Проверка переселенцев по месту жительства
Права и обязанности переселенцев при проверке их фактического места проживания
Опубликовано24.10.2016 | автор admin | в Переселенцам
Что такое проверка места проживания ВПЛ? Проверка места проживания внутренне перемещенного лица – это визит работника управления социальной защиты в жилое помещение, где проживает ВПЛ, с целью проверки достоверности указанной в заявлении информации о фактическом месте проживания/пребывания внутренне перемещенного лица.
Что делать, если вы переехали в другое жилое помещение и больше не проживаете по адресу, указанному в справке переселенца? Вам необходимо в течение 10 дней после переезда сообщить об этом в управление социальной защиты населения по новому месту жительства.
На основании чего проводят проверку? Осуществление проверки достоверности указанной в заявлении информации о фактическом месте проживания/пребывания внутренне перемещенного лица предусмотрено Порядком назначения (восстановление) социальных выплат внутренне перемещенным лицам, утвержденным Постановлением Правительства № 365 от 08.06.2016.
Кого касается проверка? Проверки предусмотрены в отношении всех внутренне перемещенных лиц, получающих пенсию (ежемесячное пожизненное денежное содержание), пожизненную государственную стипендию, все виды социальной помощи и компенсации, материальное обеспечение, предоставление социальных услуг, субсидий и льгот за счет средств государственного бюджета и фондов общеобязательного государственного социального страхования.
ВПО, которые получают ежемесячную адресную помощь, также подлежат проверке.
Когда проводится проверка?
Проверка места проживания должно осуществляться в течение 15 дней со дня получения управлением заявления о назначении выплат лицу, которое только встало на учет или которое возобновила справку ВПЛ. Если лицу ранее уже назначены выплаты и лицо их получает, то проверка в соответствии с разъяснениями Министерства социальной политики должна состояться до 14 декабря 2016 года.
Проверку предусмотрено проводить каждые 6 месяцев.
Что произойдет, если во время проверки вы отсутствуете дома? В случае отсутствия переселенца по месту фактического проживания во время проведения первой проверки (которая проводится в течение 15 дней со дня получения управлением заявления) комиссия, которая принимает решение о назначении (восстановление) социальных выплат, может отказать ВПЛ в их назначении (возобновлении). В случае отсутствия ВПЛ по месту жительства во время проведения очередной проверки (которая осуществляется раз в 6 месяцев) проверяющий работник обязан оставить вам уведомление о необходимости явиться в управление социальной защиты в течение 3 дней. Если Вы не явились в управлении (не получили сообщение, не имели возможности и т.д.), вам должны прислать дополнительно заказное письмо о необходимости явиться в управлении в течение 3 дней.
ВАЖНО! В управлении социальной защиты населения у вас не имеют права требовать документы, подтверждающие уважительность причин вашего отсутствия дома во время проверки. В управление необходимо явиться только для физической идентификации, то есть предъявить документ, удостоверяющий личность
Каким образом осуществляется проверка места проживания переселенца? Проверка представляет собой визит инспектора управления социальной защиты населения в ваше жилое помещение. Во время визита инспектор составляет акт обследования материально-бытовых условий проживания семьи. Инспектор при проверке может: – войти в помещение, в котором вы проживаете; – уточнять ваши ФИО, адрес проживания; – уточнять количество членов семьи, проживающих вместе, их родственную связь; – узнавать учится ли ребенок (дети) в высшем учебном заведении, на какой форме обучения, получает ли стипендию; – узнавать о наличии и характеристиках жилых помещений, земельных участков и транспортных средств, находящихся в собственности, владении или пользовании, семьи; – узнавать сведения о дополнительных источниках существования, включая работу без трудового соглашения (неофициальное трудоустройство); – узнавать сведения о покупке или оплате услуг, стоимость которых превышает 10-кратную величину прожиточного минимума для семьи (каждая семья имеет свой прожиточный минимум в зависимости от количества членов семьи, возраста, других характеристик); – вносить указанную информацию в акт обследования материально-бытовых условий проживания семьи;
– требовать от каждого совершеннолетнего члена семьи подписать акт.
