Санкт-Петербург, м. Пл. Восстания,
ул. Гончарная, дом 13

+7 (812) 458-53-53

+7 (921) 771-65-11

[email protected]

Утрата гражданства рф


16. Способы утраты гражданства рф

Законными основаниями утраты гражданства РФ считаются: выход из гражданства; отмена решения о приеме в гражданство; выбор (оптация) гражданства, усыновление.

Субъектом всех этих способов утраты гражданства является физическое лицо, обладающее российским гражданством; процедура прекращения различна, так же как и документы, которыми оформляется это прекращение.

Выход из гражданства - добровольный акт достигшего 18 лет гражданина, проживающего на территории России, осуществляется по его личному письменному заявлению на имя Президента РФ, подаваемому через органы МВД. Выход из гражданства России лица, проживающего на территории иностранного государства, осуществляется на основании его добровольного волеизъявления в упрощенном порядке.

Дети до четырнадцати лет автоматически следуют за родителями. С четырнадцати до восемнадцати лет - должны выразить свое согласие с решением родителей.

Ходатайство о выходе из российского гражданства может быть отклонено, если гражданин имеет неисполненные обязательства перед государством. Выход из гражданства РФ не допускается, если гражданин привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу или он еще не исполнил обвинительный приговор суда.

Решения об отказе в выходе из гражданства или регистрации прекращения гражданства, так же как и споры между родителями о гражданстве детей, если гражданство утрачивает лишь один родитель, обжалуются в суде.

Может быть отменено, если лицо получило гражданство на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов, причем этот факт установлен в судебном порядке. Отмена возможна только в течение пяти лет после приема.

Выбор гражданства (оптация) другого государства при изменении границы РФ. Это право имеют граждане, постоянно проживающие на данной территории, в порядке и в сроки, определяемые международным договором.

Усыновление, установление опеки и попечительства со стороны иностранных граждан над гражданами России. При этом необходимо ходатайство усыновителей и гарантия предоставления усыновленному или подопечному иного гражданства. Это компетенция органов МВД или МИД. Спорные вопросы решаются в суде.

Срок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства в различных государственных органах не может превышать шести месяцев, а ходатайств - девяти месяцев.

Гражданство РФ считается приобретенным или прекращенным со дня принятия решения полномочным органом или издания Указа Президента России.

17. Общая характеристика и основные принципы федеративного устройства России, их особенности

В качестве конституционной основы федеративного устройства РФ закреплены такие принципы, как:

- государственная целостность;

- единство системы государственной власти;

- разграничение предметов ведения полномочий между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти ее субъектов;

- равноправие и самоопределение народов РФ.

Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ равноправны между собой. Конституция в качестве одного из важнейших принципов закрепляет принцип единого и равного гражданства РФ, независимо от оснований его приобретения, а каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и имеет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.

Основные вопросы, регулирующие федеративное устройство России, нашли свое отражение в гл. 3 Конституции. Прежде всего, в ст. 65 перечислен полный состав субъектов РФ. В нее входят 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов. Всего в составе РФ 89 самостоятельных субъектов, построенных как по национальному, так и по территориальному принципам. Это означает, что в РФ принцип федерализма сочетается с принципом унитаризма и автономии, обеспечивая тем самым государственную целостность РФ как единого, самостоятельного государства.

Государственная целостность РФ означает отсутствие права выхода субъектов из состава Федерации (т.е. реализации права сецессии).

Отсутствие принципа добровольного выхода субъектов РФ из состава единого целостного государства не противоречит принципам демократического общества и вполне соответствует общемировым тенденциям развития федерализма.

Конституция РФ устанавливает статусный характер субъектов, в соответствии с которым статус республики как субъекта Федерации определяется самой Конституцией РФ и конституцией данной республики, а статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией РФ и уставом соответствующего субъекта Федерации, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта РФ.

Важнейшее значение для нормального функционирования российского федерализма имеет принцип установления единого государственного языка на всей территории РФ, которым является русский язык. Свои государственные языки могут устанавливать и республики.

Основания утраты гражданства рф

Выбор иного гражданства (оптация) при изменении Государственной границы РФ. При территориальных преобразованиях в результате изменения в соответствии с международным договором РФ Государственной границы РФ граждане РФ, проживающие на территории, которая подверглась указанным преобразованиям, вправе сохранить или изменить свое гражданство согласно условиям данного международного договора.

Отмена решения о приеме в гражданство РФ применяется в отношении лица, которое приобрело гражданство на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов. Этот факт устанавливается в судебном порядке.

  • а) лицом, проживающим на территории РФ, — в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел;
  • б) лицом, проживающим за пределами РФ и не имеющим места жительства на территории РФ, — в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ, находящиеся за пределами РФ.
  • Решения по вопросам гражданства РФ в общем порядке принимаются Президентом РФ в течение 1 года.

    Решения по вопросам гражданства РФ в упрощенном порядке принимаются федеральным органом исполнительной власти в течение 6 месяцев.

    Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.

    Утрата и восстановление гражданства РФ

    В качестве утраты для прекращения гражданства Российской Федерации в Федеральном законе РФ о гражданстве закреплены следующие основания (ст. 18): —

    выход (добровольный) из гражданства; —

    отмена решений о приеме в гражданство (гл.

    выбор гражданства (оптация) при территориальных изменениях; —

    иные основания, предусмотренные международными договорами Российской Федерации; —

    иные основания, предусмотренные Законом о гражданстве РФ (общее положение, согласно которому, если оба родителя прекращают гражданство Российской Федерации, их дети в возрасте до 14 лет следуют гражданству родителей, т.е. тоже прекращают гражданство РФ. Здесь налицо стремление законодателя обеспечить равенство всех членов семьи).

