Санкт-Петербург, м. Пл. Восстания,
ул. Гончарная, дом 13

+7 (812) 458-53-53

+7 (921) 771-65-11

[email protected]

Постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания


Методические рекомендации по постановке иностранных граждан и лиц без гражданства на учет по месту пребывания, в том числе обучающихся в образовательных организациях

Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства1 в Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению сведений об иностранных гражданах и об их перемещениях, осуществляемая, в том числе в целях выработки и реализации государственной политики в сфере миграции, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции. Миграционный учет носит уведомительный характер.

Обязанность по постановке иностранных граждан на учет по месту пребывания возлагается на принимающую сторону.

Принимающей стороной могут являться как граждане России, так и постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане (имеющие вид на жительства), а также юридические лица, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, предоставившие в соответствии с законодательством Российской Федерации для фактического проживания иностранному гражданину или лицу без гражданства жилое или иное помещение, либо организация, в которой иностранный гражданин в установленном порядке осуществляет трудовую или иную не запрещенную законодательством Российской Федерации деятельность в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 Федерального закона от 18 июня 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»2. В качестве принимающей стороны в отношении членов своей семьи3 могут выступать также иностранные граждане, относящиеся к высококвалифицированным специалистам4 и имеющие в собственности жилое помещение на территории Российской Федерации.

В отдельных случаях обязанность по постановке на учет по месту пребывания возлагается на самого иностранного гражданина.

К таким случаям относятся пребывание иностранного гражданина в жилом помещении, принадлежащем ему на праве собственности. Кроме того, иностранному гражданину необходимо самостоятельно уведомить подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России о своем прибытии в место пребывания при наличии документально подтвержденных уважительных причин (например: болезнь, физическая невозможность и т.д.), препятствующих принимающей стороне самостоятельно направить уведомление о прибытии в место пребывания в орган миграционного учета.

Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин (иностранный гражданин, имеющий вид на жительство) вправе самостоятельно уведомить о своем прибытии в место пребывания непосредственно соответствующее подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России с письменного согласия принимающей стороны.

Иностранные граждане, а также иностранные юридические лица и другие иностранные организации, находящиеся за пределами территории Российской Федерации и владеющие жилыми или иными помещениями, находящимися на территории Российской Федерации, в случае предоставления таких помещений для временного пребывания иностранным гражданам выполняют обязанности принимающей стороны по постановке лиц, которым предоставляются помещения, на учет по месту пребывания.

Для постановки на учет по месту пребывания иностранный гражданин предъявляет принимающей стороне документ, удостоверяющий его личность и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве, а также миграционную карту5 (для временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина).

Принимающая сторона на основании предъявленных иностранным гражданином документов заполняет бланк уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания6 и в течение 7 рабочих дней со дня прибытия в место пребывания представляет указанный бланк, копии документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве, и его миграционной карты (для временно пребывающего в Российской Федерации иностранного гражданина) в территориальный орган МВД России непосредственно либо направляет по почте, либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг7.

Непредставление миграционной карты с Уведомлением не является основанием для отказа в постановке иностранного гражданина на учет по месту пребывания.

Территориальный орган МВД России либо организация почтовой связи, либо МФЦ, получившие от принимающей стороны заполненное Уведомление и указанные выше копии документов, проставляют в Уведомлении отметку о его приеме и возвращают отрывную часть Уведомления принимающей стороне.

Принимающая сторона передает иностранному гражданину отрывную часть Уведомления. Наличие у иностранного гражданина отрывной части Уведомления с проставленной отметкой подтверждает его постановку на миграционный учет.

8 июля 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 27 июня 2018 года № 163-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»8 .

В соответствии с внесенными изменениями в качестве места пребывания сохраняются жилое помещение, не являющееся местом жительства, и иное помещение9, а также введено новое условие о необходимости фактического проживания иностранного гражданина в этом помещении (регулярного использования для сна и отдыха).

В силу внесенных изменений физическое или юридическое лицо является принимающей стороной для иностранного гражданина в случае представления в соответствии с законодательством Российской Федерации данному иностранному гражданину жилого или иного помещения для фактического проживания. Постановка на учет по месту пребывания иностранного гражданина в данном случае осуществляется по адресу предоставленного жилого или иного помещения.

В том числе в качестве принимающей стороны могут выступать физические и юридические лица, предоставившие в соответствии с законодательством Российской Федерации для фактического проживания иностранному гражданину жилое или иное помещение, которое в свою очередь предоставлено принимающей стороне во владение и (или) пользование на основании гражданско-правового договора (аренды, найма, безвозмездного найма и т.д., если условиями договора предусмотрена возможность представления данного помещения третьим лицам.

В качестве принимающей стороны образовательная организация может выступить исключительно в случае фактического проживания иностранного гражданина в помещении (общежитии), принадлежащем ВУЗу, либо непосредственно в помещении ВУЗа.

