Дошкольное образование в финляндии
"Дошкольное образование в Финляндии"
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Система дошкольного воспитания в Финляндии 4-5
2. Образовательные программы в детских садах 6
Заключение 7
Список используемой литературы 8
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольное образование - это начальное звено в системе непрерывного образования, главными направлениями развития которого являются:
- понимание дошкольного возраста как самоценного периода в развитии личности;
- обеспечение приоритета общечеловеческих ценностей;
- гуманизация и демократизация воспитательно-образовательного процесса;
- свобода выбора программ и технологий;
- экономическая самостоятельность дошкольных образовательных учреждений (ДОУ).
Финляндия возглавляет список европейских стран с наиболее конкурентоспособной экономикой, наименее коррумпированной властью, и наиболее эффективной системой образования. В отличие от среднего и высшего образования, дошкольное воспитание в Финляндии – платное. Родители сами выбирают, куда отдать своего ребенка – в муниципальный, частный или семейный детский садик.
В Финляндии принят закон, по которому все шестилетние дети имеют право посещать подготовительную к школе группу детского сада или подготовительный класс школы.
Большой популярностью в Финляндии пользуется идея интегрированного воспитания, когда вместе воспитываются больные и здоровые дети, дети разных национальностей и социального происхождения. Однако существуют и специализированные дошкольные учреждения. Они обслуживают детей с недостатками физического, психического, когнитивного и социального развития.
1. система дошкольного воспитания в Финляндии
Ясли и детские сады играют важную роль в системе образования государства. В них воспитатели активно занимаются с детьми, обучают основам дошкольных дисциплин, учат взаимодействовать друг с другом и находиться в коллективе сверстников. В ясли детей принимают уже с 9 месяцев.
Примечательно, что дошкольное образование в стране — платное. На выбор родителям предлагается определить ребенка в муниципальный, семейный или частный сад. Стоимость яслей или детского сада варьируется от 23 до 254 евро в месяц. Главной задачей «дневного ухода за маленькими детьми» (именно в такой формулировке в Финляндии был принят закон о дошкольном воспитании) является поддержка родителей в воспитании ребенка. А основное требование к детскому саду – создание надежных и доброжелательных отношений и разнообразной развивающей среды обучения.
В Финляндии существуют четырехчасовые группы, где с детьми занимаются, играют, гуляют, но не кормят их. Есть детские сады полного дня. Существуют дошкольные учреждения, где можно оставить ребенка на ночь, но их немного – они предназначены для случаев, если родители работают в ночные смены или часто ездят в командировки.
Группы в садах маленькие, так как по закону воспитатель может контролировать максимум четверых детей. Если государство не смогло обеспечить ребенку место в детском саду, родителям компенсируется денежная сумма для того, чтобы кто-то из родителей мог заниматься с ребенком дома. Существенным различием между средним, высшим образованием и дошкольным, является тот факт, что дошкольное воспитание будущих школяров – платное, и оно разительно отличается от воспитания детей-улицы, каких сейчас немало.
Финская семья сама выбирает место, для ежедневного посещения, но они имеют право выбора между муниципальным, правовым, либо же частным детским садиком. Важной особенностью оплаты за обучение считают размер данной оплаты, который зависит не от престижа или крутости семьи, а от её среднего дохода. Согласно закону, каждый финский малыш должен быть обеспечен местом в детском саду и власти Финляндии, и, несмотря на значительную перенаселённость детских садов в больших городах, местные органы управления выворачиваются наизнанку и находят дополнительные источники бюджета. Так, например, каждый месяц многие семьи получают около 500 долларов за то, что их ребёнок растёт дома, а не посещает детский сад. Вообще, детские сады в Финляндии с радостью открывают свои двери для ребятишек от 9-ти месяцев и до 8 лет. Перед родителями встаёт выбор между двумя типами садиков: муниципальным и частным.
Муниципальный садик, или, иначе говоря, государственный, принимает детей на целый день, а то и на ночь. В данном типе садиков правила – самые жесткие. Примером тому может служить то, что дети гуляют в любую погоду, независимо от показателей термометра. Тем самым, финны с детства готовят детей к неблагоприятным условиям климата, стараясь не вырастить своих чад «тепличными». Непременное присутствие одного воспитателя, следящего за 4-мя детьми. Нельзя, чтобы у воспитателя было 5 подопечных – это грозит штрафом.
Частные детские сады в Финляндии представляют намного меньшее ограждение ребёнка всевозможными правилами. Частный детский сад могут открыть мамы в декрете, которым абсолютно всё равно, сидеть ли с одним, или с четырьмя. Частные детские садики создают атмосферу спокойствия, защиты и уверенности в следующем дне. Обязательным условием работы частного садика является существование чёткого плана распорядка дня детей. Выбор определённого типа садика всегда зависит от мнения жителей, создаваемого на основе приводимых плюсов и незначительных минусов данных заведений.
2. Образовательные программы В ДЕТСКИХ САДАХ
Подходы к воспитанию детей в детских садах определяются опытом и традициями финского общества. Однако единой образовательной программы для детских садов не существует. В последнее время отчетливо заявила о себе тенденция к самостоятельности каждого отдельного учреждения в выборе целей и принципов воспитания детей и свободы в распределении бюджета.
