Права в россии
Право России - это... Что такое Право России?
Правовая система России — совокупность национальной системы права и международно-правовых обязательств Российской Федерации, правовой культуры российского общества и правовой практики в России.
Во второй половине 1980-х — первой половине 1990-х годов в Российской Советской Федеративной Социалистической Республике началось построение новой правовой системы. В годы перестройки через многочисленные поправки к Конституции РСФСР 1978 года было осуществлено признание политического плюрализма и многопартийности, принципа разделения властей, частной собственности и свободы предпринимательства. 12 июня 1990 года была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР, а 22 ноября 1991 года — Декларация прав и свобод человека и гражданина.
С распадом СССР в 1991 году было связано окончательное установление современного суверенного Российского государства.
12 декабря 1993 года всенародным голосованием была принята новая Конституция Российской Федерации.
Источники права РФ
Источниками права в России являются законы и подзаконные акты, международные договоры и соглашения Российской Федерации, внутригосударственные нормативные договоры, акты органов конституционного контроля и признаваемый российским правом обычаи.
Законы
В системе федеральных нормативных актов России Конституция Российской Федерации имеет высшую силу, далее по юридической силе следуют федеральные конституционные законы и федеральные законы, законами также являются Законы РФ о поправках к Конституции РФ.
Конституция
Конституция РФ закрепляет широкий круг прав и свобод человека, соответствующий современным мировым стандартам и положениям международных пактов о правах человека. К числу таких прав и свобод человека относятся, в частности, право каждого человека на жизнь, право на личное достоинство, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, свобода совести
Федеральные конституционные законы
Федеральные законы
Законы субъектов РФ
Подзаконные акты
Международные договоры и соглашения РФ
Отрасли права
Конституционное право
Конституционное право — совокупность норм права, регулирующих отношения в сфере основ государственного и общественного строя, правового положения личности, организации системы органов публичной власти.
Гражданское право
Гражданское право в России — отрасль права, регулирующая имущественные, а также личные неимущественные общественные отношения на основе принципов равенства, неприкосновенности всех форм собственности и свободы заключения договоров их участниками, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.[1]
Административное право
Уголовное право
Основная статья: Уголовное право Российской Федерации
Уголовное право — отрасль российского права, регулирующая общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний, назначением наказания и применением иных мер уголовно-правового характера, устанавливающая основания привлечения к уголовной ответственности либо освобождения от уголовной ответственности и наказания.
Финансовое право
Налоговое право
Налоговое право — отрасль российского права, регулирующая властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.[2]
Трудовое право
Трудовое право — отрасль российского права, предметом которой является регулирование трудовых отношений между работником и работодателем и других, связанных с трудовыми отношениями. Основным нормативно-правовым актом, регулирующим трудо-правовые отношения в России является Трудовой кодекс РФ [3].
Правовая культура и правовая практика в России
Гражданское общество
Правовой нигилизм
В своём выступлении на V Красноярском экономическом форуме «Россия 2008—2020. Управление ростом» Д.А. Медведев указывает: «Я неоднократно высказывался об истоках правового нигилизма в нашей стране, который продолжает оставаться характерной чертой нашего общества. Мы должны исключить нарушение закона из числа наших национальных привычек, которым наши граждане следуют в своей повседневной деятельности»[4]
Коррупция
Примечания
Wikimedia Foundation. 2010.
Почему права человека в России отличаются от европейских?
В декабре в Таллине состоялась седьмая ежегодная конференция по правам человека. Это не только национальное, но европейское событие, и в текущем году оно получило еще большее значение, поскольку Эстония сейчас председательствует в ЕС. На конференцию собралось более 300 экспертов и участников из разных стран.
Однако российской теме на этой международной конференции не было посвящено специальной дискуссионной панели. Многие участники лишь с сожалением констатировали, что нынешняя ситуация с правами человека в России находится в глубоком кризисе. Хотя спикерами предыдущих конференций были известные российские деятели (Михаил Ходорковский), которые заостряли внимание публики на происходящем в своей стране. Но сегодня подчеркнутого интереса к России у международных экспертов нет.
Мои коллеги из одного московского либерального издания сначала попросили написать им о Таллинской конференции, но, заметив, что тема России на ней не является главной, отказались от публикации. Однако затем мне самому стало интересно — почему конференция не обращает на эту тему особого внимания?
