Санкт-Петербург, м. Пл. Восстания,
ул. Гончарная, дом 13

+7 (812) 458-53-53

+7 (921) 771-65-11

[email protected]

Важные моменты 115 фз


115 фз основные положения кратко - Правовая помощь юриста

Федерального закона от 07.08.2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Федеральный закон 115-ФЗ). Изменения в Федеральный закон 115-ФЗ внесены Федеральным законом от 23.06.2016 г. №191-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и статью 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Всем без исключения субъектам Федерального закон 115-ФЗ необходимо внимательно отнестись к новшествам законодательства, в особенности по отношению к процедурам проведения идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев. Рассмотрим подробнее основные изменения: 1) Изменения в статью 7.

Глава 4 посвящена вопросам международного сотрудничества в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. В ней, в частности, говорится об обмене информацией с соответствующими органами других стран, о признании приговоров и о выдаче преступников. Глава 5, заключительная, говорит об административной и уголовной ответственности за нарушение законодательства о противодействии легализации доходов, о прокурорском надзоре за его соблюдением и порядке обжалования решений уполномоченного органа.

Федеральный закон 115

Как Вы все понимаете банки являются финансовыми институтами, деятельность которых регламентируется огромным количеством нормативной документации, принятой на различных уровнях, различными органами и т.д. Важно выделить то, что основным игроком, который регулирует и контролирует деятельности всех банков — является Центральный Банк. Ничего нового. Согласен. Это введение, что бы не было разрывов в повествовании). Так вот, мы все понимаем, что любое действие какого-то коммерческого или государственного Банка, это на 100% не самодеятельность.

Внимание

За любым действием, стоит какой-либо нормативный документ. Большей частью, нормативный документ, разработанный в анналах ЦБ.

An error occurred.

Попытки Центробанка усилить влияние Не так давно представители Центробанка обратились к правительству с инициативой увеличить количество прав и возможностей профильных органов в связи с тем, что с момента выхода закона в 2001 году появилось большое количество новых мошеннических схем и его положения больше не работают. В частности, было предложено расширить полномочия Росфинмониторинга и создать новую базу фактических владельцев юридических лиц.

Таким образом, подразумевается более чёткий контроль над всеми финансовыми операциями, которые проводятся в стране крупными компаниями. Однако данные о многих таких владельцах и так уже находятся в соответствующих базах, а значит, придётся заново делать ту же работу.

Msbhelp

Какие приёмы используют уполномоченные лица Закон о противодействии легализации (отмыванию) доходов предусматривает для банков и аналогичных кредитных структур в различных масштабах довольно много методов и процедур, которые должны поспособствовать обнаружению спорных операций и их блокированию. К примеру, одним из распространённых случаев является блокирование дистанционного обслуживания банковских карт разного назначения. Происходит это, если предприниматель отказался предоставить, например, объяснительную, зачем ему понадобилось обналичивать деньги со своего счёта. По сути, ни одна такая организация не имеет прав на подобные поступки.

Также часто можно встретить жалобы на то, что вовремя не осуществляются переводы с одного счёта на другой. Служащие банков мотивируют это тем, что не знают, по какой причине переводятся средства.

С другой стороны, их это и не должно волновать.

Легализация доходов: законная борьба

Если проводимые операции подпадают под признаки неблагонадежности, определенные в законе, о них должно быть сообщено в специальные госорганы, которые занимаются анализом предоставленной информации. При наличии достаточных оснований контролирующие органы передают данные правоохранителям, и если правоохранительные органы в этой цепочке выявляют взаиморасчетные операции с признаками преступления, то в действие вступают нормы Уголовного кодекса.

Основные понятия 115 ФЗ (легализация, финансирование терроризма и прочее) в последней редакции 2015 г. Статья 3 ФЗ 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов…» дает формулировки применяемых в тексте закона терминов, при этом с момента принятия нормативного акта статья несколько раз редактировалась и дополнялась. Последние изменения были внесены в 2015 г.

Речь идет о таких мерах как:

  • получение информации о целях установления и предполагаемом характере деловых отношений клиентов с организацией или индивидуальным предпринимателем,
  • определение целей финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиентов,
  • определение источников происхождения денежных средств и (или) иного имущества клиентов.

Указанные изменения положительно скажутся на процедуре идентификации и изучении клиентов, так как в значительной мере позволяют организации или индивидуальному предпринимателю самостоятельно принять решение об объеме принимаемых мер. Следует сразу отметить, что разъяснений надзорных органов о применении такой «дозволенности» на сегодняшний день нет.

115 ap основные положения кратко

Кроме того, закон определяет, что все сделки вне зависимости от суммы подпадают под данный закон, если хотя бы по одной из участвующих в них сторон есть сведения о причастности к экстремистской деятельности или терроризму. Приводятся основания, по которым определяется круг лиц, причастных к террористическим и экстремистским организациям. рублей или 15 тыс. — при обмене наличной валюты.

115 фз основные положения кратко

За 2015 год закон № 115 ФЗ претерпел три изменения, что говорит о том, что он востребован в настоящее время. Значимые законы неизбежно должные приспосабливаться к изменяющимся внешним условиям и постоянно шлифоваться.

