Школа в корее
Образование в мире: школы в Южной Корее
В январе этого года агентство Bloomberg опубликовало результаты очередного исследования экономик мира – Bloomberg Innovation Index. Первое место в рейтинге инновационных экономик снова досталось Южной Корее. Специалисты отметили, кроме прочего, распространенность высоких технологий, исследования и высшее образование. Последнее в контексте нашей темы представляет наибольший интерес, поскольку вузы – это только верхушка образовательного айсберга. Начинается все со школьной скамьи.
Маленькие граждане Южной Кореи отправляются в первый класс, когда им исполняется шесть. Если они решат получать полное среднее образование, чтобы после этого поступить в университет (что не обязательно), в школе придется провести 12 лет. Структура среднего образования в этой стране следующая.
Читать также Образование в мире: общественные школы в Америке
Начальная школа
Срок обучения составляет шесть лет. Эта ступень обязательна для всех. Здесь с детьми работает один преподаватель. Он учит своих подопечных корейскому языку, естественным наукам (точнее, их основам) и математике. Еще дети занимаются искусством – музыкой и рисованием – и изучают южнокорейскую культуру. Выпускаются из начальной школы обычно в 12 лет.
Средняя школа
Обучение на этой ступени длится три года. Оно входит в программу базового среднего образования и является обязательным для всех. Нагрузка в этот период существенно возрастает. Школьники проводят в стенах учебного заведения до 14 часов, начинают изучать новые предметы, в числе которых английский. (В частных школах его могут изучать и дети младшего возраста, еще на этапе начальной школы.) После средней школы в Южной Корее можно либо поступать в старшую, либо становиться студентом колледжа.
Кстати об английском. Выше мы говорили о том, что рейтинг экономик учитывал и распространенность высоких технологий. Они проникли и в школы. Английскому языку южнокорейских школьников учат роботы. Машины-учителя умеют даже исправлять произношение.
Старшая школа
Здесь подростки проводят два-три года. Такие школы бывают двух типов – общие и практические. Первые считаются более престижными, потому что в них подростки преимущественно готовятся к поступлению в высшие учебные заведения. Здесь они получают первичную специализацию: могут учить больше либо естественных, либо гуманитарных наук, в зависимости от талантов и предпочтений.
Ученики практических школ получают не только общие, но и профессиональные знания. Они могут выбрать направление заведения и изучать промышленность, коммерцию, сельское хозяйство и т. п. Окончив такую школу, выпускник может сразу же начинать работать. Но у него также есть возможность попробовать свои силы и поступить в университет, чем многие пользуются.
Все три ступени среднего образования разделены. Школы находятся в разных зданиях, а переход из одной в другую – серьезное и большое событие в жизни школьника. Когда-то для этого даже приходилось сдавать экзамены, но теперь это требование упразднили. Остались только вступительные в старшую школу, но это, скорее, форма контроля знаний, а не конкурс.
Детям и подросткам зачастую приходится проводить в учебном заведении целый день. Поэтому завтракают, обедают, а то и ужинают тоже здесь и тем, что готовят в столовых. А вот брать перекус с собой не принято. Едят школьники вместе с преподавателями – никакого разделения. Меню также одинаковое.
Каждый день на школьный обед предлагают суп, рис и капусту кимчи – их готовят различными способами. Дают также что-нибудь белковое, фрукты и овощи. Меню разнообразное и, как видим, здоровое. А вот напитков к еде не полагается.
Образование гражданам Южной Кореи гарантирует конституция. Здесь ревностно следят за его качеством. Для этого существует целая система контроля. Так, учитель должен регулярно подтверждать уровень своего мастерства. При этом государство контролирует не только то, как педагог владеет предметом, но и то, как хорошо он умеет доносить эти знания до учеников. Так что методику, планы и используемые в процессе обучения материалы тоже проверяют.
Читать также «Достойную нацию не могут вырастить учителя, которых не уважает общество», — Зоя Литвин
В Южной Корее также очень заботятся о том, чтобы создать для всех детей равные условия обучения. Вот какими способами этот принцип реализуется.
1. Одна программа
Как было сказано выше, школы трех степеней отделены друг от друга – так, как это происходит в Америке. Однако управление процессами происходит централизованно, этим занимается одно министерство. Дети и подростки обучаются по единой программе, для этого используются одинаковые учебные пособия. Стоимость государственного образования тоже равна для всех.
