Санкт-Петербург, м. Пл. Восстания,
ул. Гончарная, дом 13

+7 (812) 458-53-53

+7 (921) 771-65-11

[email protected]

Русская школа в голландии


Ребенок идет в школу » Голландия сквозь дырки от сыра

обновлено 01.09.2018

Ваш ребенок должен пойти в голландскую школу и у вас возникло огромное количество вопросов? Тогда вам сюда!

Эта статья рассчитана на тех, кто уже познакомился с системой образования в Нидерландах. Об этом писалось в серии статей и в Письме №6. Если еще нет, то советую все же почитать, чтобы иметь представление о предмете разговора.

Предлагаемые вам рекомендации — это мой личный взгляд на проблемы советских детей в местной голландской школе. Другое дело, что этот самый взгляд основан не только на личном опыте, но и опыте других родителей. В получении информации также помогли учителя и чиновники, занятые в местной системе образования.

Как записать ребенка в школу

В Нидерландах дети идут в школу уже в 4 года, хотя по закону они обязаны учиться с 5 до 18 лет. Для детей эмигрантов этот момент важен тем, что как только ребенок был прописан по голландскому адресу, он обязан посещать школу. Поэтому место учебы для ребенка надо начинать искать еще до его переезда. Есть несколько способов выбора подходящей школы. Для этого надо:

  • сначала сделать для себя выборку подходящих школ, исходя из результатов школьной инспекции Inspectie van het Onderwijs. Сайт на голландском, но его можно перевести гугл-переводчиком;
  • обратится в свой муниципалитет и получить список близлежащих школ там;
  • поговорить с соседями, чьи дети хотят в школу;
  • договорится о встрече с директорами понравившихся вам школ и увидеть все своими глазами;
  • поговорить с родителями на школьной площадке и т.д.

Обычно для записи в школу надо заполнить анкету на сайте школы. Для этого вам потребуется номер BSN (burgerservicenummer), который ребенок получает при прописке в gemeente при регистрации в регистре Basisregistratie Personen.

Имейте в виду, что во многие популярные школы детей записывают чуть ли не с рождения. Поэтому там может элементарно не быть свободных мест. Также, если школа открыта не на общественных началах, она имеет право отказать вашему ребенку в обучении.

Ребенок до 9 лет

Здесь все просто. Ребенка можно отдавать в обычную голландскую младшую школу (basisschool). Как правило, месяца через 2-3 ребенок начнет говорить на голландском языке. Но учтите, что и в таком нежном возрасте ребенку нужно не менее года, чтобы выучить не только бытовой язык, но и школьную терминологию. До решающей 8 группы у такого ребенка будет достаточно времени, чтобы влиться в голландскую систему образования, выучить школьные термины, познакомиться с историей и географией Нидерландов.

Как определить, в какую группу по возрасту попадает ваш ребенок в младшей школе?

  • Дети от 4 до 5 лет — группа 1;
  • 5-6 лет — группа 2;
  • 6-7 лет — группа 3;
  • 7-8 лет — группа 4;
  • 8-9 лет — группа 5;
  • 9-10 лет — группа 6;
  • 10-11 лет — группа 7;
  • 11-12 лет — группа 8.

В некоторых регионах при младших школах существуют классы для иностранных детей с усиленным преподаванием голландского. После приблизительно года занятий ребенка переводят в обычный класс в ту же школу. Если есть такая возможность, то отказываться от нее не стоит.

Ребенок от 9 до 12 лет

Здесь ваш ребенок попадает в «группу риска». Мой совет таков — хотите гарантий при прохождении вашим ребенком CITO-теста с хорошим баллом, отдайте его в группу на 1 год младше его по возрасту или перед последней группой идите на второй год в группу 7. Объясняю, почему. CITO-тест — это, своего рода, экзамен. Он был задуман для определения знаний ребенка и его способностей, а также направления, по которому он будет учиться в средней школе (теоретическое или практическое). Вроде бы неплохо. Но этот тест имеет несколько подводных камней:

  • Детям, которые недавно изучают голландский язык, сдавать этот тест явно противопоказано, об этом говорят сами учителя. Все задания теста по разным дисциплинам написаны на голландской школьной терминологии, поверьте, ее объем очень большой. Но система образования построена таким образом, что этот тест сдают в большинстве школ (порядка 70%). Тест является обязательным и избежать его не удастся.
  • CITO-тест проводится в конце 8 группы, а именно в апреле-мае. То есть, если ребенок стал учиться в голландской школе недавно, то рассчитывать, что он сможет чего-то подтянуть в 8 группе, просто не стоит. То есть, в 8 группе уже поздно чему-либо учиться, а надо уже быть готовым к проверке знаний.
  • Тест рассчитан на проверку знаний, это так. И путевка в среднюю школу должна выдаваться не только по количеству баллов за тест, но и основываться на рекомендации учителя, который наблюдал за развитием ребенка и его успеваемостью в школе. Но! Для многих учителей результат CITO-теста превратился в нечто вроде клейма. «Плохой результат теста — плохая рекомендация» и забудьте тогда о теоретическом обучении. Впереди только ПТУ (VMBO) и техникум (MBO). И никого не будет волновать, что ваш ребенок умный, а тест написал плохо только потому, что не смог прочитать и понять задания из-за недостаточного знания языка.

Итак, исходя из перечисленного и с учетом того, в большинстве школ никто вашему чаду особо с голландским языком помогать не будет (хотя первое, о чем вам надо говорить с директором школы и учителем — это дополнительные уроки голландского), надо идти в группу младше по возрасту или оставаться на второй год, чтобы выучить язык и терминологию на должном уровне. И еще один нюанс — в младшей школе ребенок может находится максимум до 14 лет. В некоторых регионах при младших школах существуют классы для иностранных детей с усиленным преподаванием голландского. После приблизительно года занятий ребенка переводят в обычный класс в ту же школу. Если есть такая возможность, то отказываться от нее не стоит.

