Санкт-Петербург, м. Пл. Восстания,
ул. Гончарная, дом 13

+7 (812) 458-53-53

+7 (921) 771-65-11

[email protected]

Границы россии воздушные


Воздушная граница рф

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Парижская конвенция (1919)
    • 1.2 Чикагская конференция (1944)
  • 2 Верхняя граница воздушного пространства
  • 3 Современное состояние
    • 3.1 Направления развития
    • 3.2 США
      • 3.2.1 Зона идентификации ПВО
    • 3.3 ЕС
  • 4 Примечания
  • 5 Литература

Исследователи отмечают, что, хотя истоки понятия суверенитета лежат в праве собственности, очень рано пришло осознание того, что существуют вещи, собственность на которые трудно осуществить, например, океаны — которые нельзя огородить и присвоить.

Процесс объединения включает: инициирование образования нового субъекта РФ органами власти заинтересованных субъектов РФ, выражение согласия (поддержки) со стороны Президента РФ, проведение референдумов в каждом из объединяющихся субъектов РФ, принятие по инициативе Президента «именного» федерального конституционного закона об образовании нового субъекта РФ, издание указа Президента, утверждающего положение о выборах законодательного органа нового субъекта РФ и проведение таких выборов, включение нового названия субъекта РФ в ч. 1 ст. 65 Конституции с одновременным исключением названий тех субъектов РФ (автономных округов), которые перестали существовать. На 1 марта 2008 г. процесс объединения прошли шесть автономных округов, в результате чего их границы ликвидированы, а в Российской Федерации осталось 83 субъекта (см. комментарий к ст. 65).

Воздушная территория государства

Важно

Исключениями стали США, Великобритания, Швеция и Нидерланды), но вскоре и они отказались от этой концепции. Чикагская конференция (1944)[править | править код] Основная статья: Конвенция о международной гражданской авиации Конференция в Чикаго была созвана по инициативе президента Рузвельта с целью закрепить лидирующую позицию США в гражданской авиации (на этот момент США имели в своём распоряжении 20 000 транспортных самолётов). На конференции впервые были озвучены «свободы воздушного пространства» (первые пять), которые описывали возможности коммерческой авиации одной страны совершать полёты из/в/через другие страны.

Однако, на конференции США не нашли поддержки у других стран (за исключением Новой Зеландии и Австралии), и первая статья конвенции закрепила суверенитет воздушного пространства, почти слово в слово повторив документ Парижской конференции.

Высота государственной границы

Поскольку предотвратить использование морей другими странами было невозможно, государства, заинтересованные в мореплавании, пришли к идее суверенитета, ограниченного небольшим участком прибрежного водного пространства[1]. В отличие от морей, понятие суверенитета в отношении воздушного пространства развивалось в трёх направлениях[2]:

  • частная собственность. Уже с римских времён права на пространство над участком земли принадлежали собственнику этого участка: в средневековой трактовке лат. en:Cuius est solum, eius est usque ad coelum et ad inferos, «кто владеет землёй, владеет от небес до ада», то есть права на землю простираются вверх и вниз.

Общие вопросы правового статуса воздушного пространства

Направления развития[править | править код] США[править | править код] Как и другие страны, США распространяют свой воздушный суверенитет над морем на 12 миль за пределы своей территории. За контроль над воздушным пространством с 1958 года отвечает Федеральное управление гражданской авиации США, но в случае угроз безопасности страны его функции могут быть переданы министерству обороны. Зона идентификации ПВО[править | править код] Основная статья: en:Air Defense Identification Zone В отличие от большинства других стран, США с 1950 года пытаются распространить свой суверенитет на воздушное пространство за пределы территориальных вод, требуя, чтобы самолёты, приближающиеся к воздушному пространству США декларировали свои намерения за 1-2 часа до вхождения в воздушное пространство США.

Международное право

Российская Федерация при установлении и изменении прохождения своей государственной границы, установлении и поддержании отношений с иностранными государствами на государственной границе, а также регулировании правоотношений в приграничных районах (акваториях) Российской Федерации и на путях международных сообщений, пролегающих на российской территории, руководствуется принципами:

  • обеспечения безопасности Российской Федерации и международной безопасности;
  • взаимовыгодного всестороннего сотрудничества с иностранными государствами;
  • взаимного уважения суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ; мирного разрешения пограничных вопросов.

Обычно установление государственных границ проходит две стадии: делимитация и демаркация.

