Система образования в испании кратко
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В ИСПАНИИ
Система образования в Испании мало, чем отличается от систем образования в прочих европейских государствах. Система состоит из 4 основных этапов - это дошкольное, начальное, среднее и высшее образование. Учреждения образования могут быть частными и государственными. Зачастую частные учебные заведения заключают договора с государством и затем финансируются и получают дотации от государства.
Дошкольное образование
Дошкольное образование в Испании является не обязательным. Разделяется на два этапа - это детские сады (Jardin de enfancia) и дошкольную подготовку (Escuela de parvulos). Детские сады предназначены для детей от 1 до 3 лет, направлены на развитие и воспитание ребенка. Дошкольная подготовка для детей от 4 до 6 лет. Программа направлена подготовку к начальной школе.Начальное образование
Начальное образование (Educación primaria) предназначено для детей от 6 до 12 лет. Начальное образование разбито на три цикла по два года каждый. Обязательными предметами в программе начальной школы являются математика, испанский язык и официальный язык автономии, литература, иностранный язык, физкультура, рисование и музыка, ознакомление с культурными и социальными науками, природоведение и недавно введенный предмет, включающий в себя знакомство с правами человека и гражданскими правами и обязанностями. На третьем этапе начального образования (т.е с 10 лет) ученикам предлагается второй иностранный язык. Религия в испанских школах преподается не в обязательном порядке, все зависит от желания родителей. Даже в государственно-частных школах, которые зачастую принадлежат тому или иному монашескому ордену, религия не насаждается насильно. В полностью частных школах ситуация может быть иной.Среднее образование
Среднее образования в Испании разделяется на 2 этапа. Среднее базовое обязательное образование и полное среднее образование (Bachillerato) – от 16 до 18 лет. Программа средне-базового образования является обязательной. Программа включает в себя общие базовые предметы среднего образования. Предназначена для учащихся в возрасте от 12 до 16 лет. По окончании выдается свидетельство о среднем базовом образовании. После общей школы, учащиеся могут выбрать два пути: либо продолжать обучение в средней школе по программа Bachillerato либо поступать в профессиональные колледжи. Программа Bachillerato предназначена для подготовки учащихся к поступлению в ВУЗ. Программа рассчитана на 2 года и предназначена для детей от 16 до 18 лет. Во время обучения по программе Bachillerato происходит разделение по потокам с углубленным изучением предметов в области, в которой учащийся планирует специализироваться в дальнейшем. Обычно школы предлагают четыре направления специализации: искусство, естественные науки, гуманитарные и социальные науки и технология. После завершения образования сдаётся экзамен Selectividad, который одновременно является вступительным в испанские высшие учебные заведения.Высшее образование
Высшее образование в Испании имеет три цикла. Каждый из циклов заканчивается сдачей экзаменов и присвоением соответствующей степени. По испанским законам только университеты могут давать высшее образование, и в этом смысле Испания значится как страна консервативная. Испанские университеты делятся на три категории:- Государственные (сорок три университета)
- Частные (три университета)
- Духовные высшие учебные заведения, находящиеся под опекой церкви
- Первый цикл – Diplomatura
- Второй цикл - Licenciado, Arquitecto или Ingeniero
Структура системы образования в Испании
Структура системы образования в Испании. Согласно действующему законодательству, система образования Испании имеет такую структуру:
- Дошкольное образование;
- Начальное;
- Среднее;
- Бакалавриат и среднее профессиональное образование.
Такая, хорошо организованная структура позволяет поэтапно увеличивать нагрузку на ребенка и готовить его к поступлению в высшие учебные заведения. В отдельную группу, согласно закону, выделяются направления в спорте, искусстве и языках. Также законом защищаются права детей, которые требуют специальных условий. Правительство страны, посредством специальных документов устанавливает базовые программы обучения и, соответственно, критерии оценивания для каждой группы учеников. На изучение базовой программы в областях с одним языком выделяется 65% всех часов, для автономий с несколькими официальными языками – 55% часов.
Дошкольное образование
Включается в себя два этапа: от 0-3 лет и от 3 до 6 лет – является необязательным. Но, в последнее время все больше и больше родителей предпочитают все-таки отдавать детей в детсады. На первом этапе уклон делается на физическое, эмоциональное, социальное и интеллектуальное развитие посредством игр. Ребенок знакомится с окружающим миром, постепенно развивая самостоятельность.
Второй этап включает в себя изучение конкретных предметов: языки, письмо, чтение, базовые математические операции, знакомство с музыкальными инструментами и информационными технологиями.
Начальное образование
Это обязательный и, ко всему прочему, бесплатный этап получения образования, который охватывает период с 6 до 12 лет. Период в 6 лет делится на 3 цикла по 2 года каждый, в конечном итоге получается 6 академических курсов.
Главная цель этой ступени – приобретение ребенком основных навыков математического счета, устной речи, письма и чтения, социальная адаптация, формирование личности и развитие собственных уникальны навыков. Учебный процесс построен по системе блоков, которые при этом не разрушают целостность образования, а, наоборот, дополняют ее:
- Физическое воспитание;
- Творческое развитие;
- Естественные науки;
- Языки и литература;
- Право и гражданское общество.
По решению администрации, на последнем цикле обучения могут быть введены дополнительные иностранные языки. В принципе, большинство испанских школ делают главный уклон, именно на изучение иностранных языков. Каждый блок имеет свою степень значимости, чем выше, тем больше уделяется ему внимание. Такие направления, как чтение, письмо, устная речь, информационные технологии, коммуникации и ценности рассматриваются в каждом блоке, и являются основополагающими. Обязательно выделяется время на чтение, чтобы ученики не забывали и постепенно вырабатывали полезную привычку.
