Санкт-Петербург, м. Пл. Восстания,
ул. Гончарная, дом 13

+7 (812) 458-53-53

+7 (921) 771-65-11

[email protected]

Печатники какой округ


Район Печатники Юго-Восточного административного округа (ЮВАО) города Москвы - Электронная Москва

Район Печатники входит в состав 12-и районов Юго-Восточного административного округа города Москвы. Район занимает территорию в 2007 гектаров в нём насчитывается 33 улицы и 2 станции метро (Печатники и Текстильщики). Численность проживающего здесь населения составляет порядка 70 тысяч человек. Управление районом осуществляет Управа района Печатники и прочие районные органы власти.

Все документы (24)

Граница района

Граница района Печатники проходит: по оси полосы отвода Курского направления Московской железной дороги (МЖД), осям: русла реки Москвы, шлюза 10—11, русла реки Москвы, старого русла реки Москвы, осям: 2-го Южнопортового проезда, Южнопортовой улицы, Шарикоподшипниковой улицы, 2-й улицы Машиностроения, Волгоградского проспекта до Курского направления МЖД.

Соседние районы

Районы Москвы имеющие общую границу с районом Печатники: Люблино, Марьино, Москворечье-Сабурово (ЮАО), Нагатинский затон (ЮАО), Нижегородский, Текстильщики и Южнопортовый.

Список районов ЮВАО: Выхино-Жулебино, Капотня, Кузьминки, Лефортово, Люблино, Марьино, Некрасовка, Нижегородский, Печатники, Рязанский, Текстильщики и Южнопортовый.

Печатники - район Юго-Восточного округа Москвы

Управа района, МФЦ, Муниципалитет, Отделение ОУФМС находятся по адресу: Шоссейная улица, 86

Отдел ЗАГС - 8-я Текстильщиков, 14

Управление экономики, Департамент торговли и услуг , Департамент строительства , Управление социального развития, Префектура - Авиамоторная улица, 10

УВД - Сормовский проезд, 13 к.2

ОСИП - улица Юных Ленинцев, 111 к.2

Управление культуры - шоссе Энтузиастов, 15/16

Центр занятости населения - 2-й Саратовский проезд, 8 к.2

Управление соцзащиты (РУСЗН) - улица Гурьянова, 77

Агентство гражданской защиты - шоссе Энтузиастов, 22/18

Отдел ТУ Роспотребнадзора, Центр гигиены, Отдел ФОМС - Волгоградский проспект, 113 к.5

Бюро технической инвентаризации - 1-й Автозаводский проезд, 4 к.1

Отдел внутренних дел (ОВД), Отдел УФМС - улица Полбина, 7

Мосгорстат - Люблинская улица, 53

Охрана МВД - улица Шкулева, 9 стр.1

Административно-техническая инспекция - Волгоградский проспект, 111 к.2

ГУ ИС (ЕИРЦ) - улица Гурьянова, 23

Моссоцгарантия - Волгоградский проспект, 115 к.1

Управление МЧС - Люблинская улица, 94

УВО - улица Нижние Поля, 21А

Управление образования - Есенинский бульвар, 12 к.2

Следственное управление - 1-я Новокузьминская улица, 13/8

Районный суд - улица Марьинский Парк, 29

ГИБДД - улица Полбина, 25

Управление ПФР - улица Гурьянова, 67

ТЦСО - улица Гурьянова, 49

Управление здравоохранения - Шарикоподшипниковская улица, 9

Дети улиц - Таганрогская улица, 9 к.2

Межрайонная прокуратура - Ставропольская улица, 66

Инспекция по переустройству, Инспекция жилищного надзора - 1-я Новокузьминская улица, 10 к.1

