Санкт-Петербург, м. Пл. Восстания,
ул. Гончарная, дом 13

+7 (812) 458-53-53

+7 (921) 771-65-11

[email protected]

Статус лица получившего политическое убежище


§ 3. Правовой статус беженцев и лиц, получивших в РФ политическое убежище

По действующему российскому законодательству беженцем является лицо, не имеющее гражданства РФ, прибывшее или желающее прибыть на территорию РФ и при этом вынужденное (или намеревающееся) покинуть постоянное место жительства на территории другого государства из-за совершения в отношении его насилия или преследования либо реальной опасности подвергнуться такому насилию. Словом, беженцы - это лица, бежавшие с территории какого-либо государства от насилия. Беженцем не может быть признано лицо, совершившее преступление против мира, человечности или другое тяжкое преступление, признаваемое таковым законодательством РФ. Правовой статус беженцев в РФ регулируется Законом от 19 февраля 1993 г. «О беженцах» (в редакции Федерального закона от 23 мая 1997 г.), принятым вследствие присоединения России к Конвенции о беженцах 1951 г.

Признание лица беженцем сопровождается следующими процедурами:

1) обращение с ходатайством о признании беженцем;

2) предварительное рассмотрение ходатайства;

3) принятие решения о выдаче свидетельства;

4) выдача свидетельства либо уведомления об отказе в рассмотрении ходатайства по существу;

5) рассмотрение ходатайства по существу;

6) принятие решения о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем;

7) выдача удостоверения беженца либо уведомления об отказе в признании беженцем.

Лицо, заявившее о желании быть признанным беженцем, обращается с ходатайством в следующие инстанции: 1) в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ государства своей гражданской принадлежности; 2) в пост иммиграционного контроля федерального органа исполнительной власти по миграционной службе, а при его отсутствии - орган пограничного контроля на государственной границе РФ; 3) в территориальный орган по миграционной службе при вынужденном незаконном пересечении государственной границы. При этом обращение должно последовать в течение суток со дня пересечения государственной границы РФ; 4) в территориальный орган миграционной службы по месту своего пребывания на законном основании на территории РФ.

При наличии предусмотренных законом оснований лицу может быть отказано в рассмотрении ходатайства по существу. В частности, основаниями отказа являются возбуждение в отношении ходатайствующего лица уголовного дела за совершение преступления на территории РФ; прибытие лица из иностранного государства, на территории которого оно имело возможность быть признанным беженцем; в случае, если лицо отказывается сообщить сведения о себе; если лицо состоит в браке с гражданином (гражданкой) РФ и в соответствии с российским законодательством может получить разрешение на постоянное проживание на территории РФ и др. При отсутствии таких оснований ходатайство лица рассматривается по существу в следующем порядке: 1) в отношении лица, находящегося вне пределов территории РФ, - федеральным органом исполнительной власти по миграционной службе в течение 2 месяцев со дня принятия решения о выдаче свидетельства; 2) в отношении лица, находящегося в центре временного размещения, - территориальным органом миграционной службы в течение 3 месяцев со дня принятия решения о выдаче свидетельства. В необходимых случаях срок рассмотрения ходатайства может быть продлен, но не более чем на 3 месяца. Лицу, признанному беженцем и достигшему 18 лет, выдается удостоверение установленного образца - документ, удостоверяющий личность беженца (прибывших с ним членов семьи) в РФ и дающий ему (им) право находиться на территории РФ на законном основании.

При этом беженцем лицо признается на срок до 3 лет. Лицо, признанное беженцем, пользуется всеми правами гражданина РФ; на беженцев распространяются льготы по налогам, сборам и пошлинам, устанавливаемым для вынужденных переселенцев. Им предоставляется возможность в 3-месячный срок избрать местом своего постоянного жительства либо населенный пункт из числа предлагаемых органом миграционной службы, либо населенный пункт, в котором проживают его родственники при условии их согласия. На беженцев распространяются льготные условия приобретения российского гражданства. Законом предусмотрены гарантии прав беженцев: беженец не может быть возвращен против его воли в страну, которую он покинул; решения и действия органов государственной власти и должностных лиц, ущемляющие права беженца, могут быть обжалованы в вышестоящие органы или в суд. Лицо утрачивает статус беженца, если оно приобрело гражданство РФ или другого государства, выехало на постоянное место жительства за пределы РФ, умышленно сообщило ложные сведения, послужившие основанием для признания его беженцем.

