Санкт-Петербург, м. Пл. Восстания,
ул. Гончарная, дом 13

+7 (812) 458-53-53

+7 (921) 771-65-11

[email protected]

Международная организация ес


43.Европейский Союз как международная организация.

27 государств

Договор о ЕС подписан в Нидерландах в 1992 году. ЕС состоит из Европейских сообществ, а последние состоят из Европейского сообщества по атомной энергии(ЕВРАТОМ), Европейского объединения угля и стали(ЕОУС), Европейского экономического сообщества(ЕЭС).

Цели ЕС:

  1. Образование тесного союза народов Европы

  2. Содействие сбалансированному и длительному экономическому прогрессу посредством создания пространства без внутреннего рынка

  3. Усиление экономического и социального взаимодействия, образование экономического и валютного союза

  4. Проведение совместной внешней политики и политики в области безопасности

  5. Сохранение и приумножение общего достояния

ЕС руководствуется следующими принципами:

  1. Уважение национальной идентичности членов с демократическими системами правления

  2. Уважение прав человека

Целями общей внешней политики и политики безопасности ЕС является зашита общих ценностей, основных интересов и независимости ЕС, укрепление безопасности Союза и входящих в него государств, мира и международной безопасности, содействие развитию международного сотрудничества, демократии, соблюдению прав и свобод человека.

ЕС руководствуется следующими принципами:уважение национальной идентичности гос-в-членов с демократ.системами правления;уважение прав человека в соотв-ии с общепризнанными нормами и принципами права Европейского сообщества,сообразуясь с конституц.нормами гос-в-членов.

Основными органами ЕС являются Европейский парламент, Комиссия, Совет, Суд, Палата аудиторов, Европейский совет.

Европейский Совет составляют главы государств и правительств государств ЕС и Председатель Европейской комиссии, их заместители (министры иностранных дел) и член Комиссии. Совет заседает два раза в год

Европарламент состоит из депутатов, избираемых в странах-участницах в ходе прямых выборов на пять лет. Европарламент контролирует Европейскую комиссию и Совет, разрабатывает право ЕС и бюджет Союза.

Совет Европейского Союза состоит из министров государств-членов (в зависимости от рассматриваемого вопроса). Представительство в Совете, когда требуется квалифицированное большинство голосов, неодинаково

Европейская комиссия состоит из 20 членов и председателя, назначаемого правительствами стран ЕС с согласия Европарламента. Комиссия наблюдает за соблюдением решений норм и решений ЕС и организует их исполнение.

Европейский суд состоит из 15 судей, девяти генеральных прокуроров (назначаются по общему согласию на 6 лет). Суд разрешает споры между государствами ЕС, между органами ЕС и государствами-членами, между органами ЕС, между ЕС и юридическими и физическими лицами, готовит экспертные заключения.

Штаб-квартира организации расположена в Брюсселе

РФ и ЕС заключили соглашение о партнерстве и сотрудничестве, целями которого являются обеспечение соответствующих рамок для политического диалога между сторонами; содействие торговле, инвестициям и гармоничным экономическим отношениям, базирующимися на принципах рыночной экономики, укрепление политических и экономических свобод; поддержка усилий России по укреплению ее демократии, развитию ее экономики и завершению перехода к рыночной экономике

Европейский Союз: международная организация или конфедерация?

В последнее время в российской и зарубежной юридической литера­туре широко обсуждается тема конфедеративных образований. На первый взгляд, интерес к ней может показаться странным. Ведь традиционно счи­тается, что конфедерации не характерны для современной эпохи.[1] Чаще всего о них вспоминают применительно к Швейцарии (1291—1798, 1815— 1848), США (1781-1787), Германскому союзу (1815-1866 гг.) и некоторым другим межгосударственным объединениям прошлого, от которых государ­ства впоследствии отказались в пользу более сильных форм государствен­ности — федеративной или же унитарной. Однако вновь вспомнить о кон­федерациях науку заставляют события последнего времени, а именно появление на международной арене Европейского Союза. По целому ряду признаков данное образование отличается от обыкновенных международ­ных организаций, содержит в себе черты, характерные для классических конфедераций прошлого, а потому вызывает многочисленные споры по поводу своей юридической природы и среди юристов-международников, и среди теоретиков государства и права. Одни авторы[2]считают его конфеде­рацией, другие — признают международной организацией.[3] Наконец, вы­сказывается и третья точка зрения, согласно которой ЕС обладает особым правовым статусом, отличным от всех ранее известных видов межгосудар­ственных объединений.[4]

Представляется, что определить место ЕС в классификации таких объединений можно лишь методом сравнительного анализа, путем сопо­ставления его свойств с наиболее существенными из известных нам признаков международных организаций и конфедераций. Основной акцент при этом должен быть сделан на международные организации, как наиболее распро­страненную форму межгосударственных объединений на современном этапе.

