Границы страны россии
Государства, граничащие с Россией. Государственная граница России
Российская Федерация – огромная страна, занимающая первое место в мире по площади занимаемой территории. Государства, граничащие с Россией, находятся от неё со всех сторон света, а сама граница достигает почти 61 тыс. км.
Виды границ
Граница государства – это линия, ограничивающая фактическую его площадь. К территории относятся участки земли, воды, подземные ископаемые и воздушное пространство, находящееся в пределах страны.
В Российской Федерации существует 3 вида границ: морские, сухопутные и озерные (речные). Морская граница самая длинная из всех, она достигает около 39 тыс. км. Сухопутная граница имеет длину 14,5 тыс. км, а озерная (речная) – 7,7 тыс. км.
Общая информация обо всех государствах, граничащих с Российской Федерацией
С какими государствами граничит Россия? Российская Федерация признает свое соседство с 18 странами.
Название государств, граничащих с Россией: Южная Осетия, Республика Беларусь, Республика Абхазия, Украина, Польша, Финляндия, Эстония, Норвегия, Латвия, Литва, Казахстан, Грузия, Азербайджан, Соединенные Штаты Америки, Япония, Монголия, Китайская Народная Республика, КНДР. Здесь перечислены страны первого порядка.
Столицы граничащих с Россией государств: Цхинвал, Минск, Сухум, Киев, Варшава, Осло, Хельсинки, Таллин, Вильнюс, Рига, Астана, Тбилиси, Баку, Вашингтон, Токио, Улан-Батор, Пекин, Пхеньян.
Южная Осетия и Республика Абхазия являются частично признанными, потому что не все страны мира признали эти страны независимыми. Россия сделала это в отношении этих государств, следовательно, одобрила соседство с ними и границы.
Некоторые государства, граничащие с Россией, спорят о правильности этих границ. В большей части разногласия появились после окончания существования СССР.
Сухопутные границы Российской Федерации
Государства, граничащие с Россией по суше, находятся на материке Евразия. В их число входят также и озерные (речные). Не все они на сегодняшний день охраняемые, некоторые из них можно беспрепятственно переходить, имея только паспорт гражданина Российской Федерации, который не всегда в обязательном порядке проверяется.
Государства, граничащие с Россией на материке: Норвегия, Финляндия, Белоруссия, Южная Осетия, Украина, Республика Абхазия, Польша, Литва, Эстония, Казахстан, Латвия, Грузия, Азейбарджан, Монголия, Китайская Народная Республика, КНДР. С некоторыми из них также существует граница по воде.
Имеются российские территории, которые со всех сторон окружены иностранными государствами. К таким участкам относятся Калининградская область, Медвежье-Саньково и Дубки.
В Республику Беларусь можно проехать без паспорта и какого-либо пограничного контроля по любой из возможных дорог.
Морские границы Российской Федерации
С какими государствами граничит Россия по морю? Границей по морю считается линия, удаленная от берега на 22 км или 12 морских миль. В территорию страны входят не только 22 км воды, но и все острова на этом морском участке.
Государства, граничащие с Россией по морю: Япония, Соединенные Штаты Америки, Норвегия, Эстония, Финляндия, Польша, Литва, Абхазия, Азербайджан, Казахстан, Украина, КНДР. Их всего 12. Протяжённость границ - более 38 тысяч км. С США и Японией Россия имеет только морскую границу, по суше разграничительная линия с этими странами не проходит. С другими государствами существуют границы как по воде, так и по суше.
Урегулированные спорные участки границы
Во все времена существовали споры между странами за территории. Некоторые из спорящих стран уже договорились и больше не поднимают этот вопрос. К ним относятся: Латвия, Эстония, Китайская Народная Республика и Азербайджан.
Спор между Российской Федерацией и Азербайджаном произошел из-за гидроузла и водозаборных сооружений, которые принадлежали Азербайджану, а находились по факту в России. В 2010 году спор разрешился, и границу перенесли на середину данного гидроузла. Сейчас водными ресурсами этого гидроузла страны пользуются в равных долях.
После распада СССР Эстония посчитала несправедливым, что правый берег реки Нарвы, Ивангород и Печорский район остались собственностью России (Псковская область). В 2014 году страны подписали договор об отсутствии территориальных претензий. Заметных изменений граница не понесла.
Латвия, так же как и Эстония, начала претендовать на один из районов Псковской области – Пыталовский. Договор с этим государством был подписан в 2007 году. Территория осталась в собственности Российской Федерации, граница изменений не понесла.
Спор между Китаем и Россией закончился демаркацией границы по центру Амура, что привело к присоединению к Китайской Народной Республике части спорных территорий. Российская Федерация передала южному соседу 337 квадратных километров, в том числе два участка в районе островов Большой Уссурийский и Тарабаров и один участок возле острова Большой. Подписание договора состоялось в 2005 году.
Неурегулированные спорные участки границы
Некоторые споры за территорию не закрыты и по сей день. Когда будут подписаны договоры, еще не известно. Такие споры Россия имеет с Японией и Украиной. Спорной территорией между Украиной и Российской Федерацией является Крымский полуостров. Украина считает референдум 2014 года незаконным, а Крым оккупированным. Российская Федерация установила свою границу в одностороннем порядке, в то время как Украина издала закон о создании на полуострове свободной экономической зоны.
Спор между Россией и Японией ведётся из-за четырех Курильских островов. Страны не могут прийти к компромиссу, потому что обе считают, что эти острова должны принадлежать именно ей. К этим островам относятся Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи.
Границы исключительных экономических зон Российской Федерации
Исключительной экономической зоной называется полоса воды, прилегающая к границе территориального моря. Она не может быть шире 370 км. В этой зоне страна имеет право на разработку недр, а также на разведывание их и сохранение, на создание искусственных сооружений и их использование, на изучение воды и дна.
Другие страны имеют право свободно передвигаться по этой территории, проводить трубопроводы и иначе использовать эту воду, при этом они должны учитывать законы прибрежного государства. Россия имеет такие зоны в Черном, Чукотском, Азовском, Охотском, Японском, Балтийском, Беринговом и Баренцевом морях.
Границы России
Протяженность российских рубежей составляет более 60,9 тысячи километров, [1] которые охраняют примерно 183 тысячи пограничников. Более 10 тысяч военнослужащих погранвойск расположены на границе Таджикистана и Афганистана, оперативные группы Федеральной пограничной службы России охраняют границу Киргизии и Китая, Армении, Ирана и Турции.