Что касается детей 12-13 лет, я бы советовала такую схему:

  • взять справку из школы, где он еще учится, с указанными пройденными предметами и оценками (см. ниже);
  • по приезду договориться в ISK (см. ниже) о тестировании (бесплатном) его интеллекта и выдачи рекомендации о школьном направлении (VMBO, HAVO или VWO). Этот тест невербальный, то есть не зависит от языка.
  • определить его в близлежащую среднюю (middelbare) школу по рекомендованному направлению или же сначала пройти обучение в ISK, а потом идти в среднюю школу (см.ниже).

Ребенок от 12 до 16 лет

Здесь нам придется поломать голову. Для такого ребенка существует 3 возможных пути (может и больше, но мне о них неизвестно). Каждый путь содержит как достоинства, так и недостатки. Так что выбор за вами. Хочу лишь добавить, не стремитесь «сохранить уровень» ребенку. Для вас главное — как следует выучить язык, ведь без голландского языка все знания, полученные за годы учебы — мертвый груз, с ними диплома об окончания школы не получишь. Не бойтесь провести в школе лишний год-два, потом это окупится. Если вас интересует более подробная информация о качестве обучения в той или иной голландской школе (информация официальная, публикуется по результатам инспекций), предлагаю вам посетить эту ссылку.

Итак, ребенок по приезду идет в:

  • обычную среднюю школу по его уровню;
  • ISK (Internationale Schakelklassen);
  • интернациональную школу.

Ребенок идет в обычную среднюю школу по его уровню

Это так сказать, идеальный вариант: ребенок будет находится со сверстниками своего уровня интеллекта и среды. Конечно, нагрузка на ребенка будет большая, но ему будет проще выучить язык, влиться в общество, понять правила игры, найти себе друзей, что очень важно в таком возрасте в чужой стране. Что вы для этого должны предпринять:

  • В школе (где ребенок еще учится) надо взять справку об образовании с указанием пройденных предметов и оценок. Оценки должны быть указаны не только цифрами, но и словами, например: 4 — хорошо. Если оценки хорошие и отличные, ребенок может претендовать на HAVO, если удовлетворительные — на VMBO (t или b). Даже при неполном среднем образовании школа должна выдать такую бумагу. Вам надо перевести справку на английский и заверить перевод у нотариуса. Желательно в переводе указать, какая система оценок существует в русской школе. Эту справку надо выслать своему партнеру в Голландии.
  • Поиск школы надо начать еще до вашего приезда, используя вышеописанный документ. Пусть ваш голландский партнер поговорит в муниципалитете — какую школу они могут предложить для такого ребенка. Как правило, помощи от них немного, но поговорить  и узнать информацию полезно. Имейте в виду, что советский аттестат о законченном среднем образовании приравнивается в Голландии к уровню HAVO.
  • Надо составить список близлежащих средних (middelbare) школ, походить туда на встречи с директорами или их заместителями. Главное, что надо узнавать — имеют ли они опыт обучения детей, не владеющих голландским? какую помощь в освоении языка они могут предложить (например, дополнительные уроки голландского)? возможно ли попасть в класс на 1 год младше его по возрасту, остаться на второй год и т.д. Как я уже писала, на изучение базового «школьного» языка уходит не меньше года. А ведь ребенку надо еще и учиться, сдавать тесты, а потом и выпускные экзамены на школьный диплом.
  • Если договоренность с одной из школ достигнута, остается только дождаться приезда ребенка. Я бы рекомендовала ребенку сдать невербальный тест в ISK (см. ниже) на определение уровня интеллекта и школьного направления (VMBO, HAVO или VWO). Рекомендация такого теста никогда не помешает при разговоре с администрацией школы.

Плюс такого выбора школы — ребенок не теряет свой уровень образования, ему проще найти друзей. Минус — большая психическая и моральная нагрузка, ведь первые месяцы ребенок не будет понимать даже простой бытовой язык, не говоря уже об уроках.

Ребенок идет в ISK Чаще всего иностранных детей такого возраста, не владеющих голландским, отправляют учиться в ISK (Internationale Schakelklassen). Целью такого класса-школы является не только быстрое обучение ребенка голландскому языку и культуре, но также подготовка к дальнейшему обучению. Там же можно бесплатно протестировать ребенка на коэффициент интеллекта и получить рекомендацию о школьном направлении. Адрес близлежащего ISK советую искать в своем муниципалитете или по названию своего населенного пункта или провинции в google.nl Дети (большинство из них принадлежат к мусульманской культуре) учатся в небольших группах. Количество учебных часов в неделю (26 часов по 50 минут) может быть таким:

  • 11 часов в неделю голландский язык,
  • 4 часа математика,
  • 4 часа ориентация в обществе и география,
  • 2 часа английский язык,
  • 1 час информатика,
  • 4 часа рисование и рукоделие.

Большой плюс — в этом классе знают, как научить ребенка голландскому. Огромный минус — он не рассчитан на получение знаний в других областях. Поэтому, если это для вас актуально, надо разговаривать с учителями о перспективах получения высшего образования. А для этого нужен школьный HAVO или VWO-диплом. Обычно тех, кто хорошо занимается, после ISK-класса переводят в HAVO-3 (см. схему выше).

Ребенок идет в интернациональную школу Такие школы (International School) существуют в разных голландских провинциях и созданы они для детей, чьи родители временно находятся в Голландии, например по работе. Основное обучение ведется на английском (или другом языке) языке, а голландский дается как второй (иностранный) язык. Если вы едете на ПМЖ — этого вам явно недостаточно, плюс такие школы стоят дорого. Иногда в этих школах существует дифференцированная оплата исходя из дохода родителей. Как найти такую школу? Загляните сюда

Ребенок от 16 лет

Итак, вашему ребенку 16 лет. Если он умный и ориентирован на получение высшего образования, он может продолжать учебу в школе. С 18 лет ребенок имеет право получать стипендию —  studiefinanciering (подробнее читайте на сайте DUO). О выборе школы. Вообще вы можете следовать тем советам, которые мы дали для 14-и летних. Но для 16-17 летних в Голландии cуществует и другая возможность получения школьного диплома.

