Санкт-Петербург, м. Пл. Восстания,
ул. Гончарная, дом 13

+7 (812) 458-53-53

+7 (921) 771-65-11

[email protected]

Налоги для физических лиц во франции


Налогообложение физических лиц по законодательству Франции

В данной статье рассматривается практика налогообложения доходов, имущества, капитала физических лиц, работающих и проживающих на территории Франции.

Ключевые слова: Налоги с физических лиц, налог на доходы физических лиц, налогообложение имущества, налог на наследство, налоговая система Франции, налоговый резидент

Система налогообложения доходов и имущества физических лиц, проживающих во Франции закреплена в Налоговом Кодексе Французской Республики (Codegénéraldesimptôs, CGI). Для того чтобы понять какие именно налоги необходимо платить гражданину, переехавшему во Францию, следует обратиться к этому законодательному акту. Ниже будут рассмотрены основные налоги, составляющие налоговое бремя граждан имеющих доход и недвижимость в этой стране. Лица, проживающие в стране менее 183 дней в году, не имеют статус налоговых резидентов.

Тот факт, что физическое лицо не имеет статус резидента не освобождает его от обязанности уплаты подоходного налога (impôt sur le revenu), однако он взимается только с источников дохода внутри страны. В то время как у налогового резидента облагается доход полученный как во Франции, так и за ее пределами. Плательщиками этого сбора являются все совершеннолетние лица на территории Франции. Ставка подоходного налога варьируется в зависимости от совокупного дохода семьи, превышающего 5 963 евро. Требуемая сумма указывается в налоговой декларации и включает в себя все источники прибыли за прошедший год. В первый год налогоплательщик обязан сам обратиться в ближайший налоговый центр по месту жительства для получения декларации. Указать свои доходы нужно до конца марта. За неверные сведения и задержку предусмотрен штраф. Декларация подается даже при нулевых доходах. Юридические лица платят корпоративный налог, ставка которого составляет 15–33,33 %.

Таблица 1. Подоходный налог во Франции

Прибыль, евро

Налог, %

Менее 5 963

0

5 964–11 896

5,5

11 897–26 420

14

26 421–70 830

30

70 830–150 000

41

150 001–1 000 000

45

Свыше 1 000 000

48–49

Передача недвижимости между родственниками во Франции облагается налогом на наследство (l’impôt sur les successions). Ставка колеблется в широких пределах и зависит от степени родства. Приоритет имеют родители и дети. Далее следуют братья и сестры. В некоторых случаях ставка достигает более половины самой стоимости. Нередки случаи продажи недвижимого имущества для погашения налогового бремени. Налог распространяется и на недвижимость лиц, не имеющих статус налогового резидента. Для того чтобы вывести имущество из-под французской налоговой юрисдикции, иностранец может зарегистрировать S. C. I. (Société Civile Immobilière) — гражданскую компанию по операциям с недвижимостью. После этого дом или квартира попадают в правовое поле родной страны эмигранта.

Таблица 2. Налог на наследство во Франции

Стоимость, евро

Ставка, %

Менее 8 072

5

8 072–12 109

10

12 109–15 932

15

15 932–552 324

20

552 324–902 838

30

902 838–1 805 677

40

Более 1 805 677

45

Еще одним прямым обложением с доходов во Франции является налог солидарности на состояние (impôt de solidarité sur la fortune ­— ISF), также известный как налог на богатство.

С 1 января 2015 года он распространяется на лиц, чье состояние в стране превышает 1,3 млн евро. Из этих денег финансируются различные социальные программы помощи неимущим. Ставка налога может варьироваться от 0,5 % до 1,5 % в зависимости от величины дохода. Прибыль считается в основном с недвижимых активов, поэтому избежать выплаты можно также регистрацией S. C. I. Другим путем освобождения от налога на богатство может считаться использование недвижимости для профессиональной деятельности или сдача в аренду. ISF выступает продуктом французской политической системы с большим влиянием левых партий. Во многих европейских странах нет ничего подобного.

Таблица 3. Налог на богатство во Франции

Размер активов, евро

Ставка, %

До 800

0

800–1 300

0,5

1 300–2 570

0,7

2 570–5 000

1

Во Франции работодатель ежемесячно удерживает определенную часть зарплаты. Эти социальные налоги компенсируют медицинские расходы, пособия по безработице и прочие затраты на работника. Ставка варьируется от 15 % до 23 % в зависимости от уровня зарплаты. Кроме того, в каждом регионе, департаменте или коммуне взимаются местные налоги для пополнения региональных бюджетов.

Франция прочно входит в число 15 европейских государств наиболее популярных для покупки недвижимости. После приобретения жилья первым делом необходимо зарегистрировать недвижимое имущество, оплатив услуги нотариуса.

Таблица 4. Размер нотариальной комиссии во Франции

Сумма сделки, евро

Комиссия %

Менее 6 500

4

6 500–17 000

1,65

17 000–60 000

1,1

Более 60 000

0,825

Ему же надо будет заплатить пошлину на оформление права собственности. Сбор на первичную недвижимость составит всего 2–3 %. Если же понравившейся объект построен более 5 лет назад, нужно будет оплатить 6–7 % его стоимости.

Собственник жилья во Франции ежегодно платит налог на недвижимость (taxe foncière), зависящий от местонахождения и площади последней. Для расчета ставки используется понятие «условная аренда». В промышленно развитом городе налог на недвижимость обойдется в сумму равную половине месяца аренды. В менее престижном населенном пункте ставка будет равна 1,5-месячному арендному сроку. Налог на проживание (taxe d’habitation) распространяется на собственников и арендаторов жилья. Ставка может разниться в зависимости от благосостояния конкретного города, численности семьи и ее дохода. Минимальная стоимость этого сбора эквивалентна месяцу «условной аренды». Однако налоговая выгода от приобретения жилья в промышленно развитом районе закономерно уравнивается более высокими ценами. Специалисты при покупке первичной недвижимости уделяют большое внимание правильному выбору риэлтора. Ведь грамотно оформленные последним документы могут освободить от налогов на целых 5 лет.

Зачастую иностранцы приобретают жилье в стране для последующей его сдачи внаем. В этом случае они обязаны платить налог на доход с аренды (l’impôt sur le revenu locatif). Ставка для лица не имеющего статуса налогового резидента колеблется от 20 % до 45 %. Из налогооблагаемой базы вычитаются расходы на ремонт и содержание жилья. Также необходимо заплатить социальный сбор, составляющий 15,5 %. Если недвижимость находится в собственности юридического лица, ставка налога составит 33 %.

Таблица 5. Налог на доход с аренды во Франции

Доход, евро

Ставка, %

До 5 963

5

5 963–11 896

10

11 896–26 420

15

26 420–70 830

20

70 830–150 000

41

Более 150 000

45

При перепродаже недвижимости вступает в силу налог на прирост капитала. При этом налогооблагаемой базой выступает разница между ценами покупки и продажи. На 2015 год ставка для налогоплательщиков составила 40,5 %. Размер налога снижается пропорционально времени владения собственностью. Вычет может достигать 24 % от ставки после 18 лет владения. После 22 лет налог не взимается. В ставку налога включен специальный социальный сбор размером 15,5 %, который не платят нерезиденты, а также добавочный налог 6 %. Скидки на социальный сбор также зависят от времени владения жильем. Они составляют 2 % после 6 лет, 4 % после 18 лет и 8 % после 25 лет. 30-летний период владения жильем полностью освобождает от сборов. С 2013 года в стране введен дополнительный налог на продажу недвижимости, ставка которого зависит от суммы прироста капитала и колеблется от 2 % до 6 %.

Во Франции есть важный стимул к сдаче недвижимого имущества в аренду или продаже. Если немеблированное жилье не занято более года, оно облагается налогом на пустующую недвижимость. В основном это маленькие коммуны с населением не более 50 тыс. человек. Спустя год пустующий объект обойдется собственнику в 12,5 % от среднего по рынку дохода от подобного жилья. Далее ставка увеличится до 25 %.

Оформленная на юридическое лицо недвижимость подпадает под уплату ежегодного налога на косвенное владение, составляющим 3 % от рыночной стоимости жилья. Освобождается от уплаты недвижимое имущество компаний из стран, заключивших с Францией договор, который открывает местным органам информацию об акционерах.

Таким образом следует отметить невысокие, по сравнению с другими странами Европы, налоги на недвижимость, которая может являться важной статьей дохода. А фискальная привлекательность Франции для желающих открыть тут свой бизнес, напротив, оставляет желать лучшего.

Литература:

Налоги во франции для физических лиц

Бюджет Франции более чем на 90 % состоит именно из налоговых поступлений. В совокупности во Франции предусмотрено более 200 видов налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей; их ставки и условия взимания ежегодно пересматриваются.

Правила налогообложения, применяемые к плательщику, во многом зависят от того, является ли он налоговым резидентом Франции или нет.

