Санкт-Петербург, м. Пл. Восстания,
ул. Гончарная, дом 13

+7 (812) 458-53-53

+7 (921) 771-65-11

4585353@mail.ru

Трудовая деятельность иностранных граждан в рф


54. Трудовая деятельность иностранных граждан и лиц без гражданства в рф. Национальный режим.

Трудовая деятельность иностранцев допускается в РФ на основании трудового договора иностранца с нашими предприятием и организацией в соответствии с положениями российского трудового законодательства (иностранец поступает на работу в учреждение или предприятие и заключает трудовой договор на неопределенный срок либо заключает трудовой договор о работе в РФ на срок, указанный в договоре). Создание в России предприятий с иностранными инвестициями привело к применению труда иностранных специалистов и рабочих на этих предприятиях. Такова первая группа трудовых отношений с участием иностранцев. В других случаях трудовые отношения иностранца возникают за границей в соответствии с действующим там законодательством. Например, трудовой договор заключается на родине иностранца, но его трудовая деятельность, обусловленная таким договором, протекает в течение какого-то времени в нашей стране.

Принцип национального режима - на постоянно проживающих в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не вытекает из актов законодательства и не предусмотрено международными договорами, распространяется законодательство России о занятости населения. На практике иностранцам, приехавшим на постоянное жительство в РФ, работа, как правило, предоставляется по специальности в соответствии с их квалификацией

55. Трудовые права российских граждан за рубежом.

Применение труда российских граждан на территории иностранных государств может иметь место вследствие возникновения трудовых правоотношений на основании положений либо нашего трудового права, либо на основе трудового контракта, заключаемого с иностранным нанимателем. В первом случае труд наших граждан используется за границей вследствие трудовых отношений, возникающих не за рубежом, а в РФ. Наши граждане направляются на работу в учреждения и организации России за границей, посылаются в служебные командировки (для участия в строительстве предприятий, монтаже, для оказания технической помощи и т. д.). Во всех подобных случаях условия труда граждан РФ за границей определяются нашим правом. К ним применяются общие нормы трудового законодательства и всякого рода специальные правила, издание которых обусловлено спецификой условий труда данной категории трудящихся. От работы наших граждан в учреждениях РФ за границей следует отличать командирование работников за границу вне зависимости от сроков зарубежной командировки. За командированным работником сохраняется на все время командировки занимаемая должность, а также заработная плата по месту его основной работы в РФ. За время пребывания в командировке работнику выплачиваются суточные, а также возмещаются расходы по проезду, провозу багажа и др. Суточные при проезде на территории РФ выплачиваются в нашей валюте, при проезде по. иностранной территории и за время пребывания там — в иностранной валюте. Во втором случае трудовые правоотношения возникают в силу заключения трудовых контрактов. Негосударственные организации могут осуществлять свою деятельность, связанную с трудовой миграцией граждан России, на основе лицензий (разрешений). На территории РФ действует единый порядок лицензирования деятельности, связанный с трудоустройством российских граждан за границей. Такая деятельность может осуществляться только российскими юридическими лицами. Постоянно проживающий за границей российский гражданин может поступить по договору найма на работу в какое-либо иностранное учреждение или к предпринимателю. Условия труда такого гражданина будут определяться законодательством о труде страны пребывания. Сам факт российского гражданства не влечет за собой применения норм нашего трудового права. Большое практическое значение имеют трудовые отношения наших граждан за рубежом со всякого рода смешанными обществами, совместными предприятиями, созданными за границей с участием средств наших предприятий и организаций. В этих случаях трудовой договор заключается с иностранным нанимателем — юридическим лицом иностранного права и такой договор подчиняется правилам трудового законодательства той страны, в которой находится соответствующее совместное предприятие или смешанное общество.

studfiles.net

Статья 13. Трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации

[Закон о правовом положении иностранных граждан в РФ] [Глава I] [Статья 13]

