Санкт-Петербург, м. Пл. Восстания,
ул. Гончарная, дом 13

+7 (812) 458-53-53

+7 (921) 771-65-11

[email protected]

Что может делать ученик в финляндии


Как проходит обучение в финской школе: личный опыт

Мы не раз рассказывали вам об особенностях финского школьного образования,  а сегодня хотим поделиться отзывом о школах в Финляндии. Александр Мурашев, журналист и фотограф, рассказывает о том, как проходит обучение в школах Финляндии, став на время учеником одной из них.

Напомним, что школьное образование в Финляндии занимает лучшие позиции во всемирных рейтингах. Более того, согласно исследованиям международной организации PISA, финские школьники показали самый высокий в мире уровень знаний. 

Александр Мурашев, журналист и фотограф

Стоило журналистам написать, что Финляндия отменила предметы в школах, и мир буквально сошел с ума. Новость перепечатали на всех языках мира, а толпы людей бросились выражать свое восхищение и непонимание. Что в действительности произошло в Финляндии можно было выяснить только одним способом: стать учеником самому.

Что я и сделал в школе Ressu в Хельсинки, раньше всех в стране применившей новый метод преподавания. Более того, в августе 2016 года в школе приняли еще более экспериментальную программу и уже сейчас можно понять, к чему она привела. Опережая события, я позволю себе спойлер: то, что я увидел, просто снесло мне голову.

Начиная с этой строчки будет очень много слов, которые с трудом поддаются адекватному переводу на русский. Первое из них  —  само название новой методики. Финны называют ее phenomenon based learning, и в реальности школьники действительно изучают не предметы, а явления.

Математика, история и прочая школьная классика никуда не делась, но уроков в традиционном понимании теперь действительно нет. Их место заняли «разделы» (units): в течение шести недель школьники изучают определенную тему с помощью разных дисциплин.

«Явлением может быть тема мигрантов,  —  объясняет мне директор школы Лина Лиусваара.  —  То есть  —  социология. К ней добавляется география: откуда приехали эти люди? Почему они приехали? Потом добавляется история: что произошло перед этим? Что может произойти дальше? Есть ли какие-то повторяющиеся события в истории человечества, когда люди перемещаются по миру в поисках прибежища? Сюда же легко добавить экономику: культуру еды, которую привозят эти люди вместе с собой. Ведь мы, финны, сами кочевники с берегов Волги. Сейчас у нас есть СМИ, и мы можем открыто об этом говорить. Семьсот лет назад у нас не было таких средств, но «явление» было: люди в поисках лучшего меняют место жительства. В этом и есть «феномен»: изучать не предмет, а смысл через предмет».

Школьники создают солнечную систему из упаковки для яиц и красок/ фото: Александр Мурашев  

Перед моей одиссеей по школе, Лина чертит на листе что-то похожее на египетскую наскальную живопись. По сути, с этого рисунка начинается та самая революция, ради которой в эту страну приезжают перенимать опыт учителя со всего мира. Финны начали с нуля, ответив на самые пугающие вопросы нынешней системы образования: какая информация и знания нам сейчас могут действительно пригодиться в жизни? Как эти знания на нас влияют?

Наконец, самый важный: для чего нужна школа в век, когда от информации тяжелее защититься, чем ее получить? «Это  —  голова ученика,  —  говорит Лина, расставляя в круге точки и соединяя их между собой.  —  Мы задаем этому миру вопросы и получаем на них ответы из самых разных источников.

Ученики пытаются найти связь между тем, что они уже знают и той информацией, что приходит из внешнего мира. А учитель нужен для того, чтобы помочь эту связь найти.

Скажем, мама чему-то меня научила. Затем я прочел об этом сам. Появляется связь. Затем об этом говорит учитель в школе. Теперь у меня есть полное понимание. Так появляется цельный «феномен».

Рисунок директора школы Лины Лиусваары/ фото: Александр Мурашев

Много раз позже я увижу это своими глазами: вопросы ученикам не задаются  — они должны придумать их сами. А учитель помогает им прийти к собственным заключениям. Для финской школы именно в этом основа всего образовательного процесса.

Школьные коридоры и стенки классов увешаны рисунками и табличками с нашими «запросами»:

«Кто мы?»

«Как это устроено?»

«Как происходят изменения?»

«Такой подход мы начинаем практиковать с первого класса,  —  рассказывает Лина.  —  Тема для всех одинаковая, но какие запросы они делают и как к ней подойти  —  дети решают сами.

Вот это раздел четвертого класса. Сейчас тема «кто мы такие?». Каждый год подход к феномену меняется.

В первом классе  —  это кто я такой? Откуда я? Каков мой родной город Хельсинки? Мои корни, откуда мои родители и ближайшее окружение, жил ли я в другой стране и как мы прибыли в Финляндию?

Теперь же центральная идея  —  изменения, через которые проходят люди на разных этапах жизни, и как они влияют на то, как мы воспринимаем «себя». Физические, социальные, психологические изменения. Как вы себя воспринимаете? Как это влияет на ваши отношения с другими? Это ключевые концепции, платформа ученика.

Начиная с пятого класса все идет еще глубже. Мы начинаем искать связи между вопросами, рассматриваем как вещи сочетаются определенным образом, больше и больше создаем сеть связей в своем мозгу».

Тема раздела “Кто мы такие” на стенке в школьном коридоре — так, чтобы родители тоже видели, что в этот самый момент проходят их дети/ фото: Александр Мурашев

Мигранты  —  тема хоть и актуальная, но не самая острая. В прошлом году восьмиклассники захотели обсудить вопрос абортов, что наверняка повергло бы в шок россиян, напуганных историями о сексуальном воспитании в западных школах.

«Девочки объясняли дилемму внутри этого феномена: «в мире есть такое явление, как «аборт». Но что за ним стоит? Как мы принимаем это явление и как нет?  —  говорит Лина.  —  И дискуссия, и письменные работы на эту тему были глубокими. Учителя помогали детям правильно подойти к этическим дилеммам и ресурсам, которые они искали. На подготовку такой работы уходят недели. Это были не только эссе, кто-то делал презентации и видео. Рамок в выборе тем фактически нет  —  главное этика. А этично то, что ты сам считаешь хорошим и плохим, правильным и неверным».  

Все как в жизни  

Первый же шестинедельный раздел, который я вижу своими глазами — «механизмы и изобретения». «Это что-то вроде естествознания?» — пытаюсь я перевести финские инновации на понятный для классического школьного мышления язык.

«Может быть, — отвечает Лина. — А еще это может быть искусство. История: как вещи вокруг нас развивались и менялись с древних времен. И главное — как эти механизмы и изобретения влияют на нашу повседневную жизнь».

Фото: Александр Мурашев

За что я готов устроить финнам стоячую овацию  —  так это за то, что абсолютно все получаемые в школе знания неразрывно связаны с реальной жизнью. Детям все время предлагают задать себе вопросы, что лично им дает каждый изученный раздел.

