Санкт-Петербург, м. Пл. Восстания,
ул. Гончарная, дом 13

+7 (812) 458-53-53

+7 (921) 771-65-11

[email protected]

Обмен учениками между странами


Школьный обмен как разновидность проектной деятельности при изучении иностранного языка

Только изучив иностранный язык, мы начинаем лучше понимать свой собственный.

В. И. Гёте

Что такое иностранный язык и что необходимо знать, чтобы владеть им в совершенстве? Что значит, владеть языком в совершенстве? Только ли это набор незнакомых слов, которые надлежит выучить и грамматика, которая связывает эти слова, чтобы они не рассыпались в потоке речи? Достаточно ли просто довести своё восприятие иностранной речи на слух до такого автоматизма, что все незнакомые слова становятся знакомыми и легко узнаваемыми или же всё гораздо сложнее и глубже? Я думаю, что да. В моём понимании иностранный язык как, впрочем, и родной язык — это не только слова, накапливаемые тем или иным народом в течение тысячелетий и грамматика, выполняющая важную роль связующего звена, но и менталитет того народа, который эти слова и грамматику создавал.

Менталитет по определению «Толкового словаря» С. И. Ожегова — это мировосприятие, умонастроение. Только вдумайтесь в это определение — «мировосприятие», то есть восприятие мира. Что это такое? А это то, что окружает младенца с первых дней его появления на свет и сопровождает затем по жизни. Это семейный уклад (повседневный быт, праздники, выходные, проведение совместных отпусков), это государственная и идеологическая политика в тот или иной период времени (телевидение и радиовещание, периодическая печать, фильмы, книги), это исторические корни народа, так как всё в конечном счёте: и семейный уклад, и государственная политика опираются именно на исторические корни народа, а исторические корни включают как неотъемлемую часть в свой состав народное творчество или, другими словами, фольклор(сказки, песни, загадки, шутки-прибаутки и так далее).

Да, можно владеть огромным запасом иностранных слов и досконально изучить грамматику. Да, можно отлично воспринимать услышанную информацию и реагировать на неё фонетически правильными предложениями. Но, не зная истории народа, не зная народного творчества, не зная, почему существует та или иная традиция и откуда она пришла, невозможно будет понять сущность народа, язык которого изучаешь.

Поэтому очень важно уже с первых уроков изучения иностранного языка малыми дозами вводить элементы народного творчества, делать краткие экскурсы на родном языке в историю народа и историю языка на том простом уровне, который доступен для понимания той или иной возрастной группой. Изучаемый иностранный язык должен стать для детей понятным и близким. Говоря это, я имею в виду не только лексику и грамматику, но и смысл того, о чём они читают. Аутентичные произведения не должны казаться им бессмысленными и недалёкими. Нельзя относиться к изучаемому языку и тому, что на этом языке создано, как к чему-то ущербному и подлежащему насмешкам и критике. Дело в том, что язык неразрывно связан с народом. Поэтому, критикуя произведения, обычаи, традиции языконосителей, непроизвольно, неосознанно (вначале) начинают критиковать и самих носителей этого языка. А это, в свою очередь, очень опасная тенденция в наше неспокойное время. Всё непонятное вызывает в нас отталкивающее чувство. И наоборот, мы любим и тянемся к тому, что мы хорошо понимаем.

Таким образом, основными задачами урока иностранного языка является:

        развитие у учащихся основ коммуникативной компетенции;

        формирование у детей и подростков общечеловеческого сознания.

Поэтому обучение школьников с самых первых уроков строится на диалоге культур. Знакомство с иноязычными культурными традициями, песенным творчеством, историей и литературой стран изучаемого языка играют большую роль в воспитании у подрастающего поколения терпимости по отношению к носителям другой культуры. Опираясь на всё выше сказанное, ещё раз хочется отметить, что основным принципом изучения иностранного языка должна стать любовь к этому языку. Очень важно любить то, чему обучаешь, но вдвойне важно передать и привить эту любовь тем, кого обучаешь. И здесь неоценимую роль может сыграть так называемый школьный обмен.

Школьный обмен сейчас очень популярен. Школьный обмен — это не туристическая поездка и не отпуск. Межкультурный обмен — это учебныйпроцесс.Школьники в группах с учителями едут из своей родной страны в другую страну, как правило — в страну изучаемого языка. В принимающей стране каждый школьник живёт в семье (такие семьи называются гостевыми семьями). Обычно подростки хорошо понимают друг друга и вскоре становятся друзьями, так что прощание переживается тяжело. Вернувшись домой, подростки с нетерпением ожидают в гости своих зарубежных друзей. Зарубежные друзья приезжают и живут также в гостевых семьях, в семьях тех ребят, которые их принимали у себя.

В рамках международного проекта «Толерантность и взаимодействие культур» гимназия № 166 в четвёртый раз проводит школьный обмен с австрийской частной школой “AHS-Friesgasse” города Вены. Немецкий язык в гимназии изучается как второй иностранный после английского. Часов на него даётся, в отличие от английского, не много: 2 часа в неделю. В 5 классе дети начинают его учить, а в 9 уже заканчивают. ЕГЭ и ОГЭ нет, так что отношение к предмету двоякое: с одной стороны, что-то второстепенное, а с другой стороны, что-то очень трудное. В сложившейся ситуации школьный обмен является очень хорошим стимулом и мотиватором для изучения языка. Уже в 5 классе многие дети мечтают о том, что они поедут в Германию, когда вырастут и выучат хорошо немецкий язык.

