Санкт-Петербург, м. Пл. Восстания,
ул. Гончарная, дом 13

+7 (812) 458-53-53

+7 (921) 771-65-11

[email protected]

Особенности административной ответственности иностранных граждан


Дерков Кирилл Андреевич, Зедгенизова Ирина Ивановна, Мельник Дарья Александровна Особенности административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства

Особенности административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства

Features of administrative responsibility of foreign citizens and stateless persons

Дерков Кирилл Андреевич

Derkov Kirill Andreevich

Студент ВСФ ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

[email protected]

Зедгенизова Ирина Ивановна

к.э.н., доцент ВСФ ФГБОУ ВО РГУП, г. Иркутск

Мельник Дарья Александровна

Mel’nyk Darya Alexandrovna

Студентка ВСФ ФГБОУВО РГУП, г. Иркутск

[email protected]

Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности административной ответственности  для иностранных граждан и лиц без гражданства согласно административному законодательству в Российской Федерации в сфере миграции, а также на основании административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, их прав и обязанностей.

Annotation. This article examines the specifics of administrative responsibility for foreign citizens and stateless persons in accordance with the administrative legislation in the Russian Federation in the field of migration, as well as on the basis of the administrative and legal status of foreign citizens and stateless persons, their rights and obligations.

Ключевые слова: административное право, административная ответственность, сфера миграции, иностранные граждане, лица без гражданства, административно-правовой статус.

Keywords: administrative law, administrative responsibility, migration sphere, foreign citizens, stateless persons, administrative and legal status.

На иностранных граждан и лиц без гражданства распространяются определённые режимы пребывания в Российской Федерации (далее – РФ). Соответственно, в зависимости от того, какой режим пребывания вводится государством в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, будут отличаться порядок въезда в РФ и выезда из неё, а также порядок трудовой деятельности и проживания на территории страны. [5]

Прежде чем раскрыть вопрос о некоторых из особенностей административной ответственности для иностранных граждан и лиц без гражданства, нужно разобраться в их административно-правовом статусе.

Административно-правовой статус можно определить как комплекс прав и обязанностей, а также гарантии их осуществления, закреплённые  нормами административного права. Статья 62  часть 3 Конституции РФ (далее – КРФ) гласит о том, что иностранные граждане и лица без гражданства несут равные обязанности с гражданами РФ, а также пользуются правами (за исключением случаев, которые устанавливают федеральные законы (далее – ФЗ) и международные договоры). Но объём прав и обязанностей неграждан (назовём их так) также зависит от сроков и целей пребывания на территории РФ. [4]

Сразу стоит сказать и о том, что граждане РФ, которые имеют иностранное гражданство, не будут считаться иностранными гражданами и соответственно субъектами административных правонарушений, коих мы определили ранее. Об этом гласит статья 6 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года. [7]

Стоит отметить, что в РФ за нарушение миграционного законодательства ежегодно привлекается к административной ответственности большое количество иностранных граждан и лиц без гражданства. Только по показателям 2007 года к ответственности был привлечено 170 тысяч иностранных граждан, а выдворено за пределы РФ около 22 тысяч. Стоит учитывать, что в сфере миграции наблюдается рост числа иностранных граждан, которые незаконно въезжают на территорию РФ, тем самым увеличивая показатель привлеченных неграждан к административной ответственности.

Согласно статье 2.6 части 1 Кодекса об административных правонарушениях (далее – КоАП) иностранные граждане и лица без гражданства несут ответственность за совершение административных правонарушений на территории РФ. [2]

Но тут же стоит отметить одну из особенностей административной ответственности в виде части 3 всё той же статьи 2.6 КоАП, в которой говорится о том, что дипломаты и консулы подвергаются ответственности в соответствии с нормами международного права.

Так же к особенным чертам административной ответственности, налагаемой на иностранных граждан и лиц без гражданства, можно отнести следующее.

Административное выдворение за пределы РФ – административное наказание, применяемое лишь в отношении иностранных граждан. Данное наказание отличается ещё и тем, что его последствия могут распространяться не только на самих иностранных граждан, но и на лиц, ответственных за соблюдение этим иностранным гражданином законодательства РФ. Это наказание играет роль некоторой профилактики, как бы полагаясь на правосознательность иностранного гражданина и самой страны.

