Санкт-Петербург, м. Пл. Восстания,
ул. Гончарная, дом 13

+7 (812) 458-53-53

+7 (921) 771-65-11

[email protected]

Швейцария входит в евросоюз или нет


Входит ли Швейцария в Евросоюз (ЕС)?

Самостоятельным путешественникам приходится разбираться с большим количеством информации, чтобы правильно оформить визу. Данная статья посвящена Евросоюзу, еврозоне и шенгенской зоне. В частности расскажет, чем они отличаются и входит ли Швейцария в Евросоюз.

Входит ли Швейцария

Швейцарская Конфедерация не входит ни в Европейский Союз, ни в еврозону. Она входит в шенгенскую зону, так как связана с Шенгенской деятельностью ЕС. В обращении находится швейцарский франк. Он является общепринятым платежным средством при международной регистрации товарных знаков.

По оценкам экономистов 80 % товарооборота приходится на страны Евросоюза. Несмотря на тесные экономические связи, Швейцария предпочитает оставаться обособленной и не вступать в таможенный союз.

Туризм составляет 15% национального дохода. Подписание шенгенского соглашения упростило посещение страны.

Разница между Евросоюзом, еврозоной и шенгенской зоной

Еврозона — валютный союз, действующий в рамках ЕС. Он объединяет 19 стран Европейского союза, Монако, Ватикан, Сан-Марино и Андорру, которые не входят в Евросоюз. На всей территории действует единая валюта — евро.

На расчеты в евро перешли страны, которые раньше зависели от европейских валют — немецкой марки, французского франка и испанской песеты. Ирак, Куба, Северная Корея и Сирия выбрала евро для безналичных расчетов.

Всеми аспектами денежно-кредитной политики Европейского союза и еврозоны занимается Европейский Центральный Банк. Аудиторские проверки бюджета проводит Европейская счетная палата.

Шенгенская зона — объединяет 26 стран Европейского Союза, Ватикан, Сан-Марино и Монако. Шенгенское соглашение подписала Швейцария, которая не входит в Евросоюз. Внутри зоны отсутствует пограничный контроль. Договоренности не применяются к территориям, которые относятся к странам-участникам Шенгенского соглашения, но сильно от них удалены. Для въезда на территорию Фарерских островов, Гренландии и заморских владений Франции необходимы визы.

Путешественникам следует обратить внимание, что необходимо получать шенгенскую визу в посольстве той страны, пребывание в которой по времени будет самым долгим.

Страны-участники

Страна ЕС Еврозона Шенгенскаязона
Австрия Да Да Да
Бельгия Да Да Да
Болгария Да Нет Нет
Великобритания Да Нет Нет
Венгрия Да Нет Да
Германия Да Да Да
Греция Да Да Да
Дания Да Нет Да
Ирландия Да Да Нет
Исландия Нет Нет Да
Испания Да Да Да
Италия Да Да Да
Кипр Да Да Нет
Латвия Да Да Да
Литва Да Да Да
Лихтенштейн Нет Нет Да
Люксембург Да Да Да
Мальта Да Да Да
Нидерланды Да Да Да
Норвегия Нет Нет Да
Польша Да Нет Да
Португалия Да Да Да
Румыния Да Нет Нет
Словакия Да Да Да
Словения Да Да Да
Финляндия Да Да Да
Франция Да Да Да
Хорватия Да Нет Нет
Чехия Да Нет Да
Швейцария Нет Нет Да
Швеция Да Нет Да
Эстония Да Да Да

Не все страны в Евросоюзе перешли на единую валюту, часть государств оставила в обращении национальную. Но в некоторых местах к оплате принимают наличные в евро. Следует уточнять курс, так как он бывает ниже банковских показателей.

Ряд стран ЕС не подписали Шенгенское соглашение о пограничном контроле. Чтобы въехать в пределы Великобритании, Ирландии, Хорватии, Болгарии и Румынии необходимо получить визу этих стран. Великобритания и Иралндия мотивировали свой отказ от Шенгенского соглашения географическим положением. Для островных государств паспортный контроль — эффективный способ борьбы с нелегальными мигрантами.