Согласно новых ФГОСов: «Обучающийся должен не получать знания на уроке, а добывать их». И тем охотнее он будет это делать, чем яснее будет видеть смысл того, что он делает и для чего он это делает, потому что «активность в обучении не принадлежит к врождённым чертам личности. Она формируется в процессе познавательной деятельности и характеризуется стремлением к познанию, умственным напряжением и проявлением нравственно-волевых качеств обучаемых». (2, с.17)

Как говорят ФГОСы, учащийся должен сформулировать мотив своего обучения. И ещё один, абсолютно бесспорный, тезис: «Ученик чувствует себя комфортно, когда он чувствует себя уверенно». А уверенно он себя чувствует в том случае, если он понимает,что происходит на уроке, как происходит и для чего происходит. Да, он допускает ещё ошибки, но он активен, он хочет работать на уроке, он хочет общаться на иностранном языке и надо всячески поощрять это. Ведь «ошибки — это средство и условие успешного овладения коммуникативной компетенцией;.. их наличие показывает, что учебный процесс проходит нормально и учащиеся принимают в нём активное участие». (3, с.9) А самую большую активность ученик может проявить во время проектной деятельности.

«Цель проектов — формирование интеллектуальных, общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков учащихся, воплощенных в качественный продукт, воспитание у учащихся инициативности, самостоятельности и предприимчивости.

Суть проектного обучения в том, что учащиеся открывают субъективно новые для них факты и выводят новые для себя понятия, а не получают от учителя в готовом виде. Они каждый раз ощущают себя первооткрывателями, и обучение при этом приобретает для них большой личностный смысл, что заметно повышает мотивацию к обучению. Метод проектного обучения помогает решать многие воспитательные задачи и развивать личностные качества: деловитость, предприимчивость, ответственность. Проектная деятельность учащихся позволяет реализовывать их интересы и способности, приучает к ответственности за результат своего труда, формирует убеждение, что результат дела зависит от личного вклада каждого». (4, с.4) На основании всех этих критериев, школьный обмен может по праву считаться проектной деятельностью в рамках учебного процесса. Так как школьный обмен даёт хорошую возможность:

          Наблюдать повседневный семейный быт зарубежных сверстников.

          Улучшить свои языковые навыки.

          Найти зарубежных друзей и завязать крепкие контакты, которые смогут пригодиться в дальнейшей жизни.

          Познакомиться с достопримечательностями и культурой страны изучаемого языка.

          пожить в другой стране и лучше изучить самого себя.

          Этот уникальный опыт может также оказаться полезным для будущей профессии подростка.

          Обмен будет способствовать индивидуальному росту учащегося и, возможно, откроет перед ним много новых, раннее незнакомых, жизненных перспектив.

          Он станешь самостоятельнее, откроет для себя новые социальные группы и структуры.

          Иностранный язык становится живым и естественным, а непосредственное погружение в язык развивает уникальные языковые навыки.

          Участники получают возможность узнать себя с новых сторон и приобретают такие важные черты характера, как способность самостоятельно принимать решения, социальная гибкость и внимательность к окружающим.

          Принять у себя зарубежного друга и познакомить его с культурой и языком своей родной страны, самому лучше осознать их.

«Только изучив иностранный язык, мы начинаем лучше понимать свой собственный» В. И. Гёте.

В школьном обмене 2015 приняло участие по 10 школьников с одной и другой стороны. В период первого школьного обмена в феврале 2013 года, находясь в Вене, наши ребята просто посещали каждый день четыре урока с классом своего австрийского сверстника, часто оставаясь пассивными наблюдателями происходящего на уроке и не принимая никакого участия в обычном школьном процессе, что легко объяснить трудностями восприятия иностранного языка в повседневной речи носителя языка. В школьном обмене 2014 и 2015 российские ученики каждый день в течение четырёх часов посещали специально организованные для них языковые курсы. Преподаватель-носитель языка, не владеющая русским языком, применяя самые интенсивные и современные методики, мотивировала каждого ученика к развитию языковых навыков. Языковые навыки, получаемые на этих занятиях, ребята могли успешно применять во второй половине дня, общаясь со своими австрийскими сверстниками в рамках проведения культурной программы и позже, находясь в гостевой семье. По окончании занятий в языковой школе все участники проекта из России получили Международный Сертификат уровня А-2.

Хочется отметить возросший интерес к предмету среди участников проекта и, тесно связанный с этим, рост успеваемости. По итогам третей четверти 50 % участников проекта повысили отметку по немецкому языку на 1 балл.

Рис. 1. График успеваемости до участия в проекте и после участия в проекте

Австрийские ребята, находясь в Санкт-Петербурге, также посещают языковую школу, так как русский язык, так же как для наших ребят немецкий язык, является для них вторым изучаемым иностранным языком. Ребята знакомятся с достопримечательностями Санкт-Петербурга, с русской кухней и русским гостеприимством.

Школьный обмен интересен ещё и тем, что в нем самое непосредственное участие принимают родители обеих сторон. Родители не только участвуют в программе, составленной учителями, но и сами организуют различные мероприятия для своих детей и детей, которых они принимают. А это, в свою очередь, способствует улучшению взаимопонимания «отцов и детей», улучшает климат в семье, помогает решить многие, связанные с этим проблемы. Кроме того, многие австрийские и российские родители очень активно общаются друг с другом путем E-Mаil-переписки, скайпа и телефонирования.

Вспоминают участники проекта:

Требую завтрак!