Мониторинг успеваемости и усвояемости материала происходит на постоянной основе: ученик не будет допущен к новому этапу обучения, если не соответствует установленным нормам. После каждого этапа предоставляется расширенный отчет о каждом ученике.
Среднее образование
Является обязательным для всех слоев населения Испании, без исключения. Человек, который не имеет аттестата о среднем образовании: не имеет право продолжать обучение в ВУЗах, а также будет принудительно отправлен на специальные программы профессиональной квалификации.
Этот этап охватывает возраст 12-16 лет, соответственно, подделен на четыре курса. Базовая программа на этом этапе включает многогранное развитие ученика и подготовку его к поступлению в ВУЗы или выхода на рынок труда. Упор вновь делается на языках, естественных науках, праве и литературе, информационных технологиях и математике. На последнем курсе ученику дается возможность выбрать дополнительные предметы, которые напрямую будут связаны с будущей профессией.
Для перехода на следующий этап, ученик обязан выполнить ряд задач, которые были поставлены на каждом отдельном предмете. Если результаты неудовлетворительны, то есть три низкие оценки, ученик вновь проходит курс. Только лишь по решению педагогического коллектива, ученик, может быть, переведет на следующий курс. Пройти повторно курс можно лишь один раз, в исключительных случаях 2. Те, кто все же не сумел получить аттестат о среднем образовании – отправляется на квалификационные программы, включающие три курса. Каждый, из которых позволяет освоить профессию и получить необходимый багаж знаний для получения аттестата.
Бакалавриат
Не является обязательным этапом испанского образования. Для перехода, в обязательном порядке требуется аттестат. Базовая программа включает как общие предметы, так и специализированные, причем ученику предоставляется возможность выбрать самостоятельно несколько предметов. Каждый предмет и полученные на нем знания дают возможности пройти на более высокий уровень.
Оценивается каждый отдельный предмет, причем шкала оценивания для каждой области своя. После успешного окончания, каждый выпускник получает титул – Бакалавра. После этого имеется два пути: продолжить обучение для повышения уровня знаний или перейти в профессиональную сферу деятельности. Срок обучения составляет четыре года, которые делятся на два курса – только успешное окончание обоих курсов дает право получить титул.
Высшее учебное заведение
Этот этап становится доступным только после получения бакалавра, причем студенту также предстоит сдать единый экзамен, который собственно и позволит оценить уровень знаний и готовность поступающего получать высшее образование. Также учитываются оценки, полученные на предыдущем этапе обучения.
Экзамен состоит из двух частей:
- Обязательная: включает в себя общие предметы и специальный для выбранной специальности;
- Необязательная: позволяет повысить оценку, а также дает возможность поступающему маневрировать и не быть привязанным к одной, конкретно, выбранной специальности.
Оценки по предметам, которые были выбраны во второй части, действуют на протяжении двух лет. Поступающему предоставляется возможность сколько угодно раз сдавать эти два выбранных предмета. Каждый экзамен, при успешной сдаче, может повысить оценку на 1-2 бала, в зависимости от университета. В начале каждого года, ВУЗы обязаны оповещать абитуриентов о приоритетных предметах на каждую специальность.
Право на получение высшего образования также имеют абитуриенты старше 25 и граждане страшнее 40 лет. Даже, если они не имеют никакого образования и тем более стажа работы – это все регламентирует Королевский указ. В нем указаны все нормы и правила поступления для таки граждан.
Профессиональное образование
Этот уровень разделен на два цикла – средний и высокий. Для доступа 1-го, ученик должен обязательно иметь аттестат о среднем образования, а для 2-го титул Бакалавра. Главная цель этого этапа – подготовить человека к трудовой деятельности.
Процесс обучения разделен на два модуля – это теоретическая база и практика. Программу и перечь предметов, которые будут относиться к той или иной специальности: правительство согласовывает с администрацией Автономной Области. Если поступающий не может выполнить требования о наличии аттестата или бакалавра, то по решению администрации учебного заведения, при успешной сдаче экзамена, может быть зачислен.
Оценивается ученик по модулям и цикл считается успешно завершенным, если студент по всем предметам имеет положительную оценку. По завершению, студенту открывается дорога в ВУЗы.
Другие направления в образовании
Как уже упоминалось выше, в отдельную категорию относятся такие виды, как:
- Спортивное образование;
- Изучение иностранных языков;
- Изучение искусства: танцев, драматургии, дизайна, музыки.
Притом, что данные типы выделены в отдельные группы – процесс получения, практически не отличается от обычного образования. Также для получения высшего уровня, необходима успешная сдача предыдущего этапа, модульная система изучения предметов и огромное количество дополнительных курсов.
Образование для взрослых – это постоянный процесс, который поощряется правительством и гарантирует права на получения профессионального или высшего образования, даже достаточно взрослым гражданам. Ведь экономика постоянно трансформируется: на смену старым специальностям приходят новые, а подготовить достаточное количество работников государственная система просто физически не успевает.
На помощь приходят многочисленные курсы при университетах как заочные, так и очные. Первые предполагают использование всего потенциала информационных технологий. То есть будучи далеко от учебного заведения, гражданин может получить по окончании диплом европейского образца.
Дошкольное и школьное образование в Испании.
В последние годы Испания превратилась в третий по популярности после Англии и Ирландии учебный центр в Европе. Специфика и структура образовательной системы, особенно среднего образования в Испании, имеет массу плюсов, например, личностно ориентирована, позволяет ученику самостоятельно определиться в выборе будущей специальности, а также обеспечивает владение несколькими иностранными языками «с младых ногтей». Иностранцев учеба в Испании привлекает не только удачной комбинацией близости к морю, доступных цен и высокого качества международного образования, но и уникальной космополитичной атмосферой.