Современные границы России с бывшими советскими республиками в международно-правовом отношении оформлены не до конца. Например, граница между Российской Федерацией и Республикой Украина до сих пор так и не демаркирована, хотя делимитация сухопутной границы была завершена давно.
Россия граничит с 16-ю государствами
- Длина границы с Норвегией составляет 219,1 километра,
- с Финляндией— 1325,8 километра,
- с Эстонией— 466,8километра,
- с Латвией — 270,5 километра,
- с Литвой (граница с Калининградской областью) — 288,4километра,
- с Польшей (граница с Калининградской областью)— 236,3 километра,
- с Белоруссией — 1239километров,
- с Украиной — 2245,8километра,
- с Грузией — 897,9 километра,
- с Азербайджаном— 350 километров,
- с Казахстаном — 7 598,6 километра,
- с Монголией — 3 485 километров,
- с Китаем — 4 209,3 километра,
- с КНДР — 39,4километра,
- с Японией — 194,3 километра,
- с США — 49 километров.
Сухопутные границы России
На суше Россия граничит с 14-ю государствами, 8 из которых — бывшие союзные республики.
Длина сухопутной границы России
- с Норвегией составляет 195,8 километра (из них 152,8 километра — граница, проходящая по рекам и озерам),
- с Финляндией — 1271,8 километра (180,1 километра),
- с Польшей (граница с Калининградской областью) — 204,1 километра (0,8 километра),
- с Монголией — 3 485 километров,
- с Китаем — 4 209,3 километра,
- с КНДР — 17 километров по рекам и озерам,
- с Эстонией — 324,8 километра (235,3 километра),
- с Латвией — 270,5 километра (133,3 километра),
- с Литвой (граница с Калининградской областью) — 266 километров (236,1 километра),
- с Белоруссией— 1239 километров,
- с Украиной — 1925,8 километра (425,6 километра),
- с Грузией — 875,9 километра (56,1 километра),
- с Азербайджаном — 327,6 километра (55,2 километра),
- с Казахстаном — 7 512,8 километра (1 576,7 километра).
Калининградская область представляет собой полуанклав: территорию государства, со всех сторон окруженную сухопутными границами других государств и имеющую выход к морю.
Западные сухопутные границы не привязаны к каким-либо природным рубежам. На участке от Балтийского до Азовского моря они проходят по заселенным и освоенным равнинным территориям. Здесь границу пересекают железные дороги: Санкт-Петербург-Таллин, Москва-Рига, Москва-Минск-Варшава, Москва-Киев, Москва-Харьков.
Южная граница России с Грузией и Азербайджаном проходит по горам Кавказа от Черного до Каспийского моря. Железные дороги проложены по кромке берегов, через центральную часть хребта проходят две автодороги, которые зимой часто закрываются из-за снежных заносов.
Самая протяженная сухопутная граница — с Казахстаном — проходит по степям Заволжья, Южного Урала и юга Сибири. Граница пересекается множеством железных дорог, связывающих Россию не только с Казахстаном, но и со странами Средней Азии: Астрахань-Гурьев (далее в Туркмению), Саратов-Уральск, Оренбург-Ташкент, Барнаул-Алма-Ата, небольшой участок Транссибирской магистрали Челябинск-Омск, Среднесибирская и Южносибирская магистрали.
Вторая по протяженности — граница с Китаем — проходит по протоку реки Амур, его притоку реке Уссури, реке Аргунь. Она пересекается Китайско-Восточной железной дорогой (КВЖД), построенной еще в 1903 году, и магистралью Чита-Владивосток, проложенной по китайской территории, чтобы кратчайшим путем связать Дальний Восток и Сибирь.
Граница с Монголией проходит по горным районам Южной Сибири. Монгольскую границу пересекает ответвление Транссибирской магистрали — Улан-Удэ-Улан-Батор-Пекин.
Через границу с КНДР проходит железная дорога на Пхеньян.
Морские границы России
По морю Россия граничит с 12-ю государствами.
Длина морской границы России
- с Норвегией составляет 23,3 километра,
- с Финляндией — 54 километра,
- с Эстонией — 142 километра,
- с Литвой (граница с Калининградской областью) — 22,4километра,
- с Польшей (граница с Калининградской областью) — 32,2 километра,
- с Украиной — 320 километров,
- с Грузией— 22,4 километра,
- с Азербайджаном — 22,4километра,
- с Казахстаном— 85,8 километра,
- с КНДР — 22,1километра.
Только морскую границу Россия имеет с США и Японией. Это узкие проливы, которыми отделяются Южные Курилы от острова Хоккайдо и остров Ратманова от острова Крузенштерна. Длина границы с Японией — 194,3 километра, с США — 49 километров.
Самая протяженная морская граница (19 724,1 километра) проходит вдоль побережья морей Северного Ледовитого океана: Баренцева, Карского, Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского. Круглогодичное судоходство без ледоколов возможно только у северных берегов Кольского полуострова. Все северные порты кроме Мурманска работают только во время короткой северной навигации: 2–3 месяца. Поэтому северная морская граница не имеет большого значения для связей с другими странами.
Вторая по протяженности морская граница (16 997 километров) проходит вдоль побережья морей Тихого океана: Берингова, Охотского, Японского. Юго-восточное побережье Камчатки выходит непосредственно к океану. Главные незамерзающие порты — Владивосток и Находка.
Железные дороги выходят к побережью лишь на юге Приморского края в районе портов и в Татарском проливе (Советская гавань и Ванино). Приморские территории тихоокеанского побережья слабо освоены и заселены.
Протяженность морского побережья Балтийского и Азово-Черноморского бассейнов невелика (126,1 километра и389,5 километра соответственно), но используется с большей интенсивностью, чем побережья северных и восточных рубежей.
В СССР большие порты в основном строились в прибалтийском регионе. Сейчас Россия может использовать их мощности только за плату. Самый крупный морской торговый флот страны — Санкт-Петербург, в Финском заливе ведется строительство новых портов и нефтеналивных терминалов.
В Азовском море морская граница проходит от Таганрогского залива до Керченского пролива, а затем вдоль Черноморского побережья Кавказа. Главные порты Черноморского побережья — Новороссийск (самый большой порт России) и Туапсе. Азовские порты — Ейск, Таганрог, Азов мелководны и недоступны для крупных судов. К тому же Азовское побережье ненадолго замерзает и судоходство здесь поддерживается ледоколами.
