Великобритания в ес или нет
Англия в евросоюзе или нет
Великобритания с 1 января 1973 года стала членом Европейского экономического сообщества. В 1992 году подписала Маастрихтский договор и стала членом Европейского союза.
С первых лет пребывания в ЕС Великобритания стремилась сохранить максимально возможную самостоятельность в значимых экономических и политических вопросах. В частности, страна не присоединилась к важнейшим интеграционным проектам: Шенгенскому соглашению (1995) об отмене визового контроля на общих границах и введению единой европейской валюты — евро (1999). В марте 2012 года Лондон на саммите ЕС отказался подписать так называемый Бюджетный пакт, пролоббированный Берлином и Парижем и вводивший строгие правила финансовой дисциплины.
В 2011 году на фоне экономического кризиса в Великобритании усилилось недовольство пребыванием страны в Евросоюзе. Депутат-консерватор Дэвид Наттэлл поднял вопрос о референдуме по вопросу о членстве Великобритании в ЕС. Соответствующую петицию подписали более 100 тысяч граждан Великобритании. Однако 25 октября 2011 года депутаты парламента Великобритании подавляющим большинством голосов (483 из 650) проголосовали против подготовки референдума. Голосованию предшествовали пятичасовые дебаты. Во вступительном слове премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон попросил парламентариев проголосовать против проведения референдума, подчеркнув, что сейчас для него не самое лучшее время, так как Европа переживает кризис.
В январе 2013 года Кэмерон в своей программной речи объявил, что Британия может провести референдум по вопросу выхода из Европейского союза в конце нынешнего десятилетия, если на выборах 2015 года возглавляемая им консервативная партия одержит победу.
По итогам состоявшихся 7 мая 2015 года всеобщих выборов консерваторы получили 36,9% голосов избирателей (против 30,4% голосов, полученных лейбористами) и обеспечили себе абсолютное большинство в палате общин (нижняя палата парламента). Лидер тори Дэвид Кэмерон сформировал однопартийное правительство.
28 мая 2015 года правительство Великобритании внесло в парламент законопроект о референдуме по выходу Британии из ЕС. Вопрос референдума в законопроекте был сформулирован следующим образом: «Должно ли Соединенное Королевство остаться членом Европейского Союза?» Срок проведения референдума обозначен как «не позднее 31 декабря 2017 года». В июне 2015 года палата общин законопроект поддержала.
10 ноября 2015 года премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон объявил об официальном начале кампании за изменение условий членства Великобритании в ЕС. Кэмерон направил письмо председателю Европейского совета, в котором указал требования Лондона к Евросоюзу.
Они подразделяются на четыре группы:
1) сокращение Великобританией миграционного потока из ЕС (в том числе введение четырехлетнего запрета на получение этими мигрантами социальных пособий; введение полугодового запрета на пособия по безработице для мигрантов из ЕС; ужесточение правил депортации мигрантов-преступников и пр.);
2) улучшение конкурентоспособности (ликвидация бюрократических преград, каких-либо ограничений на перемещение капиталов, товаров и услуг);
3) укрепление британского суверенитета, в частности, отказ от обязательства двигаться «к более тесному союзу» (ever closer union), зафиксированному в основополагающем договоре ЕС;
4) изменения в валютной сфере (в частности, недопустимость дискриминации стран, не входящих в зону евро, навязывания им каких-либо решений странами еврозоны; внесение изменений, в том числе касающихся создания банковского союза, только на добровольной основе и пр.).
Кэмерон связал себя обещанием голосовать на референдуме за выход из ЕС в том случае, если эти условия не будут удовлетворены.С ноября, когда Кэмерон предъявил список требований, службы Евросовета и Еврокомиссии вели с Лондоном интенсивные переговоры, согласовывая подробности возможной сделки.
19 февраля 2016 года стало известно, что лидеры стран Евросоюза после двухдневных дебатов согласовали с Великобританией новые условия ее членства в союзе, на которых британский премьер-министр Дэвид Кэмерон поддержит сохранение его страны в ЕС на предстоящем референдуме. Страны-члены согласовали текст документа, который должен был вступить в силу в день, когда британское правительство уведомит генсекретариат Совета ЕС о решении Великобритании остаться членом Евросоюза по итогам референдума.
Среди достигнутых на саммите ЕС договоренностей — включение «механизма защиты» социальной системы Великобритании на семь лет без права продления, при этом «испытательный срок», в течение которого новоприбывшим мигрантам не будут выплачивать социальные пособия, составит четыре года. Также важным моментом был вывод Великобритании из-под действия принципа Евросоюза о «все более тесном союзе народов Европы», предполагающего интеграцию стран внутри ЕС. Третьим ключевым пунктом стало утверждение принципа, что «Великобритания никогда не примкнет к еврозоне».
23 июня 2016 года в Великобритании состоялся референдум по вопросу выхода страны из ЕС, инициированный Дэвидом Кэмероном. За выход из ЕС проголосовали порядка 52% британцев, против — 48%.
24 июня 2016 года премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон заявил об отставке по результатам прошедшего референдума о членстве страны в Европейском союзе. Кэмерон, который выступал против Brexit, собирался сохранить свой пост, независимо от итогов голосования, однако изменил свое решение.
13 июля 2016 года правительство Великобритании возглавила Тереза Мэй.
В августе британские СМИ предположили, что Мэй может инициировать процедуру выхода из ЕС (описанную в статье 50 Лиссабонского договора) без проведения дебатов и голосования в парламенте. Провести такие дебаты требовали некоторые оппозиционные члены палаты общин. В этом случае они надеялись на то, что решение о выходе из ЕС, принятое на референдуме 23 июня, удастся заблокировать голосованием в парламенте.
Представитель премьера подтвердил предположения СМИ, заявив, что таких консультаций по закону не требуется.
Нежелание премьер-министра Великобритании Терезы Мэй ставить на голосование законодателей вопросы, связанные с условиями выхода страны из ЕС, привело к политическому противостоянию между правительством и парламентом.
Команда во главе с финансисткой Джиной Миллер подала иск на правительство, в котором заявила о том, что кабинет Терезы Мэй не имеет права запускать Brexit, не получив четкого согласия по этому вопросу со стороны парламента.
3 ноября 2016 года Высокий суд Лондона постановил, что правительству Великобритании требуется подтверждение парламента, чтобы запустить процедуру выхода страны из ЕС. Судья отверг аргументы правительства, заявлявшего, что голосования в парламенте не будет, поскольку большинство британцев уже высказали свою волю на референдуме 23 июня, проголосовав за выход страны из ЕС. Правительство заявило, что опротестует вердикт.