Государственная граница определение

Статья 67 1. В комментируемой статье содержится определение территории РФ, говорится о суверенных правах в отношении некоторых других территориальных объектов и о границах между субъектами РФ. Государственная территория РФ — это пространственный предел, на который распространяется суверенитет РФ (ч. 1 ст. 4 устанавливает, что он распространяется на всю территорию РФ). Территория РФ включает неподвижную и подвижную территорию.

С позиций государственно-территориального устройства первая — это совокупность территорий ее субъектов (несубъектов Федерации, которыми являются в зарубежных федерациях федеральные округа, территории и др., в России нет). С точки зрения географического подхода неподвижная территория РФ в пределах государственной границы включает сушу, внутренние воды, территориальное море, воздушный столб над ними, а также недра Земли на досягаемую глубину.

Основные положения таможенных правил. Грузы и ценности перемещаются через государственную границу в соответствии с правилами, установленными Таможенным кодексом. Таможенный кодекс РФ является основным законодательным актом, регулирующим организацию и деятельность центральных и местных таможенных учреждений.

Воздушная граница рф высота

Делимитация — это определение положения и направления государственной границы по соглашению между сопредельными государствами или, например, в мирном договоре и нанесение этой линии на географическую карту, прилагаемую к договору о делимитации. Точное определение границ между соседними государствами является фактором мира и безопасности, добрососедских отношений. Демаркация — это установление линии государственной границы на местности на основании документа о делимитации и обозначение ее соответствующими пограничными знаками. С этой целью создаются смешанные комиссии на паритетных началах; они определяют и обозначают прохождение линии государственной границы на местности путем сооружения специальных пограничных знаков.

Воздушная граница россии

Российская Федерация в исключительной экономической зоне осуществляет суверенные права в целях разведки, разработки, промысла водных биоресурсов, неживых ресурсов, разведки и разработки недр морского дна, осуществляет исключительное право разрешать буровые работы, сооружать и разрешать сооружения искусственных островов или каких-либо установок, осуществляет юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных правил, морских научных исследований, защиты морской среды от загрязнений, прокладки подводных кабелей и трубопроводов. Осуществляя суверенные права и юрисдикцию в своей исключительной экономической зоне, Российская Федерация не препятствует осуществлению судоходства, полетов, иных прав и свобод других государств, признаваемых в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. 3.

Внимание

Совет Федерации неоднократно утверждал соглашения субъектов РФ об изменении границ, связанные с передачей населенных пунктов (между Владимирской и Ивановской, Костромской и Вологодской и др.), а иногда и целых районов (например, Сокольнического района из состава Ивановской в Нижегородскую область). Отрицательных решений не было. Соглашение об изменении границ утверждается также законодательными органами соответствующих субъектов РФ. Крупные изменения административно-территориальных границ в России связаны с процессом объединения автономных округов с краями и областями, в состав которых они входили.

Оно происходит в соответствии с Законом о порядке принятия в РФ. В результате создается новый субъект РФ (край, область, иногда сохраняющие прежнее название, например Красноярский край, а иногда получающий новое, например Забайкальский край).

97. Государственная граница: понятие, установление, правовой режим

Государственные границы – это фактические или воображаемые линии на сухопутном, водном, воздушном пространствах и недрах, которыеопределяют пределы действия государственного суверенитета. Главная

задача государственных границ – определить пространственные пределы территориального верховенства государства, а также обозначить принадлежащую ему территорию как материальную основу жизнедеятельности общества. Четкое разграничение государственных территорий с определьных государств на основе взаимного согласия и в соответствии с нормами международного права является залогом предотвращения

многих конфликтов между государствами и их стабильного взаимовыгодного сотрудничества. Россия, Беларусь, Молдова, Украина, как и многие другие независимые суверенные государства, уделяют этому во-

просу повышенное внимание, потому что правомерно зафиксированные и признанные государственные границы, с одной стороны, подтверждают право государства на определенную территорию, а с другой – обеспечивают стабильность в межгосударственных отношениях.

Современное международное право запрещает односторонние, тем более насильственные, действия по изменению границ. Декларация принципов Хельсинкского заключительного акта СБСЕ 1975 г. провозглашает

принцип нерушимости границ. Это, однако, не означает, что государства ни при каких обстоятельствах не могут решать вопросы об изменении границ. Данные вопросы должны решаться в строгом соответствии с основными принципами и нормами международного права, т.е. на основе ясно выраженного согласия заинтересованных государств.

Существуют сухопутные, водные и воздушные границы государства.

