Санкт-Петербург, м. Пл. Восстания,
ул. Гончарная, дом 13

+7 (812) 458-53-53

+7 (921) 771-65-11

[email protected]

Правовой режим собственности иностранных лиц


Правовой режим собственности иностранцев и иностранных юридических лиц в Украине. Правовой режим собственности иностранных государств в Украине.

В отношении заграничной государственной собственности международным частным правом выработан целый ряд положений, связанных с особенностями правового режима такой собственности. В соответствии с иммунитетом государства существует и иммунитет его собственности, то есть правовое положение собственности государства за рубежом и правовое положение заграничной собственности, принадлежащей физическим и юридическим лицам данного государства, различно.

Иммунитет собственности государства заключается в особом режиме такой собственности, обусловленном особым положением субъекта права собственности - иностранного государства. Иммунитет собственности государства, находящейся за границей, сводится к тому, что это имущество не может быть объектом насильственных мер со стороны государства, на территории которого оно находится. Это имущество не может быть без согласия государства-собственника подвергнуто принудительному отчуждению, аресту, секвестру и другим принудительным мерам; данная собственность не может насильственно удерживаться на иностранной территории; она не должна подвергаться расхищению со стороны другого государства, его органов, физических и юридических лиц.

Иммунитет, которым пользуется собственность иностранного государства, делает недопустимым:

1) предъявление исков по отношению к такой собственности;

2) наложение ареста на собственность для обеспечения любого предъявляемого к государству иска, связанного или не связанного с этой собственностью;

3) принудительное исполнение решения суда, вынесенного в отношении собственности иностранного государства.

Иммунитет собственности иностранного государства находит свое выражение и в том, что органы другого государства не могут входить в рассмотрение вопроса о том, принадлежит ли собственность иностранному государству, когда она находится в его владении, если иностранное государство заявляет, что имущество принадлежит ему (так называемая Доктрина акта государства).

Таким образом, на собственность иностранного государства не распространяется действие принципа. В ее отношении делается изъятие из общего распространения на собственность иностранных лиц закона страны места нахождения имущества.

Зарубежная собственность юридических лиц не пользуется рассмотренным выше иммунитетом. Принцип закона места нахождения вещи распространяется на нее в полном объеме.

В Украине правовой режим расположенного в ней имущества, являющегося объектом права собственности других государств, их юридических лиц и международных организаций, определяется законодательными актами Украины. Статьей 38 ЗУ «О международном частом праве» предусмотрено: «Право  собственности  и  прочие  вещные  права  на  недвижимое  и движимое  имущество  определяются  правом  государства,  в  котором  это имущество находится, если иное не предусмотрено законом.  Принадлежность имущества к недвижимым или движимым вещам, а также другая классификация имущества определяются правом государства, в котором это имущество находится».Возникновение  и  прекращение  права  собственности  и  других вещных прав определяется правом государства, в котором соответствующее имущество  находилось  в  момент,  когда  имело  место  действие  или  иное обстоятельство,  которое  стало  основанием  для  возникновения  или прекращения  права  собственности  и  других  вещных  прав, если иное не Защита права собственности и иных вещных прав осуществляется по выбору заявителя в соответствии с правом государства, в котором имущество находится, или в соответствии с правом государства суда.  Защита права собственности и других вещных прав на недвижимое имущество осуществляется в соответствии с правом  государства, в котором это имущество находится. предусмотрено законом или международным договором Украины.

2.1. Правовое положение иностранной собственности. Иностранные инвестиции

2.1. Правовое положение иностранной собственности. Иностранные инвестиции

Программная аннотация

Институт права собственности в международном частном праве. Коллизионные вопросы права собственности: возникновение и прекращение права собственности по российскому законодательству и в зарубежных правовых системах. Коллизионные принципы регулирования права собственности в международном частном праве. Правовая регламентация института национализации. Понятие “института национализации”, условия осуществления национализации, характерные черты национализации, экстерриториальность действия законов о национализации. Правовое положение собственности РФ и российских организаций за границей. Положения о правовом регулировании иностранных инвестиций (особенности инвестиционного законодательства, ограничительные и льготные (гарантийные) мероприятия, предусмотренные для иностранных капиталовложений).