Данные социологических исследований говорят о том, что в ближайшие десятилетия доля российского трудоспособного населения будет постепенно уменьшаться. Это неминуемо приведет к увеличению миграции и общей доли иностранцев на рынке труда РФ.

Важно

Чем быстрее закон будет реагировать на изменяющиеся условия, тем лучше будут защищены права иностранных лиц и лиц без гражданства. Об авторе Иван Дмитров Опыт работы — с 2001 года. С 2005 является почетным членом Московской городской коллегии адвокатов.

Эксперт в области миграционного права.

Но по смыслу законодательства можно сделать вывод, что в отношении клиентов, которые попадают в группу риска с повышенной (высокой) степенью, следует принимать меры в полном объеме и устанавливать всю информацию, предусмотренную законодательством. Кроме того субъектам федерального закона №115-ФЗ необходимо самостоятельно установить объем принимаемых мер и их характер в зависимости от установленного клиенту степени (уровня) риска и зафиксировать соответствующие положения в правилах внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ.

3) С 01 сентября субъекты Федерального закона №115-ФЗ вправе использовать представленные клиентом в целях идентификации и (или) обновления информации сведения в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. В 1-ый пункт статьи 6.1 о предъявлении медицинской справки об отсутствии ВИЧ для лиц, въезжающих на территорию РФ, добавлена отсылка к Федеральному закону № 38 «О предупреждении распространения ВИЧ-инфекции». Изменения коснулись вопроса об образовании иностранцев. В п. 1 статьи 17 было записано, что отныне иностранный гражданин может обратиться в органы миграции с просьбой продлить срок нахождения в России на срок обучения. Изменения коснулись и уточнения формулировки «получение образования», теперь это относится только к очной и очно-заочной форме. Внимание Разъяснения похожего характера изложены в дополнении к п. 4 ст. 17, где говорится о возможности пребывания на территории РФ при продолжении обучения. Последние дополнения ФЗ РФ 115 связаны с приведением текста к единообразному пониманию, вне зависимости от трактовок.

  • Отсутствие налоговых платежей, а также расходов, подтверждающих реальность деятельности (зарплат, аренды, коммуналки и т.д.).Логика того, что бизнес сколько зарабатывает, столько и тратит, что у Вас работает 1 сотрудник, он же директор, при этом у Вас оборот в месяц 100 млн.руб., и отсутствуют какие-то производственные площади, т.к. Вы торгуете оптом (чего угодно), и осуществляете продажу со складов поставщика… знайте, скорее всего Вашу логику не примут)).Почему не примут, ведь это не запрещается? Скажем так, система понимает, что Вы ее обманываете, и система выжимает Вас, т.к. все всё понимают, и если напрямую это не запрещено, это не значит, что это разрешено.Если Вы ведете бизнес именно таким способом, когда Вы один, делаете многомиллионный оборот — я Вам скажу, что вы Гений. Реально Гений.Но в тоже время, я Вам скажу, что Вы «дурак» (прошу не принимать близко к сердцу), т.к.

dipna5.ru

Жертвы терроризма

Российские часовщики неожиданно для себя оказались жертвами терроризма. Точнее – борьбы с ним. Вместо того, чтобы остановить финансирование терроризма, Федеральный Закон 115 «О противодействии легализации доходов…» способен остановить продажу часов, имеющих даже минимальные включения золота или драгкамней.

Прошлый год был богат на изменения в законодательстве, которые напрямую касаются часовщиков, работающих с часами в корпусах из драгоценных металлов или украшенных драгоценными камнями. При этом общение с коллегами показывает, что участники рынка очень часто не осведомлены не только об этих изменениях, но и вообще о некоторых законах, которые они обязаны исполнять, и за нарушение которых могут попасть под серьезные санкции.

Чаще всего знания часовщиков о специфике госрегулирования оборота часов с драгоценными металлами/камнями ограничены тем, торговое предприятие обязано встать на специальный учет в государственных инспекциях пробирного надзора. Заплатив компании-посреднику какое-то количество денег и получив комплект документов, они успокаиваются и думают, что у них все в порядке. На самом деле это глубокое заблуждение. Узнав полный спектр своих обязательств, большинство часовщиков в прямом смысле «впадают в ступор».

С чистыми помыслами

Важным законом, который существенно влияет на торговлю часами, является 115-ФЗ «Федеральный закон о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Под его действие попадают организации и предприниматели, торгующие ювелирными и иными изделиями (в том числе часами), содержащими драгоценные металлы и/или камни.

Даже если вы никогда не слышали о ФЗ 115, вы неоднократно сталкивались с его проявлениями. Например, именно он ограничивает сумму «безымянного» денежного перевода в банке в 15 000 рублей. Большая часть норм закона касается не оборота драгоценных металлов и камней, а денежного обращения, и соблюдению этих норм государство придает огромное значение. Достаточно сказать, что именно неисполнение ФЗ 115 является одной из самых частых причин отзыва банковских лицензий. Контролировать исполнение закона участниками рынка украшений может много организаций – ФСБ, МВД, прокуратура, пробирная палата.