Плоды отчуждения
Европейские участники конференции наверняка обсуждали бы российскую ситуацию с правами человека активнее, если бы продолжали считать Россию частью европейского правового пространства. Однако за последние годы российская власть приложила немало усилий для ментального отчуждения России от Европы, телепропаганда даже стала изображать ЕС «врагом». И это вызвало ответную реакцию — Россия также стала восприниматься в Европе несколько отстраненно.
Русская служба BBC19.04.2017Вести.ua07.12.2017УНИАН20.09.2017Iltalehti.fi06.04.2017Показательно, что многие эксперты в своих выступлениях упоминали Россию наряду с Турцией — обе эти страны в конце ХХ века стремились к евроинтеграции, но затем их власти перешли к репрессивной политике по отношению к собственным гражданам и антиевропейским заявлениям. Они часто любят оправдывать нарушения прав человека заботой о «стабильности». Но на самом деле, тем самым российские и турецкие власти сами подрывают стабильность в собственных странах, потому что их современные и свободомыслящие граждане не будут долго мириться с нарушением своих прав.
А в маленькой Эстонии, тем временем, проблема прав человека обсуждалась в общеевропейском и даже в глобальном контексте. Основными дискуссионными темами были вопросы миграции и роста правопопулистских настроений, соотношение гражданских свобод и государственного контроля в информационном пространстве, права коренных малочисленных народов в современной Европе. Кстати, интересно, что президент Эстонии Керсти Кальюлайд выступала на конференции в том же регламенте, что и остальные спикеры, и так же, как и они, по очереди отвечала на вопросы из зала. Представить, чтобы президент Путин выступал в таком же формате — совершенно невозможно. «Великая держава» требует к себе особого отношения.
Но можно было отметить такой парадокс, наверное, обидный для кремлевских пропагандистов — чем больше нынешняя Россия заявляет о своем «величии», тем меньше европейские эксперты придают ему значения.
Всеобщая Декларация прав человека была принята ООН в 1948 году. Понятно, что окружающий мир тогда и не рассчитывал на то, что советский режим будет ее полностью исполнять — точно так же, как он не исполнял и собственную «самую свободную» Конституцию. Однако сегодня стратегия изменилась. Путинская Россия не просто нарушает права человека, как СССР, но пытается дать этому глобальному принципу свою, «альтернативную» трактовку.
Государство как правозащитник?
В отличие от международной трактовки, где права человека — это инструмент защиты граждан от государственного произвола, в нынешней России само государство объявило себя «правозащитником». Это стало особенно наглядным с назначением на пост российского омбудсмена генерал-майора полиции Татьяны Москальковой.
В своей программной речи при вступлении в должность она сразу же указала, против чего именно намеревается бороться: «Правозащитная тема стала активно использоваться западными и американскими структурами в качестве орудия шантажа, спекуляции, угроз, попыток дестабилизировать и оказать давление на Россию. У уполномоченного по правам человека есть достаточно инструментария, чтобы противодействовать этим явлениям».
Таким образом, в специфическом российском понимании прав человека главными противниками становятся «вражеские» правозащитники, от которых надо защищать родное государство! Тема прав человека в таких условиях сводится исключительно к социально-экономической сфере. Как заявила госпожа Москалькова, ее приоритетами являются трудовые права, медицина, образование и ЖКХ. Она намерена наводить в них порядок «государственными методами», и, похоже, действительно всерьез понимает под «правозащитой» какие-то чиновничьи указания.
Что же касается гражданско-политических прав — эта рискованная сфера российским генерал-омбудсменом практически не замечается. По ее изящной логике, политических заключенных в РФ нет вовсе — просто потому, что в законодательстве РФ отсутствует определение данного термина. Это не помешало Москальковой в уходящем году выступить за сохранение в российском УК статьи 212.1, предусматривающей уголовную ответственность за нарушение порядка проведения митингов.
«Альтернативная» трактовка прав человека в России представляет граждан собственностью государства, которое защищает их «право» подавать начальству жалобы. Если же граждане начинают требовать каких-то свобод — это уже антигосударственный «экстремизм».
Сварившаяся лягушка
Российская ситуация с правами человека напоминает известную притчу о лягушке. Если ее бросить в кипяток — она сразу выпрыгнет, но если медленно нагревать воду — она не заметит этого и сварится.