    В данном случае еще раз уместно напомнить, что впервые в отечественной практике в ч.З ст.6 Конституции Российской Федерации установлен запрет на лишение гражданина России его гражданства. Это исключительно важный в политическом, моральном, идеологическом и международно-правовом отношении принцип. Суть принципа в том, что никакой государственный орган, никакое должностное лицо не могут сделать это (т.е. лишить гражданства гражданина России) ни при каких обстоятельствах, поскольку лишение гражданства противоречит естественным правам человека и является антигуманным актом. Уместно также напомнить, что в прошлом в советском законодательстве официально существовал институт лишения гражданства (Закон о гражданстве СССР 1978 года; соответствующая норма применялась по отношению к лицам, совершившим действия, порочащие звание советского гражданина).

    Однако институт лишения гражданства все же существует в некоторых странах. При этом лишение гражданства представляет собой санкцию государственных органов в отношении лица, допускающее недозволенное поведение. Как правило, такие меры применяются только к натурализованным гражданам, и то лишь в течение сравнительно небольшого срока после натурализации. Так, австрийский Закон о гражданстве (абз. З §34), допускающий лишение гражданства натурализованных граждан, запрещает делать это по истечению шести лет после натурализации. Согласно п.1 ст. 16 Основного закона Германии «германское гражданство не может быть отобрано. Утрата гражданства может наступить лишь на основе закона, а против воли лица — лишь в том случае, если оно тем самым не становится лицом без гражданства». А в п.2 ст. 11 Конституции Испании говорится, что «ни один испанец по происхождению не может быть лишен своего гражданства» (очевидно, что натурализованные испанцы гражданства могут быть лишены).

    Восстановление в гражданстве в Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством регулируется статьей 15 настоящего закона о Гражданстве: «иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство Российской Федерации, могут быть восстановлены в гражданстве Российской Федерации в соответствие частью первой статьи 13 настоящего Федерального закона. При этом срок их проживания на территории Российской Федерации сокращается до трех лет».

    Таковы основные положения, касающиеся приобретения, утраты и восстановления гражданства в Российской Федерации и в некоторых зарубежных странах.

    В заключение этого раздела несколько слов о субъектах принятия решений по вопросам гражданства.

    Во-первых, в системе органов государства, регулирующих вопросы гражданства, основными полномочиями в этой области обладают Президент Российской Федерации (п. «а» ст. 89 Конституции РФ) и Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации, которая обеспечивает единую государственную политику в области гражданства (гл. VI).

    Во-вторых, большую роль играют органы внутренних дел.

    В-третьих, министерство иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения.

    § 4. Двойное гражданство (многогражданство), безгражданство

    Особой темой проблемы правового статуса гражданина является тема двойного гражданства (многогражданства) и безгражданства.

    Двойное (или — множественное) гражданство представляет собой особый правовой статус, связанный с пребыванием конкретного лица одновременно в гражданстве двух (либо нескольких) государств.

    Подобное правовое положение возникает в тех случаях, когда существуют противоречия между нормами законодательных актов тех стран, на гражданство которых может претендовать конкретное лицо. Каковы ситуации, приводящие к возникновению возможности двойного гражданства? Ст.3 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», перечисляя основные понятия определяет, что двойное гражданство – это наличие у гражданина РФ гражданства (подданства) иностранного государства.

    Натурализация без утраты предшествующего гражданства. Такая ситуация имеет место, когда: а) приобретение нового гражданства допускает возможность сохранения прежнего гражданства и б) когда лицо не выполнило необходимые требования, связанные с выходом из прежнего гражданства, до получения нового.

    Далеко не все страны в своих национальных законодательствах связывают натурализацию без утраты предшествующего гражданства. Скажем, в США натурализация всегда влечет утрату предшествующего гражданства. В Канаде, Боливии, на Филиппинах утрата предшествующего гражданства может наступить лишь при добровольном приобретении нового гражданства. В Турции, Швейцарии для утраты предшествующего гражданства нужно юридически оформить выход из него. Во Франции выход из прежнего гражданства совсем не означает условия для натурализации.

    Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлением о гражданстве Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица не обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором РФ или настоящим Федеральным законом, либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу независящих от лица причин (ст. 1 п. «г» ФЗ).

    Автоматическое предоставление гражданства супруге иностранке в связи с заключением брака с гражданином страны. Такие ситуации встречаются в законодательстве многих стран, например, стран Азии, Африки, Латинской Америки. Рассматриваемая ситуация может быть нескольких видов: —

    допускается отказ от гражданства мужа, если национальное законодательство страны позволяет сохранять жене прежнее гражданство (Камерун, Доминиканская Республика, Бенин); —

    гражданство мужа предоставляется жене безусловно (Ливан, Саудовская Аравия); —

    в течение определенного срока после приобретения гражданства мужа жене можно сохранять свое прежнее гражданство (например, в Южной Корее такой срок равен 6 месяцам).

    Как можно видеть, двойное гражданство возникает при заключении брака лицами, являющимися гражданами различных государств тогда, когда получение гражданства супруга не обусловлено требованием утраты предшествующего гражданства, а национальное законодательство не рассматривает заключение брака с иностранцем в качестве автоматического условия для утраты прежнего гражданства.

    В Российской Федерации заключение или расторжение брака между гражданином Российской Федерации и лицом, не имеющем гражданства Российской Федерации, не влечет за собой изменение гражданства указанных лиц.

    Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменение гражданства другого супруга., а расторжение брака не влечет за собой изменение гражданства родившихся в этом браке или усыновленных (удочеренных) супругами детей (ст. 8 п.п. 1, 2, 3 ФЗ).

    Предоставление гражданства ребенку, родившемуся в смешанном браке. Издавна гражданство ребенка определялось по отцовской линии. В ряде стран этот принцип и сегодня является единственным в области гражданства (Индия, Таиланд, Южная Корея). Но во многих странах в наше время преобладает иная позиция, основанная на равенстве полов (европейские государства, США, Япония). Соответственно, дети, родившиеся от смешанных браков, получают право на гражданство как отца, так и матери.