Причиной появления ФЗ 115 стало вступление в 2003 году России в ФАТФ (группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег, англ. Financial Action Task Force on Money Laundering — FATF) — межправительственную организацию, которая занимается выработкой мировых стандартов в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма, а также осуществляет оценки соответствия национальных законодательств этим стандартам. Соответственно, 115-ФЗ разработан на основании Рекомендаций ФАТФ, представляющих набор мер по созданию в каждой стране эффективного режима противодействия легализации преступных доходов. В соответствии с Резолюцией СБ ООН № 1617 (2005) рекомендации ФАТФ являются обязательными международными стандартами для выполнения государствами — членами ООН.

От имени Российской Федерации в деятельности ФАТФ участвует Федеральная служба по финансовому мониторингу - Росфинмониторинг. При этом контроль за исполнением требований законодательства в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями (в том числе часами с драгоценными металлами и/или камнями), осуществляет Пробирная палата.

Ошибка перевода

Какое отношение часы имеют к терроризму? На сайте ФАТФ можно найти 40 рекомендаций, а также специальные многостраничные обзоры, касающиеся оборота золота и бриллиантов. В документах ФАТФ встречается более 100 упоминаний jewellery (ювелирные изделия). Наручные часы (watches) упоминаются всего 6 раз, причем в контексте, не подразумевающим их включение в контрольные процедуры. Таким образом англоязычные документы ФАТФ не упоминают часы в качестве объектов, несущих риски отмывания/финансирования терроризма, и не содержат каких-либо ограничений или регулирования оборота часов. В российской же версии часы оказались приравнены, по сути, к золоту в слитках, со всеми неприятными последствиями.

Дело в том, что в английском языке слово jewellery не включает в себя наручные часы (обычно говорят ”jewellery and watches”), а в соответствии с действующим законодательством России под термин «ювелирные изделия» попадают в том числе наручные часы, содержащие драгоценные металлы и/или драгоценные камни. Трудно сказать, сознательно или несознательно была допущена «неточность перевода», но в результате часы попали под действие 115-ФЗ. При всей абсурдности данного положения спорить с ним бессмысленно: и Росфинмониторинг, и Пробирная палата в своих письменных и устных ответах на запросы по этому поводу однозначно относят часы, содержащие драгоценные металлы и/или драгоценные камни, к категории «ювелирные изделия».

Взять на карандаш

Закон действует, и 10 января вступила в силу его свежая редакция. Самое «неприятное» для часовщиков новшество звучит так:

«При покупке физическим лицом ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней на сумму, не превышающую 40 000 рублей, либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 40 000 рублей, а также при использовании персонифицированного электронного средства платежа для совершения покупки физическим лицом ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней в розницу на сумму, не превышающую 100 000 рублей, либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 100 000 рублей, идентификация клиента - физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводится (за исключением случая, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма)».

В данном случае слова «идентификаций клиента не производится» означает, что у всех остальных покупателей магазин обязан переписывать паспортные данные, и не только.

Кстати, процитированная норма закона «улучшила» положение часовщиков. До 10 января этого года идентификация требовалась для абсолютно всех клиентов! Однако ввиду явной нелогичности такого требования между ювелирами (которых этот закон затрагивает в еще большей степени, чем часовщиков) и контролирующими органами был заключен негласный договор, что до момента принятия разумных «порогов» за отсутствие идентификации штрафовать никого не будут. То есть если все остальные требования закона выполняются, можно было работать спокойно. Однако при этом публично представители Росфинмониторинга и Пробирной Палаты много раз говорили, что после принятия поправок в 115-ФЗ об установлении минимальных порогов для идентификации проверять начнут «по всей строгости закона».

Именно такой момент и наступил 10 января 2016 года. С этой даты при покупке розничным покупателем часов с драгоценными металлами и/или камнями дороже 40 тысяч рублей за наличные (или 100 тысяч рублей при оплате картой), продавец обязан идентифицировать клиента и заполнить специальную достаточно подробную анкету, с указанием паспортных данных и адреса регистрации, а для иностранных граждан – еще и данных о визе и миграционной карте. Анкета должна храниться 5 лет. За нарушение этого требования предусмотрены очень серьезные санкции: штрафы, вплоть до семизначных, или приостановление деятельности компании.

Восемь обязанностей

Помимо этого, 115-ФЗ налагает на организации и предпринимателей, занимающиеся производством, скупкой или продажей часов, содержащих драгоценные металлы и/или камни достаточно много других обязанностей. Думаю, нет смысла подробно пересказывать закон, лучше его прочитать, но кратко список требований к торговой точке таков:

1. Разработать и утвердить правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма. Это многостраничный документ, разработку которого, по моему мнению, лучше поручить специализированной организации. Их услуги стоят не очень дорого, поэтому лучше не рисковать – самому составить правила, учитывающие все нюансы, достаточно сложно. Важно помнить, что при изменении законодательства в правила приходится вносить изменения.

2. Назначить специальное должностное лицо, ответственное за организацию противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма. Этот человек должен отвечать специальным квалификационным требованиям, в частности - в части образования и опыта работы.

3. Провести обучение персонала по вопросам финансового мониторинга и обеспечить прохождение инструктажей. Обучение может быть дистанционным, в виде интернет-курсов, но результатом обязательно должен быть документ об обучении.