Линия прохождения сухопутной границы определяется в договорах с сопредельными государствами и на основании этих договоров обозначается на местности. Обычно сухопутные границы проводятся с учетом географических особенностей местности (горные массивы, реки соединяющей соответствующие точки. Это так называемые геометрические границы. Линия границы может совпадать с параллелями и меридианами, данный тип определения государственной границы именуетсяастрономическим. Африканские государства широко использовали геометрический и астрономический методы при определении линии государственной границы. По астрономическому методу установлена граница между КНДР и Республикой Корея (38-я параллель с.ш.). Часто в международной практике встречаетсякомбинированный тип линии прохождения государственной границы, т.е. на определенных участках местности используется орографическая граница, а на других – геометрическая (астрономическая). Примером может служить граница между штатом Аляска (США) и Канадой.

Водные границы делятся на речные, озерные, границы других водоемов и морские. На реках границу сопредельные государства чаще всего проводят по тальвегу – линии наибольших глубин судоходной реки;

также граница может проводиться по линии главного фарватера или по середине русла несудоходной реки, реже по линии одного из ее берегов.

На озерах и других водоемах, как правило, линию границы проводят по прямой, соединяющей выходы сухопутной границы к берегам озера, водохранилища и т.п.

Морской границей государства является внешний предел его территориальных вод либо линия размежевания территориальных вод смежных или противолежащих государств или то и другое вместе.

Внешний предел территориальных вод определяется национальным законодательством государств в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Федеральный закон

от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ ≪О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации≫установил ширину территориальных вод России в 12 морских миль, что соответствует ст. 3 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

Воздушная граница государства – это воображаемая вертикальная плоскость, основанием которой являются сухопутная и водная границы.

Верхний предел воздушной границы, отделяющий государственную территорию от международной территории общего пользования – космоса, не определен конвенционно. В нормах российского законодательства также нет конкретики на этот счет. Существует обычная норма международного права, в соответствии с которой верхний предел воздушнойграницы государства находится на высоте 100–110 км над уровнем моря, поскольку именно на такой высоте находятся минимальные перигеи орбит искусственных спутников Земли.

Процесс определения линии прохождения границы между сопредельными государствами непростой и состоит из двух этапов: делимитации и демаркации.

Делимитация – это договорное определение линии прохождения государственной границы, осуществляемое с помощью крупномасштабных карт, где в подробностях изображены населенные пункты,

рельеф, гидрография и другие особенности местности. При делимитации договаривающиеся стороны сопровождают подробным описанием нанесенную на карту линию границы. Карта с изображенной на ней

линией границы является составной частью договора о делимитации границы и подлежит парафированию и подписанию, а также скрепляется гербовыми печатями договаривающихся сторон. В договорах о делимитации имеются обязательства сторон о демаркации границы.

Демаркация – это обозначение линии государственной границы на местности в соответствии с договором о делимитации границы и приложенными к нему картами и описаниями. Практические вопросы демаркации границы решает специально создаваемая для этого смешанная правительственная комиссия сопредельных государств.

Комиссия определяет линию прохождения границы на конкретных участках местности, составляет протокол-описание демаркируемой границы, карту с ее обозначением и протокол на каждый пограничный знак. По окончании своей деятельности смешанная комиссия подписывает демаркационные документы, которые вступают в силу после их утверждения в соответствии с законодательством пограничных государств.

В связи с тем, что в мире ≪все течет, все изменяется≫, то через определенное время может возникнуть необходимость уточнения линии прохождения границы между сопредельными государствами (из-за тек-

тонических процессов или стихийных бедствий). Этот процесс называется редемаркацией границы. Он сводится к проверке правильности в настоящее время ранее демаркированной границы. При этом ремонтируются или восстанавливаются пограничные знаки, может производиться замена одного типа знаков на новые, устанавливаться дополнительные.

Редемаркация осуществляется смешанными комиссиями, которые формируются по договоренности между приграничными государствами.

По окончании своей работы смешанная комиссия составляет новый протокол описания границы с приложением к нему соответствующихкарт и схем. В 1967–1972 гг. была проведена редемаркация границы

между СССР и Турцией в районе реки Аракс.

В январе 2003 г. между Российской Федерацией и Украиной был подписан Договор о российско-украинской государственной границе.

Он является базовым документом, который определяет линию прохождения государственной границы между РФ и Украиной, включая реки и озера, а также принципиальный подход в решении вопросов, связанных с Черным и Азовским морями и Керченским проливом.