    По российскому законодательству при различном гражданстве родителей, один из которых на момент рождения ребенка, является гражданином Российской Федерации, вопрос о гражданстве решается на основании письменного соглашения родителей.

    Рождение ребенка у родителей-иностранцев на территории государства, предоставляющего гражданство в соответствии с принципом почвы. В Соединенных Штатах Америки, Канаде, Аргентине, Бразилии гражданами признаются лица, родившиеся на территории страны. Есть, однако, и исключения: дети иностранцев, находящихся на государственной службе своих государств или работающих в международных организациях, не будут являться (признаваться) гражданами того государства, на территории которого они родились. В Австрии, Бельгии, Финляндии, Нидерландах и некоторых других европейских государствах национальные законодательства разрешают родившимся на территории страны лицам и проживающим в этой стране установленный период времени, приобрести гражданство путем подачи простого заявления по достижении или до достижения совершеннолетия.

    Законодательство России по вопросам гражданствам эту ситуацию решает следующим образом:

    Если ребенок, родившийся на территории Российской Федерации, имеет родителей, состоящих в гражданстве других государств, то он является гражданином Российской Федерации, если эти государства не предоставляют ребенку своего гражданства (гл. II ст.).

    Традиционно сложившиеся политико-правовые представления и доводы против двойного гражданства основываются на том, что гражданство предполагает абсолютную лояльность по отношению к определенному государству. Причем: наивысшим выражением такой лояльности признается прохождение службы в армии «своего» государства, то есть государства своего происхождения («священный долг» гражданина). А вот двойное гражданство делает данную обязанность (долг) весьма относительной. Ведь в случае войны (это, конечно, крайний вариант), да и в мирное время, служба в двух армиях (а если речь идет об армиях потенциальных противников?) становится просто невозможной. Конечно, есть исключения, когда в каждом конкретном случае эта проблема может решаться положительно. Примером тому может выступить служба известного (и недавно — в 2000 году — погибшего) российского журналиста Артёма Боровика в американской армии в 80-х годах.

    Вопросы двойного гражданства в законодательстве СССР до середины 50-х годов не рассматривались вообще. Однако в 1956-1958 гг. (это был период так называемой «хрущевской оттепели») Советский Союз заключил целый ряд двухсторонних конвенций с социалистическими странами (Болгарией, Венгрией, Монголией, Румынией, Чехословакией и др.) по вопросам урегулирования двойного гражданства. Согласно этим конвенциям лица, обладающие двойным гражданством, в течении одного года после их принятия должны были заявить об избрании только одного гражданства. Если это требование не выполнялось, то эти лица рассматривались обеими сторонами Конвенции как граждане страны проживания.

    В Российской Федерации как правопреемнице СССР законодательство по-новому решает вопросы двойного гражданства (по-новому — по отношению к советскому законодательству). Впервые гражданину России предоставляется право иметь по его личному и добровольному ходатайству гражданство другого государства, но с которым заключен соответствующий договор. Но при этом лицо не может уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от юридической ответственности, вытекающей из гражданства Российской Федерации. Это прямо зафиксировано в п.1 ст.62 Конституции Российской Федерации; причем речь идет не только о наличии международного соглашения (договора) РФ с другими государствами как условия двойного гражданства, но и в соответствии с федеральным законом по вопросам гражданства.

    Безгражданство — это правовое состояние, которое характеризуется отсутствие у лица гражданства какого-либо государства (гл. I ст. 3).

    Лица, которые характеризуются таким состоянием, т.е. лица без гражданства, называются апатридами.

    Безгражданство имеет две основные разновидности: абсолютное безгражданство и относительное безгражданство.

    Абсолютное безгражданство — это безгражданство с момента рождения человека.

    Относительное безгражданство — безгражданство, наступающее с момента утраты лицом гражданства.

    Безгражданство, по большому счету, представляет собой несомненную правовую аномалию, отклонение от того общего правила, что в принципе всякий человек должен иметь определенную связь с каким-то государством, т.е. должен иметь гражданство. С точки зрения теории прав человека, только в таком случае (в случае наличия гражданства) у человека имеются наиболее эффективные гарантии его прав и свобод со стороны государства (государственные гарантии). В случае отсутствия такого гражданства эти гарантии сводятся на нет. Поэтому современные государства принимают различные совместные меры, чтобы устранить такое положение.

    Апатриды не могут, не должны быть бесправными. В принципе их правовое положение определяется внутренним национальным законодательством конкретного государства, на территории которого проживают эти лица. Отсюда: все государства обязаны (обязываются международными пактами и конвенциями) обеспечить для апатридов основные права человека в соответствии с политико-правовым режимом, который у каждого государства имеет свои особенности. Скажем, в России статус лиц без гражданства фактически приравнен к статусу иностранцев, за исключением одного момента: иностранное дипломатическое представительство не вправе оказывать им правовую и политическую защиту. Как и иностранцы, апатриды не несут воинской обязанности (а), не обладают избирательными правами (б), на них распространяются те же профессиональные ограничения, что и на иностранцев (в) (п.3 ст. 62 и п. 1 ст. 63 Конституции РФ).

    К числу основных международных документов, имеющих отношение к вопросу о лицах без гражданства, относятся два: 1.

    Конвенция о статусе апатридов (1954).

    Основная цель данной конвенции — не ликвидация случаев безгражданства, а установление на территории государств-участников Конвенции определенного режима для апатридов. Иными словами, Конвенция призвана защитить личный статус лиц без гражданства, их имущественные права, предусматривает свободу предпринимательства для них, некоторые льготы в области получения образования, трудоустройства, здравоохранения и др. 2.

    Конвенция о сокращении случаев безгражданства (1961).

    Сфера применения данной Конвенция не очень велика в силу больших разногласий, возникших при ее заключении между сторонами. Особенность Конвенции в том, что она содержит положения, предусматривающие создание международного органа, в который могут обращаться непосредственно апатриды с жалобами на невыполнение участниками Конвенции ее постановлений. По решению Генеральной Ассамблеи ООН функции этого органа возложены на Верховного комиссара ООН по делам беженцев.