Проблема иностранных инвестиций в свободных экономических зонах. Свободные таможенные зоны в РФ.

Опорный конспект лекции

Проблемы собственности в современных международных отношениях многообразны. Они не могут сводиться исключительно к изложению коллизионных вопросов, а должны включать вопросы национализации, вопросы участия иностранного капитала в разработке естественных ресурсов, вопросы режима иностранных инвестиций. Таким образом, право собственности является центральным институтом правовой системы любого государства и его международного частного права. Возникновение и прекращение права собственности связывается с различными юридическими фактами, которые по закону влекут возникновение или прекращение таких прав у конкретных лиц, например, договор купли-продажи. В соответствии с зарубежной правовой доктриной право частной собственности приобретается способами, которые традиционно делятся на первоначальные и производные. В основу разграничения этих способов положен критерий правопреемства, тогда как критерий воли во внимание не принимается. Если приобретение права собственности происходит не в порядке правопреемства, налицо первоначальное приобретение, если в порядке правопреемства — приобретение производное. В зарубежной практике широко распространены различные способы приобретения права собственности посредством ее приращения. Буквально “приращение” означает присоединение чего-либо, изменение ценности имущества благодаря труду или соединению с другим имуществом. Приращение — обобщающее понятие, охватывающее присоединение, смещение и переработку. В законодательстве РФ коллизионному вопросу возникновения права собственности посвящены нормы п.2 ст. 164 Основ и положения статей 1205-1207 ГК РФ. В данной норме указано: “Возникновение и прекращение права собственности на имущество определяется по праву страны, где это имущество находилось в момент, когда имело место действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для возникновения или прекращения права собственности, если иное не предусмотрено законодательством”. Таким образом, закрепляется общий коллизионный принцип места нахождения имущества. Данная норма содержит и положения, касающиеся имущества являющегося предметом сделки: “возникновение и прекращение права собственности на имущество, являющееся предметом сделки, определяется по праву места совершения сделки, если иное не установлено соглашением сторон” (абз.1 п.З ст. 164 Основ). При этом выделяют случаи, когда предметом сделки является имущество, находящееся в пути по внешнеэкономической сделке. В таком случае “право собственности определяется по праву страны, из которой это имущество отправлено, если иное не установлено соглашением сторон” (абз.2 п.З ст. 164 Основ). В разделе “Международное частное право” части третьей ГК РФ указанным вопросам посвящена специальная статья. В ней предусмотрено общее правило, согласно которому “возникновение и прекращение права собственности на имущество определяется по праву страны, где это имущество находилось в момент, когда имело место действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для возникновения или прекращения права собственности”. Это общее правило означает, что право собственности на вещь, раз возникшее по закону места нахождения, не прекращается в результате перемещения вещи в другую страну. Для вещей, находящихся в пути, наиболее распространенными коллизионными критериями являются закон места отправления и закон места назначения “товара в пути”. Под товаром в пути понимается движение вещи, являющейся предметом внешнеторговой сделки и находящейся в пути. В соответствии с абз.2 п.З ст. 164 Основ право собственности в отношении таких товаров определяется по праву страны отправителя, если иное не установлено соглашением сторон. В соответствии с частью третьей ГК РФ “возникновение и прекращение права собственности по сделке, заключаемой в отношении находящегося в пути другого имущества, определяется по праву страны, из которой это имущество отправлено, если иное не предусмотрено законом”. Есть особенности в коллизионном регулировании права собственности на транспортные средства, суда, космические объекты и иное имущество, подлежащее государственной регистрации. Для права собственности на такое имущество определяющим является не принцип места нахождения, а принцип права страны их регистрации. В РФ право собственности на транспортные средства, подлежащие внесению в государственные реестры, определяется по праву страны, где транспортное средство внесено в реестр (абз.2 п.1 ст. 164 Основ). Аналогичные правила содержаться в ст. 1207 ГК РФ. Для решения отношений собственности в правовых системах различных государств, помимо вышеприведенных коллизионных принципов, закрепляются и другие, например, закон “автономии воли”, личный закон пассажира, закон судна. Особым институтом в рамках рассматриваемого вопроса является национализация. Под термином “национализация” понимается огосударствление, то есть изъятие имущества, находящегося в частной собственности, и передача его в собственность государства. Характер национализации зависит от того, кем и в каких целях она проводится. Социалистическая национализация означала, что право частной собственности на национализированное имущество было уничтожено и возникло новое, принципиально иное по содержанию право социалистической собственности. Позднее национализация стала важным средством в борьбе освободившихся от колониальной зависимости молодых государств за