Контролируемые иностранные компании кик
Закон о КИК
Одной из главных особенностей стран, у которых имеется «защищенное» финансовое законодательство, является отлаженный механизм сдерживания и противовесов в сфере налогообложения.
Среди таких государств-гарантов деоффшоризации можно выделить такие европейские страны: Испания, Италия, Великобритания, Германия, Дания, Швеция, а также такие государства как Израиль, США, Канада, Япония. Теперь же в этот список входит еще и Российская Федерация.
Сигналом для этого послужило принятие Государственной Думой и подписанием Президентом Российской Федерации федерального закона: «О внесении изменений в первую и вторую части Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)», от 24.11.2014 г., № 376-ФЗ.
У него есть еще другое название, неформально его еще называют «закон о контролируемых иностранных компаниях (КИК)», который призван внести порядок в оффшорную сферу, из-за которой российское государство недополучает миллиарды в свой бюджет.
Какие же основные функции этого закона?
Во-первых, он вносит ощутимые изменения в стандарты Налогового кодекса РФ по части налогообложения доходов зарубежных организаций, на что можно обратить внимание в главе 25 НК РФ.
Во-вторых, он внедряет определенные ограничения на действия международных соглашений в плане избегания двойного налогообложения, принимая за основу правило «фактического получателя дохода», что можно прочесть в статье 7, 312 НК РФ.
В-третьих, данный закон существенно реформирует саму процедуру признания компании налоговыми резидентами РФ.
Более того, он раскрывает механизм, при котором нераспределённая прибыль организации входит в облагаемую налогами базу контролирующих лиц – резидентов Российской Федерации. Регулирует налогообложение на прибыль контролируемых иностранных компаний, зарегистрированных и находящихся в РФ. Также закон предусматривает санкции за нарушение заключенных обязательств, что предусматривается главой 3.4 НК РФ.
При установлении налоговой базы, указания, что содержатся в главе 3.4 НК РФ («Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица») будут осуществляться по отношению к выбранным налогам зарубежной организации.
Для более глубокого анализа проблемы, следует разобраться, что же означает термин «контролируемая иностранная компания», или сокращенно КИК.
Следуя пункту 1 статьи 25.13 Налогового кодекса РФ, контролируемая иностранная компания – это иностранная организация, у которой нет статуса налогового резидента РФ, при условии наличия такого статуса у контролирующих лиц.
Иностранная структура, не имеющая юридического лица, но контроль над которой осуществляют юридические или физические лица, получившие признание налоговых резидентов РФ, также считаются КИК.
К налоговым резидентам РФ, можно отнести физическое лицо, перебивающим на территории РФ установленный законом срок. Минимальный термин пребывания на территории РФ составляет 183 календарных дня, что составляет 12 месяцев подряд.
Но, стоит отметить, что во время его краткосрочного периода (до шести месяцев) выезда заграницу, в связи с обучением, лечением, а также исполнением трудовых или других обязанностей, имеющих связь с услугами или работой на морских месторождениях углеводородного сырья период пребывания на территории РФ останавливаться не будет.
Для того, что б узнать какие организации какие именно организации признаются налоговыми резидентами РФ, следует обратится к пункту 1 статьи 246.2 НК РФ.
Абзац 7 пункт 2 статьи 11 НГ РФ определяет, что иностранная структура без образования юридического лица может быть форма организационного вида деятельности, которая учреждена согласно норм зарубежного государства, без оформления юридического лица. Сюда можно отнести партнерство, траст, фонд или другой вид коллективных инвестиций или доверительного контроля. Данная структура должна осуществлять выбранный вид деятельности, которая направлена на получение прибыли в интересах своих учредителей, бенефициаров, пайщиков, доверителей и прочих лиц, согласно своему личному закону.
Кроме того, мы должна дать определение, что именно подразумевается под «контролирующими лицами» организации.
Итак, контролирующими лицами организации могут быть физические или юридические лица, признаваемые налоговыми резидентами РФ, а также супруги или несовершеннолетние дети, процент участия которых в организации составляет не меньше 10%, при условии, что в данной организации процент участия всех лиц, что были признаны резидентами РФ составляет не меньше 25%.
Также, физические или юридические лица признаются контролируемым лицом компании при не менее 25% участия их в составе организации.
Статья 105.2 НК РФ предусматривает вычисления процента участия физических или юридических лиц в других организациях, где учитывается также единоличное участие, участие с супругами, а также детьми, не достигшими 18 лет.
Часть 1 статьи 105.2 НК РФ гласит, что в целях Налогового кодекса доля участия одного предприятия в другом предприятии может быть вычислена в виде суммы, что выражается в процентах доли прямого и непрямого участия одного предприятия в другом предприятии.
Необходимо также разобраться, что такое доля прямого и непрямого (косвенного) участия.
Данная статья нам гласит, что долей прямого участия одного предприятия в другом предприятии признается непосредственно принадлежащая одному предприятию некой части голосующих акций другого предприятия или непосредственно принадлежащая одному предприятию части в уставном (складочном) капитале (фонде) другого предприятия, а в случае невозможности определения таких частей - непосредственно принадлежащая одному предприятию той части, что вычисляется пропорционально количеству участников в другом предприятии.
Долей непрямого участия одной компании (предприятия) в другой компании признается та часть (доля), что определяется в следующем порядке:
1) вычисляется согласно системе участие одной компании в другой компании через прямое участие каждой предыдущей компании в каждой следующей компании в соответствующей последовательности;
2) определяются доля прямого участия каждой предыдущей компании в каждой последующей компании соответствующей последовательности;
3) суммируются произведения долей прямого участия одной компании в другой кампании через участие каждой предыдущей компании в каждой последующей всех последовательностей.
Участия физических лиц, а также определение их процентной части в капиталах компаний рассматриваются в суде. Правила, которые используются и имеют значение при определении процентной ставки участия физического лица в организации предусматривается статьей 105.2 НК РФ.
До первого января 2016 года процентная квота участия физического или юридического лица в компании определялась на уровне 50% с целью признания такого лица контролирующим.
Если сравнивать с первыми редакциями законопроекта, то можно заметить, что теперь, чтобы признать физического лицо или организацию контролирующим лицом значение управления иностранной компанией в данной норме было увеличено до 25%.
Если же организацией владеют несколько резидентов РФ, и их общая доля участия в компании составляет более 50%, тогда достаточно и 10%, чтобы признать контролирующее лицо.
Также ссылаясь на пункт 5, статьи 25.13 НК РФ, можно определить, что контролирующими лицами кроме всего прочего признаются лица, что осуществляют управление и контроль над компанией в личных интересах или интересах детей, которые еще не достигли восемнадцатилетнего возраста.
Значит, можно подвести итог, что такое понятие как «контроль» не нормируется законом как определением исключительно процентной ставки в организациях.
Исходя из всего вышесказанного логически стоит уже определить, что же подразумевается «осуществлением контроля над компанией»?
Осуществление контроля над компанией – это прямое или непрямое участие в компании, а также участие в соглашении или договоре, что рассматривает управление данной компанией с целью распределения дохода, полученным данной компанией с учетом выплаты всех налогов.
Осуществление или возможности осуществления определяющего влияния на действие субъекта, что реализует управленческие функции по отношению к активам данной организации и распределяющего полученные финансовые средства (дохода) с учетом выплаты всех налогов можно определить, как управление или контроль над иностранными организациями без юридического лица.
Осуществление контроля над компанией устанавливается не только при прямом или непрямом участии, но и в соответствии норм законодательства, пункта 5 ст.25.13 НК РФ. Также при иных форматах оказания определенного влияния ради контроля над решениями и действии компании в сфере получения прибыли.
Действия схожие с участием в соглашении насчет управления или осуществления контроля над данной организацией (например, договор о предоставлении услуг), взаимоотношения в рамках трастовой декларации (договора), а также в той ситуации, когда номинальный акционер владеет акциями компании, тоже могут сказаться предлогом, что бы признать данный субъект контролирующим.
Из данного положения можно сделать вывод, что титульным лицом может быть определен не только титульный владелец акций данной компании, но также бенефициарий, который занимается управлением организацией иным способом.
Значит, рамки «осуществление контроля», выписанные в нормативных актах могут считаться не полными и не определяющими должным образом.
Например, если строго следовать букве закона, то можно сделать ошибочное предположение, что учредители и бенефициарии частного фонда не имеют право осуществлять контроль, если они являются юридическими лицами в ином государстве, в случае указания в учредительных документах фонда об их отстранении от возможности влиять на решения, которые связанные с распределением прибыли.
Данная коллизия в законодательстве может сказаться предметом ожесточенных споров между государственными органами и налогоплательщиками во время судебных тяжб.
Далее стоит рассмотреть условия снятия налогообложения с доходов КИК.