    Следует заметить, что, во-первых, Россия не участвует в данной Конвенции, а во-вторых, в Законе РФ «О гражданстве Российской Федерации» все же вопрос о сокращении безгражданства решается путем поощрения органами государственной власти РФ приобретения гражданства РФ лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации (ст.4 п.6). Кроме того, согласно ст.2 Конвенции, находящийся на территории государства найденыш предполагается родившимся на этой территории от родителей, имеющих гражданство этого государства. А теперь сравните: согласно Закону РФ «О гражданстве Российской Федерации» ребенок, оба родителя которого неизвестны, является гражданином Российской Федерации. Наконец, еще одним методом предупреждения (или сокращения) безгражданства служит и такая норма: ребенок, родившийся на территории РФ от лиц без гражданства, является гражданином Российской Федерации.

    Основания приобретения и утраты гражданства

    В соответствии с гл. 2 Закона о гражданстве гражданство Российской Федерации может быть приобретено по следующим основаниям:

    • по рождению (филиация);

    • в результате приема в гражданство (натурализация);

    • в результате восстановления в гражданстве (реинтеграция);

    • в результате выбора гражданства (оптация).

    При приобретении гражданства по рождению в государствах мира применяются два основных принципа: принцип «права крови«, в соответствии с которым гражданство ребенка определяется гражданством родителей независимо от места рождения, и принцип «права почвы», согласно которому гражданство ребенка, напротив, определяется по месту рождения, территории государства, на которой он родился, независимо от гражданства родителей. Применение в том или ином государстве первого или второго принципа в качестве преобладающего обусловливается рядом факторов (традицией, количеством и плотностью населения, демографической политикой и др.) и нс исключает их сочетания.

    В Российской Федерации при определении гражданства родившихся детей применяются оба принципа, но преобладает принцип «права крови». Это означает, что независимо от места рождения ребенок приобретает российское гражданство, если оба его родителя или единственный родитель являются гражданами РФ, а также если один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно.

    В то же время российское законодательство допускает применение и принципа «права почвы», прежде всего в целях исключения и сокращения состояния безгражданства родившихся детей. Это возможно при условии рождения ребенка на территории России в следующих случаях:

    • если один из родителей имеет гражданство РФ, а другой является иностранным гражданином. Следует отметить, что в такой ситуации ребенок может приобрести и гражданство государства, гражданином которого является второй родитель, однако если законодательство этого государства не предусматривает такой возможности и ребенок может стать лицом без гражданства, то он приобретает гражданство Российской Федерации по российскому законодательству;

    • если оба родителя (или единственный родитель), проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что государства, гражданами которых являются родители (или единственный родитель), не предоставляют ребенку своего гражданства;

    • если родители ребенка неизвестны и не объявятся в течение шести месяцев со дня обнаружения его на территории Российской Федерации. В этом случае точное место рождения ребенка неизвестно, но устанавливается своего рода презумпция его рождения на территории России, дающая основание приобрести российское гражданство по принципу «права почвы».

    Филиация является самым распространенным и простым основанием приобретения гражданства, не требует какой-либо особой процедуры. Гражданство при наличии рассмотренных условий приобретается как бы автоматически, в силу самого факта рождения ребенка (в свидетельстве о рождении проставляется специальный штамп, подтверждающий наличие у ребенка российского гражданства).

    Прием в гражданство (натурализация) предполагает более сложную специальную процедуру и более жесткие условия. Прием в российское гражданство может осуществляться в общем и в упрощенном порядке. Условия натурализации в общем порядке:

    • достижение иностранным гражданином или лицом без гражданства возраста 18 лет и обладание дееспособностью (натурализация несовершеннолетних детей осуществляется в упрощенном порядке);

    • ценз оседлости (ценз проживания) – лицо, желающее приобрести гражданство Российской Федерации, должно к моменту обращения с соответствующим заявлением непрерывно проживать на территории России в течение пяти лет, имея при этом вид на жительство (предварительное получение вида на жительство является обязательным условием для обращения с заявлением о приеме в российское гражданство, нелегальное и полулегальное фактическое проживание в расчет не принимается); срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы России не более чем на три месяца в течение одного года (прежний закон о гражданстве предусматривал более мягкий ценз оседлости – пять лет постоянного проживания или три года непрерывного). Для лиц, прибывших в Российскую Федерацию на постоянное жительство до 1 июля 2002 г. (даты вступления в силу Закона о гражданстве), срок проживания исчисляется со дня регистрации по месту жительства. Срок проживания на территории Российской Федерации как обязательное условие натурализации может быть сокращен до одного года в следующих случаях:

    – наличия у заявителя высоких достижений в самых различных областях науки, техники, культуры, искусства, спорта и т.д. и профессиональных качеств (специальности, квалификации и пр.), представляющих интерес для России;

    – предоставления заявителю политического убежища на территории Российской Федерации или признания его беженцем в установленном порядке;

    • обязательство соблюдать Конституцию РФ и российское законодательство (данное условие представляется в значительной степени формальным, поскольку обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы лежит на всех без исключения гражданах России и иных лицах, находящихся на ее территории, без каких-либо дополнительных обязательств, обещаний, расписок и т.п.);

    • наличие законного источника средств к существованию. Прежде всего здесь имеется в виду работа по трудовому договору и осуществление предпринимательской деятельности, хотя не исключены и иные источники (пенсии, стипендии, пособия, доходы от использования имущества, банковские вклады и др.). Это условие является новеллой российского законодательства о гражданстве;

    • отказ от гражданства иностранного государства гражданина этого государства, желающего приобрести гражданство российское (в отдельных случаях такой отказ не требуется);

    • владение государственным языком Российской Федерации, т.е. русским языком, на уровне, достаточном для общения в устной и письменной форме в условиях языковой среды.

