Санкт-Петербург, м. Пл. Восстания,
ул. Гончарная, дом 13

+7 (812) 458-53-53

+7 (921) 771-65-11

[email protected]

Профессиональное образование в швеции


Образование в Швеции

   

Профессионально-образовательная ориентация

В Швеции есть службы профессионально-образовательной ориентации, где взрослые могут получить консультацию по вопросам разных видов образования и работы. Профессионально- образовательная ориентация обычно предлагается в школах для взрослых по месту жительства. За дополнительной информацией обращайтесь в муниципалитет.

Вам могут также оказать помощь по следующим вопросам: • заказать копии документов об образовании • подать заявку на участие в различных образовательных мероприятиях и курсах • предоставить информацию об условиях приема на образовательную программу или курс • обсудить с преподавателем уровень ваших знаний шведского языка

• получить другую иформaцию об образовательных программах

Центр профессионально-образовательной ориентации

Молодые люди в возрасте до 20 лет могут рассчитывать на помощь центра профессионально-образовательной ориентации.

Там вам помогут, например, в следующих вопросах: • обсудить выбор дальнейшей учебы или работы • заняться самостоятельными поисками информации об образовательных программах или работе

• получить информацию об учебе за границей

Профессионально-образовательная ориентация для учащихся

Учащиеся могут обратиться к консультанту по профессионально- образовательной ориентации для получения информации об учебе. Такие консультанты есть в каждой школе.

Шведский язык для иностранцев – Sfi

Sfi – это базовая программа обучения взрослых шведскому языку, который не является для них родным. Можно обучаться на курсах Sfi полный или неполный рабочий день. Обучение бесплатное.

Муниципальные курсы Sfi по месту жительства

В разных муниципалитетах существуют разные правила, касающиеся обучения шведскому языку на курсах Sfi. В Гётеборге, например, слушатели таких курсов должны быть старше 20 лет. Подавая заявление первый раз, нужно предъявить свидетельство о регистрации актов гражданского состояния из Налоговой службы и ID-карту, водительские права или паспорт.

Муниципальные школы для взрослых (Komvux)

«Komvux» – это школа для взрослых, где можно изучать те же предметы, что и в начальной школе или гимназии. В школе для взрослых есть и постгимназические программы.

Если у вас нет начального или гимназического образования, можно учиться в школе для взрослых. После получения гимназического образования в школе для взрослых есть возможность учиться дальше в высшем учебном заведении.

Обучение в школе для взрослых проводится по ускоренной программе. Взрослые учащиеся должны сами решать, как планировать свою учебу. Можно учиться днем или вечером.

Обучение в школе для взрослых бесплатное, но за учебники и другие необходимые материалы нужно платить.

Учащиеся старше 20 лет, которые проходят программу, составляющую не менее 50 процентов общего объема обучения, могут ходатайствовать о получении стипендии (studiebidrag) и образовательного кредита, которые предоставляет специальная государственная комиссия, занимающаяся такими вопросами – CSN.

Базовое образование для взрослых

Если у вас нет образования, соответствующего шведской начальной школе, можно учиться по программе базового образования для взрослых. Для этого нужно предъявить справку о том, что вы прошли курс Sfi уровня «D», что дает право изучать шведский язык в объеме начальной школы.

Гимназическое образование для взрослых

Если у вас нет образования, соответствующего программе шведской гимназии, можно учиться в школе для взрослых, которая предлагает такую программу. Для этого необходимо, чтобы вы прошли курс шведского как второго языка на начальном уровне – «SAS G», и тогда вы можете изучать его дальше в объеме гимназического образования.

Постгимназическое образование

Постгимназическое образование – это программа профессионального обучения, которая может способствовать трудоустройству. Для этого нужно как пройти программу «SAS G», так и иметь образование, соответствующее уровню шведской гимназии.

Вспомогательная школа для взрослых (Särvux)

Существуют вспомогательные школы для взрослых с ограниченными возможностями, например, с отставаниями в развитии или аутизмом. По-шведски они называются «särvux».

Народные училища

Народное училище – folkhögskolа – это тоже школа для взрослых. Во многих из них есть студенческие отели (общежития), где можно жить в период учебы. Здесь предлагают различные курсы:

• Учебные программы общего характера: Студенты могут изучать различные предметы в объеме гимназического, а иногда даже и начального школьного образования. Обучение продолжается от одного до четырех лет, в зависимости от предыдущего уровня знаний. Занятия проходят в более замедленном темпе по сравнению с муниципальными школами для взрослых (komvux).

• Специальные курсы:

Курсы по специальным дисциплинам, например, профессиональное обучение или занятия музыкой.

• Прочие курсы:

К ним относятся, например, краткосрочные или летние курсы.

• Шведский язык для иностранцев:

При народных училищах могут быть организованы и курсы Sfi.

Руководство народного училища самостоятельно решает вопрос о том, кого принимать на обучение. Училища имеют свою систему оценок. Занятия здесь могут дать знания, отвечающие требованиям и условиям приема в высшие учебные заведения.