Давайте вспомним поездку в Вену в феврале 2014? Меня совсем не пугало то, что я приеду в другую страну: я легко могу познакомиться, подружиться с каждым. В Вене я жила в семье прекрасных людей и чувствовала себя в ней ее частичкой, настолько был теплым и уютным их дом и отношение друг к другу. У меня сложилось такое впечатление, что в этом городе живут только веселые и счастливые люди. Я очень люблю изучать иностранные языки. До поездки в Вену я, можно сказать, вообще не знала немецкий язык, поэтому с Лаурой, девочкой, в чьей семье я жила, я общалась на английском. Когда я вернулась, у меня появилось огромное желание выучить немецкий. С Марио, 18-летним братом Лауры, мы говорили на русском. Он уже в течение четырех лет учит русский язык в школе. У него очень хорошее произношение. В семье я просыпалась в 6.30. Лаура и ее брат вообще не завтракали, я же настойчиво требовала завтрак. В 7.00 мы выходили из дома, чтобы приехать в школу к 8.00. Австрийская школа внутри совсем не похожа на нашу гимназию. Вена — красивейший город. Я влюбилась в него на всю свою жизнь! Алиса Спирова (9в)

В школу в тапочках

Перед поездкой я очень волновалась. Какая будет семья? Даже в аэропорту я думала: «Может быть, еще не поздно вернуться назад?» Мои страхи рассеялись, как только я увидела наших встречающих. Мама Кати оказалась очень приятной женщиной с чувством юмора. Мы были в австрийской школе. Школа у них новая, в форме прямоугольника. Внутри расположена площадка, где отдыхают на переменах. Больше всего удивило, что ученики в школе ходят в обычных домашних тапках или босиком. Школьной формы у них нет. Я попробовала все национальные блюда (шницель, яблочный штрудель, венские сосиски), приготовленные мамой Кати. Кати стала мне близкой подругой. Я очень рада, что у нас в школе устраивают такие чудесные поездки. Аня Гольник (8а)

Коньки сближают

Я уже второй год езжу по обмену в Австрию от нашей гимназии. Я побывала в замках Хофбург и Шенбрунн. Хофбург — зимняя резиденция австрийских императоров династии Габсбургов. Шенбрунн — летняя. Одна из самых необычных и запоминающихся достопримечательностей Вены — дом австрийского художника и архитектора Хундертвассера. Это жилой дом с неровными полами, с разноцветными стенами и несимметричными окнами. На его крыше, террасах и даже в окнах растут кусты и деревца. Я занимаюсь в художественной школе, поэтому посещение Музея истории искусств в Вене для меня было очень интересным. Он находится напротив Музея естествознания, который по своему внешнему виду почти идентичен Музею истории искусств. Больше всего мне понравился Египетский зал. Еще мы посетили величественный Бенедиктинский монастырь, который находится в Мельке. В монастыре действует музей, также там расположена гимназия, библиотека и церковь Святых Петра и Павла. Самым забавным мероприятием было катание на коньках. Австрийцы меня учили, как кататься и не падать. Я думаю, что именно посещение катка помогло нам сблизиться с австрийскими ребятами. Арина Михайлова (10б)

Рис. 2. Австрийские и российские школьники во время уроков в Вене.

Литература:

  1.      ФГОС ООО утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897.
  2.      Г. Б. Хлебова. Принцип активности в обучении иностранным языкам. «Иностранный язык в школе», 1994 год, № 5.
  3.      Н. Д. Гальскова, З. Н. Никитенко. «Организация учебного процесса по иностранному языку в школе», Иностранный язык в школе, 1994 год, № 1.
  4.      Г. В. Канищева. ««Организация проектной деятельности в рамках ФГОС второго поколения» –доклад. Социальная сеть работников образования.nsportal.ru. 14.06.2013

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, школьный обмен, немецкий язык, язык, участник проекта, семья, русский язык, народное творчество, коммуникативная компетенция, австрийская школа.

Обмен школьниками | Журнал Neue Zeiten

Автор: А. Ленский

В номере: 01 (055) январь 2009

Приключения за границей

Жить приходиться в таком ужасном районе, что учителя не позволяют возвращаться домой пешком. Или дом принимающей семьи представляет собой контейнер из гофрированной стали, а пол проваливается под ногами. Родители в принимающих семьях настолько бедны, что берут у гостей деньги в долг, чтобы купить продукты питания. Принимающие семьи без телефона и Интернета. Все это — «страшилки», которые рассказывают некоторые из школьников, вернувшихся из путешествия по обмену. И как должны себя чувствовать родители, если посреди ночи им звонит из США встревоженный отец соученицы, находящейся там вместе с их дочерью, и говорит, что ситуация в принимающей семье невыносимая, что ребенка нужно оттуда забирать, и как можно быстрее?

Каждый год по обмену за границу выезжают от 10 до 13 тысяч школьников, большинство из них почти на год. Примерно 50 организаций делят между собой рынок услуг по организации таких поездок. Десять коммерческих фирм объединены в Германский отраслевой союз «Хайскул» (Deutsche Fachverband Highschool, www.highschool.de). Наряду с ним действует рабочая группа некоммерческих организаций молодежного обмена (www.ajа-org.de). Каждое из этих объединений разрабатывает собственные правила для входящих в них организаций. Единый, обязательный для всех стандарт качества отсутствует.

В целом ситуация отнюдь не трагическая. Чаще всего школьники возвращаются домой, переполненные самыми радостными впечатлениями. Для них это действительно «лучший год их жизни», как и обещали рекламные плакаты. Лишь примерно для пяти процентов мечта оборачивается катастрофой: они вынуждены вернуться на родину раньше срока.

Но даже один такой случай — это очень много. Поэтому перед родителями остро стоит вопрос: каким организациям можно доверять? Чтобы ответить на этот вопрос, фонд защиты потребителей (Stiftung Warentest) рассмотрел данные по 37 организациям и опросил по Интернету 786 школьников, путешествовавших по обмену. Данные по 20 крупнейшим компаниям, организующим обмен, приведены в таблице. Данные еще о 17 организациях вы найдете в Интернете по адресу www.test.de/schuleraustausch.