4. Осуществлять идентификацию лиц, работающих с компанией или предпринимателем. По сути, на каждого контрагента должна быть заполнена анкета с подробной информацией о нем, включая данные о конечных бенефициарах компании – физических лицах.

5. Принимать меры по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и операций, имеющих признаки связи с легализацией доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма. Как это делать – расскажут во время обучения. Практическая рекомендация выглядит так: регулярно заходить в личный кабинет и проверять своих контрагентов. Дело в том, что список террористов регулярно обновляется, и вы должны быть уверены, что среди ваших контрагентов террористов нет. Кстати, соблюдение компанией 115-ФЗ оценивается в том числе по частоте и регулярности обращения в личный кабинет: если туда не заходили в течение месяца, вероятность проверки вырастает.

6. Регулярно направлять в Росфинмониторинг информацию по операциям (сделкам), подлежащим обязательному контролю, а также по операциям (сделкам), имеющим признаки связи с отмыванием доходов. Обязательному контролю подлежат покупки на сумму более 600 000 рублей. То есть если вы продали оптовую партию часов с драгоценными металлами/камнями на сумму 500 000 рублей, то сообщать об этом в Росфинмониторинг не надо. Но при следующей отгрузке этому же контрагенту на сумму от 100 000 рублей (то есть когда будет достигнут порог в 600 000 рублей) необходимо сообщить об этих двух операциях сразу. На подготовку и отправку сообщения отводится одни сутки, задержка считается нарушением. Документы можно отправлять по почте, но удобнее пользоваться электронным документооборотом.

7. Осуществлять хранение информации и документов, полученных в результате реализации программ осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. При этом в каком виде должна находиться информация, закон не определяет. Соответственно, она может храниться и в электронном виде, важно, чтобы было обеспечено надежное хранение.

8. Обеспечивать конфиденциальность информации, полученной в результате применения правил внутреннего контроля и реализации программ его осуществления, а также мер, принимаемых организацией при реализации таких программ. Проинформировать покупателя о требованиях закона по идентификации вы можете, можно повесить об этом объявление. Но раскрывать ему информацию о том, что вы делаете и каков результат проверки, нельзя. То есть если человек хочет купить стальные часы с бриллиантами на циферблате ценой в 41 тысячу рублей за наличный расчет, вы вначале должны идентифицировать его, заполнить анкету с паспортными данными и т.д., а потом, перед совершением продажи, проверить по базе террористов. Если он окажется упомянут там, у вас должен быть вполне определенный алгоритм поведения, определяемый законом и вашими правилами внутреннего контроля. Но при этом сообщать покупателю, что он, например, находится в списке террористов, вы не имеете права.

Более подробно об описанных выше обязанностях организаций и предпринимателей, занимающихся оборотом часов, содержащих драгоценные металлы и камни, можно прочитать в самом законе, а также материалах, размещенных на сайтах Росфинмониторинга и Пробирной Палаты. Недавно опубликованное информационное письмо Росфинмониторинга № 50 от 10 февраля 2016 г. достаточно подробно описывает особенности применения 115-ФЗ в сфере оборота товаров, содержащих драгоценные металлы и камни. Об особенностях практического применения данного закона рассказывают также на обучении, которое обязаны пройти ваши сотрудники.

Миссия невыполнима

Я точно знаю, что в полном объеме описанные выше требования российского законодательства выполняет очень мало часовых компаний. Почему так получилось? Какова вероятность проверки? Могут ли эти законы быть отменены? Попробуем во всем этом разобраться.

Я руковожу компанией, которая занимается дистрибуцией часов, в том числе с драгоценными металлами и камнями. Розничные продажи у нас бывают, но очень редко. Недавно один из покупателей спросил у меня: «Почему вы просите у меня паспорт при покупке часов ценой 50 тысяч рублей? Вчера я покупал часы за 13.5 миллионов рублей, и у меня паспорт никто не спросил…». Я ему ответил: «Мой жизненный опыт говорит, что компании, продающие часы за 13.5 миллионов рублей, проблем из-за нарушения данного закона иметь не будут, они не боятся никаких проверок…»

Действительно, штраф в миллион рублей для мелкой или средней компании может быть чувствительным и даже разорительным, а крупные фирмы или найдут способ «договориться» с проверяющими, или решат, что им проще заплатить штраф, чем терять миллионные продажи. Дело в том, что подавляющее большинство розничных клиентов, покупающих самые дорогие часы, категорически отказываются оставлять свои паспортные данные, адрес регистрации и фактического проживания, домашний и мобильный телефон. Поэтому у продавцов дорогих часов дилемма: или отказаться от продажи, как рекомендует в такой ситуации закон, или пойти на нарушение закона. На сегодняшний момент большинство магазинов выбирает второе…

Я перечислил основные моменты ФЗ 115, которые предпринимателям необходимо знать. Выполнять ли его требования – каждый для себя решает сам. В любом случае, если даже вы решите пойти на нарушение закона и отказаться от идентификации, лучше выполнить все остальные требования закона, тем более, что сделать это не так уж и сложно. Цена вопроса – максимум несколько десятков тысяч рублей - именно столько стоит подготовить все необходимые правила, приказы, пройти обучение и т.д. Думаю, что в этом случае санкции при проверке будут меньше, чем если вы проигнорируете все требования закона.

