Санкт-Петербург, м. Пл. Восстания,
ул. Гончарная, дом 13

+7 (812) 458-53-53

+7 (921) 771-65-11

4585353@mail.ru

Беженцы в россии


Сирийские беженцы в России

По данным ООН, к середине 2014 года количество погибших в результате войны в Сирии составило порядка 250 тысяч человек, после чего из-за интенсивных военных действий ведение этой статистики было прекращено. Среди погибших и искалеченных – тысячи детей и женщин. По оценкам, на начало 2016 года более 5 миллионов сирийцев были вынуждены покинуть свою страну в поисках безопасности. Большинство из них нашли убежище в Турции (около 2, 7 миллионов на август 2016), Ливане (около 1, 5 миллионов на декабрь 2015), а также в Иордании и Германии.

На территории Российской Федерации по состоянию на 5 апреля 2016 года, по данным ФМС России (с момента включения ФМС в состав МВД публикация статистики прекратилась), находилось 7096 граждан Сирии. За прошедший год это число уменьшилось (на 5 апреля 2015 года их было 8205 человек). В это число входят работники посольства с семьями, и те, кто приехал до начала конфликта, постоянно живет и работает в России, и не ищет убежища.

График 1. Количество граждан Сирии на территории России (согласно данным ФМС России)

Остальные сирийцы могут быть разделены на две группы: приехавшие до конфликта, но не имеющие возможности вернуться для получения новой визы из-за военных действий (беженцы на месте), и приехавшие во время конфликта. К последним относятся, в частности, семьи трудовых мигрантов, выехавшие к родственникам в Россию после начала конфликта. Обе группы имеют все основания обращаться за убежищем.

В течение 2015 года 5, 5 тысяч беженцев, в первую очередь граждан Сирии, покинули Россию и через пограничный пункт в Мурманской области перебрались в Норвегию. Это происходило до тех пор, пока в ноябре 2015 года Норвегия не изменила правила пересечения границы, значительно усложнив их. Норвежские власти отправили обратно в Россию тех сирийцев, кто имел легальный статус. Однако большая часть сирийцев осталась в Норвегии. Кроме того, около 500 беженцев таким же путем отправились в Финляндию. С этим, видимо, и связано уменьшение числа сирийских граждан на территории России, хотя небольшой поток сирийцев в Россию продолжается.

Несмотря на незначительное число граждан Сирии в России, общемировую практику их невысылки, основанную на рекомендациях УВКБ ООН и правозащитных организаций, миграционные органы России продолжают часто отказывать им в предоставлении убежища. Были случаи высылки сирийцев в Турцию, а также попытки принудительно выслать их в Дамаск.

За весь период конфликта (2011-2015, по 2016 году данных еще нет) о статусе беженца в России ходатайствовало 2011 граждан Сирии, но предоставлен он был только одному из них. С заявлением о предоставлении временного убежища обратилось 4462 сирийца, а получили его 3306 человек. Однако временное убежище предоставляется только на год и может не быть продлено. На конец 2015 года на учете в ФМС России стояло всего 1032 гражданина Сирии, получивших временное убежище, а статус беженца имело всего два сирийца.

Необходимо отметить, что обратиться за убежищем в России без помощи адвоката или сотрудника НПО почти невозможно. Лиц, ищущих убежище, просто не допускают к процедуре.

Посещение лицом, ищущим убежища, миграционной службы может закончиться по-разному. В лучшем случае ему будет назначен день интервью. Иногда срок ожидания интервью может составить месяц или два, но иногда и несколько месяцев. Все это время человек, если у него нет российской визы, находится на территории России нелегально. Он может стать жертвой любого полицейского, который или задержит его для составления протокола и направления в суд, или просто оберет его, забрав все найденные при проверке содержимого сумки и карманов деньги. Полицейские не называют такую проверку обыском, на который они должны получить санкцию. Просто они выясняют, нет ли при себе у иностранного гражданина опасных предметов.

Возможно, что с беженцем не станут разговаривать, а просто дадут от ворот поворот, и ему придется приходить много раз без всякого результата. И это еще не самое худшее.

Уже несколько лет бытует практика, когда сотрудники миграционных органов, в функции которых входит работа с ищущими убежища лицами, вызывают своих коллег, которые доставляют беженца в полицейский участок и там составляют протокол о нарушении порядка пребывания на территории России. Потом «нарушителя» везут в суд, где судья за считанные минуты принимает решение о нарушении статьи 18.8 КоАП РФ и приговаривает беженца к штрафу с выдворением за пределы России или без выдворения. Если в общем случае судья сам решает, выдворять ли ему обратившегося к нам за помощью человека, то в двух столичных регионах – московском и петербургском – закон ему не дает выбора: нарушитель должен покинуть территорию России.

Решение о выдворении принимается судом и, как правило, сопровождается еще и помещением в специальный центр временного содержания иностранных граждан (ЦВСИГ), вполне тюремного типа. Там человека могут содержать до двух лет (КоАП РФ, Статья 31.9. Давность исполнения постановления о назначении административного наказания ), и далеко не всегда ему предоставляется возможность обратиться за убежищем из ЦВИГа, обжаловать отрицательное решение в суде, не пропустив срока. Доступ адвокатов в ЦВСИГ ограничен. Решение судьи первой инстанции можно обжаловать, к сожалению, с далеко не радужной перспективой.

Есть еще и проблема перевода. Часто переводчик в миграционном органе не имеет необходимой квалификации или вовсе отсутствует. И нередко переводчик играет отрицательную роль: переводит сказанное беженцем неадекватно, дает ему вредные советы, часто предлагает передать сотрудникам взятку.

Поэтому так важно, чтобы беженца в миграционную службу сопровождал член общественной организации, чтобы у него был адвокат, готовый придти ему на помощь. Желательно также, чтобы можно было положиться на переводчика. Из всех троих миграционные органы не могут отвергнуть только присутствие адвоката, хотя в соответствии с законом у любого человека может быть представитель, которому тот доверяет. Что касается переводчиков, то миграционные органы готовы принять переводчика со стороны только в том случае, если своих переводчиков у них долгое время нет.

Для такой тройной опеки каждого беженца у неправительственных организаций не хватает мощностей. Но даже и участие представителя, переводчика и адвоката не служит гарантией того, что развитие событий пойдет в законном направлении.

