Как живут обычные люди в узбекистане
Узбекистан: Нищих нет, все счастливы и иногда сыты (видео)
В Узбекистане, действительно, нет нищих. Это надо признать всем, кто упорно пытается доказать обратное.
Нищие — люди, находящиеся за крайней чертой бедности и вынужденные жить за счёт подаяний или помощи со стороны родственников, благотворительных организаций или государства. В статье Дэвида Гордона «Показатели бедности и голода», написанной для ООН, абсолютная бедность определяется как существование в условиях, при которых «недоступно удовлетворение простейших человеческих нужд, включая получение пищи, пригодной для питья воды, возможность пользоваться санузлом, кровом, получать лечение, образование и информацию».
Д.Гордон уточняет, что если человек живет в условиях, которые не отвечают хотя бы двум из описанных ниже критериев, то можно считать, что этот человек живет в абсолютной бедности.
- Пища. Индекс массы тела (отношение массы тела к квадрату роста) должен быть не менее 16.
- Вода. Не должна поступать исключительно из рек и прудов и должна быть в 15 минутах хода (в одну сторону).
- Санузел. Должен находиться дома или рядом.
- Лечение: Должно быть доступно беременным и серьёзно больным.
- Кров: Не более 4 человек в одной комнате. Недопустим земляной пол.
- Образование: Должна быть возможность научиться читать.
- Информация. Доступно любое средство связи: радио, телевидение, телефон, интернет.
Общепринятый международный прожиточный минимум долгое время составлял один доллар в день. В 2008 году Всемирный банк скорректировал эту цифру до 1.25 доллара.
На сегодняшний день эта сумма равна приблизительно 3375 сумов в день (по официальному курсу), или около 101 тысячи сумов в месяц. В современном Узбекистане это обычная минимальная зарплата сторожей и уборщиц, которые только начали работать. В среднем же их зарплата составляет примерно 120 тысяч сумов - т.е. те же 1.25 доллара в день, но по реальному курсу.
«У нас все отлично!»
На одной из ахангаранских заправок ко мне, как и ко всем другим пассажирам, начали приставать люли, они просили милостыню. Люли (среднеазиатских цыган) не воспринимают как нищий класс. Честно говоря, их вообще не воспринимают – «люлишек», согласно официальной прессе, в Узбекистане нет! Практически никогда о люли не упоминается в официальных СМИ, хотя в узбекских фильмах сюжеты с их участием нередко проскальзывают, как, например, в нашумевшем несколько лет назад фильме «Виждон» («Совесть») с Джахонгиром Позилжоновым в главной роли. В этом фильме рассказывается история мужчины, который поехал в Россию на заработки, но подорвав там здоровье, вернулся на родину.
Однако люли в Узбекистане есть. Молодые женщины с детьми на руках рассказали, что их ежедневный доход доходит до пяти тысяч сумов (чуть больше двух долларов США), что мужья их бьют, если не принести деньги. Вместе с детьми они живут в палатках на окраине Ахангарана.
- Нас не пускают в школы, нам отказывают в работе, - говорит одна из люли. – Узбеки брезгуют нами.
На вопрос, кто виноват, что они находятся в таком состоянии, люли согласились, что виноваты во всем сами. Только в чем их вина, конкретно сказать не смогли. Когда мы выключили камеру и попробовали выяснить у цыганок, отвечает ли их жизнь критериям «абсолютной нищеты», то вот что нам рассказали.
1. Питание у них «отличное»: вечером сами варят, днем кушают лепешку.
2. Вода течет из крана на заправке, а это 10-15 минут, «если быстро идти». Кроме того, некоторые ставят рядом с палатками «качалку» (насос) – и пьют подземные воды.
3. Туалет, как водится, рядом с палаткой, потому что она стоит в открытом поле. Выходи куда хочешь.
4. Кров. Пол в палатках застилают тушаками и одеялами, живут, правда, и по пять человек, и больше.
5. С образованием туго. Тут люли не нашли, как оправдать государство.
6. Информация. «У некоторых из нас есть мобильники, - гордо сказали девушки, - а как иначе мы узнаем, сколько денег нам мужья присылают из России?»
Из всего услышанного остается сделать вывод: нищих в Узбекистане нет только потому, что даже люди, у которых ничего нет, не хотят признавать себя нищими. Вот и получается, что мы живем в прекрасной стране!