Заключения о качестве услуг этих организаций Stiftung Warentest не дает, поскольку результат пребывания заграницей во многом зависит от субъективных качеств участников обмена. «Черных списков» организаций фонд не составляет. Некоторые предупреждения по этому поводу высказывает «Штутгартская инициатива: Информация об образовании» (Stuttgarter Aktion Bildungsinformation, ABI) -организация, которая много лет наблюдает за этим рынком,

Затраты

Как сказано выше, организацией обмена занимаются коммерческие и некоммерческие организации. Цены на их услуги, однако, существенно не отличаются. Стоимость годичного пребывания заграницей (фактически оно длится, чаще всего, только десять или одиннадцать месяцев) составляет от 3 800 до 7 500 евро, полугодовое пребывание стоит на несколько сот евро дешевле. В эту сумму не входят карманные расходы и некоторые другие затраты. Например, в США это затраты на вечерний костюм для «Homecoming» или «Graduation» — очень важные мероприятия для американских школьников. Авиабилеты часто тоже приходится оплачивать дополнительно.

Хорошие организаторы заранее предупреждают о трудностях. Годичное пребывание в чужой семье — это испытание, требующее мужества и силы характера. Стрессовые ситуации и спады настроения почти неизбежны. Молодые люди, отправляющиеся заграницу, должны уметь вести себя в конфликтных ситуациях. Чем меньше ожидания, тем больше перспективы хорошо провести год. Инициатива поездки при этом всегда должна исходить от школьника, а не от родителей.

Не каждый школьник может считаться достаточно взрослым для такого путешествия. Участвовать в обмене могут школьники в возрасте 15-18 лет, т.е. окончившие 10-й или 11-й класс. Кроме того, организаторы поездок должны проверить желающих. Большинство организаций проводят для этой цели персональные встречи. Это могут быть индивидуальные беседы, разговоры с родителями, или обсуждение в группах. Все эти мероприятия могут продолжаться от нескольких минут до нескольких часов. По их интенсивности можно судить, насколько ответственно организаторы обмена подходят к своей работе. Телефонных интервью и заполнения анкет в этих случаях явно недостаточно

Подготовка

Хорошая подготовка к поездке — ключ к ее хорошему результату. Лишь тот, кто знает, что его ожидает, может избежать трудностей либо встретить их во всеоружии. Помочь в этом должны участники предыдущих обменов, т. н. «возвращенцы» (Returnees). Исходя из своего опыта, они могут дать немало полезных советов, как вести себя в тех либо иных ситуациях.

Некоторые организации приглашают их в рабочие группы и организуют еженедельные встречи с ними. На таких встречах молодые люди могут обсудить с единомышленниками проблемы, которые ждут их в стране пребывания. Другие организации ограничиваются одной встречей, в которой принимают участие и родители школьников. Между прочим: готовиться надо не только к поездке, но и к возвращению. Многие молодые люди, возвратившись домой, впадают в глубокую депрессию. Своих новых друзей они оставили заграницей, а в их старом кругу общения многое изменилось. Они переполнены впечатлениями, которыми хотели бы поделиться, но их собеседники уделяют им недостаточно времени.

Поездка к месту назначения

Во время пути к месту назначения школьник часто должен заботиться о себе сам, особенно, если поездку обеспечивает маленькая организация. Гораздо лучше поступают те организаторы поездок, которые объединяют школьников в группы, отправляющиеся одним рейсом, и сопровождающий группу представитель помогает молодым людям при пересадке на внутренний рейс в стране пребывания.

Немецкие организаторы обмена сотрудничают с партнерскими организациями в стране пребывания. Большая часть денег, которые платят немецкие родители, попадает именно к этим организациям. В США, однако, молодежным обменом разрешено заниматься только некоммерческим организациям. Они контролируются Государственным Департаментом. Качество их работы проверяет также Совет по стандартам в сфере международных образовательных поездок (Council on Standards for International Educational Travel, CSIET). Он периодически публикует свои рекомендации. В этих организациях работают штатные служащие, чаще всего женщины. Каждая из них курирует нескольких школьников, прибывших по обмену. Они должны поддерживать постоянный контакт с гостями и с принимающими семьями.

Важность работы этих кураторов трудно переоценить. Они образуют «страховочную сеть». Ведь если в принимающей семье не все идет гладко, молодые люди не всегда считают нужным сразу позвонить домой. Они не хотят, чтобы родители волновались. В этой ситуации школьники могут обратиться за помощью к своим кураторам. Если куратор ответственно подходит к своей работе, он, хорошо зная всех участников, часто может сгладить возникшую напряженность. Поэтому очень важно, чтобы куратор лично познакомился со школьниками. Должно быть само собой разумеющимся, чтобы он встретил молодых людей в аэропорту, вместе с членами принимающей семьи. Осознающие свою ответственность кураторы посещают эти семьи ежемесячно и организуют мероприятия для школьников. При этом они могут обнаруживать проблемы, как только те возникают, и помогать их решать.

Размещение

Результат пребывания заграницей во многом зависит от принимающей семьи. Однако для организаторов обмена найти подходящие семьи — дело нелегкое. Ситуация, когда семьи сами проявляют инициативу принять иностранных школьников — скорее исключение, чем правило. Обычно кураторы сами ищут такие семьи, помещая объявления в газетах или обращаясь в церковные общины.

На практике часто возникает такая ситуация: организации в стране пребывания принимают большое количество заявок на размещение иностранных школьников. Когда же от них требуют выполнить свои обязательства, и для этого остается мало времени, кураторы снижают критерии отбора, в результате чего к приему школьников привлекаются мало подходящие для этого семьи. Такая ситуация особенно вероятна, если организация продолжает прием заявлений на участия в обмене до конца лета.

Обычно прием заявлений прекращается уже весной. Организация ABI указывает на увеличения числа случаев, когда школьники, не направленные в принимающие семьи, селятся в помещениях партнерских организаций и вынуждены, затем, искать принимающую семью собственными силами, часто среди учителей школы или среди родителей соучеников.

Молодые люди, попадающие в чужую семью, должны быть очень гибкими. Серьезные организации предупреждают, что эти семьи могут проживать в захолустных деревушках или на отдаленных фермах, рядом с которыми нет общественного транспорта. Принимающая семья, как в финансовом, так и в интеллектуальном плане может находиться на совсем ином уровне, чем тот, к которому школьник привык дома. В ней могут быть и другие моральные нормы. Для Соединенных Штатов характерно большое влияние религии на повседневную жизнь.