    Если иностранный гражданин или лицо без гражданства, желающий приобрести российское гражданство, имеет особые заслуги перед Российской Федерацией (выдающиеся достижения в области науки, техники, производства, культуры, спорта, значительный вклад в развитие общества и экономики, обеспечение обороноспособности и безопасности РФ, другие заслуги, способствовавшие повышению международного престижа России, подтвержденные с помощью механизма объективной оценки этих заслуг), то гражданство ему по ходатайству федерального органа государственной власти или главы субъекта РФ может быть предоставлено и без соблюдения рассмотренных выше условий. Так, в 2003 г. было предоставлено российское гражданство 3. Церетели, американскому баскетболисту Дж. Холдену. Без соблюдения общих условий для натурализации российское гражданство может быть предоставлено также гражданам государств – бывших республик СССР, прослужившим в Вооруженных Силах России по контракту не менее трех лет. Для этого необходимы лишь документ, подтверждающий владение русским языком, обязательство о выходе из имеющегося гражданства, а также ходатайство Министерства обороны РФ или иного федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрено прохождение военной службы.

    Окончательное решение о приеме в российское гражданство в общем порядке принимает Президент РФ путем издания указа индивидуального характера, при этом срок для принятия такого решения может составлять до одного года со дня подачи заявления и всех необходимых и надлежащим образом оформленных документов.

    Натурализация в России может быть осуществлена и в упрощенном порядке. Такой порядок предусмотрен как для детей и недееспособных лиц, так и для совершеннолетних и дееспособных иностранных граждан и лиц без гражданства. В первом случае волю на приобретение гражданства недееспособными (или не полностью дееспособными) лицами изъявляют их законные представители: родители, опекуны, попечители. Упрощенный порядок приема в российское гражданство применяется в целях воссоединения семей (когда родители или дети заявителя имеют гражданство Российской Федерации), а также облегчения интеграции в российское общество соотечественников – граждан бывшего СССР, проживающих в государствах – республиках бывшего СССР и не приобретших гражданство этих государств. Однако в упрошенном порядке приобрести российское гражданство могут не все граждане бывшего СССР, а лишь те, которые, проживая в государствах – бывших республиках СССР, являются лицами без гражданства (апатридами), поскольку до сих пор не приобрели гражданство государств проживания. Кроме того, с 2008 г. упрошенным порядком натурализации могут воспользоваться и граждане государств – бывших республик СССР, являющиеся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (программа утверждена Указом Президента РФ от 22.06.2006 № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом»). Соотечественники, уже проживающие в России на момент вступления в силу Закона о гражданстве, могли прибегнуть к процедуре упрощенной натурализации до 1 июля 2009 г. Усложнение процедуры натурализации вызывало и вызывает критику со стороны некоторых соотечественников и правозащитных организаций, которую вряд ли следует признать полностью обоснованной – все-таки после распада СССР прошло уже более 20 лет (выросло поколение, родившееся вне СССР), и все это время в России действовал упрощенный порядок приобретения гражданства (т.е. времени для того, чтобы определиться и сделать выбор в пользу российского гражданства, было достаточно); кроме того, упрощенный порядок не отменен вообще (ветераны, соотечественники, имеющие близкие родственные связи с россиянами, равно как и получившие профессиональное образование в России после вступления в силу Закона о гражданстве, по-прежнему могут натурализоваться в упрощенном порядке), а участие соотечественников в указанной программе предполагает и дополнительные государственные гарантии, меры поддержки лицам, переселяющимся в предусмотренные программой российские регионы.

    Вопросами приема в российское гражданство в упрощенном порядке, включая принятие окончательного решения, занимаются уполномоченные органы исполнительной власти – Федеральная миграционная служба (ФМС России) и МИД России через соответствующие структуры на территории Российской Федерации и за ее пределами. Поскольку процедура эта более простая, позволяет решать вопросы на местах, то и срок для принятия решения сокращен вдвое: он не может превышать шести месяцев со дня подачи заявления и всех необходимых документов.

    Восстановление в гражданстве Российской Федерации на первый взгляд представляется не вполне логичным основанием приобретения гражданства, поскольку существует принцип невозможности лишения гражданства (и в законодательстве большинства государств такое основание приобретения гражданства отсутствует). Но в Законе о гражданстве это основание содержится, хотя существенно изменилось его правовое регулирование по сравнению с прежним законом. Если ранее восстановление в российском гражданстве осуществлялось подостаточно простой процедуре (в порядке регистрации) и было актуальным, в частности, для лиц, которые в прошлом были лишены советского гражданства помимо их воли, то сейчас эти лица могут приобрести гражданство Российской Федерации только в общем порядке, т.е. в порядке натурализации. В то же время по этому основанию могут приобрести российское гражданство иностранные граждане и лица без гражданства, которые имели гражданство Российской Федерации ранее, но затем изменили или утратили его (например, в связи с изменением гражданства родителей, усыновлением, установлением опеки или попечительства, в случае выхода из гражданства России). Однако процедура приобретения гражданства Российской Федерации в порядке восстановления такая же, как и при приеме в гражданство в общем порядке, лишь при одном смягчающем условии – срок проживания на территории России для заявителей здесь сокращен до трех лет.

    Выбор гражданства (оптация) как основание приобретения гражданства Российской Федерации может иметь место при изменении государственной границы в связи с присоединением к России новых заселенных территорий. В этом случае лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют возможность выбора российского гражданства при безусловном праве сохранить прежнее гражданство. Порядок и сроки оптации должны устанавливаться соответствующим международным договором. Следует иметь в виду, что оптация может служить основанием и прекращения гражданства Российской Федерации в случае передачи части российской территории в соответствии с международным договором под юрисдикцию другого государства, если в этой ситуации граждане России пожелают изменить российское гражданство на гражданство государства, к которому перешла соответствующая территория.

    Кроме оптации основаниями прекращения гражданства Российской Федерации являются выход из российского гражданства и отмена решения о предоставлении российского гражданства.