Кто будет первым?

Проверки в сфере оборота товаров, содержащих драгоценные металлы и камни, в последние годы проводились редко, и часовщики «расслабились». Однако есть много сигналов о том, что «гости» будут наведываться чаще. Думаю, с принятием поправок мы увидим первые прецеденты проверок часовых салонов, по итогам которых можно будет понять, чего нам ждать в будущем.

На сегодняшний день единственный способ упростить жизнь часовщиков в связи с 115-ФЗ – исключить наручные часы из сферы действия данного закона, или, по крайней мере, существенно повысить пороги и исключить из мониторинга безналичные платежи/оплату картами. В самом деле, рекомендации ФАТФ относятся только к сделкам за наличные, не касаются оборота часов вообще, а рекомендация по порогу, с которого начинается контроль, составляет 15 тысяч евро (примерно 1.35 миллиона рублей). У нас контролю подлежат безналичные операции и оплата картами (где клиент и так уже идентифицирован банком), в перечень включены наручные часы, а пороги установлены на уровне 34 раза ниже рекомендаций ФАТФ. Планка идентификации у нас (40 тысяч рублей) примерно равна средней зарплате, в то время как в Швейцарии пороговая сумма составляет 100 тысяч франков (примерно 8.2 миллиона рублей, в 205 раз больше нашего!), что примерно равно 20-ти месячным зарплатам в этой стране.

Разумеется, все мы заинтересованы в исправлении глупостей и ошибок, включенные в закон. Поэтому есть смысл инициировать внесение в него поправок. Однако надо иметь в виду, что сегодня большинство организаций, с которыми придется их согласовывать (МВД, ФСБ, Росфинмониторинг, т.д.), выступают против исключения часов из зоны регулирования. Чтобы добиться успеха, предстоит проделать очень серьезную работу, «убедить» соответствующие министерства и ведомства, что закон в нынешнем виде вредит российскому бизнесу, создает дополнительные административные барьеры, тормозит легальный бизнес, создает коррупционные риски, увеличивает конкурентное преимущество для контрабандистов и игроков серого рынка и может быть использован для выдавливания с рынка неугодных операторов– ведь существует риск, что закон будет применяться выборочно. При чрезмерно широком охвате действительно криминальные сделки с драгоценными металлами и драгоценными камнями «потеряются» на фоне огромного массива обычных покупок. Это, кстати, явно и очень сильно противоречит рекомендациям ФАТФ, которые требуют, чтобы все проводимые мероприятия были эффективными.

С моей точки зрения, добиться внесения поправок в 115-ФЗ можно, но для этого необходимо консолидировать усилия большего количества участников, чем сегодня входят в Ассоциацию участников часового рынка. Опыт подобной совместной работы у Ассоциации есть: например, мы успешно объединялись с компаниями, не входящими в Ассоциацию, для возврата часов в список технически сложных товаров. Думаю, сейчас тот случай, когда стоит еще раз объединить усилия.

Автор: Михаил Каспаров При перепечатке активная ссылка обязательна

Теги: законодательство

www.timeseller.ru

Федеральный закон о противодействии легализации отмыванию доходов

Деятельность всех финансовых организаций строго контролируется федеральным уполномоченным органом с целью предотвращения и борьбы с любыми проявлениями терроризма на территории РФ и его финансирования.

Передача информации о финансовых операциях клиентах уполномоченному органу является прямой обязанностью кредитных и других организаций и не является нарушением банковской тайны клиента.

Применение

Благодаря 115-ому ФЗ существует некий правовой механизм, который защищает гражданские, общественные и государственные права и интересы. Все финансовые операции осуществляются в соответствии с данным законом.

Он применяется по отношению ко всем лицам, которые имеют отношение к каким-либо финансовым сделкам: это могут быть граждане России, граждане любых других государств, временно находящиеся на территории РФ, лица без гражданства, госорганы, контролирующие денежные сделки, организации, их филиалы или дочерние организации, юридические или физические лица заграницей.

ФЗ №115 распространяется на граждан других государств только в том случае, если это не противоречит законам их государства.

Ключевые моменты

Что нужно знать о действующем законе:

  • закон формирует правовой механизм, работающий против нелегального заработка и спонсирования террористических операций;
  • физические и юридические лица по данному закону имеют ряд и прав, и обязанностей перед другими лицами и государством;
  • 115-ый ФЗ является официально действующим в РФ, он был принят в июле 2001 года;
  • последние изменения данного закона вошли в силу с началом сентября 2018 года;
  • в настоящее время подготовлена новая редакция закона, которая пока не принята официально;
  • Для понимания настоящего закона необходимо разобраться в толковании некоторых понятий:
  • если уголовное дело возбуждено по данному закону, то, скорее всего, обвиняемый владелец доходов, полученных преступным путем;
  • любые попытки официально оформить нелегально полученный доход называются легализацией или отмыванием доходов;
  • если обвиняемый вкладывает свои денежные ресурсы в организацию или работу террористических операций, он занимается финансированием терроризма;
  • любая купля-продажа, открытие или закрытие банковского счета или другие сделки в данном законе проходят как операции с денежными средствами или иным имуществом;
  • организация, которая регулирует действие данного закона в жизни, называется уполномоченным органом;
  • любые методы, которые предпринимаются уполномоченным органом по отношению к физическим или юридических лицам, называются обязательным контролем;
  • методы, которые предпринимаются внутри организаций, которые занимаются денежными сделками, называются внутренним контролем;
  • организация внутреннего контроля – все меры, которые предпринимаются предприятием против легализации денежных средств, полученных незаконно и используемых для организации или поддержания терроризма. Организация внутреннего контроля включается в себя определенные технологии контроля, а также наличие определенных должностных лиц или обязанностей, которые воплощают технологию в жизнь и лично контролируют все денежные операции;
  • если сотрудники предприятия выполняют все необходимые правила, значит они осуществляют внутренний контроль те, кто пользуется услугами финансовых организаций, являются их клиентами;
  • выгодоприобретатель – то лицо, которое получает выгоду в результате проведения какой-либо финансовой операции;
  • технология проверки данных о лице, проводится в соответствии с требованиями закона, называется идентификацией;
  • фиксирование сведений – сохранение информации в письменном или электронном виде.

Содержание федерального закона о противодействии легализации (отмыванию) доходов

ФЗ 115 состоит из пяти глав:

  • первая глава гласит о целях настоящего закона, о его применении, а также понятиях, которые используются в законе и их трактование;
  • вторая глава состоит из статей, в которых говорится о том, как закон работает по предупреждению возникновения отмывания доходов в пользу терроризма;
  • в третьей главе находится информация о том, каковы активные действия закона против существующей проблемы;
  • четвертая глава раскрывает вопрос о международном сотрудничестве государств с целью борьбы и предотвращение актуальной проблемы;
  • статьи пятой главы говорят о возможных мерах наказания в случае нарушения данного закона, какую роль здесь играет прокурорский надзор, и можно ли обжаловать вынесенное решение суда по делам, касающихся данного закона.

Меры предупреждения

Предотвращение легализации незаконно полученных денежных средств осуществляется благодаря следующим методам:

  • устройство и налаженное действие внутреннего контроля;
  • наличие постоянного обязательного контроля;
  • запрещение информировать клиентов о предпринимаемых мерах в целях борьбы с отмыванием денежных средств и финансированием терроризма;

Существует ряд денежных операций, которые при любых обстоятельствах подлежат обязательному контролю со стороны федеральных органов в целях борьбы с данной проблемой.

К ним относятся:

  • операция с наличием больше 600 тысяч рублей или же иностранной валюты, которая в переводе по курсу будет более 600 тысяч рублей. Это может быть перевод, снятие с банковской карты или банковского счета, зачисление на карту, покупка или продажа валюты, получение денежных средств от нерезидента страны, внесение денег на счет какой-либо организации;
  • займы, операции с применением ценных бумаг;
  • открытие или пополнение банковского вклада на лицо, которое в будущем будет эти деньги снимать, или на третье лицо с использованием наличных средств;
  • операции, проводимые юридическим лицом, которое существует менее трех месяцев, первое снятие денежных средств или зачисление их на счет;
  • операции с имеющимся движимым имуществом (аренда, выплата страховки, закладывание драгоценных металлов в ломбард, отправка денег некредитной организацией от имени клиента, приобретение драгоценных металлов или камней, их продажа, получение выигрыша от тотализатора или лотереи, займы от некредитных организаций);
  • операции с наличием недвижимого имущества, если его стоимость выше трех миллионов в рублях или валюте по курсу;
  • сделки с участием лиц, о которых имеются официальные сведения об их участии или отношении к терроризму или экстремистским операциям. Кроме того, это могут быть третьи лица, которые действуют от лица «замешанных» в этом;

Видео: Противостояния незаконным финансовым

Список организаций или физических лиц, причастных к экстремистским операциям и финансированию терроризма можно найти в сети интернет. Он устанавливается Правительством РФ в соответствии с российскими законами.

Каковы условия включения в данный список организаций или физических лиц, которые прямо или косвенно имеют отношения к терроризму или экстремизму:

  • решение суда;
  • приговор суда;
  • решение Генерального прокурора РФ;
  • процессуальное решение, касающееся определенных законов Уголовного кодекса;
  • постановление следователя, в котором говорится о том, что определенное лицо привлекается как обвиняемый в
  • определенном преступлении;
  • присутствие лица в списках, составляемых другими государствами;
  • наличие приговора или решения иностранного суда по отношению к определенному лицу или организации.

В каких случаях лицо или организация из данных списков исключается:

  • решение суда было отменено;
  • приговор суда был отменен;
  • решение Генерального прокурора было отменено;
  • уголовное дело или уголовное преследование по одной из определенных статей было официально прекращено;
  • лицо или организация была исключена из международного списка, который используется в РФ;
  • решения или приговоры, вынесенные иностранными судами, были отменены;
  • смерть лица;
  • погашение или снятие судимости.