1. В российском законодательстве существует ряд общих принципов в области трудовых отношений, касающихся как постоянно проживающих в РФ иностранных лиц, так и иностранцев, временно пребывающих на территории России. Иностранные граждане пользуются правами и несут обязанности в трудовых отношениях наравне с российскими гражданами, то есть законодательство исходит из применения в области трудовых отношений принципа национального режима. Следовательно, на них распространяются общие положения трудового законодательства. В отношении условий и оплаты труда не допускается дискриминация иностранцев в зависимости от пола, расы, национальности, языка, вероисповедания и проч. В РФ не признаются ограничения на трудовую деятельность, установленные национальным законодательством страны иностранца. На иностранцев распространяются положения об охране труда, специальные положения, касающиеся условий труда женщин и подростков, они имеют право на социальные пособия, право на отдых. Вместе с тем, несмотря на этот общий подход, законодательство пред-усматривает в отношении разных групп иностранных лиц специальные правила, касающиеся порядка их вступления в трудовые правоотношения на территории России, особенностей заключаемых с иностранцами трудовых договоров и некоторых ограничений на осуществление иностранными лицами отдельных видов трудовой деятельности. Особенности правового положения иностранцев в области трудовых отношений зависят главным образом от двух факторов: цели и оснований пребывания иностранца на территории РФ и наличия между Россией и страной происхождения иностранного лица (страной его гражданства или места жительства) договоров, регулирующих вопросы трудовой деятельности. Исходя из этих двух факторов иностранных физических лиц можно разделить на несколько групп. К первой группе относятся иностранцы, постоянно проживающие в России. Эти лица могут заниматься трудовой деятельностью на основаниях и в порядке, установленных для российских граждан. Единственным исключением из национального режима по отношению к этой группе иностранцев являются случаи, когда в соответствии с российским законодательством определенными профессиями могут заниматься или определенные должности занимать только граждане России. Такое ограничение установлено, в частности, для лиц, находящихся на государственной службе, занимающихся частной детективной и охранной деятельностью, патентных поверенных, работников прокуратуры, членов экипажей воздушных судов и лиц некоторых других профессий. В отношении ряда видов трудовой деятельности российское законодательство требует получения разрешений (лицензий) от компетентных органов РФ. Но это требование не всегда может рассматриваться как изъятие из национального режима, поскольку оно чаще всего адресовано не только иностранным лицам, но и российским гражданам. Заключаемые работодателями сданной категорией иностранцев трудовые договоры в полной мере подчинены российскому трудовому законодательству, если иное специально не предусмотрено международным договором между Россией и государством происхождения иностранца. Если законодательство РФ разрешает определенным категориям работодателей (например, предприятиям с иностранными инвестициями) при заключении трудовых договоров в определенных пределах отступать от норм российского трудового законодательства, то это разрешение относится и к трудовым договорам таких работодателей с иностранцами, постоянно проживающими на территории РФ. Во вторую группу входят иностранцы, признанные в установленном порядке беженцами, и иностранные лица, которым в РФ предоставлено политическое убежище. В целом их трудовые права аналогичны правам постоянно проживающих в России иностранцев. Они пользуются правами, предоставленными гражданам России, если иное специально не предусмотрено законодательством РФ (в частности, указанные выше ограничения для иностранцев относительно определенных профессий и должностей). Для приема их на работу работодателю не требуется специальное разрешение. Более того, соответствующие государственные органы обязаны оказывать беженцам помощь в устройстве на работу и, если необходимо, в профессиональной подготовке и переподготовке. Работодателям, принявшим на работу беженцев, предоставляются дополнительные налоговые льготы и компенсации с целью возмещения расходов, связанных с трудоустройством этих лиц. Заключаемые с беженцами и лицами, получившими убежище в России, трудовые договоры подчиняются нормам российского законодательства. К третьей группе относятся иностранцы, которые временно пребывают на территории России с целью осуществления трудовой деятельности и наем которых на работу производится в общем разрешительном порядке. Общим для всех временно пребывающих в России иностранцев является то, что они могут заниматься трудовой деятельностью в РФ, если это совместимо с целями их пребывания. Помимо соблюдения этого общего требования для найма на работу иностранцев, относящихся к этой группе, работодатель обязан получить разрешение ФМС России на привлечение иностранной рабочей силы, а сам иностранец -- подтверждение на право работы в России. Работодатель должен доказать, что привлечение иностранной рабочей силы необходимо и целесообразно. Для этого, наряду с заявлением и проектом трудового контракта, он должен представить заключение органов исполнительной власти субъекта РФ, обосновывающее целесообразность привлечения и использования работодателем иностранной рабочей силы на его территории. Заключение должно исходить из приоритетного права российских граждан на занятие вакантных должностей и учитывать наличие на соответствующей территории равноценной рабочей силы, а также возможность перераспределения трудовых ресурсов из других регионов, чтобы предотвратить негативное влияние найма иностранных лиц на занятость российских граждан. За привлечение иностранной рабочей силы без соответствующего разрешения работодатели несут ответственность в порядке, установленном российским законодательством. Иностранный гражданин, въехавший в РФ с целью осуществления профессиональной деятельности, может работать по найму на территории России только при наличии подтверждения на право трудовой деятельности, выданного на его имя на основании полученного работодателем разрешения. Срок профессиональной деятельности привлекаемых иностранных граждан не должен превышать срока действия разрешения. ФМС России направляет в соответствующие дипломатические представительства и консульские учреждения РФ за границей информацию о выданных разрешениях, которая является основанием для получения иностранными гражданами въездной и выездной визы с правом найма на работу. Работодатель, получивший разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, должен заключить с иностранными лицами трудовые договоры. При этом законодательство исходит из того, что условия, оплата и охрана труда, а также социальное обеспечение и страхование иностранных работников определяются нормами законодательства РФ с учетом особенностей, предусмотренных международными договорами России с зарубежными странами. К четвертой группе относятся временно пребывающие в РФ иностранные лица, привлекаемые для работы в России в соответствии с международными договорами РФ с зарубежными странами. Это могут быть как специальные соглашения, предусматривающие принципы и условия направления граждан иностранного государства на работу в России (в частности, такие соглашения были заключены с Вьетнамом и Китаем), так и договоры, предусматривающие участие граждан соответствующих государств в 19реализации определенных проектов (в строительстве предприятий, освоении природных ресурсов и т.д.) на территории России. В этом случае общий разрешительный порядок найма иностранцев на работу в России не действует. Такие международные договоры определяют порядок привлечения иностранной рабочей силы и устанавливают, как правило, пределы применения как российского трудового законодательства, так и законодательства страны-партнера по соответствующему международному договору. В зависимости от конкретной ситуации договоры предусматривают либо применение законодательства страны, направившей работников в Россию (особенно если иностранные работники работают компактной группой под руководством своих национальных организаций, привлекших их к работе в России), либо применение в сочетании двух правовых систем. В последнем случае, как правило, закон места выполнения работы применяется в отношении условий труда, которые тесно связаны с производственным процессом (рабочее время, время отдыха, правила техники безопасности и охраны труда). Что же касается других условий (оплата труда, отпуска, основания для увольнения, выплаты пособия и т.д.), то соотношение между применением российского права (права страны выполнения работы) и иностранного права (права страны, направившей работника) может быть различным. При этом объем и гарантии прав, предоставляемых работникам-иностранцам могут быть меньше, нежели предусмотренные законодательством РФ. 2. Общий разрешительный порядок и, следовательно, требование о соответствии условий трудового договора российскому законодательству (включая оплату труда, социальное обеспечение и страхование иностранных работников) распространяются также на договоры между работниками-иностранцами и иностранными фирмами, привлекающими их для выполнения контрактов на территории России. Это означает, что, хотя в законодательстве РФ применительно к трудовым отношениям не сформулирован общий коллизионный принцип, оно исходит из принципа применения права страны места выполнения работы (lex loci laborls), даже если договор заключается между иностранными субъектами за рубежом. При этом каких-либо исключений из этого принципа не делается. В отношении найма иностранцев предприятиями с иностранными инвестициями в законодательстве содержатся специальные положения. Для найма иностранцев из числа высококвалифицированных специалистов на должности руководителей находящихся в РФ предприятий с иностранными инвестициями, а также руководителей подразделений этих предприятий работодателю не требуется получения разрешения ФМС, однако иностранцу необходимо подтверждение права трудовой деятельности. Статья 33 Закона об иностранных инвестициях в РСФСР 1991 года предусматривает общую норму, согласно которой трудовые отношения, включая вопросы найма и увольнения, режима труда и отдыха, условий оплаты труда, гарантий и компенсаций, на предприятии с иностранными инвестициями регулируются коллективным договором и индивидуальными трудовыми договорами (контрактами). При этом условия коллективного и индивидуальных трудовых договоров не могут ухудшать положения работников предприятия по сравнению с условиями, предусмотренными действующим на территории России законодательством. В отношении иностранцев закон исходит из того, что условия найма, труда и отдыха, а также пенсионного обеспечения иностранных работников согласовываются в индивидуальном трудовом договоре с каждым из них. Получаемая иностранными работниками заработная плата в иностранной валюте после уплаты подоходного налога может переводиться ими за границу. Принятое позднее законодательство предусматривает, что СП в отношении иностранных работников, временно пребывающих на территории РФ, обязаны уплачивать взносы на обязательное медицинское страхование и социальное страхование (за исключением пенсионного) в соответствующие российские организации. Что же касается взносов на пенсионное страхование, то они уплачиваются не в Пенсионный фонд России, а в соответствующие организации в стране иностранца. Законодательство возлагает также на всех без исключения работодателей (если иное не предусмотрено международным договором России) обязанность соблюдать российские нормы по охране труда. Наем иностранных работников иностранными организациями для работы на территории России может осуществляться не только в указанном выше общем разрешительном порядке, но и в соответствии с международными договорами РФ. Наконец, особую категорию иностранных лиц, работающих на территории России, составляют работники иностранных предприятий, учреждений н организаций, командированные для работы в РФ, в том числе и на достаточно продолжительные сроки (например, сотрудники представительств иностранных фирм в России). Трудовые договоры в этом случае заключаются за границей и отношения между работниками-иностранцами и иностранными работодателями в целом подчиняются иностранному праву. В то же время иностранные работодатели, ведущие деятельность на территории России, обязаны и в этом случае соблюдать требования законодательства РФ по охране труда. 4. Заключенные РФ договоры с другими странами, предусматривающие участие граждан этих стран в строительстве и монтаже предприятий и совместном освоении сырьевых ресурсов, сооружении совместных объектов (нефтепроводов и др.), рейдируют также и трудовые отношения. Договоры наряду с материально-правовыми положениями устанавливают применение к трудовым отношениям либо российского закона как закона страны места выполнения работы, либо закона страны, направившей работника, либо по одним вопросам трудовых отношений -- законы страны места выполнения работы, а по другим -- закона страны, направившей работника.