В классе работы по текстилю (факультативное, но весьма популярное занятие как среди девочек, так и мальчиков) Лина наклоняется к восьмилетней школьнице, что-то увлеченно печатающей на iPad: «Не хочешь рассказать русскому журналисту мистеру Мурашеву, чем ты тут занимаешься?».

На идеальном английском школьница рассказывает мне о том, что фиксирует свои ощущения от работы с «изобретением»  —  швейной машинкой. Записывает, что она чувствует в процессе выполнения работы, насколько легко ей это дается, как именно изобретение может пригодиться в жизни… Ее не смущает ни один из вопросов, который задает ей незнакомый человек с камерой наперевес.

Но это отсутствие благоговения перед учителем и стеснения перед посторонними вообще объединяет всех школьников в Ressu. Здесь ощущается вежливое и уважительное отношение, но нет затравленных взоров в сторону директора.

Учителя и ученики общаются на равных: дети могут называть взрослых по имени, свободно с ними советоваться и перешучиваться.

«Есть ли кто-то, кто не хочет фотографироваться для материала о финском обучении?»,  —  спрашивает у детей Лина. Этот вопрос будет повторяться в каждом классе и каждый раз дети будут давать взвешенные ответы (откажется только три ребенка). Может, в этом общении на равных с детства и скрывается секрет того, что в разговорах со мной школьники выражали мысли глубже и мудрее, чем многие мои тридцатилетние знакомые.

Вот он, ответственный момент работы на уроке:

На другом из уроков третьеклассники изучают новые слова на английском: reuse и recycle (повторное использование, вторичная переработка). Тема раздела, который они проходят в течение шести недель  —  разумное использование природных ресурсов.

С первых классов дети узнают о влиянии наших действий на окружающее пространство. В процессе языковой практики учительница Анна Харт рассказывает им о том, что используемые нами бумажные полотенца на самом деле сделаны из дерева. После чего детей побуждают самих искать причинно-следственные связи: как наши действия могут помочь уменьшить количество мусора на планете и сэкономить драгоценные ресурсы?

За неделю до моего визита у детей была горячая дискуссия на эту тему и все выступали со своими предложениями. Так, для начала школьники сами решили разрезать бумажные салфетки надвое, а затем придумали сшить вместо них полотенца из ткани.

Все просто: зачем тебе новое слово, если ты не понимаешь что за ним стоит? И зачем тебе новые знания, если ты не понимаешь, как применить их в реальной жизни?

Дети сидят в круге, учительница Анна Харт вместе с ними/ фото: Александр Мурашев

«Говоря о вторичном использовании и переработке, мы обсуждаем материалы, которые используют люди,  —  говорит Анна.  —  Дети изучают их, описывают ощущения, проводят собственные тесты  —  например, на водонепроницаемость. А потом мы вместе разбираем результаты в классе. В пример приводятся игрушки: какие материалы используются для их создания? В качестве задания дети приносят старые игрушки из дома и составляют план как их можно использовать вторично  —  например, перекрасить или сделать из них что-то новое».

Во время урока дети сидят на ковре в круге, а учительница  —  рядом с ними. Когда школьники начинают слишком громко между собой общаться, Анна переходит на шепот. «Я поняла, что это более действенный метод для привлечения их внимания, чем повышать голос»,  —  объяснит мне она позже.

Еще один элемент  —  наушники для каждого ребенка. Как только кто-нибудь из ребят в классе чувствует, что его отвлекают звуки, он просто надевает звуконепроницаемые наушники и удаляется для самостоятельной работы. Так, один очень серьезный мальчик взял их и целиком погрузился в процесс шитья полотенца.

Фото: Александр Мурашев

Почти каждой фразой Анна обращается к детям, побуждая их выносить собственные суждения. После занятий она показывает мне конспект того, как проходят занятия: Анна старается фиксировать, какие вопросы дети задают, к каким выводам приходят и как это влияет на обучение. «Я делаю это, чтобы они видели: от личного вклада каждого выигрывают все,  —  говорит Анна. —  И еще я поняла, что детей прекрасно мотивирует принятие собственных решений. Даже если я придумала какую-то идею, куда действеннее, если они додумаются до нее сами.

Я могла бы предложить им сшить эти полотенца, потому что сама считаю это более экологичным способом вытирать руки. Но они дошли до этой мысли в процессе бурной дискуссии. У нас до сих пор есть школьники, которые просят им сказать, что делать. Но наша цель в том, чтобы ребенок сам осознал свои навыки и таланты, сам понял как их можно использовать.

Когда я училась в школе, все было иначе. Самым важным считались академические успехи и вам не нужно было быть независимым мыслителем. Не нужны были социальные навыки или понимание как делиться мыслями с другими. Вы должны были просто слушать учителя и делать так, как он говорит. Но когда вы заканчиваете школу, что вы можете сделать с таким багажом? Особенно учитывая, что мы не знаем, какие профессии будут у этих детей через много лет. Возможно, еще будут учителя и врачи, но все остальные виды деятельности могут совершенно отличаться».

Даже если ученик отказывается отвечать на какой-то вопрос учителя, это остается его выбором  — и преподаватель его уважает:

Видео: Александр Мурашев

Перед уходом я подмечаю еще один момент: Анне приходится буквально уговаривать детей выйти на переменку и побеситься на улице. Многие школьники просят у нее разрешения остаться в классе и продолжить работу.

Шитье полотенец — часть обучения в рамках раздела “Разумное потребление ресурсов”/ фото: Александр Мурашев

Что нам действительно нужно  

«Сегодняшние первоклассники будут работать через двадцать лет, когда мир будет совершенно другим,  —  подтверждает позднее Лина. —  Мы не знаем, какие предметы или знания будут нужны через пятьдесят лет, когда сегодняшние школьники еще будут активно работать (в Финляндии мы выходим на пенсию в возрасте 70 лет).

Правда в том, что обучение через «традиционные предметы» не отражает настоящую жизнь. Попадая в какой-нибудь новый город мы не идем в уме за разделом «история», доставая все свои знания по этой дисциплине. Нужно очень точно понимать какая информация действительно потребуется во взрослой жизни.

Например, я не помню названия растений или птиц у себя во дворе. Но к счастью, на этот случай у меня под рукой есть интернет. Да, некоторые вещи не так легко освоить в пятьдесят лет: скажем, выучить язык. Поэтому школа  —  правильное место для изучения языков и взаимодействия с их носителями.

Точно также в школе вы узнаёте, как устроена базовая математика, но вам необязательно зубрить интегралы. Я учила их тридцать пять лет назад, когда они были нужны для подготовки к экзамену. Но с тех пор я их ни разу не использовала. Так зачем мне тратить столько времени на вещи, которыми я никогда не воспользуюсь в жизни?».