2. Школа в своем районе
Этим южнокорейская государственная система образования тоже схожа с американской. Первоклашек здесь можно сдавать исключительно в школы по месту прописки. Если родители хотят, чтобы чадо училось в государственном заведении, потому что наряду с ними в стране развита и система частных школ. Последние пользуются безумной популярностью, за места в них приходится побороться. «Конкурс» в два-три претендента на место – обычное дело.
Чтобы все желающие были в равном (опять-таки) положении, зачисляют в частные школы по результатам жеребьевки. Везунчиков принимают, а все остальные отправляются в государственные заведения – но только в своем районе.
3. «Миграция» преподавателей
Стремясь создать равные условия для всех школьников, чтобы они могли получить хорошее образование и поступить в университет, южнокорейские власти стараются привести к одному уровню и сами школы. В первую очередь их педагогов. В стране считают, что качество знаний, которые дети получают в школе, зависит прежде всего от учителей. И если последние окажутся слишком сильными в своем деле, у их выпускников будет больше шансов поступить в вуз.
Чтобы этого не случилось, существует правило, согласно которому учителя не могут долго работать на одном и том же месте. То есть приехать через 10, 20, а то и 30 лет в День учителя в свою школу и встретиться с классным руководителем или поздравить любимого преподавателя, что запросто может быть в Украине, в Южной Корее невозможно. Здесь преподавательский состав постоянно меняется, а педагоги переходят в другие учебные заведения. Так удается поддерживать «среднюю температуру» по школам.
Выглядит сурово, правда? Зато результативно. 99,6–99,8% выпускников старших школ в Южной Корее поступают в высшие учебные заведения. Остальное можно прочесть в отчетах Bloomberg.
Детям и подросткам зачастую приходится проводить в учебном заведении целый день. Поэтому завтракают, обедают, а то и ужинают тоже здесь и тем, что готовят в столовых. А вот брать перекус с собой не принято. Едят школьники вместе с преподавателями – никакого разделения. Меню также одинаковое.
Каждый день на обед предлагают суп, рис и капусту кимчи – их готовят различными способами. Дают также что-нибудь белковое, фрукты и овощи. Меню разнообразное и, как видим, здоровое. А вот напитков к еде не предлагают.
Выглядит сурово, правда? Зато результативно. 99,6–99,8% выпускников старших школ поступают в высшие учебные заведения. Остальное можно прочесть в отчетах Bloomberg.Интересные факты о школах в Южной Корее
Корейская система образования довольно сильно отличается от казахстанской. Я в корейской школе не училась, однако уже 2,5 года учусь в Южной Корее в университете, да и пару-тройку раз подрабатывала в корейских школах учителем английского и много всего слышала о них от моих знакомых. Итак, поехали:
- Учатся в школах дети очень-очень много, особенно в старших классах. После уроков они чаще всего идут в так называемые хагвоны (что-то вроде наших продленок), где они делают уроки и с ними дополнительно занимаются учителя. Освобождаются они в 22:00-23:00. Конечно, там нагрузка поменьше, чем в школах, да и оценки не ставят, насколько я знаю, однако дети устают ужасно. Все это делается ради того, чтобы поступить в престижный ВУЗ, ведь конкуренция здесь очень высока, и многие не могут поступить в желаемый университет по 3, а то и 5 лет подряд. Соответственно, университет после школы для корейцев является почти райским местом, где учебы меньше и свободы больше, тогда как для иностранных студентов здесь учиться очень сложно: не привыкли мы к таким нагрузкам и конкуренции.
- Во всех школах есть форма, которая чем-то похожа на нашу: обычно она темно-серая или темно-синяя. Нередко можно встретить школьников на улице в школьной форме и кроссовках, но происходит это не из-за того, что администрация школы лояльно относится к выбору обуви, а потому что школьники обязаны переобуваться при входе в здание школы. Вот и получается, что в школе у детей находится сменная обувь, а по улицам они для удобства ходят в спортивной.
- Помимо формы в школах следят за длиной волос. У девочек в школе волосы не должны касаться плеч, поэтому все они ходят с каре. У мальчиков также есть определенные требования к длине волос: насколько я знаю, они зависят от школы, но обычно длина должна быть около 3 см.