    Выход из гражданства Российской Федерации хотя и является актом добровольным, но должен быть осуществлен по определенной процедуре: в общем порядке (с подачей заявления на имя Президента РФ, который и принимает окончательное решение), если гражданин проживает в России, или в упрощенном порядке (заявление подается и рассматривается соответствующими структурами МИД Российской Федерации), если гражданин России проживает в иностранном государстве. Прекращение гражданства Российской Федерации ребенка, один из родителей или единственный родитель которого является иностранным гражданином, также может быть осуществлено в упрощенном порядке (в этом случае вопрос будет рассматриваться соответствующими структурами ФМС России); в случае же усыновления (удочерения) ребенка – гражданина России иностранным гражданином (или иностранными гражданами) гражданство ребенка может быть прекращено в общем порядке.

    В выходе из российского гражданства может быть отказано по следующим основаниям:

    • если заявитель имеет невыполненное перед Российской Федерацией обязательство, предусмотренное федеральным законом (например, не истек срок военной службы, имеются недоимки по налогам и сборам, не истек установленный срок после последнего доступа к сведениям, составляющим государственную тайну, и др.);

    • если заявитель привлечен к уголовной ответственности в установленном порядке (вступил в силу обвинительный приговор суда, выдвинуто обвинение по возбужденному уголовному делу);

    • если заявитель не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения (данное ограничение может показаться не вполне демократичным, хотя цель его очевидна – исключение ситуации безгражданства).

    В отличие от выхода из гражданства отмена решения о приеме в гражданство Российской Федерации осуществляется государственными органами независимо от воли гражданина. Основанием отмены решения о приеме в гражданство является установление фактов представления заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений, причем такие факты должны быть установлены только в судебном порядке. Отмену решения о приеме в российское гражданство выносит тот орган, который принимал и решение о приеме в гражданство: Президент РФ, соответствующие структуры ФМС России или МИД России. Закон о гражданстве нс содержит положения о сроках давности для принятия рассматриваемого решения – отмена решения о приеме в гражданство может иметь место в любое время (прежнее законодательство содержало давностный срок в пять лет, по истечении которого отмена решения о приеме в гражданство была невозможна). Отмена решения о приеме в гражданство гражданина не влечет автоматического прекращения гражданства его супруга, детей и других родственников (гражданство ребенка в этом случае может быть прекращено только при наличии письменного согласия другого родителя – гражданина Российской Федерации и при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства).

    Основания прекращения гражданства Российской Федерации: магистерские диссертации, дипломные и курсовые работы по Конституционному праву России

    СКОЛЬКО СТОИТ ЗАКАЗАТЬ КАЧЕСТВЕННУЮ АВТОРСКУЮ РАБОТУ?

    Ст. 18 Федерального закона от 31.05.2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» содержит два основания прекращения гражданства. Первое из них — выход из гражданства РФ (п. «а» ст. 18) — раскрыто в нормах ст. 19 указанного закона и предусматривает добровольное волеизъявление гражданина. Волеизъявление может быть ограничено, и в выходе из гражданства может быть отказано при наличии обстоятельств, указанных в ст. 20 закона.

    Другое основание прекращения гражданства (п. «б» ст. 18) изложено в законе бланкетно, поскольку эта норма отсылает к иным положениям закона либо международным договорам РФ.

    Иными основаниями следует считать:

    1) случаи изменения территории РФ и относятся к предоставлению права на оптацию лицам, проживающим на территории, государственная принадлежность которой изменилась;

    2) вследствие отмены решения о приеме в гражданство (ст. 22 закона). Это положение является единственным основанием, которое допускает прекращение гражданства без добровольного волеизъявления лица. Но это происходит при наличии серьезных условий: представлении заявителем подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений при приобретении гражданства РФ устанавливается в судебном порядке. Основываясь на судебном решении, компетентный государственный орган, вынесший ранее решение о приобретении лицом гражданства РФ, отменяет это решение. В данном случае имеет место лишение гражданства РФ, так как лицо, хоть и незаконно, но имеет некоторое время статус российского гражданина. При этом отмена решения о приобретении гражданства РФ является не чем иным, как санкцией за совершение противозаконных действий, что квалифицируется как лишение гражданства;

    3) автоматическое прекращение российского гражданства, например гражданство РФ ребенка, утрачивается при прекращении российского гражданства обоих его родителей или единственного его родителя, а также при прекращении гражданства РФ одного из родителей при согласии другого родителя на это, но всегда при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства;

    4) смерть гражданина.

    Международных договоров, устанавливающих самостоятельные основания прекращения гражданства, РФ пока не заключено, хотя некоторые соглашения стран — членов СНГ предусматривают предоставление упрощенного порядка приобретения и выхода из гражданства (например, Соглашение между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства (Москва, 26.02.1999 г.)).

    Выезд из РФ и выход из гражданства РФ не являются тождественными понятиями. Можно решать вопрос о выходе из гражданства РФ, не покидая пределов РФ, и наоборот, можно выехать из России, не выходя при этом из гражданства РФ.

    Согласно Закону РФ от 15.08.1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в Российскую Федерацию» гражданин РФ может быть временно ограничен в праве на выезд из РФ по ряду оснований: при допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям — на 5 лет со дня последнего ознакомления с такими сведениями, в особых случаях — на 10 лет; при призыве на военную службу — до ее окончания; при задержании в качестве подозреваемого в совершении преступления или привлечении в качестве обвиняемого — до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда; при осуждении за совершение преступления — до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от отбытия наказания; при уклонении от исполнения обязательств, наложенных судом, — до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами; при сообщении о себе ложных сведений при оформлении выездных документов — до решения вопроса в срок не более одного месяца органом, оформляющим такие документы. Для иностранного гражданина право на выезд из РФ может быть ограничено в случаях: задержания по подозрению в совершении преступления или привлечения в качестве обвиняемого — до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда; осуждения за совершение преступления на территории РФ — до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от отбытия наказания; уклонения от исполнения обязательств, наложенных судом, — до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами; не выполнения предусмотренных законодательством РФ обязательств по уплате налогов — до выполнения этих обязательств.

