Санкт-Петербург, м. Пл. Восстания,
ул. Гончарная, дом 13

+7 (812) 458-53-53

+7 (921) 771-65-11

[email protected]

Кто такие лица без гражданства


Кто такие лица без гражданства

Правовой статус человека без гражданства варьируется в зависимости от страны, которая его приютила. Например, правовой статус находящихся в РФ апатридов считается образцовым в силу своей лояльности к отсутствию гражданства (даже несмотря на то, что закон N 109 — ФЗ был принят сравнительно недавно). Напротив, если у человека без гражданства есть диплом о получении высшего образования по востребованной специальности, во время собеседования при поступлении на работу он будет обладать преимуществом перед законным гражданином без востребованных навыков. Для сравнения, в США правовой статус мигрантов без определенного гражданства довольно удручающий и уступает по всем параметрам.

В РФ люди без гражданства не могут стать хранителями государственных тайн и получить возможность участвовать в политических объединениях. Силовые структуры вполне могут ограничить апатрида в передвижении по территории РФ, если правительство официально огласит подобное распоряжение. В РФ люди без гражданства имеют право получить полноценный медицинский полис, и даже в большинстве случаев пересекать границу на определенный срок.

Как получить статус лица без гражданства в России

Лицо без гражданства – это человек, не имеющий статуса гражданина ни одной из стран, он не является подданным ни одного из существующих государств и не имеет права на обращение за дипломатической помощью в консульство своей страны, ведь таковой нет.

Обращение по любому из вопросов предполагает предъявление паспорта или иного удостоверения личности, а если таких персональных бумаг у человека нет, то реально его существование значительно осложняется. На первый взгляд кажется, что стать лицом без гражданства (юридическое определение – апатрид) просто невозможно, а на самом деле подобных ситуаций множество:

ЛИЦО БЕЗ ГРАЖДАНСТВА

Лицо без гражданства — правовое положение личности, которая не имеет гражданства какого либо государства. Состояние безгражданства возникает чаще всего в силу расхождений законодательства различных стран о гражданстве. Безгражданство может иметь место в силу выхода из… … Теория государства и права в схемах и определениях

ЛИЦО БЕЗ ГРАЖДАНСТВА — человек, проживающий постоянно или временно на территории какого то государства и не имеющий документов о принадлежности ни к гражданству данного государства, ни к гражданству какого либо другого государства. Как правило, состояние безграж… … Энциклопедический словарь конституционного права

Права лиц без гражданства на территории России

Процедура получения разрешительных документов проста: апатрид приходит в организацию, представляет особые документы, свидетельствующие, что он не является резидентом ни одной из существующих стран и пишет заявление на получение ВРВ. После этого апатрид обязан пройти процедуру дактилоскопии (снятия отпечатков с пальцев).

Рекомендуем прочесть:  Проверка отчислений в пенсионный фонд по снилс

Въезд в республику апатридам возможен лишь при наличии визового разрешения. Виза делается в том государстве, откуда прибывает особа, не имеющая статуса. Если апатрид не имеет визы, но находится в государстве, но он считается нелегалом, которого нужно депортировать из республики. Выезд апатрида также осуществляется по полученной визе.

Лица без гражданства — это кто, каков их правовой статус

В 1948 году Генеральной ассамблеей ООН была принята декларация, в связи с которой гражданство выступает именно в качестве права. Каждый человек имеет право на принадлежность к какому-то государству и не может быть лишен его. В то же время никто не имеет права ограничивать человека в отказе от гражданства. Например, в США отречение от принадлежности к стране закреплено на законодательном уровне.

Если есть намерение получить какой-либо правовой статус, лица без гражданства должны, первым делом, пройти через процедуру установления личности. Для этого нужно обратиться в органы ФМС с соответствующим заявлением, к которому прилагаются оригиналы всех имеющихся у человека документов. В обязательном порядке должны быть такие бумаги:

Положение лица без гражданства

  • участие в выборах;
  • занимание должности государственного учреждения или отделов, выполняющих функцию по сохранению государственной тайны;
  • прохождение воинской службы;
  • трудоустройство пилотами военной и гражданской авиации;
  • занимание должности капитана морского судна;
  • принадлежность партии или какому-либо политическому объединению.
  • обратиться в управление МВД с целью сдачи своего паспорта и отказа от гражданства. В такой ситуации можно получить отказ, но если доказать свой переезд и ложное намерение в оформлении подданства другой страны, документы охотно примут и вопросов лишних задавать не будут;
  • позволительно заключать фиктивные браки – их обнаружение приведет к аннулированию получения гражданства;
  • лишиться гражданства на основании создания опасной ситуации для окружения. Нередко уполномоченные органы России отказывают в подданстве страны вследствие несоблюдения Конституции и прочего законодательства. Но в этом случае следует быть осторожным, чтобы не спровоцировать уголовное наказание.