ДЕЗ - улица Полбина, 40

Агентство ДИГМ - шоссе Энтузиастов, 11А к.4

Управление ФКиС - Краснодонская улица, 2 к.1

Центр квотирования - Волгоградский проспект, 130 к.3

Финансово-казначейское управление - Москва, Завода Серп и Молот проезд, 10

Управление ФСБ - улица Сергия Радонежского, 13/1

Департамент природопользования - 1-я Энтузиастов, 12А

Военкомат - Братиславская улица, 14

Район Москвы: Юго-Восточный округ, Печатники

   

   Герб района Печатники

Гербовая эмблема

Серебряная книга, как произведение печатного дела, символизирует название муниципального образования. Свое имя местность получила от деревни Печатниково (Кутузово), известной с XV века как владение бояр Кутузовых. Черный кентавр символизирует расположенный на территории муниципального образования завод «Москвич», вступивший в строй в 1930 году.

О районе

Печатники — район в Москве. Расположен в Юго-Восточном административном округе.

История

На протяжении многих веков Юго-Восток Москвы и Подмосковья складывался как единое географическое, хозяйственное, социальное и демографическое образование. Возникали сёла и деревни Лефортово, Выхино, Капотня, Люблино, Кузьминки, Печатники, Некрасовка и другие.

Освоение Юго-Востока нынешней Москвы началась в Х веке, к ХI веку уже существовало достаточно большое число поселений в среднем течении Москвы-реки.

Селения XIII-XIV вв. сохранились лишь в районе Люблинских прудов и на территории Николо-Перервинского монастыря в Печатниках. Николо-Перервинская обитель, по преданию, была основана во времена Куликовской битвы.

Расположенная на берегу Москва-реки, на возвышении, откуда открывались широкие дали, в глубине которых виднелись сорок сороков московских церквей, - она была поистине «обителью», - тихим островком среди житейского моря. За эту красоту окружавшей ее природы, столь близкой каждому русскому сердцу, за эту удаленность от мирской суеты ее любили, посещали и благоукрашали. История Николо-Перервинского монастыря неразрывно связана с историей нашего Отечества и подчеркивает ее основные вехи.

Этот монастырь, получивший своё название от местности Перерва, входил в оборонительный пояс Москвы. И на протяжении XIV-XVI веков неоднократно принимал на себя первые удара врага. Главный храм монастыря был освящён в честь святого Николая Чудотворца. Первоначально монастырь именовался «Никола Старый». Св.Николай издавна на Руси почитался как покровитель путников. Поэтому и поставлены посвящённые ему храмы и монастыри, как на сухопутных дорогах, так и на водных путях.

Москва-река издавна была важным речным путём, поэтому и основали на её берегах Николо-Перервинский и Николо-Угрешский монастыри. Второе название Перерва появилось в XVII в, когда в весеннее половодье Москва-река в районе монастыря не вернулась в старое русло, а образовала, прорвала, «перервала» новое, и повернула вправо к селу Коломенскому, расположенному как раз напротив обители на другом берегу.

Первые документальные сведения о монастыре относятся к 1623 году, когда в «Указе Царя Михаила Фёдоровича из Приказа Большого дворца» упоминается о деревянной церкви Николая Чудотворца, а также о том, что в обители имеется игумен и два старца.

Кстати, здесь монастырь назван уже не Николою Старым, а Перервинским. В царствование Алексея Михайловича, положение обители значительно улучшается.

Благодаря богатым царским вкладам, а также пожертвованиям мирских и духовных лиц. В 1669 году был поставлен привезенный с Афона второй список Иверской иконы Божией Матери, сделавшийся вскоре одной из самых почитаемых русских святынь.

В документах встречаются два варианта названия местности «Печатники» - Печатники и Печатниково. В летописях 1558 года упоминается служивый человек Владимир Печатников, убитый в ливонском походе. Предполагают, что от этого, наверное, и пошло название «Печатниково». По другой версии в XVIII в. в деревне красили ситцы, т.е. специальной деревянной формой с вырезанным рельефным рисунком, который покрывали разными красками, красили ситцы в пестрые цветные узоры - «печатали».