    В соответствии со ст. 16 ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» во всех случаях временного ограничения права на выезд из Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальный орган выдает гражданину Российской Федерации уведомление, в котором указываются основание и срок ограничения, дата и регистрационный номер решения об ограничении, полное наименование и юридический адрес организации, принявшей на себя ответственность за ограничение права данного гражданина на выезд из Российской Федерации.

    Помните, что «Основания прекращения гражданства Российской Федерации» довольно сложная тема и лучше написать уникальную, качественную работу и быть уверенным в успешной сдаче, чем переживать, скачав неуникальную работу. Многие преподаватели проверяют работы на уникальность.

    ЗАКАЗАТЬ АВТОРСКУЮ РАБОТУ НА ЭТУ ТЕМУ

    Шпоры для каждого! Информационные учебно-познавательные материалы

    Основания и порядок прекращения гражданства РФ

    31.05.2002 — ФЗ «О гражданстве РФ» (в редакции от 02.11.2004)

    Гражданство РФ прекращается:

  • вследствие выхода из гражданства РФ;
  • по иным основаниям, предусмотренным настоящим ФЗ или международным договором Российской Федерации.
  • Выход из гражданства РФ лица , проживающего на территории РФ , осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в общем порядке .

    Выход из гражданства РФ лица , проживающего на территории иностранного государства , осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в упрощенном порядке .

    Выход из гражданства РФ ребенка , один из родителей которого имеет гражданство РФ, а другой родитель является иностранным гражданином, либо единственный родитель которого является иностранным гражданином, осуществляется в упрощенном порядке по заявлению обоих родителей либо по заявлению единственного родителя.

    Выход из гражданства РФ не допускается , если гражданин РФ:

    • имеет не выполненное перед РФ обязательство, установленное федеральным законом;
    • привлечен компетентными органами РФ в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;
    • не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.
    • В результате изменения в соответствии с м/н договором РФ Государственной границы РФ граждане РФ, проживающие на территории, которая подверглась указанным преобразованиям, вправе сохранить или изменить (оптация) свое гражданство согласно условиям данного м/н договора.

      Основания и порядок прекращения гражданства Российской Федерации

      Гражданство РФ прекращается в следующих случаях:

      1) вследствие выхода из гражданства РФ;

      2) по иным основаниям, предусмотренным Законом о гражданстве или международным договором Pd).

      Выход из гражданства Российской Федерации осуществляется на основании добровольного волеизъявления лица.

      За исключением случаев, специально предусмотренных Законом о гражданстве, выход из гражданства РФ осуществляется в общем порядке лицами, проживающими на территории Pd), и в упрощенном порядке лицами, проживающими на территории иностранного государства (ст. 19 Закона о гражданстве).

      Выход из гражданства РФ ребенка, один из родителей которого имеет гражданство России, а другой родитель является иностранным гражданином либо единственный родитель которого является иностранным гражданином, осуществляется в упрощенном порядке по заявлению обоих родителей либо соответственно по заявлению единственного родителя.

      Согласно ст. 20 Закона о гражданстве выход из гражданства РФ не допускается, если гражданин Российской Федерации:

      а) имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом;

      б) привлечен компетентными органами Pd) в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;

      в) не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.

      В качестве иного основания прекращения гражданства можно рассматривать выбор другого гражданства (оптация) при изменении государственной границы РФ (ст. 21 Закона о гражданстве).

      При территориальных преобразованиях в результате изменения в соответствии с международным договором РФ государственной границы РФ граждане Российской Федерации, проживающие на территории, которая подверглась указанным преобразованиям, вправе сохранить или изменить свое гражданство согласно условиям данного международного договора.

      Гражданство РФ прекращается со дня принятия полномочным органом, ведающим делами о гражданстве РФ, соответствующего решения.

      Гражданство детей при изменении гражданства родителей, опекунов и попечителей. Гражданство недееспособных лиц

      Гражданство ребенка при приобретении или прекращении гражданства РФ одним из его родителей либо обоими его родителями сохраняется или изменяется в соответствии с Законом о гражданстве. Для приобретения или прекращения гражданства РФ ребенком в возрасте от 14 до 18 лет необходимо его согласие. Гражданство РФ ребенка не может быть прекращено, если в результате такого прекращения ребенок станет лицом без гражданства. Гражданство ребенка не изменяется при изменении гражданства его родителей, лишенных родительских прав. В случае изменения гражданства ребенка не требуется согласия его родителей, лишенных родительских прав.

      Ребенок изменяет, т.е. приобретает новое гражданство, в следующих случаях: а) при приобретении или прекращении гражданства РФ его родителей; б) при приобретении или прекращении гражданства РФ одним из его родителей.

      В соответствии со ст. 24 Закона о гражданстве ребенок приобретает гражданство РФ, если оба его родителя или единственный его родитель приобретают гражданство РФ. Соответственно гражданство РФ ребенка прекращается при прекращении гражданства РФ обоих его родителей или единственного его родителя при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.

      Согласно ст. 25 Закона о гражданстве если один из родителей, имеющих иное гражданство, приобретает гражданство РФ, их ребенок, проживающий на территории РФ, может приобрести гражданство РФ по заявлению его родителя, приобретающего гражданство России. Аналогичный порядок устанавливается в случае, если один из родителей, имеющий иное гражданство, приобретает гражданство РФ, а другой родитель является лицом без гражданства.

      Если один из родителей, имеющий иное гражданство, приобретает гражданство РФ, их ребенок, проживающий за пределами Российской Федерации, может приобрести гражданство РФ по заявлению обоих его родителей. Заявление обоих родителей для приобретения ребенком гражданства требуется также в случае, если один из родителей, приобретающий гражданство РФ, является лицом без гражданства, а другой родитель имеет иное гражданство.