6 декабря правительство Великобритании уступило настояниям лейбористов и согласилось обнародовать свой план по выходу из ЕС до запуска процедуры Brexit, но призвало парламент не чинить препятствий процессу. Кабмин вынужден был пойти на компромисс после того, как стало известно, что порядка 40 парламентариев-консерваторов намерены присоединиться к оппозиционным партиям и выразить протест против нежелания правительства раскрывать какие-либо детали своих планов по Brexit.
17 января 2017 года премьер-министр Великобритании Тереза Мэй в специальной большой речи представила свой план Brexit, согласно которому Великобритания выходит не только из ЕС, но и из общего рынка, из таможенного союза ЕС, а также из-под юрисдикции Европейского суда.
24 января Верховный суд Великобритании постановил, что правительство не может задействовать 50-ю статью Лиссабонского договора до одобрения парламентом соответствующего законопроекта. Правительство последовало распоряжению суда и 26 января внесло полустраничный законопроект в парламент. В законопроекте отмечается, что премьер-министр сможет уведомить Брюссель о намерении Великобритании выйти из ЕС после одобрения законопроекта палатой общин и палатой лордов парламента и получения согласия королевы Великобритании Елизаветы II.
31 января 2017 года палата общин британского парламента начала обсуждение законопроекта о запуске процесса выхода страны из ЕС.
2 февраля 2017 года правительство Великобритании опубликовало так называемую «Белую книгу», отражающую план выхода из Евросоюза. В документе изложена позиция Лондона по вопросам взаимодействия в политической и экономической сферах, а также затронуты вопросы, касающиеся мигрантов.
8 февраля 2017 года палата общин британского парламента одобрила в третьем чтении законопроект о выходе Соединенного королевства из Евросоюза. Голосование по третьему чтению состоялось после трехдневного обсуждения в комитетах, во время которого настроенные на сохранение членства в ЕС законодатели пытались внести в документ изменения, чтобы наделить парламент большим влиянием при процедуре Brexit. Большинство таких изменений было отвергнуто.
14 марта палата лордов британского парламента одобрила законопроект о запуске процедуры Brexit в его первоначальном виде, без поправок. Первоначально лорды добивались внесения в законопроект двух поправок: они требовали от правительства гарантировать неизменность статуса проживающих в Великобритании граждан ЕС и законодательно закрепить обещание премьера представить итоговые договоренности с Евросоюзом на суд парламента. Позднее лорды предпочли отказаться от своих требований.
16 марта Королева Великобритании Елизавета II одобрила законопроект о запуске процедуры выхода Великобритании из ЕС, документ вступил в законную силу.
20 марта стало известно, что премьер-министр Великобритании Тереза Мэй 29 марта запустит процесс выхода страны из Евросоюза.
Сообщалось, что Brexit обойдется Великобритании в 50-60 миллиардов евро, которые Лондон должен будет выплатить Евросоюзу по ранее заключенным соглашениям. Эта сумма включает в себя многолетние обязательства Великобритании.
Как отметили высокопоставленные источники в ЕС, вопрос о выплате Лондоном десятков миллиардов евро будет одним из первых в повестке переговоров с правительством Терезы Мэй после начала процесса выхода страны из Евросоюза, которое запланировано на март 2017 года.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
ria.ru
Состав государства
Соединенное или Объединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии – островное государство на северо-западе Европы – представляет собой достаточно необычную в плане территориального устройства страну. Является унитарным, при этом составные части, коими являются Англия, Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия, пользуются весьма широкой автономией.
Англия
Самая большая по площади и самая известная часть Соединенного Королевства. Собственно, когда говорят об Англии, зачастую под ней подразумевают всю Великобританию. Здесь проживает большая часть населения Соединенного Королевства, находятся основные его достопримечательности и промышленные предприятия. Именно в Англии расположено одно из старейших высших учебных заведений планеты – Оксфордский университет и столица Великобритании – Лондон.
Шотландия
Горная страна, известная замками, виски, Лох-несским чудовищем и колоритными местными жителями. Менее известен факт, что её территория включает в себя около восьмисот островов, из которых порядка трехсот непригодны для жизни. В 2014 в Шотландии прошел референдум о независимости, где с небольшим перевесом одержали верх противники выхода из состава Великобритании.
Уэльс
Пожалуй, самая малоизвестная часть Великобритании. Между тем может похвастать большим количеством замков – их здесь около шестисот. На территории Уэльса признаны два официальных языка – английский и валлийский, причем последний является одним из древнейших на планете.
Северная Ирландия
Расположена на северо-востоке острова Ирландия. Самая маленькая часть Соединенного Королевства. Не следует путать её с Республикой Ирландия, которая является независимым государством. Официальными языками этой области, помимо английского, являются ольстерско-шотландский и ирландский. Кроме кельтского колорита, примечательны ее природные красоты.
Какие страны входят в Евросоюз
Идея объединенной Европы начала овладевать умами после кровавой Второй мировой войны. Тем не менее до политического объединения европейским нациям предстоял долгий путь. На настоящий момент Евросоюз не является государством, это лишь политико-экономическое объединение, которое включает 28 государств-членов:
- Дания;
- Великобритания;
- Франция;
- Венгрия;
- Бельгия;
- Австрия;
- Италия;
- Греция;
- Ирландия;
- Испания;
- Германия;
- Кипр;
- Латвия;
- Польша;
- Болгария;
- Литва;
- Мальта;
- Словения;
- Словакия;
- Финляндия;
- Люксембург;
- Эстония;
- Румыния;
- Хорватия;
- Португалия;
- Чехия;
- Нидерланды;
- Швеция.
Каждый член ЕС делегирует часть своих полномочий союзным органам, сохраняя при этом суверенитет. В рамках этой организации действуют различные соглашения, которые могут объединять все страны-участники, а могут – только некоторые из них. Примером последнего является Еврозона, которая включает в себя 19 государств, отказавшихся от своих национальных денег в пользу евро. Великобритания не входит в их число, её валюта по-прежнему фунт стерлингов.
Великобритания и ЕС сегодня
1 января 1973 года, когда Великобритания вступила в ЕС, а точнее в Европейское экономическое сообщество, предшествовавшее нынешнему Евросоюзу, английские политики радовались долгожданному успеху. Дело в том, что страна там оказалась лишь с третьего раза. Первые два заявки отклоняли из-за вето президента Франции де Голля.