В конце XIV-XV вв. стали вырубать густые леса и распахивать земли для застройки сел и деревень. Возводились храмы, строились дворянские усадьбы. Были созданы командорства, в которые были отписаны многие села и деревни, населенные государственными крестьянами. На территории Юго-Востока в это число попало и село Печатники. По церковным документам с 1774 года деревня Печатники входила в приход Знаменской (Троицкой) церкви села Карачарово. Деревня имела 40 дворов в четыре версты. Она считалась крупным селением с монастырем. Основное население составляли крестьяне. Они жили в бревенчатых срубах 4х4 метра с деревянным полом и курной печью (т.е. без дымовой трубы).

Жители деревни занимались в основном земледелием, хотя на заболоченных землях был плохой урожай. Здесь также было и много дичи и, по преданию, сюда не раз приезжал большой любитель охоты царь Алексей Михайлович. Развивались многочисленные ремесла, закладывались сады и огороды. От Новоспасского монастыря близ Москвы-реки шла самая древняя дорога на Коломну, которая проходила и через Печатники.

В 1803-1804 гг. государственные деревни были переданы в удельные ведомства. Среди них были и Печатники. В 1876 году была открыта Перервинская Земская школа, в ней учились дети крестьян из селений удельного ведомства. Тогда в Печатниках жило 600 человек. Среди них жил известный рабочий поэт Филипп Степанович Шкулев, участник баррикадных боев революции.

С годами менялись территории. Земли, находившиеся когда-то в Московской губернии, начиная с 1950-х годов, стали присоединяться к Москве. В 1960 году в городскую черту столицы была включена значительная часть современной территории округа, в которую вошли и Печатники.

Печатники занимают левый берег Москвы-реки. Рельеф формировался в течение длительного геологического времени. Территории неоднократно была то сушей, то дном моря. Сейчас она представляет собой довольно ровное плато. Фундамент слагают известняки каменноугольного периода (палеозойская эра). На землях они залегают непосредственно под четвертичными отложениями. В Печатниках находятся довольно большой массив поймы Москвы-реки. Однако из-за искусственного расширения русла и подъёма уровня воды в реке пойма Москвы-реки частично затоплена.

Климат в целом типичен для Москвы и ближнего Подмосковья: это умеренно холодная зима и умеренно тёплое лето с большой изменчивостью погодных условий погодных условий в отдельные сезоны. Годовое количество осадков в среднем составляет 600 мм., а в дождливые - может повыситься до 800 мм. и более. Редкие перепады температур проявляются более ярко, чем в остальных частях Юго-Востока. Это одно из самых холодных мест. Пониженное расположение в придолинной части Москвы-реки приводит к длительному застаиванию холодных масс воздуха зимой, поэтому территория сильно выхолаживается.

В 70-80-х годах началась застройка жилых домов. Промышленная зона в Печатниках составляет 67% территории и имеет около 230 промышленных предприятии и организаций. Район имеет 13 улиц и 12 проездов. Названия бывшей подмосковной деревни Батюнино и посёлка Курьяново сохраняют Батюнинская и Курьяновские улицы.

С каждым годом район Печатники преображается: на набережной Москвы-реки разбит парк, на улицах Шоссейная и Кухмистерова установлены фонтаны, организованы детские и спортивные площадки, озеленяется и благоустраивается территория этого района Москвы.

