Санкт-Петербург, м. Пл. Восстания,
ул. Гончарная, дом 13

+7 (812) 458-53-53

+7 (921) 771-65-11

[email protected]

Программа переселения из районов крайнего севера


Документы

Федеральный закон от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»

Постановление Правительства РФ от 10.12.2002 № 879 «Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»

Постановление Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы»

Закон Красноярского края от 21.12.2010 № 11-5540 «О социальной поддержке граждан, переселяющихся из городского округа город Норильск и городского поселения город Дудинка Красноярского края»

Закон Красноярского края от 21.12.2010 № 11-5580 «О социальной поддержке граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Красноярского края в другие районы Красноярского края»

Приказ министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края от 03.07.2015 № 239-о «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги, оказываемой органами местного самоуправления, городского округа город Норильск и Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, по включению гражданина в список граждан, в отношении которых принято решение о предоставлении социальных выплат в планируемом году, или в список граждан, включенных в резерв на предоставление социальных выплат на планируемый год»

Приказ министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края от 03.07.2015 № 240-о «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги, по регистрации и постановке на учет граждан выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»

Мероприятия 1, 2 подпрограммы «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан» государственной программы Красноярского края «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан», утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 514-п

Мероприятие 7 подпрограммы «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан» государственной программы Красноярского края «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан», утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 514-п

Мероприятия 8,9 подпрограммы «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан» государственной программы Красноярского края «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан», утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 514-п

Можно ли попасть под программу переселения из районов Крайнего Севера в другую местность? - Правовед.RU

128 юристов сейчас на сайте

Мы получали молодую семью (200-300 тыс рублей в 2008году) можем ли мы попость на программу переселения из Районов Крайнего севера в другую местность?

Консультация юриста онлайн Ответ на сайте в течение 15 минут Задать вопрос

Ответы юристов (1)

Добрый день, 

Согласно п.1 Федерального законона от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»

Настоящий Федеральный закон устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений (далее — жилищные субсидии) и условия их предоставления гражданам Российской Федерации (далее — граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, в соответствии с нормами настоящего Федерального закона.

Статья 1. Установить, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане,

  1. Прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют:
  2. инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет;
  3. инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
  4. В случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.

Программа по переселению из районов крайнего севера иркутская область

Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Михаил Мень провел совещание с представителями регионов и крупного бизнеса по вопросам переселения граждан из районов Крайнего Севера в рамках реализации федеральной целевой программы «Жилище». Совещание прошло в Минстрое России 10 марта.

«В этом году Минстрой России в рекордно короткие сроки получил и направил средства федерального бюджета в регионы для выдачи гражданам 5746 государственных жилищных сертификатов. Из них 2200 приходится на граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера. Тем не менее с задачей ускоренной выдачи ГЖС в 2017 году справляются единичные регионы. В частности, можно отметить слаженную и эффективную работу правительства Иркутской области и Красноярского края», — сообщил Михаил Мень. В связи с этим в Минстрое России прорабатывается вопрос о выпуске приказа для регионов об обязательной выдаче государственных жилищных сертификатов гражданам до 1 мая.

Кроме этого, министр отметил, что на данный момент в очереди на переселение из районов Крайнего Севера стоит 199 тысяч семей, и эта очередь пополняется. В связи с этим Правительство России поручило Минстрою России проработать вопрос внедрения новых механизмов решения жилищных вопросов для этой категории граждан. «Предлагается рассмотреть возможность корректировки программы «Жилище» в целях внедрения добровольного софинансирования данных мероприятий за счет региональных бюджетов и крупных компаний, которые осуществляют свою деятельность в районах Крайнего Севера», — сказал во время своего выступления Михаил Мень.

Присутствовавшие на совещании представители компании «Норильский никель» сообщили о готовности поделиться со всеми хозяйствующими субъектами своим опытом софинансирования переселения граждан из районов Крайнего Севера. Данные мероприятия, по заявлению компании, являются выгодными как для субъектов – сокращается нагрузка на бюджет, в связи с выездом из региона нетрудоспособного населения, так и для крупных компаний – освобождается жилье для вновь прибывших работников, строительство которого на данных территориях является гораздо более затратным.