В случае выполнения одного из следующих условий контролируемая иностранная компания освобождается от налогов со своей прибыли в случае исполнения следующих условий, согласно пункту 7 статьи 25.13 НК РФ:
А) в случае если организация является некоммерческой, то есть незаинтересованной в получении дохода от своей деятельности. Также, если данная компания не принимает решения, которые связанные с распоряжением доходов между учредителями и участниками, а также иными субъектами.
Для лучшего взаимодействия и контроля, специально для юридических лиц был создан так называемый «Личный закон». Исходя из которого иностранная, организация имеет шанс получить некоммерческий статус (включая правоспособность и получение организационно-правовой формы), при условии, если такой был определен законодательством ее страны и ее учредительными документами. Стоит отметить, что заграницей, как правило, торговые палаты, бизнес-лиги, клубы профессиональные ассоциации, образовательные, благотворительные, религиозные организации относят к некоммерческим организациям.
Б) в случае, если организация была создана исходя из норм законодательства страны, что является членом Евразийского экономического союза.
Кроме Российской Федерации к странам участницам Евразийского экономического союза можно отнести Казахстан, Беларусь и Армению. Значит, данный закон не имеет никакого влияния на организации, что находятся на территории данных стран, и контролирующийся резидентами из РФ.
В) При условии нахождения организаций на постоянной основе на территории государства, с которым РФ заключила международный договор по вопросам налогообложения. За исключением стран, что не обеспечили обмен информацией с РФ.
Перечень стран, что не обеспечили с РФ обмен информацией с целью налогообложения утвержден с помощью федерального органа исполнительной власти с полномочиями осуществлять контроль и вести надзор над сферой налогов и сборов.
Средневзвешенная налоговая ставка на прибыль компании по налогу (75 или более процентов) является эффективной ставкой налогообложения на прибыль.
Исходя из подпункта 1, пункта 8, статьи 25.13 НК РФ при помощи данной формулы можно определить ставку налогообложения доходов (прибыли) иностранного предприятия:
Стэфф = Н/П
Где, Стэфф – определяется как ставка эффективного налогообложения на прибыль иностранной организации.
Н – это общий налог на доходы, исключающийся иностранной компанией, а также ее обособленные подразделения в соответствии с ее личным законом.
П – общий доход (прибыль) иностранной компании, что вычисляется согласно абзацу 1, пункту 8, статьи 25.12 НК РФ.
С помощью подпункта 2, пункта 8, статьи 25.13 НК РФ можно определить средневзвешенную налоговую ставку на прибыль организации.
Стсредневзвеш = (Ст1 х П1 + Ст2 х П2) / (П1 + П2)
П1 – общий доход иностранной организации, который можно определить с помощью абзаца 1, пункта 8, статьи 25.15 НК РФ, без учета налогов, вычисленных с помощью подпункта 1, пункта 4, статьи 309.1 НК РФ. Стоит учесть, что при условии вычисления показателя П1, когда он становится отрицательным, то он приравнивается к нулю.
П2 - общая прибыль зарубежной организации, что вычисляется с помощью подпункта 1, пункта 4, статьи 309.1 НК РФ.
Ст2 - налоговая ставка с дохода организации, установленным подпунктом 2, пунктом 3, ст. 284 НК РФ.
После первого января 2015-го года данная налоговая ставка составляет 13 процентов. До этого российские предприятия получали от российских и иностранных компаний налоговую ставку на дивиденды в размере 9%.
Но, следует выполнить одновременно два условия, для того что бы использовать данное положение:
- Страна, на территории которой зарегистрирована организация и где она постоянно располагается ранее уже заключила международный договор с РФ насчет вопросов налогообложения. К примеру, договор, что исключает двойное налогообложение.
- При условии, что ставка «эффективного» налогообложения представленной организации в рамках государства, где она зарегистрирована имела значение не менее 75% от местной «средневзвешенной» ставки налогов на доход организации.
Но, иностранная организация не будет освобождена от налога на доход если между ее «основным» государством и РФ не был обеспечен налоговый обмен информацией, даже при условии наличия договора об отсутствии системы двойного налогообложения с РФ.
Список данных стран, который можно определить под «черный список» пока что отсутствует и не был утвержден Федеральной налоговой службой Российской Федерации.
На данный момент в РФ действует принятый Министерством Финансов Российской Федерации от 13-го ноября 2007-го года № 108н «Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (оффшорные зоны)».
Например, его используют во время определения контролируемых сделок, что указано в пункте 1 статье 105 НК РФ. Или при определении возможностей применения нулевого налога на получения дивидендов (прибыли), подпункт 1 пункт 3, статьи 284 НК РФ.
Кроме того, данный список может быть использован в законодательных целях, ради усовершенствования норм о контролируемых иностранных компаниях.
Для лучшего понимания ситуации необходимо привести пример.
Представим, что предприятие, зарегистрированное на территории Кипра, контролируется резидентом из РФ, и получает прибыль только в качестве роялти.
Для сравнения эффективной налоговой ставки на территории Кипра и средневзвешенной налоговой ставки в РФ, а также в связи с вычислением, будет ли доход компании, находящейся на Кипре освобожден от налогов в соответствии с подпунктом 3, пункт 7, ст. 25.13 НК РФ задействуем нижеуказанные формулы.
Сначала рассчитаем эффективную налоговую ставку на Кипре. Отчетность указывает, что за установленный срок доход доминиканской компании составил 130 тысяч евро.
Так как в Доминиканской Республике ставка походного налога составляет 12,5%, но в соответствии с законодательством Кипра 80% роялти (дохода) освобождаются от налогообложения можем высчитать следующие.
Значит, налогами облагается сума, что равна 26 тысяч евро.
Стэфф = (26 000 х 12,5%) / 130 000 = 3250 / 130 000 = 2,5%
Из чего выходит, что средневзвешенная ставка на прибыль согласно российскому налогу будет равна 19,19%. На территории Кипра эффективная налоговая ставка составляет порядка 13% по отношению к российской средневзвешенной ставке. Но для освобождения доходов зарубежных организаций от налогового обложения она должна быть не менее 75%.
Подводя итоги этого примера можно сделать вывод, что, следуя подпункту 3, пункта 7, ст. 25.13 НК РФ доход кипрского предприятия не будет освобожден от налогов.
Г) Предприятие, что находится на постоянной основе в пределах территории страны, которая заключила международное соглашение насчет налогообложения с Российской Федерацией, где выделены условия избегания двойного налога на прибыль, не считая стран, что не обеспечили передачу информации с целью налогообложения с Россией.
В представленном условии тоже должны быть выполнимы два пункта:
- Страна, на территории которой зарегистрировано предприятие, должна заключить с Россией международное соглашение, в котором предусмотрено избежание двойного налогообложения.
- Не более 20% прибыли от суммарного дохода составляет часть пассивной прибыли. Что включает в себя дивиденды, доходы от продажи акций, проценты, роялти, сдачу имущества в аренду или субаренду, реализация недвижимости, а также доходы от таких услуг как: рекламные, консультационные, инжиниринговые, бухгалтерские, аудиторские, юридические, маркетинговые, а также те, что касаются обработки информации, проведения научно-исследовательских или опытно-конструкторских.
Что приводит нас к тому, что согласно данному подпункту, компании необходимо получать прибыль от производства, выполнения работ и оказания услуг (не считая вышеперечисленных), то есть от активной деятельности.
Еще данный подпункт не распространяется на компании из тех государств, которые включены в перечень «черного списка» ФНС и не обеспечили налоговый обмен с Россией.
Приведем еще один пример. Большую часть своего дохода кипрская компания получает благодаря торговле. И часть ее дохода составляет роялти, что она получает от иностранного предприятия.
Согласно финансовой отчетности кипрской компании доля прибыли в виде роялти составляет более 20% от ее общего дохода. Исходя из этих условий, прибыль компании из Кипра, которой руководит резидент РФ освобождается от налогов, так как между Кипром и Россией заключен договор об избегании системы двойного обложения налогами, и Кипр не входит в «черный список» НФС и предоставляет России информацию в целях налогообложения.
Интересно будет рассмотреть такой пример. Для начала отметим, что между Великобританией и Российской Федерацией действует активная конвенция, что предусматривает избегания двойного налогообложения, и РФ получает от Англии информацию в целях налогообложения. Также, Великобритания не входит в «Черный список» ФСН.
Шотландское партнерство (LP) или Английское сообщество с ограниченной ответственностью (LLP), принимают участие только в торговой деятельности, что приносит доход. Соблюдая все необходимые условия, вся прибыль от полученного партнерства, что контролируется резидентом из РФ, должна быть освобождена от налогообложения.