Профессиональное обучение

Высшее профессиональное образование (YH-программы)

Высшее профессиональное образование (YH-программы) представляет собой альтернативную форму традиционного высшего образования. В процессе обучения студенты поддерживают постоянный контакт с организациями, где они проходят практику. Такое обучение нацелено на более быстрое трудоустройство.

За дополнительной информацией о YH-программах можно обращаться в Агентство профессионально-технического образования: www.yhmyndigheten.se.

Квалификационное профессиональное образование (KY-программы)

Программа квалификационного профессионального образования рассчитана на один-три года.

Студенты проводят много времени на практике и поддерживают тесные контакты с предприятиями своего профиля. KY-программы находятся в действии до 2013 года.

Дополнительное профессиональное образование (KU-программы)

Дополнительное профессиональное образование подразумевает профессионально-техническое обучение, которое предлагается взрослым вместо изучения обычной программы в объеме гимназической школы. KU-программы готовят разных специалистов, например, в сфере искусства, моды, дизайна, авиации, ремесел, оздоровления и ухода за кожей.

Условия приема для обучения по программам YH или KY

Для обучения по программам YH или KY нужно иметь аттестат о гимназическом образовании, т. е. иметь знания, которые требуются для поступления в высшие учебные заведения.

Высшие учебные заведения

В Швеции имеются высшие школы и университеты. Различие между этими учебными заведениями заключается в том, что при университетах занимаются также и научными исследованиями.

Программы обучения в высших школах и университетах оцениваются по единой системе баллов, и студенты получают равноценные документы о высшем образовании. В каждом лене есть как минимум одна высшая школа или университет.

• Рейтинг высших учебных заведений Швеции.

Образовательные программы и отдельные курсы

Образовательная программа состоит из нескольких курсов, которые в совокупности дают возможность получить диплом. Диплом подтверждает, что студент сдал все экзамены и зачеты, завершив свое образование. В рамках образовательной программы нужно пройти почти все включенные в нее курсы. Кроме того, есть еще факультативные курсы, т. е. на выбор. Чтобы получить, например, диплом врача, соционома (специалиста по социальной работе), юриста или гражданского инженера, нужно пройти все этапы учебного процесса по утвержденной учебной программе. Занимаясь отдельными модульными курсами, студенты сами выбирают, что они хотят изучать и в каком порядке. Студенты, обучающиеся на дневном отделении полный рабочий день, набирают 60 баллов в год.

Условия приема в высшие учебные заведения (вузы)

Для обучения в объеме базовой программы высшей школы необходимо отвечать общим требованиям. В некоторых случаях для поступления в вуз нужно иметь специальные (дополнительные) знания. Это означает, что при приеме на определенные программы необходимо иметь особую учебную подготовку.

Общие требования для абитуриентов, поступающих в вузы: • наличие аттестата о гимназическом образовании, в котором не менее 90 процентов предметов имеет оценку «зачтено» • наличие аттестата о гимназическом образовании, выданного школой для взрослых, в котором не менее 90 процентов предметов имеет оценку «зачтено» • наличие шведского или иностранного документа об образовании, соответствующем уровню шведской гимназической школы или гимназии для взрослых, например, аттестат об образовании в объеме народного училища • наличие других знаний, соответствующих уровню шведской гимназической школы или гимназии для взрослых • соответствие общим требованиям, предъявляемым к абитуриентам Дании, Финляндии, Исландии и Норвегии

• наличие знаний, полученных в шведском или иностранном учебном заведении, а также в процессе практики, и соответствующих общим требованиям при поступлении на базовые программы высшей школы.

Дополнительные требования могут выражаться по-разному, в зависимости от учебного плана. Информацию об этом можно получить в соответствующем вузе.

Расходы на высшее образование

Все виды высшего образования в Швеции для граждан Европейского Союза являются бесплатными. Однако студентам нужно самим оплачивать покупку учебников и другого учебного материала. Если вы учитесь по программе, рассчитанной как минимум на неполный рабочий день (не менее 50 процентов от полного объема обучения), можно ходатайствовать о получении стипендии и образовательного кредита через Государственную комиссию по предоставлению таких выплат и кредитов (CSN).

Подтверждение образования

Подтвердить образование – значит попытаться оценить то, что с трудом поддается точному измерению. Можно осуществить оценку полученного профессионального образования и других знаний (validering). Подтвердив образование, можно повлиять на содержание учебной программы, если вы уже прошли некоторые включенные в нее курсы. Таким образом есть возможность засчитать эти курсы и завершить обучение быстрее.

Оценка эквивалентности иностранных документов об образовании

Если вы имеете высшее образование, полученное в другой стране, его можно оценить в Агенстве высшего образования Швеции (www.hsv.se). Если вы имеете иностранное образование в объеме гимназии, его можно оценить в Агентстве по обслуживанию высших учебных заведений Швеции (VHS). Оценочная процедура является бесплатной (www.vhs.se).