Улицы района

  • Речной проезд
  • Батайская улица
  • Батюнинская улица
  • Волгоградский проспект
  • улица Гурьянова
  • 1-я Курьяновская улица
  • 2-я Курьяновская улица
  • 3-я Курьяновская улица
  • 4-я Курьяновская улица
  • Курьяновский бульвар
  • 1-й Курьяновский проезд
  • 2-й Курьяновский проезд
  • улица Кухмистерова
  • 2-я улица Машиностроения
  • улица Песчаный Карьер
  • улица Полбина
  • Проектируемый проезд N 3610
  • Проектируемый проезд N 3712
  • Проектируемый проезд N 4386
  • Проектируемый проезд N 5112
  • Проектируемый проезд N 5113
  • Угрешская улица
  • 1-й Угрешский проезд
  • 2-й Угрешский проезд
  • 3-й Угрешский проезд
  • Шарикоподшипниковская улица
  • Шоссейная улица
  • Южнопортовая улица
  • 1-й Южнопортовый проезд
  • 2-й Южнопортовый проезд

Если Вы заметили неточности в нашей информации или хотите помочь дополнить данный раздел.

Пожалуйста, сообщите / напишите нам: написать письмо
Вернуться назад  вверх

История района Печатники (ЮВАО) - Электронная Москва

Своё название этот московский район получил от села Печатникова. Почему так называлась эта деревня, неясно. Судя по всему, её имя связано с фамилией служилых людей Печатниковых. К сожалению, о представителях этого рода мы имеем лишь отрывочные сведения. Под 1558 г. упоминается служилый человек Владимир Печатников, убитый в ливонском походе.

Практически на протяжении всей своей истории Печатниково входило в состав дворцовых владений. По данным середины XIX в., оно значилось в составе Цельного ведомства и в 41 дворе деревни проживали 406 человек. К концу столетия её население выросло до 615 человек.

В конце 1930-х годов Печатники вошли в состав города Люблино, а с 1960-х годов стали районом массовой застройки.

Перерва

Одним из древнейших селений этого района являлась Перерва — слобода Никольского Перервинского монастыря, располагавшаяся близ обители на левом берегу Москвы-реки, к западу от одноименной железнодорожной станции Курского направления. Своё название эта местность получила от давнего прорыва Москвой-рекой нового русла. Следы прежнего течения реки в виде узкого длинного озера-старицы сохранялись здесь вплоть до начала XIX в.

Время основания монастыря установить крайне трудно. В XVI в. он уже именовался Николой Старым. Одновременно в Китай-городе также существовал монастырь Николы Старого (позднейший Никольский Греческий) на Никольской улице, и решить — к какой из обителей относятся летописные известия 1390, 1404, 1473, 1521 и 1564 гг. — весьма сложно.

Первое достоверно известное документальное свидетельство о нём относится к 1567 г., когда сюда был сослан во временное заточение митрополит Филипп Колычев, порицавший царя Ивана IV за ужасы опричного террора.

Судьба его крайне интересна. Он родился в начале XVI в. в семье бояр Колычёвых и мог сделать блестящую карьеру придворного, но предпочёл стезю монашества, и в 1566 г. его избрали митрополитом. Это время было одной из самых трудных эпох в истории России. Полутора годами раньше царь Иван Грозный, подозревая везде боярские заговоры и интриги, учредил опричнину. В стране наступило время террора, страха и всеобщей подозрительности. Практически каждый день опричники хватали всё новых и новых «врагов» царя. Любое, даже самое невинное высказывание по поводу монарха благодаря услужливым доносчикам и соглядатаям могло быть превратно истолковано и привести в итоге на плаху. В подобной тягостной атмосфере взоры всех людей волей-неволей обращались к фигуре митрополита. По старинному обычаю он имел право ходатайствовать перед государем за невинно осужденных и ложно обвиненных. Как правило, к его мнению всегда прислушивались. Но не гаков был нрав царя Ивана IV. Обращаться с подобными просьбами к нему никто не смел, зная, что выйдет только хуже. Дело дошло до того, что предшественник Филиппа — митрополит Афанасий предпочёл оставить кафедру, не будучи в состоянии вынести всех творившихся ужасов опричного террора. Желающих занять его пост не находилось, и несколько месяцев он оставался незамещённым, что сеяло смуту в умах простых людей. Поэтому летом 1566 г. царь собирает церковный собор для выборов митрополита. Выбор его пал на Филиппа, бывшего в то время игуменом Соловецкого монастыря.