Чего не могут делать сотрудники управления социальной защиты населения? Узнавать подробности Вашей личной жизни: – наличие / отсутствие / местонахождение ваших личных вещей, предметов; – каким образом вы проводите свободное время; – когда вы и другие члены семьи бываете дома; – в каких магазинах вы совершаете покупки, какую одежду, предметы или продукты покупаете; – требовать номер телефона и присутствия родственника или знакомого, у которого вы временно находитесь;
– другую информацию, которая не имеет отношения к вопросам, приведенным в перечне выше;
– осуществлять обыск или осмотр Ваших личных вещей; ВАЖНО! Обследование материально-бытовых условий проживания семьи не предусматривает осуществления обыска или осмотра жилища, осмотра или изъятия вещей. Такие действия уполномочены осуществлять исключительно представители правоохранительных органов Украины в определенных законом случаях. – считать количество единиц одежды, которые имеются в квартире, мебели, техники и т.д;
– угрожать, запугивать или иным образом пытаться получить дополнительную информацию, которая не имеет отношения к цели обследования материально-бытовых условий проживания.
При осуществлении проверки инспектор социальной защиты населения обязан: – представиться, предъявить служебное удостоверение социального инспектора и предоставить информацию о цели визита. – проинформировать переселенца об обязанности в десятидневный срок письменно сообщать об изменении фактического проживания/пребывания в структурное подразделение по вопросам социальной защиты населения по новому фактическому месту жительства/пребывания, а также о последствиях невыполнения этой обязанности.
– заполнить акт обследования материально-бытовых условий проживания семьи, подписать его, предоставить лицам, в отношении которых осуществлена проверка, для ознакомления и подписи.
Права и обязанности внутренне перемещенного лица во время проверки: – Переселенцы имеют право узнать у инспектора его ФИО, ознакомиться с его служебным удостоверением и данным, которые внесены в акт обследования материально-бытовых условий проживания семьи.
– Переселенцы обязаны предоставлять инспектору необходимую информацию, подписать акт обследования материально-бытовых условий проживания семьи.
Рекомендации ВПО для защиты своих прав при осуществлении проверки: Если зафиксированы работником данные в акте не соответствуют действительности или у вас есть другие замечания, сделайте об этом соответствующую отметку рядом со своей подписью.
Рекомендуем ВПО после подписания акта попросить его копию или сделать фото в подтверждение прохождения проверки.
В случае допущения нарушений со стороны инспектора социальной защиты населения Вы можете позвонить: -на Правительственную горячую линию по номеру 1545 или 0800507309; -на горячую линию Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека по номеру 044 253 75 89 или 0800 50 17 20.
При этом следует сообщить свои ФИО, адрес и номер телефона, в чем состоит нарушение.
Переселенцам: Права ВПЛ при проверке фактического места проживания. Новости
Многие переселенцы сталкиваются с нарушением своих прав при проверке их фактического места проживания. Так, часто не соблюдают сроки проверки и категории лиц, которых могут проверять работники управления труда и социальной защиты населения (УТСЗН). О порядке проведения проверки фактического переживания внутренне перемещенных лиц (ВПЛ) рассказали в Благотворительном фонде «Право на защиту».
Так, проверка места проживания ВПЛ – это визит работника УТСЗН или рабочей группы в жилое помещение, где проживает ВПЛ, для проверки достоверности указанной в заявлении на получение социальных или пенсионных выплат информации о его фактическом месте проживания/пребывания.
Проверка места жительства ВПЛ: предусмотрена Постановлением Кабинета министров Украины от 8 июня 2017 года №365 «Некоторые вопросы осуществления социальных выплат внутренне перемещенным лицам». В постановлении указано, что для того, чтобы ВПЛ могло получать свои социальные и/или пенсионные выплаты, необходимо проверять факт того, что этот человек действительно фактически проживает по адресу, указанному в его справке ВПЛ; предусмотрена только для тех ВПЛ, которые получают пенсию (ежемесячное пожизненное денежное содержание), пожизненную государственную стипендию, все виды социальной помощи и компенсации, материальное обеспечение, социальные услуги, субсидии и льготы на средства из государственного бюджета и фондов общеобязательного государственного социального страхования, ежемесячную адресную денежную помощь.
Важно. Если ВПЛ не претендует на получение пенсионных, социальных выплат, услуг, льгот или субсидий за счет средств государственного бюджета, проверять его не имеют права.