Структура системы образования в Испании
Уровень образования по-испански | Guardería | Escuela infantil | Primaria | ESO Educación Segundaria Obligatoria | Bachillerato | Universidad |
По-русски | Детский сад | Подготови-тельная группа | Начальная школа | Средняя школа (обязательное среднее образование) | Бачилерато (Нет аналога в российской системе образования) | Высшее образование |
Возраст | 0-3 года | 3-6 лет | 6-12 лет | 12-14 лет | 14-16 лет | С 16 лет |
Образование в Испании разделено на четыре уровня:
• дошкольное (Educación Infantil, Preescolar) – от 0 до 6 лет
• базовое (La Educación General Básica (EGB)) – от 6 до 14 лет
• бачилерато (El Bachillerato) – от 14 до 16 лет
• высшее образование (La Enseñanza Universitaria) – от 16 лет
Дошкольное образование
Educacioon Infantil
Дошкольное образование в Испании делится на два цикла: детский сад Infantil (до 3 лет) и подготовительная группа Preescolar (с 3 до 6 лет). Оба цикла являются добровольными, а в государственных учреждениях и бесплатными. Испанские аналоги детских садов очень различаются между собой и зависят от организаций или фондов, которые обеспечивают их поддержку. Преподаются уроки музыки и танцев, чтение и упражнения на логику, математические занятия и ознакомление с компьютером, рисование и уроки по этике. Распорядок дня зависит от сада, но обычно это шести — десятичасовой день, чаще с 9.30-10.00 до 16.30-17.00, с обедом и полдником (иногда и завтраком), «тихий час» есть не везде. В частных учреждениях дети ходят в маленькие группы из 5-10 человек.
По данным испанского государственного института статистики, на миллион детей в стране сегодня приходится чуть больше 300 тысяч мест в детских садах. Причем 52% из них предоставляют частные «садики». Объясняется это просто: количество муниципальных дошкольных учреждений намного меньше и они просто не могут принять всех желающих. Католические детские сады тоже не решают проблему баланса спроса и предложения, потому что выдвигают чрезвычайно строгие требования для зачисления. Неудивительно, что сегодня в Испании процветает немалое количество подпольных дошкольных заведений, не особо заботящихся ни о стандартах воспитания, ни о гигиене. По-этому для родителей нелегкая работа по выбору детского сада начинается, чуть ли не до рождения ребенка. Круг подходящих учреждений определяется, в основном, по месту жительства и по рекомендациям знакомых, но иногда зависит от связей садика со школами. Например, дети, посещающие британский детский сад Santa Claus в Барселоне имеют зарезервированные места в колледже St. Pol с английской системой образования.
В Испании существует небольшое количество садов модной сегодня системы Монтессори, которая совмещает личностный подход воспитания ребенка с подготовкой к колледжу.
Стоимость пребывания в испанских детских садах различна, в зависимости от учреждения, но вполне адекватна по сравнению с европейскими ценами: в среднем, около 350-500 евро в месяц. В Испании учебный год начинается в сентябре, поэтому набор в детские сады начинается уже в мае, а в сентябре найти место практически невозможно.
Базовое образование
Educaciуn General Basica
Базовое образование состоит из восьми курсов и охватывает возрастную группу детей с 6 до 14 лет. Получение базового образования является обязательным, по окончании выдается диплом о среднем образовании. В течение пяти первых лет (Educaciуn Primaria) ученики имеют только одного учителя, изучая с ним такие предметы как родной язык, литература, математика, природоведение, музыка, физическая подготовка – обязательные для изучения согласно Статье 18 Органического Закона об Образовании Испании. Один из явных достоинств этой ступени обучения – это раннее начало изучения иностранных языков (с 8 лет).
Чаще школы приглашают для преподавания иностранных языков их носителей.
Во второй части этой образовательной ступени (Educaciуn Secundaria) преподавание ведется разными учителями и включает дополнительные предметы (информатика, искусство, физика и Т.Д.).
До недавнего времени в Испании не существовало единого стандарта среднего образования и дети могли выбирать между базовым курсом ВUР, открывающим дорогу в университет, и профессиональным образованием FP, гарантирующим лишь работу, связанную с физическим или ручным трудом. Сегодня ESO, то есть Educacion Secundaria Obligatoria (обязательное среднее образование) обязывает испанцев учиться по единой системе с 6 до 14 лет.
Бачилерато
Bachillerato
Bachillerato напоминает старшие классы общеобразовательной школы и включает в себя два курса, на которых дети учатся с 14 до 16 лет. По окончании выдается аттестат о среднем образовании. Bachillerato не входит в программу обязательного государственного образования, но необходим для поступления в университет, при этом обладатели высоких средних баллов имеют лучшие возможности при зачислении. Ученики также могут получить профессиональное образование по выбранной специализации в гуманитарных или точных науках, но это не обязательно.
Bachillerato имеет 6 основных специальностей: Сценическое Искусство, Изобразительное Искусство, Экономика и Управление, Естественные науки, Социальные Науки и Технология.
Не каждая школа предоставляет обучение по всем этим специальностям, потому часто ученикам приходится менять учебное заведение и «добирать» предметы в другом месте. Задумываться о выборе Bachillerato пора уже на 3-4 курсе ESO: именно в это время начинают давать соответствующие предметы.