Политическое убежище в РФ

Оно предоставляется лицам, преследуемым у себя на родине за политические или религиозные убеждения, а также за действия, неквалифицируемые в международном и национальном праве демократических государств как правонарушение. В конституционно-правовом смысле предоставление политического убежища означает: разрешение на въезд в данное государство; пребывание на территории государства; гарантии государства о невыдаче данного лица другому государству, даже в случае совершения им преступления на территории этого государства. Порядок предоставления Российской Федерацией политического убежища предусмотрен Указом Президента РФ от 2 июля 1997 г. N 746, которым утверждено соответствующее Положение. Положение устанавливает, что РФ предоставляет политическое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного места жительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, нормам международного права. В соответствии с Положением политическое убежище не может быть предоставлено лицу: а) преследуемому за действия, признаваемые в РФ преступлением; б) привлеченному в качестве обвиняемого по уголовному делу; в) прибывшему из третьей страны, где ему не грозило преследование; г) прибывшему из страны с устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека; д) прибывшему из страны, с которой РФ имеет соглашение о безвизовом пересечении границ; е) представившему заведомо ложные сведения; ж) имеющему гражданство третьей страны, где оно не преследуется.

В соответствии с Указом лицо, желающее получить политическое убежище в РФ, обязано в течение 7 дней по прибытии на территорию РФ или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих этому лицу вернуться в страну своей гражданской принадлежности или постоянного жительства, обратиться с ходатайством в территориальный орган Федеральной миграционной службы по месту своего пребывания. Решение о предоставлении политического убежища принимает Президент РФ на основании материалов, представленных ему Комиссией по вопросам гражданства при Президенте РФ. Лицу, которому предоставляется политическое убежище, органы внутренних дел выдают вид на жительство. Указом Президента лицо может быть лишено предоставленного ему в РФ политического убежища по следующим основаниям: а) по соображениям государственной безопасности; б) если такое лицо занимается деятельностью, противоречащей целям и принципам Организации Объединенных Наций; в) если оно совершило преступление и в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.

Отличие статуса беженца и политического убежища

Личности, которые получили временное убежище, получают ряд преимуществ:

  • разрешено пользоваться жилым помещением по договору найма;
  • помощь при выезде за пределы России;
  • имеют право работать, не получая специального разрешения;
  • иные права.

После получения свидетельства о предоставлении временного убежища, лицо (и его семья) при изменении своих данных (например, изменение фамилии, состава семьи, приобретения гражданства и т.д.) должны обратиться в ФМС по месту пребывания. В течение недельного срока они обязуются уведомлять ФМС также в случае смены места проживания. Получив свидетельство об убежище, национальный паспорт беженца передают на хранение в территориальный орган исполнительной власти. Внимание Лица, получившие такой статус, имеют гарантию, что их не передадут без их согласия на территорию их родного государства.

Чем отличается статус беженца от временного убежища

Как получить убежище в РФ Законодательством РФ предусмотрено такое понятие, как временное убежище (политическое убежище). Такое право предоставляется иностранцам и жителям без какого-либо гражданства, если на своей Родине они могут поддаваться репрессиям из-за политических или иных соображений. Решение принимается непосредственно Президентом РФ от имени Российской Федерации с учетом интересов страны с соблюдением международных правил.

Убежище в сша и беженцы

Конституционное право исходит из того, что статус беженца — временное явление, но не устанавливает каких бы то ни было сроков пребывания в нем. Поэтому после получения разрешения на постоянное пребывание, либо приобретения гражданства РФ, либо в связи с отпадением оснований для отказа от пользования защитой государства своей гражданской принадлежности, а также в других указанных в законе случаях лицо утрачивает статус беженца. Политическое убежище РФ предоставляет иностранцам и лицам без гражданства, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права.

Как получить убежище в рф

Список таких стран ежегодно составляется Министерством иностранных дел России. Тем самым для граждан ряда стран априори исключается предоставление политического убежища независимо от характера преследования в собственной стране.

Такой подход заведомо принижает значение рассматриваемого института как института защиты прав и свобод человека. Конституционное право, выделяя лиц, получивших политическое убежище, из числа иностранцев, в то же время содержательно почти не определяет особенности их правового статуса.

Только ч. 2 ст. 63 Конституции РФ запрещает выдачу другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения. Поскольку политические убеждения могут явиться основанием даю получения политического убежища, постольку последнее дает гарантию невыдачи лица стране его гражданской принадлежности.

Правовой статус беженцев и лиц, получивших в рф политическое убежище

[attention]Даже если заявителю будет дан отказ, он имеет право оспорить такое решение в судебной инстанции. Чаще всего человеку будет отказано в предоставлении убежища, если:

  • поданы ложные или фальшивые документы;
  • человек совершил на территории России уголовно наказуемое преступление;
  • основания, которые человек указал при подаче заявления о предоставлении убежища, не были подтверждены;
  • иные основания.