Возвращаясь к вопросу, находится Великобритания в ЕС или её там нет, в 2018 году можно дать однозначный ответ: Соединенное Королевство – член Евросоюза. Тем не менее с большой долей уверенности можно говорить, что состоит она там последний год. В 2016 году состоялся всенародный референдум, на котором подданные её величества решали вопрос – быть или не быть в составе объединения. С минимальным перевесом победили сторонники отделения, мотивировавшие свою позицию экономической невыгодностью членства в организации. Выход страны из ЕС намечен на март 2019 года.
Входит ли в Шенген
Для тех, кто желает посетить страну «Битлз» и Шерлока Холмса, будет актуален вопрос: входит ли Англия в Шенген или нет. В 2018 году для въезда в Соединенное Королевство потребуется оформление британской визы. Дело в том, что Великобритания не входит в Шенгенскую зону. Процесс получения визы начинается с подготовки анкеты, которую нужно заполнить на сайте посольства. Её необходимо распечатать, заверить своей подписью и вклеить фотографию в предусмотренное для этого место. Далее понадобятся:
- загранпаспорт, срок действия которого должен истекать не ранее чем через полгода с момента окончания поездки;
- ещё одна фотография;
- справка с работы, в которой есть сведения о должности и ежемесячном доходе (для пенсионера – пенсионное удостоверение).
Планируя тур по Европе, надо помнить, что с шенгенской визой попасть на территорию Великобритании не удастся, впрочем, как и в государства Шенгена с британской.
migrant.guru
Что такое Евросоюз
Правовое обоснование организация получила значительно позже. Существование международного союза было закреплено Маастрихтским соглашением в 1992 году, вступившим в законную силу в ноябре следующего года.
Задачи Маастрихтского договора:
- Создание международного объединения с тождественными экономическими, политическими и валютными направлениями в развитии;
- Создание единого рынка посредством создания условий для беспрепятственного передвижения продуктов производства, услуг, и других товаров;
- Регулирование вопросов, касающихся охраны и защиты окружающей среды;
- Снижение уровня преступности.
Основные последствия заключения договора:
- введение единого европейского гражданства;
- отмена режима паспортного контроля на территории стран, входящих в состав ЕС, предусмотренная Шенгенским соглашением;
Хотя юридически ЕС совмещает в себе свойства международного образования и независимого государства, фактически он не принадлежит ни к одному, ни к другому.
Сколько стран-участниц ЕС в 2017 году
Сегодня в состав Европейского союза входит 28 стран, а также ряд автономных областей, находящихся в подчинении основных членов ЕС (Аландские острова, Азорские острова и т. д.). В 2013 году было произведено последнее вхождение в состав Европейского союза, после которого участницей ЕС стала и Хорватия.
Членством Евросоюза обладают следующие государства:
- Хорватия;
- Нидерланды;
- Румыния;
- Франция;
- Болгария;
- Люксембург;
- Италия;
- Кипр;
- Германия;
- Эстония;
- Бельгия;
- Латвия;
- Великобритания;
- Испания;
- Австрия;
- Литва;
- Ирландия;
- Польша;
- Греция;
- Словения;
- Дания;
- Словакия;
- Швеция;
- Мальта;
- Финляндия;
- Португалия;
- Венгрия;
- Чехия.
Вступление в ЕС стран, которые вмещает данный список, проходило в несколько этапов. На первом этапе в 1957 году в состав образования вошло 6 европейских государств, в 1973 – три страны, в числе которых и Великобритания, в 1981 году участницей союза стала только Греция, в 1986 – Королевство Испания и Португальская республика, в 1995 – еще три державы (Королевство Швеция, Австрийская республика, Финляндия). Особо плодотворным оказался 2004 год, когда членство ЕС получило 10 европейских стран, в числе которых Венгрия, Кипр и другие экономически развитые государства. Последние расширения, в результате которых количество членов ЕС увеличилось до 28, были осуществлены в 2007 (Румыния, Республика Болгария) и 2013 годах.
Довольно часто у россиян возникает вопрос: «Входит Черногория в Евросоюз или нет?», поскольку валюта страны – евро. Нет, на данный момент государство находится на стадии переговоров по вопросу вхождения.
С другой стороны, существует ряд стран, которые являются членами ЕС, но используемая на их территории валюта не евро (Швеция, Болгария, Румыния и др.) Причина в том, что данные государства не входят в зону евро.
Какие требования к кандидатам на вступление
Чтобы стать участником организации, необходимо соответствовать требованиям, список которых отображен в соответствующем нормативно-правовом акте, получившем название «копенгагенские критерии». Этимология документа продиктована местом его подписания. Документ был принят в городе Копенгагене (Дания) в 1993 году во время заседания Европейского Совета.
Список основных критериев, которым должен соответствовать кандидат:
- применение на территории страны принципов демократии;
- человек и его права должны быть на первом месте, то есть государство должно придерживаться принципов верховенства права и гуманизма;
- развитие экономики и повышение ее конкурентоспособности;
- соответствие политического курса страны целям и задачам всего Европейского союза.
Кандидаты на вступление в состав ЕС, как правило, подвергаются тщательной проверке, в результате чего выносится соответствующее решение. В случае отрицательного ответа, стране, получившей отрицательный ответ, предоставляется перечень причин, на основании которых было принято именно такое решение. Несоответствия копенгагенским критериям, которые выявляются во время проверки кандидата, необходимо устранить как можно быстрее, чтобы получить возможность на членство в ЕС в будущем.
Официальные заявленные кандидаты на членство в Евросоюзе
Сегодня в статусе кандидатов на вступление в Европейский союз пребывают следующие ассоциированные члены ЕС:
- Турецкая республика;
- Республика Албания;
- Черногория;
- Республика Македония;
- Республика Сербия.
Правовое состояние Боснии и Герцеговины, Республики Косово – потенциальные кандидаты.
Заявление на членство Сербия подала в декабре 2009 года, Турция — 1987 году. Следует отметить тот факт, что, если Черногория, подписавшая в 2010 году соглашение об ассоциации, станет членом ЕС, для россиян это может обернуться введением визового режима и, возможно, закрытием границ балканского государства.
Несмотря на стремление большинства стран стать членами международной организации, существуют и такие, какие выявляют желание выйти из него. Красочным примером может быть Англия (Великобритания), заявившая о возможности выхода в январе нынешнего года. Желание британцев обусловлено наличием ряда причин, в числе которых долговой кризис Греции, снижение уровня конкурентоспособности продукции стран, входящих в ЕС, на мировом рынке и прочие обстоятельства. Провести референдум по поводу выхода из Евросоюза Великобритания планирует в 2017 году.