Закон места выполнения работы применяется, как правило, в отношении условий труда, наиболее тесно связанных с производственным процессом, а именно рабочего времени, времени отдыха, охраны труда и техники безопасности. Применение же закона страны, направившей работников, а также международно-правовых норм международных соглашений по ряду других вопросов дает возможность учитывать специфические условия труда и быта иностранных граждан и создавать стимулы для привлечения их на работу в нашу страну.

megaobuchalka.ru

Правовое Положение иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность в Российской Федерации

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ТРУДОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Н.Г. Бай

Кафедра гражданского и трудового права Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6,117198 Москва, Россия

В статье рассматриваются значимость правового регулирования трудовой деятельности иностранных граждан в Российской Федерации и меры ответственности при несоблюдении законодательства.

В настоящее время человечество переживает бурные процессы экономической, политической, информационно-коммуникационной и этнической глобализации. Эти процессы отражаются на миграции населения, в том числе и на трудовой миграции. Гуманитарные проблемы, связанные с миграцией, являются еще более острыми в случае незаконной миграции, в связи с чем необходимо поощрять деятельность, направленную на совершенствование национальных законодательств в области миграции [3, с. 53].

В Российской Федерации применительно к правовому статусу иностранных граждан в области труда и трудовых отношений действует правило, согласно которому на них распространяется российское трудовое законодательство, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ [1, с. 93-94].

В соответствии со ст. 17 Закона РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 привлечение иностранной рабочей силы на территории России является приоритетным правом Российской Федерации. Из ст. 11 Трудового Кодекса РФ вытекает, что особенности правового регулирования труда иностранных работников устанавливаются федеральным законом [2].

Основным актом, определяющим правовой статус иностранцев в РФ, является Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ (далее — Закон № 115-ФЗ) [16]. Он регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти с другой, возникающие, в частности, в связи с осуществлением иностранными гражданами на территории РФ трудовой деятельности.