Наказание путём выдворения за пределы РФ не распространяется на военнослужащих иностранцев. Связано это с тем, что иностранные граждане отбывают военную службу по контракту, который даёт им право нахождения на территории РФ. На военнослужащих иностранных граждан, так же, как и в случае с дипломатами и консулами, распространяются нормы международного права.

Немалую роль в привлечении к административной ответственности играют нормы международного права. Приведём такой пример: судебная коллегия по административным делам дала рекомендацию, чтобы, при рассмотрении вопроса о запрете въезда иностранного гражданина на территорию РФ, учитывались обстоятельства, связанные конкретно с личностью иностранца, условиями его жизни, его семьёй и т.п. [6]

С одной стороны, согласно статьи 55 части 3 КРФ и положениям конвенции о защите прав человека и основных свобод, любые права и свободы человека могут быть ограничены только на основании ФЗ с целью защиты общества, обеспечения государственной безопасности. Несоблюдение данных положений будет являться фактом нарушения прав и свобод человека и гражданина, которые защищаются судом в установленном законом порядке.

То есть из этого следует, что необходимость ограничения иностранного гражданина в его правах и свободах, в случае привлечения к административной ответственности, должна быть достаточно обоснованной. Можно сказать, что Судебная коллегия под административным делам призвала найти баланс между правами и свободами иностранного гражданина (прежде всего человека) и законными интересами общества и государства.

В положениях статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод указано, что каждый человек имеет право на уважение его личной и семейной жизни. То есть, вмешательство со стороны властей в личную жизнь человека не допускается, за исключением некоторых случаев, предусмотренных данной статьёй. [3]

Даже если иностранный гражданин или лицо без гражданство неоднократно привлекались к административной ответственности, это всё лишь предполагает отказ на въезд в РФ, а не говорит о безусловном отказе (согласно статьи 26 подпункта 4 ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 года).

Но такая рекомендация не вполне уместна, так как данные критерии не могут быть рассмотрены миграционными подразделениями при вынесении решения о запрете на въезд в РФ. Такие решения выносятся, как правило, в отсутствии иностранного гражданина или лица без гражданства и, соответственно, без его объяснений по поводу сложившейся ситуации.

Но привлечение к административной ответственности иностранного гражданина или лица без гражданства может повлечь собой нарушение прав и законных интересов гражданина РФ, который состоит в родстве с данным иностранным гражданином или лицом без гражданства.

Если у иностранного гражданина есть родственник с гражданством РФ, то этот факт не говорит о том, что к иностранному гражданину не может быть применено административное наказание, связанное с запретом нахождения на территории РФ. Но, обычно, в правоотношениях граждан РФ факт родства, особенного близкого, имеет большое юридическое значение. Когда речь заходит об иностранных гражданах, этот круг гораздо шире.

Ещё одной из особенностей административной ответственности, но только уже конкретно с объективной стороны, являются так называемые длящиеся правонарушения, т.е. такие административные правонарушения, которые в длительном невыполнении или ненадлежащем выполнении возложенных на правонарушителя обязанностей. КоАП в статьях 18.8 части 1, 18.9, 18.10, 18.11, 18.15, 18.16, 18.17 содержит длящиеся административные правонарушения. Можно сказать, что все административные правонарушения являются длящимися. Чаще они описываются такими терминами как «невыполнение», «уклонение» и т.п. [1]

За совершенные на территории РФ административные правонарушения иностранными гражданами и лицами без гражданства соответственно следует административная ответственность. Но, проанализировав некоторые данные в статье, мы приходим к выводу, что административная ответственность для неграждан имеет ряд особенностей. На данный момент миграционное законодательство непрерывно развивается, следствием этого является расширение института административной ответственности. Именно поэтому существует резкая необходимость в изучении и систематизации материала, касающегося сферы миграции, в т.ч. особенности административной ответственности для иностранных граждан и лиц без гражданства.

Библиографический список:

  1. Бахрах Д.Н., Котельникова Е.В. Длящиеся административные правонарушения: вопросы правоприменительной практики // Административное право и процесс. 2005. № 3. С. 7. 
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ// СПС Консультант Плюс.
  3. Конвенции о защите прав человека и основных свобод (вместе с «Протоколом (№ 1)» (Подписан в г. Париже 20 марта 1952 г.), «Протоколом № 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней» (Подписан в г. Страсбурге 16 сентября 1963 г.), «Протоколом № 7» (Подписан в г. Страсбурге 22 ноября 1984 г.)) // СПС Консультант Плюс. 
  4. Конституции РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // СПС Консультант Плюс.
  5. Муравенкова М.В. Административная ответственность в сфере миграционной политики в Российской Федерации // Молодой ученый. 2015. № 10. С. 921—926.
  6. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации. 2016. № 2 (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 6 июля 2016 г.) // СПС Консультант Плюс. 
  7. О гражданстве Российской Федерации ФЗ от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ // СПС Консультант Плюс.