Стоит отметить, что прав на использования льгот ни LP, ни LLP не имеют, что определено в англо-российской конвенции, которая предусматривает избежание системы двойного налогообложения. Поэтому они не имеют право получить подтверждение налогового резидента в своей стране, так как не являются отдельными субъектами налогообложения.
Д) Компания представляет собой иностранную структуру без оформления юридического лица, но у которой соблюдается все следующие положения:
- согласно уставным документам компании, после ее основания полномочия учредителя данной структуры не могут передаваться другому субъекту. За исключением наследственных прав или путем универсального правопреемства. Кроме полномочий также не передаются вычисление бенефицианта (выгодоприобретателя), право на изъятие имущества и прочие полномочия.
- учредитель компании, согласно уставными и учредительным документами не имеет право после ее основания перевести активы данной организации в свою собственность.
- учредитель данной компании не имеет права на прямую или косвенную прибыль, что распределяется между ее пайщиками, доверителями, либо остальными участниками.
Косвенным получением прибыли субъектом иностранной компании без оформления юридического лица можно признать в связи с получением через взаимозависящее лицо часть дохода организации.
Существуют правила, с помощью которых можно определить имеет ли право данная иностранная компания, например, на дискреционный траст от налогов на прибыль. Эти правила созданы для данной организации региональным законодательством, с помощью них можно выяснить точность и корректность формулировок для уставных документов компании в сфере принадлежности распределения доходов или активов, а также с помощью них идет определение бенефициантов и порядка с помощью которого они определяются. Если же иностранная компания была учреждена согласно условиям, предусмотренным подп. 5 п.7 тогда прибыль данной компании, избавляется от налогообложения.
Е) Согласно личному закону деятельность страховой организации или банка базируется на нормах лицензии, а также иных узкоспециализированных разрешениях что сосредотачиваются на исполнении страховой или банковской деятельности. Также, компания должна находиться на постоянной основе, на территории страны, с которой у нее заключено международное соглашение с РФ по части налогообложения. Не считая территорий стран, что включены в список, что установлен согласно подпункту 3 рассматриваемого пункта.
Но, есть дополнительных два условия: Во-первых, у иностранной компании должна быть оформлена банковская или страховая лицензия, а у государства, на территории которого располагается данная компания должно быть заключено соглашения об исключении системы двойного налогообложения. Во-вторых, данное положение не имеет отношения к организациям, что зарегистрированы на постоянной основе на территории тех государств, с которыми у них не подписано соглашение с РФ об передаче и обмене налоговой информацией. Тех государств, что внесены в «черный список» ФНС.
Ж) Данный субъект представляет собою организацию, которая, наделена полномочиями получать прибыль в процентном соотношении, что подлежат выплате в соотношении к облигациям, пребывающим в обороте. Данный субъект также называется еще эмитентом обращающихся компаний.
Кроме того, если брать во внимание использование данного подпункта, часть прибыли, что задокументирована в рамках срока, в течении которого составляется отчет за прошедшие финансовый год образовывает данной организацией 90% в общей суме прибыли или более, согласно личному закону предприятия. Это первым делом говорит о том, что деятельность организации, предусмотренная в подпункте, обязана быть главной для такой иностранной организации.
З) Компания участвует в проектных работах, полагаясь на соглашение о разделе продукции или руководствуясь сервисным контрактом, схожими актами о разделении продукции, под риском, либо иными подобными соглашениями, которые с государственными органами или же государственными предприятиями, которые имеют аналогичные полномочия.
Согласно личному закону предприятия часть задокументированной прибыли за срок, в течение которого составляется финансовая отчетность за финансовый год, может, составляет около 90% от полученных доходов данного предприятия за оговоренный срок.
В данном случае от налогообложения избавляется прибыль самого предприятия, что принимает участие в концессионных контрактах с публично-правовыми формированиями, например, в сферах добычи сырья. Такие контракты еще называют акты государственно-частного товарищества.
Стоит также отметить, что рассматриваемая деятельность обязательно должна быть основной сферой деятельности данной компании.
И) Сюда также можно отнести компанию, что является оператором новонайденного морского месторождения углеводородного сырья или если она является акционером компании данного типа.
Обратите внимание, что из списка компаний, которые могут освобождаться от налогообложения согласно правилам о контролируемых иностранных компаниях были исключены «публичные компании», - компании-эмитенты облигаций, что были допущены к обращению на российских фондовых биржах, а также биржах государств, что включены с список иностранных финансовых посредников и тех, кто прошел процедуру листинга.
Обязательно нам следует еще выделить факты, о которых налогоплательщики обязуется уведомлять налоговые органы.
Налоговый кодекс Российской Федерации нам сообщает, что, исходя из пункта 3.1 ст. 23, лица, что выплачивают налоги на прибыль, обязуются уведомлять налоговую службу:
- если их доля участия составляет близко 10% в иностранных компаниях;
- когда создаются иностранные структуры без юридического лица и когда есть фактическое право на доход этой компании. Включая те случаи, когда субъект, выплачивающий налоги, является создателем данной организации, или субъект, что имеет право на прибыль данной организации при условии его распределения;
- факты о контролируемых иностранных компаниях, по отношению к которым они являются контролирующими лицами;
Также в соответствии с нормами Налогового Кодекса РФ иностранные организации и предприятия без оформления юридического лица, в обращении которых находится собственность, признаваемую согласно статье 347 НК РФ объектом налоговой системы по налогу на имущество организаций, обязуются в порядке и случаях, описанных в Налоговом Кодексе не считая обязанностей, предписываемые статьей 23 НК РФ доносить информацию об участниках этой иностранной организации в соответствии местонахождения объекта недвижимости. А также для иностранных компаний без оформления юридического лица необходимо доносить данные об ее учредителях, бенефициантов, а также управляющих.
Нельзя обойти стороной информацию, что в соответствии Налогового Кодекса Российской Федерации, а точнее пункта 3, статьи 347, что объектом налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, признаются находящееся на территории Российской Федерации и принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности недвижимое имущество и полученное по концессионному соглашению недвижимое имущество.
Установления форм и периода, за который налогоплательщики должны уведомить налоговые службы.
Пункт 1 статьи 25.14 Налогового кодекса Российской Федерации нам сообщает, что налогоплательщики, признанные налоговыми резидентами России обязаны обращаться в налоговую службу:
- при условии участия в зарубежных организациях, когда доля такого участия составляет более 10%;
- в случае создания иностранных структур без оформления юридического лица, а также о фактическом праве на прибыль, получаемой данным предприятием. Учитывая случаи, в которых субъект, выплачивающий налоги, определяется как учредитель или тот, кто имеет право на распределения дохода данной структуры;
- если они контролируемые лица по отношению к иностранным компаниям;
Данные насчет участия в зарубежных компаниях должны предоставляться за период не более 1 месяца с числа учреждения или изменения доли участия в такой зарубежной компании, что представляет собою повод для дачи такой информации.
Данные про контролируемые иностранные компании должны быть представлены не позже 20 марта года, будущего за налоговым сроком, где часть прибыли КИК обязана быть учтена субъектом, который отвечает за контроль компании.
Также, налогоплательщики обязаны давать показания насчет своего участия в иностранных компаниях и передавать информацию в налоговые органы о КИК, которая пребывает на постоянной основе или находящуюся по месту жительства в электронном виде, в установленном законом порядке.
Физические лица – налогоплательщики могут предоставлять необходимую информацию также в бумажном виде.
Федеральная налоговая служба Российской Федерации в соответствии с Министерством финансов РФ определила и утвердила порядок заполнения уведомлений, что предоставляют данные о состоянии субъекта в иностранной компании.
На данный момент, согласно статье 23 НК РФ определены лишь исключительно формат и форма уведомлений о состоянии субъекта в иностранной компании.
Следующая информация об участии в иностранной компании должна быть предусмотрена в обязательном порядке:
- точная дата возникновения причин для предоставления информации;
- имя зарубежной организации без юридического лица (название компании), информация об участии или учреждении к которой налогоплательщиком;
- номера регистрации, что были предоставлены иностранной компании на территории государства, ее регистрации (инкорпорации), код (или коды) иностранной организации как налогоплательщика на территории государства ее регистрации (инкорпорации), а также схожие документы при условии их наличия;
- процент участия налогоплательщика в иностранной компании, его участие в системе уплаты налогов в иностранной компании, если есть непрямое участие с предоставлением подобной информации:
а) Информация, что рассматривается выше применяется ко всем последующим организации, с помощью которой осуществляется непрямое участие в данной организации.
б) Процент участия в каждой последующей организации, с помощью которой осуществляется косвенное, то есть непрямое участие в зарубежной организации.