Итак, обратимся к международным организациям. В настоящее время их насчитывается более четырех тысяч. В целом они могут быть разделены на две группы: межправительственные (межгосударственные) и неправи­тельственные. Членами первых могут быть государства, вторых — нацио­нальные ассоциации, общества, объединения неправительственного харак­тера и даже отдельные лица. Очевидно, что применительно к ЕС нас больше интересуют межправительственные (межгосударственные) органи­зации. К сожалению, в литературе отмечается, что удовлетворительной де­финиции таких организаций в универсальных международных правовых актах в настоящее время не существует. Так, в Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.[5] указывается лишь на один их отличи­тельный признак — межправительственный (т. е. межгосударственный) ха­рактер. Однако мы можем воспользоваться определением, содержащимся, например, в Конвенции о правовом статусе, привилегиях и иммунитетах межгосударственных экономических организаций, действующих в опреде­ленных областях сотрудничества, подписанной в Будапеште 5 декабря 1980 г. Согласно ст. 1 Конвенции «межгосударственная экономическая организация...» означает международную организацию, членами которой являются государства, учрежденную на основе международного договора для координации действий ее членов по сотрудничеству и кооперированию в определенных областях экономики, науки и техники. Данное определе­ние позволяет выделить три основных признака межправительственной организации: i) учреждение в соответствии с международным договором, и) членство государств и iii) целевой характер деятельности. К этому можно добавить iv) наличие у организации определенных структур (органов, долж­ностных лиц), через которые осуществляется управление ею,[6] и v) полномо­чий, необходимых для выполнения возложенных на организацию функций.[7] Рассмотрим указанные признаки на предмет того, как они реализуются в ЕС.

Учреждение в соответствии с международным договором. Межпра­вительственные организации создаются и действуют в соответствии с учре­дительным актом, имеющим статус международного договора. Это может быть соглашение, статут, устав или несколько документов сразу. Учреди­тельный акт — своего рода высший закон для международной организации. В нем определяются цели и принципы ее деятельности, ее полномочия, привилегии, структура управленческих органов, порядок принятия ими решений и тому подобные вопросы. Типичным примером учредительного акта межправительственной организации может служить Устав ООН, при­нятый в Сан-Франциско 26 июня 1945 г.

ЕС также был учрежден в соответствии с международным договором. Это Маастрихтский договор от 7 февраля 1992 г. Однако данный Договор кардинально отличается от учредительных актов большинства межправи­тельственных организаций. Прежде всего, обращает на себя внимание тот факт, что он был заключен на основе и в развитие соглашений уже сущест­вующих организаций — Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом) и Европейского экономического сообщества (ЕЭС). Так, первоначально Договором от 18 апреля 1951 г. государства учредили ЕОУС, основная цель которого за­ключалась в создании общего европейского рынка в важнейших для того периода угольной и металлургических областях. Успехи ЕОУС открыли путь для объединения в других отраслях экономики, вследствие чего Дого­ворами от 25 марта 1957 г. дополнительно к ЕОУС были образованы ЕЭС и Евратом. ЕЭС, главным образом, ставил своей целью создание условий для свободного движения товаров, лиц, капиталов и услуг на территории стран сообщества, а Евратом — объединение усилий государств в сфере ядерной энергетики. В 1967 г. произошло слияние высших органов трех сообществ. Последовавшие затем явные достижения в социально-экономической об­ласти побудили государства перейти к еще более тесным формам интегра­ции. Для этого было решено создать на базе сообществ (в первую очередь ЕЭС) новую структуру — Европейский Союз. Основные контуры Союза были определены в так называемом Едином европейском акте (1986 г.), а окончательное его оформление произошло в 1992 г., когда в г. Маастрихте главы государств подписали Договор о Европейском Союзе.