Запросы на стенках класса/ фото: Александр Мурашев

Формулы и интегралы заменило понимание причин и следствий каждого решения в нашей жизни. В этом смысле у классических школьных предметов появляется конкретная цель: если вы станете политиком, вам потребуется изучить историю и узнать последствия определенных поступков. «Детям нужно научиться самому процессу обучения  —  так, чтобы во взрослой жизни они всегда могли адаптироваться к новому.  —  говорит Лина. —  Они должны уметь работать друг с другом и быть открытыми самым разным людям: разного цвета кожи, с разными ограничениями… ведь эти люди вокруг нас. Они должны знать об экологичных решениях, ведь у нас на всех только одна планета и нам нужно жить соответственно».

Фото: Александр Мурашев  

Экономика на кухне  

Навязшее в зубах и донельзя исковерканное понятие «толерантности» в финской школе носит такой же прикладной характер: три часа в неделю у семиклассников проходят уроки экономики. Практические занятия проводятся… на кухне. Дети готовят вместе еду, а затем вместе ее едят. Я замечаю девочку в хиджабе, которая бок о бок с финнами готовит какое-то блюдо. Знакомство с другими культурами через еду и традиции сервировки блюд  —  часть обучения через явления.

«Восприятие международных элементов  —  один из процессов обучения, на которой мы делаем упор,  —  говорит Лина.  —  Детям нужно понимать и уважать, что не все в мире одинаково. Выезжая за пределы страны, они увидят, насколько отличается мир». Единственный вопрос, который у меня остается  —  как все это связано с экономикой?

Оказывается, в рамках раздела у школьников есть один предмет на выбор  —  и они решили «создать» кафетерий. «Теперь им нужно рассчитать финансовые затраты, определить какие ингредиенты закупать, по каким ценам продавать и как выйти на прибыль,  —  говорит Лина.  —  Фактически, они тренируются друг на друге».

Совместное обучение  —  важная часть «изучения явлений»: в процессе занятий один ребенок может обучать другого. «Вспомните старомодный класс  —  учитель перед детьми, сидящими в ряд. Нам бы хотелось видеть, как дети сотрудничают в группах. Мы называем этот метод коллаборативным обучением,  —  рассказывает Лина.  —  Эта возможность поделиться знаниями с другими отлично ложится в концепцию обучения на основе феноменов. Так мы создаем больше связей в уме».

Впрочем, часть увиденных мной занятий все еще проходит в той самой «старомодной» манере. «В прошлом есть много хорошего и мы не хотим это просто так отбрасывать,  —  объясняет Лина. —  Школа, которую мы хотим видеть  —  это комбинация нового и старого. Если какие-то приемы из прошлого работают  —  не нужно от них избавляться просто из принципа. Поменяйте их так, чтобы было лучше ученикам. Но не лучше системе образования, не лучше школе как институту. Потому что школа  —  это дети. По крайней мере, я это вижу именно так».

В перерыве между занятиями, я чувствую себя Болтуном Кинтом в «Обычных подозреваемых»: сижу в учительской, внимательно изучая стены и запоминая информацию. Старая истина: все складывается из мелочей. Вот на стенке результаты преподавательского коллоквиума по психологическому самочувствию каждого из учеников. Вот список детей, у которых диабет  —  с фотографиями и рекомендациями по питанию. А вот фотография девочки, у которой аллергия на укусы пчел и подробная инструкция, что делать в случае анафилактического шока (лекарство для нее всегда есть в учительской). «Это муниципальная, не частная школа», напоминаю я самому себе.

Записка на стене от учителя: “Дорогие ученики, я верю в вас. К вам прислушиваются, о вас заботятся. Вы важны. С любовью, миссис Харт” / фото: Александр Мурашев

В тот день я увижу еще много уроков. Изучающие солнечную систему второклассники будут создавать планеты из яичных упаковок и красок. Темой раздела окажется вращение земли и влияние этого явления на смену сезонов и на всех живых существ.

Группы детей создавали свои модели (каждая группа  —  свою планету), а потом рассказывали классу о собственных открытиях. В каждой группе ученики распределялись по ролям: один  —  лидер, второй  —  писатель, фиксирующий процесс. Третий отвечает за все материалы.

А четвертый следит, чтобы все было сделано вовремя. В качестве другого раздела дети проходят то, как безопасно делиться своей информацией в интернете  —  своеобразный онлайн-этикет. К слову, у школьников есть своя интернет-платформа, где к их блогам есть доступ только у одноклассников и родителей. Считайте это тренировкой перед осознанным вступлением во взрослый мир «Фейсбука».

Вот одна из групп создает солнечную систему:

Когда нет никаких рамок  

Напоследок настоящим ударом под дых для меня станет урок труда  —  вернее, как здесь это называют, «мастерство». Такие занятия начинаются с восьмого класса: они факультативны, но отбоя от желающих заниматься нет. Хватит нескольких минут, чтобы понять причину популярности этих уроков: трудно удержаться от зависти, когда видишь, что у этих школьников нет абсолютно никаких рамок того, что они могут создать. Огромный сварочный и лакокрасочный цех, набор инструментов во всю стенку, 3D-принтеры  — размаху позавидовала бы IKEA.

Лакокрасочный цех/ фото: Александр Мурашев

Перед уроком длинноволосый восьмиклассник показывает мне сделанную им электрогитару  —  с дизайном, который разработал он сам. «Это факультативный курс, поэтому я не собираюсь говорить им что сделать. Я хочу, чтобы у них была свобода. —  рассказывает мне учитель Пааво Пелтомаа. —  Я прошу их сделать какие-то обязательные вещи только первые два года. Какие? Дверной звонок, радио, аудиоколонки, настенные часы…».

Пааво показывает мне усилители звука с разным дизайном, которые создавали школьники. Дети могут делать что-то в одиночку, а могут объединяться  — если проект большой и интересен кому-то еще из одноклассников. При мне одна из девочек с азартом занималась сваркой огромного педального веломобиля  —  из тех, что ездят по городским паркам.

Задача учителя  —  обеспечить возможность и безопасность процесса. А еще ненавязчиво разряжать атмосферу. «Я бы повесил такую вещь дома, — говорит Пааво, любуясь очередными дизайнерскими настенными часами.  —  Когда автор этих часов придет ко мне их забирать, я скажу: «Прости, они где-то потерялись». Я бы не удивился, если бы кто-то выложил за эти часы круглую сумму на аукционе».

Учитель Пааво Пелтомаа показывает сделанную учениками колонку. Дизайн тоже создан школьниками/ фото: Александр Мурашев

«Мы могли бы заканчивать свои проекты раньше, просто мы ленивые, —  объясняет мне другой школьник во время экскурсии, которую сам же решил мне провести. —  Я вот закончил колонку, но мне не понравился дизайн  —  так что я его переделал. Это маленький проект, на один-два месяца». Так я и провожу остаток вечера в финской школе  —  за обсуждением достоинств и осмысленности обучения. С четырнадцатилетними ребятами.