Что такое Евросоюз

Европейский союз — экономическое и политическое объединение, куда входит 28 стран. Обладает признаками государства и международной организации. Благоприятный таможенный и визовый режим упрощают движение людей и товаров между странами-участниками. Имея гражданство одного из государств Евросоюза можно свободно передвигаться по территории всего Союза.

Руководство

Руководят Союзом следующие организации:

  1. Европейский Совет — высший политический орган Европейского Союза, определяет стратегическое развитие. Решения принимаемые им обязательны к исполнению во всех странах-участниках. В него входят президенты, федеральные канцлеры и премьер-министры.
  2. Европейская Комиссия — орган исполнительной власти, разрабатывает законопроекты, следит за выполнением решений Европарламента и Совета, следит за соблюдением договоров и других правовых документов Союза.
  3. Европейский парламент — один из двух законодательных институтов, принимает законы, формирует бюджет Евросоюза и контролирует Еврокомиссию.
  4. Совет Министров — второй законодательный орган, занимается вопросами совместной внешней политики и политики в области безопасности.
  5. Европейский Суд — представляет судебную систему Евросоюза. В него входят: специализированные трибуналы, Трибунал и Суд.

Нормативные акты

На территории Союза действуют единые для всех стран-участников нормативные акты, связанные с:

  • Таможенным режимом.
  • Конкуренцией.
  • Денежной политикой.
  • Общей торговой политикой.
  • Сохранением морских биологических ресурсов.

По остальным вопросам государства имеют право утверждать свои документы, при условии, что они не противоречат общей политике Европейского Союза.

Входит ли Швейцария в Шенгенскую зону в 2019 году

Понятия «Евросоюз» и «Шенген» не являются аналогичными. Союз объединяет 28 европейских государств единой системой управления. Зона же создана с тем, чтобы упростить передвижение людей через национальные границы. К ней присоединились страны, не вошедшие в экономическое сообщество. Разберем, входит ли Швейцария в шенгенскую зону или нет, какое разрешение следует получить для посещения этого государства.

Какую визу оформлять для поездки в Швейцарию

Гостевое или транзитное разрешение в страну оформляется в рамках Шенгенского договора, подписанного руководителями европейских стран в 1984 году. Действие соглашения не зависит от того, входит ли Швейцария в ЕС. Объединение границ произошло без учета политической конфигурации Еврозоны. А вот национальная виза в Швейцарию в 2019 году не понадобится.

По условиям договора с внутренних кордонов контроль снят. Страны обеспечивают охрану внешнего периметра. Это и позволяет путешествовать внутри Шенгена по единому документу. В 2019 году необходимо запрашивать разрешение на пересечение общих границ объединения.

Правила оформления въездного документа действуют для туристов уже почти десятилетие. Это станет понятно, если вспомнить, в каком году Швейцария вошла в Шенген. Руководство страны подписало договор в 2008-м. В соответствии с условиями соглашения Швейцария проводит общую с иными присоединившимися государствами миграционную политику.

История появления зоны Шенгена

Общее европейское пространство формировалось поэтапно. Целью его создания было воплощение идеи о свободе перемещения товаров, капиталов и трудовых ресурсов.

  1. 06.1985 в месте пересечения границ Люксембурга, Германии и Франции подписано первоначальное соглашение пяти государств об отмене паспортного контроля. Действовало до 01.05.1999.
  2. В 1999 году государства подписали Амстердамский договор. По его нормам Шенгенская зона стала частью совокупности правовых норм Евросоюза.

Расширялось объединение также поэтапно. Паспортный контроль планомерно заменялся визуальным наблюдением. К 2019 году построено особое правовое пространство, позволяющее осуществлять пересечение границ внутри зоны по документам, выданным одной из стран-подписантов.

