Правовое положение гражданина
Правовое положение личности
Правовое положение личности – это юридически закрепленная система взаимоотношений между человеком и государством, а так же между человеком и другими субъектами.
Под правовым статусом человека и гражданина понимается совокупность его прав и обязанностей. Это главное содержание правового положения человека и гражданина, но на него влияют и другие правовые факторы: гражданство, принципы, гарантии прав и свобод. Права и обязанности людей закрепляются многими отраслями права, но особое значение в закреплении положения человека в обществе имеет государственное право, прежде всего Конституция, устанавливающая основы правового статуса человека и гражданина
Они включают: гражданство, конституционные принципы правового положения человека и гражданина, основные права и свободы, их гарантии, обязанности. Это важнейшие элементы правового положения человека. Основы правового статуса играют решающую роль в определении положения человека в обществе, имеют жизненно важное значение, их содержание составляют положения раздела 2Ст. 10-39 Конституции РК.
Гражданство – это устойчивая правовая связь человека с государством, обусловливающая взаимные права и обязанности граждан и государства в случаях, указанных в законе. Гражданин находится под суверенитетом государства, и последнее может требовать от него выполнения обязанностей, даже если он пребывает за границей. Государство, со своей стороны, должно защищать граждан на своей территории и оказывать им покровительство, когда они находятся за ее пределами
Существует несколько способов приобретения гражданства.
1. По рождению (филиация) согласно:
- праву (принципу) крови (когда гражданство ребенка устанавливается в соответствии с гражданством родителей);
- праву (принципу) почвы (когда гражданство ребенка зависит от места рождения).
2) гражданство (подданство) приобретается путем натурализации (укоренения), что связано с обращением лица в установленные законом государственные органы с просьбой о предоставлении ему гражданства. Обычно это делается от имени главы государства, хотя в США гражданство по натурализации предоставляется на основе решений окружных федеральных судов, а в Японии – министром юстиции.
Ходатайство о приеме в гражданство отклоняется,если лицо:
- совершило преступление против человечества, предусмотренное международным правом (Казахстан, Украина);
- призывает к нарушению единства и территориальной целостности республики; противодействует функционированию государственного языка (Казахстан);
- осуждено к лишению свободы за террористическую деятельность (Таджикистан), за тяжкие преступления (Кыргызстан, Украина);
- разжигает межгосударственную, расовую, религиозную, межнациональную вражду, распространяет идеи фашизма, шовинизма, пропагандирует войну (Казахстан, Кыргызстан).
3)гражданство может приобретаться путемоптации, т.е. выбора гражданства одного из двух государств при изменении границ. Чаще всего в случае оптации волеизъявление лиц о сохранении одного гражданства или приобретении другого выражается в том, что они переезжают или остаются на определенной территории.
4).Гражданство приобретается в результатерепатриации, т.е.восстановленияранее утраченного гражданства. Обычно порядок восстановления гражданства совпадает с порядком принятия в гражданство.
Двойное (множественное) гражданство – правовая принадлежность одного и того же лица одновременно двум (или более) различным государствам. Обычно государства стремятся избежать двойного гражданства (в Конституции Мальты 1964 г. содержится соответствующий запрет), так как бипатризм порождает массу разнообразных и зачастую трудноразрешимых проблем (служба в армии, уплата налогов
Способы прекращения гражданства
1) выход из гражданства на основедобровольного волеизъявления. Для осуществления выхода из гражданства заинтересованное лицо подает в компетентные органы соответствующее заявление. Вместе с тем, свобода выхода из гражданства, как правило, законодательно ограничена. Например, в Китае, согласно ст. 11 Закона «О гражданстве», государственные служащие и военнослужащие, находящиеся на действительной службе, не имеют права на отказ от китайского гражданства. Иногда разрешение даётся только в том случае, если лицо приобретает другое гражданство (Турция). Выход из гражданства не допускается,если лицо: привлечено к уголовной ответственности в качестве обвиняемого; отбывает наказание по вступившему в силу приговору суда; если выход противоречит интересам государственной безопасности государства.
2) Лишение гражданства, которое представляет собой санкцию за нарушение законодательства. В некоторых странах граждане по рождению не могут быть лишены гражданства (например, в Бразилии) или лишь в исключительных случаях (за умышленное уклонение от военной службы, за поступление на военную службу другого государства без разрешения (Испания, Италия).