Это — лишь десять процентов пространства и оборудования:

Видео: Александр Мурашев  

«Хотел бы я чтобы у меня в детстве была такая школа»,  —  вздыхаю я, выходя из очередного кабинета. «Да… Я тоже», —  говорит мне ее директор Лина. Даже домашние задания (которые, вопреки популярным слухам, в Финляндии все-таки есть) отличаются от того, к чему мы привыкли. И дело не только в том, что школьники могут выбрать день, когда его сделать. «Весь вопрос почему им дается работа и какая именно,  —  объясняет Лина. —  Это может быть интервью. Или помощь маме по работе на кухне: скажем, вынести мусор. Успех измеряется тем, насколько ребенок помог маме.

На уроках истории школьникам задают узнать, как жили их бабушки в пятидесятые, какой в то время была школа.

Им нужно сравнить и оценить как изменилась система образования, как учеба помогла семье создать что-то большее. Или это может быть два-три простых математических примера, просто чтобы поддерживать практику. Ничего больше. Если вы спросите школьников, они скажут: я делаю домашнюю работу максимум 20 минут. Или иногда даже так: «Если я делаю работу, то на это уходит не больше двадцати минут».

В этом еще один, совсем простой, но невероятно важный секрет финской школы. Прямо сейчас все больше родителей в мире обвиняют школу в том, что за подготовкой к экзаменам и кучей домашних заданий дети лишаются главного — своего детства.

«У детей есть возможность учиться за пределами школы, —  говорит Лина. —  Эта учеба  —  их социальная жизнь и семья. Я, как директор, хочу, чтобы дети проводили время с родителями. Мама и папа  —  это не просто люди, которые приводят детей в школу, они участвуют в их жизнях. Вполне достаточно хотя бы спросить как прошел твой день в школе. Покажи свой интерес, но не встревай. Сейчас их очередь учиться, не твоя».

Дерево — метафора формирования нашей личности/ фото: Александр Мурашев

По результатам международной программы по оценке качества обучения PISA финские школы остаются в первой пятерке сильнейших. Но за этими результатами в Ressu никто не гонится и никто им не следует. С оценок и соблюдения школьной программы всю систему развернули в сторону самого ученика и его собственное познание мира — решение, которое лично у меня вызывает настоящее восхищение.

«Технологии меняются, но школьная система осталась фактически неизменной с шестнадцатого века, — говорит Лина. — И мы должны постоянно бросать этому вызов.

Зачем нам нужны школы как институты? На мой взгляд, нам все еще нужно собирать детей вместе, потому что они должны учиться друг у друга. Это правило коммуникации — ты не можешь научиться чему-то только при общении с людьми старше тебя на тридцать лет. Сейчас мы смотрим в будущее: будут ли в нем дети все еще ходить в здание, которое называется «школой»? Или школа просто останется понятием, некой платформой, в которую ты можешь выходить из любого места с помощью очков виртуальной реальности?».

Я не знаю, верный ли ответ на вопрос «для чего нужна школа» нашли в Финляндии: это мы увидим через те самые двадцать лет, когда сегодняшние финские школьники будут создавать совсем другой мир. Но я уходил из школы Ressu с очень сильным ощущением: предложенные здесь ответы остаются для меня одними из самых убедительных.

Источник: drugienovosti.project-splash.com

Правда о финской школе - Это Финляндия

Новый способ обучения и преподавания может понизить рейтинг Финляндии в международной программе Pisa, но финнов это мало интересует. Самая главная цель – развить у детей навыки, которые пригодятся им в будущем.

Утверждение 1: Ученики больше не будут обучаться в классах. Преподавание основывается на изучении явлений природы и повседневной жизни, для чего учитель постоянно гуляет с учениками на улице, проводя «опыты».

Ответ: Да и нет.

«Изучение явлений – это лишь один из способов обучения. Важно использовать разнообразные педагогические приемы. Учителя становятся проводниками, помогают каждому ребенку найти свой собственный путь обучения», – говорит советник и глава Управления образования Аннели Раутиайнен.

Новый учебный план означает, что ученикам больше не придется сидеть тихо в классе. Ребенок может сам выбрать, где и как ему учиться. Традиционные закрытые классы в будущем необязательны.Фото: Рику Исохелла / Velhot Photography Oy

Утверждение 2: Классы будут отменены и заменены на «открытые рынки», где дети будут «покупать» подходящие для них предметы и курсы.

Ответ: Да и нет.

«Детей больше не учат исключительно в четырех стенах, это зависит от того, как школа будет осуществлять обучение. Методика меняется таким образом, что дети не будут тихо сидеть на одном месте, каждый ребенок сможет сам выбрать, где и как ему учиться. Уже построены новые школы без коридоров. Традиционные закрытые классы в будущем необязательны. Обучение будет осуществляться повсеместно», – рассказывает Аннели Раутиайнен.

Утверждение 3: Ученики принимают решения, «неправильные» в долгосрочной перспективе, выбирая, например, вместо языка математику и наоборот.

Ответ: Нет.

«В Финляндии в отличие от таких стран, как например, Великобритания и США, не считают, что есть важные и менее важные предметы. Все они играют одинаково важную роль. Цель состоит в том, чтобы дать молодежи широкое образование, а не заставлять их учить один предмет», – говорит эксперт в сфере образования, в настоящее время приглашенный профессор Гарвардского университета Паси Салберг.

В Финляндии, в отличие от других стран, короткий школьный учебный день, поэтому у детей есть и будет домашнее задание.Фото: Мохаммад Алфарай

Утверждение 4: Ученик сам определяет тот уровень, к которому будет стремиться. Он получит набор заданий, позволяющих успешно пройти обучение. Опасность заключается в том, что ученик, знающий материал на «отлично», на экзамене будет претендовать лишь на «удовлетворительно» или «хорошо», чтобы не испытывать трудностей при сдаче экзамена.

Ответ: Нет.

«Цели обучения и критерии оценки определены учебным планом. С учеником беседуют о целях, которые он хочет перед собой поставить. До сих пор существует проблема, которая заключается в том, что школьник не всегда знает, почему он получил именно такую отметку. Если идти ученику навстречу и поддерживать его, то мотивация растет», – объясняет Аннели Раутиайнен.

Утверждение 5: В школе больше не будет традиционных групп, учеников будут объединять по интересам.

Ответ: Нет.

«Учитель всегда несет ответственность за учеников. Обучающихся объединяют в группы для достижения целей учебной программы. Мы надеемся, что школы будут формировать эти группы по учебным интересам. Некоторые ученики активно говорят во время обучения, а кто-то, наоборот, молчит», – отмечает Аннели Раутиайнен.

Утверждение 6: Оценки отличников могут ухудшиться, потому что отменят зубрежку.

Ответ: Да и нет.

«Утверждение, что раньше отличную оценку получали только благодаря зубрежке, похоже на правду. Иногда стоит заучивать что-то наизусть, как например, таблицу умножения, но в новом учебном плане особое внимание уделяется таким понятиям, как умение учиться, критическое мышление, взаимодействие с одноклассниками и технические знания, которые пригодятся в будущем. Мир меняется, и школа, и образование должны меняться вместе с ним», – считает Аннели Раутиайнен.