Обязательные для изучения на этом этапе: английский, испанский (плюс каталанский в Каталонии) языки, философия, история, религия (или альтернативная дисциплина, например, этика) и физическое образование. Каждый курс Bachillerato имеет еще по 2 предмета «в довесок» к обязательной программе – для подготовки к университету (физика, латинский язык, анатомия, химия и т.д). Впрочем, выбор предметов может и не совпадать с решением ребенка о дальнейшей карьере.
Университетское образование
Enseсanza Universitaria
Университетское образование является платным. Всего в Испании насчитывается 50 государственных университетов, 16 частных и 7 высших учебных заведений при церкви. Студенты, имеющие соответствующую квалификацию и желающие поступить в испанский университет, должны сдать вступительный экзамен PAU (Prueba de la Acceso), который состоит из шести тестов по истории или философии, иностранному языку (обычно английский), испанской грамматике и литературе.
Список университетов Испании
AndalucíaUniversidad de AlmeríaUniversidad de CádizUniversidad de CórdobaUniversidad de GranadaUniversidad de HuelvaUniversidad Internacional de AndalucíaUniversidad de JaénUniversidad de MálagaUniversidad Pablo de Olavide Universidad de Sevilla AragónUniversidad de Zaragoza Universidad San Jorge (*) CanariasUniversidad de La Laguna Universidad de Las Palmas de Gran Canaria CantabriaUniversidad de CantabriaUniversidad Internacional Menéndez Pelayo (UIMP) Castilla La ManchaUniversidad de Castilla La Mancha Castilla y LeonUniversidad de BurgosUniversidad Católica de Ávila (+)Universidad Europea Miguel de Cervantes (*)IE Universidad (*)Universidad de LeónUniversidad Pontificia de Salamanca (+)Universidad de Salamanca Universidad de Valladolid CatalunyaUniversitat Abat Oliba CEUUniversitat Autónoma de BarcelonaUniversitat de BarcelonaUniversitat de GironaUniversitat Internacional de Catalunya (*)Universitat de LleidaUniversitat Oberta de Catalunya (*)Universitat Politécnica de CatalunyaUniversitat Pompeu FabraUniversitat Ramon Llull (*)Universitat Rovira i Virgili Universitat de Vic (*) Comunidad de MadridUniversidad Alfonso X El Sabio (*) Universidad de Alcalá | Universidad Antonio de Nebrija (*)Universidad Autónoma de MadridUniversidad Camilo Jose Cela (*)Universidad Carlos III de MadridUniversidad Complutense de MadridUniversidad a Distancia de MadridUniversidad Europea de Madrid (*)Universidad Francisco de Vitoria (*)Universidad Nacional de Educación a Distancia (UNED)Universidad Politécnica de MadridUniversidad Pontificia de Comillas (+)Universidad Rey Juan Carlos Universidad de San Pablo-CEU (*) Comunidad Foral de NavarraUniversidad de Navarra (+) Universidad Pública de Navarra Comunitat ValencianaUniversitat d’Alacant / Universidad de AlicanteUniversitat Jaume IUniversidad Miguel HernandezUniversitat Politécnica de ValenciaUniversitat de ValenciaUniversitat CEU Cardenal Herrera (*) Universidad Católica de Valencia «San Vicente Mártir» (+) ExtremaduraUniversidad de Extremadura GaliciaUniversidade da CoruñaUniversidade de Santiago de Compostela Universidad de Vigo Illes BalearsUniversitat de Les Illes Balears La RiojaUniversidad de La Rioja País VascoMondragon Unibertsitatea (*)Universidad de Deusto (+)Universidad del País Vasco / Euskal Herriko Unibertsitatea Principado de AsturiasUniversidad de Oviedo Región de MurciaUniversidad Politécnica de CartagenaUniversidad Católica de San Antonio (+) Universidad de Murcia |
Типы школ в Испании
По данным статистики, около 66% детей в Испании учатся в государственных школах (escuelas publicas), 25% посещают так называемые «чартерные» школы (escuela concertada), которые финансируются государством, но имеют структуру и самостоятельность как у частных школ) и 7.5% посещают частные школы. В государственных и «чартерных» школах занятия бесплатны, в «чартерных» могут вводиться дополнительные платные занятия.
Полемика, какая школа лучше частная или государственная – стара как мир. Испанские родители не упускают возможности поспорить о достоинствах своего выбора и недостатках другого. Между тем, у каждого вида образования есть свои pro и contra.
Государственные школы предлагают бесплатное образование, но уровень образования в них считается среди испанских родителей невысоким, прежде всего, из-за отсутствия «фильтра на входе»: принимают в классы детей из семей разных культурных уровней и социальных слоев, потому успеваемость и дисциплина часто оставляют желать лучшего. Чуть оптимистичнее ситуация в «чартерных» школах и в тех, где существует конкурс на место.
Самым престижным считается обучение в частных школах – их не так много, но они чрезвычайно востребованы. Высокие стандарты успеваемости, строгий распорядок дня, ориентация на всестороннее развитие детей – все это несомненные плюсы испанских частных школ.
Частные школы представляют особый интерес и для иностранцев, так как в некоторых преподавание ведется одновременно по двум программам и на двух языках (чаще всего это испанский и английский). Для того чтобы попасть в такую школу необходимо уже иметь определенные знания английского (в некоторых случаях – и испанского) языка.