Морская граница Каспийского моря точно не определена и оценивается российскими пограничниками в 580 километров.
Приграничное население и сотрудничество
В приграничных регионах России и сопредельных государствах проживают представители почти 50 национальностей. Из 89-ти субъектов Российской Федерации 45 представляют приграничные регионы страны. Они занимают 76,6 процента всей территории страны. В них проживает 31,6 процента населения России. Население приграничных районов — 100 тысяч человек (по состоянию на 1993 год).
Под приграничным сотрудничеством обычно понимается государственно-общественная структура, включающая в себя Федеральные ведомства, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, деятельность населения, общественные инициативы.
В развитии приграничного сотрудничества заинтересованы как старые приграничные регионы, так и новые. В последних периодически возникают проблемы, связанные с внезапным разрывом налаженных связей соседних регионов. В ряде случаев граница «разрывает» ресурсные (водные, энергетические, информационные и др.) коммуникации экономических объектов (например, энергозависимость Омской области от Казахстана). С другой стороны, в новых приграничных регионах постоянно увеличивается поток грузов, который может принести немало выгод, при условии больших вложений в соответствующую инфраструктуру.
Таким образом, приграничные регионы государств нуждаются в совместном социально-экономическом развитии, совместном использовании источников ресурсов, налаживании информационной инфраструктуры и восстановлении коммуникаций между населением. Базой успешного развития приграничного сотрудничества являются добрососедские отношения сторон на государственном уровне, развитая законодательная база (рамочные соглашения о сотрудничестве, законодательное регулирование таможенных правил, отмена практики двойного налогообложения, упрощение процедуры перемещения грузов) и желание регионов участвовать в развитии сотрудничества
Проблемы сотрудничества в граничных районах
Несмотря на несовершенство федерального законодательства России в отношении приграничного сотрудничества ее регионов, на уровне муниципального и местного самоуправления, оно, так или иначе, осуществляется во всех 45 приграничных регионах.
Не налаженные добрососедские отношения со странами Балтии не дают возможности для широкого развития приграничного сотрудничества на региональном уровне, хотя его необходимость остро ощущается населением приграничных районов.
Сегодня на границе с Эстонией для приграничного населения применяется упрощенный порядок пересечения границы. Но с 1 января 2004 года Эстония перешла на жесткий визовый режим, установленный Шенгенским соглашением. Латвия отказалась от упрощенного порядка еще в марте 2001 года.
Что касается регионального сотрудничества, то еще в июле 1996 года в Пылве (Эстония) был создан Совет по сотрудничеству приграничных регионов, вкоторый вошли представители Выруского и Пылвского уездов Эстонии, Алуксненского и Балвского районов Латвии, а также Палкинского, Печерского и Псковского районов Псковской области. Основными задачами Совета являются разработка совместной стратегии приграничного сотрудничества и реализация проектов в вопросах совершенствования инфраструктуры и охраны окружающей среды. На территории Псковской области действует более двухсот предприятий с участием эстонского и латвийского капитала.
Литва ввела визы для граждан России, следующих транзитом через ее территорию. Это решение затрагивает интересы жителей российского полуанклава, Калининградской области. Экономические проблемы у области могут возникнуть также из-за введения визового режима со стороны Польши. Большие надежды на решение визовых вопросов власти Калининградского региона связывают с только что ратифицированной Россией Европейской рамочной конвенцией о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей.
На договорной основе Калининградская область взаимодействует с семью воеводствами Польши, четырьмя уездами Литвы и округом Борнхольм (Дания).
В 1998 году область присоединилась к многостороннему приграничному сотрудничеству в рамках еврорегиона «Балтика», а три ее муниципальных образования — к работе по созданию еврорегиона «Сауле» (с участием Литвы и Латвии). Во второй половине 90-х годов подписан ряд соглашений по линии межрегионального сотрудничества Калининградской области и Клайпедского, Паневежисского, Каунасского, Мариямпольского уездов Литвы.
Довольно напряженные отношения установились в кавказском регионе России и Грузии. В 2000 году были введены ограничения по перемещению между Грузией и Россией, что ощутимо ударило по жителям обеих республик Осетии. Сегодня на региональном уровне районы Северной Осетии установили приграничные связи с Казбекским районом Грузии, с августа 2001 года их жители могут пересекать границу без оформления виз.
Ситуация на дагестанском участке границы обстоит лучше: в 1998 году усилиями правительства Дагестана были сняты ограничения по пересечению государственной границы России с Азербайджаном, что способствовало снижению напряженности и активизации хозяйственных связей. Во исполнение межправительственного соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между Дагестаном и Азербайджаном подготовлено отраслевое соглашение — о сотрудничестве в агропромышленном комплексе.
Расширение сотрудничества соседних регионов Казахстана и России связывается с вопросами окончания процессов делимитации и демаркации границ. Например Алтайский край активно сотрудничает с Китаем, Монголией и среднеазиатскими республиками СНГ (Казахстан, Узбекистан, Киргизия и Таджикистан). Основные партнеры в приграничном сотрудничестве Алтайского края — Восточно-Казахстанская и Павлодарская области Республики Казахстан. Объем внешнеторгового оборота Алтая с Казахстаном составляет около трети всего внешнеторгового оборота края. В качестве необходимой правовой базы для развития такого рода приграничного сотрудничества Россией рассматриваются двусторонние Соглашения о сотрудничестве между администрацией края и регионами Казахстана.
Характер приграничных связей РФ с Монголией определяется неразвитостью западных аймаков Монголии. В торговле с Монголией преобладают мелкие контракты. Перспективное направление в приграничном сотрудничестве России с Монголией — освоение месторождений рудных ископаемых, разведанных на западе страны. В случае реализации проектов прямого транспортного сообщения, возможного строительства газопровода между Россией и Китаем через Монголию создадутся необходимые энергетические и инфраструктурные условия для участия сибирских регионов в освоении сырьевых ресурсов Монголии. Этапом в развитии отношений стало открытие в феврале 2002 года Генерального консульства Монголии в Кызыле.
На приграничное сотрудничество регионов России и Японии влияет интерес японской стороны к островам Южной Курильской гряды. В 2000 году на государственном уровне была подписана «Программа японо-российского сотрудничества в области развития совместной хозяйственной деятельности на островах Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи».