- Раньше в школах были разрешены телесные наказания, но несколько лет назад вышел закон, запрещающий всякие физические наказания, так как они ущемляют права учеников.
- Совсем недавно вышел закон запрещающий дарить подарки учителям в школах и профессорам в университетах в целях предотвращения коррупции. Есть какая-то определенная сумма, которой должна ограничиваться цена подарка. Насколько я знаю, сумма эта очень небольшая, так как наш профессор по биологии как-то сказал, что на эти деньги мы можем купить ему разве что кофе-американо (2-3$).
- По окончании школы сдается государственный экзамен (по типу нашего ЕНТ). Не знаю подробностей о самом тесте, но корейские школьники буквально живут ради того, чтобы успешно его сдать, так же как и их родители. Перед экзаменом храмы и церкви переполнены родителями, которые молятся за удачную сдачу экзамена их детьми и их поступление в престижный ВУЗ. Где-то я даже слышала, что на время какой-то из частей экзамена, где ученикам нужно прослушать аудио-запись, откладываются все авиарейсы из аэропортов Кореи, чтобы шум не помешал детям. Не знаю, насколько это правда, однако слышала я это неоднократно.
- Для школьников проводятся экскурсии по лучшим университетам Кореи. Причем проводятся они не только для учеников средних и старших классов, но и для совсем маленьких детей: почти каждые выходные я вижу группы детей 7-10 лет, прогуливающихся по нашему кампусу с преподавателями. Таким образом, дети уже с самого раннего возраста ставят себе целью поступление в какой-то определенный университет.
- Школы, как в Америке, делятся на младшие, средние и старшие.
- Старшие школы делятся на несколько типов, примерно так же как и у нас: общеобразовательные, гимназии, профильные; государственные и частные. Самыми престижными, по крайней мере в технической среде, в которой я учусь, считаются научные старшие школы. Поступить в них очень сложно, учиться еще сложнее, однако окончание такой школы практически гарантирует ребенку поступление в топовый корейский университет. В мой университет, например, принимают только выпускников научных школ, то есть если ребенок поздно взялся за голову, и закончил обычную школу, поступить в мой университет он уже не сможет.
- Для старшеклассников есть специальные школы-интернаты, которые направлены на подготовку к выпускному экзамену. В таких школах очень строгая дисциплина, и дети только учатся, едят и спят (причем спят очень мало).
- Насколько я понимаю, система образования в целом больше направлена на зубрежку. Таким образом, корейцы могут провести перед экзаменов в библиотеке несколько дней, даже ночуя там, и выучат всю книгу от корки до корки. Соответственно, у студентов-корейцев оценки в среднем лучше, чем у иностранцев, однако во всяких проектных работах иностранные студенты зачастую проявляют себя более креативно, чем корейцы.
Подводя итог могу сказать, что корейские школы дают ученикам просто невероятную выдержку и силу воли, учат запоминать огромные объемы информации в короткий срок, однако, смотря на статистику суицидов среди школьников и студентов, а также слушая рассказы знакомых корейцев, мне невольно становится жаль всех этих школьников. Профессора в моем университете зачастую признают, что хоть иностранцы и отстают от корейцев по результатам многих тестов (которые чаще всего ориентированы на зубрежку), на лекциях ведут себя гораздо активнее и мыслят более креативно.
А вы бы отдали своего ребенка в корейскую школу?
Образование в Южной Корее
Система школьного образования, начальная школа 초등학교, средняя школа 중학교, высшая школа 고등학교, поступление в корейскую школу
Система школьного образования
Среднее школьное образование подразделяется на начальную 초등학교, среднюю 중학교 и высшую школы 고등학교 (6 лет в начальной школе, 3 года в средней и 3 года в высшей школе, в общей сложности 12 лет). Обязательное образование – 9 лет (6 лет начальной, 3 года средней школы). Учебные семестры : 1 семестр (март – август), 2 семестр (сентябрь – февраль).
Начальная школа 초등학교
Начальную школу дети посещают в возрасте с 6 до 13 лет. Следует учесть, что по корейским обычаям, возраст новрожденного ребенка уже равен 1 году, а к 1 января следующего года уже равен 2 годам. Т.е. корейские дети идут в школу в возрасте 8 лет.
Школы подразделяются на национальную, государственную, частную, инновационную, и интернациональную.