Перевод иностранных документов об образовании

Для оценки иностранных документов об образовании их необходимо сначала перевести на шведский язык. Если они выданы на английском, французском, немецком, испанском или скандинавских языках, переводить их не обязательно. Перевод должен быть сделан профессиональным переводчиком. Служба занятости может помочь с переводом документов. Дополнительная информация об этом имеется на сайте Службы занятости: www.arbetsformedlingen.se.

Оценка профессиональных знаний

Вам могут помочь в подтверждении имеющихся знаний. Оценка профессиональных знаний производится с помощью собеседования и практического экзамена.

Финансовая поддержка студентов

Финансовая поддержка (studiemedel) подразумевает предоставление студентам образовательного кредита (studielån) и стипендии (studiebidrag), которые можно получить для учебы в университете, высшей школе и некоторых других программах постгимназического образования.

По достижении 20 лет можно также ходатайствовать о получении финансовой поддержки для обучения в народном училище, школе для взрослых или других учебных заведениях, где проходят программу в объеме начальной школы и гимназии.

Финансирование обеспечивает Государственная комиссия по предоставлению образовательных кредитов (CSN). При желании можно просить только выплату безвозвратных денежных средств, которые мы и называем стипендией. Студенты могут брать кредит, рассчитанный на меньшую сумму, чем это установлено законодательством. При наличии несовершеннолетних детей, можно претендовать на получение дополнительного пособия, т. е. надбавки к стипендии.

Кредит подлежит к уплате через шесть месяцев после последнего начисления денег для обучения. Дополнительная информация о финансовой поддержке имеется на сайте CSN: www.csn.se.

• Система детских учреждений в Швеции; • дошкольные учреждения; • гимназия; • начальная школа.

           

Высшее образование в Швеции - Образование в Швеции

Почему, несмотря на холод, студенты едут учиться в Швецию? Эта страна обладает уникальной учебной и кредитной академической системой, дает студентам выбор из множества образовательных курсов и квалификаций.

Зачем учиться в Швеции?

Поступление в вузы Швеции

Университеты Европы: сроки подачи документов

Типы учебных заведений

Все высшие учебные заведения Швеции находятся в ведении Министерства образования страны, за исключением Университета агрокультуры, который находится под управлением Министерства аграрной промышленности. При этом содержание учебных курсов определяется университетами самостоятельно.

Квалификации выдаются на трех академических уровнях, каждый из которых предполагает получение определенного количества кредитов. В Швеции принята кредитная система, по которой стандартный 40-недельный академический год предполагает получение 60 кредитов.

В зависимости от специализации, в Швеции существует три категории квалификаций: общее образование, профессиональное образование, изящное и прикладное искусство. Образование во всех категориях доступно на трех уровнях – бакалавриат, магистратура и докторантура.

В Швеции действует 51 университет и университетский колледж. Все квалификации, полученные на уровне высшего образования, признаны государством. В стране также можно получить профессиональную, нестепенную квалификацию в сфере инженерии, здравоохранения, агрокультуры, права и педагогики.

Университеты

В шведских университетах можно получить образование на трех уровнях – бакалавриат, магистратура и докторантура. Для поступления на каждый следующий уровень необходимо получить степень на предыдущем уровне.

Университетские колледжи

Университетские колледжи являются независимыми учебными заведениями. Традиционно, они выдают степени на первом и втором академическом уровне (бакалавриат и магистратура). Для предоставления программ докторантуры колледжи должны получить специальное министерское разрешение. Большинство университетских колледжей предлагает профессиональное и карьерно-ориентированное обучение.

Уровни обучения

Три академических уровня обучения в Швеции соотносятся с программами undergraduate и graduate в других странах. Фактически, 1 уровень – это бакалавриат, 2 уровень – это магистратура, а 3 уровень – это докторантура.

Уровень 1

На первом уровне в Швеции предлагаются традиционные академические программы, которые можно сравнить с программами бакалавриата и высшими дипломными программами в Великобритании. Студенты самостоятельно формируют список курсов для получения нужного количества кредитов.

На данном уровне предлагается степень бакалавра («Kandidatexamen») и высшие дипломы («Högskolexamen»), для получения которых необходимо 120 и 180 кредитов, соответственно. Для присвоения степени бакалавра нужно получить, как минимум, 90 кредитов по основным предметам академической специализации, включая 15 кредитов за индивидуальную проектную работу.

Уровень 2

На втором уровне в Швеции выдаются степени магистра 2 типов: «Magisterexamen» и «Masterexamen». Типы программ различаются по кредитным требованиям. Сравнить их можно с годичными или двухгодичными программами магистратуры в Великобритании.

Программа «Magisterexamen» предполагает получение 60 кредитов (один академический год очного обучения), 30 из которых – по предметам специализации. Программа «Masterexamen» предполагает получение 120 кредитов, 60 из которых – по предметам специализации.

Уровень 3

Программы третьего уровня аналогичны программам докторантуры и PhD в Великобритании. Учебные курсы данного уровня различны и могут обладать своими особенностями, в зависимости от университета.