В финских школах считают, что все предметы одинаково важны для получения широкого образования.Фото: Андреас Мейхснер / Verstas

Утверждение 7: Хорошие наглядные методы обучения совсем не применяются, школа становится только развлечением.

Ответ: Нет.

«Похоже, в некоторых странах сложилось впечатление , что Финляндия – социалистическая страна, где в Хельсинки есть патрон, который решает, что делать. Учителя, школы и муниципалитеты Финляндии могут в значительной степени решать сами, что и как преподавать, что существенно отличает Финляндию от других стран», – рассказывает Паси Салберг.

Утверждение 8: Домашние задания никогда не задают.

Ответ: Нет.

«В Финляндии достаточно короткий школьный учебный день, поэтому мы считаем, хорошо бы немного повторить материал дома», – отмечает Аннели Раутиайнен.

Многие финские подростки мечтают стать преподавателями, поэтому между поступающими на педагогический факультет существует жесткая конкуренция. Согласно новому учебному плану, учитель становится «помощником», который будет не только передавать ученикам знания, но и направлять, помогая познавать мир.Фото: Аманда Сойла

Утверждение 9: Экзамены и контрольные работы отменяют.

Ответ: Нет.

«Ученика постоянно оценивают, направляют и поддерживают. На отметки влияют баллы за контрольные работы, которые являются частью обучения, но они не имеют решающего значения. Умения можно продемонстрировать и с помощью проектов или устных презентаций. Если контрольная работа была выполнена неудачно, предоставляется возможность исправить оценку, заодно улучшив свои знания», – говорит Раутиайнен.

Утверждение 10: Учителя станут новаторами, которые уже этой осенью должны будут применять другие методы и обучать новым дисциплинам, таким, как программирование.

Ответ: Нет.

«Новый учебный план заставит учителей изменить свои педагогические методы. Это требует времени. Самой большой проблемой является изменение ролей. Учитель больше не является единственным источником информации, а ученик не пассивный слушатель. Мы хотим, чтобы школа стала коллективом, где все обучают друг друга, в том числе дети взрослых. Технические навыки и программирование будут преподаваться в контексте других учебных дисциплин. На помощь учителю придут тьюторы, владеющие цифровыми технологиями», – объясняет Раутиайнен.

В Финляндии почти все подростки (99,7 %) осваивают учебную программу и оканчивают общеобразовательную школу.Фото: Рийтта Суппери / Keksi / Finland Promotion Board

Утверждение 11: Из-за того что ученики будут сами отвечать за свои успехи, останутся невыявленными трудности в обучении.

Ответ: Нет.

«У нас высококвалифицированные преподаватели, которые всегда готовы поддержать учеников. Несмотря на то, что школьники станут более активными, это не значит, что они полностью будут отвечать за свое обучение. Наоборот, учитель, как никогда прежде, станет ближе к ученику», – рассказывает Аннели Раутиайнен.

Утверждение 12: После введения нового учебного плана высокие достижения Финляндии в международном исследовании PISA канут в Лету.

Ответ: Может быть, ну и что?

«Рейтинг Финляндии в PISA в финском сознании не является значимым. Это сродни измерению артериального давления, которое иногда позволяет нам задуматься о том, куда мы движемся, но не находится в центре внимания. Решения, связанные с обучением, не принимаются на основе результатов PISA. Вместо этого существенным фактором являются знания, которые понадобятся детям и подросткам в будущем», – считает Паси Салберг.

Текст: Нинни Лехтниеми, август 2016 г.

1. Обязательное школьное образование начинается с 7-летнего возраста и заканчивается в 17 лет. Кроме того, все дети имеют право на дошкольную подготовку, длительностью один год.

2. Обучение, учебники, школьные принадлежности и учебные материалы – бесплатные в основной школе (1–9 классы).

3. Ежедневно ученикам предлагают бесплатное школьное питание

4. У первоклассников и второклассников школьный день длится максимум пять часов, у старшеклассников – семь часов. Каждый урок – по 45 минут.

5. В Финляндии нет общенациональных экзаменов или тестов.

6. В общей сложности финский учебный год насчитывает 190 школьных дней. Учебный год начинается в середине августа и заканчивается в конце мая. Помимо летних каникул, которые длятся 10 недель, школьники отдыхают осенью, на Рождество и обычно в феврале.

7. В Финляндии почти все подростки (99,7 %) осваивают учебную программу и оканчивают общеобразовательную школу.

8. Преподаватели с 1-го по 6-го классы – магистры педагогики. Учителя 7-9 классов имеют степень магистра по учебной дисциплине, которую они преподают, а также являются высококвалифицированными специалистами в сфере образования.

9. Педагогические учебные заведения пользуются популярностью, поэтому туда трудно поступить. Например, в 2014 в Хельсинский университет были приняты лишь 9 % из тех, кто сдавал вступительный экзамен на педагогический факультет.

Образование в Финляндии: полный релакс для психики школьника и учителя

«Либо мы готовим к жизни, либо — к экзаменам. Мы выбираем первое». Или почему финское образование считается одним из лучших в мире:

Согласно международным исследованиям, которые раз в 3 года проводит авторитетная Организация экономического сотрудничества и развития, финские школьники показали самый высокий в мире уровень знаний. Они также самые читающие дети планеты, заняли 2-е место по естественным наукам и 5-е — по математике. Но даже не это так восхищает педагогическое сообщество. Невероятно, что при таких высоких результатах школьники проводят наименьшее количество времени за учебой.

Среднее общеобразовательное обязательное обучение в Финляндии включает школу двух ступеней: — нижняя (alakoulu), с 1 по 6 класс;

— верхняя (yläkoulu), с 7 по 9 класс.

В дополнительном 10 классе учащиеся могут улучшить свои оценки. Затем дети отправляются в профессиональный колледж либо продолжают учебу в лицее (lukio), 11–12 классы в нашем привычном понимании.

7 принципов «средней» ступени финского образования:

1. Равенство

– Школ

Нет ни элитных, ни «слабеньких». В самой крупной школе страны учится 960 учеников. В самой маленькой — 11. Все имеют абсолютно одинаковое оборудование, возможности и пропорциональное финансирование. Почти все школы — государственные, есть десяток частно-государственных. Разница, кроме того, что родители вносят частичную оплату, — в повышенных требованиях к ученикам. Как правило, это своеобразные «педагогические» лаборатории, следующие выбранной педагогике: Монтессори, Френе, Мортана и Вальдорфская школы. К частным относятся и учреждения с преподаванием на английском, немецком, французском.

Следуя принципу равенства, в Финляндии существует параллельная система образования «от детских садов до университетов» на шведском языке. Не забыты и интересы саамского народа, на севере страны можно обучаться на родном языке.

До недавнего времени финнам было запрещено выбирать школу, следовало отдавать детей в «ближайшую». Запрет сняли, но большинство родителей так и отдают детей «поближе», ведь все школы одинаково хороши.

