Санкт-Петербург, м. Пл. Восстания,
ул. Гончарная, дом 13

+7 (812) 458-53-53

+7 (921) 771-65-11

[email protected]

Правовое положение иностранных юридических лиц в рф


MCHPravo.ru : Международное Частное Право Вся актуальная информация по международному частному праву в одном месте и всегда под рукой! Предмет, субъекты, правовое регулирования, трудовые семейные и наследственные отношения в МЧП

Большую роль в развитии международных экономических отношений играют иностранные юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность на территории России.

Иностранными юридическими лицами (применительно к российской правовой системе) считаются юридические лица, зарегистрированные за пределами территории России, правоспособность (правосубъектность) которых определяется по иностранному праву.

Понятие «иностранные юридические лица» дается в ряде российских законов, содержащих различные критерии отнесения юридических лиц к числу иностранных. Среди них Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» 2003 г., в котором к иностранным юридическим лицам относятся юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранного государства. Как видно из определения, для квалификации юридического лица как иностранного достаточно выполнения одного условия — создание юридического лица по законодательству иностранного государства.

Своего рода родственным понятием, применимым к иностранным юридическим лицам, является термин «нерезиденты», который используется при регулировании валютных правоотношений. Термином «нерезиденты» оперирует Федеральный закон 2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле». К нерезидентам согласно статье 1 названного Закона относятся юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации. В данном случае для определения национальности юридического лица появляется второй критерий — местонахождение юридического лица.

Таким образом, анализ правовой базы Российской Федерации показывает, что квалификация юридического лица как иностранного подчиняется различным правилам в зависимости от сферы деятельности и от характера правоотношений, в которых данное юридическое лицо участвует.

Впервые в российском законодательстве появилась коллизионная норма, посвященная иностранным организациям, не являющимся юридическими лицами по иностранному праву. Это связано с тем, что участниками гражданских правоотношений вообще и гражданских правоотношений, осложненных иностранным элементом, в частности, могут быть не только физические и юридические лица, но и организации, не являющиеся юридическими лицами. В каждом государстве перечень таких организаций определяется по-своему. К примеру, в Российской Федерации к организациям такого рода относятся общественные объединения, религиозные группы. В других странах ими могут быть организации определенных организационно-правовых форм (например, в Великобритании — полные товарищества), которые в Российской Федерации относятся к юридическим лицам. В статье 1203 ГК РФ содержится норма о том, что личным законом иностранной организации, не являющейся юридическим лицом по иностранному праву, считается право страны, где эта организация учреждена. Если применимым будет российское право, то к деятельности такой организации будут применяться нормы гражданского законодательства России, регулирующие деятельность юридических лиц. Вот только законодатель не определил, по каким критериям ту или иную иностранную организацию следует «внедрять» в определенную организационно-правовую форму российских юридических лиц. Это решение будет вырабатываться посредством судебных и арбитражных прецедентов.

В российской правовой системе не закрепляются такие категории, как «допуск», «признание», используемые в отношении иностранных юридических лиц, в отличие, например, от правовой системы Франции, Германии, где предусмотрена специальная процедура признания иностранного юридического лица со стороны государства (в частности, путем издания соответствующего приказа во Франции). Получается, что в целом все иностранные юридические лица могут осуществлять на территории Российской Федерации хозяйственную деятельность, заключать различного рода договоры, открывать представительства или учреждать филиалы, совершать сделки, а также участвовать в любых правоотношениях подобно российским юридическим лицам. При этом никакого официального разрешения для деятельности иностранных юридических лиц со стороны Российской Федерации не требуется.

Вместе с тем, в российском законодательстве по ряду вопросов деятельности иностранных юридических лиц предусмотрено специальное регулирование. Это касается, в частности, налогообложения: иностранное юридическое лицо, действующее на территории России без открытия соответствующего филиала или представительства, не освобождается от взимания налога на добавленную стоимость при заключении договора аренды помещения (что предусматривается для иностранного юридического лица, осуществляющего свою деятельность на территории России через представительство). Таким образом, российский законодатель «стимулирует» иностранные юридические лица открывать на территории России представительства и филиалы, посредством которых соответствующее иностранное юридическое лицо может осуществлять хозяйственную деятельность. В большинстве случаев так и происходит: иностранные юридические лица занимаются предпринимательством в России через свои представительства и филиалы.

