Санкт-Петербург, м. Пл. Восстания,
ул. Гончарная, дом 13

+7 (812) 458-53-53

+7 (921) 771-65-11

[email protected]

Социальная политика исландии


Глава 33. Система социального обеспечения в Исландии

Раскрывая содержание системы социального обеспечения в Исландии, надо выделить в ней четыре основных элемента: образование, социальную защиту, обеспечение жильем и здравоохранение. В общественном секторе расходы на них составляют 51%. Остальная часть расходов приходится на другие социальные институты общества (без военных расходов, ибо в Исландии армии нет).

Основную работу по социальному обеспечению проводят местные органы управления, что важно, так как значительная часть населения проживает в небольших городах и деревнях. Социальные службы при местных администрациях функционируют на основе специального Акта, принятого парламентом Исландии в 1991 г. Акцент в нем делается на сотрудничестве между личностью и местной администрацией и ответственности индивида за себя и свою семью.

Социальные службы обеспечивают следующие социальные услуги: 1) консультирование; 2) финансовую поддержку; 3) социальную поддержку на дому; 4) социальное обеспечение детей и подростков; 5) услуги подросткам; 6) услуги престарелым; 7) услуги немощным; 8) обеспечение жильем; 9) помощь алкоголикам и наркоманам; 10) решение проблем занятости населения.

Правительство страны определяет общие контуры работы служб. Конкретно ими занимается местная администрация, создавая комитеты по социальным услугам, в компетенцию которых входит реализация социальных услуг в подведомственных районах.

В соответствии с законом право на социальное обеспечение имеют все лица, легально находящиеся в районе, подчиняющемся местной администрации. При этом местная администрация несет ответственность за предоставление различных услуг и помощи коренным жителям, находящимся под ее юрисдикцией в соответствии с положениями «Акта о социальных службах при местных администрациях». На его основании любая помощь и услуги оказываются как с целью решения различных проблем, так и с целью предотвращения попадания отдельных лиц и семей в положение, в котором они не в состоянии влиять на ситуацию.

Охарактеризуем подробно содержание отдельных видов услуг, оказываемых населению.

357

Консультации по социальным вопросам. Местные органы управления должны изыскивать возможность для предоставления консультаций по социальным вопросам. Целью подобных консультаций является, с одной стороны, предоставление информации, советов и указаний к действию, с другой — обеспечение поддержки в случаях общественных и личных потрясений. Это включает консультации по таким проблемам, как управление финансами, жилищные вопросы, воспитание детей, расторжение брака, в том числе случаи касающиеся опекунства и прав наследования, усыновления и т.д. Подобное консультирование должно оказываться наряду с другими видами помощи и при содействии других органов, которые предоставляют подобные услуги, таких, как центры охраны здоровья и школы, в зависимости от возникшей проблемы, и при тесном взаимодействии с клиентом.

Особое внимание обращается на то, чтобы органы местного управления пытались привлекать квалифицированных социальных работников или других лиц со сходным образованием в целях предоставления консультаций по социальным вопросам.

Финансовая поддержка. Основным правилом является то, что каждый гражданин обязан оказывать помощь своему (своей) супругу (супруге) и детям до момента наступления им (детям) 18 лет. Однако местные органы власти также несут ответственность за предоставление услуг и помощи коренным жителям и за обеспечение гарантий того, что последние смогут содержать себя и свои семьи. Правила по оказанию финансовбй поддержки разработаны местными органами власти на основе вышеуказанного акта.

Финансовая поддержка может быть оказана как в виде займа, так и в виде субсидии. Заем предоставляется в случае, если этого пожелает проситель или если проверка его финансового положения и уровня жизни выявит возможность предъявления требования по выплате займа под имущество, которым владеет проситель, и/или под финансовые и иные поступления, ожидаемые в будущем на его счет или имя.

Финансовая помощь оказывается безвозмездно (т.е. она не предоставляется в виде займа), если только это не было решено на момент ее оказания.

Социальная поддержка на дому. Поддержка на дому оказывается в зависимости от физического состояния человека, а также в виде персональной помощи умственно отсталым. Система здравоохра-

358

нения поставлена на службу больным и лицам преклонного возраста, им оказывается физическая поддержка.

Здесь необходимо разъяснить, что понимается под термином «Социальная поддержка на дому», который применим к любой помощи по уходу за домом, личной гигиене, социальной поддержке, а также по надзору и уходу за детьми и подростками.

Местные органы власти ответственны за социальную поддержку тех, кто живет в своем собственном доме и не способен заботиться о его состоянии и личной гигиене без посторонней помощи вследствие упадка сил, семейных обстоятельств, увечья, болезни, рождения ребенка или умственной отсталости.

Социальная помощь на дому должна оказываться с изысканием возможностей, позволяющих человеку самому восстанавливать свои силы и жить в собственном доме при условиях максимально приближенных к нормальным, так долго, как это только возможно.

Местные органы власти разрабатывают дополнительные правила по оказанию помощи на дому.

Благосостояние детей и подростков. Комитету социальных услуг при сотрудничестве с родителями, правоохранительными и другими органами, ответственными за воспитание, образование и здравоохранение детей и подростков, вменяется в обязанность обезопасить их существование и защищать их интересы во всех отношениях.

Комитет социальных услуг наблюдает за тем, чтобы дети, подрастая, предпочитали условия, которые обеспечивают здоровье и полноценное развитие. Комитет социальных услуг также должен обеспечить адекватную заботу о детях и отсутствие в окружающей среде чего-либо, что может подвергнуть их опасности.

Особый закон используется для защиты детей — закон, касающийся благосостояния детей и юношества. Однако комитет социальных услуг ответствен за создание для детей среды безопасности общего назначения. Закона благосостоянии детей применяется в индивидуальных ситуациях, в тех случаях, когда дети не обеспечиваются должным уходом со стороны их родителей иди опекунов.