Как вы уже знаете из статьи «Образование в Нидерландах», в Голландии наряду с обычным школьным существует и общее среднее образование для взрослых старше 18 лет (VAVO). Согласно временным правилам VAVO, дети 16-17 лет, которые имеют уровень не ниже VMBO(t), в особых случаях могут получить школьный HAVO или VWO-диплом в колледжах для взрослых, а именно в ROC.

Что же это за особые случаи? Например, если ребенок слишком «взрослый», самостоятельный, проблемный, должен работать, не может по определенным причинам посещать обычную школу и т.д. В случае с вашим ребенком проблемой является незнание голландского языка. А чем кроме среднего образования для взрослых занимается ROC (региональный учебный центр)? Правильно, ROC организует также курсы NT2 — голландский язык для иностранцев. То есть, если вашего ребенка берут учиться в систему VAVO, он должен получить и уроки языка, и школьные предметы. Но на практике стоит многих усилий, чтобы пробиться через бюрократические преграды и получить желаемое. Хотите попробовать? Следуйте схеме:

  • ребенок или его родители направляют письмо в ROC по месту жительства с просьбой разрешить там учиться;
  • если ROC имеет контракт с муниципалитетом (gemeente) об обучении 16-и летних, то ваше письмо пересылается туда в отдел образования. Если нет, то увы, на этом ваш марафон закончен;
  • муниципалитет смотрит, попадает ли ваш запрос в образовательный план, занимается ли вообще муниципалитет такими вопросами, и принимает решение;
  • муниципалитет обязан принять решение в течение 6 недель и сообщить его;
  • если принято отрицательное решение, муниципалитет должен сообщить о причинах вам и вашему ребенку на встрече.

Вот, пожалуй, и все. Надеюсь, эти рекомендации помогут вам сделать правильный выбор. А ребенку немного облегчат обучение в чужой стране и на неродном языке.

Несколько слов о школьных конфликтах

Часто наши соотечественники теряются и не знают куда обращаться, если в школе у их ребенка возник конфликт. При конфликтных ситуациях в школе схема действий проста. Правда, насколько далеко вы зайдете, зависит от серьезности конфликта:

  • сначала надо обратиться к учителю (juf, meester, docent) со своими претензиями. Это касается случаев, когда имел место конфликт между ребенком и учителем или другими детьми из класса. Еще перед этим разговором стоит заручиться свидетельствами других родителей или детей, что подобное было замечено уже не раз. Тогда учителю будет трудно списать все на то, что это случилось впервые.
  • если учитель неадекватен или не принимает никаких мер, то ему надо об этом сказать. В противном случае идти к директору школы. Опять-таки, свидетельские показания — большая помощь в разрешении конфликта.

Если директор не может или не хочет помогать, есть следующие инстанции, куда можно обратиться:

  • родительский комитет школы ouderraad;
  • владелец школы schoolbestuur, если школа частная, или комиссия в gemeente, управляющая общественной школой. Контакты обычно есть в школьной памятке или брошюре;
  • т.н. «родительские профсоюзы» — oudervereniging для католических и протестантских школ OUDERS VAN WAARDE; для общественных школ Vereniging voor Openbaar Onderwijs .
  • vertrouwensinspecteur из Inspectie van het Onderwijs. К нему можно обращаться в случае серьезных проблем: дискриминация, насилие и т.д. Контакты здесь.

Если у вас остались вопросы, задать их можно в разных темах нашего форума в разделе Жизнь в стране.

Желаю вам и вашим детям успехов!

2002-2018

Все права сохранены © Перепечатка текста без согласия автора и указания источника запрещается

Нидерланды: система образования. Часть 1. Младшая школа.

Нидерландская система образования существенно отличается от российской. Кому-то она нравится больше, а кто-то наоборот считает российскую систему лучше. Здесь я рассмотрю все основные принципы и различия нидерландской системы, а так же поделюсь личным опытом и выводами, которые у меня сложились. Для начала хочу заметить, что если взять статистику с данными о том, где же выпускается больше специалистов мирового уровня на душу населения, то Голландия конечно опережает Россию. Отсюда можно сделать выводы, что не важно нравится вам данная система образования или нет, но такой факт говорит сам за себя. Младшая школа — это обычно одноэтажное здание. В нашей школе каждого класса было по одному (т. е. 1 первый класс, 1 второй и т. д.) Ребенок, достигший пятилетнего возраста, обязан начать занятия в школе. Но большинство родителей отдает своих детей на обучение уже в возрасте четырех лет. Т.е. с этого возраста практически все дети и начинают учебу. Выпускаются дети примерно в 12 лет. Школьный год начинается в конце августа — начале сентября, каждый год по-разному. 1-го сентября, как особого праздника не существует. Цветы в школу тоже никто не несет. В конце октября у ребят осенние каникулы, продолжительностью одну неделю. На Рождество и Новый Год — двухнедельные рождественские каникулы. В феврале — одна неделя зимних каникул. В апреле — мае две недели весенних каникул. Летние каникулы начинаются приблизительно в середине июля и длятся всего 1,5 месяца. В многочисленные церковные праздники, которые могут приходиться на будний день, тоже выходные. Младшая школа состоит из 8 классов. В нашем здании школы они были разделены: первые 5 классов в одном крыле, старшие 3 — в другом. Занятия начинаются в 8:30 утра. Между уроками 5-минутные перерывы, которые не являются переменой в нашем понятии. Просто учитель занимается с детьми чем-то отвлеченным (болтает, рассказывает что-то интересное, играет). В 10:15 начинается 15-минутная перемена, во время которой детки должны покушать, принесенную с собой еду. Да. Здесь нет столовой. Так что нужно заранее позаботиться, чтобы ваш ребенок не остался голодным. Обычно перекус состоит из сэндвича, фрукта и сока. Всё это съедается очень быстро (буквально в течение 5 минут), а затем дети идут играть на улицу (на школьную площадку). Затем уроки возобновляются. Следующая пауза начинается в 11:45. Это обеденный перерыв, который длится 1 час 15 минут. В это время дети едут домой. Да, едут на велосипедах, это самое популярное средство передвижения в Нидерландах. Как часто шутят, ходить и ездить на велосипедах голландцы начинают одновременно. Дома их ждет мама со вкусным обедом. Отобедав, детки играют дома. Не занимаются уроками, а именно играют или смотрят мультики по телевизору. Ребенок ведь должен тоже отдыхать от умственной работы. В 13:00 все дети возвращаются в школу и продолжают обучение до 15:15. Исключение составляет только среда. В среду занятия заканчиваются в 11:45, т. е. обеденным перерывом. Если оба родителя работают и не имеют возможности быть дома в школьный обеденный перерыв, то можно оставить ребенка в школе в специальной группе продленного дня. Но это конечно же стоит денег, и в российском понимании немалых. Тот же принцип, если родители заканчивают работу позже окончания учебного дня.