Иностранный студент, проживающий в период обучения в съемном жилом помещении, подлежит постановке на учет по адресу этого жилого помещения. Принимающей стороной для данного иностранного студента будет являться лицо, предоставившее ему это жилое помещение, и на которое возлагается обязанность по предоставлению необходимых документов для постановки иностранного студента на учет по месту пребывания.

В случае, если адрес образовательной организации совпадает с адресом жилого или иного помещения, предоставленного в соответствии с законодательством Российской Федерации иностранному гражданину для фактического проживания, то он подлежит постановке на учет по месту пребывания по адресу данного помещения.

В отношении иностранных граждан, обучающихся в образовательных организациях и поставленных на учет по месту пребывания до вступления в силу Федерального закона № 163-ФЗ, не требуется переоформление постановки на учет по месту пребывания.

В соответствии с пунктом 121 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению, выдаче, продлению срока действия и восстановлению виз иностранным гражданам и лицам без гражданства, утвержденного приказом МВД России от 16 ноября 2017 г. № 859, иностранному гражданину, въехавшему в Российскую Федерацию для обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность, обыкновенная учебная виза продлевается подразделением по вопросам миграции территориального органа МВД России  по месту постановки на учет по месту пребывания иностранного гражданина.

В соответствии с пунктом 7 статьи 5 Федерального закона № 115-ФЗ обязанность по предоставлению в территориальный орган МВД России документов, необходимых для продления срока временного пребывания иностранных студентов, возложена на образовательную организацию.

Образовательная организация обязана обратиться с ходатайством о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, обучающегося в ней, не позднее чем за двадцать дней до окончания срока его временного пребывания в Российской Федерации.

В ходатайстве, помимо основания для продления срока временного пребывания (реквизиты приказа о зачислении, переводе, отчислении либо договора об обучении), указываются следующие сведения об иностранном гражданине:

- фамилия, имя, отчество (при наличии);

- дата рождения;

- гражданство (подданство) (при наличии);

- наименование и реквизиты (серия, номер, дата и место выдачи, срок действия) документа, удостоверяющего личность и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве;

- адрес места пребывания.

В ходатайстве также указываются полное наименование и адрес места нахождения образовательной организации, а также предполагаемый срок временного пребывания, (но не более тридцати календарных дней с даты отчисления иностранного гражданина из образовательной организации в связи с завершением им обучения).

Одновременно с ходатайством представляются:

- документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, и его копия (все страницы);

- миграционная карта (при наличии) и ее копия;

- документ, подтверждающий поступление в образовательную организацию либо перевод иностранного гражданина в той же образовательной организации с одной образовательной программы, имеющей государственную аккредитацию, на другую образовательную программу, имеющую государственную аккредитацию, в том числе другого уровня, либо документ, подтверждающий перевод иностранного гражданина в другую образовательную организацию для продолжения обучения по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, либо документ, подтверждающий отчисление из образовательной организации в связи с завершением им обучения по указанной основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, и их копии.

После принятие решения о продлении срока временного пребывания иностранный гражданин может быть поставлен на учет по месту пребывания вплоть до окончания срока обучения данного иностранного гражданина по очной или очно-заочной форме в указанной образовательной организации.

Обращаем внимание, что должностные лица образовательной организации должны принять исчерпывающие меры по обеспечению соблюдения иностранным гражданином порядка пребывания (проживания) в Российской Федерации, продления срока временного пребывания.

Для сведения сообщается, что в соответствии с международными договорами Российской Федерации освобождены от постановки на учет по месту пребывания: граждане Украины и граждане Республики Беларусь – в течение 90 дней, граждане Республики Армения, Республики Казахстан и Киргизской Республики – 30 дней, граждане Республики Таджикистан – 15 дней с даты пересечения Государственной границы Российской Федерации. Граждане государства-члена Евразийского экономического союза, прибывшие в целях осуществления трудовой деятельности или трудоустройства на территорию российской Федерации (в том числе для занятия преподавательской деятельностью) и члены семей освобождаются от обязанности по постановке на учет по месту пребывания в течении 30 суток с даты въезда.

1 Далее – «иностранные граждане», если не оговорено иное.

2 Далее – «Федеральный закон».

3 В соответствии с пунктом 1.1 статьи 13.2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» членами семьи высококвалифицированного специалиста признаются его супруг (супруга), дети (в том числе усыновленные), супруги детей, родители (в том числе приемные), супруги родителей, бабушки, дедушки, внуки. Далее – «Федеральный закон № 115-ФЗ».