Воспитатели и помощники воспитателей руководствуются в своей повседневной работе составленным совместно с коллегами планом, собственным профессиональным отношением к детям и любыми пособиями, выпускающимися по всем видам детской деятельности.
В отличие от многих западных стран, дошкольное образование в Финляндии начинается лишь с возраста 6 лет и длится 1 год. Основной задачей преподавателей в ходе этого года является начальная подготовка детей к учебе в школе.
Все внимание сосредоточено на изучении родного языка (чтения, письма) и математики, естествознания и этики. Этот этап необязателен и по желанию родителей дошкольная подготовка может осуществляться дома. Внутренняя политика каждого детского сада согласуется с родителями воспитанников.
В Финляндии именно родители отвечают за воспитание детей (их права и обязанности законодательно закреплены). Влияние на содержание и качество ухода за их детьми является как их правом, так и обязанностью. Поощряется участие родителей в детско-родительских проектах.
Некоторые детские сады участвуют в исследовательских проектах совместно с университетами, в рамках которых изучается эволюция спонтанных игр, освоение компьютера, обучение рисовальной технике, математике, игре на музыкальных инструментах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дошкольное образование является основополагающим направлением в развитии общества, оно является фундаментом. Образование помогает человеку стать личностью, воспитывает в нем духовные качества.
Стандарт образования в Финляндии, прежде всего, предполагает не только обучение и воспитание ребенка, но и его развитие.
В год предшествующий поступлению ребенка в школу, в Финляндии предусмотрено дошкольное образование в детских садах. Начиная с 6 лет, ребенка в игровой форме обучают всеми необходимыми знаниями и навыками, которые потребуются ему для усвоения школьной программы на первом этапе.
Основные принципы работы детского сада:
-создание атмосферы, благоприятной развитию;
-воспитание через подражание и пример;
-культивирование многообразных форм игровой деятельности;
-создание пространства, способствующего развитию свободной игры;
-организация здорового ритма жизни группы;
- занятия различными видами трудовой деятельности («педагогика руки») и различными искусствами (живопись, музыка, лепка)
Все вышеперечисленные положения не являются отдельными частями «программы» работы детского сада или методическими «приемами», а представляют собой единое органичное целое. Жизнь группы скорее напоминает жизнь большой, дружной семьи, чем работу «учебного заведения».
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Аникин Л. Как школьники соседней страны стали грамотнее всех в мире. Ж. «Невское время» от 13.01.2009.
2.Беспалова Т. Система образования в Финляндии. URL: www.cop.ru
3.Бессорабова И.С. Воробьев Н.Е. Мультикультурная подготовка учителя в Финляндии, 2009, С. 113-115.
4.Водянский А. Стандарты общего образования. Народное образование. - 2009, С. 32.
5.Войтова И.В. «Подготовка научных кадров высшей квалификации в условиях инновационного развития экономики. Региональные, межрегиональные и международные аспекты» Минск: ГУ «БелИСА», 2007. С. 200.
6. Журнал «Обучение за рубежом», № 3, 2004
7.Why Are Finland’s Schools Successful?. // Smithsonian magazine, September 2011.
Дошкольное образование в Финляндии
Реферат
по современным системам дошкольного образования зарубежном на тему: «Система образования в Финляндии»
Выполнили:
Жигалова Анастасия,
Еремина Ольга
3.651 гр.
Проверила:
Н.М.Щкляева
к.п.н., доцент кафедры
дошкольной педагогики
Глазов 2013
Содержание
1. Общие сведения о Финляндии
2. Система образования в Финляндии
3. Дошкольное образование в Финляндии
4. Литература
Финляндия
Финскийфлаг представляет собой белое полотнище с изображением в горизонтальном положении синего креста, символизирующих собой два преимущественных цвета в природе долгой зимы: белого снега, покрывающего страну, синего неба и синих бесчисленных озер летом. Государственные флаги и президентский штандарт отличаются еще и наличием герба Финляндии. Президентский и Государственный флаг Вооруженных сил имеют заостренные концы.
Герб Финляндии — коронованный золотой лев в червлёном поле, правая передняя лапа заменена рукой в доспехах, держащей серебряный меч с золотой рукоятью. Лев попирает задними лапами серебряную сарацинскую саблю с золотой рукоятью. Щит усеян 9 серебряными розетками. Официально используется только с 1978. Лев — древний скандинавский символ власти и могущества, символ рыцарства (рука) и сарацинская сабля — причастность к общей культуре христианской Европы в борьбе с мусульманами. По некоторым версиям, рысь, а не лев изображена на гербе Финляндии.
Финляндия - государство на севере Европы. Граничит на востоке с Россией, на северо-западе — со Швецией и на севере — с Норвегией. На юге и западе берега страны омывают воды Балтийского моря и его заливов — Финского и Ботнического. Столица — Хельсинки.
В 2010 году страна была на первом месте в списке «Лучшие страны мира» по версии журнала Newsweek, а в 2012 году стала «самой стабильной страной мира» по оценке американского фонда «Fund for Peace».