Как Швейцария относится к Шенгенскому договору

Решение о присоединении к объединенному трансграничному пространству Европы обсуждалось в Швейцарии несколько лет. Людей привлекали несомненные выгоды отсутствия таможенного контроля и громоздкого документооборота, но пугала возможность притока большого количества мигрантов. Немаловажным для бизнеса был фактор сохранения положения национальной валюты, от которой страна отказываться не собирается.

Соглашение о присоединении к Шенгену было подписано после проведения референдума. В 2005 году население высказалось за вхождение в общество стран, объединенных единой миграционной политикой. Согласование законодательных норм шло три года. И в 2008 году Швейцария стала участницей Амстердамского договора.

В чем отличие между Евросоюзом, Еврозоной и Шенгеном

Европейское содружество создавалось на принципах достижения гармоничного соотношения национальной идентичности народов и выгодного экономического сотрудничества. Правовая база разрабатывалась так, чтобы каждая страна получила максимальную пользу от взаимодействия с соседями. Это привело к созданию сложного механизма, включающего несколько «элементов».

  1. Евросоюз – политическое и экономическое содружество, имеющее общую систему управления.
  2. Еврозона – объединение государств, пользующихся единой валютой.
  3. Шенген – пространство, внутри которого отменен трансграничный контроль.
  4. НАТО – альянс, целью которого является защита от членов от возможных угроз.

Народы самостоятельно принимают решение об участии в том или ином союзе. В рамках демократических процедур такое, как правило, оформляется по результатам плебисцита. Но есть исключения.

Входит ли Швейцария в состав Евросоюза

Сложная политическая структура предполагает равноправие и самоопределение стран-участниц. Говоря о том, входит ли Швейцария в Евросоюз, необходимо понимать принципы политического устройства последнего. Дело в том, что ЕС вырабатывает общие для всех стран-участниц решения. Их исполнение обязательно. А Швейцария придерживается нейтралитета. Некоторые позиции Евросоюза на мировой арене и в экономической плоскости для населения и элиты Швейцарской Конфедерации неприемлемы.

Читаем также: Как стать гражданином Швейцарии Иммиграция в Швейцарию

ЕС представляет собой сложную систему с двойным уровнем законодательной и исполнительной власти. Национальную политику приходится согласовывать с тем мнением, которое вырабатывает Еврокомиссия. Пока Швейцарская Конфедерация не готова стать полноправным, но несвободным членом общей европейской семьи.

Список стран ЕС

По состоянию на 2019 год к ЕС присоединилось 28 стран. Перечень с датами включения в Союз приведен в таблице.

СтранаДатаСуммарное количество
Италия, Бельгия, ФРГ, Нидерланды, Люксембург, Франция25.03.19576
Дания, Великобритания, Ирландия01.01.19739
Греция01.01.198110
Португалия, Испания01.01.198612
Швейцария, Австрия, Финляндия01.01.199515
Кипр, Польша, Чехия, Мальта, Венгрия, Латвия, Словения, Литва, Словакия, Эстония01.05.200425
Румыния и Болгария01.01.200727
Хорватия01.07.201328

Справка: в 2017 году начался обратный процесс. Население Великобритании в ходе плебисцита приняло решение о выходе из ЕС.

Читаем также: Работа в Швейцарии для русских в 2019 году Плюсы и минусы жизни в Швейцарии Обучение в Швейцарии для русских бесплатно

Итоги

В 2019 году для пересечения границы Швейцарской Конфедерации необходимо оформить шенгенскую визу. Документ позволяет пребывать на территории зоны в течение 90 дней. При этом Швейцария пока не собирается входить в общее экономическое и политическое пространство ЕС.

Как поссорились Швейцария и Евросоюз

История сложных взаимоотношений Швейцарии, небольшого островка посреди большого океана, и Евросоюза началась довольно давно. После того, как 20 лет назад Конфедерация отказалась вступать в ЕС, между Берном и Брюсселем развернулась непрекращающаяся дипломатическая война. Двусторонние соглашения, о которых сейчас так много говорится в швейцарской и британской прессе, дают странам, не являющимся членами ЕС, но при этом экономически с ним тесно связанными, больше свободы для политического маневра.