Часто миграционные органы, демонстрируя статистику числа лиц, обратившихся за убежищем и получивших его, говорят о том, что процент удовлетворенных ходатайств много выше, чем в странах Европейского Союза. Но причина заключается не в более благожелательном и щедром отношении российских миграционных служб к беженцам, в частности, из Сирии, а в отсутствии свободного доступа к процедуре определения статуса. Таким образом нарушается одно из признанных прав человека: «Каждый человек имеет право искать убежище от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем» (статья 14 «Всеобщей декларации прав человека»).

График 2. Предоставление временного убежища гражданам Сирии (согласно данным ФМС России)

В 2015 году подход миграционной службы к предоставлению временного убежища гражданам Сирии по сравнению с 2014 годом изменился: процент получивших убежище даже из числа допущенных к процедуре упал. В 2016 году, по предварительным данным, ситуация с получением убежища для сирийцев на территории России стала еще хуже, так как миграционные органы еще реже и неохотнее предоставляют статус, ссылаясь на улучшение ситуации в Сирии.

Так, согласно нашей статистике, из 82 решений миграционных органов, вынесенных в течение первой половины 2016 года в отношении заявителей, которые пришли в нашу организацию, 57 содержали отказ в предоставлении временного убежища, 17 – отказ в продлении. Только в 7 случаях временное убежище было предоставлено и в 1 случае его продлили.

Некоторые решения об отказе в предоставлении статуса удается впоследствии в редких случаях оспорить в суде с помощью адвокатов, но в целом картина выглядит удручающе. В то же время, в 2014 году ЕСПЧ уже принял решение о том, что Россия нарушает Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, и назначил трем сирийцам компенсацию за незаконное содержание под стражей и реальную опасность подвергнуться жестокому обращению – по 9 тысяч евро.

В сентябре 2016 года был опубликован последний доклад Независимой международной комиссии по расследованию событий в Сирийской Арабской Республике, который был составлен Советом по правам человека ООН по итогам исследования, проведенного с 10 января по 20 июля 2016 года. Данные доклада мы решили сопоставить с типичными формулировками решений миграционных органов об отказах в предоставлении гражданам Сирии убежища за тот же промежуток времени.

Типичность означает, что приводимые выдержки при минимальных вариациях встречаются не в одном или двух отказах о предоставлении убежища, а повторяются на протяжении месяцев в десятках случаев. Как правило, в уведомлениях об отказе в продлении временного убежища говорится: «отказано в продлении временного убежища в связи с тем, что оснований, по которым оно было предоставлено, больше не существует».

Так ли это?

Пытки в Сирии

Часто в решениях об отказах в убежище на территории России миграционные органы ссылаются, что в том или ином конкретном случае отсутствует угроза пыток, а если она и есть, то относится к участникам правительственных войск и к определенным меньшинствам.

Так, в решении об отказе в продлении временного убежища, вынесенном УФМС по Московской области 28 января 2016 года гражданину А., утверждается: «По информации МИД России, с начала вооруженной стадии противостояния в основную группу риска как преследуемые со стороны боевиков входят, прежде всего, армейские офицеры, сотрудники спецслужб и полиции, руководство правящей партии БААС, общественные и религиозные деятели, активно выступающие на стороне режима. Серьезно страдают от действий повстанцев представители религиозных (алавиты, христане, друзы) и этнический меньшинств (армяне). Что касается практики применения пыток, то, по имеющейся информации, ее жертвами могут стать вышеперечисленные группы».

При этом в докладе Независимой международной комиссии по расследованию событий в Сирийской Арабской Республике указывается систематическое применение пыток в том числе и правительственными структурами: «Применение пыток правительственными силами, в частности ее органами разведки и безопасности, документируется Комиссией с момента ее создания. Практически невозможно найти лиц, которые были задержаны правительством и не подверглись жестоким пыткам».

Сами задержания далеко не всегда связаны с участием того или иного человека в вооруженном сопротивлении, так как «некоторые жертвы подвергались аресту, поскольку они были активистами или подозревались в недостаточной поддержке правительства». Сами условия содержания в тюрьмах, согласно докладу, ужасающие: «Бывшие заключенные сообщали о нехватке продовольствия, питьевой воды, помещений, возможностей для сна, а также о низком уровне гигиены и медицинской помощи. Регулярно поступает информация о случаях педикулеза и инфицирования ран. Один из задержанных, содержавшийся в тюрьме Хамы более трех лет, заявил, что за время содержания под стражей потерял более половины массы тела. Одна женщина, содержавшаяся в Дайр-эз-Зауре в 2015 году, рассказала о том, что ее вес снизился настолько, что у нее прекратились менструации».

Опасность для женщин

Некоторые чиновники миграционных служб России рекомендуют ехать на родину в Сирию не только мужчинам, но и женщинам. Более того, даже беременным женщинам. Например, 4 марта 2016 года гражданка Сирии В., находясь на 6 неделе беременности, получила отказ в предоставлении ей временного убежища от УФМС по Московской области, в котором в частности указывалось, что она «не привела данных, которые бы говорили о том, что риск стать жертвой преследований у нее выше, чем у остальной части населения Сирии. Жизненные трудности испытывает практически все население страны. Нежелание жителей Сирии возвращаться в государство исхода обосновано плохой экономической и гуманитарной ситуацией на родине». Надо отметить, что автор этого крайне циничного решения – женщина.

В докладе Комиссия, напротив, указывает на особую уязвимость женщин в Сирии. Это подтверждают задокументированные комиссией случаи, когда «женщины подвергались изнасилованию сотрудниками госорганов во время допросов в центрах содержания под стражей, контролируемых правительственными разведывательными учреждениями». На территориях, контролируемых некоторыми антиправительственными группировками, организованы рынки рабынь: «Тысячи езидских женщин и девочек, некоторым из которых всего девять лет, продаются на невольничих рынках в провинциях Ракка, Алеппо, Хомс, Ха-сака и Дайр-эз-Заур», в некоторых районах широко распространена практика насильственной выдачи замуж.