Маастрихтский договор представлял собой существенный шаг вперед в процессе интеграции стран Европы по сравнению с договорами сообществ. Созданный им Европейский Союз объединил в себе все, что было достигнуто при учреждении сообществ, добавив к этому дополнительную компетенцию (главным образом, в политической сфере),[8] органы, облеченные большей вла­стью (обладающие, помимо прочего, правом участия в законодательном про­цессе и одобрения всех важнейших международных договоров), единое евро­пейское гражданство (дополняющее национальное) и общую европейскую валюту. Однако Договор не заменил, а скорее дополнил акты сообществ. С его принятием сообщества превратились в своего рода структуры ЕС. А потому акты об их учреждении следует считать такой же неотъемлемой частью учре­дительной базы ЕС, как и сам Маастрихтский договор.

После подписания Маастрихтского договора в него неоднократно вносились изменения, что также следует отметить. При этом в каждом из такого рода случаев происходило все большее расширение компетенции Союза и укрепление его наднационального статуса. Так, 2 октября 1997 г. в Амстердаме был подписан и вступил в силу с 1 мая 1999 г. документ под названием «Амстердамский договор о внесении изменений в Договор о Евро­пейском Союзе, договоры об учреждении Европейских сообществ и некоторые связанные с ними акты». Этим Договором ЕС был наделен полномочиями в вопросах убежища, в области визовой, иммиграционной политики, поли­тики занятости, правом издавать нормативные акты по вопросам уголовного права и уголовного процесса. 26 февраля 2001 г. стороны подписали Ниццкий договор,[9] вступивший в силу 1 февраля 2003 г. Внесенные им поправки ка­сались главным образом вопросов расширения возможностей ЕС по конт­ролю за соблюдением государствами демократических принципов, усиле­нию его влияния на формирование общей внешней политики и политики в области безопасности, предоставлению дополнительных рычагов воздейст­вия на государства в уголовно-правовой сфере и т. д.

Сказанное позволяет выделить ряд специфических особенностей пра­вовой основы деятельности ЕС. Прежде всего, преемственность и множест­венность составляющих ее актов. Учредительная база ЕС сформировалась в результате не одного и даже не двух, как это имеет место у большинства межправительственных организаций, а целого комплекса соглашений, бла­годаря последовательному принятию которых стало возможным возникно­вение и развитие данного образования до его текущего положения. Другая отличительная черта — динамичность и ярко выраженная направленность на дальнейшее укрепление Союза. Это означает, что правовая основа ЕС имеет тенденцию к дополнению новыми актами, с каждым из которых про­исходит расширение компетенции Союза, усиление его самостоятельности и независимости от государств-членов. ЕС как бы находится в переходном состоянии на пути к более прочному образованию.[10] В литературе отмеча­ется, что подобное состояние — характерный признак именно конфедера­тивных формирований.[11] Рассмотрим следующий признак межправительственных организа­ций — членство государств. Членами межправительственных организаций могут быть только государства. Очевидно, что таких государств должно быть как минимум два. Иные субъекты могут привлекаться к работе органов межправительственной организации, но членами самой организации они не становятся.[12]

По данному признаку ЕС, казалось бы, ничем не отличается от обык­новенных межправительственных организаций. Его участниками также могут быть исключительно государства. Между тем обращает на себя вни­мание то обстоятельство, что членами ЕС, как следует из содержания Мааст­рихтского договора, являются не просто государства, а государства, осознающие «историческое значение прекращения разделенности европейского конти­нента», «общность исторических судеб населяющих их народов», необхо­димость «развития европейской интеграции», следовательно, стремящиеся в перспективе к объединению в некую единую структуру. Именно такой вывод следует из буквального толкования учредительного акта ЕС. Безус­ловно, существуют и другие (более определенные) критерии членства в дан­ном объединении. В основном они экономического или политического ха­рактера: уровень инфляции, дефицит государственного бюджета, размер общего государственного долга и т. д. Представляется, однако, что данные критерии носят второстепенный характер по отношению к необходимости наличия у государств территориальной и исторической общности. Наибо­лее наглядно это демонстрируют отношения ЕС с Турцией, которая вот уже много лет безуспешно пытается войти в европейское объединение. Офици­ально причины, препятствующие ее вступлению в ЕС, носят сугубо эконо­мико-политический характер — проблемы с демократией, правами человека, свободой рынка и т. п. Но помимо Турции в единую Европу стремятся и другие страны, в частности Болгария и Румыния. У них проблем не мень­ше — высокий уровень коррупции, необходимость реформирования судеб­ной системы и т. д., тем не менее процесс их вхождения в ЕС проходит легче. Так, уже заключен договор, согласно которому Болгария и Румыния станут полноправными членами Союза с 1 января 2007 г.[13] Сроки же вхож­дения в ЕС Турции, напротив, неоднократно пересматривались. Чем это можно объяснить? Очевидно, что различиями в культурной сфере между европейскими странами и восточной, хотя и европеизирующейся Турцией. Европейские страны с трудом видят Турцию частью своего мира. Бывший президент Франции Валери Жискар д'Эстэн так прокомментировал перс­пективы ее вхождения в Евросоюз: Турция — «не европейская страна», 95 % турок живут за пределами этой части света, «вступление Турции в ЕС будет означать конец для Европы».[14]Несмотря на возможную политическую по­доплеку данного заявления, сам факт постановки одним из создателей бу­дущей Конституции ЕС вопроса о том, является ли страна «европейской» или нет, наглядно показывает, что не экономическая и даже не политиче­ская, а территориальная и историко-культурная общность стран выступает важнейшим критерием членства в Европейском Союзе.