Для профессиональной работы в сфере защиты детей очень важно иметь всеохватывающие социальные услуги, обеспеченные местными органами власти. Такие социальные услуги, как ежедневный надзор, помощь на дому и по уходу за домом, являются теми

359

видами поддержки, которые обычно предоставляются родителям, столкнувшимся с пренебрежением и грубостью со стороны детей.

Услуги для подростков. Под покровительством местных властей должна быть организована предупредительная работа среди подростков с целью направления потребности молодых людей к активным действиям по полезным каналам. Комитет социальных услуг является ответственным за те аспекты предоставляемых подросткам услуг, которые касаются индивидуальных дел, таких, как консультирование, внешкольные дела (поиск убежавших детей), и по необходимости предоставления подросткам убежища.

Услуги для лиц преклонного возраста и инвалидов. Министерство здравоохранения и социальной безопасности несет основную ответственность за услуги, предоставляемые лицам пожилого возраста. Однако местные органы власти должны изыскивать возможности обеспечения того, чтобы лица пожилого возраста, так же как и инвалиды, могли вести нормальную жизнь среди других людей так долго, насколько это возможно.

Что касается нормального существования престарелых, то здесь большое значение имеют услуги на дому, социальное консультирование и доставка продуктов.

Обеспечение жильем. Местным органам власти следует так долго, как это возможно, обеспечивать поддержку при сдаче жилища в наем и покупке домов за счет социальных субсидий или владение личным жилищем за счет социальных субсидий для семей и лиц, которые иначе не в состоянии устроить свою собственную жизнь вследствие низких заработков, тяжелого бремени по оказанию помощи или ухода за родственниками или другими людьми либо вследствие других социальных условий. Более того, они должны обеспечивать решение неотложных проблем по жилищным вопросам для тех лиц и семей, которые не способны сделать это сами, в то время как будут предприниматься меры по выработке окончательного решения.

Общие правила по решению особых задач, связанных с индивидуальными случаями

#

Особое внимание уделяется сотрудничеству с лицами, которые получают помощь, т.е. все решения должны приниматься при со-

360

трудничестве и после консультации с человеком, относительно которого они принимаются, или с его представителем.

Если в общественных интересах и для благополучия личности будет считаться необходимым применение насильственных мер, то такие случаи должны быть разрешены согласно положениям других законов, позволяющих применять подобные санкции.

Решение, принятое по каждому конкретному случаю, должно быть как можно быстрее доведено до сведения человека, которого оно касается. В случае если решение является неблагоприятным для данного человека, оно должно быть разъяснено и подкреплено соответствующими аргументами и доведено до сведения человека таким образом, чтобы этот факт можно было доказать.

Лицо, получающее помощь, имеет право на ознакомление с информацией по его делу, содержащейся в документации, настолько глубоко, насколько это ознакомление не входит в противоречие с тайной информацией о других лицах.

Члены комитетов социальных услуг и персонал этих комитетов должны хранить документы по личным делам граждан под охраной. Если в процессе работы они получили информацию о личных или интимных взаимоотношениях их клиентов, им не разрешается обсуждать эти взаимоотношения с непосвященными лицами без предварительного разрешения клиента.

Любая из сторон, принимающих участие в деле, может подать апелляцию на решение социального комитета в Комитет социальных услуг по апелляциям. Это находится в соответствии с положениями Европейской социальной хартии, которая регулирует права граждан обжаловать решение социальных служб в высших инстанциях. Комитет социальных услуг по апелляциям получает апелляции от граждан со всей страны; в течение трех месяцев с момента поступления дела на рассмотрение он должен вынести по нему свое решение.

УЧЕБНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАЗДЕЛА IV

1. Покажите основные методологические и. методические подходы к изучению опыта социальной работы за рубежом.

2. В чем специфика американской системы социальной защиты населения?

361

3. Каковы особенности европейской системы социальной защиты населения?

4. Расскажите об основных направлениях и практике социальной работы в США.

5. Раскройте содержание социальной работы в ФРГ.

6. Каково содержание социальной работы в Норвегии?

7. Какова специфика социальной работы в Исландии?

8. В чем вы видите общее и особенное в системах социальной работы в зарубежных странах и России?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Бюллетень научной информации. — М.: Изд-во РГСИ, 1992-1993.

2. Дубинский В. И. Социальная работы в Германии. — М.:

ГАСБУ, 1996. № 1-5.

3. Леннеер-Аксельсон Б., Тюлефорс И. Психосоциальная помощь населению / Пер. со швед. — М., 1994.

4. Некрасов А.Я. Международный опыт социальной работы.— М.:

ГАСБУ, 1994.

5. Проблемы социологии быта и социальной работы в условиях перехода к рынку: Материалы Международной конференции / Под ред. П.Д. Павленка.— М.: ГАСБУ, 1994.

6. Саппс М., Уэллс К. Опыт социальной работы: Введение в профессию. — М.: Ин-т социальной работы, 1994.

7. Социальная защита семьи и детей (зарубежный опыт). — М., 1992.

8. Социальная работа и подготовка социальных работников в Великобритании, Канаде, США. — М., 1992.

9. Социальное обслуживание населения и социальная работа за рубежом / Сост. А.М. Панов. — М., 1994.

10. Теория и методика социальной работы /Под ред. И.Г. Зайны-шева.— М.: Союз, 1994. — Ч. II.

11. Энциклопедия социальной работы: В 3 т. / Пер. с англ. — М.:

Центр общечеловеческих ценностей, 1993—1994.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ................................................................................. „

Глава 33. Система социального обеспечения в Исландии

Раскрывая содержание системы социального обеспечения в Исландии, надо выделить в ней четыре основных элемента: образование, социальную защиту, обеспечение жильем и здравоохранение. В общественном секторе расходы на них составляют 51%. Остальная часть расходов приходится на другие социальные институты общества (без военных расходов, ибо в Исландии армии нет).