Каковы обязанности организаций, которые проводят финансовые операции:

  • проводить соответствующую требованиям закона идентификацию клиента;
  • осуществлять идентификацию выгодоприобретателей;
  • информация о клиентах должно регулярно обновляться;
  • предоставить в уполномоченный орган все необходимые документы касательно проводимых финансовых операций (ее
  • вид, основания для осуществления, когда была совершена, кем, ИНН и прочие сведения);
  • при необходимости предоставить в уполномоченный орган дополнительные сведения о проводимых операциях и их участниках;
  • разработать правила внутреннего контроля, назначить определенных лиц, которые будут ответственны за внутренний контроль и реализацию установленных правил;
  • вся полученная информация в процессе внутреннего контроля должна фиксироваться.

 Идентификация физического лица не проводится, если в операции проходят денежные средства суммой не более 15 тысяч рублей. Идентификация может проводиться, если у сотрудников организации возникли сомнения касательно участников данной сделки. Любая кредитная организация в соответствии с данным законом должна сообщить Банку России имена лиц, по которым идентификация проводится. 

Какую информацию о сделках фиксируют организации в процессе осуществления внутреннего контроля:

  • сделки с отсутствием экономического смысла или очевидной цели, по мнению сотрудника;
  • цель сделки не соответствует целям самой организации;
  • систематические сделки, осуществленные во избежание проведения внутреннего контроля над ними;
  • другие обстоятельства.
В соответствии с ФЗ115 кредитные организации не имеют право открывать банковские счета или вклады на клиентов без документов, при отсутствии самого клиента, сотрудничать с банками-нерезидентами без постоянного действующего органа управления на территории РФ.

Любые организации, подающие сведения о клиенте в уполномоченный орган, имеют полное право не говорить об этом самому клиенту. Кроме того, данная передача не является нарушением банковской или служебной тайны.

Адвокаты, нотариусы и другие лица, которые осуществляют любые денежные операции или операции связанные с имуществом, от имени третьих лиц, также обязаны сообщать в уполномоченный орган при наличии любых оснований полагать, что проводимые операции имеют отношения к легализации денег или спонсированию терроризма.

Уполномоченный орган – это орган исполнительной власти РФ, который занимается борьбой и предотвращением легализации незаконных денежных ресурсов и спонсирования терроризма.

Любые сведения, полученные работниками данной федеральной организации, остаются тайной, и не могут использоваться ими за пределами своего места работы или в ситуациях, не относящихся к их работе.

Если работники уполномоченного органа нанесли своими действиями какой-либо вред участникам финансовых сделок, будь то юридические или физические лица, организации или органы, контролирующие денежные сделки, государство обязано возместить ущерб пострадавшим за счет государственного бюджета.

Уполномоченный орган и другие федеральные организации сотрудничают с соответствующими властями иностранных государств.

Последние изменения

Изменения в законе с 1 сентября 2018 года:

  • изменена анкета клиента организации, который является юридическим лицом;
  • изменены требования к правилам внутреннего контроля организации;
  • расширена идентификация клиента – теперь организации могут потребовать у клиента информацию о целях деловых отношений между ним и организацией, о целях их деятельности, об источниках их денежных ресурсов;
  • организации могут использовать информацию о ранее проведенной идентификации в электронном виде с наличием электронной подписи;
  • клиенты обязаны предоставить организациям информацию об их выгодопреобретателях, участниках и владельцах их организаций.

Любые финансовые операции номиналом более 15 тысяч рублей проверяются учредительным органом. ФЗ 115 регулирует финансовые отношения физических и юридических лиц, устанавливает их права и обязанности и поддерживает международные связи с целью предотвращения отмывания доходов и финансирования терроризма.

Фото: Документы

Пред.

Как написать заявление жалобу в прокуратуру

След.

Кадастровая стоимость земельного участка

zakonmaster.ru

Действие закона 115-ФЗ

25.04.2018

Главная / Как работает «антиотмывочный» закон №155-ФЗ?

«Антиотмывочный» федеральный закон давно снискал дурную славу среди предпринимателей. Официально он называется «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма»

Он был принят, как уверяют власти, с наилучшими намерениями. Но иногда в его жернова попадают совершенно ни в чём не виновные предприниматели и даже физические лица без статуса предпринимателей.

Что такое антиотмывочный закон?

Он был принят ещё в 2011 году. К моменту написания этой статьи, к весне 2018 года он изменился 52 раза. В сторону ужесточения.

Для чего нужен 115 закон?

Закон нужен для того, чтобы не допустить легализации доходов, полученных с помощью преступлений. Приведём пару примеров:

  • группа лиц продаёт наркотики. Они получают деньги наличностью. На эти наличные деньги они запускают легальный бизнес, например, покупают сеть автозаправок, открывают рестораны и т.д. Легальность бизнеса легализует деньги, полученные от продажи наркотиков;
  • человек создал и контролирует сеть обнальных фирм-однодневок, с помощью которых предприниматели укрывают от государства часть налогов. За эти услуги предприниматели платят владельцу обнальной сети вознаграждение, он покупает квартиру. Это тоже легализация.

«Антиотмывочный» закон нужен, чтобы такого, как в примерах выше, не происходило.