– Всех предметов

Углубленное изучение одних предметов в ущерб другим не приветствуется. Здесь не считается, что математика важнее, к примеру, искусства. Наоборот, единственным исключением для создания классов с одаренными детьми могут быть склонности к рисованию, музыке и спорту.

– Родителей

Кто по профессии (социальному статусу) родители ребенка, учитель узнает в последнюю очередь, в случае необходимости. Вопросы учителей, анкеты, касающиеся места работы родителей, запрещены.

– Учеников

Финны не сортируют учеников на классы по способностям или карьерным предпочтениям.

Также нет «плохих» и «хороших» учеников. Сравнение учеников друг с другом запрещено. Дети, как гениальные, так и с большим дефицитом умственных способностей, считаются «особенными» и учатся вместе со всеми. В общем коллективе обучаются и дети на инвалидных креслах. При обычной школе может быть создан класс для учащихся с заболеваниями органов зрения или слуха. Финны стараются максимально интегрировать в общество тех, кому требуется особое отношение. Разница между слабыми и сильными учащимися — самая маленькая в мире.

«Меня возмущала финская система образования, когда в школе училась моя дочь, которую по здешним меркам можно отнести к одаренным. Но когда в школу пошел сын, у которого обилие проблем, мне сразу все очень понравилось», — делилась впечатлениями русская мама.

– Учителей

Нет «любимых» или «ненавистных грымз». Учителя тоже не прикипают душой к «своему классу», не выделяют «любимчиков» и наоборот. Любые отклонения от гармонии ведут к расторжению контракта с таким учителем. Финские учителя должны лишь выполнять свою работу наставника. Все они одинаково важны в трудовом коллективе: и «физики», и «лирики», и учителя труда.

– Равенство прав взрослого (учителя, родителя) и ребенка

Финны называют этот принцип «уважительное отношение к ученику». Детям с 1 класса объясняют их права, в том числе и право «жаловаться» на взрослых социальному работнику. Это стимулирует финских родителей к пониманию, что их ребенок — самостоятельная личность, обижать которую запрещено как словом, так и ремнем. Унижать учеников у педагогов не получается в силу особенностей профессии учителя, принятых в финском трудовом законодательстве. Главная особенность состоит в том, что все учителя заключают контракт только на 1 учебный год, с возможным (или нет) продлением, а также получают высокую зарплату (от 2 500 евро — помощник, до 5 000 — учитель-предметник).

2. Бесплатность

Кроме самого обучения бесплатны: – обеды; – экскурсии, музеи и вся внеклассная деятельность; – транспорт, который забирает и возвращает ребенка, если ближайшая школа находится дальше двух километров;

– учебники, все канцелярские принадлежности, калькуляторы и даже ноутбуки-планшетники.

Любые сборы родительских средств на любые цели запрещены.

3. Индивидуальность

Для каждого ребенка составляется индивидуальный план обучения и развития. Индивидуализация касается содержания используемых учебников, упражнений, количества классных и домашних заданий и отводимого на них времени, а также преподаваемого материала: кому «корешки» — более подробное изложение, а от кого требуются «вершки» — кратко о главном.

На уроке в одном и том же классе дети выполняют упражнения разного уровня сложности. И оцениваться они будут согласно персональному уровню. Если отлично выполнил «свое» упражнение начальной сложности, получи «отлично». Завтра дадут уровень выше — не справишься — ничего страшного, снова получишь простое задание.

В финских школах наряду с обычным обучением есть две уникальные разновидности образовательного процесса:

Поддерживающее обучение «слабых» учеников — то, чем в России занимаются частные репетиторы. В Финляндии репетиторство популярности не имеет, школьные учителя добровольно справляются с дополнительной помощью во время урока или после него.

Коррекционное обучение — связано с устойчивыми общими проблемами в усвоении материала, например, из-за непонимания неродного финского языка, на котором ведется обучение, или в связи со сложностями с запоминанием, с математическими навыками, а также с асоциальным поведением некоторых детей. Коррекционное обучение проводят в малых группах или индивидуально.

4. Практичность

Финны говорят: «Либо мы готовим к жизни, либо — к экзаменам. Мы выбираем первое». Поэтому экзаменов в финских школах нет. Контрольные и промежуточные тесты — на усмотрение учителя. Существует только один обязательный стандартный тест по окончании средней общеобразовательной школы, причем учителя не пекутся о его результатах, ни перед кем за него не отчитываются и детей специально не готовят: что есть, то и хорошо.

В школе преподают только то, что может понадобиться в жизни. Устройство доменной печи, например, не пригодится, его и не изучают. Зато здешние детишки с детства знают, что такое портфолио, контракт, банковская карта. Умеют высчитать процент налога на полученное наследство или заработанный в будущем доход, создать сайт-визитку в интернете, просчитать цену товара после нескольких скидок или изобразить «розу ветров» на данной местности.

5. Доверие

Во-первых, к школьным работникам и учителям: нет проверок, роно, методистов, обучающих как обучать и проч. Программа образования в стране единая, но представляет собой только общие рекомендации, и каждый педагог использует тот метод обучения, который считает подходящим.

Во-вторых, доверие к детям: на уроках можно заниматься чем-то своим. Например, если на уроке литературы включен учебный фильм, но ученику не интересно, он может читать книгу. Считается, что ученик сам выбирает, что для него полезнее.

6. Добровольность

Учится тот, кто хочет учиться. Педагоги постараются привлечь внимание ученика, но если у него начисто отсутствует интерес или способности к учебе, ребенка сориентируют на практически полезную в будущем, «несложную» профессию и не будут бомбить «двойками». Не всем строить самолеты, кто-то должен хорошо водить автобусы.

В этом финны тоже видят задачу средней школы — выявить, стоит ли данному подростку продолжать обучение в лицее или достаточно минимального уровня знаний, кому полезнее пойти в профессиональное училище. Надо отметить, что и тот и другой путь в стране одинаково ценится.

Выявлением склонностей каждого ребенка к определенному виду деятельности путем тестов и бесед занят штатный школьный специалист — «учитель будущего».

В общем, процесс обучения в финской школе мягкий, деликатный, но это не значит, что можно «забить» на школу. Контроль школьного режима обязателен. Все пропущенные уроки будут «отсижены» в прямом смысле. Например, для ученика 6 класса учитель может найти «окошко» в расписании и посадить его на урок во 2 классе: сиди, скучай и думай о жизни. Будешь мешать младшим — час не засчитают. Не выполняешь заданное учителем, не работаешь на уроке — никто не будет вызывать родителей, грозить, оскорблять, обращаясь к умственной неполноценности или лени. Если родители также не озабочены учебой своего ребенка, он спокойно не перейдет в следующий класс.

Оставаться на второй год в Финляндии непозорно, особенно после 9 класса. К взрослой жизни нужно готовиться серьезно, поэтому в финских школах есть дополнительный (необязательный) 10 класс.