Затраты на обучение в частной школе зависят от выбранного учебного заведения и могут существенно отличаться. Есть школы полностью платные, «чартерные» же, например, имея статус частной школы, заключают договор с государством, по которому последнее берет на себя основную часть финансирования. В итоге ребенок может имеет доступ к образованию за практически символическую сумму. Государство же, субсидируя частные школы, получает взамен по три места в каждом классе для социально незащищенных детей. Обычно их быстро занимают дети выходцев из латиноамериканских стран, которые хорошо осведомлены обо всех тонкостях системы испанского образования и пользуются всеми его выгодами: бесплатное место в частном колледже, бесплатные книги и еда в столовой. В целом же, за учебники, униформу и внешкольную программу платят все родители, независимо от типа выбранной школы.
Поскольку в Испании традиционно силен институт церкви, более половины частных школ – религиозные.
В таких школах уже много лет нет явно выраженной набожной направленности, нет молитв по утрам и мессы раз в неделю, хотя идея «не только образовывать, но и воспитывать» остается. То есть образование вполне стандартное, но управляются они религиозными организациями, которые задают общую политику. Одним из методов реализации этой политики является, например, тенденция образования комитетов FEAC (Familia, Escuela, Accion Compartida – «школа и семья действуют вместе!»). На этих собраниях родители и предаватели обсуждают общие проблемы у детей – от интернет-зависимости до проблем с аппетитом и обмениваются собственными рецептами борьбы с ними. FEAC собираются по возрастному принципу, обычно раз в месяц по понедельникам, с 19.30 до 21.00. В общих школах существует аналог – Ассоциации родителей (Assoсiaion de padres), который тоже организует конференции и круглые столы, хотя посещаемость родителей в этом случае намного сложнее контролировать. Впрочем, в любом заведении есть штатный психолог, следящий за душевным состоянием школьников.
Изучение языков
Во время начального образования в общественных школах ученики развивают языковые навыки испанского (кастильского) и учат официальный язык автономного сообщества. На последнем курсе начальной школы они начинают учить иностранный язык, обычно английский или французский. В период получения среднего образования по программе, как правило, добавляется ещё один иностранный язык.
В международных детских садах и школах дети автоматически становятся билингвами, обучаясь на иностранном языке, в некоторых – на двух языках, один из которых – родной. Если ребенок в государственной школе владеет испанским недостаточно, то ему предоставляются дополнительные уроки, количество которых зависит от школы и региона.
Примечательно, что в Каталонии, где все преподавание ведется на каталанском языке, испанскому отводится три часа в неделю, наравне с другими иностранными языками.
В частных школах тоже возможно дополнительное интенсивное обучение языку для скорейшей лингвистической адаптации. Своеобразной «подмогой» служат и летние программы, которые длятся около месяца (обычно июль) и помимо языковой тренировки предлагают разного рода внешкольные мероприятия: спортивные курсы, экскурсии, походы, концерты и театральные выступления и т.д. Такие программы обеспечивают «погружение» ребенка в языковую среду, более быструю адаптацию и особое внимание будущих преподавателей, однако официально языковой подготовки летних курсов недостаточно для того, чтобы ребенок мог воспринимать и школьную программу без трудностей. Лучший вариант для детей, почти не владеющих языком школы – языковые центры, где за небольшую плату ребёнок может получать дополнительные уроки «в довесок» к школьным.
Распорядок дня в начальной и средней школе
Учебный день в большинстве начальных школ в Испании длится с 09:00-12:00 и с 15:00-17:00. В полдень дети делают паузу на обед и послеобеденный отдых, обычно на 2,5-3 часа. Многие в перерыв уходят домой «на вольные хлеба», другие обедают в школьной столовой, если такая имеется. В школах, находящихся в крупных городах, день обычно длится с 09:00-14:00, в этом случае перерыв на обед короче. Некоторые школы предлагают возможность ученикам приехать пораньше, позавтракать, а затем и пообедать в школе – для проведения внеклассных мероприятий во второй половине дня. Обычно руководство школы согласовывает с родителями график. В сентябре и июне школы всегда открыты лишь в первой половине дня, с 09:00-13:00.
Учебный день в средней школе обычно дольше, чем в начальной – с 08:30 до 15:00 или с 09:00 до 15:00, включая перерыв на обед, но и здесь часы могут значительно различаться в зависимости от расположения и от самого учебного заведения.
Классы и преподаватели
Уроки в испанских школах длятся 45-50 минут. Классы обычно небольшие, особенно в частных заведениях, в государственных школах в классе максимум может быть 20-30 человек. Все большую популярность получают смешанные группы, разделять девочек и мальчиков продолжают лишь в колледжах религиозной направленности (например, Opus Dei).
В дошкольном образовании все классы обычно ведет один воспитатель-преподаватель, иногда два. В начальной и средней школе предметы даются учительским составом из 8-10 человек, в зависимости от количества дисциплин и возрастной группы, часто один преподаватель может вести несколько предметов (вплоть до 5).
За каждым классом, как и в российской школе, закреплен «классный руководитель» – тутор (tutor), помимо этого, каждый цикл обучения контролирует руководитель (jefe de estudios), в некоторых школах есть еще директор (director de estudios) и академический директор (director acadйmico).
Последняя инстанция –директор школы (director de colegio). Туторы играют роль воспитателей и служат своеобразным связующим звеном между родителями и учителями. Например, напрямую встретиться с преподавателем философии родителю довольно сложно – сначала нужно переговорить с тутором и, если нужно, с руководителем цикла. Пропуски не поощряются, но впрочем, никто особо за ними не следит – все базируется на письменных объяснениях родителей в журнале посещений (Agenda Escolar), которые часто успешно подделываются шалунами.
