Санкт-Петербург, м. Пл. Восстания,
ул. Гончарная, дом 13

+7 (812) 458-53-53

+7 (921) 771-65-11

[email protected]

Паспорту что это


Паспарту - что это такое и назначение, как выбрать по размеру, способу расположения и материалу изготовления

Представить картину без рамы невозможно, т.к. без этого важного элемента произведение искусства выглядит неполноценным. К тому же, ничто так не украшает и не придает изображению большей оригинальности, как искусно подобранный паспарту (passe partout). Он добавит творению необходимую эффектность и завершенность, благодаря чему картина станет важным акцентирующим элементом в любом помещении. Она будет приковывать внимание ваших гостей и гармоничным образом вписываться в общий стиль дизайна интерьера.

Прежде чем заказать такое изделие, запомните, что паспарту – это широкая рамка (фр. passe partout), выполненная из многослойного картона, которая обрамляет фотографию, коллаж, рисунок, иллюстрацию или какое-либо другое произведение искусства. Благодаря этому создается граница между рамой и картиной. Таким способом принято выделять портреты. Отличие паспарту от обычной рамки заключается в том, что оно является, по сути, куском картона, в середине которого вырезано овальное, круглое или четырехугольное отверстие. Причем сделано это под рамку меньшей толщины.

Паспарту представлены на современном рынке богатой палитрой цветов и оттенков и широким ассортиментом размеров, что позволяет свободнее подбирать рамку под конкретное изображение. Помимо этого, на таком изделии часто располагают автограф изображенного или поясняющие подписи. Правильно подобранный вариант придает творению полноценность и помогает решить целый ряд декоративных задач, связанных с художественным оформлением. При оформлении дизайнеры могут накладывать как двойные, так и тройные паспарту.

Решив заказать паспарту для фото или какого-либо изображения, который будет выглядеть эстетично и оригинально, ознакомьтесь для начала с назначениями такого предмета. Часто он выступает в качестве своеобразного элемента искусства, подчеркивающего то или иное творение искусства. Кроме того, рамка такого типа выполняет следующие функции:

  • облегчение восприятия произведения за счет того, что оно отделяется от остального интерьера;
  • акцентирование внимания на отдельных элементах изображения, которые способствует усилению воздействия на зрителей;
  • защита предмета искусства от негативного воздействия окружающей среды.

Рамка паспарту (большая часть) имеет одинаковые размеры, причем со всех сторон. Такой подход считается оправданным с коммерческой точки зрения, т.к. его можно использовать как для книжного, так и альбомного варианта. Правда, этот формат не всегда уместен с эстетической точки зрения. Объясняется это особенностями зрительного восприятия человека, т.к. при рассмотрении вертикальных объектов самым гармоничным будет тот, нижняя часть которого имеет больший вес.

Следует сказать, что симметричная рамка – это не всегда плохо, например, если картинка имеет яркий акцент в нижней части, тогда дополнительного усиления в зрительном плане не потребуется. Необходимости в несимметричном паспарту нет, если оно приобретается для познавательных и научных иллюстраций. В целом, удачно подобранное обрамление и размеры способны придать статус произведения любому линейному и цветовому хаосу, и даже наивным детским рисункам.

Из чего изготавливают

Планируя приобрести паспарту для фотографий, ознакомьтесь с материалами изготовления такого предмета. Для этой цели производители используют лист бумаги или картона в форме листы, который с обеих сторон покрыт слоям бумаги. Лицевая сторона при этом покрывается цветным слоем. Картон бывает однотонным и цветным – толщина колеблется от 0,5 до 3 мм. В первом случае цвет среза и лицевой стороны одинаковы, а во втором – срез отличается по цвету верхнего слоя.

Лучшие свойства имеет картон музейного качества, менее подверженный воздействию грибка. Более качественным считается картон с качество консервации, изготовленный из натурального хлопка – он совсем не дает возможности грибку распространяться. Еще есть материал из целлюлозы с содержанием лигнина – подвергается окислению и портит бумагу картинки. Подробнее об изготовлении паспарту:

  • Картон для такой рамки представляет собой спрессованные в несколько слоев листы ватмана, которые покрыты листом цветной бумаги. Для изготовления часто применяется целлюлоза из древесного волокна.
  • Картон состоит из поверхностного слоя, внутреннего и изнанки. К каждому из них предъявляются особые требования.
  • Кроме эстетических требований, поверхность изделия должна быть устойчивой к воздействию света. В связи с этим, бумагу для поверхностного слоя изготавливают на узкоспециализированных бумажных фабриках, отвечающие высоким стандартам качества.
  • Задняя часть предмета – не менее важна, чем другие, т.к. этот слой соприкасается и произведением искусства. Для изготовления изнанки применяется бумага, не содержащая кислоты и обработанная карбонатом кальция.
  • Внутренний слой является самым толстым. В большей степени применяется стандартный внутренний слой, выполненный из древесины и слой из неокисляющейся целлюлозы. Если первый изготовлен из отборного и лишенного каких-либо примесей древесного волокна, то это сводит к минимуму появление черных точек. Преимущество целлюлозы заключается в том, что она со временем не желтеет и такая структура обеспечивает надежную защиту от любых внешних воздействий.
  • Дополнительный эстетический эффект при обрамлении придает окрашенный внутренний слой картона. Контрастный контур помогает ярче выделить произведение искусства.