Еще более опасно находиться в Сирии беременным женщинам. И не только из-за дефицита медикаментов и необходимых специалистов, но и потому, что роддома подвергаются нападениям и бомбежкам. Например, 15 февраля 2016 года, незадолго до принятия вышеупомянутого решения по делу В., «проправительственные самолеты обстреляли улицу вблизи родильного дома в Азазе в северной части провинции Алеппо. В прилегающих к роддому районах погибло около пяти гражданских лиц, в том числе двое охранников, работавших в учреждении». Другой зафиксированный комиссией случай: «3 мая вооруженная группа, расположенная в квартале Бани-Зейд города Алеппо, нанесла ракетный удар по районам вокруг роддома Ад-Даббит в квартале Аль-Мухафаза. Был разрушен фасад роддома и окружавшие его коммерческие здания. Примерно 15 человек были убиты, включая 3 человек, находившихся в роддоме. 20 человек, включая сотрудников роддома, были ранены. Вскоре после этого роддом закрылся».

Женщины и дети становятся мишенью при массовых случаях взятия заложников: «Вооруженные группы, в том числе группы, признанные террористическими, захватывают заложников для осуществления обмена военнопленными или в целях получения выкупа. Женщины и дети особенно уязвимы в плане взятия в заложники, так как семьи, как правило, оперативно собирают деньги для выплаты выкупа или оказывают давление на противоборствующие силы в целях организации обмена заключенными». В докладе отмечаются также случаи похищений и арестов, организованных правительственными силами, когда захватываются члены «семей мужчин, которые подозреваются в участии в боевых действиях против правительства».

Опасность для детей

Отказывают в убежище в России и беженцам из Сирии с маленькими детьми. Так, гражданин Х. просил предоставить ему и его несовершеннолетним сыну (2014 года рождения) и дочери (2007 года рождения) временное убежище. Тем не менее, 12 мая 2016 года сотрудник миграционной службы счел, что «основной причиной обращения Х. в УФМС России по Московской области с заявлением о предоставлении ему временного убежища на территории Российской Федерации является желание осуществлять трудовую деятельность на территории Российской Федерации». По итогам рассмотрения данный сотрудник решил отказать гражданину Сирии и его несовершеннолетним детям в предоставлении убежища.

Доклад повествует о случаях расправ и многочисленных жертвах среди детей в Сирии, а также крайне неблагоприятной и опасной ситуации с правами детей в этой стране: «Сирийские дети по-прежнему становятся жертвами правонарушений, совершаемых всеми воюющими сторонами. Они постоянно живут в условиях невыносимого по своим масштабам насилия и страдают от постоянных, многочисленных и зачастую неизлеченных эмоциональных травм». Например, в тот же день, когда было вынесено решение об отказе в убежище гражданину Х. и его детям, то есть 12 мая 2016 года, в Сирии произошло следующее событие: «четыре девочки и 13-летний мальчик были убиты при захвате группировкой «Джабхат ан-Нусра», бригадами «Аль-Таухид» и «Ахрар аш-Шам» поселка Зара в Хаме. Из 17 лиц, которые все еще числятся пропавшими без вести, 8 являются детьми. В ходе этой операции были ранены многие другие дети, в том числе 4-летняя девочка и 16-летний мальчик с синдромом Дауна. 15-летняя девочка рассказала, как она была ранена в руку при попытке бежать из деревни со своей 6-летней сестрой». Незадолго до этого, 5 мая 2016 года, «трое детей погибли во временной школе в лагере Камуна для внутренне перемещенных лиц в Идлибе». По рассказу свидетеля, «тела жертв обгорели до неузнаваемости».

Несовершеннолетние дети становятся жертвами вербовки со стороны некоторых групп радикальных исламистов: «В период с апреля по май в Идлибе, Хаме и Алеппо «Джабхат ан-Нусра» и «Джунд аль-Акса» завербовали сотни детей, многие из которых были младше 15 лет». Случаи вербовки несовершеннолетних встречаются и со стороны правительственных сил: «В контролируемых правительством районах Народные комитеты и Силы национальной обороны, как сообщается, вербуют в свои ряды несовершеннолетних и посылают их в бой без какой-либо военной подготовки».

Ко всем прочим бедствиям добавился рост инфекционных заболеваний: «Вновь появились случаи заболевания детей туберкулезом, холерой, менингитом и полиомиелитом из-за неспособности медицинских служб провести полномасштабные кампании по вакцинации».

Шаткость достигнутых договоренностей

С марта 2016 года при вынесении решений об отказах в убежище миграционные органы все чаще стали ссылаться на процесс по перемирию, несмотря на всю хрупкость и постоянные нарушения последнего. При этом сводка Министерства обороны Российской Федерации от 18 марта 2016 года дублировалась в решениях миграционных органов в течение нескольких месяцев. Так, в решении УФМС по Московской области от 15 июня 2016 года указывается: «По информации Министерства обороны Российской Федерации от 18.03.2016 года: Активно идет процесс заключения перемирия. Всего с лидерами вооруженных формирований «умеренной оппозиции» подписано 43 заявочных листах о прекращении боевых действий подчиненных им отрядов…» и далее перечисляются некоторые подробности, в том числе и о гуманитарной помощи. Все это выдвигается в решении УФМС в качестве обоснования вывода, что «отсутствуют гуманные причины, требующие предоставить возможность временно пребывать на территории Российской Федерации».

Независимая международная комиссия по расследованию событий в Сирийской Арабской Республике вовсе не разделяет оптимизм ФМС России. В докладе Комиссии указывается, что, несмотря на достигнутые в феврале соглашения, «с конца марта наблюдается явная эскалация боевых действий, имеющая тяжелые последствия для гражданских лиц». Доклад развеивает и миф об отсутствии угрозы в местах, которые находятся под контролем правительственных войск. Только в конце марта 2016 года произошло несколько вопиющих случаев, которые демонстрируют шаткость достигнутых договоренностей и опасность для гражданских лиц:

«23 марта пять террористов-смертников ИГИЛ подорвали себя в различных местах в городе Джабла в провинции Латакия».

«25 марта снайпер убил доктора Мохаммеда Хуса, когда он выходил из полевого госпиталя Забадани в Риф-Дамаске. Кроме того, снайперы обстреляли тех, кто пытался его спасти. Согласно сообщениям, доктор Хус был последним врачом в госпитале Забадани. Сообщается о том, что гражданские лица погибли от ран, полученных в результате снайперского обстрела в Забадани, из-за отсутствия врачей и медикаментов в больнице».

«31 марта удары проправительственных сил в Дайр-эль-Асафире, районе около Дамаска, контролируемом антиправительственными группами, пришлись на школу, больницу и мечеть. По меньшей мере 31 человек был убит, в том числе трое детей и их родители».