Иностранец может быть принят на работу в РФ, если он законно находится на территории России, т.е. имеет вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу, либо иные предусмотренные федеральным законодательством или международным договором РФ документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

Работодателем иностранного гражданина является физическое или юридическое лицо, получившее разрешение на привлечение и использование иностранных

работников на основании заключенных с ними трудовых договоров. Таким работодателем может выступать и иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица.

Постановлением Правительства РФ от 11.10.2002 г. № 755 утвержден перечень объектов и организаций, в которые инострашше граждане не имеют права быть принятыми на работу. К ним относятся: объекты и организации Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований; структурные подразделения по защите государственной тайны и подразделения, осуществляющие работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, органов государственной власти и организаций; организации, в состав которых входят радиацион-но- и ядерноопасные производства и объекты, на которых осуществляются разработка, производство, эксплуатация, хранение, транспортировка и утилизация ядер-ного оружия, радиационноопасных материалов и изделий [7].

Трудоправовой статус иностранных граждан в РФ в решающей степени зависит от режимов их пребывания в нашей стране: временного пребывания; временного проживания и постоянного проживания. Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, прибывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание, имеет право осуществлять трудовую деятельность в разрешительном порядке [4, с. 117]. Работодатель имеет право привлекать и использовать таких работников только при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а работник в свою очередь имеет право осуществлять трудовую деятельность при наличии разрешения на работу.

Порядок допуска иностранной рабочей силы на национальный рынок труда РФ, административный контроль в этой области определены, наряду с Законом № 115-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 30.12.2002 г. № 941, а также Положением о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы, утвержденное Указом Президента РФ от 16.12.1993 г. № 2146 (с изменениями и дополнениями от 5 октября 2002 г.) и действующим постольку, поскольку оно не противоречит вышеназванному Федеральному закону [8; 14; 16].

Указанными актами поставлены условия и порядок выдачи разрешения работодателю на привлечение и использование иностранных работников и разрешения иностранному гражданину на работу. Эти два документа, выдаваемые органами внутренних дел, юридически оформляют привлечение и использование иностранной рабочей силы в РФ.

Разрешение на привлечение и использование иностранных работников выдается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, или его территориальными органами при наличии заключения соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения. Решение о выдаче указанного разрешения должно быть принято в течение 30 дней со дня подачи заявления.

Постановлением Правительства РФ от 30.10.2002 г. № 782 была утверждена квота на выдачу в 2003 г. 530 тыс. приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан в целях осуществления трудовой деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации начиная с 2003 года, ежегодно, не позднее 1 августа, обязаны представлять в Минздравсоцразвития предложения по определению квоты на последующие годы, сформированные на основе принципа приоритетного использования национальных трудовых ресурсов с уче-

том ситуации на рынке труда, демографической ситуации в соответствующем субъекте Российской Федерации и его возможностей по обустройству иностранных граждан. Надо отметить, что указанная квота не распространяется на граждан государств СНГ, с которыми установлен безвизовый порядок въезда и выезда [6].

При выдаче разрешения должно учитываться приоритетное право российских граждан на занятие вакантных рабочих мест. Нельзя допускать негативного воздействия найма иностранных граждан на занятость граждан РФ. В этой связи в Федеральном законе от 12.01.1996 г. № 10-ФЗ установлено, что привлечение и использование в РФ иностранной рабочей силы осуществляются с учетом мнения общероссийских или территориальных объединений профсоюзов (п. 5 ст. 12) [15].

Разрешением устанавливаются квоты на привлечение определенного числа иностранных граждан в целом и по группам профессий. Привлекаемые на основе разрешения иностранные работники не могут быть переведены на работу к другому работодателю. Срок профессиональной деятельности привлекаемых иностранных граждан не может превышать срока действия разрешения.

Работодатели, получившие разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, обязаны в месячный срок направить в Федеральную миграционную службу МВД России сведения о заключении на основании разрешения трудовых договоров с иностранными работниками.

Территориальным органом внутренних дел работодателю выдается разрешение на работу для каждого иностранного работника. Такое разрешение в виде пластиковой карты представляет собой документ, подтверждающий право иностранного гражданина на временное осуществление на территории РФ трудовой деятельности. Разрешение выдается гражданину, достигшему 18 лет.

Приказом МВД России от 26.03.2003 г. № 199 утверждены формы бланка заявления о выдаче иностранному гражданину или лицу без гражданства разрешения на работу и формы бланка разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства [10].

За выдачу разрешения на работу иностранному гражданину (или лицу без гражданства) взимается государственная пошлина в размере 1 тыс. рублей. Срок рассмотрения заявления о получении иностранным гражданином разрешения на работу не должен превышать 30 рабочих дней со дня подачи заявления. Территориальный орган внутренних дел обязан в течение 10 дней со дня принятия решения проинформировать заявителя в письменной форме о результатах рассмотрения заявления. По каждому заявлению должно быть принято отдельное решение.

Разрешение на работу выдается при условии внесения работодателем в установленном порядке средств, необходимых для обеспечения выезда каждого иностранного работника соответствующим видом транспорта из РФ. После выезда работника из РФ указанные средства возвращаются работодателю по истечении срока трудового договора с указанным работником.

В соответствии с п. 10 ст. 18 Закона №115-ФЗ порядок внесения средств, необходимых для обеспечения выезда иностранных работников из РФ, и порядок возврата таких средств работодателю устанавливается Правительством РФ.