Бывшие жители островов и члены их семей — японские граждане могут посещать острова по упрощенному визовому режиму. Уже много лет существуют безвизовые обмены между сторонами. МИДом Японии организуются курсы японского языка.
Объективные сложности связаны с тем, что японцы не признают острова российскими. Помощь японской стороны в строительстве электростанций иполиклиник можно рассматривать как акт доброй воли, а не как сотрудничество равноправных сторон.
Наиболее активными в развитии сотрудничества являются северо-западное и юго-восточное направления — «старые» приграничные регионы.
Сотрудничество в российско-финляндском пограничном регионе
Мурманская и Ленинградская области, Республика Карелия — участники приграничного сотрудничества с регионами финской стороны. Существует несколько программ сотрудничества: программа Совета министров Северных стран, программа Интеррег и Северное Измерение. Основополагающими документами являются Договоры об установлении дружественных связей между регионами и двусторонние планы сотрудничества.
В 1998 году на международном семинаре «Внешние границы ЕС — мягкие границы» в Йоэнсуу (Финляндия) правительство Республики Карелия предложило создать еврорегион «Карелия». Идея была поддержана лидерами приграничных региональных союзов и одобрена на высшем уровне обоих государств в том же году.
Цель проекта — создание новой модели трансграничного сотрудничества между региональными союзами Финляндии и Республикой Карелией. Задача — снятие барьеров, существующих в сотрудничестве между территориями, в первую очередь, развитие общения между жителями сопредельных регионов.
В структуре экономики еврорегиона «Карелия» основной отраслью является сфера услуг, как на территории финляндских региональных союзов, так и в Республике Карелия (по меньшей мере две трети работающего населения заняты в этой сфере). Вторыми по величине отраслями идут промышленность и строительство, затем сельское и лесное хозяйство.
Слабыми сторонами российской части региона, которые могут негативно повлиять на сотрудничество и должны непременно учитываться при тесном взаимодействии с финской стороной, являются сырьевая направленность промышленности, слабое развитие коммуникаций, локальные экологические проблемы и низкий уровень жизни.
В октябре 2000 года Карелия приняла «Программу приграничного сотрудничества Республики Карелия на 2001–2006 годы».
Правительство Финляндии одобрило и направило в ЕС Программу «Интеррег-III A-Карелия» на территории Финляндии. Тогда же, в2000году, была одобрена общая Программа действий на 2001–2006 годы и план работы на следующий год, в соответствии с которым для реализации намечено 9 приоритетных проектов. В их числе строительство Международного автомобильного пропускного пункта, развитие научного сотрудничества, развитие пограничных территорий Беломорской Карелии.
В январе 2001 года деятельность еврорегиона получила поддержку по линии программы ЕС Тасис — Еврокомиссия выделила 160 тысяч евро на проект еврорегион «Карелия».
На российско-финской границе существует упрощенный визовый режим.
Сотрудничество в российско-китайском пограничном регионе
Приграничное сотрудничество на российско-китайском участке границы имеет многовековую историю.
Юридической базой для межрегиональных связей является подписанное10 ноября 1997 года Соглашение между правительствами РФ и КНР о принципах сотрудничества между субъектами России и провинциями, автономными районами и городами центрального подчинения КНР. Развитию приграничной торговли способствуют значительные льготы, предоставляемые Китаем ее участникам (снижение импортного тарифа на 50 процентов).
В 1992 году Госсовет КНР объявил четыре сопредельных с Россией города (Маньчжурия, Хэйхэ, Суйфэньхэ и Хуньчунь) «городами приграничного сотрудничества». С этого времени китайская сторона активно ставит вопрос о совместных «зонах свободной торговли» на границе в районе основных пунктов пропуска.
В 1992 году был введен упрощенный порядок пересечения китайско-российской границы.
В конце ноября 1996 года открылись китайские торговые комплексы на границе, куда по спецпропускам доставляются российские граждане (списки составляются местной администрацией).
Для облегчения индивидуальной коммерческой деятельности жителей приграничных районов России в феврале1998 года путем обмена нотами заключено российско-китайское Соглашение об организации упрощенного пропуска российских граждан в китайские части торговых комплексов.
1 января 1999 года вступило в силу Положение о новых правилах регулирования приграничной торговли, в частности, жителям приграничных районов разрешается беспошлинно ввозить в Китай товары на три тысячи юаней (ранее — на одну тысячу).
Среди перспективных проектов — развитие сотрудничества в области лесопромышленного комплекса, строительства инфраструктурных объектов, строительства трубопроводных сетей по межгосударственным проектам и т. д.
Сотрудничество между приграничными регионами России и Китая развивается и по линии программ ЮНИДО, ПРООН. Наиболее известным является региональный проект ПРООН развития экономического сотрудничества в районе бассейна реки Туманная (Tumen River Area Development Program) с участием России, Китая, КНДР, Республики Корея и Монголии. Основные направления сотрудничества — развитие транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры.
В прошлом году два крупнейших банка сторон Внешторгбанк России и Промышленно-торговый банк Китая заключили соглашение о расчетах по приграничной торговле двух стран. Соглашение предполагает возможность проведения двусторонних расчетов по приграничной торговле в течение одного дня на базе взаимно установленных кредитных линий.
На государственном уровне проводится политика культурного сближения стран-соседей: в Хабаровске открыто Генеральное консульство КНР, в средних и высших учебных заведениях преподается китайский язык, проводятся фестивали, научные конференции, двусторонние встречи региональных властей и экономических партнеров.
Основной проблемой региона является опасение российской стороны демографического давления со стороны китайского населения. Плотность заселения приграничных районов с российской стороны крайне низка в абсолютных и относительных значениях по сравнению с плотностью заселения китайской стороны.
Из истории взаимоотношений приграничного населения
Российско-китайский и российско-корейский участки границы.
Хозяйственно-экономическая деятельность и торговля на границе Китая и Российской империи регулировалась следующими основными документами:
- Айгуньский договор — разрешал взаимную пограничную торговлю проживающих по рекам Уссури, Амуру и Сунгари подданным обоих государств.
- Пекинский договор — разрешал свободную и беспошлинную меновую торговлю на протяжении всей приграничной линии подданным России и Китая.