7. Самостоятельность

Финны полагают, что школа должна научить ребенка главному — самостоятельной будущей успешной жизни. Поэтому здесь учат размышлять и самим получать знания. Новых тем учитель не рассказывает — все есть в книгах. Важны не заученные формулы, а умение пользоваться справочником, текстом, интернетом, калькулятором — привлекать нужные ресурсы к решению текущих проблем.

Также школьные педагоги не вмешиваются в конфликты учащихся, предоставляя им возможность подготовиться к жизненным ситуациям всесторонне и развить умение постоять за себя.

Учебный процесс в «одинаковых» финских школах, тем не менее, организован очень по-разному.

Когда и сколько учимся?

Учебный год в Финляндии начинается в августе, с 8-го по 16-е, единого дня не существует. А заканчивается в конце мая. В осеннем полугодии имеется 3–4 дня осенних каникул и 2 недели рождественских. Весеннее полугодие включает по неделе февральских — «лыжных» каникул (финские семьи, как правило, отправляются вместе кататься на лыжах) — и пасхальных.

Обучение — пятидневка, только в дневную смену. Пятница — «короткий день».

Чему учимся?

1–2 класс:

Изучаются родной (финский) язык и чтение, математика, природоведение, религия (согласно вероисповеданию) или жизнепонимание (для тех, кого религия не волнует), музыка, ИЗО, труд и физкультура. На одном уроке может изучаться сразу несколько дисциплин.

3–6 класс:

Начинается изучение английского языка. В 4 классе — еще один иностранный язык на выбор: французский, шведский, немецкий или русский. Вводятся дополнительные дисциплины — предметы по выбору, в каждой школе они свои: скорость печатания на клавиатуре, компьютерная грамотность, умение работать с деревом, хоровое пение. Почти во всех школах — игра на музыкальных инструментах, за 9 лет обучения дети попробуют все, от дудочки до контрабаса.

В 5 классе добавляется биология, география, физика, химия, история. С 1 по 6 класс обучение ведет один учитель почти по всем предметам. Урок физкультуры — это любая спортивная игра 1–3 раза в неделю, в зависимости от школы. После урока обязателен душ. Литература, в привычном для нас понимании, не изучается, это скорее, чтение.

Учителя-предметники появляются только в 7 классе.

7–9 класс:

Финский язык и литература (чтение, культура края), шведский, английский, математика, биология, география, физика, химия, основы здоровья, религия (жизнепонимание), музыка, ИЗО, физкультура, предметы по выбору и труд, который не разделяется отдельно «для мальчиков» и «для девочек». Все вместе учатся варить супы и вырезать лобзиком. В 9 классе — 2 недели знакомства с «трудовой жизнью». Ребята находят себе любое «рабочее место» и с великим удовольствием отправляются «на работу».

Кому нужны оценки?

В стране принята 10-балльная система, но до 7 класса применяется словесная оценка: посредственно, удовлетворительно, хорошо, отлично. С 1 по 3 класс отметки в любых вариантах отсутствуют.

Все школы подключены к государственной электронной системе «Wilma», что-то вроде электронного школьного дневника, к которому родители получают личный код доступа. Педагоги выставляют оценки, записывают пропуски, информируют о жизни ребенка в школе; психолог, социальный работник, «учитель будущего», фельдшер тоже оставляют там нужную родителям информацию.

Оценки в финской школе не имеют зловещей окраски и требуются только для самого ученика, применяются для мотивации ребенка в достижении поставленной цели и самопроверки, чтобы мог улучшить знания, если пожелает. Они никак не отражаются на репутации учителя, школы и районные показатели не портят.

Мелочи школьной жизни

  • Территория школ не огорожена, охрана при входе отсутствует. Большинство школ имеет систему автоматического замка на входной двери, попасть в здание можно только согласно расписанию.
  • Дети не обязательно сидят за партами-столами, могут и на полу (ковре) разместиться. В некоторых школах классы оборудованы диванчиками, креслами. Помещения младшей школы устланы коврами и ковриками.
  • Форма отсутствует, так же как и какие-то требования по поводу одежды, можно прийти хоть в пижаме. Сменная обувь требуется, но большинство детей младшего и среднего звена предпочитают бегать в носках.
  • В теплую погоду уроки часто проводятся на свежем воздухе у школы, прямо на травке, или на специально оборудованных в виде амфитеатра лавочках. Во время перемен учеников младшей школы обязательно выводят на улицу, пусть даже на 10 минут.
  • Домашнее задание задают редко. Дети должны отдыхать. И родители не должны заниматься с детьми уроками, педагоги рекомендуют вместо этого семейный поход в музей, лес или бассейн.
  • Обучение «у доски» не применяется, детей не вызывают пересказывать материал. Учитель коротко задает общий тон уроку, затем ходит между учениками, помогая им и контролируя выполнение заданий. Этим же занимается и помощник учителя (есть такая должность в финской школе).
  • В тетрадях можно писать карандашом и стирать сколько угодно. Мало того, и учитель может проверить задание карандашом!

Вот так выглядит финское среднее образование в очень кратком изложении. Может быть, кому-то оно покажется неправильным. Финны не претендуют на идеал и не успокаиваются на достигнутом, даже в самом хорошем можно найти минусы. Они постоянно исследуют, насколько их школьная система соответствует происходящим изменениям в обществе. Например, в данный момент готовятся реформы, предполагающие разделить математику на алгебру и геометрию и увеличить часы преподавания по ним, а также выделить литературу и общественную науку как отдельные предметы.

Однако самое главное финская школа определенно делает. Их дети не вскрикивают по ночам от нервного перенапряжения, не мечтают поскорее вырасти, не испытывают ненависти к школе, не терзают себя и всю семью, готовясь к очередным экзаменам. Спокойные, рассудительные и счастливые, они читают книжки, легко смотрят фильмы без перевода на финский язык, играют в компьютерные игры, гоняют на роликах, великах, байках, сочиняют музыку, театральные пьесы, поют. Они радуются жизни. И между всем этим успевают еще и учиться.

Автор: Наталья Киреева, Хельсинки

Особенности, плюсы и минусы финского образования

Финляндия стала независимым государством относительно недавно, но достигла впечатляющих успехов на образовательном поприще, создав одну из самых лучших в мире систем. Ее система образования вызывает неподдельный интерес у педагогов разных стран, она обсуждается специалистами и вызывает восхищение у обывателей.

Современные родители мечтают отправить на обучение в Финляндию своих детей, а выпускники школ все чаще отдают предпочтение учебным заведениям этой страны. В чем же состоит феномен финского образования, и какие положительные и отрицательные стороны он имеет?

Период детства

Образовательный процесс в игровой форме начинается в детском саду с шести лет. Он преследует цель передать детям знания и навыки, необходимые для первого этапа школьного обучения.

Во главу угла ставится убеждение в талантливости каждого ребенка, позволяющей уже в дошкольном возрасте освоить два языка страны – финский и шведский. В детсад принимаются все малыши, которым исполнилось десять месяцев. Рядом с обычными ребятишками находятся дети-инвалиды, что позволяет многим из них восстановиться, общаясь со сверстниками.