Виды проверок
- первая проверка должна осуществляться в течение 15 дней со дня получения УТСЗН заявления о назначении выплат лица, которое только встало на учет ВПЛ, или которое возобновило справку ВПЛ;
- регулярная проверка проводится каждые 6 месяцев после проведения первой проверки при условии, что лицо претендует на получение соответствующих выплат;
- дополнительная (в период между регулярными) при наличии: информации об изменении ВПЛ фактического проживания без уведомления в 10-дневный срок об этом УТСЗН по новому фактическому месту жительства/пребывания; информации о возвращении ВПЛ на временно неподконтрольную украинской власти территорию или его выезда за границу; сообщение от Ощадбанка о непрохождении физической идентификации ВПЛ; рекомендаций Минфина по результатам проведения верификации социальных выплат с указанием конкретных причин для прекращения соответствующих выплат.
Что делать, если вы переехали в другое жилое помещение и больше не проживаете по адресу, указанному в справке ВПЛ, но хотите получать свои социальные или пенсионные выплаты: Необходимо в течение 10 дней после переезда сообщить об этом УТСЗН по новому месту жительства.
Проверку проводят:
- как правило, работники УТСЗН, в котором лицо получило справку ВПЛ;
- в исключительных случаях, для проведения дополнительных проверок могут создаваться рабочие группы: в состав рабочей группы совместно с работниками УТСЗН могут входить представители органов внутренних дел, миграционной службы, Службы безопасности, Национальной полиции, Госфининспекции, Госаудитслужбы и Пенсионного фонда; состав рабочей группы утверждается решением районных администраций или исполнительных органов местных советов. Рабочая группа не может состоять исключительно из представителей правоохранительных органов.
Важно. Во время визита рабочей группы требуйте ознакомления с приказом о составе рабочей группы.
Проверка места жительства не проводится, если ВПЛ:
- находится на обслуживании в территориальном центре социального обслуживания (предоставление социальных услуг);
- получает образование в дошкольных, школьных, профессионально-технических и высших учебных заведениях (студенты дневной формы обучения). В таком случае УТСЗН направляет в соответствующий орган (учреждение) запрос о подтверждении пребывания/учебы ВПЛ в таком органе (учреждении). В случае неподтверждения письменно факта нахождения/учебы ВПЛ, УТСЗН проводит проверку такого лица по общей процедуре.
Важно. Учреждение, в котором ВПЛ получает образование, в случае длительного (более 60 дней) непосещения им учреждения, обязано сообщать об этом в УТСЗН.
Очередная проверка не проводится:
- если в Единой информационной базе данных о ВПЛ есть информация о прохождении лицом физической идентификации в АО «Ощадбанк»;
- ВПЛ, работающих в органах государственной власти или органах местного самоуправления и которым предоставлена справка с места работы о том, что они находятся в трудовых отношениях с соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления и условия их работы требуют постоянного пребывания на территории, где органы государственной власти осуществляют свои полномочия (за исключением командировок за границу);
- военнослужащих из числа ВПЛ, которые защищают независимость, суверенитет и территориальную целостность Украины и принимают непосредственное участие в антитеррористической операции (АТО), обеспечении ее проведения, находясь непосредственно на территории проведения АТО, при наличии справки из воинской части о привлечении к проведению АТО.
Если при проверке вы отсутствовала дома:
- проверяющий работник обязан оставить вам уведомление о необходимости явиться в УТСЗН в течение 3 дней;
- если вы не появились в УТСЗН (не получили сообщение, не имели возможности и т.д.), вам должны прислать дополнительно заказное письмо о необходимости явиться в управление в течение 3 дней.
Важно. В УТСЗН у вас не имеют права требовать документы, подтверждающие уважительность причин вашего отсутствия дома во время проверки. В УТСЗН необходимо явиться для физической идентификации, то есть предъявить документ, удостоверяющий личность. По результатам проверки составляется Акт обследования материально-бытовых условий проживания семьи.
При осуществлении проверки уполномоченное должностное лицо:
- обязано: представиться, предъявить служебное удостоверение и предоставить информацию о цели визита; проинформировать ВПЛ об обязанности в 10-дневный срок письменно сообщать об изменении фактического проживания УТСЗН по новому фактическому месту жительства, а также о последствиях невыполнения этой обязанности; заполнить Акт обследования материально-бытовых условий проживания семьи, подписать его и предоставить лицам, в отношении которых осуществлена проверка, для ознакомления и подписи.