Основную работу по социальному обеспечению проводят местные органы управления, что важно, так как значительная часть населения проживает в небольших городах и деревнях. Социальные службы при местных администрациях функционируют на основе специального Акта, принятого парламентом Исландии в 1991 г. Акцент в нем делается на сотрудничестве между личностью и местной администрацией и ответственности индивида за себя и свою семью.

Социальные службы обеспечивают следующие социальные услуги: 1) консультирование; 2) финансовую поддержку; 3) социальную поддержку на дому; 4) социальное обеспечение детей и подростков; 5) услуги подросткам; 6) услуги престарелым; 7) услуги немощным; 8) обеспечение жильем; 9) помощь алкоголикам и наркоманам; 10) решение проблем занятости населения.

Правительство страны определяет общие контуры работы служб. Конкретно ими занимается местная администрация, создавая комитеты по социальным услугам, в компетенцию которых входит реализация социальных услуг в подведомственных районах.

В соответствии с законом право на социальное обеспечение имеют все лица, легально находящиеся в районе, подчиняющемся местной администрации. При этом местная администрация несет ответственность за предоставление различных услуг и помощи коренным жителям, находящимся под ее юрисдикцией в соответствии с положениями «Акта о социальных службах при местных администрациях». На его основании любая помощь и услуги оказываются как с целью решения различных проблем, так и с целью предотвращения попадания отдельных лиц и семей в положение, в котором они не в состоянии влиять на ситуацию.

Охарактеризуем подробно содержание отдельных видов услуг, оказываемых населению.

357

Консультации по социальным вопросам. Местные органы управления должны изыскивать возможность для предоставления консультаций по социальным вопросам. Целью подобных консультаций является, с одной стороны, предоставление информации, советов и указаний к действию, с другой — обеспечение поддержки в случаях общественных и личных потрясений. Это включает консультации по таким проблемам, как управление финансами, жилищные вопросы, воспитание детей, расторжение брака, в том числе случаи касающиеся опекунства и прав наследования, усыновления и т.д. Подобное консультирование должно оказываться наряду с другими видами помощи и при содействии других органов, которые предоставляют подобные услуги, таких, как центры охраны здоровья и школы, в зависимости от возникшей проблемы, и при тесном взаимодействии с клиентом.

Особое внимание обращается на то, чтобы органы местного управления пытались привлекать квалифицированных социальных работников или других лиц со сходным образованием в целях предоставления консультаций по социальным вопросам.

Финансовая поддержка. Основным правилом является то, что каждый гражданин обязан оказывать помощь своему (своей) супругу (супруге) и детям до момента наступления им (детям) 18 лет. Однако местные органы власти также несут ответственность за предоставление услуг и помощи коренным жителям и за обеспечение гарантий того, что последние смогут содержать себя и свои семьи. Правила по оказанию финансовбй поддержки разработаны местными органами власти на основе вышеуказанного акта.

Финансовая поддержка может быть оказана как в виде займа, так и в виде субсидии. Заем предоставляется в случае, если этого пожелает проситель или если проверка его финансового положения и уровня жизни выявит возможность предъявления требования по выплате займа под имущество, которым владеет проситель, и/или под финансовые и иные поступления, ожидаемые в будущем на его счет или имя.

Финансовая помощь оказывается безвозмездно (т.е. она не предоставляется в виде займа), если только это не было решено на момент ее оказания.

Социальная поддержка на дому. Поддержка на дому оказывается в зависимости от физического состояния человека, а также в виде персональной помощи умственно отсталым. Система здравоохра-

358

нения поставлена на службу больным и лицам преклонного возраста, им оказывается физическая поддержка.

Здесь необходимо разъяснить, что понимается под термином «Социальная поддержка на дому», который применим к любой помощи по уходу за домом, личной гигиене, социальной поддержке, а также по надзору и уходу за детьми и подростками.

Местные органы власти ответственны за социальную поддержку тех, кто живет в своем собственном доме и не способен заботиться о его состоянии и личной гигиене без посторонней помощи вследствие упадка сил, семейных обстоятельств, увечья, болезни, рождения ребенка или умственной отсталости.

Социальная помощь на дому должна оказываться с изысканием возможностей, позволяющих человеку самому восстанавливать свои силы и жить в собственном доме при условиях максимально приближенных к нормальным, так долго, как это только возможно.

Местные органы власти разрабатывают дополнительные правила по оказанию помощи на дому.

Благосостояние детей и подростков. Комитету социальных услуг при сотрудничестве с родителями, правоохранительными и другими органами, ответственными за воспитание, образование и здравоохранение детей и подростков, вменяется в обязанность обезопасить их существование и защищать их интересы во всех отношениях.

Комитет социальных услуг наблюдает за тем, чтобы дети, подрастая, предпочитали условия, которые обеспечивают здоровье и полноценное развитие. Комитет социальных услуг также должен обеспечить адекватную заботу о детях и отсутствие в окружающей среде чего-либо, что может подвергнуть их опасности.

Особый закон используется для защиты детей — закон, касающийся благосостояния детей и юношества. Однако комитет социальных услуг ответствен за создание для детей среды безопасности общего назначения. Закона благосостоянии детей применяется в индивидуальных ситуациях, в тех случаях, когда дети не обеспечиваются должным уходом со стороны их родителей иди опекунов.

Для профессиональной работы в сфере защиты детей очень важно иметь всеохватывающие социальные услуги, обеспеченные местными органами власти. Такие социальные услуги, как ежедневный надзор, помощь на дому и по уходу за домом, являются теми

359

видами поддержки, которые обычно предоставляются родителям, столкнувшимся с пренебрежением и грубостью со стороны детей.

Услуги для подростков. Под покровительством местных властей должна быть организована предупредительная работа среди подростков с целью направления потребности молодых людей к активным действиям по полезным каналам. Комитет социальных услуг является ответственным за те аспекты предоставляемых подросткам услуг, которые касаются индивидуальных дел, таких, как консультирование, внешкольные дела (поиск убежавших детей), и по необходимости предоставления подросткам убежища.