Способы расположения паспарту

Картины с паспарту могут подсознательно восприниматься в качестве арт-объектов. Иногда для повышения декоративных свойств применяют кант для паспарту, изготавливаемый в виде деревянной или пластиковой планки – располагается между изображением и полем. Желательно, перед выбором того или иного предмета определиться с оптимальным способом его расположения. Всего их существует два:

  • Под рисунком. В таком случае картинка закрепляется на сплошном листе картона. Для этого может применяться резиновый клей, который в случае необходимости с легкостью снимается – рисунок от этого не испортится. Другой способ – воспользоваться уголками или двухсторонними стикерами. Такой вариант расположения не подходит, если фотография будет помещена под стекло. Она может приклеиться намертво и быть безвозвратно потерянной. Кроме того, этот тип предмета добавляет жесткости детской поделке и в дальнейшем ее можно разместить на стене.
  • Над рисунком. Этот вариант выглядит как плотная рамка, под которую помещается готовое произведение искусства. Для изготовления можно взять пару листов картона: тонкий используется на подложку, а более толстый – для изготовления рамки. В последнем потребуется вырезать окошко по размеру картинки, оставив припуск в 3 мм, который пойдет на наклонный срез под 45-градусным углом. Картинка закрепляется на подложку, а затем к краям 2-сторонней клейкой лентой прикрепляется верхняя рамка.

Паспарту может отличаться по фактуре или покрытию, в качестве которого используется бархат, шелк, лен и декоративные пленки. Белое, серое или решение другого цвета идеально подходит для гравюры, картины, обычной фотографии. В зависимости от величины творения для его оформления можно выбрать узкой или широкое паспарту. Первый вариант акцентирует внимание на раме, а второй добавляет картинке «воздуха». Кроме того, определитесь с подходящим вариантом такой детали:

  • Многослойное. Отличается тем, что состоит из двух или трех вариантов картона с разными оттенками. При этом обязательно сочетается с изображением. Внутренний слой бывает темнее или светлее внешнего. Часто в качестве нижнего слоя применяется изделие золотого цвета, идеально сочетающееся с рамой из золотого багета. Двойной вариант из близких оттенков одного цвета способен создать эффект глубокого «фацета», который усиливается при использовании картона большей толщины. Некоторое распространение приобрел вариант оформления с применением многослойного паспарту, где применяется овальный фацет, а потом, в виду прямоугольника – отделенный широким кантом.
  • С кантом. Это планка (линейка) из пластика или дерева, внешний вид которой разнообразен: от тонированной и окрашенной до состаренной, от резной до гладкой. Кант выступает в качестве перегородки между рисунком и паспарту, являясь дополнительным декором. Планка должен сочетаться с паспарту и рамкой, как по цвету, так и по отделке. За счет особой формы профиля, он может вставляться в окно паспарту. Кант не дает соприкасаться картине со стеклом, если последнее используется при оформлении.
  • Без выреза окна. Работа в этом случае накладывается на лист изделия, благодаря чему изображение сохраняется полностью. Приграничные части творения не закрываются.

Выбор размера

При подборе оптимального решения обратите внимание на диагональ, высоту и ширину изделия. Слишком маленькие поля не будут выполнять свою основную функцию. Их ширина практически всегда выбирается немного больше ширины рамы. Иногда широкие поля считаются неуместными, т.к. чрезмерно большое изделие отвлекает внимание от самой картины. Ширины поля находится в пределах от 1/4 до 1/3 узкой стороны рисунка. Если изображение само по себе не сбалансировано, то допускается делать боковые поля очень широкими. Помимо этого, широкий вариант может использоваться в следующих случаях:

  • изображен портрет, натюрморт;
  • большой предмет практически на всю картину;
  • пейзажу не хватает моря (сделать низ еще больше) или неба (увеличить полосу сверху).