- имеет право: войти в помещение, в котором вы проживаете; уточнять ваши ФИО, адрес проживания; уточнять количество членов семьи, проживающих вместе, какое родство между ними; узнавать учится ли ребенок (дети) в вузе, на какой форме обучения, получает ли стипендию; узнавать о наличии и характеристиках жилых помещений, земельных участков и транспортных средств, находящихся в собственности, владении или пользовании семьи; узнавать сведения о дополнительных источниках существования, включая работу без трудового соглашения (неофициальное трудоустройство); узнавать о сведениях о покупке или оплаты услуг, стоимость которых превышает 10-кратную величину прожиточного минимума для семьи (каждая семья имеет свой прожиточный минимум в зависимости от количества членов семьи, возраста, других характеристик); вносить указанную информацию в акт обследования материально-бытовых условий проживания семьи; предоставлять акт для подписания каждым совершеннолетним членом семьи.
- не имеет права: узнавать подробности вашей личной жизни: наличие/отсутствие/местонахождение ваших личных вещей, предметов; как вы проводите свободное время; когда вы и другие члены семьи бываете дома; в каких магазинах вы совершаете покупки, какую одежду, предметы или продукты покупаете; требовать номер телефона и присутствия родственника или знакомого, у которого вы временно находитесь; другую информацию, которая не имеет отношения к вопросам, приведенным в перечне выше; осуществлять обыск или осмотр ваших личных вещей; считать количество единиц одежды, которая содержится в квартире, мебели, техники и т.д.; угрожать, запугивать жителей жилья или иным образом пытаться получить дополнительную информацию, которая не имеет отношения к цели обследования материально-бытовых условий проживания.
При осуществлении проверки ВПЛ:
- имеют право узнать у должностного лица, которое их проверяет, его ФИО, ознакомиться с его служебным удостоверением и информацией, внесенной в Акт обследования материально-бытовых условий проживания семьи.
- обязаны предоставлять должностному лицу, которое их проверяет, необходимую информацию, подписать Акт обследования материально-бытовых условий проживания семьи.
Рекомендации для защиты ваших прав при осуществлении проверки:
- если зафиксированные работником данные в акте не соответствуют действительности или у вас есть другие замечания, сделайте об этом соответствующую отметку рядом со своей подписью в акте;
- после подписания акта попросите его копию или сделайте фото в подтверждение прохождения проверки.
В случае допущения нарушений со стороны инспектора звоните на «горячие линии»:
- Правительства – 1545 (с мобильного) или 0 800 507 309;
- Уполномоченного по правам человека: (044) 253 7589 или 0 800 501 720.
Важно. Обязательно сообщите свои ФИО, адрес, номер телефона и в чем заключается нарушение.
Данные рекомендации и разъяснения вытекают из положений постановления правительства от 8 июня 2016 года №365 «Некоторые вопросы осуществления социальных выплат ВПЛ».
Читайте также:
Проверки переселенцев на дому отменены? Вы это серьезно?. Новости
Примерно неделю назад, а именно 5 июля пресс-служба Украинского Хельсинского союза по правам человека (УХСПЧ) сообщила, что Киевский апелляционный административный суд решением от 4 июля 2018 года отменил нормативные акты Кабмина Украины, обязывающие внутренне перемещенных лиц проходить проверки по месту жительства. И, таким образом, фактически, отменил и сами проверки внутренне перемещенных лиц (ВПЛ) на дому.
Это – победа!
«С учетом требований ч.2 ст.19 Конституции Украины, это означает, что ни органы социальной защиты населения, ни другие органы власти, местного самоуправления, ни любые учреждения, организации, предприятия, начиная с 5 июля 2018 года не вправе проводить проверки переселенцев», – резюмировали в УХСПЧ.
Не скрывали своего торжества и другие правозащитные общественные организации. «4 июля 2018 года без преуменьшения стоит переименовать в День справедливости. Практически два года судебных разбирательств, но результат того стоит», – заявили по этому поводу в организации «Донбасс-SOS».
В принципе, эпическая судебная битва правозащитников с правительством была больше известна переселенцам как судебная тяжба за отмену печально известного постановления правительства №365* «Порядок назначения (восстановление) социальных выплат внутренне перемещенным лицам», принятого 8 июня 2016 года. Хотя в комплекте с ним были приняты и другие документы, регулирующие процесс.