5.Особенности административной ответственности юридических лиц.

Юридическое лицо как субъект административной ответственности выступает единым комплексом, поскольку в гражданских правоотношениях юридическое лицо является самостоятельным субъектом правоотношений, в административно-правовых (в том числе юрисдикционных) правоотношениях юридическое лицо также выступает как самостоятельный субъект. Вместе с тем, фактически, правонарушение, вменяемое юридическому лицу, совершается его руководителем или иным работником.

В отношении юридического лица могут применяться такие наказания как: предупреждение, административный штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения и административное приостановление деятельности.

В практике имеют место случаи, когда после совершения юридическим лицом правонарушения происходит его реорганизация. В этом случае административной ответственности будет подлежать новое юридическое лицо по правилам, предусмотренным статьей 2.10 КоАП.

6.Особенности административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства.

В соответствии с Конституцией РФ, иностранные граждане и лица без гражданства реализуют права и несут обязанности наравне с гражданами РФ на территории РФ.

Таким образом, за совершение административных правонарушений на территории РФ иностранные граждане и апатриды несут административную ответственность как и граждане РФ, однако, ввиду специфики их статусов, выражающейся в наличии у них гражданства другого государства, им может быть назначено наказание в виде административного выдворения за пределы РФ.

Административное выдворение за пределы РФ следует отличать от такой меры как депортация. Последнее предусмотрено ФЗ как пресекательная мера, применяемая в случаях, когда у иностранных граждан и лиц без гражданства отпали законные основания для нахождения на территории РФ.

В административно-деликтном законодательстве бывших союзных республик депортация рассматривалась как мера административной ответственности.

Тема 5: Административное наказание.

План:

  1. Понятие и цели административных наказаний

  2. Система и виды административных наказаний

  3. Правила назначения административных наказаний

  4. Освобождение от административной ответственности

1.Понятие и цели административных наказаний.

Административное наказание представляет собой установленную государством меру ответственности за совершение административного правонарушения.

В КоАП РСФСР меры административной ответственности назывались административными взысканиями.

Однако, данное понятие указывало лишь на имущественный характер санкций, вместе с тем, меры административной ответственности.

Новый КоАП РФ предполагает карательный характер административных наказаний.

Основной целью административных наказаний является предупреждение совершения будущих преступлений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

При этом, применение административного наказания не должно умалять достоинств физического лица, а также причинять вред деловой репутации юридического лица.

2.Система административных наказания проявляется не в простой их совокупности, а в определенной взаимосвязи, так, в зависимости от тяжести совершенного правонарушения наказания могут применяться от наиболее мягкого до наиболее строгого.

Кроме того, санкция статей Особенной части КоАП или законов субъектов федерации могут предусматривать альтернативные наказания, если наиболее мягкий вид наказания не может обеспечить достижения цели административного наказания.

Классификация административных наказаний:

  1. В зависимости от того – основное или дополнительное наказание:

    1. Основные:

      1. Предупреждение

      2. Административный штраф

      3. Лишение специального права

      4. Административный арест

      5. Дисквалификация

      6. Административное приостановление деятельности

    2. В качестве, как основного, так и дополнительного:

      1. Конфискация

      2. Административное выдворение

  2. В зависимости от объема санкций:

    1. Абсолютно определенные – выражаются в точном указании срока или размера административного наказания.

    2. Относительно определенные – определяются минимальными и максимальными границами срока или размера административного наказания.

    3. Альтернативные – санкция предусматривает несколько видов наказаний, если одно из наказаний не может обеспечить достижение цели наказания.

  3. По характеру наказаний:

    1. Имущественные наказания (административный штраф, конфискация и т.д.)

    2. Организационные наказания (административное приостановление деятельности)

    3. Наказания, направленные на ограничение определенных прав (лишение специального права, административный арест, дисквалификация, административное выдворение)

Административные наказания (ст.3.2 КоАП) – субъекты федерации вправе в своих законах предусматривать такие наказания как предупреждение и административный штраф.