3) Утрата гражданства. Основаниями для утраты гражданства может быть поступление на иностранную государственную службу, непостановка на консульский учет в определенные сроки и др. Для утраты гражданства Казахстана имеются четыре основания, в том числе в случае поступления лица на воинскую службу, в службу безопасности, полицию, органы юстиции другого государства; а также если гражданин, постоянно проживающий за пределами Казахстана, не встал на консульский учёт без уважительных причин в течение трёх лет.1 Схожие нормы предусмотрены законодательством Молдовы.
4) Длительное проживание за границей, По закону Кипра 1967 г. лица, которые приобрели гражданство по праву крови за границей, утрачивают свое гражданство, если они по наступлении совершеннолетия - 21 года, не переселяются на постоянное жительство на Кипр.
Существующая классификация правовых статусов проводится по сфере их действия и структуре правовых систем. Различают следующие виды правовых статусов личности:
-общий (международный) правовой статус. Включает в себя помимо внутригосударственных, права, свободы, обязанности и гарантии, выработанные международным сообществом и закрепленные в международно - правовых документах;-конституционный (базовый).Объединяет главные права, свободы, обязанности и их гарантии, закрепленные в основном законе страны;-отраслевой статус. Состоит из правомочий и других компонентов, опосредованных отдельной или комплексной отраслью правовой системы;-родовой (специальный).Отражает специфику правового положения отдельных категорий людей;-индивидуальный. Характеризует особенности положения конкретного человека.
Принципы гражданства Республики Казахстан
Гражданство Республики Казахстан является единым. В статье 2 Закона о гражданстве этот принцип раскрывается следующим образом: граждане Республики Казахстан, постоянно проживающие на территории республики в составе Республики Казахстан, являются одновременно гражданами этой республики. Единое гражданство в государстве – необходимое условие его суверенного статуса, сохранения целостности.
2. Гражданство Республики Казахстан является равным независимо от оснований приобретения. Не имеет правого значения и время приобретения гражданства. 3. Гражданство Республики Казахстан имеет открытый и свободный характер. Во-первых, это выражается в том, что в Казахстане каждый человек имеет право на гражданство. Во-вторых, свободный характер гражданства Республики Казахстан выражается в том, что Конституция и Закон закрепляют право гражданина изменить гражданство. Этого права никто не может быть лишен. 4. Гражданин Республики Казахстан не может быть лишен своего гражданства. Этот принцип новый в законодательстве о гражданстве. Все предшествующее законодательство, вплоть до Закона о гражданстве СССР 1990 года, закрепляло лишение гражданства как форму его утраты.
5. Гражданин Республики Казахстан может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство). Это так же новая норма в законодательстве о гражданстве. Ранее такое право отвергалось. 6. Принцип сохранения гражданства Республики Казахстан лицами, проживающими за ее пределами. Такого рода принцип вытекает из естественного права человека избирать место своего жительства, свободно выезжать за пределы Республики Казахстан и беспрепятственно возвращаться, что закреплено в Конституции РК. 7. Гражданство Республики Казахстан Основано на отрицании автоматического его изменения при заключении или расторжении брака гражданином Республики Казахстан с лицом, не принадлежащим к ее гражданству, а также при изменении гражданства другим супругом. 8. Республики Казахстан гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами. 9. Законом о гражданстве впервые вводится такой институт, как почетное гражданство. Почетное гражданство может быть предоставлено лицу, не являющимся гражданином Республики Казахстан, имеющими выдающиеся заслуги перед Казахстаном или мировым сообществом, с его согласия. Почетное гражданство предоставляется Президентом Республики Казахстан[4].
Классификация прав и свобод личности
Основные права и свободы подразделяются на три группы:
1) Социально – экономические
2) Политические права и свободы
3) Личные права и свободы
Социально – экономические права и свободы
Определяют правовое положение личности как члена гражданского общества. Важнейшим из этих прав является право на владение и распоряжение частной собтвенности.
Политические права с свободы
Которыми гражданин наделяется как член политической общности, определяют его правовое положение в системе общественных отношений, возникающих в процессе осуществления государтвенной власти.
