Санкт-Петербург, м. Пл. Восстания,
ул. Гончарная, дом 13

+7 (812) 458-53-53

+7 (921) 771-65-11

[email protected]

Система образования в южной корее


Образование в Южной Корее

Система образования в Южной Корее начала формироваться ещё в 63 году до н. э. Тогда позволить себе обучение могли лишь очень обеспеченные граждане. Современное образование в Корее вобрало в себя всё лучшее из мировой практики, учиться здесь предпочитают многие молодые люди из развитых европейских стран.

Для местного населения качественное высшее образование стало залогом получения престижной, хорошо оплачиваемой работы. Многие компании страны, работающие на мировом рынке, готовы принимать на работу лишь выдающихся выпускников нескольких лучших корейских университетов. Примечательно, что получить хорошее образование в Южной Корее нужно даже девушкам, которые мечтают удачно выйти замуж.

Обязательные этапы образовательной системы

Дошкольное образование не входит в официальную программу, поэтому направлено не на получение каких-либо знаний, а на общее, целостное развитие маленького человека. В результате, к моменту перехода в школу ребёнок становится физически развитым и эмоционально устойчивым. В стране работают два вида детских садов – муниципальные и частные, которым отдаёт предпочтение большинство родителей. Начиная с 7 лет учёба в Корее продолжается в средней школе – это конституционная обязанность каждого корейца. Законом регламентированы несколько аспектов этого процесса:

  • Развитие способностей к принятию верных решений.
  • Получение тех знаний, которые в будущем предоставят возможность овладеть любой профессией.
  • Выработка ответственности, свободолюбия, способности к самовыражению и пониманию прекрасного.
  • Развитие патриотизма, сохранение и распространение национальной идеи.

Все старшие школы подразделяются на общеобразовательные и специализированные, с углублённым изучением определённых предметов. В некоторых образовательных учреждениях практикуется симбиоз этих направлений.

Средне-специальное и высшее образование в Корее представлено колледжами и вузами. Программа в колледже может занимать 2 или 4 года, обучение в вузе занимает от 4 до 6 лет. И без того большое количество специальностей, по которым ведется обучение, регулярно увеличивается – появляются новые, востребованные в современных экономических условиях.

Около 80 % вузов страны частные, и учёба в Южной Корее платная. Стоимость отличается и может быть снижена для конкретного студента за счет стипендий и грантов, на которые можно претендовать при отличной успеваемости и активном участии в жизни университета. Особо отличившиеся и преуспевающие ученики могут сделать своё обучение не только бесплатным, но и получать материальную выгоду за счёт больших стипендий.

Роль государства в сфере образования

Получение гражданами страны качественного образования давно стало одним из приоритетных направлений в работе правительства. Стандартные функции Министерства образования в стране были расширены еще в 2002 году, и в настоящее время оно занимается всеми вопросами развития человека, а министр получил приставку «премьер». Особенностью этой должности является короткий срок такого назначения – больше года выполнять обязанности не придётся. Пост может занять только человек, связанный со сферой образования.

В последние годы больше внимания уделяется профессиональной подготовке на базе ПТУ и старших школ. Таким образом образование в Южной Корее нацелено не только на подготовку служащих и управленческих кадров, но и рабочих специальностей. Начиная с 2010 года были открыты множество дополнительных Meister schools (аналог ПТУ), которые имеют прочную связь с местными компаниями. Эти заведения получают дополнительную субсидию от государства, общая сумма выплат приближается к 2,5 млрд. вон. Таким образом, учёба в Корее в этих заведениях стала полностью бесплатной.  Не так давно студентам таких обновлённых ПТУ стали предоставлять отсрочку от службы в армии.