Если будет установлено новое административное наказание, то должны быть внесены соответствующие изменения и дополнения в ст.3.2 КоАП.

3.Правила назначения административных наказаний.

В ст.4.1 КоАП определены общие правила назначения административных наказаний:

  1. Административное наказание назначается в пределах санкции статьи КоАП или закона субъекта федерации, предусматривающая административную ответственность за соответствующее правонарушение, то есть юрисдикционный орган назначает наказание, не выходя за пределы минимального и максимального размера или срока наказания.

  2. При назначении наказания физическому лицу учитывается характер совершенного правонарушения, имущественное положение физического лица, наличие обстоятельств, смягчающих либо отягчающих ответственность.

  3. При назначении наказания юридическому лицу учитывается характер совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, наличие обстоятельств, смягчающих либо отягчающих ответственность.

  4. За правонарушение в области дорожного движения, а также в области благоустройства территории, совершенное транспортными средствами, при их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, административное наказание назначается собственником, владельцем транспортных средств в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи. Однако, если санкция статьи предусматривает наказание в виде административного ареста либо лишение права управления транспортным средством, то владельцу/собственнику транспортного средства назначается административный штраф в максимальном размере, предусмотренном для граждан.

  5. Назначение административного наказания не освобождает от исполнения обязанности, за неисполнение которой лицо было привлечено к административной ответственности. Однако, ряд наказаний исключает возможность исполнить такую обязанность, а именно, административный арест, административное выдворение, дисквалификация.

  6. Не допускается повторное привлечение к административной ответственности, если лицо ранее было подвергнуто административному наказанию за это правонарушение.

Специальные правила назначения административных наказаний:

  1. Правило назначения наказаний при множественности административных правонарушений. За совершение административных правонарушений лицо несет административную ответственность за каждое в отдельности. Если было совершено деяние, которое содержит признаки состава административных правонарушений, предусмотренных несколькими статьями или частями одной статьи, и дело о таких правонарушениях подведомственно одному органу, то за данное правонарушение будет назначаться одно наказание в пределах наиболее строгого, предусмотренного одной из санкций.

  2. Правило учета срока давности привлечения к административной ответственности (ст.4.5). Общий срок давности составляет 2 месяца для административных органов и 3 месяца для судей. Специальные сроки составляют 1 год, при этом для одномоментных правонарушений срок давности исчисляется с момента их окончания, а в отношении длящихся с момента их обнаружения.

  3. Правило учета срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию. Лицо считается подвергнутым административному наказанию в течение 1 года со дня окончания исполнения назначенного наказания. Учет данного срока является отягчающим обстоятельством при назначении административного наказания за однородное правонарушение.

  4. Правило возмещения имущественного ущерба и морального вреда при назначении административного наказания (ст.4.7). Согласно этому правилу, при отсутствии имущественного спора судья, рассматривающий дело, при назначении наказания может одновременно решить вопрос о возмещении имущественного ущерба. Однако, при наличии такого спора, он должен разрешаться только в порядке гражданского судопроизводства. Моральный вред компенсируется только в порядке гражданского судопроизводства.

  5. Правило соблюдения и исчисления процессуальных сроков (ст.4.8).

4.Освобождение от административной ответственности.

Кодекс предусматривает два случая освобождения от административной ответственности:

  1. В силу указания самого закона. В примечаниях к ряду статей оговариваются условия, при которых лица, в отношении которых ведется производство по делу, могут быть освобождены от административной ответственности.

  2. По усмотрению юрисдикционного органа:

    1. При признании правонарушения малозначительным лицо освобождается от административной ответственности, ему выносится устное замечание.

    2. Освобождение несовершеннолетних от 16 до 18 лет комиссией по делам несовершеннолетних.

В литературе к основаниям освобождения от административной ответственности относят невменяемость, совершение правонарушения в условиях крайней необходимости. Однако, данное обстоятельство не освобождает от административной ответственности, а ее исключает.

Привлечение к административной ответственности иностранных граждан

Особенности привлечения к административной ответственности иностранных граждан

Статьи КоАП РФ со специальным субъектом — иностранцем, а также статьи, по которым иностранца привлечь нельзя

Порядок привлечения к административной ответственности иностранных граждан

Особенности привлечения к административной ответственности иностранных граждан

Иностранными гражданами признаются любые лица, которые, во-первых, не являются гражданами России, а во-вторых, имеют гражданство иного государства.