Предметы
Содержание программы определяется советом каждой школы, но существует стандартный набор предметов, обязательных для изучения. Это естественные и общественные науки, история и география, иностранные языки (первый вводится в 8 лет, второй – по желанию – в 12), испанский язык и язык региона, математика, информационные технологии, физкультура, музыка и религия (факультативно). В средней школе к ним добавляются другие языки, естественные и социальные науки, искусство и т.д. Часто два предмета объединены в один: например, испанский язык и литература, история и география, физика и биология, черчение и информатика и т.д.
В международных школах, совмещающих программы, курсы могут преподаваться на разных языках, например, в International School Barcelona история преподается на английском, а география – на испанском. Учителя приходят в класс, сменяя друг друга.
Уроки объясняются по старой доброй традиции «у доски», с помощью учебников и проекторов и, все больше, компьютеров.
Учебники и школьный материал обойдутся от 100 до 200 евро в год.
Домашнее задание
Начиная с 6 лет детям дается самостоятельная работа дома. Объем «домашнего задания» обычно зависит от преподавателя и от возраста учеников – нагрузка увеличивается постепенно, но никогда не превышает 10-20% от общей программы обучения. Ученики Bachilerrato имеют больше дисциплин и, соответственно, экзаменов и больше нагрузки, в том числе, по самостоятельной работе с учебниками.
Внешкольные занятия
В Испании существует аналог групп продленного дня – actividades extraescolares, длящийся максимум до 21-22.00 и оплачиваемый дополнительно. Чаще всего дети занимаются спортом или делают «домашку». Любопытно, что необязательно ходить «в продленку» в собственном колледже – подтянуть английский можно в British School, а спортом заняться в теннисной академии «Sбnchez-Casal». Естественно, за соответствующую плату и без учета этих достижений ребенка «на стороне» при учебе в собственной школе.
Экзамены
На каждом этапе обучения, от начальной школы до Bachillerato, по истечении каждого триместра ученики проходят через своеобразную мини-сессию, сдавая экзамены по всем основным предметам. Впрочем, это не означает, что на протяжении триместра можно «расслабиться» – в зависимости от воли преподавателя, тесты и проверки могут сыпаться чуть ли не каждую неделю. По окончании учебного года в испанских школах сдают переводной экзамен (examen de todo el curso), также охватывающим все изученные дисциплины, которым можно «спасти ситуацию», если на текущих экзаменах оценки не очень радовали глаз. Кончательный вердикт выносит учительский совет, который оценивает прогресс ребенка с разных точек зрения перед выдачей оценок родителям на подпись.
Как и в России, если во время июньской сессии какие-то экзамены были «завалены», их можно пересдать в сентябре (максимум два предмета). Если и здесь неудача, ученик будет опущен к следующему курсу, но обязан снова пройти в течение года «заваленные» предметы.
По окончании Educacion Secundaria (средней школы) учащиеся также сдают экзамены. Если результаты негативные, то могут оставить на второй год, но не более двух раз, максимум до возраста 16 лет. Ученики, которые успешно сдают переводные экзамены, получают диплом обязательного среднего образования ESO (Graduado ESO) и могут продолжить свое образование, поступив на Bachillerato. Кстати, никаких особенных характеристик экзамены для продолжения образования после ESO не имеют, это обычные выпускные экзамены всего курса.
Экзамены в испанской школе оцениваются по 10-тибальной системе (обозначения могут варьироваться в зависимости от учебного заведения):
0,0 – 4,9 неудовлетворительно, не сдано / SUSPENSO(SS) или DEFICIENTE (D),
5,0 удовлетворительно / SUFICIENTE (S),
6,0 хорошо / BIEN (BI)
7.0 – 8.0 отлично / NOTABLE (NT),
9,0 – 9,9 превосходно / SOBRESALIENTE (SB),
10 выдающийся результат / MATRICULA DE HONOR (MH).
Когда заканчивается курс Bachillerato, школьников ожидают выпускные и вступительные экзамены. Май по традиции- deadline для подачи документов в университет. Для поступления в университет нужно набрать необходимый минимум баллов, который варьируется в зависимости от дисциплины. Высший пропускной балл – для будущих медиков (9,5).
Общая оценка складывается из двух составляющих – экзамен Selectividad (40% финальной оценки) и средняя оценка за весь курс Bachillerato (60% финальной оценки). В Каталонии существует также так называемый TDR (Trabajo de Investigacion), тезис-монография, составляющая 10% итога Bachillerato. Несмотря на то, что эта работа носит инновационный характер и может быть явным шансом для будущих Кулибиных, каталанские дети TDR недолюбливают и считают дополнительной обузой.
Если в итоге экзаменационных мук и суммирования баллов нижний порог аттестации не был пройден, у абитуриента остается два пути поступления на выбранную дисциплину: подавать документы в частный университет, где условия немного мягче или воспользоваться методом Ломоносова и ехать в другой регион (в каждом регионе – свой минимальный проходной балл).
Учебный год и каникулы
Учебный год в Испании начинается в середине сентября, заканчивается в середине июня и состоит из трех семестров, каждый длительностью по 11 недель:
1) Первый длится с сентября по декабрь и заканчивается двумя неделями рождественских каникул (Vacaciones Escolares).
2) Весенний семестр начинается после Дня Волхвов (Dнa de los Reyes Magos или Epifania) 6 января и длится до Пасхи (Pascua, в марте или апреле) и заканчивается двумя неделями весенних каникул.
3) Третий семестр заканчивается в середине июня уходом на летние каникулы, которые длятся 10-11 недель.
Длительность триместров постоянна на всей территории Испании, но в некоторых регионах может быть изменена с учетом праздников и важных событий регионального масштаба.