Выбор размера является серьезным делом. Если вы не ошибетесь с ним, то сможете представить изображение в самом лучшем восприятии. Варианты:

  • для изображений всех размеров – верхнее и боковые поля равны по ширине между собой, нижнее – чуть шире;
  • для средних и больших – около 1/3 узкой стороны картины;
  • для вертикально направленных – боковые поля размером 1/3 от ширины узкой стороны изображения, нижнее поле – 1/3 от высоты, верхнее – 1/5;
  • для небольших рисунков с большим количеством мелких деталей (к примеру, гравюрных) – широкое изделие до 15-ти см, а порой и больше.

Выбор цвета

Однотонная продукция производится в широчайшей цветовой гамме – от снежного белого до глубокого черного. Паспарту выступает в качестве инструмента для достижения цветового баланса между картиной и рамой. При подборе очень важно следить за цветовым сочетанием:

  • Для черно-белых работ используйте похожие варианты изделия и рамы: черное-черное, белое-белое, черно-белое и наоборот.
  • Белый цвет и его оттенки широко используются при оформлении монохромной графики и черно-белых фотографий.
  • Оформляя цветные работы, следите за тончайшими нюансами цвета и света на изображении и тем, в каком стиле выдержан интерьер помещения.
  • Темные изделия способны усиливать интенсивность красок на рисунке в зависимости от их оттенка, выделяя холодные или теплые тона в общей гамме.
  • Старинные офорты и гравюры часто требуют для своего оформления варианты спокойных пастельных оттенков, не отвлекающих внимание от самой работы.
  • Используя цветное обрамление, целесообразно ориентироваться на приглушенные, спокойные тона. Насыщенные цвета используются при оформлении постеров, современной графики, а броские плакатные – уместны при решении специальных задач (оформительских).
  • Часто цвет изделия выбирается в тон одного из элемента картины. В большинстве случаев он отличается от оттенка рамы, хотя порой встречаются и удачное сочетание обоих элементов близких по цвету.
  • Цвет взбитых сливок (кремовый) – это нейтральный белый с легким желтоватым оттенком, давно ставший неотъемлемым элементом «новой» цветовой гаммы. Она гармонично сочетается с цветом камня, замши, сланцевым серым.
  • Белый зрительно увеличивает творение, а черный – уменьшает. На белом фоне картинка будто бы выходит на передний план, а черное обрамление является своего рода окном, сквозь которое зрители смотрят картину. Правда, белый цвет нередко излишне отвлекает от работы, а черный способен негативно влиять на правильное восприятие тональностей.
  • Оттенок слоновой кости – это мягкий белый, более приятный для глаз. В искусстве интерьера сочетание слоновой кости и черного помогает добиться самых драматических звучаний. Такой оттенок может отражать свет, создавая ощущение тепла – хорошо сочетается с приглушенными темными красками.
  • Если речь заходит о черно-белых фотографиях, то имеет смысл подобрать обрамление серого оттенка – от белого до черного.

Паспарту своими руками

Если вы собираетесь сделать паспарту самостоятельно, то подготовьте линейку, ножницы, картон, плотную цветную бумагу, линейку, металлический уголок и клей. Этапы работы:

  • Нарисуйте на пустом листе плотного картона прямоугольник размером вдвое больше, чем размер готовой работы. Затем разрежьте по сделанной разметке и разместите в центре получившегося прямоугольника фотографию, картину и т.п. Убедитесь, что расстояние до краев одинаковое. Аккуратно обведите снимок карандашом, уберите и, отступив от краев 1-2 мм, вырежьте прямоугольник поменьше. Итог – прямоугольник с вырезанным по центру окном.
  • Приступите к изготовлению контрастного канта. Вырежьте из цветной бумаги (плотной) две пары полосок: размеры первых двух должны соответствовать длине внутреннего окна, а вторых – ширине. Согните каждую полоску пополам и оставьте по центру узкий кант – ширина 2 мм. Воспользовавшись металлическим уголком проверьте, подходят ли все вырезанные полоски.
  • Далее соедините полосы с картонной рамкой клеем, который наносится только на картон. Особое внимание уделите стыкам на углах.
  • Как только клей подсохнет, подложите с обратной стороны паспарту фото и украсьте готовую работу рамкой – со стеклом или без нее. Если вы собираетесь разместить в обрамление вышивку, то сначала прикрепите ее на плотный картон и зафиксируйте с обратной стороны ткань маленьким степлером или двусторонним скотчем.