Представительства иностранных юридических лиц открываются на территории России в соответствии с Положением о порядке открытия и деятельности в СССР представительств иностранных фирм, банков и организаций, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 30 ноября 1989 г. Положение закрепляет порядок открытия представительств, который обусловлен характером деятельности иностранного юридического лица. Предусмотрен срок, на который может открываться представительство — не более трех лет. Деятельность представительств иностранных кредитных учреждений регулируется специальным Положением о порядке открытия и деятельности в Российской Федерации представительств иностранных кредитных учреждений, утвержденным в 1997 г. Центральным банком России. Разрешение на открытие представительств иностранных кредитных организаций выдается Банком России сроком тоже на три года.

Рассматривая вопрос о представительствах, нельзя обойти вниманием тот факт, что в Федеральном законе 1999 г. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» отсутствуют нормы, регламентирующие создание и ликвидацию представительств: в данном Законе предусмотрено создание только филиалов иностранного юридического лица. В Законе 1991 г. «Об иностранных инвестициях в РСФСР» нормы, посвященные созданию представительств, содержались.

Согласно ст. 2 ГК РФ, иностранные юридические лица уравниваются в отношении их прав и обязанностей с российскими юридическими лицами. Правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Иностранные юридические лица могут осуществлять на территории России следующую хозяйственную деятельность при условии соблюдения ими правил ведения такой деятельности, установленных внутренним российским законодательством:

• заключать внешнеэкономические сделки без каких-либо специальных разрешений (имеются в виду сделки купли-продажи товаров, бартерные сделки, лизинговые операции, строительный подряд и др.). При этом не требуется, чтобы иностранное юридическое лицо было зарегистрировано в реестре юридических лиц, состояло на учете в налоговых органах, если оно не осуществляет свою деятельность в РФ через постоянное представительство;

• арендовать земельные участки, здания и помещения для офисов, осуществлять производственную деятельность, а также приобретать право собственности на недвижимое имущество (с учетом установленных ограничений);

• совершать связанные со сделками расчеты, кредитнофинансовые, транспортные и иные операции (и частности, в области рекламы товаров и услуг в соответствии с Федеральным законом «О рекламе» 1999 г.);

• быть учредителями и участниками создаваемых в России обществ и товариществ;

• создавать полностью принадлежащие им предприятия, хозяйственные общества и товарищества или же совместно с российскими лицами в организационно-правовых формах, предусмотренных российским законодательством (в частности, в форме акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью);

• заключать инвестиционные соглашения, концессионные соглашения, соглашения о разделе продукции и в иных формах участвовать в разработке недр и природных ресурсов (федеральные законы: «О недрах» 1995 г., «О континентальном шельфе Российской Федерации» 1995 г., «О соглашениях о разделе продукции» 1995 г.);

• учреждать на территории России свои представительства, филиалы;

• принимать участие в приватизации государственных и муниципальных предприятий;

• регистрировать товарные знаки и наименования мест происхождения (на началах взаимности);

• быть учредителями и участниками некоммерческих и благотворительных организаций.

Основные ограничения прав иностранных юридических лиц, установленные федеральным законодательством, касаются возможности ограничения права собственности на землю и невозможности иметь такое право на сельскохозяйственные земельные участки (о положениях Земельного кодекса 2001 г. и Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения 2002 г. см. в гл. 7), а также ограничения в сфере страхования и банковской деятельности, телевидения (см. гл. 7,8).

− Понятие субъекта международного частного права. − Дееспособность и правоспособность иностранных граждан − Личный закон и национальность юридических лиц − Государство как субъект международного частного права − Международная межправительственная организация как субъект МЧП

6. Правовое положение иностранных юридических лиц в рф и российских юридических лиц за рубежом

Деятельность иностранных юридических лиц в РФ регулируется национальным российским законодательством (гражданским, таможенным, валютным, банковским и налоговым) и международными договорами РФ. В качестве критерия определения национальности иностранных юридических лиц применяется только теория инкорпорации (п. 1 ст. 1202 ГК РФ), что явно противоречит современной мировой практике установления национальной принадлежности юридических лиц.