Все просто: отказавшись стать частью объединенной Европы, Конфедерация оказалась в очень выгодном положении. Швейцария получила доступ к европейскому рынку, но при этом она не обязана подчиняться законам, действующим в еврозоне. Естественно, такое положение дел не устраивает Совет Европейского союза, куда постоянно поступают требования лишить Швейцарию привилегированного положения.

Отсутствие единого комплекса норм для обеих сторон надо было как-то компенсировать. Берн и Брюссель на протяжении уже двух десятков лет только тем и занимаются, что спорят по поводу каждого нового двустороннего соглашения, регулирующего тот или иной аспект экономических (и не только) отношений. Принятие подобных документов занимает довольно много времени, иногда до нескольких лет. Все это время Швейцария получает вполне конкретные материальные и политические выгоды.

Однако, похоже, что ЕС решил всерьез изменить ситуацию. Позиция Швейцарии «мы с вами, но мы не с вами» вызывает раздражение не только у глав надевропейских структур, но и у правительств ключевых членов ЕС. Документ, содержание которого обсуждалось на протяжении последних двух месяцев, был одобрен вчера на заседании Совета Европейского союза. Он не предусматривает окончательных мер по разрешению ситуации, но предлагает возможные модели. Главный смысл этого текста предельно ясен: ЕС больше не намерен мириться с особым положением Швейцарии.

Категоричная позиция коллег в некотором смысле обескуражила швейцарских дипломатов, привыкших к более мягким и малопонятным формулировкам. Министр иностранных дел Дидье Буркхальтер по инерции повторял на последней пресс-конференции: «Наш подход жизнеспособен. Швейцария высоко ценит открытость к конструктивному диалогу и готова обсуждать возможности заключения новых двусторонних соглашений. Это позволит нам выйти на новый уровень сотрудничества».Швейцарские и европейские эксперты сходятся в одном: отношения зашли в тупик, пора что-то менять. И первых шагов ждут, конечно, от Берна.Как поступит правительство, пока не совсем понятно. Недавно избранный президент Ули Маурер, известный своими эксцентричными заявлениями, открыто говорит о том, что не видит ничего положительного в соглашениях с ЕС. Зато министр энергетики Дорис Лойтхард намерена вновь поднять вопрос о присоединении к Европе. Франкоязычная газета Le Temps полагает, что общественное мнение негативно настроено по отношению к единой Европе. Tages-Anzeiger уверена в обратном: «Швейцарцы как никогда осознают свою причастность к ЕС».

В принятом документе все предельно ясно. Например, 30 пункт гласит: «Совет отмечает, что переговоры, проводимые в течение последних нескольких лет и касающиеся участия Швейцарии в некоторых секторах внутреннего рынка, зашли в тупик». На языке дипломатии это выражение может означать: «Мы сделали все со своей стороны, а Берн все также упирается без достаточных к тому оснований».

Также Брюссель предложил Швейцарии создать внешнюю структуру, которая бы контролировала реализацию двусторонних соглашений и имела возможность регулировать экономические отношения сторон. Эта мера должна ограничить самостоятельность Швейцарии, не подотчетной контролирующим органам ЕС. Не последнюю роль здесь сыграют и вопросы правовой унификации. Берн пока никак не отреагировал на эту инициативу.«Став частью единого внутреннего европейского рынка и принимая участие во внутренней политике ЕС, Швейцария  работает уже не в двустороннем формате, а в проекте, затрагивающем многие стороны», категорично заявляет Совет Европейского союза.

Уникальное положение Конфедерации дает ей невиданные преимущества, из которых она смогла извлечь огромные выгоды. Проблема только в том, что ЕС больше не хочет идти на уступки, ведь подобная ситуация может стать прецедентом. А следом потянутся и другие страны.