Особенности корейского образования

Выпускники корейских вузов высоко ценятся во всём мире, что подтверждает высокий уровень всего образовательного процесса в стране. Несмотря на все преимущества, учёба в Южной Корее имеет и некоторые негативные моменты, особенно остро воспринимаемые иностранными гражданами. К их числу нужно отнести перенасыщенный, а также изматывающий график занятий в университетах, необходимость заучивания наизусть огромного количества материала. Для выпускников школ с узкой специализацией практически закрыты перспективы трудоустройства по другим специальностям, зато в своей области они являются специалистами высшего класса.

Особенности образовательной системы в Южной Корее - Академия "Фомы"

Алексей Филиппов, кандидат философских наук

Все лекции цикла можно посмотреть здесь.

Южная Корея – азиатская страна с особенностями менталитета – корпоративность, уважение к старшим, коллективная ответственность. И надо сказать, что система образования в этом государстве, хотя и имеет ориентиры явно европейские, все-таки сохраняет свою самобытность. Самое главное, что определяет всю школьную систему образования – это выпускные экзамены. Более того, выпускной экзамен – это главное событие в жизни любого южнокорейца, или южнокорейки – это система образования, которая направлена на подготовку к экзаменам.

Учитывая, что дошкольное образование обязательно и большая часть детских садов являются частными, лозунг, что мы начинаем готовить к экзаменам, или в частности, готовить к школе, является самым главным для того, чтобы родители обратили внимание именно на этот детский сад, а не на другой. Хотя, главная задача – развить ребенка, сделать его здоровым, приучить его к коллективу. Потому что до определенного возраста – до пяти лет, маленькому человеку можно все, а после пяти лет, его берут в серьезные рукавицы поострее ежовых и начинают формировать ту личность, которая необходима данному обществу – личность коллективную. И вообще коллективизм – это главное отличие южнокорейской системы образования, коллективизм поставлен во главу угла. И при этом Южная Корея сейчас демонстрирует крайне высокие результаты по всем мировым исследованиям.

В 2001 году министерство образования получило особые преференции, дело в том, что развитие системы образования было признано ключевым направлением деятельности, ему был объявлен высочайший приоритет и среди граждан, и среди политиков. И министр образования был повышен до звания вице-премьера, соответственно с расширением полномочий. И Южная Корея всерьез взялась за свою систему образования.

Начальная школа в Южной Корее длится шесть лет, как в большей части развитых стран мира. Главная задача начальной школы – подготовить ученика к обучению в старшей школе. Соответственно, помимо общеобразовательных предметов, как математика, например, или язык, в корейской школе могут преподаваться такие предметы, как этика, или ведение домашней экономики. Средняя школа 7-9 классы. Здесь существенным образом ужесточаются требования к внешнему виду – форма в Южной Корее обязательна всегда с начальной школы, но здесь уже контролируется и длина волос, и макияж, и так далее. И уже в средней школе ученики начинают понимать, что главная задача – это сдать экзамены.

Что интересно, как таковых отметок, в Южной Корее нет, и даже более того, переводных экзаменов тоже. Но, когда дети оканчивают среднюю школу, они прекрасно понимают, что, чтобы поступить дальше в университет, им нужно будет хорошо сдать итоговый экзамен, а для этого необходимо учиться в высшей школе. Высшая школа необязательна в Южной Корее, она бесплатна, но необязательна. При этом, чтобы попасть в высшую школу, нужно сдать определенное тестирование, и большая часть учеников проходит – 97% южнокорейцев учатся в высшей школе. Главная задача высшей школы – это подготовить именно к поступлению в университет. У южнокорейского учителя огромный авторитет, его слова не обсуждаются. В южнокорейских классах в начальной школе по 50-60 человек. С течением времени, понимаете ситуация не меняется. То есть выбраковки никакой нет, а поскольку нет отметок, нет обязательных переводных экзаменов, в одном классе учатся дети с разным уровнем развития.