Лицо без гражданства в РФ: изгой или почти полноправный гражданин

Ст.12 УК РФ определяет две группы лиц ЛБГ, проживающих до 183 дней и более 183 дней на территории России. Те, кто проживали более 183 дней, имели почти одинаковые правомочия с гражданами России. За исключением уголовной ответственности, когда лицо подлежит выдаче своему государству для несения наказания.

Рекомендуем прочесть:  Номенклатура кадровых документов и сроки хранения

В настоящее время порталом Госуслуг предоставляется возможность постановки на миграционный учет онлайн. Для мигрантов крайне важно четко выполнять предписанные правила, связанные с процедурой въезда в страну и пребывания в ней. Их нарушение сурово наказывается.

Лицо без гражданства

Л. б. г. не пользуются как избирательными и иными правами, предоставляемыми исключительно гражданам государства, так и правами и льготами, предоставляемыми иностранцам (см. Иностранцы) по международным соглашениям. Л. б. г. также не имеют права на дипломатическую защиту со стороны какого-либо государства.

Как правило, состояние безгражданства возникает, если: лицо вышло из гражданства своего государства и обратилось с ходатайством о приобретении гражданства другого государства, но еще не получило его; лицо лишено гражданства своего государства и не приобрело нового; государство, к гражданству которого относился человек, прекратило существование, а с его правопреемником он не оформляет отношений; лицо утратило документы о принадлежности к гражданству какого-то государства и не может получить дубликаты или доказать иным путем свою принадлежность к определенному гражданству.

Лицо без гражданства: статус и права

Несмотря на недостатки отечественного законодательства, следует отметить наличие определенных льгот и упрощенных моделей для апатридов. В первую очередь послабления предусматриваются для граждан бывшего Союза СССР, которые после распада государства оказались лицами без гражданства. В законодательстве, в частности, установлено, что:

Лица без гражданства в РФ, равно как и иностранцы, пользуются установленным национальным режимом. Однако для них существует ряд ограничений. К примеру, в права лиц без гражданства не входит возможность участия в выборах. В России документами, удостоверяющими личность апатридов, выступают:

Лицо без гражданства: суть статуса, права апатрида, документы и оформление

РВП — представляет собой специальную отметку в паспорте (для иностранцев) или отдельный документ (для апатридов), ВНЖ выдает миграционная служба. Однако на получение РВП установлены квоты, которые ежегодно утверждаются правительством. Например, на 2018 год общий размер квот составляет 90360 штук. Это означает, что только такое количество человек сможет получить РВП. При этом квоты рассчитаны не только на апатридов, но и на иностранцев.

  • Свидетельство о рождении (если оно утрачено, необходимо самостоятельно восстановить, сделав запрос о выдаче дубликата в загс по месту рождения);
  • Паспорта родителей (если их личная явка невозможны, предоставляются нотариально заверенные копии их паспортов);
  • Справка о регистрации (листки убытия или архивные справки, если в настоящий момент апатрид не имеет регистрации в РФ);
  • Подробная автобиография;
  • Квитанция об оплате госпошлины.
26 Июл 2018      toplawyer         46      

Кто такие лица без гражданства

Лицо без гражданства в РФ

Современному человеку может показаться странным, что в мире, который достиг невероятных успехов в техническом прогрессе, до сих пор существуют жители, которые не принадлежат ни к одному из известных человечеству государств. Категория таких лиц даже получила специальное название – апатрид.

Исходя из греческого происхождения самого термина, апатридами называют членов общества, которые не имеют отечества.

Лица без гражданства (апатриды) – лица, не имеющие прав в каком-либо государстве.

Апатриды подчиняются законам страны пребывания, однако их правоспособность ограничена: они обычно не пользуются избирательными и иными правами, которые предоставляются только гражданам.

С другой стороны, апатриды не пользуются теми правами, которые данное государство предоставляет иностранным гражданам в силу международных договоров, они не могут пользоваться дипломатической защитой.

(АПАТРИД) — лицо. не являющееся гражданином данного государства и не обладающее соответствующими доказательствами, которые могли бы установить принадлежность его к гражданству какого-либо иностранною государства.

Безгражданство возникает в случаях, когда лицо утрачивает свое гражданство и не приобретает нового.

В связи с ростом числа Л. б. г.

был принят ряд международных конвенций, направленных на сокращение безгражданства и защиту Л.

Правоспособность иностранных лиц и лиц без гражданства

В наши дни лица без гражданства — это большая группа людей в Российской Федерации, права и свободы которых описаны в статье законодательства N 109 — ФЗ «О миграционном учете ». Лица без гражданства — это физические лица, не обладающие статусом гражданина какой-либо страны.

Несмотря на то, что лица без не признаются полноправными гражданами, они обязаны подчиняться действующему законодательству принявшей их страны.

должностях). Безгражданство представляет собой правовую аномалию, поэтому государства стремятся уменьшить число апатридов. Закон РФ от 28 ноября 1991г. № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» устанавливает,что ребенок, родившийся на территории РФ от лиц без гражданства, является гражданином РФ.

Согласно Закону РФ поощряет приобретение РФ апатридами и не препятствует приобретению ими иного гражданства.

Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства определяется Конституцией РФ.