Цена

Прежде чем выбрать паспарту на свой вкус, ознакомьтесь с разбросом цен. Ассортимент, представленный в специализированных магазинах, в т.ч. и в интернете, очень большой. При выборе осмотрите изделие, переверните его, проверив обе стороны, чтобы убедиться в отсутствии дефектов. В стоимость часто включается вырезка окошка для вашего постера, фотографии или другой работы:

Название

Размеры (внешний и внутренний)

Цена в рублях

Зеленый Мох

А4 21x29,7 см, А5 21x14,8 см

130

Зеленый Мох

А3 29,7x42 см, А4 21x29,7 см

210

Зеленый Мох

70x100см, 50x70см

590

Красная малина

А4 21x29,7 см, А5 21x14,8 см

130

Красная малина

А2 42x59,4 см, А3 29,7x42 см

350

Снежно-белый

А1 59,4x84,1 см, А2 42x59,4 см

480

Черный

А4 21x29,7 см, А5 21x14,8 см

130

Кремовый

70x100см, 50x70см

590

Видео

Что такое паспарту, зачем оно и как его сделать | InformPhoto.ru

Перефразируя известную мысль, можно сказать, что в изображении все должно быть прекрасно: и работа творца, и паспарту, и багет, и развеска работ в выставочном зале. В этой небольшой статье речь пойдет о том, как не испортить хорошую работу плохим оформлением.

Что такое паспарту и зачем оно нужно?

Паспарту — это цветной плотный картон (или другой аналогичный материал), обрамляющий рисунок, картину, фотографию или другое произведение изобразительного искусства. Иными словами, паспарту — это поля между физической рамой и изображением.

Зачем оно нужно? Во-первых, паспарту облегчает восприятие произведения, помогая зрителю сконцентрировать свое внимание на изображении. Во-вторых, паспарту и вся рама в целом защищают произведение от неблагоприятных факторов окружающей среды. В-третьих, грамотно подобранное паспарту может акцентировать те или иные детали изображения и, тем самым усилить эстетическое воздействие на зрителя. В-четвертых, рамка и паспарту являются элементами согласования изображения как с поверхностью стены, так и с другими близко расположенными объектами. В-пятых, оно само по себе может являться предметом искусства. Наверняка можно добавить к этому списку что-то еще, однако цель этой статьи в основном состоит в том, чтобы осветить базовые практические вопросы. Поэтому на этом мы закончим обсуждение вопросов высокой теории и перейдем к практике.

О вреде симметрии

К сожалению, большинство имеющихся в продаже паспарту симметричны. Это означает, что поля по противоположные стороны от изображения у таких паспарту равны. Это позволяет одно и то же паспарту использовать для оформления изображений как горизонтального, так и вертикального форматов. Такой подход весьма практичен, но с точки зрения эстетики он редко бывает оправдан. Эту мысль часто пытаются оспорить. Так, например, Шарон Хаймс (Sharon Himes) пишет: «Если изображение велико или предназначено для развески выше уровня глаз, то иногда нижнее поле паспарту делают шире, что позволяет зрителю, смотрящему снизу вверх, не замечать уменьшения размеров нижнего поля по сравнению с боковыми полями. Так как подобные ситуации редки, то обычно паспарту делают с одинаковыми полями по всем четырем сторонам». С тем, что верхняя развеска требует дополнительного увеличения нижнего поля паспарту трудно не согласиться. А вот с чем никак нельзя согласиться, так это с тем, что при развеске на уровне глаз всегда можно ограничиться использованием симметричных паспарту.

Рис. 1

Попробуем разобраться, в чем тут дело. Для этого вспомним хорошо известный пример с латинской буквой S. Взгляните на рис. 1. Нижняя и верхняя половинки левой буквы S кажутся нам практически одинаковыми (соразмерными), да и вся буква в целом выглядит вполне гармонично. В то же время этого никак нельзя сказать про правую букву S. Здесь мы отчетливо видим, что верхняя часть буквы чрезмерно велика. Однако самое удивительное заключается в том, что это одна и та же буква! Второй вариант был получен поворотом исходной буквы на 180°.

Зрительное восприятие человека устроено так, что для гармоничного восприятия объекта по вертикали его нижняя часть должна иметь несколько больший зрительный вес. Этот «секрет» уже давно известен всем, кто, так или иначе, связан с печатным процессом. И именно поэтому буква S практически во всех регулярных шрифтах несимметрична: ее нижняя часть несколько превышает по размерам верхнюю.

Рис. 2

Этот «секрет», конечно, знают и все производители рам и багетов. В англоязычной литературе он носит название «bottom weighting effect». Таким образом, единственная причина широкой распространенности симметричных паспарту заключается в коммерческой целесообразности.

Справедливости ради надо заметить, что и симметричные паспарту в отдельных случаях смотрятся неплохо. Это случается главным образом тогда, когда функцию увеличения зрительного веса в нижнем секторе выполняет само изображение. Симметричные паспарту бывают также уместны в тех случаях, когда мы имеем дело не столько с художественными произведениями, сколько с познавательными или научными иллюстрациями. Но чаще всего нижнее поле паспарту все же следует увеличивать.

