Права иностранных граждан в рф
Правовое положение иностранцев в РФ
Каждый человек, разъезжая по миру, должен соблюдать законы и придерживаться норм поведения тех стран, в которые он прибыл. В ответ он ожидает, что и его права как человека не будут нарушаться: никто не посягнет на его частную жизнь, имущество и здоровье. Правовое положение иностранных граждан в РФ регулируется как российскими законами, так и международными договорами.
Виды правового положения
В разных областях права действуют разные виды правового положения иностранцев:
- национальный режим, когда иностранные лица по своим обязанностям и правам приравниваются к гражданам РФ;
- специальный режим, когда у иностранцев имеются такие права и обязанности, которых нет у граждан: например, нет обязанности служить в армии по призыву, но есть форма наказания – выдворение за пределы РФ;
- режим наибольшего благоприятствования, когда, по имеющимся международным договоренностям, к иностранным лицам применяется тот режим (национальный, специальный), который дает больше преимуществ в данном случае.
Нужно сказать, что имеется категория иностранцев, которые практически не подпадают под юрисдикцию страны, в которой находятся. Это обладатели дипломатических паспортов.
Согласно международной договоренности, послы, консулы, и другие официальные лица, а также члены их семей обладают особым иммунитетом. Их нельзя принудить выступать свидетелями в суде, привлекать к какой бы то ни было ответственности, за исключением случаев, не касающихся их официальной деятельности.
Ограничения в правах
Подавляющее большинство иностранных граждан, находящихся в России легально, имеют один из нижеприведенных статусов:
- постоянный житель;
- временно проживающий;
- временно пребывающий (по визе или трудовому договору);
- беженец.
В основном ограничение прав иностранных граждан в РФ касается сроков пребывания на территории государства, свободы передвижения, права на труд, политических прав.
Иностранцам любой категории не разрешается работать в государственных структурах, иметь доступ к информации государственной важности, участвовать в политической деятельности.
По визе
Обычный турист, прибывший в Россию, может находиться в стране ровно столько, сколько будет действовать его виза. Ни работать, ни жить в России дольше указанного срока он не может.
По трудовому договору
Продлить пребывание можно, оформив патент или разрешение на работу. Причем работать можно лишь в том регионе, где был получен документ, и не дольше, чем действует договор с работодателем. Максимально возможный срок безвыездного пребывания по рабочему договору – два года.
Патент накладывает ограничение и на вид деятельности – трудовой мигрант может устроиться только по специальности, которая указана в документе.
Особым статусом пользуются так называемые высококвалифицированные специалисты: они могут самостоятельно менять место работы и продлевать свое пребывание сколько угодно раз.
РВП
Получив РВП, иностранец имеет право проживать в России три года и устраиваться на работу без каких-либо ограничений, кроме тех, что предусмотрены законом. Необходимо, однако, соблюдать ценз оседлости – при выезде за границу РВП утрачивает свою силу, и по возвращении в Россию необходимо получать разрешение снова.
ВНЖ
Иностранец, оформивший вид на жительство, может жить в России пять лет, а по окончании этого срока продлить свой статус или получить российское гражданство. Также можно выбирать и место жительства, но о переезде нужно уведомлять миграционную службу.
С ВНЖ можно пересекать границу, получая визы в третьи страны. Но отлучаться из страны более чем на полгода нельзя, иначе вид на жительство может быть аннулирован.
Беженцы
Особыми правами во всем мире пользуются те, кто не по своей воле покинул родину и вынужден искать пристанища на чужбине. Как только беженец подтвердит свой статус, он получает право на трудоустройство, а также может ходатайствовать о получении гражданства, не дожидаясь обычных сроков натурализации. Статус беженца действителен в течение трех лет и при необходимости может быть продлен.
Действие национального законодательства
Независимо от своего статуса, иностранные граждане на территории РФ могут вступать в различные отношения, которые регулируются гражданским правом. Правовое положение иностранцев в гражданско-правовых отношениях определяется теми же правилами, что действуют и для россиян. Защищать свои права иностранцы могут, обратившись в суд.
На суде
Правовое положение иностранцев в гражданском процессе определяется их местом пребывания. Это значит, что все судебные разбирательства с участием иностранцев проходят в соответствии с нормами права российского, а не той страны, откуда иностранец прибыл, если другое не предусмотрено международным соглашением.
Кроме того, в России действует принцип равенства перед законом независимо от национальности, исповедуемой религии, социального статуса. Если, к примеру, у себя на родине иностранное лицо пользовалось некоторыми привилегиями такого рода, то в российском суде они во внимание приниматься не будут.
