Санкт-Петербург, м. Пл. Восстания,
ул. Гончарная, дом 13

+7 (812) 458-53-53

+7 (921) 771-65-11

4585353@mail.ru

Закон о носителях русского языка


Поправки в закон, упрощающие получение гражданства носителями русского языка, не приняты - УФМС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области - главные новости

Посетителей форума волнует ряд вопросов, касающихся отмены требований об отказе от имеющегося гражданства. В настоящее время получить гражданство через признание носителем языка является крайне проблематичным. Главным препятствием к получению заветного документа – паспорта гражданина РФ выступает законодательное требование предоставить доказательства выхода из гражданства РФ. Без чего оформить российское подданство не представляется возможным. Во многих странах СНГ процедура рассмотрения отказа от гражданства занимает около 3-х лет.

На многих сайтах в интернете тиражируется информация о принятии поправок в закон о гражданстве, упрощающих получение статуса носителя русского языка. Однако данная информация не соответствует действительности.

На каком этапе находится рассмотрение законопроекта и когда поправки в закон будут приняты?

Об этом рассказывает адвокат, управляющий партнер адвокатского бюро «Проверки. НЕТ» Денис Стрельников.

Поправки в закон об упрощенном получении статуса носителя языка не приняты. Действительно, в декабре 2016 году в Государственную Думу был внесен соответствующий законопроект. Согласно информации, размещенной на официальном сайте Госдумы инициатором (автором) законопроект выступила Самарская губернская дума. Однако до сегодняшнего дня поправки в закон, призванные упростить получение статуса гражданина РФ лицами, признанными носителями языка, не вступили в силу и законопроект находится на рассмотрении, — комментирует адвокат. Согласно опубликованному заключению правового управления Минюста поправки в закон необходимо доработать и внести в них изменения. При этом, рассмотрение законопроекта в первом чтении внесено в повестку заседания нижней палаты Парламента на март. Ожидается, что в окончательном виде закон может быть принят уже в ближайшие месяцы.

Следить за ходом рассмотрения законопроекта, а также ознакомиться с информацией, можно на сайте Государственной думы. 

Ссылка на законопроект о Законопроект № 46237-7 «О внесении изменения в статью 8 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

Ссылка на Законопроект № 69201-7 «О внесении изменений в Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» и в Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в отношении носителей русского языка (в части упрощения порядка предоставления российского гражданства)»

ufms.spb.ru

Статья 33.1. Признание иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка

1. Иностранный гражданин или лицо без гражданства по результатам собеседования, проведенного с ними комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка (далее - комиссия), могут быть признаны носителями русского языка, то есть лицами, владеющими русским языком и повседневно использующими его в семейно-бытовой и культурной сферах, в случае, если данные лица либо их родственники по прямой восходящей линии постоянно проживают или ранее постоянно проживали на территории Российской Федерации либо на территории, относившейся к Российской империи или СССР, в пределах Государственной границы Российской Федерации.

2. Комиссии формируются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальными органами. Порядок формирования и работы комиссий, требования к специалистам, входящим в состав комиссии, правила проведения комиссией указанного в части первой настоящей статьи собеседования с иностранным гражданином или лицом без гражданства, требования к форме заявления о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка и форме решения комиссии о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

3. Заявление о признании временно пребывающего на территории Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка подается в комиссию не позднее пятнадцати суток до истечения срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации.

4. Заявление о признании проживающего на территории Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка подается в комиссию не позднее чем за три месяца до истечения срока проживания иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации.

5. По результатам собеседования с иностранным гражданином или лицом без гражданства комиссия принимает решение о признании либо непризнании этого иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка.

6. Решение комиссии о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка выдается данному иностранному гражданину или лицу без гражданства для подачи заявления о выдаче вида на жительство или заявления о приеме в гражданство Российской Федерации в соответствии с частью второй.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, а в случае выезда иностранного гражданина или лица без гражданства из Российской Федерации для решения вопроса о последующем въезде данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российскую Федерацию.

7. Срок действия решения комиссии о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка не ограничен.

8. В случае признания иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка проведение повторного собеседования, указанного в части первой настоящей статьи, не допускается.

9. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, которые не признаны носителями русского языка, вправе вновь обратиться с заявлением о признании носителем русского языка не ранее чем по истечении одного года после принятия в отношении данного иностранного гражданина или лица без гражданства предыдущего решения о непризнании носителем русского языка.

www.zakonrf.info

Чем опасен «носитель» русского языка?

Автор Александр Андреевич Гаганов — эксперт Центра Сулакшина, к.ю.н.