- определение условий для объявления налогоплательщика контролируемым лицом контролируемой иностранной компании
- подбор и предоставления данных, которые будут являться поводом для освобождения прибыли контролируемой иностранной компании от налогов
Налогоплательщик снимает с ответственность за отражения в сообщении недостоверной информации, что указана в статье 129 НК РФ, по факту предоставления данных к моменту, когда налогоплательщик узнал о раскрытии налоговой службой случая данного отражения.
Исходя и всего вышесказанного, возникает актуальный вопрос, имеет ли право и необходимые полномочия налоговая служба признать налогоплательщика контролирующим лицом иностранной организации?
Да, имеет. На это указывает п.5 статьи 25.13 и п. 8-12 статьи 25.14 Налогового кодекса Российской Федерации.
При предоставлении налоговой службой иностранного государства информации в пределах обмена данных с налоговыми целями в соответствии международных соглашений, заключенных с Российской Федерацией. Данная информация осведомляет о том, что налогоплательщик и есть контролирующее лицо зарубежной организации без оформления юридического лица (иностранной компанией), что не отправило в налоговую службу уведомление. В таком случае налоговая служба отправляет уведомление указано налогоплательщику, в котором заключено распоряжение предоставить по истечении 20 дней необходимые пояснения или предоставить уведомление в принятый налоговой службой срок.
Налогоплательщик, что отправляет в налоговую службу пояснения насчет фактов и данных, что указаны требованиях государственных органов, также имеет право вместе с пояснениями предоставить дополнительно документы, которые подтверждают акты отсутствия причин для того, что б признать налогоплательщика субъектом, что осуществляет контроль над иностранной организацией.
В свою очередь налоговая служба обязуется рассмотреть документы и пояснения, что предоставил налогоплательщик.
В том случае, если во время рассмотрения поданной информации по факту или ее отсутствия, налоговая служба может внести правки с целью признать налогоплательщика контролируемым лицом иностранной компании. Должностное лицо налоговой службы подает налогоплательщику уведомление об иностранных организациях, которое оно контролирует, чтобы признать данное лицо контролирующим.
Если лицо получило уведомление от налоговой службы, то его можно оспорить в судебном процессе по истечению срока в три месяца, со время даты его получения. Принимая это во внимание, субъект сообщает в налоговую службу об данном факте в течении трех дней со дня подачи обращения в судебную инстанцию. Стоит предупредить, что лицо получившее уведомление не может быть объявлено контролирующим лицом иностранной организации в целях, предусмотренных НК РФ до начала вступления в действия судебного акта, который был принят судом по итогам рассмотрения обращения насчет уведомления.
Субъект признается контролирующим лицом иностранной компании при условии, если он не смог оспорить в течении трех месяцев с дня получения, полученное уведомление об иностранных компаниях, что находятся под его контролем. В тот же момент по отношению к данному субъекту начинают применятся условия НК РФ касательно контролирующих лиц.
Также, можно задать следующий вопрос как именно доход контролируемой иностранных компаний учитывается в ходе налогообложения?
Прибылью, а также убытком контролируемых иностранных компаний считается общая прибыль или убыток данной компании, что рассчитан исходя из статьи 309.1 Налогового кодекса Российской Федерации. Про особенности, что заключены в этой норме мы поговорим ниже.
Согласно с пунктом 2, статьи 25.15 НК РФ прибыль КИК приравнивается к прибыли компании или физических лиц, полученных налогоплательщиком, который был признан соответствующими органами контролируемым лицом КИК и учитывается при определении налогов насчет базы налогоплательщиков, признанных лицами, контролирующими иностранную компанию согласно нормам НК РФ.
Пункт 3, статьи 25.12 НК РФ говорит нам о том, что доход от контролируемой иностранной компании учитывают с целью определить базу налогоплательщика, то есть контролируемого лица, который имеет часть дохода, что отвечает проценту участия данного лица в КИК в тот период, который заканчивается датой принятия решения о распределении прибыли.
Прибыль КИК становится меньше в зависимости от количества дивидендов, что были выплачены иностранной компанией в календарном году, что следует за годом, в котором ссылаясь на личный закон данной компании был создан финансовый отчет.
Доход КИК, что является иностранной компанией без оформления юридического лица уменьшается пропорционально величине дивидендов, что были распределены в интересах контролирующих лиц данной организации или в интересах выгодоприобретателей или иных пайщиков, или участников данной организации.
Тем не менее, следует отметить, что уменьшение происходит в тех случаях, если в сумме, что указана контролирующими лицами, выгодоприобретателями, пайщиками, а также другими субъектам были выплачены все соответствующие налоги.
В том случае если у зарубежной организации нет возможности распределить частично или в полном объеме полученный доход в течении сроков за которые согласно личному закону компании создается финансовый отчет за прошедший год. То между участниками (выгодоприобретателями, пайщиками и другими лицами) из-за условий, установленных личным законом данной организации, функции распределения прибыли в целях увеличения уставного капитала не будут учитывать данную прибыль во время определения налоговой базы у налогоплательщика контролирующего лица.
Согласно с абзацем первым пунктом первым статьи 309.1 Налогового Кодекса Российской Федерации прибылью или убытком КИК будет считаться размер прибыли или убытка данной компании до выплаты всех налогов исходя из информации, что представлена в ее финансовом отчете в соответствии личного закона данной организации за прошедший финансовый год и в тех случаях, когда в соответствии ее личному закону подобный финансовый отчет обязательно подлежит аудиту, выполняя условие постоянного местонахождения данной КИК на территории страны, что подписала с РФ соглашение насчет вопросов налогообложения, предусмотренных в статье 309.1 Налогового кодекса РФ.
Если в тех случаях, когда в определенных абзацем 1 пунктом 1 статьи 309.1 Налогового Кодекса РФ, в прибыли или убытках КИК было признано величину прибыли или убытка данной компании, высчитанную согласно положениям, что описаны в главе 25 НК РФ, без учета особенностей, что предусмотрены в статье 309.1 НК РФ, не учитывая абзаца 3 п. 2 статьи 309.1 НК РФ, что говорит нам о общего дохода КИК «иными документами», выписками расчетных счетов, первичными документами и т.д.
Значит, чтобы высчитать доходы КИК есть два варианта отвечающих законодательству РФ:
- В том случае, если компания должна предоставить финансовую отчетность, что успешно прошла процесс аудита, в то время как с государством, где располагается данная компания заключено соглашение об исключении системы двойного налогообложения. В таком случае прибыль высчитывается согласно данных, что приведены в отчетности, сформированной согласно личному закону компании, то есть правом страны регистрации, учитывая все нюансы, что приведены в статье 309.1 Налогового Кодекса РФ.
- Если взять за пример иные случаи, тогда доход КИК будет высчитываться в пример общих положений, что содержатся в главе 25 НК РФ, исходя из документов, что позволяет вычислить общий доход, представленных налогоплательщиком.
Согласно пункту 11, статьи 309.1 Налогового Кодекса РФ общий налог, имеющий отношения к прибыли КИК за советующий срок обязан быть уменьшен в соотношении размера налога касательно этой прибыли в согласии с законодательной базой зарубежных государств или законодательной базой России. Также, должен быть уменьшен налог на общих доход организации начисленный относительно дохода постоянного представителя этой КИК в РФ.
Общий размер прибыли, что найдена в согласии норм зарубежного государства должен быть подтвержден документально, а в том случае, если у этой страны отсутствует подписанное соглашение с РФ насчет вопросов налогообложения, заверенный осведомленной службой иностранного государства, и наделенный полномочиями контролировать налоговую область и к тому же проводить мониторинг.
Нормы законодательства также учитывают вариант зачета налоговых сумм, выплаченных в государстве, где располагается компания при вычислении общей прибыли касательно доходов КИК или если данные суммы выплачены в РФ по местонахождению предприятия.
Как высчитать сумму доходов КИК с которой она должна быть учтена во время составления налоговой базы?
Доходы Контролируемой иностранной компании буду учтены, если при вычислении налоговой базы за налоговый срок по определенному налогу, если сумма доходов, что высчитана в соответствии статьи 309.1 Налогового кодекса РФ составила более чем 10 000 рублей.
В 2015 и 2016 году порог доходов КИК был определен как более высокий по сравнению с прошлыми годами. Так, в 2015-м году он составил 50 млн рублей, а в 2016-м 30 млн рублей.
Перечень документов, что подтверждает наличие доходов у КИК.
Сам субъект, что осуществляет функции контроля компании, налогоплательщик, подает налоговую декларацию, в соответствии с которой, при вычислении налоговой базы учитывается вся прибыль контролируемого предприятия этим лицом иностранного предприятия с представленным дальше перечнем документов:
- финансовый отчет КИК или в случае отсутствия иные документы, связанные с финансовой отчетностью компании;
- аудиторское заключение насчет финансовых отчетов КИК, если в соответствии личного закона данной КИК было установлено об обязательном процессе аудита данного финансового отчета;
Обязательно эти документы или их копии на иностранном языке должны быть переведены на русский язык.