Но каково же было удивление царя, когда он узнал об отказе Филиппа от предложенного поста. Государь настаивал — тот был вынужден подчиниться, но условием согласия поставил отмену опричнины. На голову Филиппа обрушились громы и молнии, но он по-прежнему отказывался от поста. Лишь по челобитью всех епископов он согласился стать митрополитом, причём государь был вынужден пойти на известный компромисс. Как пишет современник, царь «гнев свой отложил» и поручил епископам добиваться от Филиппа, чтобы он «в опришнину и в царьской домовой обиход не вступался, а на митрополью бы ставился». Вместе с тем царь соглашался выслушивать советы митрополита по государственным делам, как это бывало при прежних государях. В итоге Филипп покорился царю и увещеваниям духовенства и 25 июля 1566 г. был торжественно возведён в митрополиты.

Следующий год с небольшим прошёл относительно тихо. Митрополит занимался церковными делами, а царь, по-видимому, успокоился — казни и прочие неистовства опричнины прекратились. Но в начале 1568 г. были перехвачены письма польского короля к некоторым московским боярам с приглашением уехать за границу. Снова начались казни. Пострадали не только заподозренные бояре, хватали и пытали без разбору всех их друзей и знакомых, а также слуг. Сначала Филипп ходатайствовал за невинных при личных встречах с царём наедине, но все его просьбы оставались без ответа. И тогда митрополит отважился на решительный поступок. 22 марта 1568 г. во время службы в Успенском соборе московского Кремля он прилюдно обратился к царю с речью, в которой напомнил об ответственности перед Богом за кровопролитие и беззаконие. Это было настолько необычно, что в переполненном храме повисла тишина. Некоторое время царь не мог ничего сказать, а когда прошло первое оцепенение, разразился криками и бранью.

По свидетельству летописца, в тот же день Филипп «вышел из двора митрополича» и поселился в своём любимом Николо-Перервинском монастыре. В следующий раз, когда царь явился в Успенский собор с опричниками, одетыми в чёрные одежды и с высокими шапками на головах, Филипп отказался их благословить и стал обличать опричников.

Подобное противостояние не могло тянуться долго, да и силы были неравны. Поздней осенью 1568 г. во время службы в Успенский собор явился боярин Басманов с отрядом опричников. Прервав службу, он зачитал приговор царя о низложении митрополита. Опричники сорвали с Филиппа митрополичью одежду, кинули ему простую рясу и на дровнях увезли в тюрьму. А ещё через несколько дней его перевезли в Николо-Перервинский монастырь и заточили в одной из келий. Одновременно шла дикая расправа над всеми близкими к митрополиту людьми и его родственниками — одних только Колычёвых погибло десять человек. В качестве «подарка» царь прислал Филиппу голову его любимого племянника. Но митрополит, благословив, возвратил «подарок» царскому посланцу.

Иван IV, заточив Филиппа, надеялся, что тот покорится. Но он просчитался — вскоре государю донесли, что москвичи, желая выразить сочувствие опальному, огромными толпами шли к Николо-Перервинскому монастырю, целыми днями стояли вокруг его стен, смотрели на келью Филиппа и передавали друг другу известия об узнике. Это грозило перерасти в бунт, и царь велел перевести страдальца подальше от столицы — в тверской Отроч монастырь. Но и там митрополит оставался опасным для Ивана Грозного. Туда был специально отправлен печально знаменитый опричник Малюта Скуратов, чьим именем матери ещё столетие спустя пугали детей. Он-то и убил митрополита.

Первые годы своего существования обитель была очень небольшой. По писцовой книге 1624 г., в ней значатся деревянная церковь Николая Чудотворца, игумен и всего лишь два старца. В Перервинской слободке близ монастыря, на Москве-реке, отмечено 7 бобыльских дворов. На восстановление обители требовались большие средства, но у монахов их не было, и монастырь оставался в запустении.