Линия прохождения государственной границы обозначена на географических картах в результате совместной работы по делимитации границы, проделанной российской и украинской комиссиями по делимитации. 11 сентября 2008 г. в Российской Федерации былаодобрена Концепция реализации государственной политики в сфере обустройства государственной границы (Распоряжение Правительст-

ва Российской Федерации № 1309-р). В этом документе обозначены основные проблемы в данной сфере, определены задачи, конкретные мероприятия, механизмы и этапы реализации намеченного.

Стабильность государственных границ – один из основных факторов стабильности международных отношений в целом. В связи с этим в международном праве существует обычная и договорно-правовая

норма о том, что правопреемство государств как таковое не затрагивает установленных договором границ и пограничного режима (ст. 11 Венской конвенции о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г.), т.е. государство-преемник обязано соблюдать договоры о границах государства-предшественника. К этим договорам также неприменимо правило о коренном изменении обстоятельств (п. 2 ст. 62 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.). Даже при наступлении таковых данные договоры должны соблюдаться.

В целях обеспечения неприкосновенности границ сопредельные государства устанавливают посредством норм внутригосударственного и международного права определенный режим, включающий порядок

пропуска и передвижения через границу, проведения работ, урегулирования инцидентов и т.д. Вопросы, связанные с режимом российской границы, регулируются Законом Российской Федерации от 1 апреля

1993 г. № 4730-I ≪О государственной границе Российской Федерации≫и соответствующими международными договорами.

От режима государственной границы следует отличать пограничный режим, т.е. специальный порядок, устанавливаемый государством в своих приграничных районах. Обычно в этих районах действуют

специальные правила въезда, проживания, временного пребывания, передвижения, производства работ, учета и содержания морских и речных судов, их плавания и др. В случае необходимости командование

пограничных войск может вводить дополнительные режимные ограничения в пограничных зонах. Основные правила пограничного режима в России предусмотрены в Законе ≪О государственной границе Российской Федерации≫.

Государства в одностороннем порядке или на основе взаимности могут смягчать правила пограничного режима для содействия контактам между родственниками, живущими по разные стороны границы, и развитию приграничных торгово-экономических и культурных связей.

Сопредельные государства для упрочения добрососедских отношений и быстрого и эффективного урегулирования пограничных инцидентов по взаимной договоренности могут создавать институт пограничныхпредставителей (пограничных комиссаров). Их функции, права и обязанности, порядок сношений, иммунитеты и пр. определяются в договорах о режиме границы и о порядке урегулирования пограничных инцидентов. Обычно пограничные представители назначаются из офицерского состава пограничных войск на определенные участки границы и имеют компетенцию препятствовать нелегальному переходу границы; расследовать случаи нарушения границы; расследовать и разрешать претензии о компенсации вследствие всякого рода нарушений режима границы; согласовывать порядок возвращения имущества, оказавшегося на территории сопредельной стороны. Особо серьезные случаи нарушения

границы рассматриваются на дипломатическом уровне.

Общие вопросы правового статуса воздушного пространства

В предыдущем материале подробно освещены границы структурных частей государственного воздушного пространства, в меньшей мере - открытого воздушного пространства, но по необходимости отрывочно затрагивалась общая проблематика границ воздушного пространства, точнее - двух его основных частей (видов). Речь шла почти исключительно о верхней границе. Между тем, наличие таких границ следует иметь в виду также и по горизонтали, на поверхности Земли и даже, в отдельных случаях, - под поверхностью.

Вопрос о горизонтальных границах воздушного пространства государств решается в зависимости от прохождения государственных границ на поверхности: либо только на сухопутной территории (для государств, не имеющих выхода к морю, к международным проливам, рекам, озерам), либо за ее пределы. Когда государственные границы строго фиксированы по международному договору, вопрос упрощается. Но многочисленные случаи территориальных споров, недоговоренности о прохождении границ, одностороннего распространения суверенитета за пределы 12 морских миль в море заставляют, применительно к суверенному воздушному пространству, утверждать о значительной доле неопределенности в разграничении горизонтальных границ воздушных пространств государств [1].

Инерция мыслить категорией вертикального единства (укладывающейся в целом в рамки пространственной теории) приводит к тому, что при решении территориальных вопросов (территориальных спорах) на воздушное пространство, за редким исключением, просто не обращается внимания. Между тем, это внимание необходимо.

Приведем в этом плане публикации 2002 года из Московского журнала международного права. В первой из них (автор Г.Е. Клеченов) исследуются территориальные споры в Латинской Америке [2]. При этом подчеркивается, что спорные границы и слабо контролируемые территории превращаются, а в некоторых случаях уже давно превратились в гнезда глобализирующейся преступности, в рассадники международного терроризма, наркомафии, контрабанды [3].