Закон №115-ФЗ возлагает на работодателя, заключившего с иностранным работником трудовой договор, следующие обязанности (п. 8 ст. 18):

- иметь разрешение на привлечение и использование иностранных работников;

- обеспечить получение иностранным гражданином разрешения на работу; представить документы, необходимые для регистрации иностранного гражданина по месту пребывания в Российской Федерации;

- уведомить налоговый орган по месту своего учета о привлечении и об использовании иностранных работников в течение десяти дней со дня подачи ходатайства о выдаче иностранному гражданину приглашения в целях осуществления трудовой деятельности, либо прибытия иностранного гражданина к месту работы или к месту пребывания;

- содействовать выезду иностранного работника из Российской Федерации по истечении срока заключенного с ним трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг);

- оплачивать расходы, связанные с административным выдворением за пределы Российской Федерации или депортацией иностранного гражданина, принятого на работу с нарушением установленного настоящим Федеральным законом порядка привлечения и использования иностранных работников [16].

В соответствии с п. 9 ст. 18 Закона № 115-ФЗ орган внутренних дел может отказать в выдаче разрешения на работу или аннулировать его, если данный иностранный гражданин:

- выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации;

- финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями под держивает террористическую (экстремистскую) деятельность;

- в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче разрешения на работу, подвергался административному выдворению за пределы Российской Федерации либо депортации [16].

Положением о привлечении и использовании в РФ иностранной рабочей силы было предусмотрено, что одна категория работников-иностранцев получает подтверждение на право работы в РФ в упрощенном порядке без предварительного разрешения. Это относится к найму для работы в организациях с иностранными инвестициями иностранных граждан из числа высококвалифицированных специалистов на должности руководителей организаций, их заместителей, руководителей подразделений (в том числе обособленных) этих организаций.

Приказом МВД России № 612, Минфина России № 61н от 28.06.2002 г. установлены размеры платы за выдачу подтверждений на право трудовой деятельности иностранным гражданам в случаях, не требующих оформления разрешения на привлечение иностранной рабочей силы [11]. Сумма платежа составляет 580 рублей (20% — в доход федерального бюджета; 80% — на счет Федеральной миграционной службы МВД России) [4, с. 124].

В соответствии с Положением о привлечении и использовании в РФ иностранной рабочей силы выдаются, как правило, на срок до одного года. По мотивированной просьбе работодателя действие разрешения после окончания его срока может быть продлено, но не более, чем на один год. Это определяет пределы заключения с иностранными работниками трудовых договоров и пределы действия рабочей визы.

Если работодатель нарушил положения Закона № 115-ФЗ, орган внутренних дел может приостановить действие разрешения на привлечение и использование иностранных работников, выданного работодателю, до устранения в установленный срок допущенных нарушений. В случае если работодатель в установленный срок не устранил их, разрешение на привлечение и использование иностранных работников аннулируется [16].

Работодатель может быть без предупреждения лишен права пользования разрешением за действие или бездействие, в результате которого возникает угроза гибели людей или нанесения ущерба их здоровью.

В случае аннулирования такого разрешения, а также прекращения деятельности работодателя иностранный работник имеет право заключить новый договор с другим работодателем на период, оставшийся до истечения срока действия разрешения на работу, при условии, что до истечения этого срока остается не менее грех месяцев, и при наличии у нового работодателя разрешения на привлечение и использование иностранных работников.

В случае если иностранный работник нарушил условия трудового договора, разрешение на работу, выданное ему, может быть по ходатайству работодателя аннулировано федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, или его территориальным органом, выдавшим данное разрешение.

Территориальный орган внутренних дел, аннулировавший данное разрешение на работу, в 3-дневный срок уведомляет иностранного работника и предупреждает его о необходимости выезда из РФ. При этом разрешение на работу подлежит изъятию.

Как уже отмечалось, указанный разрешительный порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы применяется только к лицам, временно пребывающим в РФ.

Что же касается иностранных граждан, временно или постоянно проживающих в РФ, то они осуществляют свою трудовую деятельность, в том числе работу по найму, на равных правах с гражданами РФ, за тем исключением, что им не разрешен доступ к государственной или муниципальной службе и к отдельным видам деятельности на основании ст. 14 Закона № 115-ФЗ, Кроме того, временно проживающий в РФ иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание [16].

Разрешительный порядок трудовой деятельности не распространяется на иностранных граждан, являющихся:

- сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций;

- частными домашними работниками указанных лиц;

- работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шеф-монтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования;

- журналистам, аккредитованными в Российской Федерации;

- обучающимися в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул;

- обучающимися в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и работающих в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образовательных учреждениях, в которых они обучаются;

- приглашенными в Российскую Федерацию в качестве преподавателей для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением лиц, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия преподавательской деятельностью в

учреждениях профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждениях) [4, с. 125-126].

За нарушение норм российского законодательства о привлечении иностранной рабочей силы установлена ответственность. Так, Закон №115-ФЗ предусматривает ответственность для иностранных граждан за нарушение российского законодательства.

В частности ст. 31 Закона №115-ФЗ предусматривает ответственность, за несоблюдение иностранным гражданином срока пребывания или проживания в Российской Федерации. Статья 32 содержит нормы осуществления контроля за трудовой деятельностью иностранных работников. Статья 33 определяет процедуру регистрации иностранных граждан, нарушающих законодательство Российской Федерации. Статья 34 определяет порядок административного выдворения иностранного гражданина за пределы России. Статья 35 предусматривает ответственность должностных лиц Российской Федерации, принимающих иностранных іраждан и обеспечивающих их обслуживание или выполняющих обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации [16].