Во Франции налоговыми резидентами признаются те, кто имеет французский домицилий, или место постоянного проживания. В соответствии с французским законодательством, независимо от гражданства домицилированным во Франции признаётся тот,

  • чьё основное место жительства или семья находятся во Франции;
  • кто осуществляет профессиональную деятельность (оплачиваемую либо нет) на территории страны, кроме случаев, когда такая деятельность носит вспомогательный характер;
  • чей центр экономических интересов, т. е. основные инвестиции, юридический адрес предприятия, центр профессиональной деятельности, находится во Франции.

По общему правилу, резиденты страны уплачивают налоги во французскую казну со всех своих мировых доходов: доходов от предпринимательской и трудовой деятельности, роялти, доходов от сделок с недвижимостью, доходов, полученных в виде дивидендов и процентов. Нерезиденты платят только налоги на имущество, расположенное во Франции, и на иной полученный во Франции доход.

Между Францией и Российской Федерацией существует Соглашение об избежании двойного налогообложения, что позволяет российским налоговым резидентам не платить налог в отношении одного дохода дважды. То есть суммы уплаченных во Франции подоходного налога и налога на прирост капитала могут быть зачтены при расчёте сумм налогов, подлежащих уплате по правилам российского законодательства. Налог на имущество, в соответствии с Соглашением, подлежит уплате только во Франции.

Налоги при покупке недвижимости

При покупке жилья, построенного более пяти лет назад, в государственный бюджет страны, а также в бюджет департаментов и коммун покупатель платит регистрационные сборы (les droits d’enregistrement). Суммарно размер регистрационных сборов составляет 5,81 % от vстоимости приобретаемого объекта (в департаментах Индр, Изер и Морбиан — 5,1 %).

При покупке новостройки уплачивается НДС (la taxe sur la valeur ajoutée, TVA) в размере 20 %, который чаще всего включается в стоимость приобретаемой недвижимости, и сбор в размере 0,71498 % от стоимости объекта.

Стоимость нотариального оформления сделки рассчитывается исходя из стоимости объекта.

Например, если покупатель приобретает квартиру общей стоимостью 200 тыс. евро, то за первые 6,5 тыс. евро нотариальный сбор взимается в размере 256,425 евро, за следующие 10,5 тыс. евро — 170,835 евро, далее — 466,55 евро и 1 139,6 евро соответственно. В итоге сумма нотариального сбора составит 2 033,41 евро.

Налоги при владении недвижимостью

Собственники ежегодно платят налог на недвижимость(la taxe foncière), налог на проживание (la taxe d’habitation).

Размер налога на недвижимость зависит от площади и местонахождения недвижимого имущества и устанавливается налоговыми органами в соответствии с кадастром и исходя из арендной стоимости. Налог на проживание, в соответствии с французским законодательством, оплачивается теми, кто занимает жильё на 1 января текущего года — либо его владельцем, либо арендатором.

По словам Лары Парэнан, директора департамента Восточной Европы AS et Associés, ставка налога на недвижимость в год эквивалента стоимости 0,5 месяца аренды, если в городе, в котором находится жильё, есть предприятия. В экономически более слабых населённых пунктах ставка равна плате за 1,5 месяца. Имеется в виду не рыночная аренда, а условная, которая рассчитывается, исходя из средних цен на обычное и социальное жильё, и стоит гораздо меньше рыночной. Taxe d’habitation тоже зависит от того, насколько хорошо наполнена казна города. В самых «отсталых» муниципалитетах его размер равен «условной» месячной аренде.

Например, в пригороде Парижа, где есть предприятия, у владельца недвижимости площадью 100 м², рыночная стоимость которой — 500 тыс. евро, в год уходит 800 евро на taxe foncière и столько же на taxe d’habitation. Другой пример: в пригороде Парижа, где нет предприятий, собственник жилья (100 м², 180 тыс. евро) платит 850 евро в год за taxe foncière и 900 евро за taxe d’habitation.

«Покупать недвижимость надо там, где есть предприятия — в пригородах Парижа (северо-запад), в самой столице, на побережьях (там хорошо развита туристическая инфраструктура) и в горах. В таких местах налоги ниже, но жильё стоит дороже — всё закономерно. К примеру, на востоке от Парижа налога совсем нет благодаря Диснейленду», — говорит Лара Парэнан.

По её словам, владельцы первичной недвижимости вовсе освобождаются от налогов в первые пять лет. Главное условие — правильно заполнить все необходимые документы, а это — забота риелторов.

Помимо этого, те, чьи активы в стране имеют стоимость свыше 1,3 млн евро, платят налог на богатство, или налог солидарности на состояние (l’impôt de solidarité sur la fortune, ISF). Налогообложению подлежит любое недвижимое имущество, находящееся в собственности. Ставки данного налога зависят от стоимости имущества.

Налог на богатство касается только физических лиц и их семей. Одинокие люди платят ISF отдельно, супруги, сожители и лица, заключившие гражданский договор солидарности (PACS),— совместно. При этом собственность несовершеннолетних детей облагается налогом вместе с собственностью их родителей.

Налоги на доходы и прибыль

Максимальная ставка подоходного налога (l’impôtsurlerevenu) достигает 45 %. Вдобавок к основной ставке обладатели сверхвысоких доходов (более 1 млн евро) платят дополнительные 3–4 %.

Собственники, желающие обогатиться за счёт сдачи недвижимости в аренду, обязаны платить налог на доход от аренды (l’impôt surle revenu locatif). Налогооблагаемая база — доход от аренды за вычетом расходов по аренде. Ставки могут колебаться от 5 до 45 %. В отношении нерезидентов применяется плоская ставка в размере 20 %.

Кроме того, для нерезидентов ЕС к этому налогу добавляются социальные сборы (les prélèvements sociaux), ставка которых в совокупности составляет 15,5 %. Таким образом, максимальная ставка дохода от аренды для нерезидентов составляет 60,5 %.

Арендодатели, сдающие помещения площадью менее 14 м² за 30–45 евро/м² и более (сумма зависит от муниципалитета), платят дополнительный ежегодный налог. Ставка данного налога для меблированных студий составляет максимум 10 %.

Существует также налог на пустующую недвижимость (la taxe sur les logements vacants, TLV). Им облагаются немеблированные объекты, расположенные в коммунах с населением более 50 тыс. человек. Если такой объект недвижимости остаётся не занятым более года, ставка составляет 12,5 %, начиная со второго года — 25 %. Налог взимается с вменённого арендного дохода, который рассчитывается на основании данных рынка с учётом характеристик объекта. Посмотреть список коммун, в которых взимается налогна пустующую недвижимость, можно на сайте Legifrance.gouv.fr.

Меблированное жильё, сдающееся на короткие сроки (LMCT, location meublé ecourt terme), ежегодный доход от которого превышает 32,9 тыс. евро, подпадает под категорию льгот (bénéfices industriels et commerciaux, BIC), поскольку доходы от месячной аренды рассматриваются налоговыми органами как промышленная и коммерческая деятельность.

В этом случае социальными взносами и соответствующими налогами облагается лишь 50 % от суммы дохода, полученного от сдачи меблированного жилья в краткосрочную аренду.

В качестве альтернативы из арендного дохода могут вычитаться:

  • затраты по займам (проценты, сбор за обработку заявления и т. д.);
  • страховые премии;
  • расходы, связанные с управлением;
  • расходы, связанные с покупкой, техническим обслуживанием и ремонтом (менее 500 евро);
  • личные расходы;
  • расходы, связанные с приобретением недвижимости (комиссионные агентства и нотариуса);
  • сборы, взимаемые вкондоминиумах.

Также арендатор может освобождаться от уплаты местных налогов (например, налога на недвижимость).

Доход от аренды, получаемый компаниями, облагается налогом по ставке 33,33 % от получаемого дохода за вычетом расходов и амортизации. Этим налогом облагается немеблированное жильё, сдающееся в долгосрочную аренду (минимум на три года).

Владение французской недвижимостью, оформленной на компанию, сопряжено с уплатой ежегодного налога на косвенное владение, который оплачивается по ставке 3 % от рыночной стоимости. Его платят практически все юридические лица. Цель этого налога — противодействовать уклонению от уплаты налогов на роскошь, прирост капитала и наследование.

Однако, к примеру, гражданские компании по операциям с недвижимостью (la société civile immobilière, SCI) освобождены от уплаты данного налога, так как обязаны раскрывать информацию о своих акционерах по требованию французской налоговой инспекции. Освобождены от уплаты налога и иные французские или иностранные компании, зарегистрированные в странах, имеющих договоренность с Францией о раскрытии информации обо всех акционерах компании.

Налоги при продаже

Разница между ценой, по которой объект был куплен, и ценой, по которому он был позже продан, облагается налогом на прирост капитала (l’impôt sur les plus-values immobilières).

Первая продажа недвижимости резидентами может быть освобождена от уплаты налога на прирост капитала.

Недвижимость нерезидентов рассматривается как вторичное место проживания и, соответственно, с них взимается налог на прирост капитала.