4 Высококвалифицированный специалист - иностранный гражданин или лицо без гражданства, получившие разрешение на работу в соответствии со статьей 13.2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

5 В соответствии с международными договорами Российской Федерации миграционная карта не заполняется при въезде на территорию Российской Федерации иностранными гражданами, указанными в пункте 2 статьи 3 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об использовании миграционной карты единого образца (заключено в г. Москве 5 октября 2004 года). Кроме того, освобождаются от использования миграционной карты при въезде в Российскую Федерацию граждане государств – членов Евразийского экономического союза, при условии, что срок их пребывания не превышает 30 суток с даты въезда.

8 Далее – «Федеральный закон № 163-ФЗ».

9 В случаях, установленных Федеральным законом.

Учет мигрантов: новые штрафы и правила проверок работодателей

С 23 ноября вступили в силу штрафы для организаций за фиктивную постановку на учет по месту пребывания иностранцев. Новые санкции предусмотрены Федеральным законом от 12.11.2018 № 420-ФЗ.

В нем, в частности, уточняется понятие фиктивной постановки на учет по месту пребывания иностранцев: теперь в него включена и постановка на учет мигранта по адресу организации, в которой он не работает. Если такое нарушение обнаружат, компанию могут привлечь к ответственности либо по ст. 19.15.1 КоАП РФ, либо по ст. 322.3 УК РФ.

Отметим, что раньше санкции по этим статьям касались только фиктивной регистрации в жилом помещении, поэтому у депутатов созрела новая идея — распространить статью 322.3 УК РФ и на владельцев «резиновых офисов». В случае выявления нарушения им грозит следующее наказание:

  • штраф до 500 000 рублей или в размере дохода осужденного за период до трех лет;
  • либо принудительные работы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на аналогичный срок или без такового;
  • либо лишение свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на аналогичный срок или без такового.

Напомним, ранее был одобрен Федеральный закон от 19.07.2018 № 215-ФЗ, который вносит поправки в ст. 18.9 КоАП РФ, необходимые для того, чтобы организации и ИП соблюдали статью 16 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и регулярно сообщали о нарушениях правил пребывания иностранцев в России. В случае отказа граждан смогут штрафовать на 2000-4000 рублей, должностных лиц — на 45 000–50 000 рублей, а организациям придется платить от 400 000 до 500 000 рублей. Аналогичные штрафы для должностных лиц и организаций введены за предоставление ложных документов для въезда иностранца, а также за отказ поставить его на учет в порядке, предусмотренном законом. Отметим, что эти штрафы вступят в силу с 16.01.2019.

Обновленные правила уведомления об иностранцах

8 июля вступил в силу Федеральный закон от 27.06.2018 № 163-ФЗ, который уточняет некоторые нормы закона о миграционном учете иностранных граждан. В частности, местом пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ считается:

«жилое помещение, не являющееся местом жительства, или иное помещение, в котором иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (регулярно использует для сна и отдыха), либо организация, по адресу которой иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в случае осуществления в этой организации трудовой или иной незапрещенной деятельности».

Согласно обновленной редакции ст. 21 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», временно пребывающих иностранцев ставит на учет принимающая сторона (у самого иностранца такой обязанности нет). Место временного пребывания будет:

  • по адресу жилого помещения, в котором иностранный гражданин фактически проживает. В данном случае речь идет о ситуации, когда он проживает в чужой квартире. Даже если ее арендует работодатель, обязанность по постановке на учет возникает у собственника жилья;
  • по адресу гостиницы или иной организации, оказывающей гостиничные услуги, санатория, дома отдыха, пансионата, детского оздоровительного лагеря, туристской базы, кемпинга или иного помещения, в которых он фактически проживает. Этот пункт разъясняет правила постановки на учет временно пребывающих иностранцев, которые находятся на территории РФ на отдыхе либо в командировке, то есть цель поездки — деловая или отдых, но не работа. Если иностранец приехал работать и проживает в гостинице, то администрация будет принимающей стороной и обязана поставить его на учет;
  • по адресу медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме в том числе лицам без определенного места жительства, в которой он находится в связи с получением услуг этого предприятия. Больницы ставят на учет временно пребывающих иностранцев, приехавших с целью получить медицинские услуги (лечиться);
  • по адресу учреждения, исполняющего уголовное или административное наказание, в котором гражданин содержится;
  • по адресу организации, в которой работник осуществляет трудовую или иную, не запрещенную законодательством РФ, деятельность, в случае фактического проживания по адресу указанной организации либо в помещении без собственных адресных данных, которое предприятие предоставило работникам для временного проживания. То есть в данном случае принимающей стороной будет именно работодатель, поэтому он и будет уведомлять о прибытии иностранца.

Напомним, что на основании п. 5 ст. 16 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель, как принимающая сторона, обязан гарантировать материальное, медицинское и жилищное обеспечение приезжего на период его пребывания в РФ, то есть обеспечить работника заработной платой не ниже МРОТ, медицинским полисом, а также жильем, и оно может быть расположено на территории организации. При этом установлены конкретные требования, которым должно отвечать жилое помещение, предоставляемое работодателем (Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 № 47): в частности, оно должно быть пригодно для постоянного проживания, соответствовать санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям.