достижение ими экономической независимости. В зависимости от конкретных условий процесс создания государственного сектора путем национализации протекал в этих странах по-разному: в одних национализировалась только собственность, которая принадлежит иностранному капиталу, в других затрагивался и местный частный капитал. Право любого государства на национализацию частной собственности, в том числе и принадлежащей иностранцам, вытекает из общепризнанного принципа международного права — суверенитета государства. Осуществление национализации — это одна из форм проявления государственного суверенитета. Право государства на национализацию, включающее право свободно распоряжаться своими естественными ресурсами и богатствами, было подтверждено в ряде резолюций Генеральной Ассамблеи ООН. Так, 21 декабря 1952 г. Генеральная Ассамблея ООН на своей VII сессии приняла резолюцию № 626 “О праве свободной эксплуатации естественных богатств и ресурсов”. В ней говорится, что “право народов свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами и свободно их эксплуатировать является их неотъемлемым суверенным правом и соответствует целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций”. Поскольку осуществление национализации относится к внутренней компетенции государства, ни один международный орган не может обсуждать меры по национализации собственности иностранцев. Таким образом, сегодня можно выделить некоторые общие черты, характерные для правовой природы национализации. Во-первых, всякий акт национализации — это акт государственной власти; во-вторых, это социально-экономическая мера общего характера, а не мера наказания отдельных лиц; в-третьих, национализация может осуществляться в отношении собственности вне зависимости от того, кому она принадлежит (отечественным или иностранным физическим и юридическим лицам); в-четвертых, каждое государство, проводящее национализацию, определяет, должна ли выплачиваться иностранцам компенсация за национализированную собственность, а если должна, то, в каком размере. Внутренний закон государства может предусмотреть предоставление компенсации, условия и время ее выплаты, что имеет место в ряде стран. Законы о национализации имеют экстерриториальное действие, то есть должны признаваться и за пределами государства, их принявшего. “Судьба зарубежного имущества национализированных предприятий может определяться лишь законом той страны, к которой данное предприятие принадлежало в момент национализации”. Что касается государственной собственности за рубежом, то она находится в особом положении: она пользуется иммунитетом. Иммунитет собственности тесно связан с иммунитетом государства, но может рассматриваться как самостоятельный вид иммунитета. Иммунитет собственности государства заключается в особом режиме такой собственности и сводится к тому, что это имущество не может быть объектом насильственных мер со стороны того государства, где указанное имущество находится. Собственность государства пользуется неприкосновенностью. Это означает, что она не может без согласия государства-собственника быть подвергнута принудительному отчуждению, аресту, секвестру и другим принудительным мерам; ее нельзя насильно удерживать на иностранной территории; она не должна подвергаться расхищению со стороны другого государства, его органов или частных лиц. К ней не могут применяться и административные меры, она не может быть объектом взыскания по всякого рода внесудебным требованиям. Органы другого государства не могут рассматривать вопрос о том, принадлежит ли собственность иностранному государству, когда она находится в его владении, если иностранное государство заявляет, что имущество принадлежит ему. Необходимо отметить, что если имущество государства пользуется иммунитетом, то из этого не следует, будто это правило должно применяться во всех случаях, поскольку пользование иммунитетом является правом, а не обязанностью государства. Государство не всегда может претендовать на такой иммунитет, а в ряде случаев может не ссылаться на иммунитет принадлежащей ему собственности. Каждое государство само определяет режим государственной собственности. Вопрос об иммунитете собственности иностранного государства часто возникает в связи с иммунитетом государственных судов, используемых для торговых целей. Наша доктрина исходит из необходимости признания такого иммунитета. Особый режим предоставляется имуществу иностранного государства и в области налогообложения. Это закреплено как во внутреннем законодательстве государств, так и в различных международных соглашениях. Современное развитие экономики в целом и отдельных ее отраслей в различных государствах осуществляется за счет привлечения дополнительных средств из-за рубежа — иностранных инвестиций. Правовой режим иностранной собственности определяется внутренним законодательством, двусторонними и многосторонними договорами. К внутреннему законодательству, регулирующему иностранное инвестирование, относятся специальные инвестиционные законы (кодексы), отраслевые законы, положения валютного, финансового законодательства, регулирующего отношения с иностранным элементом, специальные законы о передаче технологии. Особенностью инвестиционного законодательства является то, что оно, как правило, не применяет коллизионный метод регулирования, и его нормы прямо регулируют отношения. В зависимости от цели привлечения устанавливается соответствующий режим. Иностранным инвестициям может быть предоставлен национальный