Для резидентов ЕС ставка налога составляет 19 %, для российских налоговых резидентов — 33,33 %. Если нерезидент Франции является резидентом не сотрудничающего государства, например, Брунея или Гватемалы, ставка составляет 75 %.

Если недвижимость продается по истечении пяти лет после приобретения, то налог понижается за каждыйгод владения свыше пяти лет. При продаже по истечении более 22 лет недвижимость автоматически освобождается от данного налога. Для определения налогооблагаемой базы из цены продажи вычитается цена приобретения и расходы.

При продаже жилья во Франции бывшими резидентами прирост капитала (на сумму не более 150 тыс. евро) также освобождается от уплаты налога. Для этого налогоплательщик должен пробыть резидентом страны в течение двух лет до выезда, а жильё продано — в течение пяти лет.

При продаже недвижимости, в случае если доход превышает 50 тыс. евро, взимается дополнительный налог, ставка которого варьируется от 2 до 6 %.

Налог на наследство

В соответствии с законодательством страны, французская недвижимость, находящаяся во владении нерезидента, облагается налогом на наследство (l’impôt sur les successions).

Французский налог на наследство исчисляется исходя из стоимости объекта. Налогом не облагается имущество, которое переходит от одного супруга к другому. При передаче недвижимости в наследствоот родителей детям применяются ставки от 5 до 45 %. В случае передачи наследства братьям и сёстрам применяются ставки от 35 % до 45 %, племянникам и родственникам до четвертой степени родства — фиксированная ставка 55 %, а лицам, не состоящим в родстве с наследодателем, — 60 %.

Чтобы легально избежать уплаты налогана наследство, рекомендуется оформлять недвижимость на компанию. В этом случае будут применяться законы той страны, резидентом которой являлся собственник.

Просим обратить внимание, что выше представлена лишь базовая информация о налогах во Франции. Разобраться в нюансах, определить точные размеры налогов и способы их оптимизации вам помогут сертифицированные специалисты по налогообложению во Франции. Tranio настоятельно рекомендует обратиться к ним перед заключением сделки.

tranio.ru

В последнее время в российских СМИ часто упоминаются высокие ставки подоходного налога во Франции, а именно 75% для миллионеров. Но чтобы составить объективную картину того, много или мало платят налогов французы по сравнению с россиянами, нужно иметь внятное и достаточно полное представление о том, как именно организовано подоходное налогообложение физических лиц во Франции по сравнению с Россией. Именно этому и посвящена эта статья.  Налогоплательщики и налоговая база

В России подоходным налогом (НДФЛ — налог на доходы физических лиц) облагается в отдельности каждое физическое лицо, получающее доход. Т.е. налоговая база (сумма, с которой платится налог) вычисляется индивидуально для каждого налогоплательщика по сумме его персональных доходов.

Во Франции подоходным налогом (IR — Impôt sur le Revenu) облагается не каждое отдельное физическое лицо, а вся семья в целом. Иногда это называют подоходным налогом с домохозяйства. Под семьей понимаются супруги и их дети, не достигшие 18 лет, а также дети, не состоящие в браке и моложе 21 года, либо дети-студенты моложе 25 лет. Налоговая база вычисляется для всей семьи как совокупный годовой доход всех членов семьи за вычетом определённых видов расходов, которые налогом не облагаются (подробнее про налоговые вычеты см. ниже).

Далее эта суммарная семейная налоговая база делится на коэффициент размера семьи, и таким образом получается налогооблагаемая доля одного члена семьи, т.е. некий среднедушевой доход семьи (QF — Quotient Familial), который и определяет величину ставки подоходного налога для этой семьи (см. шкалу подоходного налога ниже).

QF = (Совокупный доход семьи) / (Семейный коэффициент)

Для среднедушевого дохода семьи (QF) считается налог по ступенчатой прогрессивной шкале — это получается размер налоговых отчислений на одну долю семьи. А далее размер налоговых отчислений с одной доли снова умножается на коэффициент размера семьи — таким образом получается размер налоговых отчислений на всю семью.

Семейный коэффициент

При подсчёте коэффициента размера семьи складываются весовые коэффициенты всех членов семьи. Взрослые (одинокие или супруги с официально зарегистрированным браком) — каждый по 1, первый и второй несовершеннолетние дети (живущие с обоими родителями) — по 0.5, третий и последующие несовершеннолетние дети (живущие с обоими родителями) — каждый по 1. При разводе или смерти одного из родителей вес ребёнка в подсчёте семейного коэффициента увеличивается. Если это просто одинокий холостяк или незамужняя женщина без детей, то коэффициент размера семьи 1; для семьи из двоих супругов без несовершеннолетних детей коэффициент размера семьи 2; для семьи из двоих супругов с одним несовершеннолетним ребёнком коэффициент размера семьи 2.5; для семьи из двоих супругов с двумя несовершеннолетними детьми коэффициент размера семьи 3; для семьи из двоих супругов с тремя несовершеннолетними детьми коэффициент размера семьи 4; для вдовы/вдовца с одним несовершеннолетним ребёнком коэффициент размера семьи 2.5; для вдовы/вдовца с двумя несовершеннолетними детьми коэффициент размера семьи 3; для вдовы/вдовца с тремя несовершеннолетними детьми коэффициент размера семьи 4; для одного разведенного родителя (не живущего в гражданском браке) с одним несовершеннолетним ребёнком коэффициент размера семьи 2; для одного разведенного родителя (не живущего в гражданском браке) с двумя несовершеннолетними детьми коэффициент размера семьи 2.5; для одного разведенного родителя (не живущего в гражданском браке) с тремя несовершеннолетними детьми коэффициент размера семьи 3.5;

и т.д.

Итого холостяки платят во Франции налогов в среднем больше, женатые в среднем меньше (т.к. жёны либо не работают, либо имеют зарплату ниже мужа, а значит среднеарифметический доход QF будет меньше), а женатые с детьми платят налогов ещё меньше (чем больше детей, тем меньше налогов). Такая схема налогового стимулирования семьи и демографии действует во многих европейских странах.

Процентная ставка (шкала) подоходного налога

В России шкала подоходного налога (НДФЛ) плоская, т.е. налоговая ставка единая для всех и не зависит от уровня дохода. По основным видам дохода налоговая ставка 13% от суммы персонального дохода налогоплательщика.

Во Франции шкала налоговых ставок подоходного налога (IR) не плоская, а прогрессивная. Чем выше доход, тем выше ставка налога. При этом шкала налогов пересматривается и утверждается парламентом Франции каждый год (в зависимости от уровня инфляции, бюджета и экономической ситуации в стране). Вот, например, шкала подоходного налога для физлиц во Франции в 2013 году:

QF до 5 963 евро в год: налог 0% QF от 5 963 до 11 896 евро в год: налоговая ставка 5,5% QF от 11 897 до 26 420 евро в год: налоговая ставка 14% QF от 26 421 до 70 830 евро в год: налоговая ставка 30% QF от 70 831 до 150 000 евро в год: налоговая ставка 41% QF от 150 001 до 1 000 000 евро в год: налоговая ставка 45%

QF свыше 1 000 000 евро в год: налоговая ставка 75%

В прошедшем 2012 году шкала была почти такой же за исключением дополнительных более высоких налоговых ставок для сверхвысоких доходов:

QF до 5 963 евро в год: налог 0% QF от 5 963 до 11 896 евро в год: налоговая ставка 5,5% QF от 11 897 до 26 420 евро в год: налоговая ставка 14% QF от 26 421 до 70 830 евро в год: налоговая ставка 30%

QF свыше 70 830 евро в год: налоговая ставка 41%

При рассмотрении этой прогрессивной шкалы налоговых ставок очень важно учитывать два момента:

1) Слева в налоговой шкале указан не доход одного физического лица, а именно среднегодовой доход в расчёте на одного члена семьи (Quotient Familial). Например, если супруг зарабатывает 28 000 евро в год (~94 750 рублей в месяц), а его жена не работает и сидит дома с единственным несовершеннолетним ребёнком, то (без учёта различных вычетов) QF будет равен 28 000 ÷ 2.5 = 11 200. Это значит налоговая ставка подоходного налога для этой семьи во Франции будет составлять 5.5% (а не 30%, как может показаться на первый взгляд неподготовленному российскому обывателю). В России, где учитывается именно персональный доход налогоплательщика, ставка подоходного налога для доходов этой семьи будет составлять всегда 13%.

2) Указанная справа процентная ставка налога применяется не ко всему доходу целиком, а только к той его части, рамки которой определены слева. Т.е. часть среднедушевого дохода на члена семьи до 5 963 евро в год не облагается налогом вообще, часть среднедушевого дохода на члена семьи от 5 963 до 11 896 евро в год облагается налогом по ставке 5.5%, часть среднедушевого дохода на члена семьи от 11 897 до 26 420 евро в год облагается налогом по ставке 14% и т.д. Таким образом, определяемая по этой шкале ставка налога — это максимальная ставка, применяемая только к самой верхней части дохода. Более низкие части дохода будут облагаться налогом по более низким ставкам.