Целевой характер деятельности организации. Межправительственная организация, как и любая другая международная организация, создается для достижения определенных целей, которые фиксируются в акте об ее учреждении. Так, целями деятельности ООН согласно ст. 1 ее Устава являются поддержание международного мира и безопасности, улаживание или разре­шение международных споров или ситуаций, которые могут привести к на­рушению мира, развитие дружественных отношений между нациями и т. д.

Очевидно, что ЕС также преследует определенные цели. Однако эти цели, закрепленные в Маастрихтском договоре, существенно отличаются от целей любой межправительственной организации. Это содействие «устойчивому и гармоничному экономическому и социальному прогрессу, особенно путем создания пространства без внутренних границ, экономического и социального сплочения», «введение единой валюты», способствование «утверждению его [ЕС] индивидуальности на международной арене, особенно путем осу­ществления общей внешней политики и общей политики безопасности, включая возможное оформление в дальнейшем общей оборонительной по­литики, которая могла бы привести со временем к созданию общих сил обороны» и т. д. Иными словами, это цели объединения. Пока что такое объединение касается лишь определенных областей. Однако, учитывая по­ложения ст. А Договора («Договор знаменует собой новый (т. е. лишь оче­редной. — А. А.) этап в процессе создания как никогда ранее сплоченного союза народов Европы»), за объединением в этих областях следует ждать объединения и в других. Подобные интеграционные устремления мы не встретим ни в одной межправительственной организации.

Наличие организационных структур. Наличие у межправительствен­ной организации определенных органов («специфических организацион­ных институций», как их называют исследователи[15]), обладающих правом принятия решений по вопросам своей компетенции, является необходи­мым условием ее нормального функционирования. Деятельность данных структур существенно отличается от деятельности внутригосударственных органов. Прежде всего, их решения адресуются, как правило, соответствую­щим государствам, а не конкретным государственным органам или лицам. Во-вторых, в силу принципа суверенитета государств указанные решения в основном носят для государств — членов организации рекомендательный, а не обязательный характер. Правда, из этого правила есть и исключения. Они связаны с деятельностью Международного суда и Совета Безопасно­сти ООН по вопросам международной безопасности, чьи решения и пред­писания носят обязательный характер.[16] В целом, однако, подобного рода императивность не свойственна решениям органов межправительственных организаций.[17]

Иным образом обстоят дела с Европейским Союзом. В российской и зарубежной литературе обращается внимание на то, что в отличие от обык­новенных межправительственных организаций органы ЕС (Европейский парламент, Совет, Комиссия и др.) уполномочены в пределах своей компе­тенции издавать различного рода акты, носящие не рекомендательный, а обязательный характер.[18] Государство, уклоняющееся от исполнения этих актов, может быть принуждено к таковому через Суд. Кроме того, акты ор­ганов ЕС адресованы не только государствам-членам, но и предприятиям, учреждениям, организациям и физическим лицам, находящимся на их тер­ритории. Это означает, что в пределах своей компетенции данные органы обладают статусом «наднациональных» по отношению к национальным органам государств — членов Союза. Очевидно, что такого рода положе­ния, направленные на прямое и, главное, добровольное умаление государ­ствами своего суверенитета в пользу объединения, не характерны для меж­дународных организаций, одним из основных принципов деятельности которых является принцип «уважения суверенитета государств-членов».[19] По существу, признав полномочия органов ЕС издавать имеющие обяза­тельную силу властные предписания (равно как и право Союза заключать международные договоры, представлять государства-члены во взаимоотно­шениях с третьими странами), государства передали ему часть своего суве­ренитета. В межправительственных организациях это было бы просто не­допустимым.