В целом в докладе указывается, что нигде в Сирии человек не может чувствовать себя в безопасности, закон почти нигде не действует: «За пределами поля боя гражданские лица и не участвующие в боевых действиях комбатанты продолжают исчезать, становятся заложниками, подвергаются пыткам и сексуальному насилию, зачастую находясь в заключении. Характерными особенностями этого кровавого конфликта остаются незаконные убийства, в том числе случаи смерти в местах содержания под стражей и суммарные казни».

Российские чиновники в своих отказах пишут об обратном, ссылаясь на другие и специально оптимистичные отзывы о ситуации в Сирии, но были ли бы они готовы отправить туда своих друзей и близких?

Вероятно, в этом случае они бы опирались на рекомендации МИД РФ российским гражданам, который в таком случае также указывает на опасность нахождения именно на всей территории Сирии. Ведь в разделе официального сайта МИД России, который «работает в режиме регулярного обновления», указывается: «В связи с тем, что в Сирии идет гражданская война, сопровождающаяся насилием в отношении мирного населения и терактами, не рекомендуется к посещению вся территория страны». Так что – нет, видимо, не отправили бы они своих друзей и близких, да еще сказали бы, что там опасно.

Доклад подготовили председатель Комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина и аналитик Комитета Константин Троицкий,

Фото: IHH Humanitarian Relief Foundation/Flickr.

refugee.ru

Беженцы в России

Большая часть украинцев, покинувших юго-восток страны из-за боевых действий, имеет полное право получить убежище на территории РФ, при этом права у них будут такие же, как у обычных россиян. По крайней мере, так сообщает пресс-центр ФМС РФ.

Как получить право беженца?

Чтобы вас официально признали беженцем, вам необходимо совершить следующие действия:

  1. Обратиться в уполномоченный орган с соответствующим заявлением. Таким органом может быть консульство, пограничные службы или орган ФСБ.
  2. Получить свидетельство о рассмотрении вашего заявления. О принятом решении вас уведомят в течение суток с момента принятия.
  3. Встать на учет по месту нахождения.
  4. Пройти медосмотр.
  5. Получить разрешение о признании статуса беженца (оно выдается в посольстве или отделении ФМС по истечении двух месяцев).
  6. Получить соответствующее удостоверение.

Далее вам предстоит сдать текущий паспорт в миграционную службу, после чего вы уже не сможете покинуть страну, в противном случае статус беженца будет утерян.

Права беженцев в России

Как отмечалось ранее, переехавшие украинцы будут иметь те же права, что и рядовые россияне. Так, они могут начать работать, не имея разрешения на работу. Параллельно с этим они получают все соответствующие права – медицинские, социальные, юридические, в общем, все то, что есть у всех граждан России. В том числе школьное/послешкольное образование.

Характерно, что срок пребывания на территории РФ можно многократно продлевать, но лишь при условии, что беженец не будет покидать пределов государства.

Между тем в ФМС была разработана специальная памятка, к созданию которой сотрудники отнеслись со всем пониманием. Там говорится, что гражданин Украины вправе находиться на территории России не больше, чем по 90 суток на каждый 180-дневный период.

Пять наивных вопросов о правах и обязанностях беженцев с Украины в России

Но на данный момент в связи с военными действиями сроки беспрепятственно продлеваются, необходимо всего лишь вовремя обратиться в миграционную службу, имея на руках соответствующую карту и паспорт.

Да и в других случаях срок пребывания может продлеваться. К примеру, если украинец уже оформил временное проживание либо подал все необходимые для этого документы, будучи носителем русского языка. Также люди могут оставаться, если нынешний работодатель обратился в ФМС с заявлением о том, что именно данный специалист (у него высокая квалификация или не была завершена необходимая работа) ему необходим здесь. То же касается и украинских студентов, которые учатся в государственных высших учебных заведениях России, но опять же при условии, что об этом попросит руководство вуза.

Как видим, в ФМС позаботились, чтобы беженцы не чувствовали себя ущемленными. Но стоит заметить, что даже в статусе беженца гражданин Украины не может пребывать на российской территории дольше одного года (по крайней мере, пока).

Беженец – это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Правовое положение беженцев определяется Федеральным законом от 19.02.93г. в ред.

Положение украинских беженцев в России

2000г. «О беженцах» с последующими изменениями и дополнениями.

Статус беженца не может быть присвоен лицу:

1) в отношении которого имеются серьезные основания предполагать, что оно совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечества;

2) которое совершило тяжкое преступление неполитического характера вне пределов территории Российской Федерации и до того, как оно было допущено на территорию России в качестве лица, ходатайствующего о признании беженцем;

3) которое виновно в совершении деяний, противоречащих целям и принципам ООН;

4) за которым компетентные власти государства, в котором оно проживало, признают права и обязательства, связанные с гражданством этого государства;

5) которое в настоящее время пользуется защитой и (или) помощью других органов или учреждений Организации Объединенных Наций, кроме Верховного Комиссара ООН по делам беженцев.

6) иностранным гражданам и лицам без гражданства, покинувших государство своей гражданской принадлежности по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Основаниями для отказа лицу в рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу являются следующие обстоятельства:

1) если в отношении лица возбуждено уголовное дело за совершение преступления на территории России;

2) если лицо получило обоснованный отказ в признании беженцем в любом из государств, присоединившихся к Конвенции Организации Объединенных Наций 1951 г. о статусе беженцев и (или) к Протоколу 1967 г., касающемуся статуса беженцев, при условии, что правовые нормы признания беженцем в данном государстве не противоречат законодательству Российской Федерации;

3) наличие у лица гражданства третьего государства, защитой которого лицо может воспользоваться, или права на пребывание на законном основании на территории третьего государства при отсутствии обоснованных опасений стать жертвой преследований в третьем государстве;

4) если лицо прибыло из иностранного государства, на территории которого имело возможность быть признанным беженцем;

5) если лицо отказывается сообщить сведения о себе и (или) об обстоятельствах прибытия на территорию Российской Федерации;

6) если лицо состоит в браке с гражданкой (гражданином) Российской Федерации и в соответствии с российским законодательством имеет возможность получить разрешение на постоянное проживание на территории Российской Федерации;

7) если лицо уже имеет разрешение на постоянное проживание на территории Российской Федерации.

Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на:

1) получение услуг переводчика и информации о своих правах и обязанностях;

2) получение содействия в оформлении документов для въезда на территорию России;

3) получение питания и пользование коммунальными услугами в центре временного размещения;

4) медицинскую и лекарственную помощь наравне с гражданами Российской Федерации;

5) получение содействия в направлении на профессиональное обучение или в трудоустройстве наравне с гражданами РФ;

6) социальную защиту, в том числе социальное обеспечение, наравне с гражданами РФ и др.;

Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи обязаны:

1) соблюдать Конституцию РФ и законы;

2) своевременно прибыть в центр временного размещения и соблюдать установленный порядок проживания там;

3) сообщить в течение 7 дней в территориальный орган по миграционной службе сведения об изменении фамилии, имени, состава семьи, семейного положения, о приобретении гражданства РФ или гражданства другого иностранного государства либо о получении разрешения на постоянное проживание на территории России;

4) сообщать о намерении переменить место пребывания на территории Российской Федерации либо выехать на место жительства за ее пределы;

5) проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом по миграционной службе и др.

Лицо лишается статуса беженца, если оно:

1) осуждено по вступившему в силу приговору суда за совершение преступления на территории России;

2) сообщило заведомо ложные сведения, либо предъявило фальшивые документы, послужившие основанием для признания беженцем, либо допустило иное нарушение положений Федерального закона «О беженцах».

Распределение лиц, признанных беженцами либо получивших временное убежище, осуществляется в соответствии с ежегодно устанавливаемой Правительством РФ квотой распределения данных лиц для каждого субъекта Федерации.

Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2226; Нарушение авторских прав?;

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Большая часть украинцев, покинувших юго-восток страны из-за боевых действий, имеет полное право получить убежище на территории РФ, при этом права у них будут такие же, как у обычных россиян. По крайней мере, так сообщает пресс-центр ФМС РФ.

Как получить право беженца?

Чтобы вас официально признали беженцем, вам необходимо совершить следующие действия:

  1. Обратиться в уполномоченный орган с соответствующим заявлением. Таким органом может быть консульство, пограничные службы или орган ФСБ.
  2. Получить свидетельство о рассмотрении вашего заявления. О принятом решении вас уведомят в течение суток с момента принятия.
  3. Встать на учет по месту нахождения.
  4. Пройти медосмотр.
  5. Получить разрешение о признании статуса беженца (оно выдается в посольстве или отделении ФМС по истечении двух месяцев).
  6. Получить соответствующее удостоверение.

Далее вам предстоит сдать текущий паспорт в миграционную службу, после чего вы уже не сможете покинуть страну, в противном случае статус беженца будет утерян.

Права беженцев в России

Как отмечалось ранее, переехавшие украинцы будут иметь те же права, что и рядовые россияне. Так, они могут начать работать, не имея разрешения на работу. Параллельно с этим они получают все соответствующие права – медицинские, социальные, юридические, в общем, все то, что есть у всех граждан России. В том числе школьное/послешкольное образование.

Характерно, что срок пребывания на территории РФ можно многократно продлевать, но лишь при условии, что беженец не будет покидать пределов государства.

Между тем в ФМС была разработана специальная памятка, к созданию которой сотрудники отнеслись со всем пониманием. Там говорится, что гражданин Украины вправе находиться на территории России не больше, чем по 90 суток на каждый 180-дневный период. Но на данный момент в связи с военными действиями сроки беспрепятственно продлеваются, необходимо всего лишь вовремя обратиться в миграционную службу, имея на руках соответствующую карту и паспорт.

Да и в других случаях срок пребывания может продлеваться.

Беженцы из Украины в России: помощь, оформление статуса, права и льготы

К примеру, если украинец уже оформил временное проживание либо подал все необходимые для этого документы, будучи носителем русского языка. Также люди могут оставаться, если нынешний работодатель обратился в ФМС с заявлением о том, что именно данный специалист (у него высокая квалификация или не была завершена необходимая работа) ему необходим здесь. То же касается и украинских студентов, которые учатся в государственных высших учебных заведениях России, но опять же при условии, что об этом попросит руководство вуза.

Как видим, в ФМС позаботились, чтобы беженцы не чувствовали себя ущемленными. Но стоит заметить, что даже в статусе беженца гражданин Украины не может пребывать на российской территории дольше одного года (по крайней мере, пока).

О предоставлении льгот, предоставленных гражданину Украины, на территории России

Вопрос

Добрый день! Я проживаю в Москве, но так сложилось, что мы с дочерью помогаем женщине из Донецка (собираем через друзей деньги ей на лечение). Однако, по той причине, что уже и в Донецке обстановка накалена до предела, ее супруг попросил уточнить нас, если он отправит жену в Россию (как беженку), будет ли она иметь на территории нашей страны (льготы по инвалидности, выданные ей в связи с заболеванием крови; см. файл во вложении (инвалидность больная уже получила (на Украине))?

Заранее благодарю и очень прошу не затягивать с ответом (там каждый день может стоить жизни).

Ответ

Рассматривая вопрос о возможности предоставления льгот, предоставленных гражданке Украины, на территории России прежде всего необходимо обратить внимание на следующее:

1. Имеет ли гражданка статус беженца?

Помощь беженцам из Украины

Получение статуса беженца, несмотря на некоторые изменения, достаточно сложная процедура. Так, в соответствии со ст. 3 Закона о беженцах признание лица беженцем предусматривает:

  • обращение с ходатайством о признании беженцем (далее — «ходатайство»);
  • предварительное рассмотрение ходатайства;
  • принятие решения о выдаче свидетельства о рассмотрении ходатайства по существу(далее — «свидетельство») либо об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;
  • выдачу свидетельства либо уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;
  • рассмотрение ходатайства по существу;
  • принятие решения о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем;
  • выдачу удостоверения беженца либо уведомления об отказе в признании беженцем. 

2. Граждане Украины могут въезжать на территорию России в упрощенном порядке (по так называемой «иммиграционке». В соответствии с положениями ст. 5 Закона № 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации гражданина Украины не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток. К статусу беженца данные правила не применимы.

3. Социальное обеспечение, предоставляемое гражданам Украины в соответствии с ее законодательством, на территории России «автоматически» не возобновляется. В Российской Федерации установлена «своя» система медицинского и социального обеспечения. Которая охватывает граждан России и в той или иной мере может распространяться на граждан других государств, в частности, получивших в России статус беженца.