Федеральным законом

«О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации »

, другими федеральными законами, межгосударственными договорами. заключенными Российской Федерацией, и другими правовыми актами. Иностранный гражданин — это физическое лицо.

не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Физические лица в общем понимании – это люди, члены общества.

Основной чертой физического лица является его принадлежность определенному биологическому виду – homo sapiens. т.е. физическое лицо – это человек, индивид.

Физическое лицо как участник гражданских правоотношений обладает рядом общественных и естественных признаков и свойств, которые определенным образом индивидуализируют его и влияют на его правовое положение – его правовой статус.

Долгое время отечественная наука конституционного права отрицала такое явление как безгражданство.

До 1917 года все жители Российской Империи, которые не являлись подданными иностранного государства, признавались российским подданными. Такое же правило действовало в отношении советского после прихода коммунистов к власти.

Поэтому стать лицом без было фактически невозможно. Ситуация изменилась после введения сталинского закона о 1938 года.

Права лиц без гражданства на территории России

Лица без – это личности, которые не имеют ни одной из существующих стран. Другими словами, лица без гражданства – это люди, не имеющие статуса резидента. Лиц без можно встретить в любой республике, в том числе и России.

Именно в этом государстве лица без гражданства составляют около 0,10 процента общего количества населения. Как «утрачивается статус», и какой ответственностью и обязанностями обладают такие особы, попробуем разобраться.

Лицо без гражданства: суть статуса, права апатрида, документы и оформление

Точное количество лиц без гражданства или апатридов в мире неизвестно.

По примерным оценкам ООН, не имеют свыше 15 млн человек — это население одной небольшой страны или крупного региона такой державы, как Россия. Проблема отсутствия гражданства серьезнее, чем может показаться на первый взгляд. Люди, у которых отсутствует гражданская принадлежность к какому-либо государству не могут обратиться в поликлинику, поступить в университет, вступить в брак, устроиться на работу или просто отправиться в путешествие.

Кто признается лицом без гражданства

Мы часто даём советы, как подать прошение о выдаче вида на жительство, тобосноваться в новой стране на легальных основаниях. Но ситуация бывает такова, что приходиться покидать родной дом без документов, срочно, спасая себя и близких. А можно однажды проснуться в другой стране. Кто носит статус «лицо без гражданства»? Какие бумаги могут подтвердить это состояние? Читайте об этом в нашей статье.док

Немного истории

Возможно, вам покажется странным, как существовать, не являясь гражданином никакой страны. Есть и особое название для этой категории людей – апатриды – люди без отечества. До революции, до 1917 года, каждый человек, проживающий в Российской империи и при этом не являющийся гражданином другой страны, автоматически считался подданным императора, россиянином.

Этот порядок сохранялся долгое время. Закон о гражданстве, принятый Сталиным в 1938 году, изменил ситуацию. Впервые было введено понятие «лицо без гражданства». Стремясь оградить страну от внешнего влияния, государство признавало апатридами людей, которые проживали в Советском Союзе, не являясь гражданами, и не имели бумаг, подтверждающих факт присвоения иностранного гражданства. Эта формулировка сохранилась и в последующих законах, регламентирующих положение о статусе гражданина.

Кто такой человек без гражданства

В словарях это определение трактуется с некоторыми вариациями. Пожалуй, самой точной является формулировка, закреплённая Федеральным законом от 2002 года «О правовом положении граждан в РФ».

Лицо без гражданства – это физическое лицо, которое не является гражданином Российской Федерации, не имеющее доказательств о присвоении гражданства или гражданства другого иностранного государства.

По существующей терминологии «иностранцем» называется гражданин другого государства, прибывший из-за границы. Даже если он проживает на территории России, он не утрачивает своего гражданства. Чтобы законно пребывать в РФ, иностранец обязан оформить разрешение на проживание, временное или постоянное.

Апатрид, или человек без гражданства, не может предъявить никакого документа, подтверждающего его принадлежность какому – либо государству. При этом по факту эти люди проживают в стране, иногда с рождения, но в силу передела границ или преследований по этнической принадлежности не могут подтвердить статус гражданина.

К сожалению, такие случаи не так уж и редки. Напомним, что после армяно – азербайджанского конфликта в начале девяностых годов семьи армян и турок – месхетинцев, перебравшихся в Россию, не получили гражданства, а СССР, как государство, исчезло с политической карты. В итоге и сами переселенцы, и их дети, постоянно проживая в РФ, являются апатридами и не могут предоставить гражданского паспорта.

Сложная ситуация сложилась и в странах Балтики. Русские, не решившиеся стать гражданами Латвии или Эстонии, и не подавшие бумаги на присвоение российского гражданства, стали проживающими без документов, лицами с ограниченными правами, хотя место жительства они не меняли. Есть даже термин – «неграждане Латвии». Интересно, что этот статус предполагает большие права и свободы, чем отсутствие гражданской принадлежности в принципе.