«Навряд ли умрет…»
Только вот сын одной из люлишек всю нашу беседу просидел, держась за живот, бледный как смерть. «Ему с утра плохо», - спокойно объяснила девушка.
- Почему не покажете ребенка врачу?
- Денег нет.
- У нас же медицина бесплатная. А если он, не дай Бог, умрет?
Тут девушка испугалась, ей эта мысль явно в голову не приходила. «Навряд ли умрет», - немного растерянно ответила цыганка…
«На учебу не берут, говорят, вы все грязным сделаете! Но мы же тоже люди!» - возмущается еще цыганка.
«Детские деньги» (пособия) цыганам не платят, две люлишки воспитывают семерых детей.
- Где же вы рожаете детей,– удивился я, - если у вас денег нет?
- В роддомах, - отвечают. - Даем врачу 100-200 тысяч сумов. А если не дадим, они нашего ребенка не возвращают.
- А где вы живете?
- На окраине Ахангарана 15 палаток стоят, в них по две семьи живем.
- Вас кто-нибудь гонит отсюда, с заправки?
- Да, выгоняют. Но мы все равно умоляем, просим и возвращаемся – у нас другого выхода нету…
Этнографы о среднеазиатских цыганах
Согласно «Этническому атласу Узбекистана», «в XIX — начале XX в. среднеазиатские цыгане делились на две этнические группы: мазани (мазанг) и люли. Мазани жили преимущественно в Самаркандской области, а в самом городе поселились только в конце XIX столетия. До этого времени они обитали в Бухаре. В третьей четверти XIX в. около 200 мазани проживали в двух кишлаках, расположенных вблизи Самарканда. Основное занятие — земледелие. Кроме того, представители мазани занимались мелкой торговлей в городах и селениях региона, за исключением Хивы.
23 июля 2004 года, Москва, район Павелецкого вокзала. Женщина-люли просит милостыню с детьми. Фото Д.Кислова
В 1990-е гг. самаркандские мазани на летний сезон ежегодно располагались табором в 1215 семей под Бишкеком, в поселке Маевка. Шатры добротные, внутри импортные спальники и поролоновые матрасы. Табором руководил аксакал. При нем имелся совет из нескольких авторитетных цыган. Мужчины, как правило, отдыхали. Женщины, истинные кормилицы семьи, уходили в город, гадали и попрошайничали.
Люли более всего подходят к понятию «среднеазиатские цыгане». В конце XIX в. Самарканде и его близрасположенных районах насчитывалось около 500 цыган-люли. Здесь находились их длительные стоянки. Большую часть года они кочевали отдельными таборами, от 10 до 20 шатров в каждом. Зимой арендовали дома или хозяйственные постройки у местных жителей. Основное занятие — разведение, продажа и обмен лошадей, деревообрабатывающие ремесла (изготовление деревянных ложек, чашек, разной хозяйственной утвари). Практиковали ворожбу, народную медицину. Любители попрошайничать и приворовывать, даже несмотря на достаток. Одно из основных занятий цыган — коневодство — имело выход на выделывание сит и другой продукции с применением конского волоса. Вот почему именно ремесленники-люли занимались изготовлением волосяных чачванов.
В XIX — XX вв. всех среднеазиатских цыган, проживавших на территории современного Узбекистана, окружающее население называло «люли». Так теперь называют себя и сами цыгане. Все они мусульманизированы, но мулл не имеют. Но чтили на людях мусульманские религиозные законы.
Население Туркестанского края, как коренное, так и пришлое, терпеливо и с пониманием относилось к лишенному прав, находящемуся в постоянно бедственном положении полукочевому народу. Пожалуй, единственное право, которое было предоставлено мазани и люли в прошлом — это собирать колосья пшеницы и других злаков после сбора урожая.
В конце 20-х гг. прошлого века в регионе была предпринята попытка как-то упорядочить сведения о них. Было установлено количество среднеазиатских цыган, проживающих в Узбекистане: 1918 лиц мужского пола и 1792 — женского. По мнению многих этнографов, эта цифра сильно преуменьшена. Вероятно, часть цыганского населения отнесли к «прочим», а часть, по языковому признаку, — к таджикам. Все опрошенные цыгане свободно владели, помимо таджикского, узбекским и частично русским.