Почти треть страны лежит севернее полярного круга. Площадь Финляндии составляет 338145 км2. Финляндия - страна озер (их насчитывается около 60 тысяч, крупнейшие из которых Сайма, Инари и Пяйянне. Главные реки страны Торнио, Муонио, Кеми и Оулу, однако судоходна только Оулу. Большая часть территории равнинная, гористая местность расположена на северо-западе страны, там же находится и высшая точка Финляндии - гора Халтия (1324 м). Финляндии принадлежат также Аландские острова (архипелаг Ахвенанмаа) -около 6,5 тысяч островов.
Население страны (по оценке на 1998 год) составляет 5149200 человек, средняя плотность населения около 15 человек на км2. Более двух третей населения живет в южной части страны.
Этнические группы: финны - 90%, шведы - 9%, на севере проживает около 2500 саамов, другие меньшинства составляют менее 1%.
Язык:финский, шведский (государственные), саамский.
Вероисповедание: евангельская лютеранская церковь -89%, православная церковь- 1
Крупнейшие города: Хельсинки (500000 человек), Тампере (174000 человек). Турку (160000 человек), Оулу (102000 человек), Куо-пио (81500 человек). Пори (76500 человек).
Государственное устройство - республика.
Глава государства - президент Нийнистё, Саули (в должности 1 марта 2012 года).
Глава правительства - премьер-министр Ванханен,Матти (в должности с 24 июня 2003 года) . Денежная единица- финская марка.
Средняя продолжительность жизни (на 1998 год): 72 года - мужчины, 80 лет - женщины.
Климат.Несмотря на то, что Финляндия находится на севере. Европы, климат из-за влияния Балтийского моря не очень суровый. Средняя температура июля на юге страны около 16° С. Средняя температура февраля - около -9° С. Снег лежит около 4 месяцев в году на юге страны и около 7 месяцев - на севере
Флора и фауна. Почти три четверти территории Финляндии покрыто лесами, в основном хвойными. В Финляндии насчитывается около 1200 видов деревьев и папоротников и около 1000 видов лишайников. Среди представителей млекопитающих - медведи, волки, рыси и полярные лисы. Среди птиц - дикие гуси, лебеди, тундровые куропатки, пуночки, золотистые ржанки. В реках и озерах водятся лосось, форель, щука, окунь. В прибрежных морских водах - сельдь, треска, морской окунь.
Система образование в Финляндии.
Финская система образования ставит своей целью обеспечение достаточно высокого уровня знаний, навыков и просвещенности всего населения. Принцип пожизненной учебы – возможность учиться новому в любом возрасте – охватывает все ступени образования, с начального обучения до образования взрослых. В 1998 году доля расходов общества на образование составила 6,2 % валового национального продукта Финляндии (в среднем по странам ОЭСР – 5,3%). Уровень образования финнов высокий. По международным оценкам особо хороших результатов достигло образование молодых. По оценке результатов образования, проведенной PISA-исследованием среди детей и подростков школьного возраста стран ОЭСР в 2001 году, Финляндия заняла место среди ведущих стран мира.
Дошкольное обучение
В финской школьной системе нет специальных подготовительных школ, а дошкольное обучение ведется в школах и детских садах. Под дошкольным обучением подразумевается воспитание и обучение детей в течение года, предшествующего их принятию в школу. Дошкольное обучение ставит своей целью укрепление у детей предпосылок усвоения учебного материала. На практике это означает, что новым знаниям и умениям детей обучают с помощью игры. В соответствии с законом муниципалитеты обязаны организовать всем детям шестилетнего возраста бесплатное дошкольное обучение. Однако участие ребенка в нем не обязательно. Большинство шестилетних детей в настоящее время участвуют в дошкольном обучении.
Начальное образование
В Финляндии каждый ребёнок имеет право на предварительное начальное образование, которое вообще начинается за один год до начала обязательного образования, то есть в тот учебный год, когда ребёнку исполняется 6 лет. Предварительное начальное образование может быть получено в школе или детском саду, семейном детском саду или в другом подходящем месте. Это решает муниципалитет.
Обязательное образование ребёнок начинает в тот год, когда ему исполняется семь лет и продолжается до 16—17. Государство гарантирует бесплатное основное образование. Сюда входят обучение, учебники, тетради, основные канцелярские принадлежности, питание в школе тоже бесплатное.
В 3 классе начинается изучение английского языка, в 4 классе ребёнок выбирает факультативный иностранный язык (французский, немецкий или русский). В 7 классе начинается изучение обязательного шведского.
В 2012 году принято решение об удлинении учебного дня и реструктуризации преподаваемых дисциплин. В связи с наметившейся тенденцией дифференциации финских общеобразовательных школ, министр образования Юкка Густафссон высказал свои опасения по поводу общего упадка школьного образования.
Вторая ступень
После получения основного образования перед учащимися встаёт выбор:
· получать профессиональное образование, после которого начать работать по специальности. Обучение происходит в профессионально-технических: в частности профессиональном училище, также можно выбрать обучение на производстве по договору
· продолжить обучение в лицее, где идет серьёзная подготовка к поступлению в высшую школу. Учащиеся, которые идут в лицей, должны показать достаточно высокую степень подготовленности (средний балл полученных оценок в основной школе и будет этим определением). В Финляндии выпускники лицея и являются абитуриентами — подают документы в высшую школу будучи ещё лицеистами.