Занятия могут быть четко разделены по предметам, а могут идти общим потоком. Это выглядит примерно так: учитель проходит с детьми историю, а в момент, когда у детей возникает отвлеченный вопрос по предмету (т. е. не касающийся истории), учитель может совершенно спокойно перейти на тот предмет, который ближе к тематике данного вопроса. В этом есть важный смысл — не дать детям заскучать. Вообще в младшей школе целью является развитие у ребенка интереса к знаниям. Никто не будет ругать его за несделанные уроки или плохую отметку. Наоборот, к этому ребенку проявят еще больше внимания и понимания, чтобы он не испытывал стресс в связи с этим. Ведь не все дети должны быть профессорами и докторами, некоторые, например, будут зарабатывать на жизнь довольно простой работой в магазине или на стройке. Если у ребенка нет способностей (не важно по каким причинам), то его никто не будет тюкать в это носом. Здесь людей принимают такими, какие они есть. И работать уборщиком не считается зазорным. Политика школ — сделать условия обучения максимально комфортными, и получать знания играя. Если у ребенка будет интерес к школе, то и к учебе он обязательно появится. На входе в школу расположен открытый гардероб, где дети могут оставить верхнюю одежду и спортивную форму. Сменная обувь не нужна. И это при том, что на полу в школе ковровое покрытие. Но это издержки достаточно теплого климата и чистых улиц. Все мобильные телефоны должны остаться в гардеробе, в класс их брать нельзя. Вообще здесь у детей позже начинают появляться мобильники, чем у российских школьников. Но я могу уверенно сказать об этом только касательно деревень и небольших городов.

Небольшое описание нашей школы. Все двери в школе стеклянные. На двери классов часто вывешивают рисунки наших деток. Во время урока двери зачастую открыты в общий коридор. Компьютерный класс не представляет из себя закрытое помещение. Компьютеры просто стоят в коридоре. Дети никогда не сидят там всем классом. Часть класса идет делать какое-либо задание (обычно в игровой форме) на компьютере, а другая часть класса в это время занимается уроком чтения. В другой раз дети меняются. Помимо этого, отдельно выделена игровая комната с лего, книжками и различными играми. Это для детей, которые не могут пойти домой во время обеденного перерыва или после занятий. Есть так же место для проведения мероприятий, где находится небольшая сцена. Оно не является отдельным помещением, перегороженным дверьми. Спортзал находится отдельно, туда дети обычно всей группой добираются пешком или на велосипедах вместе с учителем. Так же в школе стоит барная стойка, где учителя пьют кофе или чай.

Дети за партой обычно сидят по 4 человека. Это организовано для того, чтобы они учились коммуницировать друг с другом. По разным предметам выбирается лидер из этих четырех человек, который должен организовать совместную продуктивную работу. Лидеры периодически меняются. Вообще большой упор идет на умение взаимодействовать друг с другом и обществом. Важным, на мой взгляд, пунктом является отсутствие школьной формы. Нидерланды — страна свобод. Это сразу заметно по школьной свободе самовыражения в виде отсутствия пресловутой формы. Обстановка в классе неформальная, учитель может запросто усесться на стол вместе с ногами, в процессе урока. Так же учителя свободны в выборе одежды. В каждом классе два учителя. Обычно 4 дня в неделю уроки ведет один учитель, а 1 день в неделю — другой. Все предметы ведут только эти учителя, кроме физкультуры. Каждый год учителя меняются. Т.е. те учителя, которые ведут, например, первый класс, каждый год будут вести только первые классы. И так далее. В конце обучения дети знают всех сотрудников школы. Директор тоже не остается в стороне. В нашей школе, он, к примеру, вел шестые классы. Прежде, чем мы пошли записываться в местную младшую школу, сначала у нас состоялся разговор с директором (очень приветливый и приятный человек). Сев у барной стойки и угостившись кофем, мы в неформальной обстановке выслушали главные принципы школы, поболтали о том — о сем и без всяких бюрократических документов были зачислены в школу. О домашнем задании. Домашнее задание в младших классах не задают совсем. В предпоследних двух не более 2-3 раз в месяц. В последнем классе около 1-2 раз в неделю. Весь школьный процесс рассчитан исключительно на школу, а не на родителей. Это нас невообразимо радовало после бессонных ночей с российской системой образования. Обучение в младшей школе бесплатное. Единственное, что могут сделать родители, и то только по собственному желанию, так это внести ежегодный взнос в размере не более 20 Евро, которые идут на разнообразные экскурсии для учеников. Школа так же обеспечивает ребенка всем необходимым, вплоть до ручек и карандашей. Все тетради и учебники тоже за счет школы. Хранятся они обычно в парте ученика (у каждого индивидуальный столик со своим ящичком). Как раз эти столики сдвигают вместе для образования групп из четырех учеников. Многие школьные экскурсии совершенно бесплатны. Мы, в частности, посещали множество местных музеев, Shell Energy Lab., посещали уроки большого тенниса, встречались вживую с голландским космонавтом Andre Kuipers, ездили в среднюю школу на урок робототехники и урок химии, посещали новый порт Роттердама «Maasvlakte 2» и многое многое другое. Но за некоторые все же приходится платить. Это, например, экскурсия в зоопарк или в парк аттракционов. Когда от школы уходит автобус с учениками, провожать ребят приходят родители, а так же выходят ученики всех классов. Всё это происходит довольно весело. Такая же история, когда дети возвращаются. Школы празднуют все праздники. На Пасху у детей пасхальный завтрак, на Карнавал — костюмированная вечеринка, в День Короля устраиваются «Королевские спортивные игры», в Рыбный Фестиваль организовывается общественное мероприятие, на Синтерклас — все друг другу дарят подарки, на Рождество — вечернее чаепитие при свечах и мюзикл, на который приглашаются родители и родственники. В «Королевских спортивных играх» мне очень нравится то, что детей формируют по командам. Но не по классам, иначе старшеклассники всегда будут выигрывать, а создают разновозрастные группы. В этой обстановке старшие дети учатся коммуникации с младшими, помогают им преодолеть какие-то препятствия, поддерживают морально. Я считаю эту идею весьма полезной.