Процесс выхода из состава ЕС регламентируется пунктами Лиссабонского договора, который имеет законную силу и действует с декабря 2009 года.
fms21.ru
Что такое Евросоюз
Это объединение европейских государств, уникальное международное образование, сочетающее признаки международной организации и государства. Проще говоря, все страны входящие в Евросоюз, хотя и являются независимыми, но подчиняются одинаковым правилам: в них действуют одинаковые правила обучения, медицинского обслуживания, пенсионной, судебной системы, и т.п. Словом, законы Евросоюза действуют во всех странах Евросоюза.
В 2013 году, после вхождения в ЕС Хорватии, в Евросоюзе 28 стран.
В 2017 году Великобритания заявила о выходе из Евросоюза, но официально она остаётся его членом.
Страны, входящие в Евросоюз (последнее расширение — 2013 год)
- Австрия (1995 год)
- Бельгия (1957 год)
- Болгария (2007 год)
- Великобритания (1973 год)
- Венгрия (2004 год)
- Германия (1957 год)
- Греция (1981 год)
- Дания (1973 год)
- Ирландия (1973 год)
- Испания (1986 год)
- Италия (1957 год)
- Кипр (2004 год)
- Латвия (2004 год)
- Литва (2004 год)
- Люксембург (1957 год)
- Мальта (2004 год)
- Нидерланды (1957 год)
- Польша (2004 год)
- Словакия (2004 год)
- Словения (2004 год)
- Португалия (1986 год)
- Румыния (2007 год)
- Финляндия (1995 год)
- Франция (1957 год)
- Хорватия (2013 год)
- Чехия (2004 год)
- Швеция (1995 год)
- Эстония (2004 год)
Кандидаты на вступление в Евросоюз:
- Исландия
- Македония
- Сербия
- Турция
- Черногория
Не путайте Евросоюз, и Шенгенскую зону! Не все страны евросоюза входят в шенгенскую зону, и наоборот – некоторые страны входящие в шенгенкую зону не входят в Евросоюз.
См. Страны входящие в шенгенскую зону
Страны, входящие в шенген, но не входящие в Евросоюз
www.schengen.su
Страны, входящие в Евросоюз
Большинство государств Европы экономически и политически объединены в союз, называемый «Европейским». В рамках этой зоны действует безвизовое пространство, единый рынок, используется общая валюта. В 2018 году в это объединение входят 28 европейских стран, в том числе подчинённые им, но расположенные автономно, области.
Также в ЕС вошла Хорватия в 2013 году.
История ЕС
Первоначально создание союза рассматривалось лишь с экономической точки зрения и имело целью соединения угольной и сталелитейной отраслей двух стран – Германии и Франции. Об этом, ещё в 1950 году, заявил глава МИД Франции. В те годы сложно было представить, сколько государств войдёт впоследствии в объединение.
В 1957 году был образован Евросоюз, включивший такие развитые государства, как ФРГ, Королевство Нидерландов, Италия, Франция, Великое Герцогство Люксембург и Королевство Бельгия. Он позиционируется как особенное международное объединение, включающее черты и межгосударственной организации, и единого государства.
Население стран Евросоюза, обладая независимостью, следует общим правилам, касаемо всех сфер жизни, внутренней и международной политики, вопросов образования, здравоохранения, социального обслуживания.
С марта 1957 года в этом объединении числятся Ирландия и Великобритания. В 1973 году в ЕС вступило Датское королевство. В 1981 году к союзу присоединилась Греция, а в 1986 — Испания и Португалия.
В 1995 году членами ЕС стали сразу три страны — Финляндия, Австрия и Швеция. Спустя девять лет, состав единой зоны пополнили ещё десять стран – Венгрия, Республика Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словения, Словакия, Чехия и Эстония. В Евросоюзе идёт не только процесс расширения, так, в 1985 году ЕС покинула Гренландия после обретения независимости, присоединённая к нему автоматически в 1973 году в составе Дании, так как её население изъявило желание выйти из объединения.
Вместе с некоторыми государствами Европы, в состав Евросоюза вошёл и ряд территорий, расположенных вне материка, но относящихся к ним политически.
К примеру, вместе с Францией к объединению присоединились и Реюньон, Сен-Мартен, Мартиника, Гваделупа, Майотта и Французская Гвиана. За счёт Испании организация обогатилась Канарскими островами и провинциями Мелилья и Сеута. Вместе с Португалией вступили в союз Азорские острова и Мадейра.
Напротив, входящие в состав Датского королевства, но имеющие большую политическую свободу, Фарерские острова не поддержали идею вступления в единую зону и не входят в состав ЕС, несмотря на членство в нём самой Дании.
Также присоединение ГДР к Евросоюзу произошло автоматически при объединении обеих Германий, так как ФРГ на тот момент уже входила в его состав. Последняя из стран, вступившая в объединение — Хорватия (в 2013 году), стала двадцать восьмой страной-членом ЕС. На момент 2018 года ситуация не изменялась ни в сторону увеличения зоны, ни в сторону её уменьшения.
Критерии вступления в Евросоюз
Не все государства подходят к вступлению в ЕС. Сколько и какие критерии существуют, можно узнать из соответствующего документа. В 1993 году был суммирован опыт существования объединения и разработаны единые критерии, применяемые при рассмотрении вопроса вступления следующего государства в объединение.
По месту принятия список требований называют «Копенгагенскими критериями». Возглавляет список наличие принципов демократии. Основное внимание уделяется свободе и уважительному отношению к правам каждого человека, что вытекает из понятия правового государства. Большое внимание уделяется развитию конкурентоспособности экономик потенциального члена Еврозоны, а общеполитический курс государства должен вытекать из целей и стандартов Европейского союза. Страны-члены ЕС перед принятием какого-либо значимого политического решения обязаны согласовать его с другими государствами, так как это решение может повлиять на их общественную жизнь.
Каждое европейское государство, желающее пополнить список стран, вступивших в объединение, тщательно проверяется на предмет соответствия «Копенгагенским» критериям. По результатам обследования выносится решение о готовности вступления страны в Еврозону, в случае отрицательного решения составляется список, в соответствии с которым необходимо привести отклоняющиеся параметры в норму. После этого производится регулярный контроль над выполнением предписаний, по результатам которого делается заключение о готовности страны к вступлению в ЕС.
Кроме общего политического курса, на едином пространстве действует безвизовый режим пересечения государственных границ, и пользуются единой валютой – евро.
На 2018 год поддержали и приняли хождение евро на территории своего государства 19 стран из 28, входящих в Евросоюз, признав его государственной валютой.
Остальные государства, имеющие членство в Евросоюзе, готовятся к переходу на единую валюту после подготовки всех необходимых механизмов. Исключением стали Дания и Великобритания, имеющие специальный отказ. Швеция, по состоянию на 2018 год, также отказалась от евро, но, возможно, присоединится к Европейскому механизму валютных курсов, что означает начало перехода на единую валюту в этом королевстве.