Замечание совершенно верное и касается оно не только Латинской Америки. На это можно ответить, что указанные факторы во многом объясняются невниманием к воздушным границам соответствующих государств, которые вообще не определяются, но эффективная охрана которых (и приграничной полосы) может дать гораздо больше эффекта, чем любые наземные операции. Применительно к теме настоящей работы правильней будет сказать, что установление наземных (водных) границ не должно носить формальный характер делимитации (которая также не всегда имеет место), но сопровождаться эффективным контролем, охраной границы и приграничной полосы. Из воздушного пространства такой контроль наиболее действенен.

Спецификой государственных границ в Латинской Америке является то, что они формировались на основе административно-территориального деления, доставшегося от колониальных порядков, установленных Испанией, Португалией и другими странами, на основе принципа uti-possidetis. После получения независимости в XIX веке они первоначально были весьма подвижными, а процесс последующего их закрепления в договорах между независимыми латиноамериканскими странами не закончен. Речь идет о сохраняющихся территориальных спорах между Никарагуа и Гондурасом, Сальвадором и Гондурасом, Никарагуа и Коста-Рикой, Гватемалой и Белизом.

Соответственно отсутствуют международные договорные основания говорить и о воздушных границах указанных государств.

Необычен территориальный спор между Испанией и Марокко относительно необитаемого острова Лейла (Перехиль) размером с футбольное поле [4]. Поскольку, не предрешая вопроса о территориальной принадлежности острова, Испания и Марокко в 60-х годах XX века договорились придать ему статус демилитаризованной территории, следует полагать, что и в воздушном пространстве над этим островом запрещены всякого рода военные действия. Но 11 июля 2002 года ситуация в данном вопросе значительно обострилась, после того как на спорный остров был высажен военный десант Марокко и на нем был поднят государственный флаг Марокко. Испания ответила намерением послать на остров полицейские силы «с целью пресечения незаконной иммиграции и торговли наркотиками». Соответственно воздушное пространство над данным островом также остается спорным с точки зрения его принадлежности.

Много спорных пространств имеется по периметру территории РФ. В отношении морских границ РФ обстоятельный анализ проделан в 2002 году В.В. Постниковым [5]. Если к этому добавить многочисленные спорные сухопутные участки России с соседними странами, то картина получается довольно сложная, и весьма условно можно сегодня говорить вообще о приграничном воздушном пространстве РФ (как и многих других государств).

Специфический характер носит «граница» морских пространств между Россией и США. 1 июня 1990 года, после многолетних переговоров США и СССР подписали Соглашение о линии разграничения морских пространств, которое разграничивает территориальное море, экономические зоны и континентальный шельф в Чукотском и Беринговом морях, в Северном Ледовитом и Тихом океанах. Данное Соглашение временно применяется с 15 июня 1990 года. США ратифицировали его 16 сентября 1991 года. Россия до сих пор его не ратифицировала. В результате «на временной основе», которая все более походит на постоянную, США владеют частью Берингова пролива, которая ранее принадлежала СССР. Призывы некоторых политиков и юристов отказаться от этого Соглашения возвратили бы ситуацию в Беринговом проливе к первоначальному состоянию, чреватую осложнением использования исключительной экономической зоны [6]. Здесь статус воздушного пространства также носит «временный характер», но в интересах безопасности аэронавигации США предпринимают все необходимые действия.

В принципе «горизонтальный предел» действия суверенитета прибрежного государства (и горизонтальных границ воздушного пространства здесь) определяется размерами территориального моря (плюс исторических морей). В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. предел территориального моря — 12 морских миль от линии наибольшего отлива или от прямых исходных линий [7].

Следует отметить, что во всех случаях государства оперируют понятием «воздушные границы» (или границы в воздушном пространстве) с известной (иногда - значительной) долей условности.

Условность проявляется уже в таком, ставшем привычным, вопросе как высотный предел государственного суверенитета (он же - высотный предел открытого воздушного пространства). Если даже считать сложившимся обычаем существования такого предела в 100-100 км (или в 65 км, что нам представляется гораздо более оправданным), то откуда вести отсчет? Иными словами, какая граница является нижней? Ответ напрашивается сразу же - от уровня моря. Этой условной плоскостью, «уровнем моря», оперируют в данном вопросе все международные документы и исследователи.