На этом уровне выдаются два типа степеней: степень лиценциата («Licentiatexamen») и степень доктора («Doktorsexamen»). Программа «Licentiatexamen» предполагает получение 120 кредитов, 60 из которых – за тезисную работу. Программа «Doktorsexamen» предполагает получение 240 кредитов, 120 из которых – за индивидуальную тезисную работу.

Академическая культура

Швеция отличается уникальной академической культурой. В этой стране от студентов ожидается максимальное принятие на себя ответственности за процесс обучения. При этом преподавание основывается на критическом анализе материала курса, приведении реальных примеров и предоставлении практических навыков. В учебном процессе также часто применяется групповая работа, в ходе которой студенты учатся применять на практике полученные знания.

Иностранным студентам в Швеции доступно обучение на всех трех уровнях. В большинстве случаев, преподавание ведется на шведском языке. Однако количество англоязычных учебных программ в вузах страны постоянно увеличивается. Сегодня здесь предлагается около 1,000 учебных программ с преподаванием на английском языке. Большинство из них – программы магистратуры, предназначенные специально для иностранных студентов.

Студентам шведских вузов строго рекомендуется посещение лекций и серьезное отношение к образованию. При этом широко распространены довольно неформальные отношения между педагогами и учащимися. Шведская система образования является эгалитарной, иными словами – она построена на равноправии и взаимном уважении в академической среде.

В учебных заведениях Швеции принято толерантное отношение к студентам и их индивидуальности. Здесь приветствуется независимое мышление, выработка собственного подхода к решению академических и профессиональных задач, новаторство и критическое осмысление курсового материала.

Высшие учебные заведения Швеции имеют различную специализацию. Например, Лундский университет считается лучшим исследовательским вузом страны, поэтому здесь активно практикуется междисциплинарное обучение и ведение независимых исследовательских и проектных работ.

Гранты и стипендии в Швеции

Стоимость проживании в Швеции

Студенческие будни в Швеции

Образование в Швеции

Система образования в Швеции очень эффективная. В 1842 году было обязательно начальное образование. Позже, в 1962 году приняли закон, который устанавливал обязательное образование в течении 9 лет для людей в возрасте от семи до шестнадцати лет. Практически все основные школы с 9-летним образованием находятся под руководством местных властей. Школ, за образование в которых нужно платить не так уж и много.

В первые 6 лет всем детям преподается обще-образовательная подготовка. Отдельные специальности вводятся в следующие три года школьного обучения. Практически все подростки, как только им исполняется 16 лет идут учиться в средние школы на два или три года, на программы, которые включают в себя общественные и художественные дисциплин, экономику и коммерческие дисциплины, технические и научные дисциплины. Программы с длительностью в 2 года имеют профессиональное определение «себя», они включают изучение иностранных языков и общеобразовательных предметов. Цель 3-летней программы — подготовиться к обучению в ВУЗах. Также имеется четырехлетняя техническая программа, которую некоторые студенты изучают за три года. Практически все студенты при достижении 16-летнего возраста получают ежемесячную стипендию.

В Швеции существует около тридцати высших учебных заведений. Включая десять университетов, семь из которых государственные. Из них есть два очень древних университета, в городе Лунд (основанный в 1666 году) и в городе Упсала (основанный в 1477 году). Статистика гласит, что в Упсальском университете в 1995 году обучалось 18 тысяч студентов, в Лунде и Стокгольме — по тридцать тысяч. Изначально в Стокгольмский университет был частный, однако в 1960 году он перешел в руки государства. Гётеборгский университет, который был основан в 19 веке имел частный статус, в нем обучается около 22 тысяч студентов. Также, на севере Швеции, в городе Умео есть Королевский университет, в котором обучается 13 тысяч студентов. В трех городах: Векшё, Карлстаде и Эребру в 1976 году были созданы университеты. Линчёпингский Университет в 1970 году стал государственным, сейчас в нем обучается около 11 тысяч студентов. Также на севере Швеции, в городе Лулео создан в 1971 году университет, в котором сейчас обучается 5,5 тысяч студентов. В стране есть ряд медицинских и политехнических институтов, а также высшие профессиональные училища. Обучение в ВУЗах Швеции бесплатно.

Для Швеции вполне нормально учиться и в более взрослом возрасте. Практически в каждом университете имеются специализированные курсы, а также в Ассоциациях по обучению рабочих и других общественных организациях. Имеется почти сотня скандинавских высших школ (högskolan) и остальные добровольные организации, в которых могут обучаться молодые ребята по неформальным программам.

Смотрите достопримечательности Упсалы, если вы решитесь обучаться там, чтобы уже сейчас познакомиться поближе с этим городом. А здесь можно узнать про систему дошкольного образование в Швеции.

Система образования в Швеции

Контрольная работа

Система образования в Швеции

Введение

Система народного образования служит важным показателем развитости социальной инфраструктуры. Потребность в подготовке высококвалифицированной рабочей силы, необходимой современному производству в условиях научно-технической революции, требует от правящих классов расширения сферы образования и просвещения.