Высшее образование
Сейчас в Финляндии существует две параллельные системы высшего образования — университеты и политехнические институты. Последние дают практические знания и навыки для работы в разных областях. Самые популярные специальности политехников — технологии и транспорт, бизнес и управление, здравоохранение и социальная сфера, культура, туризм, сфера обслуживания, образование, природные ресурсы. Обучение длится 3,5-4 года и включает обязательную практику.
Настоящих университетов в Финляндии 10, ещё 10 специализированных институтов (технологии, бизнес и экономика, искусство), к университетам причислена и военная академия. Все университеты — государственные. Самые популярные и престижные направления обучения — технологии, гуманитарные и естественные науки.
Кроме степеней, эквивалентных бакалавру, магистру и доктору, финские университеты присваивают ещё и промежуточную между магистром и доктором — лиценциат. Её можно получить через два года после магистра (доктора надо ждать ещё два года).
Дошкольное образование в Финляндии
Первые дошкольные учреждения в Финляндии были созданы в конце 50-х годов XIX в. Перед ними ставилась задача — обеспечить содержание детей из семей рабочих в то время, когда их родители трудятся. В дальнейшем политика в отношении детских садов была переориентирована на подготовку детей к школе. В начале 70-х годов, несмотря на то, что детские сады входили в систему социального обеспечения, они стали выполнять образовательные функции.
Корни финского дошкольного воспитания — во фребелевской системе детского сада. В педагогике Фребеля финны выделили ту ее часть, которая подчеркивает поощрение общего развития ребенка и уникальное значение игры для него. В 1888 г. X. Ротман, выпускница Дома Песталоцци в Берлине, создала в Хельсинки первый детский сад на научной основе. С 1892 г. началась профессиональная подготовка воспитателей, а в 1906 г. были открыты первые летние детские сады (летние детские площадки в городах, ас 1912 г. и специальные загородные лагеря, которые существуют в Финляндии до сих пор). В 1908 г. была начата педагогическая работа с детьми в больницах (социально-педагогической адаптации и реабилитации детей уделяется и сейчас большое внимание, причем работа строится по-разному в зависимости от типа болезни). В 1913 г. в дошкольных учреждениях была введена должность педиатра (впоследствии отмененная). После отделения Финляндии от России возникла необходимость организовать службу, занимающуюся детьми-сиротами и берущую на себя заботу о благополучии ребенка. (Сейчас такие службы разнообразны: некоторые занимаются детьми из неблагополучных семей, другие — адаптацией, усыновлением, третьи — детьми переселенцев и беженцев.) В 1919 г. были образованы инспекция детских садов, группы продленного дня для школьников и Ассоциация воспитателей детских садов (позже, отдельно, помощников воспитателя). Эта ассоциация регулирует отношения работников детского сада с работодателями, добивается определенных льгот, например увеличения отпуска, сокращения рабочего дня, увеличения заработной платы. В 20-е годы была начата работа по созданию специальных детских клиник, а также сети детских консультаций, благодаря которым детская смертность в Финляндии стала одной из самых низких в мире. В области образования началась работа по компенсаторному обучению: созданию условий, выравнивающих возможности для развития детей из разных слоев, из групп населения, различных по родному языку (финский, шведский) и по месту проживания (город — деревня, север — юг); были также образованы педагогические учреждения для детей с недостатками развития. В 30-е годы детские сады из частных стали государственными. Во время Второй мировой войны десятки тысяч финских детей были эвакуированы в Швецию и Данию, что значительно повлияло на их последующую жизнь. Начиная с 40-х годов лютеранская церковь начала активную работу с детьми и подростками, образовав клубы для молодежи, группы для дошкольников, посещая детей на дому. В послевоенные годы в Финляндии рождалось очень много детей (до сих пор эти цифры не перекрыты), а женщины стали активными участниками производства, поэтому требовалось значительно расширить сеть дошкольных учреждений. Геосоциальные изменения (приток населения в города, его миграция с севера на юг) заставили строить и открывать новые детские сады. С 1963 г. в детских садах стал работать логопед. Как говорят сами финны, когда традиция сильна, возникает ощущение преемственности поколений, непрерывности жизненного процесса и осмысленности собственных действий. В 60-е годы произошла переориентация на Америку — в теоретических принципах и на Швецию — в практической организации жизни детского сада. Началось с попыток создания «дневных домов», где детям предоставлялась полная свобода действий, а любые занятия с ними отменялись. Затем наступила пора поисков разных вариантов, часто заканчивавшихся отказом от особых приемов работы в пользу свободной игры с незначительными элементами управления ею.
Ныне под влиянием крепнущих связей с мировым сообществом и знакомства с опытом разных стран и культур детские сады становятся все более интегрированными (вместе воспитываются больные и здоровые дети, дети разных национальностей и разного социального происхождения), все меньше в педагогическом процессе организующих моментов и больше разных видов деятельности. Существуют и специальные детские сады, основывающиеся на системах М. Монтессори, вальдорфской педагогики, интенсивно обучающие искусству, иностранным языкам (в том числе и русскому), футболу и т. п. Поскольку Финляндия — двуязычная страна, то в некоторых детских садах весь персонал говорит и на шведском языке, во многих дошкольных учреждениях есть шведские группы. В Лапландии функционируют детские сады с саамским языком. Кроме того, есть дошкольные учреждения для детей с недостатками физического, психического, когнитивного и социального развития (в одной группе такого сада может быть, например, 8 детей и 4 воспитателя).
