Санкт-Петербург, м. Пл. Восстания,
ул. Гончарная, дом 13

+7 (812) 458-53-53

+7 (921) 771-65-11

[email protected]

Уровень образования в сша


Структура системы образования в США

Система образования в США включает в себя следующие образовательные уровни:

  • дошкольное образование, представляющее собой особые программы развития для детей от 2 до 5 лет. В привычном для нас понимании это своеобразные детские садики. В США есть как частные детские школы, так и государственные учреждения дошкольного развития, финансирование которых осуществляется за счет бюджета территориальной единицы. Этот уровень образования в Америке не является обязательным;
  • среднее образование местные дети приобретают в школьных учреждениях. Их разделяют на три уровня: начальная, средняя и высшая школа. Эта стадия образовательного процесса в США признана обязательной, но есть около 3-5% малышей, которые по определенным причинам (религиозные воззрения, медицинские показатели и т. д.) обучаются на дому;
  • те, кто закончил обязательное базовое учебное заведение, может продолжить учебу и поступить в более престижное учреждение страны (здесь это колледжи и университеты). Учиться в таком заведении можно по одному из имеющихся видов сценариев образования: 2 года (аналогично нашему специальному техническому образованию), 4 года (для присвоения степени бакалавра) и далее по возрастающей для присвоения ученой степени «доктор», «магистр».

Главное, что нужно знать и помнить об особенностях образовательного процесса в США, — это то, что здесь полный курс учебы детей составляет как минимум 12 лет. Для получения более высокого уровня образования придется потрудиться еще дольше.

Начальное обучение

Главная задача начальной школы — организовать ребенка, привить ему интерес к познанию окружающего мира и обучению, выявить скрытые таланты и возможности к определенным предметам. В начальной американской школе учатся дети от 6 до 13 лет. В основном образовательный процесс здесь схож с аналогичным в младших классах России: учитель на все предметы один, для освоения базовых начальных школьных знаний довольно часто применяется форма игры.

Акцент делается на такие образовательные дисциплины, как английский язык (чтение и письмо), постановка устной речи, музыка, рисование, трудовое воспитание, гигиена, физическая культура. Причем более половины процесса занимает освоение навыка чтения и изучение родного языка. Что касается счета и арифметики, то ей отводится минимум времени.

Прежде чем начнется год, дети, идущие впервые в школьный класс, должны пройти тест, по результатам которого все будут разбиты на группы. Тесты представляют собой определенный набор заданий, которые необходимо выполнить в пределах ограниченного времени. По результатам определяется уровень IQ каждого малыша, способности к тому или иному предмету, а затем всех разделяют на три группы: «одаренные дети», «средние по уровню» и «неспособные». Каждая группа обучается по собственной отличной от прочих программе, причем первые две уже с самого начала ориентируют на успешное поступление в вузы.

Американские школы

Школьное образование в Американских штатах разделяется на два уровня, каждый из которых занимает 3 года: средняя и старшая школа. Большинство учащихся получает базовый уровень образования в муниципальных заведениях, но есть и те, кто может получать навыки в частных тематических школах. Особо обеспеченные слои населения могут позволить себе отправить детей в элитные учреждения по типу пансионатов с религиозным или другим уклоном.

Государственные заведения доступны только для резидентов страны. Чтобы попасть в число учащихся частных школ, помимо внесения ежегодной обязательной платы, необходимо сдать вступительные экзамены. Для учебы в элитных пансионатах родители должны быть готовы к тому, чтобы ежегодно оплачивать довольно дорогое проживание и учебу своих детей.

Средняя

Американская школа этого уровня предполагает обучение с 6 по 8 классы, т. е. в возрасте примерно от 11 до 14 лет. По окончании этого уровня ребенок может выбирать определенные обучающие направления и предметы, которые необходимы ему для последующего успешного поступления в вуз. Обязательными для всех дисциплинами является арифметика, физическая культура, правила гигиены, художество, музыка и ведение домашнего хозяйства.

Старшая

Старшая американская школа позволяет постигнуть определенный уровень образование детям в возрасте от 14 до 18 лет, т. е. с 9 по 12 класс. В США есть еще и 13 классы, где учат по специальной методике, облегчающей поступления в вузы, а зачастую даже гарантирующей автоматическое зачисление без экзаменов, если обучение проходило по определенной специальности и будет продолжаться на более высоком уровне.

В программу старшей общеобразовательной школы включено изучение арифметики, естественных и социальных научных дисциплин, родного языка. После окончания старшей школы каждому из числа учащихся, успешно освоивших курс занятий, выдается диплом соответствующего образца. Школьное образование здесь отличается от того, что мы привыкли видеть в родной стране, все ориентировано на то, чтобы ребенок уже со школьной скамьи определился с выбором профессии и делал все для ее освоения.

Получение высшего образования

Высшее образование в США и учебные заведения этого уровня в стране по праву считаются лучшими во всем мире. В какой бы рейтинг вы ни заглянули, везде на первых позициях будут стоять вузы этого развитого и успешного государства. США — вторая в мире страна по количество открытых и функционирующих высших учебных заведений.

Вузы страны финансируются за счет средств учащихся либо же из государственного бюджета. Последних всего только 8 и готовят они специалистов на определенные должности (офицеры, полицейские, военные, работники ФБР и т. д.). Подавляющее большинство высших учебных заведений страны — это частные вузы, в том числе знаменитые «Лига Плюща» и «Семь сестер».

Отбор учащихся для получения высшего образования может осуществляться по-разному в зависимости от престижности учебного заведения. Так, например, некоторые вузы устраивают конкурсные занятия для абитуриентов, собеседования, решение тестов, а другие и вовсе могут зачислять в число студентов лишь по результатам учебы в средней школе. Главное требование любого вуза — наличие диплома о полном базовом обязательном образовании, а также перечня предметов, изученных за годы занятий в школе.

Конкретные сроки обучения в заведении, а также набор и выпуск специалистов нигде не оговорены, поэтому каждый вуз самостоятельно формирует студенческие группы. Кроме того, обучаясь в вузе, можно записаться на дополнительные занятия по техническому, общему образованию и т. д.

В последнее время в вузах страны наметилась тенденция к снижению количества подростков в числе студентов, относящихся к рабочим слоям населения. Это связано в первую очередь с увеличением расценок на учебу. Выделяют четыре уровня высшего образования:

  • двухгодичный колледж;
  • четырехгодичный колледж;
  • комьюнити колледж;
  • профессиональная школа.

В двух последних случаях на руки выпускнику выдается аттестат. В двухгодичных зарабатывают степень бакалавра, а в четырехгодичных — магистра, а затем доктора. Если проводить аналогию с российскими вузами, то двухгодичный колледж приравнивается к неполному вузовскому образованию (3 года). Четырехгодичные колледжи (как и университеты) рассчитаны на полное образование с присвоением степени бакалавра.

Как таковых определенных групп в вузовских заведениях США не предусмотрено. Здесь каждый вправе выбрать определенные предметы, которые он будет посещать. Занятия проходят в большей части в форме лекционных пар продолжительностью 1-2 часа. По окончании получения образования следует сдать экзамены, после которых студенту присваивается степень бакалавра. Для присвоения последующих степеней необходимо продолжить обучение. Колледжи готовят для страны специалистов рабочих профессий и руководителей низшего звена, а вузы — менеджеров более высокого уровня управления, ученых и т. д.

Существует ли в Америке бесплатное образование

Полностью бесплатное образование во всех штатах США — это, можно сказать, миф, так как его практически не существует. В вузах страны чаще всего учеба платная и довольно дорогая. Причем, это правило распространяет свое действие как на иностранных граждан, так и на местных жителей. На сегодняшний день существует определенный ряд заведений, предоставляющих возможность получения бесплатного образования:

  • «The Cooper Union» — это негосударственный вуз Нью-Йорка с большим количеством претендентов на одно место. Здесь готовят как бакалавров, так и более титулованных специалистов. Обучение платное, но есть часть мест, которые оплачивает само заведение;
  • «Macaulay Honors College» — это структурное подразделение CUNY в Нью-Йорке для тех, кто планирует продолжить учебу в указанном учебном заведении. Сюда можно поступить только тем, кто закончил школу. Бакалавры не принимаются. Чтобы проходить здесь обучение бесплатно, необходимо подавать документы одновременно в это учреждение и в CUNY. Если вы будете зачислены в оба учреждения, то Macaulay Honors College возьмет траты за вашу учебу на себя;
  • «Yale School of Music» — структурное подразделение Йельского университета, входящего в знаменитую «Лигу Плюща». Бесплатное обучение здесь предусмотрено с 2005 года только для магистров и докторов наук;
  • «College of the Ozarks» — негосударственное учреждение в Миссури, где готовят бакалавров. Здесь предусмотрена рабочая программа, согласно которой каждый желающий может заработать себе на учебу. Если же вы не являетесь стипендиатом, то заведение само частично оплатит вашу учебу;
  • «Berea College» — учреждение Кентукки работает по программе бакалавров. Здесь также учреждение оплачивает вашу учебу. Более того, оно предлагает еще и возможность подзаработать на личные нужды и обеспечивает работой каждого студента. Здесь довольно большой процент обучающихся — иностранцы;
  • «University of the People» — онлайн-университет, где для вас обучающие часы проводят лучшие преподаватели страны. Посредством посещения таких семинаров каждый желающий, которому не посчастливилось поступить в вуз, сможет получить высшее бесплатное образование. В настоящее время онлайн-вуз работает в двух направлениях — основы управления и компьютерные технологии.