Страны-кандидаты на вступление в Евросоюз
Многие европейские государства стремятся стать членами ЕС. На 2018 год известно о пяти официально заявленных кандидатах на вступление в Евросоюз: Сербии, Турции, Черногории, Македонии и Албании. В потенциальных кандидатах числится Босния и Герцеговина. Сколько-то государств, население которых изъявило желание присоединиться к ЕС, в настоящее время, из-за общеполитического курса, отсталости экономик и прочих причин, их не рассматривают как возможные члены Европейского союза.
В разные годы договор об ассоциации с ЕС подписал ряд стран, в том числе находящихся за пределами Европы, что свидетельствует о выходе Евросоюза за пределы евразийского континента. На вступление претендуют не только развитые, как основные европейские государства, но и страны развивающихся экономик.
В 1998 году соглашение об ассоциации подписал Тунис, в 2000 – Мексика, Марокко, Израиль и ЮАР, в последующие годы – Иордания, Чили, Египет и Ливан.
Население Украины и Молдавии выразило желание вступить в объединение одним из последних (в 2014 году). Какие изменения произойдут при присоединении к Евросоюзу развивающихся экономик, остаётся только предполагать.
Особенности экономической деятельности Евросоюза
Экономика Европейского союза складывается из экономик всех входящих в него стран. В то же время каждое государство выступает как самостоятельная единица на международном рынке. Евросоюз, являясь общим рынком, предстаёт на международной арене отдельным членом, называемым «Европейские Сообщества».
Евросоюз представляет интересы каждого члена перед мировым сообществом и решает все конфликтные вопросы. Каждая страна-участница вносит свою долю ВВП в общую долю. Основные государства, какие приносили наибольший доход, это Франция, Германия, Италия, Великобритания и Испания. Сколько конкретно поступает от каждого участника, подсчитывает специальная организация. Если учитывать природные богатства всех входящих в сообщество государств, можно просчитать, какие объёмы ресурсов имеются у Евросоюза на 2018 год. Основные природные ископаемые – нефть, уголь и газ. Общие запасы нефти выводят ЕС на 13 место по её добыче.
Другой мощный источник дохода – туризм. Население Еврозоны активно перемещается между соседними государствами, чему способствует «прозрачность» границ. Этот фактор, а также единая валюта обуславливают оживлённые торговые взаимоотношения между этими государствами. Таким образом, Евросоюз, задумывающийся изначально лишь как торговое объединение ряда стран, разросся к 2018 году практически до статуса самостоятельного государства, включившего 28 стран, население которого насчитывает более 500 млн человек. Слияние экономик способствует эффективному перераспределению средств и ресурсов и поддержке более слабых государств. Процесс изменения границ зоны идёт и сейчас, поэтому сказать, сколько участниц будет окончательно, сложно.
visasam.ru
Зарождение и краткая история союза
Европейский Союз (EU) — объединение не только политическое, но и экономическое. В его границах проживает около 500 миллионов человек. А вот в экономическом плане ЕС — это 23% мирового ВВП. Таким образом, союз является одним из главных игроков на планетарном рынке.
Тенденции к объединению неоднократно наблюдались и проявлялись в Европе. Особенно актуальными эти идеи стали после окончания Второй мировой войны, когда сформировались такие международные структуры, как NATO или Совет Европы.
Отправной точкой в формировании Европейского Союза можно считать 1951 год. Тогда шесть независимых государств образовали организацию — Европейское объединение угля и стали. Это и были первые страны-члены ЕС (Бельгия, Германия (без ГДР), Люксембург, Нидерланды, Италия и Франция). Правда, цели данной интеграции носили чисто экономический характер. Позже эти же государства учредили еще одну организацию — Европейское экономическое сообщество (сокращенно — ЕЭС).
Постепенно данное сообщество трансформировалось в Союз европейских государств, который известен всему миру под аббревиатурой EU. Юридически он был учрежден в 1992 году, после подписания странами-участницами соответствующего Маастрихтского договора.
Сколько стран в ЕС сегодня?
В процессе расширения границ Европейского Союза можно выделить восемь волн. В 1973 году к шести государствам-учредителям Европейского объединения угля и стали присоединились Дания, Ирландия и Великобритания, в 1981 — Греция, в 1986 — две страны Пиренейского полуострова (Испания и Португалия). В 1995 году в элитную «европейскую семью» вошла Австрия, а также скандинавские страны: Швеция и Финляндия.
Однако самая значительная волна расширения ЕС произошла в мае 2004 года. Тогда в состав союза вошло сразу 10 независимых стран (Венгрия, Чехия, Словакия, Польша, Словения, Кипр и Мальта, а также три прибалтийских государства). В 2007 году границы ЕС расширились в сторону Балкан (членами организации стала Румыния и Болгария, а в 2013 — еще и Хорватия).
Сколько стран в ЕС насчитывается на сегодняшний день? Всего членами объединения являются 28 государств (на карте ниже они обозначены голубым цветом). Стоит отметить, что далеко не все из них входят в так называемую зону евро.
ЕС планирует расширяться и дальше в восточном и юго-восточном направлении. Поэтому точно сказать, сколько стран в ЕС будет через несколько лет — нельзя. На данный момент времени, следующим реальным кандидатом на вступление в ЕС специалисты считают Боснию и Герцеговину.
Экономика и население ЕС
508 миллионов человек проживает в пределах Европейского Союза (данные на 2015 год). Следует отметить, что естественный прирост населения в странах-членах ЕС невысокий. Реальная численность жителей объединения растет за счет активного притока мигрантов (как легальных, так и нелегальных).
Суммарный ВВП союза имеет колоссальные размеры — почти 15 триллионов долларов! ЕС — крупнейший в мире как экспортер, так и импортер различных товаров.
В январе 2002 года для стран-членов ЕС были принята единая валюта — евро. Сегодня она используется лишь 17-ю странами союза (из 28).
Великобритания — член ЕС. Надолго ли?
Британия является членом ЕС с 1973 года. Однако недавно Дэвид Кэмерон (премьер-министр королевства) заявил о возможности выхода страны из союза. Референдум по этому поводу может пройти уже в 2017 году.
Такое заявление Кэмерона стоит рассматривать и как одно из предвыборных обещаний Консервативной партии, им же возглавляемой. Кроме того, такие высказывания, по мнению экспертов, помогут Британии «выторговать» для себя некоторые преференции у руководства ЕС.