Самое нелюбимое постановление
Постановление №365 утверждает два действительно спорных с правовой точки зрения механизма. Первый – порядок назначения переселенцам всех социальных выплат (включая пенсии, которые почему-то чиновники также относят к таким выплатам), второй – порядок контроля за этими самыми выплатами. Если коротко и по сути, то смысл в том, что все выплаты переселенцам, включая пенсионные, юридически привязываются к справке ВПЛ. Отмена этой справки автоматически означает потерю переселенцем права получать такие выплаты.
Дальше все очень просто: украинцы, имеющие справку ВПЛ, получают одноименный статус и (если говорить совсем прямо) поражение в некоторых гражданских правах. Одно из таких поражений – необходимость регулярно проходить проверки по месту постоянного проживания, которые проводятся представителями органов социальной защиты, других органов власти или учреждений.
Эти представители приходят к переселенцам домой и составляют акт, удостоверяющий наличие ВПЛ по зарегистрированному месту пребывания или его отсутствие. Если переселенец отсутствует, то он почти автоматически лишается права на получение пенсии, адресной помощи и других социальных выплат. Основание – то самое знаменитое постановление №365.
С момента явления миру этого документа в отношении него было много недовольных. Переселенцев раздражали немалые неудобства и проблемы, создаваемые им. Правозащитников – дискриминационный характер и спорный юридический статус. Но если из-за рубежа ограничились в основном вербальной критикой, то отечественные общественные организации подали на правительство в суд. Это случилось еще в сентябре 2016 года.
По понятным причинам, суд неоднократно откладывался, переносился и затягивался всеми иными способами. Судьям с одной стороны не хотелось ссориться с правительством (и легко угадывающимся в этом вопросе за их спиной президентом), а с другой – не хотелось подписываться под откровенно незаконными действиями.
Что сказал суд? На самом деле…
Однако, так или иначе, но сначала 26 июня 2017 года Окружной административный суд Киева удовлетворил иск и отменил нормативные акты Кабмина, обязывающие ВПЛ проходить проверки. А затем, после апелляционной жалобы правительства, Киевский апелляционный административный суд 4 июля 2018 года подтвердил это решение. И, по словам правозащитников, оно вступило в законную силу.
Что же признано судом незаконным и «не соответствующими правовому акту высшей юридической силы» в действиях правительства? Все же термин «суд отменил», мягко говоря, несколько некорректный.
Были признаны не соответствующими закону четыре пункта Порядка назначения (восстановления) социальных выплат внутренне перемещенным лицам (утвержден постановлением №365). По сути, все четыре пункта касаются обязанностей ВПЛ проходить проверки по месту проживания. А именно:
- п.7. Для назначения (восстановления) социальных выплат структурное подразделение по вопросам социальной защиты населения по собственной инициативе или по обращению органов, осуществляющих социальные выплаты, в течение 15 рабочих дней со дня получения соответствующего заявления внутренне перемещенного лица или со дня поступления обращения от органов, осуществляющих социальные выплаты, проводит проверку достоверности указанной в заявлении информации о фактическом месте проживания/пребывания внутренне перемещенного лица;
- п.8. По результатам проведения проверки структурным подразделением по вопросам социальной защиты населения составляется акт обследования материально-бытовых условий семьи по форме, установленной Минсоцполитики, который подписывается всеми совершеннолетними внутренне перемещенными лицами и в определенных законодательством случаях – их законными представителями, а также представителями структурного подразделения по вопросам социальной защиты населения;
- п.9. Во время обследования материально-бытовых условий семьи представитель структурного подразделения по вопросам социальной защиты населения информирует внутренне перемещенных лиц об их обязанности в десятидневный срок письменно сообщать об изменении фактического места жительства/пребывания структурное подразделение по вопросам социальной защиты населения по новому фактическому месту проживания/пребывания, а также о последствиях невыполнения этой обязанности;
- п.13. Комиссия, кроме оснований отказа в назначении (возобновлении) социальной выплаты, предусмотренные законодательством, может отказать заявителю в назначении (возобновлении) такой выплаты в случае его отсутствия по фактическому месту жительства/пребывания, указанным в заявлении о назначении (восстановлении) социальной выплаты.