К середине XVII в. ситуация меняется — на обитель обратил внимание царь Алексей Михайлович, приезжавший в неё из соседнего Коломенского, и благодаря этому здесь строится церковь Успения Богородицы. По описанию 1678 г., в подмонастырской слободке уже значилось 14 бобыльских дворов (50 человек) и 4 человека «монастырских детёнышей», и «на монастырском коровьем дворе 3 человека».

Но даже щедрых царских вкладов явно не хватало. И тогда игумен монастыря Иона нашёл источник постоянных доходов. В 1669 г. в Москву из Греции, со святой горы Афон, привезли список со считавшейся чудотворной Иверской иконы Божьей матери. Её торжественно встретили в русской столице и поместили в часовне у Воскресенских ворот Китай-города, ведущих с современной Манежной площади на Красную. Место было чрезвычайно бойким — масса москвичей ежедневно проходила мимо, направляясь в торговые ряды на Красной площади. Многие из них по дороге заходили в часовню — поставить свечку в честь удачной сделки или в память своих родичей. Игумен Иона выпросил часовенку у царя Алексея Михайловича. С тех пор монастырь не испытывал нужды в средствах на своё обустройство, а позднее организовал ещё три подобные часовенки в самых бойких местах первопрестольной: у Сухаревой башни, у Калужской и Серпуховской застав, где существовали оптовые рынки.

Свой расцвет обитель переживает в самом конце XVII в., когда она становится любимым местом пребывания последнего патриарха Адриана. При нём в Перервинском монастыре в 1696 г. возводится храм Сергия Радонежского, а также соборный Никольский храм и патриаршие кельи. В них патриарх и скончался в 1700 г. По описанию 1704 г., в монастырской слободке значатся 22 двора, где проживал 81 человек.

В первой половине XVIII в. Перервинский монастырь становится местом заключения — сюда часто присылались под надзор провинившиеся священники. В 1764 г. земли обители были секуляризированы, и 79 жителей Перервинской слободки стали «экономическими» крестьянами. Вскоре обитель стала заштатным монастырём, приписанным к московскому Чудову монастырю. В 1775 г. в ней была устроена семинария. В войну 1812 г. монастырь пострадал от французов относительно мало, т.к. все более или менее ценные вещи были или увезены, или спрятаны.

Долгое время в Перервинском монастыре размещались духовные учебные заведения, начиная с тех пор, как в XVIII в. московский митрополит Платон основал тут семинарию. Для неё в 1784 г. возвели учительский корпус, в 1805 г. семинарский, а также новый архиерейский дом. В 1830—1832 гг. архитектором М.И. Бове был построен корпус для классов Николо-Перервинского духовного училища, открытого в 1820-х годах. В 1904 г. в обители был выстроен в византийском стиле главный собор Иверской иконы Божьей матери (по проекту архитектора П.А. Виноградова).

К середине XIX в. в Перерве селятся старообрядцы. К 1853 г. их значилось здесь до 170 человек, или половина населения слободы.

Последующая история Перервы была замечательна лишь тем, что в 1870-е годы здесь была построена Перервинская плотина с шлюзом для поддержания судоходного уровня на Москве-реке. В 1935 г. она была разобрана и введен в строй новый гидроузел с электростанцией и шлюзами. Благодаря этому уровень воды в Москве-реке был поднят на 3 метра. Во второй половине XIX в. после постройки железной дороги Перерва становится дачной местностью. В 1881 г. в ней жил художник В.И. Суриков.

По данным 1852 г., в Перервинской слободе, принадлежавшей Удельному ведомству, зафиксировано 67 дворов, в которых проживали 282 души мужского пола и 311 женского. К концу XIX в. численность здешнего населения возросла до 871 человека.

В советское время монастырь был закрыт, его помещения были заняты квартирами, а церковные здания много раз использовали под различные производства. С 1960 г. Перерва вошла в черту Москвы, а название сохранилось в наименовании улицы Перерва.