Помимо этого ответственность за нарушение законодательства, регулирующего труд иностранцев в России, установлена Российским Кодексом об административных правонарушениях, в который Федеральным Законом № 187-ФЗ от

28.12.2004 г. были внесены соответствующие изменения, в частности, были значительно увеличены штрафы [17].

Так, нарушение работодателем или заказчиком работ (услуг) правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранных работников влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда (далее — МРОТ); на должностных лиц — от двадцати пяти до двухсот МРОТ; на юридических лиц — от ста до трех тысяч МРОТ (ст. 18.9 КоАП) [5].

Осуществление иностранным гражданином трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до двадцати пяти МРОТ с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового (ст. 18.10 КоАП) [5].

Федеральным законом № 189-ФЗ от 5 ноября 2006 г. КоАП был дополнен ст. 18.15 об ответственности за незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, которая вступила в силу с 15 января 2007 г., ст. 18.16 об ответственности за нарушение правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах), и ст. 18.17 об ответственности за несоблюдение установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности [18].

Федеральным Законом № 187-ФЗ от 28.12.2004 г. были внесены изменения в Уголовный Кодекс РФ. В частности, была добавлена ст. 322.1 «Организация незаконной миграции». В ней предписывается, что организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного г ода, либо лишением свободы на срок до двух лет. А те же деяния, совершенные организованной группой

и/или в целях совершения преступления на территории Российской Федерации, наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового [17].

Наряду с федеральным законодательством, регулирующим труд иностранных граждан в РФ, в нашей стране действуют отдельные акты субъектов Российской Федерации, на территории которых трудится значительное число работников-иностранцев. Так, в Москве действует Положение о порядке привлечения и использования в г. Москве иностранной рабочей силы, утвержденное распоряжением Мэра Москвы от 05.03.1999 г. № 183-РМ [12]. Следует отметить, что указанное Положение в настоящее время устарело и требует серьезной корректировки с учетом Закона №115-ФЗ и иных принятых во исполнение его федеральных нормативных актов.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что трудовая миграция — процесс необходимый и нужный. Законодательство Российской Федерации пошло по пути ужесточения мер правового регулирования трудовой миграции с иностранным элементом, но, на наш взгляд, только комплексный подход позволит снять остроту проблемы. Помимо ужесточения мер ответственности необходимо создание автоматизированных информационных систем (общероссийской и региональных) о трудовой деятельности иностранных граждан, открытие центров временного размещения и трудоустройства, в конечном итоге — создание телеметрической, паспортной систем. Все это позволит более последовательно решать вопросы регулирования труда с иностранными гражданами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абашидзе А.Х. Российское законодательство и международные правила в сфере миграции // Миграция, права человека и экономическая безопасность современной России: состояние, проблемы, эффективность защиты: Сборник статей / Под ред. д.ю.н., проф., акад. РАЕН и ПАНИ, засл. деят. наук РФ В.М. Баранова. — Нижний Новгород, 2004. — С. 94-103.

2. Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» № 1032-1 от 19.04.1991 г. // Ведомости СНД Российской Федерации и ВС Российской Федерации. — 1991. — № 18. — Ст. 566.

3. Зинченко Н.Н. Миграция населения: теория и практика международноправового регулирования. — М., 2003.

4. Киселев И.Я. Труд с иностранным участием. — М., 2004.

5. Кодекс об административных правонарушениях РФ // Российская газета. — 2001.—№256.— 31 дек.

6. Постановление Правительства РФ «Об утверждении квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений въезд в РФ целях осуществления трудовой деятельности» от 30.10.2002 г. №782 // Российская газета. — 2002. — № 212(3080).

7. Постановление Правительства РФ «Об утверждении перечня объектов и организаций, в которые иностранные граждане не имеют права быть принятыми на работ» от 11.10.2002 г. №755 // Российская газета. — 2002. — № 196 (3064). — 16 окт.

8. Постановление Правительства РФ «О порядке выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на работу» от 30.12.2002 г. № 941 // Российская газета. — 2003. — 9 янв.

9. Приказ МВД России «Об организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по оформлению и выдаче приглашений на въезд в Россий-

скую внутренних дел Российской Федерации по оформлению и выдаче приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, учету и хранению бланков приглашений» от 31.01.2003 г. №72 // Российская газета. — 2003. — № 53 (3167). — 22 марта.

10. Приказом МВД России «Об утверждении формы бланка заявления о выдаче иностранному гражданину или лицу без гражданства разрешения на работу и формы бланка разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства» от 26.03.2003 г. № 199 // Российская газета. — 2003. — № 76. — 19 апр.

11. Приказ МВД России №612, Приказ Минфина России № 61н от 28.06.2002 г. «Об установлении с 2002 года размера платы за выдачу подтверждений на право трудовой деятельности иностранным гражданам в случаях, не требующих оформления разрешения на привлечение иностранной рабочей силы» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2002. — №31. — 5 авг.

12. Распоряжение Мэра Москвы «О практике привлечения и использования в Москве иностранной рабочей силы» от 05.03.1999 г. № 183-РМ // Вестник мэрии Москвы. — 1999. — № 7.

13. Трудовой Кодекс РФ 2001 г. // Российская газета. — 2001. — 31 дек.

14. Указ Президента РФ «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы» от 16 декабря 1993 г. № 2146 (с изменениями от 5 октября 2002 г.) // Российская газета. — 1993. — 30 дек.

15. Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.1996 г. № 10-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — № 3. — Ст. 148.

16. Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ // Ведомости Федерального Собрания Российской Федерации. — 2002. — № 26. — Ст. 1429.