По результатам последнего проведенного соцопроса по этому вопросу, лишь 36% британцев желают, чтобы их страна вышла из состава ЕС.
fb.ru
Англия в евросоюзе или нетЧто означает «особый статус» Великобритании в ЕС?
В пятницу, 19 февраля, британский премьер Дэвид Кэмерон после многомесячных переговоров добился заключения соглашения с Евросоюзом, которое предусматривает «особый статус» для Соединенного королевства в составе ЕС.
«Сегодня — исторический день! Я договорился о соглашении, которое даст Великобритании специальный статус в ЕС. Я соберу завтра кабинет министров», — заявил Кэмерон в ходе пресс-конференции в Брюсселе.
«Особый статус» Британии предполагает изменения в трёх сферах: суверенитете, социальной политике и экономическом управлении.
АиФ.ru рассказывает, какие основные положения закрепляет «особый статус».
Защита социальной системы Великобритании
Главным пунктом «особого статуса», по словам Кэмерона, является механизм защиты социальной системы страны, который прозвали «экстренным торможением». Он позволяет Соединенному королевству ограничить доступ к социальным благам для мигрантов из других государств ЕС.
«Механизм защиты социальной системы будет „включён“ на семь лет без права продления, при этом „испытательный срок“, в течение которого новоприбывшим мигрантам не будут выплачивать социальные пособия, составит четыре года», — отметил Кэмерон.
Также будут введены ограничения на выплаты детских пособий для мигрантов, дети которых остались у себя на родине в другой европейской стране. Размеры этих пособий будут определяться в зависимости от уровня прожиточного минимума в этих странах.
Защита финансовой системы Великобритании
«Особый статус», по словам Кэмерона, избавил Великобританию от «валютной дискриминации», так как ранее страна вынуждена была иногда участвовать в поддержке евро, в то время как в Соединенном королевстве в ходу фунты стерлингов.
«Налогоплательщики из стран, не входящих в еврозону, не должны участвовать в операциях по спасению евро как валюты», — говорил он.
По мысли премьера, тогда как экономическую политику еврозоны определяет Европейский центральный банк, для стран, не входящих в еврозону, политику должны определять национальные институты, такие как, например, Банк Англии.
В то же время Кэмерон подчеркнул, что сохранение членства в реформированном ЕС пойдет Великобритании на пользу, поскольку в том числе позволит укреплять торговые связи с США, Китаем, Японией и Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии.
Защита национального суверенитета Великобритании
Великобритания будет навсегда выведена из-под действия принципа Евросоюза о «все более тесном союзе народов Европы», — заявил Кэмерон.
«Ради защиты от еще более тесного союза базовые соглашения ЕС будут изменены с тем, чтобы все более тесная интеграция не затрагивала Великобританию, — заявил Кэмерон. — Великобритания навсегда будет выведена из-под принципа „все более тесного союза“, она никогда не станет частью европейского супергосударства».
Кэмерон считает, что национальные парламенты стран ЕС не должны терять свои полномочия, а группы стран должны иметь возможность блокировать законопроекты ЕС.
Может ли Великобритания выйти из ЕС?
Референдум о членстве Великобритании в Евросоюзе должен пройти не позднее конца 2017 года. По мнению опрошенных АиФ.ru экспертов, вероятность, что страна выйдет из ЕС, практически нулевая.
«Великобритания не собирается выходить из ЕС, она желает в значительной мере и дальше диктовать ему свои условия. Она является для всей остальной Европы как бы таким мини-Западом, который имеет свою особую позицию по всем вопросам. Точно так же, как для стран Восточной Европы таким „начальником“ являются столицы „старой Европы“, Берлин и Париж. Дэвид Кэмерон все последние годы культивировал эту тему — особенно активно он стал этим заниматься после недавних парламентских выборов в стране, где его партия укрепила позиции. Вашингтон, по всей видимости, устраивает такая ситуация, поэтому он сохранил для Лондона особые валютные условия, так как даже в случае падения евро — когда сам Вашингтон решит, что настал этот момент и перестанет поддерживать финансовую стабильность Европы, — Британия как его ближайший союзник никак не пострадает. Поэтому, повторюсь, шанса, что эта страна покинет Евросоюз, практически нет», — считает вице-президент Центра моделирования стратегического развития Григорий Трофимчук.
«Очевидно, что Великобритания никогда не выйдет из Евросоюза, но и не войдёт в него полностью. Лондону это невыгодно. Он поступает в русле старой доброй британской политики, то есть вне зависимости от взятых на себя обязательств ведёт свою игру. У них там до сих пор фунты, на евро они переходить никогда даже не планировали. Брюссель пару лет назад пытался уговорить Лондон передать контроль над межбанковской ставкой LIBOR панъевропейскому регулятору, но получил тогда от ворот поворот.
Вся эта риторика о возможности выхода из ЕС нужна Лондону исключительно в качестве рычага давления на тот же Брюссель. Когда Еврокомиссия снова начнёт что-то требовать от британских политиков, они ответят, что рады бы, но не могут так поступить, так как этот шаг не одобрят подданные короны. Британцы могут проводить независимую, а порой даже вызывающую политику в том числе потому, что их страна, в отличие от многих европейских государств, является полноценным мировым игроком. Влиять на глобальные процессы им помогает поддержка США. Таким образом, Великобритания являет собой один из важнейших „мозговых центров“ западной геополитики.
Следует также понимать, что выход из ЕС значительно ослабит позиции Великобритании в Европе и в то же время приведёт к усилению Германии, с которой у Лондона давно уже оформились определённые исторические противоречия. Именно поэтому британцев более чем устраивают те позиции, которые они сейчас занимают. Ведь они вроде как в Евросоюзе, но в случае коллапса ЕС, который могут спровоцировать кризисные государства-должники или же невиданный наплыв мигрантов, Великобритания пострадает меньше всего. У неё ведь, как я уже говорил, есть своя собственная устойчивая валюта, а закрыть границы для островной страны никогда особой проблемой не было», — рассказал АиФ.ru президент Центра социальных и политических исследований («Аспект»), член Общественной палаты РФ Георгий Фёдоров.
Ответы@Mail.Ru: Англия входит в состав ЕвроСоюза?
Jivy v Londone i zajavljau s polnoi otvetstvennost`u, chto nyzhna viza v Velikobritaniju, nikakoi shengen ne kanaet !!
Вроде бы входит. Но сомнения есть. Позвоните в Посольство, думаю что получите точный ответ.Удачи!
Шенген и Евросоюз - это не одно и тоже. Англия в Евросоюз входит.
Великобритания входит в ЕС. А вот в Шенген - нет. Так что добро пожаловать в консульство!