Важнейшим политическим правом является избирательная правосубъектность гражданина, состоящая из активного и пассивного избирательного права, открывающая для граждан не только возможность участвовать в формировании представительных учреждений, но и проводить в них своих представителей
Личные права и свободы
Представляются человеку как физическому лицу вне зависимости от того, является он гражданином данной страны или нет.
К личным правам и свободе относятся: право на жизнь, неприкосновенность личности, право на свободу, неприкосновенность жилища, тайна переписки и телефонных переговоров, свобода передвижения и места жительства, свобода от произволного ареста, необоснованной уголовной репрессии, право на свободное заключение брака, запрещение пыток и необычных наказаний.
Права и сободы обеспечиваются конституционными и судебными гарантиями
Конституционные гарантии обеспечены авторитетом самого Основного закона. Подобного рода гарантии закреплены, например, в п. 3 ст.40 Конституции Ирландии:
1) Государство гарантирует в своих законых соблюдение и – в пределах общепринятого – защиту и поддержание личных прав граждан.
2) Государство всеми силами охраняет посредством законов жизнь, личность, доброе имя и имущественные права каждого гражданина от несправедливых нападений, а в случае совершения несправедливости оказывает ему должную защиту.
Судебные гарантии прав и свобод
Первоначально возникли в англосаксонских странах, в настоящее время получило широкое распространение. Сводится к двум основным положениям:
1) Гражданину предоставляется право прибегать к судебной защите всякий раз, когда его права и свободы подвергаются посягательству как со стороны государственных органов, так и отденых лиц.
2) Гражданин наделяется правом обращения в суд с требованием принудительного обеспечения установленных законом прав и свобод.
Способы юридического закрепления и выражения прав и свобод достаточно разнообразны, однако в большинстве своем главным источником являются конституции. Обычно в тексте Основного закона содержится специальная глава, посвященная регламентации правового положения гражданина: в Конституции Испании — это глава II «Права и свободы», в Конституции Итальянской Республики — ч. I «Права и обязанности граждан», в Конституции Индии — ч. III «Основные права», в Конституции Колумбии — ч. II «Жители: колумбийцы и иностранцы» и ч. Ш «О гражданских правах и социальных гарантиях», в Конституции Мексики — разд. I «О гарантиях прав личности», в Конституции Республики Либерии — глава III «Основные права» и т.д.
§ 1. Понятие и содержание основ правового положения гражданина и человека в Российской Федерации
Регулирование положения человека в государстве и обществе осуществляется государством в формах, определяемых спецификой правовых норм и складывающихся на их основе правовых связей и отношений. Закрепляя то или иное правовое состояние человека, государство юридически определяет его положение как субъекта права, предоставляя ему юридически сформулированные права, свободы и обязанности, и соответствующие гарантии их осуществления. То есть, человек не становится субъектом права сам по себе, он признается таковым законами государства. Место и роль человека в правовой системе государства наиболее полно можно охарактеризовать через категорию правового положения (правового статуса), которое позволяет раскрыть реальное (фактическое и юридическое) положение человека в обществе и государстве. Правовое положение гражданина и человека: понятие и структура. В чем смысл этого понятия? Будучи комплексной и многоплановой, категория правового положения тесно связана с такими более широкими проблемами, как демократия, законность, правопорядок, свобода и ответственность личности, ее права и обязанности и т.д. Поэтому, в широком смысле под правовым положением понимается юридически закрепленное положение человека в обществе и государстве, то есть, все то, что так или иначе юридически определяет, характеризует, гарантирует, упрочивает реальное положение человека в обществе и государстве. Другими словами, фактическое положение человека в обществе и государстве, выраженное в правовой форме, и есть правовое положение личности. Оно устанавливается государством с помощью права и называется правовым или юридическим потому, что речь идет именно о правовых прерогативах личности, ее юридических возможностях. Содержание правового положения личности определяют все те нормы и регулируемые ими отношения, которые складываются между государством и личностью в связи с их фактическим местом в социальноэкономической, общественно-политической и духовно-нравственной жизни общества. Отношения эти очень разнообразны, охватывают самые различные стороны жизни общества и государства и потому регулируются нормами не какой-либо одной, а всех отраслей права. Из сказанного следует, что в полном объеме правовое положение гражданина и человека (личности) регулируется всей совокупностью нормативных актов, действующих в государстве. Однако особую роль в определении правового положения гражданина и человека играют конституционные нормы. Вследствие своего общерегулятивного характера они очерчивают правовое положение не в какой-либо одной области жизни, а в основных, определяющих ее областях. Притом они устанавливают лишь наиболее существенные, коренные отношения между государством и личностью в связи с их местом в управлении общественными и государственными делами, оставляя подробное регулирование таких отношений нормам других отраслей права. Поэтому конституционное положение следует рассматривать как основу правового положения личности. Это подтверждается и содержанием статьи 64 Конституции Российской Федерации, в которой сказано: «Положения настоящей главы (главы второй Конституции Российской Федерации - И.