Помимо этого, для детей организовываются различные мероприятия, например, неделя детской книги, уроки современного танца с постановкой мюзикла, посадка деревьев или уборка территории своего города / деревни, шахматные, шашечные или футбольные межшкольные соревнования. Так же происходит много мероприятий внутри школы, такие как «день разных носков», когда все приходят в носках разного цвета или «пижамный день», когда дети приходят в школу в пижамках. В возрасте около 6 лет, в рамках школьной программы, дети начинают обязательные занятия по плаванию в одном из близлежащих бассейнов. Это обязательная часть обучения в Голландии, т. к. в стране очень много рек, каналов и морских побережий. По окончании этого курса дети сдают экзамен и получают официальный национальный диплом с зарегистрированным номером. Так же в школе детей обучают правилам дорожного движения на велосипеде. В конце обучения проводится официальное тестирование и показательный заезд. Каждый год специальная комиссия проверяет состояние велосипедов учеников. Если с велосипедом все хорошо, то на него лепится специальная наклейка со знаком качества.

Школа активно участвует в жизни каждого ребенка (поистине индивидуальный подход). Если у ребенка какие-то проблемы, школа помогает в их решении или просто поддерживает какими-то действиями. Других детей из класса информируют о происходящем и подготавливают их к адекватной реакции, чтобы дети не издевались, а учились поддерживать друг друга в сложных ситуациях. У нас было два случая. В одном из них, когда сын еще не получил диплом по плаванию, и на школьном отдыхе ему нужно было одеть спасательный жилет, ребята, которым не было необходимости этого делать, тоже дружно одели жилеты, с целью поддержки одноклассника, что он не один такой. А в другом случае, когда у нас умер попугайчик. Учительница с ребятами составили специальную открытку со словами сочувствия. В такой атмосфере ребенку гораздо проще пережить любые неприятности. Когда ребенок собирается пригласить одноклассников на свой день рождения, он должен сделать это за пределами школы, чтобы другим ребятишкам не было обидно. Либо попросту пригласить весь класс, что довольно популярно в последнее время. Если ваше чадо приболело, то никаких справок от врача не требуется ни до, ни после болезни. Мы живем в прибрежной зоне, что дает нам некоторые преимущества. Например, в жаркий летний день дети вместо занятий могут пойти с учителем на пляж, а в добавок получить от него еще и порцию мороженого. Так же их знакомят со всеми видами водного спорта. В 7-ом классе дети едут с учителями на 2 дня в кемпинг с палатками. Это первое самостоятельно путешествие детей без родителей. Программа обычно очень активная: каноэ, скалодром, аквапарк, пляж и т. п. Когда мой сын вернулся с такой поездки, придя домой, он обессиленный лег на пол и тут же уснул. Это для наглядности на сколько активен этот отдых, что после него совершенно не остается сил. В 8-ом классе дети опять едут в школьный кемпинг, но уже на 5 дней. Программа так же очень активна: купание, рафтинг, альпинизм, сплав на плотах, каноэ и байдарках, игры, квесты и просто прогулки на природе. Помимо уже перечисленного организуется несколько экскурсий, барбекю и дискотека. Детям очень нравится. Так же в 8-ом классе происходит выбор средней школы и множество важных тестов, благодаря которым, определяется уровень знаний ученика. Это очень важный период в жизни каждого школьника, т. к. он уже должен определиться со своим жизненным направлением и составить свой план дальнейшего обучения. В 12 лет это сделать довольно не просто. В довершение обучения проходит последний звонок. У школы выкладывают красную ковровую дорожку, дети подъезжают на шикарный черных автомобилях, громко гудя клаксонами, как настоящие звезды. Затем проходит шикарный мюзикл, к которому школьники готовятся не меньше двух месяцев. А так же выступление учителей (не выступление с речью, а какой-нибудь номер, например песня). В наш выпускной учителя надели шляпы, сомбреро, гавайские бусы из цветов и спели ребятам такую потрясающую песню, что девчонки даже расплакались от невероятных эмоций. В паузу все вышли на улицу, где нас ждали еда и напитки на любой вкус: булочки, конфеты, арбузы, кофе, чай, соки, лимонады и пиво (родителям). Да. На любом мероприятии с участием родителей в школе присутствует легкий алкоголь, такой как пиво или глинтвейн. Последний звонок — это самый настоящий праздник, прощание с детством и с учителями, вручение аттестатов. Нам еще дали забавное DVD, где наши дети рассказывают о том, как они видят свое будущее. В заключении на улице была устроена великолепная дискотека для детей, в то время, как родители болтали друг с другом и учителями, попивая пиво. Закончилось сие действо аж в 23:30. Если ребенок не справляется со школьной программой (есть и такие), то его оставляют на второй год. Но дразнить и доводить его до стресса никто не будет. Это называется просто «продублировать год обучения» и не считается чем-то катастрофическим. В 8-ом классе это даже некий плюс, т. к. ребенок сможет сдать тесты с лучшими показателями, что обеспечит ему более высокую ступень в средней школе (об этом в отдельной статье). Что я могу сказать в общем о разнице в системах: голландской и российской. Голландская система образования младшей школы сильно упрощена. Упор идет не на ускоренное получения пакета знаний, а на воспитание коммуникативных навыков, умения общаться с социумом и воспитания интереса к учебе. Если брать по дисциплинам, то сильно отстает математика. Но зато английский язык дети воспринимают более продуктивно в игровой форме (к окончанию младшей школы они обычно уже могут бегло общаться на английском на базовом уровне). Важным фактом является то, что дети ходят в школу с удовольствием, у них остается соблюден режим дня, нет перегруженности домашними заданиями, в общем, детство остается детством. Мой сын из угрюмого загруженного учебой русского мальчика превратился в веселого и открытого голландского ребенка.