В России же единая налоговая ставка 13% применяется ко всему доходу целиком, без градаций.

Пример: Семья, состоящая из двоих супругов с двумя несовершеннолетними детьми, зарабатывает совокупно 40 000 евро в год (135 300 рублей в месяц).

Расчёт подоходного налога с этой семьи в России (в год): 40000 × 0.13 = 5200 евро (~211 100 рублей)

Расчёт подоходного налога с этой семьи во Франции (в год): Коэффициент размера семьи = 3 QF = 40000 ÷ 3 = 13333 => налоговая ставка (максимальная) 14%

(5963 × 0 + (11896-5963) × 0.055 + (13333-11896) × 0.14) × 3 = (0 + 326.315 + 201.18) × 3 = 1582 евро (~64 200 рублей)

Получается, что для семьи с таким доходом в России налоговые отчисления подоходного налога будут более чем в три раза выше, чем во Франции. А для такой же семьи с меньшим доходом платить подоходный налог в России будет ещё менее выгодно, чем во Франции.

Налоговые вычеты

Во Франции существует широкая система налоговых вычетов (профессиональных, семейных, социальных, имущественных и др.), что снижает налоговую базу (налогооблагаемую сумму) и соответственно в некоторых случаях может снижать и налоговую ставку (т.к. шкала прогрессивная). Например, из налоговой базы подоходного налога (т.е. из налогооблагаемой суммы семейного годового дохода) перед уплатой налогоы вычитаются:

а) Все профессиональные расходы (расходы, понесенные работающими членами семьи на то, чтобы получить доход от своей работы). Сюда относится оплата профессионального обучения (семинары/курсы по специальности, профессиональная подготовка и переквалификация и т.п.), транспортные расходы на проезд на работу и с работы, покупка спецодежды и рабочих инструментов, необходимых для выполнения работы (включая компьютеры/ноутбуки/телефоны/оргтехнику), расходы на рабочие обеды, расходы на аренду личного офиса и прочие рабочие/профессиональные расходы.

б) Расходы на покупку и постройку жилья для своей семьи.

в) Расходы по охране дома.

г) Социальные/медицинские расходы: страхование жизни (своей и членов семьи), отчисления в фонды медицинского/социального страхования, расходы на лекарства.

д) Расходы на содержание детей в яслях и детских садах. Расходы на обучение детей в школах, лицеях, колледжах и вузах.

е) Расходы на содержание недееспособных членов семьи.  Если вместе с семьёй и на её содержании живёт ближайший родственник (родитель/ребёнок), который является хоть и совершеннолетним, но недееспособным иждевенцем (инвалид, неработающий старик и др.), то на него можно либо получить фиксированный налоговый вычет (несколько тысяч евро в год, без подтверждения расходов), либо присовокупить его доход к общему доходу семьи и учесть его в семейном коэффициенте наравне с несовершеннолетним ребёнком.

ж) Вычет за ребёнка-военнослужащего можно получить даже если он уже совершеннолетний, и даже если у него уже есть своя семья.  Вычет за военнослужащего производится точно так же, как за несовершеннолетнего ребёнка или другого иждевенца на содержании семьи. На него можно либо получить фиксированный налоговый вычет (несколько тысяч евро в год, без подтверждения расходов), либо присовокупить его доход к общему доходу семьи и учесть его в семейном коэффициенте наравне с несовершеннолетним ребёнком.

з) Если помогаешь деньгами работающим родителям, которые живут отдельно, то тоже можешь перед уплатой налогов вычесть соответствующую сумму из своего семейного дохода, но эту передачу денег родителям придётся подтвержить банковской выпиской, а также эта сумма войдёт в суммарный семейный доход работающих родителей (и отразится на их налогах, если они живут во Франции).

и) Расходы на благотворительность (их нужно подтверждать банковскими выписками).

Во Франции все эти вычеты существуют не просто номинально на бумаге, они реально работают, и множество французских семей ими регулярно пользуется, чтобы уменьшить свою налоговую базу.

В России налоговые вычеты тоже существуют. Но, во-первых, в России их, на сколько я знаю, меньше, а во-вторых, их размер ограничен сверху весьма небольшими суммами. Соответственно значительного уменьшения налоговой базы они не дают.

Налоговые резиденты

Налоговыми резидентами Франции являются лица, которые более 183 дней в году проживают на территории Франции. При этом для статуса налогового резидента Франции совсем не обязательно быть гражданином Франции, можно постоянно проживать там, имея только вид на жительство. Налоговые резиденты Франции обязаны платить во Франции по французским налоговым ставкам подоходный налог со всех видов доходов (зарплата, премии, дивиденды, доходы от недвижимости, доходы от банковских вкладов, земельная рента, доход от коммерческой деятельности и др.), причём как с доходов, полученных на территории Франции, так и с доходов, полученных за пределами Франции.

В России с определением статуса налогового резидента и с налоговыми обязательствами для налоговых резидентов ситуация практически такая же.

Социальные отчисления

Ни в России, ни во Франции отчисления в социальные фонды не считаются налогом. Они отчисляются до выплаты подоходного налога и идут не в бюджет, а в некие внебюджетные фонды социального/медицинского/пенсионного страхования. Впоследствии средства из этих фондов используются для выплаты различных медицинских/социальных пенсий/пособий (пособий по больничным листам; расходов на медицинскую помощь; пособий, связанных с рождением ребёнка; пенсий по старости; пенсий по утере кормильца; выплат в связи с инвалидностью и др.).

В России отчисления (страховые взносы) обязательного социального страхования делает только работодатель с зарплатного фонда. Наёмный работник самостоятельно эти отчисления не производит и их реальный размер в своей зарплатной ведомости даже не видит. Для работника это скрытые платежи.

Во Франции же обязательные отчисления в различные фонды социального/медицинского/пенсионного страхования разделены между работодателем и наёмным работником. Часть этих платежей платит работодатель с зарплатного фонда (как и в России). Но другую часть этих отчислений платит сам работник со своей зарплаты (той, которую указывают в объявлениях о работе и в трудовом договоре). Примерно 18-20% от официально объявленной зарплаты каждого работника отчисляются в фонды соцстрахования. И соответственно дальнейшему подоходному налогообложению подлежит только оставшаяся часть 80-82% от исходной французской зарплаты.

Во Франции принято указывать «очень грязную» зарплату, т.е. ещё до социальных отчислений.

Это нужно учитывать при сравнении российских и французских зарплат. Если для сравнения берётся российская «грязная» зарплата (после социальных отчислений, но до уплаты подоходного налога), то из французской «очень грязной» зарплаты для адекватного сравнения сначала нужно вычесть 20%, чтобы тоже получилась просто «грязная» зарплата после социальных отчислений, но до уплаты подоходного налога. Во всех примерах в данной статье указанный доход семьи — это сумма после социальных отчислений и перед уплатой налогов.

Фактически сами отчисления в социальные фонды во Франции делает работодатель (как свою часть, так и часть с зарплаты работников) ещё до выплаты денег на банковский зарплатный счёт работника. Но разница с Россией в том, что в этом случае работник в зарплатной ведомости видит сумму, удержанную с него в виде социальных отчислений, т.е. осознаёт свою персональную часть социальных отчислений. Например, если объявленная грязная зарплата работника составляет 50 000 евро в год, то работник явно увидит, что из них 10 000 евро в год было отчислено в фонды социального страхования, а только 40 000 евро было перечислено ему (до уплаты налогов), и дальнейший подоходный налог он будет платить именно с этих 40 000 евро.

Явная для работников выплата социальных отчислений — это очень важный фактор, играющий роль в осознании французскими работающими гражданами того, сколько именно денег они передают со своих доходов в фонды социального страхования, чтобы потом требовать за эти большие деньги достойной пенсии, достойной медицины, достойных пособий и прочих социальных благ на должном уровне. Собственно, это французы и имеют взамен своих социальных отчислений.

Налоговые выплаты и налоговые агенты

В России налоги в бюджет платит за наёмных работников сам работодатель, а работник получает на руки зарплату уже после удержания всех подоходных налогов. Т.е. работодатель в России является для своих работников налоговым агентом по уплате подоходного налога.

Во Франции работодатель не является налоговым агентом для наёмных сотрудников. Он полностью выплачивает работникам на руки всю сумму (после социальных отчислений, но до выплаты налогов), а подоходный налог с полученной зарплаты обязан платить уже сам наёмный работник самостоятельно.

Самостоятельная выплата подоходного налога — это очень важный фактор, играющий роль в осознании французскими налогоплательщиками того, сколько именно денег они передают со своих доходов в бюджет, чтобы потом требовать сполна с органов власти (президента, правительства, парламента), чиновников, полиции и прочих структур, живущих на бюджетные средства, качественной работы на благо своих налогоплательщиков.