- «Правила для сухопутной торговли между Россией и Китаем», подписанные на правительственном уровне в 1862 году на 3 года и подтвержденные затем в1869году, установили беспошлинную торговлю на расстоянии 50 верст по обе стороны русско-китайской границы.
- Петербургский договор 1881 года подтвердил все статьи о «Правилах русско-китайской торговли на Дальнем Востоке», которые были зафиксированы в прежних договорах.
К концу XIX века приграничная сухопутная торговля являлась основной формой экономических отношений русского населения Дальнего Востока и Маньчжурии. Она, особенно в начальный период освоения края, играла исключительно важную роль. Первые поселенцы нуждались в самых насущных предметах личного и хозяйственного обихода. Казаки получали из Маньчжурии табак, чай, просо, хлеб, сбывая, в свою очередь, сукно, ткани. Китайцы охотно приобретали меха, посуду, серебро в монетах и изделиях.
Торговый оборот русского Дальнего Востока с Маньчжурией в 1893–1895 годах составлял 3 миллиона рублей и распределялся соответственно по областям: Амурская — один миллион рублей, Приморская — 1,5–2 миллиона рублей, Забайкальская — не более 0,1 миллиона рублей.
Установленный в приграничной полосе режим порто-франко (режим беспошлинной торговли), наряду с положительными моментами способствовал развитию контрабанды, которую китайские купцы широко использовали в своей деятельности. Ежегодно контрабандная утечка золота в Маньчжурию в конце XIX века равнялась100 пудам (что составляло 1 344 тысячи рублей). Стоимость контрабандного вывоза пушнины и других товаров (кроме золота) равняласьприблизительно 1,5–2 миллионам рублей. А на территорию Дальнего Востока из Маньчжурии контрабандой доставлялась китайская водка ханшин и опиум. В Приморскую область основной ввоз шел по реке Сунгари. Например, в 1645 году в Приморскую область было завезено 4 тысячи пудов опиума на сумму до 800 тысяч рублей. Контрабанда спирта из Приамурья в Китай в 1909–1910 годы оценивалась приблизительно в 4 миллиона рублей.
В 1913 году Российское правительство продлило Петербургский договор (1881) на 10 лет, исключив статью, предусматривающую беспошлинную торговлю в пределах 50-верстной приграничной полосы.
Помимо приграничной торговли казаки сдавали в аренду китайцам и корейцам земельные паи. Происходило взаимовлияние земледельческих культур китайцев, корейцев и русских. Казаки научились выращивать сою, бахчевые культуры, кукурузу. Китайцы использовали казачьи мельницы для помола зерна. Еще одна форма сотрудничества — наем в казачьи хозяйства китайских и корейских сельскохозяйственных работников, особенно в сезонные периоды с/х работ. Отношения между хозяевами и работниками были хорошие, бедные китайцы охотно использовали возможности для заработков в казачьих хозяйствах. Это тоже формировало добрососедские отношения по обе стороны границы.
Казаки, проживавшие на границе, имели крепкие, экономически развитые войсковые, станичные и поселковые хозяйства, хорошо налаженные хозяйственные, торговые и культурные связи с населением сопредельной территории, что позитивно сказывалось и на общей обстановке в русско-китайском приграничье, и на самой границе. Многие уссурийские и амурские казаки хорошо говорили на китайском языке.
Добрососедские отношения проявлялись в совместном праздновании русских, православных и китайских праздников. Китайцы приходили в гости к своим знакомым казакам, казаки ходили праздновать китайский Новый год. Особых проблем с посещением знакомых на сопредельной стороне не было, граница в этом плане была больше условной, все посещения были под контролем казачьего населения и местного начальства.
Конечно, на местном уровне возникали и конфликты. Известны случаи воровства скота, сена, использования сенокосных угодий другой стороной. Отмечались случаи контрабандного провоза спирта казаками на сопредельную территорию и сбыта его через своих знакомых. Нередко возникали споры по рыбной ловле на реке Уссури, озере Ханка. Конфликты разбирались атаманами и станичными правлениями или через пограничного комиссара Южно-Уссурийского края.
[1] Все данные о протяженности государственной границы по информации Федеральной пограничной службы РФ.
Страны, с которыми граничит Россия. Количество стран, граничащих с Россией
Российская Федерация – огромное государство, и соседей у нее много. Количество стран, с которыми граничит Россия, в последнее время увеличилось - к 16 государствам, ставшими соседями РФ непосредственно после распада Советского Союза, прибавились еще два, частично признанных, – Абхазия и Южная Осетия.Протяженность границы по неуточненным данным (в связи с появлением новых республик) равна 62,3 тысячи километров. В это число входят 38 тысяч границ, проходящих по морю и 7 тысяч – по 475 озерам и рекам.
Европейские и азиатские соседи
Страны, с которыми граничит Россия, находятся на всем евроазиатском континенте. Граница между Европой и Азией проходит по Кавказскому хребту. Поэтому к европейским соседям нашей страны относятся Норвегия и Финляндия, затем идут три прибалтийских государства, бывшие раньше советскими республиками – Эстония, Латвия и Литва. Замыкают перечень Польша, Белоруссия и Украина. К азиатским соседям относятся выходцы из Советского Союза - Абхазия, Грузия, причем 70 км принадлежат Южной Осетии, разделяющей общую границу Грузии с Российской Федерацией. Дальше идут Азербайджан и Казахстан, затем по мере удаления от Европы РФ граничит с КНР, Монголией, КНДР, Японией и США.
Страны, с которыми граничит Россия, в большинстве своем (а именно 10 из 18) являются бывшими республиками Советского Союза, который граничил в свое время с 14 государствами – с Японией и США по морю, и с 12 (6 в Европе и 6 в Азии) по суше. Российская Федерация непосредственно с Литвой и Польшей не являются сопредельными государствами, с ними имеет общую границу полуэксклав Калининградская область.
Полуэксклавом называется несуверенный район, окруженный другим государством, но имеющий выход к морю. На западной границе РФ имеются два небольших анклава – на границе с Эстонией это Дубки, на границе с Белоруссией – Саньково-Медвежье, относящееся к Брянской области.
Таким образом, количество стран, с которыми граничит Россия, вернее, основная ее огромная территория, равно 14 государствам, членам ООН и двум частично признанным республикам, а еще с двумя европейскими государствами Россия граничит через Калининградскую область. Необходимо отметить тот факт, что общую границу с Белоруссией можно пересекать в любом месте – на ней отсутствует пограничный контроль. С Казахстаном, Абхазией и Южной Осетией границу можно переходить только в установленных пропускных пунктах, но с российским паспортом.