Наделение организации полномочиями, необходимыми для осуще­ствления ею своих функций. В зависимости от целей создания каждая меж­дународная организация наделяется определенным набором полномочий (компетенцией). Компетенция организации закрепляется в ее учредитель­ном документе и жестко привязана к целям ее деятельности, т. е. носит сугубо функциональный характер,[20] что опять же объясняется необходимо­стью соблюдения принципа уважения суверенитета государств — членов организации. Особенность ЕС состоит в том, что в отличие от большинства межправительственных организаций по мере развития его учредительной базы происходит постепенное расширение круга вопросов, входящих в сферу самостоятельной компетенции данного образования.

Итак, в свете вышесказанного становится очевидным, что внешне ЕС обладает всеми признаками, характерными для межправительственных организаций. Это (i) учреждение в соответствии с международным договором, (ii) членство государств, (iii) целевой характер деятельности, (iv) наличие организационных структур и (v) собственной компетенции. Вместе с тем эти признаки проявляются качественно иным образом, нежели в обыкно­венных международных организациях. Так, (i) учредительная база ЕС сформирована на основе учредительных актов предшествующих ему орга­низаций, динамична и имеет тенденцию к дальнейшему развитию в сторо­ну усиления статуса объединения; (ii) членство государств в ЕС основано не на общности интересов в определенных сферах (экономической, воен­ной, политической и т. д.), а скорее на осознании государствами истори­ческого и культурного единства своих народов и необходимости их даль­нейшей интеграции; соответственно этому (iii) цели ЕС заключаются в укреплении этого единства и его поэтапном перенесении из сферы духов­ной в сферу практическую (государственно-правовую и экономическую) путем создания единого экономического пространства, общей внешней и внутренней политики, территории без границ и т. п.; (iv) для достижения этих целей органы Союза наделены невиданным для межправительственных организаций объемом властных полномочий и в пределах своей компетенции обладают свойством «наднациональности» по отношению к национальным органам государств, причем (v) эта компетенция имеет тенденцию к даль­нейшему расширению. Все перечисленные черты (как и некоторые другие, например единое гражданство, которое представляет собой «один из важ­нейших атрибутов государственности, выражающийся во взаимных правах и обязанностях человека и государства»,[21] единая валюта, собственная пра­вовая система Союза, о которой немало сказано в юридической литературе, территория без внутренних границ или с номинальными границами и т. д.) характеризуют Европейский Союз скорее как государство, чем как межпра­вительственную организацию.

Однако государством в строгом смысле данное образование все же не является. Многие из характерных для государства признаков (государ­ственная территория и публичная власть, распространяющая свою юрис­дикцию на эту территорию, суверенитет, налоговая система и проч.) в ЕС еще только развиваются. По существу, Союз находится как бы в промежу­точном положении — это еще не государство, но уже и не международная организация. Представляется, что обозначить это положение можно лишь одним словом — «конфедерация». Именно конфедерации присуща такая двойственная природа: меньше чем государство, но больше чем междуна­родная организация. С международными организациями конфедерацию роднит то, что она создается на основе международного договора, причем в договоре специально оговаривается, что государства сохраняют свой незави­симый статус и суверенитет, подкрепляемые правом сецессии, т. е. свобод­ного выхода из объединения.[22] Международно-правовой статус конфедерации проявляется и в том, что значительная часть решений конфедеративных органов (или все они) проводится в жизнь решениями и действиями орга­нов государств, входящих в объединение. Наконец, у конфедерации нет собственной территории, а есть территории составляющих ее государств. С другой стороны, общее у конфедерации с государством просматривается в создании единых руководящих органов, решения которых действуют на всем пространстве объединения, образовании общих таможенных и погранич­ных структур (а также войсковых формирований), значительном упрощении режима перемещения граждан одного государства-члена на территорию другого по сравнению с третьими странами (без виз и других формально­стей),[23] наконец, в собственном конфедеративном бюджете. Все перечис­ленные признаки, в той или иной мере характерные для классических кон­федераций прошлого (Швейцарской Конфедерации, Конфедеративных Штатов Америки, Республики Соединенных провинций в Нидерландах, Германского союза и т. д.), присутствуют и у Европейского Союза, что и позволяет также назвать его конфедерацией.