Аудиторские выводы подаются в установленный срок, не позднее одного месяца от дня, что указан в уведомлении КИК как дата создания аудиторского заключения касательно финансового отчета. Данные аудиторские выводы подаются в случае невозможности предоставить заключение насчет финансовой отчетности вместе с подачей декларации.
Второй пункт статьи 309.1 НК РФ гласит, что прибыль, а также убыток КИК вычисляется согласно данным указанным в финансовом отчете организации и выражается в иностранной валюте, что должна быть пересчитана в рублях по отношению к курсу к иностранной валюте, установленным Центральным банком РФ, согласно такому периоду, за который в личном законе этого предприятия формируется финансовый отчет за прошедший финансовый год.
Общий доход или убыток КИК обязан быть задокументирован в финансовом отчете, сформированному согласно личному закону организации за определенный отрезок времени с дополнением финансовой, а также налоговой отчетности.
В соответствии абзаца 2, пункта 1, статьи 309.1 НК РФ, при определении общего дохода или убытка, общий доход или убыток должен быть подтвержден документами, что могут определить общую сумму прибыли или убытка. То есть это происходит в случае, когда КИК располагается на постоянной основе на территории государства, которое не имеет соглашение с РФ касательно налоговой базы, а финансовый отчет данной организации не может быть подвержен процессу аудита или отсутствует.
Такими документами, что помогают определить общую сумму прибыли или аудита могут оказаться, например, выписки с расчетных счетов КИК и документы, что подтверждают факт произведения операции в соответствии с правилами делового оборота иностранных организаций.
Какие именно доходы важны при учете, когда определяется прибыль КИК?
Когда идет процесс формирования доходов КИК должны быть учтены следующие источники прибыли данной организации:
- прибыль, полученная в ходе распределения имущества компании, прибыль, полученная при распределении доходов других лиц, их групп, включая при процессе их ликвидации;
- дивиденды, полученные данной иностранной организацией;
- прибыль, полученная от части доходов от долговых обязательств разных видов. Включая облигации с правом участвовать в разделении прибыли при конвертируемых облигациях;
- прибыль полученная в виде оплат за использования прав на интеллектуальную собственность: права использования или передачу произведений науки, литературы, искусства (включая аудио, видео произведения), моделей или чертежей секретных формул, патентов, а также данных что относятся к научному, коммерческому или промышленному опыту;
- доходы, полученные от продажи акций или послабления прав в зарубежной организации, что не оформлено как юридическое лицо в соответствии зарубежных норм;
- доходы от операций, что осуществляются с помощью финансовых инструментов немедленных сделок;
- доходы, полученные от предоставления услуг персонала;
-доходы полученные от продаж недвижимости;
- прибыль, полученная за предоставление услуг аренды или субаренды имущества включая также прибыль от лизинговых услуг, не учитывая прибыль от аренды или субаренды транспорта, морских и воздушных судов, емкостей, что используют во время воздушных перевозок;
- доход от продаж инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов включительно от погашения;
- полученная в ходе аудиторских, бухгалтерских, инжиниринговых, маркетинговых, рекламных, юридических услуг прибыль, а также прибыль полученная прибыль от консультаций, исследовательских, конструкторских или научных работ;
А также прочая прибыль от активной и пассивной деятельности, что схожая с той, что описана выше.
Санкции, что могут последовать из-за нарушения норм Налогового Кодекса РФ касательно КИК
Шестнадцатая глава НК РФ по сравнению со старым законодательством была дополнена статьями 129.5, 129.6, а также пунктом 1.1 статьи 126, пунктом 2.1 статьи 129.1которые содержат следующее:
Статья 129.5. Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате не включения в налоговую базу доли прибыли контролируемой иностранной компании.
Полная или частичная невыплата налогоплательщиком или контролирующим лицом – юридическим или физическим лицом налога из-за не включения в общую базу налогов части доходов КИК, карается штрафом, который составляет 20% от суммы невыплаченного налога в соотношении к прибыли КИК, что должна быть учтена в налоговую базу по налогу по доходам на прибыль физических лиц для контролирующих субъектов, которые являются физическими лицами-налогоплательщиками, налоговую базу по налогу на прибыл организации для контролирующих лиц компаний-налогоплательщиков, но более 100 000 рублей включительно.
Также, стоит отметить, что санкции, предусмотренные в статье 129.5 НК РФ в процессе постановления решений о привлечении к ответственности за налоговые сроки 2015-2018 годов не применяется.
Лишь начиная с 2018 года условия, что указаны в статье 129.5 НК РФ осуществляются при принятии решений о вовлечении к налоговой ответственности за указанный налоговый срок.
Статья 129.6. Неправомерное непредставление уведомления о контролируемых иностранных компаниях, уведомления об участии в иностранных организациях, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых иностранных компаниях, уведомлении об участии в иностранных организациях.
Отсутствие подачи данных без законных оснований о КИК за календарный год контролирующим лицом в налоговую службу по пришествию нужных сроков или подача контролируемым лицом неправдивой информации о КИК в налоговую службу подпадает под санкции в виде штрафа в размере 100 тысяч рублей по всем контролирующим компаниям по которым не были представлены данные или по отношению, к которым была подана неправдивая информация.
Отсутствие подачи уведомления, которое должно было быть предоставлено налогоплательщиком в налоговую службу без законных оснований, или предоставление неправдивой информации об участии в иностранных организациях, наказывается в виде применения санкций. А точнее штрафа, в размере 50 тысяч рублей в отношении всех зарубежных организаций, информация о которых не предоставлена или если данные оказались не правдивыми.
Пункт 1.1 статьи 126 НК РФ, что затрагивает непредставления финансового отчета и прочих документов, включая аудиторское заключение гласит, что в случае неподачи налоговой службе документов контролирующим лицом, что указаны в пункте 5, статьи 25.12 НК РФ, как и в случае прочих уклонений от подачи документов, или подачи документов с неправдивой информацией наказывается наложением штрафа по отношению к контролирующему лицу в размере 100 тысяч рублей.
Пункт 2.1 статьи 129 в отношении не предоставления информации о членах зарубежной организации, что владеет недвижимым имуществом на территории РФ нам говорит:
Нарушение рамок срока или непредставление налогоплательщиком – иностранной компанией без оформления юридического лица налоговой службе информации, указанных в пункте 3.2 статьи 23 НК РФ, предусматривает наложения штрафа в размере 100% от общего налога на собственность организации, вычисленного по отношению к объекту недвижимости, что является собственностью этой иностранной организации без оформления юридического лица согласно пункту 3.2 НК РФ.
Что помимо штрафов и прочих налоговых санкций может быть применено в случае несоблюдения норм из закона о КИК?
Кроме штрафов в виде санкций, указанных в НК РФ за нарушение норм о КИК, также в соответствии 198 статьи Уголовного кодекса РФ может применятся уголовная ответственность за невыплату физическим лицом налогов, а также невыплатой налогов организацией согласно статье 199 Уголовного кодекса РФ в крупных и особо крупных размеров.
Согласно статье 199 Уголовного кодекса РФ крупным размеров признается суммарный долг или общий сбор, что составляется за срок в течении трех финансовых лет подряд и больше двух миллионов рублей, при соблюдении условия, что часть невыплаченных сборов или налогов составляет 10% от той сумму налогов или сборов, что должны быть выплачены при превышении планки в шесть миллионов рублей.
Особо же крупным размеров считается размер суммы финансовых средств, составленных за период не более трех лет и не превышающий десяти миллионов рублей. При этом часть невыплаченных налогов или сборов должно быть более 20% от налоговых сумм или сборов, которые нужно было выплатить, или при этом данная сумма должна составлять более тридцати миллионов рублей.
Данное наказание может иметь место также к не включению прибыли КИК по соответствующему налогу в налоговую базу. Также, в случае выявление фактов скрытия или искажения информации насчет КИК, предполагается в рамках статьи 199 УК РФ вписать это как особо квалифицирующийся признак.
Что за компании являются налоговыми резидентами РФ?
Пункт 1, статьи 246.2 НК РФ сообщает, что налоговыми резидентами РФ признаются в соответствии к законодательству следующие компании:
- российские структуры;
- зарубежные структуры, которые согласно международному соглашению по налогообложению были признаны резидентами РФ;
- зарубежные структуры, что управляются с территории РФ, если иное не сказано в международном соглашении касательно налогообложения;
Какое значение термина «место фактического управления зарубежной структуры»?