Последнее время Испания перешла на европейскую практику «дробления» месячного отпуска на предприятиях, что повлияло и на каникулы: теперь в школах обязательна так называемая «пустая неделя» (semana blanca), добавочная неделя каникул, обычно весной. Школы также закрыты в праздничные дни и местные религиозные праздники (в зависимости от автономных сообществ). Для того чтобы родители заранее могли спланировать совместные поездки и отпуска, даты праздников и каникул в школах Испании публикуются заранее.
Поиск школы и квоты
По прибытии в регион, семья должна зарегистрироваться в списке ратуши Padron Municipal de Habitantes, а затем посетить Департамент образования в Правительстве (Departamento de Enseñanza del Ayuntamiento). Бланк регистрации школы и медицинские формы сертификата (заполненные врачом) выдаются на месте. Медицинское заключение должно включать в себя амбулаторную карту ребёнка, при этом важно заранее убедиться, что сделаны все обязательные прививки – информация о них должна быть представлена в карте. Форма регистрации школы должна быть заполнена с указанием NIE (Numero de Identificacion de Extranjeros, то есть идентификационный номер иностранца) и другими реквизитами родителей или опекунов учащегося. При заполнении формы можно указать предпочтение в выборе диалекта обучения (испанский или местный), а также религии или этики.
В государственных школах преподаётся католицизм, но некоторые школы учат другим религиям (иудаизм, ислам). Департамент образования в Ayuntamiento определяет, какую государственную школу и класс ребёнок будет посещать и уведомляют об этом родителей.
Заявления в частные и международные школы должны быть поданы как можно раньше, так как во многих школах существует лист ожидания. Чтобы поступить в частную международную школу, необходимо связаться со школой напрямую или с помощью специализирующихся на таких услугах агентств.
Процедура зачисления в государственную школу зависит от автономной области. Обычно регистрация происходит в период между февралём и апрелем, но лучше связаться со школой заранее и подтвердить даты зачисления, так как они могут отличаться в зависимости от региона. Нередко при ограниченном количестве мест ученикам приходится проходить конкурс для того, чтобы набрать максимум баллов. У каждой школы существует своя система «поблажек» для поступающих, с которой стоит ознакомиться до поступления. Например, если в школе обучается брат или сестра абитуриента (или когда-то учился один из родителей), на его счет автоматически зачисляется 40 баллов, если в семье трое детей – 15 баллов, если школа находится рядом с домом ученика – 30 баллов и т.д.
Школа принимает решение не только о возможности принятия ребенка в школу, но и о выдачи ему квот. Иногда между двумя соседками по лестничной площадке разворачивается нешуточная борьба за поступление в приглянувшийся колледж, в итоге одному частично или полностью оплачивается учеба и предоставляются все необходимые учебники, в то время как другой остается без «поблажек».
Стоимость обучения в испанских школах
Стоимость учебы в начальных классах приличной испанской частной школы составляет от 500 евро в месяц. Старшие классы обойдутся немного дороже. К этому нужно прибавить расходы на транспорт, питание, школьные материалы и униформу. Тарифы в испанских частных школах, как правило, ниже, чем в других частных школах Европы.
В государственной школе обучение бесплатное, но родителям, как правило, приходится оплачивать учебные материалы (за исключением некоторых автономных регионов).
Международные школы в Испании
Глобализация не обошла стороной и испанских родителей. Все больше семей отдают предпочтение международным школам, предлагающим разные обучающие программы (обычно англо- или американо-испанские) и интенсивную языковую подготовку. Другая часть аудитории интернациональных школ – растущая армия иммигрантов в Испании, предпочитающих «погружать» своих детей в новую языковую среду с оглядкой если не на родную, то на самую перспективную.
Некоторые международные школы предоставляют только начальное образование, тогда как другие – образование для детей всех возрастов, в том числе дошкольного и ясельного возраста.
При этом неоспоримым достоинством является то, что обучение ведут преподаватели из стран-основателей системы образования школы. Так, Французский колледж Барселоны поддерживает стандарты своей системы образования, постепенно вводя каталанский и испанский языки, а весь персонал, вплоть до поваров - французы. Дети в таких школах получают уникальную возможность объединить обширные общеобразовательные знания с дополнительными языковыми навыками и другими развивающими дисциплинами. Так, в английских школах в 12 лет испанские дети уже имеют First Certificate по языку, а после Bachillerato, перед поступлением в университет – уровень Proficient.
Частные международные школы имеют свой календарь школьных каникул и времени открытия, в зависимости от того, какой школа «национальности». Независимо от специализации, до того, как поступить учиться в какое-либо учебное заведение, желательно проверить признано ли оно испанскими властями и принадлежит ли аккредитованной организации. Многие британские школы в Испании принадлежат Национальной Ассоциации британских школ в Испании (NABSS – National Association of British Schools).
Как правило, за основу в таких школах берется образовательная система страны-владелицы. Многие предлагают конкретные образовательные программы по подготовке к британским GCSE и A-Level экзаменам, американский диплом средней школы и вступительным экзамены колледжа (например, ACT, SAT, тесты успеваемости и AP экзамены), International Baccalaureate (IB), а также испанский Bachillerato. Так, частная двуязычная British School Барселоны предлагает учебную программу Англии и Уэльса для детей разных национальностей от 3 до 18 лет. Обучение основным предметам ведется на английском языке, дополнительные предметы – на испанском, отдельно преподается русский язык. В школе St. Peterґs, напротив, учебная программа является испанской, однако обучение ведётся на английском языке. Помимо этого, дети изучают каталонский, немецкий и французский с соответствующей выдачей сертификатов (Cambridge: First Certificate, Advanced, Proficiency, Generalitat de Catalunya: Nivell C, Institut Franзais: DELF B1, B2 и Goethe Institut: Fit in Deutch).