Взгляните на рис. 2. В его верхней части даны примеры симметричного размещения изображения в раме (вариант A). Вариант B отличается от варианта А увеличенным нижним полем. На мой взгляд, даже на этих, небольших по размерам, иллюстрациях видно, что вариант В смотрится в целом гармоничнее.

Иногда достаточно лишь чуть-чуть увеличить нижнее поле — и восприятие изображения значительно улучшается.

Как правильно поместить изображение в раму

Во всех случаях, когда речь идет о зрительном восприятии человека, жесткие формальные правила сформулировать не удается. Все, что будет изложено ниже, не более чем рекомендации. Иногда они быстро приводят к успеху. Иногда они требуют значительных коррекций. Разумнее всего относится к ним, как к хорошей отправной точке. Следует также помнить, что в данной статье речь идет исключительно об одинарных паспарту, обрамляющих единственное изображение в раме.

Прежде всего, следует ответить на вопрос: какого размера должно быть паспарту? Нулевые поля используют обычно при обрамлении живописных полотен. Если же речь идет о графических работах (в том числе и о фотографиях), то надо отметить, что маленькие поля практически не выполняют никакой функции. Они просто зрительно сливаются с физической рамой. Очень широкие поля во многих случаях также неуместны, так как чрезмерно большое паспарту может отвлекать внимание от самого изображения.

Ширина бокового поля, как правило, находится в пределах от 1/3 до 1/2 узкой стороны изображения. Левое поле должно быть равно правому. Верхнее поле часто выбирают примерно такого же размера, что и боковые поля. Нижнее поле по упомянутой выше причине делают несколько больше.

Иногда все же допускается делать боковые поля очень широкими. Такая ситуация может, например, возникнуть, если изображение само по себе не сбалансировано. В качестве другого примера такого рода можно привести гравюры (а также изображения, похожие на гравюры по технике исполнения). Некоторое увеличение полей требуется также для «плотных» изображений (в этом случае изображенные объекты плотно заполняют картину и как бы давят изнутри на ее границы).

Для вертикальных фотографий с соотношением сторон a/b = 2/3 неплохо работают следующие формулы: боковое поле = a/3; верхнее поле = b/5; нижнее поле = b/3. Эти соотношения позволяют определить не только размер паспарту, но и расположение самого изображения.

Если, исходя из тех или иных соображений, размер паспарту вы уже выбрали, а с размещением изображения еще не определились, то в качестве хорошей отправной точки можно использовать рекомендацию из книги В.П. Микулина «25 уроков фотографии». Согласно этой книге, изображение должно находиться в оптическом центре рамы. Найти оптический центр можно с помощью простых геометрических построений (см. рис. 3).

Рис. 3

В целом, построения понятны и без дополнительных объяснений. На левом чертеже синие пунктиры делят правое и нижнее поля пополам. В найденную таким образом точку А следует поместить нижний правый угол изображения.

Несколько слов о цвете паспарту

Если речь идет о черно-белых изображениях, то чаще всего имеет смысл выбирать паспарту какого-либо серого оттенка (от белого до черного).

Рис. 4

Белый цвет зрительно увеличивает работу, в то время как черный уменьшает ее (рис. 4). На белом фоне изображение как бы выступает вперед на передний план. Черное паспарту является как бы окошком, сквозь которое мы смотрим на то, что находится за плоскостью картины. Серый цвет выполняет промежуточную функцию. По отношению к изображению он максимально нейтрален.

У каждого цвета есть и свои недостатки. Так, например, белый цвет паспарту может излишне отвлекать зрителя от самого изображения, а черный способен негативно повлиять на правильное восприятие тональностей. Не идеален и серый цвет. «Серые подложки выглядят хорошо с соответствующим изображением, но надо следить, чтобы этот тон не забивал сюжет, который иначе будет выглядеть монотонным и скучным», — пишет Дж. Уэйд в книге «Техника пейзажной фотографии». Кроме того, сохраняя нейтральность по отношению к изображению, серый цвет может диссонировать как с близко расположенными объектами, так и с интерьером в целом.

Надо сказать, что от интерьера вообще зависит многое. Вряд ли имеет смысл вешать на одну стенку рядом друг с другом две работы с существенно различающимся рамками.

Развеска и оформление работ требуют творческого подхода. Однозначных решений здесь быть не может. В любом случае, окончательное решение всегда во многом определяется вкусом и взглядами автора, дизайнера или устроителей выставки.

Часто встречается рекомендация выбирать вместо белого такой цвет, который чуть-чуть темнее самых светлых элементов изображения. (Или, соответственно, вместо черного использовать такой цвет, который чуть-чуть светлее самых темных теней.) Совет этот не плох, но на практике воспользоваться им далеко не просто.