Таким образом, работодатель обязан уведомлять МВД о прибытии иностранного гражданина (ставить его на учет по месту пребывания по адресу организации) только в одном случае: если иностранец работает в компании и проживает по адресу организации либо в предоставленном ею помещении, имеющем единый с организацией адрес.

Такие изменения в законодательство были внесены по указанию Конституционного суда РФ. Постановлением от 19.07.2017 № 22-П существующие в законе о миграционном учете формулировки были признаны не соответствующими Конституции РФ, поскольку содержали неопределенность по ряду вопросов. Так, не было ясно, можно ли и в каком случае поставить на учет гражданина по месту пребывания по адресу организации как принимающей стороны. Также было непонятно, кто именно должен ставить на учет временно пребывающего иностранца — сам гражданин или принимающая сторона.

После принятия закона в МВД решили уточнить и Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 № 9. Согласно опубликованному проекту поправок, в документ планируется внести несколько изменений:

  • появится перечень документов, которые иностранные граждане — выходцы из государств — членов Евразийского экономического союза (члены их семей) предъявляют принимающей стороне для постановки их на учет по месту пребывания. Среди документов:
    • документ, удостоверяющий личность;
    • миграционная карта;
    • трудовой или гражданско-правовой договор, заключенный с работодателем или заказчиком работ (услуг) на территории Российской Федерации;
    • документы, подтверждающие родственные отношения (для членов семьи трудящегося государства — члена ЕАЭС);
  • будет разрешено при заполнении бланка уведомления о прибытии использовать аббревиатуры и сокращения слов;
  • к уведомлению о прибытии позволят прилагать копии только тех страниц документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, которые содержат информацию о нем и ранее совершенных им поездках. Все без исключения копии страниц больше не потребуются;
  • подавать информацию об изменении срока временного пребывания иностранного гражданина разрешат не только в территориальный орган, но и через МФЦ. При этом сроки уведомления — в течение 3 рабочих дней — сохранятся;
  • если работодатель ставит на учет по месту пребывания иностранного гражданина в возрасте до 1 года, рожденного на территории РФ и не выезжавшего за пределы страны, миграционную карту в данном случае не потребуют. В то же время родители должны предоставить принимающей стороне документ, удостоверяющий личность иностранного ребенка и признаваемый Российской Федерацией в таком качестве. Его можно получить в дипломатическом представительстве или консульстве.

Иные нововведения для работодателей, пользующихся иностранной рабочей силой

Помимо новых формулировок в законе о миграционном учете, работодатели должны знать и о новых обязанностях, которые появятся у них с 16.01.2019. Так, согласно Федеральному закону от 19.07.2018 № 216-ФЗ, принимающая сторона (организация или гражданин) обязана:

  • обеспечить соблюдение мигрантом заявленной цели въезда в РФ. Для временно пребывающих иностранных граждан, которые приезжают с целью работать, введены патенты и разрешения на работу, где указана специальность (профессия), на которую можно принять работника. Принимать гастарбайтера на иную работу запрещено. Если же иностранец приехал лечиться, и эта цель указана в его миграционной карте, ни одна компания не имеет права принимать его на работу;
  • содействовать своевременному выезду иностранца за пределы страны по истечении срока пребывания. Согласно закону, работодатель должен сообщать о прибытии иностранца, следить за сроками его пребывания на основании выданных документов, ходатайствовать о продлении права иностранца на пребывание в РФ, а также сообщать о прекращении трудовых договоров с ним. После того как срок действия документов, разрешающих нахождение на территории РФ, истечет, иностранный гражданин обязан выехать. Работодатель не может проконтролировать, покинул страну бывший работник или нет, но его задача — никоим образом не участвовать в незаконном нахождении иностранца на территории РФ. Если выяснится, что работник уже по истечении срока действия договора трудился на предприятии хотя бы 1 день, компанию накажут. Если же будут доказательства, что работодатель прекратил трудовые отношения в установленный срок и уведомил об этом МВД, никаких штрафов не будет.

Чтобы у работодателей не было вопросов, как именно следить за иностранцами, в МВД написали отдельное Постановление Правительства об обязанностях лиц, выступающих в качестве принимающей стороны. Сейчас на едином портале проектов нормативных актов опубликована окончательная версия этого документа. В нем сказано, что именно должны делать физические и юридические лица, чтобы не нарушить закон:

  • вручить иностранному гражданину после его прибытия в РФ под подпись уведомление о необходимости соблюдения цели въезда и сроков пребывания по форме, установленной МВД, а также предупреждение об ответственности за ее несоблюдение;
  • обеспечить условия для соблюдения приглашенным иностранным гражданином заявленной цели въезда (туризм, деловая, рабочая, учебная, гуманитарная, частная);
  • поддерживать связь с приглашенным иностранным гражданином, при необходимости вести с ним переписку;
  • не позднее чем за 10 дней до истечения срока действия визы (разрешительного документа) напомнить приглашенному иностранному гражданину о необходимости выезда из РФ по окончанию срока действия визы, в частности направить ему заказное письмо с уведомлением или вручить напоминание лично под подпись;
  • при наличии препятствий для своевременного выезда (отсутствие денег, утеря документов, заболевание, другие обстоятельства, не позволяющие покинуть территорию РФ в установленный срок) оказать содействие для их устранения;
  • в случае обнаружения несоблюдения приглашенным иностранным гражданином заявленной цели въезда, сроков пребывания или потери связи с ним проинформировать об этом территориальный орган МВД в течение пяти рабочих дней со дня выявления соответствующих фактов.

Особые правила проверок соблюдения правил миграционного учета

Еще одна важная информация для работодателей. МВД подготовило форму проверочного листа (списка контрольных вопросов), применяемую при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции. Инспекторы будут обязаны пользоваться им при проведении плановой проверки организаций и ИП, привлекающих к работе иностранных граждан и лиц без гражданства.

Среди вопросов, на которые придется дать ответ:

  • имеются ли в наличии разрешения на привлечение и использование иностранных граждан;
  • имеются ли в наличии трудовые соглашения либо договоры ГПХ на выполнение работ (оказание услуг), заключенные в письменной форме;
  • подает ли работодатель уведомления в территориальный орган МВД России о заключении (расторжении) договоров со всеми иностранными гражданами;
  • прекращаются ли договоры в случае аннулирования разрешения на работу, если отсутствуют основания для продления указанного срока либо если иностранный гражданин не предпринял действий, требуемых для продления;
  • соблюдаются ли ограничения по привлечению иностранных работников в определенных сферах экономики.

Отметим, что сам чек-лист состоит из 5 разделов, и в каждом — от 3 до 15 вопросов. Ознакомиться с полным списком вопросов можно на едином портале размещения проектов нормативных актов.

Постановка на миграционный учет иностранных граждан в РФ

В данной статье рассмотрены правила миграционного учета иностранных граждан в РФ по месту пребывания, процедура постановки на миграционный учет иностранных граждан, временно пребывающих в РФ, указаны категории иностранных граждан, на которых распространяются существенные исключения из общих правил, а значит, и значительные «льготы» при оформлении регистрации по месту пребывания и другое.

Миграционному учету по месту пребывания подлежат (наравне с некоторыми другими категориями) временно пребывающие в РФ иностранные граждане.

Вся изложенная информация в полной мере также относится и к порядку оформления миграционного учета по месту пребывания лиц без гражданства, временно пребывающих на территории России.

Если иностранный гражданин прибыл на территорию России или намерен посетить страну в будущем, то мы настоятельно рекомендуем ему внимательно ознакомиться с изложенными ниже правилами постановки на учет по месту пребывания в РФ.

Сделать это следует и принимающей стороне.

Ознакомление с ними, а так же с обязанностями принимающей стороны и с процедурой постановки на миграционный учет иностранных граждан в РФ необходимо для того, чтобы поездка в Россию была успешной.

Ознакомление с основными требованиями российского законодательства в части постановки на миграционный учет иностранных граждан в РФ тем более необходимо, если человек намерен в будущем остаться на территории России для дальнейшего проживания, получить разрешение на временное проживание, вид на жительство, а затем и гражданство России.

О получении РВП в РФ читайте здесь.

О получении вида на жительство - здесь.

Читайте также:

Помощь в получении гражданства РФ

Гражданство РФ в общем порядке

Гражданство РФ в упрощенном порядке

Хотелось бы так же отметить, что в некоторых случаях постановке на миграционный учет по месту пребывания подлежат так же временно проживающие (т. е. имеющие разрешение на временное проживание в России) и постоянно проживающие в РФ (т. е. имеющие вид на жительство в России) иностранные граждане и лица без гражданства.

Но в рамках данной статьи мы не будем рассматривать указанные вопросы.

Порядок постановки на миграционный учет по месту пребывания

По своей сути, постановка на миграционный учет иностранных граждан, временно пребывающих в РФ, представляет собой уведомление в установленном порядке подразделения по делам миграции МВД РФ о его прибытии в место пребывания.

Порядок постановки на миграционный учет иностранных граждан в РФ по месту пребывания выглядит следующим образом.

Принимающая сторона, на основании предъявленных иностранным гражданином или лицом без гражданства, соответственно, национального паспорта либо документа, удостоверяющего личность лица без гражданства, а так же миграционной карты, заполняет бланк уведомления о его прибытии в место пребывания.

Данный документ должен быть заполнен на русском языке с использованием технических средств или разборчиво от руки.

При этом какие-либо сокращения слов, исправления и аббревиатуры не допускаются.