Европейские столицы
Столицы стран, которые граничат с Россией, если двигаться от крайней северной точки западной границы к такой же северной точке на восточной, располагаются в таком порядке. Самой северо-западной столицей является город Осло (Норвегия). Затем по порядку следуют Хельсинки (Финляндия), Таллин (Эстония), Рига (Латвия). Вильнюс (Литва) и Варшава (Польша) граничат с Калининградской областью. Дальше следуют Минск (Белоруссия) и Киев (Украина), и в этом списке европейских столиц, сопредельных с РФ, можно поставить точку.
Главные города азиатских соседей
Азиатские столицы начинаются с абхазского города Сухуми, за которым следует Тбилиси – главный город Грузии. Цхинвал – столица Южной Осетии, расположенной приблизительно в центре грузинской границы. Потом следует Баку (Азербайджан), Астана – столица Казахстана, Пекин (КНР) и Улан-Батор (Монголия). Это все азиатские столицы государств, с которыми Россия имеет сухопутные границы.
Морская граница с Японией, столицей которой является город Токио, проходит по четырем проливам, отделяющим остров Хоккайдо от Сахалина и Курил, – Лаперуза и Кунаширскому, Измены и Советскому. Последняя столица - Вашингтон (США) находится далеко от штата Аляска, который отделен от России Беринговым проливом. Эта граница тянется от острова Романова до острова Крузенштерна.
Приведенные выше государства без частично признанных республик Абхазии и Южной Осетии - это 16 стран, с которыми граничит Россия.
Соседей не выбирают
Страны, с которыми граничит Россия, находятся с ней в определенных, не всегда простых отношениях. НАТО, 7 из 28 членов которого имеют с Россией общие границы (пять сухопутных и две морские) является недружественным для нас блоком. Также «младоевропейцы» - Эстония, Латвия и Литва, а также Польша и Украина, пребывают в неоднозначных отношениях с федерацией. Страны, имеющие с РФ морские границы, Япония и США, – тоже соседи не слишком дружественные. Непростые отношения сложились с Норвегией и Финляндией, зато с остальной половиной, общая граница с которой куда протяженней, чем с перечисленными выше государствами, соседские связи у России вполне корректные, если не добрые.
Южные сопредельные страны
Список стран, с которыми граничит Россия, судя по всему, будет меняться и дальше – так, мыс Сарыч, самую южную точку Крыма, отделяет от Турции 142 мили. И это самое узкое место Черного моря.
Страны, с которыми граничит Россия на юге – это Китай, Казахстан, Азербайджан, Грузия и две частично признанные республики – Абхазия и Южная Осетия. Китай граничит с Россией и на юго-востоке. И именно на юге граница с соседями самая длинная. Так, только с Казахстаном она тянется на 7512,8 км, с Китаем ее длина равна 4209,3 км, с Монголией – 3485 км. А кроме того, граница с Азербайджаном составляет 390 км, с Грузией – 365, с Абхазией – 255,4 плюс 70-километровая граница с Южной Осетией. Итого, вся южная граница России равна 16287,5 км.
Восточные и западные соседи
Страны, с которыми граничит Россия на востоке, – это Япония и США, с которыми у РФ существует только морская граница. Северная граница тоже только морская, а западная и южная - преимущественно сухопутные.
Однако часть границы с Норвегией проходит по Баренцевому морю. С Финляндией и Эстонией она проходит частично по Финскому заливу, с Литвой и Польшей – по Балтийскому морю. С Украиной Россия граничит по Азовскому и Черному морям, по которому проходит и часть границы с Абхазией. По Каспийскому морю Россия соседствует с Азербайджаном и Казахстаном, по Японскому морю – с КНДР. Морская граница нашей страны совпадает с внешним рубежом территориальных вод государства. C какими же странами граничит РФ на западе? Это те же европейские границы – с Норвегией и Финляндией, Эстонией и Латвией, Литвой и Польшей, Белоруссией и Украиной.
Безусловно, как и у многих других стран, у России есть территориальные споры с соседями. Претензии к нашей стране выдвигает Япония, Южная Корея, Китай, Норвегия и Эстония. И совсем уже необоснованные претензии выдвигает Тайвань, и не только к России. Он, не будучи сопредельным государством (Тайвань не признает Китай), предъявляет претензии на всю республику Тува и город Благовещенск. Имеются у России и другие территориальные споры, иногда из-за совсем небольших островов или клочков земли. Все эти претензии, и не только к России, ученые-историки делят на три категории – споры идут в основном из-за районов, имеющих военное или стратегическое значение, экономическое или политическое. Районы, имеющие политическое значение, как правило, никаких других значений и ценностей не имеют и не представляют. В нашем случае это просто помогает некоторым деятелям набирать очки, особенно в период избирательной компании.
Границы меняются с начала веков
С соседями надо жить в дружбе, и это истина. Примером прекрасных добрососедских отношений может служить Таможенный союз, куда входят Россия, Казахстан и Белоруссия. С 2015 года он должен трансформироваться в Евразийский экономический союз, целью которого будет построение единого экономического пространства. Хорошие, добрососедские отношения сложились у России с Китаем. Можно предположить, что граница РФ, отделяющая страну от 18 других государств (а это самый большой список соседей в мире), со временем будет меняться.
Границы России
В северо-восточной части Евразии находится страна, занимающая 31,5 процента ее территории — Россия. У нее имеется огромное число державных соседей. Сегодня границы России отличаются внушительной протяжностью.
Вернуться к оглавлению
Актуальные данные
РФ уникальна тем, что, находясь одновременно в Азии и Европе, она занимает северную часть первой и восточные просторы второй.
Карта южной границы РФ с указанием всех сопредельных государств
Общеизвестно, что протяженность границ России — 60,9 тыс. км. Сухопутные границы составляют 7,6 тыс. км. Морские границы России имеют протяженность в 38,8 тыс. км.
Вернуться к оглавлениюЧто нужно знать о государственной границе России
В соответствии с положением международного права, государственная граница России определяется как поверхность земного шара. Она включает в себя как территориальные воды, так и внутренние воды. Кроме того, в «состав» госграницы входят недра земли и воздушное пространство.