Образование в Швеции занимает передовые позиции в мире. По расходам на душу населения в сфере образования Швеция занимает ведущее место в мире. В стране практически полная грамотность населения. Характерная черта образования в Швеции - широкий охват населения.

В 50-е годы была проведена реформа системы образования. Вместо разнотипных заведений были созданы обязательная начальная, общеобразовательная девятилетняя школа, средняя школа (гимназия) для 16 - летних, а также система образования взрослых, дающая возможность получить такое же образование, как в начальной и средней школе для детей и высшая школа, которая в принципе открыта каждому при условии окончания двухлетней средней школы. Все дети имеют возможность получить дошкольное образование в течение как минимум одного года до поступления в школу в возрасте 7 лет. Высшее образование почти полностью государственное.

Законодательство о школах утверждается риксдагом. Правительство намечает основные направления школьной работы. Управление образования отвечает за централизованное планирование, осуществление образования и разработку, и улучшение учебного плана. Каждый план имеет местное управление образования. Внутри своих географических границ они имеют те же задачи, что и управление образования на общенациональном уровне.

Расходы на начальное и среднее образование поделены между государством и коммунами примерно пополам. В целом на образование идет 22% расходов местных органов власти и 13,5% - государственного бюджета. Закон запрещает брать плату за обучение и пользование учебными материалами. Школьное питание и транспорт также бесплатны в системе обязательного образования. В большинстве коммун питание и учебники бесплатны и для учащихся средних школ.

Учащиеся средних школ получают пособие на образование, которое частично покрывает стоимость обучения и транспорт

1.Дошкольное образование в Швеции

Государство гарантирует всем шведским детям в возрасте от 1 до 5 лет место в детском саду. Посещение дошкольных учреждений не обязательно, как и в большинстве других государств. Так же необязателен к посещению и подготовительный класс, в который производится набор детей, достигших возраста 6 лет.

Со стороны самих работников детских садов существует явно выраженное желание, чтобы их воспринимали как педагогов и именовали учителями. У них есть учебные планы, подобные школьным по форме, они должны иметь высшее педагогическое образование. В реальности педагогов детских садов с высшим педагогическим образованием катастрофически не хватает. На работу нередко принимаются выпускники гимназий, прослушавшие несколько педагогических курсов в рамках гимназического образования. А также эмигранты, получившие любое педагогическое образование на своей родине. Многие работники детских садов учатся параллельно работе, ведь после получения диплома о высшем образовании их оклад возрастает раза в полтора. Дети обычно начинают посещать детские сады с двух лет, при желании можно и с одного. Заканчивают в шесть лет. Буквам и цифрам детей учить начинают, но читать и выполнять простейшие арифметический действия дети до школы не умеют. Подавляющее большинство детских садов государственные, максимальная плата - 700 крон (70 евро) в месяц, да и та может быть уменьшена. Хоть посещение детского сада - дело добровольное, но большинство детей их посещает. Интересными для российского читателя фактами являются следующие: пребывание детей в детском саду отнюдь не означает пребывание на его территории. Их водят в лесопарки, музеи, спортивные залы, библиотеки, в изобилии имеющиеся на прилегающей территории детские площадки. И всё это не эпизодически, а почти ежедневно. Кроватей с бельём в детских садах нет, спят дети в одежде на матрасах и только при своём желании. Немалую часть среди педагогов составляю мужчины, по моим наблюдениям - не менее четверти.

Рисунок 1.1-Солнечный детский сад в Швеции

обучение педагогический трудоустройство

Уже начиная с детских садов отношение к детям уважительное, с личностно-ориентированным подходом к каждой маленькой индивидуальности. Ребенка не заставляют делать то, что он не хочет сам или еще не понимает, как это делать вследствие возраста, к примеру, приучение к горшку идет в возрасте 2-3 лет и после того, как ребенок сам проявил интерес и захотел перестать носить подгузники. Шведские образовательные учреждения преуспели в воспитании в детях чувства ответственности за свои поступки, умения отвечать за них и делать выводы. Детей с детства приучают к самостоятельности, умению выбирать и принимать решения. Так, детсадовская группа трехлеток спокойно стоит в очереди к завтраку и аккуратно набирает в свои тарелки предложенную еду из разных блюд шведского стола. При этом они не толкаются, не бросают друг в друга морковкой и не запихивают за шиворот лапшу. Кроме того, с раннего возраста в детях воспитывают любовь к природе и естественным наукам. Так, в детсаду дети выращивают и кормят червячков, поливают в лесу головастиков и садят зеленые насаждения на участке, например, морковку или землянику. При этом детям позволяется валяться в мокром песке, ходить по лужам и гулять даже тогда, когда идет дождь. Прогулки на свежем воздухе не отменяются только потому, что идет дождь, так как есть простое решение - непромокаемая прорезиненная одежда и обувь для таких прогулок.