В России в качестве иностранных квалифицируются все лица, созданные не по российскому законодательству и имеющие место нахождения вне территории РФ. Отечественными юридическими лицами в России признаются компании, созданные по законодательству РФ и имеющие место нахождения на ее территории. Положения гражданского законодательства в полной мере применяются и к иностранным юридическим лицам на территории РФ (ст. 2 ГК РФ). В соответствии с положениями международных договоров такие лица на основе взаимности пользуются в РФ принципом национального режима или принципом наибольшего благоприятствования. Как правило, в сфере предпринимательской и торговой деятельности иностранным юридическим лицам предоставляется режим наибольшего благоприятствования.

Режим наибольшего благоприятствования означает, что на территории данного государства все иностранные лица в определенных сферах деятельности уравнены в правах друг с другом. В отличие от национального режима (который в основном закрепляется во внутреннем законодательстве), режим наибольшего благоприятствования устанавливается в международных соглашениях. Иностранцы на территории одного государства должны быть уравнены в правах друг с другом; лица одного государства должны пользоваться максимумом тех прав, которые предоставлены лицам других государств. В Проекте клаузула о наиболее благоприятствуемой нации определяется как договорное положение. Принципы наибольшего благоприятствования закреплены и в Генеральном соглашении о торговле и тарифах (ГАТТ) — этот режим предоставляется всем участникам соглашения без всяких условий, немедленно и безусловно.

В настоящее время имеет место тенденция вместо режима наибольшего благоприятствования предоставлять в договорном порядке в отдельных областях сотрудничества национальный режим: в основном в области торгового мореплавания, в отношении правовой помощи, социального обеспечения, права на страховую и судебную защиту.

Иностранные юридические лица вправе создавать на территории РФ свои филиалы и представительства. Если на территории РФ создается юридическое лицо с иностранным участием, то к договору о создании такого лица применяется право страны, в которой данная компания будет зарегистрирована (ст. 1214 ГК РФ). Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности иностранных юридических лиц в России должны соответствовать положениям российского законодательства. Иностранные юридические лица могут быть зарегистрированы на территории РФ в форме коммерческих и некоммерческих организаций, хозяйственных обществ и товариществ, производственных кооперативов, акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью. За границей российские юридические лица подчиняются юрисдикции того государства, на чьей территории данное лицо осуществляет основную хозяйственную деятельность. Однако их личный статут определяется российским правом. Защита прав и интересов российских юридических лиц с учетом законодательства государства пребывания входит в состав основных функций дипломатических и консульских представительств РФ за границей.

37. Правовое положение иностранных юридических лиц в Российской Федерации.

Иностранные лица – все лица, которые, во-первых, организованы в соответствии с законами иного, нежели РФ, государства, и, во-вторых, имеющие свое местонахождение вне ее территории (доктринальное определение).

В вопросе правового положения иностранных ЮЛ на территории РФ отечественный правопорядок исходит из закрепленного в действующем праве в РФ, прежде всего в ГК и Законе «Об иностранных инвестициях в РФ» 1999 г., для юридических лиц – иностранных инвесторов – принципа национальной режима: «правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми ФЗ-ми».

Ст. 2 ГК «Правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено ФЗ-ом».

В общеправовом плане все иностранные ЮЛ могут вести на территории РФ хоз деятельность, создавать с участием российских ЮЛ или ФЛ либо ЮЛ и ФЛ третьих государств или без таковых новые образования, открывать и закрывать представительства или учреждать филиалы и т.п.