Примерно 30 % детей в возрасте до 3 лет и 60 % детей от 3 лет до поступления в школу посещают дошкольные учреждения. Принят закон, по которому все шестилетние дети имеют право на место в подготовительной к школе группе детского сада или подготовительном классе школы.
Законодательный акт об уходе за маленькими детьми был принят в Финляндии в 1973 г. и пересмотрен в 1983 г. За воспитание детей в Финляндии отвечают родители, поэтому они обладают как правом, так и обязанностью оказывать влияние на содержание и качество ухода за их детьми. Во-первых, целью системы дневного ухода является поддержка родителей в воспитании ребенка. Во-вторых, эта система построена так, чтобы ребенок постоянно находился в орбите надежных и доброжелательных человеческих отношений, мог включаться в разнообразную деятельность, способствующую его развитию, а вокруг него была бы создана благоприятная для всестороннего развития и обучения среда. В-третьих, в соответствии с возрастом и индивидуальными потребностями ребенка общественное дошкольное воспитание, учитывая общекультурные требования и традиции, призвано способствовать физическому, социальному и эмоциональному развитию детей, а также поддерживать эстетическое, интеллектуальное и религиозное формирование их личности. Решая эту последнюю задачу, следует уважать религиозные воззрения родителей или опекунов ребенка. Мать новорожденного имеет право на оплачиваемый отпуск до года, а после года — на пособие по уходу за ребенком до 3 лет, размеры которого зависят от общего дохода семьи. Отец может воспользоваться частью этого отпуска.
Детские сады (в отличие от четырехчасовых игровых групп, где с детьми чем-нибудь занимаются, играют, гуляют, но не кормят их) в Финляндии обычно работают полный день, в каждой группе может быть от 12 до 21 ребенка, в зависимости от возраста (считается, что один ребенок младше трех лет занимает как бы два места, так как требует двойного внимания). В каждой группе должен быть минимум один воспитатель и два помощника. Заболевших заменяет няня или приглашаемый специально сверх штата воспитатель. Если все дети в группе не достигли трехлетнего возраста, работают три няни. Если все дети старше четырех лет, то желательно, чтобы было два воспитателя и один помощник. Если группа работает меньше 5 часов в день, в ней должен быть один воспитатель и одна няня. В таких группах в общей сложности до 25 детей. Должностей врача, медсестры, музыкального работника, логопеда нет. Регулярно проводятся только осмотры у зубного врача.
Детский сад открыт обычно с 6.30 или 7.00 до 17.00 или 18.00; ранние приходы и задержки обговариваются между членами коллектива. Все взрослые работают в три смены, по очереди приходя в свою группу к 7.30, к 8.00 или 10.00. Этот график позволяет одновременно находиться в группе в наиболее ответственную часть дня всем взрослым сразу. Существует также тенденция к увеличению количества взрослых в группе за счет перераспределения обязанностей: персонал, занимающий ставки заведующего, уборщицы и т.д., должен больше работать с детьми. Рабочий день воспитателя равен семи часам, а помощника воспитателя — восьми. Обед входит в рабочее время: воспитатель питается вместе с детьми, иногда сидя с ними за одним столом. Кроме того, есть два кофейных перерыва в специальной комнате для персонала, где также можно почитать специальную литературу, подготовиться к занятиям, провести совещание.
Начинается утро с завтрака, затем проводится «утренний кружок» (беседа на какую-нибудь тему), чтение книги, пение песен. После этого наступает время для занятий ручным трудом или физкультурой, свободной игры. Затем прогулка, обед, отдых, полдник, снова игра и деятельность, прогулка. Часто проводятся экскурсии, дальние прогулки, посещение музеев и выставок. В детский сад на встречу с детьми приглашают артистов, художников, музыкантов, полицейских, пожарных и людей других профессий.
В настоящее время организующими моментами работы детского сада являются поддержание режима (еда, прогулка, сон), проведение «утреннего кружка» (беседы), чтение книг, пение песен, подготовка к праздникам: День ООН, День независимости Финляндии, День папы, День мамы, День друга, Рождество, Пасха, окончание учебного и др. Дни рождения детей отмечаются в группах Во время тихого часа дети сами выбирают, хотят ли они спать, слушать музыку, кассету, играть в тихие игры, рассматривать книги. Воспитатели всегда готовы делать что-нибудь с детьми руками, играть в настольные или ролевые игры, рисовать и лепить.
Для финской системы дошкольного воспитания характерно то, что воспитатели (их называют так же, как и школьных педагогов, учителями) — квалифицированные, высокообразованные люди.
Детский сад помогает воспитать ребенка самостоятельной, ответственной, независимо мыслящей личностью, он должен подготовить ребенка к активному участию в жизни общества. Ребенок должен научиться вести себя осмотрительно, отвечать за свое поведение, критиковать и принимать критику, переживать конфликты. Поощряются творчество и всестороннее развитие личности.
Оплата за посещения садика зависит от доходов семьи. Скажем, если доход семьи высокий, то родители платят из своего кармана не больше 254 евро ежемесячно. Если у семьи маленькие доходы, то соответственно эта сумма меньше. Минимальная плата за садик малоимущих семей – 23 евро в месяц.