4. Схематично решение проблемы в описанной ситуации возможно в следующем порядке: получение статуса беженца (или разрешения на временное убежище), медицинское освидетельствование в целях получения социальной поддержки инвалидов. Процедура (получения статуса беженца) достаточно длительная и обременительная. Возможно предоставление льгот по гуманитарным соображениям.

Читайте также другие материалы раздела: Консультация беженцам из Украины

О временном убежище и получении статуса беженца

Упрощенный порядок получения российского гражданства

gragdanskii-advokat.ru

Беженцы из Украины в Россию: как получить статус, права и льготы, трудоустройство, как живут украинцы после бегства в РФ

Общая история и многовековое соседство не смогли предотвратить катастрофу двусторонних отношений между Украиной и Россией, которая началась в 2014 году и продолжается до сих пор. В причинах конфликта разберутся историки, а простым людям сегодня со всем этим надо как-то жить. Максимально потерпевшей стороной являются мирные граждане юго-восточной части Украины, потерявшие за считаные месяцы всё, что зарабатывалось годами, и вынужденные оставить родные дома, спасаясь от войны. Для многих из них единственной возможностью сохранить жизнь себе и своим близким стал переезд в Россию и подача прошения о предоставлении защиты в виде статуса беженца. Сама по себе смена места жительства, причём незапланированная, является стрессом, особенно для людей старшего поколения. Многим бывает сложно сориентироваться в изменившихся жизненных условиях, определить наиболее приоритетное направление действий на новом месте. Так какие же шаги необходимо предпринять для получения статуса беженца в России.

Статистика: количество беженцев из Украины в Россию в 2018 году

Подсчитать точное количество украинцев на территории РФ сегодня не представляется возможным по причине высокой интенсивности миграционных процессов, а также того, что далеко не все прибывающие с Украины граждане обращаются в миграционные службы по вопросам легализации своего пребывания в России. По неофициальным данным, в России проживает около двух с половиной миллионов украинцев, примерно миллион из которых приехали с юго-востока страны. Так, на 1 января 2018 года число официально зарегистрированных беженцев с Украины составило 166 человек, а лиц, получивших временное убежище, — 123 434 человека.

Россия активно предоставляет гражданам Украины временное убежище

Учитывая вялотекущий (но непрекращающийся) характер боевых действий в Донбассе, продолжающийся уже четыре года, определённое количество жителей Донецкой и Луганской областей периодически оставляют свои дома и приезжают к родственникам и знакомым в Россию, проживая там без регистрации до 90 дней.

Фотогалерея: беженцы из Украины

два с половиной миллиона граждан Украины проживают сегодня в РФ два с половиной миллиона граждан Украины проживают сегодняв РФ два с половиной миллиона граждан Украины проживают сегодняв РФ два с половиной миллиона граждан Украины проживают сегодняв РФ два с половиной миллиона граждан Украины проживают сегодняв РФ два с половиной миллиона граждан Украины проживают сегодняв РФ два с половиной миллиона граждан Украины проживают сегодняв РФ

На пути к получению статуса

Житель Украины, вынужденный по каким-либо причинам искать защиту в Российской Федерации, может получить:

  • политическое убежище;
  • статус беженца;
  • временное убежище.

Обратиться с просьбой о предоставлении защиты можно как с территории своей страны, так и по прибытии в РФ. Подать ходатайство, не выезжая с Украины, можно, обратившись в посольство России в Киеве или другом городе, в котором есть консульское учреждение РФ. Если соискатель уже прибыл в Россию, заявить о своём намерении просить статус беженца и получить какую-то предварительную консультацию он может в ближайшем отделении МВД.

обратиться с просьбой о предоставлении убежища гражданин Украины может в посольство России в Киеве

Существенных отличий в понятиях политическое убежище и статус беженца не так много:

  • первое предоставляется потерпевшим за свои общественно-политические взгляды,
  • второй — за любые другие виды преследований, притеснений и угроз для жизни.

Временное убежище принято считать чем-то вроде утешительного приза претендентам, которым было отказано в предоставлении статуса беженца: т. е. иностранец должен быть выслан из страны, но по гуманитарным причинам такая высылка откладывается на определённое время — как правило, на год с возможностью продления в дальнейшем, если обстоятельства не изменятся. Существует множество поводов просить убежище в другой стране: от религиозных до расовых преследований, но подавляющее большинство украинцев, обращающихся с просьбой о предоставлении защиты к властям РФ сегодня, связывают свой переезд с продолжающейся войной на территории родной страны.

ходатайство о предоставлении статуса беженца следует направляить в ближайшее отделение МВД РФ

Несмотря на то что этот статус возлагает определённые обязанности на его обладателя, а также предусматривает ряд ограничений, преимуществ такого статуса гораздо больше и они достаточно очевидны.

Таблица: плюсы и минусы статуса беженца в РФ

Особенности процедуры

Обращаться к властям РФ с прошением о предоставлении защиты могут лица, достигшие совершеннолетия.

один из пунктов процедуры получения статуса беженца — собеседование

Основания

Претендовать на статус беженца можно при наличии каких-либо оснований для этого. Для украинцев, как и для остальных иностранцев, таким основанием может быть угроза личной безопасности на:

  • расовой;
  • религиозной;
  • национальной;
  • гендерной почве.

Помимо этого, обращаться за помощью могут лица, имеющие опасения за собственную жизнь и жизнь близких людей по причине принадлежности к определённым социальным группам и политическим организациям. Таким образом, соискатель статуса беженца должен, прежде всего, привести доказательства наличия угрозы личной безопасности в результате действий (или бездействия) правительства, военного конфликта, деятельности экстремистских организаций и т. п.

беженцы из Донбасса вынуждены оставить родные города и искать защиты в России

Права и обязанности заявителя

Украинец, подавший запрос на беженство в одно из отделений МВД, через 5 дней получит ответ ведомства о возможности принятия ходатайства к рассмотрению. Если запрос будет принят к рассмотрению, соискателю и членам его семьи будет предложено разместиться для временного проживания в одном из специальных центров для беженцев на время рассмотрения ходатайства. Туда же будет бесплатно доставлен багаж претендента. Иностранцу вручается свидетельство государственного образца, подтверждающее, что его владелец является подателем ходатайства о присвоении статуса беженца. С этого момента заявитель получает воспользоваться правами, предусмотренными для лиц, ожидающих решения миграционных служб, а также принимает на себя определённые обязанности. Другими словами, вместе с правом на пособие, медобслуживание, коммунальные услуги и питание претендент получает обязанности:

  • своевременно предоставлять миграционным службам всю необходимую информацию;
  • прибыть на место временного поселения в течение месяца после подачи ходатайства;
  • соблюдать установленные правила проживания в местах временного поселения;
  • своевременно проходить медицинские осмотры по требованию органов здравоохранения.