Одновременно судом признан неправомерным и 10-й абзац п.1 Постановления КМУ №637** «Об осуществлении социальных выплат внутренне перемещенным лицам» от 5 ноября 2014. Звучит он так: возобновление или прекращения социальных выплат осуществляется публичным акционерным обществом «Государственный сберегательный банк Украины» («Ощадбанк») на основании решения комиссии по вопросам назначения (восстановления) социальных выплат внутренне перемещенным лицам, образованной районными, районными в гг. Киеве и Севастополе государственными администрациями, исполнительными органами городских, районных в городах (в случае их образования) советов в соответствии с Порядком осуществления контроля за проведением социальных выплат внутренне перемещенным лицам по месту их фактического проживания/пребывания, утвержденным постановлением Кабинета министров Украины от 8 июня 2016 года N365 (абз. 8 п. 1 Постановления № 637).
Ну, и… что?
В этом месте у многих переселенцев логично возникает вопрос: «Ну и что теперь будет»? Как говорится, вопрос, конечно, интересный. Потому, что однозначного ответа на него… пока нет.
«Киевский апелляционный административный суд принял решение об отмене унизительных проверок переселенцев для получения пенсий и социальных выплат. Решение суда уже вступило в законную силу, и это означает, что должны быть отменены или внесены изменения в постановления правительства №365 и №637. Правительство должно незамедлительно выполнить это решение», – заявил пару дней назад глава комитета по правам человека Верховной Рады Григорий Немыря.
Попутно он напомнил, что «в 16-й раз» в повестку дня парламента не включен законопроект №6692, который касается права на получение пенсий, в первую очередь, переселенцами и гражданами Украины, которые находятся в зоне конфликта.
Здесь обращает на себя внимание юридически правильная постановка вопроса: не суд уже все отменил своим решением, а само правительство на основании решения суда должно изменить или отменить. Ну, или… не менять и не отменять.
В этой связи обращает на себя внимание комментарии независимых (от данного судебного дела) юристов. Почти никто из них не берется однозначно говорить о том, как именно дальше будут развиваться события.
В теории, ситуация выглядит интересно. С одной стороны, суд признал проверки по месту жительства ВПЛ незаконными, с другой – без таких проверок те же самые ВПЛ не имеют права получать никакие социальные выплаты и пенсии. Ведь согласно действующим постановлениям правительства, переселенец обязан постоянно подтверждать свое реальное место жительства. О-как!
Варианты без вариантов
По мнению юристов, события могут развиваться в нескольких возможных направлениях:
- правительство быстро утвердит новый порядок выплат переселенцам без постоянных проверок по месту жительства и сотрудники управлений труда и социальной защиты населения будут руководствоваться уже этим новым порядком. Вариант идеальный, но совершенно фантастический;
- правительство начинает, не спеша, разрабатывать новые правила и процедуры пенсионных и социальных выплат переселенцам. До введения новых правил в действие все выплаты ВПЛ… приостанавливаются. Подобный шаг вполне в духе нынешнего правительства. Кроме того, что-то похожее уже было, когда произошла отмена обновляемого каждые полгода штампа в справке ВПЛ. Как известно, тогда все выплаты тогда были блокированы несколько месяцев. Вариант самый жесткий, но вполне возможный;
- правительство не будет лишний раз «дразнить собак» всеобщей остановкой выплат. Оно примет новый порядок и процедуру выплат… очень похожие по сути на те, которые суд признал незаконными. Правозащитники «взвоют» и снова подадут на них в суд, который опять может продлиться несколько лет. Все это время будет действовать то, что они приняли. Самый вероятный вариант;
- правительство просто проигнорирует решение суда и все оставит как есть. А почему нет?
Ключевой момент здесь в том, что все же выплаты осуществляет правительство, а не суд. Как бы цинично это не звучало. А настроения правительства угадываются легко.
Проверки лучше… проходить
«Отмена Киевским апелляционным административным судом проверок внутренне перемещенных лиц – большая победа гражданского общества. Однако государство, вероятнее всего, обжалует его в кассационной инстанции. Однако, это решение уже вступило в силу, и пока что оно будет оставаться в силе, даже если будет оспариваться в высших судебных инстанциях», – заявил программный директор Украинского Хельсинского союза по правам человека Максим Щербатюк.
Но куда интереснее другое. Отменены ли обязательные проверки переселенцев по месту постоянного проживания? Не будет мудрствовать лукаво. Послушаем представителя истца, выигравшего суд против правительства по этому поводу.