Хотя действующие гражданско-правовые нормы РФ (ст. 1209 ГК) и требуют, чтобы, в частности, форма внешнеэкономических сделок, заключенных на территории РФ, подчинялась российскому праву, в то же время это не должно означать, что при этом нельзя стремиться к соблюдению и императивных предписаний, установленных иностранным законом

Что касается операций внешнеэкономического характера как основного вида деятельности в случаях с иностранными ЮЛ, то здесь главное – отсутствие каких-либо формальных разрешений для их осуществления. НО: существует противоречие между формальным и юридическим моментами. Хотя специального разрешения не надо, зато без получения карточки ВЭД (кода участника внешнеэкономической деятельности) ни 1 субъект права на территории РФ не может реально осуществить в рамках центрального звена такой деятельности – обеспечения таможенной очистки товаров, совершения формальностей при вывозе грузов.

38.Международные организации как субъекты международного частного права.

МО не может осуществлять свою межд. деятельность без статуса субъекта хоз. оборота – она должна получать от государства пребывания и находящихся под его суверенитетом субъектов услуги связи, энергоснабжения, пользоваться телеграфными, почтовыми, телефонными, железнодорожными, космическими прочими объектами и предприятиями и т.д. Для этого МО наделяется правами юр. лица. Ее образование санкционируется соответствующим правопорядком. Например, ООН – юр. лицо Нью- Йорка, ЮНЕСКО – юр. лицо Франции, МАГАТЭ – австрийское юр. лицо.

Данные МО заключают как правило соглашения с правительствами данных стран об условиях пребывания. Где указывается, что данная МО пользуется правами юр. лица на территории данного государства, правомочен заключать межд. и др. соглашения, приобретать, арендовать, отчуждать движимое и недвижимое имущество и распоряжаться им., совершать др. действия, направленные на выполнение задач возложенных уставом данного МО. Также МО освобождается от всех налогов, сборов и пошлин, взимаемых на территории данного государства., за исключением тех, которые представляют собой плату за пользование конкретными видами обслуживания. Должностные лица МО приравниваются по объему привилегий и иммунитетов к дипломатическим представителям иностр. государств на территории данной страны правоспособность такого юр. лица определяется по закону того государства., в котором находится штаб-квартира данной МО.. Налогообложение вознаграждений сотрудников МО, осуществляется согласно законам страны пребывания и ее межд. договорами. На должностных лиц МО, являющихся гражданами страны пребывания МО, привилегии и иммунитеты не распространяются.

В то же время МО обязана производить отчислении фонды занятости государств, гражданами которых явл. сотрудники МО, а равно и в пенсион. фонды.

Например, МАГАТЭ, проводит научные исследования в области ядерной энергетики. В связи с чем развернула систему перепоручения проведения данных работ….

Безусловно, подобные инструменты сотрудничества не были бы возможны , если бы МО не имели статуса юр. лица – полноправного субъекта гражд. отношений конкретного государства. Презюмируется, что таковым она становится с момента регистрации ее устава или включение в реестр юр. лиц государства местонахождения, которое, как правило, указывается в ее учредительных документах, конституирующих ее прежде всего как субъект межд. права. В этой связи право способность такого юридического лица определяется по закону того государства, в котором находится штаб-квартира международной межгосударственной (межправительственной) институции.

Правовое положение иностранных юридических лиц в рф

Оно определяется как правилами нашего законодательства, так и положениями международных договоров РФ с другими государствами. Основные положения о применении права к юридическим лицам содержатся в пункте 1 статьи 1202, а именно личным законом юридического лица считается право страны, где учреждено юридическое лицо.

Федеральный Закон об иностранных инвестициях 1999 года относит к иностранным инвесторам также иностранную организацию, не являющуюся юридическим лицом, гражданская правоспособность которой определена в соответствии с законодательством государства в котором она учреждена.

Закон об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности относит к иностранным лица в частности юридическое лицо или не являющуюся юридическим лицом по праву иностранного государства организацию, которые не являются российскими лицами. Под российским лицом понимается юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством РФ.

На основе личного закона определяется широкий круг вопросов определенный в пункте 2 статьи 1202 ГК РФ. Однако при этом следует помнить про ограничения установленные в пункте 3 статьи 1202 ГК РФ. В этом положении выражена приобретающая все большее значение защита добросовестности стороны.

Правоспособность иностранного юридического лица изначально определяется законодательством страны его национальности, но объем её проявления может быть различным на территории разных государств в связи с тем, что он закрепляется во внутреннем праве этих других государств.