Свое согласие на постановку на миграционный учет иностранного гражданина в РФ по месту пребывания, а значит, и на предоставление ему права временного пребывания, принимающая сторона выражает подписью на оборотной стороне указанного уведомления.

Если в качестве принимающей стороны выступает организация, то подпись ответственного лица скрепляется печатью данной организации (при ее наличии).

Лицо, которое подает в установленном порядке уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в подразделение по делам миграции МВД РФ, а так же по Почте России должно представить при этом документ, удостоверяющий его личность.

Бланк указанного уведомления заполняется принимающей стороной на каждого иностранного гражданина, который подлежит постановке на учет по месту пребывания, независимо от его возраста.

Если уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания направляется почтовым отправлением, либо в случае, если иностранный гражданин прибыл в гостиницу, то бланк указанного уведомления заполняется принимающей стороной в 2-х экземплярах.

При этом к вышеуказанному уведомлению должны быть приложены копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина и копия имеющейся у него миграционной карты.

Следует обратить особое внимание, что принимающая сторона не позднее семи рабочих дней со дня прибытия иностранного гражданина в место пребывания обязана представить указанное уведомление, копию паспорта иностранного гражданина, а так же копию миграционной карты непосредственно в подразделение по вопросам миграции МВД РФ либо направить его почтовым отправлением в адрес указанной службы.

А в том случае, если иностранный гражданин прибыл в гостиницу, то уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания должно быть направлено принимающей стороной (т. е. администрацией гостиницы) в течение одного рабочего дня, следующего за днем его прибытия в место пребывания.

Должностные лица подразделения по делам миграции МВД РФ или сотрудники организации почтовой связи, получившие от принимающей стороны заполненное уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания (после проверки точности внесенных в него сведений) и указанные выше копии, обязаны незамедлительно проставить в уведомление отметки о его приеме и возвратить его отрывную часть принимающей стороне.

Принимающая сторона должна передать иностранному гражданину отрывную часть уведомления, которая и служит подтверждением наличия у него постановки на миграционный учет в РФ по месту пребывания.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства вправе так же лично уведомить орган миграционного учета о своем прибытии в место пребывания, но только при наличии документально подтвержденных уважительных причин - болезнь, физическая невозможность и т.д., которые препятствуют принимающей стороне самостоятельно представить уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания.

Кроме этого, если иностранный гражданин или лицо без гражданства имеют в собственности жилое помещение, находящееся на территории нашей страны, то они имеют право заявить его в качестве места своего временного пребывания, т. е., имеют право оформить в этом жилом помещении миграционный учет по месту пребывания.

Действия иностранного гражданина при постановке на миграционный учет

Процедура постановки на миграционный учет иностранных граждан в РФ по месту пребывания носит уведомительный характер и осуществляет ее принимающая сторона.

Иностранный гражданин не должен для этого обращаться в какие-либо организации или учреждения.

Ему достаточно лишь по прибытии в место пребывания предъявить принимающей стороне свой паспорт и миграционную карту, которая получается и заполняется при въезде в страну (при пересечении Государственной границы России).

При этом изъятие принимающей стороной документа, удостоверяющего личность, а так же миграционной карты для постановки на миграционный учет иностранного гражданина в РФ действующим законодательством не допускается.

Срок, на который оформляется миграционный учет по месту пребывания

Максимальный срок, на который осуществляется постановка на миграционный учет иностранных граждан в РФ, прибывших в Россию из стран, для граждан которых предусмотрен визовый режим въезда, определяется сроком действия выданной им визы.

Максимальный срок, на который осуществляется регистрация по месту пребывания иностранных граждан в РФ, которые прибыли в Россию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать 90 суток в сумме в течение каждого периода времени в 180 суток.

Очевидно, что в уведомлении о прибытии иностранного гражданина в место пребывания может быть указан меньший срок временного пребывания, чем ранее указанный.

В этом случае постановка на миграционный учет иностранного гражданина в РФ по месту пребывания осуществляется на заявленный в уведомлении срок.

Из ранее указанных общих правил имеются исключения в случаях, предусмотренных законодательством России.

Иностранный гражданин обязан выехать из РФ по истечении разрешенного срока временного пребывания в стране.

Для продления срока пребывания (при наличии законных оснований для этого) необходимо обратиться в установленном порядке в подразделение по делам миграции МВД РФ заранее, до истечения вышеуказанного срока.

Кто может являться принимающей стороной

Принимающей стороной при постановке на миграционный учет иностранных граждан в РФ по месту пребывания может являться:

  • гражданин РФ;

  • постоянно проживающий в РФ, т.е. имеющий вид на жительство в стране, иностранный гражданин или лицо без гражданства;

  • юридическое лицо, его представительство или филиал, органы государственной власти или местного самоуправления и др., где иностранный гражданин фактически проживает либо осуществляет трудовую деятельность;

  • высококвалифицированный специалист, являющийся иностранным гражданином, который имеет в собственности жилое помещение в России - в отношении членов своей семьи;

  • администрация гостиницы – для иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывшему в нее для временного пребывания.