2.Школьное образование

Обязательное школьное образование было введено в Швеции в 1842 году. Но в ее настоящем виде школа существует с 1962 года. Посещение школы обязательно для всех детей, проживающих в Швеции, в возрасте от 7 до 16 лет. С 1991 года с разрешения муниципальных властей стали открываться и классы для шестилеток, куда родители по своему желанию могут отправить ребенка.

Основной принцип современной шведской системы образования состоит в том, что все дети и подростки имеют равные возможности получать образование, независимо от их национальности, социального положения или места жительства.

Среднее образование в Швеции состоит из двух ступеней: 9-летней обязательной школы и 3-х летней гимназии. В обычную гимназию можно поступить до 20 лет, для старших существуют специальные гимназии для взрослых.

Школы в Швеции могут быть государственными, муниципальными или альтернативными. Около 98% учащихся посещают муниципальные школы.

Размер школ в Швеции связан с их местонахождением. Для крупных городов характерны большие школы, принимающие до 2000 учащихся; в провинции чаще встречаются маленькие школы.

Вопросы о структурной организации, формах преподавания, размере классов и т.д. решаются самостоятельно каждой школой. Все учебные заведения, входящие в систему общественного образования, полностью или частично финансируются государством. Обучение в них бесплатное. Кроме того, учащимся бесплатно выдают учебники, школьные принадлежности, бесплатно кормят обедами и развозят по домам.

Обязательным для шведского образования является развитие у учащегося принципов, представлений и норм, на которых основано шведское общество: неприкосновенность человеческой жизни, свобода личности, равное достоинство и ценность всех людей, равноправие мужчины и женщины, солидарность и помощь слабым.

Все общенациональные цели образования не просто декларированы, но и активно проводятся в жизнь.

2.1 Муниципальные школы

Основными предметами в средней 9-летней школе являются шведский язык, английский язык и математика. В конце 9-го класса проводится единая по всей стране контрольная работа по каждому из этих предметов. Кроме того, изучаются такие предметы, как домоводство, рисование, физкультура, музыка, труд. Есть курс по обществоведению (включая изучение религии) и курс естествознания. Преподается второй, кроме английского, иностранный язык. Литературу в шведских школах не изучают.

Оценки начинают выставляться только со второго полугодия 8 класса. Причем существует только три оценки: «отлично», «хорошо» и «удовлетворительно». Если по какому-то предмету знания оцениваются как «неудовлетворительные», то они не оцениваются вообще, чтобы не травмировать психику ребенка.

Отношения между учителем и учащимся строятся на принципах равноправия и партнерства.

По окончании школы учащиеся получают аттестат с отметками. Знания и навыки оцениваются по критериям, единым для всей страны и приводимым в программе по каждому предмету.

Кроме преподавателей, в каждой школе обязательно есть психолог и консультант, которые помогают выпускникам выбрать направление дальнейшего образования или рабочую специальность. Есть так же врач и медсестра, которые просвещают учащихся вопросах гигиены и проводят медицинские обследования.

Рисунок 2.1-Муниципальная школа в г. Оверкаликс

2.2 Альтернативные школы

Количество альтернативных школ в Швеции сравнительно невелико. Их возникновение связано с общими для учителей и родителей идеями организации учебного процесса. Нередко в основе обучения в альтернативной школе лежит определенная педагогическая теория, например, педагогическое учение Монтессори и Вальдорфская педагогика. Есть и религиозные альтернативные школы.

Учащиеся имеют право выбрать альтернативную школу, если школа приравнена по статусу к обязательной. Этот вопрос решает Государственное управление школ и школьного образования. Тип и уровень знаний и навыков, общие цели обучения и формирование основных ценностных представлений в альтернативной школе должны соответствовать качеству образования в муниципальных школах.

Рисунок 2.2-Аудитория альтернативной школы в Швеции

2.3 Гимназии

В 1975 году существовавшие до того различные типы школ, дававшие теоретическое или профессиональное образование, были преобразованы в единую гимназию.

Закон о школе обязывает муниципальные власти обеспечить возможность обучения в гимназии всем жителям округа в возрасте до 20 лет.

Подавляющее большинство гимназий являются муниципальными. Гимназии специфической направленности (сельскохозяйственной, лесоводческой и садоводческой, обучающие некоторым профессиям, связанным с уходом за больными и престарелыми) административно подчинены ландстингам. Изначально ландстинги занимались также гимназиями для лиц с отставанием умственного развития, но теперь эти гимназии находятся в ведении муниципалитета. В крупных городах имеется и ряд частных гимназий.

Рисунок 2.3 - Аудитория в Шведской гимназии

Гимназическая программа рассчитана на три года. Таких программ, состоящих из разных курсов, существует 16. из них 14 ориентированы на получение различных профессий, а 2 направлены на продолжение учебы в вузе.

Рисунок 2.4-Праздник окончания гимназии в Швеции

3.Высшее образование

В Швеции насчитывается около 55 высших учебных заведений, из них 11 университетов. Большинство из них принадлежат государству или региональным муниципалитетам, и только некоторые являются частными. В университетах обучается около 300 тыс. студентов. Высшее образование является самым быстро развивающимся сектором образовательной сферы Швеции. 6 государственных университетов предлагают широкий выбор курсов и академических программ по самым разным дисциплинам. Первый университет Швеции был основан в 1477 году в городе Упсала. А самые молодые вузы на сегодняшний день - университеты в Карлстаде, Векше и Эребру, открывшиеся в 1999 году.