Статья 55.2 Конституции гласит: «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина». Однако за последние годы Госдума напрочь опровергла эту статью, приняв множество законов, ограничивающих права граждан. Но надо признать, что эти ограничения нарастали во многом из-за того, что само общество их частично одобряло. Власть это замечала — и закручивала гайки дальше…
Например, лет 10 назад в России многим не нравилась «чрезмерная» свобода интернета, и либералы одобрили появление в 2008 году в структуре МВД центра «по борьбе с экстремизмом». Но к сегодняшнему дню эта «борьба» дошла до того, что в России стали сажать людей в тюрьму за картинки и «лайки» в соцсетях, которые по каким-то причинам вдруг показались этим цензорам «экстремистскими». Поскольку Эстония (в рейтинге Freedom House) сегодня делит с Исландией первое место в мире по свободе слова в интернете, мне было трудно объяснить коллегам на Таллинской конференции эту ситуацию. Она просто выходит за европейские рамки понимания прав человека…
Так же и закон о выборах президента РФ, не позволяющий Алексею Навальному участвовать в них по причине его судимости, с очевидностью противоречит Конституции, которая не устанавливает этого ограничения. Однако кто в нынешней России возьмется защищать Конституцию, если даже председатель Конституционного суда Валерий Зорькин из всех прав человека наиболее симпатизирует… крепостному, называя его «главной скрепой, удерживающей внутреннее единство нации».
Может быть, современная Россия действительно вернулась в те времена, если «царская» несменяемость президента перестала считаться абсурдом?
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Источники права в России
Замечание 1
Главным и единственным источником права в России был и остается нормативно-правовой акт, в отличие от стран англо-саксонской системы права (США, Великобритания), в которых источником права является прецедент.
Такой источник права как нормативный договор, также как и судебные прецеденты или иные обычаи в Российской Федерации не распространены, хотя и имеется некоторая тенденция к их использованию.
Система источников права
В иерархию правовых источников Российской Федерации входят:
- Конституция России;
- федеральные конституционные законы;
- федеральные законы;
- указы Президента России;
- постановления Правительства России;
- акты министерств и ведомств;
- законы субъектов федерации;
- подзаконные акты органов власти субъектов РФ;
- локальные нормативные акты.
Понятие источников права
Замечание 2
Конституция России остается источником с высшей юридической силой. Она имеет прямое действие, в ней закрепляются:
- основы экономического строя;
- основы политического режима;
- базовые права и свободы гражданина и человека;
- система органов государственной власти в стране.
Никакие иные нормативные источники права не должны противоречить Конституции.
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Федеральные конституционные законы издаются для регулирования вопросов, прямо указанных в Конституции. Для них характерна более сложная процедура принятия и изменения. Например, федеральным конституционным законом является закон о судебной системе в РФ.
Действие федеральных законов распространяется на всю территории страны, однако они легче поддаются изменениям, чем конституционные законы. Федеральные законы регулируют наиболее важные сферы общественных отношений. Например, уголовно-процессуальный кодекс РФ является по своей сути федеральным законом.
Нормативные указы Президента страны ниже по своему значению чем федеральные законы, однако они наделены высшей юридической силой по отношению ко всем иным подзаконным актам. Их действие также распространяется, как правило, на территорию всей страны.
Аналогичным образом нормативно-правовые постановления Правительства издаются по исполнении федеральных законов, Конституции и указов президента, и находятся на более низкой с ними ступени по юридической силе.
Форму приказов, инструкций или писем имеют нормативно-правовые источники, исходящие из конкретных ведомств. Например, федеральная налоговая служба в своих письмах может разъяснять порядок и сроки начисления и выплат определенных видов налогов.
Закон субъекта Российской Федерации принимается законодательными органом субъектов может регулировать такие вопросы, которые являются:
- исключительным ведением субъекта РФ;
- совместным ведением Российской Федерации и субъектов.
Закон субъекта федерации не должен противоречить Конституции РФ и федеральным законам, а также является общеобязательным для исполнения на территории этого субъекта.
Среди законов в субъекте РФ могут быть выделены такие законы, которые сами по себе обладают более высокой юридической силой по отношению к остальным законам субъекта на его территории - это конституции республик и уставы других субъектов федерации.
Локальными нормативными актами регулируются отношения в конкретных организациях и ведомствах. Например, порядок аттестации прокурорских работников определяется приказом Генерального прокурора РФ.
Самостоятельное положение среди источников права России занимают международные договоры и признанные Россией нормы международных актов и Конвенций. В соответствии с Конституцией России нормы данных актов имеют большую силу, чем законы страны.