Б.) составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации». Структурными элементами содержания правового положения гражданина и человека являются: гражданство; правосубъектность; конституционные права и свободы; конституционные обязанности; гарантии реализации конституционных прав, свобод и обязанностей. Гражданство, будучи составной частью конституционного положения, представляет собой условие или предпосылку приобретения всех других элементов структуры правового положения гражданина и человека. Именно с помощью института гражданства государство юридически закрепляет те фактические отношения, которые складываются у него с лицами, находящимися под непосредственным воздействием государственной власти, в силу этого на гражданина распространяются все права, свободы и обязанности, установленные законодательством государства, и, соответственно, обязанности по отношению к государству. Кроме того, гражданин приобретает право на охрану и защиту принадлежащих ему конституционных прав и свобод как внутри страны, так и покровительство за рубежом. Другим структурным элементом правового положения гражданина и человека, непосредственно вытекающим из гражданства, является правосубъектность, то есть праводееспособность. И гражданство, и правосубъектность означают устойчивую связь между государством и личностью. Однако гражданство устанавливает правовую связь между конкретным лицом в самом общем виде. Правосубъектность конкретизирует правовое состояние, закрепленное институтом гражданства. Правосубъектность, как структурный элемент правового положения, делает более определенным место лица в правовом общении и, следовательно, в его положении в обществе. Центральное место в содержании основ правового положения личности принадлежит конституционным (основным) правам и свободам человека и гражданина. Права и свободы в правовом пространстве играют далеко не последнюю роль. Конституция Российской Федерации отмечает три аспекта ее проявления. Во-первых, конституционные права и свободы выступают в качестве одного из основополагающих принципов основ конституционного строя Российской Федерации, о чем достаточно четко сказано в статье 2 Конституции: «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Во-вторых, они определяют основное направление деятельности государственных органов. Так, в статье 18 Конституции Российской Федерации сказано: «Они ( то есть права и свободы - И.Б.) определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». В-третьих, главное предназначение прав и свобод, закрепленных в Конституции, - это раскрытие содержания основ правового положения личности. По содержанию и объему основных прав можно особенно наглядно судить о правовом положении личности в обществе и государстве. Главное и основное в содержании конституционных прав и свобод - это определенная правовой нормой возможность пользоваться конкретными социальными благами. Неотъемлемым структурным элементом основ правового положения гражданина и человека являются конституционные обязанности, независимо от того, включены ли они в конституцию государства полно или, напротив, весьма скупо, как это сделано в Основном законе Российской Федерации. С юридической точки зрения поведение обязанного связано с такой возможностью, которая в то же время призвана законодателем необходимой. В свою очередь, исполнение обязанностей может быть как активным, так и пассивным; как обязанностью совершать определенные действия в связи с реализацией прав, так и обязанностью воздержаться от действий, способных нанести ущерб правам управомоченного субъекта. В случае незаконного ущемления прав граждан государство обязано принять меры к их защите и восстановлению. На основании таких посылок можно сказать, что конституционные права и конституционные обязанности противопоставляются как «свобода - несвобода». И, наконец, реальность конституционного статуса гражданина и человека, как в целом, так и отдельных его структурных элементов обеспечивается определенными гарантиями, то есть принятыми на себя государством обязанностями создавать необходимые условия и предоставлять соответствующие средства для обеспечения конституционных прав, свобод и обязанностей. Гарантии связывают воедино правовое и фактическое положение гражданина и человека в обществе, образуют своего рода механизм реализации основных прав и свобод.