Великобритания, упомянутая вскользь в начале этой статьи, постоянно пытается найти новые рычаги давления на ЕС и уже обсуждает возможность перехода на «швейцарскую модель». Премьер-министр Дэвид Кэмерон пока не сделал никаких заявлений по этому поводу, однако кабинет министров дал понять, что не исключает и такого варианта. Понятно, что даже сам факт подобных разговоров крайне раздражает Брюссель.

Единственное конструктивное предложение, поступившие  от Берна, - инициатива о скором заключении договора, регулирующего цены на электроэнергию. Стоит ли уточнять, что такое соглашение выгодно самой Швейцарии? Брюссель счел это предложение «поспешным».

Теперь Швейцарии все же придется выработать предложения, которые хотя бы частично устроят ЕС. Целый ряд вопросов остается открытым. Как сохранить независимость Швейцарии от Брюсселя, но при этом установить единые правила регулирования внутреннего рынка? Каким образом Швейцария может перенять систему положений европейского права, не изменяя существенно своих законов? Как от этого изменится положение Швейцарии, которая категорически отказывается от членства в ЕС?

Как бы Швейцария не подчеркивала свою «независимость, уникальность и отстраненность», большая часть ее успехов во многом зависит от соседей. Популистские партии, к одной из которых принадлежит и президент Ули Маурер, любят напоминать швейцарцам, о том, что они не являются частью Европы. Но эти политические игры нужны только для того, чтобы выиграть больше голосов на выборах. Не надо быть экспертом, чтобы понять простую вещь: страна, расположенная в самом центре Европы, экономически, политически и культурно, тесно связанная с соседями, просто не может делать вид, что она не имеет никакого отношения к тому, что происходит по ту сторону границы. Особенно, если учесть что большая часть доходов обеспечивается как раз за счет европейских государств.

Как поссорились Швейцария и Евросоюз

История сложных взаимоотношений Швейцарии, небольшого островка посреди большого океана, и Евросоюза началась довольно давно. После того, как 20 лет назад Конфедерация отказалась вступать в ЕС, между Берном и Брюсселем развернулась непрекращающаяся дипломатическая война. Двусторонние соглашения, о которых сейчас так много говорится в швейцарской и британской прессе, дают странам, не являющимся членами ЕС, но при этом экономически с ним тесно связанными, больше свободы для политического маневра.

Все просто: отказавшись стать частью объединенной Европы, Конфедерация оказалась в очень выгодном положении. Швейцария получила доступ к европейскому рынку, но при этом она не обязана подчиняться законам, действующим в еврозоне. Естественно, такое положение дел не устраивает Совет Европейского союза, куда постоянно поступают требования лишить Швейцарию привилегированного положения.

Отсутствие единого комплекса норм для обеих сторон надо было как-то компенсировать. Берн и Брюссель на протяжении уже двух десятков лет только тем и занимаются, что спорят по поводу каждого нового двустороннего соглашения, регулирующего тот или иной аспект экономических (и не только) отношений. Принятие подобных документов занимает довольно много времени, иногда до нескольких лет. Все это время Швейцария получает вполне конкретные материальные и политические выгоды.

Однако, похоже, что ЕС решил всерьез изменить ситуацию. Позиция Швейцарии «мы с вами, но мы не с вами» вызывает раздражение не только у глав надевропейских структур, но и у правительств ключевых членов ЕС. Документ, содержание которого обсуждалось на протяжении последних двух месяцев, был одобрен вчера на заседании Совета Европейского союза. Он не предусматривает окончательных мер по разрешению ситуации, но предлагает возможные модели. Главный смысл этого текста предельно ясен: ЕС больше не намерен мириться с особым положением Швейцарии.