Для цветных изображений можно использовать паспарту как в черно-белой гамме (см. рис. 5), так и цветные (см. рис 6).

Рис. 5

При использовании цветных паспарту целесообразно ориентироваться на спокойные, приглушенные тона. Броские плакатные цвета уместны лишь при решении специальных оформительских задач.

Рис. 6

Цвет паспарту чаще всего выбирают в тон какого-либо элемента изображения. На рис. 6 это соответственно цвет зелени, цвет неба и цвет каменных строений. С помощью цветных паспарту можно подчеркнуть (или, наоборот, приглушить) какие-либо детали на изображении.

Несколько заключительных рекомендаций

В начале статьи говорилось, что рамка и паспарту служат также для защиты произведения от неблагоприятных воздействий окружающей среды. В этой связи важно понимать, что и рамка в целом и ее отдельные элементы сами по себе должны удовлетворять определенным требованиям. Соблюдение нескольких простых рекомендаций позволит на многие годы обеспечить сохранность произведения.

1. Помимо прочего, накладное паспарту должно препятствовать контакту произведения со стеклом рамы. Особенно это актуально для фотографий, эмульсия которых может намертво к нему прилипнуть. По этой причине при оформлении «под стекло» не следует наклеивать фотографию поверх паспарту. Вместо этого надо использовать накладную рамку. Дешевые рамки со стеклом (без паспарту) следует использовать исключительно для оформления работ, не имеющих высокой ценности.

2. Закреплять работу в раме следует неразрушающим способом. Для этого можно использовать, например, фирменные или самодельные бумажные уголки. Пример такого безопасного крепления можно найти в статье Дейла Коттона.

3. Материалы, из которых изготовлены элементы рамки должны быть химически нейтральны (нейтральный фактор pH). Это особенно важно для тех элементов рамы, которые находятся в прямом контакте с фотографией.

Более подробные сведения об обеспечении сохранности работ можно получить из других публикаций, например, из статьи на сайте Американского института консервации произведений искусства и исторических ценностей (AIC)

Стоимость качественного оформления работы может быть довольно велика. В случае с любительскими фотографиями, затраты на оформление могут даже существенно превзойти расходы на создание самой работы. (Речь, конечно, идет исключительно о тех затратах, которые можно выразить в денежном эквиваленте). Однако никакое шикарное оформление никогда не сможет сгладить несовершенства самой работы. При оформлении эскизов и этюдов не следует пользоваться дорогими стильными рамами и багетами. В этом случае безупречность оформления лишь подчеркнет недостатки самой работы.

Выводы

Готовые паспарту и рамки, имеющиеся в широкой продаже, редко помогают гармонично оформить произведение изобразительного искусства. Поэтому типовым решениям следует предпочесть индивидуальный подход. При этом необходимо учитывать:

— законы восприятия; — свойства самого произведения;

— особенности интерьера, в который будет помещено изображение.

ПАСПАРТУ - это... Что такое ПАСПАРТУ?

  • паспарту — passe partout. 1. Passe partout. Ключ, подходящий ко всем замкам . Березин 501. || перен. По прекрасному выражению Маркса, наша теория вовсе не есть passe partout, избавляющий нас от необходимости внимательно изучать отдельные… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Паспарту — …   Википедия

  • паспарту — неизм.; ср. [франц. passe partout] Спец. Картонная рамка с вырезом или кусок картона для наклейки рисунка, гравюры, книжной иллюстрации, фотографии и т.п. // Полигр., устар. Лист плотной бумаги, на который наклеивалась иллюстрация в книге. * * *… …   Энциклопедический словарь

  • ПАСПАРТУ — ПАСПАРТУ, нескл., ср. (франц. passe partout, букв. проходит повсюду, ко всему) (спец.). Картонная рамка для рисунков, фотографических карточек. || Кусочек картона, на который наклеивают рисунок, фотографическую карточку (обычно перед тем, как… …   Толковый словарь Ушакова

  • ПАСПАРТУ — ПАСПАРТУ, нескл., ср. Картонная рамка или подклейка под фотографический снимок, гравюру. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • паспарту — бумага, обрамление, листок, рамка, подклейка, отмычка Словарь русских синонимов. паспарту сущ., кол во синонимов: 6 • бумага (80) • …   Словарь синонимов

  • ПАСПАРТУ — (франц. passe partout) картонная рамка или подклейка для рисунка, гравюры, книжной иллюстрации и т. д …   Большой Энциклопедический словарь

  • паспарту́ — паспарту, нескл., с …   Русское словесное ударение

  • Паспарту — нескл. ср. Специальная картонная рамка или подклейка для портрета, гравюры, книжной иллюстрации и т.п. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • паспарту — іменник середнього роду …   Орфографічний словник української мови

Как сделать паспарту к фотографиям

Для того, чтобы на фотографию обратили внимание, недостаточно только одного факта, что она качественно и хорошо снята. Как и любой картине, фотографии необходимо соответствующее декоративное оформление. Если для придания большей глубины и выразительности картины ее обычно обрамляют в красивую раму, то в случае с фотографией для этой цели используется паспарту.