Национальные школы 국립초등학교 являются дочерними учреждениями Национальных университетов. Обучение в национальных школах бесплатное. Не смотря на отсутствие платы за обучение, эти школы не отличаются качеством образования и достаточно конкурентоспособны среди других частных школ. С недавнего времени стало возможно зарегистрироваться онлайн в школе от Сеульского Национального Университета на сайте http://ps.snue.ac.kr/ . Также к Национальным школам относятся школы от Корейского Университета, Национального Университета и Педагогического Университетов.
Государственные школы 공립초등학교 имеются при каждом районе. Каждый год в конце декабря местное РОНО отправляет уведомление родителям по месту жительства о том, что ребенок переводится в новый учебный год, в связи с этим родители должны предоставить справку, в случае переезда в другой район (город). При этом необходимо заранее уточнить в административном центре, о возможности перевода в другую школу.
Частные школы 사립초등학교, конечно, отличаются своим устроем - улучшенной планировкой, оборудованием, углубленным изучением иностранных языков, а также высокой платой за обучение. Все частные школы имеют разные учебные планы и образовательные программы. Поэтому родителям рекомендуют проконсультироваться, узнать мнение у знакомых, прежде чем отдать ребенка в какую-либо частную школу.
Инновационные школы 혁 신초등학교стали создаваться изначально в провинции Кёнгидо, а затем в Сеуле (только две школы강명초 и강일초). Эти школы устоем схожи с государственными, отличаются учебным планом и программой, они также могут самостоятельно менять название школы в рамках общественного образования.
В интернациональных школах 국제학교 учеба проходит на английском вместе с другими иностранными учениками. Не стоит путать интернациональную школу со школой для иностранцев, куда поступать могут только иностранные дети. Плата за обучение в интернациональных школах весьма высока, даже выше, чем в частных школах.
В список изучаемых предметов входит:
- корейский язык
- математика
- точные науки
- иностранный язык
- музыка
- изобразительное искусство
Почти все предметы в начальной школе ведет один учитель.
Средняя школа 중학교
Большинство учеников поступают в среднюю школу в возрасте 12 лет и заканчивают к 15 годам. Как и начальные школы, они подразделяются на национальные, государственные и частные. Однако в отличии от начальной школы, в частных средних школах плата за обучение отсутствует, так как программа обучения у обоих типов школ абсолютно одинакова.
Основные предметы:
- математика
- корейский язык
- иностранный язык
Дополнительные предметы:
- различные искусства
- физическая культура
- история
- китайская иероглифика 한자
- информатика
- этика
- экономика
Высшая школа 고등학교
В высшие школы поступают на первый курс в возрасте 17 лет и выпускаются после третьего класса в 19 лет. Высшая школа – специальное образование. Оно не считается обязательным, однако почти все молодое население Южной Кореи оканчивает высшую школу. Высшие школы могут иметь разные направления: техническое, гуманитарное, лингвистическое, искусствоведческое. Студент может выбрать любое из направлений, соответствующее его интересам и совпадающие с его карьерным путём. Учеба в высших школах платная. Оплата производится 4 раза в год (в марте, июне, сентябре и декабре) по 400 000 вон (приблезительно). Также оплачивается питание (70 000 - 90 000 вон в месяц) и вступительный взнос (10 000 - 20 000 вон).
Основные предметы:
- математика
- корейский язык
- иностранный язык
- общественные науки
- естественные науки
Дополнительные предметы могут варьироваться в зависимости от специализации школы.
Поступление в корейскую школу
Родители могут отдавать детей, как в местные корейские школы, так и в иностранные (интернациональные). Для подачи заявления о поступлении в местную школу необходимо обратиться в административный центр донг/ып/мён (동/읍/면사무소) по месту проживания, где предоставят список необходимых документов и проконсультируют по интересующим вопросам. Перед поступлением в корейскую школу ребенка тестируют на знание языка. По результатам теста, ребенка определяют в соответствующий класс. Существуют также курсы корейского языка для иностранных детей при школах, в случае невладения корейским языком.
Основной список необходимых документов (список может изменяться в зависимости от требований школы):
- Иммиграционное свидетельство
- Паспорт
- Медицинское свидетельство
- Свидетельство о регистрации с предыдущих школ
- Свидетельство об оценках (табель)
- Экзаменационная оценка официального языка из родной страны
Что нужно знать ребенку для поступления в школу:
- уметь считать от 1 до 10
- уметь писать свое имя и имена родителей
- уметь пользоваться карандашами, мелками, фломастерами, ластиком.