Данное определение содержится в ст. 3 закона «О гражданстве…» от 31.05.2002 № 62-ФЗ. Таким образом, с точки зрения КоАП РФ иностранец — любой гражданин Украины, Польши, США, Таджикистана и любой другой страны (за исключением РФ).

Что касается компаний, то иностранными организациями являются любые фирмы, которые зарегистрированы в соответствии с законодательством одной из зарубежных стран (не в России).

Читайте нас в Яндекс.Дзен

Яндекс.Дзен

В силу ст. 62 Конституции РФ иностранцы имеют аналогичные права, что и граждане РФ, должны нести те же обязанности (если другое не установлено законами или международными договорами).

Особенности привлечения иностранцев и иностранных компаний к ответственности отражены в ст. 2.6 КоАП РФ. Согласно ч. 1 данной нормы иностранцы, а также иностранные фирмы могут быть привлечены к ответственности по общим основаниям.

Ч. 2 ст. 2.6 КоАП РФ уточняет, что иностранцы, которые совершили правонарушения на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ, также отвечают перед российским государством по общим правилам.

Особенность установлена лишь в отношении иностранцев, которые имеют иммунитет от административной юрисдикции России. Они подлежат ответственности в соответствии с нормами международного права. К ним относятся, например, дипломатические агенты (ст. 31 Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18.04.1961), консульские служащие (ч. 1 ст. 43 этой же конвенции).

Статьи КоАП РФ со специальным субъектом — иностранцем, а также статьи, по которым иностранца привлечь нельзя

Некоторые статьи КоАП РФ предусматривают ответственность, которую могут нести исключительно граждане РФ. Как правило, это нормы о порядке воинского учета.

В частности, иностранцы не могут привлекаться по следующим статьям КоАП РФ:

  • ст. 21.5 — неисполнение обязанностей по воинскому учету;
  • ст. 21.6 — уклонение от медобследования для воинского учета;
  • ст. 21.7 — порча или утрата документов воинского учета.

Кроме того, некоторые нормы КоАП РФ предусматривают исключительную административную ответственность иностранных граждан или лиц без гражданства.

Примерами таких норм являются:

  • ст. 18.8 — нарушение правил прибытия в РФ или режима пребывания (проживания);
  • ст. 18.9 — нарушение правил нахождения в РФ;
  • ст. 18.10 — незаконный труд в РФ;
  • ст. 18.11 — нарушение иммиграционных правил;
  • ст. 18.12 — нарушение беженцем или вынужденным переселенцем правил пребывания или проживания в РФ;
  • ст. 18.18 — нарушение правил, связанных с исполнением решения об административном выдворении или депортации;
  • ст. 18.19 — нарушение правил уведомления госорганов об обучении или прекращении обучения в образовательных организациях РФ;
  • ст. 18.20 — нарушение срока обращения за выдачей патента.

Порядок привлечения к административной ответственности иностранных граждан

Процедура привлечения к ответственности иностранцев общая, состоит из следующих этапов:

Особенностью процедуры привлечения к ответственности иностранцев является то, что некоторые из них не знают русского языка, соответственно, им должен быть назначен переводчик.

Иностранец обладает правом на судебное разбирательство на родном языке. Соответственно, переводчик переводит как устную речь на заседаниях, так и письменные процессуальные документы (например, протокол по делу, итоговое постановление).

Непривлечение переводчика в случае, когда иностранец не знает русского, — существенное процессуальное нарушение, влекущее отмену принятого постановления.

Кроме того, исключительно иностранцам может быть назначен такой вид наказания, как административное выдворение (например, за нарушение, предусмотренное ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ). Суть наказания в том, что иностранец должен покинуть РФ. Выдворение может быть как самостоятельным (иностранец сам решает, как уехать из России, и оплачивает проезд), так и принудительным (под конвоем, за счет российского государства). Выдворение влечет невозможность въезда в Россию для иностранца в течение 5 лет после принятия такого решения.

***

Таким образом, основной особенностью административной ответственности иностранцев является то, что им может быть назначено выдворение за пределы РФ. Кроме того, некоторые статьи КоАП РФ предусматривают ответственность исключительно для иностранцев. В ходе производства по делу в отношении не русскоговорящих иностранных граждан необходимо участие переводчика.