Обучение в США русских граждан

Получить образование в США может практически любой россиянин. Важным аспектом является лишь стоимость такого образования, ведь цена вопроса начинается примерно от 30 тысяч долларов в год, что не каждый может себе позволить. Есть возможность приобретения образования за счет бюджета страны либо и вовсе без оплаты одним из следующих способов:

  • получить стипендию за выдающиеся результаты в учебе и научной деятельности;
  • выиграть грант на бесплатное высшее образование;
  • финансирование учебы студентов из различных внешних источников;
  • студенчество по обмену.

Одним из самых популярных видов гранта в США считается программа Фулбрайт, Макси и фонда AAUW. Россияне в вузах США обучаются при условии наличия высоких результатов на тестировании, мотивационного письма и положительного решения приемной комиссии.

Если выбор пал на поиск гранта, то следует заранее заняться этим вопросом. Лучшим решением будет обнаружение подходящего варианта обучения хотя бы за два года до предполагаемого времени начала учебы. Проще остальных поступить в вузы спортсменам, которых зачастую зачисляют на курсы за выдающиеся результаты в спорте. В том случае, когда речь идет о программе обмена, то студенты из России приезжают на учебу по доверенности своего вуза и проживают 1-2 семестра в общежитии принимающего университета либо в приемных семьях.

Главные отличия между системой образования России и Америки

При большом количестве схожих черт образовательного процесса в России и на американском континенте, а также возможности проведения некоторых аналогий, системы образования в США и РФ все же не идентичны. Если разбирать по частям каждый уровень образования, можно найти большие различия.

К примеру, наши детские сады некоторым образом способствуют подготовке ребенка к школьному процессу: его учат рисовать, петь, читать, писать и т. д. Что касается американской начальной школы, то здесь главная цель — выявить скрытые способности и таланты малыша.

Если говорить о школьном образовании, то в России оно бесплатное и доступно каждому члену общества. В системе образования в США же все несколько иначе: если ты из необеспеченной, малоимущей семьи, то хорошее образование будет недоступно. Что касается преподаваемых дисциплин, то здесь практически полностью отсутствуют гуманитарные общеобразовательные и точные науки, зато больший акцент делается на профильных дисциплинах.

Уровень образования в США не сравним с российским. В первую очередь здесь высокая квалификация у педагогов, чего нельзя сказать о наших вузах, где подавляющее большинство преподавателей — это теоретики, не имеющие практического опыта. Да и в общем образование в этой стране, как и получение знаний, происходит на более высоком уровне, с разнообразием подходов и методик. Оснащение американских вузов очень хорошее, чего нельзя сказать об отечественном образовании.

Из минусов университетов США можно назвать только не конкретизированные сроки обучающего процесса. Он отличается от аналогичной сферы деятельности других государств своим высоким уровнем, качеством и лояльностью. Именно поэтому дипломы любого уровня образования США так ценны и востребованы во всем мире.

Уровень и особенности системы образования в США в 2018 году

Обучение в Америке дает большие перспективы, так как местные школы и вузы занимают верхние позиции международных рейтингов. Образование в США отличается высоким качеством, а выпускники достаточно быстро находят работу по всему миру. На сегодняшний день действует большое количество программ, по которым российские школьники и студенты могут поступать в вузы за океаном и получать там дипломы. Они будут востребованы не только в Америке.

Структура школьного образования

В местном законодательстве отдельных штатов могут быть разные положения, регулирующие этот вопрос. Однако различия в структуре американской школы являются незначительными. Осветим основные моменты. Прежде всего, сколько классов в школах США? В зависимости от штата и образовательного учреждения обучение может занимать от 9 до 12 лет (имеются начальная, средняя и старшая ступени).

Американская система оценок отличается от российской тем, что она является 100-бальной и обозначается буквами от А (95-100) до F (0-49). Когда начинается учебный год, зависит от климатических особенностей штата. Занимает он обычно 170-186 дней (с середины августа-сентября до середины апреля-мая). Соответственно, детям полагаются рождественские и летние каникулы. Вместо четвертей учебный год делится на 2 семестра. Система американского образования включает большое разнообразие заведений:

  • частных;
  • государственных;
  • смешанных школ.

Преподавание ведется на английском языке, однако есть национальные образовательные учреждения, например, действует русская школа. Обычно с 8 класса школьникам предоставляется право выбора предметов, которые они будут изучать по своему усмотрению. Одновременно существуют базовые обязательные дисциплины. Количество уроков должно соответствовать установленному каждой школой минимуму. После обучения осуществляется сдача экзаменов, результаты которых учитываются при зачислении в колледж.

Начальная

Дошкольное образование в США является разнообразным и распространено так же, как и в России. Оно включает в себя несколько форм:

  • ясли;
  • детские сады;
  • учреждения дошкольной подготовки;
  • центры дневного присмотра за малышами.

Кроме этого, в Америке сильно развит институт домашних нянь. В некоторых штатах прием в школы осуществляется по сертификатам, выдаваемым в центрах дошкольного образования. Однако чаще такая ступень не является обязательной. Начальная школа в США предназначена для детей 5(6)-11(12) лет и включает 5-6 классов. Основную часть занятий проводит один преподаватель.

В Америке принята игровая форма обучения с большим количеством поездок и экскурсий. С самых первых классов детям прививают самостоятельность и навыки публичных выступлений: чтение докладов, подготовка проектов и др. Огромное внимание уделяется внешкольной активности (кружкам и секциям).

Средняя

На данной ступени обучаются подростки до 14 лет (6-8 классы). Средняя школа в США устроена так же, как и в РФ: занятия проводят разные учителя, помимо гуманитарных дисциплин и математики, в учебный процесс вводятся физика и химия. На этом этапе осуществляется отсев учеников в простые и «элитарные» классы, где предъявляются повышенные требования и обучение проходит по расширенной программе.

Старшая

В разных штатах устанавливаются свои правила, во сколько лет заканчивают школу. Однако обычно это возраст от 17 до 19. Старшая школа в США может включать до 12 классов, начиная с 9-го. На финальной ступени предоставляются более широкие возможности выбора факультативов. В отличие от аналогичных учреждений в РФ, американскому ребенку подросткового возраста получить аттестат гораздо сложнее – в США четверть учеников проваливают выпускные экзамены.

Чартерные школы

Особенностью американской системы образования является наличие учреждений со смешанным, частным и государственным финансированием. Они работают по экспериментальным программам, не подчиняясь контролирующим органам. Например, в подобных школах могут отсутствовать звонки, а одни уроки плавно перетекать в другие. При этом обучение обычно осуществляется на бесплатной основе. Описываемые заведения активно развивает русская диаспора в США. Поэтому многие иммигранты-соотечественники записывают своих детей именно в чартерные школы.

Бесплатное обучение в университетах США: Видео

Высшее образование

В США принято несколько форм профессионального обучения. Однако больше половины выбирает колледжи, работающие по системе бакалавриата с магистратурой (4+2 года). Высшее образование в США является платным. Материальная поддержка студентов осуществляется на грантовой основе, стимулируя учащихся с высшим рейтингом. Остальным же приходится сочетать занятия с работой, что в США приветствуется и является нормой. Однако учащимся предоставляется медицинская страховка и иные льготы.

В системе американского образования заложены отличающиеся от российских программ основы. В частности, упор делается не на лекции, а на самостоятельную работу. Доля аудиторных занятий существенно уступает различным проектам, выполняемым совместно с научным руководителем. В Америке принято широкое разнообразие специальностей:

  • существуют колледжи с технической специализацией;
  • музыкальные вузы;
  • учреждения гуманитарного профиля;
  • колледжи с превалирующими естественными дисциплинами, обучающими химическим и биологическим специальностям.

Университетов в США со всесторонними программами и разнообразными факультетами гораздо меньше, чем колледжей, а их статус практически равнозначен. В Америке также престижно получать второе высшее.

В США принято большое количество программ для иностранцев. В целом в американских институтах обучается около 800 тысяч лиц этой категории. Дополнительно действует программа по обмену студентами в США. Она позволяет повысить уровень владения языком изучаемой страны и наладить первые контакты для будущего трудоустройства. До того, как поступить на обучение, абитуриенты проходят испытания.

Типы вузов

Учреждения высшего образования в Соединенных Штатах делятся на три разновидности:

  • колледжи без магистратуры;
  • вузы с 6-летней программой обучения;
  • университеты США, отличающиеся от первых научно-исследовательской работой студентов и наличием аспирантуры.

Вузы могут быть частными и государственными. Почти каждый бюджетный колледж выделяет квоты для абитуриентов из местного штата: им предоставляются преимущества при поступлении, льготы на оплату обучения и так далее. В Америке считается, что частные вузы дают более качественное образование. Хотя многие утверждают, что программа платного обучения мало чем отличается от «бюджета». В США наиболее известны университеты:

  • Мичиганский;
  • Вирджинский;
  • Гарвардский;
  • Стэнфордский;
  • Массачусетский.