Согласно пункту 2, статьи 246.2 НК РФ местом фактического управления иностранной компанией признается РФ при условии соблюдения хотя бы одного из предоставленных ниже положений:
- большая часть совещаний совета директоров проходит в пределах РФ. Доказано, что на территории РФ было проведено больше заседаний компании по сравнении с иными странами;
- У организации, исполнительные службы действуют по отношению к представленной компании из РФ;
- Ответственные субъекты, что занимают руководящие должности в компании, в более половины случаев ведут свою деятельность в роли руководящего управления зарубежной организации;
Руководящее управление организацией – это управление, что утверждает решения или ответственная за иные действия, что имеют отношения к текущей деятельности организации, что входит в перечень обязанностей исполнительных служб управления.
В соответствии пункта третьего статьи 246.2 НК РФ осуществление указанной деятельности иностранной организации на территории РФ изолировано и не может рассматриваться как фактическое управление иностранной организацией в РФ:
- подготовка и принятие решений насчет тех вопросов, что выносятся на рассмотрение общего съезда акционеров иностранной организации;
- подготовка к проведению заседаний совета директоров зарубежной организации;
- в рамках законов РФ привидение в исполнение неких функций в рамках планирования и контроля над деятельностью, осуществляемой иностранной компанией;
Данные функции включают в себя внутренний контроль и аудит, бюджетирование, стратегическое планирование, подготовка и составление консолидированного финансового отчета, утверждение, и рассмотрение методик, а также политики стандартов, воплощение в жизнь, которой может повлиять на большую часть или на все дочерние структуры данной компании.
Иностранная организация считается структурой, руководство над которой совершается из вне границ РФ, к примеру, если она осуществляет деятельность при этом используя собственный персонал и активы страны, на территории которой она располагается на постоянной основе, при условии, что данная страна подписала договор с РФ касательно налогообложения.
Кроме этого, иностранной организации необходимо документально подтвердить факт осуществления указанных условий.
Но, если в том случае, когда в отношении иностранной организации не соблюдается ни одно условие из списка, что размещен в подпунктах 1 и 2, пункта 2, статьи 246.2 НК РФ, или соблюдается только одно условие, то признание местом фактического управления компанией можно исключительно в случае соблюдения одного из следующих указаний:
- не учитывая подготовку консолидированного финансового отчета банковский или бухгалтерский учет осуществляется в РФ;
- на территории Российской Федерации ведется делопроизводство компании;
- на территории Российской Федерации ведется оперативное управление рабочим штатом.
При каких условиях иностранная компания может изолировано признать себя налоговым резидентом Российской Федерации?
В том случае, когда иное не закреплено в международном налоговом соглашении РФ, а также в статье 246.2 НК РФ. Иностранная организация располагающееся на территории иного государства, с которой заключен международное налоговое соглашение РФ, имеет право самостоятельно признавать себя налоговым резидентом РФ, в том случае, если иностранная организация уже признавала себя раньше налоговым резидентом РФ, а также сама лишать себя статуса налогового резидента РФ.
Когда иностранная организация самостоятельно признала себя налоговым резидентом РФ и придерживалась всех указаний НК РФ и прочих законов и нормативно-правовых актов по отношению к налоговым резидентам РФ, данная компания не будет признаваться КИК в соответствии 25.12 НК РФ.
Тогда иностранная организация сообщает по месту расположения в налоговую службу об признании себя налоговым резидентом РФ, согласно формату, утвержденному Федеральной налоговой службой РФ.
Значит, закон дает альтернативный вариант. Не соблюдая правила о КИК по отношению к иностранной компании – признать данную организацию налоговым резидентом РФ, в том случае если она действует в РФ через иное подразделение, и выплачивает налоги на территории РФ, согласно нормам НК РФ, что установлены для резидентов РФ.
Есть ли перечень изменений, что осуществляется в порядке действий договора об избежание системы двойного налогообложения?
Седьмая статья НК РФ была ощутимо изменена, куда кроме всего прочего было внесено правило «фактического получателя дохода».
Субъектом, что владеет правами на доходы, с целью применения Налоговым кодексом РФ международных налоговым норм признается лицо, которое может быть задействовано в прямом или косвенном контроле и управлении компанией, или которое благодаря иным причинам может распоряжаться доходами организации, или субъект, в соответствии интересов которого иной субъект, то есть доверенное лицо имеет право распоряжения данными доходами.
В процессе установления субъекта, который имеет право распоряжается доходами организации учитываются функции, что выполняется субъектами, описанными в НК РФ, а также учитывается возможные риски, которое ложатся на них.
При определении норм международного соглашения РФ было установлено использование пониженных ставок на налог, или лишения обязанности выплаты налогов насчет доходов из источников РФ для иностранных субъектов, что имеют право на данный доход, зарубежное или в таком случае не будет определятся как лицо, что имеет право распоряжаться данной прибылью.
В том случае, если у зарубежного лица есть некие ограничительные полномочия насчет распределения сумм доходов, и данный субъект в отношении данного дохода осуществляет функции посредника, руководствуясь интересами иного субъекта, не осуществляя никаких иных действий и не применяя на себя никаких рисков.
Данное положение показывает желания законодательных органов бороться с «транзитными» схемами на более высоком уровне. Ведь данные схемы используют для выплат роялти, а также разные послабления и льготы с дивидендами, проценты, о которых идет речь в соглашении об избавлении от системы двойного налогообложения.
В письме Министерства финансов России от 9.04.2014 года, № 03-00-P3/16236 была высказана следующая позиция.
Деньги от полученной прибыли выплачиваются иностранному лицу: что располагается на постоянной основе на территории страны, с которой у РФ подписано международное налоговое соглашение; не имеющему прав на данный доход; в том случае если тому, кто осуществляет выплаты знаком субъект, который имеет право на часть дохода.
Доход в таком случае облагается налогом в таком порядке:
- Если субъект, что имеет право располагаться доходом будет признан налоговым резидентом в соответствии НК РФ и налоги с его доли дохода будут начисляться в соответствии главе 2 НК РФ в части резидентов РФ;
- В том случае, если субъект, что располагает правами на всю сумму прибыли или ее часть – иностранное лицо, подпадающее под действие норм международного налогового соглашения РФ, и части данных норм охватывают действия лица, что располагает фактическим правом на получение всего дохода или его части, в соответствии порядка, что указан в международном договоре РФ.
Налоговый агент, обязан указать на постоянное расположение зарубежной организации, что получает доход в соответствии норм международных договоров РФ касательно избавления от системы двойного налогообложения. Также, согласно пункту 1, статьи 312 НК РФ он может отправить запрос в зарубежную организацию насчет подтверждения факта того, что данная организация имеет право на получение соответствующей прибыли.
До теперешнего периода еще нет достоверной информации, какие именно данные должны находиться в подтверждении о наличии у зарубежной компании прав на доходы, и в каком именно формате это должно все оформляться.
Насчет выплаты дивидендов, то статья 312 НК РФ предусматривает следующие.
В том случае, если в отношении к дивидендам иностранная компания признает то, что она не имеет прав на их приобретение, при этом не ссылаясь на нормы международных соглашений РФ, то условия международных соглашений РФ при данном раскладе могут применятся к иному субъекту, при условии, если такое лицо прямым или непрямым путем является частью российской компании, что выплатила долю прибыли в виде дивидендов, при этом предоставив соответствующие бумаги, указанные в статье 312 НК РФ налоговому агенту.
Права на имплементацию норм международных договоров РФ также имеется и у такого субъекта, которое является частью другого субъекта, что признало неимения права на дивиденды или прочий доход в таком соотношении, что отвечает такому проценту участия.
Когда последующий субъект будет признавать неимением прав, на осуществление распоряжения дивидендов, что ему выплатила российская организация, то такое право будет по очередности переходить к следующему субъекту согласно списка участников.
Но в случае, если субъектом, что располагает правом получать дивиденды и принимать непрямое участие в организации, что выплачивает прибыль в виде дивидендов является резидент РФ, то к налоговой базе насчет поступления прибыли от дивидендов могут быть применены налоговые ставки, в соответствии подпунктов 1 и 2, статьи 284 НК РФ, с предоставлением налоговому агенту, что выплачивает эти дивиденды соответствующих документов, согласно статье 312 НК РФ.