По данным переписи населения, в 1959 г. в городах Узбекистана насчитывалось 3 тыс., в 1979 г. 6 тыс. среднеазиатских цыган. Большинство из них называло родным языком таджикский, около 20% - узбекский. Наряду с этим пользовались тайным языком лафц-и мугат («мугат» - самоназвание среднеазиатских цыган).
Природная сметливость помогла цыганам-люли в перестроечное время быстро сориентироваться, обзавестись своим делом. В республике есть ряд известных бизнесменов цыганской национальности. Малоимущие подались в «Утильсырье». Имеющие лошадей занимаются, главным образом, сбором стеклотары и тряпья.
В Ташкенте цыгане-люли, в основном, расселены в Старом городе и на массивах Спутник, Сергели, Куйлюк, Водник.
В Янгиюльском районе Ташкентской области проживают цыгане-мусульмане, которых местное население называет крымскими. Возможно, это группа цыган, выселенных в годы второй мировой войны из Крыма. Район на окраине города Янгиюль, где проживают представители данной этнографической группы, получил название Нахаловка. И, кроме того, в этом районе есть группа цыган, которых называют цыгане-турки».
Соб. инф.
Международное информационное агентство «Фергана»
Эпоха Каримова: как живет народ Узбекистана
В Кремле не имеют подтверждений информации о кончине президента Ислама Каримова, о чем вечером 29 августа сообщил сайт «Фергана.ру»
На одном из базаров Ташкента. Фото: Анатолий Струнин/ТАССУ Кремля нет подтверждения сообщений СМИ о смерти лидера Узбекистана. Об этом сообщил РИА Новости пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков. 29 августа независимое узбекское агентство «Фергана», базирующееся в Москве, сообщило, что Ислам Каримов умер в 15–16 часов по ташкентскому времени — в Москве был час дня.
Источник в правительстве оппозиционного сайта Eltuz.com рассказал, что праздничные мероприятия по случаю Дня независимости, запланированные на 1 сентября, отменены. Он уточнил, что главы союзных государств уже оповещены об этом. Источник агентства РИА Новости в аппарате правительства Узбекистана не подтвердил информацию о смерти президента. По его словам, Каримов жив, его состояние стабильное. Источник «Интерфакса» в правительстве также заявил, что Каримов жив и находится в стабильно тяжелом состоянии.
Ранее семья 78-летнего Каримова подтвердила, что президент Узбекистана попал в реанимацию после кровоизлияния в мозг. По данным СМИ, президент якобы потерял сознание в ночь на 20 августа после банкета в честь победы узбекских спортсменов на Олимпиаде в Рио. Как передает агентство Regnum, после сообщений СМИ о смерти Каримова в Узбекистане был взят под домашний арест первый вице-премьер Рустам Азимов, который назывался в числе возможных преемников узбекского лидера. В Ташкенте эту информацию отрицают. Кто может заменить Каримова, и как сейчас живет Узбекистан?
Опытный сборщик в Узбекистане получает в среднем по 2 рубля 73 копейки за килограмм хлопка. На уборке в месяц можно заработать около 2,5 тысячи. Правда, ручной труд, жара под 40 градусов и ядовитая пыль от пестицидов делают эту работу крайне непривлекательной. В сезон правительство обращается к частному бизнесу с просьбой выделить сотрудников на уборку хлопка — отказывать не принято. В поля за небольшую премию к зарплате уезжают программисты, проектировщики и архитекторы. Они тоже не могут отказать своему руководству: выбор вакансий в Узбекистане совсем не большой. 100 долларов в месяц — средняя зарплата. На эти деньги не разгуляться даже в небольших городах с населением в полмиллиона человек. О ценах рассказывает житель Андижана Анвар:
В Москве узбеки зарабатывают около тысячи долларов в месяц. На родине тратятся на свадьбы и предметы роскоши — квартиры и машины. 10 тысяч долларов за «двушку» или «трешку» за пределами столицы, столько же за новенькую Nexia с кондиционером. Еще можно взять Matiz с пробегом за две-три тысячи долларов, но это край — так же, как и ВАЗ из советского прошлого. Об особенностях узбекского авторынка рассказывает актер и режиссер Театра.doc Талгат Баталов:
Талгат Баталов актер и режиссер Театра.doc
90% узбеков исповедуют ислам. В стране более двух тысяч мечетей, но Узбекистан, по большому счету, остается светской страной — религиозность не поощряется на уровне государства. В беспорядках в Андижане в мае 2005 года президент Каримов обвинил фундаментальных исламистов. С тех пор демонстрировать глубокую религиозность бывает небезопасно, продолжает рассказ Талгат Баталов:
«Многие люди были объявлены ваххабитами, поскольку это одна из характерных черт правления Каримова — преследовать людей, обвиняя их в том, что они исламисты и так далее. В том числе и многие оппозиционные деятели были объявлены исламистами, ваххабитами и все такое. Поэтому многие люди просто опасаются, когда в любую мечеть может нагрянуть некий рейд, и все будут объявлены ваххабитами».