Чем престижнее вуз, тем труднее в него поступить.

Магистратура

Вторая ступень не является обязательной в США. В магистратуру поступают студенты, желающие устроиться по специальности на должности, требующие высокой квалификации. Аспирантура – это последняя стадия образования, необходимая для профессорской карьеры. Американская система подразумевает обучение на магистра для иностранцев, обладающих подтвержденными дипломами первой ступени по Болонскому договору.

У россиян также не будет проблем с документами, так как вузы США, даже такие престижные, как Гарвард, принимают специалистов после 5-летнего обучения. Однако попасть в аспирантуру с таким дипломом будет гораздо сложнее. Для этого придется представить портфолио с большим количеством научных заслуг: публикаций, выступлений на симпозиумах, выигранных грантов и др. Американские магистры ценятся не только в США. Выпускники престижных вузов имеют высокие шансы трудоустроиться в Европе, Австралии, Канаде и других развитых странах.

Читаем также: Грин-карта в Америку в 2018 году Как переехать жить в Америку Американское гражданство

Востребованность российских студентов

Отечественная школа еще с советских времен является одной из самых сильных. Высшая ступень российского университетского образования также славится формированием у студентов прочной научной базы, благодаря чему они легко обгоняют местных бакалавров и магистров при поступлении в западные вузы. Наиболее востребованными в США являются представители технических специальностей:

  • физики;
  • химики;
  • математики;
  • инженеры.

Сложнее поступить гуманитариям. Американская профессура хорошо относится к студентам из известных российских вузов: МГУ, МФТИ им. Баумана, МГИМО, СПГУ, ВШЭ. Однако при поступлении большее внимание уделяется результатам тестирования и портфолио студента, чем каким-либо дополнительным факторам.

Требования и необходимые документы

Для обучения в Америке следует пройти многоступенчатую процедуру.

  1. Консультации по поступлению предоставляют информационно-образовательные центры. Проще всего обратиться туда.
  2. Специалисты предоставят информационные материалы и предложат варианты, куда поступать. При этом огромное значение имеют следующие факторы: хороший уровень владения английским (достаточный, чтобы жить в США, понимать преподавателя и сокурсников); вопрос оплаты; цель обучения: получить диплом, трудоустроиться в США, заниматься наукой, пройти курсы переподготовки и др. Уже в центрах можно получить представление об имеющихся программах и специальностях, на которые доступен набор.
  3. В выбранные вузы следует отправлять анкету с просьбой о зачислении. Это делается осенью, так как окончательное решение о принятии студента обычно принимается в марте (за 1-2 месяца до этого определяется порядок финансирования и предоставления льгот).
  4. Ответ на запрос приходит в течение месяца по указанному почтовому адресу.

Чтобы учиться в США, необходимо подготовить пакет документов:

  • сертификат с указанием баллов по языковому экзамену TOEFL (по английскому для иностранцев);
  • подтверждение сдачи других тестов (проводит центр тестирования в Принстоне, в частности, в режиме онлайн по скайпу);
  • заполнить анкету (Application Forms). Бланк можно получить в информационно-образовательном центре или скачать на сайте колледжа или университета;
  • представить нотариально оформленные копии диплома (на русском и английском);
  • при поступлении сразу после школы представляются заверенные варианты аттестата на двух языках;
  • важным пунктом является наличие рекомендательных писем от преподавателей.

В Америки приняты транскрипты – это документы с указанием прослушанных курсов (с количеством часов) и поставленных за них оценок. Аналогом подобной справки является выписка из зачетки (непременно заверенная).

Приемная комиссия американских ВУЗов требует вступительное сочинение. Это по сути резюме, в котором указывается цель поступления, уровень компетенций студента, степень мотивации и так далее. По данному документу американцы знакомятся с кандидатом, узнают его личные качества.

Не все, но многие учебные заведения требуют прикрепить к пакету документов справку о финансовых возможностях студента. Важно, чтобы средства в его распоряжении позволяли жить и учиться в США. При отправлении заявки необходимо уплачивать пошлину за рассмотрение и регистрацию, которая не превышает $150-200.

Проживание студентов

С этим вопросом обычно не бывает проблем. Большинство студентов останавливается в кампусах – автономные поселения с собственной инфраструктурой. Людей размещают в общежития, оплата которых уже входит в счета за обучение. Альтернативным вариантом является аренда частного дома или квартиры на льготных условиях (при наличии в вузе соответствующей программы). Также можно поселиться в американской семье по обмену.

Оплата обучения

Образование в США является одним из самых дорогих в мире. В среднем колледже стоимость года обучения на бакалавриате составляет $10-20 тысяч. В престижных заведениях оплата возрастает до $30 тыс. Магистратура еще дороже.

Получить бесплатное образование в США крайне сложно. Однако имеется значительное число программ частичной оплаты. С учетом того, сколько стоит год учебы, грантодатели берут на себя до 50-75% затрат. Некоторые программы предоставляет сам вуз. При этом они действуют именно для иностранцев с незаурядными способностями. Такие люди вправе рассчитывать на недорогое образование.

Гранты на обучение

Американцы с малых лет воспитываются в духе конкуренции. При этом в США существует огромное количество программ для поддержания талантов. В Америке принято проводить конкурсы по субсидированию местных малоимущих отличников. Гранты на обучение в США предоставляются государством, фондами, работодателями и вузами. Существуют стипендии, назначаемые президентом.

Категории

В США действует множество льготных программ. Они подразделяются на категории по разным критериям.

  1. По источнику финансирования они делятся на правительственные, частные и вузовские.
  2. По назначению выделяют гранты для поддержки малоимущих и стимулирующие стипендии, полагающиеся отличникам, занимающимся наукой, участникам разных проектов, спортсменам и волонтерам.
  3. Студенты могут получить скидку на обучение, если устроятся в вуз лаборантами или ассистентами.

В целом на территории США реализуется широкий комплекс разнообразных грантовых программ.

Стипендия американского правительства

Государственная программа Fulbright действует в большинстве стан мира. Она позволяет выявлять талантливых студентов и оплачивать им обучение в Америке. Организаторами могут финансироваться и подготовительные курсы для дальнейшей сдачи вступительных испытаний в один из колледжей или вузов США. За полвека применения программы уже 43 ее выпускника удостоились Нобелевской премии.

Кто может претендовать

Как получить грант на обучение в США? Для этого необходимо быть талантливым, обладать высоким уровнем знаний. Обязательным для всех участников американских конкурсов является свободное владение английским. Записаться на олимпиады можно по интернету. Конкурсы проводятся американским правительством, частными фондами и вузами по всему миру. Победители получают возможность бесплатно или со значительной скидкой обучаться в самых престижных заведениях (в течение от одного семестра до полного курса).

Стипендии факультетов

Помимо конкурсных программ, можно добиться регулярных денежных выплат, покрывающих расходы на образование и проживание. Каждый факультет вправе самостоятельно определять критерии конкурсного отбора соискателей. Однако обычно учитываются:

  • владение языком;
  • лидерские качества;
  • компетенции по специальности.

Стипендии на обучение в США предоставляет Йельский университет, институт Джорджа Мэйсона, Гарвард, Массачусетский институт и другие рейтинговые вузы. Заявки на участие подаются по электронной почте.

Уровень образования в США

Учеба в Америке имеет свои плюсы и минусы. Однако, несомненно, образование в США является одним из лучших. Дипломы даже не самых известных колледжей принимаются во всем мире, с учетом особенностей структуры американской (Западной) высшей школы, работающей по 3-ступенчатой системе – «бакалавриат – магистратура – аспирантура».

Перспективы выпускника с американским дипломом

Учиться в США не только выгодно с точки зрения престижа вузов и востребованности выпускников. В Америке существуют большие возможности для трудоустройства по специальности.

Стажировка в США для выпускников дает отличный опыт для последующей работы на родине, так как заокеанская страна имеет высокий уровень экономического и технологического развития. Поэтому многие практикуют получение грантов на семестровое обучение с целью повысить свои компетенции и не планируют оставаться в США.

Виза для иностранных студентов

Осталось выяснить, как поехать учиться в Америку. Для разрешения на въезд необходимо подать заявление в посольство, уплатить пошлину в $160 и представить пакет документов, включая анкету по форме DS-160. С соискателем обязательно проводится собеседование. В случае успешного завершения процедуры выдается временная виза (до 3 лет или на срок обучения).

Читаем также: Средняя зарплата в США Как получить вид на жительство в США

В целом при наличии материального достатка и хотя бы умеренного уровня владения английским в том, как получить студенческую визу в США, проблем не возникнет. Ситуация не поменялась даже с учетом охлаждения двухсторонних отношений между Америкой и Россией.

Школьное образование в США. Чему и как учат в США (в школе)?

Школьное образование в США является общедоступным для всех детей, проживающих на территории государства, вне зависимости от гендерной, социальной, национальной, религиозной принадлежности, а также гражданства. Кроме того, нет единого государственного стандарта образования в США. Это объясняется тем, что школы, принадлежащие разным штатам, часто подчиняются отдельным законодательным базам. Продолжительность образовательного процесса также разнится в зависимости от штата и составляет 10-12 лет. Ребята поступают на учебу в 5-8 и выпускаются в 18-19 лет. Учебный год состоит из нескольких триместров или четвертей. Система оценивания достижений учеников буквенная.