Налоговый период и налоговая декларация

Налоговый период для расчёта подоходного налога и в России, и во Франции — это 1 календарный год.

Но в России налоги за наёмных работников платит работодатель 2 раза в месяц, а самим работникам подавать налоговую декларацию в начале следующего года нужно только в случаях, когда у налогоплательщика кроме зарплаты был какой-то дополнительный источник дохода (доход от недвижимости, доход от дивидендов, доход от коммерческой деятельности и др.)

Во Франции же работники всегда сами платят подоходный налог. После окончания года налогоплательщикам по почте присылаются налоговые декларации, они самостоятельно заполняют их и перечисляют налоги в бюджет через местные налоговые органы (обычно за 3 платежа в течение года, следующего за отчётным налоговым годом).

Налоговые нарушения и преступления

Контроль за своевременностью и точностью налоговых выплат во Франции очень жёсткий. Даже незначительная просрочка в подаче налоговой декларации грозит штрафом ~10% к сумме налоговых отчислений по этой декларации. Непреднамеренная ошибка в декларации (например, забыл указать какой-то небольшой дополнительный доход) грозит штрафом ~10% (кроме полной уплаты налогов за этот период). Намеренная ошибка в декларации (например, явное занижение реальных доходов) грозит штрафом в виде двукратного увеличения налоговых отчислений за отчётный период.

Более серьёзные нарушения (укрывание налогов в особо крупных размерах; подделка документов, подтверждающих доходы/расходы и др.) уже являются налоговым преступлением и грозят кроме штрафов ещё и реальным тюремным сроком.

С налогами там строго, и пытаться обманывать налоговиков действительно опасно.

В России, на мой взгляд, точность и своевременность налоговых отчислений контролируется менее жёстко, и наказания за налоговые нарушения менее суровые. Очень многие налоговые резиденты частично укрывают свои реальные доходы, чтобы платить меньше подоходного налога, и не несут за это серьёзной ответственности перед законом.

Пример вычисления подоходного налога французской семьи

Допустим, семья, живущая во Франции, состоит из двоих супругов с одним несовершеннолетним ребёнком (или ребёнком-студентом). Суммарная зарплата родителей (в любой пропорции между ними) составляет 40 000 евро в год (это зарплата ещё до вычета социальных отчислений). При этом годовой расход этой семьи на профессиональные расходы, покупку компьютера/ноутбука, расходы на ясли/садик/школу/университет и прочие семейные расходы подлежащие вычетам составляет 4 000 евро.

Декларируемая зарплата (т.е. после выплаты 20% социальных отчислений, но перед уплатой подоходного налога) составит: 40000 × 0.8 = 32000 евро в год. После налоговых вычетов налоговая база составит: 32000 — 4000 = 28000 евро. Семейный коэффициент для супругов с ребёнком составляет 2.5 Среднедушевой доход на одного члена семьи (QF) составляет: 28000 ÷ 2.5 = 11200 евро. Это определяет максимальную ставку подоходного налогообложения 5.5% Итого сумма налоговых отчислений по подоходному налогу с этой семьи будет:

(5963 × 0 + (11200 — 5963) × 0.055) × 2.5 = 5237 × 0.055 × 2.5 = 720 евро в год.

Заключение

Надеюсь, после прочтения этой статьи у вас сложилось достаточно внятное и целостное понимание системы подоходного налогообложения во Франции. Теперь вы сможете не только верить на слово любым заявлениям о том, что во Франции очень высокие (или наоборот очень низкие) подоходные налоги, а вы сможете самостоятельно оценить уровень налогов во Франции, уже зная, как именно они взимаются.

www.sk-news.ru

Про подоходный налог для физлиц во Франции

В последнее время в российских СМИ часто упоминаются высокие ставки подоходного налога во Франции, а именно 75% для миллионеров. Но чтобы составить объективную картину того, много или мало платят налогов французы по сравнению с россиянами, нужно иметь внятное и достаточно полное представление о том, как именно организовано подоходное налогообложение физических лиц во Франции по сравнению с Россией. Именно этому и посвящена эта статья.

Налогоплательщики и налоговая база В России подоходным налогом (НДФЛ — налог на доходы физических лиц) облагается в отдельности каждое физическое лицо, получающее доход. Т.е. налоговая база (сумма, с которой платится налог) вычисляется индивидуально для каждого налогоплательщика по сумме его персональных доходов.

Во Франции подоходным налогом (IR — Impôt sur le Revenu) облагается не каждое отдельное физическое лицо, а вся семья в целом. Иногда это называют подоходным налогом с домохозяйства. Под семьей понимаются супруги и их дети, не достигшие 18 лет, а также дети, не состоящие в браке и моложе 21 года, либо дети-студенты моложе 25 лет. Налоговая база вычисляется для всей семьи как совокупный годовой доход всех членов семьи за вычетом определённых видов расходов, которые налогом не облагаются (подробнее про налоговые вычеты см. ниже).

Далее эта суммарная семейная налоговая база делится на коэффициент размера семьи, и таким образом получается налогооблагаемая доля одного члена семьи, т.е. некий среднедушевой доход семьи (QF — Quotient Familial), который и определяет величину ставки подоходного налога для этой семьи (см. шкалу подоходного налога ниже).

QF = (Совокупный доход семьи) / (Семейный коэффициент)

Для среднедушевого дохода семьи (QF) считается налог по ступенчатой прогрессивной шкале — это получается размер налоговых отчислений на одну долю семьи. А далее размер налоговых отчислений с одной доли снова умножается на коэффициент размера семьи — таким образом получается размер налоговых отчислений на всю семью. Семейный коэффициент При подсчёте коэффициента размера семьи складываются весовые коэффициенты всех членов семьи. Взрослые (одинокие или супруги с официально зарегистрированным браком) — каждый по 1, первый и второй несовершеннолетние дети (живущие с обоими родителями) — по 0.5, третий и последующие несовершеннолетние дети (живущие с обоими родителями) — каждый по 1. При разводе или смерти одного из родителей вес ребёнка в подсчёте семейного коэффициента увеличивается.Если это просто одинокий холостяк или незамужняя женщина без детей, то коэффициент размера семьи 1;для семьи из двоих супругов без несовершеннолетних детей коэффициент размера семьи 2;для семьи из двоих супругов с одним несовершеннолетним ребёнком коэффициент размера семьи 2.5;для семьи из двоих супругов с двумя несовершеннолетними детьми коэффициент размера семьи 3;для семьи из двоих супругов с тремя несовершеннолетними детьми коэффициент размера семьи 4;для вдовы/вдовца с одним несовершеннолетним ребёнком коэффициент размера семьи 2.5;для вдовы/вдовца с двумя несовершеннолетними детьми коэффициент размера семьи 3;для вдовы/вдовца с тремя несовершеннолетними детьми коэффициент размера семьи 4;для одного разведенного родителя (не живущего в гражданском браке) с одним несовершеннолетним ребёнком коэффициент размера семьи 2;для одного разведенного родителя (не живущего в гражданском браке) с двумя несовершеннолетними детьми коэффициент размера семьи 2.5;для одного разведенного родителя (не живущего в гражданском браке) с тремя несовершеннолетними детьми коэффициент размера семьи 3.5;

и т.д.

Итого холостяки платят во Франции налогов в среднем больше, женатые в среднем меньше (т.к. жёны либо не работают, либо имеют зарплату ниже мужа, а значит среднеарифметический доход QF будет меньше), а женатые с детьми платят налогов ещё меньше (чем больше детей, тем меньше налогов). Такая схема налогового стимулирования семьи и демографии действует во многих европейских странах. Процентная ставка (шкала) подоходного налога

В России шкала подоходного налога (НДФЛ) плоская, т.е. налоговая ставка единая для всех и не зависит от уровня дохода. По основным видам дохода налоговая ставка 13% от суммы персонального дохода налогоплательщика.

Во Франции шкала налоговых ставок подоходного налога (IR) не плоская, а прогрессивная. Чем выше доход, тем выше ставка налога. При этом шкала налогов пересматривается и утверждается парламентом Франции каждый год (в зависимости от уровня инфляции, бюджета и экономической ситуации в стране). Вот, например, шкала подоходного налога для физлиц во Франции в 2013 году:

QF до 5 963 евро в год: налог 0% QF от 5 963 до 11 896 евро в год: налоговая ставка 5,5% QF от 11 897 до 26 420 евро в год: налоговая ставка 14% QF от 26 421 до 70 830 евро в год: налоговая ставка 30% QF от 70 831 до 150 000 евро в год: налоговая ставка 41% QF от 150 001 до 1 000 000 евро в год: налоговая ставка 45%

QF свыше 1 000 000 евро в год: налоговая ставка 75%

В прошедшем 2012 году шкала была почти такой же за исключением дополнительных более высоких налоговых ставок для сверхвысоких доходов:

QF до 5 963 евро в год: налог 0% QF от 5 963 до 11 896 евро в год: налоговая ставка 5,5% QF от 11 897 до 26 420 евро в год: налоговая ставка 14% QF от 26 421 до 70 830 евро в год: налоговая ставка 30%

QF свыше 70 830 евро в год: налоговая ставка 41%

При рассмотрении этой прогрессивной шкалы налоговых ставок очень важно учитывать два момента:

1) Слева в налоговой шкале указан не доход одного физического лица, а именно среднегодовой доход в расчёте на одного члена семьи (Quotient Familial). Например, если супруг зарабатывает 28 000 евро в год (~94 750 рублей в месяц), а его жена не работает и сидит дома с единственным несовершеннолетним ребёнком, то (без учёта различных вычетов) QF будет равен 28 000 ÷ 2.5 = 11 200. Это значит налоговая ставка подоходного налога для этой семьи во Франции будет составлять 5.5% (а не 30%, как может показаться на первый взгляд неподготовленному российскому обывателю).