Уважаемая Olesiya!Нет,вы не можете по финской визе(или шенгенской) въехать в Англию.Знаю ТОЧНО!Успехов!
Нет.Только виза Британии.
Англия член Евросоюза, но не Шенгенского договора. Так что поехать туда, к сожалению, Вы не можете. Зато, добро пожаловать в Швецию, Данию, Голландию, Германию, Лихтенштейн, Люксембург, Францию, Испанию, Португалию, Италию, Австрию. Туда Вам с финской визой зеленый свет.
если вы гражданка россии, то вы можете въехать в англию без каких-либо виз, но не больше чем на 24 часа и ТОЛЬКО в случае транзита в третьи страны. при наличии билетов, конечно. мне этого вполне хватило, чтобы осмотреться в лондоне и поехать дальше
уточни в посольстве мне вообще ненужна
нет не входит, у нее там какое то соглашение с шенгенскими странами. позвони в посольство и узнай.
Англия входит в ЕС, но виза нужна только английская! С Шенгеном не пустят
входит в Евросоюз и денежная единица там Евро (Евро ввели еще не во всех странах ЕС )
Нет. Нужна национальная виза Великобритании.
Великобритания - ЕС: история отношений
Великобритания – ЕС: история отношений
После окончания Второй мировой войны, на волне интеграции, в основе которой лежали идеи мирного сосуществования, государства Западной Европы стали объединяться в союзы в начале 1950-х годов. Несмотря на одну из ведущих ролей в создании Совета Европы в 1949 году, Великобритания не сразу присоединилась к процессу экономической интеграции.
Первые шаги в этом направлении были сделаны уже в начале 1970-х годов, во время “первой волны” расширения Европейского Экономического Сообщества, в которое к тому времени входили всего 6 государств (Франция, ФРГ, Италия и страны Бенилюкса). Великобритания присоединилася к ЕЭС в 1973 году вместе с Ирландией и Данией.
На момент вступления в ЕЭС, британская экономика была одной из самых слабых в Западной Европе, значительно отставая от темпов роста Франции, Германии или Италии. Интересно, что предыдущие попытки вступления Британии в ЕЭС в 1960-х годах блокировались французскими властями: президент Франции Шарль де Голль дважды накладывал вето на присоединение к Сообществу “туманного Альбиона” из опасений слишком тесного исторического альянса британцев с США, с одной стороны, и со странами Содружества (наследием Британской империи), с другой.
“Евроскептицизм”
Практически с момента вступления в ЕЭС, внутри Великобритании зазвучали голоса евроскептиков. Ещё в 1974 году Лорд Деннинг, занимавший один из высших постов в судебной системе королевства, заявил: “Если глубже рассмотреть наши отношения с Европой, то [Римский] договор сравним с мощным морским приливом: он проникает во все реки и поднимается вверх по течению. И его уже нельзя сдержать.”
На волне опасений о слишком резкой потере суверенитета, всего два года спустя после вступления в ЕЭС, в июне 1975 года, правительство организует первый референдум об участии страны в “общей Европе”. Несмотря на спекулятивные заявления политиков о потере государственного суверенитета, широкие массы населения больше волнуют вопросы борьбы с безработицей и сохранения уровня цен: стабильность этих двух элементов в народном сознании ассоциируется с общим экономическим пространством. Европейскую интеграцию в момент референдума поддержали многие политики, в том числе восходящая “звезда” консерватизма Маргарет Тэтчер. В результате голосования две трети населения поддержали проект “Европа”.
“Верните наши деньги!”
В 1984 году на встрече во французском Фонтенбло Тэтчер высказывает уже другую точку зрения: Великобритания не довольна размером той помощи, которую она получает от ЕС в обмен на ежегодные взносы. Согласно принципам Единой сельскохозяйственной политики ЕС от перераспределения финансовых средств традиционно выигрывали, прежде всего, французские фермеры. Англичане чувствуют себя несправедливо “обобранными”, и в результате принимается решение о возврате в британскую казну 66% ежегодных выплат. Эта договорённость осталась в силе и более 30 лет спустя с момента встречи в Фонтенбло.
Создание “общего рынка”
Евроинтеграция продолжалась в течение 1980-х, и этот процесс создал экономические основы последующего расширения ЕС после распада восточного социалистического блока. Либеральная политика Маргарет Тэтчер в середине 80-х сочетается с идеями единого рынка и отсутствием торговых барьеров внутри ЕС. Но уже в начале 1990-х годов растёт недовольство подписанным в 1986 году Единым европейским актом (ЕЕА), создавшим основы для реализации идеи “общего рынка” с 1992 года. Впоследствии, уже в начале 2000-х годов, сама баронесса Тэтчер заявит, что сожалеет о подписании договора ЕЕА как о серьёзной политической ошибке.
Сомнения и терзания власти
В 1988 году, выступая на встрече в бельгийском Брюгге, Тэтчер делает запомнившееся британцам заявление: “Мы не для того согласились убрать наши национальные границы, чтобы увидеть создание этих же границ на европейском уровне, при том что европейское супер-государство командует из Брюсселя.”
Убеждённый либеральный политик, Тэтчер рассматривала европейское доминирование прежде всего как угрозу единого социалистического государства. Речь в Брюгге, фактически, послужила запалом для последующего роста евроскептицизма в Великобритании, вплоть до наших дней. Но бывший советник Тэтчер по международным вопросам, Чарльз Пауэлл, считает, что эта речь не была направлена против самой идеи общей Европы. У британского премьера было своё, отличное от брюссельского, видение. Ведь ей же принадлежат слова о том, что будущее Британии не на окраине единой Европы, а в составе общеевропейской семьи.
В 1990 году отношения с Европой фактически раскололи Консервативную партию – эта внутрипартийная тенденция сохраняется по сей день.
Возглавлявший Европейскую Комиссию в течение десяти лет (1985-1995) французский политик Жак Делор стал одним из инициаторов новой волны евроинтеграции. В 1992 году был подписан Маастрихтский договор, положивший начало Европейскому союзу в его современном виде. Федерализация Европы, единая европейская валюта и централизованная фискальная политика не устраивали правительство Тэтчер. В то же время, ввиду её резкого отказа от идеи евроинтеграции, в ноябре 1990 года в отставку – в знак протеста – подал верный соратник Тэтчер по партии, вице-премьер Джеффри Хау. Эта отставка в результате привела к уходу с политической сцены и самой Маргарет Тэтчер лишь месяц спустя.
Единая европейская валюта
Перед самым уходом из политики, Тэтчер, выступавшая против участия Британии в Единой европейской валюте, всё же подписывает договор о Европейском механизме валютных курсов (ЕМВК), положивший начало евро.