Услуги для лиц преклонного возраста и инвалидов. Министерство здравоохранения и социальной безопасности несет основную ответственность за услуги, предоставляемые лицам пожилого возраста. Однако местные органы власти должны изыскивать возможности обеспечения того, чтобы лица пожилого возраста, так же как и инвалиды, могли вести нормальную жизнь среди других людей так долго, насколько это возможно.

Что касается нормального существования престарелых, то здесь большое значение имеют услуги на дому, социальное консультирование и доставка продуктов.

Обеспечение жильем. Местным органам власти следует так долго, как это возможно, обеспечивать поддержку при сдаче жилища в наем и покупке домов за счет социальных субсидий или владение личным жилищем за счет социальных субсидий для семей и лиц, которые иначе не в состоянии устроить свою собственную жизнь вследствие низких заработков, тяжелого бремени по оказанию помощи или ухода за родственниками или другими людьми либо вследствие других социальных условий. Более того, они должны обеспечивать решение неотложных проблем по жилищным вопросам для тех лиц и семей, которые не способны сделать это сами, в то время как будут предприниматься меры по выработке окончательного решения.

Общие правила по решению особых задач, связанных с индивидуальными случаями

#

Особое внимание уделяется сотрудничеству с лицами, которые получают помощь, т.е. все решения должны приниматься при со-

360

трудничестве и после консультации с человеком, относительно которого они принимаются, или с его представителем.

Если в общественных интересах и для благополучия личности будет считаться необходимым применение насильственных мер, то такие случаи должны быть разрешены согласно положениям других законов, позволяющих применять подобные санкции.

Решение, принятое по каждому конкретному случаю, должно быть как можно быстрее доведено до сведения человека, которого оно касается. В случае если решение является неблагоприятным для данного человека, оно должно быть разъяснено и подкреплено соответствующими аргументами и доведено до сведения человека таким образом, чтобы этот факт можно было доказать.

Лицо, получающее помощь, имеет право на ознакомление с информацией по его делу, содержащейся в документации, настолько глубоко, насколько это ознакомление не входит в противоречие с тайной информацией о других лицах.

Члены комитетов социальных услуг и персонал этих комитетов должны хранить документы по личным делам граждан под охраной. Если в процессе работы они получили информацию о личных или интимных взаимоотношениях их клиентов, им не разрешается обсуждать эти взаимоотношения с непосвященными лицами без предварительного разрешения клиента.

Любая из сторон, принимающих участие в деле, может подать апелляцию на решение социального комитета в Комитет социальных услуг по апелляциям. Это находится в соответствии с положениями Европейской социальной хартии, которая регулирует права граждан обжаловать решение социальных служб в высших инстанциях. Комитет социальных услуг по апелляциям получает апелляции от граждан со всей страны; в течение трех месяцев с момента поступления дела на рассмотрение он должен вынести по нему свое решение.

УЧЕБНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАЗДЕЛА IV

1. Покажите основные методологические и. методические подходы к изучению опыта социальной работы за рубежом.

2. В чем специфика американской системы социальной защиты населения?

361

3. Каковы особенности европейской системы социальной защиты населения?

4. Расскажите об основных направлениях и практике социальной работы в США.

5. Раскройте содержание социальной работы в ФРГ.

6. Каково содержание социальной работы в Норвегии?

7. Какова специфика социальной работы в Исландии?

8. В чем вы видите общее и особенное в системах социальной работы в зарубежных странах и России?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Бюллетень научной информации. — М.: Изд-во РГСИ, 1992-1993.

2. Дубинский В. И. Социальная работы в Германии. — М.:

ГАСБУ, 1996. № 1-5.

3. Леннеер-Аксельсон Б., Тюлефорс И. Психосоциальная помощь населению / Пер. со швед. — М., 1994.

4. Некрасов А.Я. Международный опыт социальной работы.— М.:

ГАСБУ, 1994.

5. Проблемы социологии быта и социальной работы в условиях перехода к рынку: Материалы Международной конференции / Под ред. П.Д. Павленка.— М.: ГАСБУ, 1994.

6. Саппс М., Уэллс К. Опыт социальной работы: Введение в профессию. — М.: Ин-т социальной работы, 1994.

7. Социальная защита семьи и детей (зарубежный опыт). — М., 1992.

8. Социальная работа и подготовка социальных работников в Великобритании, Канаде, США. — М., 1992.

9. Социальное обслуживание населения и социальная работа за рубежом / Сост. А.М. Панов. — М., 1994.

10. Теория и методика социальной работы /Под ред. И.Г. Зайны-шева.— М.: Союз, 1994. — Ч. II.

11. Энциклопедия социальной работы: В 3 т. / Пер. с англ. — М.:

Центр общечеловеческих ценностей, 1993—1994.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ................................................................................. „

Глава 33. Система социального обеспечения в Исландии

Раскрывая содержание системы социального обеспечения в Исландии, надо выделить в ней четыре основных элемента: образование, социальную защиту, обеспечение жильем и здравоохранение. В общественном секторе расходы на них составляют 51%. Остальная часть расходов приходится на другие социальные институты общества (без военных расходов, ибо в Исландии армии нет).

Основную работу по социальному обеспечению проводят местные органы управления, что важно, так как значительная часть населения проживает в небольших городах и деревнях. Социальные службы при местных администрациях функционируют на основе специального Акта, принятого парламентом Исландии в 1991 г. Акцент в нем делается на сотрудничестве между личностью и местной администрацией и ответственности индивида за себя и свою семью.

Социальные службы обеспечивают следующие социальные услуги: 1) консультирование; 2) финансовую поддержку; 3) социальную поддержку на дому; 4) социальное обеспечение детей и подростков; 5) услуги подросткам; 6) услуги престарелым; 7) услуги немощным; 8) обеспечение жильем; 9) помощь алкоголикам и наркоманам; 10) решение проблем занятости населения.

Правительство страны определяет общие контуры работы служб. Конкретно ими занимается местная администрация, создавая комитеты по социальным услугам, в компетенцию которых входит реализация социальных услуг в подведомственных районах.