Стоит также обратить внимание на использование ставки, согласно пункту 1, статьи 284 НК РФ, что выполняется при соблюдении нижеуказанных условий:
- процент участия российского субъекта, что располагает правами распоряжаться дивидендами, в соответствующем фонде российского лица, что выплачивает подобные дивиденды, а также иностранных организаций, при последствии которых происходит участие в капитале данного российского субъекта, что включает в себя более 50%, сроком с дня выплаты дивидендов, до закрытия налогового срока, в промежутке которого выплачиваются данные дивиденды;
- общему количеству дивидендов, что составляет не менее 50% от всех дивидендов, права на которые принадлежат российскому лицу;
- вылечивание налоговым агентом прибыли в форме дивидендов, с целью задействовать нормы международного договора РФ или ставки налога, что указаны в НК РФ, к дополнению к документам, что описаны в пункте 1, статьи 312. Также он может запросить у зарубежной организации, что получила прибыль в виде дивидендов, и субъекта, что может распоряжаться дивидендами нижеуказанную информацию: факты, что подтверждают:
- задокументированная информация, что доказывает, что выбранная иностранная компания признает отсутствие прав на данную прибыль, а также не предъявляет претензий насчет реализации норм международных договоров РФ;
- информацию о субъекте, который был признан получателем дохода от деятельности зарубежной организации;
С 1-го января 2015 года, используется налоговая ставка на уровне 13 процентов, согласно статье 224 НК РФ, но до данного периода она составляла 9 процентов;
В связи с вступлением в силу актуальных российских постановлений о КИК, к чему следует присмотреться в первую очередь?
Российские компании, а также субъекты что представляют их интересы и во время осуществления бизнес активности используют нерезидентные системы, теперь должны ощутимо улучшить свой контроль над личными налоговыми рисками или же осуществлять свою деятельность в соответствии с реформированными нормами законодательства либо же полностью отложить использование нерезидентных схем там, где их действие не соответствует нормам касающихся КИК.
Кроме того, НК РФ может определять субъект (лицо) контролирующим через систему налоговых служб РФ, и руководствуясь информацией, полученной из-за границы согласно пункту 8, статьи 25.14 НК РФ.
В последствии, невзирая на все препятствия, международный обмен налоговой информацией будет только улучшатся, а налоговые процессы усовершенствоваться.
Российская Федерация ратифицировала Конвенцию ОЭСР, и действия ее норм вступили в силу на российской территории. Теперь ее положения распространяется на обоюдную административную помощь затрагивающую налоговую сферу. В дальнейших планах стоит утверждение налоговых соглашений об обмене налоговой информацией, в том числе насчет оффшорной зоны.
Также идет улучшения контроля над осуществлением применения льгот и освобождений, что указаны в соглашениях об избавлении от системы двойного налогообложения. Иностранные компании, что получают прибыль от российских организаций, для подтверждения прав на прибыль и соответствующие льготы согласно налоговым соглашениям обязаны фактически присутствовать на территории государства, где они зарегистрированы.
Касательно законодательной базы, что регулировала налоговую сферу КИК можно отметить, что она далеко от своего финального варианта.
И с новой редакцией Налогового кодекса РФ необходимо принять ряд подзаконных актов, касающихся списка стран, что не обеспечили обмен информацией насчет налоговых данных с РФ. Так званный «черный список».
Также необходимо утвердить формы сообщений об участии в иностранных организациях и данных о КИК.
Но если взглянуть на данные закон с иной стороны, то сразу станет понятно, что осуществление его норм не самое простое дело. Для упрощения всех процедур и снятия лишних вопросов было бы верным шагом утвердить методические рекомендации налоговым службам насчет использования главы 3.4 НК РФ.
Конечно же, в скором времени будут последуют документальные объяснения Министерства финансов России для налогоплательщиков, дающие ответ на волнующие вопросы о статусе и действиях КИК. Далее, дело за судебно-арбитражной практикой, которая все расставит на свои места.
Если у вас возникли вопросы обращайтесь к нашим консультантам, которые обязательно предоставят интересующую для вас информацию.
Шанс для офшоров. Выживут ли контролируемые иностранные компании в России | Финансы и инвестиции
Стран, которые приняли законодательство о контролируемых иностранных компаниях (или сокращенно — КИК), достаточно много: Австралия, Аргентина, Бразилия, Великобритания, Венгрия, Венесуэла, Германия, Греция, Дания, Египет, Израиль, Индонезия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Китай, Корея, Литва, Мексика, Новая Зеландия, Норвегия, Перу, Польша, Португалия, Россия, США, Турция, Уругвай, Финляндия, Франция, Швеция, Эстония, ЮАР, Япония.
Есть группа стран, в которых правил о КИК не установлено, однако, есть юридические инструменты, которые в определенной степени выполняют аналогичные функции и направлены на противодействие использованию оффшорных компаний в бизнесе. Такие «аналоги» есть в Австрии, Латвии, Нидерландах, Словении и на Мальте.
Ряд стран по разным причинам до сих пор не имеют законодательства о КИК вообще, не ограничивая своих граждан и налоговых резидентов в использовании оффшоров, в том числе для снижения налогов к уплате в бюджет. К примеру, Бельгия, Гибралтар, Гонконг, Кипр, Люксембург, Сингапур, Чехия, Швейцария.
72 государства договорились согласованно бороться с размыванием налоговой базы на своих территориях и противодействовать переносу прибыли в низконалоговые юрисдикции. И в подтверждение 7 июня 2017 года в Париже подписали Многостороннюю конвенцию — так называемый план BEPS. План предусматривает, в том числе, рекомендации о том, как правильно принять законы, направленные на эффективную борьбу с использованием иностранных компаний для снижения налогов.
Это гарантирует, что правила КИК получат активное развитие во многих странах мира. Тем не менее, это совсем не исключает использование иностранных, в том числе оффшорных компаний в будущем.
Российская версия деофшоризации
В 2015 года правила КИК появились в России. Они обязали российских резидентов уведомлять налоговую инспекцию об участии в зарубежных компаниях с долей свыше 10%, уведомлять о контроле над ними (при доле более 25% или выше 10% при дополнительно условии, что на всех резидентов России приходится более половины капитала компании), подавать финансовую отчетность / аудит о результатах деятельности таких КИК. Правила также предусматривают в некоторых случаях обязанность акционера / контролирующего лица задекларировать прибыль иностранной компании как свой личный доход для целей налогообложения в России.
Добавил масла в огонь также декабрьский список стран, которые согласились автоматически направить в Россию информацию о счетах налоговых резидентов России и контролируемых ими иностранных компаний.
Зачем нужны КИК и как они используются
КИК издавна создавались инвесторами по всему миру, в том числе из России, для ведения бизнеса в международном формате, открытия счетов в зарубежных банках, а также по следующим причинам:
1. Владение активами через КИК более конфиденциально и безопасно.
2. Гибкое управление иностранными активами с минимальными налогами.
3. Косвенная продажа зарубежных активов через продажу акций в компании, которая ими владеет — с минимальными налогами.
4. Международная торговля, производство товаров, строительство недвижимости за рубежом – без налогов и без соблюдения жестких валютных ограничений в России и т.п.
Таким образом, во многих случаях КИК часто создавались и использовались именно для экономии налогов в стране проживания акционера. Долгое время это не создавало бизнесменам из России проблем. Поскольку вероятность получения налоговыми органами необходимой информации для доначисления налогов была иллюзорна, и ей можно было без особой опаски пренебречь. В 2015 году инструменты появились, что создало массу вопросов по дальнейшему использованию КИК бизнесменами из России.
Есть ли у офшоров шансы
Посмотрим, как правила КИК влияют на использование популярных компаний и структур Мальты, Великобритании и Кипра.
Кейс 1. Мальтийский траст — для владения личными активами, инвестпортфелем и иностранными компаниями
Мальта предоставляет возможность создать траст в качестве специального инструмента для владения недвижимостью, личными активами семьи, защиты различных активов от посягательств со стороны кредиторов и рейдеров, а также их последующей передачи следующим поколениям семьи без налоговых потерь.
В частности, состоятельный бизнесмен может учредить траст — лично, либо передав в траст активы от принадлежащих ему компаний. Собственность на активы перейдет в адрес трасти (трастового управляющего), которым, как правило, выступает доверенный юрист бизнесмена, осведомленный об активах семьи, ее бизнесе и финансовых ожиданиях. Трасти связан письменным поручением бизнесмена (трастовая декларация) и обязан управлять полученными в траст активами с наибольшей пользой для бенефициаров (выгодоприобретателей), которыми выступают определенные учредителем лица.
С точки зрения российский правил КИК траст является структурой без образования юридического лица. Можно сказать, что это обособленный комплекс имущества, находящийся в собственности трастового управляющего. Безусловно, при неправильно «настроенных» / созданных трастовых структурах могут возникать разноплановые негативные налоговые обязанности, последствия и риски в России. Однако, при взвешенном подходе их, все-таки, можно избежать.
В частности, налоговый резидент России не будет признаваться контролирующим лицом траста, если он не вправе получать прибыль траста, не может распоряжаться такой прибылью и не сохранил за собой прав на имущество, переданное в траст, не осуществляет над трастом контроль. Под контролем понимается возможность влиять на решения, принимаемые трастовым управляющим по распределению прибыли (дохода) траста.