Но как быть с многочисленными случаями, когда реальная поверхность Земли находится ниже этого уровня. Есть ситуации, когда, соответственно, ниже уровня моря летают и самолеты и вертолеты.

В данном случае следует исходить из того, что уровень моря принимается как линия, принятая только для начала отсчета вертикальной протяженности для определения нижней границы космического пространства (100-110 км). Что касается собственно нижней границы воздушного пространства, то она, в основном, проходит по изгибам поверхности. При этом нижняя граница воздушного пространства подвержена постоянным изменениям вследствие перемещения земельных масс в результате оползней, наводнений, землетрясений и т.п.

Воздушное пространство находится и под поверхностью Земли, в громадных выемках, оставшихся после изъятия угля, нефти, других полезных ископаемых, а также в подземных полостях, предназначенных для ядерных испытаний. Там даже летают вертолеты. Или это не воздушное пространство, а атмосфера, выходящая снизу за пределы нормативного воздушного пространства? - вопрос можно поставить и таким образом.

Словом, основания горизонтальных границ воздушного пространства многих государств находятся в состоянии «неустойчивого равновесия» по указанной выше причине, что постоянно угрожает, кроме прочего, интересам международной аэронавигации. Представляется, что ситуация в данном вопросе поддается решению путем принятия специальной универсальной конвенции, по которой государства, имеющие друг к другу территориальные претензии или не пришедшие к согласию относительно делимитации их границ на суше или воде, обязуются применять вводить такой же режим международных полетов над спорными или не делимитированными участками своих соответствующих территорий, какой существует на остальной части их территорий [8].

Тот факт, что Международная авиационная федерация регистрирует полет как космический, начиная с высоты 100 километров, безусловно, является аргументом в пользу признания указанной высоты в качестве нижней границы космического пространства. Но всего лишь аргументом. В договорном плане такая высота не закреплена.

В своей Резолюцией 2222 (XXI) от 19 декабря 1966 г. [9] Генеральная Ассамблея ООН поручила Комитету ООН по космосу начать изучение вопросов, относящихся к определению понятия «космическое пространство». На основании данной Резолюции в повестку дня 6-й сессии Комитета ООН по космосу был включен данный вопрос об определении верхнего предела государственного суверенитета. Мы полагаем возможным трактовать этот верхний предел равнозначным верхнему пределу «правового» воздушного пространства, поскольку Статья 1 Чикагской конвенции 1944 года говорит о полном и исключительном суверенитете государств именно в воздушном пространстве.

В 1970 году Секретариат ИКАО дал свое толкование понятия «воздушное пространство»: «...С точки зрения авиации воздушное пространство — это только то пространство, в котором воздушный летательный аппарат, как таковой, может быть использован... Максимальная высота, то есть расстояние от поверхности Земли, на которой механизм может поддерживаться в результате действия аэродинамических сил, равна, по современным оценкам, приблизительно 35 км; однако технические изменения, по-видимому, позволят воздушному летательному аппарату, как таковому, летать, то есть поддерживаться в результате действия аэродинамических сил, даже на большей высоте» [10].

Несколько иного (но не противоречащего позиции Секретариата ИКАО) подхода придерживался в данном вопросе Советский Союз, внося на 22-й сессии Комитета ООН по космосу 22 июня 1979 г. поистине исторический Рабочий документ «Проект основных положений резолюции Генеральной Ассамблеи ООН по вопросу разграничения воздушного и космического пространства и правового статуса части космического пространства, в которой проходят орбиты геостационарных спутников». В соответствии с данным Проектом:

«I. Надземное пространство выше 100-110 км над уровнем океана является космическим пространством.

II. Граница между воздушным и космическим пространством подлежит согласованию между государствами и последующему договорному закреплению на высоте, не превышающей 100-110 км над уровнем океана.

III. За космическими объектами одних государств сохраняется право пролета над территориями других государств на высотах ниже 100—110 км над уровнем океана для выхода на орбиту и возвращения на Землю, на территорию запускающего государства.

IV. Часть космического пространства, в которой проходят орбиты геостационарных спутников, неотъемлема от космического пространства в целом, и на нее распространяются все соответствующие положения Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967 г., в том числе положение о том, что космическое пространство не подлежит национальному присвоению каким бы то ни было способом».

Проект весьма противоречив. Дело в том, что п. I Проекта устанавливает четкую нижнюю границу космического пространства. А в п. II фактически допускается возможность второй нижней границы космического пространства, на этот раз - пограничной с верхней границей воздушного пространства, которая может проходить и ниже высоты в 100-110 км над уровнем океана.