Некоторые особенности применения административной ответственности за нарушения в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации

Анализируя административно-правовой статус иностранных граждан, пребывающих на территории России необходимо особое внимание уделить вопросам ответственности за нарушение российского законодательства. Как и граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение ими противоправных действий подлежат ответственности. Подобное положение предусмотрено статьей 33 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [6]. Ответственность за нарушение российского законодательства для всех категорий физических лиц установлена Кодексом РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) [1] и Уголовным кодексом РФ (далее — УК РФ) [2].

Исключение составляет вопрос об административной ответственности иностранных граждан, пользующихся иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации, совершивших на территории Российской Федерации административное правонарушение, который в соответствии с ч. 3 ст. 2.6 КоАП, разрешается в соответствии с международными нормами права. Однако административная ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства, не обладающих дипломатической неприкосновенностью, имеет некоторые особенности, отличающие ее от административной ответственности российских граждан. Иностранные граждане кроме общего режима также подлежат ответственности за нарушение специальных правил, которые не распространяются на российских граждан. Таким образом, для иностранных граждан и лиц без гражданства в КоАП РФ и УК РФ предусмотрена ответственность также за нарушение самого режима пребывания на территории России. В зависимости от степени общественной опасности вышеуказанных правонарушений, лица их совершившие, могут быть привлечены к административной, уголовной либо материальной ответственности.

Статьи, устанавливающие административную ответственность за нарушения в сфере обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России, содержатся в гл. 18 КоАП РФ «Административные правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации». Также, к данной группе правонарушений также относится норма, закрепленная в ст. 19.27 гл. 19 КоАП РФ «Предоставление ложных сведений при осуществлении миграционного учета».

В последние годы наметилась устойчивая тенденция усиления ответственности за нарушения в сфере обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации. Особое внимание в этой связи необходимо обратить на статью 18.8 КоАП РФ «Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации», которая претерпела существенные изменения в 2013 году.

Изначально статья 18.8 КоАП РФ предусматривала ответственность за несоблюдение установленного порядка регистрации либо передвижения или порядка выбора места жительства, уклонение от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания и несоблюдение правил транзитного проезда через территорию Российской Федерации.

Однако, уже в 2006 году была осуществлена попытка решить вопросы незаконной трудовой миграции путем ужесточения административной ответственности [4]. К начальной формулировке статьи добавилась ответственность за отсутствие или утрату документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, неподачу заявления об их утрате, нарушение правил миграционного учета и не уведомление миграционной службы в случаях, установленных федеральным законом.

Также была введена часть 2 статьи 18.8 КоАП РФ, которая предусматривает, что если иностранный гражданин или лицо без гражданства занимается на территории России деятельностью, несоответствующей заявленной при въезде, то это также является нарушением режима пребывания.

В этот же период были значительно увеличены штрафы за нарушение миграционного законодательства. Так, если рассматриваемая статья 18.8 КоАП РФ изначально предусматривала штраф от 5 до 10 МРОТ (500-1000 рублей), то с 2004 года штраф вырос до 10 — 15 МРОТ (1000-1500 рублей) [5], а с 2006 года до 20 — 50 МРОТ (2000-5000 рублей). Причем увеличение штрафов не решило проблем миграции. Так, опрошенные по данному вопросу практические работники ФМС, в большинстве своем не считают увеличение размеров административного штрафа за нарушения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ гарантом соблюдения правопорядка в области миграционных отношений. Только 28,3 % опрошенных безусловно уверены в эффективности этой меры. 19,6 % считают, что этот шаг эффективен только в отношении должностных и юридических лиц, 23,3 % — что повышение размера административного штрафа только снижает уровень его взыскиваемости. 28,8 % полагают, что увеличение размеров штрафных санкций не привело к упорядочению миграционных процессов по причине чрезвычайной сложности процедуры привлечения к административной ответственности за нарушения в сфере обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ [8].

Необходимо отметить, что увеличение штрафов оставило без изменений формулировку специальных мер, применяемых к иностранным гражданам и лицам без гражданства: «с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового». Причем если решение о выдворении все-таки выносилось, то осуществлялось оно в основном в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации. В результате трудовые мигранты только делали вид, что покидают территорию Российской Федерации, меняя свое место пребывания (а иногда даже и не меняя). Это приводило к тому, что реального воздействия на миграционную ситуацию у государства не было.