Если же заявитель получает отказ в регистрации ходатайства, миграционные службы в пятидневный срок сообщают претенденту о причинах такого решения. В этом случае кандидат может обжаловать отказ в вышестоящих инстанциях МВД или в суде: подавать апелляцию следует не более чем через месяц после получения решения. Оплата за рассмотрение ходатайства и апелляции не предусмотрена.

Заявления, принятые к рассмотрению, изучаются, как правило, в течение трёх месяцев, после чего соискателю объявляется решение. Если решение положительное, заявитель получает на руки специальное удостоверение, которое будет служить подтверждением статуса. Если ходатайство отклоняется, претендент имеет право обжаловать такое решение в суде. В случае окончательного отказа, иностранец должен покинуть территорию РФ.

для беженцев из Украины организованы пункты временного пребывания

Новосибирские власти готовятся признать утратившими силу документы, по которым оказывалась поддержка беженцам из восточных регионов Украины. Соответствующие проекты постановления правительства и распоряжения губернатора подготовило минсоцразвития. По действующим документам беженцам на территории Новосибирской области полагалось бесплатные проживание в пунктах временного размещения, проезд в общественном транспорте, питанием из расчёта 800 рублей в сутки, и единовременная выплата 1000 рублей на человека. «В 2017 году не предусмотрено выделение из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации средств на финансовое обеспечение мероприятий по временному социально-бытовому обустройству граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживавших на территории Украины, прибывших на территорию РФ в экстренном массовом порядке и находящихся в пунктах временного размещения», — рассказал замначальника управления демографической политики облправительства Павел Кучин. В 2017 году все пункты временного размещения в Новосибирской области закрылись. Все украинцы, которые до сих пор не определились со своим статусом, должны были обратиться в МВД с заявлением для получения направления в один из действующих центров временного размещения иностранцев в Астраханской, Саратовской и Тамбовской областях.

Космос

http://forum-ukraina.net/threads/bezhency-ukrainy-v-rossii.15403/page-3

Что следует знать беженцу?

Получив желаемый результат, т. е. удостоверение беженца, владелец статуса должен помнить о правилах, в соответствии с которыми он будет проживать на территории России. Прежде всего, если у жителя Украины, получившего защиту российского государства, возникает необходимость покинуть территорию РФ на определённое время, он должен оформить специальный проездной документ, который позволит выезжать из страны, не рискуя утратить статус. Виза для выезда из России и возвращения обратно беженцу не требуется.

Полученный статус является бессрочным, но через каждые полтора года миграционными службами проводится проверка обстоятельств беженца и его семьи, в результате чего принимается решение о целесообразности продления статуса.

беженцы имеют право на получение бесплатной медицинской помощи

Документы

Претендент на статус беженца должен представить на рассмотрение миграционных служб пакет документов, включающий:

  • заполненная анкета;
  • заполненный опросный лист;
  • документ, позволяющий идентифицировать заявителя — паспорт или удостоверение лица без гражданства;
  • фотография 30х40 мм;
  • удостоверения личностей прибывших вместе с заявителем членов семьи;
  • свидетельства о браке и разводах;
  • свидетельства о рождении детей;
  • документальные подтверждения изменения имён и фамилий заявителя и членов семьи.

Все подаваемые документы должны иметь перевод на русский язык и достаточное количество копий. Оригиналы документов возвращаются заявителю после сопоставления с копиями.

для получения статуса беженца необходимо подготовить требуемый пакет документов

Выехать из Славянска я решил 6 июня 2014 года, ибо за два дня до этого во двор упала бомба и выбила в квартире окна, осколками покрошила балкон и стены в квартире. Как только жив остался. Я остался в Белгородской области, у сестры. А родня поехала дальше, в Сибирь, там тоже родственники.

Первым, чем поразила Россия, были улыбки людей. На улицах люди улыбались. А ещё везде была рутинная мирная жизнь. После двух месяцев жизни под бомбами в Славянске, уже привык засыпать под звуки взрывов и просыпаться от непривычной тишины. Рассказываю сестре и её мужу о войне, не могут поверить, что все это на самом деле может быть. Гостил там две недели, смотрел новости.

Вскоре перебрался в другой город, снял квартиру, устроился на работу. В России, при сравнимых ценах на продукты, зарплаты были выше украинских раз в пять-десять. Коммунальные платежи гораздо ниже украинских. А работу найти намного легче, чем на Украине. В общем, жизненный уровень выше и жить легче. Живу здесь уже два года и Украину вспоминаю, как кошмар. Хотя и скучаю по Славянску, по солёным озёрам, по Святогорску. Надеюсь, что когда на Украине сменится власть, то вернусь туда. Но до тех пор желания возвращаться нет.

Владимир Коток

http://таганрог.рус/forums/topic/kak-zhivetsya-v-rossii-pereselentsu-s-ukrainy/

Кто не может претендовать на статус

С большой степенью вероятности миграционными службами будут отклонены ходатайства лиц:

  • являющихся военными преступниками;
  • обвиняемых в совершении тяжкого уголовного преступления;
  • находящихся под защитой ООН.

Помимо этого, основанием для отказа может послужить одно из обстоятельств:

  • заявитель ранее получал отказ в предоставлении защиты от российских властей и ситуация в его стране с тех пор не изменилась;
  • соискатель прежде получал отказ в предоставлении убежища от одной из стран, присоединившихся к Конвенции ООН 1951 года;
  • претендент является гражданином третьей страны, пребывание в которой не представляет угрозы для него и членов его семьи;
  • иностранец прибыл в Россию из другого государства, в котором мог получить защиту;
  • заявитель предоставил недостаточно убедительные причины подачи прошения;
  • соискатель незаконно пересёк границу РФ и не обратился в миграционные службы в течение суток;
  • иностранный гражданин, в данном случае украинец, отказывается предоставить миграционным службам достоверную информацию о себе;
  • претендент состоит в брачных отношениях с гражданином (гражданкой) РФ;
  • кандидат имеет вид на жительство в России.