режим, т. е. иностранные вкладчики по своим правам и обязанностям будут приравнены, за некоторыми исключениями, к национальным вкладчикам. Ограничения на деятельность иностранного капитала делаются для контроля за развитием отдельных отраслей и в целях поддержки конкурентоспособности местного производителя. Иностранным инвестициям может быть предоставлен режим наиболее благоприятствуемой нации, т. е. иностранные вкладчики различных стран будут обладать равным объемом прав и обязанностей и никому из них не будут предоставлены какие-либо преимущества. Наконец, может быть предоставлен привилегированный режим, который может включать таможенные преференции и налоговые льготы и т. д. К числу важнейших мероприятий по ограничению иностранных капиталовложений относятся: а) установление особого государственного контроля за допуском иностранного капитала к разработке естественных богатств; б) недопущение иностранного капитала в наиболее важные для народного хозяйства отрасли; в) установление обязательной доли участия национального капитала в предприятиях, создаваемых иностранными фирмами (в смешанных обществах); г) мероприятия, направленные на использование какой-то части прибылей иностранных предприятий для внутренних нужд; д) определение концессионной политики. Правовое регулирование иностранных инвестиций в России осуществляется, прежде всего, Законом “Об иностранных инвестициях в РФ” от 9 июля 1999 г. и другими законами. Иностранные инвестиции на территории России могут вкладываться в любые объекты, не запрещенные для таких инвестиций законодательством. Государство гарантирует, что иностранным инвестициям будет предоставляться полная и безусловная правовая защита, их режим не должен быть менее благоприятным, чем режим, предоставляемый отечественным инвесторам. Изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов могут быть установлены федеральными законами только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории РФ в любых формах, не запрещенных законодательством РФ. В системе гарантий, предоставляемых иностранному инвестору, имеется так называемая “дедушкина оговорка”. Смысл оговорки в том, что в случае, если вступают в силу новые правовые акты, ухудшающие положения инвестора, то такие правовые акты не применяются в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более определенного времени со дня начала финансирования указанного проекта. В отношении предусмотренных мер законодательство исходит из следующих принципов: 1) принудительные меры в отношении иностранных инвестиций не должны носить дискриминационного характера; 2) в случаях национализации и реквизиции иностранному инвестору должна выплачиваться быстрая, адекватная и эффективная компенсация; 3) компенсация должна выплачиваться в той валюте, в которой первоначально были осуществлены инвестиции, или в любой другой валюте, приемлемой для иностранного инвестора. В законе 1999 года дается определение прямым инвестициям (вложению иностранного капитала в создание совместных предприятий). Прочие формы осуществления иностранных инвестиций разработке не подверглись. Между тем, не всякий иностранный инвестор может позволить себе риск создания предприятия, которое является российским юридическим лицом. К тому же некоторые виды деятельности целесообразней осуществлять без создания юридического лица на территории РФ. В целях привлечения иностранного капитала, передовой зарубежной техники, технологии и управленческого опыта, развития экспортного потенциала РФ на ее территории создаются свободные экономические зоны (СЭЗ). Это зоны, где устанавливается льготный, по сравнению с общим, режим хозяйственной деятельности для иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями. Любая экономическая зона независимо от места ее расположения и цели ее создания остается неотъемлемой частью государственной территории со всеми вытекающими отсюда последствиями. Для облегчения создания совместных предприятий в СЭЗ должны быть возможности для оперативного решения всех возникающих вопросов (регистрации совместных предприятий, оформления кредитов, осуществления таможенных процедур и т. п.). Так, во многих странах, где образованы специальные зоны, широкое распространение получили системы обслуживания инвесторов “в одном месте” или “за 24 часа”, когда все вопросы выдачи необходимых разрешений и лицензий, связанных с осуществлением капиталовложений, решаются в оперативном порядке на месте. Иностранным инвесторам и предприятиям с иностранными инвестициями, осуществляющим хозяйственную деятельность в свободных экономических зонах, помимо прав и гарантий, предусмотренных действующим на территории государства законодательством, могут предоставляться дополнительные льготы: - упрощенный порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями: предприятия с определенным объемом иностранных инвестиций подлежат регистрации в уполномоченных на то органах непосредственно в свободной экономической зоне; - льготный налоговый режим: иностранные инвесторы и предприятия с иностранными инвестициям облагаются налогами по пониженным ставкам, включая налог на переводимую за границу прибыль; - пониженные ставки платы за пользование землей и иными природными ресурсами; предоставление прав на долгосрочную аренду с правом субаренды; - особый таможенный режим, включающий пониженные таможенные пошлины на ввоз и вывоз товаров, упрощенный порядок пересечения границы; - упрощенный порядок въезда и выезда, иностранных граждан, в том числе и безвизовый.