Это очевидное противоречие скрывает совсем другую идею - об установлении верхней границы воздушного пространства, которая не обязательно должна означать разделительную линию с космическим пространством. Правда, в науке международного права отстаивается точка зрения о том, что в данном вопросе по существу сложилась норма обычного международного права, согласно которой граница между воздушным пространством и космическим пространством проходит на высоте 100-110 км над уровнем моря [11]. Но это всего лишь доктринальное соображение.

Эта точка зрения весьма спорная, учитывая приведенное выше мнение Секретариата ИКАО относительно границы в 35 км. (А сегодня технологии достигли такого уровня, что не космические летательные аппараты могут подниматься на высоту до 65 км). Кроме того, следует иметь в виду, что некоторые государства выдвигали и другие критерии разграничения: Франция - 80 км над уровнем моря; Бельгия, Италия, Канада - 90-100 км.

Далее, если придерживаться вышеприведенного подхода ИКАО (...воздушное пространство — это только то пространство, в котором воздушный летательный аппарат, как таковой, может быть использован), то приходится учитывать и общепринятое определение воздушного судна: летательный аппарат, поддерживающийся в атмосфере за счет реакции воздуха, иной, чем реакция воздуха, отраженного от земной поверхности. Стало быть, в расчет следует принимать и высоту, где заканчивает действовать аэродинамическое качество (не выше 65 км.), поддерживающее воздушное судно в стабильном положении.

Поэтому предложения закрепить в Чикагской конвенции указанную границу в 100-110 км над уровнем моря, вполне вероятно, приведет к продолжению этой дискуссии и закончится безрезультатно [12].

Выдвигавшееся когда-то предложение проводить границу воздушного пространства на той высоте, где с научной точки зрения уже не существует земной атмосферы, имело определенное значение и было мотивировано тем, что Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 года оперирует именно понятиями «в атмосфере; за ее пределами, включая космическое пространство». В определенной мере это является косвенным признанием того, что космическое пространство находится за пределами атмосферы [13]. Но сегодня этот подход стал достоянием истории, как и концепция, согласно которой граница между воздушным пространством и космическим пространством должна проходить по линии внешнего контура гравитационного поля Земли, где исчезает земное притяжение и начинает преобладать притяжение других небесных тел (260 000 км над уровнем моря). Опасение, что отдельные (а может быть, и многие) государства будут претендовать на такую же высотную границу своего государственного суверенитета, привело к тому, что данная концепция обсуждалась недолго [14].

Можно считать, что по существу сложилась норма обычного международного права, согласно которой с нижнего перигея спутника начинается космическое пространство. Задача государств ныне состоит в том, чтобы закрепить эту норму в международном договоре [15].

Четкое разграничение воздушного пространства представляет собой первоначальный элемент организации воздушного движения. Только после такого «размежевания» можно поднимать вопрос об эффективном определении РПИ, контролируемых и неконтролируемых районов и зон и других структурных подвидов воздушного пространства.

В этом плане особое значение имеют региональные аэронавигационные планы ИКАО, о которых говорилось выше [16].

Согласно Приложению 11 к Чикагской конвенции «Договаривающиеся государства должны определять в соответствии с положениями настоящего Приложения для территорий, над которыми они осуществляют юрисдикцию, те части воздушного пространства..., где будет обеспечиваться обслуживание воздушного движения» [17].

При этом «конфигурация воздушного пространства, в пределах которого предусматривается обслуживание воздушного движения, должна в большей мере учитывать структуру маршрутов и потребности в эффективном обслуживании, чем национальные границы» [18].

Это касается и воздушного пространства над Черным морем. В настоящее время Турция добивается пересмотра существующего разграничения воздушного пространства над Черным морем, ссылаясь на отсутствие в прошлом соответствующего аэронавигационного соглашения.

Действительно, южные границы районов ОВД Одессы и Симферополя в Черном море были установлены Советским Союзом в одностороннем порядке, но с учетом объявленных ранее Турцией границ районов полетной информации Анкары и Стамбула.

Этот «черноморский узел» затягивается сегодня все туже в связи с «особыми интересами» Украины, Болгарии, Румынии. По нашему мнению, в подобных вопросах следует также основываться на региональном институциональном механизме государств-участников СНГ.