Лица, которые уже получили убежище, могут его утратить по таким причинам:

  • если обстоятельства, которые послужили основанием для предоставления убежища, отпали;
  • иностранец приобрел гражданство РФ, право на постоянное проживание в России или гражданство иного государства;
  • он выехал с территории России.

Инфо После того, как свидетельство о временном убежище аннулируют, в течение месяца лицо должно покинуть Россию.[/attention]

Какая разница между статусом беженца и временного убежища

Лицо, заявившее о желании быть признанным беженцем, обращается с ходатайством в следующие инстанции: 1) в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ государства своей гражданской принадлежности; 2) в пост иммиграционного контроля федерального органа исполнительной власти по миграционной службе, а при его отсутствии — орган пограничного контроля на государственной границе РФ; 3) в территориальный орган по миграционной службе при вынужденном незаконном пересечении государственной границы. При этом обращение должно последовать в течение суток со дня пересечения государственной границы РФ; 4) в территориальный орган миграционной службы по месту своего пребывания на законном основании на территории РФ. При наличии предусмотренных законом оснований лицу может быть отказано в рассмотрении ходатайства по существу.

Чем отличается статус беженца от статуса временного убежища

Воспользоваться предоставленным временным убежищем иностранный гражданин может в течение года. Данный статус продлевается, если вынудившие искать приют обстоятельства не изменились.

На период рассмотрения прошения также выдается справка. Вопрос обычно решается в течение трех дней. Следует отметить, что в обоих случаях – после получения удостоверения беженца или лица, получившего временное убежище, – изымается удостоверение личности, действительное в стране, откуда гражданин прибыл.

Данный документ хранится в ФМС до тех пор, пока не закончится срок действия присвоенного статуса. Гражданин может прервать его, сообщив об этом в вышеуказанный орган. Но покинуть страну в любой момент согласно спонтанно принятому решению он не вправе. Обе категории граждан могут получить бесплатное жилье в том регионе, который готов принять их.

Сообщать свое место жительство, его смену, своевременно являться на контроль.

  • Своевременно сообщать о решении покинуть государство, город пребывания.
  • Приходить на переучет в установленные сроки, не реже 1 раза в год.
  • В чем заключается разница статусов? Дело не только в юридических аспектах, но и в других пунктах. Например, получить временное убежище можно лишь в 2 вариантах:
  1. Существует угроза личности, преследования. Это все основания для присвоения человеку статуса беженца, однако по определенным причинам гражданин не хочет его оформлять, а всего лишь просит временное убежище.
  2. Присвоить статус беженца не представляется возможности, однако и отказать человеку в защите нет причин.

[important]Содержание

  • 1 О правах беженцев
  • 2 Временное убежище
    • 2.1 Получение временного убежища для граждан Украины: Видео

О правах беженцев Обосноваться где-либо на данном основании можно на три года. При этом присвоенный статус будет продлен при условии, что в стране постоянного проживания беженца все еще сохраняются условия, которые мешают ему вернуться домой. [/important] Получить данный статус можно в таких случаях: Читайте также

  • если существует угроза жизни и здоровью на основе политических, религиозных, расовых, социальных преследований;
  • если преследование ведется группой лиц, наделенных властью;
  • если государство не предпринимает никаких мер для пресечения каких-либо форм дискриминации.

Пребывание в стране на основании статуса беженца дает право на постоянное проживание и работу.

Как соотносятся статус беженцев и лиц получивших политическое убежище

Ситуация в стране, которая вынуждает граждан покинуть территорию, заставляет людей выбирать временное убежище или статус беженца. Военные действия, религиозные конфликты, расовые преследования — именно они заставляют людей покинуть свой родной кров и искать укрытие в других государствах. Беженцы — данный тип людей является самым незащищенным классом населения. Не имея никаких возможностей, чтобы обеспечить хотя бы первые дни выживания, люди обращаются к иному государству, которое в дальнейшем предоставляет возможность проживания на своей территории, предоставляет помощь и льготы беженцам.

Правовой статус беженцев и лиц, получивших в рф политическое убежище

Внимание Потом срок предоставления временного убежища можно продлить. Если федеральная миграционная служба выносит положительный вердикт после рассмотрения документов, иностранец получает свидетельство о предоставлении временного убежища. Этот документ является своеобразной заменой паспорта и позволяет официально трудоустраиваться на работу, регистрировать брак в ЗАГСе. Важно При этом паспорт гражданина той страны, откуда приехал человек, изымается на хранение миграционной службой. Выезд за пределы страны становится невозможным. Этот факт пугает многих, хотя, написав заявление, по правилам ФМС можно получить свой паспорт для выезда на необходимый срок или навсегда. Человек, получивший статус временного убежища, подтверждающий легальное пребывание в стране, имеет право на официальное трудоустройство без патента.