Льготы при осуществлении миграционного учета по месту пребывания

Не производится постановка на миграционный учет по месту пребывания следующих категорий временно пребывающих в РФ иностранных граждан:

  • граждан Украины - в течение 90 дней с момента въезда в Россию, при наличии у них миграционной карты с отметкой, проставленной при въезде на территорию России органами пограничного контроля (в соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Украины от 16 января 1997 г., с изменениями от 30 октября 2004 г.);

  • граждан Республики Беларусь - при въезде в Россию миграционную карту не получают и в течение 30 дней со дня въезда освобождаются от необходимости регистрироваться по месту пребывания на территории России (в соответствии с Соглашением между РФ и РБ об обеспечении равных прав граждан РФ и РБ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств – участников союзного государства от 24.01.2006 года);

  • граждан Республики Казахстан - освобождаются от необходимости регистрироваться по месту их пребывания на территории России, если их срок пребывания не превышает 30 дней с момента въезда в страну и при наличии у них миграционной карты с отметкой, проставленной при въезде на территорию России органами пограничного контроля (согласно Соглашения между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о порядке пребывания граждан Республики Казахстан на территории Российской Федерации и граждан Российской Федерации на территории Республики Казахстан от 7 июня 2012 г.);

  • высококвалифицированных специалистов и членов их семей - освобождаются от необходимости регистрироваться по месту их пребывания на территории России на срок, не превышающий 90 дней со дня въезда на территорию России.

Постановка иностранных граждан на учет по месту пребывания через мфц

К уведомлению о прибытии необходимо прилагать копию документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, а в отношении временно пребывающего в РФ иностранца может быть также представлена копия миграционной карты (абз. 2, 3 п. 28 Правил, п. 31, абз. 1 п. 44 Регламента по миграционному учету).

Перечисленные выше особенности миграционного учета в полной мере распространяются и на граждан Кыргызстана, прибывших в Россию для осуществления трудовой деятельности или трудоустройства, поскольку в силу абз. 1 ст. 1 Договора о присоединении Кыргызстана к Договору о ЕАЭС в отношении них также действуют положения Договора о ЕАЭС.

Временная регистрация иностранных граждан по месту пребывания через — Почту России: можно ли сделать и какие документы необходимы

Если визитер прибывает в РФ не с туристической целью и не в краткосрочную командировку, а на срок от 1 недели до 3 месяцев – он обязан уведомить об этом миграционную службу РФ, встав на миграционный учет по месту своего временного проживания.

Итак, давайте разберемся, как же делают регистрацию на почте? Для постановки на временный учет прибывшего иностранца, уведомитель (принимающая сторона) должен обратиться в пункт ОПС, обслуживающий район его проживания, и предъявить необходимый пакет документов:

Регистрация иностранных граждан по месту пребывания в 2017 году

  1. Постановка эмигранта на учет согласно новому фактическому месту пребывания.
  2. Когда подданный иного государства выезжает за пределы страны. Происходит по факту получения данных о выезде конкретного лица за пределы РФ от отделений пограничной службы.
  3. По факту смерти иностранца в РФ или вступления в силу судебного решения о признании эмигранта, который находился в стране, безвестно отсутствующим или об объявлении умершим. Происходит по факту получения от службы ЗАГСа, человека или юрлица документа, который подтверждает факт смерти человека.
  4. В ситуации, когда подданный иного государства получил российское гражданство.

В ее обязанность входит уведомление миграционного ведомства не позднее 2-х суток о факте прибытия подданного иного государства. Более того, гостиничная администрация обязана выполнить все необходимые мероприятия, которые связаны с миграционным учетом иностранцев. Также она несет ответственность за соблюдение существующих принципов и правил пребывания.

Подача уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания

В этом случае должностные лица органа миграционного учета обязаны проверить на основании имеющихся у них сведений данные об иностранном гражданине. При этом должна быть использована информация, содержащаяся в Государственной информационной системе миграционного учета.

После представления (направления) в орган миграционного учета указанными выше способами уведомления о прибытии иностранного гражданина принимающая сторона должна передать регистрирующемуся иностранному гражданину отрывную часть бланка уведомления о его прибытии в место пребывания с проставленной отметкой о его приеме.