Сегодня в России появились свободные таможенные зоны, предусмотренные ТК РФ. Под свободной таможенной зоной ТК РФ понимает таможенный режим территории, при котором иностранные товары размещаются и используются без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к указанным товарам мер экономической политики, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта.

Хрестоматия

“Право собственности охватывает правовые нормы, закрепляющие, регулирующие и охраняющие состояние принадлежности (присвоенности) материальных благ конкретным лицам”. Е.А. Суханов. Гражданское право. Т.2. — М., 1993. — С. 117. “Большое экономическое и практическое значение международного вещного права прекрасно иллюстрирует все возрастающая потребность в гарантиях кредитования (товарных и банковских кредитов) в трансграничном товарном и денежном обороте. Кроме того, часто встает вопрос о применимом праве, когда речь заходит о покупке недвижимости за границей (например, приобретение квартиры для проведения отпуска по таймшеру) или о торговле произведениями искусства (украденные картины).Уже эти примеры свидетельствуют о возможности столкновений множества диаметрально противоположных интересов: наряду с партнерами по договору в соответствующем регулировании могут быть заинтересованы как кредиторы, так и государство. Поэтому трудно сформулировать единую коллизионную норму для всех вещно-правовых составов”. X. Кох, У. Магнус, П. Винклер фон Моренфельс. Международное частное право и сравнительное правоведение (пер. с нем. д. ю. н. Ю.М. Юмашева). - М., 2001. - С. 194. “Правило “закон места нахождения вещи” (lex rei sitae) как начало, применяемое для решения коллизионных вопросов права собственности не только на недвижимое, но и, с некоторыми изъятиями, на движимое имущество, сложилось еще в прошлом веке. Если в условиях феодального общества сфера применения этого правила ограничивалась в основном земельными участками и связанными с ними сервитутами, то с развитием гражданского оборота, становлением и расширением рынка ценных бумаг оно вобрало “под свое крыло” и движимые вещи. Соответственно отторгался старый принцип “движимость следует за лицом”. В.П. Звеков. Международное частное право. Курс лекций. — М., 2000. - С.238. “С юридической точки зрения центральной проблемой обеспечения благоприятного инвестиционного климата является проблема стабильности правового регулирования. Вкладывая свои капиталы, иностранный инвестор хочет иметь гарантию, что условия инвестирования не изменяться в дальнейшем и что любые изменения в законодательстве не ухудшат коммерческие (материальные) результаты его деятельности как инвестора, на достижение которых он рассчитывал, принимая решение о своих капиталовложениях в данный проект по данному соглашению”. М.М. Богуславский. Иностранные инвестиции: правовое регулирование. — М., 1996. — С.43. “Концессионный договор — соглашение, в соответствии с которым государство на безвозмездной и срочной основе предоставляет иностранному инвестору исключительное право на осуществление деятельности, предусмотренной действующим законодательством, а также право собственности на произведенную в результате такой деятельности продукцию и полученные доходы”.