Безусловно, ЕС обладает и специфическими чертами (в частности, единым гражданством, валютой, органами со значительными законода­тельными полномочиями, собственной правовой системой и т. д.), однако представляется, что это не препятствует признанию за ним конфедератив­ного статуса. Конфедерация не настолько стабильная форма государствен­ного устройства, как, скажем, унитарное государство, империя или федера­ция, чтобы по одному или нескольким признакам можно было отказать ей в существовании. Отмечено, что одна из особенностей конфедеративных образований состоит в том, что они являются переходными формами[24] и в итоге либо распадаются (как, например, союз Сенегала и Гамбии в 1989 г. из-за разногласий вокруг таможенного союза), либо преобразуются в феде­рации. Следовательно, рассматривать их нужно не в статике, а в динамике, памятуя о том, что сегодняшнее объединение государств завтра, возможно, единое федеративное государство, процесс перехода в которое неизбежно будет сопровождаться постепенным приобретением конфедерацией черт государственности.

Именно это мы и наблюдаем ныне в отношении ЕС: в прошлом — образование, в возможность существования которого верили далеко не все, а сегодня — объединение полугосударственного типа, с каждым днем при­обретающее все новые признаки федеративного устройства. Этому процессу способствует динамичная учредительная база, о которой уже было сказано выше. В ней заложен вектор дальнейшего развития ЕС и, как представляется, этот вектор направлен в сторону его перехода в государственное образова­ние. Поэтому Европейский Союз не межправительственная организация, поскольку данный этап давно пройден, и не государство, хотя многие из его черт уже приобретены, — это конфедерация, движущаяся «в направлении ключевых сфер государственного суверенитета», [25]и на этом пути уже значи­тельно преуспевшая.

48) Современные международные организации оон, нато, ес: цели и направления деятельности.

Организация Объединенных Наций (ООН)

Организация Объединенных Наций не только занимает центральное место в системе межгосударственных организаций, но и играет исключительную роль в современном международно-политическом развитии. Созданная в 1945 г. как универсальная международная организация, имеющая своей целью поддержание мира и международной безопасности и развитие сотрудничества между государствами, ООН объединяет в настоящее время 185 стран мира.

Воздействие ООН на современные международные отношения весомо и многогранно. Оно определяется следующими основными факторами:

  • ООН является самым представительным форумом для дискуссий между государствами по актуальным проблемам международного развития.

  • Устав ООН является фундаментом современного международного права, своего рода общепризнанным кодексом поведения государств и их взаимоотношений; по нему сверяют другие международные договоры и соглашения.

  • ООН сама стала важным механизмом международного нормотворчества и занимает совершенно особое место среди других организаций - источников международного права. По инициативе и в рамках ООН заключены сотни международных конвенций и договоров, регулирующих положение дел в самых разнообразных сферах общественной жизни.

  • В принципах построения ООН (прежде всего в предоставлении особого статуса постоянным членам Совета Безопасности) нашли свое отражение объективные реалии международно-политической системы, а их изменение стало главным стимулом для ведущейся работы по реформированию этой организации.

  • В ООН существует большое число межправительственных организаций, осуществляющих регулирование международной жизни в рамках функционального предназначения.

  • ООН наделена исключительно важной компетенцией решать вопросы войны и мира, в том числе и путем использования вооруженной силы.

Штаб-квартира ООН находится в Нью-Йорке, где размещены пять из шести ее главных органов.

В «семью» Организации Объединенных Наций входят 14 специализированных учреждений ООН - межправительственных организаций универсального характера, имеющих специальное функциональное предназначение. Некоторые из них возникли задолго до создания ООН. С точки зрения масштабности воздействия на современные международные отношения имеет смысл особо отметить Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР), которые играют исключительно важную роль в координации валютно-финансовой политики государств-членов, предоставлении кредитов и займов и т.п., а также Международное агентство по энергии (МАГАТЭ), наделенное специальными функциями в плане нераспространения ядерного оружия.