Таким образом, гражданство, правосубъектность, конституционные права, свободы, обязанности и юридические гарантии не просто находятся в неразрывной связи с правовым статусом гражданина и чело - века, но и составляют его непосредственное содержание. Только их наличие делает правовой статус функционирующим, действенным для личности.
Добавить свое объявление Загрузка...Основы правового положения человека и гражданина.
1. Понятие, содержание, принципы основ правового положения личности.
2. Структура конституционно-правового положения личности. Права человека и права гражданина.
3. Конституционная правосубъектность человека и гражданина: конституционная правоспособность, дееспособность и деликтоспособность.
1. Понятие, содержание, принципы основ правового положения личности.
Признание в России на рубеже 80-90х годов идеи обособленности гражданского общества от государства одновременно поставило вопрос о разделении индивида на человека – члена гражданского общества и гражданина – члена политического государства. Человек – это высокоорганизованное существо, обладающее качествами, раскрывающими его суть и отличающими его от иных живых существ. Гражданин – это человек, обладающий дополнительными качествами социально-политической сопричастности, устойчивой юридической связи с государством, обеспечивающей им взаимные права, обязанности и ответственность. Категория личность имеет родовой характер и включает в себя понятие лица, человека, гражданина, иностранного гражданина, лица без гражданства и лица с двойным гражданством.
Соотношение понятий статус и положение.
В литературе высказывается мнение о том, что статус это часть – ядро правового положения человека и гражданина. Понятием статус охватываются основные права, свободы и обязанности, полнота реализации которых обусловлена гражданством и правосубъектностью, а также гарантиями реализации данных прав, свобод и обязанностей. Статус и условия его реализации составляют общее правовое положение человека и гражданина (Кучинский). Однако в последнее время в юридической науке считается, что данные термины являются синонимами (Невинский). Правовой статус человека и гражданина – это юридически закрепленное положение человека и гражданина в обществе и государстве. Правовой статус личности – это место, роль, условия участия личности в системе общественных отношений.
Виды правовых статусов:
· Общий (конституционный) – статус, который не зависит от каких-либо разграничений (пол, возраст, национальность и тд.).
· Специальный (родовой) – статус, который характерен для лиц, обладающих определенными особенностями.
· Индивидуальный – статус, который отличает нас от других индивидов.
· Статус гражданина, иностранного гражданина, лица без гражданства и лица с двойным гражданством.
· Гражданско-процессуальный, уголовно-процессуальный, административно-процессуальный и др. статусы.
Принципы основ правового положения личности – это признаваемые и охраняемые государством основные начала, исходя из которых осуществляется реализация прав и свобод человека и гражданина, исполнение обязанностей.
1. Права, свободы и обязанности реализуются на основе равноправия – данный принцип является основополагающим. Статья 19 КРФ включает три аспекта данного принципа:
· Равенство всех перед законом и судом означает, что законы и их предписания обязательны для всех субъектов, судья в процессе должен руководствоваться только нормами права.
· Равенство прав человека и гражданина, то есть в РФ действует национальный режим.
Национальный режим.
Одно из основополагающих начал международного частного права. Национальный режим закрепляется как внутригосударственными актами различных государств, так и международными договорами.
Суть национального режима — в уравнивании иностранных граждан и юридических лиц, а также лиц без гражданства с отечественными (национальными) гражданами и юридическими лицами.
Действующее право РФ исходит из принципа национального режима: статья 62 КРФ, а также ст. 2 ГК РФ не только формулируют этот принцип, но и устанавливают механизм его действия в случаях необходимых изъятий, которые могут вводиться либо ФЗ, либо международным договором.
Таким образом, реальное содержание национального режима должно быть показано с помощью констатации тех правомочий, которыми могут располагать индивидуумы – иностранцы или юридические лица, с одной стороны, и их ограничений — с другой. Общая характеристика национального режима в плане его юридического содержания состоит в том, что его предоставление не должно осуществляться на условиях взаимности.