А.Н. Ошноков. Регулирование инвестиционных соглашений: проблемы отраслевой принадлежности и применимого права // Московский журнал международного права. — 2000. — № 1. — С. 47.

Контрольные вопросы

1. Как характеризуется право собственности в Международном частном праве? В чем выражаются особенности правового регулирования данного института?2. Каков перечень субъектов и объектов права собственности в рамках международного частного права?3. Назовите основные коллизионные принципы для возникновения и прекращения права собственности.4. Что понимается в праве под национализацией и каковы ее характерные черты?5. Как осуществляется правовая регламентация национализации?6. Что такое инвестиции? Каков их правовой режим? В чем заключаются особенности инвестиционного законодательства?7. Какие гарантийные и ограничительные мероприятия проводятся на территории РФ в отношении иностранных инвестиций?8. Каковы формы иностранных инвестиций? В чем состоит особенность их правового регулирования?9. Как определяется современное понятие “свободные экономические зоны”?10. Как российский закон определяет свободные таможенные зоны?

11. Как можно охарактеризовать правовое положение собственности РФ и российских организаций за границей и всех связанных с этим институтов?

Задачи и упражнения

1. Выберете правильный вариант ответа и раскройте его сущность: В российской правовой доктрине закреплен основной коллизионный принцип регулирования вопросов собственности: а) автономии воли; б) места нахождения вещи; г) места совершения сделки; д) места государственной регистрации. 2. Дайте правильный ответ на вопрос, в силу чего возникает право государства на национализацию: а) международных соглашений; б) внутреннего законодательства; г) государственного суверенитета; д) государственного иммунитета. 3. Проанализируйте ситуацию и дайте ответы на поставленные вопросы: Российская компания ОАО “Трейд Союз” приобрела в собственность пакет акций у американской компании “TRC” на сумму 150.000 американских долларов. Контракт был урегулирован правом штата Нью-Йорк (США). При попытке уведомить ФКЦБ РФ о сделке, в соответствии с законом РФ “О рынке ценных бумаг”, ОАО “Трейд Союз” получило ответ, что признать на территории РФ право собственности на пакет акций нельзя, поскольку сделка недействительна, ибо “TRC” не имела права собственности и не имела доверенности на передачу собственности на акции. “TRC” являлась доверительным собственником (трасти) и передала право собственности российской компании ОАО “Трейд Союз” (бенефициару). Собственником пакета акций являлась американская компания “New Roads” (по сделке доверительной собственности) — учредитель траста (сетлер). Сама же передача акций ОАО “Трейд Союз” оформлялась договором купли-продажи с компанией “TRC”. В соответствии с правом штата Нью-Йорк (США) сделка соответствует закону и действительна. Следует ли признать право собственности за ОАО “Трейд Союз”? Права ли ФКЦБ РФ? 4. Скажите, какое решение должен принять французский суд (удовлетворить требования истца или нет) и почему, если французская компания “Лионе Скжрите Женераль” подала в суд иск к Российской Федерации, Центробанку РФ и дочернему банку Центробанка РФ 20 апреля 2001 года с требованием о возврате активов, вложенных в несколько выпусков международных займов Российской империи в 1912-1913г.г. на общую сумму 2.000.000 франков и о возмещении ущерба, причиненнго национализацией банковского долга, собственником которого являлась “Лионе Скжрите Женераль”. 5. Ответьте на вопрос, проанализировав ситуацию: 5 мая 2001 года в РФ было произведено увеличение ввозных таможенных пошлин в два раза. ЗАО с иностранными инвестициями англо-российская компания “TNS” подало в органы Государственного Таможенного Комитета РФ ходатайство об оставлении обложения ввозимых ею товаров для производственных нужд на прежнем уровне (существовавшем до 05.05.01). К ходатайству были приложены копии учредительных документов, данные о государственной регистрации, бизнес план с указанием на срок окупаемости проекта компании “TNS” — 11 лет, подтвержденный независимыми экспертами.