Система управления образованием

Образовательные вопросы регулируются в США на трех уровнях: федеральном, на уровне властей штата и на местном. Как уже было упомянуто, отличительной чертой системы образования в Америке является децентрализация управления образовательными заведениями. Тем не менее, Министерство образования США осуществляет контроль выполнения принятых школами программ. Кроме того, военные академии подчиняются непосредственно федеральным властям независимо от штата, в котором они располагаются. Всего таких заведений федерального подчинения в США восемь.

В некоторых штатах практически все образовательные вопросы предоставлены школьным советам. Но случается, что на уровне властей штата решаются вопросы финансирования, утверждения школьных программ, закупки учебников. Уровень знаний учеников подлежит постоянному контролю. По его итогам учеников часто расформировывают в классы различного уровня успеваемости, где с ними занимаются по отдельным, усложненным или упрощенным, программам. В США широко распространена система федеральных грантов, выделяемых для внедрения программ повышения успешности школьников.

Часто количество денег, определенных на финансирование школы, прямо пропорционально результатам заключительных тестов ее учеников. Одновременно в США ведется работа по унификации образовательных стандартов. Интересно отметить, что само Министерство образования США существует с 1980 года. Это одно из самых маленьких министерств государства, штат его сотрудников начисляет около 5000 человек.

Американские дети посещают школу по месту жительства, предоставив дирекции свидетельства о съеме жилья в данном округе и копии оплаченных счетов за коммунальные услуги. К каждому округу прикреплена одна или несколько школ, в зависимости от количества нуждающихся в получении школьного образования. Управление государственными школами осуществляется школьными советами, избранными представителями школьных округов. А их финансирование производится за счет денег из местного бюджета. Зачастую на финансирование государственных школ выделяют деньги, поступающие в бюджет за счет налогов на недвижимость.

Частные школы в США

Конечно, в любом правиле существуют исключения. Немного более 10% от общего числа образовательных заведений составляют частные школы. В США, как и в других странах, обучение в них платное, и потому доступно не для каждого желающего. Для поступления в частную школу нужно пройти вступительный отбор. Как показывает статистика, спрос превышает предложение на порядок. И на это есть причина. Обучение в школах США государственного подчинения в меньшей степени позволяет реализоваться талантливым ребятам. В это же время частные школы выпускают абитуриентов с возможностью поступления в самые престижные высшие учебные заведения. Какие школы в США выбрать? Каждый для себя решает самостоятельно.

Церковные школы

Кроме государственных и частных школ, в США в последнее время растет число так называемых церковных школ, подчиняющихся и финансирующихся религиозными и благотворительными организациями. Обучение в таких школах отличается высоким уровнем дисциплины, послушания и религиозного духа.

Дошкольные учреждения

Приобщение к образовательному процессу начинается для американских детей с пятилетнего возраста. Именно тогда они начинают ходить в нулевой класс, являющийся аналогом детского сада. Здесь маленьких американцев вовлекают в социум в игровой форме. Основная цель посещения детского сада – привыкнуть общаться и воспринимать общеобразовательную информацию, получить некий опыт.

Также маленьких американцев в дошкольных учреждениях учат читать и писать, постепенно переходя от игровой формы занятия к серьезным урокам. Хоть во многих штатах посещение нулевого класса и необязательно, почти для всех детей образование в школах США начинается с этого маленького шага. По окончании нулевого класса дети сдают вступительный тест. А далее следует трехступенчатый этап обучения в школе. Сосчитать, сколько школ в США всего, представляется сложным, ведь каждый новый этап – это другая школа.

Начальная школа

До пятого или шестого класса американские школьники посещают учебное заведение, именуемое начальной школой. Отличительной чертой является проведение занятий по всем предметам одним педагогом. Основную часть учебного времени американские дети в начальной школе занимаются чтением, изучением родного языка (устная речь и письмо). Домашних заданий здесь практически не задают. Всю работу дети выполняют в классе, занимаясь по школьным учебникам, которые нельзя забирать с собой домой.

Обучение в начальной школе также заканчивается выпускным тестом, по результатам которого ребенок может быть зачислен в среднюю школу.

Средняя школа в США

Здесь американцы начинают изучать конкретные предметы, в отличие от предыдущих этапов, нацеленных на увеличение багажа общеобразовательных знаний. Каждый отдельный предмет преподает специалист. Ученики обязаны изучать в средней школе английский язык, математику, социальные и естественные науки, заниматься физкультурой. Кроме того, у учеников появляется возможность выбирать предметы для изучения самостоятельно.

Средние школы в США бывают профессиональные, академические и многопрофильные. В профессиональные школы обычно поступают ученики, которые не набрали достаточное количество баллов для обучения в академической школе. Здесь количество общеобразовательных предметов сокращено до минимума. Обучение концентрируется вокруг практических дисциплин. Встречаются такие программы, которые предполагают занятие в специальных мастерских. Окончание средней школы академического профиля дает выпускнику набор знаний, позволяющий сразу поступить в вуз. Ну а многопрофильные школы – это что-то среднее между академическими и профессиональными.

Старшая школа

Таким образом, выпускники средней школы в США имеют различную общеобразовательную подготовку. Это связано еще и с деятельностью профориентационных организаций. Обычно в каждой школе имеется психолог, помогающий ученикам определиться с выбором будущей профессии. Выбор предметов для изучения осуществляется в соответствии с интересующей профессией. Последние 4 года обучения в США в школе соответствуют получению среднего образования в постсоветских странах, это так называемая хай-скул.

Последний год выпускники проводят в подготовке к поступлению в колледж или высшее учебное заведение. Для успешного получения школьного образования ученик должен набрать определенное количество кредитов, то есть посетить указанное в программе число обязательных школьных занятий. Все остальное время подросток посещает выбранные им уроки из числа дополнительных дисциплин. По итогам выпускного теста происходит зачисление в ВУЗ.

Подводя итоги, можно сказать, что школьное образование в США существенно отличается от отечественной системы обучения. Но качество получения знаний напрямую зависит от желания учиться. Форма образования играет лишь второстепенную роль.

Школьное образование в США ≪ Scisne?

Публикации о проблемах образования в нашей стране вызвали оживленный отклик читателей. Наряду с комментариями и вопросами в редакцию поступили просьбы подробно рассказать о том, как устроена западная школа, с которой, похоже, наши чиновники срисовывают план переделки российского образования. Хорошо бы — об американской школе. К мысли о том, что американское школьное образование ужасно, нас приучили американские же фильмы. Однако везде и всегда есть хорошее и плохое. И если уж рассказывать, то о положительном опыте. Давний автор нашего журнала Валериан Матвеевич Хуторецкий, который уже много лет живет в Америке, подготовил для «Химии и жизни» обстоятельную статью о том, как устроена и как работает хорошая государственная школа в США. В этом году ее закончили внучки-близнецы Валериана Матвеевича, поэтому информация, что называется, из первых рук. Надеемся, что статья будет интересна и полезна не только учителям, но и тем, кому небезразлична судьба школьного образования, то есть всем нашим читателям.

Не надо иллюзий — в Америке тьма школ, где в классе заново учат читать и вычислять дроби, а девочки беременеют уже в средней школе. Но это относится главным образом к школам крупных городов. Многие из тех, кто работают в больших городах (city), стараются жить в соседних маленьких городках (town), где качество жизни выше. Речь пойдет не об американской школе вообще, а только о добротной государственной школе в хорошем пригородном районе. Здесь живет средний класс, к которому относятся лицензированные ремонтники, владельцы мелкого бизнеса, менеджеры разного ранга, риелторы и т. п., а не только, как принято считать в России, врачи, адвокаты и «программисты» всех видов. Недвижимость (дом и участок) в местах с хорошими школами может быть и в два раза дороже такого же по остальным параметрам жилья, что служит преградой для появления нежелательных соседей. Лично мне так и не удалось понять, что же первично — повышенная цена недвижимости или высокий уровень школы, но они, несомненно, связаны. Заметим, что хорошие школы случаются и в бедных местах, а плохие — в богатых. Выбирая место, где жить, разумные люди, имеющие или собирающиеся иметь детей, смотрят на рейтинг местной школы. А рейтинги тут есть для всего на свете.

Какие здесь школы

Школы в Америке бывают частные (private; если интернат, то boarding) и государственные или общественные (public). В частных школах и детских садах в 2009—2010 учебном году занимались 10% общего числа школьников и дошкольников США, или 5,5 миллионов человек. Некоторые дети по каким-то причинам не посещают школу вообще (home schooling), например по религиозным соображениям или чтобы окончить школу быстрее. Частные школы дают хорошее образование, но стоимость обучения в них начинается с 10 тысяч долларов в год. Верхний предел оплаты неизвестен, но 35 тысяч — реальная цифра. Общественные — бесплатны.