В соответствии с законом право на социальное обеспечение имеют все лица, легально находящиеся в районе, подчиняющемся местной администрации. При этом местная администрация несет ответственность за предоставление различных услуг и помощи коренным жителям, находящимся под ее юрисдикцией в соответствии с положениями «Акта о социальных службах при местных администрациях». На его основании любая помощь и услуги оказываются как с целью решения различных проблем, так и с целью предотвращения попадания отдельных лиц и семей в положение, в котором они не в состоянии влиять на ситуацию.

Охарактеризуем подробно содержание отдельных видов услуг, оказываемых населению.

357

Консультации по социальным вопросам. Местные органы управления должны изыскивать возможность для предоставления консультаций по социальным вопросам. Целью подобных консультаций является, с одной стороны, предоставление информации, советов и указаний к действию, с другой — обеспечение поддержки в случаях общественных и личных потрясений. Это включает консультации по таким проблемам, как управление финансами, жилищные вопросы, воспитание детей, расторжение брака, в том числе случаи касающиеся опекунства и прав наследования, усыновления и т.д. Подобное консультирование должно оказываться наряду с другими видами помощи и при содействии других органов, которые предоставляют подобные услуги, таких, как центры охраны здоровья и школы, в зависимости от возникшей проблемы, и при тесном взаимодействии с клиентом.

Особое внимание обращается на то, чтобы органы местного управления пытались привлекать квалифицированных социальных работников или других лиц со сходным образованием в целях предоставления консультаций по социальным вопросам.

Финансовая поддержка. Основным правилом является то, что каждый гражданин обязан оказывать помощь своему (своей) супругу (супруге) и детям до момента наступления им (детям) 18 лет. Однако местные органы власти также несут ответственность за предоставление услуг и помощи коренным жителям и за обеспечение гарантий того, что последние смогут содержать себя и свои семьи. Правила по оказанию финансовбй поддержки разработаны местными органами власти на основе вышеуказанного акта.

Финансовая поддержка может быть оказана как в виде займа, так и в виде субсидии. Заем предоставляется в случае, если этого пожелает проситель или если проверка его финансового положения и уровня жизни выявит возможность предъявления требования по выплате займа под имущество, которым владеет проситель, и/или под финансовые и иные поступления, ожидаемые в будущем на его счет или имя.

Финансовая помощь оказывается безвозмездно (т.е. она не предоставляется в виде займа), если только это не было решено на момент ее оказания.

Социальная поддержка на дому. Поддержка на дому оказывается в зависимости от физического состояния человека, а также в виде персональной помощи умственно отсталым. Система здравоохра-

358

нения поставлена на службу больным и лицам преклонного возраста, им оказывается физическая поддержка.

Здесь необходимо разъяснить, что понимается под термином «Социальная поддержка на дому», который применим к любой помощи по уходу за домом, личной гигиене, социальной поддержке, а также по надзору и уходу за детьми и подростками.

Местные органы власти ответственны за социальную поддержку тех, кто живет в своем собственном доме и не способен заботиться о его состоянии и личной гигиене без посторонней помощи вследствие упадка сил, семейных обстоятельств, увечья, болезни, рождения ребенка или умственной отсталости.

Социальная помощь на дому должна оказываться с изысканием возможностей, позволяющих человеку самому восстанавливать свои силы и жить в собственном доме при условиях максимально приближенных к нормальным, так долго, как это только возможно.

Местные органы власти разрабатывают дополнительные правила по оказанию помощи на дому.

Благосостояние детей и подростков. Комитету социальных услуг при сотрудничестве с родителями, правоохранительными и другими органами, ответственными за воспитание, образование и здравоохранение детей и подростков, вменяется в обязанность обезопасить их существование и защищать их интересы во всех отношениях.

Комитет социальных услуг наблюдает за тем, чтобы дети, подрастая, предпочитали условия, которые обеспечивают здоровье и полноценное развитие. Комитет социальных услуг также должен обеспечить адекватную заботу о детях и отсутствие в окружающей среде чего-либо, что может подвергнуть их опасности.

Особый закон используется для защиты детей — закон, касающийся благосостояния детей и юношества. Однако комитет социальных услуг ответствен за создание для детей среды безопасности общего назначения. Закона благосостоянии детей применяется в индивидуальных ситуациях, в тех случаях, когда дети не обеспечиваются должным уходом со стороны их родителей иди опекунов.

Для профессиональной работы в сфере защиты детей очень важно иметь всеохватывающие социальные услуги, обеспеченные местными органами власти. Такие социальные услуги, как ежедневный надзор, помощь на дому и по уходу за домом, являются теми

359

видами поддержки, которые обычно предоставляются родителям, столкнувшимся с пренебрежением и грубостью со стороны детей.

Услуги для подростков. Под покровительством местных властей должна быть организована предупредительная работа среди подростков с целью направления потребности молодых людей к активным действиям по полезным каналам. Комитет социальных услуг является ответственным за те аспекты предоставляемых подросткам услуг, которые касаются индивидуальных дел, таких, как консультирование, внешкольные дела (поиск убежавших детей), и по необходимости предоставления подросткам убежища.

Услуги для лиц преклонного возраста и инвалидов. Министерство здравоохранения и социальной безопасности несет основную ответственность за услуги, предоставляемые лицам пожилого возраста. Однако местные органы власти должны изыскивать возможности обеспечения того, чтобы лица пожилого возраста, так же как и инвалиды, могли вести нормальную жизнь среди других людей так долго, насколько это возможно.

Что касается нормального существования престарелых, то здесь большое значение имеют услуги на дому, социальное консультирование и доставка продуктов.