Религиозные организации и церковные общины вообще обладают в США очень большим влиянием, поэтому организаторы обмена лишь в редких случаях осмеливаются не допускать к приему школьников рекомендованные ими чрезмерно религиозные семьи.

В Соединенных Штатах направление школьника в определенную местность, например, в Калифорнию или во Флориду, гарантируется только за дополнительную плату. В других странах, например в Новой Зеландии получить такую гарантию гораздо проще.

Рассказы школьников, которых опросил фонд, показывают, что отбор принимающих семей часто осуществляется безответственно. Молодых людей направляют к сектантам, к одиноким людям пенсионного возраста или к типичным домоседам. «Меня направили к мексиканцу, который не имел долгосрочного разрешения на жительство в Штатах, он с трудом говорил по-английски», — пишет одна из школьниц. Имейте в виду: в принимающей семье тоже ожидают чего-то от гостей. Чаще всего хозяева не получают денег за прием школьников и тратят на их содержание свои деньги. Принять на десять месяцев чужого ребенка как своего — для хозяев это тоже эксперимент, и он должен принести им какое-то удовлетворение.

Смена принимающей семьи, вызванная непредвиденными обстоятельствами — явление не редкое, но осуществляющие обмен организации упорно не хотят этого признавать. Некоторые из них предусматривают резерв для такой смены от нуля до шести процентов. В реальности же такого низкого процента никогда не бывает. Есть организации, которые предусматривают резерв от 20 до 30 процентов, и это больше соответствует реальности.

Среди опрошенных нами школьников принимающую семью сменили 28 процентов, а 6 процентов сделали это более одного раза. Инициатива «Информация в сфере образования» указывает, что из школьников, отправившихся в США, меняют принимающую семью до 20 процентов, а 5 процентов возвращаются домой досрочно. Причины этого многообразны. 13 процентов школьников указывают в качестве причины на большое количество правил и запретов в принимающей семье, 9 процентов — на плохое питание и недостаточную гигиену, 7 процентов — на финансовые проблемы в принимающей семье, 6 процентов — на неудовлетворительные жилищные условия.

Из рассказов школьников можно сделать вывод, что организаторы обмена пытаются в этих случаях всю вину возложить на молодых людей. Инициатива «Информация в сфере образования» сообщает также, что многие школьники за малейшие нарушения отсылаются на родину. По нашему мнению, так следует поступать лишь в случаях, если молодые люди продолжают неправильно себя вести после соответствующего предупреждения.

Сама по себе смена принимающей семьи катастрофой не является. Она становится таковой при неправильном понимании ситуации. Часто в этих случаях молодые люди не получают помощи от кураторов. «Ты же всего четыре месяца здесь, — сказали одной из школьниц. -Мы не хотим из-за тебя терять семью, которая принимает школьников каждый год».

Советы родителям:

Подача заявления. При подаче заявления на участие в обмене с Вами должны разговаривать знающие вопрос взрослые работники организации, а не только бывшие участники обмена.

Подготовка. Хорошие организаторы обмена предлагают интенсивную программу подготовки к поездке. Должен был проведен, по крайней мере, один многодневный семинар. Важным моментом является, также, подготовка к возвращению.

Документы. Принимающую семью следует выбирать на основании письменных документов. На это стоит потратить время и усилия. На фотографиях члены принимающей семьи должны быть аккуратно одеты и иметь естественное выражение лица. Не забудьте про улыбку. Принимайте во внимание обычаи и представления страны пребывания. Так, длинные волосы и серьги в ушах молодых мужчин в глазах многих американцев являются признаками гомосексуальных наклонностей.

Телефон. Ежедневные звонки из дома не содействуют интеграции школьника в принимающей семье. Однако следует убедиться, что принимающая семья не запрещает и не ограничивает телефонные разговоры.

Партнеры. При пребывании в США партнерская организация по молодежному обмену должна быть членом объединения CSIET (Council on Standards for International Education Travel).

Цены. Цены и объемы услуг у разных организаторов поездок могут значительно отличаться. Проводить сравнение затруднительно, поскольку одни организации включают в стоимость поездки расходы, которые в других организациях следует оплачивать дополнительно.

Оплата. Выбирайте организацию, которая не требует немедленной оплаты после получения т.н. Sicherungsschein. Полная стоимость должна быть внесена только после того, как выбрана принимающая семья.

Выход из договора. Организация не должна оговаривать себе права выйти из договора до начала поездки.

Размещение. Попытайтесь согласовать более ранний срок для определения принимающей семьи. Закон разрешает выход из договора без финансовых потерь, если принимающая семья не названа за две недели до начала поездки.

Страховка. Обязательно должна быть приобретена медицинская страховка, даже если это требует дополнительных затрат. «Горячая линия». На случай чрезвычайной ситуации организация должна иметь телефон «горячей линии», доступный 24 часа в сутки. Убедитесь, что по этому телефону отвечают отзывчивые и готовые оказать необходимую помощь сотрудники.

Прекращение поездки. Договор не должен предусматривать досрочного прекращения пребывания заграницей вследствие плохих оценок или вследствие употребления наркотиков или из-за булимии без соответствующего теста. В договоре это условие чаще всего напечатано мелким шрифтом.

Стипендии. Многие организации, проводящие молодежный обмен, выделяют стипендии. Выдача стипендий зависит, чаще всего, от оценок в школе и от доходов родителей. В ряде случаев устанавливается скидка от стоимости поездки. Стипендии для участников молодежного обмена выделяют также такие международные организации, как Rotary-Clubs и Lions-Clubs.