В кабинете химии большая удобная доска, на которой учитель пишет формулы и уравнения реакций. В этом же кабинете живут символы праздника, Дня моля — кроты (moles)

Обучение в школе разделено на три ступени: начальная (с первого по пятый классы, при ней же есть обязательный нулевой класс, детский сад), средняя (6—8 классы) и высшая, причем высшую школу в Америке (9—12 классы) не надо путать с высшей школой в России, где так называют вузы. Если переводить точно, то high или secondary school - это «высокая» школа, а higher, tertiary или post-secondary (колледж) — «более высокая», и ни одна из них не высшая (highest). Давайте называть ее старшей, что ли. Каждая из школ всех трех уровней — это полностью самостоятельное учреждение, обычно в отдельном здании и со своим учительским коллективом. Если в городке имеется, кроме одной-двух средних и нескольких начальных, еще и старшая школа, то в нем есть и отдел образования (Board of Education), который определяет, чему, как и по каким учебникам учить в этом округе. В другом городке программа будет несколько другой.

В по-настоящему хорошей школе многие десятки разнообразных курсов, причем многие из них преподают на университетском уровне. Выбор иностранных языков примерно такой: испанский, французский, латынь, китайский, немецкий, итальянский. Отсев в хорошей школе по сути нулевой, тогда как в Нью-Йорке государственную старшую школу оканчивают только 76% белых и 56% черных учеников. В штате Нью-Джерси в среднем отсев в государственных школах 1,7%.

Существуют и специальные школы для детей с отклонениями — в ту и другую сторону. В них учатся или особо одаренные (прием по конкурсу!), или требующие особого внимания дети — слепые, глухие, сильно отстающие в развитии. Дети-инвалиды и дети с легкими отклонениями в поведении и развитии посещают нормальные школы; близнецов разводят по разным классам. Есть специализированные школы, например физматшкола Stuyvesant, которую сокращенно именуют Стай, в Манхэттене (аналог московских школ № 2, 57, 179).

Самая дорогая покупка к школе - компьютер, который служит по меньшей мере четыре-шесть лет и стоит около 800 долларов. За год канцтоваров расходуется от силы на 100 долларов. Ланч стоит 2—4 доллара, но можно приносить еду из дома. Чтобы получать бесплатный ланч, достаточно подать соответствующее заявление. Поскольку «хорошая школа в хорошем районе» — понятие неопределенное, то скажем так: Департамент образования США отметил наградой «Голубая лента» 74 из 490 старших школ в штате Нью-Джерси. Таким образом, можем считать, что доля «хороших» школ примерно 15%.

Учителя и бюджеты

Учителя входят в профсоюз, их зарплата растет со стажем и не зависит от личных достижений. Для работы учителем нужен сертификат от штата, без этого вообще-то вести урок можно только в присутствии «настоящего» учителя. Большинство штатов признают сертификат, выданный другим штатом. Согласно опросу Национальной ассоциации учителей науки, в 2007 году примерно в половине старших и одной трети средних школ была нехватка учителей естественнонаучных дисциплин (здесь эти предметы называют «Наука»). В трудных ситуациях берут предметного специалиста (химика, физика и т.п.), и он год вечерами ходит на курсы для сертификации, ведя при этом занятия в школе. При учебе в четырехгодичном колледже можно взять соответствующий набор дисциплин и получить диплом и учительский сертификат. Примерно около трети курсов должны быть связаны со школьной работой, остальные — общее образование и научная специализация (математика, химия и др.).

Есть и специальные педагогические колледжи, где готовят именно учителей, чаще для начальной и средней школы. С ними не все и не всегда гладко, многие из них никем не аккредитованы. Как находят работу выпускники не аккредитованных колледжей, я не знаю. Может быть, именно из них выходят учителя для «плохих» школ крупных городов и удаленных поселков? Все учителя школы раз в год уходят на двухдневную конференцию по повышению квалификации, занятия на это время прекращаются. Еще где-то день в год учитель проходит дополнительную переподготовку, но тогда его кто-то замещает на уроках. В хорошей школе процентов десять учителей имеют докторскую степень (кандидаты наук), 73% — степень магистра. Нагрузка учителя — пять уроков в день, 25 — в неделю.

По идее, школы должны содержаться муниципалитетами, и в хорошем месте 87% средств действительно поступает из местного бюджета, и только 11% — из бюджета штата и 2% — из федерального. В плохой школе (обычно в бедном районе) картина иная: из местного бюджета поступает только 13%, из бюджета штата — 74% и из федерального — 12%. Средняя зарплата учителя (половина получает больше, другая половина — меньше) в хорошей школе 81 тысяча в год, в бедном районе — 59. Бюджет хорошей старшей школы с четырьмя сотнями выпускников, о которой дальше пойдет речь, в год составляет почти 40 миллионов долларов.

Когда из-за кризиса правительство штата Нью-Джерси срезало дотации хорошим школам, то жители некоторых округов с такими школами проголосовали за добровольное увеличение налогов, позволяющее сохранить высокий уровень преподавания. Надо заметить, что не у всех этих жителей есть дети, но хорошая школа повышает цену недвижимости в ее округе. Я хочу сказать, что они не обязательно альтруисты, они голосуют еще и за сохранение ценности принадлежащей им недвижимости, даже если за это надо доплачивать в форме несколько более высокого налога. Правительства и штата, и государства гораздо больше заинтересованы в том, чтобы не допустить превращения плохих школ в ужасающие, чем в поддержании уровня хороших школ.

Учебники, расписание и предметы по выбору

Американская начальная школа отличается от российской не только наличием кондиционеров, которые есть практически во всех учреждениях США, и перетасовыванием классов каждый год. Здесь нет строгой дисциплины в начальной школе: детям не мешают ходить по классу, они могут учиться, сидя в кружок на полу, кто-то может читать сам по себе. Их выводят на по- ляну около школы, а потом предлагают написать что-нибудь об увиденном: о кусочке коры в траве, червяке или жуке и т. п. Однако к пятому классу все уже сидят за одноместными партами и уроки имеют почти привычный нам вид.

В средней школе вообще нет классов как постоянных коллективов: школьники переходят в разные коллективы для разных предметов, часть которых они уже выбирают сами. Базовые предметы, в том числе входящие в «Науку» — биология, химия, физика и науки о Земле (геология, породы и минералы, земная кора и т.п.), — остаются обязательными. Чтобы иметь право выбрать более сложную программу по предмету, нужно получить по нему в предыдущем году отличную оценку. С 7-го класса можно брать повышенный уровень сложности математики и английского языка. В 8-м классе выбор предметов повышенного уровня сложности расширяется и дается свобода выбора некоторых необязательных предметов: на кулинарию, например, очень много желающих, в том числе мальчиков.

В старшей школе за четыре года надо обязательно пройти три курса более сложной и разнообразной (на выбор) «Науки» и три — математики. В 9-м классе наука — это «Основы химии и физики», в 10-м — биология. Хотя бы один из научных курсов должен быть с лабораторными работами, в хорошей школе — все. Выбор состоит в том, что можно или брать курсы разной сложности (см. ниже), или выбирать более узкие предметы, то есть это может быть экология, а не биология, астрофизика, а не физика и т.п. Обязательны в старшей школе по четыре годовых курса английского языка и литературы, физического воспитания, социальных и исторических наук и хотя бы один художественный курс. В каком порядке что проходить — дело вкуса, поэтому нормально, когда в одном классе сидят десятиклассники и ученики 12-го класса. Каждый зачтенный курс, длившийся весь год, дает пять кредитов. Некоторые предметы проходят за один семестр (2,5 кредита). Еще 15 кредитов (три годовых курса) нужно набрать из множества дополнительных курсов, но можно и просто брать еще по курсу в год из обязательных. Сумма к окончанию школы должна быть не менее 120 кредитов. Аналогично устроено университетское образование: общая сумма кредитов и список обязательных дисциплин, остальное — по выбору.

Все учащиеся называются студентами — почему бы и нет? Но вот когда первый раз слышишь о студентах детского сада, то веселишься, конечно. Каждый год и старшей школы, и колледжа имеет свое порядковое название: freshman — первый год, sophomore — второй, junior — третий, senior — четвертый.

Школьные учебники изданы на плотной бумаге, богато и полезно иллюстрированы, правда, из-за этого они очень тяжелые. Их сдают по окончании учебного года, поскольку они еще и дорогие (больше $100, если хотите собственный экземпляр), потом они переходят другому ученику. Чтобы решить проблему тяжелых рюкзаков, уже во многих штатах ввели лэптопы, объединяющие все учебники, дневник и домашние задания. У каждого школьника есть запирающийся шкафчик в коридоре, который в конце года освобождают.

Занятия в школе начинаются после первого вторника в сентябре, Дня труда, и заканчиваются 24 июня. Учебный год разделен на четыре четверти, которые не связаны с каникулами (четыре дня отдыха на День благодарения в ноябре, рождественские каникулы с 24 декабря по 3 января, предпоследняя неделя февраля и неделя в начале апреля). Занятия идут пять дней в неделю. В старшей школе день состоит из восьми уроков длительностью 43 минуты. За четыре минуты между уроками надо успеть перебраться в нужную предметную комнату (слово «кабинет» здесь означает шкаф), а школа длинная, ведь в ней всего два, редко три этажа. Так что движение в коридорах после звонка весьма и весьма оживленное. После четвертого урока 20 минут отводится на ланч.