17. Федеральный Закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» № 187-ФЗ от

28,12.2004 г. // Ведомости Федерального Собрания Российской Федерации. — 2002.

— № 1, — Ст. 1.

18. Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части усиления ответственности за нарушение порядка привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства)» № 189-ФЗ от 5 ноября 2006 г. // Парламентская газета. — 2006. — № 185-186. — 9 ноября.

THE STATUS OF FOREIGNERS EMPLOYED IN RUSSIAN FEDERATION

N.G. Bai

Department of Civil and Labour Law Peoples’ Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya st., 6, 117198 Moscow Russia

The articles pays particular attention to liabilities imposed for violation of Russian law while performing labor contracts a party to which is a foreigner.

cyberleninka.ru

Статья 13 Закон об Иностранцах. Трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации - Russia КАК Russia

Статья 13. Трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации [Закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ»] [Статья 13]

(в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 357-ФЗ)

1. Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.

2. Работодателем в соответствии с настоящим Федеральным законом является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников (за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей) и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров. В качестве работодателя может выступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

(в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 357-ФЗ)

3. Заказчиком работ (услуг) в соответствии с настоящим Федеральным законом является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников (за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей) и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг). В качестве заказчика работ (услуг) может выступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

(в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 357-ФЗ)

4. Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента. Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан:

(в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 204-ФЗ, от 24.11.2014 N 357-ФЗ)

1) постоянно или временно проживающих в Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 320-ФЗ)

2) являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в Российскую Федерацию;

3) являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;

4) являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования;

5) являющихся журналистами, аккредитованными в Российской Федерации;

6) обучающихся в Российской Федерации в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

7) обучающихся в Российской Федерации в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и работающих в свободное от учебы время в этих образовательных организациях, в хозяйственных обществах или в хозяйственных партнерствах, созданных бюджетными или автономными образовательными организациями высшего образования, в которых они обучаются;

(пп. 7 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

8) приглашенных в Российскую Федерацию в качестве научных или педагогических работников, в случае их приглашения для занятия научно-исследовательской или педагогической деятельностью по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования образовательными организациями высшего образования, государственными академиями наук или их региональными отделениями, национальными исследовательскими центрами, государственными научными центрами, иными научными организациями, в которых действуют диссертационные советы, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо иными научными организациями и инновационными организациями согласно критериям и (или) перечню, утвержденным Правительством Российской Федерации, либо в качестве педагогических работников для проведения занятий в иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением лиц, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия педагогической деятельностью в духовных образовательных организациях;

(пп. 8 в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

8.1) приглашенных в Российскую Федерацию с деловой или гуманитарной целью либо в целях осуществления трудовой деятельности и привлекаемых помимо этого для занятия педагогической деятельностью по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования в научных организациях и образовательных организациях высшего образования, за исключением духовных образовательных организаций;

(пп. 8.1 введен Федеральным законом от 21.04.2011 N 80-ФЗ, в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

9) являющихся аккредитованными работниками аккредитованных в установленном порядке на территории Российской Федерации представительств иностранных юридических лиц, на основе принципа взаимности в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

(пп. 9 в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 106-ФЗ)

10) осуществляющих трудовую деятельность в случае и порядке, предусмотренных частью четвертой статьи 63 и статьей 348.8 Трудового кодекса Российской Федерации;

(пп. 10 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 204-ФЗ)

11) признанных беженцами на территории Российской Федерации, — до утраты ими статуса беженца или лишения их статуса беженца;

(пп. 11 введен Федеральным законом от 05.05.2014 N 127-ФЗ)

12) получивших временное убежище на территории Российской Федерации, — до утраты ими временного убежища или лишения их временного убежища.

(пп. 12 введен Федеральным законом от 05.05.2014 N 127-ФЗ)

(п. 4 в ред. Федерального закона от 19.05.2010 N 86-ФЗ)

4.1. Особенности осуществления трудовой деятельности отдельными категориями иностранных граждан определяются статьями 13.2 — 13.5 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федеральных законов от 19.05.2010 N 86-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ, от 28.12.2013 N 390-ФЗ, от 24.11.2014 N 357-ФЗ)

4.2. Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу. Работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами).

(п. 4.2 введен Федеральным законом от 18.07.2006 N 110-ФЗ (ред. 06.01.2007), в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 203-ФЗ, от 24.11.2014 N 357-ФЗ, от 01.12.2014 N 409-ФЗ)

4.3. Особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами на территории Российской Федерации в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи определяются Федеральным законом «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

(п. 4.3 введен Федеральным законом от 01.12.2007 N 310-ФЗ)

4.4. Особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами на территории Российской Федерации в связи с организацией проведения встречи глав государств и правительств стран — участников форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в 2012 году в городе Владивостоке определяются Федеральным законом «Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран — участников форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

(п. 4.4 введен Федеральным законом от 08.05.2009 N 93-ФЗ)

4.5. Работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников без разрешения на привлечение и использование иностранных работников в случае, если иностранные граждане:

1) прибыли в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы;

2) являются высококвалифицированными специалистами и привлекаются к трудовой деятельности в Российской Федерации в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона;

3) являются членами семьи высококвалифицированного специалиста, привлеченного к трудовой деятельности в Российской Федерации в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона;

(пп. 3 введен Федеральным законом от 20.03.2011 N 42-ФЗ)

4) обучаются в Российской Федерации по очной форме в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию;

(пп. 4 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 203-ФЗ)

5) привлекаются к трудовой деятельности в Российской Федерации в соответствии со статьей 13.5 настоящего Федерального закона.