Правовой статус беженцев и переселенных лиц. право политического убежища

Список таких стран ежегодно составляется Министерством иностранных дел России. Тем самым для граждан ряда стран априори исключается предоставление политического убежища независимо от характера преследования в собственной стране. Такой подход заведомо принижает значение рассматриваемого института как института защиты прав и свобод человека. Конституционное право, выделяя лиц, получивших политическое убежище, из числа иностранцев, в то же время содержательно почти не определяет особенности их правового статуса. Только ч. 2 ст. 63 Конституции РФ запрещает выдачу другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения. Поскольку политические убеждения могут явиться основанием даю получения политического убежища, постольку последнее дает гарантию невыдачи лица стране его гражданской принадлежности.

Чем отличается статус беженца от временного убежища

К политическим мотивам относятся не только собственнополитические убеждения, но и общественная деятельность, религиоз­ные убеждения, расовая или национальная принадлежность. Право на предоставление убежища является одним из суверенных прав государ­ства. В соответствии с Положением о порядке предоставления Россий­ской Федерацией политического убежища 1997 г. такое убежище пре­доставляется лицам, ищущим убежище и защиту от преследованияили от реальной угрозы в стране своей гражданской принадлежности или обычного места жительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическимпринципам, признанным международным правом и мировым сооб­ществом. В современном международном праве право убежища понимается в двух аспектах: 1. Право индивида на убежище, т.е. право личности искать и поль­зоваться убежищем. Такая позиция закреплена в ст.

Правовое положение лиц, которым предоставлено политическое убежище

Государства въезда обеспечивают беженцам и вынужденным пере­селенцам в местах их временного размещения необходимые социаль­но-бытовые условия; оказывает содействие в трудоустройстве; в ис­требовании и получении необходимых документов. Большинство государств придерживается мнения, что беженцы -это лица, которые пересекли государственную границу, а перемещенные лица — нет. Понятие «перемещенные лица» в основном отождеств­ляется с понятием внутренних беженцев (вынужденных переселенцев) Право убежища представляет собой возможность индивида полу­чить разрешение на проживание в предоставившем убежище государ­стве; это предоставление государством какому-либо лицу возможно­сти укрыться на его территории от преследования по политическим мотивам в государстве своего гражданства или постоянного места жи­тельства.

Статус лица получившего политическое убежище административное право

Статья содержит международно-правовые и конституционно-правовые подходы к регулированию вынужденной миграции, оценку основных международных документов по предоставлению убежища и анализ действующего российского законодательства по защите лиц, ищущих убежище в РФ.

Автор уделяет особое внимание современным правовым доктринам института убежища.

The article reveals international and constitutional legal approaches to the regulation of forced migration, the assessment of the basic international documents on the Asylum and the analysis of the Russian legislation to protect Asylum-Seekers. The authorexamines particularly the modern doctrines of the Asylum Law. Г.С.

Основные аспекты конституционно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации

Машарова А.

Основные аспекты конституционно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства закреплены в законодательстве для всех, кто прибывает в нашей стране, не являясь ее гражданином: — данная категория граждан не может занимать посты государственных служащих, а также ряд должностей (Президент России, командир экипажа воздушного судна и пр.)

Основной принцип, определяющий правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, закреплен в ст.

62 Конституции. В соответствии с ней указанные лица пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Российского закона, конкретизирующего правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства, пока нет. В бывшем Союзе ССР 24 июня 1981 г. был принят Закон «О правовом положении иностранных граждан в СССР».* В нем закреплены общие принципы их правового положения, их основные права, свободы, обязанности и ответственность.

До принятия соответствующего закона в Российской Федерации он действует на ее территории в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.

Право на политическое убежище

В соответствии с данным правом каждый человек, преследуемый за убеждения, может искать убежище в других странах и пользоваться этим убежищем.

В таком виде это право закреплено во Всеобщей декларации прав человека и большинстве конституций мира.

Такой защитой пользуется человек, которого на его родине преследуют за политические, религиозные и иные убеждения, если эти убеждения не являются преступными с точки зрения международного права. Например, право на убежище не признается за теми, кто совершает неполитические преступления или деяния, противоречащие целям и принципам ООН (военные преступления, преступления против мира и человечества), не могут претендовать на убежище также лица, совершившие уголовное преступление (убийство, террористические акты, выступления в защиту расизма, подрыв общественного порядка и т. д.)