Таким образом, система дошкольного образования в Финляндии имеет свои отличительные особенности. Первые дошкольные учреждения в Финляндии были созданы в конце 50-х годов XIX в. Корни финского дошкольного воспитания — во фребелевской системе детского сада. Ныне детские сады становятся все более интегрированными. Существуют и специальные детские сады, основывающиеся на системах М. Монтессори, вальдорфской педагогики.
Литература
1. Аланне А., Салоски М. Дошкольное воспитание в Финляндии// Дошкольное воспитание. - 1983. - № 5.
2. Парамонова Л. А., Протасова Е. Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом: История и современность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 240
3. Протасова Е. Как живет финский детский сад//Обруч. - 1995. - № 6.
4. Протасова Е. два языка, две культуры - одна личность // Обруч. - 1995. - №6.
5. Протасова Е. Финляндия: система дошкольного воспитания//Дошкольное воспитание. - 1995. - № 2.
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Детские сады в Финляндии: как это устроено
Есть три основных способа «подращивания» дошкольника в Финляндии:
1. Отдать ребенка в муниципальный детский сад (päiväkoti, буквально – «дневное пребывание»)
2. Отдать в частный детский сад
3. Воспитывать дома.
Есть еще несколько промежуточных вариантов. Например, «родительский круг», когда несколько семей нанимают няню, чтобы та присматривала за детьми. На одну няню может приходиться не больше 4 детей, и после того, как родители выбрали кандидатуру няни, та должна пройти собеседование в специальном департаменте.
Или, если родители предпочитают держать ребенка на домашнем воспитании, но при этом хотели бы время от времени иметь пару-другую свободных часов в день «для себя», они могут воспользоваться услугами так называемых «детских клубов». Это нечто вроде игровых групп для детей на 3-4 часа в день. Детей в «клубах» не кормят и не укладывают спать, но за ними на игровой площадке присматривают сертифицированные специалисты с профильным образованием. Группы в «клубах» не могут быть больше 10-12 детей на 3-4 воспитателя.
Воспитатели в детском саду — люди с высшим образованием, получившие степень бакалавра или магистра в области дошкольного воспитания. На группу из 12-14 человек приходится 3-4 воспитателя. Как правило, детей «сдают» в детские сады в возрасте трех лет, хотя существует система садиков для самых маленьких, типа российских яслей.
— Чему же именно вас учат на вашем факультете дошкольного воспитания? — спросила я студентку «Метрополии», университета прикладных наук в Хельсинки. — Главное — любить детей, — сказала она. — Если воспитатель не любит детей, он профнепригоден.
Если форму воспитания ребенка с 0 до 6 лет родители могут выбирать сами, то с 6 до 7 лет посещение дошкольного детского учреждения (на полдня или на целый день, по выбору родителя) является обязательным как Early childhood education and care.
К школе финские дети должны прийти грамотными и с определенным набором навыков.
В Финляндии готовить детей к начальной школе начинают довольно поздно: в основном в Европе этот обязательный подготовительный к школе этап стартует с 5 лет (например, в Нидерландах, Австрии, Бельгии и многих других странах ЕС), а в некоторых и того раньше: например, в Венгрии обязательное ранее и дошкольное обучение начинается в 3 года.
Как попасть в детский сад
Как правило, один из родителей сидит с ребенком дома хотя бы до того момента, когда кончается декретный отпуск (vanhempainvapaa), который длится до момента, когда младенцу исполняется 9 месяцев. Если родитель хочет и дальше присматривать за ребенком самостоятельно, он может взять отпуск по уходу за ребенком (до 3 лет) и также подать заявку в социальную систему Kela с просьбой о финансовой поддержке на этот период.
Отправляют заявку на получение места в муниципальном детском саду не позже, чем за 4 месяца до того дня, с которого хотят отдать ребенка в сад. Однако в том случае, если обстоятельства родителей изменились внезапно — скажем, мать-одиночка нашла работу и хочет отдать ребенка в сад побыстрее, — место в детском саду предоставляют в течение двух недель. Обязанность предоставить место в садике для ребенка после того, как заявление оформлено родителями, лежит на муниципальных властях того города, где живет ребенок.
Часы пребывания могут варьироваться в зависимости от того, в каком детском саду ребенку предоставили место — а это, в свою очередь, зависит от того, что именно родители написали в своем заявлении в муниципальные службы.
Сколько стоит детский сад в Финляндии
В зависимости от того, какой доход имеется у семьи, место в детском саду может быть предоставлено за полную стоимость (290 евро в месяц) или за частичную оплату — вплоть до совершенно бесплатного места, если доход семьи ниже определенного порога и семья считается «бедной». И даже для семьи с высоким доходом стоимость детского сада для второго, третьего и так далее детей в семье, если все они ходят в детский сад, будет пропорционально снижена.
Плата за пребывание в детском «клубе» также может быть спонсирована из муниципального бюджета, если доходы семьи ниже прожиточного минимума. Если ребенок совсем маленький или ему требуется специальный уход, а семья не имеет достаточного дохода, заработная плата няни будет также субсидироваться через систему соцстрахования KELA.
Знакомого младенца, живущего в Эспоо (городе-спутнике Хельсинки) отдали в детский сад в возрасте 1 года и 8 месяцев. К этому времени он более-менее научился самостоятельно есть кашу. Несмотря на то, что гражданство у ребенка не финское, муниципалитет Эспоо предоставил ему бесплатное место в муниципальном детском саду, расположенном в пяти минутах пешком от студенческого общежития, где он живет в двухкомнатной семейной квартире с матерью-студенткой.