По словам замглавы Минстроя России Елены Сиэрра, курирующей работу Департамента финансов ведомства, о своей заинтересованности в распространении подобного опыта в различных регионах России, кроме «Норильского никеля», уже заявили «Алроса» и «Полюс».

По результатам совещания от всех участников встречи будут собраны замечания и предложения для формирования предложений в Правительство России.

www.minstroyrf.ru

Обеспечение жильем граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, относится к расходным обязательствам Российской Федерации и регулируется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Условия и порядок предоставления социальных выплат для приобретения жилья гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, регулируются Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее – Федеральный закон № 125-ФЗ).

Статья 2 Федерального закона № 125-ФЗ определяет очередность предоставления жилищных субсидий:

первая очередь – инвалиды 1 и 2 групп, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

вторая очередь – пенсионеры;

третья очередь – граждане, признанные в установленном порядке безработными и состоящие не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

четвертая очередь – работающие граждане.

Согласно законодательству, действовавшему до 1 января 2012 года, если граждане состояли в очереди пенсионеров или работающих и у них изменились основания, согласно которым они были поставлены на учет на получение социальных выплат на приобретение жилья, например, наступление инвалидности, то в соответствии с пунктом 20 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года № 879, они переводились в очередь инвалидов по дате подачи своего первоначального заявления. Из-за этого происходили изменения номера очереди на получение социальной выплаты на приобретение жилья.

С 1 января 2012 года, в случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую категорию граждан, установленную статьей 2 Федерального закона № 125-ФЗ).

В соответствии с пунктом 8 и подпунктом «б» пункта 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 года № 879 «Об утверждении положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» предусмотрены условия снятия граждан с учета, в том числе выезд в другую местность на постоянное место жительства.

Если у граждан после снятия с учета вновь возникло право на получение социальных выплат на приобретение жилья, то их повторная постановка на учет производится на общих основаниях, по месту постоянного проживания, т.е. с новой датой постановки на учет.

Применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина — участника подпрограммы признаются следующие граждане:

для выезжающих из районов Крайнего Севера:

постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные и усыновители данного гражданина;

другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены данным гражданином в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство;

в исключительных случаях иные лица, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.

для выехавших из районов Крайнего Севера:

прибывшие с гражданином из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на избранное место жительства, постоянно проживающие по указанному месту жительства супруг или супруга, дети, родители, усыновленные и усыновители данного гражданина;

другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, прибывшие с данным гражданином из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, постоянно проживающие с данным гражданином и ведущие с ним общее хозяйство, если они по прежнему месту жительства были вселены данным гражданином в качестве членов его семьи и вели с ним общее хозяйство;

в исключительных случаях лица, прибывшие с данным гражданином, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.

Субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, выделяемые посредством государственных жилищных сертификатов, предоставляются только на покупку готового жи­лья. Использование сертификата на этапе строительства жилого дома не предусмотрено.

Можно ли жилищный сертификат обналичить и купить квартиру в другой области?

В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации предоставляемое жилое помещение должно находиться в черте соответствующего населенного пункта, являющегося местом жительства гражданина.

Мера социальной поддержки на приобретение жилого помещения для каждого ветерана Великой Отечественной войны рассчитывается, согласно статье 23.2 Федерального закона «О ветеранах», как произведение 36 квадратных метров и значения средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федераций, и составляет на всей территории субъекта Российской Федерации одно значение, что дает возможность использовать полученную сумму для приобретения жилья в выбранном населенном пункте на территории данного субъекта Российской Федерации.