Организация Североатлантического договора (НАТО)

Организация Североатлантического договора (НАТО) включает 19 стран и обеспечивает их взаимодействие в военно-политической области. Как военный союз это наиболее развитая структура из всех существующих в Европе многосторонних инструментов обеспечения безопасности. В НАТО создана целая система механизмов, через которые осуществляется совместная деятельность стран-членов, начиная от согласования политики, проводимой участниками союза на международной арене, и вплоть до подготовки к организации боевых действий в случае войны.

Военная организация НАТО включает в себя десятки разнообразных компонентов - командований, комитетов, агентств, различных элементов общей военной инфраструктуры и т.п. Основная часть вооруженных сил стран-членов находится под их управлением и передается союзу только в случае войны, однако некоторые воинские формирования выделены в распоряжение интегрированной командной структуры и в мирное время. В целом военный механизм НАТО представляет собой уникальное явление как по своим масштабам, так и по степени интегрированности входящих в него национально-государственных компонентов.

Европейский союз (ЕС)

Европейский союз (ЕС) занимает уникальное место среди международных организаций. В рамках этой структуры осуществляется интеграция участвующих в ней стран - их постепенное сближение через передачу все более широких полномочий в регулировании общественной жизни на уровень всего объединения (сообщества), которое в возрастающей степени обретает черты целостности и способность к самостоятельному функционированию.

Главной сферой интеграционного развития в рамках ЕС была и остается экономика. В этом плане центральная задача состоит в формировании унифицированного экономического пространства, в котором все действующие лица, как физические, так и юридические, были бы поставлены во всех странах ЕС в равные условия независимо от своей национально-государственной принадлежности.

В целом сам факт существования Европейского союза оказывает колоссальное воздействие на трансформацию взаимоотношений между участвующими в нем государствами. Вместе с тем ЕС становится все более заметной величиной в системе глобальных международных отношений; в рамках сообщества создана система внешнеполитических консультаций и согласования, позволяющая государствам-членам весьма часто «говорить одним голосом» и придающая ЕС характер самостоятельного действующего лица на международной арене.

Это проявляется и в ООН, и на многих международных конференциях и переговорах, и в связи с различными проблемными международно-политическими ситуациями. В некоторых случаях влияние ЕС оказывалось весьма весомым, причем иногда интеграционное объединение брало на себя инициативу в продвижении определенных международно-политических проектов. Сообщество проводит весьма активную политику в отношении стран «третьего мира»; по линии ЕС оказывается помощь постсоциалистическим странам.