Государственная граница России — существующая акваториальная и территориальная линия. Основной «функцией» госграницы следует считать определение актуальных территориальных пределов.
Вернуться к оглавлениюВиды госграниц
После распада великого и могучего Советского Союза, в Российской Федерации имеются следующие виды границ:
- старые (эти границы достались России «по наследству» от Советского Союза);
- новые.
Подобная карта границ СССР с указанием границ республик союза
К старым границам следует отнести те, которые совпадают с границами государств, некогда являющихся полноправными членами одной большой советской семьи. Большая часть старых границ закреплена контрактами, заключенными согласно актуальным международным нормам. К таким государствам стоит отнести как относительно близкую России Польскую Республику и Монголию, так и Норвегию.
К новым границам специалисты относят те, которые граничат с прибалтийскими странами, а также с государствами, входящими в СНГ. К последним, в первую очередь, стоит отнести Беларусь и Казахстан. Советские времена не зря вгоняют в ностальгию патриотически-настроенных граждан старшего поколения. Дело в том, что после распада Советского Союза Россия лишилась более 40 процентов оборудованной границы.
Вернуться к оглавлению«Вынесенные» границы
Россию не зря называют уникальным государством. Она имеет границы, определяющиеся сегодня в качестве «вынесенных» зон на рубежи бывшего Советского Союза. Россия сегодня имеет немало проблем с границами. Особенно остро они встали после распада Советского Союза. На географической карте все выглядит достаточно красиво. Но в реальности новые границы России не имеют ничего общего с культурно-этническими границами. Еще одной существенной проблемой является категорическое неприятие общественным мнением ограничений, которые возникли в связи с введением пограничных постов.
Есть еще одна серьезная проблема. После распада Советского Союза Российская Федерация оказалась не в состоянии своевременно обустроить свои новые границы в техническом отношении. Сегодня решение проблемы продвигается, но недостаточно быстро.
Учитывая серьезную опасность, которая надвигается со стороны некоторых бывших советских республик, этот вопрос по-прежнему находится во главе угла. Преимущественно сухопутными являются южная и западная границы. Восток и север относятся к водным границам.
Карта распада Советского Союза
Вернуться к оглавлениюЧто нужно знать о ключевых границах РФ
К 2019 году у нашей страны насчитывается большое количество соседей. На суше наша страна граничит с четырнадцатью державами. Важно отметить всех соседей:
Также у нашей страны есть границы с Абхазским государством и Южной Осетией. Но эти страны до сих пор не признаны «международным сообществом», которое все еще считает их частью грузинского государства.
Карта российской границы с Грузией и непризнанными республиками
По этой причине границы РФ с этими небольшими государствами и в 2019 году не являются общепризнанными.
Вернуться к оглавлениюС кем РФ граничит на суше
К важнейшим сухопутным соседям Российской Федерации относится норвежское государство. Граница с этим скандинавским государством идет по заболоченной тундре от Варангер-Фьорда. Здесь находятся важные электрические станции отечественного и норвежского производства.
Сегодня на высшем уровне серьезно обсуждается вопрос создания транспортного пути к этой стране, сотрудничество с которой началось еще в глубоком средневековье.
Немного южнее тянется граница с финским государством. Местность здесь лесисто-каменистая. Этот участок важен для России по той причине, что именно здесь осуществляется активная внешняя торговля. К выборгскому порту из Финляндии осуществляется транспортировка финских грузов. Западная граница РФ тянется от балтийских вод к Азовскому морю.
Карта западной границы России с указанием всех приграничных государств
К первому участку стоит отнести границу с прибалтийскими державами. Второй участок, не менее важный — граница с Беларусью. В 2019 году она продолжает оставаться свободной для транспортирования товаров и путешествия людей. Через этот участок проходит европейский транспортный путь, имеющий огромное значение для России. Не так давно было принято историческое решение относительно создания новой мощной газовой магистрали. Главной точкой считается п-ов Ямал. Магистраль будет проходить через Беларусь в страны западной Европы.
Украина имеет не только геополитическое, но и географически-важное значение для России. Учитывая сложную ситуацию, которая в 2019 году продолжает оставаться крайне напряженной, власти РФ делают все возможное для прокладывания новых железнодорожных путей. Но железная дорога, соединяющая Златоглавую с Киевом все еще не теряет своей актуальности.
Вернуться к оглавлениюС кем РФ граничит на море
К важнейшим водным нашим соседям следует отнести Японию и Соединенные Штаты Америки.
Карта морских границ Российской Федерации
Оба эти государства отделяются от Российской Федерации небольшими проливами. Российско-японская граница обозначается между Сахалином, Ю.Курилами и Хоккайдо.
После присоединения Крыма у России появились соседи и в Черном море. К таким странам стоит отнести Турцию, Грузию и Болгарию. К океаническим соседям РФ следует отнести, находящуюся по ту сторону Северного Ледовитого океана, Канаду.
К важнейшим российским портам стоит отнести:
- Архангельск.
- Мурманск.
- Севастополь.
От Архангельска и Мурманска берет начало великий Северный путь. Большая часть тамошних вод в течение восьми — девяти месяцев покрыта огромной коркой льда. В 2016 году, по распоряжению президента РФ, была начата подготовка к созданию подводной арктической магистрали. Как предполагается, для перевозки важных грузов эта магистраль будет использовать атомные подлодки. Разумеется, принимать участие в транспортировке будут только выведенные из боевого состава подлодки.
Вернуться к оглавлениюСпорные участки
В 2019 году у России все еще имеются неразрешенные некоторые географические споры. Сегодня в «географический конфликт» вовлечены следующие страны:
- Эстонская Республика.
- Латвийская республика.
- Китайская Народная Республика.
- Япония.
Если принимать во внимание то, что так называемое «международное сообщество» отрицает присоединение Крыма к России, игнорируя результаты проведенного в марте 2014 года референдума, то к этому списку стоит добавить и Украину. Кроме того, Украина всерьез претендует на некоторые кубанские земли.
Вопрос Приднестровья, также важного для нашей страны, в большей степени решается с Молдавской Республикой. Некоторые специалисты полагают, что «крымский вопрос» также актуален и для Турции. Продолжается спор и относительно Южной Осетии с Абхазией. Но эти страны не входят в состав РФ, поэтому этот вопрос рассматривается в ином аспекте.