Учитывая изложенное, реализовать свидетельство о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения на территории другого субъекта Российской Федерации не представляется возможным.

irkobl.ru

Приангарью в 2017 году на переселение граждан из районов Крайнего Севера из федерального бюджета предусмотрены 264,7 млн рублей

Приангарью в 2017 году из федерального бюджета в рамках реализации федеральной целевой программы «Жилище» предусмотрены 264,7 млн рублей на 146 государственных жилищных сертификатов на переселение граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Об этом сообщила заместитель министра социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Светлана Иевлева.

Организацию работы по оформлению государственных жилищных сертификатов гражданам, подлежащим переселению из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, обсудили на совещании в Минстрое РФ. Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Михаил Мень провел совещание с представителями 12 субъектов РФ, на долю которых приходится около 80 процентов средств федерального бюджета, предусмотренных на 2017 год, по вопросам переселения граждан из районов Крайнего Севера в рамках реализации федеральной целевой программы «Жилище». В состав делегации Иркутской области вошли заместитель руководителя представительства Правительства Иркутской области при Правительстве РФ в Москве Марина Соловьева, советник Губернатора Иркутской области Александра Рябикин и заместитель министра социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Светлана Иевлева.

— В этом году Минстрой России в рекордно короткие сроки получил и направил средства федерального бюджета в регионы для выдачи гражданам 5746 государственных жилищных сертификатов. Из них 2200 приходится на граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера. Тем не менее с задачей ускоренной выдачи ГЖС в 2017 году справляются единичные регионы. В частности, можно отметить слаженную и эффективную работу Правительства Иркутской области и Красноярского края, — сообщил Михаил Мень.

Светлана Иевлева также отметила, что в регионе на сегодняшний день количество очередников составляет 12 120 семей. На 9 марта 2017 года в министерстве оформлено и выдано из запланированных 149 — 111 сертификатов, что составляет 87 %, тогда как по Российской Федерации процент выдачи сертификатов составляет 14%.

irkobl.ru

Правила формирования очередности «северян» для получения социальных выплат для приобретения жилья

Проблема обеспечения жильем категорий граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жильем в соответствии с законодательством Российской Федерации, остается острейшей социальной проблемой. К таким категориям граждан относятся лица, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Одним из наиболее эффективных способов жилищного обеспечения указанных категорий граждан является механизм предоставления за счет средств федерального бюджета социальных выплат для приобретения жилья посредством предоставления государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы».

В Иркутской области на 1 января 2014 года на учете состоят 12971 граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

В 2013 году области из федерального бюджета на финансирование социальных выплат было выделено 186 453 700 рублей. Государственные жилищные сертификаты для приобретения жилья были предоставлены 101 семье.

При наличии такой большой очереди у граждан возникает множество вопросов о порядке ее формирования.

С 01.01.2003 условия и порядок предоставления социальных выплат для приобретения жилья гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, регулируются Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Статья 2 названного закона определяет очередность предоставления жилищных субсидий: первая очередь – инвалиды 1 и 2 групп, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; вторая очередь – пенсионеры; третья очередь – граждане, признанные в установленном порядке безработными и состоящие не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; четвертая очередь – работающие граждане.

Списки формируются по указанным категориям в хронологической последовательности по дате постановки граждан на учет, имеющих право на предоставление жилищных субсидий. Очередь формируется по субъекту Российской Федерации.

Порядок регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера, установлен Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 № 879.

До 1 января 2012 года, согласно пункту 20 Положения, в случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет, им предоставлялись жилищные субсидии на приобретение (строительство) жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определялась по номеру и дате подачи первоначального заявления). По этой причине происходили изменения номера очереди на получение социальной выплаты на приобретение жилья.

Например, за период 2011 года из очереди «работающие» в очередь «пенсионеры» в связи с наступлением пенсионного возраста были переведены 223 человека. При этом сохранилась первоначальная дата их постановки на учет, в связи с чем, возможно изменился номер очереди у граждан, которые встали на учет позднее.

С 1 января 2012 года в случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на учет, очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую категорию граждан и в настоящее время номера в очереди изменяться в сторону увеличения не должны.

Прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства

в социальной сфере Н.А. Слинкова

www.irkproc.ru

Очередь на переселение с севера Приангарья может затянуться на 130 лет

Более 50 тысяч людей сегодня живут в районах Иркутской области, приравненных к Крайнему Северу.

В своё время их заманивали туда рабочими местами, хорошими льготами, большими перспективами и «светлым будущим». Теперь же народ выстраивается в очередь за жилищными сертификатами, которые, согласно федеральному закону, предоставляют желающим уехать из северных территорий.

В очереди на переселение из районов Иркутской области, приравненных к Крайнему Северу, сегодня стоит 13 118 семей. В этом году «южное» жильё получила 101 семья. Выходит, тем, кто хочет получить заветный жилищный сертификат, нужно прожить ещё минимум 130 лет.

Если в 2011 году из федерального бюджета на жилищные сертификаты для северян было выделено 389,176 млн рублей, то в этом году — только 186,454 млн рублей. Областная казна на эти цели средства не предусматривает.

Социальное «спортлото»

Это сейчас Мамско-Чуйский район называют глухоманью, и многие жители Иркутской области не подозревают о существовании посёлков Мама, Горночуйский, Согдиондон, Витимский… Основывались они на богатых слюдяных месторождениях, в 60-х туда массово ехали выпускники институтов и техникумов. Кто-то приезжал на заработки, оставляя семьи на «большой земле», а кто-то брал билет в один конец.

— У каждого были свои причины приехать сюда. Как в песне поётся? А я ехал за туманом и за запахом тайги, — говорит пенсионерка из Мамы Алина Антонова. — Я переехала сюда из Черемхово в 1968 году, мне был 21 год. Развелась с мужем и решила бежать. Ну и деньги здесь платили неплохие.

Работали на гольце Комсомольский. Чтобы попасть на рабочее место, каждый день ходили по три километра в гору. Восьмичасовой рабочий день круглый год проводили, если так можно сказать, на свежем воздухе.

— Я была выборщицей, — продолжает Алина Владимировна. — Нам привозили породу на самосвале, вываливали её на площадку, а мы разбивали камни и отбирали из общей массы слюду.

И так 11 лет. За это время женщина вышла второй раз замуж, за горняка. У них родилась дочь. Потом перебрались на рудник Горная Чуя, где Алина Владимировна работала кочегаром в котельной. Через четыре года пришлось уйти: стало болеть сердце. Дальше была административная работа — завхоз в больнице и сторож. Северного стажа у женщины накопилось 37 лет.

— В очереди на переселение мы стояли с 1997 года. В начале этого года были где-то 1800-е, — рассказывает пенсионерка. — В общем, решили бросить это дело. Смысла нет бегать, собирать бумажки, если тебе «не посчастливилось» быть инвалидом…

Согласно федеральному закону о предоставлении жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера, этих самых граждан выстраивают в четыре очереди, в первой из которых стоят инвалиды I и II группы, инвалиды с детства. Во второй очереди — пенсионеры, далее идут безработные и работающие. Так как первая постоянно пополняется, получить сертификат для людей из последующих списков — всё равно что выиграть в лотерею, большая удача.

Однако если кому-то кажется, что все инвалиды поголовно получили свои сертификаты, то они глубоко ошибаются. Ещё один труженик севера — инвалид второй группы Леонид Осипенко отправил в адрес редакции «АиФ в ВС» письмо со своей историей.

— Мне сейчас 73 года. На севере я «отрубил» 29 лет, — пишет пенсионер. — Все, кто стоит в этой очереди, потихоньку помирает, так и не дождавшись помощи. Недавно умер мой друг, ему было 74 года. Я тоже уже, наверное, и не доживу.

У семерых нянек…

Кандидат географических наук Владимир Парфенов, который с 1998 по 2006 год занимал должность заместителя председателя комитета по развитию Севера администрации Иркутской области, рассказывает, что первый федеральный закон был издан в начале 90-х, когда из-за экономического кризиса у людей начали «сгорать» их многолетние накопления. Тогда этой проблемой занялись серьёзно.