Категоричная позиция коллег в некотором смысле обескуражила швейцарских дипломатов, привыкших к более мягким и малопонятным формулировкам. Министр иностранных дел Дидье Буркхальтер по инерции повторял на последней пресс-конференции: «Наш подход жизнеспособен. Швейцария высоко ценит открытость к конструктивному диалогу и готова обсуждать возможности заключения новых двусторонних соглашений. Это позволит нам выйти на новый уровень сотрудничества».Швейцарские и европейские эксперты сходятся в одном: отношения зашли в тупик, пора что-то менять. И первых шагов ждут, конечно, от Берна.Как поступит правительство, пока не совсем понятно. Недавно избранный президент Ули Маурер, известный своими эксцентричными заявлениями, открыто говорит о том, что не видит ничего положительного в соглашениях с ЕС. Зато министр энергетики Дорис Лойтхард намерена вновь поднять вопрос о присоединении к Европе. Франкоязычная газета Le Temps полагает, что общественное мнение негативно настроено по отношению к единой Европе. Tages-Anzeiger уверена в обратном: «Швейцарцы как никогда осознают свою причастность к ЕС».

В принятом документе все предельно ясно. Например, 30 пункт гласит: «Совет отмечает, что переговоры, проводимые в течение последних нескольких лет и касающиеся участия Швейцарии в некоторых секторах внутреннего рынка, зашли в тупик». На языке дипломатии это выражение может означать: «Мы сделали все со своей стороны, а Берн все также упирается без достаточных к тому оснований».

Также Брюссель предложил Швейцарии создать внешнюю структуру, которая бы контролировала реализацию двусторонних соглашений и имела возможность регулировать экономические отношения сторон. Эта мера должна ограничить самостоятельность Швейцарии, не подотчетной контролирующим органам ЕС. Не последнюю роль здесь сыграют и вопросы правовой унификации. Берн пока никак не отреагировал на эту инициативу.«Став частью единого внутреннего европейского рынка и принимая участие во внутренней политике ЕС, Швейцария  работает уже не в двустороннем формате, а в проекте, затрагивающем многие стороны», категорично заявляет Совет Европейского союза.

Уникальное положение Конфедерации дает ей невиданные преимущества, из которых она смогла извлечь огромные выгоды. Проблема только в том, что ЕС больше не хочет идти на уступки, ведь подобная ситуация может стать прецедентом. А следом потянутся и другие страны.

Великобритания, упомянутая вскользь в начале этой статьи, постоянно пытается найти новые рычаги давления на ЕС и уже обсуждает возможность перехода на «швейцарскую модель». Премьер-министр Дэвид Кэмерон пока не сделал никаких заявлений по этому поводу, однако кабинет министров дал понять, что не исключает и такого варианта. Понятно, что даже сам факт подобных разговоров крайне раздражает Брюссель.

Единственное конструктивное предложение, поступившие  от Берна, - инициатива о скором заключении договора, регулирующего цены на электроэнергию. Стоит ли уточнять, что такое соглашение выгодно самой Швейцарии? Брюссель счел это предложение «поспешным».

Теперь Швейцарии все же придется выработать предложения, которые хотя бы частично устроят ЕС. Целый ряд вопросов остается открытым. Как сохранить независимость Швейцарии от Брюсселя, но при этом установить единые правила регулирования внутреннего рынка? Каким образом Швейцария может перенять систему положений европейского права, не изменяя существенно своих законов? Как от этого изменится положение Швейцарии, которая категорически отказывается от членства в ЕС?

Как бы Швейцария не подчеркивала свою «независимость, уникальность и отстраненность», большая часть ее успехов во многом зависит от соседей. Популистские партии, к одной из которых принадлежит и президент Ули Маурер, любят напоминать швейцарцам, о том, что они не являются частью Европы. Но эти политические игры нужны только для того, чтобы выиграть больше голосов на выборах. Не надо быть экспертом, чтобы понять простую вещь: страна, расположенная в самом центре Европы, экономически, политически и культурно, тесно связанная с соседями, просто не может делать вид, что она не имеет никакого отношения к тому, что происходит по ту сторону границы. Особенно, если учесть что большая часть доходов обеспечивается как раз за счет европейских государств.


Смотрите также