Батюнино

Батюнинская улица в этом районе напоминает о существовавшей когда-то здесь деревне Батюнино, первые известия о которой сохранились с XVII в. Тогда она входила в состав Коломенской дворцовой волости, и здесь жило 10 семейств рыбаков, именовавшихся «котельниками». Их число на протяжении довольно долгого времени оставалось стабильным, а промысел был потомственным.

В литературе высказывалось несколько точек зрения по поводу того, почему здешние рыбаки именовались котельниками. Полагали, что этот термин произошёл от того, что они ловили рыбу кошелями — подобием верши. Однако обращение к документам XVII в. показывает, что это было не так. Главной обязанностью здешних рыбаков являлась сдача определённого количества рыбы на «государев обиход». Оброк сдавался в виде кошеля рыбы, т.е. кошель употреблялся как тара для перевозки рыбы. Если учесть, что Батюнино находилось на левом берегу небольшого Батюнинского озера — одного из многих в здешней пойме Москвы-реки, становится понятным, что котельники ловили рыбу не в Москве-реке, а в здешних озерах-старицах, служивших своеобразными «садками» для неё, а их основной повинностью являлась доставка ко дворцу именно свежей рыбы, а также охрана озёр от того, чтобы её ловили здесь посторонние.

Рыбный оброк сдавался коллективно, от имени старосты. К сожалению, мы располагаем лишь отрывочными данными о размерах уловов. Судя по приходо-расходным книгам 1670-х годов, улов сдавался два раза в месяц в ноябре, один раз в декабре и феврале. К сожалению, из-за фрагментарности сведений нельзя судить о сдаче улова в другие месяцы. Среди рыб упоминаются: щука, плотва, лещ, карась, окунь.

За свою службу котельники Батюнина наделялись землёй. В 1670-х годах у них под усадьбами было занято 4 десятины земли, 16,5 десятин занимали пастбища, 54 десятины — пашня, 6 десятин — сенокосы, 5 десятин — капустники, где выращивался этот овощ.

В начале XVIII в. в связи с переносом столицы в Петербург рыбный промысел приходит в упадок, и теперь вместо рыбы жители деревни должны были сдавать денежный оброк.

В середине XIX в. в Батюнине, принадлежавшем Сдельному ведомству, зафиксирован 31 двор, в котором проживали 95 душ мужского пола и 117 женского. К концу XIX в. здесь уже отмечено 302 жителя.

Курьяново

Аналогичная история была и у соседней деревни Курьяново, когда-то стоявшей на берегу Курьяновского озёра и о которой ныне напоминают четыре Курьяновские улицы, два проезда и бульвар.

Так же, как и соседние деревни, Курьяново находилось сначала в составе дворцовых владений, а затем перешло в Цельное ведомство. В середине XIX в. в деревне значились 25 дворов, 119 душ мужского пола и 110 женского. К концу столетия здесь проживали 252 человека.

В 1926 г. Курьяново насчитывало 108 дворов. В 1930-е годы жители деревни работали в колхозе «Огородный гигант». Позднее здешние места были выбраны для строительства станции аэрации, и всех обитателей Курьянова переселили в построенный для них посёлок около железнодорожной станции Щербинка, получивший название Новокурьяново. Строительство станции началось ещё до Великой Отечественной войны, но затем было прервано до 1947 г. В декабре 1950 г. она вошла в строй. В дальнейшем станция неоднократно расширялась, а в 1978 г. рядом со старой запустили Новокурьяновскую станцию, самую крупную в Европе.

По материалам книги Аверьянова К.А. «История московских районов».

Районы ЮВАО: Выхино-Жулебино, Капотня, Кузьминки, Лефортово, Люблино, Марьино, Некрасовка, Нижегородский, Печатники, Рязанский, Текстильщики и Южнопортовый.


Смотрите также