Обеспечение жильем. Местным органам власти следует так долго, как это возможно, обеспечивать поддержку при сдаче жилища в наем и покупке домов за счет социальных субсидий или владение личным жилищем за счет социальных субсидий для семей и лиц, которые иначе не в состоянии устроить свою собственную жизнь вследствие низких заработков, тяжелого бремени по оказанию помощи или ухода за родственниками или другими людьми либо вследствие других социальных условий. Более того, они должны обеспечивать решение неотложных проблем по жилищным вопросам для тех лиц и семей, которые не способны сделать это сами, в то время как будут предприниматься меры по выработке окончательного решения.

Общие правила по решению особых задач, связанных с индивидуальными случаями

#

Особое внимание уделяется сотрудничеству с лицами, которые получают помощь, т.е. все решения должны приниматься при со-

360

трудничестве и после консультации с человеком, относительно которого они принимаются, или с его представителем.

Если в общественных интересах и для благополучия личности будет считаться необходимым применение насильственных мер, то такие случаи должны быть разрешены согласно положениям других законов, позволяющих применять подобные санкции.

Решение, принятое по каждому конкретному случаю, должно быть как можно быстрее доведено до сведения человека, которого оно касается. В случае если решение является неблагоприятным для данного человека, оно должно быть разъяснено и подкреплено соответствующими аргументами и доведено до сведения человека таким образом, чтобы этот факт можно было доказать.

Лицо, получающее помощь, имеет право на ознакомление с информацией по его делу, содержащейся в документации, настолько глубоко, насколько это ознакомление не входит в противоречие с тайной информацией о других лицах.

Члены комитетов социальных услуг и персонал этих комитетов должны хранить документы по личным делам граждан под охраной. Если в процессе работы они получили информацию о личных или интимных взаимоотношениях их клиентов, им не разрешается обсуждать эти взаимоотношения с непосвященными лицами без предварительного разрешения клиента.

Любая из сторон, принимающих участие в деле, может подать апелляцию на решение социального комитета в Комитет социальных услуг по апелляциям. Это находится в соответствии с положениями Европейской социальной хартии, которая регулирует права граждан обжаловать решение социальных служб в высших инстанциях. Комитет социальных услуг по апелляциям получает апелляции от граждан со всей страны; в течение трех месяцев с момента поступления дела на рассмотрение он должен вынести по нему свое решение.

УЧЕБНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАЗДЕЛА IV

1. Покажите основные методологические и. методические подходы к изучению опыта социальной работы за рубежом.

2. В чем специфика американской системы социальной защиты населения?

361

3. Каковы особенности европейской системы социальной защиты населения?

4. Расскажите об основных направлениях и практике социальной работы в США.

5. Раскройте содержание социальной работы в ФРГ.

6. Каково содержание социальной работы в Норвегии?

7. Какова специфика социальной работы в Исландии?

8. В чем вы видите общее и особенное в системах социальной работы в зарубежных странах и России?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Бюллетень научной информации. — М.: Изд-во РГСИ, 1992-1993.

2. Дубинский В. И. Социальная работы в Германии. — М.:

ГАСБУ, 1996. № 1-5.

3. Леннеер-Аксельсон Б., Тюлефорс И. Психосоциальная помощь населению / Пер. со швед. — М., 1994.

4. Некрасов А.Я. Международный опыт социальной работы.— М.:

ГАСБУ, 1994.

5. Проблемы социологии быта и социальной работы в условиях перехода к рынку: Материалы Международной конференции / Под ред. П.Д. Павленка.— М.: ГАСБУ, 1994.

6. Саппс М., Уэллс К. Опыт социальной работы: Введение в профессию. — М.: Ин-т социальной работы, 1994.

7. Социальная защита семьи и детей (зарубежный опыт). — М., 1992.

8. Социальная работа и подготовка социальных работников в Великобритании, Канаде, США. — М., 1992.

9. Социальное обслуживание населения и социальная работа за рубежом / Сост. А.М. Панов. — М., 1994.

10. Теория и методика социальной работы /Под ред. И.Г. Зайны-шева.— М.: Союз, 1994. — Ч. II.

11. Энциклопедия социальной работы: В 3 т. / Пер. с англ. — М.:

Центр общечеловеческих ценностей, 1993—1994.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ................................................................................. „

Социальная политика Исландии

Помимо обычных государственных расходов, правительство Исландии тратит средства на содержание артистов и писателей и на субсидирование сельского хозяйства и различных промышленных отраслей.

64% расходов госбюджета Исландии  идет на социальную сферу. Доходы 

в 2002 составили 3,5 млрд. долл. США, расходы – 3,3 млрд. долл. Внешний долг составлял в 1999 размеров в 2,6 млрд. долл.40

Еще несколько лет назад Исландия была одной из самых дорогих стран мира, превосходя по уровню цен даже государства Северной Европы. Однако после обвала курса национальной валюты в 2009 году стоимость жизни здесь стала соответствовать среднеевропейской.41 В среднем цены на продукты питания, товары и услуги в Исландии достаточно высокие, по сравнению например с Россией, но в то же время уровень цен соответствует средней заработной плате.

2.12 Финансовый кризис.

Финансовый кризис в Исландии 2008—2009 года — экономический кризис в Исландии, который был вызван крахом трёх главных банков страны из-за трудностей в рефинансировании их краткосрочных долгов и перетекания вкладов в Великобританию. Относительно размера экономики страны, кризис 2008—2009 года в Исландии — самая большая в истории экономическая катастрофа в масштабах одного государства.42

Одной  из причин кризиса является роковая ошибка Центрального банка Исландии, выбравшего в начале ХХ века в качестве основной стратегии регулирования финансового рынка, жесткий контроль за инфляцией посредством манипулирования процентной ставкой банковского рефинансирования. Тактика эта хорошо знакома практически всем большим европейским государствам и заключается в следующем: с начала каждого отчетного периода определяется (с помощью финансовой модели, разумеется) величина инфляции, а затем производится корректировка кредитного процента: если реальная инфляция становится выше «целевой», процент повышается, ниже «целевой» — понижается.43

Финансовый кризис имел серьёзные последствия для исландской экономики: стоимость валюты страны упала относительно доллара вдвое, сделки по иностранной валюте были фактически приостановлены в течение многих недель, рыночная капитализация исландской фондовой биржи, у которой 60 % активов были акциями обанкротившихся банков - понизилась более чем на 90 %.44

Премьер-министр Гейр Хорде в обращении к гражданам предупредил, что страна может стать банкротом. Экономическая ситуация в стране вызвала массовое недовольство и протесты, которые привели 23 ноября 2008 года к массовым беспорядкам в Рейкьявике. Углубление кризиса подогревало дальнейшие беспорядки, что привело к 25 января 2009 года к отставке министра торговли Исландии Бьоргвина Сигурдссона, а 26 января 2009 года премьер-министр Исландии Гейр Хорде объявил о немедленной отставке всего правительства страны.