Школьный период

При том, что для школьников страны характерно блистать эрудицией и начитанностью, в учебном заведении они проводят небольшое количество времени. Что же позволяет им получать знания без зубрежки и длительных занятий в школе? Длительность учебного года – 10 месяцев (август-май), с занятиями по будним дням только в дневное время, краткосрочными каникулами осенью, зимой и весной.

В расписании учебного процесса много времени уделяется интересным для ребенка занятиям: спорту, кружкам по увлечениям и так далее. Никакие предметы для изучения не навязываются, учитывая индивидуальные способности и особенности каждого школьника. Обучение двухуровневое.

Нижний уровень до седьмого класса. Верхний – по девятый класс. Далее ребенок выбирает лицей или колледж, в зависимости от специализации.

Определим плюсы и минусы финского школьного образования. К преимуществам стоит отнести следующее:

  1. Все государственные школы равны. Нет элитных заведений, которые получали бы больше средств на развитие. Выбор школы для ребенка свободный и не зависит от места жительства. А учитывая равные финансовые и образовательные возможности школ, предпочтение отдается ближайшим из них. Частные школы существуют для тех, кто осознанно изучает определенный предмет, являющийся профильным для выбранной профессии.
  2. Финская система не делит детей по уровню знаний, здоровью. В одном классе соседствуют инвалиды-колясочники, отстающие ученики и вундеркинды. Все они общаются на равных, адаптируясь в социум. Каждый индивидуален и талантлив по-своему, что подчеркивается преподавателями.
  3. Положение ребенка среди сверстников и отношение к нему педагогов не зависит от места работы и должностей родителей. Строго запрещено анкетирование учащихся на предмет выяснения места работы родителей. Приоритетными для учителя являются сами дети.
  4. Никаких поборов и взносов. Государство обеспечивает ребенка всем. От письменных принадлежностей и ноутбуков, до транспорта и обеда. Школа бесплатно проводит экскурсии и мероприятия.
  5. Дети имеют разные знания в меру своих способностей, поэтому получают задания разного уровня сложности. Это и называется индивидуальным подходом к каждому ребенку.
  6. Если ученик требует дополнительного разъяснения материала, то учитель бесплатно уделит ему время после уроков. И будет поощрен за это.
  7. Детей учат реалиям, а не отвлеченным понятиям. Школа дает знания для повседневной жизни. Например, изучается расчет банковского процента, составление резюме, создание плана местности и прочее.
  8. Поощряется добровольное участие в учебном процессе и самовоспитание. Подросток получает только те знания, которые действительно хочет получить. С этой целью корректируется расписание, где отсекаются ненужные для каждого индивидуума предметы.
  9. Второгодники не высмеиваются и не предаются позору. Считается, что ребенок может улучшить знания и определиться с профессией.

Кроме указанных положительных моментов, стоит обратить внимание на негативные аспекты:

  1. Отсутствует стремление улучшить уровень знаний у отстающих школьников, так как им предлагаются задания проще, чем у отличников, ограничивая шансы достичь лидирующих позиций. Всегда можно просто выполнить задание, которое тебе под силу, не стремясь к большему.
  2. Субординация между детьми и педагогами отсутствует, что приводит к некомфортным ситуациям в отношениях, обусловленным подростковым возрастом и юношеским максимализмом.
  3. Школа заключает контракт с педагогами на год, рискуя получить в дальнейшем вместо опытного учителя неквалифицированного работника. Кадровый состав учреждения не постоянный, что не всегда удобно для воспитательного процесса.

Можно долго перечислять все плюсы и минусы финского школьного образования, но факты – упрямая вещь. И они твердят – финские школьники имеют качественные знания без экзаменов, нервотрепок и зубрежек домашнего задания, наслаждаясь свободой выбора и детством-отрочеством.

Студенчество

А чем же знаменательно финское образование для студентов? Отличительной особенностью вузов, в сравнении с другими странами, является узаконенная возможность студентов оказывать реальное влияние на сам процесс, участвуя в развитии учреждения, усовершенствовании структуры образования и создании совместно с педагогами программ.

Это инновационная методика, проблемно-ориентированная, основанная на равноправии, без авторитаризма. Ей присущи дискуссии, групповая работа, самостоятельный поиск информации. Что можно положительного и отрицательного выделить в финском высшем образовании? Несомненными плюсами будут:

  1. Современность образования без языковых границ. В Финляндии можно получить степень магистра или защитить докторскую диссертацию на английском языке, чем многие финны пользуются. Возможность быть в курсе развития современной научной мысли первыми, получая знания от лучших профессоров из других мировых университетов. Вести лекции приглашаются ученые из Европы и Америки.
  2. Бесплатность обучения для всех студентов — еще один плюс в копилку «финского феномена». Деньги на приличное образование есть не у всех. Это очень затратное мероприятие, на которое в Европе даже оформляют кредит. А здесь государство берет на себя все расходы даже на обучение зарубежных студентов. Желание учиться и знания будущего студента, а не его финансовые возможности, являются определяющими при поступлении в университеты.
  3. Равноправие на существование разных точек зрения. Приветствуется свободное выражение собственной позиции по любому вопросу и живой диалог с преподавателями. Здесь нет стандартного подхода и догм, все мнения имеют право на существование.
  4. Удобство организации самого учебного процесса и близость кампусов. Возможность иметь скидки по студенческому билету на посещение спортзала, в музеи, на проезд общественным транспортом. Отлично организованное недорогое питание в столовой, бесплатное распечатывание документов, бесплатное обслуживание в студенческой больнице и многое другое, позволяющее комфортно себя чувствовать.

Где есть плюсы, там всегда найдется место и минусам, среди которых:

  1. Наличие сложностей с поиском жилья и бюрократия. При отсутствии мест в кампусах придется потрудиться, чтобы найти жилье. Документы, поданные для получения вида на жительство, иногда могут рассматриваться с задержкой, что не позволяет быстро получить страховой номер, а значит, снять жилье.
  2. Трудности с практикой и трудоустройством знакомы даже финнам. Летняя практика не организовывается университетом, а полностью возложена на студента. Для трудоустройства и подработки важно владение финским языком и работодатели приветствуют практический опыт.
  3. Нет контроля над каждым студентом, так как все базируется на самоорганизации и самообучении. Это можно было бы отнести к плюсам, но учитывая наш менталитет, когда для студента требуется регулярная встряска и проверка уровня его знаний, относим демократичный подход к образовательному процессу в минусы.
  4. Финский язык достаточно сложный, и, несмотря на возможность бесплатного обучения ему, сносно разговаривать получается не скоро. А это ограничивает возможности студента к общению с однокурсниками, трудоустройству с целью подработки.

Хороша финская образовательная система или нет, решайте сами. Но ознакомиться с ней и взять у нее на вооружение положительные моменты, стоит.


Смотрите также