В России, где учитывается именно персональный доход налогоплательщика, ставка подоходного налога для доходов этой семьи будет составлять всегда 13%.

2) Указанная справа процентная ставка налога применяется не ко всему доходу целиком, а только к той его части, рамки которой определены слева. Т.е. часть среднедушевого дохода на члена семьи до 5 963 евро в год не облагается налогом вообще, часть среднедушевого дохода на члена семьи от 5 963 до 11 896 евро в год облагается налогом по ставке 5.5%, часть среднедушевого дохода на члена семьи от 11 897 до 26 420 евро в год облагается налогом по ставке 14% и т.д. Таким образом, определяемая по этой шкале ставка налога — это максимальная ставка, применяемая только к самой верхней части дохода. Более низкие части дохода будут облагаться налогом по более низким ставкам. В России же единая налоговая ставка 13% применяется ко всему доходу целиком, без градаций.

Пример: Семья, состоящая из двоих супругов с двумя несовершеннолетними детьми, зарабатывает совокупно 40 000 евро в год (135 300 рублей в месяц).

Расчёт подоходного налога с этой семьи в России (в год): 40000 × 0.13 = 5200 евро (~211 100 рублей)

Расчёт подоходного налога с этой семьи во Франции (в год): Коэффициент размера семьи = 3 QF = 40000 ÷ 3 = 13333 => налоговая ставка (максимальная) 14%

(5963 × 0 + (11896-5963) × 0.055 + (13333-11896) × 0.14) × 3 = (0 + 326.315 + 201.18) × 3 = 1582 евро (~64 200 рублей)

Получается, что для семьи с таким доходом в России налоговые отчисления подоходного налога будут более чем в три раза выше, чем во Франции. А для такой же семьи с меньшим доходом платить подоходный налог в России будет ещё менее выгодно, чем во Франции. Налоговые вычеты

Во Франции существует широкая система налоговых вычетов (профессиональных, семейных, социальных, имущественных и др.), что снижает налоговую базу (налогооблагаемую сумму) и соответственно в некоторых случаях может снижать и налоговую ставку (т.к. шкала прогрессивная). Например, из налоговой базы подоходного налога (т.е. из налогооблагаемой суммы семейного годового дохода) перед уплатой налогоы вычитаются:

а) Все профессиональные расходы (расходы, понесенные работающими членами семьи на то, чтобы получить доход от своей работы). Сюда относится оплата профессионального обучения (семинары/курсы по специальности, профессиональная подготовка и переквалификация и т.п.), транспортные расходы на проезд на работу и с работы, покупка спецодежды и рабочих инструментов, необходимых для выполнения работы (включая компьютеры/ноутбуки/телефоны/оргтехнику), расходы на рабочие обеды, расходы на аренду личного офиса и прочие рабочие/профессиональные расходы.

б) Расходы на покупку и постройку жилья для своей семьи.

в) Расходы по охране дома.

г) Социальные/медицинские расходы: страхование жизни (своей и членов семьи), отчисления в фонды медицинского/социального страхования, расходы на лекарства.

д) Расходы на содержание детей в яслях и детских садах. Расходы на обучение детей в школах, лицеях, колледжах и вузах.

е) Расходы на содержание недееспособных членов семьи. Если вместе с семьёй и на её содержании живёт ближайший родственник (родитель/ребёнок), который является хоть и совершеннолетним, но недееспособным иждевенцем (инвалид, неработающий старик и др.), то на него можно либо получить фиксированный налоговый вычет (несколько тысяч евро в год, без подтверждения расходов), либо присовокупить его доход к общему доходу семьи и учесть его в семейном коэффициенте на равне с несовершеннолетним ребёнком.

ж) Вычет за ребёнка-военнослужащего можно получить даже если он уже совершеннолетний, и даже если у него уже есть своя семья. Вычет за военнослужащего производится точно так же, как за несовершеннолетнего ребёнка или другого иждевенца на содержании семьи. На него можно либо получить фиксированный налоговый вычет (несколько тысяч евро в год, без подтверждения расходов), либо присовокупить его доход к общему доходу семьи и учесть его в семейном коэффициенте на равне с несовершеннолетним ребёнком.

з) Если помогаешь деньгами работающим родителям, которые живут отдельно, то тоже можешь перед уплатой налогов вычесть соответствующую сумму из своего семейного дохода, но эту передачу денег родителям придётся подтвержить банковской выпиской, а также эта сумма войдёт в суммарный семейный доход работающих родителей (и отразится на их налогах, если они живут во Франции).

и) Расходы на благотворительность (их нужно подтверждать банковскими выписками).

Во Франции все эти вычеты существуют не просто номинально на бумаге, они реально работают, и множество французских семей ими регулярно пользуется, чтобы уменьшить свою налоговую базу.

В России налоговые вычеты тоже существуют. Но, во-первых, в России их, на сколько я знаю, меньше, а во-вторых, их размер ограничен сверху весьма небольшими суммами. Соответственно значительного уменьшения налоговой базы они не дают. Налоговые резиденты

Налоговыми резидентами Франции являются лица, которые более 183 дней в году проживают на территории Франции. При этом для статуса налогового резидента Франции совсем не обязательно быть гражданином Франции, можно постоянно проживать там, имея только вид на жительство. Налоговые резиденты Франции обязаны платить во Франции по французским налоговым ставкам подоходный налог со всех видов доходов (зарплата, премии, дивиденды, доходы от недвижимости, доходы от банковских вкладов, земельная рента, доход от коммерческой деятельности и др.), причём как с доходов, полученных на территории Франции, так и с доходов, полученных за пределами Франции.

В России с определением статуса налогового резидента и с налоговыми обязательствами для налоговых резидентов ситуация практически такая же. Социальные отчисления

Ни в России, ни во Франции отчисления в социальные фонды не считаются налогом. Они отчисляются до выплаты подоходного налога и идут не в бюджет, а в некие внебюджетные фонды социального/медицинского/пенсионного страхования. Впоследствии средства из этих фондов используются для выплаты различных медицинских/социальных пенсий/пособий (пособий по больничным листам; расходов на медицинскую помощь; пособий, связанных с рождением ребёнка; пенсий по старости; пенсий по утере кормильца; выплат в связи с инвалидностью и др.).

В России отчисления (страховые взносы) обязательного социального страхования делает только работодатель с зарплатного фонда. Наёмный работник самостоятельно эти отчисления не производит и их реальный размер в своей зарплатной ведомости даже не видит. Для работника это скрытые платежи.

Во Франции же обязательные отчисления в различные фонды социального/медицинского/пенсионного страхования разделены между работодателем и наёмным работником. Часть этих платежей платит работодатель с зарплатного фонда (как и в России). Но другую часть этих отчислений платит сам работник со своей зарплаты (той, которую указывают в объявлениях о работе и в трудовом договоре). Примерно 18-20% от официально объявленной зарплаты каждого работника отчисляются в фонды соцстрахования. И соответственно дальнейшему подоходному налогообложению подлежит только оставшаяся часть 80-82% от исходной французской зарплаты.

Во Франции принято указывать «очень грязную» зарплату, т.е. ещё до социальных отчислений. Это нужно учитывать при сравнении российских и французских зарплат. Если для сравнения берётся российская «грязная» зарплата (после социальных отчислений, но до уплаты подоходного налога), то из французской «очень грязной» зарплаты для адекватного сравнения сначала нужно вычесть 20%, чтобы тоже получилась просто «грязная» зарплата после социальных отчислений, но до уплаты подоходного налога. Во всех примерах в данной статье указанный доход семьи — это сумма после социальных отчислений и перед уплатой налогов.

Фактически сами отчисления в социальные фонды во Франции делает работодатель (как свою часть, так и часть с зарплаты работников) ещё до выплаты денег на банковский зарплатный счёт работника. Но разница с Россией в том, что в этом случае работник в зарплатной ведомости видит сумму, удержанную с него в виде социальных отчислений, т.е. осознаёт свою персональную часть социальных отчислений. Например, если объявленная грязная зарплата работника составляет 50 000 евро в год, то работник явно увидит, что из них 10 000 евро в год было отчислено в фонды социального страхования, а только 40 000 евро было перечислено ему (до уплаты налогов), и дальнейший подоходный налог он будет платить именно с этих 40 000 евро.