Естественно, заинтересованные государства должны заключать соглашения о границах воздушных пространств над открытым морем в интересах ОВД [19]. В Сводном заявлении о постоянной политике ИКАО в области аэронавигации говорится: «Границы воздушных пространств ОВД над территориями государств или над открытым морем устанавливаются на основе технических и эксплуатационных соображений с целью обеспечения оптимальной эффективности и экономии как для представляющих, так и для использующих это обслуживание» [20]. И далее: «Совету следует поощрять государства, обеспечивающие ОВД над открытым морем, вступать, насколько это практически возможно, в соглашения с соответствующими государствами, обеспечивающими ОВД в примыкающем воздушном пространстве, для того, чтобы в случае невозможности обеспечения требуемого обслуживания воздушного движения над открытым морем существовали запасные планы, которые могут потребовать временного изменения границ обслуживаемого воздушного пространства и будут осуществляться с одобрения Совета ИКАО до тех пор, пока не будет восстановлено основное обслуживание» [21].

Соответствующие нормы должны распространятся как на военную, так и на гражданскую авиацию, к чему, однако, ряд государств-участников СИГ относятся с предубеждением, опасаясь, что часть их суверенного воздушного пространства будет контролировать Россия. В этом отношении весьма полезен опыт Евроконтроля, сфера компетенции которого ограничена верхним воздушным пространством государств-участников, а национальные органы ОВД осуществляют полный контроль нижнего воздушного пространства. Естественно такой контроль должен базироваться на четких законодательных нормах. Западноевропейский опыт, при всех его несомненных достоинствах, неприменим для государств-участников СНГ. Во многом, причиной этому - весьма несовершенная правовая база в бывших республиках СССР.

Вместе с тем, соответствующий опыт в рамках Европейского Союза требует тщательного изучения. Для целей ОВД особый интерес представляет правовой феномен, когда двенадцать ведущих европейских стран, не отказываясь от суверенитета на воздушное пространство, взаимно открывают границы национального воздушного пространства [22], систему региональных универсальных международных конвенций по авиации.

Круглова Инна Александровна

[1] Здесь мы также оперируем правовым понятием «границы воздушного пространства», а не естественнонаучным (атмосфера). Для последнего по горизонтали (на поверхности) вообще нет смысла определять границы, поскольку оно находится везде.

[2] Клеченов Г.Е. Территориальные споры в Латинской Америке в условиях глобализации и борьбы с международным терроризмом // Московский журнал международного права. 4/2002/48. С. 29-43.

[3] Там же. С. 30.

[4] Мелков Г. М. Испания-Марокко: территориальный спор // Московский журнал международного права. 4/2002/48. С. 44-52.

[5] Постников В.В. Морские границы России // Московский журнал международного права. 4/2002/48. С. 53-64. Этот анализ касается соответствующих споров России с Финляндией, Эстонией, Швецией, Литвой (договор с которой подписан, но не вступил в силу), Польшей, Норвегией, США, Данией (из за Гренландии), Грузией, Турцией, Японией, КНДР. С Украиной удалось, уже после напечатания данной статьи) решить территориальные проблемы.

[6] Постников В.В. Указ. соч. С. 60.

[7] Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., ст. 3.

[8] Это, однако, не исключает права государств устанавливать запретные зоны и опасные зоны над такими участками, в соответствии со статьей 9 Чикагской конвенции.

[9] Важно, что это произошло до заключения Договора по космосу 1967 г., т.е. отражало стремление государств подойти к заключению данного Договора с концептуальными наработками по данному вопросу.

[10] UN Doc. А/АС. 105/С.2/7, 7 May, 1970.

[11] См., например: Международное право / Под ред. Колосова Ю.М. и Кривчиковой Э.С.

[12] Колосов Ю.М., Жуков Г.П. Международное Космическое право. М., 1999. С. 59-60; Товмасян М. Д. Чикагская конвенция 1944 г. о международной гражданской авиации: изменения назрели // Право и политика 2001, №11. С. 105.

[13] Эдуардо Хименес де Аречага. Современное международное право. С. 377.

[14] Там же. С. 378.

[15] Мовчан А. П. «Международное воздушное право» (в двух книгах). С. 33.

[16] Там же. С. 19.

[17] Малеев Ю.Н., Васильев Н.И. Технические регламенты в международном воздушном праве // Советский ежегодник международного права. 1977. С. 181.

[18] Бордунов В.Д. Правовой механизм деятельности международных авиационных организаций. М.: Наука. 1989. С. 81.

[19] Верещагин А.Н. Указ. соч. С. 98.

[20] ICAO Doc. 9587. Приложение 2.

[21] Подробнее см.: Верещагин А.Н. Международная организация гражданской авиации. М., 1969.

[22] ICAO Doc. 9626. Раздел 3.7.


Смотрите также