Статус апатрида получают и жители непризнанных государств – жители Приднестровья, не определившиеся с гражданской принадлежностью в пользу России, Молдавии или Украины. Есть подобные проблемы и в странах Европы и Азии.

Как становятся людьми без отечества

Обстоятельства порой бывают сильнее нас. Иногда людьми без гражданства становятся при рождении, иногда в силу политических перемен. Основные причины отсутствия статуса гражданина таковы:

  1. Рождение ребенка от родителей, потерявших гражданство – апатридов. Сложности с оформлением бумаг, иногда незнание законов страны постоянного проживания мешают людям пройти необходимые формальности.
  2. Сознательное решение отказаться от присвоения гражданского статуса. Чаще встречается при переделе территории. В этом случае паспорт несуществующего государства изымают, и люди продолжают жить без бумаг до тех пор, пока не оформят новое гражданство.

Обратите внимание, что по существующим международным соглашениям беженцы не являются лицами без гражданства. Но этот статус нужно подтвердить.

Права и обязанности апатридов

По законам России, лица без гражданства, проживающие на территории РФ, имеют те же права и обязанности, что и россияне, но с исключениями. В частности, они не имеют избирательного права, не могут служить в армии, не могут занимать государственные посты. Ещё одно ограничение – невозможность иметь доступ к государственной тайне и участвовать в политических организациях и объединениях.

В остальном же апатриды ничем не отличаются от обычных людей. Они вправе свободно перемещаться по территории РФ, устраиваться на работу, поступать в учебные заведения, обращаться за бесплатной медицинской помощью.

В качестве удостоверения личности человека без гражданской принадлежности признаётся:

  • Официальной бумагой, выданной в иной стране, подтверждающий личность владельца. Необходимо, чтобы он признавался в России в соответствии с международными соглашениями.
  • Разрешение на временное проживание.
  • Постоянный или временный вид на жительство.
  • Иные виды удостоверений личности, признаваемые Россией.
  • При всей лояльности российских властей долгое пребывание в статусе человека без определённой гражданской принадлежности считается нежелательным. Ничто не препятствует бывшим гражданам СССР обращаться в соответствующие органы с просьбой о присвоении гражданского статуса. Предусмотрены льготы по срокам оформления, существуют упрощенные схемы подачи бумаг.

    Прошение о гражданстве

    Подать прошение о присвоении гражданства можно даже тем, кто находится за границами России. Для этого следует обратиться в Консульство. Если дети «неграждан» родились уже в РФ, они получают статус гражданина по рождению.

    В соответствии с новыми поправками к закону «О гражданстве», разрешено подавать бумаги на присвоение статуса гражданина РФ без вида на жительство тем, кто проживает на территории России с 2002 года. Причем это могут сделать даже те люди, кто утратил паспорт и совсем не имеет удостоверения личности.

    Поэтому мы рекомендуем соотечественникам, оказавшимся в сложном положении, не откладывать хлопоты и определяться с гражданским статусом без промедления. Желаем удачи!

    Статья 33.1. Признание иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка

    1. Иностранный гражданин или лицо без гражданства по результатам собеседования, проведенного с ними комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка (далее — комиссия), могут быть признаны носителями русского языка, то есть лицами, владеющими русским языком и повседневно использующими его в семейно-бытовой и культурной сферах, в случае, если данные лица либо их родственники по прямой восходящей линии постоянно проживают или ранее постоянно проживали на территории Российской Федерации либо на территории, относившейся к Российской империи или СССР, в пределах Государственной границы Российской Федерации.

    2. Комиссии формируются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальными органами. Порядок формирования и работы комиссий, требования к специалистам, входящим в состав комиссии, правила проведения комиссией указанного в части первой настоящей статьи собеседования с иностранным гражданином или лицом без гражданства, требования к форме заявления о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка и форме решения комиссии о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

    3. Заявление о признании временно пребывающего на территории Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка подается в комиссию не позднее пятнадцати суток до истечения срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации.

    4. Заявление о признании проживающего на территории Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка подается в комиссию не позднее чем за три месяца до истечения срока проживания иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации.

    5. По результатам собеседования с иностранным гражданином или лицом без гражданства комиссия принимает решение о признании либо непризнании этого иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка.

    6. Решение комиссии о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка выдается данному иностранному гражданину или лицу без гражданства для подачи заявления о выдаче вида на жительство или заявления о приеме в гражданство Российской Федерации в соответствии с частью второй.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, а в случае выезда иностранного гражданина или лица без гражданства из Российской Федерации для решения вопроса о последующем въезде данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российскую Федерацию.

    7. Срок действия решения комиссии о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка не ограничен.

    8. В случае признания иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка проведение повторного собеседования, указанного в части первой настоящей статьи, не допускается.

    9. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, которые не признаны носителями русского языка, вправе вновь обратиться с заявлением о признании носителем русского языка не ранее чем по истечении одного года после принятия в отношении данного иностранного гражданина или лица без гражданства предыдущего решения о непризнании носителем русского языка.