Финансирование, как и сейчас, было федеральное. Для эффективности исполнения закона в Иркутской области в период с 1999 по 2005 годы работала программа по регулированию численности экономически избыточной части населения северных районов. Её автором был Владимир Михайлович.

— Тогда к решению проблемы привлекали внебюджетные источники. Это были средства либо самого переселенца, либо строительной организации, либо организации, способствующей переселению — например, те, на которые раньше работали эти граждане, — говорит Владимир Парфёнов. — За исполнением следила Общественная палата Российской Федерации, приезжали аудиторы, проверяли по части целевого использования средств.

За семь лет в Иркутской области новое жильё получили порядка 8 тысяч людей. Тогда многие, как выразился Владимир Михайлович, гуманитарно мыслящие люди стали задавать вопрос: «Зачем вы оголяете Север?»

— Мы составили не программу переселения северян на юг области, а программу переселения экономически избыточной части населения, — парировал им Парфёнов. — На дееспособных людей, тех, кто мог ещё принести пользу для территории, программа не распространялась. Этим мы попытались способствовать закреплению людей в этой местности и мотивировали их искать там работу.

В 2006 году региональную администрацию решили реорганизовать, комитет был упразднён, его полномочия раскидали по другим областным инстанциям. А, как говорится, у семерых нянек — дитя без глазу. В частности, северный завоз отдали в департамент ЖКХ, а переселение с районов, приравненных к районам Крайнего Севера, и поддержку коренных народов — в ведомство соцзащиты.

Жить или не жить?

Сейчас можно с уверенностью сказать, что тех, кто остался в том же Мамско-Чуйском районе и не пожалел об этом, немного. Работы в муниципалитете нет. Постепенно закрываются посёлки, куда когда-то так стремилась молодёжь в поисках лучшей жизни. Ежегодно на содержание этих территорий регион тратит миллиарды рублей. Какие перспективы ждут Север — неясно.

— В Советском Союзе процессы освоения, обживания, заселения, закрепления населения на территориях Севера звучали в каждой научной работе. Но в 90-х в России прошла мирная революция, изменился политический строй, название страны и законы, менталитет, изменилось отношение к территориям и природным ресурсам. Они стали принадлежать не государству, а частному капиталу. Всё кардинально изменилось, — говорит Парфёнов. — В частные руки был передан и вопрос привлечения людей на Север. У каждой компании есть своя стратегия развития, своя политика, и они делают только то, что выгодно им.

Вопрос, что выгоднее же всё-таки государству — вывезти людей или создать им нормальные условия для жизни (качественная медицинская помощь, доступность товаров и услуг), — также висит в воздухе. «АиФ в ВС» направил его в министерство социальной защиты, опеки и попечительства Иркутской области, которое сейчас распоряжается федеральными деньги, выделенными на переселение.

— Северяне — это федеральное финансирование, поэтому в настоящий момент неизвестно, будут ли выделены средства на такие цели. Говорить о том, что выгоднее государству, мы не можем, так как действия федерального центра комментировать некорректно, — отметили в министерстве.

Комментарий:

Николай Воробьев, старший научный сотрудник лаборатории социальной географии Института географии им.В.Б. Сочавы СО РАН:

— На мой взгляд, власти страны взяли на себя слишком большие обязательства, с которыми теперь не справляются. Переселение с Севера — смутный вопрос. С одной стороны, тем людям, которые хотят уехать, нужно дать такую возможность. Тем, кто наработал стаж, нет смысла там сидеть. Но весь Север выселять, наверное, нелепо. Поэтому нужно улучшать жилищные условия в северных муниципалитетах — делать доступнее товары и услуги, давать льготы на транспорт. Теоретическая сторона этой идеи была высказана ещё лет 30-40 назад, но в жизнь её так и не воплотили. К сожалению, нет здесь одного простого, лёгкого и быстрого решения.

www.irk.aif.ru


Смотрите также