В конце учебного года каждый ученик составляет список предметов, включая их уровень сложности, которые он хочет взять на будущий год. Поскольку один из восьми уроков — физкультура, то это семь предметов. Так что он набирает себе программу из семи курсов и согласует ее с советником (см. главу «Советники»). Канцелярия утрясает расписания всех студентов и присылает каждому готовое расписание на следующий год. Поменять учителя нельзя, кто достался, тот и будет.

Это расписание включает в себя номер комнаты, куда ты будешь весь год приходить. Например, первый урок каждый день и весь год будет физика (комната 129), второй — всегда история (комната 215), третий — геометрия (комната 117) и т. д. Исключение — физкультура, которая четыре дня в неделю. Обычно за счет нее раз в неделю проводят сдвоенные лабораторные работы. Таким образом, на каждый предмет отводится пять уроков в неделю.

Раз нет классов, то и классных руководителей, в нашем понимании, тоже нет. Каждый студент прикреплен к Home Room, то есть классной комнате. Туда после второго урока на пять минут (поэтому вторая перемена на пять минут длиннее) заходит один и тот же учитель, проводит перекличку и следит, чтобы все ученики прослушали текущие объявления по радио, если надо, раздает им учебные материалы или какие-нибудь формы, которые нужно заполнить и потом сдать в канцелярию или медсестре (справка от врача для участия в соревнованиях, разрешение от родителей на экскурсию и т. п.). Если учителю нечего добавить к радиотрансляции, то он распускает учащихся на перемену.

Типичный урок и домашнее задание

Типичный урок — оживленная лекция. Учитель вовлекает студентов в обсуждение предложенной заранее или излагаемой на уроке темы. Желающие поднимают руку и говорят, учитель подзуживает, обостряет вопросы. Участие в обсуждении — это не опрос, устных проверок знаний здесь не бывает. Некоторые учителя его вообще не оценивают, другие, особенно в языковых и исторических дисциплинах, учитывают по своему усмотрению. Такая форма «добровольного опроса» нацелена на закрепление узнанного и выработку собственного мнения, а не на поддержание в страхе: вызовут — не вызовут. Урок зачастую иллюстрируют показом слайдов через проектор с учительского ноутбука, опытов и фрагментов фильмов на иностранных языках.

Домашние задания все выполняют в письменном виде и сдают в классе или по Интернету — каждый день. Вы можете болеть, прихватить пару дней к празднику (записка от родителей) — пожалуйста, только вот домашние задания надо сдать, и не откладывая, за все дни отсутствия. Изредка вместо, а то и вместе с домашними заданиями случаются более крупные задания — «проекты». Обычно они гуманитарные. Например — сочинить коротенькую пьеску на французском языке и исполнить ее в классе (и повторить на родительском собрании). Или организовать дискуссию «Вы за совместное обучение мальчиков и девочек или против?»: одна группа студентов собирает аргументы «за», другая — «против», остальной класс судит. Часто задают создать презентации (Power Point), например по теме «Таблица Менделеева». Каждый представляет порученный ему элемент: положение в периодической таблице, свойства, применение.

На лабораторную работу по химии (в данном случае это определение плотности жидкостей) уходит полный урок. К концу урока больше половины учеников успевают сделать расчеты, а графики строят дома.

Совместная работа, team work, рассматривается здесь как важный навык, приобретаемый в школе, поэтому и проекты, и классные работы зачастую выполняют два-четыре человека. В компьютерной науке (основы информатики и вычислительной техники) командная работа — правило, а не исключение. Задача проекта там ставится в самом общем виде: написать любое приложение для iPhone или придумать игру. Ребята сами собираются по два-четыре человека и работают вместе, иногда весь год. Если что-то не получается, идут с расспросами к другим группам, или учитель подсказывает, с кем надо посоветоваться.

Суммарная оценка за проект у разных учителей варьирует, но в целом она держится на уровне крупной контрольной работы. Вклад каждого в проект обычно не выделяют, всем поровну. Кроме домашних заданий есть контрольные работы (короткие, quiz, на 5—20 минут; более подробные, test, на 40 минут) и экзамены.

Оценки и сложности

Экзамены появляются к концу средней школы, а в старшей их проводят уже каждые полгода. Шпаргалки и списывание на экзаменах и контрольных (но не списывание домашних заданий, особенно в конце 12-го класса!) практически неизвестны. Внутришкольные экзамены, которые составляют сами учителя, могут быть вполне законно подкорректированы, если выясняется, что большинство неважно справилось с той или иной задачей или экзаменом в целом. Тогда проводят шкалирование (scaling): тем ученикам, которые набрали наибольший процент правильных решений, скажем 95%, засчитывают 100%, а остальным добавляют по 5%.

Количество задач или вопросов измеряется десятками; отводимое на экзамен время — 90 минут. Не все, но обычно большинство заданий представляют собой задачи на выбор правильного решения из предложенных ответов. Для подготовки к экзаменам специальных дней не отводят, а сами экзамены идут четыре дня подряд, а то и по два в день.

Все оценки выставляют в буквенной системе: A, B, C, D и F, с добавлением минусов и плюсов. За правильно решенные 93% и более ставят А, 90—92% — А с минусом, и т. д. Только 60% правильных ответов (D-) еще будет зачтено, но меньше — это уже F (failed).

Оценки в школе ставят, но их не сообщают в классе, только родителям и ученику. (Хотя во многих других городах страны сохраняется система ранжирования учеников.) Сейчас родителям просто дают пароль к сайту с текущими отметками их ребенка.

Хотя чужие отметки неизвестны окружающим, ближе к выпуску положение каждого в учебной иерархии не только известно, но и сопровождает заявление ученика о приеме в вуз. Оно обезличено и представляет собой процентную десятку по успеваемости, в которую попал ученик по своему среднему баллу: первая десятка, вторая десятка. Попадание в первую десятку добавляет к аттестату грамоту «С высшим отличием» (High Honors), во второй и третий — «С отличием» (Honors). В каждом выпуске есть лучший ученик года (valedictorian), иногда два, им предоставляется честь произнести речь перед выпускниками на торжественной церемонии. Другую категорию наград составляют призы многочисленных научных (Intel, Merck, Google и др.) и художественно-гуманитарных конкурсов и олимпиад.

Подача документов в вузы завершается 31 декабря, а к 1 апреля все вузы присылают свои решения, и принятым лишь надо, чтобы их не выгнали из школы до получения аттестата. Поэтому во втором семестре последнего, 12-го класса учат- ся только энтузиасты или те, кто заканчивают АР курсы (см. ниже). Конкурс в университеты в первую очередь учитывает средний балл за 10—11-й и первый семестр 12-го класса — так называемый GPA (Grade Point Average), куда входят оценки по всем предметам, кроме физкультуры и здоровья, но включая художественные предметы. Поэтому желающих его повысить бывает много, и главный способ для этого - нет, не просто хорошо учиться. Для этого нужно еще повышать уровень сложности предметов, которые ты проходишь.

Каждый предмет в старшей школе имеет четыре уровня сложности. Названия этих уровней отличаются не только в разных штатах, но даже в округах. Довольно типичный набор: Сollege Level или Advanced Placement (AP, Эй Пи); Accelerated или Honors; CPA или standard; и CPB или essential. Два последних означают «Подготовка к колледжу» (College Preparation) А и В. «А» означает обычный, типичный уровень, «В» — чуть пониже. В аттестате эти уровни имеют разный вес. Если максимум в СРА и CPB оценивают в 4 балла, то максимум в Accelerated (Honors) дает 4,33, а в АР — уже 4,67 балла. Отбор на уровень Accelerated проводят по предыдущим оценкам; на АР, кроме этого, надо сдать вступительный экзамен.

Помимо оценки для выбора многих предметов повышенного уровня есть обязательные условия (prerequisites): чтобы взять продвинутую алгебру 2, надо сдать алгебру 1, а чтобы поступить на АР физику или АР статистику, надо закончить алгебру 2, так что выбор надо планировать далеко вперед. Чтобы остаться на Accelerated уровне на следующий год, достаточно среднего балла В с минусом, но чтобы с него перейти на уровень АР, надо иметь годовое А, изредка могут взять с А с минусом. АР — это высший уровень, соответствует первому курсу университета. Первые три АР курса (европейская история, биология, искусство) разрешается взять в 10-м классе, дальше - больше, а некоторые курсы доступны только в последнем классе.

Самые престижные университеты не рассматривают всерьез аттестаты со средней отметкой ниже 4,25, а это недостижимо без honors и AP курсов. Зато большинство университетов и колледжей в США засчитывают школьный АР курс как пройденный в университете курс. Многие школьники используют эту воз- можность, чтобы получить диплом бакалавра не за четыре года, а быстрее, что при стремительно растущей плате за обучение (последнее время около 10% в год), может сэкономить десятки тысяч долларов. Кроме того, много взятых АР курсов — это плюс при рассмотрении заявления о приеме в вузы, а конкурс в самые престижные колледжи превышает десять человек на место.

Говорят, что была в школе девочка, которая смогла взять 16 АР курсов. Подруга моей внучки осилила 14, но не с максимальными оценками, что снизило ее главный показатель — GPA. Увы, ее не взяли ни в один из выбранных ею престижных университетов. Советница (см. ниже) устроила ее в университет рангом пониже, куда она поначалу и не подавала документы, правда, на полное обеспечение (full ride): она ничего не платит ни за обучение, ни за проживание.