В 1992 году Британия переживает “чёрную среду”, когда спекуляции на валютном рынке привели к падению фунта, и правительство Джона Меджора, оказавшееся не в состоянии поддержать национальную валюту, вынуждено выйти из ЕМВК.
Вступивший в силу в 1993 году Маастрихтский договор расширил политические полномочия Брюсселя: к ним добавились внешняя политика, безопасность, правосудие и внутренняя политика. В то же время, договор вводит так называемый “принцип субсидиарности”, который позволяет решать многие вопросы на местном, национальном уровне. Британские евроскептики рассматривают эту часть договора как “ложку мёда в бочке дёгтя”.
От “тэтчеризма” к “блеризму”: новые веяния
Эра консерваторов сменяется с приходом Тони Блэра, которого многие в Британии ассоциируют с идеями европейской интеграции. В году его премьерства были сделаны шаги в сторону Лиссабонского договора, который задумывался для реформирования и модернизации Евросоюза. Блэр активно ратовал за расширение Евросоюза за счёт десятка новых стран, принятых в блок в середине 2000-х годов. В то же время, под конец своего пребывания во главе британского кабинета, Тони Блэр заявлял уже о том, что поборет “дракона европейского федерализма”.
Внешняя политика кабинета Блэра внесла раздор в хор европейских политиков. Найдя общий язык с администрацией президента Буша, Британия заняла близкую США позицию по вопросу военного вторжения в Ирак, что шло в разрез с позициями Франции и Германии. Близость Британии к Вашингтону всегда была и остаётся предметом полемики в вопросе членства королевства в ЕС, как со стороны британских политиков, так и со стороны европейских соседей.
Евро или фунт?
Дискуссия по поводу участия Британии в единой европейской валюте продолжается на протяжении всего премьерства Блэра. Как указывают комментаторы, в его правительстве были одновременно и сторонники, и противники идеи. А потому отношение британских властей в евро также менялось день ото дня: отказ от фунта всегда оставался слишком тяжеловесным политическим вопросом для британского кабинета.
Министр финансов в правительстве Блэра, Гордон Браун, предлагает провести экономическую проверку по пяти пунктам прежде, чем решиться на вступление в евро. В июне 2003 года британский минфин раппортует: страна не готова к присоединению к евро. После вступления Гордона Брауна в должность премьера разговоры об участии в евро постепенно сходят на нет: новый премьер не форсирует дискуссию ввиду кризисного положения в европейских финансах.
Боязнь польского сантехника
Очередное расширение Евросоюза в 2004 году породило волну новых страхов, связанных с притоком с востока дешёвой рабочей силы. Почти все “старые” члены ЕС ограничивают доступ к своим рынкам рабочей силы для новых экономических мигрантов (для этого в законе была предусмотрена специальная поправка). Такой возможностью не воспользовались лишь три страны, в том числе и Великобритания, где надеются на помощь дешёвой рабочей силы в экономическом строительстве.
Знаменитый в Европе образ “польского сантехника” поначалу больше волнует французов. Но резкий приток экономических мигрантов в Британию заставляет и англичан задуматься о целесообразности открытия границ. На фоне отъезда из страны сотен тысяч британцев, которые решают “осесть” в других, более солнечных странах Европы, мигранты возмещают недостаток в рабочей силе. Но с другой стороны, в определённых кругах приток в Великобританию иностранцев вызывает опасения потери национальной идентичности. Это мнение усугубляют вопрос создания дополнительной инфраструктуры для новых жителей Британских островов: необходимо строить новые школы, больницы и дороги, предоставлять социальную помощь малоимущим, и т.д.
Фараж и Партия независимости
В конце 2005 года лидером консерваторов (на тот момент, в оппозиции) становится будущий премьер Дэвид Кэмерон. На следующий год относительно молодую Партию независимости Соединённого Королевства возглавляет ярый евроскептик Найджел Фараж. Согласно красочному описанию Кэмерона, эта партия фактически состоит из “чудиков и латентных расистов”. Фараж, разумеется, отвечает на этот выпад резким протестом. Как бы то ни было, основной своей задачей Партия независимости видит выход Британии из Евросоюза.
Новая Евроопа
В декабре 2009 года в силу вступает Лиссабонский договор. Поиск компромисса для его подписания всеми членами ЕС продолжался несколько лет. Критики заявляют, что этот договор – слишком откровенный шаг к европейскому федерализму. Британия, уже отказавшаяся от участия в шенгенской зоне и в механизме евро, на этот раз выторговывает себе отказ от применения Хартии ЕС по правам человека (из всех стан Союза, кроме Соединённого Королевства, от Хартии отказалась только Польша).
В этом же году Дэвид Кэмерон формирует новую фракцию евроскептиков в Европейском парламенте, покинув вместе с соратниками Европейскую народную партию, которая представляет в Брюсселе блок политиков право-центристов.
На пути к референдуму
Очередной виток напряжённости между Лондоном и Брюсселем наступает в 2011 году. Сначала британцы отказываются от участия в саммитах еврозоны, мотивируя это тем, что более тесная интеграция в этом направлении Британию не интересует. В декабре Кэмерон накладывает вето на новый договор ЕС по фискальной политике. Франция и Германия снова недовольны, а Великобритания оказывается в изоляции.
В январе 2013 года Кэмерон впервые обещает британцам референдум по вопросу членства в ЕС. На тот момент Партию независимости поддерживают всего 10% граждан. В 2014-м истёк срок запрета на работу в Соединённом Королевстве граждан Румынии и Болгарии, вступивших в ЕС в 2007 году. Несмотря на растущее число приезжих из Евросоюза (123,000 в 2013 г. и 178,000 в 2014 г.), основная масса мигрантов добирается до Альбиона из-за пределов ЕС.
В 2015-м Кэмерон одерживает маленькую победу: референдум по независимости в Шотландии отвергает идею выхода этой части страны из Королевства. На этой волне, тори одерживают победу на парламентских выборах.
Наконец, в феврале 2016 года Лондон договаривается с Брюсселем о новых уступках в случае, если страна останется в ЕС. Они включают в себя отказ от идеи “тесного союза” (которая лежит в основе интеграционной политики ЕС), жёсткие гарантии членам ЕС, которые на входят в зону евро, возможности снижения социальных выплат мигрантам и отказ от многих бюрократических элементов.
Евроскептики в Британии не в восторге от новых правил. Но эта договорённость с Брюсселем позволила Кэмерону назначить референдум, имея в виду конкретную перспективу для страны, если она всё же останется в Евросоюзе.