1 февраля 2009 временное правительство  возглавила Йоханна Сигурдардоттир, представительница партий социал-демократов и зеленых.

3 января 2010 парламент Исландии  принял законопроект о выплате  вкладчикам из Великобритании  и Нидерландов 3,4 млрд долларов, однако президент Исландии Олафур Рагнар Гримссон наложил вето на законопроект.45 Парламент назначил на 6 марта 2010 всенародный референдум по принятию законопроекта о выплате вкладчикам компенсации. 90 % исландцев проголосовали против выплаты компенсации.46

17 февраля 2011 Парламент Исландии  одобрил выплаты по банкротству  банка Icesave, однако президент страны Олафур Рагнар Гримссон не подписал соглашение с Великобританией и Нидерландами и предоставил народу право решить этот вопрос на референдуме. 57,7 % исландцев проголосовали против выплаты компенсации.

ГЛАВА 3. ОБЩЕСТВО

Исландия, как и скандинавские страны, такие как Швеция и Норвегия, является государством всеобщего благосостояния.

В его обществе существует государственная ответственность за благосостояние граждан, которая не может быть возложена ни на самого индивида, ни на частную корпорацию или местную власть. Государство предоставляет льготы и решает проблемы социального обеспечения, особенно в области здравоохранения, образования, обеспечения жильем, поддержания доходов посредством пособий по безработице, пособий малообеспеченным семьям, денежных доплат низкооплачиваемым работникам, общей материальной помощи и т.п. Финансирование этих расходов осуществляется государственными страховыми программами и через систему налогообложения, которая уменьшает социальное неравенство посредством перераспределения ресурсов.

3.1 Уровень жизни и Структура общества.

В стране практически нет бедных и классовое расслоение менее выражено, чем во многих других странах. Возросшее благосостояние сопровождалось повышением экономической и социальной безопасности и равноправия.

Средний возраст населения– 34 года. Возрастной состав: моложе 15 лет – 22,7%; 15–64 года – 65,4%; старше 65 лет – 11,9%. Ежегодный рост населения в 2003 составил 0,49%. Уровень рождаемости – 14,13 на 1000; уровень смертности – 6,95 на 1000; детская смертность – 3,5 на 1000. Средняя продолжительность жизни 79,8 лет.47

После обретения независимости экономика Исландии значительно упрочилась, повысился жизненный уровень населения. В этом отношении Исландия опередила другие скандинавские страны и вошла в число самых богатых стран мира. В 2001 в стране действовало 197 тыс. телефонных линий, количество мобильных телефонов превысило 248 тыс. В 2002 более 220 тыс. исландцев пользовались Интернетом.48

Ранее, из-за дорогой жизни в стране поездки в Исландию даже среди европейцев считались большим снобизмом. На одни сувениры в Рейкьявике легко можно было потратить ползарплаты, а средний ужин в кафе без спиртного стоил $40. Но в настоящее время, жизнь в стране подешевела.

   Впрочем, сами исландцы практически  не страдали от ценовой политики  своей страны в докризисное  время. По официальным данным, минимальная  зарплата в стране составляла $1,5 тыс. (97 тыс. исландских крон), средняя  зарплата — $4,2 тыс., а начальный  уровень пенсии — $1,7 тыс. в месяц. При желании в Исландии можно  было вообще не работать: пособие  по безработице составляет $1,5 тыс.49

Исландцы имеют преимущественно скандинавское происхождение, будучи главным образом потомками викингов, переселившихся на остров в раннем Средневековье. Часть населения – потомки кельтов из Ирландии и Шотландии. Исландский язык является по существу диалектом древненорвежского. Но за 1000 лет, со времен викингов,  он изменился мало в отличие от других скандинавских языков и поэтому современные исландцы легко читают древние тексты.

Рабочее движение.

Трудовые ресурсы в Исландии (как и во всех странах Северной Европы) традиционно отличаются высоким качеством, т.е. высоким уровнем образования и профессионально-квалификационной подготовки. Соответственно, стоимость рабочей силы в Скандинавии довольно высока.

Профсоюзы играют важную роль в экономической жизни Исландии. Первый профсоюз был организован в 1887, а Ассоциация профсоюзов – в 1916. Радикальные партии получили большую поддержку от членов профсоюзов. Ассоциация работодателей была создана в 1934.

Кооперативное движение.

В Исландии так же, как и в других скандинавских странах, сильно развито кооперативное движение, восходящее к 1882. Во всех общинах были созданы кооперативы, которые охватывали 1/5 населения.

Однако из-за экономических трудностей кооперативное движение пошло на убыль и в 1990-х годах, по существу, распалось.

3.2 Здравоохранение и Социальное обеспечение.

Исландия – государство, в котором широко действуют социальные программы. В крупных городах имеются центры здравоохранения, осуществляющие охрану материнства и детства, вакцинацию и т. д.

Мероприятия по страхованию на случай болезни и при утрате трудоспособности было приняты еще в конце 19 в., а в 1936 была утверждена расширенная программа социального страхования по болезни и от несчастных случаев, пособий по безработице, на содержание детей, лицам пожилого возраста и инвалидам. Программа распространяется на всех граждан Исландии.