Следует помнить, что украинец, получивший отказ в статусе беженца, может претендовать на временное убежище в России. При этом заявителю вручается свидетельство, подтверждающее предоставление временного убежища властями РФ.

Видео: как обустраиваются украинцы в России

Прочие нюансы

Процедура оформления беженства в России является бесплатной. Подать ходатайство можно только в бумажном виде — электронная форма подачи запроса не предусмотрена. Процедура может включать собеседование сотрудника МВД с претендентом на статус. В ходе интервью работник миграционных служб, как правило, задаёт вопросы, ответы на которые должны уточнить обстоятельства заявителя. Если в результате боевых действий соискатель с Украины утратил какие-либо документы, миграционные службы России в ряде случаев идут на поблажки и принимают неполный пакет документов.

Видео: с какими проблемами сталкиваются в России беженцы с Украины

Политический кризис на Украине, который привёл к возникновению вооружённого конфликта на юго-востоке страны, стал причиной наплыва украинских беженцев на территорию России. Люди, прибывающие в РФ из соседнего государства, сталкиваются с необходимостью определить для себя наиболее целесообразный способ легализации в России. Многие принимают решение просить политическое убежище или статус беженца в Российской Федерации. Получить такой статус смогут те из претендентов, кто сумеет привести веские доказательства наличия угрозы жизни на родине для себя и своих близких. Продолжающаяся война в Донбассе свидетельствует о том, что в ближайшее время число претендентов на статус беженца в России уменьшаться не будет.

  • Автор: Игорь Светличенко
  • Распечатать

emigrant.guru

Беженцев в России меньше тысячи

21.08.2017 00:01:00

После отъезда украинцев сократилось и число обладателей временного убежища

В миграционных службах страны многочисленным соискателям убежища чаще всего не слишком рады. Фото РИА Новости

Правозащитники из комитета «Гражданское содействие» подготовили доклад, в котором они утверждают, что в России статус беженца фактически никому не предоставляется. Получить его удалось лишь нескольким сотням человек. Остальным претендентам чиновники в легализации отказывают и отправляют прочь из страны.

По официальной информации, Россия в 2016 году по приему беженцев заняла пятое место в Европе после Турции (2,9 млн), Германии (669 тыс.), Франции (546 тыс.) и Швеции (230 тыс.), разместив на своей территории около 230 тыс. человек.

Правозащитники недоумевают, откуда могла взяться такая цифра. На самом деле, на начало этого года в стране официально зарегистрировано лишь 598 человек со статусом беженца. Восемь из них прибыли из Азербайджана, 292 – из Афганистана, 34 – из Грузии, один – из Киргизии, семь – из Таджикистана, 18 – из Узбекистана, 48 – из других стран.

По словам правозащитников, в официальных СМИ происходит «подмена понятий», когда за беженцев выдаются люди, которые могут получить в России лишь временное убежище. Однако этот статус необходимо ежегодно продлевать, что наши власти, кстати, делают с большой неохотой. Сейчас получивших убежище в РФ 228 тыс. – из них 226 тыс. приехали из Украины, чуть больше 1000 – из Сирии, 417 – из Афганистана.

Общепринятое употребление слова «беженец», объяснили правозащитники, не совпадает с юридическим понятием этого термина, который дает, например, соответствующая международная Конвенция, ратифицированная Россией. «Сегодня мы называем беженцами и тех, кто безуспешно пытается попасть в процедуру обращения за убежищем, и тех, кто получил отказ, и тех, кто его обжалует, и тех, кто лишен убежища или утратил его, и тех, кто обжалует решения о лишении или утрате», – говорится в докладе «Гражданского содействия».

Правозащитники утверждают, что на самом деле нынешние показатели по приему в беженцы «ничтожны» для России. В 2016-м этот статус получили лишь 39 человек, тогда как самая малая страна Евросоюза – Мальта в прошлом году признала беженцами в 4 раза больше приезжих. По оценкам ООН, всего в мире этого статуса добиваются почти 23 млн человек, еще 3 млн ищут временное убежище. Кстати, на начало 2000-х и в России было зарегистрировано более 240 тыс. беженцев, то есть в 400 раз больше, чем сейчас. В 2015-м, после начала конфликта в Украине, их было уже около 800 человек, и треть из них, по уверениям правозащитников, – это бежавшие чиновники и сотрудники спецподразделений. Вот они – примерно 300 человек из 5 тыс. – его и получили.

Остальные сотни тысяч обычных украинцев сумели добиться только статуса временного убежища. То есть фактически им просто разрешали некоторое время побыть на территории России, однако никаких социальных обязательств у государства перед этими людьми не возникало. «Убежище предоставляется на год, затем человеку надо опять входить в процедуру и ждать непредсказуемого ответа миграционных служб. Часто и без каких-либо понятных причин временное убежище не продлевается». Кстати, до событий в Украине, говорится в докладе, временное убежище предоставлялось крайне редко.

Также власти не хотят содействовать обустройству находящихся в РФ беженцев, говорится в докладе комитета «Гражданское содействие» Светланы Ганнушкиной.

В нем есть и данные на первую половину 2017 года: «Более чем в 50 регионах России на учете органов миграции не состояло ни одного беженца. Так, во всем Дальневосточном федеральном округе (9 регионов) на учете состояло всего 6 человек, в Уральском (7 регионов) – 4, а в гигантском Сибирском федеральном округе (12 регионов) – ноль».

Оформить пребывание в России, по данным доклада, мешает множество бюрократических преград – «от различных и порой изощренных препятствий при попытках подать ходатайство о признании беженцем до барьеров на пути реализации права на обжалование отказов».

Основная причина исчезновения из России беженцев, отмечено в докладе, – это отсутствие жесткой политической установки: «По личному указанию сверху миграционное ведомство оказывается способным принять существенные группы беженцев, как это происходило с гражданами из двух восточных областей Украины. Когда же такого указания нет, то ведомство произвольно может отказать в любом виде убежища». Например, с 2011 года о статусе беженца ходатайствовало примерно 2 тыс. сирийцев, но получил его только один человек.

Сегодня перед приезжими возникла еще одна проблема – угроза выдворения. Если прежде эта процедура применялась в основном к трудовым мигрантам, то теперь под нее регулярно пытаются подогнать и беженцев с разными статусами.

www.ng.ru


Смотрите также