Согласно минской конвенции 1993 года правоспособность юридического лица определяется законодательством государства по законам которого оно было учреждено.

Практически во всех странах признание иностранного юридического лица в качестве субъекта права и допуск его к осуществлению хозяйственной деятельности на территории конкретного государства происходит без издания какого либо акта со стороны государства, в котором предполагается осуществлять деятельность.

Во Франции для признания иностранного юридического лица способным заниматься хозяйственной деятельностью требуется издание приказа компетентного государственного органа.

В ФРГ для того чтобы юридическое лицо получило возможность заниматься хозяйственной деятельностью требуется издание специального административного акта.

Гражданская правоспособность юридических лиц определяется помимо всего прочего ещё и в международных соглашениях о защите и поощрении международных капиталовложений; в рамках этих соглашений иностранным инвесторам предоставляется определенный набор преференций и гарантий. Помимо этого гражданская правоспособность определяется зачастую в двусторонних международных соглашениях, которые предусматривают предоставление иностранным юридическим лицам на территории конкретного государства одного из двух режимов - либо национального режима, либо режима наибольшего благоприятствования.

Создание и деятельность филиалов и представительств коммерческих предприятий с иностранными инвестициями

В соответствии со статьей 2 закона об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности коммерческое присутствие рассматривается в качестве формы организации предпринимательской и экономической деятельности иностранного лица на территории РФ в целях оказания услуг, в том числе путем создания юридического лица, филиала или представительства юридического лица либо участия в уставном (складочном) капитале юридического лица.

В соответствии с установленным порядком иностранные юридические лица могут создавать на территории России свои представительства только с разрешения выдаваемого специально уполномоченным на то аккредитующим органом. Государственный контроль за созданием, деятельностью и ликвидацией филиалов иностранного юридического лица осуществляется также посредством аккредитации в порядке определяемом правительством РФ

Филиал иностранного юридического лица, созданный на территории РФ выполняет на территории РФ часть функций или все функции создавшего его юридического лица (головная организация) при условии, что цели создания и деятельности головной организации носят коммерческий характер и головная организация несет непосредственную имущественную ответственность по принятым ею обязательствам в связи с ведением указанной деятельности на территории РФ. Ликвидация филиала происходит по решению головной организации. Государственная аккредитация филиалов осуществляется федеральным органом исполнительной власти, который отвечает за координацию привлечения иностранных инвестиций в экономику РФ. На сегодняшний день уполномоченным органом является так называемая государственная регистрационная палата при министерстве юстиции РФ. Филиал иностранной организации имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность со дня его государственной аккредитации. Это право прекращается со дня лишения государственной аккредитации. Филиалу может быть отказано в государственной аккредитации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Отказ в государственной аккредитации может быть обжалован в судебном порядке.

Документы необходимые для государственной аккредитации филиала иностранного юридического лица:

  1. Все учредительные документы головной организации

В составе документов должны иметься выписка из торгового реестра страны происхождения иностранного юридического лица или иной документ, подтверждающий факт регистрации иностранного юридического лица в соответствии с законодательством страны его происхождения.

Помимо прочих документов необходимо представить рекомендательное письмо иностранного банка, обслуживающего иностранное юридическое лицо с подтверждением платежеспособности данного юридического лица.

Помимо этого представляется нотариально удостоверенная доверенность на руководителя филиала, подтверждающая наличие у него соответствующих полномочий.

Также предоставляется оригинал документа о согласовании с администрациями субъектов РФ создания филиала на их территории (этот документ не требуется в случае если филиал создается на территории Москвы и Санкт-Петербурга)

  1. Положение о филиале, в котором указаны цели деятельности филиала на территории РФ, его организационно-правовая форма, место нахождения на территории РФ, юридический адрес головной организации, виды деятельности филиала, порядок управления им и состав, объем и сроки вложения капитала в основные фонды филиала.

Эти документы представляются в государственную регистрационную палату, которая установив их соответствие установленным требованиям, обязана выдать свидетельство об аккредитации.


Смотрите также