Конституция РФ закрепляет в отношении иностранцев принцип национального режима, означающий уравнивание, за некоторыми изъятиями и исключениями, в правах и обязанностях иностранцев и собственных граждан. В соответствии со сложившейся международной практикой национальный режим предоставляется иностранным гражданам в нашей стране в безусловном порядке, т.е. без требования о взаимности. В то же время, если какое-либо государство необоснованно устанавливает по отношению к гражданам РФ ограничения в правах, каким бы то ни было образом дискриминируя их, в ответ РФ вправе установить ответные ограничения для граждан этого государства на своей территории в изъятие из общего принципа национального режима, применив тем самым реторсию.
Национальный режим может устанавливаться как двусторонними, так и многосторонними международными договорами.
· Равенство прав мужчины и женщины
2. Права, свободы и обязанности основываются на их гарантированности. Субъектами гарантии являются: Президент (ст. 80 КРФ), российский парламент (Федеральное Собрание защищает права и свободы посредством законотворчества), Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ, КС РФ, Конституционные уставные суды субъектов РФ, суды общей юрисдикции, органы юстиции и органы прокуратуры.
3. Презумпция неотъемлемости прав и свобод человека, недопустимости их ограничения. Вытекает из признания прав и свобод человека и гражданина неотчуждаемыми и принадлежащими каждому от рождения. КРФ закрепляет, что в России не должны приниматься законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Любые НПА затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина не могут применяться, если они не были официально опубликованы.
4. Обладание каждым лицом не только правами, но и обязанностями. Данный принцип означает, что все лица имеют обязанности. Кроме того многие права выступают одновременно обязанностями: одни – в правовом смысле, другие – в моральном. Например, забота о детях и их воспитании является равным правом и обязанностью родителей. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ.
2. Структура конституционно-правового положения личности. Права человека и права гражданина.
Существует два подхода к определению конституционно-правового статуса человека и гражданина. В широком смысле в структуру правового статуса человека и гражданина входят права, свободы, обязанности, ответственность и иные элементы. Однако относительно того, что следует считать иными элементами в юридической науки нет единообразного мнения. Три основных подхода к определению иных элементов конституционно-правового статуса личности:
1. Витрук в частности относил к правовому статусу: права и свободы, обязанности, интересы, гражданство, правосубъектность, юридические гарантии. Первый, второй и третий элементы, по его мнению, составляют структуру КПС личности, все остальные элементы входят в структуру более широкого понятия – положение.
2. Структуру КПС составляют права и обязанности, все остальные элементы относятся либо к предпосылкам статуса (правосубъектность и гражданство), либо к вторичным элементам (юридическая ответственность), либо выходят за пределы статуса (гарантии).
3. Понятие статус и положение синонимы и структуру их составляют: гражданство, правосубъектность, принципы КПС личности, обязанности, права и свободы.
Анализ данных точек зрения позволяет выделить элементы трех уровней:
1. Права, свободы и обязанности как ядро КПС человека и гражданина.
2. Гражданство, правосубъектность, юридические гарантии как условия реализации прав, свобод и обязанностей.
3. Принципы правового положения личности как исходные начала, интегрирующие в себе нормативное содержание и условия их реализации.
Юридические гарантии – возможность применения к лицу мер государственного принуждения в случае совершения им противоправного деяния, которое по закону является основанием для ответственности. Три группы гарантий:
1. Социально-экономические гарантии. Предполагают соответствующую среду и материальную основу, обеспечивающие реализацию прав, свобод и обязанностей.
2. Политические гарантии. Ориентированная политика государства, направленная на обеспечение устойчивости политических структур, должный уровень политической культуры.
3. Юридические гарантии, то есть гарантии, закрепленные в НПА, охватываемые все способы осуществления и охраны прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.
В узком смысле КПС составляют права, свободы, обязанности и ответственность.
1. Права и свободы человека и гражданина. Соотношение прав и свобод: юридически разграничить данные понятия достаточно трудно. Часть 1 статьи 11 германского Основного закона содержит следующее положение: «Все немцы пользуются свободой передвижения на всей федеральной территории»; часть 2 статьи 11 содержит: «Данное право может быть ограничено только законом и на основании закона». Таким образом, немецкий законодатель категории права и свободы понимает как тождественные. В российской юридической науке многими авторами данные категории считаются тождественными, однако в последнее время считается, что между ними существует разница. Категория права предполагает активную позицию лица, государство не вмешивается в частную жизнь личности, то есть человеку и гражданину при его реализации предоставляется четкая совокупность действий и всегда при этом можно точно определить цель и конечный результат (право избирать и быть избранным). Категория свобода предполагает возможность реализации или нереализации, данный термин призван подчеркнуть более широкие возможности индивидуального выбора, не очерчивая его конкретного результата (свобода вероисповедания, свобода совести).