      В Российской Федерации установлено правило: если гражданство РФ одного из родителей прекращается, а другой родитель остается гражданином Российской Федерации, их ребенок сохраняет гражданство РФ.

      Гражданство РФ ребенка может быть прекращено одновременно с прекращением гражданства РФ одного из родителей при наличии данного в письменном виде согласия другого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.

      В ст. 26 Закона о гражданстве регулируются также вопросы гражданства детей при их усыновлении (удочерении).

      Ребенок, являющийся гражданином Российской Федерации, при усыновлении (удочерении) его иностранными гражданами или иностранным гражданином сохраняет гражданство РФ, которое может быть прекращено в общем порядке по заявлению обоих усыновителей или единственного усыновителя при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.

      Ребенок, усыновленный (удочеренный) гражданином Российской Федерации, или супругами, являющимися гражданами Российской Федерации, или супругами, один из которых является гражданином Российской Федерации, а другой – лицом без гражданства, приобретает гражданство РФ со дня его усыновления (удочерения) независимо от места жительства ребенка по заявлению усыновителя, являющегося гражданином Российской Федерации.

      Ребенок, усыновленный (удочеренный) супругами, один из которых является гражданином Российской Федерации, а другой имеет иное гражданство, может приобрести гражданство РФ в упрощенном порядке по заявлению обоих усыновителей независимо от места жительства ребенка. При отсутствии в течение одного года со дня усыновления (удочерения) заявления обоих усыновителей ребенок приобретает гражданство РФ со дня усыновления (удочерения), если он и его усыновители проживают на территории РФ.

      Гражданство детей и недееспособных лиц, над которыми установлены опека или попечительство, определяется ст. 27 Закона о гражданстве. Дети и недееспособные лица, над которыми установлены опека или попечительство гражданина Российской Федерации, приобретают гражданство РФ в упрощенном порядке по заявлению опекуна или попечителя.

      Ребенок или недееспособное лицо, находящиеся на полном государственном попечении в воспитательном или лечебном учреждении, учреждении социальной защиты населения либо другом аналогичном учреждении РФ, приобретает гражданство РФ в упрощенном порядке по заявлению руководителя учреждения, в котором содержится ребенок или недееспособное лицо.

      Ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство иностранного гражданина, приобретающего гражданство РФ, может приобрести гражданство РФ одновременно с указанным гражданином по его заявлению. Ребенок или недееспособное лицо, которые являются гражданами Российской Федерации и над которыми установлены опека или попечительство иностранного гражданина, сохраняет гражданство РФ.

      Заявление об изменении гражданства ребенка или недееспособного лица подается их родителями либо другими законными представителями по месту жительства заявителя либо по месту жительства ребенка или недееспособного лица.

      Споры между родителями, между родителем и опекуном или попечителем о гражданстве ребенка или недееспособного лица разрешаются в судебном порядке, исходя из интересов ребенка или недееспособного лица.

Способы утраты гражданства Российской Федерации

 Наименование параметра  Значение
Тема статьи: Способы утраты гражданства Российской Федерации
Рубрика (тематическая категория) Право

В соответствии с Законом о гражданстве 1991 г. в Российской Федерации было запрещено лишать людей гражданства России. Это же запрещение подтверждено в Конституции РФ (п. 3, ст. 6) и поддержано Законом о гражданстве 2002 г.

Законными основаниями утраты гражданства Российской Федерации считаются˸ выход из гражданства; отмена решения о приеме в гражданство; выбор (оптация) гражданства, усыновление.

Естественно, что субъектом всех этих способов утраты гражданства является физическое лицо, обладающее российским гражданством; процедура прекращения различна, так же как и документы, которыми оформляется это прекращение.

Выход из гражданства - добровольный акт достигшего 18 лет гражданина, проживающего на территории России, осуществляется по ᴇᴦο личному письменному заявлению на имя Президента Российской Федерации, подаваемому через органы МВД. Выход из гражданства России лица, проживающего на территории иностранного государства, осуществляется на основании ᴇᴦο добровольного волеизъявления в упрощенном порядке.

Каждый взрослый член семьи изъявляет намерение выйти из гражданства самостоятельно. Дети до четырнадцати лет автоматически следуют за родителями. С четырнадцати до восемнадцати лет - должны выразить свое согласие с решением родителей.

Ходатайство о выходе из российского гражданства должна быть отклонено, в случае если гражданин имеет неисполненные обязательства перед государством. Выход из гражданства Российской Федерации не допускается, в случае если гражданин привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу или он ещё не исполнил обвинительный приговор суда.

Решения об отказе в выходе из гражданства или регистрации прекращения гражданства, так же как и споры между родителями о гражданстве детей, в случае если гражданство утрачивает лишь один родитель, обжалуются в суде.

Решение о приеме в гражданство должна быть отменено, в случае если лицо получило гражданство на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов, причем этот факт установлен в судебном порядке. Отмена возможна только в течение пяти лет после приема.

Выбор гражданства (оптация) другого государства при изменении границы Российской Федерации. Это право имеют граждане, постоянно проживающие на данной территории, в порядке и в сроки, определяемые международным договором.

Усыновление, установление опеки и попечительства со стороны иностранных граждан над гражданами России. При этом необходимо ходатайство усыновителей и гарантия предоставления усыновленному или подопечному иного гражданства. Это компетенция органов МВД или МИД. Спорные вопросы решаются в суде.

Срок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства в различных государственных органах не может превышать шести месяцев, а ходатайств - девяти месяцев.

Гражданство Российской Федерации считается приобретенным или прекращенным со дня принятия решения полномочным органом или издания Указа Президента России.

  • - Способы утраты гражданства Российской Федерации

    В соответствии с Законом о гражданстве 1991 г. в Российской Федерации было запрещено лишать людей гражданства России. Это же запрещение подтверждено в Конституции РФ (п. 3, ст. 6) и поддержано Законом о гражданстве 2002 г. Законными основаниями утраты гражданства Российской... [читать подробнее].


  • Смотрите также