- уметь чертить круг, вертикальные и горизонтальные линии
- знать названия цветов
- знать что такое гласные и согласные
- знать свой домашний адрес
- знать название школы
- знать элементарные правила этикета за столом
Школьное образование в Южной Корее
Обучение за рубежом Обучение детей за рубежом Школьное образование в Южной Корее
Школы в Корее полностью обоснованно считаются одними из наиболее престижных учреждений среднего образования в мире. Успехи южнокорейских гигантов, таких как «LG», «Hyundai», «Samsung» и ряда других высокотехнологичных брендов, дают понимание, что подход к учебному процессу здесь особый – глубинный, фундаментальный и прогрессивный. Вполне логично, что поэтому население Южной Корее имеет 542 балла по результатам тестирования грамотности чтения, знания естественных наук и мате тематики – такую оценку действительности ежегодно проводит организация OECD. Для сравнения, в среднем по станам Европейского Союза этот показатель колеблется в границах 489-511 баллов.
Однако этот показатель не учитывает образование в разрезе – то есть не дифференцирует полное и неполное среднее, средне-специальное и высшее. И, само собой, именно вузы страны (прежде всего инженерно-технические факультеты и специальности) обладают тем беспрецедентным потенциалом, который и прославил Корею на весь мир. Логично, что абитуриенты по всему миру задумываются о получении реальных профессиональных навыков именно в этой стране. Но первой ступенью должна стать как раз средняя школа в Корее – именно здесь усилия педагогов сфокусированы на подготовке выпускников к успешному вступлению в вузы страны.
Южнокорейская система среднего образования
Специфика среднего образования в «азиатском гиганте» нетипична для европейских и славянских стран:
- начальная школа – обязательна для всех и обучение длится целых 6 лет: эти годы приходятся на возраст 6-12 лет;
- средняя школа – в комплексе с начальными классами приравнивается к базовому среднему образованию; длится всего 3 года, выпускает учащихся в возрасте 15 лет;
- высшая средняя школа – целенаправленно готовит учащихся к поступлению в вузы, обучение занимает всего 2-3 года, в зависимости от конкретного учреждения; в этом плане беспрецедентна Корея – старшая школа из года в год демонстрирует показатель на уровне 99,6%-99,8% успешного поступления в вузы от общего числа учащихся.
Рейтинг средних школ в Южной Корее
Правительство страны скрупулёзно следит за мониторингом образовательной системы. Ежегодно, по итогам окончания учебного года, составляет список лучших школ Кореи. За основу берутся два главных наглядных показателя – процент успешно поступивших в вузы и уровень овладевания знаниями по итогам тестирования.
Последний обновленный рейтинг школ выглядит следующим образом:
- Международная частная средняя школа Чоншим, провинция Гапён (http://www.csia.hs.kr/) – 100% ее выпускников поступило в желаемые вузы.
- Международная частная средняя школа Дэвон, г. Сеул (http://www.daewon.ms.kr/) – прогрессивное учебное учреждение, применяющее авторские разработки педагогического состава, поступило в вузы 98,4% выпускников.
- Международная школа искусств Peniel в городе Бусан (http://peniel.ms.kr/)– занимает особое место в системе образования Южной Кореи. Признана одним из лучших в мире средних образовательных учреждений с уклоном в эстетическое воспитание и раскрытием творческого потенциала учащихся. 96,4% выпускников продолжили углубляться в творческие специальности в вузах советующей направленности. Есть мнение, что это место стало прототипом школы Кирин в Корее – школы из корейского молодежного сериала «Одержимые мечтой», выпускающей поп-звезд, лучших танцоров и артистов.
- Международная частная средняя школа Ёнхүн в Сеуле (http://www.younghoon.ms.kr/) – традиционное образовательное учреждение, процент поступивших – 98,1.
- Международная государственная средняя школа Бүсан (http://www.gukje.ms.kr/) – лидер государственной программы среднего образования, по итогам обучения поступило 98% выпускников.