Европейский союз как континентальная международная организация

Европейский Союз (ЕС) был создан на основе Европейского объединения угля истали (ЕОУС) 1951 г., Европейского сообщества по атомной энергии 1957 г., Европейского экономического сообще­ства 1957 г. в результате объединения в1957 г. этих ранее самостоя­тельных организаций и назывался вплоть до недавнего времени Европейскими сообществами. В 1965 г. на основе Брюссельского договора были созданы единые органы Сообществ. Единый Европейский акт 1986 г. оформил передачу ЕС полномочий вобласти охраны окружающей среды, культуры и образования, охраны здоровья,технологической и социальной по­литики, единое таможенное пространство. Соглашение 1990 г. урегу­лировало вопросы беспрепятственного перемещениячерез границы стран — членов ЕС товаров, рабочей силы и капиталов. Маастрихтские соглашения 1992 г. (вступили в силу в 1993 г.) завершили процесс юридического оформления механизма Сооб­ществ, предусмотрев создание кконцу XX в. тесного политического и валютно-экономического союза стран ЕС. Договор о Европейском Союзе дополнен 17 протоколами. Договором введено гражданст­во ЕС. Первоначальными участниками ЕС были Бельгия, Италия, Люк­сембург, Нидерланды,Франция, ФРГ. В 1973 г. к ЕС присоединились Великобритания, Дания, Ирландия,в 1981 г. — Греция, в 1986 г. — Испания и Португалия, в 1995 г. — Швеция,Австрия и Финляндия. Сегодня в ЕС входят 15 государств. По вопросу о юридической природе права Европейского Союза имеется несколькоточек зрения. Согласно одной из них, ЕС пред­ставляет собой федеративноегосударствоподобное образование добровольно объединившихся стран. Всоответствии с другой точкой зрения, ЕС, хотя и имеет ряд особенностей,является международной организацией, а ее право — это международное право. Третьи авто­ры полагают, что ЕС — это международная организация с элементамиконфедерации. Вторая точка зрения представляется более правильной и вот по­чему. Государства,вошедшие в ЕС, не утеряли своего суверенитета, в том числе и областинационального законотворчества. Однако Союзу был делегирован необычайно широкийобъем правомочий. Следует отметить, что право ЕС имеет прямое действие натеррито­рии стран-участниц и приоритет перед национальным правом, включаяприоритет постановлений ЕС перед более поздними националь­ными законами. В тоже время цели ЕС несколько шире, чем у обычных международных организаций. В их числе не только созда­ние политического и торгово-экономического союза стран —членов Союза, обеспечение свободного движения товаров и услуг, а также миграциирабочей силы в рамках ЕС, но и введение единой валюты,* фактическаяотмена внутренних границ стран Союза, совместная внешняя политика и политика вобласти международной безопаснос­ти и др. Право Европейского Союза состоит из двух больших групп норм: внутреннее право Союза как международной организации; право Союза, регулирующее конкретные виды политико-эконо­мической, социальнойи культурной деятельности государств Союза. Главными органами ЕС являются Европейский Совет, Европей­ская комиссия, СоветЕвропейского Союза, Европейский парламент, Европейский суд. Европейский Совет составляют главы государств и правительств государств ЕС иПредседатель Европейской комиссии, их заместите­ли (министры иностранных дел)и член Комиссии. Совет заседает два раза в год. Европарламент состоит из депутатов, избираемых в странах-участницах в ходепрямых выборов на пять лет. Европарламент кон­тролирует Европейскую комиссиюи Совет, разрабатывает право ЕС и бюджет Союза. Сессии Европарламента (ежемесячные) проходят в г. Страсбурге (Франция), чрезвычайные сессии — в г. Брюсселе (Бельгия), где ра­ботают комитеты Европарламента, секретариат Европарламента — в г. Люксембурге. Совет Европейского Союза состоит из министров государств-членов (в зависимости от рассматриваемого вопроса). Представи­тельство в Совете, когда требуется квалифицированное большин­ство голосов, неодинаково. Так, Германия имеет 10 голосов, Ирлан­дия — три, Люксембург — два и т.д. Местонахождение Совета — г. Брюссель. Европейская комиссия состоит из 20 членов и председателя, на­значаемого правительствами стран ЕС с согласия Европарламента. Комиссия наблюдает засоблюдением решений норм и решений ЕС и организует их исполнение. Местонахождение Комиссии — г. Брюссель. Европейский суд состоит из 15 судей, девяти генеральных проку­роров (назначаются по общему согласию на 6 лет). Суд разрешает споры между государствами ЕС, между органами Европейского Союза и государствами-членами,между органами ЕС, между Евро­пейским Союзом и юридическими и физическимилицами, готовит экспертные заключения. С 1 января 1996 г. в ЕС упразднены все таможенные пошлины на внутриевропейских границах на все виды товаров, а в отношении стран, не входящих в ЕС, проводится единая таможенная политика. Российская Федерация активно сотрудничает со странами Ев­ропейского Союза. Так, в 1994 г. было подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, иЕвропейскими сооб­ществами и их государствами-членами, с другой стороны. Соглаше­нием учреждается партнерство между Россией, с одной стороны, и Сообществом и его государствами-членами, с другой стороны. Це­лями этого партнерства являются обеспечение рамок для полити­ческого диалога междусторонами, содействие торговле, инвести­циям; укрепление политических иэкономических свобод; поддерж­ка усилий России по укреплению ее демократии,развитию и завер­шению перехода к рыночной экономике, обеспечениесоответству­ющих рамок для постепенной интеграции между Россией и болееширокой зоной сотрудничества в Европе; создание необходимых условий дляучреждения в будущем зоны свободной торговли между Россией и Сообществом,охватывающей в основном всю торговлю товарами между ними, а также условий длz реализации свободы учреждения компаний, трансграничной торговли услугами и движения капитала. История расширения: • 25 марта 1957 Бельгия, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция 6 членов • 1 января 1973 Великобритания, Дания, Ирландия 9 • 1 января 1981 Греция 10 • 1 января 1986 Испания, Португалия 12 • 1 января 1995 Австрия, Финляндия, Швеция 15 • 1 мая 2004 Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония 25 • 1 января 2007 Болгария, Румыния 27

< Назад   Вперед >

Содержание Добавить свое объявление Загрузка...


Смотрите также