Принимающая сторона на основании предъявленных иностранным гражданином документов заполняет специальный бланк уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания (далее — Уведомление). Далее принимающая сторона может представить указанный бланк, копию паспорта иностранного гражданина и миграционной карты непосредственно в территориальное подразделение по вопросам миграции МВД России, направляет через почтовое отделение связи, либо подать через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг – это организация, предназначением которой является удобное и комфортное предоставление комплексных услуг для каждого отдельного субъекта и для юридических лиц. Иными словами, эта организация предоставляет муниципальные и государственные услуги для предприятий и для населения. Также многофункциональный центр является своеобразным посредником между органами исполнительной власти и гражданами страны. Плюсы работы такой организации – концентрация на максимально удобном для человека общении и предоставлении услуг, исключая бюрократию и долгое, некомфортное ожидание в очередях.

Постановка на миграционный учет иностранных граждан в Российской Федерации или временная регистрация иностранцев, как ее многие называют, это обязательная процедура для каждого иностранного гражданина, пребывающего на территорию России вне зависимости от того, прибыл ли он в визовом или безвизовом порядке.

Сама по себе постановка на миграционный учет представляет собой процедуру уведомления миграционной службы (ГУВМ МВД/ФМС) о прибытии иностранца на территорию России. В нашей статье мы постарались подробно описать процедуру постановки на миграционный учет в России в 2018 году граждан различных государств и ответить на самые распространенные вопросы о временной регистрации иностранных граждан в РФ.

  • государственная услуга по осуществлению миграционного учета иностранного гражданина предоставляется в день обращения в МФЦ принимающей стороны или иностранного гражданина.
  • уведомление о прибытии в место пребывания иностранного гражданина, временно пребывающего в Российскую Федерацию, подается не позднее 7 рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания.
  • постановка на учет по месту пребывания временно пребывающего в Российскую Федерацию иностранного гражданина осуществляется на срок, заявленный в Уведомлении о прибытии, но не более чем на срок действия выданной ему визы.
  • срок временно пребывающего иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток, если иной срок не установлен международным договором Российской Федерации.
  • особые случаи: — высококвалифицированные специалисты и иностранные граждане, являющиеся членами его семьи, а также граждане Украины – освобождены от постановки на учет по месту пребывания в течение 90 дней со дня их въезда в Российскую Федерацию. В этом случае Уведомление о прибытии может быть подано после истечения 90-дневного срока со дня их въезда на территорию Российской Федерации в течение 7 рабочих дней;

    — граждане Республики Беларусь и Республики Казахстан освобождены от постановки на учет по месту пребывания в течение 30 суток. срок со дня предоставления.

  • принимающая сторона. Принимающей стороной может быть физическое лицо (гражданин Российской Федерации; постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства) или юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации (ст. 2 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»), у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится).
  • иностранный гражданин, имеющий право собственности на жилое помещение, находящееся на территории Российской Федерации, которое он может заявить в качестве своего места пребывания. В случае, если иностранный гражданин прибыл в место пребывания, которое принадлежит ему на правах личной собственности, то принимающей стороной является данный иностранный гражданин.
  • иностранный гражданин, относящийся к высококвалифицированным специалистам и имеющий в собственности жилое помещение на территории Российской Федерации, может выступать в качестве принимающей стороны в отношении членов своей семьи.

Рекомендуем прочесть:  Выплаты на второго ребенка в 2018

  • Для иностранцев, осуществляющих трудовую деятельность – работодатели-юридические лица или индивидуальные предприниматели;
  • Для неработающих граждан – граждане РФ или постоянно проживающие иностранные граждане;
  • Для лиц, проживающих в гостиницах и иных подобных заведениях временного пребывания, – администрация этих заведений.

Данные правила вносятся указом Президента Российской Федерации от 12.05.2018 № 214 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 202 «Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года».

Регистрация иностранного гражданина по месту жительства

Для официального первичного учёта в местонахождении нерезидента обязательно информирование подразделения ГУМВ МВД РФ о приезде гостя на место планируемого проживания. Указанное информирование — обязательство принимающей стороны, предоставляющей жилое помещение, собственноручно, почтовыми средствами либо через МФЦ, не позже недели по приезду в РФ.

Продление государственной регистрации возможно после каждого оплаченного увеличения срока действительности патента. Действия по пролонгированию осуществляет сам нерезидент либо лица, оказывающие приём, путём направления запроса представителям миграционных инстанций.

МФЦ — временная регистрация по месту жительства: документы, сроки и алгоритм

Согласие хозяина жилища состоит в написании заявления с просьбой приписать по такому-то адресу такого-то гражданина на определенный срок. Явка всех совладельцев к единому окну обязательна, или одного из них с доверенностями от остальных. Основной собственник должен быть с паспортом, и желательно, с документами на квартиру или с договором найма.

Вновь придя с документами и владельцем жилья к окошку в МФЦ, нужно заполнить тот же бланк, заявление по ф.21. В ФМС, куда попадают все бумаги, рассмотрят вопрос необходимости продления срока временной регистрации по тому же адресу. Если место пребывания изменилось, то есть адрес уже будет иной, то тем более процедуру нужно повторить полностью.

05 Июл 2018      toplawyer         312      


Смотрите также