    Лица без гражданства (апатриды)

    В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21 июня 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» под лицом без гражданства понимается физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. «Безгражданство» может возникнуть, к примеру, когда лицо вышло из гражданства одного государства и еще не приобрело гражданства другого. По Конституции РФ лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

    Уголовный закон (ч.ч. 1 и 3 ст. 12 УК РФ) различает две категории лиц без гражданства:

    постоянно проживающие на территории РФ;

    не проживающие постоянно на территории РФ.

    К первой категории принято относить тех, которые проживают в РФ в общей сложности не менее 183 дней в календарном году. Документом, подтверждающим право лица без гражданства на постоянное проживание в РФ и удостоверяющим его личность, служит вид на жительство.

    С точки зрения уголовной юрисдикции РФ такие апатриды почти полностью приравниваются к гражданам РФ. Они подпадают под действие УК РФ по территориальному принципу (при совершении преступления в пределах государственной границы РФ) либо по принципу гражданства (при совершении преступления за пределами указанной границы).

    Однако разница в уголовно-правовых статусах названных лиц и граждан РФ все же есть применительно к институту экстрадиции. Согласно ст. 13 УК РФ в случае совершения преступления за пределами Российской Федерации граждане РФ не подлежат выдаче (ч. 1), тогда как лица без гражданства могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания (ч. 2). Вторая категория рассматриваемых лиц включает апатридов, которые проживают в РФ в общей сложности менее 183 дней в календарном году. Документом, подтверждающим их право временно проживать в РФ до получения вида на жительство, является разрешение на временное проживание. Уголовно-правовой статус таких лиц и иностранных граждан идентичен. Поэтому в случае совершения преступления лицом без гражданства, постоянно не проживающим на территории РФ, ответственность наступает по УК РФ на основании территориального, реального или универсального принципа действия уголовного закона в пространстве.

    Особую (смешанную) группу адресатов уголовного закона составляют лица с двойным гражданством (бипатриды), беженцы, вынужденные переселенцы, а также лица, получившие политическое убежище в РФ.

    В плане уголовной юрисдикции РФ с учетом конкретной ситуации:

    бипатриды приравниваются к гражданам РФ или иностранным гражданам;

    беженцы — к иностранным гражданам либо лицам без гражданства, не проживающим постоянно в РФ;

    вынужденные переселенцы — к гражданам РФ либо, как исключение, к иностранным гражданам или лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории РФ;

    лица, получившие политическое убежище в РФ, — к гражданам РФ.

    Коллизии – конкуренция норм в уголовном законодательстве.

    Конкуренция – взаимоотношение норм права, при котором одна из них более точно отражает содеянное (дает юридическую оценку содеянному).

    Темпоральные коллизии — это коллизии между двумя или несколькими разновременно действующими нормами права. Иначе темпоральные коллизии можно назвать коллизией законов во времени, временными коллизиями.

    Темпоральные коллизии. Возникновение их обусловленность объективными причинами: временной протяжен­ностью общественных отношений, регулируемых с по­мощью правовых предписаний.

    Первая причина возникновения ‘темпоральных колли­зий — протяженность во времени общественных отноше­ний, которые регулируются нормами права. В уголовном праве эта причина характерна прежде всего для для­щихся и продолжаемых преступлений, а также престу­плений с отдаленными преступными результатами.

    Вторая причина — неизбежный временной разрыв между моментом совершения преступления и временем выяснения по нему юридического решения — приговора суда.

    Третья причина — сменяемость законов.

    Наряду с ними су­ществуют н субъективные причины, заключающиеся в основном в дефектах и недостатках правотворческой де­ятельности.

    Коллизии уголовных законов разрешаются с помо­щью темпоральных коллизионных правил. В общей тео­рии права выделяют общий темпоральный коллизионный принцип и специальные темпоральные коллизион­ные правила, представляющие собой исключение или конкретизацию из общего принципа3.

    Суть общего темпорального коллизионного принципа заключается в том, что последующий закон по тому же вопросу отменяет действие предыдущего.

    Общность данного принципа состоит в том, что он применим ко всем отраслям законодательства и в прин­ципе ко всем случаям конфликта старого и нового за­конов. Данный принцип был известен еще древнерим­скому праву, широко используется в теории. Примене­ние его в процессе правоприменительной деятельности затрудняется тем обстоятельством, что данный принцип ни прямо, ни косвенно в законодательстве не закреплен.

    В уголовном праве к числу норм, специализирующих­ся на разрешении данной разновидности коллизионных столкновений, относится ч. 1 ст. 9 УК РФ: «Преступ­ность и наказуемость деяния определяются законом,

    действующим во время совершения этого деяния». Ци­тируемая норма в качестве коллизионной привязки, ре­гулирующей выбор между разновременно действующи­ми уголовными законами, использует время соверше­ния преступления. Другими словами, каков бы ни был временной разрыв между моментом совершения прес­тупления и моментом принятия юридического решения по нему, правоприменитель должен применять закон, действующий во время совершения преступления.