(пп. 5 введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 390-ФЗ)

(п. 4.5 введен Федеральным законом от 19.05.2010 N 86-ФЗ)

4.6. Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, при выдаче ему разрешения на работу или патента подлежит фотографированию и обязательной государственной дактилоскопической регистрации в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции, с последующим внесением полученных сведений в банк данных об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности, создаваемый в соответствии со статьей 18.2 настоящего Федерального закона. Действие настоящего положения не распространяется на высококвалифицированных специалистов, получающих разрешение на работу в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, а также на иностранных граждан, получающих разрешение на работу в соответствии со статьей 13.5 настоящего Федерального закона.

(п. 4.6 введен Федеральным законом от 19.05.2010 N 86-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 390-ФЗ, от 24.11.2014 N 357-ФЗ)

4.7. Организации, оказывающие услуги по трудоустройству иностранных граждан на территории Российской Федерации, в течение трех рабочих дней со дня трудоустройства иностранного гражданина обязаны уведомлять об этом территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции. Порядок представления уведомления о трудоустройстве иностранного гражданина на территории Российской Федерации и его форма устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

(п. 4.7 введен Федеральным законом от 19.05.2010 N 86-ФЗ)

4.8. Особенности осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территории инновационного центра «Сколково» устанавливаются Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково».

(п. 4.8 введен Федеральным законом от 28.09.2010 N 243-ФЗ)

4.9. Особенности осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации в связи с осуществлением мероприятий, предусмотренных Федеральным законом «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», устанавливаются указанным Федеральным законом.

(п. 4.9 введен Федеральным законом от 07.06.2013 N 108-ФЗ)

4.10. Установленные подпунктами 6 и 7 пункта 4 настоящей статьи правила не применяются в отношении иностранных граждан, совмещающих в Российской Федерации осуществление трудовой деятельности с обучением, в случае, если данные иностранные граждане прибыли в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в целях осуществления трудовой деятельности либо на основании обыкновенной рабочей визы.

(п. 4.10 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 203-ФЗ)

5. Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание.

6. С учетом особенностей региональных экономических связей уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти может устанавливать случаи осуществления трудовой деятельности:

(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

1) иностранным гражданином, временно пребывающим в Российской Федерации, — вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу, а в случае осуществления иностранным гражданином трудовой деятельности в порядке, установленном статьей 13.4 настоящего Федерального закона, — вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин обучается;

(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 203-ФЗ)

2) иностранным гражданином, временно проживающим в Российской Федерации, — вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание.

(п. 6 введен Федеральным законом от 18.07.2006 N 110-ФЗ (ред. 06.01.2007))

7. После принятия к рассмотрению документов для оформления иностранному гражданину разрешения на работу или патента федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган проверяет факт постановки на учет в налоговом органе данного иностранного гражданина на основании сведений, имеющихся в государственной информационной системе миграционного учета.

В случае отсутствия указанных сведений федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган не позднее дня, следующего за днем принятия к рассмотрению документов для оформления иностранному гражданину разрешения на работу или патента, направляет сведения о постановке данного иностранного гражданина на миграционный учет по месту пребывания в налоговый орган по месту своего нахождения. Налоговый орган не позднее дня, следующего за днем постановки на учет иностранного гражданина, направляет в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции или его территориальный орган сведения о постановке иностранного гражданина на учет в налоговом органе. Обмен сведениями осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия или иным способом в электронном виде при условии соблюдения требований, установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных.

(п. 7 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 248-ФЗ)

8. Работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Указанное в абзаце первом настоящего пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

После получения уведомления, указанного в абзаце первом настоящего пункта, территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции осуществляется проверка регистрации работодателя или заказчика работ (услуг), являющихся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, в едином государственном реестре юридических лиц или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

Территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере миграции обмениваются с органами исполнительной власти, ведающими вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, и налоговыми органами сведениями о привлечении работодателями и заказчиками работ (услуг) иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности. Обмен сведениями осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия или иным способом в электронном виде при условии соблюдения требований, установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных.

(п. 8 введен Федеральным законом от 24.11.2014 N 357-ФЗ)

9. На основании соглашения о взаимодействии между федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции и субъектом Российской Федерации уполномоченная данным субъектом Российской Федерации организация участвует в осуществлении полномочий по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче иностранным гражданам патентов, в том числе осуществляет прием заявлений и документов, необходимых для выдачи или переоформления патента, а также оказывает содействие в проведении обязательной государственной дактилоскопической регистрации иностранных граждан, обращающихся за получением патента, и их фотографировании. Указанные участие и содействие осуществляются без привлечения средств федерального бюджета.

Типовая форма указанного соглашения, а также требования к информационному взаимодействию уполномоченной субъектом Российской Федерации организации и территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, включая правила передачи данных по каналам связи с использованием информационных систем, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

(п. 9 введен Федеральным законом от 24.11.2014 N 357-ФЗ)

10. При осуществлении трудовой деятельности иностранный работник должен иметь действующий на территории Российской Федерации договор (полис) добровольного медицинского страхования либо иметь право на получение медицинской помощи на основании заключенного работодателем или заказчиком работ (услуг) с медицинской организацией договора о предоставлении иностранному работнику платных медицинских услуг. Договор (полис) добровольного медицинского страхования либо заключенный работодателем или заказчиком работ (услуг) с медицинской организацией договор о предоставлении иностранному работнику платных медицинских услуг должен обеспечивать оказание иностранному работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме.

(п. 10 введен Федеральным законом от 01.12.2014 N 409-ФЗ)

rukak.ru


Смотрите также