Но, как только приходит пора экзаменов, здесь наступает естественная селекция. Дело в том, что для семьи Южной Кореи, получение образования – это дорога в жизнь. Если человек поступает в институт, фактически его дальнейшая карьера расписана. Если он поступает в один из 10 лучших университетов Южной Кореи, то фактически его жизнь сделана. Если он окончит этот ВУЗ, конечно же и получит профессию. Поэтому роль экзамена выпускного из школы, вступительного в ВУЗ для любого ребенка Южной Кореи ключевая.

В школе могут применяться телесные наказания, учитель может указкой дать по рукам, может наказать серьезнее, более того, телесные наказания практикуются и в школе, что резко отличает их, например, от финской системы образования, где это просто недопустимо, где даже голос на ребенка невозможно повысить, за это можно лишиться учительской практики, а у родителей могут отобрать детей. Здесь прямо противоположная ситуация, есть телесные наказания, есть очень серьезные рамки. Опять же, главное здесь, не воспитать личность, а воспитать человека коллективного, который умеет жить в этом коллективе, знает все его законы и один за всех и все за одного. Поэтому для ребенка из Южной Кореи соответствующим образом выстроена система воспитания. Что интересно, помимо того, что ребенок ходит в школу, он учится в так называемых хагвонах, или академиях – это система дополнительного образования, она может быть творческой, например, музыка, или хореография, спорт, но как правило многие дети выбирают именно углубленное изучение ряда предметов, в первую очередь математика, английский, или родной корейский язык. То есть ребенок в первой половине дня учится в школе, а во второй половине дня он учится в хагвоне. Учебный день может длиться более 12 часов. И надо сказать, что у южнокорейских детей, особенно в старшей школе, или в высшей школе, как называются 11-12 классы, фактически нет детства. Все их внимание, все их силы, все их знания ориентированы на одно – сдать хорошо экзамен. Если ребенок экзамен не сдал – все, на этом его жизнь закончена. И огромное количество детских суицидов в Южной Корее именно из-за несданного экзамена – это второе место после автокатастроф.

Правительство Южной Кореи принимает ряд стабилизационных мер, но пока ситуация радикально не выправилась. Как же обставлен сам экзамен? Дело в том, что поскольку он является ключевым моментом образования, то правительство делает все, чтобы экзамен прошел максимально комфортно. Все увеселительные заведения в ночь перед экзаменом закрываются раньше, или не работают вообще. Родителям, чьи дети сдают экзамен, в частных структурах, сокращают рабочий день, они могут прийти к 10 часам и позже, потому что они готовят детей к экзаменам, собирают в школу на экзамен. Во время экзамена запрещены полеты самолетов, чтобы не мешали детям. Соответственно, если ребенок опаздывает на экзамен, есть специальная система, которая контролирует этот момент, вы можете позвонить и вас доставят разумеется бесплатно, более того, даже полицейские ориентированы на то, чтобы доставить ребенка в учебное заведение, если он проспал, или что-нибудь еще случилось. Пишутся специальные рекомендации, чтобы девушки не использовали короткие юбки, макияж, каблуки, чтобы не мешали другим и сами, чтобы чувствовали себя комфортно во время экзамена. То есть, все ради экзамена. И дальше, собственно говоря, когда экзамен начинается, он проводит ту самую сегрегацию детей по принципу сдал, или не сдал. Если ребенок осилил экзамен, он называется сусын, то он поступает в ВУЗ и, повторяю, если он успешно оканчивает ВУЗ, его карьера сделана.

Если же он не поступает, у него есть три пути – быть безработным и соответственно вести полуголодное существование, или уйти в армию, или же найти какой-то способ – низкоквалифицированную, малооплачиваемую работу и собственно таким образом влачить свое существование. Поэтому Южная Корея – страна с одним из самых больших количеств студентов, то есть большая часть детей все-таки поступает в ВУЗы, в Южной Корее много ВУЗов, но есть 10 самых престижных, которые элитные, туда очень сложно попасть, но если попал, то все в порядке. И есть другие ВУЗы, куда тоже стремятся попасть дети.