Большое внимание уделяется здравоохранению. Показателями заботы государства о здоровье населения служат большая продолжительность жизни (76 лет для мужчин и 81 год для женщин) и очень низкая детская смертность (около 4,4 на 1000 новорожденных).50

Главным образом, огромное влияние на стимуляцию рождаемости оказали материальные дотации, предоставляемые семьям и длительные отпуска по уходу за ребенком, на которые, к слову, имеют право не только матери, но и отцы. Данные меры является составной частью сильнейшей социальной политики, что в сумме и дает такие высокие показатели. Столь удачная социальная политика Исландии имеет место во всех Скандинавских странах, занимающих ведущие места в рейтингах ООН.

Численность населения Исландии составляет 320 тыс. человек.51 В списке стран по численности населения она занимает 177 место.

Плотность населения Исландии составляет 3 человека на км². (191 место)

Страна разделена на 50 медицинских округов. Функционируют 25 больниц, которые оказывают медицинскую помощь, включая оперативную, на самом высоком уровне. Некогда настоящим бичом в Исландии был туберкулез, в настоящее время он практически искоренен.

Имеются два санатория и реабилитационный центр, которые раньше предназначались для больных туберкулезом, а затем были перепрофилированы. Так же в Рейкьявике имеется психиатрическая клиника.

Исландцы придумали страховку — от пожара и чумы на острове начали страховать еще в 1151 году.52

Муниципальные услуги

В общей сложности около 7 тысяч семей получили поддержку муниципальных доходов в 2010 году, это на 15,3% больше, чем в период с 2008 года. Государством было выделено много средств на семьи одиноких женщин с детьми (27,1%) больше всех нуждающихся в материальной поддержке.

В 2011 году, среди получивших материальную поддержку от государства было 11 468 лиц, или 3,6% жителей страны, из низ 3974 детей (в возрасте 17 лет и младше) или 5% всех детей Исландии.53

3.3 Религия.

   Больше 80% населения Исландии  принадлежит к евангелической  лютеранской церкви, более 4% – к  другим протестантским конфессиям (прежде всего, адвентистам седьмого дня), около 2% - к римско-католической церкви, 7% – к другим конфессиям.54

   В Исландии господствующая  евангелическая лютеранская церковь, которая поддерживается государством. Вместе с тем обеспечена свобода  вероисповедания. Исландия составляет  одну крупную епархию с резиденцией  епископа в Рейкьявике, состоящую  примерно из 300 приходов.

Решение о переходе в христианскую веру было принято в 942 году на Альтинге.

Так же на территории Исландии динамично развивается Православие.

Численность православных оценивается в 500 человек, что составляет 0,16% от численности населения страны.

  С недавнего времени у  лютеранства в Исландии появился  «конкурент» - новое язычество «Асатру». Это этническая религия коренного населения Исландии, Швеции, Норвегии, Дании, Англии, Германии и некоторых других европейских стран. В переводе с древнеисландского «Асатру» буквально означает «вера (тру) в богов (асов)».55

3.4 Образование

Исландия отличается высоким уровнем развития культуры благодаря давним литературным традициям, высокому стандарту образования и большому интересу всего населения страны к книгам и чтению.

   Обучение в государственных  школах обязательное и бесплатное  для всех детей в возрасте  от 6 до 15 лет. Окончившим среднюю  школу

предоставляется право продолжить четырехлетнее обучение в колледже или профессиональном училище.

В университете можно получить образование в области экономики и менеджмента, по гуманитарным наукам, к примеру, по филологии, истории и философии, политехническое образование, по естественным и общественным наукам.

Срок обучения составляет примерно от 3 до 5 лет. Кроме университетов в Исландии есть несколько небольших колледжей, дающих образование на университетском уровне. Тем не менее, по некоторым специальностям исландским студентам приходится продолжать обучение за границей. Правда, правительство выделяет для этого значительные средства. Примерно треть исландских студентов завершает образование в других странах.

В Исландии действует ряд профессиональных училищ, например, педагогическое, торговое, мореходное, художественно-ремесленное, политехническое и медицинское в Рейкьявике. В других частях страны развита сеть технических, сельскохозяйственных и музыкальных школ, а также школ домоводства. Все учебные заведения получают субсидии от федеральных и муниципальных властей. Обучение в профессиональных училищах в основном бесплатное.

3.5 Особенности законодательства Исландии.

Исландцы хранят свою культуру и законы. Так, некоторые законы, принятые древним народным собранием, действуют в Исландии до сих пор. Например, лошадь, вывезенная за пределы острова, — пусть даже для выступления на чемпионате мира по конному спорту — не может вернуться назад. Так решили исландские парламентарии в 982 году, и отменять это правило никто не собирается.

Ниже приведены примеры некоторых современных законопроектов.

Законопроект о курении.

В Исландии сигареты будут продаваться только в аптеках по рецепту

Курильщикам в Исландии придется регулярно обращаться к врачу, чтобы отвыкнуть от курения. Если же профилактические посещения врача не помогут, то «больному» будет выписан рецепт, по которому он может в аптеке купить сигареты, причем не по существующей в стране системе субсидий на медикаменты, а по очень высокой рыночной цене.

С такой инициативой Исландия, население которой всего 318 тыс. жителей, надеется противодействовать росту зависимости от курения среди своих жителей.

Согласно статистике, в 1991 году постоянными курильщиками было около 30% населения Исландии, сегодня – только 15% граждан.56

Легализация однополых браков.

 В Исландии право вступать в брак однополым парам предоставлено с 27 июня 2010 года, после того как соответствующий закон был принят 11 июня 2010 года Альтингом (исландским парламентом).В законодательство страны о браке внесено изменение, согласно которому супругами могут быть не только мужчина и женщина, но и мужчина и мужчина, а также женщина и женщина. Подпись президента Олафура Рагнара Гримссона стала не более, чем формальностью. Таким образом, Исландия стала девятой страной в мире, где законодательно уравнены права однополых пар и разнополых, в том числе в области усыновления и воспитания детей.


Смотрите также