В результате постепенно в стране нарастала критическая ситуация с незаконными трудовыми мигрантами, которая регулярно открывалась на всеобщее обозрение в виде межнациональных скандалов и конфликтов. Для изменения сложившейся ситуации в 2013 году были внесены существенные коррективы в статью 18.8 КоАП РФ. Федеральный закон от 23.07.2013 № 207-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования миграционного законодательства и ответственности за его нарушение» [3] ввел в состав статьи части 1.1, 3 и 4.

Необходимо отметить, что законодатель не пошел по пути существенного увеличения сумм штрафных санкций — общая сумма штрафа остается неизменной с 2006 года по настоящее время. Но новые части статьи 18.8 значительно ужесточили порядок применения меры административного выдворения для иностранных граждан, которые въехали в России как «туристы», а на самом деле являются гастарбайтерами. Рассмотрим указанные части более подробно.

Часть 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ предусматривает в случае отсутствия или утраты документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации либо уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, не только штраф, но и административное выдворение за пределы Российской Федерации. Однако, если часть 2 статьи 18.8, принятая в 2006 году позволяет применять или не применять меру административного выдворения, то часть 1.1 предусматривает обязательное выдворение иностранного гражданина за пределы РФ.

Часть 3 статьи 18.8 КоАП РФ предусматривает, что если нарушения, предусмотренные частями 1, 1.1 и 2 настоящей статьи, совершенны в Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, то сумма штрафа составляет от 5000 до 7000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации. Вполне разумное увеличение суммы штрафа с учетом возможных заработков мигрантов в столицах. Кроме того, в столичных регионах для применения обязательного административного выдворения достаточно всего одного нарушения режима пребывания иностранного гражданина на территории РФ.

Наконец, часть 4 статьи 18.8 КоАП РФ предусматривает, что повторное в течение одного года совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 2 настоящей статьи — влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации. Таким образом, часть 4 рассматриваемой статьи позволяет выдворить за пределы Российской Федерации тех лиц, которых неоднократно привлекали к ответственности за нарушение режима пребывания, а они, как не соблюдали этот режим, так и не соблюдают.

Однако, самое важное во внесенных изменениях содержится в примечании к статье 18.8 КоАП РФ: «Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации не применяется к иностранным гражданам и лицам без гражданства, привлекаемым к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 4 настоящей статьи». В результате иностранный гражданин, который дважды в течение года нарушил миграционное законодательство, будет выдворен за пределы Российской Федерации под непосредственным контролем Федеральной миграционной службы.

Кроме того, в статью 18.10 КоАП РФ «Незаконное осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации» были внесены аналогичные изменения. Указанная статья была дополнена частями 2 и 3, которые предусматривают обязательное административное выдворение в том случае, если у мигранта все документы в порядке и сроки не нарушены, но он вместо «туризма» занимается трудовой деятельностью без официального оформления. Причем, аналогично статье 18.8 в статье 18.10 для столичных регионов достаточно однократного нарушения, а для всей остальной страны — двукратного. Примечание к статье 18.10 также предусматривает несамостоятельный выезд.

Указанные изменения подкрепляются существенными новациями в других законодательных актах, которые регулируют режим пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации.

Так, в статью 27 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» [7] были добавлены пункты 9, 10 и 11.

В соответствии с пунктом 11 въезд в Российскую Федерацию запрещается лицам, которые неоднократно в течение одного года привлекались к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с посягательством на общественный порядок и общественную безопасность либо с нарушением режима пребывания (проживания) иностранных граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации или порядка осуществления ими трудовой деятельности на территории Российской Федерации. Указанный запрет действует в течении пяти лет со дня вступления в силу последнего постановления о привлечении к административной ответственности. Таким образом, незаконным трудовым мигрантам, которые были выдворены за пределы России закрыт въезд на нашу территорию в течении пяти лет.