Кейс 2. Британские партнерства (UK LLP) – для международной торговли
Достойной и более респектабельной альтернативой классическим «оффшорам» может выступить британское партнерство, которое является юридическим лицом. Партнеры отвечают по его обязательствам только в пределах стоимости своих вкладов в партнерство (остальное же имущество остается вне зоны рисков от операционной торговой деятельности). При этом преимущество партнерства в том, что оно является налоговопрозрачной структурой.
Само партнерство не обязано платить налог на доходы / прибыль, поскольку доходы возникают у партнеров, а не у самого партнерства. В результате налоги платить должны только партнеры в стране своего налогового резидентства. В случае, когда партнерами выступают нерезиденты Великобритании, доходы от деятельности получены от источников за пределами Британии, такие доходы и прибыль не будут облагаться налогами в «туманном Альбионе». К слову, партнеры могут вести деятельность в странах с территориальным режимом налогообложения (к примеру, Гонконг, Сингапур), что исключает налогообложение партнеров по таким доходам и в стране их инкорпорации.
Эти черты делают британское партнерство очень интересным инструментом для ведения торгового бизнеса. Российским бизнесменам важно учитывать, что прибыль активных иностранных компаний не приравнивается к личному доходу акционера как контролирующего лица в России. При этом под активной компанией понимается компания, более 80% доходов которой являются активными (в частности, доходами от международной торговли товарами). Уведомлять об участии и контроле над таким партнерством в России потребуется, но его прибыль не будет приравниваться к личному доходу российского бизнесмена.
Кейс 3. Кипрский холдинг — для групп компаний из России и Евросоюза
Кипр не отягощает инвесторов налоговой нагрузкой. Компании, которые созданы и управляются кипрскими директорами, считаются налоговыми резидентами Республики Кипр, и их операционная прибыль облагается корпоративным налогом по ставке 12,5%. Кроме того, Кипр может похвастаться хорошей инфраструктурой, квалифицированным персоналом для ведения бизнеса, приятной локацией в Средиземном море.
Для вкладов в капитал кипрской компании после 2015 года предусмотрен специальный режим — «Вычет вмененных процентов» / «Notional Interest Deduction». Он предусматривает возможность уменьшать прибыль компании до налогообложения на сумму вклада вплоть до 80% от размера прибыли. Тем самым текущая нагрузка по корпоративному налогу, ставка которого и так всего 12,5%, дополнительно снижается (максимально до ставки 2,5%).
Дивиденды, полученные кипрской компанией из-за границы, освобождены от корпоративного налога (при условии, что они не учитывались в качестве расходов у источника выплаты).
По зарубежным доходам кипрской компании предоставляется право уменьшить корпоративный налог на суммы налогов, уплаченных / удержанных за рубежом – на основании многочисленных двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных Республикой со многими странами мира. Даже если такое соглашение отсутствует, кипрское государство предоставляет право на зачет зарубежного налога в одностороннем порядке. При уплате налога с дивидендов, полученных от компаний – резидентов Евросоюза – можно также вычесть налог, уплаченный с прибыли компанией – плательщиком дивидендов (так называемый underlying tax).
Описанные выше международные тренды и инструменты противодействия использованию оффшорных и иностранных структур требуют ответных решений и действий от состоятельных граждан России.
Заниматься этим целесообразно уже сейчас, не откладывая на потом. Налоговые органы будут апробировать нормы налогового законодательства о КИК на тех структурах, владельцы которых проигнорировали новые тренды и ветер перемен.
редакция рекомендует
Закон о контролируемых иностранных компаниях: обзор и комментарий
- Введение. Закон о контролируемых иностранных компаниях: актуальность обзора
- Что такое «контролируемая иностранная компания»?
- Какие лица признаются «контролирующими лицами» организации?
- Что понимается под «осуществлением контроля»?
- Как определяется контролирующее лицо иностранной структуры без образования юридического лица?
- Как определить контролирующее лицо зарубежного частного фонда, являющегося юридическим лицом, но не имеющего участников (акционеров)?
- Как прибыль КИК учитывается при налогообложении?
- На основании каких данных определяется величина прибыли КИК?
- Какие доходы учитываются при определении прибыли КИК?
- На что можно уменьшить суммы прибыли КИК?
- Должен ли налогоплательщик, задекларировавший прибыль своей КИК, платить НДФЛ с дивидендов, полученных от этой КИК?
- Какими документами должна подтверждаться прибыль КИК?
- В каких случаях прибыль КИК освобождается от налогообложения в РФ?
- Освобождение прибыли КИК, облагаемой в своей стране по ставке, составляющей не менее 75% от средневзвешенной ставки российского налога на прибыль.
- Освобождение прибыли КИК, являющейся «активной» компанией
- Освобождение прибыли КИК, являющейся «активной холдинговой» или «активной субхолдинговой» компанией
- О чем налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы?
- В каком порядке подается уведомление об участии в иностранной организации?
- В каком порядке подается уведомление о контролируемых иностранных компаниях?
- Может ли налоговый орган признать налогоплательщика, не направившего уведомление, контролирующим лицом иностранной организации?
- Откуда налоговые органы могут получить информацию об иностранных компаниях, контролируемых российскими резидентами?
- Какие меры ответственности может повлечь несоблюдение норм НК РФ о КИК?
- Выводы и перспективы
Контролируемая иностранная компания
Контролируемая иностранная компания 17 апреля 2018 Контролируемая иностранная компания
Контролируемая иностранная компания. Характерный приём снижения налогового бремени своей компании является накопление дохода международной группы на компании, располагающейся в странах с низким уровнем налогообложения, а то и совсем нулевой. В случае владелец компании в стране проживания облагается налогом только фактически полученный им доход от дивидендов, то налогообложение дохода компании, где налогообложение минимальное — откладывается до его распределения владельцу компании.
Результатом такого трюка большинства стран выходит законодательство о контролируемых иностранных компаниях (CFC).
Контролируемые иностранные компании (CFC), как говорилось выше, находятся в низконалоговых юрисдикциях, которые контролируются акционером — резидентом. Законодательство о КИК в большинстве направлено на борьбу с укрывательством прибыли компаний — резидентов в низконалоговых юрисдикциях. Существенной особенностью таких режимов является то, что они относят часть доходов, получаемых такими компаниями, к акционерам — резидентам в соответствующей стране. Тем самым только определенные виды доходов подпадают под действие законодательства о CFC, т. е. пассивные доходы, такие как дивиденды, проценты и роялти.
Правила Контролируемой Иностранной Компании (CFC)
Контролируемая иностранная компания. Правила контролируемой иностранной компанией (CFC) — это особенности системы подоходного налога, предназначенной для ограничения искусственной отсрочки налога с использованием оффшорных низконалоговых организаций. Правила необходимы только в отношении дохода организации, которая в настоящее время не облагается налогом для владельцев организации. Обычно определенные категории налогоплательщиков должны включать в свои доходы определенные суммы, заработанные иностранными организациями, которые они или связанные с ними лица контролируют.
В своде Правил определяются типы владельцев и субъектов, виды доходов и инвестиций, подлежащих включению. Исключения из включения и средства предотвращения двойного включения одного и того же дохода. Страны, принявшие правила CFC включают: США (с 1962 года), Великобританию (1984), Германию (1972), Японию (1978), Австралию (1990), Новую Зеландию (1988), Швецию (1990), Россию (с 2015 года) и многие другие.
СДЕЛАТЬ БЫСТРЫЙ ЗАПРОС
Правила в разных странах могут существенно различаться. Однако перечисленные функции распространены в большинстве систем CFC. Лицо, являющееся членом иностранной корпорации, контролируемой отечественными членами, должно включать в доход такого лица его долю в доходе субъекта кик. Включаемый доход (часто определяемый за вычетом расходов) обычно включает доход, полученный CFC:
Кроме того, большинство правил CFC допускают исключение из налогооблагаемого дохода дивидендов, выплачиваемых CFC, из доходов, ранее облагаемых налогом членам в соответствии с правилами кик.
Правила CFC могут иметь пороговое значение для внутренней собственности, ниже которого иностранная организация не считается CFC. В качестве альтернативы или в дополнение к этому, внутренние члены иностранной организации, владеющие менее определенной частью или классом акций, могут быть исключены из режима предполагаемого дохода.
Корпоративные акционеры США имеют право на иностранный налоговый кредит на свою долю в иностранных подоходных налогах, уплаченных CFC в отношении E&P, лежащей в основе включения подраздела F.
Чтобы предотвратить уклонение от подраздела F, американские акционеры CFC должны переквалифицировать прибыль от отчуждения акций CFC в качестве дивиденда. Кроме того, применяются различные специальные правила.