    Вторая разновидность темпоральных коллизий уго­ловного закона возникает вследствие временной протя­женности самого преступления. По ее разрешению спе­циализируется вторая группа темпоральных коллизион­ных норм, также представляющих собой исключение из общего принципа.

    Временная протяженность преступной деятельности может быть различной: от нескольких секунд до не­скольких десятилетий и может не совпадать с времен­ным действием уголовного закона, регулирующего этот вид преступления. Преступление может быть начато в период действия одного уголовного закона, а закончено во время действия второго, третьего и более.

    В данном случае ч. 2 ст. 9 УК гласит: Временем совершения преступления признается время совершения общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий. Третья причина разъясняется ст. 10: Уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

    2. Если новый уголовный закон смягчает наказание за деяние, которое отбывается лицом, то это наказание подлежит сокращению в пределах, предусмотренных новым уголовным законом.

    Пространственные коллизии заключаются в отноше­ниях между нормативно-правовыми предписаниями, действующими в разных пространственных (территори­альных) пределах.

    Пространственные коллизии. Причиной возникнове­ния пространственных коллизий является прежде всего объективно существующая пространственная протяжен­ность регулируемых уголовным правом общественных отношений.

    Объективной причиной возник­новения пространственных коллизий является:

    а) пространственная протяженность общественных отношений (применительно к уголовному праву — про­странственная протяженность некоторых преступных деяний);

    б) пространственная ограниченность действия уго­ловных законов пределами государственных границ.

    Пространственные коллизии уголовно-правовых норм имеют исключительно объективные причины возникно­вения и существования.

    Этим объясняется правовая природа пространствен­ных коллизионных предписаний. Задача законодателя теории уголовного права заключается не в устранении пространственных коллизий, а в создании системы эффективных коллизионных норм и коллизионных правил, с помощью которых можно было бы разрешить любые возникающие пространственные коллизии уголовно-пра­вовых норм.

    Кто может стать гражданином Республики Казахстан

    Смотрите также:

    «Гражданство Республики Казахстан определяет устойчивую политико-правовую связь лица с государством, выражающую совокупность их взаимных прав и обязанностей. В Республике Казахстан каждый человек имеет право на гражданство».

    Итак, давайте, рассмотрим основные аспекты получения гражданства Республики. Наверняка многие, кто поставил перед собой данную задачу, сталкиваются с различными вопросами: какие документы сдавать, в какие органы, каковы сроки рассмотрения, основания для отказа и так далее.

    Приобретение гражданства Республики Казахстан

  • по рождению;
  • в результате приема в гражданство Республики Казахстан;
  • по основаниям или в порядке, предусмотренными межгосударственными договорами Республики Казахстан;
  • по иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом.
  • Если Вы являетесь гражданином другого государства или лицом без гражданства, то, подав ходатайство, можете быть приняты в гражданство Республики Казахстан в соответствии с нормами:

    Согласно статье 16 Закона «О гражданстве» в гражданство Республики Казахстан могут быть приняты:

  • лица, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан не менее пяти лет (на момент подачи ходатайства о приеме в гражданство пятилетний срок проживания в Республике Казахстан должен быть непрерывным);
  • состоящие в браке с гражданином Республики Казахстан (проживающие не менее 3 лет);
  • граждане бывших союзных республик, прибывшие с целью постоянного проживания в Республику Казахстан и имеющие одного из близких родственников, который проживает на территории Казахстана и является гражданином Республики Казахстан. К близким родственникам относятся: отец, мать, родные братья, сестры, муж, жена, дети, бабушка, дедушка, независимо от срока их проживания на территории Казахстана.
  • Общеустановленный порядок приема в гражданство Республики Казахстан

    Иностранцы, не обладающие правом на прием в гражданство в упрощенном порядке, и желающие принять гражданство Республики Казахстан, должны обратиться с заявлением-ходатайством в территориальные подразделения миграционной службы по месту своего постоянного проживания. Заявление-ходатайство подается на имя Президента Республики Казахстан. В заявлении должны быть указаны мотивы принятия в гражданство. Согласно Правилам приема, оформления и рассмотрения органами внутренних дел ходатайств (заявлений) по вопросам приема в гражданство Республики Казахстан по рассмотрению органами внутренних дел Республики Казахстан вопросов, связанных с гражданством Республики Казахстан к заявлению прилагаются следующие документы:

  • анкета — заявление по установленной форме;
  • автобиография;
  • обязательство о соблюдении условий, предусмотренных статьей 1 «Закона Республики Казахстан О гражданстве Республики Казахстан»;
  • справка о наличии либо отсутствии судимости;
  • документ об уплате государственной пошлины в размере 1 МРП или освобождении от ее уплаты;

    справка об отсутствии или прекращении прежнего гражданства, выданная компетентным органом другого государства.