В Узбекистане живет 30 миллионов человек — это самая густонаселенная страна среди бывших азиатских республик СССР. У нее один из самых низких показателей ВВП на душу населения, 20-процентная безработица и рекордный для Центрально-Азиатского региона военный бюджет. И все это держится на Каримове — гаранте спокойствия с поддержкой в 90%. Вернее, держалось. После инсульта президент не вернется к управлению — оппозиции нет, нужен преемник. Среди кандидатов называют нынешнего премьера Шавката Мирзяева и младшую дочь Лолу Каримову-Тилляеву. Открыто свои лидерские амбиции демонстрировала старшая дочь Гульнара, но папа не хотел, чтобы она была президентом Узбекистана, и два года назад поместил ее под домашний арест. Исключать ее из списка претендентов на власть тоже нельзя. Конкуренция будет серьезной.
Как свидетельствует корреспондент РИА Новости, в Ташкенте обстановка спокойная, какого бы то ни было усиления сил правопорядка или присутствия военных подразделений не наблюдается. Передвижение транспорта не ограничено, местные телеканалы и радиостанции работают в обычном режиме, транслируя праздничные программы и концерты в преддверии Дня независимости.
Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?
Странность современного Узбекистана: Бедные и богатые, несчастные и довольные
Странность современного мира заключается даже не в том, что всё изменяется молниеносно, а скорее в том, что изменяется это всё исключительно для тех, кому и так было не очень комфортно и уютно.
Каждый раз, читая статьи «Ферганы», я задумываюсь о том, что все пишущие туда журналисты умышленно омрачают положение дел, хотя всё действительно не «есть гуд» в этой республике, некогда входившей в состав СССР.
С одной стороны, прочитав любую статью про Узбекистан, создаётся ощущение полного коллапса и разрухи, картинки из новостей какой-нибудь Уганды или Зимбабве, с другой стороны, если взглянуть на реальность, то видится всё это под совсем иным углом.
Если вы спросите любого узбека, как у него дела, то он обязательно вам пожалуется на то, что денег нет, цены растут и по существу он уже должен распухнуть от голода и умереть, а если учесть, что у него есть жена и дети, то остаётся ему только посочувствовать… Но! Если вы проследите за его жизнью, то окажется, что он за один год успел заказать последний выпуск новинки узбекского автопрома, продал одну машину, которую купил в прошлом году, по цене, фактически такой же, за которую покупал. Дом у него обставлен техникой, сам он одевается далеко не в лохмотья, питается он отнюдь не раз в неделю, а три раза в день, а то и больше и очень хорошо! Просто жаловаться на жизнь в Узбекистане стало модным, с учётом рыночных отношений и постоянной угрозы своим доходам, все узбеки, как один жалуются и клянут свою судьбу.
Узбекистан - это центрально-азиатская страна с мусульманскими традициями, где семейственность имеет немалое значение, понятие кровных уз тут больше, чем просто понятие. Страна, в которой благодаря родственникам можно стать чиновником и иметь неплохой доход, даже не имея элементарного образования. Страна с уникальной системой ценностей «я помогу тебе за то, что ты поможешь мне», никто и никогда тут просто так вам не улыбнётся и вы должны это понимать, потому что рано или поздно, за улыбку с вас будут просить улыбку, а, зная ментальность узбекистанцев, думаю на улыбке дело не закончится.