Однако в судопроизводстве с участием иностранцев имеются отличия:
- В зале суда должен присутствовать переводчик, даже если иностранец владеет русским языком.
- Иностранец имеет право на представителя, обычно это обязанность консула. Но, при желании иностранца, представителем может быть адвокат.
- Все документы на иностранном языке, фигурирующие в суде, должны быть легализованы, то есть, их подлинность должна быть заверена консульством.
Уголовная и административная ответственность
Иностранец, нарушивший закон на территории РФ, привлекается к ответственности (административной или уголовной), так же, как и любой россиянин.
Но, в отличие от российских граждан, иностранных преступников могут выдворить за пределы страны, установить для них запрет на въезд в РФ в течение нескольких лет.
Если иностранец получает в наказание лишение свободы, он попадает под действие уголовно-исполнительного права. У него имеются те же права, как и у других заключенных. Особенности правового положения осужденных иностранцев состоят в том, что они могут поддерживать связь с консульскими учреждениями своей страны, имеют право разговаривать на родном языке – вести переписку, задавать вопросы и получать ответы, обычно с помощью переводчика.
В некоторых случаях возможна экстрадиция – выдача преступника стране его гражданства с тем, чтобы свое наказание он отбывал у себя на родине. Но это возможно, только если между странами есть соответствующие договоренности.
О правовом положении иностранных граждан в РФ: Видео
ИБРАГИМОВ С. Правовое положение иностранцев в России.Часть I.
О правовом положении иностранных граждан в РФ
Статус гражданина и человека в РФ
ИБРАГИМОВ С.. Правовое положение иностранцев в России. Часть II.
Иностранным гражданам
Иностранным гражданам
Информация актуальна на 01.06.2015
***
Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных законодательством или международными договорами Российской Федерации.
Находящиеся на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства (ЛБГ) обязаны иметь:
- документ, удостоверяющий личность (паспорт иностранного гражданина или вид на жительство, разрешение на временное проживание, или иные документы, предусмотренные законодательством и международными договорами Российской Федерации);
- визу (за исключением случаев въезда на территорию Российской Федерации в безвизовом порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами);
- уведомление о прибытии иностранного гражданина (отрывная часть с отметкой Миграционной службы);
- миграционную карту с отметкой органа пограничного контроля о въезде в Российскую Федерацию (освобождаются от заполнения миграционных карт Российской Федерации при пересечении государственной границы и могут находиться на территории России без их наличия граждане Республики Беларусь).
Иностранные граждане, прибывшие на территорию Российской Федерации, обязаны встать на учет в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на гарантированное соблюдение конституционных прав каждого, кто на законных основаниях находится на территории Российской Федерации, а также на реализацию национальных интересов в сфере миграции. Органы миграционного учета, в соответствии с законодательством, фиксируют и обобщают сведения об иностранных гражданах и лицах без гражданства в целях формирования полной, достоверной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий этих перемещений, управления в кризисных ситуациях, а также для решения других социально-экономических и общественно-политических задач.
Российское законодательство выделяет три категории иностранных граждан:
- временно пребывающие в Российской Федерации;
- временно проживающие в Российской Федерации;
- постоянно проживающие в Российской Федерации.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства определяется сроком действия выданной ему визы. В случае прибытия иностранного гражданина в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, этот срок не может превышать 90 суток. При получении разрешения на работу (с обязательным заключением договора)- на срок действия договора, но не более 1 года с момента въезда на территорию России.
Срок временного проживания в Российской Федерации иностранного гражданина составляет 3 года. Разрешение на временное проживание может быть выдано временно пребывающему иностранному гражданину в пределах квоты, установленной Правительством Российской Федерации, если иное не предусмотрено законодательством.
Срок постоянного проживания в Российской Федерации иностранного гражданина (по виду на жительство) не ограничен. Для получения вида на жительство иностранный гражданин должен прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание. Вид на жительство выдается иностранному гражданину сроком на 5 лет и может продлеваться по его заявлению каждые пять лет многократно.
Иностранный гражданин обязан покинуть территорию России, если срок действия его визы или иной срок временного пребывания, предусмотренный законодательством или международным договором, истек, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Срок пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации может быть продлен или сокращен, если изменились условия и обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию.
Если срок проживания или временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращен, данный иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение трех дней.
Если разрешение на временное проживание или вид на жительство, выданные иностранному гражданину, аннулированы, данный иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение пятнадцати дней.