Не менее важным является пункт 10, который направлен на компенсацию расходов государства на выдворение за пределы России иностранных граждан и лиц без гражданства. Для организации несамостоятельного выезда необходимы места пребывания выдворяемых лиц. Им необходимо где-то спать, что-то есть. Их должен кто-то охранять. Им необходимо купить билет, посадить в самолет и проконтролировать, что они улетели. Все эти расходы оплачиваются из российского федерального бюджета. Указанный пункт запрещает въезд в Россию иностранному гражданину или лицу без гражданства, которое в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации уклонилось от уплаты налога или административного штрафа либо не возместило расходы, связанные с административным выдворением за пределы Российской Федерации либо депортацией. Причем данное ограничение не имеет срока давности — погасил долги, прошло пять лет по пункту 11 — можешь въезжать. Кроме того, статья 27 ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» была дополнена пунктом 2.1, который предусматривает, что если иностранный гражданин был выдворен повторно, то срок во время которого он не может въехать в Россию, увеличивается до десяти лет.

Понятно, что иностранные граждане не хотят ждать пять, и тем более десять лет. Для преодоления этого срока они «делают» у себя дома новые документы и въезжают по ним в Россию. На борьбу с такими «новыми иностранными гражданами» направлен пункт 9 статьи 27 ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Данный пункт предусматривает полный и окончательный запрет на въезд в Россию иностранному гражданину или лицу без гражданства, которое использовало подложные документы.

В соответствии с частью 4.6 статьи 13 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, при выдаче ему разрешения на работу подлежит фотографированию и обязательной государственной дактилоскопической регистрации. Причем указанное положение не распространяется на высококвалифицированных специалистов. Таким образом, такие иностранные граждане и лица без гражданства, осуществляющие нелегальную трудовую деятельность либо просто находящиеся на территории России, так и остаются в тени. Их личность, как в случае смены, или подделки документов, так и в случае совершения ими преступления или правонарушения зачастую установить просто невозможно.

Указанную проблему могла бы снять обязательная дактилоскопическая идентификация всех въезжающих лиц. Те, кто въезжает по биометрическому загранпаспорту, могут заранее пройти дактилоскопию, и идентификация на въезде им не понадобится. Другим барьером на пути незаконной миграции могло бы быть обязательное использование загранпаспортов, вместо паспортов внутреннего образца. Предложенные меры можно было бы вводить поэтапно.

В статью 18 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» было также внесено дополнение, запрещающее выдавать разрешение на работу иностранному гражданину, если он выдворялся за пределы России. Запрет действует в течении пяти лет, если иностранный гражданин выдворялся однократно и в течении десяти лет, если он выдворялся два и более раза.

В контексте рассматриваемых вопросов необходимо обратить внимание на следующую проблему. В соответствии со ст. 3.3 КоАП РФ административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания. Но иностранному гражданину или лицу без гражданства не может быть назначено наказание в виде административного выдворения без назначения административного штрафа. В то же время, иностранные граждане и лица без гражданства, нарушающие миграционное законодательство, зачастую неплатежеспособны. В подавляющем большинстве случаев цель административного наказания иностранных граждан и лиц без гражданства может быть достигнута именно административным выдворением за пределы Российской Федерации. Поэтому судьи вынуждены выносить постановления о назначении административного наказания в отношении этих лиц в виде административного штрафа с административным выдворением за пределы России, заведомо зная, что штраф не будет взыскан.

Однако пункт 5 статьи 28 ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» предусматривает, что выезд из Российской Федерации иностранным гражданам или лицам без гражданства может быть ограничен, если они привлечены к административной ответственности на территории Российской Федерации. В результате — административное решение не выполнено, а пограничные органы вынуждены фактически в нарушение закона выпускать иностранных граждан и лиц без гражданства с территории РФ. В этой связи было бы целесообразно изменить санкции статей 18.8 и 18.10 КоАП РФ, предусмотрев возможность административного выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы Российской Федерации как с применением штрафа, так и без такового.

Литература:

1.         Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Российская газета. № 256. 31.12.2001.

2.         Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ // СЗ РФ. 17.06.1996. № 25. ст. 2954.

3.         Федеральный закон от 23.07.2013 № 207-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования миграционного законодательства и ответственности за его нарушение» // Российская газета. № 161. 25.07.2013.

4.         Федеральный закон от 05.11.2006 № 189-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части усиления ответственности за нарушение порядка привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства)» // Российская газета. № 251. 09.11.2006.

5.         Федеральный закон от 25.10.2004 № 126-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // Российская газета. № 238. 28.10.2004.

6.         Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Российская газета. № 140. 31.07.2002.

7.         Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // Российская газета. № 159. 22.08.1996.

8.         Катаева О.В. Административная ответственность за нарушения в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации. — Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 2010. — С. 80.


Смотрите также