Спорный участок границы России с Норвегией
Так называемый «арктический вопрос» в ближайшее время, похоже, будет только методом «тонкого троллинга» для некоторых морских соседей России.
Вернуться к оглавлениюПретензии Эстонской республики
Этот вопрос муссируется не столь усердно, как «проблема Курил». А претендует Эстонская Республика на правый берег реки Нарва, которая находится на территории Ивангорода. Также «аппетиты» этого государства простираются к Псковской области.
Пять лет назад между российским и эстонским государством был заключен договор. В нем было обозначено разграничение водных пространств в Финском и Нарвском заливе.
«Главным героем» русско-эстонских переговоров считается «Саатсеский сапог». Именно в этом месте проходит транспортировка кирпича из Урала в европейские страны. Некогда «сапог» хотели передать эстонскому государству, в обмен на иные части земли. Но по причине внесенных эстонской стороной существенных поправок наша страна договор не ратифицировала.
Вернуться к оглавлениюПретензии Латвийской Республики
До 2007 года Латвийская Республика желала получить территорию Пыталовского р-на, что находится в Псковской области. Но в марте был подписан договор, согласно которому этот район должен оставаться собственностью нашей страны.
Вернуться к оглавлениюЧего хотел и чего добился КНР
Пять лет назад была осуществлена демаркация китайско-русской границы. Согласно этому договору, Китайская Народная Республика получила земельный участок в Читинской области и 2 участка неподалеку от о.Большой Уссурийский и Тарабаров.
В 2019году между нашей страной и Китаем продолжается спор относительно Республики Тувы. В свою очередь, Россия не признает независимость Тайваня. Дипломатических отношений с этим государством нет. Некоторые всерьез опасаются, что Китайская Народная Республика заинтересована в разделении Сибири. Этот вопрос еще не обсуждался на высшем уровне, а темные слухи комментировать и анализировать очень сложно.
Карта границы Китая и России
2015 год показывает, что в ближайшем будущем серьезных географических трений между Россией и Китаем возникать не должно.
Вернуться к оглавлениюМорские спорные участки
«Морской» спор, ведущийся между Россией и Украиной, некогда касался не только Азова, но и пролива Босфор. На этом участке есть коса Тузла, которая до референдума, проведенного в 2014 году, была предметом для яростных дипломатических сражений. Важно понимать, что особой ценности коса Тузла не представляет. Это небольшой участок суши, облюбованный керченскими и темрюкскими рыбаками. Сегодня вопрос Тузлы все еще обсуждается. Но уже не с украинской стороной, а со специалистами, ведущими строительство Керченского моста.
Некогда между Россией, Казахстаном, Азербайджаном и Туркменистаном велся серьезный спор относительно раздела Каспия. В 2003 году договор, заключенный между всеми сторонами спора был, наконец, подписан. Согласно этому договору, Каспийское море разделено частично, по срединной линии.
Вернуться к оглавлениюИнтересный момент
Многих людей, всерьез заинтересованных в изучении геополитики, интересует, с какими странами наша страна больше не соприкасается географически по суше.
Такой страной является Иран. До девяностых годов двадцатого столетия между нашей страной и этой исламской республикой сохранялись сухопутные границы. Как только Советский Союз распался, закавказские республики получили суверенитет и российско-иранские сухопутные границы прекратили свое существование.
Вернуться к оглавлениюРазделение европейско-азиатских границ
Многие всерьез полагают, что граница между европейско-азиатскими странами проходит по уральскому горному хребту. Граница простиралась по побережью Каспия. Протяженность этого пути насчитывает около 6 тыс. км. Есть и другая версия, согласно которой граница проведена по водоразделу между Кавказом и Уральским краем.
Вернуться к оглавлению
Так думали средневековые географы
В глубокой древности люди думали не только о проблемах насущных, но также и о том, где находится край мира. Более 3 тысяч лет назад сушу впервые условно поделили на Восток, западные и африканские страны. По мнению древнегреческих ученых, граница между европейско-азиатскими странами проходила по Черному морю.
Римляне полагали, что точкой деления следует считать акваторию Меотиды, включающую в себя и пролив Босфор. Геродот, Страбон и Птолемей были уверены в том, что исторически граница между всеми частями света должна быть поделена по Азову. В средневековых арабских трудах граница проходила между волжской и камской акваториями.
Средневековая карта территории Российской Федерации
Такого мнения ученые умы придерживались вплоть до восемнадцатого столетия. Более того, так считал даже великий М.В. Ломоносов.
Вернуться к оглавлениюМнение ученых восемнадцатого века
В тридцатых годах восемнадцатого столетия шведский ученый-географ Страленберг выдвинул гипотезу о том, что границу следует провести по бассейну Уральских гор. Эта мысль была близка отечественному географу и государственному деятелю, В.Н. Татищеву. Идея разделения частей света по рекам РИ была им отвергнута. Татищев предположил, что границу следует провести по побережью Каспия вплоть до Таурисских гор.
К сожалению, какое-то время на идеи Татищева и Страленберга в ученых кругах не обращали внимания. И только в самом конце восемнадцатого столетия подлинность суждения русского и шведского ученых была отражена в других крупных географических трудах.
Карта Российской Империи 18 века
С большим вниманием к этой точке зрения отнеслись такие выдающиеся деятели, как Щуровский и Фальк.
Вернуться к оглавлениюСовременные реалии
Пять лет назад, весной, русское географическое общество анонсировало начало масштабного за последние несколько десятилетий похода в РК. Основной задачей похода было уточнение общеполитической позиции. Европейско-азиатские границы должны были обозначаться на юге Уральско-горной высоты. Экспедиция закончилась успешно: ученые выяснили, что разделение находится чуть поодаль от Златоуста.
Дальше Уральско-горный хребет ждал распад, в результате чего он утрачивал самую яркую ось. В этом месте горы были разделены на параллели. После долгих дискуссий, отечественные ученые пришли к выводу, что ось деления должна быть на восточном перешейке Прикаспийского участка. К сожалению, это мнение на международном уровне не рассматривалось. В 2015 году отечественные и западные ученые сошлись во мнении, что ось деления проходит через Каспий, Босфор, Мраморное и Эгейское моря.
Вернуться к оглавлениюЗаключение
Огромные границы России требуют особого внимания. По мнению отечественных специалистов, ведение хозяйства в такой большой стране требует существенных энергетических затрат.