Частные экзамены

Средний балл (GPA) — это важно для поступления в вузы, это свидетельство качества усвоения школьного материала, индикатор стабильного интереса к учебе. После него второй по важности показатель — результаты экзаменов, проводимых частными организациями. Их цель — определить, насколько ученик готов продолжить учебу в колледже, то есть оценить его способности и рабочие навыки, а не сумму накопленных знаний. Для них школа в свободный день предоставляет место и учительский присмотр.

Эти экзамены платные и сдают их только те, кто собираются поступать в колледж, но в хорошей школе это практически все. По сути таких экзаменов два: SAT (Sholastic Assessment Test) и ACT (American College Testing), хотя в более распространен- ном SAT есть дополнительные разновидности. Сдавать можно любой из них или оба и в любом классе. Проводит SAT та же организация, College Board, которая проверяет и оценивает АР экзамены.

Обычный SAT (есть еще предметные SAT или SAT II, которые оценивают именно знания по химии, физике, экономике, языку и т. п.) состоит из трех частей, каждая из которых имеет вес максимум 800 очков: это критическое чтение (critical reading), куда входит проверка способности учащегося анализировать тексты, в частности, сравнить два текста разных авторов на сходную тему; письмо (writing) — умение выбирать правильные средства для передачи мыслей, в частности за 25 минут надо написать сочинение, желательно на пять параграфов с введением и заключением; и основы математики. Кроме заданий на выбор из четырех возможных вариантов, в SAT есть и задания, требующие ответа в свободной форме, причем сложность заданий различна. Он длится 3 часа 45 минут, и время редко бывает лишним.

Конечно, тестирование на сообразительность по такой системе напоминает упражнение в решении задач на скорость и тем самым позволяет оценить только способность решать проблемы, не требующие глубокого размышления, но ведь такие задачи, собственно, и предстоит решать в колледже. Кстати, способность концентрироваться на четыре часа — тоже умение, важное в колледже. Такой экзамен годится для того, чтобы ранжировать учеников для поступления в приличные, но не самые престижные университеты. Он проводится много раз в год, его можно пересдавать, правда, с 2011 года это стоит уже 50 долларов (в прошлом году было 25). В соответствии с будущей специальностью, требования университета к SAT различны в зависимости от специальности, которую выбрал абитуриент: если вы будущий артист, то математическим разделом могут вообще не интересоваться.

Советники

Итак, выпускник получает два важнейших документа: запись отметок аттестата с GPA и результаты SAT и/или ACT. Третий обязательный компонент для успеха при поступлении — это рекомендации, и самая важная из них — школьная характеристика. Советники (Guidance Counselor), которые пишут эту характеристику, играют заметную роль в школьной жизни. Они дают учащимся советы по поведению в школе, выбору предметов на год, изменениям в личном расписании, но, конечно, главная их работа — поступление в вузы. Их задача — знать студентов, а их по 50—60 на советника только в выпускном классе, поэтому они раздают студентам опросные листы, общаются с учителями по поводу своих подопечных и просто призывают их самих заходить почаще. С вопросом «Почему у моего Васи двойка по геометрии?» можно прийти прямо к учителю математики, но все остальное — к советнику, классных руководителей в школе нет.

При поступлении учитывается общественная деятельность — знакомо звучит, не правда ли? Практикуется система рекомендаций из тех мест, где абитуриент работал, по найму или добровольцем. Отдельные учителя, а также внешкольные преподаватели и тренеры художественных, балетных, спортивных, религиозных школ, студий и клубов могут дать свою рекомендацию — по просьбе студента, конечно. Все рекомендации направляются прямо в приемную комиссию (Admission Office) вуза, рекомендуемый их не видит.

Практически все вузы при поступлении требуют несколько рекомендаций и два-три кратких сочинения на свободную или заданную тему: от стандартной «Почему наш университет?» до экзотики типа «А как ты мог бы использовать умение писать задом наперед?». Эти сочинения — не вступительные экзамены (хотя кое-где и они практикуются), это дополнительный, помимо рекомендаций, материал для изучения личности поступающего.

При отборе студентов ценятся достижения в любом виде деятельности, особенно конкурсные. Будущий химик, имеющий диплом лауреата фортепианного конкурса, имеет преимущество при поступлении. Почему? Потому, что этот диплом показывает, что человек может чего-то добиться, победить, а химии научим. Спортивные достижения приветствуются, но в различных вузах в разной мере. В одних перспективных спортсменов ищут, приглашают и полностью или частично освобождают от платы за обучение и проживание. В других это плюс, но при прочих равных. Широко практикуется система собеседований (интервью), которые зачастую проводят прежние выпускники этого вуза, живущие или работающие неподалеку от абитуриента. Бывает и другая схема: представитель приемной комиссии приезжает в места, где много абитуриентов, и проводит интервью с ними в какой-нибудь из близлежащих школ.

По окончании 11-го (не последнего!) класса ученик обычно имеет согласованный с советником список потенциальных вузов для поступления. В нем три примерные градации: на пределе возможного, свой уровень и запас, куда вроде бы должны точно взять. Обычно список состоит из 10—15 названий. Хорошо бы больше, ведь многие выпускники 2011 года получили в ответ на них одно-два предложения, некоторые — ничего, но все имеет свою цену: в 2011 году подача каждого заявления стоила 75 долларов, плюс рассылка SAT в каждый колледж сверх первых пяти — еще пятнадцать (результаты примут только от проводившей экзамен организации).

Колледжи выбирают не только по Интернету или очень информативному печатному справочнику «Fiske Guide to Colleges», включающему только 300 лучших из них, менее 10% от общего числа. В каникулы и выходные множество родителей с детьми путешествуют по стране, посещая дни открытых дверей в пред- полагаемых местах будущей учебы, чтобы самим увидеть, где дитятко будет жить, что есть, чему и как его будут учить.

Математики, химики, гуманитарии

Беда американской школы — математика. Запуганные ее жупелом педагоги ввели в средней школе «связанную с жизнью» математику (connected math), которая «доходчиво», то есть по готовым формулам, учит вычислять площадь амбара или периметр забора. Хотя в средней школе самое бы время оттачивать способности к абстрактному мышлению. В результате у детей развивается не понимание, а страх перед той самой дисциплиной, которая призвана создавать упрощенный, идеализированный образ сложных явлений в естественных науках. Если дома понимают, что происходит, и помогают ребенку, то можно уйти на год вперед: получить «отлично» в седьмом классе и в восьмом взять вместо Connected math нехитрую, но хотя бы разумную алгебру 1. Строгая математика появляется только в геометрии за 10-й класс или АР курсах математического анализа (Calculus).

Компьютерные классы в школе оснащены вполне прилично, но без роскоши. Их два в математическом департаменте (для геометрии и информатикии) и два в художественном, где проходят уроки архитектуры и компьютерной графики и дизайна. На уроках информатики изучают языки программирования Visual Basic и Java и реляционные базы данных.

Естественнонаучные предметы преподают на вполне достойном уровне. Обязательная химия в средней школе — это Периодический закон, строение атома, валентность и связи, молярные отношения, выражение концентраций. Биохимию проходят в курсе биологии, в нее входят метаболические циклы, строение углеводов, белка и ДНК. Годичный АР курс химии в старшей школе включает в себя газовые законы, строение кристаллов и растворов, кислотность и основность, окислительно-восстановительные реакции, строение молекул (s- и p-связи, гибридизацию, основы теории орбиталей, хиральность, изомерию), равновесия, уравнение Аррениуса и кинетику, начала органической и аналитической химии. Освоение такого курса в школе — серьезный труд, впрочем, то же относится и к курсам биологии и физики.

В лабораторных работах используют как нехитрые инструменты типа электронных весов, горелок, пипеток, бюреток, так и старый надежный спектрофотометр Spectronic 20, разработанный еще в конце 50-х и многократно модифицированный. Если кто помнит советский СФ-4, то Spec еще компактнее и проще. Результаты усредняют: «один опыт — не опыт».

Однако большинство выпускников школы выбирают на будущее гуманитарные специальности: политику, бизнес, искусство, психологию, языки, поэтому гуманитарная составляющая американского обучения проходит на очень высоком уровне. Мировая литература, кино и общество, Ближний Восток, русская история, макроэкономика, правительство США, шесть уровней китайского, четыре испанского — это просто примеры навскидку из предлагаемых гуманитарных курсов. С самого раннего возраста ученики усваивают конструкцию не только предложения, но и всего сочинения. Школьное сочинение (essay) в средней школе по любому предмету состоит не просто из введения, обсуждения и заключения. Расположение, назначение и объем каждой фразы в нем определены и закреплены многократным практическим повторением. В старшей школе для уроков творческого письма (есть такой предмет по выбору) дети ежедневно пишут по одной странице произвольных текстов или по рассказу раз в неделю.

Хотя в старшей школе обязательны только два года иностранного языка, колледжи обычно требуют не менее трех лет, и те, кто собираются поступать, вынуждены этому следовать.