Какие дальнейшие действия должен предпринять в связи с этим ГТК РФ?

Вопросы для обсуждения на семинаре

1. Какова общая характеристика института права собственности и его роль в международном частном праве?2. Раскройте особенности возникновения и прекращения права собственности по нормам российского законодательства (коллизионные принципы). Почему они нашли свое закрепление в российском законодательстве? Что Вы можете сказать о возникновении и прекращении права собственности в зарубежных правовых системах?3. Как определяется понятие “национализация”? Каковы условия проведения и характерные черты национализации?4. В чем состоит правовое регламентирование национализации в различных странах мира? Объясните особенности процесса правового признания национализации за рубежом.5. Как определяется понятие “иностранные инвестиции”? Расскажите о правовом регулировании и об особенностях инвестиционного законодательства.6. Что такое концессионный договор и соглашение о разделе продукции (расскажите об истории возникновения данных институтов)? Определите их правовую природу.7. Почему инвестиции концентрируются в свободных экономических зонах? Какие правовые факторы максимально влияют на благоприятный экономический климат в СЭЗ?

8. Что можно сказать о свободных таможенных зонах? Чем они отличаются от СЭЗ?

Литература, рекомендуемая к изучению

1. Архангельская А. Право собственности в англосаксонской системе // Право и жизнь. — 1997. — № 11.2. Богатырев А.Г. Инвестиционное право. — М., 1992.3. Богуславский М.М. Иностранные инвестиции: правовое регулирование. — М., 1996.4. Бурьянов В.В., Епашников А.С. Некоторые аспекты правового регулирования инвестиций в РФ и субъектах РФ (на примере Оренбургской области) // Московский журнал международного права. — 2000. — № 3.5. Гражданское и торговое право капиталистических государств. — М., 1993.6. Доронина Н.Г. К вопросу о правовой природе концессионных соглашений // Право и экономика. — 1997. — № 1.7. Зенин И.А. Гражданское и торговое право капиталистических стран. — М., 1992.8. Кристиан де Бри. Многосторонние соглашения по инвестициям появятся снова // Московский журнал международного права. — 2000. — № 4.9. Ласк Г. Гражданское право США. — М., 1961.10. Лунц Л.А. Курс международного частного права. Общая часть. — М., 1973.11. Ошноков АН. Регулирование инвестиционных соглашений: проблемы отраслевой принадлежности и применимого права // Московский журнал международного права. — 2000. — № 1. - С.39-49.12. Созолин В.П. Правовое регулирование иностранных инвестиций в России. — М., 1995.

13. Сосна С.А. Концессионные договоры с иностранными инвесторами. — М., 1995.

Правовой режим собственности в Российской Федерации и российских организациях за границей. Иммунитет собственности иностранного государства.

В Указе Президента Российской Федерации от 8 февраля 1993 г. «О государственной собственности бывшего Союза ССР за рубежом» было сказано, что «Российская Федерация, как государство – продолжатель Союза ССР, принимает на себя все права на недвижимую и движимую собственность бывшего СССР, находящуюся за рубежом, а также выполнение всех обязательств, связанных с использованием этой собственности».