Явная для работников выплата социальных отчислений — это очень важный фактор, играющий роль в осознании французскими работающими гражданами того, сколько именно денег они передают со своих доходов в фонды социального страхования, чтобы потом требовать за эти большие деньги достойной пенсии, достойной медицины, достойных пособий и прочих социальных благ на должном уровне. Собственно, это французы и имеют взамен своих социальных отчислений. Налоговые выплаты и налоговые агенты

В России налоги в бюджет платит за наёмных работников сам работодатель, а работник получает на руки зарплату уже после удержания всех подоходных налогов. Т.е. работодатель в России является для своих работников налоговым агентом по уплате подоходного налога.

Во Франции работодатель не является налоговым агентом для наёмных сотрудников. Он полностью выплачивает работникам на руки всю сумму (после социальных отчислений, но до выплаты налогов), а подоходный налог с полученной зарплаты обязан платить уже сам наёмный работник самостоятельно.

Самостоятельная выплата подоходного налога — это очень важный фактор, играющий роль в осознании французскими налогоплательщиками того, сколько именно денег они передают со своих доходов в бюджет, чтобы потом требовать сполна с органов власти (президента, правительства, парламента), чиновников, полиции и прочих структур, живущих на бюджетные средства, качественной работы на благо своих налогоплательщиков. Налоговый период и налоговая декларация

Налоговый период для расчёта подоходного налога и в России, и во Франции — это 1 календарный год.

Но в России налоги за наёмных работников платит работодатель 2 раза в месяц, а самим работникам подавать налоговую декларацию в начале следующего года нужно только в случаях, когда у налогоплательщика кроме зарплаты был какой-то дополнительный источник дохода (доход от недвижимости, доход от дивидендов, доход от коммерческой деятельности и др.)

Во Франции же работники всегда сами платят подоходный налог. После окончания года налогоплательщикам по почте присылаются налоговые декларации, они самостоятельно заполняют их и перечисляют налоги в бюджет через местные налоговые органы (обычно за 3 платежа в течение года, следующего за отчётным налоговым годом). Налоговые нарушения и преступления Контроль за своевременностью и точностью налоговых выплат во Франции очень жёсткий. Даже незначительная просрочка в подаче налоговой декларации грозит штрафом ~10% к сумме налоговых отчислений по этой декларации. Непреднамеренная ошибка в декларации (например, забыл указать какой-то небольшой дополнительный доход) грозит штрафом ~10% (кроме полной уплаты налогов за этот период). Намеренная ошибка в декларации (например, явное занижение реальных доходов) грозит штрафом в виде двукратного увеличения налоговых отчислений за отчётный период. Более серьёзные нарушения (укрывание налогов в особо крупных размерах; подделка документов, подтверждающих доходы/расходы и др.) уже являются налоговым преступлением и грозят кроме штрафов ещё и реальным тюремным сроком.

С налогами там строго, и пытаться обманывать налоговиков действительно опасно.

В России, на мой взгляд, точность и своевременность налоговых отчислений контролируется менее жёстко, и наказания за налоговые нарушения менее суровые. Очень многие налоговые резиденты частично укрывают свои реальные доходы, чтобы платить меньше подоходного налога, и не несут за это серьёзной ответственности перед законом. Пример вычисления подоходного налога французской семьи

Допустим, семья, живущая во Франции, состоит из двоих супругов с одним несовершеннолетним ребёнком (или ребёнком-студентом). Суммарная зарплата родителей (в любой пропорции между ними) составляет 40 000 евро в год (это зарплата ещё до вычета социальных отчислений). При этом годовой расход этой семьи на профессиональные расходы, покупку компьютера/ноутбука, расходы на ясли/садик/школу/университет и прочие семейные расходы подлежащие вычетам составляет 4 000 евро.

Декларируемая зарплата (т.е. после выплаты 20% социальных отчислений, но перед уплатой подоходного налога) составит: 40000 × 0.8 = 32000 евро в год. После налоговых вычетов налоговая база составит: 32000 — 4000 = 28000 евро. Семейный коэффициент для супругов с ребёнком составляет 2.5 Среднедушевой доход на одного члена семьи (QF) составляет: 28000 ÷ 2.5 = 11200 евро. Это определяет максимальную ставку подоходного налогообложения 5.5% Итого сумма налоговых отчислений по подоходному налогу с этой семьи будет: (5963 × 0 + (11200 — 5963) × 0.055) × 2.5 = 5237 × 0.055 × 2.5 = 720 евро в год. Заключение

Надеюсь, после прочтения этой статьи у вас сложилось достаточно внятное и целостное понимание системы подоходного налогообложения во Франции. Теперь вы сможете не только верить на слово любым заявлениям о том, что во Франции очень высокие (или наоборот очень низкие) подоходные налоги, а вы сможете самостоятельно оценить уровень налогов во Франции, уже зная, как именно они взимаются.

Оригинал взят: http://mvgolubev.blogspot.ru/2012/12/french-tax.html

+=============================================================================================+

ALSO.Попытка найти серьезные обзоры темы оплаты налогов в России, исследования налоговых систем в разных странах, обзоры и сравнения российских ученых-аналитиков не увенчалась успехом. Вполне возможно, плохо искал. Поэтому, спасибо энтузиастам в интернет сети, которые помогают открыть глаза на эту важнейшую тему. Сравнение налоговых систем России и развитых стран необходимо проводить с осторожностью, ибо необходимо помимо состояния экономики, уровня и качества жизни населения и уровня криминализации всех сфер экономики также учитывать историзм процесса.

Важность темы налогов и их уплаты невозможно переоценить. Можно сказать с уверенностью: достаточно установить в стране нормальную (жесткую), прозрачную, понятную, цивилизованную систему сбора налогов и ее перманентное обсуждение в обществе, то и не понадобятся ни злые законы о борьбе с коррупцией, ни выступления на болотной и т.п., так как все очень быстро встанет на свои места — и волки будут сыты и овцы будут целы.

Но в России, как мы знаем, налоговая система в цивилизованном ее смысле, абсолютно отсутствует. Гражданин страны не знает своих налогов, не понимает, как они рассчитываются, на что идут. Причем, это детское неведение активно подпитывается всеми госструктурами. Кто в этом виноват? Да сами граждане и виноваты. Больше никто. Надо требовать от работодателя информации о выплаченных налогах, а от властных структур всех уровней — полной информации, на что налоги идут, до копейки. Причем, эта информация должна быть понятной, простой, проверяемой, подсчитываемой и т.д. Более того, необходимо добиться того, чтобы каждый гражданин России знал своего налогового инспектора (боялся его пуще Путина), знал телефон налоговой инспекции, где она находится, какие хорошие люди там работают, и посещал это чудное заведение хотя бы раз в год, чтобы отдать декларацию, пообщаться с налоговым инспектором, с радостью расстаться со своими кровными денежками. Вы спросите, а зачем это нужно, эти мучения?

Ответ простой — каждый налогоплательщик должен самостоятельно, сам, никому не поручая, разумно, с чувством выполненного долга оплатить свой собственный налог государству, гражданином которого он является. Причем, он должен понимать, что если он не выплатит этих денег, то он заплатит штраф или отправится в тюрьму. Всей своей шкурой должен чувствовать налогоплательщик расставание со своими деньгами. Вот такой вот сакральный ритуал, понимаешь.

Только после того, как гражданин расстанется с N-ой суммой денег (и остро почувствует их отсутствие, не смотря на свои доходы) в пользу государства, то он, гражданин, если он не полный идиот, будет сначала может быть, робко, потом посмелее задавать не менее сакральные вопросы: на какие такие благие дела пошли мои деньги? Кто их получил в моем районе, деревне, селе, городке, городе, области, округе, стране? В какой сумме собраны налоги, каково их качество, на какие программы идут налоги? Как капитализируется его пенсионный фонд и, в целом, в городе, области, стране? Кто в данной местности занимается распределением налогов и на какие программы? Каково состояние дел в моем городе c платежным балансом? Сколько построено дорог, сколько отремонтировано и за какие деньги? Почему мэр города принял так много приезжих, на каком основании, зачем их так много? Есть ли для них рабочие места, являются ли приезжие налоговыми резидентами, каков их налоговый статус? Какая информация за месяц, квартал, год выложена сити-менеджером на сайте района, города, области, страны в P&L, и почему в этом отчете такие странные, подозрительные цифры? Может мой город идет ко дну, и на грани банкротства из-за разных причин и пора менять или сити-менеджера или место жительства? И т.д. и т.п. Это — очень простые вопросы разумных граждан, живущих на своей территории, любящих свое место проживания и требующих от назначенных ими управленцев отчета за свои действия в обмен на скурпулезную оплатут налогов. Все очень просто.Безусловно, если граждане города исправно платят налоги, а городской управленец не справляется с задачей их распределния на благо горожан, то горожане имеют полное право при отсутствии злого умысла и состава преступления в действиях ответственного лица немедленно уволить его с должности, а в случае выявленных нарушений (для этого существуют независимые аудиторы) привлечь его к ответственности.