Подведя итоги, скажу, что голландская система младшей школы мне предпочтительнее. Благодаря глубокой позитивности преподавания, дети здесь на много счастливее. Несмотря на минус в виде легкой программы, присутствует очень много внешкольной деятельности, и подход, который развивает ребенка как личность. В жизни это все же важнее, на мой взгляд, чем пресный поток знаний.

Школы Голландии: обучение в радость

В школу — с радостью? Есть ли на свете страны, где большинство учеников не испытывают тревог, не отращивают школьных неврозов и не боятся учителей? Голландские дети утверждают: именно так они и учатся.

В соответствии с исследованиями, проведенными UNICEF, дети в Королевстве Нидерланды (и входящей в него Голландии) — самые счастливые в мире. В понятие счастья входили показатели здоровья и безопасности, благосостояния, образования, окружения ребенка и его поведение. Одним из факторов, который превысил все возможные рейтинги, оказалось желание детей ходить в школу.

Хорошо ли учат в школе?

Российские родители школьников сразу же могут заподозрить, что школьникам для счастья надо поменьше учиться и побольше гулять. А как же знания, основная цель образования? Как там, в Голландии, с общим уровнем образованности населения на фоне всеобщей школьной эйфории?

Многие иностранцы, знакомые с образовательной системой Королевства, считают, что школьная образовательная система голландцев рассчитана «на середнячка»: талантливые дети пробьются сами, остальные получат необходимый минимум.

Но при этом «середнячковому уровню» несколько противоречит показатель «индекс образования» (Education Index), вычисляемый в международном рейтинге стран: он присваивает Нидерландам девятое место, сразу после США и перед Великобританией.

А рейтинг 200 лучших ВУЗов мира сообщает: по количеству университетов Нидерланды уступают только тем же США и Великобритании. Достаточно большое количество университетов для образовательной системы, рассчитанной «на середнячков». По количеству счастливых детей, кстати, Великобритания находится на 16-ом, а США — на 26 месте. Россия в индексе образования — на 34 месте, а в страны счастливого детства не попала на этапе отбора.

Как и чему учат детей, в чем секрет сочетания счастья и знаний?

Stress-free schooling по-голландски

Stress-free schooling — школа, свободная от стресса. Так назвали нидерландскую систему среднего образования в Daily Telegraf. Нам, подозрительным российским родителям, привычным к правилам и ограничениям, сразу кажется, что это «обучение без стрессов» не предполагает дисциплины. Так ли это?

На самом деле правил в Нидерландах много, и начинаются они со времени поступления в школу. Когда ребенку исполняется 3,5 года, родители подают заявки на зачисление в школу, максимум — пять школ на выбор, в своем районе.

С 4 лет предпочтительно, а с пяти — обязательно ребенок начинает посещать учебное заведение. Причем учебный год начинается на следующий после пятилетия день, если он не выпадает на каникулы. 31 декабря исполнилось 5 лет — 1 января в класс, и никаких исключений.

С пропусками из-за родительских отпусков тоже все строго: если ребенок не успевает вернуться из теплых стран к 1 сентября, родители выплачивают штраф. Если отпуск родителей из-за особенностей профессиональной деятельности не совпадает с каникулярным временем, пропуск занятий возможен только после официального подтверждения с места работы родителей. Разрешить отсутствовать могут до 10 дней, но на первые две недели после летних каникул такие поблажки не распространяются. 1 сентября все идут в школу, и никак иначе, хотя условное 1 сентября наступает в разных регионах страны в разные дни, так как для удобства летнего отдыха Нидерланды поделены на три «каникулярных» региона. Сами летние каникулы при этом составляют 6 недель, и это самый долгий период отдыха от учебы, остальные каникулы - рождественские, февральские и апрельские длятся 7 дней.

Такой же штраф, в среднем 130 евро, ожидает родителей, без уважительных причин (болезни или отсутствия по действительно серьезным семейным обстоятельствам, например, свадьбы, похорон родственников или по религиозным причинам) удерживающих ребенка дома. Это минимум, а максимальное наказание за систематическое отсутствие ребенка в школе — лишение свободы родителей.

По законам Нидерландов лишать детей права на обучение — преступление, даже если это обучение четырехлетнего «детсадовца». О болезни надо предупреждать сразу, а вот о прогулах нерадивого ученика школа сообщит родителям сама, посещения строго отслеживаются. Наказания за прогулы по результатам комиссии могут быть возложены только на ученика (беседы, общественные работы) или быть дополнены штрафом для расслабившихся взрослых.

Забрать ребенка с уроков пораньше тоже не просто: предупреждать и получать разрешение необходимо заранее, и обоснование должно быть весомым. Счастье школьного образования обязательно для всех, это конституционный принцип страны.

Свобода образования и обучения

Конституция Нидерландов гарантирует и свободу образования. Это значит, что родителям предоставляется широкий выбор типа организации школы, наличия или отсутствия в ней религиозного направления, идеологического убеждения, образовательных принципов и методик.

Примерно 70% школ — частные, управляемые ассоциациями или фондами. 30% - общественные, под руководством муниципальных властей или доверенного комитета управления.

В общественных учебных заведениях могут получать образование все дети из любых семей. Среди частных больше всего Римско-Католических и Протестантских, присутствуют также направления Еврейских, Исламских, Индусских религиозных и национальных течений. Но есть и гуманистические частные школы, а также совершенно свободные от религиозных убеждений. Немало частных школ следуют определенным методикам обучения, как, например, существующие и в России школы Монтессори.