Исследование проводилось следующим образом

Опрос организаций, занимающихся молодежным обменом. Stiftung Warentest направил в 41 организацию анкеты с вопросами о предлагаемых ими программах обмена и ценах. На вопросы ответили 37 организаций. Таблица содержит данные об организациях, в программах которых участвуют более 200 школьников ежегодно. Данные об организациях, в программах которых участвуют менее 200 человек, вы можете найти в интернете по адресу www.test.de Опрос школьников. Через Интернет работники Stiftung Warentest попросили школьников, которые участвовали в обмене в период последних пяти лет и находились за границей не менее 5 месяцев, рассказать о своем опыте. На их вопросы ответили 768 школьников.

Страны пребывания

(Чаще всего США) Целью большинства поездок являются США. Хотя популярность этой страны в последние годы несколько уменьшилась, 80 процентов молодых людей едут именно туда. Среди опрошенных школьников 62 процента посетили по обмену эту страну, 12 процентов — европейские страны, 11 процентов — Южную Америку, по 5 процентов — Канаду и Австралию/Новую Зеландию.

В последние годы возрос интерес к Азии, прежде всего к Китаю. Значительно возрос также спрос на поездки в Новую Зеландию, а также в Канаду и в Австралию. Эти три страны показали в Pisa-Test лучшие результаты, чем США. При этом поездки в эти страны стоят значительно дороже, до 12 000 евро, поскольку там необходимо оплатить обучение в школе, а часто также и проживание. С другой стороны, при пребывании в этих странах в большей мере учитываются желания участника обмена по выбору региона и школы.

По результатам опроса, очень плохое положение вещей неожиданно обнаружилось в Великобритании. Прибывшие туда школьники очень часто должны были делить комнату еще с одним или с несколькими гостями. Многие из них не могли связаться с кураторами. Условия в принимающих семьях, питание, работа кураторов — все было хуже, чем в других странах. Причина этого, возможно в том, что в Великобритании принимающие семьи получают деньги за пребывание у них школьников, и меркантильные интересы часто выходят на первый план.

Из рассказов участников обмена

Часто возникают проблемы с принимающими семьями. Большинство участников обмена описывают свои впечатления словами «супер» и «потрясающе». Но есть и другие, у которых дела шли не так хорошо. Далее приводятся отзывы школьников, пользовавшихся услугами различных фирм.

«AIFS, США: После того, как я покинул своих хозяев, я узнал, что отец принимающего семейства приговорен к многолетнему тюремному заключению за мошенничество. «Ayusa, США: Меня поселили к одинокой женщине 68 лет. Весь день она была занята только своей работой. Я не могла покинуть дом, потому что вблизи не было общественного транспорта. «EF, США: Я должен был ночевать в комнате с температурой 13 градусов. Хозяева вскрывали мою почту и посылки.

«EF, США: Принимающую семью мне не нашли. Я должна была шесть недель жить у куратора и искать себе принимающую семью самостоятельно.

`EF, Австралия: По прибытии на место выяснилось, что семьи, в которую меня направили, не существует. Меня посылали из одной семьи в другую, где находилось место.

«Give, США: Мой куратор не только не оказывала мне помощи, а наоборот создавала проблемы. Она направляла нас в семьи, о которых ничего не знала. Мои хозяева всем в городе были известны как наркоманы.`

`Give, США: Мои хозяева жили в контейнере из гофрированной стали. Отец принимающего семейства много раз приставал ко мне. Один раз, ночью, он лег ко мне в постель. Через пару дней он разбудил меня утром и лег на меня.

«ICX, США: В принимающей семье я стала свидетелем драмы. Родители только что развелись, мать страдала от тяжелых приступов депрессии. Другую семью мне не нашли. Куратора у меня не было. Организация ICX не записала меня в школу.

«Into, Канада: Меня направили к пожилой паре, очень религиозным менонитам. Родные дети убегали у них из дому, имели проблемы с наркотиками. Я должен был несколько раз в неделю ходить в церковь.

«IST, США: Когда другие участники были уже в пути, я все еще сидел в Германии. Я должен был сам искать себе принимающую семью.

Международный обмен школьниками

В российском образовании происходят серьезные изменения. Правительство внедряет новые стандарты в систему образования, но это вызывает массу противоречий и вопросов, как у педагогов, так и у родителей. Для решения многих наболевших вопросов, использования новых методов в системе образования, практикуется обмен опытом учеников и студентов из России, которые поступили в ВУЗЫ Челябинска, с инностранными коллегами. Так, в Липецке остро стоит вопрос о нехватке мест в садиках для детишек до трех лет. По словам представителей местной власти, более 97 % детей получают образование. Для того, чтобы решить наболевшие вопросы, в городе проходят заседания городских властей по вопросам образования, спорта, культуры, молодежной политике. Также на заседании обсуждался вопрос о прибытии в город пятнадцати детей из г. Франкфурт-на-Майне по программе международного обмена школьниками.Институт им. Гете разработал проект, что называется «школа будущего». Именно его будут реализовать дети из Германии вместе с нашими учениками. Дети из другой страны на протяжении одной-двух недель смогут жить жизнью российского школьника. Их разместят в простых семьях школьников. В обязательном порядке будут ходить на уроки, посещать все требуемые по программе мероприятия, побывать на всех событиях, что происходят в школе. Также для школьников, что приехали по обмену, была приготовлена культурная программа, в ходе которой дети смогут посещать разнообразные выставки, театры, музеи, и все интересные мероприятия, что проходят в городе. Гимназия города Липецк уже не первый год участвует в программах школьного обмена (12 лучших учеников уже побывали в Германии).Программы обмена школьников и студентов из разных стран очень эффективный способ реформирования российской системы образования. Уровень знаний детей по некоторым предметам значительно выше, чем у их иностранных коллег. По результатам международных исследований наши школьники демонстрируют лучшие результаты в математическом направлении, а также по чтению и пониманию текстов, а российская образовательная система в целом обеспечивает потребности детей дошкольного и школьного возраста.Перед правительством страны стоят острые проблемы сегодняшнего образования. Но перед тем, как внедрять новые проекты, нужно в первую очередь завершать и укреплять уже начатые реформы в системе образования.