Чем больше тумана и сложностей в вопросах фискальной политики и сложностей донесения фискальной информации для гражданина, тем больше в них обмана и жульнических схем.

Как-то однажды собеседовал (в Москве) одну девушку на предмет занятия вакансии. Спросил, что ее не устроило на прошлом месте работы. Ответ меня не то, чтобы поразил особо, но запомнился надолго. Она ответила просто: сначала уменьшили премию (она работала менеджером в одной крупной компании), потом просто перестали ее платить, хотя работала вроде нормально. И еще, добавила она — при увольнении выяснилось, что хоть ее и занесли в трудовую книгу, как работника, но компания никаких взносов ни в какие фонды за нее не вносила! Т.е. работник работал в компании на птичьих правах, получая з/п в конверте. Никаких копий выписки по форме 2-НДФЛ она на руки не получила. Понятно, что она сама плохо знала законодательство и не попросила работодателя ознакомить ее со своей карточкой. Меня поразил цинизм директора этой компании (если, конечно, девушка не лукавила) — он ничего не боялся.Другие распространенные случаи махинаций директоров компаний — это полное игнорирование в предоставлении различных социальных льгот для определенных групп работников. То ли от незнания, то ли от нежелания кадровых служб, работникам в некоторых случаях не оформляют уменьшение их налогооблагаемой базы, хотя это выгодно и предприятию.

Налоговая (фискальная) безграмотность населения России, как явление, носит массовый характер. Большинство населения до сих пор еще живет представлением о государстве, сложившемся в советское время. И ждут, бедолаги, ждут не дождутся, когда же «большие начальники» станут добрыми и дадут им все, как в сказке. Вот так вот просто, возьмут и дадут. Потому что, они, «большие начальники», конечно же пекутся о каждом гражданине и только и думают каждую секунду, как там дела у какой-нибудь марь-и-ванны в ее Запендрищенске, чем же ей помочь-то, прямо в кровь ноги стаптывают, прямо мозоли на руках срывают от дел праведных, чтобы помочь ей, болезной, проблемы ее решить. Представления эти о себе власть не только не развенчивает, как миф, но и активно подогревает в умах и представлениях остатков «гомо советикус». Типичной Марь-и-ванне даже не вдомек, что какой-то большой начальник, быстрее всего, пришел на свой пост с единственной целью — пилить бабло, а опилки с этого процесса смахивать в местный бюджет. И нет ему никакого дела до нее, болезной, разве что раз в год, ради пиара, какое чудо «дарения» с барского плеча не совершить прилюдно (более мерзопакостной болезни постсоветского начальства нельзя озвучить) для какой-нибудь бабушки или выбранной наугад (ибо их — миллионы) дошедшей «до точки» семьи.

Только вот уже лет двадцать пять, как минимум, никто ничего не решает за нас в России и решать не будет — все заняты только своим делом. Каждый из нас обязан своим собственным трудом и образованием доказывать, что ты — лучший. Необходимо перестать уповать на «начальников» и бояться их — они такие же люди, что и ты, а чаще всего, даже хуже, глупее, менее образованы чем ты и занимают свой пост не всегда достойно. Главный критерий качества — цифры основных показателей, больше ничего. Российская народная любовь к начальнику — это схоластика, никто не мешает любить бывшего начальника на заслуженном отдыхе. Эти фразы должны быть в первой строке букваря с детского сада записаны. Они должны вдалбливаться молодежи каждый день в школе и университете. Так как многие находятся в плену заблуждений своих родных и близких, стонущих и ностальгирующих по «прекрасной стране советов», сгинувшей в лету. Надо каждому из нас выдавливать из себя «гомо советикус», даже родившемуся после развала Союза, как выдавливал из себя раба Антоша Чехонте.

К слову сказать, еще живы в памяти потуги (которые надо всячески приветствовать) господина Починка собирать налоги с представителей шоу-бизнеса. Сколько воя было поднято в то время (http://www.kommersant.ru/doc/195428/print), многие помнят. Интересно, если сейчас «причесать» шоу-бизнес, они захотят стать налоговыми резидентами Франции? Или их всех потянет, например, в США? 🙂

Резюме: как только мозг гражданина наконец-то будет занят делом, т.е. будет контролировать кэшфло в своем ареале, платить налоги и требовать жестко отчета об их тратах от назначенных управленцев, то не потребуется никуда выходить и бузить попусту. Хотя, безусловно, законное право «бузить», т.е. собираться мирно, без оружия, обозначая свое мнение по разным вопросам, обозначенное в Конституции страны, должно неукоснительно выполняться. И ответственные лица, препятствующие этому законному праву граждан обязаны нести ответственность. Если не в наше время, то в другое, безусловно. Рукописи ведь не горят, верно?

Вот еще одна тема для размышления, вопрос, который каждый должен задать себе и «начальнику» — какая минимально установленная почасовая оплата труда в том месте (стране), где я нахожусь? Почему до сих пор эта так необходимая мера стимулирования трудовых отношений до сих пор не установлена? Кто обязан заниматься этим вопросом? Почему этот вопрос не поднимается и не обсуждается?

Торговое оборудование. Автоматизация ресторанов.

grfr.livejournal.com

Налоги во франции для физических лиц
  • Количество иностранцев в россии
  • Регистрация украинцев в россии

Налогообложение юридических лиц во Франции

1. Формы ведения коммерческой деятельности, капитал, отчетность

Во Франции для ведения коммерческой деятельности существует огромное множество организационно-правовых форм. Наиболее распространенными являются следующие:

- индивидуальный предприниматель с ограниченной ответственностью (Entrepreneur individuel à responsabilité limitée, EIRL) – одна из разновидностей индивидуального предпринимательства (l'entreprise individuelle), осуществляемого без образования юридического лица;

- Общество с ограниченной ответственностью с одним участником (L'entreprise unipersonnelle à responsabilité limitée, EURL);

- Общество с ограниченной ответственностью с несколькими участниками (Société à responsabilité limitée, SARL) ;

- Простое коммандитное товарищество (Société en commandite simple, SCS);

- Коммандитное товарищество с акциями (Société en commandite par actions, SCA);

- Полное товарищество (Société en nom collectif, SCN) ;

- Упрощенное акционерное общество (Société par actions simplifiée, SAS) – разновидность закрытого АО, отличается упрощенным администрированием;

- Oткрытое акционерное общество (Société anonyme, SA).

При учреждении компании во Франции и внесении вклада в капитал регистрационный сбор, как правило, не взимается (за исключением случаев, когда компания в обмен на внесение вклада обязуется взять на себя долг вкладчика либо когда в капитал вносится недвижимость. В этом случае при некоторых условиях может уплачиваться сбор в размере 5% от суммы долга или вносимой недвижимости). 

Все французские компании с ограниченной ответственностью обязаны подавать годовую отчетность в коммерческий трибунал по месту регистрации[1]. Индивидуальные предприниматели подают баланс либо (в случае ведения упрощенной отчетности) бухгалтерские документы упрощенной отчетности[2]. 

Поданная в трибунал информация является публичной и доступна на едином сайте канцелярий коммерческих судов: www.infogreffe.fr. Как правило, на сайте infogreffe можно увидеть всю информацию о компаниях, включая финансовые результаты за прошедшие годы. Однако малые предприятия, удовлетворяющие определенным критериям, могут ограничить публичный доступ к своим финансовым данным[3]. 

2. Налогообложение доходов 

По общему правилу, доходы индивидуальных предпринимателей облагаются налогом на доход (l’impôt sur le revenu). Этот же налог платят физлица-участники организаций, облагаемых налогом по «прозрачному» принципу, таких как полные и простые коммандитные товарищества, общества с одним участником-физлицом и некоторые другие[4]. Доходы таких «прозрачных» организаций облагаются налогом непосредственно у участников в том же режиме, что и остальные доходы этих участников. Таким образом, к примеру, доходы полного товарищества, приходящиеся на долю товарища-физлица, облагаются налогом на доход. Если же товарищем является коммерческое общество, например, SARL, то его доля от доходов товарищества будет обложена корпоративным налогом. 

«Прозрачные» общества могут при желании перейти под «непрозрачное» обложение корпоративным налогом.

Корпоративным налогом (l’impôt sur les sociétés[5]) облагается основная часть юридических лиц (почти все кроме тех, о котоых говорилось в первом абзаце). Такие компании самостоятельно отчитываются и уплачивают налог со своих доходов. 

При этом для некоторых из них имеется возможность перейти под «прозрачное» налогообложение. В частности, это могут сделать небольшие семейные компании типа SA, SAS и SARL в течение первых пяти лет с момента создания[6].Налог на доходы мы оставим за рамками этой статьи, на корпоративном налоге остановимся подробнее.


Смотрите также