Если в общественную школу на первую ступень обучения примут абсолютно всех и каждого, то у частных могут быть ограничения и поводы для отказа в поступлении, например, языковой барьер для детей из иностранной семьи. Стоимость обучения в общественных, «открытых» школах официально равна нулю,государство выделяет около 3000 евро в год на одного школьника. Родителей могут попросить сделать годовой взнос в 25-30 евро на расходные материалы, но обязать платить невозможно. Стоимость образования в частных школах может достигать 30 000 евро в год, все зависит от школ.

Свобода обучения — еще один важный принцип образовательной системы. Школы сами определяют, что будет преподаваться и каким образом. Унификация и соответствие стандартам достигаются благодаря предписаниям Министерства Просвещения об уровнях качества образования. Основной официальный документ определяет базовые школьные предметы, ставит цели обучения и описывает содержание тестов и экзаменов.

Существуют также общие стандарты количества и продолжительности учебных периодов в году, требования к педагогам и их квалификации, и описание прав школьников и их родителей. При этом выбор учебных материалов, метода преподавания остается на усмотрение самих педагогических коллективов: можно смотреть на картинке, с какой стороны мох растет, а можно пойти в настоящий лес, Министерству Просвещения важен результат.

Контроль процесса обучения происходит методами проверок и инспекций со стороны государственных структур. Единого формата выпускных экзаменов нет, они будут зависеть от конкретного учебного заведения, ибо существует как минимум 3 учебных плана, включающих минимум 12 специализаций со множеством дополнительных программ. Результаты инспекций влияют на рейтинг школ и общедоступны в интернете: родители будущих школьников могут выбирать школы в зависимости от отчета о проверке.

Счастье есть?

Так в чем же привлекательность школьного образования? Несмотря на правила для взрослых и невозможность прогулов для детей, в школах Нидерландов множество плюсов. Один из них сразу же оценят наши ученики.

  • Отсутствие домашних заданий

До 12 лет ученикам не задают ничего на дом. Это осознанное решение в Нидерландах поддерживается уже более полувека, и обосновано как научным, так и экспериментальным путем.

Все, что может попросить сделать дома учитель — творческую работу, например, по окружающему миру или географии. Все методические пособия и материалы остаются в школе, ребенок ничего не носит домой, кроме поделок к праздникам, а из дома берет с собой ланч-бокс. Родители видят учебники и тетрадки только на информационных встречах.

  • Родительское собрание — не для «разбора полетов»

Сами информационные встречи проводятся, как правило, в начале учебного года. На них присутствуют и родители, и дети, а педагог рассказывает о планах на учебный период. Увидеть тетради ребенка в свободном доступе можно не во всех школах, а при беседе с учителем в основном взрослому расскажут о социальных навыках, поведении, проблемах и достижениях в общении ребенка с другими учениками, а отметкам и учебным неудачам уделяется значительно меньше внимания.

  • Система отметок и контрольные работы

Отметки ставятся по 10-балльной шкале: 5 — это средняя тройка. При этом отметки призваны оценивать работу, а не ученика: плохих учеников нет, даже если отметки у них неудовлетворительные. Ругать или поощрять за отметки — непедагогично. Зато важно вызывать интерес к получению знаний, не опасаясь оценки в процессе. Поэтому до 12 лет, до перехода в среднюю школу экзамены и тесты тоже отсутствуют.

Расписание и учебная программа

Начальная школа с 4 до 12 лет, та самая, в которой нет домашних заданий и экзаменов, состоит их трех групп или этапов обучения.

Первый этап — обучение в смешанной группе 4-6 лет, цель: научить детей взаимодействовать и подготовить к чтению и письму. В игровой форме развивается моторика, фонетический слух, а если кто-то хочет углубиться в арифметику, то это, разумеется, поощрят в индивидуальном порядке. Но обязательным для всех детей примеры и буквы не будут. Если не получается складывать слога — отложат изучение букваря на следующий год. Считается, что игра — это самая важная деятельность для ребенка, а к семилетнему возрасту уровень отстающих детей выравнивается самостоятельно, и все овладевают чтением, письмом и арифметикой без насилия.

Второй этап — почти настоящая учебная деятельность с 7 до 9-10 лет, в программе родной язык, математика, физика, история, география и обществоведение. На третьем этапе подключается английский язык, хотя жизнь в мультилингвальной среде Нидерландов позволяет говорить о предварительном изучении нескольких языков методом «погружения».

Учебный день начинается в 8:30, само обучение длится максимум 5 часов. Есть и перерыв на обед, с 12 до 13, однако не стоит ожидать столовых и комплексных ланчей. Как правило, школьники идут есть домой или по предварительной договоренности родителей за небольшую сумму остаются с домашними бутербродами под присмотром педагога или родителей-добровольцев.

Конец учебного дня наступает в 15 часов, причем по выбору школы один день, как правило, среда, укороченный, с уроками до 12.00. Уроки при этом совершенно не соответствуют нашим представлениям: нет регламентированных звонков, длительности занятия и перемен между предметами. Нет и расписания: есть план педагога, и он решает, будет ли сегодня арифметика, чтение и письмо, или весь день посвятим истории Средневековья. В младшей школе, на класс из 20-30 человек, один педагог, иногда с ассистентом, преподающий все предметы.

В некоторых школах есть группы продленного дня, а вот тихого часа даже для четырехлетних детей нет. После основных уроков можно заниматься искусством, музыкой, ремеслом или обучаться голландскому языку, если ученик — иностранец.

В конце 8 группы, в 12 лет, как правило — в феврале — у детей происходит переход из начальной школы в среднюю. Двухдневный тест по изученному материалу не только оценивает полученные знания, но и определяет дальнейшую направленность обучения. В процессе тестирования оценивают не результат, а процесс: как школьник понимает тест, ориентируется в арифметических действиях, использует орфограммы. К результатам тестирования прикладывают мнение учителя о способностях ученика, причем экспертиза педагога может значить больше: его знание ребенка влияет и на отметки за тест, если учитель объяснит низкие результаты волнением или особенностями характера ребенка.