Французский язык, начатый в 6-м классе (в начальной школе вполне без толку проходили испанский), дети знают достаточно хорошо, чтобы спокойно читать в оригинале «Маленького принца» и расспросить о дороге в Париже. С предметами по эстетическому воспитанию (живопись, рисование, кино, танцы, музыка, драма и пр.) здесь все в порядке, но подробнее о них говорить не будем. Подрабатывая летом в кинотеатре, моя внучка теперь не столько отрывает корешки билетов или продает попкорн, сколько расписывает стекла входной панели сценами из новых фильмов — хорошо учили рисованию и живописи, стало быть.

Не только уроки

По окончании учебного года в начальной, да кое-где и в средней школе устраивают Клубничный фестиваль (Strawberry Festival) — праздник на школьном дворе со множеством аттракционов, лотереями, состязаниями (какой визг стоит при перетягивании каната!), призами, мороженым, хот-догами. В это время действительно поспевает клубника, но в наши дни это уже к празднику отношения не имеет. В общем развлечении участвуют полицейские: измеряют своими радарами скорость бросания бейсбольного мяча. Одного из учителей приносят в жертву: сажают над прозрачным ящиком с мишенью, заполненным водой, и, если кто-то попадает в мишень, люк открывается и… жертва веселится со всеми вместе — жарко же.

В средней и особенно в старшей школе, где нет постоянных учебных коллективов, социальная жизнь разводит детей по группам, «кликам». В школе есть родительский комитет, почти на все мероприятия, кроме дискотек, родителей приглашают. Развлечения не заслоняют учебу, но создают благоприятный фон. В школьных печатных журналах публикуют литературные произведения и рисунки студентов, обычно из домашних заданий повышенных курсов. Школьная библиотека выписывает 140 журналов, включая некоторые научные. В холлах и коридорах сменяют друг друга выставки работ школьников, популярны концерты школьных оркестров, спортивные соревнования с другими городками, но центральное событие года — постановка мюзикла, на который собирается вся школа; даже баскетбольный матч учителей против учеников не вызывает такого наплыва зрителей.

Как известно, даты в США начинаются с месяца, поэтому 23 октября отмечают День моля (не забыли — 6,02х1023, число Авогадро). В этот день на химии устраивают пиротехнические безобразия, и пожарную сигнализацию в школе приходится отключать. Число пи равно 3,14 с копейками, так что 14 марта — Pi Day (пай дэй), рекомендованный конгрессом США для празднования по всей стране. Поскольку слово «пирог» (pie) звучит точно так же, то в этот день на математику приносят пироги, естественно, в форме круга, желательно самодельные. Там их тщательно разрезают, и дальше уже никакой математики. Всякий студент, изучающий в старшей школе физику, должен построить из деревянных зубочисток с помощью клея ПВА мост (для игрушечной машины) длиной 25 см и весом не более 60 граммов. Затем в обстановке всеобщего ажиотажа по строгим правилам ломают мосты, прошедшие ранее квалификационный минимум прочности. За самый прочный мост, а хорошие выдерживают и 50, а то и 70 кг, дают награду, которую упоминают в заявлении на прием в колледж.

На уроках физкультуры школьники лазают на высоте 5–6 метров со страховкой. Предварительно, конечно, тренируются на полуметровой высоте

Невозможно не восхищаться типичными стадионами пригородных школ с полноразмерными футбольными и бейсбольными полями, теннисными кортами, беговыми дорожками, освещением и трибунами на сотни зрителей. Столь же невозможно перечислить все клубы (кружки): дискуссионный, кино, шахматный, философский, ботанический, этнические и т. д., и т. п. Чтобы создать новый клуб, достаточно найти учителя, готового присутствовать на его собраниях (это входит в обязанности учителей), и, если надо, собрать или заработать деньги на его функционирование. Около школ не редкость объявления вроде «Моем машины за 5 долларов для сбора средств на фехтовальную команду».

До 12 лет детей запрещено оставлять одних — могут запросто лишить родительских прав, но с 13 лет ребенок имеет право работать, и многие начинают подрабатывать репетиторами или присматривая за маленькими детьми. Надо заметить, что работа старших школьников скорее правило, чем исключение. Это и возможность познакомиться с разными сторонами бытия (как вам — месяц обихаживать тропинки в национальном парке на Аляске, потом недельная экскурсия по этому штату?), и способ заработать карманные деньги. Просто так их и миллионеры не дают: непедагогично.

В религиозной и даже ханжеской Америке как религия, так и пропаганда атеизма в государственной школе не допускаются. Вообще вмешательство округа в учебный процесс — редкость. Но вот пример: захолустный школьный округ в Пенсильвании проголосовал за введение в школе, кроме эволюционной теории, еще и креационизма (точнее, так называемой теории разумного замысла — intelligent design). Бурный протест образованных учителей и родителей привел ко второму «обезьяньему процессу» — судебному разбирательству, точку в котором пришлось ставить уже Верховному суду США в 2005 году.

Зато в школе учат терпимому отношению к разного рода «инаковости», от расы до сексуальной ориентации. Азиатские дети в хорошей школе составляют на глаз процентов 10—15, афроамериканские — около двух. Расовые трения в хорошей школе обычно не бывают серьезными. Во всяком случае, среди друзей моих внучек представлены все расы.

Мотивация школьников

Моя шустрая внучка еще в шестом классе спросила китайскую подружку, круглую отличницу: «Чего надрываться ради А (пятерки), в чем разница, если будет А с минусом?» — «Разница будет в колледже, в который ты сможешь поступить», — был немедленный ответ.

Есть внутренняя мотивация, когда человек жить не может без знания и понимания, будучи даже в совершенно неподходящих для учебы условиях, как у Сократа, Ломоносова, нашего уже покойного современника, математика (и не только, он много для биологии сделал) И.М.Гельфанда. Сходное, пусть не столь масштабное, явление — ученики спецшкол в России и Америке.

Мотивация внешняя — это прежде всего установка в семье и стремление поступить в более престижный колледж. В развитии такой мотивации большую роль играют также учителя и сверстники, друзья: «С кем поведешься…». Вот внешнюю мотивацию и создает среда, в которую попадают ученики хороших школ. У молодой американской семьи среднего достатка есть выбор: купить (в рассрочку, конечно) роскошный дом в округе с посредственной школой или скромный домик в районе хорошей школы. Те, кто выбирают второй вариант, попадают в круг сосе дей-единомышленников: людей, ценящих образование своих детей выше личных удобств. В этой среде будут лучшие учителя, получающие в хорошей школе более высокую зарплату и работающие в нормальной человеческой атмосфере, будут сверстники, прошедшие отбор на мотивацию, если не внутреннюю, то хотя бы под давлением своих семей. Не вижу здесь большой разницы с российскими хорошими школами, лицеями, гимназиями и т. п.

Не желающих учиться хватает везде, дело в степени нежелания. Количественных данных у меня нет. Скажу так: в хорошей школе отнюдь не все рвутся к знаниям, но не бывает такого, что- бы кто-то пытался сорвать урок. Когда половина хочет учиться, а другая не знает, чего она хочет, то учеба идет вполне успешно. Если же в классе половина активно не желает ничего делать, то единицам, которые хотят учиться, приходится туго. Трудно ожидать от ребенка высокой мотивации к учебе, если он ест один раз в день - на бесплатном ланче в школе, поскольку его родители все тратят на наркотики или пропивают. Есть города, где дети, получающие бесплатный ланч, составляют абсолютное большинство, пусть он и не единственная их еда за день.

Заключение с послесловием

Я рассказываю лишь о своем опыте и не пытаюсь убедить вас, что американская школа — лучшая в мире. Я начал рассказ с того, что есть совершенно ужасающие школы и их, вероятно, не меньше, чем хороших. Но подчеркиваю, что рядом со школой моих внучек, вперемешку есть и плохие школы, и школы такого же уровня, как у них. Я бывал в них, говорил с родителями, читал о них отзывы, смотрел их рейтинги. Наша — не исключительная.

Американская система школьного образования не идеальна, но в своей лучшей форме она отвечает запросам современного постиндустриального американского общества. По существу, выбор вариантов обучения в ней свободен только в одну сторону — где труднее. Что полегче, то обязательно. Хотя еще один выбор, пожалуй, тоже есть: не хочешь учиться — не учись (после 16-летия). Не все учащиеся могут использовать предоставляемые им возможности полностью, нужен природный минимум способностей и постоянное внимание, да-да, «семьи и школы». Лучшие американские школы хороши, но системы, которая обеспечивала бы всем равные возможности для развития, здесь нет. Да и где она есть или хотя бы была?

Вчерне закончив эти байки, я сел читать «Химию и жизнь» за июнь 2011 года и обнаружил статью «Чему учить на уроках химии?». Мне кажется, что мои заметки вполне согласуются с некоторыми высказанными в ней мыслями. Гуманитарный крен в американском школьном образовании уже привел к тому, что специалистов по компьютерным и даже некоторым естественным наукам и технологиям приходится импортировать. Это легко осуществимо для США из-за более высокой зарплаты и лучшей организации работы. У России и в перспективе нет такой возможности, оставшихся бы удержать, поэтому система школьного образования для нее нужна самодостаточная, гораздо более научно-ориентированная, чем в США. Ведь из технаря переквалифицироваться в гуманитария можно, а в обратном направлении не получается. 

Хуторецкий М.В. «Химия и Жизнь» №10, 2011


Смотрите также