Как это работает?

Закон обязал банки и другие финансовые организации анализировать денежные операции своих клиентов и следить, чтобы не было чего-то нехорошего. В этой работе коммерческие банки пользуются указаниями Центробанка, например, Признаками, указывающими на необычный характер сделки. Подобных документов у Центробанка много.

Банки должны обратить внимание на денежную операцию, если:

  • сделка очень запутанна, и складывается впечатление, что её участники хотят, чтобы банк не понял, что к чему;
  • сделка не имеет деловой цели (например, покупатель покупает товар по явно завышенной цене);
  • зачисляется крупная сумма денег на счета физических лиц при том, что эти физические лица снимают эти деньги наличными;

Центробанк разработал большое количество подобных признаков. Коммерческие банка обязаны использовать их в работе.

Есть методические рекомендации ЦБ РФ №18-МР от 21.07.2017. В них содержатся признаки операций, на которых коммерческие банки должны обращать внимание. Среди этих признаков есть и такой:

выдача со счетов физических лиц, в том числе со счетов, предусматривающих осуществление операций с использованием платежных карт.

Если трактовать это буквально, то любая выдача человеку его денег с его счёта может быть отмыванием средств, полученных преступным путём или финансированием терроризма.

Что могут сделать банки, если решат, что операция «нехорошая»?

  • Затребовать пояснения по операции;
  • отключить доступ к интернет-банку;
  • отказать в выдаче наличных или переводе денег по безналичному расчёту;
  • заблокировать карту;
  • отказать в открытии нового счёта или перевыпуске карты.

На практике действует правило: сначала блокируем, потому разбираемся, что к чему. Что будет делать человек с заблокированной картой, если на ней все его деньги, никого не волнует.

Конечно, закон не работает идеально. Он сложен для понимания и применения. Случается, что сотрудники банков понимают его неверно.

Примеры ошибок в реализации «антиотмывочного» закона

Пример 1. Человек заплатил с кредитной карты за спортивную секцию дочери. Сумма оплаты — 3280 рублей. Получатель денег — Департамент финансов г.Москвы. Назначение платежа «Оплата за [ФИО дочери]».

Платёж проводился с кредитной карты Почта Банка, которому операция не понравилась. Банк запросил пояснения — а кто выгодоприобретатель [ФИО]? Чем закончится история, пока неизвестно.

Пример 2. Человек организовывал совместные покупки: принимал заказы на вещи из магазина, ехал и покупал их. Оплату принимал на свою карту Сбербанка.

Однажды Сбербанк заблокировал карту, потому что счёл операции подозрительными. Банку показалось странным, что множество людей переводят деньги человеку на карту. Но ведь никакого преступления и никакого, тем более, терроризма, в этих действиях не было.

Пример 3. Человек решил купить квартиру на честно и законно заработанные деньги, которые «раскиданы» по разным банкам. За несколько дней до сделки он переводит все деньги в Сбербанк. Покупатель написал заявление на обналичивание этих средств. Никаких возражений со стороны Сбербанка не было.

За два дня до сделки сотрудник банка просит документы, «доказывающие взаимоотношения». Какие это документы, сотрудник сказать не может. Ссылаясь на то, что это формулировка службы безопасности, которую служба никак не пояснила. Покупатель присылает сканы справки 2-НДФЛ, банк доволен.

Но за день до сделки банк заблокировал счёт с деньгами, основываясь на «антиотмывочном» законе.

Покупатель мчится в банк выяснять, что к чему. Выяснилось, что банку нужен был предварительный договор купли-продажи квартиры. В результате снятие средств было всё же одобрено, блокировка снята, но сделку по покупке квартиры пришлось переносить.

Таких примеров много.

Что делать, если банки обратили на вас внимание в плохом смысле?

Придётся предоставить банку документы, которые свидетельствуют о законности операции. Это могут быть договоры возмездного оказания услуг, купли-продажи, подряда, аренды, долговые расписки, расчётные листы о зачислении заработной платы и т.д. Можно привезти их лично, можно отправить скан-копии. Лучше уточнить этот вопрос в самом банке. Но что делать, если сделка малозначительна, и документов нет? Объяснить банку эту ситуацию.

Сбербанк также советует как можно меньше снимать наличные с карт.

Если банк запрашивает у вас информацию, то нужно отвечать. Молчание будет истолковано против вас.

Выводы

«Антиотмывочный» закон №115-ФЗ вынудил коммерческие банки превратиться в следственные отделы. Банки, повинуясь закону и требования ЦБ РФ (а что делать? При неповиновении ЦБ отберёт лицензию) вынуждены контролировать и анализировать движение денег по счетам клиентов.

При работе закона возникают проблемы. От них страдают люди, не имеющие отношения ни к отмыванию преступных денег, ни, тем более, к терроризму.

Центробанк старается контролировать движение максимального количества денег. Этим и вызвана рекомендация Сбербанка снимать со счетов как можно меньше наличных и проводить операции по безналу. Когда человек переводит деньги по безналу, банк знает, кому и за что они идут. Когда человек тратит наличные, банк не знает, на что они будут потрачены.

urburo1.com


Смотрите также