Facebook

Вконтакті

Однокласники

Google+

31.07.2017 16:16 · Образование

Для того, чтобы знать больше пяти языков, не нужно быть гением и иметь сверхспособности, больше того, для этого вам не понадобится большая сумма денег и переезд в другую страну. Ознакомьтесь со списком некоторых из советов, которые помогут вам стать полиглотом и выучить несколько иностранных языков.

31.07.2017 14:45 · Образование

Каждый день мы встречаем людей, которые хорошо знают английский , еще чаще мы встречаем людей, которые хотят его выучить и очень успешно идут к своей цели. Но есть еще и большое количество тех, которым не хватает мотивации для обучения. Давайте обсудим с вами те изменения, которые произойдут в вашей жизни после изучения английского языка.

13.07.2017 13:07 · Образование

Если вы в школе не учили английский, но очень хотите общаться с иностранцами свободно, смотреть фильмы и слушать музыку на английском, или вам вообще предстоит переехать в англоязычную страну, то не затягивайте с процессом изучения языка.

13.07.2017 12:44 · Образование

Навыки программирования всегда пригодятся, ведь в наше нестабильное время можно надеяться только на себя и свои силы. Во время цифровых технологий и интернет-жизни легко можно зарабатывать дома возле своего компьютера. В этой статье вы найдете ответы на вопросы, как научится программированию с нуля.

10.07.2017 15:00 · Образование

Школьники, окончившие 11 класс, часто задаются вопросом, стоит ли поступать в высшее учебное заведение, или нет? В этой статье поговорим о 9 навыках, которые вы получите с дипломом из университета, которые пригодятся в дальнейшей жизни.

10.07.2017 14:29 · Образование

Для того, чтобы успешно работать и прогрессировать в любимом деле, ни в коем случае нельзя забывать о таком важном аспекте становления личности, как самообразование. Однако очень трудно заняться самообразованием в то время, когда нужно уделять время исключительно работе, ведь нам за это платят. Хотите узнать, как избавится от чувства вины и заняться успешным самообразованием, тогда эта статья именно для вас.

26.06.2017 14:44 · Образование

Зачастую, всех людей делят на два лагеря: гуманитарии и математики. Давайте разберемся, как это объяснить с научной точки зрения.

14.06.2017 13:28 · Образование

Старческое слабоумие - неизбежная часть процесса старения, но многие симптомы этого недуга можно ослабить, либо предотвратить. Начните предпринимать меры уже сейчас, чтобы максимально оттянуть этот процесс.

13.06.2017 15:00 · Образование

Хорошо известно, что чтобы достичь хорошего результата в каком-либо деле, нужны - мотивация и упорство. Если вам не хватает мотивации, то ознакомьтесь со списком неожиданных плюсов, которые вы получите при изучении иностранных языков.

06.06.2017 10:36 · Образование

Окончание школы – очень важный этап в жизни каждого школьника, это рубеж в новую жизнь и совершенно другие возможности. Но как раз этот рубеж и является самым сложным, ведь на кону стоит будущее, которое зависит от ЕГЭ или ГИА. Не паникуйте и сконцентрируйтесь, ведь не все так страшно как кажется, спросите у любого студента. Эти экзамены – это только начало сложного пути

Личный опыт: как уехать учиться в США по обмену

К сожалению, полностью бесплатных программ в нашей стране не осталось. На протяжении 20 лет, с 1992 по 2014, в России действовала программа FLEX (Flex Leaders Exchange). Ее целью было предоставить возможности учащимся познакомиться с культурой народов США. FLEX была очень популярна среди школьников и пользовалась авторитетом среди учителей.

Почему FLEX закрыли?

В 2014 году Представительство корпорации «Американские советы по международному образованию» в РФ приняло решение об остановке своей деятельности. Причина закрытия программы так и осталась непонятной. Павел Астахов, уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка в 2014-2015, объяснил это так: «Решение было принято из-за инцидента с одним из российских участников программы. Молодой человек 1997 года рождения, приехавший по обмену в штат Мичиган, был по решению американского суда оставлен на попечении у гомосексуальной пары, у которой ранее он жил в рамках программы. Однако в России у подростка остались родители». Свою речь уполномоченный закончил совсем странным заявлением: «Будем ли возвращать ребенка — это уже зависит от позиции его российских родителей».

Кого брали учиться?

Программа предоставляла особые требования участникам FLEX на весь период проведения конкурса:

1. Проходить обучение в 8, 9 или 10 классах российской школы;

2. Быть учеником средней школы на момент проведения конкурса. Иметь хорошие и отличные отметки;

3. Изучать английский язык;

4. Отвечать требованиям по выдаче американской визы.

Также школьники должны были предоставить медицинские документы, подтверждающие, что их состояние здоровья позволяет участвовать в программе.

Как проходил отбор на программу?

Конкурс на FLEX проходил в 3 тура:

1 тур — 15-минутный тест на знание английского языка, включающий в себя 10 вопросов из лексики и 6 вопросов по тексту;

2 тур — более сложный тест на знание английского, состоящий из аудирования, чтения  и письма;

3 тур — интервью с кандидатом на английском языке, психологическая игра между полуфиналистами, 2 эссе и заполнение анкеты.

Как жили участники программы?

Участники жили в проверенных и подготовленных американских семьях.

Сколько человек уехало по программе учиться?

За все время существования программы стипендию на учебу в США удалось получить 22000 школьников. За последний год существования FLEX в России финалистами стали более 800 человек.

Об образовании со студентом: Аня Юрьева

Мне удалось поговорить с Аней Юрьевой, участницей программы FLEX в 2014/15 году, а сейчас студенткой Minerva Schools at KGI в Сан-Франциско.  Аня рассказала о том, как проводился конкурс на программу, чем она занималась каждый день в Америке и какие страхи её посещали вдали от семьи.