Если иностранный гражданин уклонился от исполнения этой обязанности, то, как лицо, утратившее законные основания для дальнейшего пребывания или проживания в Российской Федерации, он может быть принудительно выслан из России (депортирован).
Постоянно проживающий (по виду на жительство) иностранный гражданин вправе свободно избирать место жительства в пределах Российской Федерации, за исключением территорий, для въезда на которые, в соответствии с законодательством, требуется специальное разрешение. Перечень таких территорий утверждается Правительством Российской Федерации.
Проверять документы у иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России имеют право лишь сотрудники миграционной службы и сотрудники полиции при наличии достаточных оснований подозревать их в нарушении законодательства, в том числе и миграционного. При этом и сотрудник полиции, и сотрудник миграционной службы обязан представиться и предъявить служебное удостоверение.
Если у иностранного гражданина украли или он потерял документ, удостоверяющий личность, он должен заявить об этом в органы внутренних дел по месту совершения кражи или утраты документа. Восстановить утраченный документ можно лишь в консульском учреждении государства своей принадлежности.
Если сотрудники полиции изъяли у иностранного гражданина документ, удостоверяющий его личность, это незаконно. За такого рода незаконные действия должностное лицо может быть привлечено к ответственности. В таких случаях иностранному гражданину необходимо обратиться с жалобой к вышестоящему должностному лицу, в Управление собственной безопасности ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
В случае непринятия должностными лицами органов внутренних дел мер по его жалобе иностранный гражданин вправе обратиться к Уполномоченному по правам человека в Санкт-Петербурге.
К административной ответственности иностранного гражданина можно привлечь, если он:
- нарушил правила въезда на территорию России или режим пребывания (проживания) в России (порядок миграционного учета, передвижения, транзитного проезда через территорию России, выбора места пребывания или жительства);
- не имеет документов ( в том числе потеряны), подтверждающих его право на пребывание( проживание) на территории России, и он не подал заявления об их утрате в милицию;
-не уведомил миграционную службу о своем проживании в России или уклоняется от выезда из России по истечении срока пребывания;
- уклоняется от прохождения иммиграционного контроля, медицинского освидетельствования, идентификации личности, проживания в месте временного содержания, в центре временного размещения иммигрантов или в месте, определенном миграционной службой для временного пребывания, а также нарушает правила пребывания в указанных местах или уклоняется от предоставления сведений или предоставляет недостоверные сведения во время определения статуса иммигранта в России;
- занимается деятельностью, не соответствующей цели его приезда в Россию (например, въехал с частным визитом, а сам работает);
- совершил иное административное правонарушение.
Необходимо знать, что иностранный гражданин, не соблюдающий Российское законодательство, может быть не только оштрафован, но и выдворен из Российской Федерации. Решение об административном наказании в отношении иностранного гражданина принимает либо должностное лицо миграционной службы, либо суд. Причем, решение о выдворении иностранного гражданина за пределы Российской Федерации принимает исключительно суд.
Если иностранному гражданину предлагают уплатить штраф без составления протокола и выдачи квитанции, то это незаконно. О таких фактах обязательно нужно сообщать в Управление собственной безопасности ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
§ 3. Права и обязанности иностранных граждан в Российской Федерации
Иностранные граждане, законно находящиеся в Российской Федерации, могут пользоваться в Российской Федерации теми конституционными правами и свободами, которые, в соответствии с положениями главы второй Конституции Российской Федерации, принадлежат «каждому». Порядок реализации иностранными гражданами тех или иных конституционных прав и свобод зависит от двух факторов: во-первых, формулировки в соответствующих федеральных законах и, во-вторых, особенностей режима пребывания иностранных граждан в Российской Федерации. 1. Передвижение иностранных граждан в пределах Российской Федерации. Иностранные граждане имеют право на свободное передвижение в личных или деловых целях в пределах Российской Федерации на основании документов, выданных им или оформленных в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 июля 2002 г., за исключением посещения территорий, для въезда на которые требуется специальное разрешение. В настоящее время перечень территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение, определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 1992 г., в которое, в случае необходимости, вносятся соответствующие изменения и дополнения. 2. Отношение иностранных граждан к избирательному праву. Иностранные граждане в Российской Федерации не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а так же участвовать в референдумах Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Вместе с тем в части 2 статьи 12 Федерального закона от 25 июля 2002 г. установлено, что постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане в случаях и порядке, предусмотренном федеральным законом, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме. В настоящее время это право постоянно проживающих в Российской Федераций иностранных граждан закреплено в п.10 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Однако, и в этом случае основанием для реализации данного права должен быть международный договор Российской Федерации с соответствующим иностранным государством. Это, главным образом, отдельные государства бывшего Союза ССР. 3. Участие иностранных граждан в трудовых отношениях. В статье 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. предусмотрены общие