Но, тем не менее, если нет возможности получить это образование, то фактически нет возможности комфортно жить. У американского философа Уэнделла Филлипса есть известная фраза, я ее очень люблю: «Лучшее образование дается в борьбе за кусок хлеба, или в борьбе за выживание». Вот для азиатских стран и для Южной Кореи, и для Сингапура, и для Японии – это очень показательный момент. Действительно, если ты получаешь образование, если ты сдаешь экзамен и поступаешь в ВУЗ – твоя жизнь сделана. Если же нет, то увы, ты на обочине жизни. И это является мощнейшим стимулом для получения образования и это является одним из тех факторов, почему Южная Корея сейчас является одним из мировых лидеров образования.

Южная Корея – страна, которая огромное количество средств тратит на образование. В частности, 7% от ВВП идет на развитие образования. Второе место в мире, после Дании. Большая часть семейных расходов идет на обучение школьников, 56% всех денег, которые поступают в семейный бюджет родители расходуют на образование своих детей. Разумеется, есть в школах селективный отбор. 70% учителей Южной Кореи – это мужчины, женщин там крайне мало, то же самое в хагвонах – в академиях. И постольку, поскольку система очень жесткая и я уже говорил про систему наказаний и в школе, и дома, разумеется, далеко не все могут успешно справиться с той нагрузкой, которая ложится на детей, но система коллективной поддержки, начиная с детского сада, когда дети корейскому деду Морозу загадывают желание, чтобы успешно окончить школу, сдать экзамен и попасть в ВУЗ, что невозможно представить, чтобы загадывал наш российский школьник деду Морозу, чтобы он помог поступить в ВУЗ.

Вот эта система направлена на формирование коллективного человека, который способен показать определенные результаты и здесь уже в старшей школе, в старших классах, работает формирование коллектива в другую сторону. Если сначала тебя приучат жить в обществе, то потом общество так, или иначе помогает тебе не остаться на обочине, и даже, если ты не сдал экзамен, есть определенная система поддержки для детей, которая к сожалению, пока работает не очень хорошо.

Южная корея

Образование в Южной Корее признано самым эффективным. Сегодня эксперты Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНИСЕФ) составили рейтинг образовательных систем мира. Лидером рейтинга стала Южная Корея, образование в этой стране признано самым эффективным в мире.

Система образования состоит из шестилетнего обучения в начальных классах (6 - 11 лет), трехлетнего обучения в средних классах (12-14 лет), и трехлетнего в старших классах (15-17 лет). Полный курс университета - 4 года, колледжей - 2-4 года, при которых также работают магистратуры и аспиранту­ры, дающие возможность получить ученую степень доктора наук (PH.D.). Существуют также двух- и трехгодичные технические и профессионально-технические колледжи.

Таблица 3 – Система образования Южной Кореи

Дошкольное образование

Дошкольное образование не является пока еще обязательным, но в последние годы ему придается все большее значение. Воспитатели детских садов должны проучиться два или четыре года в колледже или университете по программе воспитания и обучения дошкольников младшего и старшего возраста. Детские сады не преследуют цели дать детям теоретические знания, а выполняют свою главную задачу - обеспечить всестороннее развитие дошкольника, создать обстановку, способствующую здоровому физическому и эмоци­ональному развитию, воспитанию чувства уверенности в себе.

Начальное образование

Обучение детей с 6 до 11 лет. Дети изучают корейский язык, математику, этику, обществоведение, естествознание, иностранные языки (в том числе английский), занимаются физкультурой, изобразительным искусством и музыкой.

Среднее образование

Обучение в средней школе с 7-го по 9-й классы. Учебная программа средней школы строится на изучении 11 основных предметов, нескольких предметов на выбор, а также факультативных занятий. Особое внимание уделяется внедрению информационных технологий в процесс учебы, поэтому все школы полностью обеспечены компьютерами и доступом к Интернету.