Это своеобразная прослойка между рамой и фотографией, которая помогает концентрировать внимание зрителя на фотоизображении, зрительно увеличивая его объем и перспективу. Будучи правильно подобранным, паспарту позволяет облегчить восприятие фотографии, придать ей дополнительный шарм и подчеркнуть красоту цветовой гаммы.

В настоящее время многие центры фотопечати предоставляют услугу по оформлению фотографий в паспарту. Этой услугой часто пользуются любители фотографии и профессионалы, готовящиеся к участию в фотовыставках. Но существует возможность изготовления паспарту для фотографий и в домашних условиях.

Что такое паспарту?

Возможно, не всем начинающим любителям фотографии знакомо, что скрывается под словом паспарту, но на самом деле почти все они видели на просторах Интернета или на выставках фотографии, оформленные с помощью паспарту. В общем виде под паспарту понимается небольшое пространство между рамой и самим изображением. С помощью правильного оформления этого пространства можно акцентировать внимание зрителя на цветовой гамме фотографии, а также расставить отдельные акценты. Паспарту имеет как разделительную функцию, отделяя и давая «воздух» изображению, так и декоративную. Кроме того, паспарту способно защитить фотоизображение или картину от неблагоприятных воздействий окружающей среды.

 

В фотографии паспарту – это многослойный картон различной толщины, используемый в качестве обрамления или рамки для фотоснимков. При обрамлении картон располагают между рамой и фотоизображением, тем самым, решаются декоративные задачи художественного оформления. Фотография становится в центре внимания зрителя благодаря тому, что отделяется от окружающей обстановки. Профессиональные дизайнеры-художники умело оперируют паспарту для создания ощущения глубины изображения в двухмерном пространстве. Любая фотография, оформленная с помощью паспарту, становится более эффектной.

В действительности история использования паспарту в фотографии восходит еще ко временам первых дагерротипов в XIX веке. Снимки того времени трудно себе представить без соответствующих рамок с паспарту. В старых фотографических изданиях подбору и изготовлению паспарту уделялось повышенное внимание, поскольку уже тогда было распространено мнение о том, что от правильного оформления фотоизображения в немалой степени зависит восприятие его зрителем.

Поля паспарту для выставочной фотографии всегда были шире, чем для обычных семейных снимков. Рекомендовалось использовать для изготовления паспарту только плотную бумагу серого или кремового цвета. В дореволюционных фотоателье на паспарту, служивших оформлениям для фотографий, обязательно указывались  сведения о фотографе, полученных им наградах и местонахождении фотосалона. Сегодня заказывая паспарту в фотостудии, Вы, тем самым, расширяете границы своих фотографий, зрительно увеличиваете изображения и привлекаете к ним дополнительное внимание.

 Паспарту к фотографиям в домашних условиях

Паспарту, конечно, можно легко сделать и в электронном виде с помощью самых разных графических редакторов. Стильную рамку к снимку можно добавить в том же фотошопе. Однако такое паспарту годится только для просмотра фотографии на компьютере, для реальной же печати фотоизображений и их последующего оформления такой способ не подходит. Изготовление паспарту в домашних условиях – задача довольно трудоемкая, поскольку для того, чтобы не испортить свою фотографию Вам придется все идеально размерить и вырезать без каких-либо швов и зазоров. Но это задача вполне посильная и для красивого оформления фотографий не обязательно идти в фотомастерскую.

Прежде чем приступить непосредственно к процессу создания паспарту для фотографии, Вам необходимо будет выбрать размер (относительно фото) и цвет картона, который Вы собираетесь использовать. Что касается размеров, то тут лучше руководствоваться следующим принципом. Если на фотоснимке имеется множество мелких деталей, то нужно сделать рамку паспарту более узкой. И, наоборот, если фотография не изобилует мелкими деталями и на ней запечатлено всего пара объектов, то стоит выбрать паспарту с более широкими полями. В тоже время если на фотографии имеется слишком много свободного пространства, то рекомендуется использовать узкие поля.