Законопроект об очередном упрощении порядка приема в российское гражданство цивилизационно русских людей был внесен в Государственную Думу К.Ф.Затулиным в конце прошлого года и уже выходит на первое чтение. В январе в число инициаторов вошла Наталья Поклонская, а в марте инициативу поспешили поддержать еще с десяток депутатов (некоторые так поспешили, что потом даже пришлось отзывать свои фамилии с законопроекта).

ЧТО НА САМОМ ДЕЛЕ УПРОЩАЕТ ЗАКОНОПРОЕКТ?

Сам законопроект уместился на одной страничке. Авторы законопроекта, видимо, тоже так спешили исполнить поручение Президента РФ, данное в конце 2012 года, что перепутали номера статей, в которые предлагается вносить изменения. В статье 1 законопроекта ошибочно указан номер статьи 31.1 Федерального закона «О гражданстве РФ» — имелась в виду статья 33.1. В пояснительной записке номер также неверный, но зато там дается наименование статьи.

Поэтому если все же открыть закон, в который хотят внести изменения, то можно обнаружить искомую статью 33.1 «Признание иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка». Определение понятия «носитель русского языка» в обновленной редакции должно будет выглядеть так: это «лица, владеющие русским языком и повседневно использующие его в семейно-бытовой и культурной сферах, в случае, если данные лица либо их родственники по прямой восходящей линии родились либо постоянно проживают или ранее постоянно проживали на территории Российской Федерации либо на территории, относившейся к Российской империи или СССР».

Вообще, авторы Федерального закона от 20.04.2014 №71-ФЗ (закон принят по инициативе Правительства РФ), которым было введено понятие носителя русского языка, тоже считали, что исполняли поручение главы государства. То есть вроде как поручение исполнено, больше не надо ничего делать.

Но по факту «ускоренный порядок предоставления российского гражданства нашим соотечественникам» так и не появился в 2014 году. Возможно, потому что по закону «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом» понятие соотечественника носит двойственный характер: соотечественники за рубежом — и так имеют российское гражданство, а остальные соотечественники лишь частично пересекаются с «носителями русского языка». Да и каждый «чих» по-прежнему надо доказывать — и проживание на территории Российской империи сто пятьдесят лет назад, и владение русским языком. По новому «ускоренному порядку» тем, кто родился на территории России, или Российской империи (в Финляндии, например), или в СССР (в Таджикистане, Прибалтике и других союзных республиках), будет даваться вовсе не гражданство в ускоренном порядке, а лишь право пройти собеседование на комиссии по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка. Поправки не затрагивают самого порядка получения гражданства носителями русского языка.

Носители русского языка согласно действующей редакции закона о гражданстве вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство в упрощенном порядке. В части 2.1 статьи 14 закона сохраняется требование об отказе от имеющегося гражданства. Отказ не требуется, если он невозможен по независящим от человека причинам (этот случай прописывался, видимо, специально для фактических беженцев с ЛДНР). Изменения, предлагаемые в статью 8 закона о статусе иностранцев, касаются отмены требования отказа от гражданства при подаче заявления на получение вида на жительства (процедура, как правило, предшествующая получению гражданства). Это положение об отказе вводилось, кстати, все тем же 71-ФЗ.

Второе изменение в эту статью отменяет трехлетний срок, на который выдается вид на жительство носителю русского языка. Непредставление подтверждения отказа от гражданства исключается также из оснований для невыдачи вида на жительства носителям русского языка. В итоге возникает коллизия между нормами закона о гражданстве, которые все-таки сохраняют общее правило об отказе от имеющегося гражданства для носителей русского языка, и нормами закона о статусе иностранцев, в соответствии с которыми при получении вида на жительства отказ от гражданства не требуется.

С другой стороны, логично требовать отказа от имеющегося гражданства именно при предоставлении российского гражданства, а не при получении вида на жительства. Иначе, если отказ от гражданства будет принят государством и человек выйдет из гражданства, не получив российского гражданства, он окажется лицом без гражданства. Кстати, именно это обстоятельство снижает вероятность на практике отказаться от гражданства, так как международное право обязывает государства избегать появления апатридов (лиц без гражданства). В этом смысле поправки Затулина логичны.

ДВОЙНОЕ ИЛИ ДВА?

Теоретически логично и требование отказаться от имеющегося гражданства: но только если новое гражданство уже предоставлено. Как международное право не любит апатридов, так и государства не любят бипатридов — людей с множественным гражданством. С двойным гражданством в юридическом смысле (то есть когда между государствами есть договор о двойном гражданстве) проблем может быть меньше, так как они должны быть урегулированы договором. А с «двумя» гражданствами проблем может быть вдвое больше.