Рисунок 3.1-Университет в Упсале

Методы преподавания обычно определяются каждым учебным заведением самостоятельно, однако обычно используются лекционные формы для больших групп (до 300 студентов) и семинары в небольших классах (до 30 человек). Преподавание обычно ведётся на шведском языке. Однако часто большая часть изучаемой литературы написана по-английски. Также большинство учебных заведений предлагает некоторые программы и курсы на английском языке.

Рисунок 3.2-Университет в Стокгольме

Система высшего образования Швеции включает в себя следующие уровни:

Первый преддипломный уровень обучения:

) диплом об окончании университета (2 года обучения, 120 кредитов);

) степень бакалавра (3 года обучения, 180 кредитов).

Второй уровень - уровень специализации:

) степень магистра (2 года обучения, 120 кредитов);

) однолетняя магистерская подготовка (1 год, 60 кредитов).

Основанием для приема на программы обучения второго уровня является наличие преддипломной степени как минимум в 180 кредитных единиц.

Третий уровень - исследовательский (Докторат)

) степень лиценциат (степень между бакалавром и доктором, 120 кредитов, 2 года обучения)

) степень доктора (240 кредитов, 4 года обучения)

Также имеется возможность получить послевузовское образование, но только в тех университетах, где есть научно-исследовательские подразделения.

3.1Университетские колледжи

Университетские колледжи различаются по размеру и предлагаемым образовательным программам. Некоторые предлагают только программы обучения до уровня «advanced», другие также предоставляют возможность проведения научных исследований. Как правило, специализация университетских колледжей и профиль образования зависят от того, с какими местными предприятиями они сотрудничают и поддерживают деловые контакты. Некоторые колледжи ограничены в выборе предлагаемых программ: это может быть только педагогика, инженерное дело или бизнес-управление.

Рисунок 3.3-Университет в Стокгольме

3.2 Преддипломное образование

С 1993 г. всё преддипломное обучение ведётся в форме курсов. Для программ, ведущих к получению диплома, студенты могут совмещать несколько курсов для выработки собственной учебной программы. Все курсы и академические программы должны соответствовать учебному плану, вырабатываемому каждым университетом или университетским колледжем индивидуально.

Существует два типа дипломов первой степени: общий диплом и профессиональный диплом. Общие дипломы бывают трёх видов: Диплом или сертификат (hogskoleexamen) выдаётся с числом баллов не менее 80, после 2-х лет непрерывного обучения;

Диплом бакалавра (kandidatexamen) выдаётся по окончании обучения, по крайней мере, с числом баллов 120 (минимум 3 года непрерывного обучения), из которых не менее 60 баллов по специальности, 10 из них - дипломная работа

Диплом магистра (magisterexamen) выдаётся по окончании обучения с минимум 160 баллами 4-х лет непрерывного обучения, из которых по крайней мере 80 баллов - по специальности, 20 из них - одна дипломная работа или две дипломных работы по 10 баллов каждая.

Рисунок 3.4-Место, на котором построили первый университет в Швеции

Охват академической программы измеряется баллами: 1 балл равен 1 неделе непрерывного обучения. Таким образом, 1 академический год обычно составляет 40 баллов и делится на 2 семестра.

Процесс экзаменов и отчётности в целом также определяется самостоятельно учебными заведениями. Обычно используется шкала «не сдано» - «сдано» - «сдано с отличием». Однако в зависимости от университета может быть использована другая шкала оценок.

По окончании обучения студент получает диплом. В дипломе указывается полученная степень и специфика изученных курсов и программ.

Университетское образование бесплатное, но существуют обязательные взносы в Студенческий Союз в размере 1500 крон в семестр.

Рисунок 3.5-Читальный зал в Стокгольмском университете

Все университеты имеют общежития для студентов. Принадлежат они студенческим союзам. Большинство из них расположены рядом с университетом или в ближнем пригороде. Плата за проживание составляет приблизительно 2.000 шведских крон в месяц и зависит от места учебы. Чтобы снять комнату или квартиру, вы должны подтвердить, что уже учитесь или приняты в университет. Тогда можно рассчитывать на дешевое жилье.

Основной принцип шведской системы образования заключается в том, что любой студент, нуждающийся в финансовой помощи для получения образования, должен получать её от центрального правительства. Финансовая помощь студентам существует в форме грантов и кредитов. Чтобы получить такую помощь, студент должен отвечать определённым требованиям. Например, если постоянный доход студента является уже довольно значительным, объём финансовой помощи может быть уменьшен. При определении размера финансовой помощи не принимается в расчёт финансовое положение родителей или супруга студента. Студент в возрасте после 45 лет не может получать такого рода помощь. Обычно студент имеет возможность получать финансовую помощь на образование в течение 12 семестров (6 лет), однако могут быть сделаны исключения. Чтобы продолжать получать финансовую помощь, студент должен показывать хорошую успеваемость в процессе обучения. Пост-дипломное образование финансируется в соответствии с решением каждого учебного заведения.