С цветом дело обстоит чуть сложнее, поскольку на сегодняшний день распространены различные цветовые оттенки паспарту. Как правило, для монохромных фотоизображений принято использовать паспарту белого или кремового цветов, подчеркивающие легкость и изящество картинки. Также для этих целей нередко используются нейтрально серый или черный картон. Если белое паспарту обычно зрительно увеличивает работу, то черное – немного уменьшает, суживает. Тем не менее, черное паспарту считается достаточно универсальным, и используется для оформления, как цветных, так и монохромных фотоизображений.

Паспарту ярких, насыщенных цветов применяются более редко, главным образом, для оформления красочных постеров или цветных графических работ. Впрочем, даже при использовании цветного картона стоит все же ориентироваться на приглушенные, спокойные тона. Ведь создавать резкий контраст между фотографией и паспарту нежелательно. Хотя каких-либо общепринятых правил при выборе цвета паспарту нет, тем не менее, можно рекомендовать изготавливать паспарту того цвета, который больше всего встречается в конкретной фотографии.

В любом случае нужно помнить, что речь идет о художественном оформлении фотографии, то есть, в первую очередь, о зрительном восприятии каждого человека. Поэтому универсальных принципов при выборе и изготовлении паспарту просто не может быть. Помимо размеров и цвета картона для паспарту, Вам придется определиться и с его типом – в настоящее время в продаже можно найти стандартный или музейный (консервационный) картон для паспарту. В последнем к декоративным качествам добавляются еще и защитные, то есть такой картон дополнительно защищает фотоизображение от неблагоприятных факторов внешней среды и выцветания, создавая химически нейтральную среду.

В домашних условиях можно изготовить паспарту к своим фотографиям двумя основными способами. Хотя справедливости ради нужно заметить, что разновидностей паспарту великое множество – не только цвет и размеры, но и сама конфигурация рамки может изменяться под параметры фотографии. Наиболее простой способ – наклейка фотографии на паспарту. Здесь нужно только изначально правильно выбрать размеры полей таким образом, чтобы изображение смотрелось наиболее выигрышно. Затем приложить левый верхний угол фотоснимка, соответственно, к левому верхнему углу картона. Далее наша задача заключается в том, чтобы поместить фотоизображение точно в оптический центр паспарту с необходимыми нам полями.

Тут можно ориентироваться на глаз, либо, что, конечно, более предпочтительно, воспользоваться геометрическим расчетом. Зная точные размеры фотографии и листа картона, взяв в руки карандаш и линейку, нехитрым способом можно рассчитать центр паспорту, а также разметить верхнее, нижнее и боковые поля требуемой высоты и длины. Главное не ошибиться в своих расчетах, чтобы фотография легка на паспарту точно так, как мы этого хотели. Далее для закрепления фотоизображения на картоне обычно пользуются резиновым клеем, либо двусторонними стикерами или специальными уголками. В финале можно добавить к паспарту и красивую деревянную рамку.

Другой способ изготовления паспарту в домашних условиях более трудоемок, но фотография, оформленная таким способом, смотрится более привлекательно, поскольку создается эффект плавного перехода от фотоизображения к паспарту. Это так называемое паспарту с окном. Для его изготовления нам понадобятся не только линейка, карандаш, уголки для фотографий или двусторонние стикеры, но и нож для резки паспарту. В данном случае мы планируем паспарту таким образом, что толстый лист картона пойдет на окно, а более тонкий – на подложку фотографии.

 На толстом листе картона мы сначала должны разметить наше окно – учитываем те размеры полей, которые мы выбрали для конкретной фотографии. С помощью карандаша и линейки мы размечаем ровный прямоугольник заданной длины и ширины. Далее с помощью ножа для резки паспарту мы аккуратно и медленно вырезаем окно, следя за тем, чтобы углы оставались ровно под 45 градусов. После выреза можно немного обработать скос наждачной бумагой. Затем нам необходимо сделать подложку, для чего следует поместить наше изображение в оптический центр паспарту подложки.

Фотографию к паспарту можно прикрепить с помощью уголков или двустороннего скотча. Остается только соединить нижнюю подложку с паспарту с окном. Это делается, как правило, посредством бумажного скотча с верхней, обратной стороны картона. Наше паспарту с окном готово и теперь, чтобы повесить оформленную таким образом фотографию на стену  достаточно найти к ней привлекательную рамочку.

В фотостудиях достаточно часто предлагаются стандартные виды паспарту, которые используются лишь для обычного обрамления работы, но они никак не подчеркивают красоту самой фотографии. Поэтому имеет смысл самостоятельно дома сделать паспарту к своим фотоснимкам, чтобы обеспечить им достойное декоративное оформление по своему вкусу.

Источник: Фотокомок.ру – тесты и обзоры фотоаппаратов (при цитировании или копировании активная ссылка обязательна)


Смотрите также