Средние школы высшей ступени

Подразделяются на 2 вида: общая и профессионально-техническая. В школах с общим профилем изучают гуманитарные, общественные и естественные науки, искусство, иностранные языки. Профессионально-технические школы предоставляют знания в области компьютерной техники, делового администрирования, общего машиностроения,  сельского хозяйства и морского дела. Основным направлением учебы в средних школах высшей ступени является подготовка к поступлению в университет. Оценки в выпускном классе оказывают значительное влияние на поступление учащихся в вуз. Многие ученики после занятий в школе посещают дополнительные подготовительные курсы или репетиторов. Особое внимание уделяется изучению английского языка и математики.

Высшее образование

Представлено следующими типами высших учебных заведений: университеты, колледжи, педагогические институты, открытые и заочные университеты.

Корейские вузы подразделяются на государственные и частные. Система высшего образования Южной Кореи имеет следующую структуру:

- степень бакалавра – после четырех лет обучения, для медицинских факультетов – 6 лет;

- степень магистра – 2 года учебы в магистратуре;

-докторская степень – 4 года обучения и проведения исследовательских работ;

-после сдачи выпускных экзаменов и защиты диссертации присуждается степень доктора наук. 

Специализированное образование

Сегодня в Корее люди с ограниченными способностями также имеют возможность получить высшее образование. Инвалидам со средним образованием предоставляется возможность пройти 4-годичные курсы по спе­циальностям: деловое администрирование, сельское хозяйство, педа­гогика, государственное управление и домоводство. Су­ществуют программы заочного и дистанционного среднего профес­сионального образования. Есть и другие виды нетрадиционных об­разовательных программ, включающие различные подготовитель­ные курсы, предоставляемые государственными и частными органи­зациями.

Важной вехой в истории специализированного образования яви­лось открытие в 1994 г. Корейского института специаль­ного образования. В нем проводятся учебные семинары для учите­лей, руководителей и администраторов спецшкол, повышается их профессиональная квалификация, а также ведутся специальные ис­следовательские программы. В институте действует Информацион­ный центр по социальному обеспечению для инвалидов, обеспечива­ющий учебные материалы и дистанционное образование.

Педагогическое образование.

В Корее существует два вида пе­дагогических учебных заведений - педагогические колледжи, ведущие подготовку учителей начальной школы и образовательные колледжи, где получают образование будущие учителя средней школы. В обо­их колледжах срок обучения четыре года. В стране насчитывается 11 педагогических колледжей - по одному на каждую провинцию, причем все они являются государственными учебными заведениями. Образовательные колледжи бывают как государственные, так и част­ные. В некоторых обычных четырехгодичных колледжах и университе­тах существуют специальные курсы, по окончании которых выпуск­ники имеют право преподавать в средней школе и средней школе по­вышенной ступени. Право на преподавание выпускники педагогиче­ских колледжей и университетов могут получить, если сдадут педа­гогический квалификационный экзамен.

Контроль над допуском к педагогическому образованию позволяет повысить качество людей, которые становятся учителями. Самым убедительным примером такого воздействия может послужить Южная Корея. Каждый, кто, который хочет стать преподавателем начальной школы, должен после четырехгодичного вузовского обучения получить степень по педагогике в Национальном университете образования. Количество мест на курсах ограничено, с тем чтобы предложение учителей соответствовало спросу: допуск базируется на результатах национальных вступительных экзаменов в колледжи, и условия конкурса таковы, что абитуриенты должны относиться к верхним 5% по своим показателям, если хотят получить доступ к учительской подготовке.

В результате на курсы сложно попасть, и люди, которые на них попали, с большой долей вероятности получат работу в школе. Это позволяет поддерживать привлекательность, статус и качество курсов на высоком уровне.

Что касается учителей средней школы, то они имеют право получить диплом в одном из 350 конкурирующих между собой институтов. Подготовка преподавателей средней школы не контролируется правительством с такой строгостью, поэтому возникает перепроизводство учителей.


Смотрите также