основания и условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях. При этом иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг). Разрешение на работу представляет собой официально оформленный документ, подтверждающий право иностранного гражданина (иностранного работника) на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности. При этом индивидуальная трудовая деятельность иностранного гражданина в Российской Федерации в качестве предпринимателя осуществляется без образования юридического лица. Контроль за трудовой деятельностью иностранных работников осуществляют органы внутренних дел во взаимодействии с другими территориальными органами государственной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Вместе с тем иностранные граждане лишены части тех прав, которые, согласно Конституции Российской Федерации и соответствующим федеральным законам, предоставляются только гражданам Российской Федерации. К числу таких ограничений относится возможность иностранных граждан занимать определенные должности, относящиеся к государственной или муниципальной службе. Кроме того, иностранные граждане не имеют права: находиться на государственной или муниципальной службе; замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации; быть членом военного корабля или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации; быть командиром воз- 208 душного судна гражданской авиации; быть принятым на работу на объекты, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации (перечень таких объектов устанавливается Правительством Российской Федерации). Иностранные граждане также не вправе заниматься иной деятельностью и замещать соответствующие должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом. В то же время порядок замещения иностранными гражданами руководящих должностей в организациях, в уставном капитале которых более 50 % акций или долей принадлежит Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации. 4. Отношение иностранных граждан к военной службе. В части 1 статьи 15 Федерального закона от 25 июля 2002 г. в редакции Федерального закона от 11 ноября 2003 г, установлено: «1. Иностранные граждане не могут быть призваны (подч.- И.Б.) на военную службу (альтернативную гражданскую службу). 2. Иностранные граждане могут поступить на военную службу по контракту и могут быть приняты на работу в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы в качестве лица гражданского персонала в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации». Учет иностранных граждан, поступивших на военную службу по контракту и проходящих военную службу, осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Федеральным законом от 11 ноября 2003 г, внесены также дополнения, относящиеся к статусу иностранных граждан, в другие федеральные законы. Так, в Федеральный закон от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе» внесено, в частности, дополнение следующего содержания: с иностранным гражданином, поступившим на военную службу, на военную должность, для которой предусмотрено воинское звание солдата, матроса, сержанта, старшины, контракт заключается сроком на пять лет; после истечения этого срока, иностранные граждане увольняются с военной службы. При заключении контракта иностранный гражданин подписывает текст следующего содержания: «Я, (ФИО), даю обязательство соблюдать Конституцию Российской Федерации, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников, достойно выполнять воинский долг». Внесено также дополнение в Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в соответствии с которым определено, что пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей распространяется также на иностранных граждан, проходящих военную службу в Вооруженных Силах Российской Федераций, других войсках, воинских формированиях и органах и членов их семей. 5. Обязанности иностранных граждан в Российской Федерации. В соответствии с частью 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане не только пользуются правами наравне с гражданами Российской Федераций, но и несут наравне с ними соответствующие обязанности. На них распространяется конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы; сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам; беречь памятники истории и культуры. Иностранные граждане обязаны уважать Конституцию Российской Федерации и соблюдать законы, действующие на территории Российской Федерации. Они не должны наносить ущерба интересам России, законным интересам граждан и других лиц. К числу специальных обязанностей иностранных граждан в Российской Федерации следует отнести: - обязанность иностранного гражданина в течение трех рабочих дней зарегистрироваться в территориальном органе федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту его пребывания. В случае перемены места пребывания в Российской Федерации иностранный гражданин обязан также в трехдневный срок зарегистрироваться по новому месту жительства; - обязанность временно проживающих и постоянно проживающих в Российской Федерации иностранных граждан ежегодно проходить перерегистрацию в территориальном органе федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту проживания; - обязанность выехать из Российской Федерации в течение трех дней в случае, если срок проживания или временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращен; - обязанность выехать из Российской Федерации в течение пятнадцати дней в случае, если разрешение на временное проживание или вид на жительство, выданные иностранному гражданину, аннулированы; - при выезде из Российской Федерации иностранный гражданин обязан сдать миграционную карту в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
Кроме названных, иностранный гражданин обязан исполнить имущественные обязательства, с которыми связаны существенные интересы граждан Российской Федерации и других лиц, государственных и муниципальных органов, коммерческих и иных организаций; выполнить обязательства по уплате налогов.
Добавить свое объявление Загрузка...