    Помимо перечисленных документов представляют:

  • лица, отвечающие требованиям перечня профессий и требований для лиц, в отношении которых устанавливается упрощенный порядок приема в гражданство Республики Казахстан, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 6 июня 2005 года N 1587 — ходатайство профильного государственного органа;
  • лица, возвратившиеся для постоянного проживания в Республику Казахстан как на историческую родину, — удостоверение оралмана и заявление об отказе от прежнего гражданства;
  • лица, предусмотренные подпунктом 2) статьи 16 Закона, документы, удостоверяющие степень родства с гражданами Республики Казахстан (свидетельство о рождении, свидетельство о браке и др.);
  • ходатайство профильного государственного органа (для лиц, отвечающих требованиям перечня профессий и требований для лиц, в отношении которых устанавливается упрощенный порядок приема в гражданство);
  • удостоверение оралмана и нотариально удостоверенное заявление к должностному лицу государства прибытия, принимающего решение по вопросам гражданства, об отказе от прежнего гражданства (для лиц, возвратившихся для постоянного проживания в Республику Казахстан как на историческую родину);
  • нотариально удостоверенная копия свидетельства о заключении брака (для лиц, в момент подачи заявления состоящих в браке с гражданином Республики Казахстан);
  • документы, удостоверяющие степень родства с гражданами Республики Казахстан (свидетельства о рождении, браке и др.) (для граждан бывших союзных республик, прибывших с целью постоянного проживания в Республику Казахстан и имеющих одного из близких родственников — граждан Республики Казахстан).
  • Порядок рассмотрения заявления

    Районные (городские) органы внутренних дел передают материалы по приему в гражданство в Департаменты внутренних дел областей и городов Алматы и Астаны, которые проверяют их, выносят по ним заключение и передают в Министерство внутренних дел. МВД направляет материалы со своим заключением в Государственно-правовой отдел Администрации Президента Республики Казахстан.

    Момент приобретения гражданства

    Чтобы определить момент, с какого лицо, является гражданином Республики Казахстан, необходимо воспользоваться статьей 37 Закона, согласно которой гражданство Республики Казахстан приобретается в день:

  • издания Указа Президента Республики Казахстан о приеме в гражданство;
  • рождения или усыновления несовершеннолетних;
  • издания Указа Президента Республики Казахстан о приеме родителей несовершеннолетних в гражданство Республики Казахстан;
  • регистрации гражданства в порядке, предусмотренном межгосударственными договорами;
  • регистрации приобретения гражданства Республики Казахстан в упрощенном (регистрационном) порядке;
  • Подача ходатайств от несовершеннолетних и недееспособных лиц

    В отношении детей, не достигших 18 лет, а также граждан, признанных недееспособными, удостоверенное нотариально ходатайство о приеме в гражданство подается их законными представителями (родителями, усыновителями, опекунами). К ходатайству прилагается копия свидетельства о рождении ребенка, документ, подтверждающий недееспособность и документ, подтверждающий полномочия законного представителя недееспособного. Для ребенка в возрасте от 14 до 18 лет требуется отдельное согласие, подписанное им самим из удостоверенное нотариально. В соответствии с пунктом 2 подпункт 11 Правил приема, оформления и рассмотрения органами внутренних дел ходатайств по вопросам приема в гражданство Республики Казахстан по рассмотрению органами внутренних дел Республики Казахстан вопросов, связанных с гражданством Республики Казахстан срок рассмотрения заявлений в местных органах внутренних дел и национальной безопасности, Министерстве внутренних дел Республики Казахстан и в других государственных органах Республики Казахстан не должен превышать одного месяца в каждом из этих органов, а в совокупности — шести месяцев. ДВД при получении Указа Президента Республики Казахстан, через горрайорганы внутренних дел по месту жительства заявителей в срок пять календарных дней извещают их о результатах рассмотрения ходатайств.

    Иностранцам и лицам без гражданства, принятым в гражданство Республики Казахстан, выдается справка, которая является основанием для выдачи им в установленном порядке удостоверения личности и паспорта гражданина Республики Казахстан.

    Кто такие лица временно без гражданства

    Жизнь человека без гражданства (апатрида)

    Еще гражданин может быть лишен гражданства РФ, если он сообщал заведомо неверную информацию в период подачи документов на гражданство, и его настоящей целью было желание проводить террористическую деятельность в России, захватывать заложников, создавать незаконные вооруженные формирования. В остальном иностранцы и апатриды имеют одинаковые права, обязанности и ограничения.

    Как и иностранных граждан, их не призывают в армию, не предоставляют права голоса, не разрешают занимать юридические и некоторые другие должности. В законе №62-ФЗ о лицах без гражданства сказано, что Россия поддерживает принятие ее гражданства апатридами, находящимися в ней (п. 6 ст. 4).

    Кроме того, дети, родившиеся от апатридов в границах страны, становятся россиянами по «праву почвы» (п.

    «г» статьи 12 ФЗ-62)

    Административно-правовой статус лиц без гражданства (апатридов)

    Права данной категории граждан в России описаны в законе № 109 «О миграционном учёте». Недостатков в отсутствии гражданства довольно много:

    1. отсутствие социальных льгот и выплат (например, пенсии);
    2. для посещения других стран придётся оформлять визу;
    3. силовые структуры государства при необходимости могут ограничивать перемещение апатрида по стране;
    4. существуют ограничения в приобретении собственности;
    5. человек без гражданства не может воспользоваться дипломатической защитой какой-либо страны (этим отличается от иностранных граждан);
    6. у апатрида меньше прав, чем у гражданина;
    7. мерой наказания при нарушении законов может быть избрано выдворение из государства.