Что дети делают в детском саду в Финляндии
Главная стратегия финских детских садов — игра. Сидячих занятий, на которых детей бы обучали читать, писать и считать, в младших группах нет вообще: дети учатся всему в процессе игры, рисования или пения. В последний год перед школой, с 6 до 7 лет, дети в Финляндии обязаны посещать детский сад для получения дошкольного образования (так называемого Early childhood education and care) — но и оно проходит в игровой форме.
В результате, согласно исследованиям, финские школьники имеют минимальный уровень «связанной со школой тревожности» и в намного большей степени, чем, например, школьники в соседней России, чувствуют себя в школе «на своем месте». Основы этого самоощущения закладываются еще в детских садах.
В одном обыкновенном детском саду стоит песочница с качелями и отдельный «гараж» с большим количеством трехколесных велосипедов и самокатов. В определенные дни дети с воспитательницами отправляются в соседний парк, где есть большая игровая площадка и эстрада, на которой проходят концерты. Туда приходят группы из других детских садов, так что получается что-то вроде большого детского фестиваля.
Знакомая мама немного огорчается, что ее ребенок собирается в детский сад с радостью и совсем не огорчается, когда она по утрам отводит его в группу и поворачивается к выходу. В их садике для малышей в возрасте до трех лет детей приводят к 8 утра и забирают в 3 часа дня. Утром детей кормят завтраком и выводят на прогулку; днем, после обеда, укладывают спать.
— Он просыпается утром и говорит: тррр, тррр! Что означает: ух, как я сейчас пойду в детский сад и накатаюсь на велосипедике! Совсем не переживает, что расстанется со мной на целый день, — жалуется мама ребенка. — Это же хорошо, — объясняют ей финские воспитатели. — Это значит, что ребенок уверен в себе и в окружающем мире, его уровень тревожности — низкий.
В последние годы в Финляндию приехало немало иммигрантов из разных стран, и большинство из них поселились в южной части страны, прежде всего в регионе Большого Хельсинки (включающего города Хельсинки, Вантаа и Эспоо). Для детей из этих семей система детских садов особенно важна — она помогает детям освоить не самый легкий на свете финский язык.
В знакомой группе детского сада дети из вьетнамских и русских семей спустя два месяца после того, как они начали ходить в детский сад, уже явно понимают финский язык, на котором с ними говорят воспитательницы. Хотя, конечно, пока еще в силу возраста (в этой группе всем детям меньше двух лет) они не могут сказать на финском ничего, кроме «мой-мой». Это выражение примерно соответствует русскому «Привет!» или «Пока!» (используется и для приветствия, и для прощания). К тому времени, как начнется школа, все эти дети будут свободно говорить не только на своем родном языке, но и на финском.
Униформа для детского сада
Одежда для детского сада очень важна, потому что погода в Финляндии — единственное, что финнам никак не удается улучшить. Одна из самых популярных деталей туалета для дошколят поэтому — резиновые сапоги и резиновые штаны на лямках, типа рыболовных. Если увидите, что финские дети играют в луже, а воспитательницы спокойно на это смотрят, не паникуйте: скорее всего, на детях абсолютно непромокаемые штаны, под которые поддет теплый комбинезон.
Если семья ребенка не может себе позволить купить новый комбинезон или обувь для своего быстро растущего карапуза, можно обратиться в один из магазинов, торгующих комиссионными вещами по бросовым ценам (а часто и вовсе имеющим раздел с бесплатными вещами). Это благотворительные магазины системы Fida или другие аналогичные, где поношенные детские вещи там можно купить за один-два евро. Детские вещи, как правило, сдаются в хорошем состоянии — ведь маленькие дети растут быстро и не успеют их заносить, к тому же в плохом состоянии вещи в такие магазины просто не принимают.
Кстати, согласно местному закону в регионе Большого Хельсинки все поездки на общественном транспорте бесплатны для родителей с детьми при условии, что ребенок едет в коляске (лежачей или сидячей, не имеет значения). Родители с детьми на руках, в слинге или в специальном рюкзаке за спиной оплачивают билет полностью.
Читайте также:
Младшая и средняя школа в Испании: как это устроено
3 вида образования в Финляндии
О том, что эта система образования требует внимания, говорит тот факт, что в конкурсе по оценке знаний школьников, который регулярно проводится среди ряда государств, ученики из Финляндии традиционно занимают лидирующие позиции.
Впечатляющие результаты обеспечиваются тем, что в стране применяется социально ориентированная система взаимоотношений.
Ясли и детские сады играют важную роль в системе образования государства. В них воспитатели активно занимаются с детьми, обучают основам дошкольных дисциплин, учат взаимодействовать друг с другом и находиться в коллективе сверстников. В ясли детей принимают уже с 9 месяцев.
Примечательно, что дошкольное образование в стране – платное. На выбор родителям предлагается определить ребенка в муниципальный, семейный или частный сад. Стоимость яслей или детского сада варьируется от 23 до 254 евро в месяц.