«С точки зрения верховенства права, если какой-то нормативный акт был отменен решением суда, то он не работает и органы соцзащиты уже не имеют права проводить эти проверки. Но мы еще не живем в правовом государстве, и для чиновника решение суда не имеет силы. Пенсионерам из числа ВПЛ все же следует… проходить проверки, если органы власти будут требовать их прохождения. Однако, если все же пенсия будет заблокирована в связи с не прохождением проверки, то граждане имеют все основания обращаться в суд с «выигрышным иском», – сообщил юрист Центра Стратегических дел Украинского Хельсинского союза по правам человека Евгений Чекарев.
Ну что тут можно добавить?
Михаил Попов, РПД «Донецкие новости»
*Постановлением КМУ от 08.06.2016 № 365 «Порядок назначения (восстановление) социальных выплат внутренне перемещенным лицам» определяется процесс назначения выплат, а также требования проверки переселенцев по месту регистрации как ВПЛ. На основании таких проверок переселенцев лишают выплат, прежде всего, пенсий.
**Постановление КМУ №637 от 05.11.2014 «Об осуществлении социальных выплат внутренне перемещенным лицам», которое предусматривает обслуживание и прохождение физической идентификации переселенца исключительно в Ощадбанке, а также привязку выплат к справке ВПЛ.
Читайте также:
Переселенцам: Юристы разъяснили изменение порядка проверки места жительства
27.03.2018
Перемещенное лицо, состоящее на учете, имеет право на все социальные выплаты, предусмотренные законодательством для граждан Украины, а также на специальные социальные выплаты, установленные для переселенцев – ежемесячную адресную помощь. Однако при этом условием получения таких выплат является успешное и своевременное прохождение всех видов проверок, предусмотренных для переселенцев. Одной из таких проверок является проверка фактического места проживания переселенца по адресу, указанному при получении справки внутренне перемещенного лица (ВПЛ). О порядке проверки места жительства переселенцев рассказали в Гуманитарном штабе Рината Ахметова.
Так, постановлением Кабинета министров Украины №365 от 08.06.2016 года «Некоторые вопросы осуществления социальных выплат ВПЛ» утверждены два порядка:
- «Порядок назначения (восстановления) социальных выплат ВПЛ», который определяет порядок действий переселенцев и государственных органов для назначения и получения социальных выплат.
- «Порядок осуществления контроля за проведением социальных выплат ВПЛ по месту их фактического проживания/пребывания», который устанавливает механизм осуществления контроля за проведением выплат ВПЛ, в том числе проведение проверки места жительства переселенцев.
Контроль за проведением социальных выплат ВПЛ осуществляют структурные подразделения по вопросам социальной защиты населения районных, районных в г. Киеве госадминистраций, исполнительных органов городских, районных в городах советов – Управления труда и социальной защиты населения (УТСЗН)
Контроль за проведением социальных выплат переселенцам осуществляется путем посещения фактического места проживания переселенца и составления акта обследования материально-бытовых условий семьи. УТСЗН осуществляет очередные и дополнительные проверки места проживания переселенцев.
Очередные проверки места проживания переселенца. Постановлением №365 предусмотрено, что очередная проверка места проживания переселенца проводится 1 раз в 6 месяцев.
Важно: С февраля 2018 года произошли изменения порядка проведения очередных проверок места жительства переселенцев. Теперь очередная проверка места жительства не производится, если ВПЛ своевременно прошло физическую идентификацию в ПАО «Ощадбанк».
Информацию о получателях социальных выплат, прошедших физическую идентификацию и дату ее проведения ПАО «Ощадбанк» еженедельно предоставляет Министерству социальной политики для внесения соответствующей информации в Единую информационную базу данных о ВПЛ.
Указанные изменения были приняты еще в сентябре 2017 года (постановление Кабмина от 13.09.2017 года №689), однако только сейчас заработали на практике. 02.02.2018 года Минсоцполитики объявило на своем сайте о том, что между Минсоцполитики и ПАО «Ощадбанк» было заключено соглашение об обмене и передаче информации относительно ВПЛ, прошедших физическую идентификацию в ПАО «Ощадбанк».
«Таким образом, можно говорить о прекращении практики проведения очередных проверок места жительства переселенцев при условии их своевременной физической идентификации в ПАО «Ощадбанк»», – отмечают в ГШ.