    Существует ряд оснований для потери человеком гражданства: Права апатридов и граждан государства почти равны, однако, первые лишены возможностей: Апатрид по законам России может получить образование, медпомощь и устраиваться на работу.

    Лицо без гражданства: суть статуса, права апатрида, документы и оформление

    Так ли все страшно? Как на эту проблему смотрят в России и как ее решают в нашей стране? Основными причинами потери гражданства можно назвать следующие:

      Военные городки; Пограничные территории; Зоны со чрезвычайным положением (к примеру, районы экологических бедствий).

    Содержание в детском саду и получение начального образования возможно только при наличии у ребенка свидетельства о рождении.

    А излишне бдительные руководители учебных учреждений требуют от родителей и прописку по месту проживания.

    У апатрида отсутствуют все документы, подтверждающие его личность: паспорт РФ, свидетельство о рождении и прочее. В качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства могут выступать: Вид на жительство (ВНЖ); Разрешение на временное проживание (РВП); Документ, выданный в государстве, где раньше проживал апатрид; Любые другие официально признанные в России документы.

    Лицо без гражданства

    Энциклопедия юриста . 2005 . — (англ. person out of citizenship) лицо, не имеющее прав гражданства в данном государстве и не располагающее доказательствами своей принадлежности к гражданству иностранного … Энциклопедия права Лицо Без Гражданства — лицо, не являющееся гражданином данного государства и не имеющее доказательств своей принадлежности к гражданству иностранного государства.

    Закон Российской Федерации от 28.11.91 N 1948 I, ст.11 … Словарь юридических понятий

    Кто такие лица без гражданства

    1.

    Человеком без гражданства или апатридом считают лицо, которое не обладает статусом гражданина ни одной страны в мире. В 1961 году ООН была принята «Конвенция о сокращении безгражданства», поэтому мировая политика в последнее время направлена на уменьшение количества таких людей, и гражданство уже трактуется как обязанность, а не как добровольный выбор человека.

    К положительным моментам можно отнести то, что права на самые необходимые вещи у граждан страны и апатридов почти равные.

    Человек без гражданства: как живется апатридам в 2018 году

    Нелишним будет знать, что может служить поводом к тому, что новорожденный житель планеты не получит гражданский статус или лишится его в более сознательном возрасте: Вместе с тем международная конвенция гласит, что в категорию «люди без гражданства» нельзя отнести беженцев. К числу немногочисленных ограничений можно отнести:

    1. невозможность участвовать в выборах;
    2. занимать важные посты в государственных структурах;
    3. служить в армии.

    При этом российское государство отличается особой лояльностью к жителям с данным статусом, чего не скажешь о других странах.

    Что значит лицо без гражданства, например, в США?

    Лицо без гражданства в РФ: изгой или почти полноправный гражданин?

    Важной потребностью человека, как социального индивида является осознание причастности к своему государству.

    Однако, существует ряд затруднений, связанных с порядком, регулирующим правовой статус ЛБГ в РФ.

    Стать лицом без гражданства можно по разным причинам: став жертвой обстоятельств, добровольно или против своего желания. Рассмотрим факторы, которые приводят к получению такого статуса:

    Процесс идентификации личности имеет несколько этапов. На первом этапе ЛБГ должно констатировать себя, как личность.

    Как живут апатриды (лица без гражданства) в России

    Стандартная схема получения гражданства РФ апатридом состоит из нескольких этапов:

      Установление личности. Обращение за РВП. Получение ВНЖ. Оформление гражданства РФ.

    Стать гражданином России можно по рождению и в общем порядке. В первом случае гражданами РФ становятся следующие категории населения: Основания для приобретения гражданства РФ имеются у совершеннолетних и дееспособных апатридов и иностранных граждан, если они отвечают следующим условиям: пять лет и более проживают в стране со статусом ВНЖ. Перерыв в этом периоде не может превышать 3 месяца в году; у претендента на гражданство РФ имеется законный источник доходов; знает русский язык; выполняет требования российского законодательства.

    Лицо без гражданства: статус и права

    Статус лиц без гражданства появляется при: В Конвенции, регламентирующей правовой статус лиц без гражданства, в ст. 1 указано, что беженцы не могут быть признаны апатридами.

    • Разрешение на проживание (временное).
    • Прочие документы, которые предусмотрены в ФЗ или признаются как удостоверяющие личность апатрида.
    • Документ, полученный в иностранном государстве и признанный по условиям международного договора как удостоверяющий личность.
    • Вид на жительство.

    К последним относят бумаги, упомянутые ст. 27 и 28 Конвенции, регламентирующей статус лиц без гражданства. Одним из таких документов, в частности, выступает Certificat d`apatrid.


    Смотрите также