Этот тест — определяющий в направлении дальнейшего школьного обучения. Образование с 12 лет подразделяется на три плана: самый простой обеспечит выпускнику рабочие специальности, средний ориентирован на специалистов уровня школьного учителя (и это довольно высокий уровень), высший и самый сложный — первая ступень к профессорскому званию. В процессе обучения детей могут по желанию и возможностям переводить с более низкоуровнего плана на усложненный, или, если школьник «не тянет» - снижать планку и упрощать план.

60% школьников Нидерландов обучаются по «простому» плану, заканчивая школу в 16 лет. Возраст в 16 лет — граница, когда можно закончить обязательное образование и приступить к гимназическому уровню или начать получать профессию в колледже.

Видимо, благодаря этим 60% школьная система образования Нидерландов считается ориентированной на «середнячков». И это действительно так: основная цель образовательной системы — дать среднее образование и профессию тем, кто не хочет большего. При этом все дети имеют возможности получать самое высшее образование, и отсутствие системы наказаний и поощрений, выраженных в отметках, тестах и ругани родителей, помогает формировать понимание у детей о связи старания и шансов, воспитывает ответственность ребенка за свою учебу и свое будущее. В счастливых играх, без стрессов и совершенно самостоятельно.

Среднее образование в Нидерландах

Если Вы переехали с семьей в Нидерланды или просто хотите, чтобы ребенок получил хорошее образование – учеба в Нидерландах в школе становится лучшим выбором. Здесь очень много внимания уделяется личности и развитию индивидуальных склонностей и талантов ребенка. Голландская система образования способствует развитию отличных специалистов. Получение среднего образования здесь дает возможность поступить в любой европейский вуз. Считается, что в Голландии школьное образование получать довольно престижно. И поэтому – уже сейчас стоит задуматься, где учиться ребенку.

Особенности системы образования

Для иностранных (в том числе российских) граждан наиболее интересно и перспективно получать среднее предуниверситетское образование – VWO. С этой точки зрения мы и будем рассматривать систему образования.

Начальная школа

Детьми с 4-12 лет посещается начальная школа в Нидерландах. Здесь дети изучают голландский язык, естественные науки, математику, занимаются физкультурой, творчеством, изучают навыки жизни. Нидерландские преподаватели делают всё, чтобы начальная школа в Голландии максимально развивала ребенка. Переходя в среднюю школу, он будет готов определятся в своих интересах и склонностях. По окончании начальной школы нужно справиться с тестом, а также получить рекомендацию от учителя. По этим результатам будет выбираться средняя школа.

Средняя школа

При VWO-подготовке средняя школа Голландии предполагает 6-летнее обучение. Основные предметы – как и в России: довольно хорошо преподается экономика и информационные технологии, языковое обучение также на очень высоком уровне.

Есть также возможность получить основное среднее образование – HAVO (5 лет), а затем получить высшее профессиональное, HBO.

Высшее образование

После того, как ученик получает в Нидерландах школьное образование по VWO-программе, он может сдать экзамены и поступить в университет, где его ждет 4-летняя программа бакалавриата. Затем можно продолжить обучение в магистратуре. Университеты Нидерландов принимают иностранных студентов.

Частные школы

Существуют государственные и частные школы в Нидерландах. Во втором случае речь может идти не только о получении среднего образования, но и о дополнительных курсах. Например, можно записаться на языковые курсы, в музыкальные школы и т.д. Образование в частных школах в Нидерландах очень распространено, можно найти множество вариантов.

Вашему ребенку может быть предложена школа пансион в Голландии. Это удобно в тех ситуациях, когда родители не имеют возможности проживания в Нидерландах, а также когда их занятость не позволяет постоянно быть с ребенком.

Существуют международные школы в Голландии. Их посещают дети иностранцев. Огромное внимание в таких школах уделяется изучению английского языка. Здесь есть прекрасная возможность познакомиться с ребятами из разных стран, что всегда полезно. Международные школы нацелены на обучение детей, которые собираются поступать в университеты Нидерландов или Европы в целом.

Огромное внимание в этой стране уделяется спорту. Каждая спортивная школа в Голландии нацелена на развитие спортсменов: футболистов, конькобежцев, теннисистов, велосипедистов… Этот список продолжать можно долго.

Русские школы

Существуют и русские школы в Нидерландах. В первую очередь – они созданы для того, чтобы дети из русских семей не забывали свои корни и могли свободно общаться на родном русском языке. В русских школах детей знакомят с культурой России, с её историей. Преподаватели делают всё возможное, чтобы дети российских граждан оставались русскими в душе.

Обычно русские школы в Голландии предлагают уроки для учеников отдельно от общеобразовательного процесса. Это могут быть занятия по несколько раз в неделю. Обращайтесь, и наши специалисты подберут подходящую русскую школу.

Преимущества получения среднего образования в Нидерландах

Если Вы думаете о том, что ребенку нужно получить среднее образование в Голландии – нужно знать о следующих преимуществах:

  • Здесь приветствуется всё новое, к образовательному процессу – особый подход. Вековые традиции сочетаются с современными методами. Постоянно разрабатываются и совершенствуются программы, внедряются новых технологий.
  • Возможность поступить в университет и получить диплом, который будет цениться по всему миру. Качественное обучение в школах Нидерланд способствует этому.
  • В голландских школах учатся дети из разных стран. И именно интернациональность делает такое обучение еще более интересным и эффективным. Опыт общения с представителями разных государств и культур будет помогать в будущей профессии.
  • Языковое обучение в Нидерландах на довольно высоком уровне. Обратите внимание хотя бы на частные школы: Нидерланды – это страна, где может изучаться нидерландский, английский, русский, греческий и другие языки. Также не стоит забывать о латыни.

Дети будут счастливы: учеба в Голландии в школе – это время, которое не забывается никогда. Начинайте собирать документы, а специалисты нашей компании помогут подобрать школу для ребенка, помогут с оформлением. В скором будущем из ребенка получится отличный специалист, а главное – умный и образованный человек!


Смотрите также