Аня, с помощью какой программы обмена ты ездила? Как ты узнала о ней?

Ездила по программе FLEX (Future Leaders Exchange). Нам о ней рассказали на английском в школе.

На какой период уезжала? В каком классе?

Эта программа рассчитана на академический год, поэтому я провела 10 месяцев (с августа 2014 по май 2015) в городке Урабандэйл. Я училась в средней школе Urbandale High School в 11 классе.

Эта поездка была для тебя бесплатной или все-таки пришлось делать какие-то взносы?

К счастью, мне не нужно было ни за что платить. Поездка полностью финансировалась госдепартаментом США.

А как проходит отбор на программу? Сложно ли было его проходить?

Отбор состоит из 3 туров: знание английского, 2 тура эссе и анкета. Я не считаю, что в отборе было что-то трудное, скорее, было непонятно, что именно приёмная комиссия хочет увидеть, поэтому я решила просто написать правду. Уже приехав в США, я поняла, что они ищут сильных ребят, которые смогут адаптироваться в чужой среде и показать свою культуру в лучшем свете.

Скажи, ты жила в семье или в кампусе? Возможен ли выбор?

Я жила в семье. Программа не предполагает проживание в кампусе, так как в большинстве случае в государственных американских школах не бывает кампусов.

Сложно ли было уживаться с принимающей семьей? Возникали ли какие-то разногласия?

У меня были только принимающие родители: Джо (57 лет) и Шона (52 года). В целом, у нас были очень хорошие отношения, но они жили довольно далеко от города, поэтому возникали конфликты насчёт того, как я буду добираться до тусовок с друзьями или тренировок по бегу. Сейчас мы не общаемся.

Наверное, тяжело провести весь год в окружении совершенно незнакомых людей. Ты скучала по дому? Возникало ли желание всё бросить и уехать?

Скучала, и еще как! В школе не было ни одной русской души, а так хотелось с кем-нибудь поговорить на родном языке, пожаловаться на сложный анализ по химии или просто пошутить по-русски. Но желания уехать не возникало, я знала, что это все временно, да и поговорить с родителями всегда можно по «Фейстайму».

Какие предметы ты брала в школе? Сложно ли было адаптироваться в новой системе обучения и в принципе перейти на обучение на иностранном языке?

Моя старшая школа была довольно большой, около 1200 человек. Я брала химию, математику, сочинения, американскую историю, экономику и архитектурный дизайн. Было довольно сложно адаптироваться, особенно к американской истории, столько всего читать...

Удалось ли за время поездки подтянуть язык? В чем видишь принципиальную разницу между твоим уровнем языка до и после программы?

Конечно, я значительно улучшила английский, до поездки у меня был языковой барьер, который очень быстро рухнул в первую неделю в США. Ещё я научилась понимать (и употреблять в речи) жаргон и писать академические работы.

Многие очень хвалят американскую систему образования и критикуют нашу. В чем принципиальная разница между ними?

Самая главная разница — выбор! В американской школе обширный выбор предметов: от резьбы по дереву и моды до робототехники и теории познания. Такой выбор дает ребятам исследовать разные очень узкие направления и пробовать себя в чём-то новом каждый семестр. Мне кажется, такой подход к образованию мотивирует ребят подходить к обучению более ответственно и осознанно.

Да, я думаю, это делает их выбор профессионального образования более осознанным. Как вообще американские школьники относятся к ребятам с программ обмена?

Честно сказать, в моей школе всем было безразлично, что за страна Россия и где она находится. Обычно заинтересованные ребята спрашивали, нравится ли мне Путин и сколько водки я пью за завтраком. Сейчас я продолжаю общаться только с несколькими.

Как проходил твой обычный день в Америке? Чем занималась в свободное время?

Я вставала в 6 утра, быстро собиралась, завтракала и бежала на остановку, чтобы словить легендарный желтый школьный автобус, который был очень медленным и тащился до школы 45 минут. Уроки начинались в 7:55 и длились до 15:10. Между парами был пятиминутные перемены и одна тридцатиминутная, чтобы покушать ланч. После уроков, если у меня не было тренировок,  всё тот же желтый автобус отвозил меня домой. Я кушала, садилась делать домашнюю работу и ждала, пока придут родители. В общем, довольно скучно и рутинно.

Что дала тебе эта программа? Почему, как тебе кажется, стоит ездить по программам обмена в школе?

Я считаю, что самое главное, что я приобрела — осознание, что наш мир очень тесен и нам всем пора перестать разделять друг друга на своих и чужих, а работать вместе над глобальными проблемами. На программы по обмену стоит поехать, чтобы понять мир и себя.

Все фото взяты из личного архива Ани.

Какие программы есть сейчас?

Сейчас очень сложно найти действующие программы обмена. Делюсь с вами самыми приемлемыми из тех, что мне удалось отыскать:

1.  ACES

Программа очень похожа на FLEX: ребята живут в семьях целый год и проходят обучение в американской школе. Есть возможность уехать на один семестр, начиная с сентября или с января. Крайний срок подачи заявки на сентябрьскую программу  —  31 марта, а на январскую  — 30 сентября.  Участники не несут какие-либо расходы кроме административных, трат на школьное питание, медицинскую страховку и визу. Отбор проходит на основе конкурса, участвовать в котором приглашают всех школьников 9-11 классов в возрасте от 14-18 лет.

2.      ACTR 

Программа для учащихся 9-10 классов. Школьники живут в американских семьях и учатся в местных школах один учебный год. Отбор также проходит на конкурсной основе и, помимо других требований, предполагается хорошее владение разговорным и письменным английским языком. Сроки подачи заявок лучше уточнять по телефону, указанному на сайте программы.


Смотрите также