Группы в садах маленькие, так как по закону 1 воспитатель может контролировать максимум четверых детей. Если государство не смогло обеспечить ребенку место в детском саду, родителям компенсируется денежная сумма для того, чтобы кто-то из родителей мог заниматься с ребенком дома.
За год до начала школьной жизни (в 6 лет) ребенок должен пройти курс подготовки к школе. Обучение проходит бесплатно.
Школьное обучение в Финляндии
Главная особенность системы образования в этой стране – это доступность и универсальность (нет элитных школ или классов, программа обучения унифицированная). Выбирать конкретную школу для ребенка долгое время было запрещено, и хотя запрет снят, сейчас родители чаще выбирают те же местные школы.
Основные особенности школьной системы образования:
- обучение бесплатное;
- экзамены отсутствуют;
- система оценивания от 4 до 10 баллов;
- ни одна дисциплина в программе не выделяется;
- здания школ проектируются в соответствии с пожеланиями учеников;
- в классе работают два учителя.
Вектор обучения направлен не на оценку знаний, а на детальную проработку материала и донесение его до каждого ученика. Если ребенок не понял урок, значит это вина учителя.
Старшая школа или профессиональное ориентирование
Это последняя ступень обязательного образования. У выпускников школ есть возможность выбрать, куда дальше они пойдут учиться:
- в гимназию (строгие требования к знаниям, ведется подготовка к поступлению в ВУЗ);
- в профессионально-техническое учреждение (часто это завершающее звено в процессе обучения перед началом трудовой деятельности).
Кому сейчас не нужен английский язык? Этот вопрос многим покажется странным. А еще и довольно болезненным он станет для тех людей, кто полностью погружен в работу и не может уделить достаточно времени учебе.
Об образовании в Чехии читаем в этой статье.
Образование в Финляндии на этом этапе также осуществляется абсолютно бесплатно, но за питание и учебную литературу студенты уже платят самостоятельно. По статистике, только треть выпускников гимназий и профессионально-технических заведений продолжают обучение в ВУЗах.
После окончания гимназии сдается экзамен, по результатам которого выдается “Аттестат зрелости”. Выпускники профессионально-технических центров также могут его получить, но после прохождения дополнительных курсов.
Получение высшего образования в Финляндии
Высшее образование в Финляндии представлено университетами и политехникумами. Обучение возможно на бесплатной основе. Есть как государственные, так и частные ВУЗы.
Последние преимущественно имеют религиозный и философский профиль обучения. Обучение чаще всего ведется на шведском или финском языке. На некоторых курсах лекции читаются на английском.
В университетах студенты получают углубленные академические и научные знания в теоретическом аспекте. В политехникумах упор делается на получение практических навыков работы. Степени высшего образования в обоих заведениях идентичны, но отличаются в качественном плане.
Так диплом бакалавра после университета ценится выше, чем после окончания политехникума. Если выпускник бакалавриата решает продолжить обучение в магистратуре университета, ему необходимо пройти курсы повышения уровня знаний. Магистратура политехникума доступна для выпускников бакалавриата после получения трехлетнего стажа работы по специальности.
Европейское образование в Чехии не следует считать только престижным словосочетанием или видеть в нем возможность увидеть другие страны. Это шанс реализовать себя, стать частью крупной успешной компании.
О Венском экономическом университете читаем в этой статье.
Финское высшее образование славится качеством и фундаментальностью. Оно позволяет успешно начать профессиональную деятельность уже в первые годы после завершения ВУЗа.
Образование в Финляндии для русских и других иностранных студентов
Обучение для иностранных граждан также возможно на бесплатной основе. Хотя в последние годы все чаще в правительстве звучат призывы ввести оплату за обучение для студентов не из Евросоюза.
Критерии для поступления в финский ВУЗ могут отличаться в зависимости от заведения, но в общем виде они выглядят так:
Критерий | Обоснование |
Документы | Заверенный нотариально аттестат с переводом на шведский или финский |
Сертификат TOEFL, IELTS | |
Документы из визового центра | Вид на жительство |
Для иностранных студентов, в том числе для русских, полезной будет следующая информация:
- на ряде факультетов первые два года обучение проходит на английском, а затем преподавание ведется на финском языке;
- если студент не подтверждает знание национального языка, его могут исключить;
- проживание в съемных квартирах студенты оплачивают самостоятельно.
Одно из самых лучших учебных заведений Австрии — это Венский экономический университет (он же — WU Wien), за годы своей работы ставший колыбелью многих ученых и предпринимателей с мировым именем.
О лучших курортах Швейцарии вы можете прочитать в этой статье.
Образование в Финляндии для русских – это хорошая возможность получить современное, действительно качественное европейское образование в лучших университетах на бесплатной основе.
Система образования в Финляндии — это яркий пример того, что обучение может быть максимально успешным при правильной мотивации учеников и грамотном подходе к образовательному процессу.
Читайте также:
- 4 вида образования в Испании Обучение в Испании считается престижным и качественным. В рейтинге стран, наиболее привлекательных для получения образования, страна занимает почетное третье место, незначительно отставая от Великобритании и […]
- Канадское образование – как поступить в Вуз иностранцу При выборе страны обучения иностранный студент, прежде всего, старается выбрать для себя оптимальное соотношение по цене и качеству образования. Престижный диплом в любом случае обойдется не дешево, но можно немного […]