Со временем, в процессе развития экономических отношений между странами, количество имущества увеличилось.

Правовое положение федеральной собственности за рубежом определяется российским законодательством, законодательством страны места нахождения, а также международными договорами.

Однако собственность Российской Федерации за рубежом пользуется иммунитетом. Иммунитет собственности государства заключается в особом режиме, поскольку субъектом права собственности является суверенное государство.

Иммунитет собственности государства включает в себя: неприкосновенность собственности, следовательно, без согласия собственника, а в нашем случае это государство, она не может быть подвергнута принудительному отчуждению, аресту, а также иному принудительному отчуждению; невозможность предъявления исков; невозможность принудительного исполнения судебного решения.

Однако в настоящее время наибольшее распространение получил иммунитет функциональный, т. е. ограниченный, но это все же не означает, что взыскания могут быть направлены на любую собственность государства, находящуюся за рубежом. В данном случае иммунитет государства распространяется на имущество иностранного государства, которое служит осуществлению суверенных функции, а также функций публично-правового характера, и не распространяется на имущество, предназначенное для коммерческих и торговых целей.

Что касается права собственности юридических лиц за рубежом, то здесь имеет место разделение данных субъектов права на две категории. В первую включаются юридические лица, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находится государственная собственность. Здесь государственная собственность не пользуется иммунитетом в тех случаях, когда она является предметом взыскания по иску. Во вторую группу включаются государственные юридические лица, финансируемые из государственного бюджета. В том случае, если они осуществляют государственные или публично-правовые функции, они пользуются иммунитетом государства.

В соответствии с Указом Президента РФ от 23 октября 2000 г. № 1771 «О мерах по улучшению использования расположенного за пределами Российской Федерации федерального недвижимого имущества, закрепленного за федеральными органами исполнительной власти и их представительствами, другими государственными органами Российской Федерации и государственными организациями» в целях упорядочения управления расположенным за пределами Российской Федерации федеральным недвижимым имуществом, закрепленным за федеральными органами исполнительной власти, их представительствами, другими государственными органами Российской Федерации и государственными организациями, а также для дальнейшего повышения эффективности его использования было решено: организовать инвентаризацию расположенного за пределами Российской Федерации федерального недвижимого имущества, в том числе находящегося на балансе государственных организаций; утвердить порядок отчуждения федерального недвижимого имущества, расположенного за пределами Российской Федерации; разместить представительства федеральных органов исполнительной власти в иностранных государствах, другие государственные органы Российской Федерации и их сотрудников за рубежом.

Правовое регулирование иностранных инвестиций. Правовой режим иностранной собственности

Иностранная инвестиция — вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в РФ в соответствии с ФЗ, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте РФ), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации;

Прямая иностранная инвестиция — приобретение иностранным инвестором не менее 10 % доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством РФ; вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории РФ; осуществление на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, указанного в разделах XVI и XVII Товарной номенклатуры ВЭД СНГ (ТН ВЭД СНГ), таможенной стоимостью не менее 1 млн. рублей;

Главная цель осуществления прямой инвестиции — получение инвестором эффективного контроля над управлением коммерческой организацией с иностранными инвестициями.

Российское законодательство не признает иностранной инвестицией создание представительства иностранной компании на территории России или вложение иностранного капитала в благотворительные, религиозные и другие общественно полезные некоммерческие организации, поскольку их деятельность не направлена на получение прибыли.

Правовое регулирование иностранных инвестиций придерживается принципа национального режима. Это означает, что правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам. Благодаря принципу национального режима нормы гражданского права применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом (статья 2 ГК РФ).

  Правовой режим иностранной собственности определяется прежде всего внутренним законодательством развивающихся стран (горным законодательством, законами о разработке природных богатств, специальными инвестиционными кодексами). В данной области международного частного права нормы этого законодательства непосредственно регулируют отношения между иностранными частными инвесторами и государством, принимающим инвестиции, то есть, как правило, применяется не коллизионный, а прямой метод регулирования


Смотрите также