Некоторые школы комбинируют программы так, что после окончания дети помимо солидного языкового «багажа» имеют и квалификацию международного бакалавриата, и Bachillerato местной средней школы.
Например, в Международной школе Бенджамина Франклина в Барселоне все основные предметы преподаются на английском языке, а дополнительные – на испанском, каталанском и французском. По окончании школы ученики получают американский диплом среднего образования и сертификат испанского Bachillerato, что гарантирует им поступление как в испанские университеты, так и в университеты США. С 2011 года школа выдает и международный диплом бакалавра (International Baccalaureate Diploma), который открывает доступ ко всем университетам мира. Такие мульти-программы – большое преимущество для тех, кто видит будущее своих детей в международном пространстве.
Другое большое преимущество международных школ – среда обучения. Мультиязычное окружение позволяет детям очень быстро адаптироваться и выучить язык (хотя, конечно, не до академического уровня). Как правило, интернациональные школы имеют меньшие по численности классы, а в группах «новичков» царит более «расслабленная» атмосфера – детям дают время интегрироваться и почувствовать себя уверенней. Международные учебные заведения гибче и в предоставлении дополнительных преимуществ: некоторые гарантируют индивидуальных преподавателей, другие – обмен студентами с европейскими партнерами, третьи – четвертый иностранный язык... Внешкольная программа таких школ тоже обычно насыщенней и интересней, чем в других учебных заведениях, потому нередко ее посещают и дети «простых смертных» испанцев.
Как все частные учебные заведения, международные школы предлагают платное образование. По сравнению с остальной Европой, международные школы Испании являются относительно дешевыми: стоимость обучения колеблется от 3000 до 7000€ в год для дошкольных детских учреждений и начальной школы и от 8000 до 20000€ в год для средней школы.
Для поступления в международные школы Испании требуется пройти собеседование, кроме того, некоторые школы могут выдвинуть свои требования по поступлению, например, тест по математике или профилирующему языку школы.
При поступления в высшие учебные заведения Испании российский аттестат о среднем образовании, как правило, признается эквивалентным испанскому (в том случае, если в нем стоят хорошие оценки), а вот вступительные экзамены иностранцам придется сдавать.
Как правило, они включают тесты по испанскому и иностранному языку, два обязательных предмета и два предмета на выбор (гуманитарные или технические, в зависимости от ВУЗа). В случае если абитуриент имеет диплом о сдаче языкового экзамена DELE (Diploma de Español como Lengua Extranjera/ Испанский язык как иностранный), при поступлении в университет он может быть освобожден от сдачи языкового теста.
Дошкольное образование в Испании. Испания по-русски - все о жизни в Испании
Дошкольное образование в Испании не является обязательным. Среди учебных заведений существуют как бесплатные (государственные), так и платные (частные).
Наглядную структуру школьного образования вы можете посмотреть здесь.
Дошкольное образование в Испании можно разделить на два этапа:
- Детский сад в Испании - Escuela Infantil (для детей от 0 до 3 лет)
- Подготовительные классы в колледже - Aula Infantil en colegio de primaria (для детей от 3 до 6 лет)
На первом этапе в испанских детских садах упор делается на общее развитие ребенка: физическое, интеллектуальное, адаптацию в коллективе, выработку навыков самостоятельности и т.д. Занятия проводятся в игровой форме в комплексе с занятиями танцами и музыкой. Учебный день может быть полным с обедом и полдником, может быть укороченным (например, шестичасовым) – зависит от конкретного садика. В частных детских садах стремятся комплектовать небольшие группы детей – 5-10 человек; в государственных садиках группы могут быть больше. Частные детские сады в Испании зачастую открыты при колледжах. Для детей, посещающих такие детские сады, места в колледже резервируются заблаговременно.
Стоимость пребывания в испанском детском саду варьируется от заведения к заведению. В среднем она составляет 200-500 евро в месяц. Альтернативой садикам является няня, услуги которой стоят ориентировочно 5-10 евро в час.
Заказать консультацию
После детского сада дошкольное образование в Испании продолжается в подготовительных классах колледжей. Учеба включает в себя обучение чтению, письму, счету, логике. Как и в детском саду, есть уроки музыки и танца. Может быть начато преподавание иностранного языка (например, в частных колледжах, где основное обучение будет проводиться на английском). С группой детей все три года занимается один воспитатель-преподаватель.
Считается, что через три года дошкольного образования в Испании, полученного в подготовительных классах, ребенок будет полностью готов к учебе в колледже. Кроме занятий в классах, для детей организуются интересные экскурсии, для только что приехавших в Испанию детей из других стран – усиленные курсы испанского языка.
Стоимость обучения в подготовительных классах частного колледжа обойдется в среднем от 200 до 1000 евро. Обучение в государственных колледжах бесплатное, но родители вынуждены доплачивать за школьный транспорт и обеды (по желанию).
Независимо от того, устраиваете вы ребенка в государственную школу, или в частную, нет необходимости подтверждать легальное нахождение на территории Испании. Такое отношение можно назвать огромным плюсом действующего испанского законодательства. Учебное заведение потребует лишь документ, удостоверяющий личность ребенка (собственный загранпаспорт или паспорт родителя, куда ребенок вписан), а также, в случае приезда из другой страны, справку о прививках, должным образом оформленную и переведенную на испанский язык в консульстве Испании в Москве или присяжным переводчиком в самой Испании.
В целом, дошкольное образование в Испании – это отличная возможность подготовиться к учебе в колледже в коллективе сверстников, окунувшись непосредственно в языковую среду.
Статья оказалась полезной?Да
(0) (0)