы от 28.02.2006 № 135-ПП. Таким образом, вероятно, что с I квартала 2006 г. организации с уровнем заработной платы в диапазоне от 1100 рублей до 5752 рублей также будут находиться на постоянном контроле налоговой службы.
Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Налоговым органам г. Ижевска удалось доказать в арбитражном суде неполное перечисление ООО «Редуктор-Энерго» налога на доходы физических лиц и единого социального налога, т.е. выплату «неофициальной» заработной платы сотрудникам ООО «Редуктор-Энерго». Решением Арбитражного суда Удмуртской республики от 11 марта 2005 г. № А71-609/04-А19 оставлено в силе решение Межрайонной инспекции МНС РФ о взыскании с ООО «Редуктор-Энерго» налогов, неуплаченных с выплачиваемых в «конвертах» сумм, а также пени, начисленных на сумму неуплаченных налогов (Письмо ФНС России от 28 июля 2006 г. № ВЕ-6-04/742@).