3.3 Последипломное образование

Последипломное образование можно получить, но не во всех шведских вузах (их список см. на сайте Шведского Института www.si.se)

Чтобы быть допущенным к последипломному образованию необходимо иметь диплом об окончании обучения, по крайней мере, по трёхгодичной программе. Существуют некоторые дополнительные требования: по специальности необходимо иметь минимум 60 баллов. Кроме этого, соответствующие факультеты должны предоставить оценку способностей студента к исследованиям.

Рисунок 3.6-Технологический университет в Лулео

Писать диссертации при университетах и колледжах Швеции считается весьма престижным. Выпускник должен пройти определённое количество академических курсов и написать докторскую диссертацию.

Обычно последипломное образование при непрерывном обучении занимает 4 года. Каждому студенту назначается индивидуальный научный руководитель. Диссертация является важнейшей частью программы. Она защищается открыто перед аудиторией и оценивается по принципу «сдано» - «не сдано». Диссертация может быть опубликована в виде монографии или в составе так называемого диссертационного сборника (в него включаются несколько статей на определённую тему, обзоры, исследования и краткое содержание). Если студент успешно оканчивает все требуемые курсы и защищает диссертацию, он получает диплом Доктора. Многие университеты ввели степень Обладатель диплома, которая присуждается по окончании более короткого курса последипломного образования (2-2,5 года). В дальнейшем можно возобновить обучение для получения степени Доктора. Диссертация Обладателя диплома защищается на семинаре.

Рисунок 3.7-Лундский Университет в Швеции

Выводы

Система образования в Швеции издавна славится своими традициями и высоким качеством обучения. Именно поэтому многие ученики и студенты нашей страны стремятся получить образование в Швеции.

За систему образования в Швеции отвечает государственное Министерство образования и создаваемые им комиссии, которые разрабатывают образовательные программы. Правительство Швеции само решает, какие университеты и университетские колледжи могут существовать. Правительство также определяет, имеет ли высшее учебное заведение право называться университетом. Начиная с 1950х годов система образования в Швеции претерпела значительные изменения. Была введена система общего обязательного среднего образования. В 1977 году практически все Вузы страны были объединены в одну структуру. Реформа системы образования Швеции в 1991 году придала учебным заведениям большей самостоятельности. Начиная с 2007 года, университеты Швеции стали переходить на Болонскую систему.

Образование в Швеции от средней и до высшей школы является бесплатным. Дошкольное обучение охватывает детей в возрасте от трех лет. В школу дети идут в семь лет. Общее среднее школьное образование продолжается девять лет на трех этапах - младшем, среднем и старшем. По завершении общего среднего образования существует возможность либо продолжить обучение в интегрированной средней школе высшей ступени, либо начать трудовую деятельность и дальнейшее образование совмещать с работой. Фактически в настоящее время почти 100% шведских школьников продолжают школьное образование в школе высшей ступени. Интегрированная средняя школа высшей ступени предусматривает около 26 вариантов выбора программы в трех основных направлениях: одногодичные профессионально ориентированные программы, двухгодичные технические программы и трехгодичные академические программы.

Выпускных экзаменов в школе не существует. система высшего образования в Швеции трехступенчатая: три года вам потребуется для получения степени бакалавра, еще год - магистра. Далее возможно написание и защита докторской диссертации. Для профессионального сектора после первых трех лет обучения следуют еще четыре года учебы в лиценциате. Неуниверситетские колледжи присуждают только профессиональные дипломы.

Для поступлении в Вуз необходимо иметь шведский или аналогичный диплом о среднем образовании. Поступить в любой Вуз можно после обучения на академическом или техническом направлении интегрированной школы высшей ступени. Учебный год организационно разделен на два семестра. Академический контроль за обучением осуществляется с помощью системы баллов (credits), присуждаемых за выполнение учебной программы, состоящей из лекционных и практических занятий, а также самостоятельных исследовательских.

Перечень использованных источников

обучение педагогический трудоустройство

1)Повышение качества высшего образования и Болонский процесс: В.А. Трайнев, С.С. Мкртчян, А.Я. Савельев - Москва, Дашков и Ко, 2010 г. - 392 с.

2)Волков А.М. Швеция: социально-экономическая модель: Справочник. - М.: Мысль, 1991. - 188 с.

)Ибрагимов И.М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения: Учеб. пособие для вузов. - М.: «Академия», 2005. - 336 с.

)Литорин Свен-Отто. Крушение социалистического мифа. Расцвет и упадок государства благосостояния в Швеции. - Москва - Минск: Фонд «Референдум» - «Полифакт», 1991. - 80 с.

Теги: Система образования в Швеции  Контрольная работа  ПедагогикаПросмотров: 33695Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Система образования в Швеции


Смотрите также