Конспекты юриста
Все предметы → Римское право
Правовой статус гражданина касается только свободного населения. В соответствии с этим статусом все свободное население Древнего Рима делилось на 5 категорий:
- - quiriti – квириты;
- - latini – латины;
- - peregrine – перегрины;
- - libertine - либертины (вольноотпущенники);
- - colonus – колоны.
Правовое положение Римских граждан
Римское гражданство приобреталось по рождению либо посредством натурализации. Римское гражданство получали дети, рожденные в браке между римскими гражданами, внебрачные дети, рожденные римской гражданкой. Дети, рожденные рабыней, если во время беременности она хотя бы какое-то время была римской гражданкой. Натурализация – освобождение раба, усыновление перегрина римским гражданином. Дарование гражданства за особые заслуги перед римским народом.
Римские граждане наделялись следующими правомочиями:
- 1. Брачная правоспособность. Способность создавать римскую семью.
- 2. Завещательная правоспособность. Способность составлять завещания и быть наследником по завещанию.
- 3. Торговая правоспособность. Способность совершать любые сделки.
Правовое положение латинов
Первоначально латинами называли древнейших жителей исторической области Лациум. Позднее это название было перенесено на свободное население италийского полуострова. Римляне делили их на 2 группы:
- 1. Древние латины – собственно жители Лациума и жители городов латинской лиги – союзники римлян в борьбе против этрусков и других народов италийского полуострова. Их правовое положение не отличалось от положения римских граждан.
- 2. Капитулированные латины – это покоренное население италийского полуострова. Они обладали лишь торговой правоспособностью. Но с I в. до н. э. всем капитулированным латинам было предоставлено равное римское гражданство. До этого момента они могли приобрести римское гражданство если не менее года прожили в Риме или любом из городов бывшей латинской лиги.
Правовое положение перегринов
Это, прежде всего, жители провинций, которые не обладали теми правомочиями, которые были доступны гражданам и латинам. В публичном праве они были лишены всех прав, а сфере частного права были подчинены своему местному обычному праву. С развитием торгового оборота отдельным провинциальным общинам стали предоставлять муниципальный статус. Члены таких общин приобретали в полном объеме торговую правоспособность. Они даже могли приобретать римское гражданство путем натурализации.
В 212 г. по эдикту Антонина Каракаллы всему свободному населению Империи был дарован гражданский статус с правом передачи своим потомкам. С этого момента такая группа, как перегрины, с точки зрения права утрачивает свое значение.
Правовое положение вольноотпущенников (либертинов)
Отпущение раба на волю являлось распорядительным актом, который мог совершать исключительно собственник раба. С этого момента бывший раб приобретал статус либертина. Либертин приобретал родовое имя бывшего хозяина. Приобретал его статус, но с определенными условиями и ограничениями. Что это были за условия и ограничения?
- 1. Либертины не могли занимать магистратских должностей.
- 2. Они не имели избирательных прав.
- 3. Были ограничены в брачной правоспособности.
- 4. Первоначально они не могли заключать браки со свободнорожденными римскими гражданами. Но уже позднее, они могли делать это, но не могли заключать браки с лицами сенаторского сословия.
- 5. Между бывшим рабом и хозяином возникали отношения патроната. Бывший хозяин приобретал статус патрона, а вольноотпущенник становился его клиентом.
Обязанности клиента:
- 1. Оказание почестей патрону и членам его семьи.
- 2. Уплата патрону алиментов.
- 3. Выкуп патрона из рабства.
- 4. Невозможность предъявлять патрону иски о бесчестии.
- 5. Имущество вольноотпущенника, который не составлял завещания и не оставлял наследника, переходило к патрону. Но и патрон был обязан оказывать клиенту помощь и содействие в делах, представлять его интересы в суде, ручаться по его сделкам.