Когда вы смотрите вокруг, вы видите людей, которые даже в разговоре с вами прощупывают вас, ради того, чтобы понять, где и когда вы можете им пригодиться.
Перед власть имущими тут могут выстлать ковёр из собственной кожи, потому что если власть имущим это понравится, то в дальнейшем это может пригодиться.
Тут не принято открыто осуждать. Это основа основ: если вы начальник, в лицо вам будут улыбаться и снимать каждое слово с губ, вас будут превозносить до небес и сносить любое ваше поведение, за спиной вас будут проклинать и желать вам адских мук ещё при жизни. Никогда и нигде не один узбек не будет открыто осуждать человека, стоящего выше него по статусу, во-первых: из-за страха, во-вторых: потому что, осудив, вы попадёте в опалу и от вас могут избавиться и закрыть вам ходы, а также вашим родственникам, дальним и ближним.
Кто-то может сказать, а где иначе? Но это не тот вопрос, который нужно задавать в данном случае! Вопрос должен звучать, как он обычно и звучит: «Почему в Узбекистане так плохо жить?»
Всё очень просто: трусость перед начальством за место под солнцем, за то, что не пригласят на плов, за то, что не займут денег на новый автомобиль, за то, что будут косо смотреть.
Трусость иметь своё мнение и уметь это мнение озвучивать!
Но трусость не появляется ниоткуда! Ведь большинство из тех, кто боится что-то сказать, боятся по ряду причин. Во первых, многие рабочие места покупаются, так как большинство доморощенных специалистов никогда бы не получили то или иное место, на той или иной должности имея только сертификат об образовании, так как сертификаты современных узбекских вузов очень дорогие, но совершенно бесполезные, начиная от учителей и врачей и заканчивая дипломатами и юристами. Поэтому приходится раскошеливаться, чтобы попасть на службу в то или иное заведение или же задействовать родню, тут опять включается вопрос о страхе говорить своё мнение, потому что под удар попадает многочисленная родня, которая фактически помогла «специалисту» устроиться на тёплом месте.
Поэтому и говорят родители свои ненаглядным: «сиди и помалкивай»! Вот и помалкивают, все молчат, а иначе одному Аллаху известно, чем дело может кончиться! Все жалуются на президента, на правительство, на то, что государство наше прогнило в коррупции и взяточничестве, но что-то я ни разу не слышал ни от одного узбека, что он тоже не шёлковый, что нет сейчас в Узбекистане сладких пряников, все уже по самые уши прогнили и стали частью системы, поэтому и молчит страна, всех всё устраивает, все между собой повязаны, троньте одного и голов полетит, больше чем при «чистках Сталина»!
Зато все стали набожными, все ходят в мечети и молятся... Дело религии - это дело личное, но как может человек идти и молиться Аллаху или Богу, да кому бы там ни было, если он, работая на ярмарке Малика, нагло врёт людям в лицо всю неделю, обманывает их, а потом молится и уверен, что Аллах его слышит? Всё ведь от того, что народ уже привык верить в то, что все вокруг дураки и никто ничего не понимает, это президент плохой, это правительство плохое, а мы хорошие, мы даже молимся!
Так и живёт Узбекистан с верой в светлое завтра. Люди плохо живут, но по статистике у каждого второго жителя республики есть автомобиль, сотовая связь не роскошь, а обычное дело.
В ближайшем и обозримом будущем в этой стране ничего не изменится, просто потому, что 90% населения находят лазейки, ищут, воруют, обманывают, молятся и всё начинается по новой. Тут очень многие совершенно не готовы к переменам, они их не хотят, потому что честно жить - это значит отказаться от всего плохого и начать жить хорошо. А хорошо жить у нас пока никто не готов, ведь кто знает, что будет в этой «хорошей» жизни?
Если будет хороший президент и хорошее правительство, то придётся признать, что сам народ-то не очень хороший, не готов этот народ ни к реформам, ни к изменениям, ни к чему, кроме своего плохого, но тёплого болота!
С любовью и заботой, Каманчерро.
В рубрику Блоги «Ферганы.Ру» может писать всякий человек, имеющий что сказать и грамотно излагающий свои мысли. Присылайте свои статьи и очерки, записки и крики души по адресу главного редактора Даниила Кислова [email protected].
Международное информационное агентство «Фергана»