Право на предоставление убежища — одно из наиболее старых прав человека, связанных с гражданством и защитой человека от преследования по религиозным, политическим, идеологическим мотивам.

Под убежищем можно понимать два института: институт временного убежища, предоставляемого в России на основании положений Федерального закона «О беженцах» и институт политического убежища, регулируемый Положением о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, утвержденного Указом Президента РФ от 21.07.1997 № 746.

1) имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации; 2) не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом «О беженцах», но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации равными правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации (ч.

3 ст. 62 Конституции), кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

Административно-правовой статус иностранных граждан (лиц без гражданства) (далее, если не оговорено иное, — иностранный гражданин) на территории РФ определяется Конституцией, законодательством РФ.

Политическое убежище это

Обычно, за политические, религиозные и иные убеждения, а также за действия, не квалифицируемые в международном и национальном праве демократических государств как правонарушение; право на въезд и пребывание на территории данного государства.

Оказавшись в США, необходимо обратиться в иммиграционную службу с соответствующим заявлением. Политическое убежище предоставляется, если человек находится в США (по туристической или другой визе, и даже нелегально) и боится возвращаться на родину в связи с прошлыми преследованиями (past prosecution) или опасается возможных преследований (future prosecution).

принадлежности человека к определённой расе, принадлежности человека к определённой национальности, религиозных взглядах, политических взглядах, принадлежности человека к определённой социальной группе.

Целью настоящего Закона является определение прав и обязанностей, связанных с предоставлением убежища на территории Республики Венгрия, обеспечение защиты прав человека и основных свобод путем предоставления гарантий законности в официальном делопроизводстве, а также обеспечение защиты от дискриминации по признаку расы, вероисповедания, гражданства или политических убеждений.

а) «беженец «: лицо иной гражданской принадлежности или лицо без гражданства (далее — «иностранец»), которое из-за преследований, а также в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, покинуло страну своей гражданской принадлежности или, если лицо не имеет определенного гражданства, страну своего обычного местожительства, остается на территории Республики Венгрия и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; а также близкие члены семьи такого лица при условии, что это лицо было признано беженцем органами по делам беженцев по заявлению этого лица; b) «лицо, временно находящееся под защитой «: иностранец, прибывший в составе группы беженцев вследствие иностранной оккупации, войны, гражданской войны или столкновений на этнической почве, а также массовых и грубых нарушений прав человека, происходящих в их стране, который получил временную защиту в Республике Венгрия на основе решения правительства и был признан органом по делам беженцев лицом, находящимся под временной защитой; c) «лицо, получившее разрешение на пребывание «: иностранец, который временно не может быть выслан в свою страну в силу опасений, что оно может там подвергнуться высшей мере наказания, пыткам, бесчеловечному или унижающему обращению, при условии, что это лицо признано органами по делам беженцев лицом, получившим разрешение на пребывание; d) «безопасная страна происхождения «: предположение, относящееся к стране гражданской принадлежности или, если лицо не имеет определенного гражданства, к стране обычного местожительства лица, обращающегося за признанием в качестве беженца, в случае, если в этой стране соблюдаются положения Международного пакта о гражданских и политических правах, Женевской конвенции, Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания и Конвенции о защите прав человека и основных свобод, подписанной в Риме 4 ноября 1950 года, и где правовая система и гарантии соблюдения закона предотвращают угрозу преследования по признаку гражданства, принадлежности к определенной социальной группе, политических убеждений, расы, вероисповедания, и если такая страна содействует независимым национальным и международным организациям в контроле и наблюдении за соблюдением права человека; e) «безопасная третья страна «: страна, удовлетворяющая характерным для безопасной страны происхождения лица, обращающегося за признанием в качестве беженца, условиям, и где до прибытия на территорию Республики Венгрия иностранец уже пребывал, поселялся, проезжал или начинал поездку и, учитывая применимость Женевской конвенции по отношению к нему, не воспользовался возможностью заявить о такой применимости; при условии, что иностранец не может, согласно правилам и постановлениям этой страны, быть возвращен в страну, где он подвергся бы преследованиям, пыткам, бесчеловечному или унижающему обращению; f) «непосредственный член семьи «: супруг/супруга и несовершеннолетний ребенок иностранца; в случае несовершеннолетия лица, обращающегося за признанием в качестве беженца, — родители; 1.

Российское государство исходит из того, что иностранцы и лица без гражданства (апатриды) должны иметь равные между собой права и обязанности независимо от пола, расовой, национальной принадлежности, имущественного положения и так далее, при этом оно основывается на принципе предоставления иностранцам и лицам без гражданства максимума прав, не связанных с российским гражданством.


Смотрите также