Как правило, проблемы могут возникнуть у самого гражданина и касаться исполнения обязанностей: уплаты налогов, службы в армии. Например, гражданин США обязан платить подоходный налог независимо от своего местонахождения и места ведения бизнеса. Для государств проблема будет такова, что они дважды будут исполнять свои обязанности в отношении такого гражданина. Например, дважды выплачивать ему пособие по безработице или пенсию. Если же между двумя государствами начнется война, и некий гражданин имеет гражданство обоих государств, мобилизован он будет в обоих государствах. Тогда в одном из этих государств ему будет грозить ответственность за уклонение от службы.

Из-за вероятности различных проблем, связанных с множественным гражданством, наше государство предпочитает знать о наличии иных гражданств у россиян. Поэтому была даже введена уголовная ответственность за неуведомление о наличии иного гражданства.

Различного рода опасения препятствуют заключению между государствами договоров о двойном гражданстве. Например, у России было всего два таких договора: с Туркменистаном и Таджикистаном. Первый прекратил свое действие, второй под вопросом. Вопреки распространенным мнениям у России нет договора о двойном гражданстве с Израилем и США. Если же договора о двойном гражданстве нет, то второе гражданство у гражданина для другого государства как бы не существует. Несмотря на наличие уголовной ответственности за неуведомление о втором гражданстве, прямого запрета на второе гражданство в России нет. Хотя некоторые видят в такой ответственности предвестник запрета на получение иных гражданств. Действительно, во многих государствах второе гражданство запрещается под угрозой лишения гражданства. Косвенный запрет на второе гражданство видится и в требовании об отказе от имеющегося гражданства при получении нового гражданства, который как раз есть в России.

ЧТО ТАКОЕ ПРАВО ПОЧВЫ?

Право почвы (jus soli) — один из принципов приобретения гражданства: гражданство приобретается при рождении на территории этого государства. «Правом почвы» славятся США. Недаром существуют даже программы организации родов в США: так ребенок получит американское гражданство, а там и родители подтянутся в граждане. Противостоит праву почвы право крови — предоставление гражданства по языковому, этнокультурному, национальному признаку. В современном мире эта классификация уже не имеет большого значения, потому что государства комбинируют оба подхода в своем законодательстве.

Посмотрим, как это скомбинировано в российском законодательстве. Ребенок приобретает российское гражданство по рождению, как правило, «перенимая» гражданство от родителей или одного из них, либо рождаясь на территории РФ и находясь под угрозой остаться без гражданства. Есть и исключительный вариант: круглый сирота на территории РФ становится россиянином через полгода после обнаружения.

Иностранцы могут приобрести гражданство РФ, если они пять лет живут в России по виду на жительство. Для них также требуется владение русским языком и отказ от иного гражданства. Упрощенный порядок получения российского гражданства связан с обстоятельствами наличия родителей, детей, супругов с российским гражданством, а также рождения на территории РСФСР, СССР и др. Упрощенный порядок введен и для носителей русского языка.

Таким образом, в российском законе о гражданстве так называемое право почвы пересекается с «правом крови». А выдаваемое за «принцип почвы» нововведение, по которому родившиеся на территории РФ, либо СССР, либо Российской империи получают право сдать экзамен для признания носителями русского языка, вообще больше похож на «принцип крови» (хотя здесь вообще не совсем корректно говорить о принципах приобретения гражданства). Сама конструкция с признаком владения и пользования русским языком имеет больше общего с правом крови, а не с правом почвы.

Логика авторов законопроекта, вводящих, по их мнению, «право почвы», такова, что подтвердить проживание сложнее, чем подтвердить рождение. Это правда. Но с другой стороны, и родиться на определенной территории сложнее, чем в результате сознательного выбора приехать и проживать в определенной стране. При этом этнически русским быть вовсе не обязательно, надо знать русский язык.

Другое дело поправка, касающаяся исключения из определения носителя русского языка слов «в пределах Государственной границы РФ». Так законодатели исправляют несправедливость в отношении лиц, происходящих с исторических российских земель и вообще лишенных счастья предстать перед комиссией по признанию «носителем».

Несмотря на фактические использование права крови (адресация к русскому языку), законодатель никак не может сам себе позволить открыто говорить просто о русских, цивилизационно или этнически русских людях, а не «носителях русского языка». Отдельные депутаты предлагают такие законопроекты, в которых предлагается упростить получение гражданства этнически русским. Но эти законопроекты неизменно получают отрицательные заключения. Почему? Потому, что по Конституции РФ гарантируется равенство прав независимо от национальности (часть 2 статьи 19). Якобы поэтому мы не можем дать никаких преференций русским. Однако в той же части 2 статьи 19 Конституции РФ гарантируется равенство прав также независимо от языка. Но законодатель на это почему-то может закрыть глаза, давая как будто больше прав «носителям русского языка», а говорить о русских по национальности все равно не может.