Дополнительная проверка места жительства переселенцев проводится в течение 10 рабочих дней со дня получения УТСЗН следующей информации:
1). об остановке ПАО «Ощадбанк Украины» расходных операций по счету из-за того, что лицо в установленный срок не прошло физическую идентификацию.
В случае непрохождения физической идентификации получателем социальных выплат ПАО «Ощадбанк Украины» останавливает расходные операции по текущему счету и не позднее следующего рабочего дня информирует о таком решении:
- о получателях пенсий – Пенсионный фонд Украины и Министерство финансов;
- о получателях других социальных выплат – структурные подразделения по вопросам социальной защиты населения (УТСЗН).
Рекомендация: во избежание проверок не пропускать срок для физической идентификации в ПАО «Ощадбанк».
2). о возможном изменении ВПЛ фактического места пребывания без уведомления об этом в 10-дневный срок УТСЗН по новому фактическому месту пребывания (такая информация может быть предоставлена УТСЗН территориальными органами ПФУ, рабочими органами Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности, Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, Центра занятости);
Рекомендация: при изменении места проживания уведомлять в 10-дневный срок УТСЗН по новому адресу проживания хотя бы в телефонном режиме.
3). о возвращении ВПЛ на временно неподконтрольную территорию Украины (на срок свыше 60 дней) или его выезда за границу (такая информация может быть предоставлена МВД, СБУ, Госпогранслужбой, Нацполицией, Государственной миграционной службой, другими органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, общественными объединениями, волонтерскими организациями и другими юридическими и физическими лицами).
Рекомендация: не находиться на неподконтрольной территории Украины более 59 дней подряд.
4). рекомендаций Минфина по результатам проведения верификации социальных выплат с указанием конкретных причин для прекращения соответствующих выплат.
Рекомендация: при оформлении социальных выплат предоставлять уполномоченным государственным органам только достоверные данные.
Результаты проведения проверки места проживания переселенца
В случае отсутствия переселенца во время проверки по указанному адресу фактического пребывания представитель УТСЗН:
- делает соответствующую запись в акте обследования материально-бытовых условий семьи и оставляет сообщение о необходимости в течение 3-х рабочих дней появиться в УТСЗН для прохождения физической идентификации;
- в случае, если ВПЛ в течение 3-х рабочих дней не явилось в УТСЗН, ему направляется заказным письмом повторное уведомление о необходимости в течение 3-х рабочих дней явиться для прохождения физической идентификации. В это же время УТСЗН делает запрос в Госпогранслужбу относительно выезда ВПЛ за границу или на неподконтрольную территорию Украины. Госпогранслужба в течение 5 рабочих дней подает УТСЗН по его запросу информацию о выезде ВПЛ за границу или на временно неподконтрольную территорию Украины с указанием количества дней такого отсутствия в течение 90 дней, предшествующих дате подачи соответствующего запроса;
- при подтверждении информации о нахождении лица свыше 60 дней на неподконтрольной территории или выезде за границу руководитель УТСЗН принимает решение об отмене действия справки о постановке на учет ВПЛ, прекращает социальные выплаты и вносит на рассмотрение Комиссии по вопросам назначения (восстановления) социальных выплат ВПЛ представление о прекращении социальной выплаты такому лицу.
Социальные выплаты прекращаются также в случае если лицо находится на территории Украины, однако во время проверки не оказалось по указанному адресу и в последствии не явилось в УТСЗН, несмотря на отправленные ему уведомления.
Возобновление и повторное назначение социальных выплат
В случае если выплаты были прекращены из-за того, что во время проверки переселенца не оказалось дома, их выплата может быть возобновлена через 2 месяца с месяца принятия решения о прекращении таких выплат. Однако если лицо находится в сложных жизненных обстоятельствах и по уважительным причинам не явилось в структурное подразделение по вопросам социальной защиты населения, выплаты могут быть возобновлены с месяца прекращения таких выплат. Для возобновления выплат переселенцу необходимо обратиться в УТСЗН и заново пройти всю процедуру назначения социальной выплаты.
В случае прекращения социальных выплат из-за отмены действия справки повторное назначение социальных выплат возможно лишь через 6 месяцев после такого прекращения и исполнения всех процедур, необходимых для их назначения.