- Средняя школа Ёнхын (http://youngheung.icems.kr/main.do) – прогрессивная корейская школа, которая славится не только отличными результатами освоения учебной программы, но и насыщенной культурно-спортивной жизнью: здешние ученики постоянно задействованы в масштабных концертах, соревнованиях, фестивалях и социальных мероприятиях.
В целом, все школы в Южной Корее ежегодно ранжируются по рейтингу, но первой пятерки вполне достаточно, чтобы сформировать представление о качестве, эффективности и доступности среднего образования. !Стоит отметить, что в первой двадцатке школ рейтинга соотношение частной и государственной форм собственности учреждений – 10/10.
Русские школы в Южной Корее
Несмотря на то, что получение среднего образования в Корее является практически гарантией на поступление в один из вузов страны, языковой барьер очень существенный – корейский язык дается нелегко. Отличным компромиссным вариантом разрешения такой ситуации является русская школа в Корее.
Таких школ в Сеуле и провинциях несколько, во всех них обучаются русскоязычные дети и помимо полного освоения традиционной корейской программы средней школы, особый акцент делается на глубокое изучение корейского языка.
Стоит выделить школы с многолетним опытом подготовки русскоязычных учеников, наилучшим образом зарекомендовавших себя по всем параметрам с наилучшей стороны:
- Пусанская Русская Школа – это учреждение, в котором обучение полностью или частично ведется на русском, но сама школа корейская (и по форме собственности юридического лица, и по подчинению Министерству образования Южной Кореи, и по составу административного персонала). Считается лучшей школой для подготовки русскоязычных школьников поступлению в местные вузы.
- Русский Лицей TriLC – частная школа, открывшаяся в 2009 году. Несмотря на то, что лицей тяготеет к корейской программе, а также предусматривает глубокое изучение корейского языка, аттестат об окончании выпускники получают российского образца, что не всегда соответствует их целям.
- Школа при Посольстве России в Республике Корея создана на основании приказа Министерства иностранных дел Российской Федерации – российское государственное учебное учреждение, в первую очередь для детей, чьи родители по долгу службы находятся в Южной Корее. Акцент делается на освоение программы РФ и английского языка, поэтому данная школа не является целевой для желающих продолжить обучение в Корее.
Подача документов в среднюю школу
Процедура зачисления может проводиться как на конкурсной основе, так и на общих основания – специфика зависит от выбранного учебного учреждения. Однако в любом случае, нерезиденту страны (иностранному гражданину) в обязательном порядке потребуются два документа:
- Надлежащим образом переведённый и заверенный документ со сведениями об успехах в обучении с предыдущего места;
- Учебная виза, покрывающая нужный период времени.
Преобладающее большинство школ ведет прием документов в течение всего учебного года.
Получение среднего образования в Южной Корее: нюансы и особенности
- корейские международные школы активно практикуют летние программы для иностранных учеников – это отличная возможность не только адаптироваться к условиям проживания и обучения, но и в целом понять насколько целесообразно и вероятно получение корейского аттестата;
- если ребенок и его родители не готовы к полному переходу на корейское обучение, то постепенную интеграцию в процесс можно начать с кратковременных программ при средних школах – они длятся от двух до шести недель и позволяют вникнуть в суть предстоящего учебного процесса;
- дистанционные программы средних школ – не самый эффективный, но, тем не менее, имеющий место быть способ получения документа об образовании корейского образца; десятки школ в Сеуле и провинции практикуют подобный способ привлечения учеников без отрыва от места проживания;
- школ с типом обучения «полный пансион», включающих в свою структуру жилой кампус, социально-медицинскую инфраструктуру и обеспечение питания ребенка, в Южной Корее не так уж и много. Если рассчитывать, что учащийся отправляется в Сеул или другие города самостоятельно, то надо отталкиваться именно от этого, а не от направленности и репутации школы, что существенно сужает круг. Альтернативный вариант – это съемное жилье, что суммарно по стоимости аналогично оплате пансиона. Но в таком случае ребенку официально необходим опекун из числа взрослых, либо постоянное проживание с родителей, у которого также оформлена виза на нужный срок.
Подытоживая, следует сказать, что получение среднего образования в Корее – это однозначно весомая инвестиция в будущее ребенка. Однако следует рационально взвешивать все «за» и «против» при принятии решения о его обучении в Южной Корее, так как погружение в кардинально другую ментальную, языковую и социальную среду – это серьезное испытание для неокрепшей психики.