Конечно, упрощать порядок предоставления гражданства пусть даже по национальному признаку можно не бесконечно. Ведь национальность в конечном счете выявляется по самоопределению гражданина, то есть фактически со слов гражданина. Перепись населения — яркий тому пример. Но у нас «упрощения порядка предоставления российского гражданства нашим соотечественникам» не происходит вовсе. Его нет. О нем можно много говорить, можно каждый год пиариться на этой теме. Но упрощения порядка предоставления гражданства как не было, так и нет.

Сколько человек нуждалось в российском гражданстве и сколько получило его? С ликвидацией ФМС найти официальную статистику вообще стало непросто. Если вдруг порядок реально упростился в 2014 году, почему дискуссии об упрощении порядка не прекращаются? И в конце концов, почему нельзя на самом деле упростить порядок предоставления гражданства русским людям (назовем их для маскировки «носителями русского языка»)? Как будто России вообще не нужны «лишние» граждане — и это притом, что огромная часть нашей территории не заселена, что само по себе представляет угрозу безопасности РФ.

И для русских людей была выбрана такая то ли оскорбительная, то ли толерантная замена — «носитель русского языка». Звучит, как будто это носитель какого-то вируса. Вроде бы не болеет сам, но потенциально опасен.

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ

Двойное гражданство в ДНР

Упростят или усложнят упрощенный порядок получения российского гражданства для украинцев?

Какая польза от советского гражданства?

На смену закону о беженцах идет закон о предоставлении убежища

Правовые аспекты формирования русского мира

Плевок в русскую душу

Непризнанные страны. Непризнанные люди. Непризнанная русскость

Украинские мигранты в России: чужие среди своих

Ответы чужих среди своих на упреки от своих

Вернуться на главную

*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН)

rusrand.ru

Носитель русского языка

Действующее законодательство Российской Федерации предусматривает определенные льготы при получении гражданства лицами, которые являются носителями русского языка. Обычно данные льготы называют упрощенным порядком предоставления гражданства, а выражаются они, в первую очередь, в сокращении сроков рассмотрения и предоставления документов. Эта статья поможет сориентироваться тем, перед кем стоит задача получения российского гражданства, в первую очередь рассматривая аспекты, которые относятся непосредственно к тем, кто является носителем русского языка.

Признание носителем русского языка

Носитель русского языка, то есть лицо, которое свободно общается на русском языке, имеет особые права при получении гражданства Российской Федерации. Законом «О гражданстве РФ» (№ 62 от 31.05.2002 г.) определен категории лиц, на которые распространяется признание носителем русского языка. К таким категориям относятся иностранные граждане, достигшие совершеннолетия, свободно владеющие русским языком, проживающие в РФ (на основании вида на жительство) или имеют родственников по прямой восходящей линии, проживающих либо ранее проживавших на территориях, входящих в состав РФ. При отсутствии вида на жительство, статус носителя русского языка дает родственник по прямой линии, проживающий на постоянной основе в России либо ранее проживавший в Российской Империи или СССР. Основания получения статуса носителя русского языка должны подтверждаться документально.

Носитель русского языка 2017

В сентябре 2017 года вступают в силу поправки в федеральный закон «О гражданстве», которые упростят получение гражданства носителям русского языка из Украины.

Наиболее очевидными фактом подтверждающим, что лицо — носитель русского языка, это получение им до 1991 года аттестата о среднем образовании в любой из республик СССР. Так как данная категория получала образование по образовательной программе, которая велась на русском языке либо подразумевала его углубленное изучение.

Лицам, которые не имеют возможность подтвердить свое знание таким образом, предстоит сдать экзамен на статус носителя русского языка.

В целом же, для признания лица носителем русского языка необходимо:

1. Законное пребывание в Российской Федерации иностранца перед обращением в ГУВМ МВД (до апреля 2016 года — ФМС) России.

2. Подача письменного заявления в комиссию (носителей русского языка) при ГУВМ МВД РФ.

3. Прохождение собеседования в комиссии по признанию носителями русского языка иностранных граждан.

Носитель русского языка. Получение статуса

Для признания носителем языка необходимо предоставить следующие документы:

1. Копию паспорта страны гражданства с нотариально заверенным переводом.

2. Заявление о признании носителем русского языка.

3. Уведомление о постановке на миграционный учет.

4. Миграционную карту или иной документ, подтверждающий законность пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации.

5. Документы, подтверждающие наличие оснований для получения статуса носителя русского языка. Согласно ст. 33.1 федерального закона «О гражданстве РФ» такими документами могут быть вид на жительство или документы, подтверждающие проживание близких родственников на территории России и данные родственные связи.

Русский язык. Экзамен

Сдача экзамена на статус носителя русского языка происходит только в том случае, если претендент соответствует всем требованиям закона. После принятия заявления о признании соискателя носителем русского языка, ему назначают дату сдачи экзамена, на котором претендент проходит устное собеседование с комиссией по признанию носителем русского языка. В процессе собеседования определяется уровень владения соискателем русским языком, а также выясняется знание российской культуры и представление о ее истории.

Успешная сдача экзамена подтверждается решением о признании носителем русского языка, которое выдается гражданину на руки. Такое решение является документом, дающим основание на получение гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке.

Носитель русского языка и гражданство

Российская Федерация является многонациональным государством, на территории которого существует и используется множество языков, культивируются различные культурные традиции, исповедуется целый ряд религий. Исторически сложилось так, что русский язык стал связующим во всем этом национальном многообразии. Подход к предоставлению некоторых льгот носителям русского языка в получении российского гражданства в первую очередь обусловлен тем, что данной категории значительно проще интегрироваться в социальном и бытовом аспектах, проще предложить себя в качестве рабочей силы и занять свое место в гражданском обществе.

Гражданство РФ для носителей русского языка

Закон «О гражданстве РФ» предусматривает сокращение сроков рассмотрения и оформления документов для носителей русского языка. Таким образом, заявление о предоставлении гражданства России рассматривается не более 3 месяцев.

Основные пункты о носителях русского языка возникли в законодательстве после публикации послания президента Российской Федерации 2012 года, когда глава государства поручил разработать ускоренный порядок выдачи гражданства «прямым потомкам тех, кто родился и в Российской империи, и в Советском Союзе».

Соответствующие поправки оформились в закон в апреле 2014 года. Нельзя сказать, что согласно закону условия получения гражданства для носителей русского языка дают слишком большие привилегии. И на сегодняшний день депутатами Думы не только высказываются критические замечания, но готовятся изменения в закон. Необходимость изменений, в частности, возникла вследствие событий на Украине. Подавляющее большинство граждан этой страны фактически являются носителями русского языка, огромное количество из них обратилось в органы миграционной службы для получения гражданства РФ.

Подобная ситуация создает необходимость проработки поправок и дополнений в существующий закон.

Получение гражданства РФ

Последнее время тема получения российского гражданства часто оказывается в фокусе средств массовой информации, и это не случайно. Современная геополитическая ситуация привела к серьезным миграционным процессам во всем мире, и это не может не затрагивать такую крупную страну как Россия.

Учитывая, что в силу исторических обстоятельств русский язык является родным для миллионов людей за пределами РФ, их родственные и культурные связи, для многих мигрантов выбор России как страны проживания является естественным.

Также важную роль в стремлении получить российское гражданство играет и экономический потенциал Российской Федерации, возможности, которые существуют в стране для обеспечения работой и получения образования.

Многих волнует общее время, необходимое для получения гражданства РФ. Рассмотрим самый быстрый вариант получения гражданства РФ для лиц, которые могут получить статус носителя русского языка (исходя из сроков предоставления документов):

  • Получение разрешения на временное проживание (РВП) — месяц.
  • Получение вида на жительство или включение в программу переселения соотечественников — 2 месяца.
  • Рассмотрение заявления о предоставлении гражданства — 3 месяца.

Таким образом, минимальный срок который необходим для получения гражданства носителем русского языка — 6 месяцев, без учета времени необходимого для подготовки документов, бюрократических проволочек (например, ожидание очереди) и бытовых заминок. Для других категорий время, необходимое для получения гражданства, увеличивается, так как для них отсутствуют льготные сроки получения вида на жительство и гражданства, и практически исключается возможность участия в программе переселения соотечественников.

Впрочем, следует учитывать, что в программу переселения соотечественников можно попасть не въезжая в РФ, а подать документы через дипломатические представительства России в государстве постоянного проживания. У избравших такой путь получения гражданства процедура значительно меняется. Только получив одобрение на включение в программу, данная категория лиц приезжает в регион Российской Федерации, который готов их принять. Разрешение на временное проживание эти лица получают уже являясь участниками программы и могут подавать заявление на гражданство сразу после получения РВП, так как  в получении вида на жительство у них нет необходимости.

Следует не забывать, что программа переселения соотечественников действует не во всех регионах и завершится в 2020 году.

Текст: Евгений Лавриненко

migron.info


Смотрите также